Австрийская школа и теория предельной полезности icon

Австрийская школа и теория предельной полезности



НазваниеАвстрийская школа и теория предельной полезности
Дата конвертации07.07.2012
Размер112.53 Kb.
ТипРеферат
Австрийская школа и теория предельной полезности


| ||Министерство образования Украины ||Днепропетровский государственный университет ||Финансово- кредитный факультет || || || || ||РЕФЕРАТ || || || ||По курсу: ||”История экономических учений ” || ||Тема реферата: ||”Австрийская школа и теория предельной полезности ” || || || || || || || ||Выполнил: студент группы ||КФ-97-1 ||Черный Андрей Григорьевич || || || || || || || || || || || || || || ||Днепропетровск 1998 || | ПЛАН1. Предпосылки возникновения новой экономической школы. Её представители.2. Методология.3. Теория предельной полезности. Таблица Менгера.4. Теория Е. Бем-Баверка.5. Австрийская школа и современная экономическая наука.“Австрийская школа” возникла в 70-х годах 19-в., которые характеризовалисьдальнейшим ростом капитализма и обострением его противоречий. На основерастущей концентрации производства в 70-х годах начали возникать первыекап. монополии. Австрийская школа оспаривала учение Маркса, и в авангардеэтого движения были австрийские и германские экономисты. Цель школысостояла в том, чтобы в борьбе против марксизма противопоставить емутеории, изображавшие капитализм вечным способом производства, отрицавшиепротиворечия между пролетариатом и буржуазией. До 70-х годов в Австрии большое распространение имели взглядынемецкой исторической школы, возникшей в 40-х годах 19-в. Однако экономистыист. Школы оказались не в состоянии бороться с марксизмом, фактически эташкола была разгромлена. Задачу теоретически победить марксизм и взяли насебя экономисты новой школы, которая получила название австрийской (иливенской). Её основоположником был Карл Менгер (1840-1921), профессорВенского университета, опубликовавший в 1871 г. “ Основания политическойэкономии”, а в 1887 г. – “Исследования о методе социальных наук иполитической экономии в особенности ”. Другой представитель австрийскойшколы - Фридрих Визер (1851-1926) развивал идеи Менгера в своих работах“Происхождение и основные законы хозяйственной ценности”(1884),“естественная ценность”(1889), “Закон власти”(1926), но наиболее виднымпредставителем этой школы стал Евгений Бем-Баверк (1851 – 1919) -профессор Венского университета, президент Австрийской академии наук иминистр финансов Австрии. Основные труды Бем-Баверка – “Права и отношения,рассматриваемые с точки зрения народнохозяйственного учения облагах”(1881), “Основы теории ценности хозяйственных благ”(1886),“Естественная стоимость ”(1889), “Капитал и прибыль”(1889) и др. Вназванных изданиях обстоятельно излагалась теория предельной полезности,характерная для австрийской школы. Если Менгер формулировал основныеположения этой теории, описывая индивидуальные акты обмена, то Визер ужеиспользовал принцип предельной полезности для оценки стоимости издержекпроизводства, а Бем-Баверк, развивая идеи Менгера и Визера, дал наиболееразвернутый вариант новой теории, дополнив её субъективистской концепциейпроцента.
Теория предельной полезности непосредственно противопоставляласьмарксистской трудовой стоимости, на которой базируется теория прибавочнойстоимости. Е. Бем-Баверк, указывая на железную логику “Капитала” К. Марксазаявил, что для опровержения марксизма в целом достаточно показатьнесостоятельность его учения о стоимости. МЕТОДОЛОГИЯУчение АШ характеризуется субъективно-психологическим подходом кобъяснению экономических явлений. Основным определяющим признакомэкономических явлений и процессов она считала психологию хозяйствующихсубъектов, мотивы, которыми они руководствуются в своей деятельности, ихсубъективные оценки. Одним из методологических принципов теоретиков этойшколы является маржинализм. Он предполагает примат потребления надпроизводством. При этом само потребление рассматривается вне всякой связисо всей совокупностью производственных отношений. Все явления и категории,в том числе полезность блага, считаются измеримыми и исследуются восновном с количественной стороны. Экономисты австрийской школы главнойзадачей ПЭ объявили изучение отношения человека к вещи или, иными словами,изучение отношения между потребностями человека и средствами для ихудовлетворения. Законы общественной жизни АШ выводила из исследования отношенияизолированного субъекта к окружающей его природе. Причем, “хозяйственногосубъекта” АШ рассматривала не исторически, абстрагируясь от общественныхотношений, независимо от характера общественного строя. Для АШ характерноиспользование робинзонад, т.е. рассмотрение “хозяйства” Робинзона. Визер,например, упрекает Маркса за то, что он считал отношения между Робинзоном иего вещами простыми и прозрачными. Визер утверждает, будто хозяйствоРобинзона требует глубокого изучения, т.к. в нем скрыт ключ к решению всехзадач ПЭ. Он пытается доказать, что изучение хозяйства Робинзона дает ответдаже на такие вопросы, как прибыль, рента, з/п и др. в основе методаробинзонады лежит рассмотрение капиталистической экономики как суммы“хозяйственных атомов”. Такой угол зрения приводит сторонников этой школык выводу, что противоречия в капиталистическом обществе исчезают, акапиталистические категории объявляются “вечными” и “естественными”. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ При разработке ТПП представители АШ использовали различныеопределения стоимости полезностью вещи (потребительной стоимостью), которыеразвивали еще Тюрго, Кондильяк, Германн, Сэй, и в особенности такназываемые законы Госсена, сформулированные немецким профессором в середине19-в. Согласно ним, в ходе “постепенного насыщения потребностей ”полезность вещи якобы падает с увеличением запасов благ. Чем больше запасы,тем ниже полезность, а, следовательно, и ценность каждой следующей единицыблага. Герман Госсен (1810-1858) рассматривал полезность как субъективнуюкатегорию, потребление - как единственный объект исследований,заслуживающий внимания, и подменял экономику психофизиологией. К. Менгер первым изложил теорию предельной полезности и предпринялпопытку показать зависимость полезности от редкости предметов потребления.Он утверждал, что истинным исходным пунктом исследования являютсячеловеческие потребности. Эти потребности Менгер определял какразновидность неудовлетворенных желаний или неприятных ощущений, которыепроистекают из нарушения своеобразного физиологического равновесия. Далееон утверждал, что при ограниченности ресурсов перед индивидом возникаетпроблема, как наилучшим образом распределить свои средства дляудовлетворения потребностей. Для ответа на этот вопрос он построил схему,в которой римскими цифрами обозначал потребности человека в различныхпредметах от I до X в зависимости от их значения для благополучиясубъекта, от насущной к наименее важной. Арабские цифры должны в этойтаблице показывать, как хозяйствующий субъект расценивает первую, вторую ит. д. единицы блага, удовлетворяющего ту или иную потребность. ТАБЛИЦА МЕНГЕРА[pic] Менгер, поясняя свою таблицу, сравнивал потребности I и V.Потребность I – в зерне, самая важная потребность. Потребность V – внапитках. Если человек имеет запас зерна в 3 мешка, то предельнаяполезность зерна по схеме будет равна 8 единицам, а, предельная полезностьвина при наличии трёх бутылей у этого человека будет равна 4 единицам. Есличеловек имеет 5 мешков зерна, то его (зерна) предельная полезность будетоцениваться ниже - в 6 единиц, а пятая бутыль будет иметь предельную (илинаименее важную) полезность 2 единицы. Чтобы объяснить, как самапредельная полезность влияет установление цен, Менгер рассматривал рынок сфиксированным предложением товара. Сама постановка вопроса о влиянии спросана цены товаров вполне правомерна. Его решение интересовало экономистов нетолько во времена Менгера. И по сей день идут дискуссии о степенивоздействия спроса на ценообразование и методах исчисления этоговоздействия. К. Менгер при решении проблемы цены (которой он подменил стоимость)опирался на метод робинзонады и исследовал поведение индивида. Поступкикоторого подчинены поиску наибольшей выгоды. Предложение товаров на рынкеон объявил неизменным, считая, что в этих условиях ценность того или иногоблага будет зависеть от спроса, а изменение последнего – от предельнойполезности этих благ. Среди основателей АШ Менгер был первым, кто сформулировал принципснижающейся полезности. Согласно этому принципу, стоимость однородногоблага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняяединица запаса. В своей таблице К. Менгер абстрагировался от того факта,что субъективная оценка одного и того же товара разными людьми различна.Так, очевидно, что субъективная оценка хлеба предпринимателя и пролетарияразлична, однако оно платят одинаковую цену за равное количество хлеба.Далее Менгер, ставя ценность благ в зависимость от редкости, приходил квыводу, что она определяется размерами предложения. При увеличении илиуменьшении количества благ изменяется степень удовлетворения потребности исоответственно ценность этих благ. Он считал, что ценность одинаковых благопределяется стоимостью наименее важной единицы или последней в запасе. Теория Е. Бем-Баверка Наиболее развернутое изложение теории предельной полезности дал Е.Бем-Баверк. В работе “Основы теории ценности хозяйственных благ”, используя “законы Госсена”, он стремился доказать, что меновая стоимость, как ипотребительная, определяется “предельной полезностью” товаров на базесубъективных оценок. Бем-Баверк хотел уйти от противоречия Менгера. Онразличал субъективную и объективную стоимость, уверяя, что субъективнаястоимость – это личная оценка товара потребителем и продавцом. Объективнаяже ценность – это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходеконкуренции.Бем-Баверк рассматривал цену товара как результат столкновения на рынкеразличных субъективных оценок продавцов и покупателей. “Цена, - писал он, -от начала до конца является продуктом субъективных определений ценности ”,а “высота рыночной цены ограничивается и определяется высотой субъективныхоценок товара двумя предельными парами*”. Теория предельной полезностиобъявлялась исходным пунктом теории цены как равнодействующей субъективныхоценок товара со стороны продавцов и покупателей. Сами же оценки ставилисьв зависимость от предельной полезности. Итак, субъективная стоимость(предельная полезность), которая призвана определять цены, сама зависитнаряду с другими факторами от цен. Следует обратить внимание на то, что втеории предельной полезности, с одной стороны, количество благсопоставлялось с абсолютными потребностями в них, с другой – говорилось осоотношении количества благ с платежеспособным спросом. Во втором случаепредельная полезность сама оказывалась производной от уровня цен. Каквидим, претензия АШ дать монистическое определение источника ценности благне увенчалась успехом. Бем-Баверк, пытаясь уйти от очевидных неувязок в теории предельнойполезности, ввел понятие субституционной предельной полезности. Он заявлял, что предельная полезность какого-либо блага совпадает с той пользой,которую приносит последняя единица этого блага; причем последнее благодолжно удовлетворять самые маловажные нужды. Смысл же самой субституционнойполезности раскрывался на примере с утерянным пальто. Бем-Баверк утверждал,что предельная полезность такого пальто определяется предельной полезностьютех предметов потребления, которыми человек вынужден пожертвовать, что быкупить новое пальто. Но противоречивость присуща и субституционной стоимости. Не спасаетссылка на самые маловажные нужды при определении предельной полезности.Ведь у бедного субституционная стоимость утерянного пальто будетопределяться предельной полезностью необходимых продуктов питания, а убогатого – предельной полезностью предметов роскоши. А это в свою очередьбудет зависеть от структуры цен на различные предметы потребления.Выходить, что сама субституционная полезность зависит от цен. Это еще разсвидетельствует о невозможности вывести из полезности меновое отношение, идаёт основание сделать вывод о теоретической несостоятельности австрийскоговарианта концепции предельной полезности. Главным недостатком АШ оказалось то, что при определении стоимостиона абстрагировалась от производства – решающего условия образованиястоимости и от труда – единственного её источника. Как отмечалось,австрийцы основной проблемой политэкономии провозгласили исследованиерационального распределения ограниченных ресурсов, или отношение человека квещи, в условиях заданности уровня производства. Товар в их концепциивыступает уже в готовом виде, поэтому основные экономические закономерностивыводятся из анализа обмена. Объявляя редкость товара фактором стоимости,австрийские экономисты ставили всё с ног на голову. В действитель6ностиотносительная редкость товаров сама определяется их стоимостью. ТеоретикиАШ обосновывали свою теорию предельной полезности, ссылаясь на редкие,невоспроизводимые товары. Но это так же сомнительно, как и попытка решатьпроблему ценообразования на необитаемом острове. Ведь очевидно, что самапредельная полезность предполагает наличие запасов у продавца, что в своюочередь предполагает постоянное их производство. Следовательно,использование принципа редкости и изолированности хозяйства для решенияпроблемы ценности неприемлемо. Но авторы ТПП не только игнорировали производство, они искажали икартину обмена. АШ исходила из условий, нетипичных для массовогопроизводства и обмена при капитализме. Её теоретики произвольноутверждали, что для продавца реализуемые им товары – только потребительныестоимости, которые удовлетворяют его собственные потребности. Вдействительности для продавца его товар не имеет непосредственнойполезности. Для него имеет значение лишь стоимость товара, связанная сзатратами труда. На рынке уровень цен на товары устанавливается взависимости от общественно-необходимых затрат труда, а продавцы ипокупатели в своих субъективных оценках исходят из этого уже существующегоуровня цен. Следовательно, сами субъективные оценки имеют производныйхарактер. Не субъективные оценки определяют цены на товары, а, наоборот,они сами определяются этими ценами. Представители АШ сделали попытку разработать с позиций субъективно-психологического метода экономического анализа свою концепцию прибыли. Сэтой целью Е. Бем-Баверк сконструировал такие категории, как «настоящееблаго» (например, заработная плата) и «будущее благо» (средствапроизводства, труд рабочих). Прибыль рассматривалась им как разница междуоценкой «настоящих» и «будущих благ», причем «настоящее благо» оценивалосьвыше, чем «будущее благо». Капиталист авансирует капитал и отказываетсябудто тем самым от «настоящего блага» во имя «будущего блага», онполучает прибыль якобы потому, что должен выжидать, чтобы реализоватьблаго. Другими словами, прибыль выступает здесь не как результатэксплуатации рабочих капиталистами, а как результат «ожиданиякапиталиста». В действительности ни ожидание, ни время само по себе немогут быть источником стоимости, создаваемой исключительно трудом рабочих. Отмечая методологические и теоретические изъяны теории предельнойполезности, нельзя в то же время не отметить, что проблемы взаимодействияспроса и предложения в ценообразовании, вопросы взаимной связипотребительной стоимости (полезности) и стоимости, соотношенияплатежеспособного спроса и цен, затронутые в этой теории, являются важнымидля понимания функционирования товарного производства. Совершенноочевидно, что изучение и прогнозирование спроса и предложения,исследование конкретных рынков является актуальной задачей дляэкономической науки. С целью решения этой задачи современные буржуазныеэкономисты используют теорию предельной полезности, усилив внимание кизучению закономерностей потребительского спроса, анализу предложения,исследованию рынков совершенной и несовершенной конкуренции иценообразования факторов производства на микроэкономическом уровне. На современном этапе сложились объективные предпосылки для синтезатрудовой теории стоимости и относительной выделенности. Пока труд являетсяопределяющей субстанцией для увеличения общественного богатства, трудоваятеория стоимости занимает главенствующее положение. Но по мере того, какэта роль переходит к интеллектуальным способностям человека, т. е. к нетрудовым факторам , на первое место выходит маржинализм,причем трудовая детерминанта остается некоторым базисным ограничителем ,который дает о себе знать тогда , когда люди начинают игнорировать этиограничения. Соответственно, и трудовая теория стоимости становится всеголишь глубинной основой, которая по мере прохождения к постиндустриальномуобществу все меньше описывает конкретные экономические реалии, и тогда напервый план выходит теория предельной полезности. Как видим, теория австрийцев продолжает жить и наше время, причемнаходит применение не только в своем классическом виде, но и, что оченьважно, в синтезе с другими теориями. Это дает возможность получитькачественно новые методы анализа, изучения и прогнозирования экономическихпроцессов и явлений, которые на современном этапе позволят наиболее полновыполнять свои функции. ЛИТЕРАТУРА1. “Всемирная история экономической мысли”, т. 3; М’89г.2. “. История экономических учений. Курс лекций” (под ред. Н. Каратаева), М’ 89г.3. “История экономических учений”, (авторский коллектив: Рындина М. Н. Алешина И. В. и др.), Москва, издательство «Высшая школа», 1983г.4. Гриценко. А , “Маржинализм и трудовая теория стоимости: возможен ли синтез?”// “Экономика Украины”;№1, 1996г. . Подпредельными парами он понимал, с одной стороны, последнего покупателя, согласного купить товар, и первого продавца среди тех, кто может принять участие в процессе обмена, с другой – наиболее слабого продавца и первого покупателя, кто в данной рыночной ситуации исключается из обмена. .




Похожие:

Австрийская школа и теория предельной полезности iconРеферат по курсу: " История экономических учений " Тема реферата: " Австрийская школа и теория предельной полезности "
Маркса, и в авангарде этого движения были австрийские и германские экономисты. Цель школы состояла в том, чтобы в борьбе против марксизма...
Австрийская школа и теория предельной полезности iconЗакон убывающей предельной полезности. Правило максимальной полезности. Предложение труда и спрос на труд на отдельной конкретной фирме и на конкурентном рынке. Графики, объяснение
Два объяснения закона спроса. Эффект дохода и замещения. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимальной полезности
Австрийская школа и теория предельной полезности iconМаржинализм и теория предельной полезности

Австрийская школа и теория предельной полезности iconМаржинализм и теория предельной полезности
Не новая сама по себе (у её истоков стояли мыслители 18 в., как Э. Кондильяк и Ф. Галиани) теория по­лезности была усовершенствована...
Австрийская школа и теория предельной полезности iconРеферат маржинализм и теория предельной полезности
Не новая сама по себе (у её истоков стояли мыслители 18 в., как Э. Кондильяк и Ф. Галиани) теория по­лезности была усовершенствована...
Австрийская школа и теория предельной полезности icon«Количественный подход к анализу индивидуального спроса. Спрос и полезность. Закон убывающей предельной полезности, его значение» Студент 3 курса заочный факультет Владивосток 2001Пла Количественный подход к анализу индивидуального спроса. Спрос и полезность Закон убывающей предельной полезности, ег
Количественный подход к анализу индивидуального спроса. Спрос и полезность. Закон убывающей предельной полезности, его значение
Австрийская школа и теория предельной полезности iconКонтрольная работа по дисциплине «Экономическая теория» на тему: «основные теории предельной полезности»
Даже очень богатые семьи редко имеют больше четырех-пяти машин, несмотря на точто их доходы позволяют купить и содержать целый автомобильный...
Австрийская школа и теория предельной полезности iconНеоклассическая экономическая теория. Неоклассическое
Неоклассическое направление политэкономии возникло в 70-х годах ХIХ века. Его представители: К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк (австрийская...
Австрийская школа и теория предельной полезности icon1. Закон убывающей предельной полезности Предельная полезность
Потребительский оптимум
Австрийская школа и теория предельной полезности iconКурсовая работа на тему: «Полезность и ее виды. Закон убывающей предельной полезности»
В этом смысле деньги выступают для покупателя первой количественной мерой полезности покупаемых товаров. Другой, не менее существенной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы