История русской музыки icon

История русской музыки



НазваниеИстория русской музыки
Дата конвертации07.07.2012
Размер312.78 Kb.
ТипРеферат
История русской музыки


Содержание Стр.Введение...............................................................................................3I Музыкальная культура XVIII века………………………………..4 1) Влияние петровских реформ на развитие музыкальной культуры…4 2) Влияние театра на развитие русской культуры XVIII века………...5 3) Влияние народного творчества на развитие русской музыки.............7 4) Появление крепостных хоров и оркестров. Основные жанры бытовой музыки................................................................. ......................8 5) Появление русской композиторскойшколы.......................................10II Музыкальная культура XVIIIвека...............................................14 1) Историко-культурное значение XIX века в развитии русской культуры.............................................................. ....................................14 2) Развитие песенной культуры России и влияние на нее войны 1812года............................................................. .......................15 3) Русская опера в XIXвеке......................................................................17 4) Русская композиторская школа XIXвека............................................19 5) Могучаякучка.........................................................................................22Заключение.........................................................................................25Список использованной литературы……………………………...26 Введение Музыка (от греч. musikе, буквально - искусство муз), вид искусства,который отражает действительность и воздействует на человека посредствомосмысленных и особым образом организованных звуковых последовательностей,состоящих в основном из тонов (звуков определённой высоты). Музыка -специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другимиразновидностями (речь инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) еёобъединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека вслышимой форме и служить средством общения людей и управления ихповедением. В наибольшей степени музыка сближается с речью, точнее, сречевой интонацией, выявляющей внутреннее состояние человека и егоэмоциональное отношение к миру путём изменений высоты и другиххарактеристик звучания голоса. Музыка – это едва ли не первое явление окружающего мира, котороеэмоционально воспринимается ребенком. Несмотря на то, что это лишьподсознательное восприятие, он сразу начинает разделять музыку на “хорошую”и “плохую”, на ту, которая ему нравится и ту, которая ему не нравится, и,соответственно, проявляет свое удовольствие или, наоборот, огорчение. Тоесть, музыка оказывает сильное воздействие на его настроение и поведение, ав дальнейшем и на его вкус, на его психику. Это основная причина, покоторой была выбрана данная тема. Но музыка влияет не только на отдельного человека, но и на целыепоколения и государства.
Изучение развития музыкальной культуры можетпомочь лучше понять настроения и переживания эпох, так как каждому периодуразвития соответствует своя музыка В своей курсовой работе я решил показать музыкальное развитие России18-19 века, которое происходило одновременно со становлением Российскойгосударственности и бурным развитием науки и искусства. Можно сказать, чтоформирование музыкальной культуры стимулировалось формированием России каксильной мировой державы, оказывающей влияние даже на мировой ход истории. Музыкальная культура XVIII века Влияние петровских реформ на развитие музыкальной культуры XVIII век - это время решающего перелома в развитии всей Европы.Создаются предпосылки для огромного роста естественных наук, философии,литературы и искусства. Именно в это столетие Россия впервые выходит наширокую дорогу общеевропейского культурного развития, окончательноизбавляясь от той искусственной изоляции, в которой она находилась современ монгольского ига Русская культура XVIII века связана с именами Ломоносова, Радищева,Крылова, архитектурными произведениями Растрелли, живописью Рокотова,театром Волкова, Шереметьева, русскими композиторами Бортнянским, Фоминым,Ханданкиным. Их искусство представляет уникальную ценность до настоящеговремени. XVIII век связан с эпохой ПетраI, его реформами и стремительнымразвитием в поэтической, экономической и культурной жизни России В XVIII веке, благодаря усилиям ПетраI, сблизилась русская иевропейская культура. В русской литературе утвердилось понятие Петровскогопросвещения. В этом плане большое внимание уделялось организациям школ,изданию книг, был разработан проект Российской академии наук. С 1703 годастала выходить газета Ведомости Также большое внимание уделялось музыке. С эпохи Петра I начинаетсявнедрение новых форм городского музицирования. В домах столичнойпетербургской аристократии в обязательном, предписанном порядкеустраивались “ассамблеи” – открытые вечера, где каждый приходящий могпроводить время, как ему нравилось. Одни играли в карты, другие простобеседовали, третьи танцевали модные тогда танцы под соответствующую музыку.Также ПетромI были учреждены еженедельные концерты в доме тайного советникаБассевича, где играла инструментальная капелла герцога Голштинского. Врепертуаре капеллы были произведения Корелли, Тартини, Телемана и другихзнаменитых европейских композиторов.[1] Большую роль в развитии музыкальной культуры сыграла реформа армии. Вармии каждый полк имел группу музыкантов. Военные оркестры состояли обычноиз гобоев, труб, валторн, литавр и барабанов. Военные оркестры принималиактивное участие в торжествах, связанных с празднованием военных успехов. В1702 годы были выписаны из-за границы группа иностранных музыкантов, вобязанности которых входило также обучение игре на различных инструментахрусских певчих и солдатских детей. В военных оркестрах сформировалисьречеголосное песнопение, разнообразное по своим характерам. Широкоразвивается особый род “приветственных” или “панегирических” кантов. Новыеформы музицирования получают широкое распространение среди элитыгосударства. “Панегирические канты петровского времени сохраняют общие родовыепризнаки, закрепившиеся за кантом еще в предыдущем столетие: трехголосностьс преобладающим параллельным движением двух верхних голосов инезначительными элементами имитации, “экселлентованный” бас и т.п.”( В это же время появляется новая песенная лирика чисто светского типа,которая отражает те глубокие, коренные сдвиги, которые произошли во всемстрое русской жизни и образе мысли русских людей. Старомосковский аскетизм,учивший отрешению от жизни и презрению к ее радостям, отныне порицается иоткрыто преследуется даже передовой, просвещенной частью самогодуховенства. В дворянских салонах Петербурга развивается мода на исполнениечувствительных романсов или “арий”. Известны имена некоторых любителей-поэтов, сочинявших любовные послания в стихах. А так как лирическая поэзиямыслилась тогда в неразрывной связи с музыкой, то и эти стихи предполагалимузыкальное оформление. Влияние театра на развитие русской культуры XVIII века. В 1702 году в Москве состоялось открытие общедоступного театра. Егопредставления проходили в специально выстроенном здании на Красной площади,которое называлось “Комедийной храминой”. Постановки спектаклей шла наиностранном языке, поэтому не всегда была доступна пониманию публики. Это иявилось основной причиной того, что в 1706 году театр был закрыт. Спектаклитого времени отличали вставные номера, связанные с элементами пантомимы.Театральные постановки содержали в себе также инструментальные эпизоды ввиде маршей, шествий и т.п. Кроме того, в большинстве из них мы встречаемспециальные музыкальные интермедии. Основной и наиболее характерной формой придворного театра была опера.В 1733 году при дворе императрицы Анны Иоанновны появилась итальянскаятеатральная группа, в репертуаре которой кроме “комедий масок”, были такжеинтермедии с музыкой. Через некоторое время удалось добиться приезда вПетербург по контракту композитора Франческо Арайа с несколькими опернымипевцами. С их помощью 29 января 1736 года на сцене Эрмитажного театра былавпервые поставлена опера Арайа “Сила любви и ненависти”. При ЕкатеринеII к развитию оперной культуры были привлечены крупнейшиеевропейские силы. С 1762 по 68 г. в России жил и работал знаменитыйвенецианский композитор Балтазар Галуппи, после него на должностьруководителя придворной оперы приглашается Томазо Траэтта, служивший ранеепри венецианском дворе. Они пишут оперы в том же пышном и торжественномстиле, который существовал до них. Особенным блеском и монументальнойроскошью отличались следовавшие одна за другой постановки “Ифигении вТавриде” Галлупи и “Олимпиады” Траэтта, в которых большое место былоотведенохорам и кордебалетам. Уже с начала середины столетия стали даваться оперные спектакли нарусском языке. В 1755г. при дворе силами отечественных исполнителей былапоставлена опера Арайа “Цефал и Проктис” на русский текст Сумарокова. В1756 г. по указу правительства в Петербурге основывается Российский театр,спектакли которого были открыты за плату для всех желающих. Вскоре такойтеатр был создан и в Москве. На сцене обоих этих театров, наряду сдраматическими спектаклями, давались также и оперные. Преобладающую частьих репертуара составляли оперы песенно-комического склада как переводные(главным образом, с французского), так и оригинального отечественногопроисхождения. Среди всей актерской плеяды особенно выделялся превосходный комик Я. С.Воробьев, с одинаковым успехом выступавший в драматических и оперных ролях.Исполнителем того же типа был бас-буффо А. М. Крутицкий, написавший самнесколько комедий. Уже на исходе столетия восходит «звезда» русскоговокального искусства, любимица петербургской и московской публики,знаменитая Е. С. Сандунова, урожденная Уранова (иногда ее называли попростуЛизанькой Урановой) Влияние народного творчества на развитие русской музыки Вкус к народной песне, несмотря на увлечение западными обычаями иманерами, сохранялся в XVIII веке на всех ступенях русского общества,вплоть до близкой ко двору аристократической верхушки. Обычным развлечениемво дворце было пение песен с хороводами и плясками, в которых принималиучастие разодетые по-деревенски придворные кавалеры и дамы. Любительницамитакого рода развлечений были императрицы Анна Иоанновна и ЕлизаветаПетровна. Народная песенная традиция к началу XVIII века, в основном сложилась, иее формирование можно было считать завершившимся. Главная и ведущая роль принадлежала тем простым, «обиходным» песеннымжанрам, которые ближе и теснее всего были связаны с повседневной жизньюшироких народных масс, отражая их обыкновенные житейские нужды, скорби ирадости. Это могла быть лирическая, шуточная или иронически-насмешливаяпесня. Другая характерная для XVIII века тема — это тема скитаний,бродяжничества, бездомной жизни и смерти. Она была связана с постояннойнеобходимостью отрыва от родного круга, не только благодаря солдатчине, нои из-за фабричной и всевозможных других повинностей, а также смногочисленными случаями бегств и укрывания от ненавистной подневольнойслужбы Широкое развитие получает в XVIII веке и другой тип песен, выражающих внасмешливой сатирической форме протест крестьянской массы противкрепостного гнета и вражду к верхушке власти. Напевы их большей частьюприближаются к острым и бойким плясовым мелодиям, обнаруживая иногда явнуюсвязь со скоморошьей традицией. Постоянной темой сатирических песенявляется также насмешка над монашеством и духовенством Музыкальный быт крестьянства испытывал на себе и различные сторонниевлияния, которые раньше всего сказывались, естественно, вблизи большихгородов и помещичьих усадеб. Можно указать ряд случаев, когда образцыгалантной сентиментальной лирики салонно-дворянского типа «опускались» додеревни и, подвергнувшись известной переработке и переосмыслению, входили вее устный песенный обиход Значительным изменениям подвергалась она, переходя из роднойдеревенской сферы в обстановку столичного города и вступая здесь внепосредственное соприкосновение со сложным и многообразным комплексомбытующих музыкальных форм и интонаций. Наглядное представление о бытованиинародной песни в городской среде XVIII века дают многочисленные рукописныесборники того времени, содержащие в себе обиходный репертуар повседневногодомашнего музицирования. Образцы народных песен встречаются здесь рядом ивперемежку с кантами и любовно-лирическими романсами нового галантноготипа, усваивая характерный для этих жанров внешний вид и способы изложения. Быстро растущий интерес к народному творчеству заставляет обратиться ксистематическому собиранию и изучению различных видов национальногофольклора. Результатом этого стало издание в 1770 году сборника М.Д.Чулкова “Собрание народных песен”. Особый интерес представляют сборники В.Ф. Трутовского и И. Прача, вкоторых даны нотные записи всех песен в обработке для голоса ссопровождением. Первый сборник был издан в период с 1776 по 1795г. подназванием “Сборник русских простых песен с нотами”. Сборник Прача вышел подназванием “Собрание русских народных песен с их голосами, положенных намузыку И. Прачем” в 1790 году Появление крепостных хоров и оркестров Основные жанры бытовой музыки. Через народное творчество, через театр музыка постепенно проникала вповседневный быт столицы и сопутствовала различным изменениям в личной иобщественной жизни. Проводником новых европейских форм музицирования досередины столетия являлся императорский двор, диктовавший моды и обычаивсему кругу высшей дворянской аристократии. Но с течением времени онипроникали в более широкую среду и демократизировались, приобретая отпечатокхарактерных национальных вкусов и традиций. С 1729 г. было закреплено существование придворного оркестра,созданного на основе капеллы герцога Голштинского. Во главе оркестра былпоставлен один из музыкантов этой капеллы скрипач Иоганн Гюбнер. В середине столетия музыка становится обязательной составной частьюдворянского воспитания. Умение петь романсы и арии или играть на каком-нибудь музыкальном инструменте начинает рассматриваться как признакхорошего тона и благородной утонченности манер. Музыке отводится одно изглавных мест в ряду тех развлечений, которыми заполнялись обильные часыдосуга в дворянских особняках и усадьбах. Следствием этого стало образование крепостных оркестров и хоров.Некоторые из них вскоре станут составной частью будущих театров. Для игры воркестре набирались мальчики из крепостных, отдававшиеся «в науку» к какому-нибудь капельмейстеру-иностранцу. В последней трети XVIII века крепостныеоркестры становятся массовым по своей распространенности явление. Обычнооркестр состоял из 8 духовых инструментов: 2 флейт, 2 гобоев, 2 фаготов и 2валторн Своеобразным продуктом русского музыкального быта XVIII века являютсяроговые оркестры. Этот в высшей степени интересный вид инструментальногоансамбля не был известен нигде помимо России. Возникнув в 50-х годах XVIIIстолетия, роговые оркестры просуществовали около 80 лет, а затем исчезлисовершенно бесследно. Изобретателем этого оригинального музыкальногоансамбля явился чешский валторнист Иоганн Мареш, которому было порученоусовершенствовать «охотничью музыку» императрицы Елизаветы Петровны. Марешсконструировал ряд рогов различной длины, издававших каждый только одинопределенный по высоте звук. Набор таких рогов составлял хроматическуюгамму в пределах 3-х октав (позднее этот диапазон был расширен до 4,5октав). Игра в роговом оркестре требовала прежде всего строжайшей ибезупречной ритмической дисциплины, чтобы несвоевременным вступлением неразрушить цельность мелодии или пассажа. К середине XVIII столетия началось развитие публичной концертной жизни.Появляются специальные гастролеры-концертанты, среди которых можно быловстретить известные европейские имена. Наряду с иностранцами выдвигаются исвои, русские концертанты. Особенный успех имел замечательный русскийскрипач Иван Хандошкин, составивший себе видную репутацию и на Западе.Возникает интерес к симфонической музыке. Этому способствовала деятельностьодного из музыкантов мангеймской капеллы Феликса Сартори, который провелмного лет в Петербурге и Москве, выступая здесь в качестве скрипача идирижера. Деятельным пропагандистом симфонической музыки был такжеталантливый русский музыкант из крепостных Данила Кашин — организатор идирижер симфонических концертов в Москве. Весь запас новых интонаций, усваивавшихся через посредство различныхвидов оперной, камерной и симфонической музыки нового образца постепенновходил в сознание русских людей, своеобразно преломляясь при этом иассимилируясь с привычным, уже ранее существовавшим. Областью, в которойнаиболее наглядно, можно наблюдать этот процесс переосмысления ипереработки усвоенного, является бытовая вокальная лирика. Здесь напротяжении всего XVIII столетия развиваются параллельно друг другу ичастично переплетаются между собой две разные струи, в основномопределяющиеся уже в петровскую эпоху. Одна из них была непосредственнымпродолжением лирики кантов, которой личное чувство выражало себя еще робко,неуверенно и не могло всецело освободиться от религиозных оков. Жанр канта продолжал бытовать до самого конца XVIII века. Но если впредыдущем столетии он являлся достоянием немногочисленного слояпросвещенного боярства и духовенства, то теперь сферой его распространениястановятся преимущественно мещанские или полумещанские круги, в которыхупорно сохранялось многое из культурных традиций XVII века. Это были разныекатегории духовенства и купечества, пестрая масса разночинцев—писарей,учителей, рядовых чиновников, примыкавшая к этим группам часть мелких исредних дворян К середине XVIII века вполне определяется и другой тип лирической песни-романса легкого галантно-сентиментального стиля. В 1759г. было изданособрание песен такого рода озаглавленное "Между делом безделье". Самоназвание сборника указывает на то, что он был предназначен для домашнеголюбительского досуга. Автором или составителем его, скрывшим свое имя заинициалами, являлсявидный елизаветинский сановник, высокообразованный любитель музыки и одиниз просвещеннейших людей своего времени Г.Н. Теплов. Тексты песен, вошедшихв сборник Теплова, принадлежат виднейшему дворянскому поэту этой поры Ф. Г.Сумарокову. Появление русской композиторской школы В последней трети XVIII века развертывается творческая деятельностьцелой плеяды талантливых русских композиторов, связанных общностьюстремлений и истоков своего творчества. Много сходного представляет самаяих судьба и условия музыкального развития. Среди выдающихся русскихкомпозиторов конца XVIII столетия можно назвать Березовского иБортнянского, Е. Фомина, Хандошкина и Матинского. Крепнут и усиливаются реалистические тенденции русской художественнойкультуры. Источником реалистического литературного стиля становитсяфольклор. Язык литературы насыщается образами и приемами народно-поэтической речи или же характерными выражениями, словесными оборотами иэпитетами, воспроизводящими обычную разговорную манеру "простонародья".Целые оперы создавались посредством «нанизывания» народно-песенных мелодий,сохранявших большую близость к подлиннику и лишь иногда подвергавшихсянезначительному развитию. Обычно оно ограничивалось простым варьированием,расцвечивавшим мелодию с внешней стороны, не изменяя ее по существу. С полной достоверностью начало русской оперы можно датировать 1779.годом, когда на сцене Московского театра была поставлена комическая бытоваяопера "Мельник, колдун, обманщики и сват", завоевавшая огромнуюпопулярность у публики и закрепившая основные, наиболее существенные чертыданного жанра. После первой московской постановки она начинает идти и вПетербурге, пользуясь одинаковым успехом и у чопорной придворной знати, и упосетителей общедоступного частного театра. Авторами "Мельника-колдуна"были скромный, не пользовавшийся высоким признанием у своих современниковлитератор А. Аблесимов и заурядный театральный капельмейстер, дирижеррусского театра в Москве Соколовскии. Ни музыка, ни литературный текст неблещут особенно высокими художественными качествами. Основное достоинствооперы заключалось в простоте и общедоступности. В 90-х годах привозобновлении оперы в Петербурге Е. Фоминым была сделана новая музыкальнаяредакция оперы. В некоторых русских операх конца XVIII века появляется тенденцияобъединения комедии с углубленной, сосредоточенной чувствительностью. Новые веяния проявляются и в области "российской песни". Средикомпозиторов, проявивших себя в области вокальной лирики, выделяетсяизвестный в Петербурге любитель-скрипач М.Ф Дубянский. Из его произведенийдо нас дошло всего несколько - это несколько романсов и небольшихинструментальных пьес. Другим выдающимся мастером камерного вокальногожанра является И.А. Козловский. Как и камерная вокальная лирика, инструментальное творчество русскихкомпозиторов оставалось связанным по преимуществу с областью бытовогодомашнего музицнрования. Правда, можно найти отдельные образцы сонатногожанра и крупных виртуозных произведений концертного типа (таковы клавирныесонаты Бортнянского, сонаты и концерты Хандошкина для скрипки и другихсмычковых инструментов). Но это были явления пока еще единичного иисключительного порядка, создававшиеся большей частью в связи с какой-либоособой, специальной целью. Такой же незначительный характер носят и тезачатки национального симфонизма, которые мы можем обнаружить в некоторыхиз русских оперных увертюр этого времени. В общем же симфонический жанр,так же как и большие серьезные формы камерной музыки еще не занялсамостоятельного места в русском музыкальном творчестве. Среди всей плеяды композиторов того времени особенно выделяется И. Е.Хандошкин. Главное его отличие состоит в том, что он работал исключительнов области инструментальной музыки. Популярному жанру вариаций на русскиенародные темы Хандошкин придает широкие, развитые масштабы и вносит в негоэлементы блестящей концертности. Такова серия его вариаций для двухскрипокили для скрипки и альта, написанных с .прекрасным знанием средствскрипичной техники и носящих на себе печать зрелого и законченногокомпозиторского Мастерства. Нередко они содержат в себе значительныетехнические трудности и требуют виртуозного владения инструментом. Особенноинтересны и значительны как в смысле зрелого владения формой, так и повнутренней содержательности самого музыкального материала скрипичные сонатыХандошкина. Особо надо выделить самого крупного и значительного композитора XVIIIвека Д.С. Бортнянского (1751-1825). В творчестве Бортнянского уже неощущается того разрыва между своим, почерпнутым из родного источника, изаимствованным извне, чужеродным, который дает себя чувствовать вомножестве даже наиболее талантливых произведений русской музыки XVIIIстолетия. Это обусловливается, с одной стороны, исключительной свободой инепринужденностью его владения разнообразными средствами композиторскойтехники, с другой стороны отсутствием "бытовизма" Бортнянский обучался пению и теории музыки в Придворной певческойкапелле в Петербурге. Композицию изучал под руководством венецианскогомастера Б. Галуппи. С 1769-79 жил за границей. В это же время в Италии былипоставлены его оперы: "Креонт" (в оригинале "Антигона", 1771, Венеция),"Алкид" (1778, Венеция), "Квинт Фабий" (1779, Модена). С 1779капельмейстер, а с 1796 директор Придворной певческой капеллы. Сдеятельностью Бортнянского связан расцвет капеллы. Бортнянскому принадлежаттри оперы на французские тексты: "Праздник сеньора" (1786, Павловск),"Сокол" (1786, Гатчина) и наиболее значительная из них - "Сын соперник, илиСовременная Стратоника" (1787, Павловск). Выдающийся мастер хоровогописьма, Бортнянский вошёл в историю русской музыки прежде всего как авторхоровых духовных композиций. Наряду с еще одним выдающимся композиторомXVIII века М. С. Березовским Бортнянский создал новый тип русского хоровогоконцерта. Ему принадлежат многочисленные хоровые концерты, церковныепеснопения, светские хоры и другие камерно-инструментальные произведенияБортнянского, среди которых выделяются квинтет (1787), концертная симфония(1796), - первые образцы крупной циклической формы в русской музыке.1 Музыкальная культура XIX века Историко-культурное значение XIX века в развитии русской культуры XIX век в России связан с крупнейшими политическими и социальнымиизменениями, и большую роль в этом играла война 1812 года и отменакрепостного права. В литературе, поэзии, музыке, живописи ярко обостриласьтема социального неравенства. Но Россия все еще не имела в области словесности, театра, музыки,архитектуры произведений, равных знаменитым европейским образцам. Уже в первой половине XIX века русская художественная культурадостигает блестящего, ослепительно яркого расцвета. Освобождаясь отэлементов подражательности, она находит оригинальные и самобытные формывыражения для разнообразнейшего, широчайшего по охвату содержания и создаетвеликие непреходящие ценности общечеловеческого значения. Творчество такихее гениальных представителей, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка,составляет одну из высочайших вершин не только русского, но и мировогоискусства Сильный толчок подъему общественной инициативы дала Отечественная война1812 г. Патриотизм русских людей проявляется в возрастающей тревоге обобщенародном благе, в широком осознании единых интересов нации, встремлении поднять уровень национальной культуры и благосостояния. Значительное влияние на развитие русской культуры XIX века оказаловосстание декабристов. Все эмоции, мысли, переживания нашли отражение вомногих литературных и музыкальных произведениях того времениПо мере роста и распространения освободительных идей, усиливалось ипротиводействие, оказываемое им правительством. Уже во вторую половинуцарствования Александра I определяется этот реакционный курс, выражающийсяв разгромах университетов, усилении цензуры Длительная полоса небываложестокой, глухой и беспощадной реакции воцаряется в русской жизни послеподавления декабристского восстания, вместе с восшествием на престолНиколая I. Существование демократической публицистики, а тем болееполитических организаций, ведущих практическую революционную деятельность,было невозможно в России. В этих условиях особенно большое значение приобретает литература,произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова становятся основным рупоромосвободительной мысли. Все сказанное создает предпосылки для образования классических школрусской национальной литературы и искусстваВ развитии русской музыки Глинка сыграл роль, во многом аналогичную той,которая принадлежит Пушкину в развитии русской литературы. Как и Пушкин,Глинка широчайшим образом воспринял и претворил различные элементысовременной ему художественной культуры. Усваивая все ценное ижизнеспособное из наследия своих предшественников, Глинка преодолевает ихограниченность и достигает огромного богатства, полноты содержания исовершенства художественного воплощения. По своей внутреннейуравновешенности, идеальной гармонической цельности и законченноститворчество Глинки оказалось для последующих поколений таким же неоспоримымобразцом и классической нормой, как и пушкинская поэзия. Глинка положилсвоим творчеством начало ее мировому влиянию. По глинкинскому пути идет всвоем творчестве Даргомыжский. Он вносит в русскую музыку элементы большейсоциальной остроты, бытовой и психологической характеристичности, сатиры июмора, подготавливая многое из того, что получит ясное оформление втворчестве молодой национальной школы 60-х годов. Глинка положил своимтворчеством начало ее мировому влиянию Сообщения о русской музыке начинают все чаще появляться с этого временив иностранной печати. За несколько месяцев до появления статей Берлиоза оГлинке известный французский музыковед Фетис писал о молодом ещеДаргомыжском, как об оригинальном многообещающем музыкальном дарованииРоссии Развитие песенной культуры России и влияние на нее войны 1812 года.В области бытового музицирования происходит целый ряд серьезных и глубокихизменений: возникают некоторые новые жанры, старые формы эволюционируют подвлиянием нового жизненного содержания, меняется характер образов иинтонационно-выразительных средств. Бытовая народная песня откликается накрупные политические и социальные события общенационального значения.Широкое отражение получает в ней Отечественная война 1812 г. До нас дошелцелый цикл песен о двенадцатом годе, связанных с устной фольклорнойтрадицией. По своему содержанию и музыкально-поэтическим формам они оченьразнообразны. Иногда в них используются приемы старых традиционных видовнародно-песенного творчества. Отечественная война вызвала также появление выразительных лирическихпесен, в которых запечатлены глубокая народная скорбь, печаль и горе,вызывавшиеся тяжкими бедствиями отчизны, опустошением родного края, утратойблизких. Русская народная песня стала пользоваться исключительно широкойпопулярностью, распространяясь во множестве различных обработок – для хора,голоса с сопровождением и отдельных инструментов. С 1806 по 1815 годасборник Прача выходит вторым и третьим изданием. На его основе создавалисьпесенные сборники общедоступного типа. Широко известен был своими обработками народных песен талантливыйрусский музыкант, вышедший из крепостных крестьян, Данила Кашин. В1833—1834 гг. вышел в свет его сборник "Русские народные песни" в трехчастях. Для своего времени он является столь же характерным, как "Собрание"Прача для рубежа XVIII и XIX столетий. В начале 40-х годов появилось второеиздание кашинского сборника, что свидетельствовало о его популярности ибольшом спросе на него. В приемах обработки Кашина ясно заметно стремлениек подчеркнутой чувствительности, иногда несколько надрывного характера. По одинаковому с Кашиным пути взаимопроникновения народно-песенных игородских романсных интонаций шел другой известный собиратель песен, попроисхождению крепостной крестьянин, Иван Рупин, являвшийся такжеталантливым певцом-исполнителем (фамилия его произносилась современниками ситальянским окончанием — Рупини) и составителем популярного песенногосборника, изданного в1831 г.Еще дальше идет в смысле индивидуальной свободы воспроизведения народно-песенных мелодий А. Гурилев, популярный композитор-романист — авторсборника "Избранные народные русские песни", изданного в 1849 г. Егообработки носят характер законченных романсов. При этом часто мы находим вних явно ощутимый налет цыганских интонаций. Рядом с различными бытовыми преломлениями русской народной песниразвивается лирический сентиментальный романс, пользовавшийся такжеисключительно широкой популярностью в самых разнообразных слоях общества.Как и "российская песня" XVIII века, русский романс в преобладающей своейчасти был связан со сферой домашнего музицирования В музыкальном языкебытового романса простота средств сочетается с искреннейнепосредственностью и душевностью выражения. Но если это стремление кдоходчивости, понятности и легкости усвоения имело положительную сторону,то вместе с тем оно вызывало и известную ограниченность, пользование однимии теми же стандартными вошедшими в общий обиход формулами и оборотами.Характерным выразителем этого запоздалого прекраснодушного сентиментализмабыл даровитый любитель Н. А. Титов (1800—1875). Он достиг своимипроизведениями широкой известности и заслужил даже прозвище «дедушкирусского романса». Задушевная теплота эмоционального тона, простота иискренность мелодии при крайне несложной фактуре аккомпанемента — таковыглавные свойства романсов Титова, создавшие им большую популярность К числу распространенных вокальных жанров начала XIX века принадлежалабаллада, связанная с романтическими тенденциями русской литературы иискусства этого времени. Баллада вносила в область камерного вокальноготворчества элемент развитого драматического повествования, яркойописательности, разнообразие По типу баллады, с контрастным противопоставлением сменяющихся эпизодови ярко живописной передачей отдельных словесных образов, писались сочиненияна тексты не только драматически-повествовательного, но и лирическогохарактера. Такие крупные, свободные по построению вокальные пьесыназывались обычно "фантазиями". Русская опера в XIX веке Театр продолжал играть огромную роль в русском искусстве и общественнойдействительности первой половины XIX века. Он привлекал людей самогоразнообразного круга, глубоко потрясая пеструю толпу своих зрителей ивызывая сильные, волнующие эмоции. Для многих театр являлся насущнейшейпотребностью и своими яркими, разнообразными впечатлениями восполнялбудничную серость реальной повседневной жизни, втиснутой в тесные рамкистрогого, сурово регламентированного казенного распорядка1 В области драматического искусства получали живой и непосредственныйотклик выдающиеся события того времени. В период героических войн сНаполеоном на сцене театров появляется множество произведений, отражавшихпатриотические чувства народа, и зрительный зал нередко становился аренойбурных, восторженных демонстрации.Воздействие новых общественных тенденций испытывал на себе и оперный театр,несмотря на то, что зависимость от вкусов двора и аристократическойверхушки общества всегда определяли его сравнительный консерватизм иотсталость. Придворная итальянская опера официально-торжественного типаокончательно отмирает к началу XIX века. Особенным успехом пользуется в этовремя французская опера, все более входившая в моду уже с конца предыдущегостолетия и оттесняющая итальянскую оперу с ее господствующего положенияНаибольшего блеска и процветания французский оперный театр в Петербургедостигает в период с 1803—1811 гг., когда во главе его стоял европейскизнаменитый композитор Буальдье. Творчество этого крупнейшего мастерафранцузской комической оперы с его поверхностной мелодической легкостью,живым весельем и непритязательной фарсовой развлекательностью пользовалосьуспехом у самого широкого и разнообразного круга слушателей. Благодарясвоей простоте и доступности, мелодии многих песенок и куплетов Буальдьестановились очень популярными и прочно укоренялись в русском быту.Французский оперный театр располагал превосходными, высокодаровитымиартистами. Конец его процветанию положили военные события 1812 г, когда всефранцузские артисты были по распоряжению правительства высланы изроссийской столицы. В 1803 г. создается русская оперная труппа, хотя она еще непользовалась полной самостоятельностью и не была целиком отделена отдраматического театра. До этого времени, как мы знаем, оперы русскихкомпозиторов исполнялись драматическими актерами, выучивавшими свои партиибольшей частью на слух. Окончательное разделение оперной и драматической труппы произошло в1836 г., когда для оперных спектаклей было отведено заново сделанноепомещение Большого театра. В Москве опера и балет получили здание. Во главе русской оперной труппы был поставлен Каттерино АльбертовичКавос (1776—1840), с именем которого связан целый период развития оперногоискусства в России. Итальянец по происхождению, Кавос, после успешныхдебютов у себя на родине, 22-летним молодым человеком приехал в Петербург.Здесь проходит весь зрелый период его жизни. Россия становится для неговторым отечеством. Почти 40 лет он стоял во главе русского оперного театра,с неутомимой энергией работая как композитор, дирижер, педагог ихудожественный организатор. Под непосредственным личным руководством Кавосавоспиталось целое поколение русских оперных артистов и был созданколлектив, способный исполнять сложные и значительные образцы опернойлитературы. Кавосом было написано более 30 музыкально-сценическихпроизведений различных жанров—опер, балетов, музыки к драматическим пьесами водевилей. Как композитор, Кавос не обладал яркой и самобытной творческойиндивидуальностью. Среди артистов русского оперного театра выдвигаются в это время такиепервоклассные по масштабу мастера, как О. А. Петров (бас) и А. Я. Воробьева-Петрова (контральто). В связи с национальным подъемом, вызванным Отечественной войной 1812г., в опере, как и в драматическом театре, возникает тяга к героическимсюжетам и образам родного исторического прошлого. Появляются произведения,проникнутые идеей народного героизма и самопожертвования во имя родины.Наиболее значительным из них была опера Кавоса "Иван Сусанин" (либретто А.Шаховского), поставленная в 1815 г. Она имела при своем появлении огромныйуспех и удержалась на сцене в течение целого двадцатилетия, пока ее невытеснила из репертуара опера Глинки на тот же сюжет. Русская композиторская школа XIX векаБез сомнения самым ярким представителем композиторской школы первойполовины XIX века является Михаил Иванович Глинка(1804-1857) Глинка родился в семье смоленских помещиков И. Н. и Е. А. Глинок (бывших троюродными братом и сестрой). Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия — игра на скрипке и фортепиано — начались довольно поздно (1815-16) и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?.. Музыка — душа моя!». В 1818 Глинка поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте (в 1819 переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где учился вместе с младшим братом Пушкина Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом, который «хаживал к нам в пансион к брату своему». Гувернером Глинки был В. Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано (сначала у английского композитора Джона Филда, а после его отъезда в Москву — у его учеников Омана, Цейнера и Ш. Майра — довольно известного музыканта). Закончил пансион в 1822 вторым учеником. В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Гуммеля. Начало самостоятельной жизни После окончания пансиона Глинка не сразу поступил на службу. В 1823 он поехал лечиться на кавказские минеральные воды, затем отправился в Новоспасское, где иногда «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке», тогда же начал сочинять оркестровую музыку. В 1824 был зачислен на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения (ушел в отставку в июне 1828). Основное место в его творчестве занимали романсы. Среди сочинений той поры «Бедный певец» на стихи В. А. Жуковского (1826), «Не пой, красавица, при мне» на стихи А. С. Пушкина (1828). Один из лучших романсов раннего периода — элегия на стихи Е. А. Баратынского «Не искушай меня без нужды» (1825). В 1829 Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки. Пребывание в России (1834-1842) После длительного путешествия по Европе, целью которого было познакомиться и лучше понять ее культуру, Глинка возвращается в Россию, Глинка поселился в Петербурге. Посещая вечера у поэта Жуковского, он познакомился с Гоголем, П. А. Вяземским, В. Ф. Одоевским и др. Композитор увлекся идеей, поданной Жуковским, написать оперу на сюжет об Иване Сусанине, о ком он узнал еще в юности, прочитав «Думу» К. Ф. Рылеева. Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя», 27 января I836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы. В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы. Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было — из-за глубоко новаторского характера драматургии). На одном из представлений «Руслана» побывал Ф. Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом. В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840). Новые странствия (1844-1847) Весной 1844 Глинка отправился в новое заграничное путешествие. Пробыв несколько дней в Берлине, он остановился в Париже, где встретился с Берлиозом, который включил в свою концертную программу несколько сочинений Глинки. Выпавший на их долю успех натолкнул композитора на мысль дать в Париже благотворительный концерт из собственных произведений, что и было осуществлено 10 апреля 1845. Концерт был высоко оценен прессой. В мае 1845 Глинка отправился в Испанию, где пробыл до середины 1847. Испанские впечатления легли в основу двух блестящих оркестровых пьес: «Арагонской хоты» (1845) и «Воспоминаний о летней ночи в Мадриде» В 1848 композитор провел несколько месяцев в Варшаве, где была написана «Камаринская» — сочинение, о котором П. И. Чайковский заметил, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка». Последнее десятилетие Зиму 1851-52 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с М. А. Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки»), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой. В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине, где скончался в феврале 1857 и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года его прах был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.1 Если конец XVIII века был для России временем создания профессиональнойкомпозиторской школы, а первая половина XIX столетия, отмеченная гениемГлинки, утвердила значение русской классической музыки за пределами России,то теперь русская музыка становится одной из ведущих музыкальных культур,определяющих дальнейшее развитие всего европейского музыкального искусства. В этот период появляется целая плеяда выдающихся композиторов,многосторонне и глубоко отражающих в своем творчестве жизнь русскогообщества. К указанному двадцатилетию относится создание таких бессмертныхпроизведений, как оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «КнязьИгорь» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин»Чайковского, балет Чайковского «Лебединое озеро», Первая и Вторая симфонииБородина, первые четыре симфонии Чайковского и многое другое. Могучая кучка Вторая половина XIX века – время возникновения товарищества, получившеес легкой рукой критика В.В. Стасова, наименование "Могучая кучка". В неговходили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков,А.П. Бородин. Могучая кучка — выдающееся явление русского искусства. Она оставилаглубокий след во многих сферах культурной жизни России — и не толькоРоссии. В следующих поколениях музыкантов — вплоть до нашего времени —немало прямых наследников Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова,Балакирева. Объединявшие их идеи, их прогрессивные воззрения явилисьобразцом для передовых деятелей искусства на долгие годы. Чайковский не входил в могучую кучку, но многое роднило его с куч стами(например, любовное отношение к фольклору, сочинение программныхсимфонических произведений). Однако в целом композиторы «Могучей кучки» иЧайковский пошли разными путями, хотя оставались равно представителямисамых демократических тенденций в русской музыке XIX века. Главными темамив творчестве кучкистов стали жизнь русского народа, история, народныеповерья и сказания, а основой их музыкального языка явилась крестьянскаяпесня. Чайковский же наиболее полно проявил себя как лирик, и музыкальныйязык его сформировался на основе глубокого претворения городского песенно-романсного стиля. Главой и руководителем Могучей кучки был Милий Алексеевич Балакирев (1836/37-1910). Он является одним из основателей (1862) и руководитель (1868-73 и 1881-1908) Бесплатной музыкальной школы. С 1867 года по 69 год - дирижер Русского музыкального общества, а с 1883 по 1894 управляющий Придворной певческой капеллой. Самые известные его произведения – это "Увертюра на темы трех русских песен" (1858), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен и др. Цезарь Антонович Кюи (1835-1918), российский композитор, член «Могучей кучки», музыкальный критик, ученый в области фортификации, инженер-генерал. Пропагандист творчества М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, современных ему русских композиторов. Основные его произведения – это оперы «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклиф» (1868), а также романсы. Модест Петрович Мусоргский (1839-81), российский композитор, член «Могучей кучки». Создал монументальные народные музыкальные драмы «Борис Годунов» (1869) и «Хованщина» (1872-80, завершена Н. А. Римским- Корсаковым, 1883). Запечатлел живые человеческие образы также в песнях — драматических сценках, в которых обращался к социально острым темам из народной жизни («Калистрат», «Сиротка» и др.). Среди сочинений: опера «Сорочинская ярмарка» (1874-80, окончена Ц. А. Кюи, 1916), фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874), вокальные циклы «Детская» (1872), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877) и др. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908), российский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки». Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта; немаловажна роль и образов Востока. Римский-Корсаков — мастер инструментовки, новатор гармонии. 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые и др.), в том числе "Псковитянка" (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен и др. Завершил ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы. Бородин Александр Порфирьевич (1833-87), русский композитор и ученый- химик. Член «Могучей кучки». Его опера «Князь Игорь» (завершена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1890) — образец национального героического эпоса в музыке. Бородин - один из создателей русской классической симфонии (2-я, «Богатырская», 1876, открывшая героико- эпическое направление в русском симфонизме; симфоническая картина «В Средней Азии», 1980), русского классического струнного квартета. Мастер вокальной лирики («Для берегов отчизны дальной»); ввел в романс образы богатырского эпоса, воплотил освободительные идеи 60-х гг. 19 в. («Спящая княжна», «Песня темного леса»). Также он является автором многих трудов по органической химии. Петр Ильич Чайковский и его роль в русской музыкальной культуре XIX века Петр Ильич Чайковский (1840-93) родился 25 апреля 1840 г., в Камско- Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был отец его, российский композитор. В 1845 г. Чайковский начал учиться игре на фортепьяно, а через три года читал ноты не хуже своей учительницы. Год спустя Чайковский играл на фортепьяно как взрослый. Способность фантазировать за фортепьяно проявилась у Чайковского в 50-х годах. Во время своего пребывания в училище правоведения, Чайковский не проявлял среди товарищей своих особых стремлений к музыке. В 1859 г. Чайковский, окончив курс, поступил на службу в департамент Министерства юстиции. При основании консерватории в Москве в 1866 г. Чайковский был приглашен туда профессором гармонии. В 1866 г. Чайковский дебютировал перед московской и петербургской публикой увертюрой F-dur, со средним успехом. Постоянная нужда в деньгах заставила Чайковского заняться критической деятельностью. От этого тягостного для него занятия он отказался, как только материальные условия его улучшились. Опера "Воевода", поставленная в 1869 г. в Москве, имела успех, но в 70-х годах сам автор уничтожил ее, сохранив только небольшую часть материала. С таким же недовольством относился Чайковский к своему симфоническому произведению "Фатум" (1868), исполнявшемуся как в Москве, так и в Петербурге. Его вторая опера , "Ундина", оконченная в 1869 г., сцены не видала. Она тоже уничтожена автором в 1873 г., за исключением некоторых номеров, вошедших впоследствии в другие сочинения Ч. В апреле 1883 г. в Петербурге был исполнен был "Евгений Онегин" в музыкально-драматическом кружке под управлением К.К. Зике и имел несомненный успех. На императорской сцене в Петербурге он шел в первый раз 19 октября 1884 г. С каждым спектаклем возрастала любовь публики к этому лучшему произведению Ч. В 1877 г. произошла перемена в материальной обстановке Чайковского, благодаря Н. Ф. фон-Мекк, предложившей Чайковскому ежегодную субсидию в 6 тысяч рублей. Это дало Чайковскому возможность посвятить все свои силы композиторской деятельности. В каталоге сочинений Ч. значатся 76 opus'ов, 10 опер, 3 балета. Судя по его письмам, Ч. был крайне впечатлителен и глубоко несчастлив. Ни материальные условия, ни переменчивость успеха не были, по-видимому, причиной тяжкого его душевного состояния. Какая была причина безысходной тоски, преследовавшей Ч. - этот вопрос не разъяснен. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург. Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Ему принадлежат следующие оперы: «Евгений Онегин» (1878, лирические сцены — новый тип оперы), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891) и др. Новаторство Чайковского в области балета заключалось в том, что он сделал музыку ведущим компонентом балетной драматургии. Самые известные его балеты – это «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892). К мировым шедеврам принадлежат 6 симфоний (1866-93), симфония «Манфред» (1885), увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1866- 93), фантазия «Франческа да Римини» (1876), «Итальянское каприччио» (1880), 3 концерта для фортепьяно с оркестром (1875-93); концерт для скрипки с оркестром, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882), романсы. С 1958 в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского. Заключение XVIII и XIX век дали русской и мировой музыке замечательные сочинения."Руслан и Людмила" и "Иван Сусанин" составляют гордость русской культуры. Взолотой фонд русской музыки вошли фонические произведения Бородина, романсыБалакирева, Римского-Корсакого, Бородина, Кюи. Были заложены основы русского музыкального образования, которое сейчаспо праву занимает одно из первых мест в мире. Созданная Глинкой и Могучей кучкой русская музыкальная история, ихувлечение народной культурой нашли свое отражение в произведенияхкомпозиторов XX века: Прокофьева, Шостаковича. Музыкальная культура XVIII, XIX века через слияние с европейскойкультурой, через ее преобразование приобрела самобытные особенные черты истала в свою очередь оказывать на нее существенное влияние, развиваясь и посей день.Список использованной литературы: 1) Большая советская энциклопедия 2) Ю. Келдыш “История русской музыки” 3) Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 4) А.Н. Крюков "Могучая кучка" 5) Э.Л. Фрид "Русская музыкальная литература" Выпуск 2 6) Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия-----------------------[1] Ю.Келдыш. История русской музыки, стр.135-137( Ю.Келдыш. История русской музыки, стр.1381 Большая советская энциклопедия1 Ю. Келдыш "История русской музыки"1 Информация взята из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.




Похожие:

История русской музыки iconКонспект открытого урока по музыке на тему «Музыкальный портрет России»
Цель урока: создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки, народной...
История русской музыки icon«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет истории Программа дисциплины «История русской эмиграции»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
История русской музыки icon«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет истории Программа дисциплины «История русской эмиграции»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
История русской музыки iconСценарий бала литературных героев для учащихся 5-7классов Цель
Цель: с помощью интеграции 3-х предметов: истории, литературы и музыки показать историю возникновения Бала на Руси, используя лучшие...
История русской музыки iconЛитература Основная: История русской литературной критики в 2-х томах. Спб., 2003. Прозоров В. В. История русской критики. М., 2003. Дополнительная
Валицкая А. П. Русская эстетика XVIII в.: Историко-проблемный очерк просветительской мысли. – М., 1983
История русской музыки icon«История Московского государства 16-17 вв в русской литературе»
Урок проводится в рамках интегрированного предпрофильного курса «История Московского государства 16-17 вв в русской литературе»
История русской музыки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы (1 половина ХХ в.)
Учебно-методический комплекс «История русской литературы: первая половина XX в.» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
История русской музыки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы (1 половина ХХ в.)
Учебно-методический комплекс «История русской литературы: первая половина XX в.» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
История русской музыки icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы
В условиях, когда еще не определилась академическая концепция истории русской литературы ХХ века, необходимо
История русской музыки iconИстоки русской музыки восходят к творчеству восточно-славянских племен, населявших территорию Древней Руси до возникновения в IX в первого русского государства
Древней Руси до возникновения в IX в первого русского государства. О древнейших видах восточно-славянской музыки можно судить по...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы