Византия и второй крестовый поход icon

Византия и второй крестовый поход



НазваниеВизантия и второй крестовый поход
Дата конвертации07.07.2012
Размер170.34 Kb.
ТипРеферат
Византия и второй крестовый поход


Министерство образования Российской Федерации Уральский государственный университет им. А.М. Горького исторический факультет кафедра древнего мира и средних веков Курсовая работа ВИЗАНТИЯ И ВТОРОЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД Исполнитель: Кетова Т.С., студентка 1 курса, специальность «история» заочное отделение Преподаватель: Степаненко В.П. Екатеринбург 2003 СодержаниеВведение………………………………………………………………..3Глава 1. Причины крестовых походов………………………………..5Глава 2. Состояние Византийской империи перед крестовыми походами………………………………………..7Глава 3. Ход второго крестового похода……………………………..10 3.1. Начало………………………………………………...10 3.2. Выступление………………………………………… 13Глава 4. Итоги похода………………………………………………….15Заключение…………………………………………………………… 16Литература………………………………………………………………18 Введение В истории классического западноевропейского средневековья, вероятно,не было эпохи более захватывающей воображение своей грандиозностью,размахом и величием, чем эпоха крестовых походов, продолжавшаяся с конца XIвека до самого XIII века. Это было время масштабных военных экспедицийзападных держав и католической церкви на Ближний Восток, ставивших своейофициальной целью освобождения Святой Земли от неверных – мусульман изавладение общехристианскими святынями, отданными якобы на поруганиеИсламу. Крестоносное движение охватило почти два столетия, причем столетиярешающие для развития этого типа общества, аккумулировавшие наиболеезначимые и существенные его признаки. В данной работе более подробно рассмотрен второй крестовый поход. Оноставил значительный след в мировой истории. Эта тема представляет собойинтерес прежде всего потому, что второй крестовый поход стал следующейпопыткой после взлетов и неудач первого крестового предприятия вернутьхристианскому миру его святыни. Византия, будучи восточным государством, не могла не испытать на себете волнения, вызванные крестоносными движениями. Эта проблема тоже нашлаотражение в данной работе. С точки зрения восточноевропейской истории этот период представляетсобой любопытнейший эпизод борьбы между Западом и Востоком, борьбы, котораяеще не окончилась и поныне продолжается на наших глазах, соединивразнообразные интересы, как религиозные, так и политические и торговые, втак называемом Восточном вопросе. Крестовые походы с точки зрения русскойистории получают важное значение как эпизод столкновения двух миров ипоныне разделяющих господство в Европе и Азии. Мне кажется, что в этом изаключается актуальность данной работы. Эта тема охватывает обширный исторический материал, знание которогопозволяет глубже разобраться во многих существенных проблемах, имеющихпринципиальное методологическое, общетеоретическое значение. Осмыслениетемы составляет одну из необходимых предпосылок для правильного пониманиявсей средневековой истории. Это необходимо еще и потому, что эти войнывелись, главным образом, рыцарством, которое воодушевлялось церковнымилозунгами.
Это явление чрезвычайно характерно для эпохи средневековья,отмеченной господством религиозного мировоззрения. Сложная и своеобразная картина социальных и социально-политическихотношений в феодальном обществе Запада и Востока раскрывается при изучениикрестовых походов с большой полнотой, так как события и факты, образующиеих историю, обрисованы не только в источниках западного происхождения, но ив многочисленных повествованиях арабских, армянских, греческих, русскихсовременников и очевидцев. Основные известия о крестовых походах содержаться взападноевропейских хрониках XII – XIII вв., к которым примыкаютпроизведения историков Латинского Востока. Глава 1. Причины крестовых походов Резко выдвигающаяся противоположность интересов и культур романо-германской и греко-славянской в первый раз обнаружилась в эпоху крестовыхпоходов. Религиозная и национальная вражда к мусульманству, одушевлявшаяпервых крестоносцев и поддерживавшая их в перенесении громадных лишений ипотерь, скоро уступила место другим побуждениям, которые, однако, оказалисьнисколько не слабее первых и продолжали увлекать на Восток новые и новыезападные ополчения. Когда первоначальная цель крестоносного движенияперестала быть руководящим мотивом, выдвинулись на первое местополитические соображения. Не об Иерусалиме и не об освобождении ГробаГосподня из рук неверных стали помышлять вожди крестоносцев, а об основаниинезависимых княжеств на Востоке, о завоевании Византии, наконец, о торговыхпреимуществах в областях византийских и мусульманских. Причины начала крестовых походов:- сильное развитие папской власти, мечтавшей в конце XI века обратитьгреков к послушанию римской церкви;- глубокое влияние духовенства, подвинувшего западные народы к исполнениюволи римского первосвященника;- тяжкое экономическое и социальное положение народных масс;привычка к войне;- элементарная жажда приключений. Итак, разберемся поподробнее, что же привело к началу стольмасштабных, мировых по меркам того времени, экспедиций европейцев наБлижний Восток? Что заставляло на протяжении почти двухсот лет десяткитысяч людей отправляться, зачастую оставив хозяйство, родину и т.д., в малоизвестные многим из них, но сильно манящие земли знойной Палестины? Жизнь европейцев в конце X – начале XI столетия была связана сбольшими испытаниями. Рубеж тысячелетий как всякая крупная дата прочноутвердил в настроениях большей части общества мысль о близящемся концесвета, пророчества о наступлении которого то и дело будоражили сознаниелюдей. И действительно, казалось, что природа являет все признаки этого. Напротяжении всего XI века территории Франции, Германии, Англии неоднократноподвергались различным стихийным бедствиям, их население терзалибесконечные эпидемии инфекционных болезней. Практически непосредственноперед началом походов Европу потрясали так называемые «семь тощих лет»,когда на ее территорию обрушились наводнения, заморозки и – как следствиеэтого – голод. Повсеместным явлением стал побег крестьян из пораженныхголодовками и эпидемиями районов. Понятно, что среди подвергавшихся такимнапастям крестьян и бедных горожан апокалипсические настроения не исчезалии усиливались с каждым годом, а стремление вырваться из этого ада,усугублявшееся к томе же не уменьшавшимся гнетом и произволом со сторонысвоих сеньоров, пусть даже в неизведанные земли Востока, неизбежно должнобыло найти себе выход. Слухи и рассказы людей, посетивших Святую Землю либо наслышанных оней, часто – помимо повествований об иерусалимских чудесах – сводились кописанию того блистательного богатства, которое они наблюдали в Византии ина Арабском Востоке. Действительно, для среднего европейца того времениуровень тамошней жизни казался сказочной мечтой. Европа кануна крестовыхпоходов может быть (конечно, в первую очередь в «бытовом» смысле) названаварварской по сравнению с этими регионами. Иные цели преследовало шедшее в крестовые походы западноевропейскоерыцарство. Практически с самого начала в их устремлениях доминироваложелание приобрести новые земли, новых поданных, новые богатство, а желаниеотвоевать христианские святыни, как правило, отходило на второй план. Тягафеодалов к новым землям вполне понятна. В Европе того времени существовалтакой порядок наследования, при котором вся земля передавалась старшемусыну. Остальные же пополняли ряды безземельного рыцарства, которое невсегда могло найти себе применения на родине. Ситуацию осложняло еще и то,что в самой Европе уже не было возможности для внутренней колонизации, таккак бесхозных земель попросту не было.[1] Глава 2. Византия накануне крестовых походов Маленькие, тесные и очень грязные европейские города с населением 2-3тысячи человек, небольшие и не очень в своем большинстве уютные рыцарскиезамки меркли перед храмами и дворцами византийских и восточных владык,роскошью восточных городов. А привозимые с Востока дорогие ткани, пряности,ювелирные украшения создавали впечатление о необычайном богатстве восточныхземель и, вероятно, легкости, с которой все это при определенных условияхможет быть обретено. Этим и объясняется то поистине детское восхищение, скоторым крестоносцы говорили о богатствах Константинополя после его захватав 1204 году. Как это ни парадоксально, но большую роль в подталкивании запада кагрессии на Восток сыграла невольно и сама Византия. Дело в том, что кконцу XI века эта бывшая некогда могущественной держава оказалась в сложномположении. С востока ее сильно теснили новые захватчики — турки-сельджуки,которые, разгромив Багдадский халифат и отчасти государство Фатимидов, в1071 году нанесли византийским войскам страшное поражение при Манцикерте, врезультате которого в плен попал византийский император Роман Диоген, чегопрежде в истории этого государства не бывало, и отняли у Византии большуючасть Малой Азии. С запада империю теснили норманны, отвоевавшие у неепадения в южной Италии. Правда, благодаря привлечению на свою сторону вкачестве cоюзника Венеции, Византии удалось приостановить победное шествиесеверян. За это Венеция получила многочисленные торговые льготы и целыйквартал в Константинополе. После победы при Манцикерте турки-сельджуки,вдохновленные успехом, готовили новое наступление на Византию. С севераимперии угрожали печенеги. В 1091 году они сумели подойти к самым стенамКонстантинополя, но византийцам удалось отбить этот нежданный натиск,заключив договор с половцами, которые и разгромили печенегов. Будучи окружена врагами, империя неоднократно обращалась к европейскимгосударствам с просьбами о помощи. Однако за те годы, пока в Европе этизапросы обсуждались, страна сумела найти выход из создавшейся ситуации.Поэтому когда накануне крестовых походов некоторые западноевропейскиеправители выказали готовность прийти на помощь, Византия в ей уже ненуждалась так остро, как в предшествующее десятилетие. Подобный отказпородил в душах многих правителей Запада негативную реакцию, котораяспособствовала росту агрессивных настроений, в их среде и готовности во чтобы то ни было принять участие в походах на Восток даже без учета интересовимперии. К походу против турок и освобождению Гроба Господня призывал еще папаГригорий VII, однако, занятый борьбой с германским императором Генрихом IV,он не успел организовать это движение и возглавить его. Проповедь священнойвойны против неверных была возобновлена папой Урбаном II. На церковномсоборе во французском городе Клермоне в 1095 году он выступил передогромными толпами людей, призывая их отправиться на освобождение ГробаГосподня, стимулируя собравшихся обещанием огромных богатств ипокровительства, которая церковь окажет всем участником этой экспедиции. Решительным и последним побуждением было обращение императора АлексеяI Комнина к папе Урбану II в 1094 году с просьбой о помощи против турок-сельджуков. Все эти мотивы, конечно, имели значение при возбуждении первогокрестового похода, но ни все вместе, ни каждый по отдельности онинедостаточно объясняют принятое крестовыми походами направление и на первыхже порах обнаружившиеся недоразумения между крестоносными вождями ивизантийским правительством. В русской исторической литературе с особеннойсилой выдвинуто то обстоятельство, что крестовые походы стоят в теснойсвязи с состоянием Византийской империи того времени и что принятое иминаправление может быть выяснено из рассмотрения политических условий, вкаких находилась тогда Византия. Само собой разумеется, здесь подразумевается отношение Византии кмусульманскому миру. К VIII веку мусульмане завладели Азией и Африкой иутвердились на островах Средиземного моря и в некоторых областях ЗападнойЕвропы. Скоро турки-сельджуки перенесли на себя весь интерес историимагометанского мира. Они завоевали почти всю Малую Азию, образовавмогущественный султанат со столицей в Иконии и угрожая самомуКонстантинополю. Таким было состояние мусульманского мира наканунекрестовых походов. Обращение Византийской империи за помощью к латинскому Западу всегдазнаменовало крайний упадок нравственных сил в Константинополе и быловыражением самого беспомощного состояния. Положение императора АлексеяКомнина в зиму 1090/91 г. может быть сравниваемо разве что с последнимигодами империи. Не только в области дипломатической замечается склонность безусловноотдать себя в распоряжение Запада: заведена была речь о церковнойразделении Востока и Запада, о мерах к соединению двух церквей. Воззвание Алексея Комнина на Западе должно было произвести сильноедвижение. Не без причины, конечно, первый крестовый поход составился попреимуществу из владетельных князей и рыцарей Франции. Итак, на Западе собирались в поход, который имел определенную цель -спасти Византийскую империю от печенегов и сельджуков. Здесь следует искатьпричину к объяснению взаимных недоразумений и горьких обвинений, которыенаправлялись крестоносцами против византийцев и наоборот. К крайнемуизумлению крестоносцев, печенеги и турки оказались на службе императора ивсего чувствительнее вредили им быстрыми набегами; византийский императорне только не сдавал им города и не унижался, но еще требовал себе леннойприсяги и договаривался о городах, которые крестоносцы завоюют у турок. Нонужно помнить, что не меньше изумлены были движением крестоносногоополчения и византийцы: они утверждают, что это движение на Восток быловызвано не их просьбами, а произошло самостоятельно и угрожало пагубнымипоследствиями для Греческой империи.[2] Глава 3. Ход второго крестового похода 3.1. Начало Политика христианских князей на Востоке преследовала ложную цель -уничтожение византийского господства в Азии и ослабление греческогоэлемента, на который, естественно, нужно было рассчитывать в делеуничтожения мусульман. Такая политика привела к тому, что мусульмане,ослабленные и отодвинутые внутрь Азии вследствие первого крестового похода,снова усилились и начали из Месопотамии угрожать христианским владениям.Один из наиболее сильных мусульманских эмиров, Мосула Имад ад-Дин Зенги,начал весьма серьезно угрожать передовым княжествам. В 1144 г. Зенги сделалсильный натиск, который окончился взятием Эдессы и падением Эдесскогокняжества. Это наносило весьма чувствительный удар всему восточномухристианству: Эдесское княжество составляло форпост, о который разбивалисьволны мусульманских набегов, в Эдесском княжестве был оплот, защищавшийвесь христианский мир. В то время, когда Эдесса пала под ударами мусульман,другие христианские княжества находились или в стесненном положении, илибыли заняты вопросами чисто эгоистического характера и поэтому как не моглиподать помощи Эдесскомукняжеству, так и не в состоянии были заменить для христиан его значения. Слух о падении Эдессы произвел сильное впечатление на Западе иособенно во Франции. Франция во весь период крестовых походов отличаласьсвоей отзывчивостью к интересам христиан на Востоке; Из Франции большевсего шло рыцарей на Восток; Франция более других европейских государствчувствовала связи с Востоком, ибо в Эдессе, Иерусалиме, Триполи сиделикнязья французского происхождения. И, тем не менее, для поднятия нового крестового похода в ЗападнойЕвропе не представлялось благоприятных условий. Прежде всего, во главеримской церкви было лицо, которое далеко не могло равняться с современникомпервого похода. В 1144 г. на римском престоле сидел Евгений III, человек,не отличавшийся ни силой воли, ни энергией, ни умом, не имевший широкихполитических взглядов. Евгению III предстояло бы, пользуясь властнымположением церкви, принять под свою руку дело защиты восточно-азиатскихкняжеств, но к этому времени положение папы, даже в самой Италии, былодалеко не властное, римский престол был жертвой партий. Евгений III не могстать инициатором и вдохновителем нового крестового предприятия, так какразыгравшееся в сороковых годах в Риме демократическое движение, в которомпринимал участие знаменитый проповедник Арнольд Бершианский, создавало дляпапы в «Вечном Городе» ненадежную обстановку и даже заставило Евгения Ш навремя покинуть Рим.[3] После разгрома Эдессы значительная часть светских и духовных лицявилась с Востока в Италию и Францию; здесь они обрисовывали положение делна Востоке и возбудили своими рассказами народные массы. Во Франции королембыл Людовик VII, рыцарь в душе, он чувствовал себя связанным с Востоком ибыл склонен предпринять крестовый поход. Людовик VII, прежде чем решиться на такой важный шаг, как поход вСвятую землю, спросил мнения у аббата Сугерия, своего воспитателя исоветника, который, не отговаривая короля от доброго намерения, посоветовалпринять все меры, чтобы обеспечить должный успех предприятию. Людовикпожелал узнать настроение народа и духовенства. Духовная политика ХПстолетия находилась в руках св. Бернара, аббата недавно основанногомонастыря Клерво. Личность Бернара в высшей степени импозантная иавторитетная. Величественная фигура, изможденное лицо, пылкая огненная речь— все это доставляло ему непобедимую силу и огромное влияние, перед которымникто не мог устоять. К этому авторитету, как к нравственной силе,обратился французский король, прося Бернара принять участие в деле поднятияЕвропы к крестовому походу. Бернар не принял на свою ответственность такоговажного дела; он дал совет обратиться к папе. Евгений III одобрил планкороля и поручил св. Бернару проповедь о крестовом походе, снабдив еговоззванием к французскому народу. В 1146 г. св. Бернар присутствовал на чрезвычайной ассамблее вБургундии (Везле), он сел рядом с королем Людовиком, надел на него крест ипроизнес речь, в которой приглашал вооружиться на защиту Гроба Господняпротив неверных. Надо сказать, что западные народы, наученные горьким опытом первогопохода и немало разочарованные в его результатах, уже не выказывалипрежнего воодушевления. На собрании в Везеле французские феодалы былинастроены против похода. Не без труда Бернар одержал победу над ними,благодаря своему пылкому и убедительному красноречию. Таким образом, с 1146 г. вопрос о крестовом походе был решен с точкизрения французов. Южная и Центральная Франция двинули многочисленную армию,которая была вполне достаточна для того, чтобы дать отпор мусульманам.Роковым шагом и большой ошибкой со стороны св. Бернара было то, что онупоенный успехом, который имел во Франции, решился повести дело далее,возбудить идею крестового похода за пределами Франции — в Германии.Германский государь Конрад III до прибытия Бернара не обнаруживалсклонности подняться на защиту святых мест. Но благодаря своему пылкому иубедительному красноречию, Бернар одержал победу над ним. Решение КонрадаIII участвовать во втором крестовом походе отозвалось весьма живо во всейгерманской нации. С 1147 г. и в Германии началось такое же одушевленноедвижение, как и во Франции. Но привлечение немцев к участию во второмкрестовом походе было в высшей степени вредно для исхода этого предприятия.Участие германцев изменило дальнейший ход всего дела и привело к темпечальным результатам, которыми окончился второй крестовый поход. 3.2. Выступление После долгих переговоров крестоносцы летом 1147 г. решили двинуться кКонстантинополю сухим путем, которым шли уже крестоносцы первого похода.Первым через Венгрию выступил Конрад; месяц спустя это же дорогойнаправился Людовик. Движение крестоносцев к Константинополю сопровождалосьтакими же насилиями и грабежами как и в первый раз. Весть о крестовом походе обеспокоила императора Византии Мануила. Онвидел в нем опасность для своего государства и для своего влияния налатинских князей на Востоке, которые, получив поддержку с Запада, моглисовершенно не считаться с византийским императором. Кроме того, участиеГермании в походе лишало Византию гарантий, положенных в основу союза двухимперий. Император Византии, зная, сколь опасны были для столицы первыекрестоносцы, приказал исправить ее стены и башни, не рассчитывая, очевидно,на союзные и родственные отношения к Конраду. Манул опасался, что Конрадуне удастся обуздать буйную и непокорную толпу, что эта толпа, жадная кнаживе, может начать грабежи и насилия и вызовет серьезные смуты вКонстантинополе. Когда германские войска остановились у стен столицы, Мануил все усилияупотребил на то, чтобы их переправить в Азию до прихода французскогоополчения, что, после крупных препирательств с родственником Конрадом,императору, наконец, удалось. В Малой Азии немцы стали сразу страдать от недостатка пропитания, азатем, подвергшись нападению турок, были перебиты; лишь жалкие остаткигерманской армии возвратились в Никею. Некоторые историки приписывают этунеудачу германского похода интригам Мануила, который будто бы даже вступилв соглашение с мусульманами, побуждая их к нападению на крестоносцев. Подступившие к столице вскоре после переправы немцев в Малую Азиюфранцузы еще более встревожили Мануила. Людовик VII, с которым незадолго допохода вступил в переговоры сицилийский король Рожер, убеждавший короляидти на Восток через его итальянские владения, был особенно подозрителенимператору, как возможный тайный союзник Рожера. Эти подозрения имели подсобой серьезную почву. Рожер, зная, что Мануил был в это время всецело поглощен крестовымпоходом и своим отношением к крестоносцам, забыв об общих интересаххристианства и преследуя лишь политические цели, неожиданно захватил островКорфу и опустошил целый ряд других византийских островов. Наконец,высадившиеся отряды норманнов захватили Фивы и Коринф, знаменитые в товремя богатством, производством шелка и шелковых тканей. Когда это известие дошло до французов, стоявших передКонстантинополем, они заволновались. Некоторые приближенные Людовикасоветовали ему овладеть Константинополем. В таком опасном положенииимператор только и мечтал переправить французов также в Малую Азию. Был распушен слух, будто бы немцы успешно действуют в Малой Азии.Людовик согласился тогда переправиться через Босфор и даже принес Мануилуленную присягу. Только очутившись уже в Малой Азии, Людовик узнал правду осудьбе германского войска. Государи встретились и двинулись дальше. Как известно, французско-немецкое ополчение, после целого рядаиспытаний и бедствий, потерпело полную неудачу под Дамаском. РазочарованныйКонрад покинул Палестину на греческом корабле и направился в Солунь, гденаходился Мануил. Император готовился к военным действиям против норманнов.Встретившись в Солуни, Мануил и Конрад, обсудив общее положение вещей,окончательно заключили союз для общих действий против Рожера. После этогоКонрад вернулся в Германию. Оставшийся Людовик, видя полную невозможность что-либо сделать, такжечерез несколько месяцев через Южную Италию (где он встретился с Рожером)возвратился во Францию.[4] Глава 4. Итоги похода Таким образом, второй крестовый поход, который казался такимблистательным, так много обещавшим вначале, сопровождался вполне ничтожнымирезультатами. Мусульмане не только не были ослаблены, а напротив, наносяхристианам одно поражение за другим, уничтожая целые армии крестоносцев,получили большую уверенность в собственных силах, энергия их увеличилась, уних зародились надежды на уничтожение христианства в Малой Азии. Крометого, раздоры между французскими и немецкими войсками и между палестинскимии европейскими христианами не служили к чести крестоносцев. Мануил был радокончанию похода, так как это давало ему возможность дать развитие егозападной политике против Рожера. Это было закреплено формальным союзом сГерманией. Но тем не менее, несправедливо было бы возлагать на императора весьнеуспех похода. Неудачу предприятия скорее надо отнести к недостаточнойорганизации и общей недисциплинированности крестоносцев. Рожер своимнападением на острова и Грецию также внес немало гибельного элемента в делопохода. Вообще, религиозная основа крестоносных предприятий отступала навторой план, и все яснее давали знать о себе мирские, политическиемотивы.[5] Заключение Несомненно, что крестовые походы воспринимались рыцарями и крестьянамXI в. как очищающее средство от перенаселенности Запада и жажда заморскихземель, богатств их увлекала больше всего. Но эти походы еще даже до того,как обернулись полным провалом, не утолили жажды земли у западных людей.Они были вынуждены вскоре искать в самой Европе, прежде всего в развитиисельского хозяйства, решения проблемы, которого не дал заморский мираж. Крестовые походы - не способствовали подъему торговли, который начался благодаря прежним связям с мусульманским миром и внутреннему экономическому развитию Запада; - они не принесли ни технических новшеств, ни новых производств, которые проникли в Европу иными путями; - они непричастны к духовным ценностям, которые заимствовались через центры переводческой деятельности и библиотеки Греции, Италии (прежде всего Сицилии) и Испании, где культурные контакты были более тесными и плодотворными, чем, в Палестине. Конечно, полученные не столько от торговли, сколько от фрахта судов изаймов крестоносцы позволили некоторым итальянским городам — Генуе, абольше всего Венеции — быстро разбогатеть; но что походы пробудили торговлюи обеспечили ее подъем в средневековом христианском мире, в это ни одинсерьезный историк более не верит. Напротив, они способствовали оскудениюЗапада, особенно рыцарства; далекие от того, чтобы обеспечить моральноеединство христианского мира, они распаляли зарождающиеся национальныепротиворечия: походы сделали непроходимым ров, разделявший Запад иВизантию, и вражда между латинянами и греками, которая обострялась отпохода к походу. Тем не менее, культурное значение крестовых походов для средневековогоЗапада чрезвычайно велико. Столкнувшись с Востоком, Европа, может быть,впервые осознала себя как единое культурное целое. Конечно, определенноеединство всегда существовало в сознании людей того времени, и основой егобыла христианская религия. Но чем дальше, тем более отчетливовырисовываются контуры культурной целостности, выраженной не только врелигиозном единстве, но и в обычаях, одежде, менталитете и т.п. – все то,что не слишком заметно в обыденной жизни, но так ярко проступает встолкновении с совершенно иной культурой. Именно крестовые походы стали ступенью для национальной консолидациистран Европы, выработки национального сознания, так как ставили ихучастников в чуждую им культурную среду, заставляя острее ощущатьпринадлежность к своей стране, привязанность к своему государю. Нельзя недооценить того влияния, которое оказали крестовые походы наразвитие национальной историко-литературной традиции. Как всякое великое историческое явление, крестовые походы вобрали всебя все достоинства и противоречия своего времени, и понять его можнотолько исходя из мировоззрения и нравственных ценностей средневековогообщества. Литература Источники 1. Анна Комнина 2. Куглер Б. История крестовых походов, Ростов на Дону, 1995. 3. Ральф Лилие 4. Стасюлевич М.М. История крестовых походов, СПб., 1965. Литература 5. Васильев А.А. История Византии. - М., 1967. 6. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. - М., 1980. 7. Заборов М.А. Крестоносцы и их походы на Восток в XI – XIII вв. – М., 1962. 8. Мишо Г. История крестовых походов. – М., 1999. 9. Манфред В. Крестоносцы. - М., 1989. 10. Успенский Ф.И. История крестовых походов. – СПб., 2000. 11. История Византии // М. – 1967. - Т. 3. 12. Эпоха крестовых походов/под ред. Э. Лависа и А. Рамбо, 1914, ч. 1, ч. 2.-----------------------[1] Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. – М., 1980.[2] История Византии // М. – 1967. – Т.3.[3] Васильев А.А. История Византии. – М., 1967.[4] Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. – М., 1980.[5] Успенский Ф.И. История крестовых походов. – СПб., 2000.




Похожие:

Византия и второй крестовый поход iconВизантия и второй крестовый поход
Это было время масштабных военных экспедиций западных держав и католической церкви на Ближний Восток, ставивших своей официальной...
Византия и второй крестовый поход iconВопросы к экзамену по дисциплине «истории стран запада в средние века»
Первый крестовый поход. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордена
Византия и второй крестовый поход iconНазвание работы «Первый Крестовый поход»
Мой сайт посвящен событиям первого крестового похода. Именно эта тема заинтересовала меня из истории
Византия и второй крестовый поход icon4 крестовый поход (1202-1204гг.)
По моему мнению, именно Венеция повлияла на изменение первоначальных целей крестового похода. Какие же это были цели, и как Венеция...
Византия и второй крестовый поход iconДокументи
1. /поход/поход 1.doc
Византия и второй крестовый поход iconСоседи восточных славян. Кочевники и Византия Соседи восточных славян. Кочевники и Византия
Здесь на солнечных чернозёмах юга стал использоваться железный плуг, что позволяло эффективно обрабатывать почву и получать большие...
Византия и второй крестовый поход iconГеродот о планах персов накануне поход 480 г до н э. Полигимния (8-11) 8, а ксеркс после покорения Египта решил идти в поход на Афины
Европу Так вот, так и поступайте. Но чтобы вы не думали, что я поступаю по своему личному усмотрению, я предлагаю этот вопрос на...
Византия и второй крестовый поход iconУтверждение православия в русской культуре. Византия, Россия преемственность и новаторство Утверждение православия в русской культуре. Византия Россия. Преемственность и новаторство а Принятие христианства
Утверждение православия в русской культуре. Византия, Россия преемственность и новаторство
Византия и второй крестовый поход iconВизантия

Византия и второй крестовый поход iconДревняя Византия

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы