Традиция обедов в Древнем Риме icon

Традиция обедов в Древнем Риме



НазваниеТрадиция обедов в Древнем Риме
Дата конвертации07.07.2012
Размер39,32 Kb.
ТипРеферат
Традиция обедов в Древнем Риме


ШАЧНЕВА ЕКАТЕРИНА ГРУППА № 101 БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО РИМА ТРАДИЦИЯ ОБЕДОВ В ДРЕВНЕМ РИМЕТрехкратный прием пищи -утром, в середине дня и ближе к его концу-обусловлен биологически и распространен повсеместно у самых разных народов.Характер этих трапез, однако, подвержен значительным вариациям и колеблетсяне только от одного народа к другому, но и по социальным слоям. По заведенному порядку весь Рим легко закусывал утром, перехватывалкое-что по завершении дневных дел и во второй половине дня собирался наобед. Утренняя закуска и дневной завтрак не предполагали ни точноговремени, ни определенного меню. Они только удовлетворяли голод в то время ив тех условиях, когда он возникал. Крестьяне приступали к приготовлениюпервого завтрака сразу же после пробуждения от сна и, лишь поев, выходилииз дому. Клиенты же богатых и знатных семейств шли утром приветствоватьпатрона натощак и только здесь получали спортулу- корзиночку с едой. Меню обоих завтраков складывалось случайно и произвольно. Бедные еливсе подряд, зажиточные римляне были более разборчивы. Подчас оба завтрака бывали очень скудными. Следуя своим привычкам,император Август ел на завтрак “грубый хлеб, мелкую рыбешку, влажный сыр”,а Сенека и вовсе “завтракал сухим хлебом, так что после завтрака незачембыло мыть руки”. Обычный завтрак располагался между двумя этими крайностямии состоял из хлеба, смоченного в вине или слабом растворе уксуса, сыра,фиников, холодного мяса или ветчины. Главное состояло в том, что эти завтраки человек съедал в одиночку.Однако обед был трапезой в полном смысле этого слова. Если приемы пищи, предшествовавшие обеду, не занимали определенногоместа в распорядке дня римлян, то обед начинался всегда точно и неизменно-около половины второго зимой и половины третьего летом. Лишь человекаскетического образа жизни, вроде Плиния Старшего, “летом вставал из-заобеда засветло, зимой в сумерки”. Август, тоже весьма неприхотливый в своихпривычках, шел после обеда заниматься государственными делами, но этуработу его биограф называет “ночной”. До полуночи пировал Нерон. Переходитьот обеда к ночному сну считалось нормой. Обед всегда предполагал приглашенных гостей и общение сотрапезников;обеды в одиночку упоминаются у римских писателей в виде редчайшегоисключения. Главное в обеде-беседа. Независимо от размеров помещения и числа обедающих центром, вокругкоторого организовывалась трапеза, был небольшой стол, с трех сторонокруженный массивными, чаще всего каменными, ложами, на которых, по трое накаждом, и возлежали обедающие. С четвертой стороны стола доступ открывалсятем, кто обслуживал трапезу, менял блюда и приборы, разрезал мясо, подливалвино. На ложа набрасывали много тканей и подушек, которыми отделяли местоодного сотрапезника от другого. В зале царила ужасная теснота. Скученныелюди, разогретые вином и едой, непрестанно потели и, чтобы не простужаться,укрывались специальными накидками. Не меньшая теснота царила и на столе, очень небольшом по размеру ипотому неспособном вместить все блюда с едой. Ее приходилось приносить илибо ставить на стол, разложивши на тарелки, либо подносить каждомуотдельно. Поэтому ставились вспомогательные столики-серванты. Вино сначаларазливали по большим сосудам- у богатых людей они бывали из стекла или дажехрусталя- и уже оттуда разливали его специальным черпаком по бокалам. Если отвлечься от чудовищных пиров римских богатеев и говорить обобычном хорошем обеде, который устраивал для друзей радушный хозяин, томеню его состояло чаще всего из четырех перемен, включало рыбу, мясо,разнообразные закуски и фрукты. Супы в источниках не упоминаются. Вот,например, как выглядел хороший обед в середине I в. н.э. : поросенок,увенчанный колбасами, сырный пирог, холодный, но политый горячим медом,обложенный фасолью, горохом, орехами и персиками; по куску медвежатины,мягкий сыр, виноградный сок, улитки, печенка, репа, тунец. В заключениеобеда вокруг стола пускалось глубокое блюдо с маринованными оливками. Многие часы, которые длился обед, были заполнены не только едой, но икультурной программой. В большинстве случаев цель ее состояла в том, чтобыразвеселить сотрапезников. В программе участвовали шуты, комические актеры,танцоры. Если хозяин не хотел тратиться на такие представления, то он саммог импровизировать развлечения- например, аукцион картин, повернутыхизображением к стене, или просто играть с приглашенными в кости. Нередкобыли развлечения более высокого уровня-выступления музыкантов, исполнениестихов, чтение вслух. Совместная трапеза была выражением дружеской солидарности, и издавнаутвердился обычай посылать друзьям, не сумевшим прийти на обед, кое-какиелакомства от стола, а присутствующим раздавать часть обеда, которую ониуносили с собой в специально прихваченной на этот случай салфетке. По мере того как дружеский характер обеда становился все большеусловной декорацией, а патроны превращали его в издевательство над друзьямии клиентами, распоясывались и последние. Салфетки крали, сознательно путаяпринесенные с собой, плохие и старые, с хозяйскими. В салфетку можно былоспрятать не только то, что человеку дали, но и то, что он успел схватить сблюда сам. И если еду гостям раздавали, то бутылки и кубки с вином обычностояли на столах все время, и вот из-за них-то и начиналась подлиннаядрака. Обед превращался в гастрономический марафон, в бесконечное обжорство иоргию. Все это распутство и распад вызывали сопротивление, исходившее отчастиот консервативных смей, а отчасти от своеобразной римской интеллигенции. Первым и главным признаком таких антиобедов была скромность. Менюздесь может быть сколь угодно разнообразным, но оно никогда не бываетслишком обильным. В нем обычно большую роль играет свежая зелень, толькочто сорванные плоды и овощи. Подчас такой обед знал только один вид развлечения- так называемую“сократическую беседу”, то есть беседу на философские, литературные илидаже повседневные темы, но обязательно живой и остроумный, в которомсобеседники состязались в находчивости.Таким образом, традиция обедов в Риме была чрезвычайно разнообразной иразличалась по социальным слоям.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Традиция обедов в Древнем Риме iconТрадиция обедов в Древнем Риме
Трехкратный прием пищи -утром, в середине дня и ближе к его концу- обусловлен биологически и распространен повсеместно у самых разных...
Традиция обедов в Древнем Риме iconПедагогика в Древнем Риме

Традиция обедов в Древнем Риме iconДеятельность юристов в Древнем Риме

Традиция обедов в Древнем Риме iconПраво собственности в Древнем Риме

Традиция обедов в Древнем Риме iconПрирода и человек в Древнем Риме

Традиция обедов в Древнем Риме iconВоенное дело в Древнем Риме

Традиция обедов в Древнем Риме iconСемья и брак в Древнем Риме

Традиция обедов в Древнем Риме iconОсновные формы правления в Древнем Риме

Традиция обедов в Древнем Риме iconПолитические и правовые учения в Древнем Риме

Традиция обедов в Древнем Риме iconМифология, архитектура, литература и искусство в Древнем Риме

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы