Политические и социально-экономические права человека icon

Политические и социально-экономические права человека



НазваниеПолитические и социально-экономические права человека
Дата конвертации07.07.2012
Размер380.71 Kb.
ТипРеферат
Политические и социально-экономические права человека


Содержание курсовой работыПреамбула……………………………………………………………стрВведение……………………………………………………….……..стрГлава 1. Политические права и свободы………………………..стр 6Глава 2. Социально-экономические права человека…………..стрГлава 3. Система механизмов обеспечения прав и свобод…….стр 3.1. Механизмы обеспечения прав и свобод в Российской Федерации. 3.2. Международная защита прав и свобод.Заключение……………………………………………………………стрБиблиография……………………………………...…………………стр ПреамбулаМы, многонациональный народ Российской Федерации,соединённые общей судьбой на своей земле,утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняяисторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанныхпринципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков,передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро исправедливость,возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость еёдемократической основы,стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя изответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Вступительная часть конституции, как и многих других правовыхнормативных актов, предшествующая их разделам, главам и статьям, обычноназывается преамбулой. Преамбула Конституции РФ содержит три частично совпадающие группыэлементов. Во-первых, это указание на народ, своей коллективной волей принимающийэту Конституцию («Мы... народ Российской Федерации»), и на те егохарактерные свойства, которые находят свое выражение в принимаемой имКонституции (он многонационален, соединен общей судьбой на своей земле,проникнут чувством ответственности за свою Родину и нынешним и будущимипоколениями и сознает себя частью мирового сообщества). Во-вторых, здесь названы несколько исторических предпосылок и условийэтого народного решения. Это исторически сложившееся государственноеединство, общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов:почитание памяти предков, передавших нам любовь уважение к Отечеству, верув добро и справедливость. В-третьих, преамбула определяет цели, для осуществления которыхпринимается новый Основной Закон страны. Конечно, эти цели содержатся вряде уже названных характеристик народа и исторических условий принятияновой Конституции, которые эта Конституция должна сохранить и развить,способствуя их все более полной реализации. Но в преамбуле, кроме того,сформулирован ряд целей, к осуществлению которых стремится народ -законодатель. Он принимает Конституцию, утверждая права и свободы человека,гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившеесягосударственное единство, возрождая суверенную государственность России иутверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечитьблагополучие и процветание России.Введение В настоящее время в России формируются гражданское общество,основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающаяприоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессахявляется развитие конституционного права как важного условия для проведенияреформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантийпротив возврата страны к прошлому. Современное конституционное право - это отрасль права, котораязакрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно этопорождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции,законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источникиконституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, ктоведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Изучениеконституционного права, таким образом, позволит "войти в политику" ипочувствовать её историю. Едва ли не самым трудным в наше время является слежение за быстроменяющимся законодательством в области конституционного права. Такиеизменения можно проследить и в тех статьях Конституции, где закрепленыосновные права и свободы человека в области социально-экономических иполитических взаимоотношений между гражданами, а также гражданами игосударством Экономические, социальные и политические права и свободы имеютважнейшее значение для жизни человека. Конституция РФ даёт новые трактовкимногих прав и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в странереформы. В вопросах жизнеобеспечения большинство людей не могут положитьсятолько на свои силы. Сохраняя свободу, они в то же время зависят от другихлюдей, интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах обществавозникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономическогопроизвола и социальной несправедливости, а также - дать ему силы длядуховного развития и проявления своих способностей. По своему юридическому содержанию социально - экономические права неодинаковы. Некоторые (например, право частной собственности), по существу,являются бесспорными правами прямого действия, другие (право на отдых илина социальное обеспечение) представляют собой субъективные права,конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевогозаконодательства, третьи (право на труд, право на жилище и др.) порождаютдля государства только общую обязанность проводить политику содействия в ихреализации. Политические права и свободы нацелены на активное включение человека вжизнь страны, управление её делами. Эти права и свободы создают условия дляукрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством.От того, каково состояние политических прав и свобод, во многом зависитпрочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма,уровень политической культуры широких слоев населения. Вместе с темполитические права и свободы человека развиваются не в отрыве, а на фонеиных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре науважение к человеку. Конституционное закрепление политических прав и свобод в России имеетещё и то значение, что, хотя в прошлом они широко декларировались и дажеслужили украшением советской власти, их реализация была затруднена.Отсутствие альтернативных кандидатов и полная монополия партийного аппаратав определении состава Советов искажали смысл избирательных прав.Многопартийность на практике не допускалась. В таких условиях политическиеправа и свободы были иллюзорными и на практике способствовали не сближению,а отторжению государства от народа, порождали у людей недоверие кдемократическим институтам. Права и свободы не принесут своего результата, при господствесвоеволия, эгоизма, несоблюдения закона.Глава 1. Политические права и свободы. Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие"демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерацииосуществляется её гражданами в равных правах и на основании закрепленияэтих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом мыреализовываем эти права и как нам это гарантировано? Именно это, наосновании действующего законодательства и основного закона - КонституцииРФ, постараемся рассмотреть в данной курсовой работе, как основныеполитические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаютсяс основными личными, социальными и общегосударственными правами. В настоящей Конституции Российской Федерации, принятой всенароднымобщим голосованием 12 декабря 1993 г., принята и существует следующаяклассификация прав и свобод личности и гражданина Российской Федерации: 1. Личные права; 2. Политические права; 3. Социально-экономические права; 4. Права по защите других прав; Политические права и свободы — важная категория субъективных прав исвобод гражданина. Их вполне правомерно рассматривать как обеспеченнуючеловеку законом и публичной властью возможность участия (какиндивидуально, так и коллективно) в общественно-политической жизнигосударства и осуществлении государственной власти. Тем самымпреодолевается отчуждение гражданина от государства. Политические праваграждан являются непременным условием функционирования всех других видовправ, поскольку они составляют органическую основу системы демократии ивыступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и накоторые должна ориентироваться. Выступая в качестве фактора, маркирующего природу государства,средства контроля над властью, оценочного критерия демократического режима,политические права и свободы являются атрибутом цивилизованного общества. Вюридической литературе встречается их деление на: 1) правомочия по участиюв организации и деятельности государства и его органов посредствомразличных форм представительной и непосредственной демократии(избирательные права, право петиций); 2) правомочия по активному участию вжизни общества (свобода слова и печати, свобода собраний и манифестаций,право на объединение). В отличие от личных политические права и свободы направлены не наобеспечение автономии человека, а на его проявление в качестве активногоучастника политического процесса. Ценность этой категории прав состоит втом, что они создают условия для укрепления связей между гражданином,обществом, государством. Политическая свобода, по существу, является однойиз граней личной свободы: человек как разумное существо, носительполитического сознания и политической воли вправе действовать в качествесамостоятельного и свободного участника политического процесса. Следует особо подчеркнуть, что политические права обычно признаютсялишь за гражданами, т. е. обладание политическими правами связывается спринадлежностью к гражданству конкретного государства. В отличие от правчеловека права гражданина охватывают сферу отношений индивида сгосударством (сферу публичных интересов). Основные политические права начинают действовать непосредственно смомента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Этопрямо выражено в ст. 60 Конституции Российской Федерации, которая гласит,что: Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять вполном объёме свои права и обязанности с 18 лет. Именно с достижения 18-летия устанавливается полная дееспособностьгражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиямисоздавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие отправоспособности, которая присуща человеку с рождения и являетсянеотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия,гражданин Российской Федерации осуществляет права во всех областяхполитической, экономической и личной жизни и несет ответственность зарезультаты своих действий. Анализ политических прав и свобод естественно начать с права гражданучаствовать в управлении делами государства (ст. 32 ч. 1 Конституции РФ),которое юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия иосуществления государственных решений, в сферу политики. Данное правонеразрывно связано с принципом народовластия — одной из основконституционного строя (ст. 3 Конституции РФ). Оно юридически обеспечиваетреализацию данного принципа, включение граждан в сферу принятия иосуществления государственных решений, в сферу политики. Тем самымпреодолевается отчуждение гражданина от государства. В свою очередьгарантиями и одновременно конкретными формами реализации этого важнейшегополитического права является целый ряд других прав, изложенных врассматриваемой статье. Признаваемое в ч. 1 данной статьи право граждан полностьюсоответствует международным стандартам, в частности предусмотренному впункте «а» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правахположению о праве каждого гражданина без какой бы то ни было дискриминациии без необоснованных ограничений «принимать участие в ведениигосударственных дел как непосредственно, так и через посредство свободновыбранных представителей». Непосредственное участие граждан в управлении делами государстваосуществляется посредством их волеизъявления на выборах, референдумах, атакже личного участия в работе органов законодательной, исполнительной илисудебной власти. Другая форма участия граждан в управлении, осуществлениинародовластия опосредованная — через своих представителей, избираемых ворганы законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления. Если обладание большинством прав и свобод Конституция не обусловливаетобязательным наличием у лица российского гражданства, устанавливая «каждыйимеет право...», «каждому гарантируется...», то право участвовать вуправлении делами государства признается только за гражданами РоссийскойФедерации. Такое ограничение по кругу лиц вполне обоснованно, учитываяхарактер данного права, выражающего суверенитет народа и выступающегоформой осуществления принадлежащей ему власти. Иностранные граждане и лицабез гражданства этим правом не обладают. Избирательное право — важнейший демократический институт, одна изглавных форм свободного выражения воли народа и его участия в политическомпроцессе. Личное участие граждан в деятельности органов государственнойвласти и местного самоуправления, равно как и через избираемых имипредставителей, является выражением суверенитета народа и формойосуществления принципа народовластия. Избирательное право - необходимыйэлемент повышения эффективности государственной власти и местногосамоуправления, правовой системы в целом. Стремясь максимально гарантировать избирательное право, современныедемократические государства отказались от существовавших ранее цензов(имущественного, оседлости, по принципу пола и др.). В советском обществе вусловиях тоталитарного режима имело место ограничение избирательных прав поклассовому и национальному признаку. Жесткий классовый подход к пользованиюполитическими правами непосредственно вытекал из стремления авторитарнойвласти освободиться от любых форм контроля со стороны членов общества,имевших опыт политического участия в решении государственных дел. В качестве элементов избирательного права выступают: 1) право избирать(свободное и ответственное волеизъявление на выборах и на референдуме); 2)право быть избранным в органы государственной власти; 3) право отзываизбирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия. К этому следуетдобавить, что современные конституции и избирательные законы устанавливаютминимальные требования, необходимые для обладания правом избирать и бытьизбранным. Эти положения в соответствии с ч. 4 ст. 15 и ст. 17 Конституциидействуют в единстве с предписаниями, в частности ст. 25, пункт «b»,Международного пакта о гражданских и политических правах о праве каждогогражданина «голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах,производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайномголосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей», а такжест. 3 «Право на свободные выборы» Протокола № 1 к Европейской конвенции озащите прав человека и основных свобод, предусматривающей обязательствагосударств-участников «проводить с разумной периодичностью свободные выборыпутем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бысвободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти». Среди политических прав и свобод граждан свобода слова занимает особоеместо, являясь одним из важнейших конституционных прав человека. Отстаиваяприоритет этой идеи фундаментальной свободы, идеолог французскогоПросвещения Вольтер писал: "…нет у людей никакой свободы без свободывысказывать свои мысли"[1]. Идейный плюрализм, т. е. богатство и разнообразие политических,экономических, нравственных и иных идей и ценностей, способствует внедрениюв политическую жизнь общества основных демократических принципов.Следовательно, свобода мысли и слова, равно как и свобода публичныхдискуссий по граждански значимым проблемам, есть форма существованиядемократического общества. Не случайно русский дореволюционный юрист Е.Н.Тарновский указывал, что "свобода личности более всего утверждается иподтверждается свободою печати и слова"[2]. Поскольку общество никогда не образует интеллектуального единства и неможет выразить себя в какой-то одной идее, каждый из его членов сохраняетсвою индивидуальность, свое собственное понимание тех или иных проблем.Свобода мысли и слова является по сути дела существенным фактором раскрытиячеловеческой индивидуальности, утверждения своеобразия и уникальностикаждой личности. Какое-либо насильственное воздействие на человека с целью принудитьего к выражению своей позиции или отказу от нее недопустимо. Следовательно, к числу важнейших юридических следствий свободы словаотносится неправомерность любого преследования гражданина за выраженные иммысли при условии соблюдения действующего законодательства, а такженедопустимость дискриминации граждан по мотивам высказанных ими мнений. Свобода слова включает несколько структурных элементов, которые тесновзаимосвязаны и существуют в неразрывном единстве. Во-первых, это свободакаждого человека публично выражать свои мысли, идеи и суждения ираспространять их любыми законными способами. Во-вторых, это собственносвобода печати и других средств массовой информации как свобода от цензурыи право создавать и использовать органы информации, позволяющеематериализовать свободу выражения мнений. В-третьих, это право на получениеинформации, представляющей общественный интерес или затрагивающей праваграждан, т.е. на свободу доступа к источникам информации. Вот как определёнтермин свобода слова в Комментарии к Конституции РФ: свобода слова — этогарантированная государством возможность беспрепятственно выражать своёмнение и убеждения по самым различным вопросам общественного,государственного, иного характера посредством устного или печатного слова,на собраниях, митингах, другими средствами. Право свободно выражать своё мнение, как это формулируется вмеждународно-правовых актах, включает свободу придерживаться своего мненияи свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любымисредствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей инезависимо от государственных границ (ст. 19 Всеобщей декларации правчеловека, ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах,ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, преждевсего таких, как, например, право на участие в выборах, право петиции,свобода совести, право на образование, свобода творчества и др. Конституция не обусловливает свободу мысли и слова какими-либоидеологическими рамками. Наоборот: конституционные нормы о свободе мысли ислова должны действовать в единстве с положениями Конституции о признанииидеологического и политического многообразия, недопущении установлениякакой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной(ст. 13 Конституции РФ). Реально гарантированная свобода выраженияразнообразных взглядов, мнений, убеждений, свобода критики, оппозицииявляется конкретным показателем демократизма общества. Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна дляреального проявления свободы человека. Но эта свобода не может бытьабсолютной, безграничной. Слово как главное средство человеческого общенияоказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно можетсозидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию,обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этимобъективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовыхограничений, связанных с осуществлением свободы слова. Большинство современных конституций закрепляет такие формыполитической активности граждан, как свобода собраний, митингов,демонстраций и т.д., не исключение и Конституция РФ. Эти демократическиеинституты являются формами публичного выражения коллективного илииндивидуального мнения по любому вопросу общественной или государственнойжизни. Указанными политическими свободами граждане пользуются как винтересах развития своей личности, самовыражения и самоутверждения, так идля своего активного участия в общественно-политической жизни. Правовое содержание рассматриваемых свобод включает наличие правомочийтрех видов: право на личные положительные действия (организация публичногомероприятия и участие в нем); право требования (предоставление общественныхзданий, улиц и пр. как необходимых материальных предпосылок проведениямассовых публичных мероприятий); право притязания (юридическая возможностьв случае необходимости прибегнуть к помощи государственного принуждения игосударственной защиты). Очевидно, что это право должно выступать в формереализации общеправового принципа разрешено все, что не запрещено законом(разумеется, применительно к данной сфере общественных отношений). Для осуществления свободы собраний, митингов, демонстраций, какправило, вводится уведомительный порядок проведения публичных мероприятий,при котором их организаторы ставят в известность органы государственнойвласти о предстоящем мероприятии. Причём последние вправе воспрепятствоватьпроведению публичного мероприятия лишь в тех случаях, когда цели и условияего проведения представляют угрозу общественному порядку. В связи с тем, что возможность ограничить основные права и свободыличности по соображениям обеспечения интересов общества в целом или прав исвобод других лиц нередко таит в себе угрозу если и не злоупотреблений, топринятия несоразмерных охраняемому общественному интересу ограничительныхмер, в законе закрепляется строго ограниченный перечень оснований, покоторым публичное мероприятие может быть признано незаконным. Цель проведения публичных мероприятий не должна противоречитьКонституции и текущему законодательству. Например, по российскомузаконодательству публичное мероприятие может быть запрещено по требованиюпредставителей органов власти в следующих случаях: 1) если не было поданозаявление о его проведении; 2) если состоялось решение о его запрете; 3)если нарушен порядок его проведения; 4) если возникла опасность для жизни издоровья граждан; 5) если нарушен общественный порядок. Во многих странахпроведение публичных мероприятий не допускается "на общественном пути", т.е. в местах функционирования городского транспорта. Российскоезаконодательство предусматривает уголовные и административные санкции занарушение установленного порядка организации и проведения публичныхмероприятий. Право на объединение в общественные организации в числе другихполитических прав и свобод обеспечивает участие индивида в общественно-политической жизни. Это право, известное также под названием свобода союзови ассоциации, представляет собой право образовывать любой союз в рамкахтребования закона. Общественные объединения создаются в результатесвободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общностиинтересов для достижения общих целей. Обычно это право предполагает принципсвободы деятельности общественных объединений и их равноправие. По общемуправилу закон определяет виды объединений, подлежащих регистрации, порядокэтой регистрации, а также формы надзора за общественными объединениями. Объединения граждан призваны удовлетворять и защищать их интересы.Основные принципы образования и деятельности общественных объединенийнередко закрепляются в конституциях. Например, Конституция РФ (ст. 30) к ихчислу относит добровольность, свободу образования и деятельности.Законодательство РФ закрепляет право создавать общественные объединения втаких организационно-правовых формах, как общественная организация,общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, органобщественной самодеятельности. В качестве основных каналов, фокусирующихполитическую активность граждан, выступают политические партии, профсоюзы,женские и молодежные организации, творческие, предпринимательские и прочиесоюзы. Право на объединение ограничивается лишь в четко установленных закономслучаях. Наиболее часто в конституциях и законах встречаются ограниченияэтого права в виде запрета создавать тайные общества, военизированныеорганизации и объединения с антиобщественными целями. Право на объединение - одно из самых всеобъемлющих политических правграждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Егоцель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого вполитической и общественной жизни, а так же юридически установить созданиеразного рода общественных объединений. Конституция Российской Федерации и Закон "Об общественныхобъединениях" статьи 2 и 225 КЗоТ Российской Федерации закрепляют загражданами право на общественные объединения, общественные движения,партии, профсоюзы, предпринимательские объединения, общества и ассоциации. Статья 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку"каждый гражданин Российской Федерации имеет право на объединение..." - этозначит, что каждый человек, законно находящийся на территории РоссийскойФедерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями имеет правосоздавать общественные объединения и организации для реализации своихобщественных, социальных и политических интересов. Право на объединенияимеют как российские граждане, так и лица без гражданства, исключениемявляются политические партии, права на создание и участие в которых имеюттолько граждане Российской Федерации. Принятие или вступление гражданина вобщественную организацию осуществляется на добровольных началах всоответствии с условиями, записанными в её уставе. Никто не можетбыть принужден к вступлению в какие-либо общественные организации, а так жепребывания в них. Право на общественные объединения предоставляетгражданину широкие возможности реализации своих интересов непосредственноили вместе с общественной организацией. Конституция Российской Федерациигарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает,что общественные объединения создаются без предварительного разрешениягосударственных органов. Право на объединение не является абсолютным правом и можетподвергнуться определенным ограничениям. Эти ограничения устанавливаютсяКонституцией Российской Федерацией. В частности на основании ст. 56 Конституции Российской Федерацииотдельные ограничения устанавливается в условиях чрезвычайного положения.Согласно ст. 23 Закона РСФСР "О чрезвычайном положении", в случае введениячрезвычайного положения при попытках насильственного сверженияконституционного строя, массовых беспорядках и т.п. может бытьприостановлена, после соответствующего предупреждения, деятельностьполитических партий, общественных организаций массовых движений,препятствующих нормализации обстановки. В числе политических прав следует указать и право на обращение,именуемое ещё правом петиций. Посылаемые в государственные органы и органыместного самоуправления петиции граждан представляют собой не только способвосстановления нарушенного права, но и форму политического участия врешении публичных дел. Реализация этого права предполагает развитие личнойинициативы и личной заинтересованности граждан при решении вопросовгосударственного и общественного характера. Как правило, порядок подачи ирассмотрения письменных обращений, как и принятия по ним решений,определяет закон. Суть этого права усматривается в возможности граждан направлятьиндивидуальные и коллективные обращения в компетентные государственныеорганы. Обращения, имеющие форму жалобы, чаще всего сводятся к требованиюустранить нарушение субъективного права гражданина, допущенное в результатенеправомерного действия (или бездействия) властей. Поэтому анализируемомуправу соответствует обязанность должностных лиц в установленном порядке и вустановленные сроки принять по ним обоснованные и законные решения. Вотличие от жалобы предметом предложения или заявления может бытьобщественный интерес, требование оценки государственным органом какого-либополитического или иного события. Право на обращение закреплено не только за гражданами, но и заобщественными организациями, в частности, творческие союзы, а так жеучреждения, предприятия и должностные лица в целях защиты своих прав иинтересов, прав и интересов своих членов. Закреплено право на коллективныеобращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц. Нормативными актами предусмотрено право граждан (юридических лиц)осуществлять обращения в письменной и устной форме, а за соответствующимилицами закреплена обязанность эти обращения принимать в порядки и сроки,установленные законодательством. В частности, предложения гражданрассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений,которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшемупредложение. Заявления же граждан решаются в срок до одного месяца со дняего поступления, а те, которые не нуждаются в проверке, - безотлагательно,но не позднее 15 дней со дня получения заявления. Предложения и заявленияграждан рассматриваются теми органами, к непосредственному ведению которыхотносятся затрагиваемы в них вопросы. В отличии от предложений - жалобы подаются в инстанции, вышестоящие поотношению к тем, действия которых обжалуются. Закон запрещает направлятьжалобы граждан тем органам, на действия которых направлена эта жалоба.Наряду с административным порядком рассмотрения жалоб на незаконныедействия должностных лиц и органов государства, существует судебный порядокобжалования таких действий. В частности, за гражданами РФ Закон закрепляетправо непосредственного обращения в судебные органы на незаконные действия. Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителемсуверенитета единственным источником власти в Российской Федерацииявляется ее многонациональный народ (Ст.3 Конституции РФ). Эта важнейшаяоснова конституционного строя Российской Федерации реальную и практическуюреализацию получает через политические права каждого человека. Именно этовзаимодействие и обеспечивает должное их применение и реализацию их вповседневной жизни. Государство обязано гарантировать защиту прав граждан вслучае их умаления тем или иным способом. Гарантия судебной защиты,закрепление этого права в иных законодательных актах и обеспечивает в общеймере эту защиту. Так же этому было уделено внимание Президента РФ в ежегодном посланииФедеральному собранию 26 мая 2004 года.Глава 2. Социально-экономические права человека. Социально-экономические права (наряду с культурными) относятся кправам человека второго поколения. Они касаются поддержания и нормативногозакрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяютположение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния,социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могутбыть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализованности вомногом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии ихреализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первогопоколения, менее развиты. В отличие от других видов прав человека особенностями социально-экономических прав являются[3]: распространенность на определенную - социально-экономическую областьжизни человека; допустимость рекомендательных, "нестрогих" формулировок базовыхположений (например, "достойная жизнь", "справедливые и благоприятныеусловия труда", "удовлетворительное существование"); зависимость реализации социально-экономических прав от состоянияэкономики и ресурсов. Статья 2 Международного пакта об экономических,социальных и культурных правах специально говорит о том, что эти правадолжны обеспечиваться постепенно и "в максимальных пределах имеющихсяресурсов". Длительное время правам человека второго поколения отводиласьвторостепенная роль, возможности регулирования таких прав оценивалисьнегативно. Причина этого заключалась в господствовавшем представлении оневозможности точно определить и юридически квалифицировать эти права,поскольку они не могут порождать непосредственных обязанностей государствапо их обеспечению и правовой защите. Позже эта тенденция смениласьотрицанием равноценности социально-экономических и политических прав. Сегодня значение социально-экономических прав для обеспеченияправового статуса личности бесспорно. Как отмечено в Международном пакте обэкономических, социальных и культурных правах, "идеал свободнойчеловеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен,только если будут созданы такие условия, при которых каждый можетпользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами также, как и своими гражданскими и политическими правами". Эту точку зренияподтвердила Генеральная Ассамблея ООН (резолюция от 4 декабря 1986 г.),провозгласив "неделимость и взаимозависимость экономических, социальных,культурных, гражданских и политических прав". Обязанность государства в сфере защиты социально-экономических правсостоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и социальныереформы, обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодахэкономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всемравных возможностей пользования данными правами. Как отмечается в ст. 7Хартии экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г.,каждое государство несёт ответственность за содействие экономическому,социальному и культурному развитию своего народа. Среди источников правового регулирования социально-экономических прави свобод базовую роль играют международно-правовые нормы. Универсальныенормы содержатся в общих принципах Устава ООН, в программных положенияхВсеобщей декларации прав человека, в нормах Международного пакта обэкономических, социальных и культурных правах, в конвенциональныхстандартах Международной организации труда (МОТ). В данной области МОТпринято больше 170 конвенции. Важное значение имеют следующие: "Опринудительном труде" (1930 г.), "О справедливом вознаграждении" (1951 г.),"О дискриминации в области труда и занятости" (1958 г.), "О политике вобласти занятости (1964 г.), "О трудящихся с семейными обязанностями" (1981г.), "О содействии занятости и защите от безработицы" (1988 г.) и др. Другую группу источников регулирования социально-экономических правсоставляют нормы, которые содержатся в региональных соглашениях (таких, какЕвропейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейскаясоциальная Хартия и др.). Третья значительная группа связана с гарантиямисоблюдения и защиты социально-экономических прав, закреплёнными внациональных законодательствах государств. Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжениеосновными факторами хозяйственной деятельности. К ним относятся: право натруд; право на собственность; право на предпринимательство; право назабастовки и др. Кроме того, трудящиеся и работодатели имеют право назаключение коллективных договоров; право на свободное объединение внациональные или международные организации для защиты своих интересов. Ведущее место в каталоге экономических прав занимает право на труд,включающее право каждого человека на получение возможности зарабатыватьсебе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободносоглашается (ст. 6 Пакта об экономических, социальных и культурных правах).Это право выражает постоянно действующую потребность человека, необходимуюдля создания элементарных материальных предпосылок человеческогосуществования, а также обеспечения условий всестороннего развития личности.Право на труд и защиту от безработицы зафиксировано и в ст. 23 Всеобщейдекларации прав человека. В Конституции РФ (ст. 37) гарантируется право каждого в РоссийскойФедерации свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать роддеятельности и профессию, фиксируется право на справедливые и благоприятныеусловия труда: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающихтребованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой быто ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным закономминимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы".Законодательство РФ обязывает работодателя обеспечить своим работникамсоответствующие условия труда. В случае невыполнения этой обязанности,повлекшей за собой повреждение здоровья работника, работодатель обязанвозместить причиненный этим материальный и моральный ущерб. Конституционное право на свободный труд для гражданина РоссийскойФедерации означает: 1) возможность свободного и самостоятельного выбора -работать или не работать;2) свободный выбор рода деятельности или профессии, что сюридической точки зрения выражается в договорном характеретрудовых обязанностей, праве менять место работы после соответствующегоуведомления администрации, нраве трудитьсяпосле достижения установленного пенсионного возраста и т. д.;3) запрещение принудительного труда. Принудительным, согласно ст. 8 Пакта огражданских и политических правах, признается труд, который гражданин не избрал добровольно. Принудительный(недобровольный) труд допускается только в силувыполнения обязанностей воинской службы, приговора суда илив условиях чрезвычайных обстоятельств (Конвенция МОТ1930 г. № 29 "О принудительном или обязательном груде"). Практическое осуществление права на труд воплощается в задачеобеспечения работой всех желающих, решении проблемы полной занятостинаселения. Таким образом, право на труд предполагает право на защиту отбезработицы, предоставляемую государством любому лицу (ст. 23 Всеобщейдекларации прав человека). В Конвенции МОТ № 122 "О политике в областизанятости" отмечается, что в целях "ликвидации безработицы и неполнойзанятости каждый член организации провозглашает и осуществляет в качествеглавной цели активную политику, направленную на содействие полной,продуктивной и свободно избранной занятости" (ст. 1). Этот принцип получил закрепление и дальнейшее развитие в Конвенции МОТ1991 г. № 168 "О содействии занятости и защите от безработицы". Согласноэтой Конвенции отказ в приеме на работу может быть оправдан только в случаеотсутствия свободных мест или недостаточной квалификации претендента.Необоснованные увольнения являются незаконными, и в необходимых случаяхтрудящиеся могут быть восстановлены в прежней должности по решению суда. ВРФ право на защиту от безработицы регламентируется Законом "О занятостинаселения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20апреля 1996 г.). Кроме того, для повышения защищенности своих граждан государствообязано принимать надлежащие меры по развитию профессионально-техническогообучения, экономическому росту и полной производительной занятости (ст. 6Пакта об экономических, социальных и культурных нравах). Свобода труда включает в себя и право каждого лица на справедливые иблагоприятные условия труда. Это право, гарантированное в ст. 7 Пакта обэкономических, социальных и культурных правах, состоит из следующихаспектов: а) вознаграждение за труд должно обеспечивать всем трудящимся какминимум справедливую заработную плату и удовлетворительное существованиедля них и для их семей; равное вознаграждение за труд равной ценности безкакого бы то ни было различия; б) условия работы должны отвечатьтребованиям безопасности и гигиены; в) все лица должны иметь одинаковуювозможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступенитолько на основании трудового стажа и квалификации; г) все трудящиеся имеютправо на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемыйпериодический отпуск, вознаграждение за праздничные дни. В Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 37) принцип справедливойоплаты труда воплощается в запрете дискриминации в оплате труда, т. е.любого ограничения в правах либо установления преимуществ в зависимости отпола, возраста, расы, национальности, языка, социального происхождения,имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений,принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств,не связанных с деловыми качествами работника и результатами его труда; вустановлении федеральным законом в качестве исходной базы минимальногоразмера оплаты труда, обязательного для всех работодателей. Право на экономическую деятельность. Данное право предусматриваетсвободное использование человеком своих способностей и имущества дляпредпринимательской и иной не запрещенной законом экономическойдеятельности (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частнойсобственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая базарыночной экономики, исключающая монополию государства на организациюхозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основконституционного строя (ст. 8 Конституции). Под предпринимательской деятельностью понимаются "самостоятельная,осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическоеполучение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполненияработ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве вустановленном законом порядке" (ст. 2 ГК РФ). Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав,обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскуюдеятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность можетсоздавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать вдоговоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжатьсясобственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктоватьпредпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны бытьна нее цены (если пределы не регулируются законодательством).Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудовогозаконодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободупредпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическуюдеятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями,открывать счета в банках. Признание права на экономическую деятельность порождает длягосударства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права.Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию врегистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетоми вымогательством, защищать имущество частного предпринимателя наравне сгосударственной собственностью. Всей своей экономической политикойправительство правового государства содействует и помогает частномубизнесу, поощряет его развитие и защищает от незаконных посягательств.Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственныхорганов, подлежит возмещению. В то же время это право подлежит определенным ограничениям.Государство запрещает определенные виды экономической деятельности(производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такуюдеятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулируетэкспорт и импорт, что накладывает на многие предприятия определенныеограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать отпредпринимателя финансовой отчётности, не затрагивая при этом коммерческуютайну. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всейнациональной экономики, но должны опираться на законодательную базу. Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическуюдеятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и преждевсего Гражданским кодексом Российской Федерации, первая часть котороговступила в силу 1 января 1995 г. С этого времени утратили силу Закон особственности в РСФСР 1990 г., Закон о предприятиях и предпринимательскойдеятельности 1990 г.[4] (кроме ст.34 и 35, устанавливающих порядокгосударственной регистрации) и ряд других актов. Гражданскоезаконодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющимипредпринимательскую деятельность, или с их участием. Правила этогозаконодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан,лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное непредусмотрено федеральным законом. Гражданский кодекс, этот своеобразныйосновной закон рыночной экономики, вводит экономическую деятельность вобщие рамки отношений любых физических и юридических лиц с другими лицами,закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательствакого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимостьбеспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечениявосстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Субъектом права на экономическую деятельность (она не означаетобязательно создание предприятий) являются любые лица, не ограниченныезаконом в своей правоспособности. Правоспособность гражданина возникает вмомент его рождения и прекращается с его смертью. Согласно ст.18 ГК РФ всодержание правоспособности входит право заниматься предпринимательской илюбой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лицасамостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами,совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать вобязательствах и др. Естественно, что малолетние граждане могутосуществлять свои права только через законных представителей (родителей,опекунов). В полном объеме способность гражданина своими действиямиприобретать обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность)возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. с 18 лет, как уже былосказано выше. Экономическая деятельность включает в себя и внешнеторговуюдеятельность. Президент РФ подписал 14 октября 1995 г. Федеральный закон"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". ЦелямиЗакона являются "защита экономического суверенитета, обеспечениеэкономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развитиянациональной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности иобеспечение условий эффективной интеграции экономики России в мировуюэкономику ". В соответствии с законом правом осуществления внешнеторговойдеятельности обладают все российские лица, "за исключением случаевпредусмотренных законодательством РФ". Иностранные лица осуществляютаналогичную деятельность с соблюдением законодательства России. Законустанавливает порядок ввоза и вывоза товаров, ограничения экспорта иимпорта, выдачи лицензий и пр. Конституция РФ специально выделяет еще одну форму экономическойдеятельности, подлежащую запрету, - ту, которая направлена на монополизациюи недобросовестную конкуренцию. Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентнойборьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными инезаконными методами. Конституционный уровень запрета монополизации инедобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничениязлоупотребления свободой предпринимательства тесно граничит с самой этойсвободой, а также стремлением законодателя подчеркнуть особую опасностьэтих злоупотреблений для национальной экономики. Злоупотребления, связанныес доминирующим положением на рынке и нарушение этических правилконкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствиеконкуренции задерживает экономический и технологический прогресс, подавляетактивность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведёт кподдержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободнуюэкономическую деятельность. По интересам граждан и экономики бьетнедобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении соглашений оценах (для поддержания высоких цен), разделе рынков, устранении с рынкадругих предпринимателей. Интересы потребителей ущемляются и тогда, когда ихвводят в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и местаизготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя, путемнекорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копированиявнешнего оформления или использования товарного знака чужого товара и инымиспособами. Подобного рода методы запрещены Законом РСФСР о конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта1991 г.[5]. Запрещены также распространение предпринимателем ложных,неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другомупредпринимателю, изъятие товаров из обращения с целью создания илиподдержания дефицита на рынке либо повышения цен, навязывание контрагентуусловий договора, невыгодных для него или не относящихся к предметудоговора, и ряд других действий. Закон устанавливает, что признание положения доминирующим (т.е.монополии) возможно, если доля товаров на рынке превышает 35% и существуетвозможность ограничивать конкуренцию. Ограничивать конкуренцию запрещено нетолько отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти.Средствами борьбы с монополизацией и недобросовестной конкуренцией можетбыть обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предписанияо прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний -налагать штраф. В случае причинения убытков от таких действий можнообращаться в суд (как общей юрисдикции, так и арбитражный). Для реализации положений Закона создан Государственный комитетРоссийской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новыхэкономических структур, имеющий территориальные управления. Деятельностьэтих органов носит квазисудебный характер, поскольку они принимают решенияо мерах воздействия в процессуальных формах, т.е. с предоставлениемопределенных гарантий сторонам, соблюдением их прав и законных интересов.Однако любые решения этих органов могут быть обжалованы в суд. Государство оказывает поддержку и так называемому маломупредпринимательству (с числом занятых на предприятии до 100 человек), о чемпринят Федеральный закон от 14 июня 1995 г. Закон предусматривает созданиельготных условий в финансовой области и налогообложении, поддержкувнешнеэкономической деятельности малых предприятий и др. Государствопризвано осуществлять специальные программы, создавать фонды поддержкималого предпринимательства. Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни исоциальную защищенность. Одним из главных является право на социальноеобеспечение, включая социальное страхование, пенсионное обеспечение имедицинское обслуживание. Сущность права на социальное обеспечение (по возрасту, в случаеболезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иныхслучаях, установленных законом) состоит и том, что государство гарантируетпредоставление достаточных средств гражданам, в силу объективныхобстоятельств лишенным (полностью или частично) способности или возможноститрудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи срождением и воспитанием детей. Данный комплекс прав закреплен в ст. 22 и 25Всеобщей декларации прав человека, ст. 9-12 Пакта об экономических,социальных и культурных правах, ст. 26 Конвенции о правах ребенка. Осуществление этого права связано с реализацией других прав, в томчисле на удовлетворительный жизненный уровень, на охрану и помощь семье,материнству и детству, права на наивысший достижимый уровень физического ипсихического здоровья. Всеобщая декларация прав человека указывает: "Каждыйчеловек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду,жилище, медицинский уход н необходимое социальное обслуживание, которыйнеобходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи,и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, вдовства,наступления старости или иного случая утраты средств к существованию понезависящим от него обстоятельствам" (ст. 25). Гарантии обеспечения права на социальную защиту являются предметомряда международных конвенций и рекомендации, принятых МОТ. Конвенция № 102"О минимальных нормах социального обеспечения" устанавливает обязанностьгосударств выплачивать девять видов пособий, в частности на медицинскуюпомощь профилактического и лечебного характера, по болезни с цельювосстановления временно утраченной трудоспособности, но безработице, постарости, по беременности, но инвалидности или в случае потери кормильца.Конвенция № 118 "О равноправии в области социального обеспечения"закрепляет принцип равных с гражданами прав иностранцев и лиц безгражданства. Право на охрану и помощь семье, матерям и детям предусматриваетразнообразные формы социальной поддержки семьи. В соответствии со ст.10Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах сюдавключается предоставление охраны и помощи семьям, специальные меры защитыматеринства, особая охрана и помощь детям и подросткам, запрет применениядетского труда в случае, если он может повредить физическому илинравственному здоровью ребенка или его развитию. Согласно ст. 25 Всеобщейдекларации прав человека, все дети, родившиеся в браке или вне брака,должны пользоваться одинаковой социальной защитой. Российская Федерация, провозгласив себя социальным государством,политика которого направлена на создание условий достойной жизни исвободного развития человека (ст. 7 Конституции РФ), обязуется проводить вжизнь определенную социальную политику, направленную на обеспечение защитыдостойной и свободной жизни людей. В связи с этим законодательство РФрегулирует реализацию социальных прав, устанавливает дополнительныегарантии по социальной защите отдельных категорий граждан. В РФ действуютФедеральные законы: от 10 декабря 1995 г. "Об основах социальногообслуживания населения в Российской Федерации", от 2 августа 1995 г. "Осоциальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 21декабря 1996 г." "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 4 января 1997 г. "Огосударственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями идополнениями), другие законы и иные нормативно-правовые акты. Условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека,зафиксированы в праве на достаточный уровень жизни, психического ифизического здоровья. Согласно ст. 11 Пакта об экономических, социальных икультурных правах, любому человеку должны быть обеспечены достаточноепитание, одежда и жилище, условия его жизни должны непрерывно улучшаться.Утверждая "основное право каждого человека на свободу от голода", Пактобязывает государство принимать необходимые меры для улучшения методовпроизводства и распределения продуктов питания, более эффективногоиспользования природных ресурсов. Конвенция МОТ № 117 "Об основных целях инормах социальной политики" устанавливает, что при определении прожиточногоминимума принимаются во внимание такие основные потребности семейтрудящихся, как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда,медицинское обслуживание и образование. Право на обеспечение достаточного уровня жизни и улучшение условийжизни включает в себя также право на наивысший достижимый уровеньпсихического и физического здоровья, которое, согласно ст. 12Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах,государства должны обеспечивать путем: сокращения мертво рождаемости идетской смертности; улучшения всех аспектов гигиены и леченияэпидемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; созданияусловий, которые бы обеспечивали всем медицинскую помощь и медицинский уходв случае болезни. Одним из аспектов обеспечения достаточного уровня жизни являетсяпредоставление каждому права на жилище. Конституция РФ в ст. 40 определяетправо на жилище как гарантированную возможность быть обеспеченнымпостоянным жилищем, включая юридическую возможность стабильного пользованияимеющимся у граждан жилым помещением, его неприкосновенность,недопустимость произвольного лишения жилища, а также возможность улучшитьжилищные условия путём приобретения другого жилья. Жилищноезаконодательство, обеспечивающее реализацию права на жилище, в настоящеевремя представлено федеральными законами "О приватизации жилищного фонда вРоссийской Федерации" с изменениями и дополнениями 1996г., "Об основахфедеральной жилищной политики" (1996 г.), "О товариществах собственниковжилья" (1996 г.) и др. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерациигарантировано ст. 41 Конституции РФ (предоставляющей возможностьбесплатного получения медицинской помощи в государственных и муниципальныхучреждениях здравоохранения), Основами законодательства РоссийскойФедерации об охране здоровья граждан (приняты 22 июля 1993 г.), Федеральнымзаконом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (сизменениями и дополнения от 2 апреля 1993 г.), другими нормативно-правовымиактами и федеральными программами. Законодательство устанавливает основные принципы охраны здоровьяграждан в Российской Федерации. Ими являются: 1) соблюдение прав человека игражданина в области охраны здоровья; 2) приоритет профилактических мер; 3)доступность медико-социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан вслучае утраты здоровья; .5) ответственность органов государственной властии управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формсобственности, должностных лиц за не обеспечение прав граждан в областиохраны здоровья, сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу дляжизни и здоровья людей. Государство предоставляет гражданам защиту от любыхформ дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Для международной защиты социально-экономических прав человека и дляисполнения целей и задач Организации Объединенных Наций создан и действуетЭкономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) - ведущая контрольная инстанция вобласти защиты социально-экономических прав и основной координаторэкономической и социальной деятельности ООН и ее специализированныхучреждений. ЭКОСОС в соответствии с Уставом ООН (ст. 61—72) уполномочен проводитьисследования и составлять доклады по международным вопросам в областиэкономической и социальной жизни, культуры, образования, здравоохранения ит. п., готовить проекты конвенций по соответствующим вопросам, проводитьмеждународные конференции по проблемам, входящим в его компетенцию. Социально-экономические права, с одной стороны, обеспечиваютсоответствующую активность населения, его рыночную свободу, а с другой -предоставляют защиту от возможных рисков. И между этими аспектаминормативного регулирования нет противоречия. Ценности экономической свободыи равенства получают общественное признание и закрепление в единой системенеотъемлемых прав и свобод человека наряду с ценностями социальнойсправедливости, интеграции, взаимной ответственности государства игражданина. Гарантии реализации социально-экономических прав являютсяважной предпосылкой стабильного существования правового государства в егодемократической и социальной форме.Глава 3. Система механизмов обеспечения прав и свобод3.1. Механизмы обеспечения прав и свобод в Российской Федерации. В данной главе пойдёт речь о том, чьей обязанностью являетсяобеспечение и защита прав и свобод. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права исвободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализациии механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свободчеловека и гражданина входят в функции всех органов государственной властии органов местного самоуправления. Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органамигосударственной власти и органами местного самоуправления, а так же другимилицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган,который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правамчеловека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека неисключает необходимости быстрейшего полного исполнения конституционногоположения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118,ч.2). Независимые и беспристрастные административные суды – необходимоесредство для укрепления законности в деятельности государственных органовуправления. Конституция РФ, предписав, что права и свободы человека и гражданинаопределяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной,исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установиласпособ обеспечения этих прав исвобод – правосудие. Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренномпроцессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешенииконфликтов, связанных с дейсвительным или предполагаемым нарушением нормгражданского, административного и иных отраслей права. Суд являетсягарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав исвобод (ст. 46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого означает, что имобладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защитыозначает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующийсуд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу ипринять по ней законное, справедливое и обоснованное решение. В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: “Государственная защитаправ и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”.Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на этодеятельность всех ветвей государственной власти –




Похожие:

Политические и социально-экономические права человека iconДля проведения урока «Права человека», бесед, классных часов, посвященных 60-летию
Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (оон) Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены главные, основополагающие...
Политические и социально-экономические права человека iconПетр Первый: политические, социально-экономические и культурные преобразования

Политические и социально-экономические права человека iconСоциально экономические, политические изменения в СССР в 1953 1980 гг

Политические и социально-экономические права человека iconРоссийская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования

Политические и социально-экономические права человека iconСоциально-экономические и культурные права и свободы граждан Российской Федерации
Курсовая работа по дисциплине Конституционное право по теме Социально-экономические и культурные права и свободы граждан Российской...
Политические и социально-экономические права человека iconОбъединение Руси в 14-17 вв
Социально-экономические и политические предпосылки и причины «собирания» русских земель. 2
Политические и социально-экономические права человека iconЗаконодательство в период царствования Петра I
Российская империя при петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования
Политические и социально-экономические права человека iconКонституционные права и свободы гражданина. Каждый человек обладает совокупностью прав и свобод,закрепленных в Конституции. Их можно разделить наследующие группы: -гражданские -политические -экономические -социальные -культурные Знаетели вы эти права?
Конституционные права и свободы гражданина. Каждый человек обладает совокупностью прав и свобод,закрепленных в Конституции. Их можно...
Политические и социально-экономические права человека iconЭкономические и политические реформы И. В. Сталина Экономические и политические реформы И. В. Сталина
Я не собираюсь здесь начинать полемику по политическим вопросам, связанным с тем периодом, когда страной управлял И. В. Сталин. Моя...
Политические и социально-экономические права человека iconСоциально-экономические и культурные права граждан

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы