Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России icon

Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России



НазваниеПроблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России
Дата конвертации06.07.2012
Размер355.5 Kb.
ТипРеферат
Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАЦИОННО-ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ кафедра социальной работы ЧИЖИКОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Дипломная работа Допустить к защите Научныйруководитель Декан факультета социальных кандидатисторических наук, технологий отделения доцент дистанционно-заочного обучения профессор Л.И.КононоваА.С.Госпорьян __________________________________________________________ “_____”__________________2000 г.“_____”_________________2000 г. Москва 2000 ПЛАН ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ВВЕДЕНИЕ 2-4 ГЛАВА I Социальная политика государства по защите и поддержке граждан пожилоговозраста. 1.1 Объективные предпосылки и пути развития социальной защитыпожилых людей. 5-11 1.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и ихотражение в государственной социальной политике. 12-22 ГЛАВА II Анализ эффективности работы центров социальногообслуживания и повышение их роли ( на примере г.Москвы) 2.1. Совершенствование управления деятельности Комитета социальнойзащиты населения Москвы и ОУСЗН по социальной защите. 23-27 2.2. Новые методы работы центров социального обслуживания 28-48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49-51 ЛИТЕРАТУРА 52-54 ПРИЛОЖЕНИЯ55-60 ВВЕДЕНИЕ Новый экономический курс, связанный с переходом к рынку,осуществляется в РФ в крайне сложных условиях. Сокращение объемовпроизводства, нарушение производственно-хозяйственных связей привели кэкономическому кризису. Общество разделилось на богатых и бедных.Преобладающей стала категория малообеспеченных граждан. Практически единственно правильным выходом было создание иразвитие системы учреждений социального обслуживания, которые смоглиобеспечить социальную защиту малоимущему и престарелому населению. Государственная социальная политика была сориентирована нагарантированную индивидуальную помощь и поддержку тем людям, которыеоказались в экстремальной ситуации. Эти меры были приняты вовремя и сыграли определенную роль вформировании и развитии нового направления социального обслуживаниянаселения. В Российской Федерации данный сектор конституировалсяотносительно недавно, хотя социальные услуги отдельным группам гражданоказывались и ранее.1 Социальное обслуживание населения можно рассматривать каксоциальную технологию, позволяющую оказать необходимую поддержку гражданамв условиях сложной жизненной ситуации, то есть ситуации, нарушающейжизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность ксамообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство,безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного местажительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.д.),которую он не может преодолеть самостоятельно.2 Определенная нормативно-правовая база организации социальногообслуживания нуждающимся гражданам стала формироваться в нашей стране вначале 1990-х годов. На региональных и территориальных уровнях прошлареорганизация, в Москве и других городах были созданы центры социальногообслуживания пенсионеров и инвалидов. Основные положения развития новых служб закреплены в ФедеральномЗаконе "Об основах социального обслуживания населения в РоссийскойФедерации" от 10.12.95г. N195-ФЗ. Актуальность проблем, связанных сразвитием системы социального обслуживания предопределена следующимифакторами: - неудовлетворенность кризисных слоев населения материальнымположением; - востребованность обществом новой социальной политики; - проблемность развития системы социального обслуживания. Следовательно, актуальность дипломной работы обусловленанеобходимостью усиления социальной поддержки населения, особенно егонаиболее уязвимых слоев, в условиях переходного периода. Первый раздел дипломной работы определяет наиболее острыепроблемы пожилых людей. Раскрывается их сущность: рассматривается состояниеи положение пожилого человека в обществе, определяются основные критерииоценки уровня жизни пожилых людей, также и определяются задачи нашегогосударства в области социальной политики в отношении престарелых граждан. Второй раздел диплома посвящается работе центров социальногообслуживания г.Москвы. Рассматривается деятельность его структурныхподразделений, их задачи, определяются проблемы и пути их решения. Цель данной дипломной работы - раскрыть сущность проблемразвития системы социального обслуживания пожилых людей в современнойРоссии и определить пути их решения. Решению этой цели служат следующие задачи:- рассмотреть социальную политику государства по защите и поддержкеграждан пожилого возраста;- объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых людей;- социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение вгосударственной социальной политике;- провести анализ эффективности работы центров социального обслуживания иповышение их роли по социальному обслуживанию пожилых (на примерег.Москвы);- предложить меры по усовершенствованию управления деятельности Комитетасоциальной защиты населения Москвы и ОУСЗН по социальной защите;- новые методы работы центров социального обслуживания;- показать какие социальные технологии используются в работе с пожилымилюдьми, какие меры предпринимаются Правительством Москвы и Комитетомсоциальной защиты населения Москвы для оказания социальной помощипенсионерам и инвалидам;- определить место и роль центров социального обслуживания в системесоциальных служб. Объектом исследования является система социального обслуживанияпожилых людей (центры социального обслуживания г.Москвы). Предметом исследования - является исследование проблемразвития и функционирования системы комплексного социального обслуживанияпожилых людей на примере г.Москвы. ГЛАВА ПЕРВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ЗАЩИТЕ И ПОДДЕРЖКЕ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА. 1.1 Объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых людей. Распад Советского Союза обернулся для нашей страны образованиемнового государства с меньшим количеством населения, сократившегося с 289до 147 млн. человек, с расчленением основного государствообразующегоэтноса, с урезанной территорией, с разрывом вековых духовных,экономических, политических, социальных и иных связей.3 Новая реальность самым непосредственным образом воздействует насодержание, осмысление и восприятие нынешних интересов нашей страны иобщества в целом. Для России характерны свои традиционные жизненныеценности, духовные и общественные ориентации: неприятие положенийпрагматической этики и приоритета материального успеха, а такжепризнание в качестве главного в жизни – иметь спокойную совесть, душевнуюгармонию, хорошие семейные и дружеские отношения.4 На эти традиционные особенности российского мышления наложили свойотпечаток многие годы жизни при социализме , когда существовала болееполувека социальная защищенность людей, подтверждая уверенность взавтрашнем дне. Государство в определенной мере провоцировалоиждивенчество. Не было опасности остаться без работы или, заболев, - безсредств к существованию. Не терзали сомнения за будущее детей и получениеими образования. Медленно, но решался жилищный вопрос. Проблема состоит в том, что в механизмах взаимодействия личности,семьи и общества, существует огромное число уникальных моделей отношений.Их многообразие и динамизм предопределяются как сущностными свойствамичеловека, его особенностями, так и свойствами микро и макросреды, т.е.свойствами и динамикой экономических, политических, духовно-нравственныхпроцессов, происходящих в обществе. В этом смысле переживаемый россиянамипереходный период уникален по степени напряженности социально-личностныхотношений, по динамизму перемен. Одним из основополагающих факторов, действующих в рамках общества,определяющим социально-экономический статус человека и семьи, являетсясостояние и характер существующих общественных отношений. В условиях зарождения и развития рыночных отношений наиболееострыми становятся проблемы социальной защиты населения от негативныхвоздействий рынка. Логика развития рыночных отношений выдвигает на первый плансоциальной защиты людей, находящихся за пределами рынка и не имеющихвозможности существования даже на уровне минимальных стандартов к жизни. Это относится к тем, кто по объективным причинам не участвует всфере производства и стоит вне взаимосвязанных моментов социальнойсправедливости, актуальных для всех исторических периодов: - производственная справедливость, которая содержит предъявленные кчеловеку со стороны общества требования необходимости полезнойдеятельности, и которому не могут отвечать те, кто остался внепроизводства: старики, дети, инвалиды и др.; - распределительной справедливости, которая предполагаетответственность общества перед человеком цивилизованного гражданскогообщества. На Земле с каждым годом становится все больше и больше людейпожилого возраста. Доля людей пожилого и старческого возраста в общейчисленности населения России за последние годы значительно выросла исегодня составляет примерно 20%.5 Ученые, занимающиеся проблемаминародонаселения, утверждают, что этот процесс в нашей стране будетпродолжаться еще не одно десятилетие. Наша страна переживает сейчас нелегкие времена и все же,несмотря на большие трудности, регулярно проводится индексация пенсий,которые получают 29 миллионов россиян. Открыты и функционируют более 2000учреждений социального обслуживания. 232 тысячи человек, нуждающихся впостоянной посторонней помощи, проживают в стационарных учреждениях.Гораздо больше пожилых пациентов лечатся в различных лечебно-профилактических учреждениях.6 Надо признать, что совместные усилия различных ведомств позволяютболее эффективно использовать выделенные государством средства идостаточно успешно проводить в жизнь политику в отношении пожилых. 1999 год был объявлен ООН как год пожилых людей, что являетсяпризнанием людей, вступивших в период "золотой осени", а также показателемнеобходимости улучшения социальной, медицинской и других видов помощипрестарелым гражданам со стороны общества. Следует также признать, что большая группа наших граждан,представленная пожилыми людьми, нуждается в основательной материальной,социальной и психологической поддержке. Ведь это в большинстве своем люди,прекратившие трудовую деятельность (в России, кстати, продолжают работатьвсего лишь 15% мужчин-пенсионеров и 12% женщин, что очень мало).7Пенсионеры имеют материальный доход в несколько раз ниже, чем работающие.Они превращаются из "поставщиков", кормильцев в потребителей, что,конечно, изменяет положение пенсионеров в семье и обществе и делает егоуязвимым во многих жизненных ситуациях. Поэтому своевременная поддержкапенсионеров государством, а также их родными предприятиями и учреждениями,различными фондами играет очень большую роль. Основным показателем высокой культуры и цивилизации обществаявляются социальные гарантии и социальная защита престарелых граждан, атакже качество оказываемой им помощи и поддержки. Социальная защита пожилых и престарелых граждан на современномуровне осуществляется по трем основным направлениям: -социальная защита (предоставление старым людям льгот ипреимуществ), -социальное обслуживание -организация пенсионного обеспечения. Механизм социальной защиты пожилых людей реализуется нагосударственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. Государственный уровень социальной защиты обеспечиваетгарантированное предоставление зако-нодательно установленных пенсий, услуги льгот в соответствии с установленными денежными и социальныминормативами. На региональном уровне с учетом местных условий ивозможностей решаются вопросы допол-нительного повышения уровняобеспечения сверх госу-дарственного. По усмотрению местных органоввозможно установление региональных норм обеспечения, но не нижезакрепленных в законодательстве. 8 Обострение проблем в пенсионном обеспечении было связано споявлением и быстрым нарастанием задолжности по выплате пенсий в предыдущиегоды, начиная с 1995 года. Объективной причиной финансовой нестабильности пенсионной системыявляется, с одной стороны, кризис неплатежей, с другой – ее несоответствиеизменившимся социально-экономическим условиям в стране. Действующая пенсионная система сложилась, когда экономическиеотношения базировались исключительно на государственной (общенародной)собственности и государство жестко регулировало все сферы жизни общества инародного хозяйства. В рамках системы пенсионного обеспечения решалисьмногие , несвойственные для нее задачи. Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы и создатьпредпосылки для экономического роста можно только через поэтапный переходот всеобщей распределительной системы к смешенной системе пен-сионногообеспечения, в которой значительную роль играют накопительный механизмыфинансирования пенсий. 9 В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующейраспределительной системе предлагается смешенная система пенсионногообеспечения, которая включает в себя : - государственное пенсионное страхование – ведущий элементсистемы , по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости отстрахового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджетгосударственного пенсионного страхования и финансируется как за счеттекущих поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и за счетсредств, полученных от направления части обязательных страховых взносов нанакопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения ; - государственное пенсионное обеспечение для отдельныхкатегорий граждан, а также для лиц, которые не преобрели права на пенсиюпо государственному пенсионному страхованию, - за счет средств федеральногобюджета ; - дополнительное пенсионное страхование (обеспечение),осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, ав случаях , установленных законодательством Российской Федерации, -обязательных страховых взносов.10 Развитие ситуации с пенсионным обеспечением за время, прошедшее смомента одобрения Правительством Российской Федерации Концепции реформысистемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации привело кнеобходимости корректировки отдельных направлений пенсионной реформы.11 Социальное обслуживание граждан пожилого возраста , инвалидов,представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанныхграждан в социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг(уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой,социально- психологической и натуральных видов помощи, помощь впрофессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга,содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляютсягражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учрежденияхсоциального обслуживания независимо от форм собственности.12 Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидаивозможность получения социальных услуг на основе принципа социальнойсправедливости независимо от пола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениями других обстоятельств.13 Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможностьполучения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностейсоциальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальныеперечни гарантированных государством социальных услуг. Таким образом, создание системы социальных услуг, соответствующейпотребности населения – одна из важнейших задач государства в периодстановления социально- ориентированной рыночной экономики. Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон –представителей законодательной власти, исполнительных органов,исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательнореализовывать меры по развитию и укреплению системы социальногообслуживания населения. 1.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение вгосударственной социальной политике. Структурная перестройка общества неизмеримо усилила проблемыпожилого населения страны, что напрямую сказалось на сокращениипродолжительности жизни. Средняя продолжительность жизни - величина переменная,свидетельствующая об усилиях государства и общества, направленных напредотвращение смертности и укрепление здоровья населения. Средняяпродолжи-тельность жизни является обобщенным критерием, определяющим какприсущие людям биологические закономерности старения и смерти, так ивлияние социальных факторов: уровня и образа жизни, состоянияздравоохранения, достижений науки. Первая половина 90-х годов ознаменовалась в Российской Федерациирезким падением средней продолжительности жизни населения. В 1992-93гг. средняя продолжительность жизни у мужчин была 59 лети у женщин 78,7 года.14 По этому основному показателю состояния качестважизни Россия оказалась на последнем месте в Европе для мужчин и на одном изпоследних мест для женщин. Тенденция по сокращению продолжительностижизни привела к тому, что среди лиц пожилого возраста много одиноких женщин. Несомненно влияние резкого ухудшения условий труда и жизни длямногих миллионов мужчин и женщин, что особенно сильно отразилось напенсионерах. Старость, как период жизни людей вбирает в себя многие коренныепроблемы как биолого-медицинской сферы, так и вопросы социального иличного быта общества и каждой индивидуальности. В этот период передпожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся ккатегории "маломобильного" населения и являются наименее защищенной,социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами ифизического состояния, вызванного заболеваниями с пониженной двигательнойактивностью. Кроме этого социальная незащищенность пожилых людей связана сналичием психического расстройства, формирующего их отношение к обществу изатрудняющего адекватный контакт с ним. 15 Психические проблемы возникают при разрыве привычного образа жизнии общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества врезультате потери супруга, при заострении характерологических особенностейв результате развития склеротического процесса. Все это ведет квозникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии,изменениям поведения. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основевсевозможных недугов, в значительной степени объясняется психологическимфактором - пессимистической оценкой будущего, бесперспективнымсуществованием. При этом, чем глубже самоанализ, тем сложнее иболезненнее психическая перестройка. Главная трудность заключается в изменении статуса пожилых людейи максимального продления их независимой и активной жизни в старости,вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовойдеятельности, пересмотров ценностных ориентиров, самого образа жизни иобщения, а также возникновение различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Повышенная социальная уязвимость пожилых граждан связана такжеи с экономическими факторами: небольшими размерами получаемых пенсий,низкой возможностью трудоустройства как на предприятиях, так и в полученииработы на дому. Важной социальной проблемой пожилых людей является постепенноеразрушение традиционных семейных устоев, что привело к тому, что старшеепоколение не занимает почетное главенствующее положение. Очень частопожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не подсилусправляться со своими недомоганиями и одиночеством, и если раньше основнаяответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты. В условиях нашей страны, когда средняя продолжительность жизниженщин примерно на 12 лет больше, чем у мужчин, пожилая семья, чащевсего заканчивается женским одиночеством. Хронические заболевания снижают возможности самообслуживания,адаптации к изменениям. Могут возникать сложности с окружающими, в томчисле и с близкими, даже с детьми и внуками. Психика пожилых и старыхлюдей людей отличается иногда раздражи-тельностью, обидчивостью,возможны старческие депрессии, ведущие порой к самоубийству, уходу издома. Люди пожилого и старческого возраста, прежде всего, одинокие - нонужно помнить что помощь нужна не только пожилому человеку, но и егосемье. Наступление зрелости и старости - неизбежный процесс, нообъективное положение, а также их опыт, взгляды, ценностные ориентации -являются продуктами социальной среды. Сегодня каждый пятый житель России - пенсионер по возрасту.Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи – пожилой человек.Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые людинуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляютсобой специфический объект социальной работы. В России около 23%населения являются пожи-лыми и старыми людьми, и тенденции увеличениячасти пожилых людей в общей массе населения сохраняются, то становитсяочевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеетобщегосударственное значение. По данным ООН в 1950г. в мире было 214 миллионов людей старше 60лет: по прогнозам в 2000г. их уже будет 590 миллионов, а в 2005г. - 1100миллионов, т.е. численность пожилых людей возрастет за эти годы в 5 раз, тогда как население планеты за это время увеличится в 3 раза. 16 В связи сэтим стали говорить о "старении" общества. В нашей стране по тем жепрогнозам в 2000г. 25% населения будет старше 50 лет. Социальная политика по отношению к престарелым гражданам, как исоциальная политика нашего государства в целом, ее масштабы,направленность и содержание на протяжении всей истории страны находилисьпод влиянием и определялись социально-экономическими и конкретнымиобщественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом на том илиином этапе его развития. Выделение в общей структуре социальной политикиособого направления - геронтологической политики, касающей благосостоянияи здоровья престарелых граждан, обусловлена довольно специфическимиусловиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем развития общества в целом, его культурой. Особенность социальной политики государства в современныхусловиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальнойзащиты пожилых и старых людей непосредственно на места. Социальная защитана ближайший кризисный период предоставляет собой комплекс дополнительныхмероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемыхза счет федерального и местных бюджетов, за счет специально создаваемыхфондов социальной поддержки населения, сверх социальных гарантий,традиционно реализуемых системой социального обеспечения. В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагаетизбавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи вэкстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике,содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, внастоящее время социальная стратегия государства направлена не наабсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественнона перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощипрежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которымтрадиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертойбедности. 17 Анализируя накопленный опыт работы по социаль-ной поддержкемосквичей за последние годы можно констатировать следующее. Принимаемые Правительством Москвы в течение ряда лет меры посоциальной поддержке жителей города позволили сформировать устойчивую,гарантированную систему социальной защиты населения на городском и районномуровнях, имеющую целенаправленный, адресный характер. В современных социально-экономических условиях, к сожалению,постоянно снижается жизненный уровень "экономически неактивной частинаселения", а в Москве это почти каждый третий житель (только ворганах социальной защиты на учете состоит 3,5 млн. получателей пенсий ипособий). Проводимая Правительством Москвы социально ориентированнаяполитика позволяет сохранять в городе необходимую социальную стабильность. Основные меры социальной поддержки, осущест-вляемыеПравительством Москвы, нашли свое отражение в Комплексной программе мерсоциальной защиты жителей Москвы на 1999 год. Намеченная на 1999 год программа мер социальной защиты жителейМосквы полностью выполнена. 18 В целом на ее реализацию направлено около 45% всех бюджетныхрасходов города, в том числе на строительство бесплатного муниципальногожилья и расселение жителей из районов с пятиэтажной застройкой - 3,5млрд.руб., дотацию на бесплатный проезд в городском транспорте льготныхкатегорий - 3,8 млрд.руб., бесплатное лекарственное обеспечение - 2,1млрд.руб., выплату пособий семьям с детьми и различных доплат - 1,1млрд.руб. В процессе исполнения бюджета в целях обеспечения социальнойзащиты москвичей дополнительные ассиг-нования направлялись на бесплатное лекарственное обеспечение, увеличение доплат к пенсиям. С января 1999 года в Москве в основном реализован Федеральныйзакон "О ветеранах". Жилищно-коммунальные льготы дополнительно получили570 тысяч ветеранов войны и труда, льготы по оплате радиоточки ителеантенны - 1,3 млн.ветеранов, на что из городского бюджета допол-нительно было выделено 460 млн.руб., а всего на реали-зацию этого законагородом расходуется более 4 млрд. руб. в год. Из-за отсутствия средствфедерального бюджета в 1999 году для 1,1 млн.ветеранов льгота по оплате зателефон по-прежнему финансировалась из доходов АО "Москов-скаягородская телефонная сеть", на что направлено 206 млн.руб. Особое внимание в 1999 году уделялось материальной поддержкепенсионеров. Повышение "социальной нормы" (дважды в течение года)способствовало приближению пенсий к прожиточному минимуму. С 1 ноября1999 года она составила 575 руб. в месяц. Численность получателейгородских доплат к пенсиям до "социальной нормы" достигла к концу года1730 тыс.чел., а сумма расходов на их выплату за 1999 год превысила 2млрд.руб. Продолжалась работа по предоставлению инвалидам различныхреабилитационных услуг и технических средств. В 1999 году инвалидамбесплатно выдано 2,5 тыс. кресло-колясок, 150 тыс. протезно-ортопедических изделий, 34,2 тыс. санаторно-курортных путевок, а такжевыделено 2,6 тыс. автомобилей "Москвич-Святогор". Для адресной социальной поддержки малообес-печенных персионеров исемей с детьми в 1999 году активно привлекались внебюджетные средствапрефектур адми-нистративных округов, районных управ, благотво-рительных,некоммерческих организаций и внебюджетных государственных социальныхфондов - социального страхования, занятости, пенсионного. На эти целинаправлено более 1,2 млрд.руб.20 О резком падении жизненного уровня пожилых граждансвидетельствует увеличение почти в 1,5 раза обращений по организациизахоронения умерших пенсионеров на безвозмездной основе. В 1999 году продолжалась выплата городских доплат к пособию напогребение и предоставление отдельных бесплатных ритуальных услуг ГП"Ритуал". На эти цели из городского бюджета направлено около 53 млн.рублей. Кроме того, к пенсиям определенным категориям ветеранов с учетомих боевых и других заслуг установлены дополнительные выплаты. К этимкатегориям ветеранов относятся: женщины - инвалиды и участницы ВОВ,инвалиды ВОВ, не выработавшие вследствие тяжелого ранения требуемый стаждля назначения трудовой пенсии, инвалиды с детства вследствие ранения вгоды ВОВ, родители военнослужащих, погибших в армии в мирное время,Почетные доноры СССР, сдававшие кровь в годы ВОВ. Для обеспечения достойной жизнедеятельности престарелыхграждан в системе социальной защиты весьма положительно зарекомендовалисебя центры социального обслуживания, помогающие одиноким престарелым иинвалидам адаптироваться в тяжелой жизненной ситуации. В 1999 году продолжалось решение задачи по созданию центровсоциального обслуживания в каждом районе города. На сегодняшний день вгороде практически завершена работа по выполнению Программы развития сетицентров социального обслуживания. В настоящее время в Москве создано 112центров социального обслуживания, 11 филиалов и 1 Экспериментальныйкомплексный центр социальной защиты населения в Юго-Восточномадминистративном округе. Для обслуживания на дому одиноких пенсионеров и инвалидов приЦСО создано 916 отделений социального обслуживания, которые в 1999 годуоказали различные социальные услуги на дому более 115 тыс. (Приложение №1и №2) одиноких граждан, нуждающихся в посторонней помощи. За последниегоды получили развитие отделения социально-медицинского обслуживания надому, которые предназначены для оказания социальной и медицинской помощиодиноким пенсионерам и инвалидам, страдающим тяжелыми формами заболеваний.Всего в городе создано 19 таких отделений, которые оказывают помощь почти1200 человек. В настоящее время при ЦСО функционируют 140 отделений дневногопребывания (Приложение №2), которые ежедневно посещают около 4 тыс.пенсионеров и инвалидов, где им предоставляется бесплатное питание,доврачебная медицинская помощь, ЛФК, массаж, парикмахерские услуги,культурно-досуговые мероприятия. 21 Почти во всех центрах социального обслуживания функционируютотделения срочного социального обслуживания. В 1999г. в эти отделенияобратилось более 350 тыс. человек, из них 93 % граждан получили различнуюадресную помощь (вещевую, продуктовую, юридическую, правовую) - Приложение№3. В 1999 году продолжилась работа по обеспечению малообеспеченныхграждан бесплатными горячими обедами и продуктовыми наборами. Ежедневногорячее питание получают 3985 чел., а продуктовые наборы ежемесячно - 19тыс. человек. С 1 ноября 1999 года стоимость обедов в отделениях дневногопребывания увеличена с 16.5 рублей до 25 рублей в день на одного человека,а стоимость продуктового набора - с 72 до 108 рублей (т.е. в 1,5 раза). В целях выявления нуждающихся в социальном обслуживании,работниками центров в 1999 г. проведено массовое обследование всеходиноких и одиноко проживающих лиц пожилого возраста. Всего обследовано81,5 тыс. человек. В результате проведенной работы более 9 тыс. одинокихпенсионеров дополнительно взяты на социальное обслуживание. Порезультатам обследования была выявлена группа лиц, которая в данное времяне нуждающихся в прикреплении к социальному работнику, но в любой моментэтот вид услуги им может потребоваться. Центрами социальногообслуживания осуществляется контроль за гражданами, относящимися к этойкатегории, на предмет принятия их в отделения социального обслуживания надому, а также оказания других видов социальной помощи. Граждане,вошедшие в "группу риска", при обследовании получили памятки с телефонамии адресами центров, в которые они могут обратиться в экстренных ситуациях. В условиях финансово-экономического кризиса особую актуальностьприобретает организация торгово-бытового обслуживания малообеспеченныхграждан по сниженным ценам. Программа торгового и бытового обслуживаниямалообеспеченных граждан по сниженным ценам была разработана Комитетомсоциальной защиты населения совместно с заинтересованными департаментами и комитетами Правительства Москвы, ветеранскими и другими организациями, и рассмотрена на заседании Правительства Москвы 8 декабря 1998г.Основной целью программы является создание единой системы торгово-бытовогообслуживания малообеспеченных граждан, консолидация для этого различныхфинансовых ресурсов, привлечение внимания благотворительных и ветеранскихорганизаций. Одним из путей реализации данной программы являетсяорганизация выездной торговли и предоставление бытовых услуг в центрахсоциального обслуживания, социальных жилых домах и других учрежденияхсоциальной защиты. Программой предусматривается снижение цен на товары иуслуги не менее чем на 15% от средних цен по городу или указанных впрейскурантах. Другим серьезным направлением социальной защиты являются меры посоциальной поддержке и реабилитации инвалидов, обеспечению их нормальнойжизнедеятельности и интеграции в общество. Правительством Москвыпоставлена задача комплексного решения вопросов социальной, медицинской,профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов. Начиная с 1995 года, вбюджетных показателях ежегодно предусматриваются средства на реализациюКомплексной целевой программы реабилитации инвалидов Москвы, котораявключает в себя широкий перечень мероприятий по реабилитации и социально-бытовой адаптации инвалидов. С 1 июля 1998 г. введены 50 % скидки по оплате жилья икоммунальных услуг одиноко проживающим ветеранам труда; ветеранам труда, проживающим в семьях, состоящих из пенсионеров, а также ветеранам труда, проживающим с нетрудоспособными членами семьи, находящимися на ихиждивении. Право на эти льготы получили около 200 тыс. пенсионеров -ветеранов труда. 22 Сегодня на реализацию социально-бытовых льгот, предусмотренныхЗаконом РФ "О ветеранах", расходуется более 3 млрд. руб. в год. Вместе с тем, до настоящего времени остаются не реализованнымильготы для 530 тыс. ветеранов труда, проживающих в семьях, а также льготыпо оплате за телеантенну, радиоточку и льготы по оплате за пользованиетелефоном для отдельных категорий ветеранов. Для введения в г. Москве Федерального Закона "О ветеранах" в полном объеме требуется дополнительно 461,51 млн. руб. в год. Вопрос овключении этих расходов в бюджет города на 1999 год пока окончательно нерешен. С 1 февраля 1998 года, с целью устранения диспропорции в уровнепенсионного обеспечения 2,3 тыс. женщин-инвалидов войны по сравнению сженщинами-участницами ВОВ, им установлены аналогичные доплаты к пенсиям,на что израсходовано более 2,2 млн. руб. 28 мая 1998 года Мэром Москвыпринято решение об установлении лилипутам (карликам) ежемесячной доплаты кпенсии в размере 100 % минимальной пенсии по старости. С 1 июля 1998 года в полтора раза увеличены ежемесячные доплаты кпенсиям по старости родителям погибших военнослужащих срочной службыи одновре-менно такая же доплата распространена на родителейвоеннослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших приисполнении обязанностей службы (2 млн. руб.). Осуществление перечисленных мер позволило, наряду с финансированием социальной защиты из городских источников, более гибко реагировать насоциальные нужды жителей своей территории, оказывая адресную социальнуюподдержку. Проведенное исследование показало, что система срциальногообслуживания пожилых людей – одна из важных, неотъемлемых сторон социальнойзащиты населения, государственной социальной политики. Существующиезаконодательные и правовые акты по организации социального обслуживания ипенсионного обеспечения граждан требует пересмотра и доработок. Изучениеэффективности работы системы социального обслуживания пожилых показывает,что необходимо принимать меры по ее совершенствованию, так как наблюдаетсяувеличение количества пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи. ГЛАВА ВТОРАЯ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ИХ РОЛИ (на примере г.Москвы) 2.1. Совершенствование управления деятельности Комитета социальнойзащиты населения Москвы и окружных Управлений социальной защиты населенияпо социальной защите (на примере работы Комитета и Управления социальнойзащиты населения Северного округа). В г.Москве социальная защита малоимущих слоев населенияосуществляется под непосредственным руководством Комитета социальной защитынаселения Москвы совместно с десятью Управлениями социальной защитынаселения административных округов. (Прил. №5) Комитет социальной защиты населения Москвы является отраслевыморганом исполнительной власти (городской администрации), в свою очередьУправление социальной защиты населения Северного округа является органомуправления, которые совместно обеспечивают в пределах своей компетенциипроведение единой государственной политики социальной защиты престарелыхграждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, а также иныхнетрудоспособных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке. Комитет и Управление, а также другие органы и учреждения социальнойзащиты, образуют единую государственную систему социальной защиты г.Москвы. Комитет и Управление действуют на основании утвержденногоПоложения и руководствуются в своей деятельности КонституциейРоссийской Федерации, Федеральными законами и законами г.Москвы, указами ираспоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениямиПравительства Российской Федерации, распоряжениями Мэра и Вице-мэра,постановлениями Правительства Москвы, указаниями Министерства труда исоциального развития РФ, а также своим Положением. Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии сМосковской городской Думой, органа-ми исполнительной властиг.Москвы, отделением Пенсион-ного фонда РФ по г.Москве, государственнымивнебюд-жетными фондами, органами местного самоуправления, федеральными игородскими общественными организа-циями. Управление же осуществляет свою деятельность под руководствомКомитета, предоставляет ему финансовую и другие виды отчетности подеятельности Управлений социальной защиты населения (УСЗН),Муниципальных управлений социальной защиты населения (МУСЗН), Центровсоциального обслуживания (ЦСО) и бюро медико-социальной экспертизы. Управление Северного округа работает в тесном контакте с Комитетоми префектурой своего округа, Комитет и Управление совместноразрабатывает Программу по социальной поддержке малоимущих слоев населенияокруга в связи с празднованием Международного года пожилых людей, в 1997г.была разработана Комплексная программа по развитию сети центров социальногообслуживания, укреплению материально-технической базы учреждений социальнойзащиты населенияпо улучшению материально-бытового обслуживания малоимущих групп населенияна 1997-2000 гг. Необходимость разработки данной программы и созданиеновых центров объясняется прежде всего тем, что, например, количествограждан, нуждающихся в социальном обслуживании на дому в Северном округе,по сравнению с 1994г., увеличилось в двое. На сегодняшний момент в ЦСОсостоит на обслуживании 12127 человек. В штате Управления Северного округа, помимо начальникаУправления, есть два заместителя начальника по общим вопросам, покоординации деятельности ЦСО и МУСЗН, два главных специалиста по работе сМУСЗН и ЦСО, ведущий специалист по работе с бюро медико-социальнойэкспертизы. Ведущий специалист по работе с лицами без определенного местажительства из числа бывших москвичей, находится в постоянном тесномконтакте с тремя приемниками-распределителями округа. В даль-нейшем этимлицам, если они достигают пенсионного возраста оформляется пенсия,желающим помогают разместиться на постоянное проживание в Центр социальной реабилитации Работники УСЗН Северного округа полностью несутответственность за работу подведомст-венных организаций и учреждений,осуществляют постоян-ный контроль деятельности служб ЦСО и МУСЗН,распре-деляют поступающие финансовые средства из Отделения Пенсионногофонда по г.Москве, а также средства фонда Префектуры и контролируют ихиспользование. Комитет и Управление являются юридическими лицами, имеютсамостоятельный баланс, текущие и расчет-ные счета в учрежденияхбанков, печать с изображением Герба г.Москвы и своим наименованием, а такжесоответствующие печати, штампы и бланки. Совместно с Бюро медико-социальной экспертизы Управление организуютработу в соответствии с новым Положением о районном (межрайонном)бюро медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Комитета от25.11.97г. N227, принимают меры к укомплектованию Бюроквалифицированными специалистами, такими как врач-реабилитолог,психолог, социальный работник, в связи с возложенными на Бюро новымифункциями по формированию и корректировке индивидуальных программреабилитации инвалидов, а также контроля за их реализа-цией. Если же рассматривать проблему обеспечения кадрами в органахсоциальной защиты, то все это можно представить следующим образом. Сведения о работниках системы социальной защиты населения Л(L)[+/-] на 1999г.|Наименование |Количест-во |Штат |Факт |Теку-чес||организации |органи-заций|(чел.) |(чел.)|ть || | | | |кадров в|| | | | |% ||Комитет соц. защиты |1 |287,5 |257 |9 ||населения Москвы | | | | ||Окружное Управление |10 |233,25 |207 |18 ||соц. защиты населения | | | | ||Муниципальное |97 |4758,75 |4312 |19 ||управление (МУСЗН) | | | | ||Центры (ЦСО) |113 |19998 |14510 |33 ||Главное бюро |1 |130 |68 |24 ||Медико-социальной | | | | ||экспертизы | | | | ||Медико-социальная |10 |810 |473 |21 ||экспертиза | | | | ||Стационарное учреждение|38 |10680,2 |5451 |30 ||Центры помощи семье и |5 |233,5 |152 |38 ||детям | | | | ||Социальные приюты для |2 |193,5 |102 |75 ||детей и подростков | | | | ||Учреждения для лиц БОМЖ|6 |142,5 |65 |91 ||Наименование |Количест-во |Штат |Факт |Теку-чес||организации |органи-заций|(чел.) |(чел.)|ть || | | | |кадров в|| | | | |% ||Дирекция по управлению |1 |78,5 |38 |16 ||комплексом соц. жил. | | | | ||домов «Митино» | | | | ||Моссоцгарантия |1 |76 |76 |13 ||Опытно-экспериментальны|1 |102 |71 |11 ||й центр | | | | ||Московский центр |1 |10,5 |6 |- ||технических средств | | | | ||реабилитации | | | | ||Итого: |287 |37734,2 |25788 |30 | В связи с изложенным, можно сделать вывод о том, что одной изважнейших задач Комитета и управлений по подготовке кадров, являетсяпроведение курсов по повышению квалификации работников различных служб.Проведение обучения специалистов различных отраслей, не только по правовымвопросам социального обеспечения, но и по вопросам оказания помощинаселению в экстремальных ситуациях, а также по различным аспектам работыс пожилыми людьми и инвалидами. Можно также предположить, чтосовместное сотрудничество с Московским Государственным СоциальнымУниверситетом по данной проблеме, являлось бы одним из наиболее удачныхвариантов решения проблем обеспечения квалифицированными кадрами. 2.2. Опыт работы центров социального обслуживания. (отделениядневного пребывания - опыт работы ЦСО "Митино" и ЦСО "Дмитровский", новыеформы и методы работы в Экспериментальном центре социального обслуживанияЮго-Восточного административного округа) Анализ положения граждан пожилого возраста и инвалидовсвидетельствует о том, что они являются наиболее социально незащищеннымикатегориями населения, нуждающимися в особом внимании и социальной защитесо стороны государства. Почти в один день большая часть граждан пожилоговозраста потеряла все свои сбережения, которые откладывались в течениевсей жизни и сберегались "на достойную старость и достойные похороны".Обесцененными оказались все достижения их прошедшей жизни: идеалы ихмолодости и зрелости признаны ложными, а сами они не только потерялиуважение молодого поколения, но, как постоянно внушается, представляют"обузу для трудового населения". В связи с этим, главной задачей учреждений социальной защиты,особенно центров социального обслуживания (ЦСО), стало поддержаниеактивного образа жизни старшего поколения, оказание им разностороннейсоциально-бытовой и психологической помощи, обеспечения участия впосильной трудовой деятельности. Нестационарные формы социального обслуживания созданы дляоказания социальной помощи и обслуживания пожилых людей, предпочитающихоставаться в привычной для них домашней среде. Среди нестационарныхформ социального обслуживания на первое место следует поставить социальноеобслуживание на дому. Эта форма социального обслуживания впервые была организована в1987г. и сразу же получила широкое признание со стороны пожилых граждан. Внастоящее время - это один из основных видов социального обслуживания вЦСО, главная цель которого максимально продлить пребывание людей пожилоговозраста в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный исоциальный статус, защитить их права и законные интересы. Отделениях социального обслуживания (ОСО) осу-ществляют своюдеятельность в соответствии с Терри-ториальным перечнем гарантированныхгосударством со-циальных услуг, утвержденных Правительством Москвы от11.07.96г. Перечень гарантирует предоставление следующих услуг: - покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов; - помощь в приготовлении пищи; - покупка и доставка на дом промышленных товаров первойнеобходимости; - содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений; - содействие в оплате жилья и коммунальных услуг; - сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка; - обеспечение ухода с учетом состояния здоровья; - содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовойпрограммы целевых программ и территориальных программ обязательногомедицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ итеррито-риальных программ обязательного медицинского страхова-ния,оказываемой государственными и муниципально про-филактическимиучреждениями; - содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственнымисредствами и изделиями медицинского назначения; - оказание психологической помощи; -посещение в стационарных учреждениях здравоохра-нения в целяхоказания морально-психологической поддерж-ки; - содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся влечебно-профилактические учреждения. В соответствии с примерным Положением о центрах социальноеобслуживание осуществляется для временного (до 6 месяцев) илипостоянного оказания социально-бытовой и социально-медицинской помощи внадомных условиях. Отделение создается для обслуживания не менее 120человек, проживающих в городе, и не менее 60 человек, проживающих всельской местности. Обслуживание на дому в г.Москве, производится бесплатно, восновном вышеперечисленные услуги предоставляются одиноким престарелымгражданам, одиноким супружеским парам или одинокопроживающим гражданам,близкие родственники которых по объективным причинам не в состоянииосуществлять за ними уход. В итоге, к основным видам деятельности отделения можно отнести: - организация и выявление в зоне обслуживания малоимущихграждан, нуждающихся в обслуживании на дому; - оказание социально-бытовой, социально-медицин-ской и др. видовпомощи; - содействие в предоставлении льгот и преимуществ, установленныхдействующим законодательством. В трудное время для нашей страны работа социальных служб должнасводиться не только в предоставлении обслуживаемым гражданам социально-бытовых услуг, но и в оказании социально-психологической помощи(выслушать, понять и дать совет, по возможности удовлетворить духовныепотребности человека преклонного возраста). Потребность в общении даннойкатегории населения являются для них крайне необходимым. Исходя из опыта работы ЦСО, нам бы хотелось проанализироватьтрудности в работе отделения социаль-ного обслуживания на дому, что в своюочередь отражается на качестве обслуживания граждан. Как правило, пригодность к работе с пожилыми гражданами иинвалидами на дому прежде всего опреде-ляется выносливостью и физическойсилой социального работника. Это объясняется тем, что деятельность работ-ника отделения - очень тяжелый труд, связанный с большими физическиминагрузками. В настоящее время установлена норма предельно допустимыхнагрузок для женщин при доставки продуктов на дом, в расчете на одногоподопечного за одно посещение - до 7 кг. Если социальный работник не превышает нормы, то за одно посещениеон приносит при работе на одну (8 человек) - 56 кг, при работе на 1,ставки (12 человек) - 84 кг. По последним нормативным документам социальный работник долженпосещать своих подопечных не реже 2-3 раз в неделю. При желании илипросьбе обслуживаемого лица посещение на дому может осуществляться 3 раза внеделю. Так социальный работник в течение полной рабочей недели приносит(при полной нагрузке) до 112 кг - при работе на одну ставку и до 168 кг -при работе на 1,5 ставки. Перечень продуктов, которые заказывают обслуживаемые граждане,выглядит следующим образом: хлеб, молоко, крупа, овощи, мясо и т.д. Пооценке объема приносимых продуктов можно сказать, что все и ассортиментзависит от материального достатка обслуживаемого лица, как правило, этополучаемый размер пенсии, в более редких случаях дополнительная помощьблизких и родственников. Но даже если пенсионеры и инвалиды, получатминимальный размер пенсии, все социальные услуги и доставка предметовпервой необходимости как бы ложится на плечи социального работника. Данную проблему можно было бы решить или облегчить работусотрудников при следующих вариантах: - в каждом центре социального обслуживания имелся в наличииавтотранспорт и нормальная материально-техническая база для приобретенияи обслуживания автотранспорта. На сегодняшний день из 110 центров, только10 из них имеют машины, хотя по примерному штатному расписанию центра вкаждом из структурных подразделений центра должен быть автотранспорт. - в штатное расписание ввести ставку грузчика или добавить этуставку, как внутреннее совмещение - водителю. Так как любая продуктовая,вещевая или гуманитарная помощь, предоставляемая в центр, разгружается спомощью сил работников центра. Отделения дневного пребывания (ОДП)- это лицо, визитная карточкалюбого центра социального обслуживания. Главная задача - обеспечениеобщения пожилых людей и инвалидов, обеспечение их активного образа жизни,адаптация их жизнедеятельности в "своей" среде. Как видполустационарного социального обслужи-вания он включает в себя социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание пожилых людей, организациюих питания и отдыха. Отделения рассчитаны на одновременный прием от 30 до 90 одинокихпенсионеров и инвалидов. Посещение ОДП организуется по путевкам сроком на4 недели (в некоторых случаях на 2 недели). Работа отделений дневного пребывания строится в соответствии сутвержденным Положением о центре социального обслуживания. Отделения дневного пребывания в центрах, в соответствии сутвержденным распорядком дня, начинают обслуживание в 10 ч. 00 мин.Сотрудники отделения встре-чают своих посетителей уже при входе в центр, после чего их проводят по центру и знакомят с его работой. Приветливое и доброе отношение сотрудников центра, встречающихпенсионеров, сразу создают атмосферу доброжелательности и расположения. В каждом центре тщательно продуманно оформление, интерьерсоздает домашний уют, поднимает настроение. На стендах отражена жизнькак самого центра, так и отделения дневного пребывания. Пенсионеры могутознакомиться с информацией о работе социальных служб, о проведениимероприятий посвященных различным праздникам, посмотреть фотографии,посвященные работе ОДП. Администрация центра, в лице его директора, знакомится сгруппой пенсионеров, рассказывает им об отделении, его функциях и различныхвидах помощи, которые они смогут получить во время посещения ОДП. После этого обслуживаемым предлагают посетить медицинскийкабинет, в котором медицинская сестра по желанию пенсионера измеряетартериальное давление, рассказывает о различных медицинских препаратах,применяемых при конкретных обстоятельствах. В случае плохого самочувствияоказывает первую медицинскую помощь, дает консультации по интересующимвопросам. Для желающих посещать зал лечебной физкультуры медицинская сестрапроводит занятия лечебной гимнастикой, рассказывает о предназначенииразличных тренажеров, с помощью которых пенсионеры могут занятьсяфизическими упражнениями, необходимыми для восста-новления утраченногоздоровья вследствие перенесенных операций или стрессовых ситуаций. Каждый Центр социального обслуживания находит свои особенныеподходы в работе с пожилыми людьми, посещающие ОДП. Так в центре "Дмитровский" Северного адми-нистративного округаработает фитобар . Волшебный целительный чай из различных лекарственныхтрав, который заваривается под контролем медицинской сестры, пользуетсябольшим спросом у посещающих отделения пенсионеров, т.к. по их словамэтот чай значительно улучшает их самочувствие, придает им сил и бодрости доконца дня. Для привлечения граждан пожилого возраста к посильной трудовойдеятельности в центре "Дмитровский" работают кружки по интересам. Занятияв кружках являются самым любимом делом для посещающих отделения. Многиепенсионеры вкладывают в это дело всю свою любовь и умение, а их работы,представленные на выставках, пользуются большим успехом и вызываютвосхищение у посетителей. Работает кулинарный кружок . Посещающие этот кружок обмениваютсярецептами приготовления блюд. Организуется конкурс на лучшее приготовление,для чего все желающие приносят готовые блюда, приготовленные пособственному рецепту. Выбирается жюри. Под музыку проводится парад блюд,каждый участник представляет свое блюдо, делится рецептом егоизготовления и затем предлагает для пробы присутствующим. Победителямвручаются призы - поделки, изготовленные кружковцами. Кроме этого в ЦСО проводятся конкурсы (на лучший бальный танец,лучшее исполнение песни, стихов и т.д.) с вручением призов, изготовленных вкружках. В центре "Митино" Северо-Западного администра-тивного округа,совместно с лечебно-физкультурным диспан-сером, (1 раз в квартал)оказываются такие медицинские услуги как ЭКГ и УЗИ. Они проводятся попредварительной записи желающих, которую осуществляет медицинская сестраотделения. После обследования даются консультации и рекомендации врачей,что в значительной степени помо-гает обслуживаемым узнать о состояниисвоего здоровья и правильно определить в дальнейшем методы леченияразличных заболеваний. С целью расширения социально-бытовых услуг для пожилых инетрудоспособных граждан с июля 1997 г. организована парикмахерская. Режимработы её с 9-00 час. до 18-00 час. Услугами парикмахерской пользуются нетолько лица посещающие ОДП, но и пенсионеры и инвалиды, которыеобслуживаются на дому социальными работниками. Данный вид помощи помогаетмногим малоимущим гражданам получить необходимые парик-махерские услуги.Пенсионеры дают этому начинанию хорошую оценку, о чем свидетельствуетбольшое количество благодарностей, получаемых от них. Для любителей чтения в центрах работает библиотека, дополнительновыписываются журналы и газеты такие как: "Российская газета", "Московскаяправда", "Аргументы и факты", "Вечерняя Москва", "Медицинская газета","Социальная защита", "Социальное обеспечение". Многие пенсионеры самиприносят различные книги в фонд библиотеки. В ЦСО "Митино" более 4-х лет работает кружок флористики"Природа и фантазия" . Занятия в кружке проводятся два раза в неделю, внем занимаются пенсионеры и инвалиды, посещающие отделение дневногопребывания и пенсионеры, которые ранее посещали центр. Кружокспециализируется на изготовлении различных картин из природного материала. Руководитель кружка поддерживает связь с различными общественнымиорганизациями, с помощью которых организуются выставки работ пенсионеров. Так, коллекция картин кружка была представлена на Международной выставке"Новейших природоохранных и ресурсосберегающих технологий и разработокпод девизом "Человек, город и окружающая среда", которая проходила в июнет.г. в павильоне "Цветы" ВВЦ. За пропаганду создания экологически безопасной окружающей средыв городах, кружок флористов "Природа и фантазия" награжден дипломом. Кроме этого, работы кружка постоянно выставляются в выставочномзале муниципального района, в самом центре. Его работы отмечены префектуройСеверо-Западного округа. При ЦСО "Митино" создана и функционирует мастерская по пошивуодежды, в которой работают пенсионеры и инвалиды, проживающие в районе"Митино". Центром заключен договор с коммерческой фирмой "Шарм" о том,что центр осуществляет набор граждан в мастерскую для пошива одежды ипостельного белья. В свою очередь фирма обязуется предоставлять сырье итехническую базу для организации работы инвалидов. За сделанную работупенсионерам и инвалидам выплачивается заработная плата от 400 до 500 руб.Реализация товара осуществляется через предприятия общественной торговли.Следует отметить, что участие в труде пенсионеров и инвалидов дает имзначительную прибавку к пенсии, моральное удовлетворение и ощущениесобственной полезности. Особую благодарность пенсионеры, посещающие ОДП, высказывают заорганизацию горячего питания в центрах. Для посещающих отделение дневногопребывания, вывешивается меню-калькуляция с указанием веса порций,стоимости блюда и общей стоимости обеда. В конце месяца, в случае остаткаденежных средств, для пенсионеров формируются дополнительные продуктовыенаборы, а по праздничным датам сотрудники отделения стараются сделать эти обеды действительно праздничными. В условиях резкого взлета цен и обеднения населения, в особотяжелом положении оказались пенсионеры и инвалиды. Именно центры социального обслуживания в первую очередь обязаныпридти к ним с предложениями о помощи, которая может быть не только в видепутевок в ОДП, вещей и продуктовых наборов. Важное значение приобретаетдля пенсионеров психологическая помощь и общение, участие в культмассовыхмероприятиях, трудовой и кружковой деятельности. В это трудное время как никогда необходимо внимательное, чуткоеи доброжелательное отношение ко всем пожилым и нетрудоспособным гражданам,посещающим центры социального обслуживания. В связи с вышеизложенным, видно, что благодарность и признан




Похожие:

Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России iconМинистерство труда и социального развития российской федерации московский государственный социальный университет институт социальной работы факультет дистационно-заочного обучения
Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной россии
Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России icon1. Социальное положение пожилых людей 5 > Психологические проблемы людей пожилого возраста. 9
России 67 лет, в США 76 лет, во Франции 77 лет, в Канаде 78 лет, в Японии 80 лет. Средний возраст населения становится все выше,...
Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России iconКонтрольная работа "Психологические особенности обучения пожилых людей"
Применение знаний о психологических особенностях пожилых людей в деятельности медсестры терапевтического отделения 13
Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России iconВ целях привлечения внимания общественности к проблемам пожилых людей, оказания им помощи и поддержки
Провести в октябре 2011 года в Республике Татарстан мероприятия, посвященные Международному дню пожилых людей
Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России iconМинистерство социального развития, опеки и попечительства иркутской области
Государственному стандарту социального обслуживания в виде предоставления временного приюта несовершеннолетним государственными учреждениями...
Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Теория социальной работы»
Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в РФ
Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России iconИдеология социальной политики и практика социального обслуживания в период либеральных реформ
Романов П., Ярская-Смирнова Е. Идеология социальной политики и практика социального обслуживания в период либеральных реформ // Социальная...
Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России iconИдеология социальной политики и практика социального обслуживания в период либеральных реформ
Романов П., Ярская-Смирнова Е. Идеология социальной политики и практика социального обслуживания в период либеральных реформ // Социальная...
Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России iconОсобенности развития современной системы образования во франции: проблемы и способы их решения в современной школе содержание
Особенности развития современной системы образования во франции: проблемы и способы их решения в современной школе
Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России iconАнализ современной кредитной системы России и перспективы ее развития
Количественные характеристики состояния кредитной системы России на современном этапе развития
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы