|
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России ПРОГРАММА КУРСА «Эмпирическое исследование опросов» Москва 2008 Программу курса разработала: к.п.н., доцент Пономарева Елена Георгиевна © Пономарева Е.Г. © МГИМО (У) МИД России Раздел 1. Организационно-методический
Курс «Эмпирическое исследование опросов» предназначен для студентов 2 курса факультета Политологии. Знания, полученные в рамках этого курса, имеют не только теоретическое значение, но необходимы, прежде всего, для практической работы в государственных и негосударственных организациях. Курс «Эмпирическое исследование опросов» является неотъемлемой составной частью методологического модуля, разработанного кафедрой сравнительной политологии, и тесным образом связан с такими курсами как «Методы политического анализа», «Техники и технологии власти», «Социально-политическая статистика. Анализ и обработка данных», «Эмпирическое исследование интервью». 1.2. Цели и задачи курса. Основная цель курса «Эмпирическое исследование опросов» – сформировать у студентов комплексные знания о теориях и технологиях опросов общественного мнения; показать значимость «общественного мнения» в политическом процессе, при принятии конкретных политических решений; познакомить с основными концепциями и стратегиями манипуляции «общественным мнением» через системы опросов. В соответствии с назначением основной целью курса в ходе занятий должны быть решены следующие задачи:
Образовательные результаты курса:
1.5. Критерии оценки знаний и компетенций. Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:
Раздел 2. Содержание курса2.1. Организационно-методические данные курса.
2.2. Тематический план курса
*Формы обучения: дневная, вечерняя или дистанционная 2.3. Содержание курса Раздел 1. Эмпирические исследования. Общие положения. Тема 1.1. Эмпирические исследования. Общие положения. Понятие «эмпирическое исследование». Краткая история эмпирических исследований (Великобритания, Франция, США, Россия). Классификация методов эмпирических исследований: по области исследования; по категориям изучаемых проблем (мнения, установки, способности, влияние и т.д.); по степени (распространения исследования, глубины, точности и т.д.); по уровню (малая, средняя, большая группа). Опрос как метод научного познания. Общая характеристика техники эмпирического исследования опросов. Понятие «интенсивного» и «экстенсивного». Проблема выбора техники исследования. Общие этапы эмпирических исследований опросов. Замысел, цель, пределы исследования. Необходимые критерии и определения, доступные гипотезы. Выбор и число переменных. Интервью как метод эмпирического исследования общественного мнения. Проблемы респондентов и интервьюеров. Раздел 2. Общественное мнение: социальный, политический и научный генезис. Тема 2.1. Общественное мнение: социальный, политический и научный генезис. Общественное мнение как социальная организация и научная категория. Общественное мнение как «профессиональная идеология» (П.Шампань): история вопроса. Формы существования и способы выражения общественного мнения. Омнибусы (мониторинг, курьер, блиц-опрос, фокус-группа, углубленное интервью) и политические представления граждан. Общественное мнение, опросы и демократия. Раздел 3. Опрос общественного мнения. Тема 3.1. Опрос общественного мнения. Составление вопросника. Выбор гипотезы. Критерии искренности ответов. Уровень получения необходимой информации. Вопросы: открытые и закрытые; прямые и косвенные. Наводящие вопросы. Факторы выбора конкретных вопросов; выбора слов; двусмысленных слов. Проблема не-ответов. Действенность текста. Количество и перекрестность вопросов. Слова и обороты, нарушающие нейтральность и объективность ответов. Тема 3.2. Опрос общественного мнения (практическое занятие). Обработка опроса. Кодировка вопросов и ответов. Валидность и достоверность в кодировке. Валидность логическая и эмпирическая Относительные ошибки и ошибки, влияющие на результаты исследования. Получение скрытой информации. Многофакторный анализ опросов. Метод Каррара. Шкалы Ликерта, Терстоуна и Гутмана. Раздел 4. Заказчики и исполнители опросов общественного мнения. Тема 4.1. Основные заказчики и исполнители опросов общественного мнения. Государственные и негосударственные заказчики опросов общественного мнения. Политические партии, общественно-политические движения и объединения, профсоюзы, госкорпорации, крупные коммерческие структуры – как основные потребители на рынке опросов. Отечественные и зарубежные социологические службы. Независимые и заказные опросы. Степень влияния опросов на практику принятия политических решений. Опросы общественного мнения и проблема стабильности-нестабильности. Тема 4.2. Основные заказчики и исполнители опросов общественного мнения (практическое занятие). Раздел 5. Манипуляция общественным сознанием. Тема 5.1. Манипуляция общественным сознанием. Проблема манипулирования общественным мнением через систему опросов и их анонсирования. Общественное мнение как «хорошо обоснованная иллюзия». Индивидуальные мнения или «общественное» мнение? Политические пики и циклы манипуляции общественным мнением. Тема 5.2. Манипуляция общественным сознанием (практическое занятие). Тема 5.3. Прогностические опросы и манипуляция общественным сознанием (практическое занятие). Эмпирическое исследование: анализ опросов электората накануне выборов в Государственную Думу (2 декабря 2007г.) и итогов выборов в ГД. Прогностическое исследование: анализ опросов электората на предмет формирования кабинета министров, эволюции внешней и внутренней политики по итогам президентских выборов (март 2008 г.). 2.4. Самостоятельная работа слушателей Виды самостоятельной внеаудиторной работы включают подготовку двух домашних работ и деловой игры, которые в совокупности составляют проект эмпирического исследования опросов: от операционализации и выбора методов исследования до проведения исследования и анализа полученных результатов. Кроме того, в самостоятельную работу входит повторение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.п. Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение курса. 3.1. Критерии оценки знаний Формой итогового контроля является зачет. Критерии оценки определяются качеством подготовленных в течение семестра письменных домашних работ, уровнем организации деловой игры, а также – активностью на практических занятиях. В случае недостаточности этих критериев для определения оценки, проводится письменный зачет. Оценки за разные виды работы выставляются исходя из следующих критериев:
3.2. Примерные темы рефератов, курсовых работ, проектов, др.
3.3. Список вопросов для подготовки к зачету.
3.4. Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы Основная литература 1).Анохина Н.В., Мелешкина Е.Ю. Итоги голосования и электоральное поведение. / Второй электоральный цикл России. 1999-2000 гг. Под ред. В. Гельмана, Г. Голосова, Е. Мелешкиной. М., 2002. 2).Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование. М., 2006. 3).Боришполец К.П. Методы политический исследований. М., 2005. 4). Воробьев Е.Н., Рогачев И.Н. Аналитико-прогностическая работа. М., 1999. 5).Гоманюк Н.А. Один в «поле» воин: Опыт кооперации количественной и качественной методологий// Политическая наука: Динамика политического сознания и поведения / Ред. и cост. Мелешкина Е.Ю. М., 2002. 6).Зоркая Н. «Ностальгия по прошлому». Или какие уроки могла усвоить и усвоила молодежь // Вестник общественного мнения. 2007. № 3 (89). 7).Как мы думали в 2004 году: Россия на перепутье. ВЦИОМ представляет. М., 2005. 8).Как мы думали в 2005 году: Россия на перепутье. ВЦИОМ представляет. М., 2006. 9).Кара Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2007. 10).Левада Ю.А. Общественное мнение в политическом зазеркалье //Вестник общественного мнения. 2006. № 2 (82). 11).Левада Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки (1993 – 2000). М., 2000. 12).Малышев В.Использование возможностей средств массовой информации в локальных вооруженных конфликтах // Зарубежное военное обозрение. 2000. № 7. 13).Мангейм Дж., Рич Р. Политология: Методы исследования. М., 1997. 14).Мельвиль А.Ю., Ильин М.В. Мелешкина Е.Ю., Миронюк М.Г., Полунин Ю.А., Тимофеев И.Н. Политический атлас современности. М. 2007. 15).Поливаева. Н. Политическое сознание россиян в 90-е годы: состояние и некоторые тенденции развития. //Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. М., 1997, № 5. 16).Пономарева Е.Г. Современная Россия: политические отношения и политические институты. Учебник. М.: Изд-во «МГИМО-Университет», 2006. 17).Почепцов Г.Г. Паблик рилейшенз или как управлять общественным мнением. М., 1998. 18).Пугачев В.П. Информационно-финансовый тоталитаризм: российский эксперимент по американскому сценарию // Вестник Московского университета. Сер. 12.: Политические науки. 1999. № 4. 19).Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. Пер. с франц. М., 1972. С. 430- 491. Римский В. Общественная активность российских граждан// Вестник общественного мнения. 2007. № 2 (88). 20).Розанова Ю. Телевидение как субъект государственной публичной политики // МЭиМО. 2001. № 10. 21).Ротман Д.Г., Данилова А.Н., Новикова Л.Г. (ред.) Оперативное социологическое исследование. Минск, 2001. 22).Седов Л. Актуальные проблемы в общественном мнении россиян и американцев (результаты совместного российско-американского исследования) //Вестник общественного мнения. 2006. № 3 (83). 23).Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998. 24).Солоневич И. Мировая революция или новое изгнание из рая. М., 2006. 25).Стригин Е. Владимир Путин: внедрение в Кремль. М., 2006. 26).Теория и методы в социальных науках /Под ред. С.Ларсена. М., 2003. 27).Черешкин Д.С., Смолян Г.Л., Цыгичко В.Н. Реалии информационной войны // Конфидент. 1996. № 4. 28).Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. Пер. с франц. М., 1997. 29).Шевченко Ю. Д. Власть и политическая культура: Воздействие политических институтов на советские и постсоветские культурные ценности// Образы власти в политической культуре России. М.: МОНФ, 2000. 30).Фартышев В.И. Последний шанс Путина. Судьба России в ХХ1 веке. М., 2005. 31).Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. 32).List D. Know Your Audience: A Practical Guide to Media Research. Wellington: Original Books, 2005. 33).Neuendorf K.A. The Content Analysis Guidebook. Thousand Oaks (CA): Sage Publications, 2001. 34).Pennings P., Keman H., Kleinnijenhuis J. Doing research in political science. – L. et al., 1999. 35).Rogers E.M. A History of communication study. N.Y., 1997. Дополнительная литература 1).Акимов В.П. Математика для политологов. М.: МГИМО, 2003. 2).Белов Г.А. Политология: современные концептуальные подходы и методы исследования //Кентавр. 1993. № 5. 3).Бестужев-Лада И.В. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг: принципы организации. // Социологические исследования. 1993. № 8. 4).Бонзак Р. Документальный метод: теория и практика интерпретации с позиции социологии знания// Методически подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. М., 2004. 5).Вальцель Х. Научно-теоретические и методические основы политологии// Методически подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. М., 2004. 6).Гутман Л. Основные компоненты шкального анализа /Сб. Математические методы в современной буржуазной социологии. М., 1966. 7).Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1996. 8).Левада Ю.А. Ищем человека. Социологические очерки (2000 – 2005). М., 2006. 9).Леонова А.Настроения ксенофобии и электоральные настроения в России в 1994-2003 гг.//Вестник общественного мнения. 2004. № 4 (72). 10).Масленников Е.В. Экспертное знание: Интеграционный подход и его приложение в социологических исследованиях. - Москва: Наука, 2001. 11).Наследов А. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб., 2005. 12).Песков Д. Н. Интернет-пространство: состояние премодерна? //Полис. 2003. № 5. 13).Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001. 14).Цымбурский В.Л. Человек политический между ratio и ответами на стимулы //Полис. 1995. № 5. 15).Шиллер Г. Манипуляторы сознанием/Пер. с англ. М., 1980. 16).Devine F. Qualitative analysis// Theory and methods in political science/ Ed. by Marsh D., Stoker G. N.Y., 1995. 17).Miller W.L. Quantitative methods// Theory and methods in political science/ Ed. by Marsh D., Stoker G. N.Y., 1995. 18).Weddell G. Broadcasting, Public Opinion and Participative Government // Government and Opposition. 1997. V. 48. № 3. Интернет-источники. www.fom.ru – Фонд «Общественное мнение» www.wciom.ru - ВЦИОМ www.yavlinsky.ru – сайт Г.Явлинского www.romir.ru – центр РОМИР-мониторинг www.levada.ru - Левада-центр www.cik.ru – ЦИК РФ http://pr.philos.msu.ru/index.html - Тучков С. PR и политические манипуляции http://www.carnegie.ru/ru/pubs/books/volume/58355.htm - Задорин И. Средства массовой информации и электоральное поведение россиян www.exspert.ru - журнал «Эксперт» hdr.undp.org – индекс развития человеческого потенциала www.un.org - ООН www.demographia.ru – Институт демографических исследований (Россия) www.nacbez.ru – Национальный антикоррупционный комитет (Россия) www.anticorr.ru – Межрегиональное движение «Против коррупции» (Россия) www.aris.ru – Аграрная российская информационная система http://ecotalk.ru – Экологический форум http://ucatlas.ucsc.edu – Мировой атлас неравенства (Университет г.Санта-Крус, Калифорния) www.worldbank.org - Всемирный банк www.transnationale.org – Центр мониторинга транснациональных корпораций www.internal-displacement.org – центр мониторинга перемещенных лиц www.riia.org – Чэтем-Хаус (Королевский институт международных исследований, Великобритания) www.iris-france.org – институт стратегических международных исследований (Франция). 3.5. Список нормативных правовых документов
Раздел 4. Материально-техническое обеспечение курса (в случае необходимости) 4.1. Список учебно-лабораторного оборудования. Компьютер, проектор для презентаций. |
![]() | Физика. Электродинамика Модульная программа лекционного курса, семинаров, коллоквиумов и самостоятельной работы студентов Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 2-го курса факультета естественных наук, специальность «х имия». В состав... | ![]() | Программа курса «Международная безопасность» Программа курса предназначена для формирования стройной системы взглядов в данной области. Курс подготовлен на основе обобщения отечественных... |
![]() | Программа курса «Международная безопасность» Программа курса предназначена для формирования стройной системы взглядов в данной области. Курс подготовлен на основе обобщения отечественных... | ![]() | Программа интегрированного курса в рамках работы историко-литературного клуба Программа элективного курса «Господин Великий Новгород» ориентирована на учащихся 6 класса. В процессе изучения данного курса учащиеся... |
![]() | Программа элективного курса Программа факультативного курса “По странам и континентам” рассчитан на 34 часа, обладает новизной для учащихся | ![]() | Программа элективного курса ( модуля) 34 часа Москва 2007 Глобальное потепление Программа элективного курса ( модуля). 34 часа. Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Глобальное потепление» «Глобальное потепление», рассчитанного на школьников 8-10 классов, занимающихся в группах дополнительного образования. Программа... |
![]() | Программа курса " Мировая политика (Часть 1)" Программа курса предназначена для формирования стройной системы взглядов в данной области | ![]() | Программа курса " Организационный дизайн" Программа курса рассмотрена и утверждена на заседании кафедры |
![]() | Программа курса " Организационный дизайн" Программа курса рассмотрена и утверждена на заседании кафедры | ![]() | А. Д. Богатуров 2009 Программа курса ... |
![]() | А. Д. Богатуров 2009 Программа курса ... |