Американская школа менеджмента icon

Американская школа менеджмента



НазваниеАмериканская школа менеджмента
Дата конвертации07.07.2012
Размер72,34 Kb.
ТипРеферат
Американская школа менеджмента


Всероссийская академия внешней торговли Факультет внешнеторгового менеджмента Кафедра менеджмента и маркетинга Тема доклада: Американская школа менеджмента Выполнил: студент 1 курса 2 группы Ужгинцев Александр Владимирович Принял: Полякова Светлана Викторовна Москва 2004 На сегодняшний день в менеджменте существует три основные национальныешколы. Это всем вам известные японская, европейская и американская школы.Последнюю из них мне и хотелось бы рассмотреть в своей работе. Американская модель управления зарождалась на рубеже XIX – XX веков,когда в США переживали экономический бум. Огромные природные ресурсыпривлекали передовые умы того времени; уровень развития техники итехнологий вступал в резкое противоречие со сложившейся на тот моментсистемой производственных отношений. Классический капитализм переходил всвою высшую, монополистическую стадию. Именно в этот период складывалисьобъективные предпосылки для зарождения «научного менеджмента» в США идеятельности его лидера – Фредерика Уинслоу Тейлора. Вовсе не случайно, что центр развития теории и практики менеджмента вначале XX века переместился из Англии в Америку. Деятельностьосновоположников «научного менеджмента» отражала характерные тенденцииэпохи классического капитализма – свободную рыночную экономику,индивидуальное предпринимательство, господство средних и небольшихпредприятий. Организация труда и управления в такой «локальной экономике»не требовала систематического применения науки, да и сама наука ещё не быладоминирующим общественным институтом, главной производительной силойпромышленности. Так обстояло положение дел в Англии эпохи Аркрайта, Смита,Болтона и Оуэна. [1, стр. 76-78] Таким образом, мы можем сделать вывод, чтоименно английская, а точнее англо-саксонская модель легла в основуамериканской школы менеджмента. Иная ситуация складывалась в конце XIX – начале XX века в США, которые потехническому уровню производства вошли в число мировых лидеров. Несколькофактов помогаю понять, почему именно Америка оказалась родиной современногоуправления. Даже в начале XX века США были практически единственнойстраной, где человек мог преодолеть трудности, связанные с егопроисхождением, национальностью, проявив личную компетентность. Главнымфактором развития науки управления здесь явился не средний и мелкий, абольшой бизнес – крупные и сверхкрупные корпорации, например, такие какMidvale Steel и Bethlehem Steel, в каждой из которых работало по несколькотысяч человек. В Америке, писал Питер Друкер, «крупные корпорациисоставляют меньшинство, но такое меньшинство, которое задаёт типическуюструктуру общества, поведение людей, их образ жизни. Большой бизнесвыступает основой любого индустриально развитого общества. Он финансирует ивызывает к жизни также большую науку. Даже профсоюзы и органыправительственной администрации есть не что иное, как социальный ответ нафеномен большого бизнеса. [1, стр. 76-78] Именно невмешательствогосударства позволяло предпринимателям, которые добивались успеха в самомначале развития своего бизнеса, становиться монополистами. Отмечая различия в развитии индустрии континентальной Европы и СевернойАмерики, некоторые специалисты указываю, что американцы начали смеханизации всего комплекса операции, в то время как европейцы склонны былимеханизировать отдельные операции, например, ткачество или прядение. Врезультате а Англии были более совершенные станки, а в США – сборочныелинии и конвейеры. В Англии техническая мысль развивалась в Рамках академической науки. Таксказать, на государственной основе, а затем уже, через какое-то время,достигла практики. Американцы заимствовали в готовом виде лучшиетехнические идеи европейцев и тут же претворяли их в конкретные техническиемодели. Подход североамериканцев был более гибким и скорым, внедрениетехники в меньшей степени опутано бюрократическими сетями. Центрамитехнического прогресса в Европе чаще всего служили государственныеучреждения и университеты, а в США – предприятия. Передовые фирмы имелихорошо оснащенные лаборатории, занимающиеся практическим внедрениемтехнических достижений. Таковы исторические предпосылки возникновенияамериканской школы менеджмента. В американской школе менеджмента принято считать, что успех фирмызависит, прежде всего, от внутренних факторов. Особое внимание уделяетсярациональной организации производства, постоянному росту производительноститруда, эффективному использованию ресурсов. В то время как внешние факторыотходят на второй план. Рационализация производства выражается в высокой степени специализацииотдельных работников и структурных единиц компании и жёстком разграниченииих обязанностей. Преимущества специализации заключаются в том, что онапозволяет сократить объём подготовки работников, повысить уровеньпрофессионального умения на каждом специализированном рабочем месте,отделить от производственных заданий те, которые не требуютквалифицированного труда и могут быть выполнены неквалифицированнымиработниками, получающими меньшую заработную плату, а также увеличиваетвозможности специализированного оборудования. Решения чаще всего принимаются индивидуально, уровень ответственности женаходится в управленческой пирамиде на одну-две ступени выше, чем уровеньменеджеров, обладающих формальной властью. Это означает, что руководствоотвечает за деятельность своих подчинённых. Американская фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующейравноправие. Соответственно рабочие здесь являются более мобильными, легкоменяют место работы в поисках индивидуальной выгоды. Стоит отметить, чтодух «жертвенности» (альтруизма) редок у американцев: даже в действиях,направленных на пользу общества, на поверку легко обнаруживается личнаявыгода. Часто на фирме поощряется конкуренция между сотрудниками (один изспособов стимулирования), именно поэтому американцы – ярко выраженныеиндивидуалисты и порой им очень сложно работать в команде. Для американской модели менеджмента характерна иерархическая модельуправления. В традиционной модели иерархической организации, прежде всего, имеетместо разграничение процесса принятия стратегических деловых решений иоперативных решений. Первый касается деловых решений фирмы, которыеопределяют основные направления её функционирования. После выработкипоследних фирма принимает оперативные решения для адаптирования своейдеятельности к различным непредвиденным обстоятельствам (поломкеоборудования, браку и т.п.) и к изменению ситуации на рынке. Основнойпринцип такой иерархической координации характеризуется следующими двумяособенностями: 1) Каждая функциональная единица имеет не более одного прямого начальника и не связана с другими единицами (следовательно, любая координация действий двух несравнимых единиц осуществляется общим прямым начальником). 2) Только одна единица (центральный отдел) является начальником любой другой единицы. Предполагается, что единственной жизнеспособной альтернативой рыночномумеханизму с точки зрения эффективности является фирма как иерархическаяорганизация. Продолжительность трудовых контрактов может составлять несколько лет всоответствии с обычной продолжительностью коллективных соглашений,используемых в США. Работа по контракту контролируется профсоюзом. Стоиттакже отметить, что в отличие от японской школы, профсоюзы создаются вотрасли, а не на предприятии. Размер вознаграждений рабочего определяетсякатегорией рабочего места, при расчете зарплаты крайне редко учитываетсястаж работника. В американской школе менеджмента подготовка управленческих кадров можетпроводиться путём организации лекций, дискуссий в составе небольших групп,разбора конкретных деловых ситуаций, чтения литературы, деловых игр иролевого тренинга. Вариантами этих методов являются организуемые ежегоднокурсы и семинары по проблемам управления. Другим методом, которыйприменяется последнее время всё чаще, является служебная ротация. Перемещаяруководителя низового звена из отдела в отдел на срок от одного месяца доодного год, организация знакомит нового руководителя со многими сторонамидеятельности. В результате молодой менеджер познаёт проблемы различныхотделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию ивзаимосвязь между целями различных подразделений. Такие знания жизненнонеобходимы для успешной работы на более высоких должностях. Важный принцип, обеспечивающий лидирующее положение американских фирм вмировой экономике, - комплексный контроль качества (концепция «делать спервого раза»). В соответствии с этой концепцией качество обеспечиваетсяпутём включения ответственности за качество в каждую должностную инструкциюили описание работ производственного рабочего. [2, стр. 360-377] Основные недостатки этой школы следующие: 1) Уменьшение гибкости при изменении производственных заданий, снижение чувства удовлетворённости рабочих, нарастание утомления от монотонности, рост прогулов как следствие чрезмерной специализации труда. 2) Потеря эффективности иерархической организации в тех отраслях промышленности, где ассортимент товаров велик и производственный процесс включает в себя множество стадий. 3) Стремление американских менеджеров получить сиюминутную выгоду, решить вопрос «быстро». 4) Большое количество уровней управления (до 11-12 в американской автомобильной промышленности, по сравнению с 5-6 в японской), и как следствие- рост бюрократического аппарата и трансакционных издержек. Однако несмотря на присущие ей недостатки американская школа менеджментана сегодняшний момент получила наибольшее распространение и признание. Наеё принципах построили свою работу такие крупные компании как GeneralMotors, General Electric, Emerson, Caterpillar и многие другие. Фактическиэто универсальная модель управления. Как писал Питер Друкер – известныйпредставитель американской школы менеджмента – «менеджмент – этоспецифическая и определяющая структура всех и каждой организации».Особенностью американской школы также является значительное теоретическоеобоснование процессов управления. Наиболее известная всем нам компания, использующая принципы американскоймодели управления – это конечно же Макдональдс. Поэтому я предлагаюрассмотреть на примере этой компании обозначенные выше особенностиамериканской школы. 1) Жесткая иерархическая структура: каждый работник имеет только одного начальника. 2) Чётко прописанные должностные инструкции, начиная от того, как нужно мыть пол и заканчивая порядком приготовления гамбургеров. 3) Контроль качества выполняемых операций на месте: концепция «делать с первого раза». 4) Строго почасовая выплата зарплаты, штрафы за опоздание и выговор за приход на работу раньше оговоренного срока (начальству придётся платить вам больше денег) – концепция «точно вовремя». 5) Стремление создать равные условия для работников: прием пищи в одной общей комнате, одинаковая зарплата для рабочих одного уровня. 6) Перспектива карьерного роста в компании. 7) Поощрение конкуренции и доносительства внутри одной группы (существует специальный ящик, куда нужно опускать записки обо всех нарушениях, какие вы только заметили). 8) Ответственность начальников за действия подчинённых. Список литературы: 1) А.И. Кравченко, История менеджмента. – М: Академический проспект, 2003. 2) А.С. Большаков, Современный менеджмент. – СПб: Питер, 2002. 3) Майкл Мескон, Основы менеджмента. – М: Дело, 1999. 4) Питер Ф. Друкер, Задачи менеджмента в XXI веке. – М: Вильямс, 2003. 5) Джон Шелдрейк, Теория менеджмента от тейлоризма до японизации. – СПб: Питер, 2001.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Американская школа менеджмента iconАмериканская и японская школы менеджмента
Обеспечение компетентности персонала и развитость индустрии совершенствования менеджмента. 8
Американская школа менеджмента iconАмериканская и японская модели менеджмента

Американская школа менеджмента iconТематика контрольных работ по дисциплине «Финансовый менеджмент»
Основные мировые школы финансового менеджмента (западноевропейская и американская)
Американская школа менеджмента iconНеоклассическая экономическая теория. Неоклассическое
Неоклассическое направление политэкономии возникло в 70-х годах ХIХ века. Его представители: К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк (австрийская...
Американская школа менеджмента iconАмериканская формула для российского газа в Европу
Работал в ряде консалтинговых компаний в США и России, консультировал компании Motorola, Sears, United Airlines, Bosch, Associates...
Американская школа менеджмента iconВысшая школа экономики Факультет Менеджмента, кафедра Общего и Стратегического менеджмента Модульная программа дисциплины
Секция "Менеджмент" кафедры Общего и стратегического Председатель Филонович С. Р. менеджмента Зав. Кафедрой Константинов Г. Н
Американская школа менеджмента iconРабочая программа учебной
Виды менеджмента. Предмет менеджмента. Четыре периода развития теории и практики менеджмента. Методы, законы и принципы менеджмента....
Американская школа менеджмента iconТеория и история менеджмента
Основные понятия современного менеджмента. Закономерности формирования менеджмента. Содержание деятельности менеджера в контексте...
Американская школа менеджмента iconТеория и история менеджмента
Основные понятия современного менеджмента. Закономерности формирования менеджмента. Содержание деятельности менеджера в контексте...
Американская школа менеджмента iconПрограмма вступительных испытаний по менеджменту (3,5 года обучения на базе высшего и среднего специального профильного образования)
Теоретические и исторические аспекты менеджмента. Сущность и содержание менеджмента. Менеджмент и управление. Этапы и школы в истории...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы