Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации icon

Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации



НазваниеРоль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации
Дата конвертации06.07.2012
Размер364,54 Kb.
ТипРеферат
Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации


ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации (курсовая работа) . Томск -1997 Содержание ГЛАВА IПринципы и история создания двухуровневой банковской системы История двухуровневой банковской системы в России ГЛАВА IIИнструменты регулирования Центрального Банка Принципы двухуровневой банковской системы Структура ЦБР и его подразделений ГЛАВА IIIТенденции денежно-кредитной политики Банка России Установление процентной ставки по операциям БР Установления нормы обязательных резервов, депонируемых в Банке России Операции на открытом рынке Рефинансирование Валютное регулирование Установление ориентиров роста денежной массы Прямые количественные ограниченияглава IИстория двухуровневой банковской системы в России История государственного банка Российской империи началась 31 мая1860 года, когда император Александр II подписал указ о его создании.Одновременно был утвержден первый устав Госбанка. В периоде деятельности Государственного банка выделяют двапериода: с 1860 по 1894г. и с 1894г., когда был введен второй устав,до 1917г. В течение первого периода Госбанк являлся в значительнойстепени вспомогательным учреждением Министерства финансов. Большую долюресурсов Госбанка в это время поглощало прямое и косвенное финансированиеказны. На Госбанк возлагались функции, относившиеся к аппаратуМинистерства финансов, в том числе проведение выкупной операции и связанноес ней делопроизводство, поддержка Дворянского и Крестьянского банков и т. д. Второй период деятельности Государственного банка существенноотличался от первого. Изменилась денежно-кредитная политика и источникисредств Госбанка, его финансовые отношения с казначейством иорганизационные взаимоотношения с аппаратом Министерства финансов. Свои операции Государственный банк начал осуществлять 2 июня 1860года. Согласно уставу он учреждался "для оживления торговых оборотов иупрочнения денежной кредитной системы". Основной капитал ему"назначался" в 15млн. рублей. Это была очень небольшая сумма, еслиучесть, что 59% переданных Государственному банку пассивов ликвидированныхбанков состояли из вкладов, подлежащих возврату преимущественно повостребованию, в активе же находились исключительно долгосрочные ссуды[1].В то же время на Государственный банк возлагалась обязанность выплатыпроцентов и возврата капитала по вкладам, внесенным в бывшиегосударственные кредитные учреждения. Операции Государственного банка должны были заключаться в учетевекселей и других срочных правительственных и общественных процентныхбумаг и иностранных тратт, покупке и продаже золота и серебра, полученииплатежей по векселям и другим срочным денежным документам в счетдоверителей, приеме вкладов, производстве ссуд (кроме ипотечных), покупкегосударственных бумаг на свой счет. Учет векселей согласно уставу допускался только в случае, если онибыли основаны на торговых сделках. При этом в отличие от предшествующегопериода, когда государственные банки во избежание потерь не выдавали мелкихссуд, отказываясь иметь дело с мелкими торговцами, Государственному банкуразрешалось учитывать векселя на незначительные суммы при условии ихнадежности. На протяжении всего периода деятельности Государственный банкРоссийской империи находился в ведении министра финансов, как"непосредственного главного начальника Банка". Но согласно уставу 1860года Государственный банк был подведомственным Министерства финансов инаходился под наблюдением Совета государственных кредитных установлений.Поэтому принципиальные вопросы по Госбанку, которые требовали докладагосударю, решались или, по крайней мере, оформлялись через Особеннуюканцелярию по кредитной части. Согласно уставу 1860 года управление всеми операциями и деталямивозлагалось на Правление банка, которое состояло из управляющего, еготоварища, 6 директоров и 3 депутатов от Совета государственных кредитныхустановлений. Согласно уставу 1894г. Государственный банк был подчиненлично министру финансов. Управление банком возлагалось на Совет банка и наУправляющего банком.Схема управления Государственным банком[2][pic] Несмотря на то, что Государственный банк являлся крупнейшимкоммерческим банком страны, непосредственно коммерческие операции напервом этапе его деятельности имели сравнительно небольшое значение. Этообъяснялось тем, что находясь в подчинении Министерства финансов,Государственный банк выполнял функции, не свойственные коммерческомубанку. Его ресурсы использовались в значительной степени для проведениявыкупной операции, закончившейся в 1886г., и для других "нужд казны".Операции Государственного Банка[3]|годы |кредитные билеты|вклады и текущие|учет и ссуды || | |счета | ||1861 |713 |62.3 |45.8 ||1866 |661.6 |221.3 |64.6 ||1871 |695.1 |228.1 |64.6 ||1876 |751.6 |310.7 |137.8 ||1881 |1085.1 |313.0 |225.6 ||1886 |106.7 |391.9 |187.1 ||1891 |907.4 |437.2 |193.8 ||1896 |1055.3 |556.1 |406.4 ||1901 |555.0 |671.4 |479.8 ||1906 |1207.5 |553.6 |776.8 ||1910 |1173.8 |738.6 |446.2 | Кроме того Государственный банк осуществлял большое вложениесредств в государственные и гарантированные ценные бумаги. Только в1896г. затраты банка за счет казны впервые сравнились с суммами казны,вложенными в банк. Полностью же государственный долг был ликвидировантолько в 1901г. Преследуя широкие цели непосредственного кредитования народногохозяйства, Государственный Банк не забывает, что и частные банки - часть,притом весьма ценная того же народного хозяйства. С середины 70-ых годов онв порядке "борьбы" правительства с кризисами и хозяйственнымизатруднениями отраслевого и местного значения начал проводить "операции поспасению" обанкротившихся предприятий и банков, включая их субсидирование и финансирование, принятие в собственную собственность или управление ипоследующую продажу, что и подчеркивает его позицию “банка банков”, сближаяего с типом западноевропейских центральных банков. Собственно говоря, Государственный Банк даже в ту пору своейдеятельности, когда он в силу необходимости был прямым конкурентов частныхбанков, все-таки прилагал немало усилий, чтобы поставить своих конкурентовна ноги. В данном случае Государственный Банк, конечно, был простыморудием правительственной экономической политики. При помощиГосударственного Банка встают на ноги акционерные и взаимно-общественныебанки. В первые годы деятельности акционерных банков Государственный Банкпомогал их возникновению и часто спасал от краха, затем выступает в ролиопоры всей системы коммерческого кредита в России. ПервоначальноГосударственный Банк по отношению к частным банкам пытался проводить рольdeus ex machina, т. е. он приходил к ним на помощь в критические времена,когда перед отдельными банками вырисовывались печальные перспективы краха. Позднее Государственный Банк стал обладать эмиссионным правом и вогромных количествах казенными деньгами, роль его на рынке свободныхденежных средств радикально изменилась. Государственный Банк перестал бытьконкурентом частных кредитных учреждений в области приема вкладов.Движение вкладов на 1 января [4]| |1909 |1910 |1911 |1912 |1913 || Государственный |210 |274 |261 |258 |266 ||Банк | | | | | ||Частные банки |1434 |1840 |2251 |2505 |3046 | Но до начала XX века Государственный Банк всего менее был склоненидти по дороге “банка банков”. Вступает он на нее довольно решительно. Вюбилейном издании ( 1911 г. ) следующим образом сформулированы теоснования, на которых на которых Государственный Банк открывал кредитычастным банкам:[5] 1. Частные банки могут пользоваться в Государственном банке кредитами- по переучету векселей, на основании специальных счетов, обеспеченныхвекселями или процентными бумагами, и в форме ссуд под процентные бумаги, атак же под дубликаты накладных. 2. Кредиты открываются с утверждения Совета Государственного Банкапо представлениям местных учреждений Банка в определенных размерах иформах. 3. Размер кредита определяется по соображению с оборотными средствамикредитного учреждения характером его деятельности, обрисовывающими общееположение кредитного учреждения. 4. К переучету и в обеспечение принимаются векселя. удовлетворяющиетребованиям Государственного Банка о векселях ( на предельный срок до 3 или6 месяцев в зависимость от территории) На протяжении 18 лет (1895 - 1912) кредитование ГосударственнымБанком возросло на 1177%. Сравнение этих данных внушительно подчеркиваетхарактер того сдвига, который произошел в деятельности ГосударственногоБанка.Кредитование Государственным Банком частных кредитных учреждений в период с1861 по 1912[6][pic] С середины 80-ых годов основное внимание Государственного банка было сосредоточено на подготовке денежной реформы. Его задачей в это времябыло накопление золотого запаса и борьба с колебаниями валютного курсас помощью девизной политики. Государственный банк справился с этой задачейк 1895г. На первое января 1995г. золотой запас России составил911,6млн. руб. Рыночный курс кредитного рубля стабилизировался в 1893-1895гг. Разница между его высшим и низшим курсом в 1895г. составила1,59%[7]. 90-еы годы XIX века в России были годами подъема железнодорожного ипромышленного строительства В связи с этим было принято решениепревратить Государственный банк в универсальное кредитное учреждение и водно из основных орудий стимулирования подъема во всех отраслях хозяйства.Это требовало внесения изменений в устав Государственного банка. Новыйустав был утвержден 6 июня 1894г. Он значительно шире, чем устав1860г., определял задачи Государственного банка. Согласно новому уставу кего задачам добавлялось "содействие посредством краткосрочного кредитаотечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству". Основнойкапитал должен был составлять 50млн. руб., запасной - 5млн. руб.[8] Широкое наделение правами и обязанностями Государственного Банкатребовало большее финансирование со стороны правительства. С начала XX векаосновными средствами Банка являются средства казны.Соотношение между вкладами частных лиц и учреждений с одной стороны исредств казны и текущих счетов с другой. [9]|годы |средства казны и |вклады и текущие счета || |сберегательных касс | || 1861 |30.3 |31.9 ||1865 |41.8 |164.2 || 1870 |62.7 |198.7 || 1875 |30.9 |224.6 || 1880 |42.9 |224.7 || 1885 |66.6 |290.7 || 1890 |164.6 |224.6 || 1895 |381.8 |197.7 || 1900 |617.0 |195.5 || 1905 |394.7 |255.1 || 1910 |464.8 |273.7 || 1913 |887.9 |266.0 | Широко выдавались подтоварные ссуды. Отменялось регламентированиеобъемов операций с ценными бумагами, которые согласно уставу 1860г.ограничивались размером собственного капитала банка и т. д. Однако новый устав Государственного банка противоречилэмиссионному закону от 29 августа 1897г. предусматривавшему свободныйразмен кредитных билетов на золото. Этот закон ограничивал сумму выпускакредитных билетов суммой 600млн. руб. из расчета покрытия 50% этой суммыэмиссии золотом. Сверх этой суммы кредитные билеты должны былиобеспечиваться золотом рубль за рубль[10]. Выполнение операций,предусмотренных уставом 1894г. при этих ограничениях становилосьневозможным. В результате пункты устава, которые противоречиливыполнению банком эмиссионных функций, не нашли широкого применения напрактике. Расширение коммерческих операций происходило за счет приливасредств казны, чем за счет частных средств. Основная часть текущихсредств казны, текущих счетов и вкладов направлялась Государственнымбанком на покупку золота. Значительный рост операций Государственного банка наблюдался впериод предвоенного промышленного подъема. Банк стал одним извлиятельнейших европейских кредитных учреждений. Он имел огромный золотойзапас, выполнял функции "банка банков", осуществлял регулированиеденежного обращения и валютных расчетов России и принимал активное участиев кредитовании промышленности и торговли. С 1905 по 1914гг. за счет выпуска кредитных билетов (800 млн. руб.)и средств казны (600 млн. руб.) баланс Государственного банка увеличилсявдвое. 7/8 эмиссии направлялось на покупку золота и иностранной валюты.Оставшаяся часть эмиссии и средств казны шли на кредитование промышленностии торговли. Технически это кредитование осуществлялось на 2/3 черезкоммерческие банки. Коэффициент золотого запаса постоянно поддерживался навысоком уровне, на протяжении 1898-1905гг. он колебался между 110 и 144.%Только в кризисный 1906 он опустился до 71,8%. В дальнейшем вплоть домировой войны он не опускался ниже 93%, но в среднем был выше 100%[11]. Во время первой мировой войны деятельность Государственного банка восновном была направлена на ее финансирование за счет выпуска кредитныхбилетов. Формально это осуществлялось в виде учета краткосрочныхобязательств казначейства. Большая часть активов Государственного банка коктябрю 1917г. состояла из обязательств казначейства и ссуд подпроцентные бумаги. Коммерческие ссуды были ничтожны. Золотой запасуменьшился с 1604млн. руб.(16 июля 1914г.) до 1101млн. руб. (8 октября1917г.), сократился и заграничный золотой фонд[12]. Декретом советской власти от 14 декабря 1917г. о национализациибанков банковское дело объявлялось государственной монополией, ипотечныебанки были ликвидированы, акционерные и частные банки, а затем иостальные кредитные учреждения присоединены к Государственному банку,который стал называться Народным банком РСФСР. В это время была поставленазадача превратить банки в соответствии со II Программой РКП(б) в“центральную бухгалтерию коммунистического общества” Народный банк РСФСР прекратил свое существование 19 января 1920г. Всоответствии с декретом СНК он был преобразован в Центральное бюджетно-расчетное управление в ведении Наркомфина. Однако, уже переход к новой экономической политике привел кчастичному восстановлению кредитно-банковской системы. Так 3 октября 1921г.был принят Декрет СНК и постановление ВЦИК от 10 октября 1921г. осоздании Государственного банка РСФСР. В дальнейшем, вплоть до второй половины 80-ых гг. был проведен рядпреобразований кредитно-банковской системы, которые сводились к структурнымизменениям. В 1923г. Государственный банк РСФСР был преобразован вГосударственный банк СССР. Были проведены: кредитная реформа (1930-1932гг.), денежные реформы (1922-1924 и 1947гг.), реорганизация системыбанков долгосрочных вложений (1959г.), передача в систему Госбанка сберкасс(1963г.), принятие нового устава Госбанка (1980г.). Банковская система СССР в условиях государственной монополиибанковского дела представляла собой систему государственных учреждений.Согласно ст.6 Конституции СССР (1936г.) банки являлись собственностьюгосударства и находились в полной зависимости от органов государственнойвласти. Будучи по размерам своих общих активов самым крупным банком мира,имея развитую систему территориальных учреждений, охватывающих всю страну(в1983 г. их число доходило до четырех с половиной тысяч[13]), Госбанкпредставлял собой единую централизованную систему, непосредственноподчиненную Совету Министров СССР. Полное господство в экономике государственной формы собственности насредства производства позволяло Госбанку быть единым эмиссионным центром,единой кассой государства и всего народного хозяйства, концентрировать всесвободные денежные средства в стране, и свободно перераспределять их,выдавать наличные деньги предприятиям, контролируя при этом процессрасходования этих средств, осуществлять кассовое исполнение бюджета,осуществлять функцию единого расчетного центра страны, монопольно совершатьсделки по покупке золота, серебра и других драгоценных металлов в монетах,слитках, ломе, и сыром виде, а так же сделок по купле-продаже иностраннойвалюты, выписанных в иностранной валюте платежных документов и иностранныхценных бумаг. Кроме того, Госбанк за немногими исключениями сосредоточивалвсе краткосрочное кредитование субъектов народного хозяйства. В первом Уставе Госбанка, принятом IV сессией ВЦИК РСФСР 13 октября1921 г., говорилось, что задачей банка является “способствовать кредитом ипрочими банковскими операциями развитию промышленности, сельского хозяйстваи товарооборота”, а так же “концентрации денежных оборотов и проведениюдругих мер, направленных к установлению правильного денежногообращения”[14]. Такой статус Госбанка соответствовал многоукладномухозяйству, воссоздание которого было целью реформ периода новойэкономической политики, исключавших прямое тотальное государственноепланирование экономики. Однако уже в Уставе Госбанка СССР, утвержденномЦИК и СНК СССР 12 июня 1929г., говорилось о том, что Госбанк действует “всоответствии с общим планом развития народного хозяйства”, он “регулируетденежное обращение и осуществляет краткосрочное кредитование народногохозяйства”.[15] В банковскую систему СССР накануне реформы входили: Государственныйбанк СССР, Всесоюзный Банк финансирования капитальных вложений (СтройбанкСССР), Банк для внешней торговли СССР (Внешторгбанк СССР), Государственныетрудовые кассы СССР (Гострудсберкассы). Систему возглавлял Государственныйбанк СССР, который имел в стране развитую систему своих территориальныхподразделений. Но коренные преобразования коснулись банковской сферы лишь в конце 80-ых. Их начало ознаменовало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССРот 17 июля 1987 г. №821 “О совершенствовании системы банков в стране иусиления их воздействия на повышение эффективности экономики”. С этойцелью вносились структурно-функциональные изменения в банковскую систему,провозглашалась новая кредитно-денежная политика. Были объявленыреорганизация действующих и образование новых специализированных банков:создана новая система банков, определены основные направления и сферы ихдеятельности. В систему вошли: Внешторгбанк СССР, Промстройбанк СССР,Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Сбербанк СССР и Государственный банкСССР (Госбанк СССР), который превращался в единый эмиссионно-кассовый ирасчетный центр страны, организатора и координатора кредитных отношений внародном хозяйстве. Постановление предоставило Госбанку СССР право определять на единойметодологической основе определять обязательные для всех банков СССРсостав объектов кредитования. условия выдачи и погашения кредитов, льготыпри кредитовании, меры кредитного воздействия на ссудозаемщиков и условияих применения, устанавливать правила расчетов и условия и применения,устанавливать правила расчетов и ведения кассовых операций в народномхозяйстве, порядок ведения учета и отчетности в банках, а так же посогласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР - процентныеставки за пользование кредитами. За Госбанком было сохранено правоустановления официальных курсов иностранных валют к советскому рублю. Важное значение, как по силе воздействия на общественное мнение, таки по последствиям в реальном процессе экономических реформ имели Закон СССР“О кооперации в СССР” Согласно ст.23 Закона “союзы (объединения) кооперативов имеют правосоздавать хозрасчетные отраслевые или территориальные кооперативные банки... ...Кооперативный банк является кредитным учреждением, который надемократических принципах обеспечивает денежными средствами развитиекооперативов, производит расчетно-кассовое обслуживание, представляет егоинтересы в хозяйственных и финансовых органах ... ...Кооперативный банк мобилизует свободные денежные средства наусловиях договоренности. Банки могут привлекать также средства другихпредприятий (организаций), граждан и прибегать к займам успециализированных банков СССР... ...Устав кооперативного банка регистрируется в Государственном банкеСССР”[16] Постановлением Совета Министров СССР “Об утверждении устава ГосбанкаСССР” акционерные коммерческие банки были впервые включены в переченькредитно-банковских учреждений: “ Госбанк СССР ... регулирует деятельностьспециализированных, коммерческих, акционерных, кооперативных банков идругих кредитных учреждений в СССР ... “[17]. В итоге к концу 1990 г., т.е. всего за полтора года, число коммерческих банков в стране перевалило затысячу.[18] Последним этапом перехода к новой двухуровневой банковской системебыло принятие Верховным Советом СССР в декабре 1990 г. Закона “О банках ибанковской деятельности” и “Закона о Государственном банке СССР”. Однакоэти законы не успели оказать реального влияния на банковскую деятельность встране. В отличие от них аналогичные законы, принятые Верховным СоветомРСФСР и положили дорогу становлению развитой двухуровневой банковскойсистемы России.Глава 2Принципы и структура двухуровневой банковской системыПринципы двухуровневой банковской системы На ранней стадии развития капитализма банки верхнего уровняназывались эмиссионными банками. Однако к настоящему времени их функциизначительно расширились, поэтому в теории и на практике стали употреблятьпонятие центральный банк. Сегодня в любой, даже самой маленькой стране есть свой центральныйбанк. Он выполняет две основные задачи. Первая задача - центральный банкдолжен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовойсистем. В частности он должен предупреждать возникновение финансовойпаники, вероятность которой в финансовой системе с большим наборомпосреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачицентральный банк играет роль кредитора последней инстанции. Вторая задача центрального банка состоит в осуществлении такойденежной политики, при реализации которой посредством контроля за объемомденежной массы был бы обеспечен низкий уровень инфляции и при этом не былаб допущена значительная безработица. Центральный банк любого государства прежде всего ответственен застабильность национальной валюты. Выпуск наличных денег - основа контролярасширения всей денежной массы, включая средства на счетах коммерческихбанков. Монопольное положение Центрального банка в общехозяйственном денежномкругообороте дает ему возможность держать денежное обращение под косвеннымконтролем и на последующих ступенях Относительно к экономике Российской Федерации целями деятельностиЦентрального Банка Российской Федерации являются: [19] защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе егопокупательной способности и курса по отношению к иностраннымвалютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционированиясистемы расчетов.Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Рассмотрим выполнение центральным банком этих функций: Центральный банк любого государства всегда заботится об устойчивостисвоей национальной валюты. В этом отношении Российская Федерация избраладостаточно необычный способ, значительно отличающийся от действий другихгосударств. Прежде всего это объясняется историческим генезисом развитиякак России в целом, так и становления ее банковской системы. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня1992 года №629 "О частичном изменении порядка обязательной продажичасти валютной выручки и взимания экспортных пошлин" устанавливалсяследующий порядок обязательной продажи части валютной выручкипредприятиями, объединениями, организациями, созданными позаконодательству Российской Федерации и с местонахождением вРоссийской Федерации (в дальнейшем именуются "предприятия"), ипроведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Настоящий порядок распространялся на обязательную продажу частиэкспортной выручки в свободно конвертируемых валютах и операциина внутреннем валютном рынке в свободно конвертируемых, клиринговых и замкнутых национальных валютах.[20] 1. Предприятия независимо от форм собственности, включаяпредприятия с участием иностранных инвестиций, осуществляетобязательную продажу 50 процентов валютной выручки от экспортатоваров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке РоссийскойФедерации через уполномоченные банки Российской Федерации порыночному курсу рубля.[21] Это было предусмотрено для того, чтобы Центральный Банк мог полнееконтролировать валютный рынок. Но все таки этот указ дал мощные толчокстановлению развитого валютного рынка Российской Федерации. Курс валютустанавливался соотношением спроса и предложения. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) сообщает, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г.№629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютнойвыручки и взимания экспортных пошлин", а также в целях дальнейшегоразвития валютного рынка в стране с 1 июля 1992 г. изменяетсясистема котировки курсов иностранных валют к рублю. Устраняетсямножественность обменных курсов централизованных операций с иностраннойвалютой и вводится единый курс при расчетах доходов и расходов госбюджетадля всех видов платежно-расчетных отношений с предприятиями,объединениями, организациями и гражданами, а также для целейналогообложения и бухгалтерского учета. С 3 июля 1992 г. также изменен механизм и порядок установления курсов иностранных валют к рублю Российской Федерации. Банк России переходит наустановление единого курса непосредственно на валютном рынке. Наоснове результатов операций по покупке (продаже) иностранной свободноконвертируемой валюты на Московской межбанковской валютной биржеБанк России осуществляет фиксинг, т.е. установление курса доллара США крублю Российской Федерации, в результате спроса и предложения намежбанковском валютном рынке. Банк России воздействует на динамикурыночного спроса и предложения валюты в направлении, отвечающемэкономическим интересам страны. Курс фиксинга является единым курсомБанка России. Валютный фиксинг Банка России осуществляется два раза в неделю - по вторникам и четвергам. Курс Банка России вводится в действиесоответственно со среды (сроком действия по Четверг включительно) и спятницы (сроком действия по вторник включительно). В день валютногофиксинга Банк России сообщает курсы ведущих свободно конвертируемых валют крублю Российской Федерации по телеграфу своим главным территориальнымуправлениям которые доводят эту информацию до уполномоченных коммерческихбанков. Банк России также публикует эти курсы в день их введения в"Российской газете".[22] Еще один инструмент регулирования курса национальной валюты былразработан после событий на Московской Межбанковской Валютной Бирже 11октября 1994г. С 10 до 13 часов так называемого “черного вторника” курсдоллара на торгах ММВБ подскочил сразу на 845 пунктов (27%) . Курс рублярухнул до 3926 руб. /$. Ответом на этот резкий скачок было введение валютного коридора. Хотяфиксирование правительством валютного курса является одним из самыхпагубных видов ценового контроля, поскольку рано или поздно вынуждаетправительство устанавливать административный контроль и над другимивнутренними ценами. Однако Правительство Российской Федерации и Советдиректоров Центрального банка считают, что дело обстоит совсем не так.Вообще говоря курс рубля не фиксирован, он движется прежде всего рыночнымисилами. “Валютный коридор” лишь временный инструмент воздействия. Есливдруг отменить “зеленый коридор”, то по мнению А. Лившица курс изменитсяочень незначительно.[23] Что же экономика страны получила в результате ? Во-первых снижениеинфляции в крупных городах, население которых живет на импорте. Во-вторых,инфляционные ожидания на валютном рынке практически подавлены. Экспортерыхотят, чтобы рубль падал, банки устраивают любые колебания рубля ,совершенно безразлично - вверх или вниз, важно, чтобы покруче и менеепредсказуемо. Но экономика не может жить в таких условиях долго. В конце декабря было принято не то, что сенсационное, а напротиввполне предсказуемое решение повысить “валютный коридор”. Повышение егограниц с приходом в Центральный банк Сергея Дубинина ждали все. Вопрос быллишь один: насколько изменится коридор. В течении первой половины 1996г.курс доллара будет колебаться в пределах 4550-5150 рублей/$. В остальноммеханизм валютного коридора не претерпел изменений. Центральный банк любого государства прежде всего ответственен застабильность национальной валюты. Выпуск наличных денег - основа контролярасширения всей денежной массы, включая средства на счетах коммерческихбанков. Монопольное положение Центрального банка в общехозяйственномденежном кругообороте дает ему возможность держать денежное обращение подкосвенным контролем и на последующих ступенях развития денежных средств вформе текущих счетов или средств безналичного расчета. БанкнотыЦентрального банка сохраняют свою ключевую роль только при условии, что ихколичество ограничено. Эмиссия наличных денег осуществляется сверх сумм, изъятых изобращения, и в этом смысле становится фактором денежно-кредитногорегулирования. Осуществление кредитной эмиссии Центральным банком являетсяпоказателем его независимости. Всякое покрытие бюджетного дефицита,государственных расходов выпуском денег ограничивает его независимость впроведении денежно-кредитного регулирования. Центробанк платит банкнотами,которые он сам же создает, когда расплачивается требованиями на себя. Всовременных условиях не существует никакого законодательно установленногонорматива обмена этих обязательств Центральным банком, например на золото. Наличные денежные средства, вместе с резервами коммерческих банковобразуют денежную базу в экономике, составляют пассив в балансеЦентрального банка. Именно по этому балансу эмитента - Центрального банкаможно определить величину денежного агрегата-[pic]-основным компонентомкоторого являются наличные деньги. Для более точного расчета агрегата[pic] следует брать остатки средств коммерческих банков, находящихся нарезервном счете в ЦБР, отражающиеся в активах балансов коммерческих банков.Для регулирования реальной денежной массы ЦБР, увеличивая нормурезервирования, сокращает объем денежных средств, которыми располагаюткоммерческие банки. В развитых странах наиболее ликвидную часть денежноймассы характеризует показатель [pic], который по уровню ликвидностипрактически не отличается от, [pic], так как происходит беспрепятственныйперелив отдельных компонентов. В России, между показателями [pic] и [pic]существует большой разрыв по уровню ликвидности. Это связано с тем, чтообщепринятым средством обращения и платежа являются наличные деньги, чтовзывает постоянное стремление коммерческих структур максимизировать своюналичность путем предельно возможного расширения трансформируемыхбезналичных остатков на расчетных счетах в наличные или благодаряформальному занижению выручки от реализации товаров. Предпочтение наличности другим денежным средствам уменьшает денежный(усложненный вариант депозитного) мультипликатор[24][pic] , где [pic] , [pic] m - денежный мультипликатор, отношение общей денежной массы кденежной. R - обязательные резервы. d - депозиты коммерческих банков. N - наличность. С помощью этого уравнения вводится потенциал наличных денег (эмиссии)внебанковской системы:[pic]; [pic] Таким образом помимо определения абсолютных размеров выпускаэмиссионные функции Центрального банка реализуются путем изменениянорматива минимальных резервов и установления коэффициента наличности(определенной доли налично-денежного оборота), определяемого отношениемденежного агрегата [pic] к общему объему денежной массы или к наиболееликвидной его части. Используя экономико-математические модели функций спроса ипредложения Центральный банк Российской Федерации дает оценку оптимальнонеобходимой на данном этапе емкости совокупного денежного оборота, так ипотенциального предложения денег. Установка целевых ориентиров приростаденежной массы в обращении определяет и размер наличных денег. Плановыепоказатели лимитов по объему выпуска наличных денег в обращение отдельно неустанавливаются. Для каждого коммерческого банка Центральный банкопределяет коэффициент наличности в общем объеме всей денежной массы или внаиболее ликвидной его части, в зависимости от лимитов оборотной кассыконкретного банка и структуры платежного оборота в той местности, где онрасположен с учетом удаленности от территориального отделения ЦБ из средствкоторого пополняется кассовая наличность При определении размера выпуска наличных денег Центральный банкустанавливает целевой ориентир прироста денежной массы (таргетирование),определяемый на контрольный срок, но подлежащий корректированию ЦБ РФ влице департамента эмиссионно-кассовых операций и Департамента регулированияденежного обращения осуществляет эмиссионные операции исходя изпотребностей хозяйственного оборота и государства. Традиционно задачи по обеспечению бесперебойности расчетов,осуществлению контроля за эффективностью функционирования национальныхплатежных систем возлагаются на центральные (национальные) банкигосударств. Это связано главным образом с тем, что центральный банкявляется банком, который в силу закона обладает полномочиями властного,регулятивного характера. Центральный банк является основным банком подепозитарным счетам и кредитным ресурсам. Он может осуществлятьрефинансирование коммерческих банков, что привлекает последних примежбанковских расчетах. Центральный банк пользуясь поддержкой государства, имеет возможностьобеспечить платежную систему мощными средствами телекоммуникаций,необходимыми для осуществления расчетов участниками рынка. Центральный банкв состоянии регистрировать все платежные операции происходящие междубанками, и качественно проводить зачет взаимных обязательств банков.Осуществляя макроэкономический надзор за функционированием банковскойсистемы в целом, а так же надзор за деятельностью каждого банка вотдельности, центральный банк может оперативно предпринимать превентивныемеры по стабилизации финансового положения участников рынка платежных услуги осуществлять санацию того или иного проблемного банка с целью недопущенияразрыва звеньев расчетной цепи из за банкротства или неликвидности ееучастников. И наконец только центральный банк, в силу своего особого статуса,обладает достаточной ликвидностью и абсолютной платежеспособностью,сводящими риск неплатежей при расчетах с участием центрального банкапрактически к нулю. Вне зависимости от видов используемых расчетов центральный банк впроведении денежно-кредитной политики стремится к созданию такой платежнойсистемы, которая сочетала бы в себе два качества: стабильность, целостностьсистемы и ее эффективность. Функции же Банка России наиболее полно и корректно отражены следующимобразом:[25] 1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерацииразрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитнуюполитику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует ихобращение; 3) является кредитором последней инстанции для кредитныхорганизаций, организует систему рефинансирования; 4) устанавливает правила осуществления расчетов в РоссийскойФедерации; 5) устанавливает правила проведения банковских операций,бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; 6) осуществляет государственную регистрацию кредитныхорганизаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций иорганизаций, занимающихся их аудитом; 7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; 8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями всоответствии с федеральными законами; 9) осуществляет самостоятельно или по поручению ПравительстваРоссийской Федерации все виды банковских операций, необходимых длявыполнения основных задач Банка России; 10) осуществляет валютное регулирование, включая операции попокупке и продаже иностранной валюты; определяет порядокосуществления расчетов с иностранными государствами; 11) организует и осуществляет валютный контроль какнепосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии сзаконодательством Российской Федерации; 12) принимает участие в разработке прогноза платежного балансаРоссийской Федерации и организует составление платежного балансаРоссийской Федерации; 13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ ипрогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и порегионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовыхотношений; публикует соответствующие материалы и статистическиеданные; 14) осуществляет иные функции в соответствии с федеральнымизаконами. Успешное выполнение возложенных на Банк России задач и функцийтребует, чтобы он был независим от органов государственной представительнойи исполнительной власти, органов местного самоуправления, при решениивопросов, входящих в его компетенцию. На международной финансовой конференции в Брюсселе 1920подчеркивалось “Банки и особенно эмиссионный банк нужно освободить отполитического давления, они должны строиться на принципах разумныхфинансов”.[26] Таким образом вопрос о независимости центральных банков былподнят очень давно и необходим, как гарантия эффективности егодеятельности. Чаще всего Центральный банк подотчетен непосредственно парламенту илиобразованной последним специальной банковской комиссии. Управляющийцентрального банка не входит в правительство, и его назначение не совпадаетпо срокам с формированием нового кабинета. Назначение может производитьсямонархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся напарламентское большинство, обычно может провести свою кандидатуру (частоона же формально ее и предлагает). Существенная независимость центрального банка обусловлена егозадачами. Понятно, что правительство озабочено краткосрочными исреднесрочными перспективами, приближением очередных выборов, и это можетвступать в противоречие с долговременными интересами всего государства.Относительно независимый центральный банк должен выступать своеобразнымпротивовесом. Действующее законодательство Российской Федерации, как известноутверждает именно эту норму.[27] Банк России подотчетен Государственной Думе ФедеральногоСобрания Российской Федерации. Подотчетность Банка РоссииГосударственной Думе означает: назначение на должность и освобождение от должностиГосударственной Думой по представлению Президента РоссийскойФедерации Председателя Банка России; назначение на должность и освобождение от должностиГосударственной Думой членов Совета директоров Банка России (далее- Совета директоров); представление Банком России Государственной Думе нарассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения; определение Государственной Думой аудиторской фирмы дляпроведения аудиторской проверки Банка России; проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России сучастием его представителей; доклады Председателя Банка России Государственной Думе одеятельности Банка России (два раза в год - при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики). Банк России в пределах полномочий, предоставленных емуКонституцией Российской Федерации и федеральными законами,независим в своей деятельности. Федеральные органы государственнойвласти, органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и органы местного самоуправления не имеют прававмешиваться в деятельность Банка России по реализации егозаконодательно закрепленных функций и полномочий, приниматьрешения, противоречащие настоящему Федеральному закону. Банк России представляет Государственной Думе и ПрезидентуРоссийской Федерации информацию в порядке, установленномфедеральными законами. В случае вмешательства в его деятельность Банк Россииинформирует об этом Государственную Думу и Президента РоссийскойФедерации. Банк России вправе обращаться в суды с исками о признаниинедействительными правовых актов федеральных органовгосударственной власти, органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органов местного самоуправления.Структура верхнего уровня банковской системы В декабре 1992г. Президентом Российской Федерации был подписан указ“О Федеральном казначействе”.[28] На основании этого документа образованаединая система органов федерального казначейства Министерства финансовРоссийской Федерации и территориальных органов по республикам в составеРоссийской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городамМоскве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районногоподчинения), районам и районам в городах. В целом структура федерального казначейства состоит из ГУФК, нарегиональном уровне - 80 управлений федерального казначейства по субъектами на локальном уровне - 2011 отделений федерального казначейства.[29] До 1991 г. бывший Государственный банк СССР с его сетью банков наместах обеспечивал достаточно полный учет доходов и расходов бюджетаРоссии. В результате образования множества коммерческих банков и измененияфункций центрального банка в части исполнения республиканского бюджета втрадиционной форме и объеме происходит сужение возможностипроконтролировать целевое и экономное использование государственныхсредств. Передача функций по кассовому исполнению бюджета из Центральногобанка в казначейство касается передачи учетных операций и безналичныхрасчетов, оперативного управления средствами на счетах федерального бюджетаи главных распорядителей кредитов, пользующихся бюджетными средствами. В результате постоянного увеличения объемов финансирования уже всередине 1994 г. остро встал вопрос о наделении счетами районных игородских отделений казначейской системы. В настоящее время открыты счетаэтим казначейским органам в учреждениях Центрального банка РоссийскойФедерации. Реализация программ создания федерального казначейства должнапринести весомые результаты, которые окупят все затраты на ее становление.Прежде всего это возможность оперативного управления правительством своимифинансовыми ресурсами в условиях нестабильности экономической ситуации,полный учет государственных средств, невозможность нецелевого использованияэтих средств. Еще одним важным звеном банковской системы Российской Федерацииявляется расчетно-кассовый центр Расчетно-кассовый центр (в дальнейшем - РКЦ) является структурнымподразделением Главного управления Банка России по республике, входящей всостав РСФСР, автономной области, автономному округу, краю, области,городам Москва и Ленинград (в дальнейшем - Главное управление). Создание РКЦ, его реорганизация и ликвидация производятся сразрешения Банка России на основании приказа начальника соответствующегоГлавного управления. В зависимости от числа обслуживаемых организаций,уровня автоматизации, объема операций, условий связи, территориальнойотдаленности и других факторов могут создаваться районные и межрайонныеРКЦ.[30]Основные функции РКЦ 1. Основными функциями РКЦ являются: а) осуществление расчетов между банками и другими кредитнымиучреждениями), а также контроль по этим расчетам через корреспондентскиесчета, открываемые в РКЦ; б) хранение ценностей и кассовое обслуживание банков; в) кассовое исполнение бюджета; организация финансированияцентрализованных государственных капитальных вложений за счет средств,выделяемых из бюджета; г) проведение операций с ценными бумагами и операций неторговогохарактера в иностранной валюте. 2. РКЦ осуществляет расчетное, кассовое и иное обслуживание банков,а в исключительных случаях (временно) также и других юридических лиц;выполняет возложенные на него функции в порядке, установленном(доведенном) Банком России. Отношения РКЦ с банками и другими юридическими лицами по ихобслуживанию носят договорный характер.[31] В РКЦ открываются корреспондентские счета банкам, счета по учетудоходов и расходов бюджета, пенсионного фонда, фонда стабилизацииэкономики и других фондов, переводные счета предприятиям Минсвязи,Госстраха, Сбербанка, счета бюджетным организациям, а также счета,временно открываемые другим юридическим лицам.[32] В РКЦ могут открываться корреспондентские субсчета филиалами банковс согласия Главного управления, в котором открыты счета этим банкам.[33] На РКЦ возлагаются функции по хранению ценностей резервных фондовденежных билетов и монеты (в дальнейшем - резервные фонды) и оборотнойкассы, а также по кассовому обслуживанию банков и других юридическихлиц.[34] В РКЦ с разрешения Банка России создаются резервные фондыденежных билетов и монеты...... Банк России определяет сумму (лимит) резервных фондов и оборотнойкассы для Главного управления в целом. Размер (лимит) резервных фондов иоборотной кассы для конкретного РКЦ определяется Главным управлением вустановленных Банком России пределах.[35] РКЦ организует и осуществляет кассовое исполнение государственногобюджета, организует учет доходов и расходов местного, республиканского исоюзного бюджетов, составляет отчетность по кассовому исполнению бюджета ипредставляет ее в установленном порядке Главному управлению, а также другиморганам. Межрайонный РКЦ организует в обслуживаемых районах на договорныхначалах работу по кассовому исполнению государственного бюджета черезбанки, находящиеся в соответствующих районах данного региона. РКЦ осуществляет кассовое исполнение по приходу и расходу фондовстабилизации экономики, пенсионного фонда и других фондов, создаваемых порешению органов государственной власти и управления.[36] РКЦ по поручению Главного управления осуществляет операции,связанные с реализацией облигаций государственных займов, казначейскихобязательств и других государственных ценных бумаг, их погашением ивыплатой процентов по ним.[37]Схема департаментов и служб Банка России[38][pic]Глава 3Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка и банковскийнадзор1) процентные ставки по операциям Банка России; Банк России может устанавливать одну или несколько процентныхставок по различным видам операций или проводить процентнуюполитику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки БанкаРоссии представляют собой минимальные ставки, по которым Банк Россииосуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия нарыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.[39]Динамика изменения процентной ставки [40](ниже данная таблица изложена графически)|дата введения |процентная ставка ||29/12/91 |20 ||10/04/92 |50 ||23/05/92 |80 ||30/03/93 |100 ||02/06/93 |110 ||22/06/93 |120 ||29/06/93 |140 ||15/07/93 |170 ||22/09/93 |180 ||15/10/93 |210 ||29/04/94 |205 ||17/05/94 |200 ||02/06/94 |185 ||22/06/94 |170 ||29/07/94 |155 ||22/08/94 |130 ||12/10/94 |170 ||17/11/94 |180 ||06/01/95 |200 ||16/05/95 |195 ||19/06/95 |180 ||24/10/95 |170 ||01/12/95 |160 ||10/02/96 |120 || | |[pic] 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в БанкеРоссии (резервные требования); Один из основных экономических методов регулирования объеманаходящейся в обращении денежной массы является определение нормобязательных резервов, депонируемых коммерческими банками или кредитнымиучреждениями в Центральном банке России. Депонирование части средств, привлеченных коммерческими банками иликредитными учреждениями, в фонде обязательных резервов имеет цельюобеспечение денежно-кредитного регулирования путем поддержания наопределенном уровне денежной массы в обращении. Через депонирование средств в фонде обязательных резервовкоммерческие банки или кредитные учреждения содействуют выполнениюЦентральным банком России основных направлений денежно-кредитногорегулирования и осуществлению антиинфляционных мер. Нормы обязательных резервов, в соответствии с которыми коммерческиебанки и кредитные учреждения депонируют средства в фонде обязательныхрезервов, устанавливаются Советом Директоров Банка России в зависимостиот сроков привлечения средств и депозитов. Размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России,устанавливается в процентном отношении к общей сумме денежных средств,привлеченных коммерческим банком или кредитным учреждением. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20процентов обязательств кредитной организации и могут бытьдифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременноизменены более чем на пять пунктов.[41] В случае нарушения коммерческим банком или кредитным учреждениемустановленных сроков и полноты депонирования средств в фонде обязательныхрезервов учреждение Банка России взыскивает с него штраф в размере одногопроцента уставного капитала, но не более ста тысяч рублей в порядке,установленном статьей 24 Устава Центрального банка РСФСР (Банка России). Кроме того, в случае неоднократного (два и более раз в течениеполугодия) невыполнения требований о своевременном и полномперечислении средств в фонд обязательных резервов учреждение Банка Россииможет: - прекратить предоставление таким банкам или кредитным учреждениямцентрализованных кредитных ресурсов; - повысить норму обязательных резервов, депонируемых в Банке России,но не более чем на 10 пунктов; - иные санкции, предусмотренные законодательством.[42] При отзыве лицензии на совершение банковских операцийдепонированные в Банке России средства используются для погашенияобязательств кредитной организации перед вкладчиками икредиторами. В соответствии с решением Совета директоров Банка России начиная срегулирования на первое мая 1995 года устанавливаются следующие нормыотчислений в фонд обязательных резервов: по счетам до востребования исрочным обязательствам коммерческого банка до 30 дней - двадцатьпроцентов, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней -четырнадцать процентов, свыше 90 дней - десять процентов, по средствам насчетах в иностранной валюте - один и пять десятых процента.[43]3) операции на открытом рынке; Под операциями на открытом рынке понимаются купля -продажа Банком России казначейских векселей,государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг,краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднееобратной сделки.[44] Лимит операций на открытом рынке утверждается Советомдиректоров. Банк России выполняет функции агента Министерства финансов РоссийскойФедерации по обслуживанию, дилера а также органа регулирования и контроля. Центральный банк России обеспечивает “организационную” сторонуфункционирования рынка государственных краткосрочных бескупонных облигаций:проводит аукционы, погашение, подготовку необходимых документов,перечисление необходимых денежных средств на счет Министерства финансовРоссийской Федерации. роме того он активно участвует в работе рынка ГКО вкачестве дилера, что дает возможность оказывать целенаправленноеэкономическое воздействие на рынок в зависимости от событий, которыепроисходят непосредственно при нем и вокруг него, и в соответствии стекущей политикой ЦБР. При этом Банк России не ставит своей целью извлечение прибыли отопераций на рынке. Центральный Банк ориентирован на поддержаниеопределенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, что определяетпривлекательность рынка ГКО для инвесторов. 4) рефинансирование банков; Под рефинансированием понимается кредитование Банком Россиибанков, в том числе учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаютсяБанком России.[45]Данные аукционов рефинансирования в 1994г.[46]| |29.0|26.0|24.0|30.0|27.0|31.0|28.0|28.1|29.1|28.1|| |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |0 |1 |2 ||Количество | | | | | | | | | | ||коммерческих |295 |223 |178 |159 |158 |90 |38 |88 |67 |93 ||банков, принимавших| | | | | | | | | | ||участие в аукционе | | | | | | | | | | ||Общий объем | | | | | | | | | | ||аукционного кредита|175 |190 |150 |160 |120 |100 |100 |150 |50 |70 ||(млрд. руб.) | | | | | | | | | | ||Сумма |116.|107.|80.6|114.|120 |73.1|19.8|106.|48.6|66.4||предоставленных |0 |0 | |1 | | | |2 | | ||кредитов (млрд. | | | | | | | | | | ||руб.) | | | | | | | | | | ||Средняя |214.|207.|191.|141.|90 |120.|130.|170.|150.|181.||окончательная |4 |2 |1 |8 | |5 |4 |1 |2 |6 ||процентная ставка | | | | | | | | | | | Объединив эти данные с данными процентной ставки Центрального банкана момент проведения аукциона рефинансирования, взятую из справочнойсистемы “Гарант” можно построить следующий график:Объемы аукционных кредитов рефинансирования, суммы предоставленныхкредитов, средняя окончательная процентная ставка и процентная ставка БанкаРоссии в 1994г.[pic] В 1995 году рефинансирование коммерческих банков осуществлялось всоответствии с совместным Заявлением Правительства и ЦБ РФ об экономическойполитике на 1995 г. Кредиты коммерческим банкам предоставлялись преждевсего путем проведения кредитных аукционов на конкурсной основе. В 1995 г.проведено 12 таких аукционов, в которых участвовало 319 банков[47]. Всегобыло предоставлено кредитов на сумму 538 млрд. руб. по ставке от 90 до 204%годовых.[48] Вместе с тем нередки случаи, когда аукционные кредиты погашаютсячерез счета просроченных ссуд, что отрицательно влияет на объем выделяемыхкредитов. Размер просроченной задолженности на протяжении года составлял 40-67 млрд. руб., что составляет объем одного аукциона.[49] 5) валютное регулирование; Под валютными интервенциями Банка России понимается купля -продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке длявоздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.[50] Политика Банка России на внутреннем валютном рынке осуществлялась вконтексте принципов денежно-кредитного регулирования реализуемых БанкомРоссии в соответствии с Совместным заявлением Правительства и Центральногобанка Российской Федерации “Об экономической политике на 1996 г.” Основными задачами, на решении которых было сосредоточено вниманиеБанка России, являлись: 1. Активное использование обменного курса рубля в качествеинструмента корректирования инфляционных ожиданий и влияния на уровеньинфляции. Установление границ отклонений валютного курса от согласованных справительством Российской Федерации пределов, т. е. проведениепредсказуемой политики валютного курса (политика “валютного коридора”). 2. Сглаживание резких краткосрочных колебаний в конъюнктуре рыночногоспроса и предложения на иностранную валюту. 3. Развитие инфраструктуры межбанковского валютного рынка РоссийскойФедерации с целью оптимизации формирования рыночного спроса и предложенияна иностранную валюту на всех его институциональных и территориальныхсегментах, обеспечения гарантии внутренней конвертируемости рубля потекущим валютным операциям. 4. Формирование и управление золотовалютными резервами с цельюобеспечения высокого уровня международной ликвидности и гарантированияинтервенций Банка России для регулирования динамики валютного курса впределах заданной траектории. Отличительной чертой политики Центрального банка явилось введение сиюля 1995 г. режима “валютного коридора”, устанавливающего границыколебаний курса рубля к иностранным валютам. “Валютный коридор в таких условиях, во первых, внес четкуюпредсказуемость в динамику курса рубля, а следовательно, и конъюнктурувнешней торговли. Это предоставило внешнеторговым фирмам возможностьадекватно оценивать и эффективно страховать возникающие валютные риски спомощью операций финансового рынка. Во-вторых, “валютный коридор”ограничил абсолютный уровень повышения номинального курса рубля. По сути,Банк России во втором полугодии снимал избыточное предложение иностраннойвалюты, приостанавливая дальнейшее падение реального курса доллара.“Валютный коридор” в такой ситуации определил границ возможного ухудшенияконъюнктуры экспорта.Динамика торгов ММВБ в период с 01.01.94 по 7.05.96[pic] 6) установление ориентиров роста денежной массы;Статья 43. Банк России может устанавливать ориентиры роста одногоили нескольких показателей денежной массы исходя из основныхнаправлений единой государственной денежно-кредитной политики. Правительство и Центральный банк Российской Федерации примут мерынеобходимые для сокращения темпов роста совокупных кредитно-денежныхпоказателей в 1996 году до уровня соответствующих индикатору инфляции в1996 году. Рост денежной базы и денежной массы будут определяться политикойБанка России в отношения предоставления чистого кредита коммерческимбанкам, операций с ценными бумагами на вторичном рынке , а также егоинтервенций ( продажа и покупка валюты ) на валютных рынках. Для контроля за денежной массой орган денежно-кредитногорегулирования устанавливает максимальные показатели объема своих чистыхвнутренних активов, а также предельные величины объема чистых требованийорганов денежно-кредитного регулирования к федеральному и расширенномуправительствам. Месячные целевые показатели будут установлены также объемаофициальных валовых и чистых международных резервов. Изменения в институциональной и нормативной структуре финансовогосектора будут по возможности в максимальной степени нейтральными поотношению к приросту широкого показателя рублевой денежной массы и станутосуществляться только после технической консультации с сотрудникамиМеждународного Валютного фонда. 7) прямые количественные ограничения Статья 42. Под прямыми количественными ограничениями Банка Россиипонимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведениекредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения висключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций сПравительством Российской Федерации.Например:В соответствии с Законом Российской Федерации "О денежной системеРоссийской Федерации" (статья 14) Правительство Российской Федерациипостановляет: 1. Установить предельный размер расчетов наличными деньгами вРоссийской Федерации между юридическими лицами в сумме 2 млн. рублей поодному платежу. Все расчеты в Российской Федерации между юридическими лицами поодному платежу на сумму свыше 2 млн. рублей производить только вбезналичном порядке.[51] Статья 44. Банк России ежегодно не позднее 1 декабряпредставляет в Государственную Думу основные направления единойгосударственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект основных направлений единойгосударственной денежно-кредитной политики представляетсяПрезиденту Российской Федерации и Правительству РоссийскойФедерации. Основные направления единой государственной денежно-кредитнойполитики на предстоящий год включают следующие положения: анализ состояния и прогноз развития экономики РоссийскойФедерации; основные ориентиры, параметры и инструменты единойгосударственной денежно-кредитной политики. Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает решение.банковское регулирование и надзор Статья 55. Банк России является органом банковского регулирования инадзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитнымиорганизациями банковского законодательства, нормативных актов БанкаРоссии, в частности установленных ими обязательных нормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержаниестабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков икредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитныхорганизаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк Россииможет устанавливать им обязательные нормативы: 1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемыхкредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала)для действующих кредитных организаций; Центральный банк считает, что чем больше у банка собственных денег,тем более он устойчив. Поэтому понятно особое внимание ЦБ к капитализациибанков. Введение в действие Инструкции №1 "О порядке регулированиядеятельности кредитных организаций" значительно увеличило эти показатели,которые стали соответствовать требования ЕС к европейским банкам [52].Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитныхорганизаций[53]| | |для кредитных ||дата |для банков |организаций с || | |ограниченным кругом || |




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации iconКонтрольная работа по дисциплине : «Контроль и ревизия» По теме: Финансово-экономический контроль Центрального банка Российской Федерации
По теме: Финансово-экономический контроль Центрального банка Российской Федерации
Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации iconБанковские правоотношения и Центральный Банк дипломная работа по праву
Создание центрального банка российской федерации (банка россии) и его роль в банковской системе 6
Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации iconРоссийская федерация федеральный закон
Статья Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией...
Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации iconПравовое положение центрального банка Российской Федерации (Банка России): проблемы правового статуса

Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации iconО банках и банковской деятельности
Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным...
Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации iconФедеральный закон о банках и банковской деятельности
Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным...
Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации icon1. Структура современной кредитной системы
Современная кредитная система. Роль центрального банка и коммерческого банка в кредитной системе
Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации iconРоль центрального банка

Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации iconОбщее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации
Положению об этом министерстве, утвержденному данным Постановлением, одной из основных задач Минфина России является обеспечение...
Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации iconКредитно-денежная система. Кредитная система в Российской Федерации|Выполнила |студентка || |1 курса 1 группы|| |Шатровская Е. Г || |шифр 00604 ||Проверил |преподаватель || |Суханова Е. В. | 2003г. СодержаниеВведение Кредитно-денежная система Банковская система Роль Центрального банка в экономике Сп

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы