Программа курса icon

Программа курса



НазваниеПрограмма курса
Пономарева Е.Г
Дата конвертации07.07.2012
Размер224,95 Kb.
ТипПрограмма курса
скачать >>>


Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России


ПРОГРАММА КУРСА


«Эмпирическое исследование опросов»


Москва 2008


Программу курса разработала: к.п.н., доцент Пономарева Елена Георгиевна


© Пономарева Е.Г.

© МГИМО (У) МИД России


Раздел 1. Организационно-методический


    1. Место курса в образовательной программе.

Курс «Эмпирическое исследование опросов» предназначен для студентов 2 курса факультета Политологии. Знания, полученные в рамках этого курса, имеют не только теоретическое значение, но необходимы, прежде всего, для практической работы в государственных и негосударственных организациях.

Курс «Эмпирическое исследование опросов» является неотъемлемой составной частью методологического модуля, разработанного кафедрой сравнительной политологии, и тесным образом связан с такими курсами как «Методы политического анализа», «Техники и технологии власти», «Социально-политическая статистика. Анализ и обработка данных», «Эмпирическое исследование интервью».


1.2. Цели и задачи курса.

Основная цель курса «Эмпирическое исследование опросов» сформировать у студентов комплексные знания о теориях и технологиях опросов общественного мнения; показать значимость «общественного мнения» в политическом процессе, при принятии конкретных политических решений; познакомить с основными концепциями и стратегиями манипуляции «общественным мнением» через системы опросов.

В соответствии с назначением основной целью курса в ходе занятий должны быть решены следующие задачи:

  • проработка ключевых категории и понятий, используемых в изучении общественного мнения;

  • изучены основные теории и методики изучения и формирования общественного мнения;

  • научиться понимать логику проведения эмпирических исследований вообще, а опросов в частности;

  • ознакомиться с основными центрами проведения и изучения опросов;

  • уметь применить на практике полученные теоретические знания.



Образовательные результаты курса:

ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ


Знание и понимание: сущности и особенностей исследовательского процесса, операционализации процесса познания, принципов выбора методов исследования, специфики и целесообразности применения отдельных методов эмпирического исследования и отдельных примеров их использования в политологии

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Лекции и практические занятия






Форма проверки знаний


Качество выполнения домашних работ; организационные и аналитические способности, выявленные в ходе практических занятий





КОМПЕТЕНЦИИ


Аналитические компетенции

  • Умение ставить аналитические задачи, формулировать исследовательский вопрос и основные гипотезы, осуществлять операционализацию основных понятий;

  • Умение провести самостоятельную работу по поиску и сбору эмпирических данных; профессиональную оценку источников информации и организовать подготовку данных к обработке;

  • Способность к обобщению и интерпретации полученных данных.




Образовательные методики (формы проведения занятий)

Подготовка самостоятельных исследовательских проектов






Форма проверки развития (степени овладения) компетенции


Активность на практических занятиях

Контрольные срезы

Результаты самостоятельной работы



Системные компетенции

  • Способность к самостоятельной работе и обучению, сбору необходимой информации.

  • Умение использовать дополнительные аналитические и информативные источники; выработки оригинального подхода к изучаемым процессам.

  • Способность к выработке оптимальных исследовательских стратегий в условиях временных лимитов.

  • Способность к критической рефлексии существующих точек зрения, к предложению альтернативных подходов и их аргументации.




Образовательные методики (формы проведения занятий)


Подготовка самостоятельных исследовательских проектов





Форма проверки развития (степени овладения) компетенции


Соблюдение сроков сдачи материалов проекта.

Оригинальность концепции.

Достаточность аргументации.

Широта привлеченных источников.



Коммуникационные компетенции

  • Способность работать в команде при разработке исследовательского инструмента, организации сбора и обработки данных и интерпретации результатов.

  • Развитие навыков коммуникации с посторонними людьми – носителями важной для аналитика информации (политиками, экспертами, рядовыми гражданами)

  • Способность увязывать в единую логику информацию разного формата.

  • Способность представлять результаты исследований на уровне научных публикаций и аналитических материалов.




Образовательные методики (формы проведения занятий)

Внеаудиторное общение с преподавателями в ходе работы над домашними заданиями и исправлением ошибок

Групповая форма работы по решению задачи на практических занятиях (организация и проведение опросов)

Презентация проведенного опроса




Форма проверки развития (степени овладения) компетенции


Интенсивность и качество взаимодействия с преподавателем в ходе подготовки и проведения опросов


Качество работы на групповых сессиях


Объем и качество презентации результатов опросов




1.5. Критерии оценки знаний и компетенций.


Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:



Вид работы


Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы

Доля вида работы в итоговой оценке

Домашнее задание № 1

Аналитические и системные.

Подготовка программы проведения опроса (вопросник и процедурные моменты), выбор и обоснование методологии.

20%

Домашнее задание № 2

Аналитические и системные.

Проведение эмпирического исследования опроса.

30%

Деловая игра № 1

Коммуникационные.

Презентация результатов исследования опросов.

30%

Работа на практических занятиях (семинарах)

Аналитические, системные, коммуникационные.

Групповое обсуждение исследовательских проектов, а также – методологических стратегий их реализации.

20%

Итого




100%



Раздел 2. Содержание курса



2.1. Организационно-методические данные курса.


Вид работы

Трудоемкость

(в акад. часах)

Общая трудоемкость

80

Аудиторная работа

35

Лекции

10

Практические занятия/семинары

8

Консультации по ведению опросов

15

Самостоятельная работа


20

Проект - опрос

10

Внеаудиторные самостоятельные работы (при наличии)

5

Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.)

10

Виды текущего контроля: домашние задания (проверка совместная работа со студентами над ошибками)

3 часа на одного студента

Вид итогового контроля: зачет


20 мин на одного студента



2.2. Тематический план курса




Наименование разделов и тем

дневная форма обучения*


Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)

Лекции

Практические

занятия

Самостоят.

работа

Всего часов

по теме

Раздел 1. Эмпирические исследования. Общие положения.

2




1

3

Тема 1.1. Эмпирические исследования. Общие положения.

2




1

3

  1. Раздел 2. Общественное мнение: социальный, политический и научный генезис.

2




1

3

Тема 2.1. Общественное мнение: социальный, политический и научный генезис.

2




1

3

Раздел 3. Опрос общественного мнения.

2

2

2

8

Тема 3.1. Опрос общественного мнения.

2







2

Тема 3.2. Опрос общественного мнения




2

4

6

Раздел 4. Заказчики и исполнители опросов общественного мнения.

2

2

2

6

Тема 4.1. Основные заказчики и исполнители опросов общественного мнения.

2







2

Тема 4.2. Основные заказчики и исполнители опросов общественного мнения.




2

2

4

Раздел 5. Манипуляция общественным сознанием.

2

2




11

Тема 5.1. Манипуляция общественным сознанием.

2







2

Тема 5.2. Манипуляция общественным сознанием.




2

2

4

Тема 5.3. Прогностические опросы и манипуляция общественным сознанием.




2

3

5

Итого по курсу:

10

8




37

*Формы обучения: дневная, вечерняя или дистанционная


2.3. Содержание курса


Раздел 1. Эмпирические исследования. Общие положения.

Тема 1.1. Эмпирические исследования. Общие положения.

Понятие «эмпирическое исследование». Краткая история эмпирических исследований (Великобритания, Франция, США, Россия).

Классификация методов эмпирических исследований: по области исследования; по категориям изучаемых проблем (мнения, установки, способности, влияние и т.д.); по степени (распространения исследования, глубины, точности и т.д.); по уровню (малая, средняя, большая группа).

Опрос как метод научного познания. Общая характеристика техники эмпирического исследования опросов. Понятие «интенсивного» и «экстенсивного». Проблема выбора техники исследования.

Общие этапы эмпирических исследований опросов. Замысел, цель, пределы исследования. Необходимые критерии и определения, доступные гипотезы. Выбор и число переменных.

Интервью как метод эмпирического исследования общественного мнения. Проблемы респондентов и интервьюеров.


Раздел 2. Общественное мнение: социальный, политический и научный генезис.

Тема 2.1. Общественное мнение: социальный, политический и научный генезис.

Общественное мнение как социальная организация и научная категория.

Общественное мнение как «профессиональная идеология» (П.Шампань): история вопроса.

Формы существования и способы выражения общественного мнения.

Омнибусы (мониторинг, курьер, блиц-опрос, фокус-группа, углубленное интервью) и политические представления граждан.

Общественное мнение, опросы и демократия.


Раздел 3. Опрос общественного мнения.

Тема 3.1. Опрос общественного мнения.

Составление вопросника. Выбор гипотезы. Критерии искренности ответов. Уровень получения необходимой информации. Вопросы: открытые и закрытые; прямые и косвенные. Наводящие вопросы. Факторы выбора конкретных вопросов; выбора слов; двусмысленных слов. Проблема не-ответов. Действенность текста. Количество и перекрестность вопросов. Слова и обороты, нарушающие нейтральность и объективность ответов.

Тема 3.2. Опрос общественного мнения (практическое занятие).

Обработка опроса. Кодировка вопросов и ответов. Валидность и достоверность в кодировке. Валидность логическая и эмпирическая

Относительные ошибки и ошибки, влияющие на результаты исследования.

Получение скрытой информации. Многофакторный анализ опросов.

Метод Каррара. Шкалы Ликерта, Терстоуна и Гутмана.


Раздел 4. Заказчики и исполнители опросов общественного мнения.

Тема 4.1. Основные заказчики и исполнители опросов общественного мнения.

Государственные и негосударственные заказчики опросов общественного мнения. Политические партии, общественно-политические движения и объединения, профсоюзы, госкорпорации, крупные коммерческие структуры – как основные потребители на рынке опросов.

Отечественные и зарубежные социологические службы. Независимые и заказные опросы. Степень влияния опросов на практику принятия политических решений. Опросы общественного мнения и проблема стабильности-нестабильности.

Тема 4.2. Основные заказчики и исполнители опросов общественного мнения (практическое занятие).


Раздел 5. Манипуляция общественным сознанием.

Тема 5.1. Манипуляция общественным сознанием.

Проблема манипулирования общественным мнением через систему опросов и их анонсирования. Общественное мнение как «хорошо обоснованная иллюзия».

Индивидуальные мнения или «общественное» мнение?

Политические пики и циклы манипуляции общественным мнением.

Тема 5.2. Манипуляция общественным сознанием (практическое занятие).

Тема 5.3. Прогностические опросы и манипуляция общественным сознанием (практическое занятие).

Эмпирическое исследование: анализ опросов электората накануне выборов в Государственную Думу (2 декабря 2007г.) и итогов выборов в ГД.

Прогностическое исследование: анализ опросов электората на предмет формирования кабинета министров, эволюции внешней и внутренней политики по итогам президентских выборов (март 2008 г.).


2.4. Самостоятельная работа слушателей

Виды самостоятельной внеаудиторной работы включают подготовку двух домашних работ и деловой игры, которые в совокупности составляют проект эмпирического исследования опросов: от операционализации и выбора методов исследования до проведения исследования и анализа полученных результатов. Кроме того, в самостоятельную работу входит повторение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.п.


Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение курса.


3.1. Критерии оценки знаний

Формой итогового контроля является зачет. Критерии оценки определяются качеством подготовленных в течение семестра письменных домашних работ, уровнем организации деловой игры, а также – активностью на практических занятиях. В случае недостаточности этих критериев для определения оценки, проводится письменный зачет.

Оценки за разные виды работы выставляются исходя из следующих критериев:



Вид работы

Оценка/процент

Описание критериев оценки

Домашние работы

А (90-100%)

Выдвинута оригинальная тема для опроса, привлечен широкий круг интервьюеров, выбран адекватный набор методов исследования.




В (82-89%)

Поставлена оригинальная проблема с выдвижением стандартных вопросов, привлечено ограниченное число интервьюеров и достаточный набор методов для проверки гипотезы.




С(75-81%)

Поставлена тривиальная проблема для опроса, привлечен ограниченный набор источников информации, выбран набор простейших методов.




D (67-74%)

Поставлена тривиальная проблема опроса, предложены стандартные вопросы при недостатке источников и методологического обеспечения.




Е (66—60%)

Слабая постановка проблемы при работающей методологии, либо оригинальная постановка проблемы при некорректной методологии.




F (менее 60%)

Некорректная программа исследования, неработающая методология.

Деловая игра

А (90-100%)

Презентация опроса отражает полный цикл исследования и сделан он в различных форматах.




В (82-89%)

Презентация опроса отражает полный цикл исследования и сделана в одном формате.




С(75-81%)

Презентация опроса отражает значимые части исследования и сделана в одном формате.




D (67-74%)

Презентация опроса отражает суть исследования, но упускает существенные детали. Один формат, сочетающийся с бедностью оформления.




Е (6—66%)

Фрагментированная презентация опроса, сочетающегося с бедностью оформления.




F (менее 60%)

Смысл исследования не передается презентацией.

Работа на практическом занятии

А (90-100%)

Постоянная активная работа с использованием широкого круга источников и результатов самостоятельной работы.




В (82-89%)

Выборочная активная работа с использованием источников и результатов самостоятельной работы (не менее половины семинаров).




С(75-81%)

Выборочная активная работы без опоры на источники или результаты самостоятельной работы (не менее половины семинаров).




D (67-74%)

Активная работа не более чем на четверти семинарах с использованием источников и самостоятельных результатов.




Е (66—60%)

Активная работа не более чем на четверти семинарах без использования источников или самостоятельных результатов.




F (менее 60%)

Отсутствие какой-либо работы на всех занятиях.

Ответ на зачете

D (67-69%)

Зачет проводится том случае, если не удается оценить работу слушателя по итогам работы в семестре, если средние оценки текущей успеваемости составляют менее 70%




Е (66—60%)

Слушатель должен знать базовые понятия и методы проведения опросов.




F (менее 60%)

Фактической работы в семестре на практических занятиях не было, нет домашних работ, не было участия в деловой игре.



3.2. Примерные темы рефератов, курсовых работ, проектов, др.


  1. Организационная структура и целевые установки социологических служб в современной России.

  2. Мотивация участия индивидов и социальных групп в опросах общественного мнения.

  3. Образ политического лидера, ожидаемый населением России (по опросам общественного мнения).

  4. Политическая социализация представителей различных возрастных групп: анализ опросов (выбор социологических служб остается за слушателем).

  5. Проблема ангажированности социологических служб при проведении политических и социо-экономических опросов.

  6. Влияет ли общественное мнение на формирование внешнеполитической доктрины государства.

  7. Эволюция отношения россиян к армии: сравнительный анализ опросов (1991-2008 гг.).

  8. Выявление факторов, определяющих степень легитимности режима, через социо-экономические опросы.

  9. Региональные и национальные отличия в оценке политики правительства России: сравнительный анализ опросов.

  10. «Делать общественное мнение»: новая политическая игра.

  11. Политический заказ и политическое использование опросов

  12. Общественное мнение как «хорошо обоснованная иллюзия»

  13. Методика и сложности проведения анкетного опроса. Последствия навязывания вопросов.

  14. СМИ как публичная площадка по манипулированию общественным сознанием.

  15. Индивидуальные мнения и «общественное» мнение: конфликт или взаимопроникновение.

  16. Опросы как символическое оружие.

  17. Специфика предвыборных опросов.

  18. Опрос как метод научного познания.

  19. Общественное мнение как социальная организация и научная категория.



3.3. Список вопросов для подготовки к зачету.


  1. Понятие «эмпирическое исследование».

  2. История становления и развития эмпирических исследований (Великобритания, Франция, США, Россия).

  3. Классификация методов эмпирических исследований.

  4. Общая характеристика техники эмпирического исследования опросов

  5. Опрос как метод научного исследования.

  6. Общие этапы эмпирических исследований опросов.

  7. Общественное мнение как научная категория.

  8. Общественное мнение как «профессиональная идеология».

  9. Специфика экспертного опроса, его отличия от массового опроса. Примеры использования экспертных опросов в политологии.

  10. Углубленный опрос: назначение, целевые группы, особенности проведения.

  11. Критерии искренности ответов в опросах.

  12. Способы получения необходимой информации.

  13. Основные виды вопросов.

  14. Процесс обработки опросов. Кодировка вопросов и ответов. Валидность и достоверность в кодировке.

  15. Государственные и негосударственные заказчики опросов общественного мнения.

  16. Основные потребители на рынке опросов.

  17. Отечественные и зарубежные социологические службы: организационная структура, финансирование, целевые аудитории.

  18. Проблема заказных и независимых (объективных) опросов.

  19. Степень влияния опросов на практику принятия политических решений.

  20. Манипуляция общественным мнением и опросы.


3.4. Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы


Основная литература


1).Анохина Н.В., Мелешкина Е.Ю. Итоги голосования и электоральное поведение. / Второй электоральный цикл России. 1999-2000 гг. Под ред. В. Гельмана, Г. Голосова, Е. Мелешкиной. М., 2002.

2).Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование. М., 2006.

3).Боришполец К.П. Методы политический исследований. М., 2005.

4). Воробьев Е.Н., Рогачев И.Н. Аналитико-прогностическая работа. М., 1999.

5).Гоманюк Н.А. Один в «поле» воин: Опыт кооперации количественной и качественной методологий// Политическая наука: Динамика политического сознания и поведения / Ред. и cост. Мелешкина Е.Ю. М., 2002.

6).Зоркая Н. «Ностальгия по прошлому». Или какие уроки могла усвоить и усвоила молодежь // Вестник общественного мнения. 2007. № 3 (89).

7).Как мы думали в 2004 году: Россия на перепутье. ВЦИОМ представляет. М., 2005.

8).Как мы думали в 2005 году: Россия на перепутье. ВЦИОМ представляет. М., 2006.

9).Кара Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2007.

10).Левада Ю.А. Общественное мнение в политическом зазеркалье //Вестник общественного мнения. 2006. № 2 (82).

11).Левада Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки (1993 – 2000). М., 2000.

12).Малышев В.Использование возможностей средств массовой информации в локальных вооруженных конфликтах // Зарубежное военное обозрение. 2000. № 7.

13).Мангейм Дж., Рич Р. Политология: Методы исследования. М., 1997.

14).Мельвиль А.Ю., Ильин М.В. Мелешкина Е.Ю., Миронюк М.Г., Полунин Ю.А., Тимофеев И.Н. Политический атлас современности. М. 2007.

15).Поливаева. Н. Политическое сознание россиян в 90-е годы: состояние и некоторые тенденции развития. //Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. М., 1997, № 5.

16).Пономарева Е.Г. Современная Россия: политические отношения и политические институты. Учебник. М.: Изд-во «МГИМО-Университет», 2006.

17).Почепцов Г.Г. Паблик рилейшенз или как управлять общественным мнением. М., 1998.

18).Пугачев В.П. Информационно-финансовый тоталитаризм: российский эксперимент по американскому сценарию // Вестник Московского университета. Сер. 12.: Политические науки. 1999. № 4.

19).Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. Пер. с франц. М., 1972. С. 430- 491.

Римский В. Общественная активность российских граждан// Вестник общественного мнения. 2007. № 2 (88).

20).Розанова Ю. Телевидение как субъект государственной публичной политики // МЭиМО. 2001. № 10.

21).Ротман Д.Г., Данилова А.Н., Новикова Л.Г. (ред.) Оперативное социологическое исследование. Минск, 2001.

22).Седов Л. Актуальные проблемы в общественном мнении россиян и американцев (результаты совместного российско-американского исследования) //Вестник общественного мнения. 2006. № 3 (83).

23).Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.

24).Солоневич И. Мировая революция или новое изгнание из рая. М., 2006.

25).Стригин Е. Владимир Путин: внедрение в Кремль. М., 2006.

26).Теория и методы в социальных науках /Под ред. С.Ларсена. М., 2003.

27).Черешкин Д.С., Смолян Г.Л., Цыгичко В.Н. Реалии информационной войны // Конфидент. 1996. № 4.

28).Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. Пер. с франц. М., 1997.

29).Шевченко Ю. Д. Власть и политическая культура: Воздействие политических институтов на советские и постсоветские культурные ценности// Образы власти в политической культуре России. М.: МОНФ, 2000.

30).Фартышев В.И. Последний шанс Путина. Судьба России в ХХ1 веке. М., 2005.

31).Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.

32).List D. Know Your Audience: A Practical Guide to Media Research. Wellington: Original Books, 2005.

33).Neuendorf K.A. The Content Analysis Guidebook. Thousand Oaks (CA): Sage Publications, 2001.

34).Pennings P., Keman H., Kleinnijenhuis J. Doing research in political science. – L. et al., 1999.

35).Rogers E.M. A History of communication study. N.Y., 1997.


Дополнительная литература


1).Акимов В.П. Математика для политологов. М.: МГИМО, 2003.

2).Белов Г.А. Политология: современные концептуальные подходы и методы исследования //Кентавр. 1993. № 5.

3).Бестужев-Лада И.В. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг: принципы организации. // Социологические исследования. 1993. № 8.

4).Бонзак Р. Документальный метод: теория и практика интерпретации с позиции социологии знания// Методически подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. М., 2004.

5).Вальцель Х. Научно-теоретические и методические основы политологии// Методически подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. М., 2004.

6).Гутман Л. Основные компоненты шкального анализа /Сб. Математические методы в современной буржуазной социологии. М., 1966.

7).Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1996.

8).Левада Ю.А. Ищем человека. Социологические очерки (2000 – 2005). М., 2006.

9).Леонова А.Настроения ксенофобии и электоральные настроения в России в 1994-2003 гг.//Вестник общественного мнения. 2004. № 4 (72).

10).Масленников Е.В. Экспертное знание: Интеграционный подход и его приложение в социологических исследованиях. - Москва: Наука, 2001.

11).Наследов А. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб., 2005.

12).Песков Д. Н. Интернет-пространство: состояние премодерна? //Полис. 2003. № 5.

13).Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001.

14).Цымбурский В.Л. Человек политический между ratio и ответами на стимулы //Полис. 1995. № 5.

15).Шиллер Г. Манипуляторы сознанием/Пер. с англ. М., 1980.

16).Devine F. Qualitative analysis// Theory and methods in political science/ Ed. by Marsh D., Stoker G. N.Y., 1995.

17).Miller W.L. Quantitative methods// Theory and methods in political science/ Ed. by Marsh D., Stoker G. N.Y., 1995.

18).Weddell G. Broadcasting, Public Opinion and Participative Government // Government and Opposition. 1997. V. 48. № 3.


Интернет-источники.

www.fom.ru – Фонд «Общественное мнение»

www.wciom.ru - ВЦИОМ

www.yavlinsky.ru – сайт Г.Явлинского

www.romir.ru – центр РОМИР-мониторинг

www.levada.ru - Левада-центр

www.cik.ru – ЦИК РФ

http://pr.philos.msu.ru/index.html - Тучков С. PR и политические манипуляции

http://www.carnegie.ru/ru/pubs/books/volume/58355.htm - Задорин И. Средства массовой информации и электоральное поведение россиян

www.exspert.ru - журнал «Эксперт»

hdr.undp.org – индекс развития человеческого потенциала

www.un.org - ООН

www.demographia.ru – Институт демографических исследований (Россия)

www.nacbez.ru – Национальный антикоррупционный комитет (Россия)

www.anticorr.ru – Межрегиональное движение «Против коррупции» (Россия)

www.aris.ru – Аграрная российская информационная система

http://ecotalk.ru – Экологический форум

http://ucatlas.ucsc.edu – Мировой атлас неравенства (Университет г.Санта-Крус, Калифорния)

www.worldbank.org - Всемирный банк

www.transnationale.org – Центр мониторинга транснациональных корпораций

www.internal-displacement.org – центр мониторинга перемещенных лиц

www.riia.org – Чэтем-Хаус (Королевский институт международных исследований, Великобритания)

www.iris-france.org – институт стратегических международных исследований (Франция).


3.5. Список нормативных правовых документов


  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

  2. Федеральный закон «О политических партиях». М., 2001

  3. Федеральный закон «Об общественных объединениях» М., 1995.

  4. Федеральный закон «О системе государственной службы РФ». М., 2003.

  5. Федеральный закон «О средствах массовой информации». М., 1991.



Раздел 4. Материально-техническое обеспечение курса (в случае необходимости)


4.1. Список учебно-лабораторного оборудования.


Компьютер, проектор для презентаций.






Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Программа курса iconФизика. Электродинамика Модульная программа лекционного курса, семинаров, коллоквиумов и самостоятельной работы студентов
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 2-го курса факультета естественных наук, специальность «х имия». В состав...
Программа курса iconПрограмма курса «Международная безопасность»
Программа курса предназначена для формирования стройной системы взглядов в данной области. Курс подготовлен на основе обобщения отечественных...
Программа курса iconПрограмма курса «Международная безопасность»
Программа курса предназначена для формирования стройной системы взглядов в данной области. Курс подготовлен на основе обобщения отечественных...
Программа курса iconПрограмма интегрированного курса в рамках работы историко-литературного клуба
Программа элективного курса «Господин Великий Новгород» ориентирована на учащихся 6 класса. В процессе изучения данного курса учащиеся...
Программа курса iconПрограмма элективного курса
Программа факультативного курса “По странам и континентам” рассчитан на 34 часа, обладает новизной для учащихся
Программа курса iconПрограмма элективного курса ( модуля) 34 часа Москва 2007 Глобальное потепление Программа элективного курса ( модуля). 34 часа. Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Глобальное потепление»
«Глобальное потепление», рассчитанного на школьников 8-10 классов, занимающихся в группах дополнительного образования. Программа...
Программа курса iconПрограмма курса " Мировая политика (Часть 1)"
Программа курса предназначена для формирования стройной системы взглядов в данной области
Программа курса iconПрограмма курса " Организационный дизайн"
Программа курса рассмотрена и утверждена на заседании кафедры
Программа курса iconПрограмма курса " Организационный дизайн"
Программа курса рассмотрена и утверждена на заседании кафедры
Программа курса iconА. Д. Богатуров 2009 Программа курса
...
Программа курса iconА. Д. Богатуров 2009 Программа курса
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы