Роль государства в рыночной экономике icon

Роль государства в рыночной экономике



НазваниеРоль государства в рыночной экономике
Дата конвертации06.07.2012
Размер223.39 Kb.
ТипРеферат
Роль государства в рыночной экономике


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ПЛАН:Введение1. История эволюции представлений о роли государства в экономикеМеркантелистыКлассическая теорияКейнсианская теорияНеоклассическая теория2. Функции государства в экономикеантитрестовское регулирование3. Методы государственного воздействия на рынокгосударственные расходыналогообложениегосударственное регулированиегосударственное предпринимательство4. Проблемы и ограничения государственного вмешательствадерегулирование и приватизациягосударственное регулирование в сельском хозяйствеЗаключениеСписок использованной литературы Введение. Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моемумнению, является основной для любого государства, независимо от того,рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительнойэкономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности попроизводству и распределению товаров и услуг. То есть о регулированииговорить не приходится: государству просто некого регулировать. В такомслучае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности испособов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить? " однойединственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгойцентрализацией и распределением. Однако такая система на деле показала своюнеэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйствегосударству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Передгосударством не стоят такие задачи, как непосредственное производство ираспределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободнораспоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как этоделается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должнопостоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства.Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решенийкак со стороны как потребителей, так и со стороны производителей.Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений врыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора ирегулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики. 1. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ. а) Меркантелисты. История государственного регулирования восходит к концу средневековья.В то время основной экономической школой была школа меркантелистов. Онапровозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантелистыутверждали, что главный показатель богатства страны-количество золота. Всвязи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт. б) Классическая теория. Следующей ступенью развития представлений о роли государства сталаработа А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", вкоторой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил"(принцип"laissezfaire") создает гармоничное устройство" (Варга В. Роль государства врыночном хозяйстве.
МЭиМО N11, 1992г., стр.131). В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечиватьбезопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, инымисловами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнитьсамостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системырыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремлениепредпринимателя к достижению своих частных интересов является главнойдвижущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итогеблагосостояние как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственнойдеятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, аименно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свободаторговли. в) Кейнсианская теория. В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж.Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на рольгосударства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как онрассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государстводолжно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободногорынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики изкризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок вцелях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов -перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкаякредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкаякредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейшихбарьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс,путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массыреальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спроси рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовалгосударству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансироватьнерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и сниметсоциальную напряженность. Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются: - высокая доля национального дохода, перераспределяемая черезгосбюджет; - создание обширной зоны государственного предпринимательства на основеобразования государственных и смешанных предприятий; - широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовыхрегуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживанияциклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровнязанятости. Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволилаослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенныхдесятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявлятьсянесоответствие между возможностями государственного регулирования иобъективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла бытьустойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы ростанационального дохода создавали возможность перераспределения без ущербанакоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резкоухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица иинфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризисатолько раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризисапроизошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования исложилась новая, неоконсервативная модель регулирования. г) Неоклассическая теория. Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепциинеоклассического направления экономической мысли. Трансформация моделигосударственного регулирования заключалась в отказе от воздействия навоспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мервоздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считаютнеобходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободучастного предпринимательства. Экономический пост рассматривается какфункция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников:за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли и за счетзаемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теориейгосударство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала иповышения производительности производства. Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокиеналоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит итем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтомунеоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий набазе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льготпредпринимателям. Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит егодефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагомстанет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджетадля поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальныхпрограмм. Сюда можно отнести и политику приватизации государственнойсобственности. Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Этоозначает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате,либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства,дерегулирование рынка рабочей силы и др. Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишькосвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономическогоразвития страны отводится рыночным силам. 2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ. Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции.Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущирыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии,либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность засоздание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективнойконкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится опроизводстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так какрыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективныепотребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется ещеи тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределениедохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках.Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Этонеобходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно,чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Посколькурынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулироватьрынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономическиепринципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формированиимакроэкономических рыночных процессов. Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующиеважнейшие функции: а) создание правовой основы для принятия экономических решений.Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующиепредпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан; б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговуюи кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, длясглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровняцен и национальной валюты; в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государствоорганизует производство товаров и услуг, которым не занимается частныйсектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи,транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программыразвития образования, здравоохранения и т. д.; г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государствогарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности,пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д. Антитрестовское регулирование. Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейшихобластей приложения государственного вмешательства. Регулированиеразвивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условияпрепятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то естьв так называемых _естественных монополиях., государством создаютсяобщественные регулирующие органы для контроля за их экономическимповедением. На большинстве других рынков, где монополия не сталанеобходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольногозаконодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулированиядеятельности естественных монополий. Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма можетобеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции,достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественногопользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабнаядеятельность. Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могутиспользоваться два варианта: государственная собственность игосударственное регулирование. Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход,то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собойотсутствие стимула предприятия к снижению издержек. Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобызащитить общество от рыночной власти естественных монополий путемрегулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использоватьпрямое регулирование только там, где это не приводит к снижениюэффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях,когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией. Другим видом контроля являются антитрестовские законы. Эта формаконтроля имеет богатую историю. В 1890г. был принят знаменитый законШермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размыта, что непозволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтонаот 1914г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнялнекоторые его пункты. В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В еекомпетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а такжерасследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральнойторговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставилнезависимому антитрестовскому органу полномочия для проведениярасследований. Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к нимдоказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно,бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убыткиобществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелкихпроизводителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко иплохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и многодругих негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законыне должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методовконкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то упредпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятиеболее сильным и выпускать больше продукции. Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избираетоптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями иконкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных странэто соотношение было разным, корректируемым под особенности развитияэкономики, и государство должно умело и эффективно использовать этотмеханизм. 3. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОК. Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через 1своирасходы, налогообложение, регулирование и госу1дарственноепредпринимательство. Государственные расходы. 0считаются одним из важных элементовмакроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так иресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок итрансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, какправило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону,строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т. д. ).Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы,полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в видепособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т. д. Нужнозаметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход инепосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используютресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят кперераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров.Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами.Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структурупроизводства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виденалогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, комупредназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем идостигается изменение структуры потребления. Другим важным инструментом государственной политики являетсяналогообложение. Налоги - основной источник бюджетных средств. Вгосударствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Однииз них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не стольочевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов ивоздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен натовары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов вбюджет попадают значительные суммы (например в США около 30 процентов всейстоимости производимых товаров и услуг). Одна из основных проблем - справедливость распределения налоговогобремени. Существует три основные системы, основанные на понятии2прогрессивности 0налогообложения - отношения суммы, взимаемой в виденалога с дохода конкретного работника к величине этого дохода. -пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходуработника); -регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже,чем выше доход работника); -прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем вышеналог). Как мне представляется, наиболее справедливым является прогрессивныйналог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным,чтобы не ослаблять стимулы к труду, а следовательно - к большим заработкам.Как правило, подоход ный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж иакцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они вбольшинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых однаи та же сумма занимает различную долю. Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечитьпотребности бюджета и одновременно не вызвать недовольстваналогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинаетсямассовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в Россиипроисходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оноповышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты,следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышаетналоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуации резоннопонизить налоги. Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает 3честное0предпринимательство более прибыльным, приведет к большим доходамгосударства и снизит уровень криминализации бизнеса. Государственное регулирование . 0призвано координировать экономическиепроцессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется взаконодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах.Законодательная форма регулирования регламентирует деятельностьпредпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговаяи кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов икредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяяналоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение илирасширение производства. При изменении условий кредитования государствовлияет на уменьшение или увеличение объема производства. Субвенционная форма регулирования предполагает предоставлениегосударственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либопредприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условиядля формирования общественного капитала(инфраструктуры). На основе субсидийможет оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовкикадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные,или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджетапо строго определенным программам. Доля субвенций в ВНП развитых странсоставляет 5-10 процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки,государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемыеотрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрытьпо рыночных ценах. Государственное предпринимательство . 0осуществляется в тех областях,где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуютсяогромные вложения средств и риск. Основное отличие от частногопредпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственногопредпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста,сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулированиенаучно-технического прогресса и т. д. Данная форма регулированияобеспечивает поддержку малорентабельных предпри ятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства.Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры(энергетика,транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственнымпредпринимательством, относятся также предоставление населению льгот вразличных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко-и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-техническогопрогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,проведение региональной политики - строительство в экономически отсталыхрайонах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающейсреды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистныхсооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производствотоваров, являющееся по закону государственной монополией. Я считаю, что государственное предпринимательство должно развиватьсятолько в тех сферах, где просто нет иного выхода. Дело в том, что посравнению с частными государственные предприятия являются менееэффективными. Государственное предприятие, пусть даже наделенное самымиширокими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степенихозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия навернякаприсутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства мотивы.Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряженийминистерств и т. д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной инеясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночнуюконъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздолегче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решениякоторого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоятьполитические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночномуповедению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранитьштаты и повысить заработную плату и т. д. ). Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночномусоперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особоеотношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта врамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств передакционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказываетсяна динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качествеорганизации производства и т. д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому,что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можнодобиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством государственныхпредприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно онистановятся первой жертвой правительственной политики, направленной напреодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе,первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации,прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широкихпротестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Людирассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют вполной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, статьсовладельцами частных предприятий. 4. ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА. Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательствагосударства. Однако существует грань, за которой происходят деформациирыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано илипоздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее отчрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения длярегулирования. Например, недопустимы любые действия государства,разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование,всеохватный административный контроль за ценами и др. ). Это не означает,что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цени должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключаетпланирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства;правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным посрокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальныхцелевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом являетсясамонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует толькокосвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применениеадминистративных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзяуповать только на экономические либо только на административные меры. Содной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономическийрегулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известногоэкономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше,чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждомадминистративном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что онкосвенно сказывается на поведении участников экономического процесса.Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает дляпроизводителей особый экономический режим, вынуждает их пересматриватьпроизводственные программы, искать новые источники финансированияинвестиций и т. д. Среди методов государственного регулирования не существует совершеннонепригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том,чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболеецелесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходятза границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим,либо административным методам. Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следуетпользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночныестимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы,не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинаетдавать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своеговоздействия на экономику сравнима с централизованным планированием. Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одногоидеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфереэкономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничегонельзя изменить. Государство, использующее экономические инструментырегулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать.Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая приростденежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна,однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А еслипроцентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции,начинается торможение экономического развития. Именно так ситуацияразвивается в России. Дерегулирование и приватизация. Вмешательство государства в экономику требует довольно крупныхрасходов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовказаконодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (состороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции иотчетности). Кроме того, считается, что государственные регламентацииснижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль,так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии. По оценкам американских специалистов, государственное воздействие наэкономическую жизнь приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4%в год (Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics, N. Y. 1987, P.422). В силу определенных несовершенств государственное вмешательство иногдавлечет за собой потери. В связи с этим в последние годы обострился вопрос одерегулировании экономики и о приватизации. Дерегулирование предполагаетснятие законодательных актов, которые сдерживают вхождение потенциальныхконкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и услуги.Например, в США в 80-е годы дерегулирование затронуло грузовойавтотранспорт, железнодорожный и воздушный виды транспорта. В результатеснизилися цены и улучшилось обслуживание пассажиров. Американскому обществудерегулирование грузовых перевозок, воздушного и железнодорожноготранспорта принесло выгоду, оцениваемую соответственно в 39-63 млрд. дол.,15 млрд. дол. и 9-15 млрд. дол. в год (Economic Report of the President,Wash., 1989. P. 188). Приватизация - продажа государственных предприятий частным лицам илиорганизациям - направлена на повышение хозяйственной рациональности. Онавызвана тем, что государственные предприятия оказываются убыточными инеэффективными. Западные экономисты подчеркивают, что государственныйсектор не дает такого мощного стимула к снижению издержек и получениюмощной прибыли, как это делает частное предпринимательство. Дляпредпринимателя - одно из двух: прибыль или убытки. Если частноепредприятие терпит убытки долгое время, то оно закрывается.Государственному же предприятию оказывается помощь, поэтому оно может нестремиться к повышению своей рентабельности. Это еще раз доказывает, что государственное вмешательство нужно толькотам, где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок болееэффективно решит поставленные экономические задачи. Государственное регулирование в сельском хозяйстве. В современной западной экономике сельское хозяйство - одна из важнейшихсфер активного вмешательства. В этой области производства главный принципсвободного рынка, а именно игра спроса и предложения, оказываетсяпрактически неприменим. Правда, и государственное вмешательство - далеко непанацея. Например, в Западной Европе правительства традиционно уделяютбольшое внимание проблемам аграрного рынка, однако ни производители, нипотребители не удовлетворены положением дел в аграрном секторе. Источник проблем в том, что в развитых странах благодаря высокойпроизводительности труда производство аграрной продукции значительнопревышает потребности населения. Цели государственного регулирования в сфере сельского хозяйствавключают: а) повышение производительности путем внедрения технического прогрессаи рационализации производства, максимально эффективному использованию всехпроизводственных факторов, особенно рабочей силы; б) обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровняжизни сельского населения; в) стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции; г) гарантированное снабжение внутреннего рынка; д) забота о поставках аграрной продукции потребителям по "разумнымценам". (В. Варга "Роль государства в рыночном хозяйстве"-МЭиМО,1992г., N11, стр.139. ) Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальныецены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производителизащищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынокограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощьюсистемы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены напродукты питания заметно выше цен мирового рынка. Затраты в связи спроведением аграрной политики несет государственный бюджет. Функционирование этого механизма можно проиллюстрировать на примерерынка зерна. Исходным пунктом является ориентировочноя цена, рекомендуемаягосударством. Она несколько превышает рыночную цену, чем гарантируются нетолько доходы сельских хозяев, но и создаются стимулы к расширениюпроизводства. В результате предложение превышает спрос. Когда рыночная ценаснижается до определенного уровня, предлагаемое сельскими хозяевами зерноскупается государством по так называемой "интервенционной цене" внеограниченных количествах. Таким образом, хотя каждый производитель должен сам нести риск сбыта,на деле это правило не действует в отношении производителей многих аграрныхпродуктов. Существуют и механизмы защиты от дешевого импорта и поощрения экспорта.Это означает, что при ввозе устанавливается ввозная пошлина, приравнивающаяцену продукта к внутренней цене. При вывозе же государство выплачиваетэкспортерам разницу между внутренней ценой и ценой мирового рынка. Надо заметить, что данная политика спровоцировала много проблем. Содной стороны, накоплены огромные запасы продовольствия, с другой -недовольства крестьян, считающих, что не обеспечен их прожиточный минимум.В данной ситуации крупные агропромышленные предприятия получают приличныедоходы, в то время как мелкие производители едва сводят концы с концами. Таким образом, сельское хозяйство остается слабым местомгосударственного регулирования. Однако, по-видимому, положение дел всельском хозяйстве останется неизменным. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень частогосударство является первопричиной изменений экономического поведенияпредпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения,принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политикадостигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает вдирективном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям ихчастный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества.Следовательно, государство должно просто сделать более доступной дляпредпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболееприоритетной. Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферыэкономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не тольконенужно, но и вредно для экономики. В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создаетусловия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозысо стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественныхтоварах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения,решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственноевмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизми принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственноговмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического ростазаметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование,что и было сделано в 1986 году. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобыудерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. В. Папава "Роль государства в современной экономической системе",Вопросы экономики, N 11, 1993. 2. Лившиц "Государство в рыночной экономике", Российский экономическийжурнал, N 11-12, 1992, N1, 1993. 3. С. Холланд "Планирование и смешанная экономика", Вопросы экономики,N 1, 1993. 4. В. Варга "Роль государства в рыночном хозяйстве", МЭиМО, N 10-11,1992. 5. Заставенко, Райзберг "Государственные программы и рынок", Экономист,N 3, 1991. 6. И. П. Мерзляков "О становлении рыночной экономики", Финансы, N 1,1994. 7. Е. Чувилин, В. Дмитриева "Государственное регулирование и контрольцен в капиталистических странах", Москва, "Финансы и статистика", 1991. 8. К. Макконнелл, С. Брю "Экономикс", Таллинн, 1993. 9. В. Максимова, А. Шишов "Рыночная экономика. Учебник", Москва,СОМИНТЕК, 1992.




Похожие:

Роль государства в рыночной экономике iconРоль государства в рыночной экономике

Роль государства в рыночной экономике iconФункции и роль государства в рыночной экономике

Роль государства в рыночной экономике iconРоль государства в рыночной экономике содержание
Анализ основных макроэкономических показателей социально-экономического развития россии 16
Роль государства в рыночной экономике iconРоль государства в экономике
История эволюции представлений о роли государства в экономике. Меркантелисты. Классическая теория. Кейнсианская теория. Неоклассическая...
Роль государства в рыночной экономике iconКонтрольная работа по курсу «Введение в экономическую теорию»
Тема: «Положительные и негативные стороны рынка. Роль государства в рыночной экономике»
Роль государства в рыночной экономике iconКурсовая работа по дисциплине «Микроэкономика» Тема работы: Место и роль малого бизнеса в условиях современной рыночной экономике
Тема работы: Место и роль малого бизнеса в условиях современной рыночной экономике
Роль государства в рыночной экономике iconРоль государства в рыночной экономике
Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов,...
Роль государства в рыночной экономике iconБанки, их роль в рыночной экономике

Роль государства в рыночной экономике iconБиржи и их роль в рыночной экономике

Роль государства в рыночной экономике iconГосударственная собственность и ее роль в рыночной экономике

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы