Внутренняя политика и экономика послевоенной Японии icon

Внутренняя политика и экономика послевоенной Японии



НазваниеВнутренняя политика и экономика послевоенной Японии
Дата конвертации06.07.2012
Размер172,58 Kb.
ТипРеферат
Внутренняя политика и экономика послевоенной Японии


Реферат по Истории Внутренняя политика и экономика послевоенной Японии Санкт-Петербург 2003 г.Содержание:I. Внутриполитическое положение в послевоенной Японии…II. Послевоенная экономика Японии 1) Социально-экономические преобразования. Реорганизация дзайбацу 2) Японское "экономическое чудо" и его причиныIII. ИсточникиВнутриполитическое положение в послевоенной ЯпонииВ отличие от Германии, оккупированной союзниками в ходе боев на еесобственной территории, Япония была оккупирована через две недели послекапитуляции. При этом США воспрепятствовали созданию зон оккупации стран-победителей в Японии. Поскольку соотношение сил СССР и западных держав наДальнем Востоке было совершенно иным, чем в Европе, а советский вклад вразгром Японии был внесен лишь на последнем этапе Тихоокеанской войны вусловиях фактически начавшейся "холодной войны", Москва была вынуждена сэтим согласиться. В результате американские войска под командованиемгенерала Макартура оккупировали Японию единолично, хотя формальнопредставляли интересы всех стран, воевавших с Японией.Подписав безоговорочную капитуляцию, Япония тем самым как минимум принялаусловия Потсдамской Декларации. Перед победившими Японию державами стоялазадача такого послевоенного урегулирования в этой стране, котороепредотвратило бы возрождения ее как агрессивной силы. Это было возможнотолько посредством демократизации, ликвидации помещичьего землевладения какисточника самурайского авантюризма, роспуска монополистических группировок- дзайбацу как источника агрессии, демилитаризации и наказания военныхпреступников в назидание на будущее.Практически все вышеперечисленные задачи были решены на первом этапеоккупации (1945 - 47 гг.) благодаря относительному единству среди стран-победителей. В эти годы общественное мнение США помнило вероломство ижестокость японской военщины и поддерживало курс на максимальное ослаблениеЯпонии как возможного в будущем противника. В Японии была введена одна изсамых демократических в мире буржуазных Конституций, написаннаяспециалистами Пропагандистского отдела штаба Макартура и переведенная наяпонский (сами японские юристы подготовили несколько крайне реакционныхвариантов Конституции, с которыми страны-победители не могли согласиться).Не решившись на ликвидацию института Императорской власти, авторыКонституции ограничили ее декоративными функциями. Конституцияпровозглашает отказ Японии от решения внешнеполитических проблем военнымпутем и запрещает ей иметь Вооруженные силы. Проведенной по настояниюдержав аграрной реформой завершился начатый в эпоху Мэйдзи процессдефеодализации.Преобразования 1945 - 47 гг. освободили японский империализм от егоугрожающих военно-феодальных характеристик, открыли возможность буржуазно-демократического развития. Однако США не спешили с подписанием МирногоДоговора и прекращением оккупации: их устраивало эластичное бездоговорноеположение Японии в условиях "холодной войны". На втором этапе оккупации(1948 - 51 гг.) Вашингтон делает ставку на превращение Японии в своегосоюзника на Дальнем Востоке (вместо гоминдановского Китая, доживающегопоследние дни). С этой целью США создают благоприятные условия длядеятельности проамериканских сил и осложняют возможности левых партийЯпонии, После проведения ряда профилактических мероприятий, обеспечивающихлояльность японского правительства, Вашингтон вынес на Сан-Францисскуюконференцию 1951 г. проект Мирного Договора победителей с Японией. Наконференции, созванной в разгар корейской войны, неизбежно должны быливозникнуть разногласия по тексту Договора.Всего в работе мирной конференции участвовало 52 страны. Ряд странпострадавших от японской агрессии в наибольшей степени, приглашены не были(КНР, КНДР, МНР, ДРВ), Индия и Бирма отказались от участия, но былипредставлены все латиноамериканские страны и Люксембург. Посколькупроамериканское большинство конференции не желало вносить поправки вподготовленный госдепартаментом проект Договора, советская делегацияпокинула ее и мирного Договора между СССР (Россией) и Японией до сих порнет.По Сан-Францисскому Договору Япония отказывалась от ряда захваченных иприобретенных ею территорий (Курил, Ю. Сахалина, Тайваня и др.), но безуказания стран, которым эти острова передавались. Архипелаг Рюкю (островаОкинава) оставался под административным управлением США. Предусматриваласьвыплата репараций Японией жертвам ее агрессии, но без указания размерарепараций и порядка их выплаты (предлагалось решать этот вопрос на основедвусторонней договоренности). Мирный договор, как ни странно, непредусматривал вывода американских оккупационных войск с японскойтерритории. В нем не было даже конституционных положений о демократизации ивоенных ограничениях на Японию. Таким образом, после 6 лет оккупации врезультате Сан-Францисской конференции, Япония превратилась в субъекта"холодной войны" на стороне США. Японская буржуазия сознательно пошла наущемление своего суверенитета в политической области в обмен наамериканские рынки сырья и сбыта в сфере экономической. Многосторонний Сан-Францисский договор после закрытия Конференции был дополнен двустороннимяпоно-американским Пактом безопасности. В соответствии с его статьями СШАбрали на себя обеспечение "безопасности Дальнего Востока" и получали правопресечения "внутренних беспорядков" на японской территории. Пакт былбессрочным без права одностороннего выхода из него Японии. США не былиобязаны консультироваться с Токио по вопросам использования американскихвойск, дислоцированных в Японии, для обеспечения возложенных на них задач.Характерной чертой внутриполитической жизни страны в послевоенный периодявляется смещение вектора политических предпочтений населения влево.Компрометация праворадикальных сил поражением в войне и демократическиепреобразования в стране резко сузили социальную базу ультраправого движения(с ликвидацией феодально-помещичьего класса, Вооруженных сил, роспускомдзайбацу). В связи с этим ультраправые организации (с численностью около150 тыс. чел.) перенесли акценты в своей пропагандистской работе сидеализации "расы Ямато" на классово-националистические лозунги, что вопределенной степени соответствует интересам крупного капитала. Не имеяширокой социальной базы, японские неонацисты прибегают к террористическойдеятельности по принципу "Пусть каждый убьет по одному красному". Так, в1961 г. был убит председатель СПЯ Асанума. Правые ультра считают политикуправившей в 1950 - нач. 90 гг. ЛДП слишком мягкой и обвиняют ее в"попустительстве" левым силам (в 1961 г. ими был даже подготовлен планубийства 61 деятеля ЛДП во главе с ее Председателем Икэдой). Однако это неболее, чем борьба внутри правого лагеря по вопросу о методах подавлениялевых сил. В значительной степени под влиянием требований ультраправых быловосстановлено празднование Дня Японской Империи 11 февраля (с 1967 г.), игимн "Да здравствует Император".Влияние ультраправого движения слабо еще и потому, что собирательнымцентром японского консерватизма стала ЛДП, опирающаяся на монополии,государственную бюрократию и идущую по фермерскому пути американскогообразца деревню. Относительная прочность политического господства ЛДП донач. 90 гг. была обусловлена сочетанием целого ряда благоприятных условий:- во-первых, сила ЛДП заключалась в раздробленности оппозиции. ЛДПединолично представляла интересы крупного капитала.- во-вторых, в пользу ЛДП играл имидж организатора "экономического чуда" иповышения жизненного уровня населения- в-третьих, в условиях быстрого экономического роста оппозиционные партиине могли предложить других конструктивных программ-альтернативэкономического развития- в-четвертых, на стадии форсированного экономического роста ЛДП даже свойнедостаток - фракционность партии, использовала в качестве достоинства:поочередный приход к власти разных фракций, отражавших интересы различныхмонополистических группировок, создавал впечатление демократичности партии,учета ее критики в своих рядах и вне их, корректировки допущенных ошибок.С окончанием экономического бума в нач. 70 гг. и выходом фракционныхпротиворечий из-под контроля началось падение влияния ЛДП. Возниклареальная возможность оттеснения ЛДП, единственной откровенно буржуазнойпартии Японии, от монопольной правительственной власти. Японская буржуазиязаранее озаботилась проблемой сохранения своего политического господствапосле ликвидации однопартийного кабинета либеральных демократов - этазадача решена внедрением в Японии американской системы поочередной смены увласти двух буржуазных партий (на базе отколовшихся от ЛДП группировок былисозданы другие буржуазные организации - НЛК и т. д.) и британской системыпоочередного правления буржуазной и правореформистской рабочей партии, непосягающей на устои буржуазного общества. При этом учитывалось, чтополевение бывших избирателей ЛДП приведет к смещению их симпатий в пользупартий "среднего пути" в центре политического спектра, а не в пользу левыхпартий. Таким образом, обеспечивалась основная стратегическая задача -предотвратить расширение избирательного электората КПЯ-СПЯ.Правоцентристская Партия Демократического Социализма (ПДС) была образованав 1960 г. на базе отколовшегося правого крыла СПЯ и представляет собойпартию типа лейбористской. Выступая официально за "демократическийсоциализм" и "против правого и левого тоталитаризма", на практике ПДСпризывает "не жить под одним небом, не ходить по одной земле с КПЯ". ОпоройПДС в 50-80 гг. является правый профсоюз ДОМЭЙ, выражающий интересы"рабочей аристократии" крупных современных предприятий.Большим влиянием в Японии пользуется буддийская секта "Сака Гакай"("Общество установления ценности"), имеющая около 15 млн. приверженцев.Полагая, что причиной всех бед и зол является плохая мораль, в т. ч. и уруководства страной, секта ставит задачей создание совершенного обществапосредством слияния религии и политики "на основе великих законов Будды".Численность секты быстро выросла в 50-60 гг. в результате массовой миграциисельского населения в города. Активная пропагандистская и индивидуальнаяработа секты с мигрантами, попавшими в чуждые для них условиясуществования, способствовала отвлечению их от привлекательных лозунговэкстремистов правого и левого толка.Поскольку Конституция запрещает политическую деятельность религиозныхорганизаций, "Сака Гакай" обошла Закон, создав партию "Комэйто" ("Партиячистой политики"), ставшую "политотделом" секты. Изначально "Комэйто"выступала за "гуманный социализм" (капитализм, очищенный от контрастовнеравенства особой налоговой политикой). Несмотря на социалистическуюфразеологию, партия в целом стоит на антикоммунистических позициях. Так же,как и ПДС, Комэйто пользуется поддержкой 10-15% избирателей. Партийнаягазета - "Сэйке Симбун".СПЯ, крупнейшая левая партия Японии к. 40 - 80 гг., имеет стабильнуюподдержку 20% избирателей, опираясь в эти десятилетия на левый профсоюз"СОХЕ" рабочих в основном крупных предприятий. Особенностью партиидлительное время было сосуществование левого марксистскогоСоциалистического Клуба, как научно-пропагандистского идеологическогоцентра Партии, и гораздо более правой парламентской фракции СПЯ. Посколькумалочисленная СПЯ (около 100 тыс. членов) имеет влияние в стране в основномблагодаря "СОХЕ", парламентарии-социалисты опасаются конкуренции в борьбеза голоса левых избирателей со стороны коммунистов, широко применяющихиндивидуальные формы работы с населением. Отсюда сложности отношений двухлевых партий - СПЯ и КПЯ.Компартия Японии, опирающаяся в основном на рабочих мелких предприятий, напротяжении всех послевоенных лет пользуется поддержкой примерно 10%избирателей. В условиях политико-уголовного преследования со стороныамериканских оккупационных властей в 1950 г. партия попала под влияниеПекина, советовавшего КПЯ взять за образец в борьбе против США"антияпонскую борьбу китайского народа". Попытка использования партизанскойтактики борьбы против проамериканского, но законно избранногоПравительства, скомпрометировала КПЯ и уменьшила численность Партии с 200тыс. до 38 тыс. чел. На рубеже 50-60 гг. отказ КПЯ от маоистской ориентациипривел к нападкам на нее со стороны Пекина (натравливание СПЯ на КПЯ, отказКНР от сотрудничества с японскими фирмами, не ведущими борьбу против КПЯ).В сер. 60 гг. руководство КПЯ активно участвует в создании независимого отКПСС-КПК "третьего центра" мирового комдвижения (вместе с ФКП, ИКП, КПИ идр.). Программа КПЯ предусматривает: "честное применение" существующейКонституции без задач перехода к социализму, установление "демократическогоконтроля" над монополиями (в союзе с мелкими предпринимателями),национализацию энергетики, создание коалиционного Правительства КПЯ-СПЯ-Комэйто. Однако СПЯ и Комэйто всегда склонялись к союзу с ПДС, отвергаясотрудничество с КПЯ.На крайне левом фланге японского политического спектра время от времени,особенно в к. 60 гг. под влиянием маоистов, активизируются ультралевыемелкие организации, отражающие реакцию непролетарских слоев на быстрыетемпы трансформации японского общества. Не представляя никакой реальнойопасности, малочисленные левацкие крикливые группировки со своими призывамик "немедленной" социалистической революции в то же время полезны крупномукапиталу, т. к. компрометируют КПЯ в глазах избирателей, ассоциирующихлеваков с коммунистами, которые в Японии достаточно умеренны.Послевоенная экономика ЯпонииСоциально-экономические преобразования после войны. Реорганизация дзайбацу.После войны в оккупированной американскими войсками Японии проводятсяреформы, которые должны были ликвидировать милитаристско-фашистскиепорядки. Важнейшими в экономическом отношении были две реформы.Первая: В 1945 г. был издан закон о ликвидации дзайбацу. Однако и теперьсреди ведущих финансовых групп Японии остаются Мицуи, Мицубиси, Сумимото.Почему?Закон о ликвидации дзайбацу подготовил Ясуда, глава одной из групп. Затемэтот проект был одобрен остальными и только после этого был принятгосударством. Этим законом были ликвидированы головные холдинг-компаниигрупп. В результате функции руководства группами перешли к банкам. Дело втом, Что в составе каждой дзайбацу был и банк, который назывался так же,как и группа в целом (Банк Мицуи, Банк Мицубиси и т.д.). Правда, эти банкитеперь были переименованы, но потом восстановили и прежние названия. Заисключением банка Ясудао, который сохранил новое название - Фудзи, поназванию священной горы японцев. Группы при этом утратили семейныйхарактер: банки не были в такой семейной собственности, как холдинги.Впрочем, потеря семейного характера финансовыми группами - общаязакономерность, так что рано или поздно это должно было случиться и сфинансовыми группами Японии.Кроме того, ведущие промышленные компании по закону 1945г. были"разукрупнены", как и в Германии. Но в дальнейшем с ними произошло то же,что и с разукрупнёнными концернами ФРГ, - путём слияний они сталивосстанавливатсья в прежнем объёме.До 70-х годов "большая четвёрка" сохраняла госпдствующее положение вяпонской экономике. Потом на ведущие места выдвинулись две новые группы"Дайити" и "Санва", и теперь уже "большая шестёрка" господствует вхозяйстве Японии.Было бы неверно называть японские финансовые группы дзайбацу, но они имеютсущественные особенности, отличающие их от европейских и американских.Промышленные компании не должны заботиться о финансировании производства засчёт своей прибыли: финансированием, инвестициями занимается банк,возглавляющий группу. Естественно, банк имеет больше возможностей длямассированных инвестиций. Промышленные компании не должны заботиться и осбыте продукции, о завоевании рынков: этим занимаются торговые компании,которые есть в составе каждой группы. Таким образом, внутри групп - чёткоеразделение труда, т. е. более тесные связи между их составными частями, чемвнутри групп других стран. Не случайно на японских изделиях мы видим марки"Мицуи", "Мицубиси", тогда как на европейских или американских мы невстретим марки с названием группы, например, "Калифорнийская" или"Коммерческий банк". В этом отношении японская группа приближается когромному концерну, в состав которого, однако, входят и банки, и торговыекомпании.Второй из послевоенных хозяйственных реформ была аграрная реформа 1947 -1949 гг. Реформа заключалась в том, что государство принудительно выкупалоу помещиков землю, причём, если помещик жил в деревне, у него оставляли 3га, а если он был "отсутствующим", у него выкупалась вся земля. Землявыкупалась за деньги, но в результате инфляции реальная стоимость выкупныхсумм к концу проведения реформы понизилась до 5-7% действительной стоимостиземли.Выкупленную у помещиков землю государство продавало крестьянам,арендовавшим эту землю, в рассрочку на 24 года. В результате помещичьеземлевладение было практически уничтожено, из арендаторов крестьяне сталисобственниками земли, причём для оставшихся арендаторов арендная платасократилась вдвое.Это была буржуазная реформа. Она ликвидировала паразитическоеполуфеодальное землевладение. Но развитию крупных капиталистическиххозяйств в Японии препятствует аграрное перенаселение. По-прежнему главнаяфигура в сельском хозяйстве здесь - мелкий фермер на участке земли меньшегектара. Средняя площадь земли на одно хозяйство в Японии - по-прежнему 1га.Но даже несмотря на такие мелкие размеры хозяйств реформа вызвала ростсельскохозяйственного производства. С 1946 по 1970 г. оно выросло более чемвдвое. Ведь до реформы значительная часть доходов крестьян изымалась изсельского хозяйства и шла на паразитическое потребление помещиков. Теперьэти деньги остаются в хозяйстве и вкладываются в производство. Поэтому сталбыстро повышаться технический уровень земледелия, например, в условияхмелкого землевладения стала проводиться "малая механизация": "ручные"трактора с набором подвесных инструментов, малые универсальныеэлектромоторы и т.п.Японское "экономическое чудо" и его причиныПромышленное производство к концу войны сократилось в 10 раз по сравнению сдовоенным уровнем. Поэтому естественно, что восстановление здесьпродолжалось дольше, чем в других странах: довоенный уровень производствабыл восстановлен только в 1952 г. Но более существенно другое:восстановление происходило на старой технической основе, т.е. тоготехнического обновления, которое совершалось в ходе восстановления в другихстранах, здесь не было. Японские промышленники надеялись по-прежнемувыигрывать на дешевизне труда и восстанавливали отрасли, не требующиебольших капиталов и высокой техники, но много живого труда.Но к концу периода восстановления выяснилось, что в новых условиях старыеметоды социального демпинга неэффективны: Япония всё более утрачивалапрежнее положение в мировой экономике. Тогда лидеры хозяйства Японии резкоизменили приоритеты и началось Японское "экономическое чудо": по темпамроста основных экономических показателей Япония опередила весь мир.С 1950 г. по 1970 г. среднегодовые темпы роста промышленного производствасоставили около 15%. К 1990 г. промышленное производство Японии выросло, посравнению с уровнем 1938 (или 1952) г., в 21,1 раза. Высокими остаются итемпы Японии и в последние десятилетия: с 1970 по 1990 г. промышленностьЯпонии увеличила производство в 2,2 раза. По основным экономическимпоказателям - валовому национальному продукту и промышленному производству- Япония вышла на 2-ое место в капиталистическом мире. Она заняла 1-е местов мире по производству судов, стали (что особенно удивительно - 1-е местозаняла страна, не имеющая ни руды, ни угля), автомобилей, ряда электро- ирадиотоваров и т.д. В чём заключаются причины хозяйственных успехов Японии?1. Особый характер и особые условия обновления основного капитала.В других странах при послевоенном восстановлении промышленность оснащаетсяновейшей техникой, т.е. происходит технический скачок. При этом изменяетсяи структура промышленности: на первый план выдвигаются новейшие отрасли. Нов Японии степень военных разрушений потребовала особенно полного обновленияосновного капитала. Более того, это обновление, техническое переоснащениепромышленности происходило не во время восстановления, а позже,следовательно, на более высоком техническом уровне.Техническое перевооружение японской промышленности и связанные с нимструктурные изменения можно разделить на два этапа. Со второй половины 50-хгг. начинается освоение новых технологических процессов и новых отраслейпроизводства. В этот период промышленность Японии переключается струдоёмких отраслей производства на капиталоёмкие, т.е. требующие не стольбольшого количества живого труда, но зато больших капиталовложений, высокойквалификации рабочих. Это означало сокращение удельного веса лёгкойпромышленности, особенно текстильной, и ускоренное развитие новых отраслей- автомобильной, электротехнической, производства синтетических материалов.С середины 60-х гг. начался второй этап перестройки - переход ккибернетизации производства, к наукоёмким отраслям.Скорость технической перестройки повышало то обстоятельство, что вместосамостоятельных научно-технических разработок Япония пошла по путиприобретения у других стран их научно-технического опыта, покупки патентови лицензий. Это оказалось дешевле и быстрее. Один пример. Концерн Дюпонов11 лет разрабатывал процесс производства нейлона, затратив на это 25 млн.долл. Японская компания "Тойо Рейон" купила патент на производство нейлонау Дюпонов за 7,5 млн. долл. Эти 7,5 млн. долл. она выплатила Дюпонам за1951 - 1959 гг., получив за эти годы только экспорта нейлона на 90 млн.долл.Таким образом, экономились даже не столько деньги, сколько время. К этомуЯпонию вынуждали обстоятельства: по расчётам японских специалистов, ксередине 50-х гг. её промышленность в научно-техническом отношенииотставала от передовых стран на 20-25 лет, и начинать с самого началазначило закрепить отставание.2. Особые формы эксплуатации труда и высокий удельный вескапиталовложений в национальном доходе.Здесь до сих пор в хозяйство инвестируется около трети валовогонационального продукта. При этом 70% капиталовложений делается не за счётприбыли самих промышленных корпораций, а за счёт банковского кредита.Последнее обстоятельство объясняется отмеченной выше особенностью японскихфинансовых групп.Около трети капиталовложений составляют "сбережения частных лиц". Инымисловами, японцы сравнительно мало тратят на своё потребление, экономят, асбережённые деньги кладут в банк или покупают на них акции промышленныхпредприятий. Это связано с особенностями эксплуатации труда в Японии.Зарплата здесь намного выросла по сравнению с временами "социальногодемпинга", но остаётся ниже, чем в других странах, по отношению к стоимостипроизведённой продукции. Удельный вес расходов на оплату труда в стоимостипродукции в Японии в 2-3 раза ниже, чем в других странах (в США этотпоказатель - 32%, в Англии - 27%, а в Японии - 11%). Так, в стоимостиитальянских автомобилей "Фиат" зарплата составляет 31%, а в стоимостисоответствующих японских - 6,6%. В стоимости электротехнической продукциизападногерманской корпорации "Сименс" зарплата - 41%, а у японской "Хитачи"- 14%. Ещё раз следует подчеркнуть, что речь здесь идёт не об абсолютнойвеличине реальной зарплаты, которая в Японии соответствует среднему уровнюевропейских стран, а о затратах на оплату труда в стоимости продукции. Этодоля затрат определяется производительностью труда, техническим иорганизационным уровнем производства и другими факторами.Патернализм, который был характерен для японской промышленности началастолетия, сохранился до нашего времени, правда, в значительно изменённыхформах. Так, для Японии характерно пожизненное прикрепление работника кпредприятию. Это прикрепление, конечно, обеспечивается не принуждением, аэкономическими факторами. Заработная плата начинающего работникаотносительно низка, но она увеличивается ежегодно надбавками за выслугулет, так что рабочий в возрасте 45 лет зарабатывает в 2,5 раза больше, чемначинающий рабочий. Естественно, перейдя в другую фирму, работник долженначинать с самого низкого уровня зарплаты. Кроме того, с увеличением стажаработы удлиняется и отпуск, расширяются некоторые привилегии, иувеличивается в будущем пенсия. В этих условиях жизнь рабочего оказываетсясвязанной с процветанием фирмы. В некоторых компаниях даже в обычаеначинать рабочий день с коллективного исполнения гимна фирмы. Естественно,это повышает производительность труда.Кроме того, в японской промышленности большое внимание уделяется социально-психиологическим факторам. Администрация принимает меры для сплочениячленов трудового коллектива, для организации семейного отдыха. Поэтому,например, там соседи по производственной бригаде обычно стараются заменитьотсутствующего или исправляют его ошибки. Принято считать, что фирма - этоединая семья, которая заботится о своих членах.Пенсия в Японии - это единовременная выдача суммы, составленной из расчётапо одному месячному окладу за каждый проработанный год. Поскольку большепенсионер от предприятия уже ничего не получит, он старается эти деньгивложить в дело, т.е. покупает на них акции. Очевидно, это связано и стретью капиталовложений за счёт сбережений частных лиц.Кроме того, в Японии существует такая практика: производственные операции,которые не требуют высокой техники, но требуют много живого труда, крупныефирмы сами не выполняют, а передают мелким, иногда даже полукустарным,заведениям. Это обходится значительно дешевле.3. Высокий удельный вес расходов на развитие хозяйства связан и снизкими военными расходами.Согласно японской конституции военные расходы не могут превышать 1%валового национального продукта. Они растут, потому что растёт самнациональный продукт.Милитаризация в Японии запрещена конституцией, в которой сказано: "Японскийнарод навсегда отвергает войну как суверенное право нации и угрозуприменения силы как средство решения международных вопросов. Правообъявления страны в состоянии войны не будет признаваться".4. Наконец, объяснение высоких темпов роста японской промышленности былобы неполным без анализа особенностей государственного регулированияэкономики.В Японии государству принадлежит более трети основных производственныхфондов, 20% валового национального продукта производится по государственнымзаказам. Через государственный бюджет проходит 30% валового национальногопродукта.Экономическим планированием занимается орган, который так и называется -"Управление экономического планирования". В нём активно участвуютпредставители финансовых групп и корпораций. Парламент ни в разработке, нив утверждении планов участия не принимает. Здесь считают, что планированиехозяйства должно быть делом тех, в чьих руках реально находится хозяйство.В этом смысле планирование строго централизованно: совет корпораций и групппланирует своё будущее. Планы принимаются группами и корпорациями кнеуклонному исполнению: санкции за нарушение пойдут не от государства, а от"своих", что значительно больнее.Разрабатываются планы двух видов - общегосударственные и отраслевые. Цельобщегосударственных планов - обеспечить определённые темпы роста. Длядостижения этой цели план намечает по каждой отрасли объёмкапиталовложений, которые должны делать сами корпорации. Цель отраслевыхпланов - ликвидировать слабые местя японской экономики, т.е. обеспечитьрост тех частей хозяйства, которые не могут обойтись без государственнойпомощи. Если общегосударственные планы обеспечиваются частнымиинвестициями, то отраслевые - государственными.Источники1. Сайт www.history.kemsu.ru - статья "Послевоенное регулирование воккупированной Японии"2. Сайт www.japantoday.ru:А) статья "Роль государства в послевоенном экономическом развитии Японии "(Косукэ Накахира)Б) статья "Три интернационализации Японии" (В. Молодяков)




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Внутренняя политика и экономика послевоенной Японии iconВнутренняя и внешняя политика Японии в послевоенные годы
Японии образовалось в IV в н э на базе племенного союза Ямато. С конца XII в до середины XIX в. (с некоторыми промежутками) государственная...
Внутренняя политика и экономика послевоенной Японии iconОсобенности экономических кризисов в послевоенной Японии

Внутренняя политика и экономика послевоенной Японии iconНидерланды : экономика, внутренняя и внешняя политика в 90-е годы

Внутренняя политика и экономика послевоенной Японии iconЭкономика и политика Японии мэ спец

Внутренняя политика и экономика послевоенной Японии iconЭкономика и политика Японии мо бак

Внутренняя политика и экономика послевоенной Японии iconНидерланды Внутренняя, внешняя политика и экономика в 90-е годы
Индия ? Индонезия), Америке (Гвиана, Малые Антильские острова), Африке (Капская
Внутренняя политика и экономика послевоенной Японии iconДоклад по курсу " Социально-экономические проблемы переходного периода" тема: особенности экономических кризисов в послевоенной японии студентки 371 группы
Японии, для которой это были первые послевоенные серьезные кризисы после десятилетий бурного экономического роста, характеризующего...
Внутренняя политика и экономика послевоенной Японии iconПрограмма дисциплины «Экономика и политика Японии» для специальности 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
«Экономика» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является дисциплиной по выбору. Продолжительность курса составляет...
Внутренняя политика и экономика послевоенной Японии icon"Становление различных систем регулирования капитализма. Реформы Л. Эрхарда и формирование социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии" Павлов С. А. Принял: Хадиуллина Г. Н. Казань 1999 г. Содержани е|Введение |2 ||Теория циклического развития экономики |2 ||Послевоенное развитие Японии
Становление различных систем регулирования капитализма. Реформы Л. Эрхарда и формирование социального рыночного хозяйства в послевоенной...
Внутренняя политика и экономика послевоенной Японии iconПрограмма дисциплины «Экономика и политика Японии» для направления080100. 62 «Экономика»
«Экономика» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является дисциплиной по выбору. Продолжительность курса составляет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы