Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» icon

Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки»



НазваниеФакультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки»
Дата конвертации07.07.2012
Размер251.35 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>


Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


«Государственный университет - Высшая школа экономики»


Факультет экономики


Программа дисциплины

«Экономика отраслей социальной сферы и науки»


для направления 080100.68 «Экономика» подготовки магистра


Авторы: проф., к.э.н. Шейман И.М.,

ст. преп. Аносов В.В.,

проф., д.э.н. Киселёва В.В.



Рекомендовано секцией УМС «Конкретная экономика»


Председатель


________________________

Смирнов С.Н.

Одобрено на заседании кафедры государственного управления и экономики общественного сектора


Зав. кафедрой, проф., д.э.н.


______________________

(Л.И.Якобсон)


Утверждено УС факультета экономики


Ученый секретарь

________________________ (Т.А.Протасевич)


« _____» _______________200 _г.

Москва, 2009

Тематический план учебной дисциплины




Тематический план раздела «Экономика здравоохранения»







п/п

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы


Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинары





А. Экономика здравоохранения (И.М.
Шейман)

1

Особенности экономических отношений в здравоохранении

8

4

-

4

2

Системы и функции финансирования здравоохранения

10

4

-

6

3

Квазирыночные отношения в здравоохранении

14

4

-

10

4

Экономическая мотивация в здравоохранении

11

4

-

7

5

Экономические реформы в российском здравоохранении

11

4




7




Всего раздел А

54

20

0

34




Б. Экономика образования (В.В.Аносов)

6

Общая характеристика образования России

8

4




4

7

Финансирование образования

12

4




8

8

Налогообложение в сфере образования. Отношения собственности в системе образования

10

4




6

9

Основные направления совершенствования организационно-экономического механизма сферы образования

24

8




16




Всего раздел Б

54

20




34




В. Регулирование инновационной сферы (В.В.Киселёва)

10

Наука как экономическая категория и ее роль в экономике знаний. Новые явления в регулировании экономики знаний.

12

4




8

11

Государственная политика в сфере науки: Финансирование и другие виды поддержки науки и инноваций. Национальные инновационные системы

12

4




8

12

Варианты стратегии перехода РФ к инновационному развитию.

12

4




8

13

Обобщение опыта создания инновационной системы РФ. Актуальные направления реформирования инновационной сферы (2002-2009)

18

8




10




Всего раздел В

54

20

-

34




ИТОГО

162

60




102



Пояснительная записка


Требования к студентам:

Предварительно студенты должны освоить курсы по микроэкономике и макроэкономике промежуточного уровня, экономике общественного сектора и экономической статистике.

Аннотация:

Данный курс дает студентам магистратуры знания в области теоретических основ, результатов эмпирических исследований и их использования в практике экономики здравоохранения, экономике образования и науки, и в вопросах регулирования инновационной сферы.

Курс предполагает чтение лекций, точное распределение часов по темам представлено в описании курса.


Базовые учебники:


1. Экономика здравоохранения. Учебное пособие под редакцией М.Г. Колоснициной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина. – М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009

2. Экономика здравоохранения. Учебное пособие под редакцией И.М. Шеймана, - М.: ТЕИС, 2001.

3. Беляков С.А. Лекции по экономике образования. - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2002. (Серия: Библиотека развития образования).

4. Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы, ИД ГУ-ВШЭ, 2008.

6. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы М.: Наука, 2002.


Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Формы контроля:

Промежуточный контроль:

Разделы А и Б курса заканчиваются написанием контрольной работы.


Итоговый контроль:

Письменный экзамен по окончании курса (тест) (1 час 20 мин ).


Итоговая оценка складывается из:

- оценки за контрольную работу по разделу А – 30%

- оценки за контрольную работу по разделу Б – 30%

- оценки на письменном экзамене (раздел В) – 40%


Содержание программы


Раздел А. Экономика здравоохранения

Тема 1. Особенности экономических отношений в здравоохранении



Провалы рынка медицинских услуг.

Характеристики спроса на медицинские услуги

Экономическое поведение поставщиков медицинских услуг

Экономическая роль медицинского страхования, его главные виды, формы и механизмы влияния на систему здравоохранения

Роль государства в организации и финансировании здравоохранения

Механизмы смягчения провалов рынка

Обеспечение макроравновесия в системе здравоохранения: регулирование спроса и предложения

Основная литература:

Экономика здравоохранения. Учебное пособие под редакцией М.Г. Колоснициной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина. Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009, главы 2-4.

Экономика здравоохранения. Учебное пособие под редакцией Шеймана И.М. М.: ТЕИС, 2001. Глава 1.

Дополнительная литература:


Шейман И.М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009, глава 1.

Тема 2. Системы и функции финансирования здравоохранения




Типология систем и функций финансирования

Механизмы формирования средств в системах финансирования здравоохранения

Механизмы объединения средств

Механизмы покупки медицинской помощи

Роль частного финансирования здравоохранения

Альтернативные варианты привлечения личных средств населения

Накопительные медицинские счета


Основная литература:

Экономика здравоохранения. Учебное пособие под редакцией М.Г. Колоснициной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина. Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009, глава 8.


Дополнительная литература:

Шейман И.М. Анализ зарубежного опыта развития экономических моделей здравоохранения и их воспроизводимости для России. Центр стратегических разработок. Отчет по НИР «Разработка мер по комплексной модернизации здравоохранения России» 2008 (материал представлен в электронной форме).

Финансирование здравоохранения: альтернативы для Европы./Ред. Моссиалос Э., Диксон А., Фигерас Ж., Кутцин Д./ Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь мир», 2002. С. 1-33. (http://www.who.dk/observatory/Publications/20020524_21)


Тема 3. Квазирыночные отношения в здравоохранении


Характеристики квазирыночных отношений

Потребительский выбор: возможности и ограничения

Модель регулируемой конкуренции

Модель внутреннего рынка

Зарубежный опыт реализации квазирыночных отношений

Условия реализации моделей квазирыночных отношений

Сетевая модель отношений в здравоохранении

Роль планирования и договорных отношений


Основная литература:

Экономика здравоохранения. Учебное пособие под редакцией М.Г. Колоснициной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина. Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009, главы 9-10.

Дополнительная литература:


Шейман И.М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009, главы 2-9.

Шейман И.М. Теоретические аспекты проблемы конкуренции в здравоохранении. СПЭРО № 7 2007.


Тема 4. Экономическая мотивация в здравоохранении

Теоретические аспекты формирования мотивации медицинских учреждений и оплаты труда персонала
Классификация методов оплаты медицинской помощи

Методы оплаты амбулаторно-поликлинической помощи: достоинства, недостатки, как нейтрализовать недостатки

Методы оплаты стационарной помощи: достоинства, недостатки, как нейтрализовать недостатки

Приоритетные задачи и требования к построению системы оплаты медицинской помощи

Технология выбора методов оплаты медицинской помощи

Региональные эксперименты по внедрению новых методов оплаты медицинской помощи


Основная литература:

Экономика здравоохранения. Учебное пособие под редакцией Шеймана И.М. М.: ТЕИС, 2001. Глава 5.


Дополнительная литература:

Российское здравоохранение: мотивация врачей и общественная доступность. Отв. ред. С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики, 2008.

Реформирование системы оплаты медицинской помощи. В двух томах. Под редакцией Шеймана И.М. и Исаковой Л.Е. СибформС, 2002. Главы 2-5.

Maynard A. Payment for Performance (P4P): International experience and a cautionary proposal for Estonia. Health Financing Policy Paper, Division of Country Health Systems, 2008.


Тема 5. Экономические реформы в российском здравоохранении

Переход на обязательное медицинское страхование: ожидания и реальность

Экономические проблемы государственных гарантий медицинской помощи

Формирование конкурентной модели ОМС и системы оказания медицинской помощи

Экономические аспекты реструктуризации системы оказания медицинской помощи

Препятствия и перспективы продолжения реформ


Основная литература:

Экономика здравоохранения. Учебное пособие под редакцией М.Г. Колоснициной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина. Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009, глава 8.


Дополнительная литература

Здравоохранение в регионах Российской Федерации: механизмы финансирования и управления. Отв. ред. Шишкин С.В. Независимый институт социальной политики, 2006, глава 1.

Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х. Под ред. Т.М. Малеевой. Независимый институт социальной политики, 2007, глава 2.


Раздел Б. Экономика образования


Тема 6. Общая характеристика сферы образования России

Законодательные основы функционирования сферы образования Российской Федерации. Направления развития законодательной базы сферы образования.
Понятия системы образования, образовательного процесса, образовательной организации.
Некоммерческая организация, ее черты и отличительные особенности. Образовательное учреждение как вид некоммерческой организации.
Автономия образовательного учреждения: понятие, исторические корни, экономическое содержание, конкретная реализация.
Количественные параметры системы образования Российской Федерации. Организация управления в сфере образования: структура управления, соотношение федеральных и региональных органов управления образованием, распределение функций управления между уровнями. Образовательные округа, университетские округа.


Основная литература

Закон Российской Федерации «Об образовании» - ст. 1 – 38.

Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: Издательский дом ГУ - ВШЭ, 2002. С. 9 -76.


Дополнительная литература:

Абанкина И., Домненко Б., Осовецкая Н. Экономические реформы в сфере образования: автономность, самостоятельность, ответственность// Народное образование, № 10, 2006, стр. 68-78.

Абанкина И.В. Пространственная организация сетей образовательных учреждений в современной России. // М.: Вопросы образования, №1, 2007, с. 166-174.

Абанкина И., Абанкина Т., Осовецкая Н. Доступность качественного общего образования // М: Народное образование, №1, 2009, стр. 24-31.

Валиев Ш.З., Добрынин А.И. Образовательная услуга в рыночной экономике // Экономика образования. 2001. № 2. С. 30-35.

Днепров Э.Д. Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования. Том 1, 2. М., 2006.

Запесоцкий А. Платное образование - не услуга, студент - не клиент // Высшее образование в России. 2002. № 2. С. 48-50 .

Зуев В.М., Вертиль В.В., Гермаидзе Г.Е. Конкурентоспособность образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования / Под науч. ред. П.Ф.Анисимова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004. С. 26 – 30.

Клячко Т. Тенденции изменений в российской системе образования// Народное образование, № 10, 2006, стр. 31-38.

Полетаев А.В., Агранович М.Л., Жарова Л.Н. Российское образование в контексте международных показателей: Сопоставительный доклад. М.: Аспект Пресс, 2003.

Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 50, 120.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

Высшее образование в России: очерк истории до 1917 года. / Под ред. В.Г.Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995.


Тема 7. Финансирования образования

Понятие финансирования образования.
Бюджетный процесс в сфере образования: действующая схема бюджетного финансирования образования, бюджетная классификация, бюджетная смета.
Расчет потребности в бюджетных средствах.
Понятие внебюджетной деятельности. Основные направления и виды внебюджетной деятельности образовательных учреждений. Направления расходования внебюджетных средств.
Основные направления, перспективы и проблемы совершенствования бюджетного финансирования сферы образования в России.


Основная литература

Закон Российской Федерации «Об образовании» - ст. 41 – 49.

Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: Издательский дом ГУ - ВШЭ, 2002. С. 77 – 196.

Беляков, С.А., Дмитриева В.А., Дудников В.В., Фильчагина Т.Н., Мусарский М.М. Экономика и финансы образования (учебное пособие)./Под ред. С.А. Белякова, М.М. Мусарского. М.: Издательство МГОУ, 2002. С. 19 – 139.


Дополнительная литература:

Абанкина И.В. Внедрение новых моделей финансирования образования // М: ИРОФ, серия «Общественные финансы», выпуск 3 (17) «Новые подходы к финансированию государственных услуг в социальной сфере», 2008, стр.108-130.

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Система финансирования образования: анализ эффективности / Под ред. С.А.Белякова. М.: Технопечать, 2003.

Арженовский С. Об оценке стоимости подготовки специалиста в вузе // Вестник высшей школы. 2002. № 10. С. 59-60.

Клячко Т. Социальная политика и финансирование образования// Народное образование, № 10, 2007, стр. 26-36.

Методические рекомендации по расчету потребности учреждения высшего профессионального образования в бюджетных средствах // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 3(22). С. 63-112.

Мусарский М.М. Нормативная модель финансирования // М: Народное образование, №1, 2009, стр. 38-46.

Репина О.В. Финансовое планирование и формирование бюджета на университетском уровне // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 4(15). С. 46-49.

Типенко, Н.Г. Международный опыт организации и финансирования общего образования. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.

Типенко Н.Г. Механизмы сочетания нормативного бюджетного финансирования и финансирования с учетом качества работы образовательных учреждений. – М.: 2005.

Якушева К.Е. Методические рекомендации по расчету нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1995.

Титова Л.Н., Синельникова О.П. Экономика образования в период его модернизации: состояние и проблемы // Экономика образования. 2005. № 4. С. 78-80.

Школа и внебюджетные средства: экономико-правовые основы и описание практики. М.: Логос, 2006.


Тема 8. Налогообложение в сфере образования

Действующая налоговая система и ее положения, особо важные для системы образования.
Объекты налогообложения в сфере образования. Налоговые льготы и особенности их применения.
Изменения, произошедшие в налоговой системе по отношению к системе образования.
Направления развития налоговой системы для сферы образования.
Объекты собственности в образовательном учреждении.
Права образовательных учреждений в отношении объектов собственности. Содержание понятия «оперативное управление имуществом».
Содержание понятия «самостоятельное распоряжение имуществом». Приватизация в системе образования: понятие, развитие идеи приватизации, оценка возможных последствий для системы образования.



Основная литература

Закон Российской Федерации «Об образовании» Ст. 39, 43, 47.

Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: Издательский дом ГУ - ВШЭ, 2002. С. 197 – 294.

Беляков, С.А., Дмитриева В.А., Дудников В.В., Фильчагина Т.Н., Мусарский М.М. Экономика и финансы образования (учебное пособие) / Под ред. С.А. Белякова, М.М. Мусарского. М.: Издательство МГОУ, 2002. С. 147 – 160.


Дополнительная литература:

Воронин А.А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. М.: Научно-исследовательский институт высшего образования, 1999. С. 170 - 237.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 296, 298.

Налоговый кодекс Российской Федерации.

Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

Юрьева Т.В. Некоммерческие организации: экономика и управление. Учебное пособие. М.: Русская Деловая Литература, 1998.


Тема 9. Основные направления совершенствования организационно-экономического механизма сферы образования

Проблемы функционирования сферы образования в условиях переходной экономики.
Основные направления модернизации образования.
Придание образовательным учреждениям статуса юридического лица. Изменение организационно-правовой формы образовательных учреждений.
Новые формы финансового обеспечения системы образования: нормативное подушевое финансирование, государственные именные финансовые обязательства, образовательный кредит, государственные возвратные субсидии, государственная поддержка ведущих вузов, программы развития образования, бюджет развития образования.

Внедрение схем бюджетирования, ориентированного на результат. Индикаторы результативности?
Направления развития приносящей доходы деятельности.
Проблемы повышения эффективности использования ресурсов, направляемых в систему образования: ассигнований из федерального бюджета, субвенций регионам для финансирования региональных систем образования.

Приоритетный национальный проект «Образование».


Основная литература

Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: Издательский дом ГУ - ВШЭ, 2002. С. 295 – 333.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г.

Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005г. № 803.

Модернизация российского образования: документы и материалы / Под ред. Э.Д. Днепрова. М.: Издательский дом ГУ - ВШЭ, 2002.

Приоритетный национальный проект «Образование» (http://rost.ru/projects/education/education_main.shtml )


Дополнительная литература:

Абанкина И., Домненко Б., Осовецкая Н. Экономические реформы в сфере образования: автономность, самостоятельность, ответственность// Народное образование, № 10, 2006, стр. 68-78.

Абанкина И.В. Внедрение новых моделей финансирования образования // М: ИРОФ, серия «Общественные финансы», выпуск 3 (17) «Новые подходы к финансированию государственных услуг в социальной сфере», 2008, стр.108-130.

Андреева Е.И., Сучкова А.А., Богданов Л.Н., Чесноков А.А. Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России. Доклад Центра фискальной политики – М.: Academia, 2002.

Вифлеемский А. Куда ведут российское образование новые законопроекты по реформированию бюджетной сферы// Народное образование, № 10, 2006, стр. 50-60.

Доступность высшего образования в России / Под ред. С.В.Шишкина. M.: Независимый институт социальной политики, 2004.

Дятлов С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1995.

Кузьминов Я.И. Образование и реформа // Отечественные записки. 2002. № 2. С. 7-28.

Правовые проблемы модернизации образования / Под ред. И.А.Рожкова. М.: ГУ - ВШЭ, 2002.

Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров /Под ред. Т.Л. Клячко. М.: ГУ - ВШЭ, 2002.

Солянникова С.П. Проблемы разработки и использования нормативов подушевого финансирования в сфере высшего профессионального образования // Журнал «Финансы и кредит», 3(291), 2008.

Стародубровская И.В. Бюджетирование, ориентированное на результат. – Институт экономики переходного периода – М.: 2008.

Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты. / Под ред. Т.Л..Клячко. М.: Издательский дом ГУ - ВШЭ, 2002.

Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. М.: Издательский дом ГУ - ВШЭ, 2003.


Раздел В. Регулирование инновационной сферы


Тема 10. Наука как экономическая категория и ее роль в экономике знаний. Новые явления в регулировании экономики знаний.


Особенности инноваций в экономике знаний.

Организационная структура науки в экономике знаний (сети и инновации).

Государственное партнерство с бизнесом в инновационной деятельности.

Теоретические принципы анализа процессов регулирования науки и инноваций.


Основная литература

Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008. С. 48-111, 113-120.

Дежина И.Г., Киселева В.В. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России. М.: Институт экономики переходного периода, 2008. С.24-26, 71-128.

Kesting P. (2005). Vision, revolution, and classical situation: Schumpeter 's theory of scientific development // History of economics rev. - Sydney,. - № 41, p.77-95).


Дополнительная литература

Иванов В.В. Инновационная политика при переходе к экономике знаний. Экономическая наука современной России, 2006. № 1 (весна). С. 46-58 (http://elibrary.ru/item.asp?id=9196588)

Stiglitz, J. ed. (2006), Knowledge creation diffusion and use in innovation networks and knowledge clusters. Westport Praeger.

Stephan P. (1996) The Economics of Science. Journal of Economic Literature vol. XXXIV September, pp. 1199-1235

Leyden Н.(1992). Government's role in innovation. Dordrecht Kluwer Academic Publishers.

Poole (2004), Handbook of organizational change and innovation, Oxford University Press.

National Innovation, Indicators and Policy, (2006). Cheltenham; Northampton Edward Elgar.

Casper S. van Waarden F. (2005), Innovation and Institutions, Northampton Edward Elgar.


Тема 11. Национальные инновационные системы. Государственная политика в сфере науки: Финансирование, и другие виды поддержки науки и инноваций.


Типы инновационных систем

Методы государственной поддержки науки и инноваций

Критерии выбор государством приоритетных направлений и критических технологий

Финансирование науки

Финансирование из федерального бюджета - базовое финансирование

Внебюджетные источники финансирования

Основные направления регулирования инновационной деятельности государством. Законодательная деятельность.

Патентная деятельность и защита интеллектуальной собственности.

Прогнозирование развития технологий.

Инновационная инфраструктура


Основная литература

Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008. С. 179-227.

Davenport Wiley (2006), Strategic Management in the Innovation Economy: Strategic Approaches and Tools for Dynamic Innovation Capabilities, Davenport

Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России состояние и пути развития. М.: Наука, 2006. С. 126-148.

Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Становление российской национальной инновационной системы и развитие малого бизнеса// Проблемы прогнозирования. 2005. № 2. С.122-140.


Дополнительная литература

Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года.

Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года.

Проект Методологиии формирования, корректировки и реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и отбора Перечня критических технологий Российской Федерации (проект).

Stiglitz J. Defense and Technology // Economics of the Public Sector. W.W. Norton &Company New York/ London, pp.342-350.


Тема 12. Варианты стратегии перехода РФ к инновационном развитию


Особенности инновационных стратегий стран с переходной экономикой

Кристаллы технологического самообучения

Основные направления регулирования инновационной деятельности государством.

Параметры научной системы СССР и РФ

Рыночные и административно командные системы

Глобализация науки и инновационной деятельности

Государственная активная политика развития науки и инноваций:


Основная литература

Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008. С. 232-327.

Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок, М.: ИЭПП Научные труды N72Р, 2004. С.6 -44.

Воткинс А., Дежина И.Г., Фрумин И.Д. Коммерциализация ИС: опыт США. // От знаний к благосостоянию: преобразование сферы науки и технологических разработок в России с целью создания современной экономики, основанной на знаниях. М., 2006.

Салтыков Б.Г. Реформирование российской науки: анализ и перспективы http://www.strana-oz.ru/?article=79&numid=8

Об использовании в России опыта новых индустриальных стран в формировании «институтов развития» и стимулировании инновационного экономического роста» //ред. А.А. Яковлев // Препринт ГУ-ВШЭ, WP (7), 2004.


Дополнительная литература

Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года.

Михаил С. Роль образования в области прикладных наук, инженерии и технологий (ПНИТ) в национальной инновационной системе (НИС): сравнительный анализ некоторых национальных систем.// От знаний к благосостоянию: Интеграция науки и высшего образования для развития России. М.: Всемирный банк и Национальный фонд подготовки кадров, 2006. С.181-243.

Гохберг Л.М. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» //Вопросы экономики. 2005. №.3.

Ferdinand Jaspers, Jan van den Ende (2006), The organization form of vertical relationship Dimensions of integration //Industrial Marketing Management 35, p. 819–828.

Ergas H. (1998), Does technology the matter of politics? // Economics of the Science and Technology, Vol.2, Paris p. 283-326

Carlsson B. (2005), Internationalization of innovation systems: A survey of the literature. //Research Policy 34(5)

Каплински Р. Распространение положительного влияния глобализации: анализ «цепочек» приращения стоимости. // Вопросы экономики. 2003. .№ 10. С.4-21.

Antonelli C., Foray D., Hall B., Steinmueller H. (2006), New Frontiers in the Economics of Innovation and New Technology , W.E Edward Elgar.


Тема 13. Обобщение опыта создания инновационной системы РФ. Актуальные направления реформирования инновационной сферы (2002-2009)


Обобщение опыта создания инновационной системы РФ.

Цели реформирования и последствия проводимых реформ для экономики России. Стратегия преобразований сферы НИОКР, их соответствие рекомендациям теории инноваций.

Особенности современной НИС России.

Совершенствование законодательной базы: Закон о науке,

Интеграция науки и образования

Государственно-частные партнерства. Мегапроекты.

Региональная инновационная политика.

Направления модернизации академического сектора.

Кадровая политика в области науки

«Утечка умов» - масштаб, анализ, проблемы.

Поддержка ведущих научных школ

Привлечение и закрепление в науке молодых специалистов

Программа поддержки научных и научно-педагогических кадров


Основная литература

Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008. С. 369-401

Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок // Экономика и математические методы. 2005. № 12. С. 178 -205.

Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Становление российской национальной инновационной системы и развитие малого бизнеса./ Проблемы прогнозирования. 2005. № 2. С.118-128.


Дополнительная литература

Jeffrey L., Fueman Michael T., Porter Scott Stern (2002), The determinants of national innovation Capacity //Research Policy 31, p.899-933.

Daniele Archibugi Alberto Coco (2005), Measuring technological capabilities at the country level: A survey and a menu for choice Research Policy 34, p. 175–194.

Дежина И.Г., Егерев С.В. Падение продолжается. Реформа науки или реформа концепций? //НГ-Наука» (НГН), электронная версия приложения к «НГ» (ЭВНГН). Номер 006 (10) от 03 июня 1998 г. http://www.ebiblioteka.ru/sources/article.jsp?id=333031

Инновационные приоритеты государства // Отв. ред. А.А.Дынкин, Н.И.Иванова. М.: Наука, 2005. С.60-74.

Дежина И.Г., Егерев С.В. Как помочь кадровой реабилитации российской науки // Россия: Новая стратегия развития. Под ред. А.Владиславлева, В.Никонова. M.: Фонд «Единство во имя России», 2006. С.32-47.

European Trend Chart on Innovation // European Innovation Scoreboard// 2005// Comparative Analysis Of Innovation Perfomance, (http//www.trendchart.org/scoreboards/scoreboard2005/scoreboard_papers.cfm)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке документов о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».

А.Пожаров. Сценарий на полвека вперед //Экономические стратегии, 2005. №37, С. 18-25.

Юревич А. Неравное равенство расслоение российского научного сообщества // Науковедение, 2002. № 3 С. 56-70.

План мероприятий по реализации Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период 2006-2008 годы.

Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года.

Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года

Проект Методологиии формирования, корректировки и реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и отбора Перечня критических технологий Российской Федерации (проект)

Монитор реформ российской науки (http://www.scientific.ru/monitor/monitoractions.html)


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

(итоговый контроль)


  1. Характеристики рынка инноваций.

  2. Типы провалов рынка и государства в инновационной сфере.

  3. Механизмы государственной поддержки инновационной сферы: преимущества и недостатки прямого и косвенного регулирования.

  4. Преимущества и недостатки различных систем оплаты труда ученых.

  5. Антимонопольное законодательство и защита интеллектуальной собственности.

  6. Основные факторы, учтенные в моделях на основе разных подходов к объяснению инноваций.

  7. Недостатки и достоинства альтернативных теорий в объяснении инновационной деятельности в переходных экономиках.

  8. Как страна может перейти от одной стратегии развития НИС к другой?

  9. Стратегии развитых стран в поддержке науки и инноваций

  10. Особенности страновых НИС

  11. Стратегии «догоняющих стран» и цели имитационных стратегий: перегнать или следовать в фарватере?

  12. Новые возможности регулирования инноваций в глобальной экономике.

  13. Заимствование опыта и мероприятий инновационной и технологической политики развитых стран.

  14. Перспективы развития инновационной системы России.

  15. Примерные параметры научного потенциала РФ

  16. Основные тенденции изменения параметров бюджета науки

  17. Динамика гражданских и оборонных НИОКР

  18. Государственная поддержка науки и инноваций

  19. Расходы бизнеса на инновационную деятельность

  20. Государственное стимулирование расходов на науку и инновации в частном секторе

  21. Государственный и предпринимательский сектора науки в РФ

  22. Особенности функционирования вузовского сектора науки


Авторы:

_____________________________ (И.М.Шейман)


______________________________ (В.В.Аносов)


______________________________ (В.В.Киселёва)





Похожие:

Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» iconФакультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки»
Одобрено на заседании кафедры государственного управления и экономики общественного сектора
Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» iconПрограмма дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» для направления 080100. 68 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 «Экономика»...
Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 «Экономика»...
Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» iconНациональный исследовательский томский государственный университет экономический факультет кафедра мировой экономики и налогообложения развернутая аннотация магистерской программы «стратегическое планирование» направление – «экономика» Научные руководители
Данная магистерская программа призвана сформировать исследовательские и технологические компетенции выпускников для кадрового обеспечения...
Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» iconПрограмма дисциплины «Экономика социально-культурной сферы и науки» для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
Одобрено на заседании кафедры государственного управления и экономики общественного сектора
Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» iconПрограмма дисциплины Управление и экономика социальной сферы Для специальности 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление» подготовки магистра
Одобрена на заседании кафедры государственного управления и экономики общественного сектора факультета экономики
Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» iconПрограмма дисциплины «Экономика социально-культурной сферы и науки» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...
Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» iconПрограмма дисциплины Экономика и управление в отраслях социальной сферы Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
Одобрена на заседании кафедры государственного управления и экономики общественного сектора факультета экономики
Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» iconПрограмма дисциплины Экономика и управление в отраслях социальной сферы Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
Одобрена на заседании кафедры государственного управления и экономики общественного сектора факультета экономики
Факультет экономики Программа дисциплины «Экономика отраслей социальной сферы и науки» iconРабочая программа дисциплины экономика нефтегазовых отраслей
В результате освоения дисциплины «Экономика нефтегазовых отраслей» бакалавр приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы