Правовое положение иностранных граждан в РФ icon

Правовое положение иностранных граждан в РФ



НазваниеПравовое положение иностранных граждан в РФ
Дата конвертации07.07.2012
Размер120.55 Kb.
ТипРеферат
Правовое положение иностранных граждан в РФ


Введение. Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиесягражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности кгражданству иностранного государства. Лицом без гражданства в РФ признаются лица, не имеющие гражданствакакого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным иотносительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с моментарождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее врезультате утраты гражданства. В законе о гражданстве Россииустанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территорииРоссии, является гражданином России. Законодательство определяет, какиедокументы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданстватого или иного государства. Согласно закону о гражданстве России от 29ноября 1991 г., документом, подтверждающим гражданство, является, преждевсего, паспорт, а до его получения — свидетельство о рождении.Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание награжданство лица. В случае отсутствия документов, подтверждающихгражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России установленаадминистративная процедура так называемого выяснения гражданства. В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам безгражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы. Они пользуются теми же правами и свободами и несут те жеобязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из КонституцииРФ, и других актов российского законодательства. Иностранные граждане илица без гражданства в РФ равны перед законом независимо отпроисхождения, социального и имущественного положения, расовой инациональной принадлежности, пола, образования, языка, отношения крелигии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Использованиеиностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод недолжно наносить ущерб интересам российского общества и государства,правам и законным интересам граждан РФ и других лиц. Находящиеся в РФ иностранные граждане и лица безгражданства обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдатьроссийские законы. Иностранные граждане могут постоянно проживать в РФ, если ониимеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органамивнутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законномосновании, считаются временно пребывающими в РФ. Они обязаны вустановленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта илизаменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного имсрока пребывания. Российская Федерация предоставляет политическое убежищеиностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии собщепризнанными нормами международного права. Глава 1. Понятие и виды правового режима иностранных граждан. 1.1 Понятие «Иностранный гражданин» Понятие «Иностранный гражданин» следует оценивать во взаимосвязи спонятиями «иностранец» и «лицо без гражданства».
Дело в том, что взаконодательной практике применительно к иностранцам используются термины- «иностранные граждане», «лица без гражданства». Например, из содержанияконституции 1977г. бывшего СССР вытекало, что иностранцами должны считатьсякак иностранные граждане, так и «лица без гражданства»[1]. В нынедействущейКонституции Российской Федерации, предусмотренные законом, права и свободыпредоставляются «иностранным гражданам» и лицам без гражданства»[2].Согласно ст.63 Конституции политическое убежище так же предоставляется«иностранным гражданам» и «лицам без гражданства»[3]. Термин «иностранец» вКонституции Российской Федерации не применяется. Таким образом, имеются дветенденции, касающиеся содержания и понятия термина «иностранец»:использование его как в широком, так и в узком смысле. Современный подходроссийского законодательства к этому понятию связан с его трактовкой вузком смысле.Собственно в узком смысле термин «иностранец» применялся и в некоторыхактах бывшего СССР. Так, согласно ч.1 ст. 1 Закона о правовом положениииностранных граждан в СССР от 24 июня 1981г. иностранцем считалось лицо, неявляющееся гражданином СССР и имеющее доказательство своей принадлежностик гражданству иностранного государства[4]. В законе о гражданствеРоссийской Федерации 1991г. термин «иностранец» вообще отсутствует, затодается понятие иностранного гражданина. Это лицо, обладающее гражданствоминостранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации[5].Представляется, что термин «иностранец» может применяться именно к даннойкатегории лиц, имеющих совершенно определенный правовой статус. Междулицами без гражданства и гражданами иностранных государств (иностранцами)существует юридически обоснованное разграничение. Оно вызвано тем, чтоапатрид (лицо без гражданства) не состоит в гражданстве данного государстваи не имеет юридически значимых доказательств принадлежности к гражданствудругого государства. Правовое положение апатрида в первую очередьопределяется законами государства проживания. При переезде апатрида вдругое государство его связь с прежним государством автоматическипрекращается и возникает новая связь с тем государством, где апатридоказался. Права и обязанности апатрида, приобретенные в прежнемгосударстве, автоматически не возобновляются. Они признаются только в томслучае, если в новом государстве действует закон относительно перехода этихправ и обязанностей или это государство выполняет соответствующиемеждународные обязательства. Что касается граждан иностранных государств,то они подчиняются не только правопорядку страны пребывания, но сохраняютправа и обязанности по отношению к своему государству. У иностранныхграждан, как граждан определенного государства существуют юридическирегулируемые правоотношения с этим государством, независимо от нахожденияданных граждан. Подобное государство, требуя лояльности от своих граждан,обязано обеспечить им установленные законом права и защиту, как насобственной территории, так и за рубежом. Государство распространяет своювласть на граждан, даже если они находятся за пределами его территории. Всвязи с этим граждане данного государства, находясь за его пределами вкачестве иностранцев, пользуются по отношению к государству своегогражданства рядом прав, например правом на формирование органовгосударственной власти, и соответственно несут ряд обязанностей, напримеробязанность несения военной службы и соблюдения законов своего государства.Такие права и обязанности отсутствуют у граждан одного государства,находящихся на территории другого государства, по отношению к последнему.Отсутствуют они и у лиц, не имеющих какого-либо гражданства, в отношениилюбого государства. Таким образом, правовое положение иностранных граждан илиц без гражданства при ряде общих черт – не одно и то де. Существующиеразличия касаются коренной позиции – прав и обязанностей лица по отношениюк своему государству: у иностранных граждан – это государство, котороенаделило их гражданством, а у лиц без гражданства такого государствапопросту нет. Следовательно, лица без гражданства – это особая категория лиц, правовоеположение которых должно регулироваться в особом порядке. Если это так, тотогда понятия «иностранный гражданин» и « иностранец» юридически должнырассматриваться как тождественные. С учетом сказанного можно сделать общий вывод о том, что «иностранныйгражданин», или «иностранец», - это лицо, находящееся на территории данногогосударства, не являющееся его гражданином, но состоящее в гражданстведругого государства. Этот режим не является абсолютно одинаковым.Иностранцев можно разделить на несколько категорий в зависимости от степениподчиненности юрисдикции страны пребывания. В связи с этим следует выделитьправовой статус иностранных граждан, обладающих иммунитетом от юрисдикциигосударства или привилегиями в правовой сфере, и статус иностранныхграждан, не обладающих иммунитетом от юрисдикции. К иностранным гражданам, обладающим иммунитетом от юрисдикции илипривилегиями, относятся лица, временно пребывающие в данной стране: 1)граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом; 2) граждане, обладающиеконсульским иммунитетом; 3) граждане – военнослужащие воинских частей,экипажей военных кораблей, самолетов ВВС; 4) члены межправительственных игосударственных делегаций, миссий; 5) работники международных организаций;6) свидетели, эксперты и другие лица, соответствующий статус которыхопределен международными договорами. Состав иностранных граждан, необладающих иммунитетом от юрисдикции данного государства, так же являетсядостаточно сложным. К ним относятся иностранцы, как постоянно проживающие вданной стране, так и временно в ней проживающие. Постоянно проживающие –те, кто имеет разрешение на постоянное проживание и вид на жительство. Всеостальные иностранцы считаются временно пребывающими в стране. Критериемделения иностранцев на постоянно проживающих и временно проживающих так жеявляется степень устойчивости правовой связи лица с данным государством ихарактером нахождения на его территории. Если лицо постоянно проживает натерритории данного государства, то оно в то же время может пользоватьсядипломатической защитой государства, гражданином которого является. Вслучае если лицо получило территориальное политическое убежище, оно такойзащитой страны гражданства пользоваться не будет. Следовательно, дажеиностранцы, постоянно проживающие в другой стране, могут иметь различныеобъемы правового статуса. Но совсем другие объемы будут иметь иностранцы,не обладающие иммунитетом от местной юрисдикции и временно пребывающие начужой территории. К ним, например, относятся лица, прибывающие в страну вкачестве туристов, члены экипажей морских и воздушных гражданских судов,спортсмены, приезжающие по частным делам, прибывающие в составе творческихколлективов, в командировки на предприятия и в учреждения, на учебу,следующие через территорию государства транзитом. 1.2 Правовые режимы пребывания иностранцев Независимо от степени устойчивости правовой связи иностранца сгосударством пребывания практика государств выработала несколько видовправовых режимов пребывания иностранцев в данной стране. По сути, этиправовые режимы представляют собой юридическое решение вопроса об объемеправ, которые представляются иностранцам. Это – следующие режимы:национальный, наибольшего благоприятствования, специальный. Национальный режим соотносит правовой статус иностранцев со статусомграждан страны пребывания. С этой точки зрения правовой статус иностранцевв принципе приравнивается к правовому статусу собственных граждан, но зарядом исключений, предусмотренных национальным законодательством. Например,к таким исключениям относится отсутствие у иностранцев права на участие вуправлении государственными делами. Не возлагаются на иностранцев такиеобязанности, как, например, обязанность служить в вооруженных силахгосударства пребывания. Национальный режим не нарушает связи иностранца и сгосударством его гражданства – в отношении своего государства он несетобязанности при сохранении всех прав. При применении к иностранцамнационального режима вовсе не обязательно действие принципа взаимности. Этоозначает, что права и свободы предоставляются иностранным гражданамнезависимо от того, имеют ли такие же права и свободы граждане данногогосударства в государстве, гражданином которого является иностранец. Тем неменее, на практике принцип взаимности может применяться, но не в целом – нев отношении всего комплекса прав и свобод, а применительно к отдельнымправам. В таком случае принцип взаимности специально оговаривается в томили ином национальном законе. Например, он может быть оговорен в законе отоварных знаках. В нем может быть оговорена взаимность относительнорегистрации товарных знаков на имя иностранца. Подробный же подход кпринципу взаимности может содержаться в международных договорах: в нихвключаются нормы о национальном режиме иностранцев только применительно кпредмету регулирования этого договора. Примером многостороннего договоратакого рода является Соглашение государств – участников СНГ от 12 марта1993 г. о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов иучастников Великой Отечественной войны, а так же лиц приравненных к ним.Примером двухстороннего соглашения является Соглашение между правительствомРоссийской Федерации и правительством Украины о трудовой деятельности исоциальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границсвоих государств, от 14 января 1993 г. В Российской Федерации национальный режим для иностранцев действует какобщий принцип права. Он закреплен в ст.62 Конституции Российской Федерации1993г.: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются вРоссийской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданамиРоссийской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом илимеждународным договором Российской Федерации»[6]. Таким образом,возможность дополнения, конкретизации данного принципа, как взаконодательном порядке, так и при помощи международных договоров – неисключается. Следующим вид правового режима иностранцев – режим наибольшегоблагоприятствования. Он означает, что граждане иностранного государствапользуются на территории данного государства таким же правовым режимом,какой предоставлен гражданам третьего государства. Данный вид режима так жепредставляет собой метод соотношения правового статуса физических июридических лиц договаривающихся государств с правовым статусом таких желиц третьего государства на их территории. Такой подход должен бытьзафиксирован в международном договоре, по крайней мере, двумязаинтересованными государствами. Договор обычно предусматривает, чтофизическим и юридическим лицам одной стороны предоставляется на территориидругой стороны такой же правовой режим, которым пользуются или будутпользоваться в дальнейшем на их территории физические и юридические лицалюбого третьего государства. Третьим государством может быть любое,следовательно, и такое государство, физическим и юридическим лицам которогопредоставлены наиболее благоприятные условия. Режим наибольшегоблагоприятствования как бы уравнивает в правах иностранцев. Чаще всего онприменяется при регулировании торговых связей. Режим наибольшегоблагоприятствования предоставляется на взаимных началах. Наконец, специальный режим связан с предоставлением иностранцамопределенных привилегий и преимуществ. Например, это может касаться граждансоседних государств в их отношениях друг с другом в сфере приграничнойторговли, приграничного общения и т.п.Глава 2. Принципы правового регулирования статуса иностранных граждан. Объем прав и обязанностей иностранца определяется международнымидоговорами и национальным законодательством государства. Определение этогообъема – дело внутренней компетенции каждого государства. Однакогосударство должно исходить из международных стандартов, являющихсяобщепризнанными нормами международного права. В первую очередь этистандарты закреплены в Международном пакте о гражданских и политическихправах 1966г. и в Международном пакте об экономических, социальных икультурных правах 1966г. В обоих пактах множество статей, касающихся прав исвобод лиц, начинается со слов: «каждый человек…», т.е. любой человек,находящийся на территории данного государства, в том числе и иностранец,обладает указанными в пактах правами и свободами. Следовательно,международно-правовые стандарты в области прав человека имеют универсальноезначение. Они явились конкретизацией принципа уважения прав и основныхсвобод человека, обязательного для всех государств. Каждое государство,опираясь на этот принцип и исходя из своего суверенитета, самоустанавливает правила пребывания иностранцев на своей территории. В связи сэтим государство распространяет на иностранцев, находящихся на еготерритории, свою юрисдикцию и требует, чтобы иностранцы выполнялиустановленные ими правила. Несоблюдение правил влечет ответственность, откоторой освобождается достаточно узкий круг иностранцев. В то же времягосударство, на территории которого находится иностранец, должно защищатьего права, особенно связанные с личностью иностранца и его имуществом. Государство пребывания не должно препятствовать иностранцам в праве выездасо своей территории. Оно не должно ущемлять права отдельных группиностранцев по признакам расы, вероисповедания, языка и религии и т.п.,т.е. подвергать их дискриминации. Дискриминацией является лишениефизического лица основных прав и свобод человека или целенаправленное исущественное ущемление этих прав, что является нарушением норммеждународного права. А это недопустимо. В то же время государство вопределенных областях может предоставить иностранцам меньший объем прав,чем собственным гражданам. Такие ограничения возможны, но в рамкахтребований национального закона и соответствующих норм международногоправа. Например, международные пакты о правах человека не препятствуютгосударствам делать изъятия в отношении иностранцев в сфере избирательногоправа. Иностранец не может избирать и быть избранным в органыгосударственной власти, судебные органы; быть главой государства и т.п.Важнейшим принципом правового статуса иностранцев является необходимостьюридических гарантий их прав и свобод. Это достигается правом иностранцевна обращение за защитой в суд, административные органы, применением санкцийк нарушителям прав и свобод. Особенно важно право иностранцев на судебнуюзащиту их личных и имущественных прав. Так, в Российской Федерациииностранцы могут обращаться за защитой своих прав не только в обычные суды,но и в Конституционный Суд Российской Федерации. В силу национального режима иностранцы не могут требовать предоставленияим тех прав, которые не предоставлены собственным гражданам государства. Таким образом, одним из важнейших принципов юридического статусаиностранцев является принцип равенства иностранных граждан перед законом,что вытекает из ст. 19 Конституции Российской Федерации: «1. Все равны перед законом и судом. 2.Государство гарантирует равенствоправ и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,национальности, языка, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежностик общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаютсялюбые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой,национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина иженщина имеют равные права и свободы и равные возможности для ихреализации»[7]. Важными так же являются положения ч.3 ст.55 КонституцииРоссийской Федерации, согласно которым в Российской Федерации не должныиздаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека игражданина. «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченыфедеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целяхзащиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав изаконных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасностигосударства»[8].-----------------------[1] Конституция 1977г.[2] Конституция РФ ст.62[3] Конституция РФ ст.63[4] Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981г.[5] закон о гражданстве Российской Федерации 1991г[6] ст.62 Конституция РФ 1993г.[7]ст.19 Конституция РФ[8] ч.3 ст.55 Конституция РФ




Похожие:

Правовое положение иностранных граждан в РФ iconПравовое положение иностранных граждан в РФ

Правовое положение иностранных граждан в РФ iconПравовое положение иностранных граждан в России

Правовое положение иностранных граждан в РФ iconВ. В. Новицкий «27» февраля 2007 г. Положение о приеме иностранных граждан и делегаций в сибгму данное положение устанавливает единый порядок приглашения и приема иностранных граждан и делегаций для учебы, участия в семинар
Данное положение устанавливает единый порядок приглашения и приема иностранных граждан и делегаций для учебы, участия в семинарах,...
Правовое положение иностранных граждан в РФ iconДипломная работа по предмету «Международное право» по теме «Правовое положение иностранных инвестиций в России»
Общая характеристика Закона "Об иностранных инвестициях в рф" ( предмет регулирования закона, формы иностранных инвестиций, система...
Правовое положение иностранных граждан в РФ iconПравовое положение иностранных инвестиций в России

Правовое положение иностранных граждан в РФ icon5 курс. 2 семестр. Понятие семьи и её значение; 2
Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранных граждан и их источники
Правовое положение иностранных граждан в РФ iconПрограмма дисциплины «Правовое регулирование труда иностранных граждан и работников международных организаций» Для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста

Правовое положение иностранных граждан в РФ iconПрограмма дисциплины «Правовое регулирование труда иностранных граждан и работников международных организаций» Для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста

Правовое положение иностранных граждан в РФ iconПравила пребывания в Удгу иностранных граждан и лиц без гражданства Общие положения
Федеральным законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в рф» №115-фз от 25 июля 2002г
Правовое положение иностранных граждан в РФ iconАнкет а для иностранных граждан, поступающих на обучение в спбгасу
С правилами приема иностранных граждан в Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет ознакомлен и обязуюсь...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы