Романтизм как литературное направление в произведениях а с пушкина icon

Романтизм как литературное направление в произведениях а с пушкина



НазваниеРомантизм как литературное направление в произведениях а с пушкина
Дата конвертации07.07.2012
Размер94,91 Kb.
ТипРеферат
Романтизм как литературное направление в произведениях А С Пушкина


Институт Иностранных Языков РОМАНТИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С.ПУШКИНА Студент: Фролова М.В. Группа: 103 ф/а Преподаватель: Стефанова Л.Н. Москва, 1998ПЛАН1. Что такое романтизм?2. Причины возникновения романтизма.3. Основной конфликт романтизма.4. Эпоха романтизма.5. Пушкин – пролагатель новых путей русской литературы.6. “Евгений Онегин” - изображение современной действительности.7. Заключение Романтизм (от франц. Romantisme) – идейное и художественноенаправление, которое возникает в конце XVIII века в европейской иамериканской культуре и продолжается до 40-х годов XIX века. Отразивразочарование в итогах Великой французской революции, в идеологииПросвещения и буржуазном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризмуи нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и«бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личности игражданской независимости. Мучительный распад идеала и социальной действительности – основаромантического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной ицелительной природы, соседствует с мотивами «мировой скорби», «мировогозла», «ночной» стороны души. Интерес к национальному прошлому (нередко –его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов,стремление издать универсальную картину мира (прежде всего истории илитературы) нашли выражение в идеологии и практике Романтизма. Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве,архитектуре, поведении, одежде и психологии людей.ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА. Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, былаВеликая французская буржуазная революция. Как это стало возможно? До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия,каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду”общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возниклочувство одиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому-топовезет, а кому-то нет. В литературе возникают образы игроков - людей,которые играют с судьбой. Можно вспомнить такие произведения европейскихписателей, как “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное ичерное - это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама”Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА Основным является конфликт человека с миром. Возникает психологиябунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон впроизведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Популярность этого произведениябыла так велика, что возникло целое явление - “байронизм”, и целыепоколения молодых людей старались подражать ему (таков, например, Печорин в“Герое нашего времени” Лермонтова). Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности.“Я” - осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтическогогероя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт сдействительностью. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - мир странный, фантастический, необыкновенный, как всказке Гофмана “Щелкунчик”, или уродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”.В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают впространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв междуидеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙлирики романтизма.ЭПОХА РОМАНТИЗМА Перед писателями начала XIX века, творчество которых складывалосьпосле Великой французской революции, жизнь поставила иные задачи, чем передих предшественниками. Им предстояло впервые открыть и художественносформировать новый материк. Мыслящий и чувствующий человек нового века имел за плечами долгий ипоучительный опыт предшествующих поколений, он был наделен глубоким исложным внутренним миром, перед его взором витали образы героев французскойреволюции, наполеоновских войн, национально-освободительных движений,образы поэзии Гете и Байрона. В России Отечественная война 1812 годасыграла в духовном и нравственном развитии общества роль важнейшегоисторического рубежа, глубоко изменив культурно-исторический облик русскогообщества. По своему значению для национальной культуры он может бытьсопоставлен с периодом революции XVIII века на Западе. И в эту эпоху революционных бурь, военных потрясений и национально-освободительных движений, возникает вопрос, может ли на почве новойисторической действительности возникнуть новая литература, не уступающая посвоему художественному совершенству наиболее великим явлениям литературыдревнего мира и эпохи Возрождения? И может ли в основе ее дальнейшегоразвития быть «современный человек», человек из народа? Но человек изнарода, который участвовал во французской революции или на плечи котороголегла тяжесть борьбы с Наполеоном, не мог быть обрисован в литературесредствами романистов и поэтов предыдущего столетия, - он требовал длясвоего поэтического воплощения иных методов.ПУШКИН – ПРОЛАГАТЕЛЬ РОМАНТИЗМА Только Пушкин первый в русской литературе XIX века смог и в стихах и впрозе найти адекватные средства для воплощения разностороннего духовногомира, исторического облика и поведения того нового, глубоко мыслящего ичувствующего героя русской жизни, который занял в ней центральное местопосле 1812 года и в особенности после восстания декабристов. В лицейских стихотворениях Пушкин еще не мог, да и не решался сделатьгероем своей лирики реального человека нового поколения со всей присущейему внутренней психологической сложностью. Пушкинское стихотворениепредставляло как бы равнодействующую двух сил: личного переживания поэта иусловной, «готовой», традиционной поэтической формулы-схемы, по внутреннимзаконам которой оформлялось и развивалось это переживание. Однако постепенно поэт освобождается от власти канонов и в егостихотворениях перед нами предстает уже не юный «философ»-эпикуреец,обитатель условного «городка», а человек нового века, с его богатой инапряженной интеллектуальной и эмоциональной внутренней жизнью. Аналогичный процесс происходит в творчестве Пушкина в любых жанрах,где условные образы персонажей, уже освященные традицией, уступают местофигурам живых людей с их сложными, разнообразными поступками ипсихологическими мотивами. Сначала это еще несколько отвлеченные Пленникили Алеко. Но вскоре их сменяет вполне реальные Онегин, Ленский, молодойДубровский, Герман, Чарский. И, наконец, самым полным выражением новоготипа личности станет лирическое «Я» Пушкина, сам поэт, духовный миркоторого представляет собой наиболее глубокое, богатое и сложное выражениежгучих моральных и интеллектуальных вопросов времени. Одним из условий того исторического переворота, который Пушкинсовершил в развитии русской поэзии, драматургии и повествовательной прозы,был осуществленный им принципиальный разрыв с просветительски-рационалестическим, внеисторическим представлением о «природе» человека,законах человеческого мышления и чувствования. Сложная и противоречивая душа «молодого человека» начала XIX века в«Кавказском пленнике», «Цыганах», «Евгении Онегине» стала для Пушкинаобъектом художественно-психологического наблюдения и изучения в ее особом,специфическом и неповторимом историческом качестве. Ставя своего героякаждый раз в определенные условия, изображая его в различныхобстоятельствах, в новых отношениях с людьми, исследуя его психологию сразных сторон и пользуясь для этого всякий раз новой системойхудожественных «зеркал», Пушкин в своей лирике, южных поэмах и «Онегине»стремится с различных сторон приблизиться к пониманию его души, а через нее– дальше к пониманию отраженных в этой душе закономерностей современной емуобщественно-исторической жизни. Историческое понимание человека и человеческой психологии началозарождаться у Пушкина в конце 1810 – начале 1820-ых годов. Первоеотчетливое выражение его мы встречаем в исторических элегиях этой поры(«Погасло дневное светило…» (1820), «К Овидию» (1821) и др.) и в поэме«Кавказский пленник», главный герой которой был задуман Пушкиным, пособственному признанию поэта, как носитель чувств и настроений,характерных для молодежи XIX века с ее «равнодушием к жизни» и«преждевременной старостью души» (из письма к В.П. Горчакову, октябрь-ноябрь 1822г.)«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» – изображение современной действительности Возникнувший впервые в период южных поэм, исторический подход Пушкинак пониманию «законов» души и сердца человека – прошлого и современного –получит вскоре последовательное выражение в «Евгении Онегине» и «БорисеГодунове». Проводимое Пушкиным в «Евгении Онегине» сопоставление социально-бытового и нравственно-психологического облика двух поколений – Онегина сего отцом и дядей, Татьяны с ее родителями – свидетельство исключительногопо своей глубине, тончайшего понимания зависимости человеческой психологииот бытовой и культурно-исторической атмосферы времени. В отличие от главныхгероев в произведениях его предшественников и старших современников, в томчисле героев Карамзина и Жуковского, Онегин и Татьяна – люди, весьпсихологический и нравственный облик которых пронизан отражениямиинтеллектуальной и нравственной жизни из времени. Как прекрасно понимает Пушкин, отец Онегина и Ларина-мать, оказавшисьв положении Евгения и Татьяны, вели себя иначе, так как их времени былисвойственны другие идеалы и другие нравственные представления, а вместе стем – и иной строй чувства, иной жизненный ритм. Молодой человек, выросшийв Петербурге, воспитанный гувернером-французом и читавший Адама Смита,мыслит иначе, чем его недалекий, воспитанный еще во нравах прошлого века,«благородно» служивший и промотавшийся отец. Поколение, кумирами которогобыли ловеласы и грандисоны, чувствовало не так, как поколение,зачитывающееся Байроном, Бенжаменом Констаном и мадам де Сталь. Сопоставляяхарактеры Онегина и Татьяны с характерами людей прошлого поколения, Пушкинпоказывает, как в реальном процессе жизни складываются новые, историческинеповторимые свойства души людей XIX века. Свойства эти определяют особыечерты всей жизни – внешней и внутренней – молодого поколения,принципиально, качественно отличной от жизни «отцов», таящей в себе новые,не известные прежней литературе сложные нравственно-психологическиепроблемы. Татьяна встречает Онегина. В жанре сентиментальной повести такаявстреча была бы описана как встреча двух возвышенных сердец, вромантической поэме – двух избранных, хотя и различных по своему складу,высоких, поэтических натур, противопоставленных поэтом окружающейдействительности и превосходящих других, обыденных людей по силе своихчувств и стремлений. Другое мы видим у Пушкина. И Татьяна и Онегинпредставляются Пушкиным не как вариации готовых, повторяющихся типов, а какдиалектически сложные человеческие характеры, каждый из которых несет насебе отпечаток условий его жизни, своего особого душевного опыта.Несходными обстоятельствами развития героев романа определен и характертого психологического преломления, которое образ каждого из них получает,отражаясь в сознании другого. Как показывает читателю Пушкин, любовь Татьяны составляетпсихологическое отражение (и выражение) всей ее предшествующей жизни(материальных и духовных факторов): русская природа, общение с няней,восприятие народной жизни. И, наконец, вся окраска любовного чувстваТатьяны к Онегину была бы иной, если бы она не пропустила его образ сквозьпризму героев и сюжетов своих любовных романов, не ассоциировала его сними. Изображение Пушкиным детства и зрелого возраста Онегина и Татьяны, ихотношение к природе, людям, окружающим их предметам быта – естьвзаимосвязанные, переходящие друг в друга моменты единого процессасоциально-бытового и психологического развития героев. А характеристикаотца Онегина, его дяди, учителей, описание его образа жизни в Петербургесоздают яркую картину русской дворянской жизни начала XIX века. Знакомствос воспитанием и образом жизни главного героя до встречи с Татьянойобъясняет читателю его реакцию на встречу в героиней и не ее письмо. Аописание этой реакции является новым дальнейшим этапом более углубленногознакомства читателя с героем, дает новый материал для проникновения вхарактер и психологию «молодого человека» XIX века. Таким образом, все отдельные эпизоды в романе оказываются небезразличными друг к другу, а внутренне связанные между собой. Причем нетолько окружающая обстановка и внешние факторы жизни помогают объяснить ипонять внутренний мир персонажей, но и сам этот мир приобретает огромное,исключительное значение в изображении современной действительности тоговремени. Историческое понимание не только внешней среды и обстановки, в которойживут и действуют люди, но и самого строя их чувств и нравственной жизни,не менее отчетливо выражено в пушкинской прозе – от «Арапа Петра Великого»до «Пиковой дамы», «Капитанской дочки» и «Египетских ночей». В произведения Пушкина вместе с переменой «духа времени» меняются нетолько общественные нравы, характеры и моды, но также и отношения,складывающиеся между людьми: любовь средневекового паладина или «рыцарябедного» принципиально, качественно отличается от любви молодых людей XIXвека. Поэтому и в литературе XVIII века «рыцаря бедного» вытеснил кавалерФоблас, а уже полвека спустя «Фобласов обветшала слава», и их место занялиОнегин и Чайльд-Гарольд.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Особенность всякого произведения искусства и литературы состоит в том,что оно не умирает вместе со своим создателем и своей эпохой, но продолжаетжить и позднее, причем в процессе этой позднейшей жизни историческизакономерно вступает в новые отношения с историей. И эти отношения могутосветить произведение для современников новым светом, могут обогатить егоновыми, не замеченными прежде смысловыми гранями, извлечь из его глубины наповерхность такие важные, но еще не сознававшиеся прежними поколениямимоменты психологического и нравственного содержания, значение которыхвпервые и могло быть по-настоящему оценено лишь в условиях доследующей,более зрелой эпохи. Так произошло и с творчеством Пушкина. Опытисторической жизни XIX и XX веков и творчество наследников великого поэтараскрыли в его произведениях новые важные философские и художественныесмыслы, часто еще недоступные ни современникам Пушкина, ни его первымближайшим, не посредственным преемникам, в том числе Белинскому. Но так жекак творчество учеников и наследников Пушкина помогает сегодня лучше понятьпроизведения великого поэта и оценить по достоинству все скрытые в нихсемена, получившие развитие в будущем, так и анализ художественных открытийПушкина позволяет литературной науке глубже проникнуть в последующиеоткрытия русской литературы XIX и XX веков. Это подчеркивает глубокую,органическую связь между новыми путями, проложенными в искусстве Пушкиным,и всем позднейшим развитием русской литературы вплоть до наших дней.???S??????:1. «Литература в Движении Времени», Фридлендер Г.М.2. «Жизнь и творчество А.С.Пушкина», Кулешов В.И.3. «Проза Пушкина: Пути эволюции», Томашевский Б.В.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Романтизм как литературное направление в произведениях а с пушкина iconРомантизм в творчестве А. С. Пушкина Романтизм в творчестве А. С. Пушкина
«. Ни в одной области литературоведения нет стольких противоречий, такой разногласицы, как в области понимания романтизма»[2]. Что...
Романтизм как литературное направление в произведениях а с пушкина icon1. Жанрово-системное своеобразие русского романтизма первой трети 19 века
Романтизм(Р.) – общеевропейское литературное направление, и его возникновение обычно связывают с событиями франц исории послед трети...
Романтизм как литературное направление в произведениях а с пушкина iconРомантизм в творчестве Пушкина

Романтизм как литературное направление в произведениях а с пушкина iconПроблема истории в художественных произведениях А. С. Пушкина …гигант Пушкин – величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России…
Показать, что историзм по праву считается одной из ключевых проблем мировоззрения и творчества Пушкина
Романтизм как литературное направление в произведениях а с пушкина iconДокументы
1. /Романтизм как направление в искусстве.doc
Романтизм как литературное направление в произведениях а с пушкина iconРомантизм в искусстве Автор – учитель русского языка и литературы моу сош №81, к п. н, Фролова Л. С
Романтизм идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века первой половины 19...
Романтизм как литературное направление в произведениях а с пушкина iconВременные границы романтизма
Романтизм это художественное направление, которое возникает в начале XIX в Европе и продолжается до 40-х годов XIX века. Романтизм...
Романтизм как литературное направление в произведениях а с пушкина iconПричины возникновения романтизма
Романтизм это художественное направление, которое возникает в начале XIX в Европе и продолжается до 40-х годов XIX века. Романтизм...
Романтизм как литературное направление в произведениях а с пушкина iconОбъединения «Активисты школьного музея» и «Литературное краеведение» музея А. С. Пушкина при гимназии №7 как пространство формирования ключевых компетенций учащихся в удо

Романтизм как литературное направление в произведениях а с пушкина iconВремена года в творчестве А. С. Пушкина
Изучение творчества Александра Сергеевича Пушкина началось еще при его жизни, и, наверное, не осталось ни одной темы, которая не...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы