\"Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества\" Преподаватель: Доцент Климов А. Я. Студент группы ву 2-2: Морозов П. Н. Москва, 1996 г. Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное не icon

"Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества" Преподаватель: Доцент Климов А. Я. Студент группы ву 2-2: Морозов П. Н. Москва, 1996 г. Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное не



Название"Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества" Преподаватель: Доцент Климов А. Я. Студент группы ву 2-2: Морозов П. Н. Москва, 1996 г. Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное не
Дата конвертации07.07.2012
Размер374,39 Kb.
ТипБиография
Биография Эммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества


Сдавался также в МГУ на юр. факультете ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра Философии. Реферат на тему: "Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества" Преподаватель: Доцент Климов А.Я. Студент группы ВУ 2-2: Морозов П.Н. Москва, 1996 г. Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И. Кант Приступая к описанию жизненного пути известного немецкого философаИммануила Канта, следует подчеркнуть особую важность изучения еготворчества. Канта принято называть "основоположником немецкой классическойфилософии". Действительно, почти все виды классического и современногофилософствования так или иначе восходят к творчеству этого мыслителя. Еготруды положили начало знаменательной традиции в европейском духовномразвитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг впередрассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства,которое бережно хранится, но не превращается в фетиш. Канта сравнивают сСократом, ибо философия его человечна. Древнегреческий ученый впервые вистории философии отвлекся от космоса и занялся изучением человеческойприроды. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забываето вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законахбытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. ИдеиКанта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально онизвучат на данном этапе развития человеческого общества - в периодгуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии. Исследование философского наследия Канта осложняется множественностьюи разнообразием источников сведений о его жизни и творчестве. Необходимоотметить, что у Канта смолоду выработалась привычка любую пришедшую вголову мысль немедленно заносить на бумагу. Иногда это были специальноподготовленные листы, чаще - первый попавшийся на глаза клочок: только чтопоступившее письмо, счет от торговца и т.д. На таких клочках можно найтипоражающие глубиной идеи - прозрения, которые обгоняют систематизированнуюмысль. Встречаются и незаконченные фразы, и отточенные афоризмы, изаготовки будущих работ. Это важнейшее дополнение к завершеннымпроизведениям философа. Была у Канта и другая привычка. Некоторые своилекционные курсы он читал по чужим учебникам: логику - по Майеру,метафизику - по Баумгартену. Готовясь к занятиям, он имел обыкновениезаписывать на полях учебников, на форзаце, титуле и других свободныхместах, даже в тексте между строчками, все то, что приходило ему в голову вэтот момент. За многие годы преподавания принадлежащие ему учебникиоказались испещренными тысячами заметок. Одни записи в книге Майера"Логика" составили почти целиком содержание шестнадцатого томаакадемического собрания сочинений. А все черновые наброски составляютдесять томов - больше, чем опубликованные работы. Даты в записях Кантаотсутствуют, но на основании целого ряды признаков публикатору кантовскогорукописного наследия Э. Адикесу удалось не только рассортировать материалтематически, но и приблизительным образом расположить его в хронологическомпорядке. В результате современный читатель располагает своеобразным научнымдневником Канта. Для того, чтобы составить верное представление охарактере, привычках философа, важно также исследовать сохранившиеся донастоящего времени соответствующие свидетельства его современников. Такимобразом, помимо законченных произведений философа, исследователю, биографу- любому, кто решается писать о жизни и творчестве Канта, необходимовнимательного изучать заметки, черновые наброски, неоконченные работыфилософа, в которых зачастую содержатся идеи, поясняющие, развивающиемысли, высказанные в оконченных произведениях, а также множество других,дошедших до современного читателя источников, в которых содержатся сведенияо его жизненном и творческом пути. Автор данного реферата не претендует на всестороннее и исчерпывающеерассмотрение философского учения Канта. Работа посвящена прежде всегоописанию жизни ученого. Но у Канта нет иной биографии, кроме истории егодуха. Все свои сознательные годы Кант искал истину. Но истина - процесс.Никогда философом не овладевало чувство, что все сделано, что обретенабсолют. Кант улучшал, уточнял, шлифовал свое учение. Его жизнь -непрестанное духовное развитие, вечный поиск, вплоть до последних лет,когда мысль вышла из - под его контроля. Материал в данной работе изложен в хронологическом порядке, с учетомтрадиционного деления творческого пути Канта на два периода. Границу междуними различные исследователи определяют по - разному. Одни считают такойграницей середину 60-х годов XVIII века, другие - приблизительно 1770 год.По - видимому, допустимы обе точки зрения, так как переход Канта с одногоэтапа на другой происходил постепенно, путем долгих и часто мучительныхдуховных исканий. Первый этап - так называемый "докритический" или"догматический". В этот период философ занимался главным образоместественно научными проблемами и выдвинул ряд важных гипотез, в том числе"небулярную" космогоническую гипотезу, согласно которой возникновение иэволюция солнечной системы выводится из существования "первоначальнойтуманности". В это же время философ высказал предположение о существованиибольшой вселенной галактик вне нашей галактики, развил учение о замедлениисуточного вращения Земли в результате приливного трения и учение оботносительности движения и покоя. В философских работах этого периода Кантпытается обосновать идею абсолютного совершенства нашего мира и, на основеизучения работ Лейбница, провести различие между основанием реальным иоснованием логическим. Свое состояние в эти годы сам Кант называл"догматическим сном". Он мыслит как догматик, преувеличивая роль формально-дедуктивных методов мышления, по сравнению с опытным знанием. Второй этап -так называемый "критический". В работах этого периода последовательноизлагались: "критическая теория познания", этика, эстетика и учение оцелесообразности природы. Основное внимание философа сосредоточилось накритическом анализе познавательных способностей человека, на разработкесоответствующей теории познания. Под влиянием скептицизма и эмпиризма Юма,Кант ввел в философию понятие об отрицательных величинах, осмеял увлечениесовременников мистикой и "духовидением". В этот период он придает большоезначение использованию в философии опытного знания. Объем данного рефератане позволяет уделить должное внимание исследованию всех подробностей жизнии творчества Канта. Поэтому, в ней рассмотрены лишь наиболее значимыеэпизоды и наиболее важные его произведения, характерные для каждого изэтапов. * * * Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге всемье шорника Иоганна Георга Канта. Сам Кант полагал, что его предки былиродом из Шотландии, но современные исследователи установили, что его прадедпо отцу был выходцем из Латвии, а по матери - уроженец Пруссии. Рос Кант наокраине города среди мелкого торгового и ремесленного люда. В семье былопятеро детей. Маленького Иммануила воспитывали в обстановке уважения ктруду, честности и пуританской строгости. С детства мальчик обладал хилымздоровьем, и мать - Анна Регина - старалась привить сыну физическое инравственное здоровье, разбудить пытливость и воображение. В 1730 году Кант поступил в начальную школу, а в 1732 году по советудруга семьи Кантов пастора Франца Альберта Шульца мальчика отдали вгосударственную церковную гимназию - "коллегию Фридриха", на латинскоеотделение. Основными предметами в гимназии были латынь (до 20-ти часов внеделю) и богословие. Обязательными были также греческий и древнееврейскийязыки, изучение которых входило в программу курса богословия. Проводилисьфакультативные занятия по математике, музыке, французскому и польскомуязыкам. Естествознание и история не преподавались. Благодаря природнымспособностям и прилежанию Кант, несмотря на хилое здоровье, был одним излучших учеников гимназии. Его родители хотели, чтобы мальчик сталсвященником, но под влиянием преподавателя латыни Генденрейха Кант увлексяантичной поэзией, филологией и неприязненно относился к внешним проявлениямрелигиозного культа. Осенью 1740 года в возрасте 16-ти лет Кант поступил в Кенигсбергскийуниверситет. До сих пор неизвестно точно, на каком факультете он учился,так как в сохранившихся списках студентов нет указаний на то, к какомуфакультету относился каждый из них. В университете существовало четырефакультета, три из них: богословский, медицинский и юридический относилиськ "высшим", а философский - к "низшим". Согласно приказу ФридрихаВильгельма I, студенты могли числиться только на одном из высшихфакультетов, так как "солдатскому королю" нужны были прежде всего грамотныеслужащие, а к философии он относился достаточно скептически. Первыебиографы Канта полагали, что он выбрал теологию, однако, проанализировавперечень предметов, которым будущий философ уделял наибольшее внимание,можно сделать вывод, что он, вероятно, учился на медицинском факультете.Гимназическое увлечение филологией сменилось интересом к физике ифилософии. Сильное влияние на становление Канта в этот период оказалпрофессор Мартин Кнутцен. От него молодой человек впервые услышал имяНьютона и под его руководством на четвертом году обучения принялся запервое самостоятельное сочинение по физике. Первую свою работу Кант писалтри года - с 1743 по 1746 год. Называлась она "Мысли об истинной оценкеживых сил". Эта работа представляла собой попытку выступить арбитром вспоре картезианцев и лейбницианцев об измерении кинетической энергии.Создавая эту работу, Кант, по - видимому, не знал, что уже в 1743 годуДаламбер дал универсальное решение проблемы, выразив его формулой F=mvv/2.Кант, сам того не ведая, по сути лишь повторил решение Даламбера. Однакоработа содержала ряд оригинальных умопостроений, в том числе рассуждения освязи трехмерности пространства и закона всемирного тяготения. "Мысли ..."печатались с 1746 по 1749 год. После выхода книги в свет, Кант посылает поэкземпляру швейцарскому ученому и поэту Альбрехту Галлеру и математикуЛеонарду Эйлеру, однако, ответа на эти почтовые отправления он не получил.Возможно, причиной тому послужил описанный выше промах молодого ученого.Несмотря на то, что первая работа не принесла Канту известности и уступает,естественно, по масштабу более поздним его трудам, уже в этой работепроявилась характерная черта всей его философии - соединениебескомпромиссного стремления к истине со склонностью к разумнымкомпромиссам, когда налицо две крайние точки зрения. В 1747 году, не защитив магистерской диссертации, Кант впервыепокидает Кенигсберг. Однако, его странствия ограничиваются пределамиВосточной Пруссии. В глухой провинции философ пробует себя в роли домашнегоучителя последовательно в трех семьях: пастора деревни Юдшен в Литве,богатого помещика под Остероде и графа Кайзерлинга. В Прусском захолустьеКант приобрел педагогические навыки, прошел школу житейского опыта.Свободный доступ к книгам и обилие свободного времени заложили фундаментбудущей научной деятельности. В этот период Кант написал рукопись поастрономии "Космогония или попытка объяснить происхождение мироздания,образование небесных тел и причины их движения общими законами развитияматерии в соответствии с теорией Ньютона". Статья была написана наконкурсную тему, предложенную Прусской академией наук, но молодой ученый нерешился принять участие в конкурсе. Статья была опубликована только 1754году после возвращения Канта в Кенигсберг. Несколько позднее, в конце лета1754 года, Кант публикует вторую статью, посвященную также вопросамкосмогонии, - "Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения".Эти две статьи были как бы прелюдией к космогоническому трактату, которыйбыл вскоре написан. Его окончательное название гласило "Всеобщаяестественная история и теория неба, или попытка истолковать строение имеханистическое происхождение всего мироздания, исходя из принциповНьютона". Трактат вышел анонимно в 1755 году, и вскоре в одном изгамбургских изданий появилась одобрительная рецензия. Работа представляетсобой своеобразную попытку сочетать пытливость натуралиста с привычными сдетства догматами церкви. Приступая к изложению космогонической системыКант озабочен одним: как согласовать ее с верой в бога. Философ убежден,что противоречия между его гипотезой и традиционным религиозными(христианским) верованием нет. Однако, очевидно некоторое сходство еговзглядов с идеями древних материалистов - Демокрита и Эпикура. Как и этифилософы, Кант полагал, что первоначальным состоянием природы было всеобщеерассеяние первичного вещества, атомов. Он показал, как под воздействиемчисто механистических причин из первоначального хаоса материальных частицмогла образоваться наша солнечная система. Таким образом, философ отрицалза богом роль "зодчего вселенной". Однако, он видел в нем все же творцатого первоначально рассеянного вещества, из которого (по законам механики)возникло нынешнее мироздание. Проблемой, которую Кант не смог решитьестественно научным путем, была проблема возникновения органическойприроды. Философ признавал что, законов механики недостаточно для пониманиясущности жизни. Естественно, что возникновение живой природы он объяснялтакже существованием и деятельностью бога. К концу 1755 года Кант был уже автором двух статей и двух серьезныхтрактатов по вопросам космогонии, приобрел некоторую известность в ученыхкругах Пруссии, однако все еще числился студентом, или, точнее, кандидатом(так в Германии именовались лица, прослушавшие курс лекций в высшем учебномзаведении, но не завершившие должным образом свое образование). Задумываясьо будущем, Кант видел себя университетским преподавателем. За годы работыдомашним учителем он скопил небольшую сумму, необходимую для началаакадемической карьеры. Для осуществления мечты ему оставалось получить лишьученую степень. 17 апреля 1755 года Кант подает на философский факультетмагистерскую диссертацию "Об огне" и через четыре недели сдает устныймагистерский экзамен. 12 июня 1755 года в Кенигсбергском университетесостоялся торжественный акт возведения молодого философа в ученую степень.Однако, получение степени магистра не означало автоматического принятия всостав преподавателей университета. Для того, что бы получить право читатьлекции, Канту предстояло пройти габилитацию (так именовалась защитаспециальной диссертации в публичном диспуте). Новая диссертация Кантаназывалась "Новое освещение первых принципов метафизического познания".Защитив ее, ученый получает звание приват-доцента, т.е. внештатногопреподавателя, труд которого оплачивался самими студентами. В первую своюуниверситетскую зиму Кант читал логику, математику, метафизику,естествознание. Затем к ним прибавилась физическая география, этика имеханика. В то время не создавалось культа из узкой специализации, ибудущий философ смог полностью проявить свои разносторонние знания. Еголекции пользовались неизменным успехом среди студентов. Минимальнаянагрузка составляла 16-ть, а максимальная - 28-мь часов в неделю.Естественно, что во второй половине 50-х годов Кант почти ничего не пишет.Самым значительным трудом этого периода, можно назвать диссертацию"Физическая монадология", которую Кант написал, безрезультатно претендуя наэкстраординарную (без оклада) профессуру. Преподавание поглощает все времяи все силы, но безбедное существование обеспечено. В этот периодестественно - научные материи по - прежнему занимают доминирующее положениев духовных исканиях Канта, но наряду с этим усиливается и интерес кфилософии. Первой собственно философской работой была габилитационнаядиссертация "Новое освещение первых принципов метафизического познания". Вней Кант исследует установленный Лейбницем принцип достаточного основания.Он проводит различие между основанием бытия предмета и основанием егопознания, реальным и логическим основанием. В этих рассуждениях Кантасодержится зародыш будущего дуализма: мир реальных вещей и мир наших знанийне тождественны. Принцип достаточного основания философ соотносит споведением человека. Так в этой диссертации впервые возникает проблемасвободы, которая в будущем превратится в лейтмотив всего творчества Канта.Он считает, что идея определяющего основания не противоречит свободе. Онпонимает свободу как сознательную детерминизацию поступка, как приобщение кволе мотивов разума. В дальнейшем, развивая эту идею, философ придет квыводу, что человек не может полагаться только на свои влечения, так каквсе они жестко детерминированы природой, и поступать в соответствии с ними- значит оставаться животным. В целом в этой диссертации Кант отстаиваетлейбницианско-вольфианскую точку зрения. Хотя в некоторых существенныхдеталях, например при разрешении проблемы взаимоотношения души и тела, емуближе идеи Ньютона. Что касается гармонии бытия и его всеобщейустремленности к благу, то он пока в этом не сомневается. Значительное влияние на жизнь и творчество Иммануила Канта оказалавойна Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно, Пруссияпотерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскимивойсками. В составе Российской империи появилась новая административнаяединица, и 24 января 1758 года город присягал на верность русскойимператрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университетапринес присягу и Кант. Войны в XVIII веке почти не затрагивали мирноенаселение. Несмотря на войну, занятия в университете не прерывались.Напротив, к обычным лекциям прибавились еще и занятия с русскими офицерами.Кант читал для русских фортификацию и пиротехнику. Некоторые биографыфилософа считают, что его слушателями в это время могли быть такиеизвестные в российской истории лица, как будущий екатерининский вельможаГригорий Орлов и А.В. Суворов, тогда подполковник, навещавший в Прусскойстолице своего отца генерала В.И. Суворова. В декабре 1758 года умер профессор философии Кипке. На освободившеесяместо объявилось пять претендентов. Среди них был и Кант, выставивший своюкандидатуру по настоянию давнего благожелателя - пастора Шульца, которыйстал к тому времени профессором богословия и ректором университета. Из пятикандидатов Академический совет выбрал двух - математика Бука и Канта.Однако, окончательно вопрос о вакансии был решен не в пользу философа.Оплачиваемое место получил Бук, который был старше по возрасту и попреподавательскому стажу. Может быть сыграло роль и другое обстоятельство.Некий Андрей Болотов, занимавший в то время ответственное положение вгубернской канцелярии, проявлял живой интерес к философии и был ревностнымсторонником философии Крузия. Кант был явным антикрузианцем. Возможно, чтоБолотов, в силу своего положения имевший возможность повлиять на решениеданного вопроса, предпочел передать кафедру философии математику Буку,равнодушному к острым мировоззренческим проблемам, чем вольфианцу Канту. Вэтот период начинается постепенный переход Канта ко второму этапу еготворчества. Много лет спустя философ назовет свое состояние в магистерскиегоды, свою приверженность к вольфианству "догматическим сном". Он запретитпользоваться своими ранними трудами, в том числе такими, как "Опытнекоторых рассуждений об оптимизме (1759) и "Мысли магистра Иммануила Канта... по поводу безвременной кончины высокородного господина Функа" (1760), вкоторых он обосновывал идею полного совершенства нашего мира, высказывалмысль о том, что сам по себе человек ничего не стоит, а, как и любое другойотдельное существо, может жить лишь во имя блага целого. Очевидно, чтоподобные утверждения противоречат идее: "Человек есть цель сама по себе",которую он развивал в более поздние годы. * * * 1762 год был переломным для философа. Принято считать, что важнейшуюроль в новых исканиях Канта, которые в дальнейшем привели к созданию егокритической философии, сыграло знакомство с творчеством Жан-Жака-Руссо.Руссо стал для Канта, по признанию последнего, "вторым Ньютоном". Если повлиянием ньютоновских формул философ сформировал свои взгляды на космос,устройство солнечной системы, мир в целом, то парадоксы Руссо помогли емузаглянуть в тайники человеческой души. Помимо Руссо, Кант в последствииназывал еще и Давида Юма в качестве мыслителя, который "помог емупробудиться от догматического сна". Руссо повлиял на Канта как человека иморалиста, Юм подтолкнул его новым теоретико-познавательным поискам,пересмотру метафизических догм, формированию новой теории познания. В предверии зимнего семестра 1762 года Кант выпустил, как и раньше,брошюру - приглашение к лекциям. В предыдущих трактовались в основноместественно научные проблемы, на этот раз для рассмотрения был взятфилософский вопрос. Брошюра называлась "Ложное мудрствование в четырехфигурах силлогизма" и содержала первую попытку критики формальной логики,служившей опорой вольфианству. До этого автор разделял вольфианскоепреклонение перед дедукцией, несколько преувеличивая значение мыслительнойдеятельности человека для познания, и был убежден, что возможностивыведения одних понятий из других путем построения умозаключенийбесконечны. В этой работе он серьезно задумывается над тем, как ввести вфилософию опытное знание. Этим же проблемам посвящена написанная также в1762 году работа "Исследование очевидности принципов естественной теологиии морали". Она была написана на конкурсную тему, объявленную Берлинскойакадемией наук. Работа не получила первой премии, однако была признана еепочти равной той, что одержала победу, и вместе с ней опубликована. В этойработе, сопоставляя философию с математикой, Кант говорит о качественноммногообразии объектов первой по сравнению с объектами второй. Анализируяуказанную проблему ученый приходит к выводу, что истинная философия еще ненаписана. Настоящая философия, по его мнению, должна усвоить метод, которыйНьютон ввел в естествознание и который принес там столь плодотворныерезультаты. Следовательно, надлежит, опираясь на достоверные данные опыта,отыскать всеобщие законы. Опыт, на который должна опираться философия, -это не только показания чувств, но и "внутренний опыт", непосредственноочевидное сознание. С точки зрения философа, благодаря последнемустановится весьма достоверным познание бога. В этой работе Кант высказываетважное для его дальнейшего философского развития соображение: нельзясмешивать истину и благо, знание и моральное чувство. Грядущую философскуюреволюцию предвещают и те идеи, которые Кант высказывает в трактате "Опытвведения в философию понятия отрицательных величин". Внимание мыслителяпривлекает проблема единства противоположностей. Исходный пункт рассуждений- установленное еще в габилитационной диссертации различие между логическими реальным основанием. Кант указывает, что справедливое для логики можетбыть неистинным для реальной действительности. Логическая противоположностьсостоит в том, что относительно одной и той же вещи какое - либовысказывание или утверждается или отрицается, одно упраздняет другое, врезультате чего получается ничто. Иное - реальная противоположность,которая стоит в противонаправленности сил. Здесь также одно упраздняетдругое, но следствием будет нечто реально существующее. В зимнем семестре 1762 года у Канта появился новый студент, накоторого тот сразу обратил внимание. Молодой человек числился натеологическом факультете, обладал незаурядными способностями иусидчивостью, писал неплохие стихи, подражая любимым поэтам Канта - Галлеруи Попу. Это был Иоганн Готфрид Гердер, сын звонаря и учителя приходскойшколы в Морунгене. У Канта Гердер прослушал все его тогдашние курсы -метафизику, мораль, логику, математику, физическую географию. Старательнозаписывал их, приводя дома свои конспекты в порядок. Сохранились все егозаписи - аккуратные, ясные, обстоятельно излагающие суть проблем волнующихфилософа. На основании этих конспектов и работы Канта "Единственноевозможное основание для доказательства бытия бога", вышедшей в конце в 1762года, можно судить о том, какие вопросы пытался разрешить философ в этотпериод. Кант говорит о боге. С его точки зрения, ни на собственном, ни начужом опыте мы не можем убедится в его существовании. Исследователюостается положится на разум: только система рассуждений (Кант приводит ее всвоей работе) приводит к выводу, что есть на свете некое высшее, абсолютноеи необходимое существо. Встает, однако, вопрос: не подрывает ли подобноеотношение к религии основ нравственности? Кант утверждает: мораль и религия- разные вещи. Мораль скорее всеобщий, человеческий, нежели божественныйсуд. При воспитании надо сначала пробудить моральное чувство, а потомпрививать понятие о божестве, иначе религия превратится в предрассудок, ивырастет хитрец, лицемер. Культура морального чувства должна предшествоватькультуре послушания. Из этих рассуждений философ выводит основной закончеловеческого поведения - "поступай в соответствии со своей моральнойприродой". В 1764 году Канту исполнилось сорок лет. Он известен, его ценят иуважают. Ламберт и Мендельсон обращаются к нему с предложениями вступить внаучную переписку, и Кант их принимает. Лекции пользуются успехом,аудитория всегда полна, и некоторые курсы он передоверяет своим ученикам.Книги хорошо расходятся, а написанные в 1762 году "Наблюдения над чувствомвозвышенного и прекрасного" принесли ему славу модного автора. Но он всееще приват-доцент, не получающий ни гроша от университета. В Берлинепонимают неестественность подобной ситуации. В августе 1764 года изминистерства юстиции, ведавшего делами образования, поступает предложениезанять место профессора поэзии и красноречия, которое пустовало вКенигсберге уже два года. Кант отказался. У него была цель, он шел к нейпрямой дорогой. Отказ оценили. Специальным рескриптом от имени короля былообещано "весьма умелого и со всеобщим успехом преподающего доцента Кантавыдвинуть при первой же возможности". Значительное место среди работ этогопериода занимает работа "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики",экземпляры которой были посланы Ламберту и Мендельсону. Это не трактат, аскорее эссе, посвященное деятельности Иммануила Сведенборга, человеканеобыкновенного, шведского философа и математика, который рано прославилсясвоими работами по механике, горному делу, минералогии, а под старостьобъявил себя ясновидцем, которому сам бог поручил основать новую церковь."Грезы ..." примечательны тем, что на одну доску с "духовидцами" Кантаставит и приверженцев спекулятивной метафизики. Метафизики тоже грезят исвои идеи принимают за подлинный порядок вещей. Он смеется не только надвизионерством, но и над умозрительными спекуляциями, он призывает людейнауки полагаться только на опыт, представляющий собой "альфу и омегупознания". Таким образом Кант прощается с вольфианской метафизикой,приверженцем которой он был ранее. К концу 60-х годов XVIII века Кант становится известен уже не тольков Пруссии. В 1769 году профессор Хаузен из Галле намеревается издать"Биографии знаменитых философов и историков XVIII века в Германии и за еепределами". Кант включен в сборник, и автор обращается к нему занеобходимыми материалами. Почти одновременно приходит приглашение на работув Эрланген. Куратор местного университета предлагает Канту занять толькочто созданную кафедру теоретической философии. Кант отклоняет этопредложение. Другое приглашение, пришедшее в январе 1770 года из Иены, тожебыло отклонено. Извиняясь и отказываясь от этого предложения, философссылается на привязанность к родному городу, а также на "возможныепроблески близкой вакансии" у него дома. Наконец 31 марта 1770 года мечтаКанта сбылась. Специальным указом короля он был назначен ординарнымпрофессором логики и метафизики. Философу предстояло выполнить еще однуформальность, без которой назначение было недействительно: необходимозащитить профессорскую диссертацию. Новая диссертация называлась "О форме ипринципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира". В ней былзафиксирован новый "переворот" во взглядах, совершившийся, по словам самогоавтора, год назад. На смену эмпирической, доходившей до скептицизма позициипришел своеобразный дуализм во взглядах. Канта уже не волнует вопрос, какданные органов чувств связаны с интеллектом, - он развел в разные стороныэти два вида духовной деятельности. "Источники всех наших представлений, -говорится в работе, - либо чувственность, либо рассудок и разум. Первыедают нам причины познаний, выражающих отношение предмета к особым свойствампознающего субъекта... Вторые относятся к самим предметам". Чувственность,с точки зрения Канта, имеет дело с явлениями, феноменами; интеллигибельный,т.е. умопостигаемый, предмет он называет ноуменом. Мир, рассматриваемый какфеномен, существует во времени и пространстве. Но время и пространство неесть нечто само по себе существующее, это всего лишь субъективные условия,изначально присущие человеческому уму для координации между собойчувственно воспринимаемых предметов. В ноуменальном мире, т.е. в сферепредметов самих по себе, времени и пространства нет. Это утверждение явнопротиворечит позиции Лейбница и Вольфа, признававших подлинную реальностьпродолжительности и протяженности. Еще недавно Кант призывал наукуопираться исключительно на опыт, теперь у него другая забота - предостеречьее от переоценки опыта. Философ осознает, что принципы чувственногопознания не должны выходить за свои пределы и касаться сферы рассудка.Позднее он уточнит свою мысль: "в чисто эмпирическом блуждании безруководящего принципа, в соответствии с которым следовало бы искать,никогда нельзя найти что - либо целесообразное". В письме к Ламберту,которое сопровождало дарственный экземпляр диссертации, Кант предлагаетсоздать специальную дисциплину - "общую феноменологию" с задачей очертитьпределы чувственного познания, дабы не переносить его на предметы "чистогоразума". Дарственные экземпляры диссертации были вручены также Мендельсонуи прославившему себя работами по философии искусства И. - Г. Зульцеру.Вскоре одно за другим пришли три ответных письма. Кант не ответил ни наодно из них. Каждое ставило перед ним проблемы, влекло за собойразмышления, пока безрезультатные. Через четырнадцать месяцев он пишетсвоему берлинскому другу Марку Герцу и просит его принести извиненияЛамберту, Мендельсону и Зульцеру. В этом письме уже есть нечто большее, чемконстатация факта, что надо еще думать над выдвинутыми возражениями исобственными идеями. Дату этого письма (21 февраля 1772 года) принятосчитать днем рождения главного философского труда Канта. Первоначальное егоназвание гласило "Границы чувственности и рассудка", но уже впервоначальном варианте текста возникает выражение "критика чистогоразума". Будущая книга, по мнению Канта, должна дать "ключ к тайне всейметафизики". * * * Шли годы. Голос Канта в печати умолк надолго. После диссертации "Оформе и принципах ...", и кроме двух заметок по поводу "Филантропина",философ напечатал лишь рецензию на книгу Москати о различии в строении телалюдей и животных, а также уведомление о лекциях на 1775 год ("О различныхчеловеческих расах"). Молчание длилось одиннадцать лет. Новая книга неполучалась. Так медленно Кант еще никогда не работал. Что - то главное всевремя ускользало. Обретенная, казалось бы, истина вновь оборачиваласьнеразрешимой загадкой. Наконец "Критика чистого разума" была написана.Большие куски были созданы давно, поэтому весной и летом 1780 года Кантуудалось завершить работу. Он знал слабости книги - главным образомстилистические, но переписывать ее сил уже не было, к тому же ему нетерпелось вынести свое детище на суд общественности. Первоначально Кантхотел посвятить книгу Ламберту, проявившему столь живой интерес к еготеоретическим исканиям, но того уже два года не было в живых. В марте 1781года философ написал посвящение министру Цедлицу, а в мае книга увиделасвет. Предисловие к "Критике чистого разума" начинается с цитаты изФренсиса Бэкона. В свое время Бэкон выступил с критикой схоластическогоразума и житейского рассудка, с требованием отбросить мертвые догмы иукоренившееся предрассудки, проверять на опыте все положения, претендующиена истинность. Кант видел себя продолжателем этого начинания. Свою задачуфилософ видит в том, чтобы преодолеть две мировоззренческие позиции, двавида одностороннего и, следовательно, ложного подхода к проблеме познания -догматизм и скептицизм. Одновременно это преодоление Вольфа, которомупринадлежала идея разделения всех философов на скептиков и догматиков.Первые пребывают в сомнении относительно природы вещей, вторые на этот счетпридерживаются четкого ("догматического") взгляда. Кант предлагает третийпуть - единственно здравый, по его мнению, - путь критики. Причем речь идетне о критике каких - либо книг и философских систем, а о критике самогоразума, взятого в чистом виде, то есть независимо от какого бы то ни былоопыта. Философ намерен изучить инструмент познания, прежде чем пустить егов дело. Созрел ли разум для самокритики? Кант не сомневается всвоевременности своего начинания. Познакомимся теперь с некоторыми основными идеями "Критики чистогоразума". Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничиваетсяим. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, иносит, по выражению философа, "априорный" (доопытный) характер.Эмпирическое знание единично, а потому случайно; априорное - всеобще инеобходимо. Априоризм Канта отличается от идеалистического учения оврожденных идеях. Во - первых, тем, что, по Канту, доопытны только формызнания, а его содержание целиком поступает из опыта. Во - вторых, самидоопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. Реальныйсмысл кантовского априоризма состоит в том, что индивид, приступающий кпознанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания.Если посмотреть на знание с точки зрения его изначального происхождения, товесь его объем в конечном итоге взят из все расширяющегося опытачеловечества. Другое дело, что наряду с непосредственным опытом, есть опыткосвенный (усвоенный). Далее Кант устанавливает различие междуаналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят поясняющийхарактер, а вторые расширяют наши знания. Все опытные, эмпирическиесуждения синтетичны. Это очевидно. Вопрос в том, возможны ли априорныесинтетические суждения? Это главный вопрос "Критики чистого разума". В том,что они существуют Кант не сомневается, иначе бы научные знания не были быобязательными для всех. Проблема состоит в том, чтобы объяснить ихпроисхождение. Главный вопрос работы - как возможно чистое, внеопытноезнание - распадается на три. Как возможна математика? Как возможноестествознание? Как возможна метафизика в качестве науки? Отсюда трираздела основной части "Критики ...": трансцендентальная эстетика,аналитика, диалектика. (Второй и третий разделы вместе образуюттрансцендентальную логику). Трансцендентальной Кант называет свою философиюпотому, что она изучает переход в систему знаний условий опыта черезпознавательную способность. Трансцендентальное Кант противопоставляеттрансцендентному, которое остается за пределами возможного опыта, по тусторону познания. Здесь мы затрагиваем важную проблему кантовского учения,которую он ставит на первых же страницах своей работы. Речь идет о том, чтоопытные данные, поступающие к нам извне, не дают нам адекватного знания обокружающем нас мире. Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но неделают его копией вещей. То, чем вещь является для нас (феномен), и то, чтоона представляет сама по себе (ноумен), имеет принципиальное различие. Вдиссертации 1770 года Кант утверждал, что ноумены постигаютсянепосредственно умом, теперь он считает их недоступными никакому пониманию,трансцендентными. Сколько бы мы не проникали вглубь явлений, наше знаниевсе же будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле, и сколько бы неувеличивались наши знания, их границы не могут исчезнуть. Канта мучает ивопрос об истине, но он понимает невозможность однозначного ответа на него.Можно, конечно, сказать, что истина есть соответствие знания предмету, иавтор неоднократно это говорит, но он знает, что эти слова представляютсобой тавтологию. Правильно сформулированный вопрос об истине, по мнениюКанта, должен звучать следующим образом: как найти всеобщий критерий истиныдля всякого знания? Ответ Канта: всеобщий признак истины "не может бытьдан". Однако, философ отверг всеобщий критерий только относительносодержания знаний. Что касается их формы, такой критерий он знает:непротиворечивость рассуждений. Он понимает, что запрет противоречияпредставляет собой "только негативный критерий истины", но, руководствуясьим, все же можно возвести прочные конструкции науки. Важное место вфилософских построениях Канта отведено категории познания. Одна из частейпознания - чувственное познание. По Канту, существуют две априорные,доопытные формы чувственности - пространство и время. Пространствосистематизирует внешние ощущения, время - внутренние. Философ на отрицалэмпирической реальности пространства и времени. Его взгляд на пространствои время был в известной степени реакцией на механистические представленияоб абсолютной длительности и не связанном с ней пустом вместилище вещей.Кант рассматривает время и пространство во взаимной связи, но связь этареализуется лишь в познающем субъекте. Вне человека, в мире вещей самих посебе возможны иные виды сосуществования и последовательности. Бесспорнымдостижением теории познания Канта был новый взгляд на соотношениесозерцания и интеллекта. В XVII столетии соперничали два противоположныхнаправления в теории познания - сенсуализм и рационализм. Сенсуалистыполагали, что главную роль играет чувственное познание, рационалисты,соответственно, отдавали предпочтение интеллекту. Ни та, ни другая школы невидели принципиальной разницы между обоими видами познания. Кант подчеркнулнесводимость одного "ствола познания" к другому. Научное знание, по егомнению, представляет собой синтез чувственности и рассудка. Главной вгносеологии Канта является идея активности познания. Именно в ней философвидел свою основную заслугу. Вся докантовская философия рассматривалаинтеллект человека как пассивное вместилище идей, которые поступают тудалибо естественным, либо сверхъестественным путем. Новое, на чемкатегорически настаивал Кант, состояло в признании активной роличеловеческого сознания. Учение философа об активности сознания помогло емуобъяснить один из самых загадочных процессов - образование понятий. Кантвидит в человеческом интеллекте заранее возведенную конструкцию -категории, но это еще не само научное знание, это только его возможность,такую же возможность представляют опытные данные. Что бы на базе этихвозможностей возникло понятие требуется "продуктивное воображение". Вработе недвусмысленно выражена идея бессознательного, притом активного,творческого начала. Автор говорит о "спонтанности мышления". Рассудок,благодаря продуктивному воображению, сам спонтанно, то есть стихийно,помимо сознательного контроля, создает свои понятия. Продуктивноевоображение - это рабочий инструмент синтеза чувственности и рассудка.Такова одна из центральных идей "Критики чистого разума". Деятельное началов интеллекте, которое Кант называл продуктивным воображением представляетсобой разновидность интуиции. Помимо образования понятий, интуиция нужнаеще в одном важном деле - в их использовании. Ученый должен не толькорасполагать набором общих правил, законов, принципов, но и уметь применятьих в конкретных, единичных обстоятельств. Кант называет это интуитивноеуменье способностью суждения. Таким образом, интуиция сопровождает познаниепри его движении в любом направлении: когда возникают абстракции, и когдаэти абстракции применяются в конкретных ситуациях. В первом случаедействует продуктивное воображение, во втором - способность суждения. Безних функционирование рассудка невозможно. Философом описаны также другиевиды интуиции, в ее современном понимании, - в работе речь идет охудожественной и нравственной интуиции. Кроме рассудка и интуитивнойспособности суждения, Кант называет еще одну сферу интеллектуальнойдеятельности, высшую ее форму - разум. В широком смысле слова разум дляфилософа равнозначен всему логическому мышлению. Разум - высшая контрольнаяи направляющая инстанция, и, в отличие от рассудка, который является сферойнауки, - это сфера философии и диалектики. Диалектика по Канту - логикавидимости. Дело в том, что разум обладает способностью создавать иллюзии,принимать кажущееся за действительное. Задача критики - внести ясность.Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными понятиями(сфера рассудка), а с идеями. Идея - это такое понятие, которому всозерцании не может быть дан адекватный предмет. Разум непосредственнонаправлен не на опыт, а на рассудок, подготавливая ему поле длядеятельности. Разум вырабатывает основные положения, общие принципы,которые рассудок и способность суждения применяют к частным случаям. Онвыполняет управляющую функцию в познании, он направляет рассудок копределенной цели, ставит перед ним задачи. (Функция рассудкаконститутивна, то есть конструктивна, он создает понятия). Разум очищает исистематизирует знание. Именно благодаря ему теории переходят в практику,идеи регулируют не только наше познание, но и наше поведение. Втеоретической сфере велика роль идей. Разум доводит рассудочныйкатегориальный синтез до предела, создавая максимально широкие обобщения,выходящие за границы опыта. Теоретические идеи, по Канту, образуют систему,выведенную из трех возможных вариантов отношения к реальности: во - первых,отношение к субъекту, во - вторых, - к объекту, в - третьих, - к тому идругому вместе, то есть ко всем вещам. Отсюда возникают три класса идей: одуше, о мире, о боге. Кант считает, что как раз в области идей разумнуждается в самой основательной проверке и самокритике. Таковы основные идеи "Критики чистого разума". Работа завершаетсяпрограммой на будущее. Ни о каких новых "критиках" автор не помышляет.Критическая работа завершена. Философу предстоит изложение позитивных началметафизики. До него в метафизике "можно было нести всякий вздор, неопасаясь быть уличенным во лжи", так как она не располагает теми средствамипроверки, которые есть у естествознания. Поэтому до сих пор метафизика небыла наукой, но у нее, по мнению Канта, есть возможность таковой стать. Позамыслу мыслителя, вся система метафизики должна состоять из четырех частей- онтологии (учение об общих принципах бытия), физиологии (учение оприроде, которое распадается на физику и психологию), космологии (наука омире в целом) и теологии (наука о боге). Однако Кант фактически не ответилна вопрос, заданный в начале "Критики ...", - как возможна метафизика вкачестве науки? Своей трансцендентальной диалектикой он разрушил вседогматические построения в этой сфере, но дальше декларированиянеобходимости новой научной философии пока не пошел. Выход в свет "Критики чистого разума" не вызвал сенсации. Читаласькнига с трудом, без интереса. Никто Канта публично не бранил, никто ему невозражал, лишь изредка до него доходили жалобы на непонятность. Сразу жепосле появления книги философ разослал дарственные экземпляры своим друзьями знаменитостям: в первую очередь министру Цедлицу, Марку Герцу,Мендельсону, затем - придворному проповеднику Иоганну Шульцу. Первыхответов пришлось ждать около двух лет. За это время не вышло ни однойсерьезной рецензии. Это действовало на философа удручающе. Тем более, чтоон вовсе не считал великие умы обреченными на непонимание. Наоборот, онтвердо верил, что самые сложные произведения можно и нужно сделатьобщедоступными. Теперь, когда главное было позади, Кант мог позаботиться ио том, чтобы его правильно поняли. Еще в дни типографской работы над книгойон высказывал намерение общедоступно изложить содержание своего главноготруда. Теперь философ больше не откладывал завершение компендиума "Критикичистого разума". Под название "Пролегомены ко всякой будущей метафизике,могущей появиться в качестве науки" весной 1783 года книга вышла из печати."Пролегомены" явились переложением "Критики ...", и были значительно корочеосновного труда, но не более популярны. Акцент в них был перемещен напроблему метафизики. Наконец, в 1785 году, основательно проштудировав трудКанта, упомянутый выше пастор Шульц написал обстоятельную рецензию. Вскореона была выпущена отдельной книгой. Пастор считал себя вправе выступить спопуляризацией учения Канта, поскольку "Пролегомены" этой задачи не решили."Разъясняющее изложение "Критики чистого разума"" представляет собойдобросовестный комментарий к кантовской теории познания. Только такимобразом проблема популяризации труда Канта была, наконец, разрешена. * * * Весной 1784 года Кант отметил свое шестидесятилетие. Юбилей засталего в расцвете духовный сил. Уже прожито было три четверти отпущенных лет,но не написана еще и половина произведений. Теперь они появляются одно задругим - книги, статьи, рецензии. Кант расширяет рамки критическойфилософии: принципы, найденные в теории познания, применяет в социальныхсферах. Обретенная истина подвергается многократной проверке, выдержавкоторую получает дополнительное обоснование, а не выдержав, заменяетсяновой, подвергающейся, в свою очередь, проверке, уточнению исовершенствованию. В середине 80-х годов XVIII века Кант особое вниманиеуделяет размышлениям над философией истории. В ноябре 1784 года вышла егостатья "Идея всеобщей истории во всемирно - гражданском плане". Статьяоткрывается констатацией обстоятельства, которое в XVIII веке стало болееили менее общим достоянием, - действия законов в жизни общества. Затем,Кант высказывает мысль о несовпадении личных целей и общественныхрезультатов человеческой деятельности. Предполагать у отдельного человеканаличие разумной цели не приходится; скорее глупость, ребяческое тщеславие,злоба и страсть к разрушению выступают как мотивы поведения, но еслиотвлечься от них, то в общем ходе истории можно увидеть некую общую длявсего человечества разумную цель. Причиной законосообразного порядка вчеловечестве, по Канту, служит антагонизм между людьми, их склонностьвступать в общество, оказывая одновременно этому обществу сопротивление,которое угрожает распадом. В обстановке единодушия, умеренности и взаимнойлюбви людские таланты не могли бы себя проявить. Кант оптимист, и считает,что путь раздора в конечном итоге ведет к достижению всеобщего правовогогражданского общества, членам которого предоставлена величайшая свобода,совместимая, однако, с полной свободой других. Антагонизм в этом обществебудет продолжать существовать, но его ограничат законы. Только в такихусловиях возможно наиболее полное развитие потенций, заложенных вчеловеческой природе. Мысли, развивающие эту идею можно обнаружить внекоторых более поздних работах, например, в статье "Предполагаемое началочеловеческой истории" (1786). В 1787 году "Критика чистого разума" была издана повторно. Темвременем Кант был избран ректором университета (на этой должностинаходились в течение года), а Берлинская академия наук включила его в числосвоих членов (это пожизненно). К этому времени философ не мог пожаловатьсяна невнимание к своему труду, разве что на непонимание. Одна за другойпоявлялись уже не статьи, а целые книги, направленные против него. Егообвиняли в скептицизме и субъективном идеализме. Отвечать всем не быловозможности, да и необходимости: одновременно с количеством критиков рослои число сторонников. Сам Кант лишь в редких случаях отвечал своимоппонентам. Научный спор, по его мнению, интересен только тогда, когдаможешь сказать что - то новое. Уличать противника в недобросовестности илиглупости - занятие неблагодарное, тем более, что перед Кантом открылсянаконец неизведанный континент мысли, вокруг которого давно спорили великиефилософы и к которому он сам стремился много лет. Речь идет об этике. Вэтой области заслуги Канта не менее велики, чем в гносеологии. Именноинтерес к этическим проблемам и трудности, встающие при их решении, впервую очередь побудили Канта взяться за написание "Критики чистогоразума". Первое систематическое изложение этики Кант предпринял в книге"Основы метафизики нравов", которая увидела свет в 1785 году. Философстремился показать единство практического и теоретического разума (т.е.нравственности и науки). В 1785 году он считал, что он не в состояниирешить подобную задачу. Как только она оказалась ему по плечу, он написал"Критику практического разума". Книга вышла в свет в 1788 году. Содержаниеэтих двух этических работ частично повторяет, частично дополняет другдруга. В них изложены лишь начала кантовского учения о нравственности.Только в преклонном возрасте философу удалось создать труд, где его этикапредстала в завершенном виде, это - "Метафизика нравов". Новое слово,сказанное Кантом о поведении человека, - автономия нравственности.Предшествовавшие теории были гетерономны, т.е. выводили мораль из внешнихпо отношению к ней принципов. Одни моралисты видели корень нравственныхпринципов в некоем принудительном предписании - воле бога, установленияхобщества, требованиях врожденного чувства. Другие настаивали на том, чтопредставления о добре и зле суть производные от целей, которых добиваетсячеловек, и последствий, которые вытекают из его поведения, от егостремления к счастью, наслаждению, пользе. Кант утверждает принципиальнуюсамостоятельность и самоценность нравственных принципов. Добро есть добро,даже если никто не добр. Критерии здесь абсолютны и очевидны. Философскийанализ нравственных понятий говорит о том, что они не выводятся из опыта,они априорно заложены в разуме человека. Исходное понятие этики Канта -автономная добрая воля. Она не пассивна, от ее носителя мыслитель требуетдействия, поступка. Моральный поступок выглядит как результат некоеговнутреннего императива (повеления), порой идущего вразрез с аморальнойпрактикой окружающей действительности. В связи с этим философ подчеркиваетпервенство практического разума по сравнению с теоретическим. Главное -поведение, а знание вторично. Поэтому для того, чтобы распознать добро изло, не нужно специального образования, достаточно интуиции ("способностисуждения"). Здесь Кант расходится с "первооткрывателем" морали Сократом,для которого добро совпадает со знанием и отсутствие знания являетсяединственным источником всякого морального несовершенства. Таким образомавтор "Критики" и "Основ" выходит за пределы просветительскогорационализма. Природа человека по Канту - его свобода. Свобода с точкизрения этики не произвол, не просто логическая конструкция, при которой изданной причины могут на равных правах проистекать различные действия.Нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга передсамим собой и другими людьми. "Свободная воля и воля, подчиненнаянравственным законам, - это одно и тоже". Свобода человека возможнапостольку, поскольку он - дитя двух миров. Принадлежность к чувственновоспринимаемому миру делает человека игрушкой внешней причинности, здесь онподчинен посторонним силам - законам природы и установлениям общества. Нокак член ноуменального мира "вещей самих по себе" он наделен свободой. Этидва мира не антимиры, они взаимодействуют друг с другом. Интеллигибельныймир содержит основание чувственно воспринимаемого мира, а ноуменальныйхарактер человека лежит в основе его феноменального характера.Раздвоенность человека устраняется механизмом совести. Нельзя все правильнопонимать, но неправильно поступать. Определи сам себя, проникнись сознаниемморального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки -такова квинтэссенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной.Существенное место в философской системе Канта занимает его философиярелигии, которая примыкает непосредственно к этике. Философ выдвигаеттезис: мораль не возникает из божественных установлений, и антитезис:мораль неизбежно ведет к религии. Человеческих способностей недостаточнодля того, чтобы привести в соответствие право людей на счастье с ихобязанностями, поэтому необходимо признать всемогущее моральное существокак владыку мира. Обоснованию антитезиса посвящен трактат "Религия впределах только разума". Кант присматривается к прошлому, ищет социально -психологические корни веры в бога и видит в человеке и человечестве в целомборьбу двух начал - добра и зла. Философ начинает с размышлений онравственной природе человека. Человек, утверждает он, по природе зол. Внем заключена неизбывная склонность творить зло, которая выглядит какприобретенная, будучи, однако, изначально ему присущей. Вместе с тем,человек обладает и первоначальными задатками добра. Моральное воспитание втом и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы ониодержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому. Такая победавозможна только как революция в образе мыслей и чувств самого человека итребует для этой цели наличия общественной потребности в добре. Переживаниевины (своей собственной или чужой, к который ты лишь сопричастен) - основаморали. В учении о религии четко проявился историзм кантовского мышления.Кант видит изначальное, по сути дела безрелигиозное состояние людей, затемпервый, еще не совершенный тип религии, который называется "богослужебным".Третий этап - вера разума. Богослужебная религия рассчитана на снисканиеблагосклонности верховного существа, которое можно умилостивить путемпочитания, сакральными жертвами, соблюдением предписаний и обрядов. Человекльстит себя мыслью, что бог может сделать его счастливым без того, чтобысамому стать лучше. Религия разума - это чистая вера в добро, в собственныеморальные потенции без примеси какого бы то ни было расчета, безпереложения ответственности на высшие силы. Это религия доброго образажизни, которая обязывает к внутреннему совершенствованию. Бог - этоморальный закон, как бы существующий объективно, это - любовь, - такговорится на страницах "Метафизики нравов", наиболее поздней этическойработы автора. Христианство автор приемлет как нравственный принцип, какпрограмму человеколюбия. Совершенствуя эту программу, он пытаетсяобосновать ее теоретически. * * * В конце 80-х годов XVIII века в философских воззрениях Кантапроисходит новый перелом. Оставаясь в целом на позициях критицизма онуточняет (а порой решительно меняет) свои воззрения на ряд существенных длянего проблем. В первую очередь это затрагивает проблему метафизики. В"Критике чистого разума" вопрос остался открытым. С одной стороны, философубедительно показал, что метафизика как теоретическая дисциплинаневозможна. С другой - он декларировал программу создания новой метафизикикак науки о сверхчувственных вещах - боге и бессмертии души. В 1788 годустало известно, что Берлинская академия намеревается объявить конкурс налучшее сочинение по теме "Какие действительные успехи сделала метафизика современ Лейбница и Вольфа". Кант в конкурсе не участвовал, хотя триждыпринимался за работу. Сохранившаяся рукопись красноречиво свидетельствует оего отношении к метафизике. Кант настаивает на том, что за пределамичувственного опыта не может быть никакого теоретического познания. Чтобыпридать понятию объективность необходимо подвести под него какое - либосозерцание. Поэтому теоретически мы ничего не можем узнать ни о боге, ни освободе, ни о душе, отделенной от тела. "Практически мы сами создали себеэти предметы", мы верим в них и ведем себя соответствующим образом.Метафизика сверхчувственного возможна только с "практически -догматической" точки зрения. А метафизику природы Кант представляет себелишь как разработку понятийного аппарата естественных наук. Метафизика естькритика, поправка к здравому смыслу, и ничего более, - можно прочитать вчерновиках. Перейдя на позиции критической философии, Кант не забывал обувлечениях молодости, о своей "первой любви" - естествознании. Он продолжалчитать курсы физической географии и теоретической физики. Сохранял интереск астрономии и "небесной механике" и написал две статьи на эту тему: "Овулканах и луне" и "Нечто о влиянии Луны на погоду". За два года до того,как заговорили о берлинском конкурсе, он выпустил работу "Метафизическиеначала естествознания". Если в "Критике чистого разума", набрасываяструктуру своей будущей философии природы, Кант разделил ее на рациональнуюфизику и рациональную психологию, то теперь природу души он не считаетобъектом научного познания. Душа не экстенсивная величина, а описаниедушевных явлений - не естествознание, которое имеет дело только с телами.Философ принимал посильное участие в практической реализации научныхоткрытий. Так, например, с именем Канта связано сооружение в Кенигсбергепервого громоотвода (на здании Габербергской церкви). Однако главныеинтересы мыслителя по - прежнему лежали в собственно философской сфере.Когда для него выяснилась несостоятельность попытки заново построитьразрушенное им здание умозрительной метафизики, он стал искать новые путисоздания философской системы, так как в философии он ценил прежде всегосистематичность. Общие контуры учения сложились у него давно, но системыпока еще не было. Конечно обе первые "Критики ..." связаны определеннымобразом, в них развита одна и та же концепция, но достигнутое единствомежду теоретическим и практическим разумом представлялось емунедостаточным. Не хватало какого - тот важного опосредующего звена. Системафилософии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между природойи свободой своеобразный "третий мир" - мир красоты. Когда он создавал"Критику чистого разума", он считал, что эстетические проблемы невозможноосмыслить с общезначимых позиций. Принципы красоты носят эмпирическийхарактер и, следовательно, не могут служить для установления всеобщихзаконов. Термином "Эстетика" он обозначал тогда учение о чувственности, обидеальном пространстве и времени. Однако, в 1787 году Кант сообщаетРейнгольду об открытии нового всеобщего принципа духовной деятельности, аименно "чувства удовольствия и неудовольствия". Теперь философская системамыслителя обретает более четкие контуры. Он видит ее состоящей из трехчастей в соответствии с тремя способностями человеческой психики:познавательной, оценочной ("чувство удовольствия") и волевой ("способностьжелания"). В "Критике чистого разума" и "Критике практического разума"изложены первая и третья составные части философской системы -теоретическая и практическая. Вторую, центральную, Кант пока называеттеологией - учением о целесообразности. Затем термин "теология" уступитсвое место эстетике - учению о красоте. Задуманное произведение философнамеревался окончить к весне 1788 года. Но работа опять затянулась.Потребовалось еще две весны и два лета, прежде чем рукопись ушла втипографию. Трактат получил название "Критика способности суждения". Вработе "Критика чистого разума" термином "способность суждения"обозначалась одна из интуитивных познавательных способностей. Если рассудокустанавливает правила, то способность суждения дает возможностьпользоваться этими правилами в каждом конкретном случае. Теперь Кантразмышляет над другим видом интуиции, который называет "рефлективнойспособностью суждения". Речь идет об отыскании по данному частному некоегоформального общего, но не об абстрагировании общих признаков, - это делорассудка). Применяя рифлективную способность суждения, человек задумываетсянад целевым назначением данного частного. Учение о целях - телеология;поэтому Кант называет эту разновидность рефлективной способности суждениятелеологической. Телеология для него - принцип рассмотрения предмета, впервую очередь живого организма, где все целесообразно, то есть каждаячасть необходимым образом связана с другой. Рядом он располагаетэстетическую способность суждения, исходя из того, что художественноепереживание доставляет субъекту такое же удовольствие, как и обнаружениецелесообразности. В 1788 году философ обнаружил в деятельности человекасферу, где результаты также представляют собой нечто органическое. Этоискусство. Телеология Канта - это не теология, но и не естествознание: с еепомощью философ не отыскивает бога в природе, но и не открывает законов, еюуправляющих, в центре его рассмотрения по - прежнему человек. Толькочело




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

\"Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества\" Преподаватель: Доцент Климов А. Я. Студент группы ву 2-2: Морозов П. Н. Москва, 1996 г. Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное не iconБиография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества Биография Иммануила Канта
Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное...
\"Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества\" Преподаватель: Доцент Климов А. Я. Студент группы ву 2-2: Морозов П. Н. Москва, 1996 г. Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное не iconРеферат на тему: "Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества"
Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное...
\"Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества\" Преподаватель: Доцент Климов А. Я. Студент группы ву 2-2: Морозов П. Н. Москва, 1996 г. Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное не icon«догматический сон»
Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное...
\"Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества\" Преподаватель: Доцент Климов А. Я. Студент группы ву 2-2: Морозов П. Н. Москва, 1996 г. Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное не iconИсследование философского наследия Канта осложняется множественностью и разнообразием источников сведений о его жизни и творчестве.
Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное...
\"Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества\" Преподаватель: Доцент Климов А. Я. Студент группы ву 2-2: Морозов П. Н. Москва, 1996 г. Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное не iconБиография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества. Исполнитель: студент группы фк-101 Касимовцев Дмитрий Александрович проф. Пивоваров Данил Валентинович Екатеринбург 2000 Содержание Введение 32. Глава I: Начало пути и «догматический сон» И. Канта 53

\"Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества\" Преподаватель: Доцент Климов А. Я. Студент группы ву 2-2: Морозов П. Н. Москва, 1996 г. Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное не iconКино, кино, чем ещё порадуешь?
Чем ещё удивить? Что придумать, когда все уже придумано? Как уже не раскручивают фильмы и какую рекламу не пускают, а всё чаще и...
\"Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества\" Преподаватель: Доцент Климов А. Я. Студент группы ву 2-2: Морозов П. Н. Москва, 1996 г. Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное не iconДольше, чаще, сильнее: женщинам всегда больнее
Женщин следует пожалеть, поскольку они, как выясняется, страдают от физической боли в большей степени, чем мужчины. О равенстве полов...
\"Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества\" Преподаватель: Доцент Климов А. Я. Студент группы ву 2-2: Морозов П. Н. Москва, 1996 г. Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное не iconПонятие «вещи в себе» в философии и. Канта содержание введение 2 «вещь в себе»
Понятие «вещи в себе» как одно из основных в «Критике чистого разума» И. Канта. 7
\"Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества\" Преподаватель: Доцент Климов А. Я. Студент группы ву 2-2: Морозов П. Н. Москва, 1996 г. Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное не iconН. М. Карамзин
Николая Михайловича А. С. Пушкина : Все, даже светские женщины, бросались читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную....
\"Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества\" Преподаватель: Доцент Климов А. Я. Студент группы ву 2-2: Морозов П. Н. Москва, 1996 г. Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное не iconКонтрольная работа по Указать название предмета Вариант № выполнил(А): студент(ка) группы Э
Должность преподавателя (например: ассистент/старший преподаватель/доцент/профессор)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы