Эмоции в жизни человека icon

Эмоции в жизни человека



НазваниеЭмоции в жизни человека
Е.Ю. Москва
Дата конвертации07.07.2012
Размер362.88 Kb.
ТипРеферат
Эмоции в жизни человека


МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ НА ТЕМУ: «ЭМОЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» Работу выполнила студентка Факультета иностранных языков Романо-германского отделения гр. 205 Старыгина М.Д. Руководитель: Бекасова Е.Ю. Москва, 2003 год. Содержание: Вступление 3 Виды и роль эмоций 6Интерес 8Радость 9Удивление 9Страдание 10Гнев, отвращение, презрение 11Страх 14Стыд 16 Внутренние компоненты эмоций 18 Психологические теории эмоций 21Теория эмоции как организмического возбуждения. 21Эволюционная теория Ч.Дарвина. 21Теория Джеймса – Ланге. 22Альтернатива к теории Джеймса – Ланге. 23Теория когнитивного диссонанса. 24Информационная теория П.В.Симонова. 24 Заключение 27 Список литературы 29 «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризу- ет его сущность, его характер, инди- видуальность». Крюгер Ф. Сущность эмоциональных Переживаний// Психология эмоций: Тексты. – М., 1984. – стр.108. Вступление Мы часто слышим такие слова, как «эмоции», «чувства», «переживание»,«настроение», или такие, как «стресс», «страсть». Но задумываемся ли мы,что они означают? Чем отличаются друг от друга? Правильно ли мы ихиспользуем? Ведь наш словарный запас весьма беден, чтобы выразить то, чтомы чувствуем. Разве можно утверждать, что говоря «я люблю мороженое», «ялюблю свой город», «я люблю гулять», «я люблю этого человека», «я люблюмаму», человек испытывает одни и те же чувства? За всеми этими словами стоят определённые психические явления, которыелюди постоянно и многократно испытывают в течение жизни. В результатепостепенно накапливается опыт эмоционального отражения окружающего мира,формируются индивидуальные пристрастия. Здесь не обойтись без уменияанализировать себя и своё отношение к тому, что нас окружает. Естьмножество предметов, к которым у нас сформировалось определённоеотношение. И надо заметить, что объекты наших пристрастий могут сильноотличаться от того, что нравится другим людям, даже очень близким. Можносказать, что вся наша жизнь состоит из сплошного выбора по принципу«нравится – не нравится». Вышеупомянутые психические явления можно объединить под названиемэмоциональных процессов, в составе которых кто-то выделяет аффекты,собственно эмоции и чувства (1, стр.1[1]), кто-то включает аффекты в составэмоций (2, стр.127), а кто-то выделяет на уровне с процессами, упомянутымив первой классификации, настроение, стресс, фрустрацию, страсть, а так жевысшие (духовные) чувства (3, стр.61-121). Но, учитывая тот факт, чтоданная область психологии сложна и неоднозначна, стоит предположить, чтосуществует множество других классификаций. Я решила посвятить свою курсовую теме эмоций и буду придерживаться вней классификации, предложенной профессором Кэрролом Е. Изардом. Но, прежде чем приступить к предмету своей работы, я бы хотела краткоохарактеризовать все эмоциональные процессы.
Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношенияк предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительнойустойчивостью. В отличии от ситуативных эмоций и аффектов, отражающихсубъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувствавыделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Особуюгруппу составляют высшие чувства, в которых заключено всё богатствоэмоциональных отношений человека к социальной действительности. Взависимости от того, к какой предметной сфере они относятся, высшие чувстваподразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные ипраксические (4, стр.392). Настроение – сравнительно продолжительное, устойчивое психичес-коесостояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в качествеположительного или отрицательного эмоционального фона психической жизнииндивида. В отличии от ситуативных эмоций и аффектов, настроение являетсяэмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иныхсобытий, а на значение для человека в контексте его общих жизненныхпланов, интересов и ожиданий (4, стр.200). Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильное иотносительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резкимизменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемоерезко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функцияхвнутренних органов. Аффект возникает в ответ на уже происшедшее событие иявляется как бы сдвинутым к его концу. Развивается в критических условияхпри неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всегонеожиданно сложившихся ситуаций. Устойчивость к вовлечению в состояниеаффекта зависит от уровня развития моральной мотивации личности (4,стр.28). Стресс – термин, используемый для обозначения обширного кругасостояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальныевоздействия. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так иотрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до её полнойдезорганизации. В зависимости от вида стрессора и характера его влияниявыделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации –физиологический стресс и психологический стресс. Последний подразделяетсяна информационный и эмоциональный (4, стр.345). Фрустрация (от лат. frustration – обман, тщетное ожидание,расстройство) – психическое состояние, близкое по своим проявлениям кстрессу, и возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи,препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущениях гнетущегонапряжения, тревожности, отчаяния, гнева. Её сила зависит от степенизначимости блокируемого поведения и субъективной «близости» достижения цели(4, стр.381). Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее наддругими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предметестрасти всех его устремлений и сил. Страсть может быть принята личностью, аможет осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое.Основным признаком страсти является её действенность, слияние волевых иэмоциональных моментов (4, стр.344). Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – психическое отражение вформе непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явленийи ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностямсубъекта (4, стр.407). Виды и роль эмоций Мы нередко считаем, что эмоции и чувства – это одно и то же. Эмоции, встрогом значении слова, - это непосредственное, временное переживаниекакого-либо чувства. Поэтому понятие «эмоция» уже, чем понятие «чувство». В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живымсуществам определять биологическую значимость состояний организма и внешнихвоздействий. Эмоции по происхождению представляют собой форму видовогоопыта: ориентируясь на них , индивид совершает необходимые действия(например, избегает опасности, продолжает род), целесообразность которыхостается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуальногоопыта. В этом случае эмоции вызываются ситуациями и сигналами,предшествующими прямым вызывающим эмоции воздействиям, что позволяетсубъекту заблаговременно к ним подготовиться. Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоциипредшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя её. Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием:эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которыеспособствуют или препятствуют осуществлению деятельности (например, страх,гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимсяили возможным ситуациям и т.п. Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоцийпредставлено в их качественных характеристиках (к ним относится знак-положительный/отрицательный- и модальность – удивление, радость,отвращение, негодование, тревога, печаль и т.д.), в динамике протеканиясамих эмоций – длительность, интенсивность и др. – и их внешнего выражения(эмоциональной экспрессии) – в мимике, речи, пантомимике (4, стр. 407-408). У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоцияммы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить осостояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельностьи общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди,принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать иоценивать выражения человеческого лица, определять по нему такиеэмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение,удивление. Второй важнейшей функцией эмоций является экспрессивная икоммуникативная, она же является важнейшим фактором регуляции процессовпознания. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов,посредством которой субъект узнает о потребностной значимостипроисходящего. Часть эмоционально-экспрессивных выражений является врожденной,некоторые, как было установлено, приобретаются прижизненно в результатеобучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестамкак способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональныхсостояний (5, стр. 436-437). С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся настенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность,увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам,высказываниям. Под влияние таких эмоций индивиду становится труднопромолчать, остаться бездействующим, проявляется готовность «горысвернуть». И наоборот, иногда переживания вызывают своеобразнуюскованность, пассивность – тогда идет речь об астенических эмоциях (3, стр.69). Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногдаизвне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошоскрывать свои чувства. Они, сопровождая то или иной поведенческий акт, дажене всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, посколькунаправлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человекагораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний (5, стр. 440). Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности иособенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сферахудожника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способеразработки избранных тем и сюжетов. Все это вместе взятое составляетиндивидуальное своеобразие художника (5, стр. 454-455). В своих исследованиях К.Е. Изард выделил следующие основные, или, какон их называл, «фундаментальные», эмоции, определяющие все основные:интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх,стыд. Из соединения фундаментальных эмоций возникают комплексныеэмоциональные состояния, такие как, например, тревожность, сочетающая всебе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основецелого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например,радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.) (3, стр. 70-74).Интерес Интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Онявляется исключительно важным видом мотивации в развитии знаний, навыков,интеллекта. Интерес – это единственная мотивация, которая можетподдерживать повседневную работу нормальным образом. Он необходим длятворчества. Интерес может возбуждаться воображением и памятью в отсутствиевнешней стимуляции. Распространенной причиной эмоции интереса являютсягенерируемые индивидом воображаемые образы, связанные с достижением целей,которые ставит перед собой индивид. С точки зрения внешних проявлений интерес трудно определить точно,поскольку выражения лица при интересе не столь определенны, как при многихдругих эмоциях. Инстинктивным при этом может являться легкое приподниманиеили опускание бровей, небольшое расширение или сужение век, легкий наклонголовы к плечу. В целом заинтересованный человек выглядит так, как будто онприсматривается или прислушивается. Человек обнаруживает признакилюбопытства и захваченности, при интенсивном интересе человеку свойственновоодушевление и оживление. Именно это оживление обеспечивает связь интересас познавательной и двигательной активностью. Значение эмоции интереса в эволюционном развитии цивилизации и виндивидуальном развитии индивида трудно переоценить. По мнению С.С.Томкинса «Без интереса развитие мышления и концептуального аппарата было бысерьезно нарушено. Взаимоотношения между интересом и функциями мышления ипамяти столь обширны, что отсутствие аффективной поддержки со стороныинтереса угрожает развитию интеллекта не в меньшей степени, чем разрушениеткани мозга. Чтобы думать нужно переживать, быть возбужденным, постояннополучать подкрепление. Нет ни одного навыка, которым можно было бы овладетьбез устойчивого интереса» (Tomkins, 1962, р.343). Интерес рассматривается как одна из фундаментальных врожденных эмоцийи считается доминирующей из всех эмоций у нормального, здорового человека.Предполагается, что именно эмоция интереса постоянно присутствует всознании и что именно она вместе с познавательными структурами иориентациями направляет восприятие, познание и действие. На сознательномуровне ключевыми детерминантами интереса являются новизна и изменение.Источником изменений и новизны могут быть как окружающая среда, так ивоображение, память и мышление. Эмоция интереса поддерживает исследование,изучение и конструктивную деятельность, межличностные и семейные отношения,важен для развития умений и интеллекта индивида, играет ведущую роль вразвитии и формировании личности (6, стр. 163-209).Радость Радость – положительная эмоция, характеризующаяся ощущениемуверенности, удовлетворенности и личной значимости. В связи с тем, чточувство радости гармонизирует состояние человека, насыщая егосамоудовлетворенностью, удовлетворенностью окружающим его миром имиросозданием в целом, эмоция эта, по объективным причинам, являетсяотносительно кратковременной, подверженной смене другими эмоциональнымисостояниями. Выражение радости универсально, сопровождается характернымрастягиванием и искривлением губ (улыбкой), мимическим сужением глаз собразованием лучистых морщинок. Исследователи сходятся во мнении, что достаточно непросто говорить опричинах радости, поскольку её переживание необязательно следует изспецифической ситуации или действия. Скорее, это побочный результатвосприятия, мышления или действия. Радость может возникнуть на различнойстадии работы, от удовлетворения достигнутым результатом, от физическихупражнений, от удовлетворения физиологических потребностей, либо вследствиепроцессов, уменьшающих или нивелирующих отрицательные личностные состояния,при узнавании чего-то знакомого, во время мечтаний или других формвоображения и познания. Радость имеет большое значение в жизнедеятельности человека, облегчаяи усиливая социальные связи, тем самым увеличивая адаптационныехарактеристики личности, и обозначая освобождение от негативной стимуляциии напряженных состояний. Испытываемая человеком, эта эмоция облегчаетповседневную жизнь, повторяясь, радость привносит способность справляться струдностями, достигать целей, способствует уверенности и, что немаловажно,успокаивает человека , снижая его напряженные состояния (6, стр. 210-243).Удивление Удивление – не имеющая четко выраженного положительно положительногоили отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающиеобстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляявнимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес (3, стр.71). Удивление порождается резким увеличением нервной стимуляции, еговнешней причиной является внезапное и неожиданное событие. Эта эмоциядлится недолго, сопровождается ощущением отсутствия мыслей и чувствомнеопределенности. Внешнее выражение удивления сопровождается поднятием бровей, морщинамина лбу, расширением и округлением глаз, приоткрытием рта, устремлением тела вперед. В строгом смысле удивление не является ни положительным, ниотрицательным. Но если человек относительно часто испытывал приятноеудивление, то он придет к его положительной оценке, если относительно частоиспытывал неприятное удивление, он может прийти к его отрицательной оценкеи хуже справляться с ситуациями, вызывающими это чувство. В последнемслучае человек может стать боязливым и неэффективным в присутствии чего-либо нового и необычного, даже независимо от того, появилось это неожиданноили нет. Удивление является весьма преходящим чувством. Оно быстро наступает ибыстро проходит, не мотивируя поведение в течение длительного времени.Функция удивления состоит в подготовке индивида к успешным действиям вусловиях нового внезапного события, в приспособлении нервной системы квнешним изменениям. С эволюционной точки зрения готовность иметь дело снеожиданностями и умение ориентироваться в условиях внезапно появляющихсяопасностей имеет неоценимое значение (6, стр. 244-250).Страдание Страдание – важная фундаментальная, ярко отрицательная эмоция,играющая значительную роль в эволюции человека и продолжающая исполнятьважные биологические и психологические функции. Помимо собственно страдания исследователями отмечается уныние, каксиноним, но с менее активно выраженной эмоциональной окраской, горе,которое сводится главным образом к страданию, унынию, либо к их комбинации,и являющемуся, в основном, реакцией на потерю, депрессия, как сложныйкомплекс эмоций, в который наряду со страданием входят изменения впотребностных состояниях. Страдание возникает как результат продолжительного воздействиячрезмерного уровня стимуляции. Первой причиной страдания является акт рождения, физическое отделениеребенка от матери. Отчуждение, физическое или психологическое, остается напротяжении всей жизни одной из основных и наиболее общих причин страдания. Другой важной причиной страдания является неудача, как реальная, так ивоображаемая. В данном случае причины страдания связаны с личностнымиустановками. Испытывая страдание, человек может чувствовать одиночество,изолированность, оторванность, поражение и чувство отверженности, какистинное, так и воображаемое, а также недовольство собой и бессилие. Ссылаясь на Томкинса, Изард приводит психологические функциистрадания: - во первых, страдание сообщает самому человеку и его окружению, чтоему плохо; - во-вторых, страдание побуждает человека совершить определенныедействия, уменьшающие страдания, устранить его причину или изменить своеотношение к его причине; - в-третьих, страдание обеспечивает негативную мотивацию, которая донекоторой степени является необходимой для побуждения человека решатьпроблемы. Хотя, если проблема мучительна, человек будет избегать её, а непреодолевать; - в-четвертых, страдание способствует сплочению людей внутрисоциальных групп. Таким образом, страдание - наиболее распространенная отрицательнаяэмоция, являющаяся доминирующей при горе и депрессии, могущая служитьконструктивным целям, мотивируя активную деятельность (6, стр. 251-258,287).Гнев, отвращение, презрение Гнев, отвращение и презрение – различные фундаментальные эмоции. Ониразличны как по проявлениям, так и переживаниям. Человек может чувствоватьсебя раздраженным при гневе, переживать глубокое неудовольствие приотвращении и быть холодным и отстраненным при призрении. Однако вповседневной жизни гнев, отвращение и презрение кажутся часто возникающимивместе. Ситуации, которые вызывают одну из этих эмоций, часто вызывают идругие. Гнев. Одной из причин гнева является чувство физического илипсихологического препятствия – физические помехи, правила, законы илисобственная неспособность. Если препятствия незначительны или неочевидны,непосредственная реакция может в гневе и не выражаться, однако что-тодействительно мешает достижению страстно желаемой цели, гнев рано илипоздно обязательно возникнет. Низкие уровни гнева можно подавлять в течениедлительного времени, что сопряжено с известным вредом для здоровья и сриском крайнего взрыва гнева. Другие причины гнева включают в себя личноеоскорбление, прерывание ситуаций интереса или радости, обман, принуждениесделать что-то против желания. Эти причины вызывают гнев у многих людей,хотя существуют другие, индивидуальные и зависящие от уровня развитияпричины гнева. Индивидуальные выражения гнева могут значительно варьировать, но налице индивида в состоянии гнева почти всегда можно видеть хотя бы некоторыеиз естественных компонентов его проявления: движение мышц лба внутрь ивниз, нахмуренное и угрожающее выражение глаз, фиксирующихся на объектегнева, расширение ноздрей, поднятие крыльев носа, покраснение лица. При гневе у человека напряжены мышцы и горит лицо. Человек ощущаетсвою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем болеесильным и энергичным чувствует себя индивид, и тем больше потребность вфизическом действии. Гнев заставляет испытывать сильное напряжение исопровождается сильным чувством импульсивности. В эволюции человека гнев имел важное значение для выживания. Онообъясняется способностью мобилизовать энергию индивида и сделать егоготовым к активной самозащите. При развитии цивилизации необходимость этойфункции гнева стала столь редкой, что большинством ученых онарассматривается как помеха, а не преимущество. Теперь, за исключениемредких случаев, нападение в гневе почти всегда является нарушениемюридического и этического кодексов. В ряде случаев небольшой поинтенсивности, регулируемый гнев может быть источником психологическойсилы (веры в себя), которая бывает необходима в ряде жизненных ситуаций.Существуют данные, свидетельствующие, что невозможность или неспособностьвыразить соответствующим образом справедливый гнев может мешать ясномумышлению, ухудшать отношения и приводить к психосоматическим расстройствам(6, стр. 290-296). Отвращение. Это отрицательное эмоциональное состояние, вызываемоеобъектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение скоторыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступаетв резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическимипринципами или установками субъекта. (3, стр. 72). В некоторых отношенияхотвращение тесно связано с гневом, однако оно обладает рядом отличительныхчерт. Само по себе оно не так опасно, как гнев. Ощущение отвращения подобноощущению тошноты и скверного вкуса. Человек стремиться устранить объектотвращения или отстраниться от него. Если отвращение интенсивно, онодействительно может вызвать рвотный рефлекс. Когда что-то вызывает отвращение, человек стремится устранить этотобъект или изменить его таким образом, чтобы он перестал вызыватьотвращение. В процессе эволюции отвращение, вероятно, способствовалоподдержанию санитарного состояния среды и предотвращало употреблениеиспорченной пищи и воды. Возможно, что отвращение играет важную роль вподдержании личной гигиены. Помимо этого отвращение может быть направленона идею или личность, включая свою собственную. Отвращение, сопряженное сгневом может быть очень опасным, поскольку гнев может вызвать агрессивноеповедение и нападение, а отвращение - желание физического избавление откого-либо или чего-либо. Отвращение, как и гнев, может быть направлено насамого индивида, понижая самооценку и вызывая самоосуждение. Совокупностьгнева и отвращения в отношении себя, как правило испытывают страдающиедепрессией (6, стр. 296-297). Презрение. Это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее вмежличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненныхпозиций, взглядов и поведения субъекта с аналогичными категориями,присущими объекту чувства. (3, стр. 73). Испытывающий эту эмоцию человеккак правило приподнимает бровь, у него вытягивается лицо, приподнимаетсяголова, как будто он смотрит сверху вниз. В тоже время субъектотстраняется, создает расстояние между собой и объектом чувств. Чувствопрезрения - это чувство превосходства над кем-либо, целой группой илипредметом. Презрение, как гнев и отвращение, является чувствомвраждебности. Человек негативно относится к тому, в отношении кого (чего)он испытывает эту эмоцию. В эволюции презрение могло играть конструктивную роль в развитиисамообороны, однако когда презрение обращено на других людей (или на себя) трудно обнаружить в этой эмоции что-либо положительное или адаптивное.Возможно, что презрение умеренной силы служит конструктивным целям, еслионо направлено против объективно асоциальных объектов. Наряду с этим легкоопределить отрицательные функции этой эмоции. Презрение – основная эмоцияво всех видах предрассудков. Из трех эмоций враждебности – гнева,отвращения и презрения – презрение является наиболее холодной эмоцией.Презрение – это отстраненное переживание, побуждающее к агрессии,проявляющееся в высокомерии, хитрости и обмане (6, стр. 297 – 300). Гнев, отвращение и презрение - это разные эмоции, но в жизни они частовзаимодействуют. Любая комбинация этих трех эмоций составляет основнойаффективный компонент враждебности. Управление гневом, отвращением ипрезрением представляет собой значительные трудности. Нерегулируемоевлияние этих эмоций на мышление и деятельность может создать серьезныепроблемы адаптации (6, стр.311-312).Страх Страх рано или поздно испытывают все люди. Связанные с ним переживаниялегко воспроизводятся и могут прорываться в сознание во время сна. Страхявляется наиболее опасной из всех эмоций. Интенсивный страх приводит даже ксмерти. Но страх не является только злом. Он может служить предупреждающимсигналом и изменять направление мыслительных процессов и поведение. Сэволюционно - биологической точки зрения страх может усиливать социальныесвязи, включать коллективную защиту. В современных цивилизациях существует все более возрастающее числообъектов, событий, условий и ситуаций, которые пугают или могут бытьпугающими. Понимание страха не избавляет от опасных или пугающих ситуаций,но оно может обеспечить дополнительную меру контроля над этой эмоцией. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиесясигналом опасности. Угроза может быть как физической, так ипсихологической. Причиной страха может быть как присутствие чего-тоугрожающего, так и отсутствие чего-то, что объекта, обеспечивающегобезопасность, например, мать для ребенка. Иногда страх не связан с чем-то конкретным, такие страхи переживаютсякак беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем,что в детстве сформировались связи между этими чувствами. Из-за частойраспространенности страдания связь его со страхом вызывает неврозы«тревожности». Причины страха можно разделить на 4 класса: внешние события илипроцессы, влечения и потребности, эмоции, когнитивные процессы субъекта.Причины, относящиеся к каждому из этих классов, могут быть как врожденные,так и приобретенные. Страх является эмоцией большой силы, которая оказывает заметноевоздействие на восприятие, мышление и поведение индивида. По сравнению сдругими эмоциями она оказывает наиболее сдерживающее влияние. При страхеограничивается восприятие, человек становится функциональноневосприимчивым. Страх может замедлить мышление, сделать его более узким пообъему. Он приводит к напряжению мускулов, а при ужасе субъект можетостолбенеть и стать совершенно неподвижным. Страх очень сильно сокращаетчисло степеней свободы в поведении. Страх в зависимости от своей интенсивности переживается какпредчувствие, неуверенность, полная незащищенность. Появляется чувствонедостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья.Человек ощущает угрозу своему существованию, которая может переживатьсякак угроза своему телу, своему психическому Я или тому и другому вместе.Страх занимает особое положение между первоначальным моментом удивления иконечным специфически адаптивным поведение. Страх является своего роданащупыванием в темноте, необходимым перед тем, как произойдетудовлетворительная оценка опасности. Это значит, что страх изначальносвязан с чувством неуверенности в отношении истинной природы опасности итого, как справиться с этой опасностью. Напряженность имеет более высокое значение в ситуации страха посравнению с другими эмоциональными ситуациями. Таким образом, страхявляется наиболее опасной из всех эмоций. При слабой и среднейинтенсивности от часто взаимодействует и с положительными и сотрицательными эмоциями. Страх возбуждается резким возрастанием частотынейронной импульсации. На нейрофизиологическом уровне страх имеет некоторыекомпоненты, общие с удивлением и возбуждением, во всяком случае впервоначальных стадиях возникновения эмоционального процесса. Существуют как врожденные (природные), так и приобретенные(культурные) причины или стимулы для страха. Порог возникновения страха,так же как и пороги возникновения других фундаментальных эмоций, находитсяпод влиянием индивидуальных различий, имеющих биологическую основу,индивидуального опыта и общего социокультурного контекста происходящего.Врожденные пусковые механизмы или естественные причины страха включаютодиночество, незнакомость, высоту, неожиданное приближение, неожиданноеизменение стимула и боль. Широко распространенная боязнь животных,незнакомых объектов и незнакомых людей рассматриваются многимиисследователями как производные от естественных причин. Многие из приобретенных или социокультурных факторов, которые вызываютстрах или оказывают на него влияние, несут на себе отпечаток связи сврожденными или естественными причинами или их непосредственнымипроизводными. Страхи, вызываемые социокультурными причинами, могут бытьприобретены в процессе травматического обусловливания или же путемподражания взрослому, который выступает в качестве модели страха. Причины страха также включают некоторые потребностные состояния,например, боль, и другие эмоции. Страх в результате научения может вызватьлюбая эмоция. Страх может вызываться когнитивными процессами, когнитивныеконструкции представляют собой один из источников беспредметного страха. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия доужаса. При страхе человек чувствует неуверенность, незащищенность инависшую угрозу. Взаимодействие страха с другими эмоциями может также оказывать большоевлияние на личность и поведение. Взаимодействие между страхом и страданиемможет усилить проблемы, возникающие при формировании личности, изатормозить её развитие. Сильная связь между страхом и страданием можетснизить способность человека сочувствовать страданию других людей. Взаимодействие страха и презрения может привести к неверию в себя идаже боязни себя. Сильная связь между страхом и стыдом может привести кпараноидальной шизофрении. Существуют способы снижения и контроля страха. Они основываются восновном на теории научения.(6, 313-325, 336-338).Стыд Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не толькоожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающемповедении и внешнем облике (3, стр. 74). Дарвин и многие другие исследователи стыда отмечали, что, стыдясь,человек испытывает повышенные чувства самосознания, самопонимания,самоконтроля. При стыде все сознание человека заполняется им самим. Оносознает только себя или те черты, которые кажутся ему сейчаснеадекватными, неприличными. Как будто что-то, скрываемое от постороннихглаз, неожиданно оказалась выставленным на всеобщее обозрение. В то жевремя чувствуется общая несостоятельность, некомпетентность. Люди забываютслова, делают неверные движения. Стыдящийся человек нередко заикается,становится неуклюжим, преувеличенно гримасничает. Возникает ощущение, чточеловек больше не может ни воспринимать, ни думать, ни действовать.Стыдясь, человек видит в других источник насмешки и презрения. Некоторые исследователи считают, что только те препятствия вызываютстыд, которые предопределяют неудачу в отношении Я – идеала, стыд возникаеттолько при наличии эмоционального контакта с другим человеком, чьи мнения ичувства значимы для индивида. Презрение, насмешка могут активизироватьчувство стыда. Дарвин считал, что стыд наиболее часто вызывается критикой,но может возникнуть и в ответ на похвалу. Так же как и с остальными эмоциями. Для разных людей ситуации,вызывающие стыд, различны. То, что вызывает у одного стыд, другогобудоражит, третий сердится и становится агрессивным, у кого-то появитсястрах и сострадание. Даже один и тот же человек в одной ситуации лишьиспытывает стыд, а при несколько изменившихся условиях даст другуюреакцию. Так как эмоции- продукт эволюционно-биологического наследства,естественно сделать вывод о том, что каждая эмоция выполняет врожденноадаптивную функцию в развитии человечества. Приспособительную рольнекоторых эмоций понять довольно легко, но роль стыда не так очевидна.Стыд, возможно, выполняет некоторые жизненно важные функции для индивида.Прежде всего стыд делает человека сенситивным к чувствам и оценкамокружающих, что направлено на сближение сообщества. Избегание стыда можетбыть довольно мощным мотивом поведения. Сила его определяется тем,насколько высоко человек ценит свое достоинство и честь. Угроза стыда дажезаставляет множество людей рисковать своей жизнью. Кроме того, причинойзакрепления стыда в эволюции была его роль в развитии навыков и умении,необходимых для выживания индивида и общества. Во избежании стыда отосознания своей бесполезности индивид развивает свои способности. Индивидыс более высокими и разносторонними способностями содействуют процветанию иусилению жизнеспособности общества. Увеличивая чувствительность индивида кмнениям и чувствам других, стыд способствует социальной ответственности.Кроме того эмоция стыда играет роль в регуляции сексуальных отношений и воблегчении развития умения и компетентности. Противоборство и победа над стыдом могут увеличивать чувстволичностной идентичности и свободы. Для борьбы со стыдом люди используютзащитные механизмы отрицания, подавления и самоутверждения. Частопереживаемый стыд может вести к страданию и депрессии. Установки в отношении стыда очень широко варьируются в разныхкультурах. Должным образом преодоленный стыд может играть положительную роль всаморазвитии и самоусовершенствовании. Поскольку он привлекает внимание к Яили некоторым аспектам Я, размышления по поводу переживания стыда могутувеличить самопознание Я (6, стр. 339-367). Внутренние компоненты эмоций Как и любое психическое явление, наши чувства связаны спсихологическими процессами в организме. Возникновение этих процессов имеетв своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагиваетдеятельность всего организма. Так, например, при эмоциональных переживанияхизменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение,изменяется тонус кровеносных сосудов, понижается или повышается кровяноедавление и т.п. В результате при одних эмоциональных переживаниях человеккраснеет, при других – бледнеет. При положительных эмоциях приток крови ккоже увеличивается. Она краснеет и теплеет. Кроме того, меняется ритмдыхания (человек задыхается от волнения), нарушается функционированиесекреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту при волнении, холодныйпот от страха). Изменяется также тонус мышц тела. Многие из этих реакций организма непроизвольны. Именно нафизиологических изменениях, происходящих при переживаниях, основан принципдействия полиграфа (так называемый детектор лжи). Понятие «детектор лжи»условное, потому что данный прибор измеряет не уровень правды, а то,насколько эмоционально важен для человека тот или иной вопрос илипрозвучавшее слово. В связи с тем, что физиологические проявления испытываемых эмоцийлегко поддаются самонаблюдению, их с давних времен принимали за причинучувств. Особенно чутко реагирует на все изменения эмоционального состояниянаше сердце, но изменения происходят и в дыхательной, и в пищеварительной,и в секреторных системах. Однако то, что принималось за причину, является лишь следствием.Указанные системы человеческого организма подчиняются деятельностисимпатической нервной системы, возбуждение которой ведет к выделениюнадпочечниками гормона адреналина. Именно адреналин вызывает изменения вработе органов и систем организма и приводит их в состояние готовности кэкстренной трате энергии. Это проявляется в том, что происходит отток кровиот внутренних органов, усиленное кровоснабжение скелетной мускулатуры,задержка работы органов пищеварения. В кровь выбрасывается большоеколичество сахара- одного из главнейших источников мышечной энергии. Но указанные процессы не объясняют всего многообразия эмоций, реакциисимпатической нервной системы носят стереотипны характер и бывают одинаковыпри различных эмоциях. Более того, аналогичные реакции наблюдаются и внекоторых состояниях, не связанных прямо с эмоциями (при мышечной работе,холоде и т. д.). исследования показали, что в случае отключения всейсимпатической системы внешние признаки эмоций сохраняются. В то же время вопытах С. Шехтера при введении испытуемым адреналина оказалось, что еслиони знали об этом, то эмоциональной реакции не было, а если не знали,реакция зависела от искусственно созданной ситуации и могла быть какгневом, так и радостью. По мнению Шехтера совершенно очевидно, что длявозникновения эмоций необходима физиологическая активация, но тольковосприятие ситуации определяет направленность эмоции. Поэтому деятельностьсимпатической нервной системы нужно рассматривать лишь как следствиепроцессов, происходящих в головном мозге. В отличие от животных человек может осознавать свои эмоции и чувства ивызвавшие их причины. Ведущую роль в протекании чувств играет кора большихполушарий головного мозга. И.И, Павлов показал, что именно кора регулируетпротекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления,происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры,управляет ими. Возникая в коре головного мозга, физиологический процесс, являющийсяосновой чувств, распространяется на нижележащие подкорковые центры.Электрофизиологические исследования показали огромное значение дляэмоциональных состояний особых образований нервной системы. Так,эмоциональный настрой, эмоциональные переживания и соответствующие иморганические изменения возникают в одном и том же центре – таламусе. Ф.Бардпоказал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, агипоталамус и центральная часть лимбической системы. В экспериментах Л. Олдаса с вживлением электродов в различные участкимозга изучалось поведение крысы при раздражении электротоком задней частигипоталамуса. Ученый предположил, что крысы будут избегать того участкаклетки, где они подвергаются воздействию тока. Однако оказалось, что не всекрысы вели себя так, как ожидал экспериментатор. Одна из них постоянновозвращалась к тому участку клетки, где на неё воздействовали током. ТогдаОлдс, полагая, что эта крыса менее чувствительна, чем другие, увеличил силутока. Но чем сильнее были разряды, тем быстрее крыса возвращалась к томуместу, где она их получала, т.е. оказалось, что крыса сама стремиласьполучить электрический стимул вместо того, чтобы избегать его После вскрытия мозга животного Олдс обнаружил, что электрод по ошибкебыл вживлен не в то место и вызвал «реакцию удовольствия». Тогда былипроведены дополнительные исследования с вживлением электродов в найденныйцентр. Животных поместили в клетки, где они сами могли подвергать себявоздействию тока, нажимая на рычаг Результаты ошеломили ученых. Крысы стремились непрерывно нажимать нарычаг, перенося самые сильные разряды. Иногда они были настолько сильными,что отбрасывали крысу к стенке клетки. Но как только крыса приходила всебя, она снов бросалась к рычагу, чтобы получить новый разряд, подобныпредыдущему. Некоторые животные нажимали на него 100 раз в минуту, асредняя частота за сутки составила 200 раз в час. Если возникала потребность во сне, крысы дремали несколько минут, апотом сразу же снова принимались за стимуляцию. Они предпочитали обходитьсябез пищи, бросали свои выводки, только бы нажимать на рычаг. Раздражение других участков мозга вызывало у животных ощущение сильнойболи, отрицательные эмоции и стремление избежать такого воздействия. Ихназвали «болевыми центрами» или «центрами страдания». Используя «центрумиротворения» физиолог Дельгадо вышел на арену вместо тореадора иостановил несущегося на него быка, воздействуя с помощью пультадистанционного управления на вживленные в его мозг электроды. Важные данные для выявления сущности эмоциональных реакций былиполучены при изучении функциональной асимметрии мозга. Было установлено,что левое полушарие в большей степени связано с возникновением иподдержанием положительных эмоций, а правое – отрицательных. Следует также отметить роль ретикулярной формации как структуры,активизирующей эмоциональную жизнь человека. Получая из различных органовчувств нервные стимулы, ретикулярная формация посылает их после переработкив большие полушария головного мозга. Выступая аккумулятором энергии,ретикулярная формация способна повышать и понижать активность мозга,усиливать, ослаблять или затормаживать ответы на раздражители. Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет втораясигнальная система. Переживания могут возникнуть не только принепосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами,мыслями. Благодаря речи мы осознаем свои чувства. С помощью речи мы можемвызвать те или иные чувства и у других людей. Связи второй сигнальнойсистемы являются физиологической основой высших человеческих чувств –интеллектуальных, моральных, эстетических. Неразрывная связь второйсигнальной системы с первой обеспечивает сознательную регуляцию чувств иобщественный характер их внешних проявлений (3, стр.29-33; 6, стр.65, 99-115). Психологические теории эмоций Всякое эмоциональное состояние сопровождается многочисленнымифизиологическими изменениями в организме. На протяжении истории развитияданной области психологических знаний не раз предпринимались попыткисвязать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями ипоказать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различныеэмоциональные процессы, действительно различны.Теория эмоции как организмического возбуждения. Психологи в течении длительного времени пытались решить вопрос оприроде эмоций. В XVIII – XIX вв. учёные не имели единой точки зрения.Однако самой распространённой была теория, что органические проявления естьследствие психических явлений. Наиболее строгую формулировку этой теориидал немецкий психолог И.Д.Гербарт (1776 – 1841), считавший, что важнейшимпсихологическим фактором является представление, образ. Наши чувства как быпроявляют связь, которая устанавливается между нашими представлениями.Между нашими представлениями складываются отношения противоборства иконфликта. Причём каждое из представлений стремится «победить» всеостальные. При этом возникающие чувства рассматривающие чувстварассматриваются Гербартом как реакция на противоречия, имеющиеся междупредставлениями. Так, образ умершего хорошо знакомого человека,сравниваемый с образом живого, порождает печаль. В свою очередь этоэмоциональное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызываетсоответствующие физиологические реакции: слёзы, бледность и другиеорганические изменения, присущие проявлению скорби. Этой же линии придерживался и другой известный психолог В.Вундт (1832– 1920). По его мнению, эмоции – это прежде всего внутренние изменения,характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представленийи, в некоторой степени, обратным влиянием – представлений на чувства.Органические и физиологические процессы – это лишь следствие эмоций (3,стр.9).Эволюционная теория Ч.Дарвина. Такой подход можно обнаружить уже у Ч.Дарвина (1809 – 1882). В 1872он опубликовал книгу «О выражении эмоций у человека и животных», котораяявилась поворотным пунктом в понимании связи биологических ипсихологических явлений, в частности организма и эмоций. Многиезакономерности, установленные великим учёным, до сих пор сохраняют своюактуальность. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональныхсостояний, в экспрессивно-телесных движениях существует много общего уантропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теорииэмоций, которая получила название эволюционной. Дарвин считал, что большая часть эмоциональных реакций объясняетсядвумя типами явлений: либо тем, что они полезны (выражение гнева пугаетврага, а страх даёт дополнительные ресурсы при бегстве), либо просто тем,что они являются не исчезнувшими ещё движениями, оставшимися от предыдущейстадии эволюции (рудиментами). Так, если при страхе руки становятсявлажными, то это значит, что некогда у наших обезъяноподобных предков такаяреакция при опасности облегчала хватание за ветви деревьев. Ч.Дарвинпоказал, что внешние эмоциональные выражения у живых существ эволюционируюттак же, как и строение их тела. В дальнейшем эту теорию воспроизвёлЭ.Клапаред, писавший: «Эмоции возникают лишь тогда, когда по той или инойпричине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он неиспытывает эмоции страха» (Клапаред Э. Чувства и эмоции. – 1928).Действительно, каждый замечал, что один и тот же проступок, совершённый вситуации, когда об этом кто-то знает или когда об этом никто никогда неузнает, вызывает разные переживания (7, стр.27-79, 328-345; 6, стр.52; 5,стр.445).Теория Джеймса – Ланге. Современная история эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьиизвестного американского психолога У.Джеймса «Что такое эмоция?». У.Джеймс(1842 – 1910) и независимо от него Г.Ланге сформулировали теорию, согласнокоторой возникновение эмоций связано с изменениями, происходящими как впроизвольной двигательной сфере, так и в сфере, не подчиняющейся сознанию(в сердечной, сосудистой, секреторной деятельности). То, что мы ощущаем приэтих изменениях, и есть эмоциональные переживания. По Джеймсу, «мы печальныпотому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, чтосмеёмся». Если попытаться объяснить наши переживания с позиций этой теории,то окажется, что мы говорим неправильно. Так, вместо того, чтобы сказать:«Я увидел большую собаку, испугался и побежал», надо говорить, поменявпоследовательность событий: «Я увидел большую собаку, побежал и испугался». Если Джеймс связывал эмоции с широким кругом различных физиологическихизменений, то Ланге – только с изменениями сосудистой системы (просветсосудов). Таким образом, периферические органические изменения, которыеобычно рассматривались как следствие эмоций, стали считать их причиной.Отсюда становится понятным упрощённый подход к регуляции эмоций. Считалось,что нежелательные отрицательные эмоции, например горе, можно подавить, еслиспециально совершать действия, характерные для достижения положительныхэмоций. И действительно, даже при «выжатой из себя» улыбке, намереннонапрягая мускулы лица, вы стимулируете нервные окончания в мышцах исоответствующих центрах мозга – центрах бодрого настроения. Однако теорияДжеймса – Ланге не объясняла всего многообразия эмоциональных проявлений ипоэтому вызвала ряд возражений. А ещё эта теория заложила камень дляпостроения целого ряда метафизических теорий в учении об эмоциях, хотя вэтом отношении она была шагом назад по сравнению с учением Дарвина и темнаправлением, которое непосредственно из него развилось (3, стр.10-11; 6,стр.62-63; 5, стр.446).Альтернатива к теории Джеймса – Ланге. Экспериментальные атаки на теорию Джеймса – Ланге велись в двухнаправлениях: со стороны физиологических лабораторий и со стороныпсихологических лабораторий. Так, например, американский физиолог У.Кеннон,который был представителем физиологической лаборатории, обратил внимание натот факт, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, тем неменее очень схожи. Человек бледнеет и при страхе, и при печали, а краснеети в радости, и в гневе. Поэтому одних внешних изменений не достаточно,чтобы удовлетворительно объяснить многообразие человеческих эмоций.Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джеймс и Ланге связываливозникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собоймалочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояниевозбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.Кроме того, если у человека в эксперименте специально, искусственновызывали подобные органические изменения, то они далеко не всегдасопровождались переживаниями. Телесные изменения при эмоциях, по Кеннону, имеют важное биологическоезначение. Их главная задача – предварительная настройка всего организма кситуации, когда от него потребуется повышенная трата энергии. В связи сэтим большая группа психологов склонна рассматривать эмоцию не какпсихическое состояние, а как ответ организма на ситуацию. Положения Кеннона были развиты П.Бардом, который показал, что на самомделе и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними,возникают почти одновременно (3, стр.11; 6, стр.63; 5, стр.446).Теория когнитивного диссонанса. Отдельно стоит группа теорий, объясняющих природу эмоций черезинтеллектуальные или, как их ещё называют, когнитивные факторы. Среди нихследует отметить теорию когнитивного диссонанса, предложенную американскимисследователем Л.Фестингером в 1957 г. Исходное положение: диссонанс естьотрицательное состояние, возникающее в ситуации, когда человек имеетразные, противоречивые друг другу сведения, мнения, знания об одном и томже объекте. Так, когда о вашем лучшем друге говорят плохо, вы испытываетеотрицательные эмоции и хотите доказать, что это не так. Положительные эмоции человек испытывает, когда реальные результатыдеятельности согласуются с намеченными или ожидаемыми. И если вашего другапохвалили, вы испытываете чувство гордости за него. Состояние диссонансасубъективно переживается как дискомфорт, внутреннее неудобство, от которогочеловек стремится избавиться. Для этого у каждого человека есть только двавыхода: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности,или попытаться получить новую информацию, которая устранила бы противоречиеи согласовалась с прежними ожиданиями. Таким образом, возникающиеэмоциональные состояния рассматриваются как основная причинасоответствующих действий и поступков. В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередкоиспользуется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия вразличных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качествеосновного мотива соответствующих действий и поступков (3, стр.12; 6,стр.164; 5, стр.450).Информационная теория П.В.Симонова. К подобному типу подходов можно отнести и информационную концепциюэмоций психофизиолога П.В.Симонова. Согласно его теории, эмоциональныесостояния определяются имеющимися у человека желанием или, как говоритСимонов. Силой актуальной потребности. С одной стороны, и оценкой, которуюон даёт вероятности её удовлетворения. – с другой. Эту оценку вероятностичеловек производит на основе врождённого и ранее приобретённого опыта.Причём эмоция возникает тогда, когда имеется рассогласование между тем, чтонеобходимо знать для удовлетворения желания, и тем, что на самом делеизвестно. То есть мы постоянно вольно или невольно сопоставляем необходимуюнам информацию (о средствах, времени, ресурсах), которая потребуется дляудовлетворения желания, с информацией, имеющейся у нас в данный момент.Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений,необходимых для защиты. На этой основе была разработана формула эмоций: Э = ( П (Ин ( Ис),где: Э – эмоция (её сила и качество); П – потребность (в формуле она берётся с отрицательным знаком «(»); Ин – информация, необходимая для удовлетворения существующейпотребности; Ис – информация существующая, т.е. те сведения, которыми человекрасполагает в данный момент (то, что известно). Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нетпотребности (П = 0), то эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция невозникает и в том случае, когда человек, испытывающий какое-либо желание,обладает полной возможностью для его реализации (Ин = Ис). Если вероятностьудовлетворения потребности велика, то проявляются положительные чувства (Ис> Ин). Отрицательные эмоции возникают, если человек отрицательно оцениваетвозможность удовлетворения потребности (Ис < Ин). При этом максимумположительных или отрицательных эмоций при постоянной силе потребностичеловек испытывает, когда Ин = 0 или Ис = 0. Таким образом, внутри нас как бы находится манометр, показаниякоторого зависят от того, какая информация имеется о том, что требуется дляудовлетворения потребности, и о том, чем мы располагаем, и в зависимости отих соотношения мы испытываем различные эмоции. В своей книге «Что такое эмоция?» П.В.Симонов описывает такуюситуацию: «Томимый жаждою путник движется по раскалённым пескам. Он знает,что только через три дня пути может встретиться с источником. Удастся липройти этот путь? Не занесло ли ручей песками? И вдруг, завернув за выступскалы, человек видит колодец, не отмеченный на карте. Бурная радостьохватывает усталого путника. В тот момент, когда перед ним блеснуло зеркалоколодца, путник стал обладателем исчерпывающих сведений о возможностиутолить жажду. И это в ситуации, когда прогноз в лучшем случае предсказывалтри дня тяжелейших скитаний». Однако не все эмоциональные проявления укладываются в эту концепцию.Например, к какой категории чувств – положительным или отрицательным – выотнесёте удивление? Или представьте себе ситуацию, когда вы,проголодавшись, приходите в гости. Вы видите накрытый стол с большимколичеством еды и у вас улучшается настроение. Хотя в данной ситуации вывполне уверены, что и как будете есть, т.е. Ин = Ис и эмоция должна быть Э= 0 (3, стр.12-14;5, стр.452). Надо так же отметить, что чисто психологических теорий эмоций, незатрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самомделе не существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований,в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию какпсихологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих ворганизме, и нередко психологические и физиологические характеристикиэмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат другдля друга объяснением. Кроме того ряд теоретических вопросов, например,вопрос о классификации и основных параметрах эмоциональных состояний, неможет быть решён без обращения к физиологическим составляющим эмоций. Как правило, теории эмоций мало что могут сказать о роли эмоций вразвитии личности и об их влиянии на мысль и действие. Большинствоисследований эмоций было связано лишь с одним из компонентов эмоциональногопроцесса. Хотя некоторые теории разрабатывают отдельные аспектывзаимоотношений эмоции и разума, действий и личности, многое еще необходимосделать как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. Заключение Целостное определение эмоций должно учитывать характер её переживания,включать неврологический и экспрессивный компоненты. Эмоции возникают какрезультат изменений в нервной системе, и эти изменения могут бытьобусловлены как внутренними, так и внешними событиями. Интенсивныеэмоциональные состояния привлекают внимание не только учёных, но наука обэмоциях не должна останавливаться на изучении преходящих состояний.Существуют устойчивые индивидуальные различия в частоте, с которой людииспытывают различные эмоции, и эти различия могут анализироваться втерминах эмоциональных черт или эмоциональных порогов. Непротиворечивые межкультурные факты подтверждают сформулированный стос лишнем лет назад тезис Дарвина о врождённости и универсальности эмоций,как внутрииндивидуальных процессов. Это означает, что эмоции имеютврождённые нейронные программы, универсально понимаемую экспрессию и общиепереживаемые качества. Эмоции удобно подразделять на положительные или отрицательные наоснове особенностей их переживания и сенсорных характеристик. Однако любаяэмоция (например, радость, страх) может быть положительной илиотрицательной, если критерий для классификации основывается на адаптивностиили дезадаптивности эмоций в конкретной ситуации. Эмоции влияют на человека в целом, и каждая эмоция влияет на субъектпо-разному. Эмоции воздействуют на уровень электрической активности мозга,степень напряжения мышц лица и тела, на функционирование эндокринной,кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут изменять восприятиеокружающего мира от яркого и светлого к тёмному и угрюмому, наши мысли оттворческих к меланхолическим и наши действия от неловких и неадекватных кискусным и целесообразным. Эмоция может рассматриваться как изменённое или особое состояниесознания. Она может существовать относительно независимо от другихсостояний сознания, но обычно взаимодействует с ними и влияет насосуществующие состояния или процессы в сознании. Область эмоций сложна и междисциплинарна. Социальные психологи сделаливклад в изучение эмоций как невербальной коммуникации. Психологи личностиподсказали пути, по которым эмоции могут соотноситься с другимимотивационными конструктами, такими, как Я-концепция и психологическиепотребности, и увеличила наше знание о связи аффективных состояний сфункционированием личности. Клиническая психология и психиатрияспособствовали пониманию роли сложных комбинаций эмоций в психопатологии иакцентировали необходимость психотерапевтического анализа эмоций.Неврологические науки содействовали получению знаний о роли различныхмозговых механизмов эмоций, а биохимия и психофармакология показаливажность гормональной и нейрогуморальной сфер в эмоциональных процессах иэмоциональном поведении (6, стр.29). Список литературы 1. А.Н. Леонтьев. Потребности, мотивы и эмоции. – Москва, 1971 г. 2. В.Г. Крысько. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – Москва, Владос - пресс, 2001 г. 3. Е.И. Рогов. Эмоции и воля. – Москва, Владос, 2001 г. 4. Краткий психологический словарь. Под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – Москва, Издательство политической литературы, 1985 г. 5. Р.С. Немов. Психология. Общие основы психологии. – Москва, Владос, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002 г. 6. Кэррол Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского – Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г. 7. Ч. Дарвин. О выражении эмоций у человека и животных. – Санкт-Петербург, Питер, 2001 г.-----------------------[1] Цифра обозначает порядковый номер книги в списке литературы.




Похожие:

Эмоции в жизни человека iconКурсовая работа по физиологии Нейрофизиологические механизмы эмоций
Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Практический психолог, зная механизмы возникновения эмоций, может помочь людям...
Эмоции в жизни человека iconЭмоции человека. Рисунок Схематическое изображение эмоций. Рисунок 2
У человека, испытывающего то или другое эмоциональное состояние – радость, скорбь, гнев, происходят определенные изменения во внешнем...
Эмоции в жизни человека iconКультурное развитие России в 1990-е годы и повседневная жизнь в стране. Один день из жизни человека – Дневник 1990-х годов
Определите, почему может быть интересно узнать об одном дне из жизни этого человека
Эмоции в жизни человека iconКак управлять своими эмоциями
Негативные эмоции мешают нам приступить к работе, либо продолжить работу, мешают собраться с мыслями. Как же можно помочь себе в...
Эмоции в жизни человека iconПроблема жизни и смерти в духовном опыте человека
Перед тем как приступить к рассмотрению основного вопроса «проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека» ознакомимся с некоторыми...
Эмоции в жизни человека iconЧто есть Смерть? Начало или Конец? Дух или Тело? Возможны ли ответы на эти вопросы? И устроят ли они человека?
Сства, философии, этики. Культура и философия человечества когруэнтны жизни отдельного человека. И не случайно, что смерть, как наиболее...
Эмоции в жизни человека iconШлем Вейдера сообщает мечу эмоции игрока
Этот меч управляется не кнопкой, а мозговыми волнами человека, надевшего костюм Дарта Вейдера (ap photo/Paul Sakuma)
Эмоции в жизни человека iconЗдоровье человека и окружающая среда
Каждый человек неизбежно умрет: один – раньше, другой – позже. Сроки жизни для человека неопределенны. Но всякая ранняя смерть –...
Эмоции в жизни человека iconЗдоровье человека и окружающая среда
Каждый человек неизбежно умрет: один – раньше, другой – позже. Сроки жизни для человека неопределенны. Но всякая ранняя смерть –...
Эмоции в жизни человека iconЭпохи в целом, мысли и эмоции, близкие не одному, а
Музыка вид искусства, который отражает действитольность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы