\"Становление различных систем регулирования капитализма. Реформы Л. Эрхарда и формирование социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии\" Павлов С. А. Принял: Хадиуллина Г. Н. Казань 1999 г. Содержани е|Введение |2 ||Теория циклического развития экономики |2 ||Послевоенное развитие Японии  icon

"Становление различных систем регулирования капитализма. Реформы Л. Эрхарда и формирование социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии" Павлов С. А. Принял: Хадиуллина Г. Н. Казань 1999 г. Содержани е|Введение |2 ||Теория циклического развития экономики |2 ||Послевоенное развитие Японии



Название"Становление различных систем регулирования капитализма. Реформы Л. Эрхарда и формирование социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии" Павлов С. А. Принял: Хадиуллина Г. Н. Казань 1999 г. Содержани е|Введение |2 ||Теория циклического развития экономики |2 ||Послевоенное развитие Японии
Дата конвертации07.07.2012
Размер218.87 Kb.
ТипРеферат
Становление различных систем регулирования капитализма. Реформы Л. Эрхарда и формирование социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии


КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: "Становление различных систем регулирования капитализма. Реформы Л. Эрхарда и формирование социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии" Выполнил: Павлов С. А. Принял: Хадиуллина Г. Н. Казань 1999 г. С О Д Е Р Ж А Н И Е|Введение |2 ||Теория циклического развития экономики |2 ||Послевоенное развитие Японии |4 ||Общемировой кризис перепроизводства |7 ||Кризисы в Японии |8 ||Послевоенное экономическое положение Германии |12 ||Государство |13 ||Банки |14 ||Экономическая политика государства |14 ||Местное самоуправление |15 ||Занятость, страхование |16 ||Школьное образование |16 ||Высшие учебные заведения |16 ||Перестройка экономики |17 ||Общее экономическое развитие |17 ||Заключение |18 ||Список использованной литературы |20 | ВВЕДЕНИЕ В первой половине 70-х годов капиталистический мир вступил в полосукризисных потрясений. Особенно интересно развивался этот кризис в Японии,для которой это были первые послевоенные серьезные кризисы последесятилетий бурного экономического роста, характеризующего развитие этойстраны. Подобные случившимся кризисы перепроизводства имеют циклическийхарактер и повторяются через определенные промежутки времени. В настоящей работе анализируются причины и особенности кризисовперепроизводства в Японии в послевоенные годы. Для более полного анализапоследовательно будут рассмотрены такие подвопросы, как:общая теория циклических кризисов особенности послевоенного развития Японии общие предпосылки мирового кризиса перепроизводства 70-х годовособенности кризисов в рассматриваемой стране. Кризисы перепроизводства всегда имеют массу негативных для экономикстран последствий, таких как резкое сокращение производства и ростбезработицы, валютные, энергетические кризисы . Кризис насильственноприспособляет размеры производства к размерам платежеспособного спроса,формирует новые пропорции воспроизводства. ТЕОРИЯ ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ Сам по себе экономический кризис ниоткуда не возникает и никуда неуходит. Он является неотъемлемой частью того, что в экономической теорииназывают циклом. Цикличность развития экономики доказана временем.Экономические кризисы перепроизводства органически присущи капитализму инеизбежно сопровождают его в историческом развитии. Популярная в серединенашего столетия теория о государственном регулировании экономики с цельюнедопущения кризисов, которая позволяла осуществлять краткосрочныесглаживания неблагоприятных трендов, в долгосрочном аспекте не оправдалаожиданий, не сумев противостоять общей тенденции цикличности развитиярыночной экономики. Так что же это такое- экономический цикл? Экономический цикл- это движение от одного кризиса к другому.
Экономическая наука, изучающая цикличность развития экономики выделяет 4основных фазы развития цикла: Экономический кризис-это падение производства, разрушение производительныхсил общества и одновременное приспособление размеров производства кмасштабам платежеспособного спроса. В силу ограниченности покупательнойспособности населения возникает ситуация, когда произведенных товаровстановится больше, чем их можно продать. Возникает замкнутый круг: падениепроизводства приводит к массовым увольнениям и увеличению безработицы. Врезультате потребительский спрос продолжает падать, а за ним вновьподстраивается производство. Кроме того для кризисов характерны нарушениекредитных связей, падение курсов акций, паника на биржах и волнабанкротств. В результате кризис приспособляет размеры производства кразмерам платежеспособного спроса. Депрессия- это фаза, которая характеризуется:застоем в производствевялостью торговлиналичием свободного денежного капитала Именно на этой стадии кризиса формируются предпосылки дляроста, рассасываются товарные запасы. Предприниматели стремятся квосстановлению прибыльности через увеличение производительности труда ифондоотдачи. В этот период происходит обновление основного капитала. На смену депрессии обычно приходит оживление- фаза, когда предприятия,оправившись от кризиса, доводят объем производства до прежнего уровня. Наэтом этапе ускоряется рост цен и прибыльности. Фаза подъема- фаза цикла, когда производство превышает высшую точку,достигнутую в предыдущем цикле. Объективные причины каждого кризиса всегда лежат в предшествующемразвитии экономики на других этапах цикла . Проследив послевоенное развитиеЯпонии, попытаемся выявить предпосылки возникновения кризиса 70х годов вэтой стране. ПОСЛЕВОЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЯПОНИИ. Потерпев поражение во второй мировой войне Япония одновременно нетолько решала задачу восстановления экономики, но и также еедемилитаризации. По мирному соглашению Япония не имела права содержатьбольшую армию, что позволило экономить гигантские средства с последующиминвестированием их в развитие технологического потенциала страны. Дляобщественно-экономического уклада послевоенной Японии были характерныследующие тенденции: Самая важная черта послевоенной экономики Японии- усилениегосударственного регулирования экономики. Уже с начала 50-х годов сталоочевидно, что такие показатели воспроизводственного процесса, как изъятиегосударством 25-40% национального дохода Японии (против 10-15 % до войны)-это новая черта воспроизводства. Развитие олигополистического капитализма. В олигополистической структурепроявляется конкурентный характер современной монополии.Концентрация капитала в руках крупных корпораций. Япония становится странойкрупных корпораций- в двух миллионах японских корпорациях работают тридцатьмиллионов японцев. В период максимальных темпов роста в Японии в период1955-1970 годов доля активов домашних хозяйств и мелких частныхсобственников в совокупных активах сократилась с 42.6% до 34.6%,а долягосударственной собственности незначительно выросла. В целом богатствоначинает концентрироваться в руках крупнейших корпораций. Корпорацииначинают контролировать развитие культурной, политической, общественнойжизни, образование и науку. Инвестиционный бум. Технологическая отсталость Японии после второй мировойвойны форсировалась специфическими способами, характеризующими японскийинвестиционный бум: Япония пошла по пути наименьшего сопротивления, не разрабатывая, азаимствуя все самые передовые технологии того периода у других развитыхстран, меньше пострадавших в войне и поддерживавших высокую научно-техническую базу. Концентрация капитала в крупных корпорациях позволялаэтим корпорациям применять новейшие мировые достижения в областитехнологий. Далее Япония для дальнейшего технологического развития началаулучшать систему образования, кстати, скопировав ее с советской системы,считавшейся в 60-е годы самой прогрессивной в мире. Очень высокая относительно других стран норма накопления в Япониистимулировала инвестиции. В период бурного экономического роста эта норманакопления выросла в 2 раза и достигла 40%. Япония в рассматриваемый период характеризовалась очень необременительнойсистемой налогообложения, делающей выгодными инвестиций в технологическиеновшества. Итак, послевоенное развитие японской промышленности можно разделить начетыре основных этапа:до 1951 года 1951-1955 года1956-начало 70-х 70-е годы Первый этап - это годы оккупации. Они характеризуются болезненнымишагами по переводу японской промышленности на мирные рельсы. По степенивосстановления промышленного производства к началу 59-х годов Японияотставала от большинства развитых капиталистических стран. Таблица 1. Индексы промышленного производства.|Год |Япония |США |Англия |ФРГ |Франция |Италия ||1937 |100 |100 |100 |100 |100 |100 ||1950 |69 |183 |124 |114 |113 |125 | Только в 1951 году Япония смогла достигнуть довоенного уровня поданному показателю. Второй этап индустриального развития (1951-1955) характеризовалсядостижением японской промышленности довоенного уровня. В этот периодзавершилась оккупация страны. Рост производства шел не столько за счетновых капиталовложений в основной капитал. сколько благодаря постепенномуувеличению загрузки мощностей предприятий. К началу третьего этапа (1956-начало 60-х годов) появилась объективнаянеобходимость значительного увеличения инвестиций в основной капитал, безчего стало невозможным расширение производства. Впервые в Японии удалосьсоздать индустриальную структуру по типу передовой капиталистическойстраны. С конца 60-х - начала 70-х начался четвертый этап послевоенногоразвития Японии. К этому времени в стране сформировался широкий комплексотраслей современной промышленности, а сама Япония заняла второе местопосле США в капиталистическом мире. Начиная с третьего этапа развития послевоенной Японии в этой уникальнойстране наблюдались беспримерные темпы экономического роста,производительности труда, вошедшие в историю под названием японскоеэкономическое чудо. В таблице 2 приведена динамика ВНП Японии,характеризующая темпы экономического роста. Таблица 2. Динамика ВНП и ВНП на душу населения в Японии.|год|темпы роста |в |темпы ВНП на душу |в среднем за 5 || |ВНП к пред. |среднем |населения |лет || |году |за 5 лет| | ||195|5.8 | |4.3 | ||4 | | | | ||195|8.8 | |7.6 | ||5 | | | | ||195|7.3 |7 |6.2 |5.9 ||6 | | | | ||195|7.5 | |6.6 | ||7 | | | | ||195|5.6 | |4.6 | ||8 | | | | ||195|8.9 | |7.9 | ||9 | | | | ||196|13.3 | |12.4 | ||0 | | | | ||196|14.5 |10.8 |13.4 |9.8 ||1 | | | | ||196|7.0 | |6.0 | ||2 | | | | ||196|10.5 | |9.3 | ||3 | | | | ||196|13.1 | |11.9 | ||4 | | | | ||196|5.1 | |4.0 | ||5 | | | | ||196|9.8 |10.9 |9.0 |9.7 ||6 | | | | ||196|12.9 | |11.6 | ||7 | | | | ||196|13.4 | |12.1 | ||8 | | | | ||196|10.7 | |9.4 | ||9 | | | | ||197|10.9 | |9.7 | ||0 | | | | ||197|7.4 |9.6 |6.1 |8.1 ||1 | | | | ||197|9.1 | |7.7 | ||2 | | | | ||197|9.8 | |7.5 | ||3 | | | | ||197|-1.3 | |-2.5 | ||4 | | | | ||197|2.5 | |0.8 | ||5 | | | | ||197|6.0 | |5.0 | ||6 | | | | | Таков итог двадцатилетнего развития Японии в послевоенный период. Изтаблицы видно резкое падение беспримерных темпов экономического ростаЯпонии в 1974 году- году тяжелейшего экономического кризисаперепроизводства, охватившего не только Японию, но и весь остальнойкапиталистический мир. Поэтому для его рассмотрения необходимо описатьосновные черты общемирового экономического кризиса. ОБЩЕМИРОВОЙ КРИЗИС ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА В середине 70-х годов весь капиталистический мир был охвачен затяжным иглубоким циклическим кризисом перепроизводства, сопровождаемыйспецифическими процессами и явлениями. Кризис начал развиваться осенью 1973года в США , Великобритании и ФРГ. В остальных странах он началсянезначительно позже. Такая синхронность кризиса в послевоенный периоднаблюдалась впервые. Обусловленна она некоторыми новыми явлениями, которыепоявились в экономике капиталистических стран в 70-х годах, в первуюочередь это схожесть технико- экономического уровня ведущихкапиталистических стран. Кризис 1973-1975 годов был первым крупнымпослевоенным кризисом для Японии, ФРГ и ряда других стран. Важнойособенностью кризиса 1973-1975 годов является то, что он переплетался сомножеством нециклических структурных кризисов. Это кризисы недостатка, а неперепроизводства. Они проявляются нехваткой топлива, сырья и продовольствияна мировом рынке, что влечет за собой значительное повышение цен. Особеннобыстро росли цены на сырье и топливо в 1974 году. Этот рост вошел в историюпод названием новой “революции цен”. Кризис 1973-1975 протекал в условиях мирового валютного кризиса,проявляющегося в резком снижении курса доллара, росте цен на золото и общейнестабильности международных торговых и финансовых отношений. Именно этокризис впервые характеризовался таким процессом, как слампфляция:одновременные спад промышленного производства и рост цен ( инфляция). КРИЗИСЫ В ЯПОНИИ В 1957-1958гг. во всех развитых странах наблюдался спад производства врамках очередного цикла практически во всех капиталистических странах.Эпицентром этого кризиса стали США, но кризис отразился и на растущейэкономике Японии. Уровень промышленного производства сократился с июля 1957по апрель1958г. на 9.4%, хотя согласно годовому индексу увеличился на 1.3%.В ряде промышленных отраслей наблюдался ,однако, более значительный спад. В1958 году оптовые цены по сравнению с 1957 годом уменьшились на 6.6%,промышленные капиталовложения сократились на 17%. В новых, быстроразвивающихся отраслях, электро технической и автомобильной промышленностимощности возрастали даже в годы кризиса, росло производство и увеличиваласьзанятость. По этому общий уровень занятости во время кризиса в Япониихарактеризовался тенденцией к росту. После кризиса началось оживление,переросшее в подъем, который характеризовался быстрыми темпами роста. В 60-х годах темпы экономического роста в Японии несколько замедлились.В 1962 имел место незначительный кризисный спад в экономике. Общий уровеньпромышленного производства в Японии уменьшился с марта до августа 1962года на 11.5%, спад в обрабатывающей промышленности составил 12%. В 70-е годы экономика Японии характеризовалась следующими тенденциями: во первых это долговременная тенденция определенного замедления темповэкономического роста во вторых характерной чертой хозяйственного развития Японии стала резкаянеравномерность погодовой экономической динамики. Значительный вклад в экономический рост внес структурный сдвиг вяпонской промышленности в сторону отраслей с высокой нормой добавленнойстоимости. Но уже в первой половине 70-х годов влияние этого фактора сошлона нет. Такие специфические японские явления, как широко практикуемое “административное руководство и необычайная склонность к сбережениям вдомашних хозяйствах перестают быть решающими факторами, поддерживающимивысокую норму капитальных вложений. В довершение всего на передний планвыдвинулась проблема охраны окружающей среды, меры по решению которойспособны в конечном счете оказать тормозящее воздействие нафункционирование рыночного хозяйства. В силу названных причин с вступлением в 70-е годы оптимистическиепрогнозы развития японской экономики начинают затухать. Дальнейший курсрассматривался уже только как устойчивый, стабильно поддерживаемый рост.Именно в момент приближения к этому поворотному пункту Японию поразил такназываемый “нефтяной шок”. На мировом рынке Япония отличается особойуязвимостью по отношению к росту цен на сырьевые материалы и топливо.Поэтому экономика незамедлительно отреагировала на значительное ( в 4 раза)повышение цен на нефть , произошедшее в период между октябрем 1973г. иянварем 1974г. О характере этой реакции можно судить по данным таблицы 3. Таблица 3. Масштабы сокращения эффективного спроса.|элементы эффективного спроса|величина их |доля элементов в || |колебаний в период |объеме сокращения || |12.73-06.74 | ||индивидуальные |-8.5 |40.5 ||потребительские расходы | | ||текущие правительственные |3.7 |-2.3 ||расходы | | ||государственные |-6.6 |5.4 ||капиталовложения | | ||частные капиталовложения в |-19.8 |58.3 ||оборудование | | ||частные капиталовложения в |-0.6 |0.2 ||складские запасы | | ||экспорт и прочие доходы из |1.6 |-2.9 ||за рубежа | | ||эффективный спрос в целом |-9.2 |100 | Особенно показателен тот факт, что в результате в общем уменьшенииотдельных элементов эффективного спроса в Японии подавляющая частьприходится на два из них, а именно на индивидуальные потребительскиерасходы и частные капиталовложения в оборудование. Причин, обусловившихобщее ухудшение экономической обстановки в 70-е годы немало, но главной изних несомненно является ухудшение условий реализации продуктов внутристраны, вызванное замедлением роста личного потребления вследствие паденияреальных доходов населения, вялостью инвестиционного процесса,предопределенной неблагоприятной общественной конъюнктурой, накоплениемосновного капитала, недозагрузкой ранее созданного производственногоаппарата. В связи с неблагоприятными явлениями, возникшими в сфере личногопотребления, кризисное падение в первую очередь началось прежде всего вотраслях, производящих потребительские товары. Лишь затем оно перекинулосьна производство инвестиционной продукции. Интересно отметить, что кризис незатронул сферу услуг. Более того в это неблагоприятное время эта сфераразвивалась убыстряющимися темпами, что во многом тормозило падение уровняпроизводства и ВВП. Вместе с тем важно подчеркнуть, что Япония, таким образом, вслед задругими странами вступила в период стагфляции, для которой типичен симбиозтенденций к спаду и инфляции. Развивающиеся инфляционные процессы быливесьма глубоки. Даже в начальный период 70-х годов, относительноблагополучный в экономическом отношении оптовые цены возросли более чем вдва раза по сравнению с предыдущим пятилетием, розничные- на40%, а денежнаямасса увеличивалась в среднем на 22% за год. В год “нефтяного шока” цены натовары потребительского спроса резко подскочили ( на 9.8% в 1973 году и на20.1% в 1974 году), что свидетельствовало о том , что предпринимателипереложили на потребителя последствия ухудшения структуры издержек. Носпецифика этой страны проявилась в том, что новую обстановку здесьнезамедлительно и четко восприняли как исторический сдвиг, обусловленный восновном, невиданной доселе “ революцией цен” с необратимым ростом издержек на сырьевые материалы и промышленное топливо. В последующее времяпромышленные круги Японии полагали, что единственным способом справиться споследствиями “революции цен” является сведение на нет последствий ростаиздержек с помощью такого амортизатора, как накопленные за предыдущие годывысокие прибыли, и выигрыш тем самым времени для активного поиска выхода изсоздавшейся ситуации. В результате Япония неожиданно для себя оказалась втянутой в процесссинхронизации подъемов и спадов деловой активности капиталистических стран.Послекризисный период прошел для японской экономики под знакомприспособления к резко понизившимся темпами экономического роста. Впромышленности явно обозначились тенденции перехода к усиленному внедрениюэнерго- и ресурсосберегающих технологий, ликвидации излишнихпроизводственных мощностей , сокращения числа занятых, уменьшению числаскладских запасов, перестройке отраслевой структуры, т.е. к осуществлениювсех перемен, которые в конечном счете предназначены для обеспеченияулучшения показателей эффективности страны. Характерными для 70-х годов стали резкие частые и непредсказуемыеколебания курса иены. Если обратиться к котировке иены по отношению камериканскому доллару на середину и конец каждого из годов рассматривоемогодесятилетия, то обнаружится , что достаточно чувствительные измененияпроизошли 16 раз. За десятилетие курс иены по отношению доллару повысилсяна 49.4%, особенно после введения в 1973 году плавающего курса иены. Такиетенденции неблагоприятно сказывались на структуре экспорта Японии. После весьма затянувшегося периода послекризисной депрессии иоживления японская экономика к концу 70-х годов вступила в очередную фазуциклического подъема . Производство валового продукта и национальногодохода поднялось выше предкризисных пиков, оживленней стал инвестиционныйпроцесс, улучшились условия реализации произведенной продукции. Но такоеположение длилось недолго. Уже с 1980 года начался новый спад, который непринял кризисного характера, но ознаменовался значительным замедлениемприростов по ряду важнейших экономических показателей. Послевоенное экономическое положение Германии ВЕСНОЙ 1945Г. ГЕРМАНИя ДО ПОСЛЕДНЕГО КЛОчКА ЗЕМЛИ БЫЛА ЗАНяТАВРАГАМИ. ЧУЖЕЗЕМНЫЕ СОЛДАТЫ, В РУКАХ КОТОРЫХ НАХОДИЛАСЬ И ЖИЗНЬ И СМЕРТЬНЕМЦЕВ. КОМЕНДАНСКИЙ чАС, КОГДА ЗАПРЕЩАЛОСЬ ВЫХОДИТЬ НА УЛИЦУ. ГРУДЫРАЗВАЛИН ТАМ, ГДЕ ПРЕЖДЕ СТОяЛИ ГОРОДА. ЗОНАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ В СОБСТВЕННОЙСТРАНЕ, ПОЕЗДА НЕ ХОДяТ. НЕТ И ТРАНСПОРТА ДЛя ПРИГОРОДНОГО СООБЩЕНИя. НЕТНИ АВТОМОБИЛЕЙ, НИ БЕНЗИНА. МЕСяЦАМИ НЕ ПРИХОДИТ ПОчТА. БАНКИ ИСБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ КАССЫ БОЛЬШЕЙ чАСТЬЮ ЗАКРЫТЫ. ЖИЗНЬ В ВАКУУМЕ, НА ГРАНИПРОЖИТОчНОГО МИНИМУМА. И ВО ВСЕХ ЗОНАХ ТРАНСПОРАНТЫ, С ГОРЬКОЙ ИРОНИЕЙНАПОМИНАВШИЕ ПРЕДВЫБОРНОЕ ОБЕЩАНИЕ ГИТЛЕРА, ПРОЗВУчАВШЕЕ В 1933Г.: "ДАЙТЕМНЕ ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ, И ВЫ НЕ УЗНАЕТЕ ГЕРМАНИИ!". ПЕРЕД ГЕРМАНИЕЙ (ЗАПАДНЫЕЗОНЫ ОККУПАЦИИ) В 45-48ГГ. СТОяЛ ВЫБОР: ЛИБО ГОСУДАРСТВЕННО РЕГУЛИРУЕМАяПЛАНОВАя ЭКОНОМИКА, ЛИБО СВОБОДНОЕ РЫНОчНОЕ ХОЗяЙСТВО. СТРАНА ПОШЛА ПОВТОРОМУ ПУТИ И УЖЕ БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ ПОКАЗАЛИ ПРАВИЛЬНОСТЬ ЕЕ ВЫБОРА. "ЗАчЕСТНУЮ РАБОТУ СНОВА чЕСТНЫЙ ЗАРАБОТОК!" - ПОД ТАКИМ ЗАГОЛОВКОМ ГАЗЕТЫ ВСУББОТУ, 19 ИЮНя 1948 ГОДА, СООБЩИЛИ ОБ ИСТОРИчЕСКОМ ПЕРЕЛОМЕ ПОСЛЕВОЕННОГОВРЕМЕНИ - ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЕ. НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ В ВОСКРЕСЕНЬЕ ИЛИ ДЕНЬ "Х", УПУНКТОВ ВЫДАчИ СОБРАЛИСЬ ДЛИННЫЕ ОчЕРЕДИ. ЗАХВАТАННЫЕ БУМАЖКИ чАХЛОЙРЕЙХСМАРКИ МЕНяЛИ НА КУПЮРЫ МОЛОДОЙ НЕМЕЦКОЙ МАРКИ. КАЖДЫЙ ПОЛУчИЛ ПО 40НЕМЕЦКИХ МАРОК. ИСХОДя ИЗ НОВОЙ НАЛИчНОСТИ, В ЭТО ВОСКРЕСЕНЬЕ ВСЕ БЫЛИОДИНАКОВО "БОГАТЫ". ОДНАКО ТЕ, КТО ОБЛАДАЛ ИМУЩЕСТВОМ, С САМОГО НАчАЛАОКАЗАЛИСЬ В БОЛЕЕ ВЫГОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ: ЗЕМЕЛЬНЫЕ УчАСТКИ МОЖНО БЫЛО ЗАЛОЖИТЬИЛИ ПРОДАТЬ. В ПОНЕДЕЛЬНИК 21 ИЮНя 1948Г. В КАРМАНАХ ЖИТЕЛЕЙ ТРЕХ ЗАПАДНЫХОККУПАЦИОННЫХ ЗОН ХРУСТЕЛИ 2 МЛРД. НЕМЕЦКИХ МАРОК. ЛЮДВИГ ЭРХАРД, ТОГДА -ДИРЕКТОР ЭКОНОМИчЕСКОГО УПРАВЛЕНИя ЗАПАДНЫХ ОККУПАЦИОННЫХ ЗОН И ПОЗДНЕЕФЕДЕРАЛЬНЫЙ МИНИСТР ЭКОНОМИКИ, РЕШИЛСя НА СМЕЛЫЙ ШАГ. НЕ ПОСОВЕТОВАВШИСЬПРЕДВАРИТЕЛЬНО С СОЮЗНОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ И ВОЕННОЙ БЮРОКРАТИЕЙ, ОБЛАДАВШЕЙПРАВОМ ДАВАТЬ УКАЗАНИя, ОН ОБЪяВИЛ ШИРОКУЮ ОТМЕНУ ХОЗяЙСТВЕННЫХ ПРЕДПИСАНИЙИ ПОЛОЖИЛ НАчАЛО СВОБОДНОЙ РЫНОчНОЙ ЭКОНОМИКЕ. В этой волшебной формуле и заключался ключ к успеху. В кратчайшийсрок удалось освободить рыночные силы. На полках магазинов вдруг в изобилиипоявились товары. За годы командной экономики национал-социалистов ипринудительной экономики первых послевоенных лет люди почти забыли, чтотакое спрос и предложение. После искоренения материальной нужды, наконец стали выпускать то,чего хотели потребители. Ось свободной рыночной экономики составилаконкуренция, при которой несколько предприятий предлагали одинаковый товар.Двигателем всего стали виды на прибыль. Среднегодовые темпы прироста Валового Национального Продукта до1960г. составили 8%. Государство Принцип демократического государства сделал возможным выражение волиграждан. В центре внимания основного закона находится человек, ибогосударство должно служить людям, а не господствовать над ним.Государственный строй Германии определяют 4 принципа государства:демократическогофедеративногоправовогосоциального 5 июня 1947г. Джорж Маршалл, тогдашний госсекретарь США,провозгласил Программу восстановления Европы. Год спустя американскийконгресс принял этот план, предусматривавший миллиардные кредиты. В неговходили не только финансовые средства, а и поставки оборудования, подарки.До 1952г. США направили из фондов программы $ 1389 млрд. и $ 2127 млрд.иной экономической помощи в тогдашние западные зоны оккупации, позднее вФедеративную Республику Германии. В 1949г. был создан Федеральный союз Германской промышленности (в1990г. в него входят 34 отраслевых союза на уровне федерации и представляют80 тыс. частных предприятий). Союз явился важным объединением дляпредставления интересов промышленников в Комиссиях Германского Бундестага. Банки Расположенный во Франкфурте-на-Майне Германский Федеральный Банксогласно статье 12 Закона о федеральном банке "независим от указаний"федерального правительства. И все же он обязан поддерживать общуюэкономическую политику федерального правительства, что не само собойразумеется. Посредством регулирования количества находящихся в оборотеденег Федеральный Банк проводит экономическую и конъюнктурную политику. Важнейшей, записанной в закон, задачей Федерального Банка является"обеспечение денежной стабильности", то есть он должен принимать все меры,направленные на сохранение покупательной способности немецкой марки.Федеральный Банк приспосабливает количество денег под растущеепроизводство, сохраняя таким образом стабильность валюты. Экономическая политика государства Федеральное правительство, в свою очередь может и должно оказыватьвлияние экономической политикой на ход конъюнктуры. Закон о стабильностидает ему возможность, которая получила название "волшебногочетырехугольника": высокая занятость, стабильность уровня цен,внешнеэкономическое равновесие и постоянный, адекватный экономический ростдолжны быть целями государственной экономической политики. Так как Федеральный Банк и Федеральное правительство обладаютразделенными компетенциями, государство не может непосредственно влиять наденежную политику. Оно не может дать Федеральному Банку указания, скажемнапечатать больше денег для покрытия государственных долгов. К сожалениютакое случается во многих странах, что ведет к инфляционным ставкам внесколько сот процентов. Государственная коньюктурная политика всегда оказывает толькоопосредованное воздействие на количество денег, а инструменты как правилопредставляют собой фискальные или налоговые политические меры. И в этомслучае важно их антицикличное применение. Во времена экономического подъемане имеет смысла увеличивать государственные инвестиции, так как у частнойпромышленности нет отбоя от заказов. Повышение налогов, хотя и непопулярная мера, ведет к "отсасыванию" денег из экономического круговорота,в результате чего инвестиционные желания изготовителей сдерживаются. С июня 1948г. инфляция в ФРГ была практически остановлена. Инфляциюв целом рассматривают как негативное опасное явление. Однако не во всехслучаях это так. Инфляционная тенденция до 4 % в год, напримерсвидетельствует о здоровой экономике с сильным ростом. Экспондирующейэкономике требуется все больше капитала для расширения инвестиций.Галопирующая инфляция, напротив разрушает народное хозяйство.Прогрессирующее обесценивание стоимости денег ведет к тому, что никтобольше не делает денежных накоплений стараясь обратить все в реальныеценности. Возникающее в таком случае давление спроса взвинчивает цены,коммерсанты, ожидая еще более высоких цен сдерживают продажу товаров, чтоопять таки уменьшает предложение и в свою очередь увеличивает цены -порочный круг, который можно разорвать разве что радикальной денежнойреформой. Местное самоуправление Переплетение между федерацией, землями и коммунами в Германиинастолько тесно, что появилось понятие "федерализма с прожилками". Коммунымогут принимать решения о застройке и использовании площадей, избирать пособственному усмотрению управляющий персонал, составлять в рамках своейкомпетенции финансовый план, могут взимать с граждан определенные пошлины,взносы, налоги. Коммуны различают задачи, выполняемые по поручению, изадачи самоуправления. Порученческими являются обязанности, возложенные наних федерацией и данной землей. Это строительство и содержание школ,канализация или организация дел в области охраны общественного порядка,социальных услуг, регистрация населения, уличного движения; проблемыкультуры от краеведческого музея до оперы. Занятость, страхование С 1950г. численность занятых трудовой деятельностью населениявозросла почти на 50%. Пик полной занятости в старых землях был достигнут в1970 году, когда безработных имелось 150 000 чел. и одновременно имелось800 000 вакантных мест. В 1991 году в старых землях было зарегистрированооколо 1,7 млн. безработных. Некоторые группы населения особенно страдают отбезработицы, прежде всего наемные работники без достаточнойпрофессиональной подготовки, а также пожилые люди. Поэтому особое значениепридается профессиональной подготовке, переобучению. Важной является такжесистема социального обеспечения людей оказавшихся безработными. С 1927 годав Германии имеется закон о страховании по безработице. Страховщикомявляется федеральной ведомство по вопросам труда в Нюрберге. Страхованиеобязаны заключить все рабочие и служащие. Средства на страхование состоятнаполовину из платежей наемных работников и наполовину из платежейработодателей. Размер пособия по безработицы доходит до 68% зарплаты.Пособие выплачивается не более года, а пожилым людям не более 32-х месяцев.В задаче федерального ведомства по вопросам труда входит и помощь вполучении специальности в повышении квалификации. Школьное образование В Германии федеральные земли отвечают за базовое школьноеобразование. Обязательное обучение распространяется на детей от 6 до 18лет, т.е. 12-и летнее образование. При этом 9, а в некоторых землях 10, летдети учатся в школе с полной, а затем в профучилище с неполной учебнойнеделей. Учеба во всех государственных школах бесплатная. Высшие учебные заведения Все ВУЗы, за исключением частных, церковных и ВУЗов бундесферыявляются заведениями земель. Высшая школа имеет право на самоуправление,принимает собственный устав. Возглавляет ВУЗ штатный ректор или президент,который избирается на несколько лет. Основой в системе высшего образованияявляются университеты и ВУЗы, обучение в которых заканчивается получениемдиплома, присвоение звания магистра. Дальнейшее обучение возможно пройти сцелью получения звания доктора. Специальные ВУЗы - с недавних порполучивший широкое распространение тип ВУЗов, где обучение ведется суклоном в практическую сторону, особенно в области инженерии, экономики,социального обеспечения, дизайна, сельского хозяйства. В настоящее времякаждый поступающий выбирает этот тип ВУЗа. Перестройка экономики Германия - страна с высоким уровнем заработной платы исоответствующего благосостояния. Обязательным условием является постояннаяадаптация к новым условиям развития науки и техники на мировых рынках. Сбольшим трудом пришлось пережить кризис цен на нефть в 1973-1974гг. и в1979-1980гг. В этот же период внедрение микроэлектроники вызвало большойпоток инноваций. Тем не менее в период 1973-1985гг. реальный темп роста экономикисоставлял 24%. Сместился удельный вес отраслей экономики. Так, доляпромышленности в социальном продукте уменьшилась, а доля в сфереобслуживания увеличилась. До сих пор одной из основных задач экономическойполитики остается снижение безработицы. В основном это достигается за счетроста инвестиций. Важным импульсом в развитии экономики явилась налоговаяреформа, последний этап которой был реализован в 1990 году. Общее экономическое развитие И в рыночной экономике возникают нежелательные тенденции.Государство должно стремиться противодействовать им, проводя своюбюджетную, налоговую, социальную и состязательную политику. Неизменнойидеальной целью является обеспечение устойчивых цен, высокой степенизанятости и внешнеэкономической сбалансированности. При постоянном исоразмерном экономическом росте. Такое редко достигается одновременно.Главная ответственность за экономическое развитие в духе этой целивозлагается также на отвечающий за денежную политику Германский федеральныйбанк и на тарифных партнеров. В координации экономической и финансовой политики участвуютследующие органы:Конъюнктурных совет государственных органов.Совет финансового планирования.Экспертный совет для определения общеэкономического развития с помощьюэкспертизы. В январе каждого года правительство предоставляет бундестагу ибундесрату годовой экономический отчет. В нем дано заключение по годовойэкспертизе Экспертного совета, излагаются цели правительства, намеченные наследующий год в области экономики и финансов, планируемая экономическаяполитика. Заключение. РЫНОчНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВУЕТ ПРИ НАЛИчИИ КОНКУРЕНЦИИ. НЕТКОНКУРЕНЦИИ, НЕТ И РЫНОчНОЙ ЭКОНОМИКИ. НО КОНКУРЕНЦИя ЖЕСТОКА ДЛя ВСЕХУчАСТНИКОВ. ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ТО И ДЕЛО ПЫТАЮТСя ИСКЛЮчИТЬ КОНКУРЕНЦИЮ ЛИБОЗА СчЕТ СГОВОРОВ, ЛИБО ПУТЕМ СЛИяНИя ФИРМ. ТАКИЕ ПОПЫТКИ ПЕРЕСЕКАЮТСяЗАКОНОМ ПУТЕМ ОГРАНИчЕНИя КОНКУРЕНЦИИ ОТ 1957Г. ОН ЗАПРЕЩАЕТ СГОВОРЫ ИДОГОВОРА, ОГРАНИчИВАЮЩИЕ КОНКУРЕНЦИЮ И ВЛИяЮЩИЕ НА РЫНОчНЫЕ ОТНОШЕНИя. СТЕХ ПОР ЗАКОН НЕ РАЗ ДОПОЛНяЛСя С УчЕТОМ ИЗМЕНИВШИХСя КАРАТЕЛЬНЫХСТРАТЕГИЙ. СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНА КОНТРОЛИРУЕТСя ФЕДЕРАЛЬНЫМ ВЕДОМСТВОМ ПОНАДЗОРУ ЗА ДЕяТЕЛЬНОСТЬЮ КАРАТЕЛЕЙ В БЕРЛИНЕ И ЗЕМЕЛЬНЫМИ ВЕДОМСТВАМИ. Движущей силой рыночной экономики является стремление получитьприбыль. Потому она всегда не удается там, где в перспективе прибыльполучить невозможно или где получение прибыли отодвигается на второй планболее высокими общими интересами и тем самым нежелательно. Отсюда некоторыеотрасли немецкого хозяйства не были полностью переведены на системурыночной экономики, например, сельское хозяйство, сферы транспорта и добычикаменного угля. Свежим примером тому являются прежние государственныепредприятия ГДР в новых федеральных землях. Публично-правовой опекунскийсовет управляет ими не с целью получения прибыли, а с целью перевода их нарельсы хозяйственно-рыночной системы. Государство вновь вернется квыполнению своих собственных задач, как только Опекунский совет завершитсвою деятельность в новых федеральных землях. Как и во многих другихстранах, сельское хозяйство из социальных соображений нельзя полностьюотдавать на произвол рыночной конкуренции. Поэтому основу здесь составляютположения постановлений об аграрном рынке ЕС, которые обеспечиваютопределенную минимальную защиту. Такие государственные предприятия, какфедеральная железная дорога бывшей ГДР или Германская федеральная почтаотносятся к общегосударственным учреждениям. Они не должны ориентироватьсяисключительно на прибыль, а должны служить обществу. Железная дорога должначастично предлагать социальные тарифы, не покрывающие расходы.Железнодорожный транспорт и почта не должны обделять своими услугамиудаленные населенные пункты. Таким образом к полному восстановлению экономики послевоеннойГермании (ФРГ) и переходу ее в разряд ведущих промышленно-развитых странпривели следующие общие причины:Массированная американская экономическая помощь $ 3516 млрд.; в видекапиталовложений в немецкую экономику, таможенных льгот на производимые вГермании товары, помощь в организации производства.Создание политической системы (В.Аденауэр, В.Брайдт, Хайнеман) способноймаксимально впитать и эффективно использовать финансовые, интеллектуальные,духовные, социальные нововведения.Интеграция страны в общеевропейские и общезападные структуры ЕЭС, НАТО;поддержание западных духовных ценностей: демократия, свобода.Предотвращение конфронтации Запад - Восток.Создание социальных институтов: пенсионные фонды, социальное страхование,общества потребителей и т.п., - способных максимально защитить рядовогогражданина страны.Рациональная государственная политика по поддержке предпринимательства попринципу равноправных отношений: федеральное правительство - федеральныйсоюз Германской промышленности (как представитель 80-ти тыс. частныхпредприятий). Непосредственное участие граждан в управлении: Коммунальное управление. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.1. Власов В.А. Японская промышленность. НТП и его последствия.,М,,Наука,19792. Герасимов В.Д. Экономические кризисы и их особенности после второй мировой войны., М.,Высшая школа,19743. Добровинский Б.Н. Японская экономика 1970-1983. Анализ эффективности. М., Наука, 19864. Кузьминов И.И. Послевоенный капиталистический цикл.М.,Соцэкгиз,19625. Рапош Павел. Кризисы и современный капитализм.,М., Издательство политической литературы.,1986.6. Сигето Цуру. Конец японского экономического чуда. , М.,Прогресс, 19817. «Германия: факты», Франкфурт-на-Майне.8. Вимли Брандт, «Воспоминания и размышления», Франкфурт-на-Майне.9. Ральф Румпель: «Подъемы и спады конъюнктуры», Москва, прогресс 1991г.10. Людвиг Эрхард: «Благосостояние для всех», Москва, прогресс 1989г.




Похожие:

\"Становление различных систем регулирования капитализма. Реформы Л. Эрхарда и формирование социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии\" Павлов С. А. Принял: Хадиуллина Г. Н. Казань 1999 г. Содержани е|Введение |2 ||Теория циклического развития экономики |2 ||Послевоенное развитие Японии  iconТеория циклического развития экономики
Становление различных систем регулирования капитализма. Реформы Л. Эрхарда и формирование социального рыночного хозяйства в послевоенной...
\"Становление различных систем регулирования капитализма. Реформы Л. Эрхарда и формирование социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии\" Павлов С. А. Принял: Хадиуллина Г. Н. Казань 1999 г. Содержани е|Введение |2 ||Теория циклического развития экономики |2 ||Послевоенное развитие Японии  iconГлавные тенденции и проблемы экономики Японии
Послевоенные реформы и изменение внешнеполитического курса заложили долгосрочную базу стремительного развития всех сфер народного...
\"Становление различных систем регулирования капитализма. Реформы Л. Эрхарда и формирование социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии\" Павлов С. А. Принял: Хадиуллина Г. Н. Казань 1999 г. Содержани е|Введение |2 ||Теория циклического развития экономики |2 ||Послевоенное развитие Японии  iconРеферат по мировой экономике Тема: Транснациональные корпорации. Их роль в мировой экономике. Москва, 1999. Содержание введение 3 Понятие и признаки тнк. 5
О повышении роли внешнеэкономических факторов в развитии мирового рыночного хозяйства свидетельствуют темпы развития мировой торговли...
\"Становление различных систем регулирования капитализма. Реформы Л. Эрхарда и формирование социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии\" Павлов С. А. Принял: Хадиуллина Г. Н. Казань 1999 г. Содержани е|Введение |2 ||Теория циклического развития экономики |2 ||Послевоенное развитие Японии  iconРеформы Людовика Эрхарда
Людвиг Эрхард справедливо считается отцом западаного германского «экономического чуда». В четырех послевоенных правительствах фрг,...
\"Становление различных систем регулирования капитализма. Реформы Л. Эрхарда и формирование социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии\" Павлов С. А. Принял: Хадиуллина Г. Н. Казань 1999 г. Содержани е|Введение |2 ||Теория циклического развития экономики |2 ||Послевоенное развитие Японии  iconГермания после второй мировой войны и реформы Л. Эрхарда
Людвиг Эрхард справедливо считается отцом западаного германского «экономического чуда». В четырех послевоенных правительствах фрг,...
\"Становление различных систем регулирования капитализма. Реформы Л. Эрхарда и формирование социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии\" Павлов С. А. Принял: Хадиуллина Г. Н. Казань 1999 г. Содержани е|Введение |2 ||Теория циклического развития экономики |2 ||Послевоенное развитие Японии  iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Целью курса является формирование теоретических знаний об эволюции мировой экономики, международной валютной системы, механизмах...
\"Становление различных систем регулирования капитализма. Реформы Л. Эрхарда и формирование социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии\" Павлов С. А. Принял: Хадиуллина Г. Н. Казань 1999 г. Содержани е|Введение |2 ||Теория циклического развития экономики |2 ||Послевоенное развитие Японии  iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Теория социальной работы»
Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в РФ
\"Становление различных систем регулирования капитализма. Реформы Л. Эрхарда и формирование социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии\" Павлов С. А. Принял: Хадиуллина Г. Н. Казань 1999 г. Содержани е|Введение |2 ||Теория циклического развития экономики |2 ||Послевоенное развитие Японии  iconЭкономический факультет
В условиях перехода к рыночной экономике особое значение приобретают проблемы развития сельского хозяйства, регулирования земельных...
\"Становление различных систем регулирования капитализма. Реформы Л. Эрхарда и формирование социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии\" Павлов С. А. Принял: Хадиуллина Г. Н. Казань 1999 г. Содержани е|Введение |2 ||Теория циклического развития экономики |2 ||Послевоенное развитие Японии  icon«Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»
Эта неопределенность порождена переживаемой фазой циклического развития систем, когда развитие, осуществляемое по известным законам,...
\"Становление различных систем регулирования капитализма. Реформы Л. Эрхарда и формирование социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии\" Павлов С. А. Принял: Хадиуллина Г. Н. Казань 1999 г. Содержани е|Введение |2 ||Теория циклического развития экономики |2 ||Послевоенное развитие Японии  iconКонцепция социального рыночного хозяйства Типы экономических систем по В. Ойкену
Неолиберальная концеп­ция и в теоретических разработках и в практическом применении основывается на идее приоритета условий для неограниченной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы