Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне icon

Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне



НазваниеТеоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне
Дата конвертации07.07.2012
Размер372.77 Kb.
ТипРеферат
Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне


Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися вмикрорайоне.Содержание. Введение. Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы сучащимися в микрорайоне. Местожительство как место воспитания. Роль внешкольных учреждений в воспитании детей. Специфика внешкольной социально-педагогической работы по местужительства. Центр воспитательной работы как условие социализации личности. Пути взаимодействия Центра воспитательной работы с семьямивоспитанников. Глава 2. Из опыта работы в микрорайоне образовательно-воспитательногокомплекса «Алые паруса» города Новокуйбышевска Самарской области. 2.1. Краткая характеристика образовательно-воспитательного комплекса«Алые паруса». 2.2. Проблемный анализ состояния образовательно-воспитательногокомплекса. 2.3. Концепция дальнейшего развития образовательно-воспитательногокомплекса «Алые паруса». 2.4. Программа развития образовательно-воспитательного комплекса. 2.5. Реализация программы микрорайонного образовательно-воспитательного комплекса «Алые паруса». Заключение. Список используемой литературы. Приложения.Введение. Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резкообострили положение детей в России: растут преступность и правонарушениясреди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизми наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом ипсихическом развитии. Причина этих явлений не только в значительномснижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальнойсферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической реабилитационной, социально-правовойподдержки детей. В этих условиях одним из приоритетных направленийсоциальной политики государства является защита прав ребенка: обновляетсясодержание образования, внедряются новые формы и методы воспитания;осуществляется социальная поддержка детей из многодетных, малообеспеченныхи неблагополучных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, детей с отклонениями в развитии; создается широкая сетьучреждений нового типа: центры социального здоровья семьи и детей,психолого-педагогической реабилитации трудных подростков, педагогические исоциальные службы для детей, центры воспитательной работы с детским ивзрослым населением микрорайона и другие. Каждое из таких учреждений вноситопределённый вклад в ликвидацию «социальных болезней» общества, от которыхстрадают дети. Проблема воспитания и перевоспитания детей и подростков всегда былаодной из ведущих в педагогике. Методологические, теоретические иметодические аспекты воспитания ребёнка освещены в фундаментальных работахотечественных педагогов: К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, С.Т.Шацкого,А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, Г.И.Щукиной, Л.И.Новиковой и многих других. Отечественной педагогической наукой накоплен большой объёмтеоретических и прикладных знаний в области педагогики среды.
Теория ипрактика среды в социальной воспитании детей особенно активно развивались в20-30-е годы советской власти. Это было обусловлено, по крайней мере, двумяфакторами. Первый – социальное положение детей: сиротство, беспризорность,правонарушения среди подростков – «социальные болезни» общества ипедагогические проблемы, которые требовали своего решения. Второй – успешноразвивавшаяся в то время педология. В работах П.П.Блонского,Л.С.Выготского, В.Н.Шульгина, С.Т.Шацкого, И.Залкинда, Н.Н.Иорданскогораскрыты теоретические основы социального воспитания и перевоспитаниядетей. Однако после известного Постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. «Опедологических извращениях в системе Наркомпроса» исследования в этойобласти прекратились и вновь начали развиваться лишь в 60-70-е годы в связис проблемами системного воспитания детей. Исследования Х.И.Лейметса,Б.П.Битиниса, Л.И.Новиковой, О.С.Газмана, В.Д.Семёнова и других посвященыпроблемам воспитания ребёнка в разных социумах, среди которых ведущая рольпринадлежала школе как главному институту социального воспитания детей. Актуализация проблем воспитания в современных условиях, появлениевоспитательных учреждений нового типа, введение институтов социальныхпедагогов и социальных работников обусловили возрастание интереса учёных кметодологическим и теоретическим исследованиям в области социальнойпедагогики. Проблемы развития социальной работы в России и за рубежом, оказаниясоциально-педагогической помощи детям рассмотрены в работах А.Г.Асмолова,В.Г.Бочаровой, И.А.Зимпей, М.В.Фирсова и других, вопросы структуры,содержания и форм работы социальных служб освещены в трудах Б.Н.Алмазова,С.А.Беличевой, В.А.Иванникова, В.Д.Семёнова и других, различным аспектампрофессиональной подготовки социальных педагогов и социальных работниковпосвящены исследования М.А.Галагузовой, Р.А.Литвак, Л.Я.Олиференко,А.В.Мудрина и других. Проблемам непрерывного образования посвящены работы Л.В.Казаковой,В.Д.Семёнова. В частности разработкой проблем дополнительного образованиязанимаются В.Г.Бочарова, М.Г.Бушканец, В.И.Ерзунов, Н.А.Новосельцева,В.Е.Триодин и другие. Однако в изученных нами источниках недостаточно разработаны социально-педагогические проблемы дополнительного образования и воспитания детей. Таким образом, возникают противоречия между: современными социально-экономическими преобразованиями общества иростом числа дезадактированных детей; созданием новых педагогических учреждений и недостаточнойразработанностью теоретических и практических основ для их успешнойдеятельности. Итак, социальные потребности общества в дополнительном образовании ивоспитании детей, педагогическая неразработанность проблем дополнительногообразования в педагогических учреждениях определили актуальность выбраннойтемы исследования «Особенности социально-педагогической работы по местужительства». Цель исследования - выявить особенности социально-педагогическогопроцесса в микрорайоне. Объект исследования – социально-педагогический процесс в детскихобразовательных учреждениях. Предмет исследования – социально-педагогический процесс в центревоспитательной работы в микрорайоне. Гипотеза исследования – Социально-педагогический процесс будетпроходить успешно, если функционирует целостная система социально-педагогических служб, в основе которых лежит функционально-структурнаямодель, включающая компоненты: функциональный компонент, который имеет три составляющие: - диагностическую (изучение социального развития детей и их потребностей); - деятельную (системообразующие виды деятельности); - прогностическую (задачи воспитательного центра). структурный компонент, который имеет 4 уровня: - дошкольное образование; - начальное общее образование; - основное общее образование; - среднее (полное) общее образование; а также дополнительные образовательные услуги на каждом уровне. В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезойисследования определены следующие задачи: Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме. Разработать модель Центра воспитательной работы в микрорайоне. Определить основные направления социализации детей и подростков в ЦВР. Начать экспериментальную работу по проверке выдвинутых положений. Методы исследования. Во время выполнения длительной работы использовались эмпирические(наблюдение, описание, диагностика, эксперимент) и теоретические(моделирование) методы исследования, а также методы, применяемые натеоретическом и эмпирическом уровнях: анализ, синтез, сравнение, обобщение,аналогия. Базой исследования является Образовательно – воспитательный комплекс вмикрорайоне на основе межведомственного взаимодействия городаНовокуйбышевска Самарской области. Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне. 1.1.Местожительство как место воспитания. Единство и преемственность воспитательных воздействий в различныхсферах жизнедеятельности человека – как учебно-производственной, так и внееё, в сфере семьи, быта, свободного времени – важнейший принцип педагогики.( ) Усиление внимания в современных условиях вопросам воспитания людей всемейно-бытовой микросреде, по месту жительства – явление закономерное,основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, какобъективно развивающееся взаимодействие семейного и общественноговоспитания; возрастание социально-экономического и свободного времени,управление им в интересах гармоничного развития личности. Понятие «воспитание» очень близко к слову социализация, но воспитание– это прежде всего направленное действие посредством которого индивидустараются привить желательные качества и свойства. Воспитателями выступаютне только отдельные люди, но и весь семейный, весь школьный уклад.Воспитывает улица, воспитывают общественные организации, вся окружающаяобстановка, весь общественный строй. Социализация наряду с воспитаниемвключает ненамеренные, спонтанные воздействия, при которых индивидприобщается к культуре. В социальной педагогике (исследования Б.П.Битиниса, М.А.Галагузовой,Л.Мудрика, В.Д.Семёнова) рассматриваются содержание, формы и методысоциального воспитания; основное внимание уделяется социальному воспитаниюв детских дошкольных учреждениях, школах, внешкольных учреждениях, семье идругих. ( ) Школа – один из ведущих институтов воспитания. Она должна обеспечитьцелостный, непрерывно организованный воспитательный процесс. Упедагогических коллективов ещё немало трудностей, проблем, нерешённыхвопросов в организации свободного времени, общения по месту жительства,внешкольного воспитания учащихся, и поэтому современная школа не можетработать изолированно, не влияя на среду, не согласуя свои действия сдругими государственными и общественными институтами. Жизнь учащихся в школе является педагогически организованной. Авнешкольная среда более противоречива и специфична, в определённой мерестихийна. ( ) Сознание и поведение детей формируется под действием микросреды, тогоопыта, который ребёнок аккумулирует из повседневной жизни. Воспринимаяогромный позитивный нравственный опыт, накопленный обществом, дети (имолодёжь) подчас сталкиваются в семье, в кругу знакомых, на улице с дурнымипривычками, слышат высказывания, которые противоречат социальному окружению(образу жизни). И если с этим негативным опытом не бороться, то дети, какгубка, впитывают его в себя, усвоят и в дальнейшем подобный опты можетстать отправной точкой отклоняющегося поведения, правонарушенийнесовершеннолетних. Таким образом, воспитательная среда, в которой дети приобретаютсоциальный опыт, и оказывает существенное влияние на поведение личности. ( ) Как наиболее стабильная из воспитательных сфер жизнедеятельностиучащихся, как часть воспитательной среды, активно влияющей на формированиеи развитие личности, рассматривается в передовом современном опыте –местожительство. Ещё задолго до прихода в школу, ребёнок входит в этот мир,включаясь в отношения с определённой общностью людей. На различных возрастных этапах он реализует свои личностныепотребности в общении, познании окружающей действительности, развитиитворческих начал, в самоутверждении, активной деятельности. Здесь школьниксверяет получаемые знания с наблюдениями, практикой жизни, накапливает свойжизненный опыт, учится быть старшим, взрослым, самостоятельным, проявлятьзаботу о младших, строить свои взаимоотношения с товарищами, сверстниками.( ) Одновременно местожительства – это сфера организации свободноговремени детей, подростков, молодёжи, развития их интересов, трудовой,общественной, культурно-творческой деятельности, сфера идейно-нравственногоформирования личности. Как никогда остро стоит сегодня проблема усиления воспитательнойзначимости сферы досуга, свободного времени, деятельности и общенияучащихся по месту жительства. ( ) Известно, что одни и те же подростки могут по-разному вести себя вусловиях школы и класса, дома и двора. Поведение детей по месту жительстваможет быть неизвестно педагогам и родителям. Местожительство наиболее яркоотражает основные характерологические черты внешкольной среды – и преждевсего её широкий социальный характер. То обстоятельство, что именно поместу жительства взрослые и дети наибольшую часть времени проводят вместе,способствует наиболее тесным контактам взрослых и детей, концентрации ихобщения, взаимовлиянию, развитию совместной деятельности и, следовательно,создаёт естественные, благоприятные условия для активизации взрослых ввоспитании детей. В силу территориальной близости к семье воспитательная работа в жиломмассиве, в микрорайоне, в доме располагает дополнительными резервами всовершенствовании педагогического и общественного воздействия на семью и еёближайшее окружение, влияния на процесс семейного воспитания. Являясьсвоеобразным местом непосредственного соприкосновения педагогическихколлективов и широкой общественности с семьёй, местожительство становитсятем конкретным звеном, которое заставляет взаимодействовать во внешкольномвоспитании различные социальные институты. ( ) Анализируя процесс развития взаимодействия школы с другимиинститутами, усилия педагогических коллективов были сосредоточены восновном на отработке внутришкольных форм взаимодействия и недооценивалась,слабо использовалась внешкольная среда как сфера реализации этого процесса.А между тем опыт показывает, что в рамках школы не могут в полной мерераскрываться воспитательные возможности, например, семьи илиобщественности. Именно в семейно-бытовой микросреде и её ближайшемокружении школа, семья и общественность наиболее близки друг к другу,естественным образом объединены между собой не только по целям и задачам,но и по месту и времени их реализации. ( ) Система контактов ребенка с окружающим миром сложна и многогранна.Воспитание во внешкольных условиях – это не только непосредственноевоздействие на личность ребёнка, но и опосредованное – путём нравственногосовершенствования окружающей среды. На результативность воспитательной работы с детьми и подростками поместу жительства непосредственно влияет уровень воспитанности окружающих иособенно близких людей. Повышение образовательного, идейно-нравственного,культурного уровня взрослых, включённость ребёнка в систему положительныхобщественных отношений по месту жительства, создание возможностей длявоспитания детей на конкретных примерах, боевых и трудовых традицияхнарода, целенаправленная система внешкольных мероприятий, созданиеблагоприятной моральной атмосферы в семье, обеспечение единствавоспитательных требований в школе, семье и по месту жительства – всё этооздоровляет микросреду детей, благоприятно воздействует на идейно-нравственное развитие личности. Специфика внешкольной среды, индивидуальные различия в характеристикекаждого дома, семьи, разнообразие запросов, интересов, способностей людейзаставляют тщательно изучать их и учитывать в воспитательной работе. Толькотак можно добиться наиболее полного развития духовных потребностей,наилучшего использования воспитательных возможностей семьи, микрорайона. ( ) 1.2. Роль внешкольных учреждений в воспитании детей. В современных условиях развития общества внешкольные учреждениявыполняют роль организаций и объединений, обеспечивающих всем желающимдополнительное внешкольное образование. Ведущим принципом организацииработы внешкольных учреждений является добровольность объединения детей поинтересам, что стимулирует их соответствующую деятельность, развивает ихактивность в овладении культурными ценностями общества и их приумножения. Идея комплексности и многопрофильности деятельности детей вовнешкольных учреждениях предполагает интенсивную социализацию личности,расширение возможностей овладения жизненным опытом. Ребёнок во внешкольномучреждении имеет возможность свободно выбрать занятие из различных видовобщественно значимой деятельности, а также свободно переходить от одноговида деятельности к другому, общаться в нескольких коллективах,избирательно взаимодействуя с окружающим миром. Участие взрослых в этомпроцессе ставит ребёнка в равноправное положение со старшими. Формированиегуманистического отношения к ребёнку осуществляется посредством реализацииправа личности на выдвижение целей деятельности в добровольном объединении,на участие в принятии решений о её содержании, методах, на участие вколлективном анализе и оценке её результатов. Демократизациявзаимоотношений в учреждениях дополнительного образования позволяетсформировать из участников добровольных объединений не просто коллектив, аколлектив единомышленников, что стимулирует как коллективный, так ииндивидуальный творческий поиск в деятельности. ( ) Индивидуализация темпа и объёма освоения детьми знаний и умений вовнешкольных учреждениях обусловлена рядом особенностей их работы. В них, вотличие от школы, нет жёстких требований к результатам деятельности в концезанятий. Каждый может продвигаться своим темпом: может освоить программу,рассчитанную на год, за более длительный или, наоборот, сокращенный срок,получая по своему желанию консультации педагога, литературу и т.д. Во внешкольных учреждениях у учащихся нет прежней ученическойрепутации, оценка личности делается по деятельности без стереотипов оценкиучебных школьных успехов. Поэтому каждый воспитанник имеет возможностьначать новый этап в своей жизни. Отсутствие боязни оказаться в числеотстающих создает психологически комфортные условия, раскрепощаетподростков. Успехи детей сравниваются только с их предыдущими достижениями,а не с достижениями сверстников. Одобрение всех целесообразных способовдеятельности ребёнка способствует его личностному росту, установлениюотношений взаимоответственности в системе: «педагог – ученик». Во внешкольных учреждениях под руководством профессионалов дети имеютвозможность заполнить своё свободное время такими видами деятельности собразовательным содержанием, которых нет в школе (театр, радиоэлектроника идр.), тем самым расширить взгляд на мир. Важную роль социально-педагогического значения играют внешкольныеучреждения как очаги организации свободного времени, досуга молодёжишкольного возраста. Они придают позитивную целеустремлённость спонтанновозникающим в молодёжной среде объединениям по интересам, отвлекая отбездумного времяпрепровождения школьников «на улице». ( ) Занятость детей в коллективах внешкольных учреждений увеличиваетбюджет времени семьи для внутрисемейной экономической деятельности, а такжевозможности познания родителями особенностей развития своего ребёнка,которые часто бывают скрыты от родителей из-за ограниченности в семье егосоциальный ролей. Во внешкольных учреждениях каждый школьник получает широкиевозможности реализации личностного потенциала в социально значимойдеятельности: выступления в концертах, спектаклях, участие в выставкаххудожественного и научно-технического творчества, массовой работе вмикрорайоне для его жителей и т.п., помимо самореализации обеспечиваютактивное включение в жизнь общества. Привлечение внешкольными учреждениямик работе в них специалистов из различных предприятий, организаций науки икультуры делает возможным освоение учащимися новых достижений общества вестественной среде на современном им уровне развития науки и техники. Внешкольные учреждения играют определённую роль в профессиональномсамоопределении детей и подростков. Так, по данным 1990 года до 60%воспитанников внешкольных учреждений делают профессиональный выбор всоответствии с профилем посещаемых кружков, объединений, секций. Этосвязано также и с тем, что высокий профессионализм многих педагоговвнешкольных учреждений позволяет подросткам за 3-5 лет занятий овладетьпрофессиональными знаниями и умениями на уровне ПТУ. ( ) Удовлетворение потребностей и интересов учащихся в различных сферахвнешкольной деятельности, развитие их творческих способностейосуществляется через систему непрерывного образования, обеспечениядополнительных возможностей творческого, интеллектуального, физического иэстетического развития, профессионального самоопределения, самореализацииличности. В этой связи нельзя не отметить комплексный характер влияниявнешкольной работы на становление личности подрастающего человека, вкотором кроме образовательного направления можно выделить воспитательныекомпоненты, возможности саморазвития в интересной деятельности и общении, атакже различные способы самореализации школьника за пределами обязательногоучебного времени. Здесь можно выделить устойчивую тенденцию зависимостивыбора учащимися тех или иных видов внешкольной деятельности от возраставоспитанников, насущных потребностей общества и личности, а также от типашкольного учреждения. Учащиеся начальных классов более отзывчивы на образовательно-воспитательные виды деятельности вне рамок учебной программы, направленныепреимущественно педагогом и родителями. Недостаточная самостоятельностьмладших школьников проявляется в доминирующей роли педагогов-воспитателей.Правополушарный тип мышления ребёнка делает более предпочтительными занятияхудожественно-эстетического направления, среди которых музыка и движение,рисование, различные виды театрализации, декоративно-прикладное искусство;конкретный тип мышления предполагает выполнение несложных операцийтрудового характера и конструирования, а естественная доверчивость кокружающим и любознательность приводит детей в кружки юннатско-биологического направления. Что же касается конкретных форм обучения, токоллективно-групповые из них здесь являются предпочтительными. В подростковом возрасте существенно меняется роль учащегося поотношению к себе и к окружающим, и это во многом обуславливает выбор имразличных видов внешкольной деятельности. Такой выбор становится болеедифференцированным и индивидуальным. Психологи отмечают наличиеситуативных, нередко неустойчивых интересов. С другой стороны,прослеживается стремление к объединению уже по своему выбору, сознательно,а не по чьей-либо рекомендации, как это превалировало в начальных классах.Формирование чувства взрослости и недостаток способов и средствсамоутверждения в глазах сверстников и взрослых порождает появление срывов,нередко недозволенных приемов противопоставления другим, стремление кабсолютной самостоятельности и ряд других условий коренным образом меняютроль педагога-организатора внешкольного учреждения при работе сподростковой аудиторией. Она более трансформируется в умение педагоганаправлять, корректировать собственные устремления подростка, привлекатьего как помощника для выполнения серьезной и ответственной работы. Огромнымстимулом для начала занятий в любой деятельности подростка являетсяинтерес, начинающийся с яркого, увлекательного, неожиданного, неординарногодела, участие в котором значительно расширяет область самостоятельностишкольника, дает ему возможность творческого проявления в самых различныхобластях. Несомненным стимулирующим фактором может быть также яркая инеординарная личность самого руководителя, его умение «вести за собой»,тактично направляя деятельность школьников в необходимое для них русло. Подростковый возраст характерен естественным «угасанием» интересашкольников к занятиям художественно-эстетического направления, стольхарактерным для учащихся младших классов. Недооценка данной тенденциинередко приводит к утрате ценностного значения подлинно духовных ценностей,значительно обедняя формирующуюся личность школьника. Однако, если в этоткритический для развития личности период сделать все возможное дляудержания интереса подростков к занятиям художественно-творческогонаправления, данный интерес способен перерасти в устойчивую потребность,что благотворно влияет на гармоничное развитие личности. В старших классах с более четким самоопределением учащихся в сферахдеятельности и межличностных отношений роль внешкольных учреждений болееустойчиво направлена на овладение будущей профессией. Это проявляется всознательном выборе школьников той или иной деятельности, ее личностнойзначимости для каждого из них, что делает их интересы более устойчивыми ицеленаправленными по сравнению с учащимися-подростками. Деятельностьпедагога приобретает характер наставничества, делового партнерства,основанного на взаимном уважении и требовательности друг к другу. ( ) Рассматривая образование подрастающего поколения как социальный заказобщества, можно проследить устойчивую тенденцию развития школы и тесносвязанных с ней внешкольных учреждений. Идеолого - просветительноенаправление образования 20-х годов вызвало к жизни появлениеспециализированных детских библиотек (в деревнях – изб-читален для детей),детских клубов, различных кружков и ассоциаций, детских музеев, театров,различных форм физического и лечебно-профилактического направления, аборьба с беспризорностью - появление детских колоний и коммун. Конец 30-х –начало 40-х годов придали внешкольной работе с учащимися оборонно-массовоеи военно-патриотическое направление. Другая тенденция заключается в том, что на развитие системывнешкольных учреждений, ее структуры и содержания, форм и методов влияетразвитие школы как базового государственного института. Реформы школьногообразования, изменение его содержания и методики неминуемо приводили ктрансформации деятельности внешкольных учреждений. Стабилизация учебногопроцесса в школе неизменно приводила к появлению относительно устойчивойдля данного периода системы внешкольных образовательно-воспитательныхинститутов, дополняющих базовую ступень непрерывного образования. Так, в 70-80-е годы сложилась достаточно стройная система внешкольных учреждений,включающая в себя Дворцы и дома пионеров, станции юных техников и юныхнатуралистов, детские музыкальные и художественные школы, школы искусств,хоровые и хореографические студии, детско-юношеские спортивные школы,ансамбли песни и пляски, парки пионеров и школьников, детские площадки ит.д. Ряд перечисленных учреждений относился непосредственно к системенародного образования, другие финансировались министерствами культуры,профтехобразования, здравоохранения, внутренних дел, комитетом пофизической культуре и спорту. Среди внешкольных учреждений особое место принадлежит объединениямклубного характера, возникающим на добровольных началах для осуществленияинтересного дела, к примеру клубы юных моряков и речников, клубы иныхавиаторов и космонавтов, клубы юных друзей природы, клубы спортивно-оздоровительного и культурно-массового, а также художественно-эстетическогонаправления. В учреждениях, деятельность которых рассчитана преимущественно навзрослую аудиторию, повсеместно функционируют детские и подростковыесектора, группы, кружки. Так, в кинотеатрах регулярно практикуетсяпроведение детских сеансов, специальных декад и кинонедель для школьниковво время каникул, отдельные киносеансы в школах. Это и детские спектаклиакадемических театральных коллективов, выездные спектакли для школьников вдомах культуры и загородных оздоровительных лагерях. Специализированныедетские спортивные и общеоздоровительные секции и кружки в плане работыгромадных спортивных сооружений, детские часы в работе бассейнов и т.п. Серьезные изменения, происходящие в обществе и государстве, не моглине повлечь за собой поиск новых путей в обновлении школы, в появлении новыхнаправлений в работе внешкольных учреждений. Демократизация деятельностишколы, ее автономия в использовании различных учебных планов и программпозволила более гибко подходить к определению направления школы (либо еепрофильных классов), что предоставило учащимся возможность выбора различныхтипов базового учебного заведения. Это серьезно уменьшило приток школьниковво внешкольные учреждения образовательного направления, заставив ихруководителей обратить внимание на организацию досуговой, спортивно-оздоровительной и художественно-творческой деятельности. Именно в последниегоды получили заметное развитие муниципальные центры внешкольной работы,центры развития детей, дома научно-технического творчества, школы-театры,детско-юношеские центры досуга. Многочисленные коллизии и стрессовые ситуации в межличностныхотношениях людей, особенно болезненно сказывающиеся на детях и подростках,потребовали создание системы социально-психологической защиты иреабилитации подростков и молодежи, формами чего могут быть подростковые исемейные клубы, разновозрастные отряды, клубы общения, социально –педагогически - производственные комплексы (СППК), правовые клубы, возникинститут социально-педагогической помощи подросткам. 1.3. Специфика внешкольной социально-педагогической работы по местужительства. Ребенок, как и взрослый, входит в общество не через один, аодновременно через несколько институтов – семья, класс, клуб, кружок,спортивные секции в школе и во внешкольных учреждениях, которые имеют своиособенности в процессе социализации личности. Специфика внешкольной сферы воспитания, непосредственная причастностьк ней всех без исключения социальных институтов выдвигают чрезвычайноважную (во многом определяющую эффективность воспитательного процесса вцелом) проблему взаимодействия этих институтов. исходя из этого возникаетнеобходимость наиболее правильно объединить и скоординировать силы, чтобыуправлять влиянием средств массовой коммуникации, семейных, трудовых,ученических, всех иных коллективов, общественных организаций, учрежденийнародного образования, культуры, спорта. ( ) У всех воспитательных учреждений, общественных организаций,формирований, всех социальных институтов, участвующих в воспитательнойработе по месту жительства, единые цели и задачи, которые они реализуютсовместно, в целостной системе общественного воспитания. Для чего важно такрасставить силы, чтобы каждый воспитательный институт активно и полноценновыполнял свои, лишь ему свойственные функции, реализуя строго определенные,специфические воспитательные возможности. Каждое учреждение, организация занимают свое место в системеобщественного воспитания. Так учреждения культуры являются центроморганизации и проведения культурно-просветительной работы с населением,спортивные учреждения – спортивно-оздоровительной, правоохранительныеорганы концентрируют в своей деятельности вопросы охраны общественногопорядка и профилактики правонарушений в микрорайоне и т.д. Функции каждоговоспитательного института социально обусловлены. Эти функции не остаютсянеизменными, развиваются с развитием общества, но на каждом историческомэтапе они строго определены. И содержание деятельности того или иногоинститута должно соответствовать этим его функциям. Нельзя то или иное делоперепоручать какому-то учреждению, если оно не входит в круг егополномочий. В экономических сферах человеческой жизнедеятельности никому непридет в голову, например, обязать коллектив какого-то завода довыполнитьпроизводственный план соседнего предприятия, не справившегося с этим планомпо своей нерадивости, неорганизованнности. Во всяком случае, подобные фактымогли бы рассматриваться как единичные ЧП. В сфере же воспитательнойдеятельности зачастую можно столкнуться с явлениями подобного рода.Недорабатывают, недоделывают или просто не выполняют своих обязанностейодни учреждения, организации, возлагается же эта работа на другие, которыепо неизвестной причине должны выполнять (плюс к своим непосредственнымобязанностям) так называемую компенсаторную функцию, а попросту говоря –работать за других. Это плохо не только потому, что ведет к перегрузке техили иных институтов; главное в том, что выполнение любым учреждениемнесвойственных ему функций не может быть достаточно эффективным, так какэто учреждение не обладает соответствующими полномочиями. В свою очередь ,остаются неиспользованными резервы тех, кто этими полномочиями наделен иобязан по своему социальному положению их реализовать. Немало огрехов ииздержек в воспитании имеется и из-за того, что общество еще не добилосьдостаточно полной воспитательной отдачи от такого уникальноговоспитательного института, как семья. Перед институтами общественноговоспитания стоит важная и ответственная задача обеспечения влияния насемью, помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использованияее воспитательного потенциала. До сих пор многие считают работу с семьейчуть ли не прерогативой школы. Но ведь семья – это не только дети, но ивзрослые. И именно взрослые определяют стиль семейной жизни, характермикроклимата, воспитывающего детей. Да и результативность взаимодействия взвене «школа и семья» (или «дошкольное учреждение и семья» и т.д.) взначительной мере зависит от того, что представляют собой родители, всевзрослые члены семьи, воспитание которых на данном возрастном этапе,разумеется, не является непосредственной функцией школы, других детскихучебно-воспитательных учреждений. ( ) Содержание деятельности того или иного воспитательного института встрогом соответствии с его социально обусловленными функциями – процесссложный и противоречивый, включающий переходные этапы от реального кидеальному уровню. При всей объективности характера этого процесса оннуждается в системе управления, целью которой является постепенное созданиемногосложного, постоянно разрастающегося коллектива воспитателей;организация воспитательной деятельности этого коллектива – такаяорганизация, при которой каждый строит свою работу в единой структуревоспитательного процесса, не дублирует (и тем более не противоречит), аорганически дополняет и продолжает деятельность других институтов на основеоптимального использования функций этих институтов. Основными составляющимиэтого коллектива являются государственные воспитательные учреждения(школы, дошкольные, внешкольные, культурно-просветительные, спортивные идругие), семья и общественность. Для современной системы социально-воспитательной работы с населениемпо месту жительства характерна тенденция качественной перестройкиорганизации и руководства этой системой, например, со стороныинновационного воспитательного учреждения – Центра воспитательной работы,координирующего и направляющего совместную деятельность всех воспитательныхинститутов микрорайона. Отсюда, координация воспитательной деятельности снаселением по месту жительства должна осуществляться в рамкахтерриториальной единицы – микрорайона. Микрорайон как территориальноограниченная общность людей в семейно-бытовой среде складывается взависимости от конкретных региональных условий, природных и национальныхособенностей, своеобразия структуры и типа застройки жилого массива, егокультурно-производственного окружения, местонахождения (город или село).Границы его не обязательно совпадают с микрорайоном школы или жилищно-коммунального учреждения. За основу берется такая единица административногоделения, в рамках которой осуществляется деятельность муниципальных органовс населением конкретного жилого массива по всем направлениям – по программесоциальных мероприятий в сфере культурно-бытового, медицинского, торговогообслуживания, ведения жилищно-коммунального хозяйства, строительстваучреждений народного образования, культуры, спорта и т.д. В структуреадминистративных микрорайонов, разделенных на избирательные участки,проводятся выборы в местные и высшие органы государственной власти в нашейстране. Такой принцип определения границ микрорайона как территориальнойединицы в организации воспитательной работы с населением по местужительства помогает обеспечивать единство в решении социально-воспитательных и хозяйственных задач, способствует наиболее полномуиспользованию возможностей всех учреждений и организаций, причастных кработе в данном жилом массиве. ( ) Центр воспитательной работы может осуществлять свою работу по двумвариантам: либо закрепляясь за домами или улицами, организуя разностороннюювоспитательную работу с конкретным контингентом их жителей; или выбираяопределенные направления работы со всем населением микрорайона или егоотдельными категориями. ( ) Примерное распределение обязанностей между учреждениями,организациями, входящими в Центр воспитательной работы в микрорайоне,приведены в таблице:|Организация |Направление и содержание выполняемой |Лица, выполняющие || |работы |работу ||Центр |Педагогическое руководство |Педагогический ||воспитательной |воспитательной деятельности всех |коллектив под ||работы |входящих в Центр воспитательной |руководством || |работы учреждений |директора, || | |организатора ||Школа |Организация внеурочной деятельности |Классные || |школьников в микрорайоне |руководители, учи || | |теля – предметники, || | |педагоги - организат|| | |оры, ученические || | |общественные || | |организации ||Учреждения |Целенаправленная |Коллективы ||культуры и |культурно-просветительная, |учреждений ||спорта |спортивно - оздоровительная и другая | || |работа с детским и взрослым | || |населением | ||Органы милиции |Организация и проведение работы с |Участковые || |неблагополучным контингентом жителей |уполномоченные, || |(охрана общественного порядка и |инспекция по делам || |профилактика правонарушений ) |несовершеннолетних ||Жилищно-коммуна|1.Создание материально - финансовой |Начальник ||льные |базы для воспитательной работы с | ||учреждения |населением | || |2.Благоустройство микрорайона | ||Центры |1.Оказание различных форм помощи |Педагоги – психологи||социальной |людям. |, социальные ||помощи |2 Создание условий для реабилитации |педагоги || |детей и подростков | || |3.Диагностика | | Совместные воспитательные дела Центра воспитательной работыпланируются и осуществляются на основе воспитательных возможностей ипотребностей каждого микрорайона. Эти возможности выявляются при изучении исоциально-педагогическом анализе культурно-производственного окружения,материально-бытовых условий, духовного потенциала проживающего здесьнаселения. Центры воспитательной работы микрорайонов составляют и постояннообновляют характеристики («паспорта») на семьи, группы неформальногообщения школьников. (смотри приложение № 1) На основе этих данных разрабатываются обобщенные характеристики, в нихнесколько разделов. В первом – данные о составе семьи (число ее членов, ихвозраст, простая, сложная, неполная семья, количество детей); о социальномположении, роде занятий, образовании; о состоянии жилищных и материальныхусловий; о наличии в семье библиотек, аудио- и видеотехники; о бюджетесвободного времени всех членов семьи. Во втором разделе – характеристика социальной направленности, морально-психологического климата семьи; данные о характере проведения свободноговремени; об отношении к воспитанию детей; об интересах, склонностях,запросах, индивидуальных особенностях членов семьи; о согласованностивзаимоотношений в семьях (между родителями и детьми, между различнымипоколениями взрослых); об обычаях, традициях, имеющихся в семье. В общей характеристике отражаются самые существенные сторонымикросреды: материально-бытовые условия жизни, свидетельствующие окультурном жизненном уровне, объеме свободного времени, количестведоступных материальных т культурных благ; содержание и характер получаемойинформации, образовательный и культурный уровень, социальная направленностьи психологический климат ближайшего окружения. По каждому микрорайонухарактеристика дополняется сведениями о структуре микрорайона,производственном окружении; о социальных, культурно-просветительных,спортивных организациях, детских дошкольных, школьных и внешкольныхучреждениях; о материальной базе и кадровых возможностях. Результаты социологических обследований тщательно анализируются ииспользуются для определения задач, отбора содержания, форм, методоввоспитательной работы в микрорайоне. Содержание и формы совместной воспитательной работы с населением поместу жительства определяются социальными потребностями жителеймикрорайона, а также конкретными условиями района, микрорайона, дома,семьи. Деятельность всех структурных звеньев основывается на комплексномподходе к решению социально-воспитательных и хозяйственных задач. Исходя из этого определяются и секции Центра воспитательной работы.Дети, подростки, молодежь – предмет самого пристального внимания каждой изэтих секций, всех воспитательных учреждений и общественных формированиймикрорайона. К примеру, Центр воспитательной работы организует спортивно-оздоровительную работу среди населения. Естественно, он проводит ее и средивзрослых, и среди детей. используя разнообразные формы работы, рассчитанныекак на определенные возрастные группы, так и на их совместноевремяпрепровождение, на развитие семейных видов спорта, включение взрослыхв тренерскую работу с детьми, проведение массовых спортивных праздников,соревнований. Или, например, Центр воспитательной работы проводит субботникпо благоустройству территории микрорайона – он привлекает как взрослыхжителей, так и детей, молодежь. Тем более нецелесообразно работу,проводимую с неблагополучными категориями взрослых жителей, отделять отработы с трудными подростками. Напротив, соединив все имеющиеся силыспециалистов, работников правоохранительных органов, общественного актива всекции охраны общественного порядка и профилактики правонарушений,необходимо направлять ее деятельность на работу как со взрослыми, так и сдетьми, с неблагополучной семьей в целом, чтобы влиять на отношения всемье, предупреждая «заражение» подростка «болезнью» этой семьи, недожидаясь того, когда он станет трудным. Словом, все учреждения,общественные формирования, все складывающиеся по месту жительства звеньявоспитательной работы самым непосредственным образом причастны и квоспитанию детей – каждое в своем, определенном направлении,соответствующем его функциям. А будет ли это так, или все они будутработать лишь со взрослыми, оставляя детей со всеми их проблемами опятьодним только педагогам, во многом зависит от Центра воспитательной работы,от выполнения им своей функции педагогического центра микрорайона. 1.4. Центр воспитательной работы как условие социализации личности. Современный школьник подвергается многосложному спектру влияний. Поданным исследований, проведенных у нас и в других социалистических странах,60 - 70% воздействий на ребенка приходится на среду и лишь 30-40% на школу.Поэтому, лишь взаимодействуя с другими государственными воспитательнымиучреждениями, семьей, социальными учреждениями можно добиться непрерывностивоздействия на учащихся. Демократические перемены последних лет, законодательно закрепленноеправо на свободу педагогического творчества освободили творческий потенциалучительства. Многие учебные заведения стали воплощать в жизнь самыесокровенные мечты и проекты своих лучших учителей и руководителей. Сталипоявляться инновационные учебные и воспитательные заведения, как, например,Центры воспитательной работы в микрорайоне, которые призваны координироватьвсю воспитательную работу в нем. Нельзя рассчитывать на эффективное участиевоспитателей-непрофессионалов в работе с детьми (особенно по местужительства) без систематического педагогического влияния на их деятельностьсо стороны Центров воспитательной работы. Без них же сегодня уже не решитьвсех многогранных задач воспитания и образования подрастающего поколения.Расширение коллектива воспитателей, массовое включение в него (кромепедагогов-профессионалов) широких слоев общественности, родителей, всехвзрослых требует вооружения этих кадров знаниями о содержании воспитанияшкольников, умениями применять на практике педагогически обоснованныеформы, методы, приемы воспитательной работы. Функцию педагогического обеспечения воспитания в микрорайоне призванывыполнять и дошкольные, внешкольные учреждения, профессионально-техническиеучилища, то есть все педагогические коллективы, имеющие свой контингентвоспитанников в данном микрорайоне. ( ) В сегодняшней работе с населением по месту жительства становитсянецелесообразным такое распределение обязанностей между профессионально-педагогическими и общественными воспитательными институтами, когдапедагогический коллектив решает только все вопросы работы с детьми. Впередовом опыте структурно-организационный механизм системы социально-воспитательной работы с населением по месту жительства распределяетвоспитательные силы по их функциям, а не по возрастным категориямнаселения. Четкое распределение и неуклонное совершенствование организационного ипедагогического аспектов руководства воспитательным процессом определяютхарактер взаимодействия всех социальных институтов общества на современномэтапе. Развитие этой тенденции способствует оптимизации деятельности Центравоспитательной работы в микрорайоне. Формы организации этого взаимодействиямогут и должны быть различными. При выборе этих форм не только бесспорным,но и обязательным должен быть вариантный подход, учитывающий спецификуусловий разнотипных городских и сельских микрорайонов. Но при этом должнонепременно учитываться стратегическое направление развития функцийпрофессионально-педагогических и воспитательных институтов, их четкаяспециализация с учетом социальной роли каждого института. Нельзяопределить, например, функцию школы в зависимости от наличия в микрорайонетех или иных воспитательных учреждений, общественных формирований, от ихактивности и жизнеспособности. Не везде и не срезу создаются эти условия. Можно сказать, чтосовременное учебное заведение в комплексном осуществлении задач воспитанияшкольников, изменяя характер своих связей с другими институтами переживаетсложный этап постепенного перехода от позиции координирующего иорганизующего центра к позиции педагогического центра микрорайона. Таковаобщая тенденция. Реальное место каждого конкретного учебного заведения вовнешкольном воспитании учащихся зависит от конкретных условий, степениподготовленности и активности других воспитывающих сил, уровня решенностикадровых, организационных вопросов, а также от того, насколько активно вэту работу включилось внутришкольное подразделение. Процесс этот сложный ипостепенный. Особенно труден переходный этап, для которого характерносвоеобразное состояние ожидания: общественность слабо работает, так как неумеет, не знает своих задач, учебные заведения же мало работают собщественностью, потому что не очень еще верят в ее возможности, рассуждаяпримерно так: проще сделать самому учителю, чем научить этому других. Педагогическая сущность деятельности Центра воспитательной работы какцентра активной воспитательной работы в микрорайоне предполагает дваосновных аспекта этой деятельности: забота о педагогическойцелесообразности воспитательной работы, проводимой семьей, общественностью,всеми взрослыми с учащимися и их ближайшим окружением, оказание импостоянной и разносторонней методической помощи, влияние на деятельностьученического коллектива и других организаций во внешкольной среде. Вопрос о том, по какому пути идут учебные учреждения, распределяя силыучителей, классных руководителей в микрорайоне, представляет особуюважность. Еще недавно многие их руководители стремились закрепить учителейза домами, кружками, секциями в качестве непосредственных руководителейразнообразных детско-юношеских объединений, организаторов массовых дел имероприятий – вплоть до составления «паспортов» на дома и микрорайоны. ( ) На первый взгляд может показаться, что именно так и должно быть –везде есть ответственные, есть с кого спросить. Так проще – рассуждаютдиректора учебных учреждений. Проще, но не лучше. Педагогические коллективыв этих случаях перегружены трудоемкой организационной работой, которая ктому же заведомо не предполагает систематического педагогического влияниядаже на самих учащихся, не говоря уже об их окружении. Значительно более прогрессивным представляется тот путь, который впоследние годы намечается в передовом опыте страны и суть которого ворганизации внешкольной жизнедеятельности учащихся и главную роль в этомиграют Центры воспитательной работы. ( ) В целях координации детских и подростковых клубов и необходимостицеленаправленной работы по физическому и духовному развитию детей иподростков в клубах по месту жительства, например, в свердловской областибыло принято Постановление Главы администрации от 21 марта 1994 года, гдеговорилось: Комитету по делам молодежи администрации Свердловской областиразработать в десятидневный срок программу «О реорганизации деятельностиподростковых клубов по месту жительства». Областному финансовому управлению производить финансирование программыкомитета «О реорганизации и поддержке детских и подростковых клубов поместу жительства » в 1994 году в размере, предусмотренном областнымбюджетом. Департаменту образования совместно с комитетом по делам молодежи всрок до 01.04.94 года определить заказ для высших учебных заведенийпедагогического профиля области на количество, качество и профильподготовки педагогических кадров для работы с подростками по местужительства. Рекомендовать главам администраций городов и районов области: Реорганизовать детские и подростковые клубы по месту жительства вмуниципальные подростковые клубы как учреждения дополнительного образованияи центры организации досуга с закреплением имущества в статусемуниципальной собственности. Провести инвентаризацию помещений детских и подростковых клубов,других помещений для работы с детьми по месту жительства, а также ихматериально-технических ресурсов, финансовых и других средств. В соответствии с указом Президента Российской Федерации № 1075 от16.09.92 «О первоочередных мерах в области государственной молодежнойполитики» закрепить передачу помещений, выделенных для работы с детьми иподростками по месту жительства, для иных целей. Поручить комитетам по управлению имуществом оформление документов,закрепляющих помещения детских и подростковых клубов и других помещений,выделенных для работы с детьми, в статусе муниципальной собственности.Городским и районным комитетам по делам молодежи подготовить для комитетовпо управлению имуществом перечень клубов для оформления вышеназванныхдокументов. Передать на правах оперативного управления комитетам по делам молодеживсе детские и подростковые клубы по месту жительства, занимаемые имипомещения, а также материально-технические ресурсы, финансовые и другиесредства, имущество, штаты работников клубов и ассигнования на ихсодержание и проведение культурно-массовой и физкультурно-спортивной работыпо месту жительства, жилищно-эксплуатационных управлений. Создать на местах Координационные Советы для взаимодействия в работепо месту жительства. Расходы на содержание муниципальных подростковых клубов производить засчет средств местных бюджетов и учитывать в общих расходах на содержаниекомитетов по делам молодежи. Возложить на комитеты по делам молодежи: создание, контроль и координацию деятельности муниципальныхподростковых клубов; подбор, расстановку, подготовку и повышение квалификации кадров,работающих с детьми и подростками по месту жительства; прием на работу и увольнение педагогов-организаторов муниципальныхподростковых клубов, руководство и контроль за их деятельностью, проведениеаттестации педагогов-организаторов; определение содержания деятельности клубов; решение вопросов финансирования и развития материальной базы клубов; организационную и методическую помощь клубам; сбор необходимой информации и ведение документации по муниципальнымподростковым клубам. Рассмотреть в соответствии с установленным законом порядком вопрос опредоставлении льгот по налогообложению предприятиям, организациям иучреждениям, оказывающим помощь муниципальным подростковым клубам. Обязать территориально-эксплуатационные службы обеспечить техническоеобслуживание и текущий ремонт помещений, занимаемых муниципальнымиподростковыми клубами Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителяпредседателя правительства Свердловской области. Также были приняты постановления о работе с детьми и подростками поместу жительства и положения о муниципальных подростковых клубах в Тульскойобласти и в городе Калининграде. (смотри приложение № 2) Надо видеть и как можно полно использовать новые возможностиразвивающейся в современных условиях системы социально-педагогическойработы с детьми и подростками по месту жительства. ( ) Специализация функций профессионально-педагогических и общественныхвоспитательных институтов, совершенствование их взаимодействия,деятельность школы как педагогического центра микрорайона требуют единстваи преемственности в деятельности самих воспитателей-профессионалов,работающих в учреждениях различных ведомств – в системе образования,культуры, спорта, правоохранительных органов. В каждом городском и сельскоммикрорайоне действует сеть таких учреждений со своими штатными работниками,коллективами воспитателей, работающими с одним и тем же контингентом детей,подростков, молодежи микрорайона, но, как это ни парадоксально, работающиминередко разрозненно, по не связанным между собой планам и программам.Представители различных воспитательных учреждений при узковедомственномподходе невольно руководствуются ограниченным представлением о ребенке,которому отводится роль, обусловленная профессионально-ведомственнойкомпетенцией воспитателя, и на которого в этой связи каждый смотрит спозиций своих задач. Решение этой проблемы начинается с создания в микрорайонах Центроввоспитательной работы с различного рода комплексами (культурно-спортивных,учебно-воспитательных, сельских школ –комплексов, комплексов «школа -детский сад» и другие) как своеобразных межведомственных центров. В такомвоспитательном центре микрорайона складывается объединенный педагогическийсовет (точнее – совет воспитателей-профессионалов), работающих в структурекоординационного совета микрорайона как его профессионально-воспитательноезвено и объединяющий педагогические коллективы всех воспитательныхучреждений микрорайона. Его постоянно действующее звено – малый педсовет,состоящий из директоров или заместителей по воспитательной работе этихучреждений. Согласованная совместная работа учреждений народного образования,культуры, спорта, правоохранительных органов, преодоление ведомственныхбарьеров, как показывает опыт, способствует планомерному централизованномуиспользованию их материально-технической базы, кадровых возможностей,позитивно сказываются на ритме их работы, исключают дублирование, обогащаютсодержание и формы совместной деятельности как этих учреждений, так иобщественных воспитательных формирований по месту жительства.Упорядочивается при этом организация ярких, разнообразных мероприятий длявсех возрастных групп детей и подростков, для их семей, расширяютсявозможности для развития индивидуальных и групповых интересов, дляобщественно полезной, разнообразной творческой деятельности школьников. ( ) Хорошо известен в стране опыт работы Коткозерского национально-образовательного комплекса Республики Карелия. Село Коткозеро старинное. В начале 50-х годов на территорииКоткозерского сельсовета было более 20 больших и малых деревень, в которыхпротекала размеренная трудовая крестьянская жизнь, было много молодежи. Запрошедшие после этого десятилетия 70% населения вынуждены были броситьродную среду обитания, так как потеряли возможность вести какое-либохозяйство, и переехали в город, лишившись привычной природной обстановки,земельного раздолья. Потеря смысла крестьянского труда, отсутствиекачественного образования, исчезновение крестьянской культуры привели кдуховному опустошению значительной части оставшихся здесь людей. Массовымстало пьянство, воровство, нежелание трудиться на земле и что-либопроизводить даже для себя. У многих была потеряна вера во все: в прежниеидеалы, в нынешнюю власть, в благополучную будущность. И рядом с ними дети,которые тоже ни во что не верят, кроме культа грубой силы и сиюминутныхудовольствий. Они создают свой мир, строят свою жизнь, в которойпреобладает мелкий бизнес, рок-музыка, секс, безделье. По данным волостного управления, на две тысячи населения в 1993 годуродилось всего 7 младенцев. За этот период похоронено около 40 человек, изкоторых половина – мужчины от 23 до 55 лет, умершие от отравления алкоголеми от травм, полученных в результате аварий на дорогах и в пьяных драках. На 1 февраля 1995 года в Коткозере было зарегистрировано 78 человек,не имеющих никакой работы, из 490 человек трудоспособного населения. Для возрождения нормальной жизни коткозерцев нужна была сильнаядухоподъемная личность. Ею оказался директор А.З.Андрейко, который начал ссоздания современной материальной базы школы, призванной в перспективестать духовным центром преобразования с.Коткозера. Алексей Захарович выявляет сквозные проблемы внешнего порядка, безрешения которых невозможны полноценное развитие детей и подготовка их кжизни в условиях с.Коткозеро. Проблема первая – беспомощное, трагическое положение сельской семьи. Проблема вторая – оскудение народной культуры и самого народа,приведшие к почти полной утрате духовности жизни, превращению многихжителей Коткозера в маргиналов – людей без корней, без прошлого, без своейкультуры, без традиций и т.д. – без всего того, что составляет основунациональной культуры любого народа. Проблема третья – утрата чувства хозяина своей земли, отчуждениекрестьянина от земли и результатов своего труда, а потому и утрата веры вто, что труд на земле может обеспечить достойную жизнь семьи, достойнуюбудущность. Для решения этих проблем А.З.Андрейко использует три идеи, ставшиеосновой концепции инновационной школы: оказание социальной помощи семье,освоение (возрождение) народной карельской культуры, подготовка будущихфермеров – хозяев своей земли. Наряду с задачами получения общего среднего образования иразностороннего развития личности учащихся Алексей Захарович выстроилмиссию того, что он хочет создать и форму (образ) новшества – «Коткозерскийнационально-образовательный комплекс», который предполагает образовательно-воспитательную работу и с детьми и со взрослыми. Эта миссия будетреализована совместно с волостной администрацией, предприятиями,общественными организациями и другими, идеологом и вдохновителем всегоэтого выступят школа и ее лидер. Основу Коткозерского комплекса составляют семь центров: учебно-образовательный; физкультурно-оздоровительный; художественно-эстетический: этнокультурный; учебно-производственный; информационно-технический; социальной помощи. Каждый центр – это относительно самостоятельная подсистема, сложныйорганизм, имеющий свое материально-техническое, кадровое, научно-методическое, финансовое, нормативно-правовое и прочее обеспечение, своюмини-программу развития. Коткозерский комплекс представлен в программе развития в виде схемы«Объект управляемого развития» (смотри приложение № 3), где указаны задачии содержание работы каждого центра, созданные функционирующие вэкспериментальном режиме части и компоненты, и те, что планируется создатьв перспективе. В общеобразовательной школе Коткозерского комплекса 252 учащихся, 47преподавателей, воспитателей, специалистов, 2 преподавателя в музыкальнойшколе, 6 в сельском детско-юношеском клубе физической подготовки, 2воспитателя в пришкольном интернате. Всю образовательную, производственную,досуговую и оздоровительную деятельность с детьми, молодежью и взрослымижителями села организует 57 педагогических работников и специалистов. В программе развития концепция четко структури




Похожие:

Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне iconТеоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне

Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне iconПрограмма дисциплины социально-педагогическая практика
Знакомство студентов с основным содержанием работы учреждений и служб социально–педагогической направленности, с особенностями профессиональной...
Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика)»
Благотворительность и милосердие как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности
Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне iconПримерный перечень вопросов к зачёту по дисциплине «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика)»
Благотворительность и милосердие как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности
Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне iconДисциплины «Прогнозирование и моделирование социально-педагогической деятельности в условиях региона» Специальность «050711. 65 – Социальная педагогика»
Как учебная дисциплина должна помочь студентам овладеть профессиональными исследовательскими навыками в социально-педагогической...
Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне iconПримерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Информационные технологии в социально-педагогической деятельности» (курсы по выбору)
Социальные аспекты создания и внедрения информационных технологий в социально-педагогической деятельности
Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне iconДисциплина Теоретические основы хтт и ум число недель
...
Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне iconПедагогические технологии Рекомендуемая литература Основная
Колычева З. И., Егорова Г. И. Теоретические основы педагогической технологии. – Тобольск: Изд-во тгпи им. Д. И. Менделеева, 2003....
Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне iconВопросы к экзамену по мтрсп 6 курс (социальная педагогика)
Методика социально-педагогической работы. Понятие «метод». Методы работы социального педагога
Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Методика и технология работы социального педагога»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы