Постмодернизм в культуре и искусстве icon

Постмодернизм в культуре и искусстве



НазваниеПостмодернизм в культуре и искусстве
Дата конвертации06.07.2012
Размер148,87 Kb.
ТипРеферат
Постмодернизм в культуре и искусстве


Московский институт предпринимательства и права ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В Г. ОРЕНБУРГЕ Контрольная работа № 1 Дисциплина: культурология Тема: "Постмодернизм в культуре и искусстве"Курс: 1Факультет: менеджментШифр: М–98–381Студент: Мельников В. А.Рецензент: Тема 10: "Постмодернизм в культуре и искусстве" План 1. Истоки постмодернизма в культуре и искусстве 2. Основные черты и особенности культуры постмодернизма 3. Постмодернизм и массовая культура 4. Постмодернизм в искусстве1. Истоки постмодернизма в культуре и искусстве Постмодернизм — совокупное обозначение наметившихся в последние 25-30лет тенденций в культурном самосознании развитых стран Запада.Постмодернизм (или «постмодерн») буквально означает то, что после«модерна», или современности. Однако понятие «современность» не имеет сколько-нибудь строгогообщепризнанного определения. Исток «современности» усматривают то врационализме Нового времени, то в Просвещении с его верой в прогресс иопорой на научное знание, то в литературных экспериментах второй половиныXIX в., то в авангарде 10—20-х гг. XX в.— соответственно ведется и отсчет«постсовременности». Задача усложняется тем, что термином Postmodern обозначаются дверазличные тенденции нынешней культуры. Чтобы их не спутать, приходитсявоспользоваться двумя возможностями русского перевода — «постмодернизм» и«постсовременность». Генеалогия термина «постмодерн» восходит к 1917 г. Впервые егоупотребил немецкий философ Рудольф Панвиц в работе «Кризис европейскойкультуры». Речь шла о новом человеке, призванном преодолеть упадок. Это былвсего лишь парафраз ницшеанской идеи «сверхчеловека». Если отвлечься от дальнейших спорадических употреблений термина, тоследующей вехой, непосредственно ведущей к современным спорам, былалитературоведческая дискуссия шестидесятых годов в США. Первоначально в ходе ее «постмодерн» указывал на кризисное состояниеавангардистской литературы. Затем, однако, в термин вложили положительныйсмысл, обозначив им надежды на преодоление кризиса, в частности, разрывамежду элитарной и массовой культурой. Этот термин все чаще применяется для характеристики новаций влитературе и искусстве, а также трансформации в социально-экономической,технологической и социально-политической сфере. Статус понятия постмодернизм получает в 80-е гг.— прежде всего,благодаря работам Лиотара, распространившего дискуссию о постмодернизме наобласть философии. Философии постмодернизма как таковой не существует — не только попричине отсутствия единства взглядов между относимыми к постмодернизмумыслителями, но и, главным образом, по той причине, что постмодернизм вфилософии возник как раз из радикального сомнения в возможности последнейкак некоего мировоззренческо-теоретического и жанрового единства. Уместно вести речь не о «философии постмодернизма», а о «ситуациипостмодернизма» в философии, сопоставимой с «ситуацией постмодернизма» вкультуре вообще.2. Основные черты и особенности культуры постмодернизма Культура постмодернизма имеет онтологические, гносеологические,историко-культурные и эстетические параметры. В онтологическом планефеномен постмодернизма связан с осмыслением того обстоятельства, чтопредмет противится человеческому воздействию, отвечая на негопротиводействием: что порядок вещей «мстит» нашим попыткам его переделать,обрекая на неизбежный крах любые преобразовательские проекты. Постмодернизм возникает как осознание исчерпанности онтологии, врамках которой реальность могла подвергаться насильственному преображению,переводу из «неразумного» состояния в «разумное». Квалификация такойонтологии как «модернистской» и исторически исчерпавшей себя есть вместе стем провозглашение новой эпохи — постмодернизма. Скептическое отстранение от установки на преобразование мира влечетза собой отказ от попыток его систематизации: мир не только не поддаетсячеловеческим усилиям его переделать, но и не умещается ни в какиетеоретические схемы. Событие всегда опережает теорию (Бодрийар). Антисистематичность как характерная черта постмодернизма не сводитсяк простому отказу от притязаний на целостность и полноту теоретическогоохвата реальности — она связана с формированием неклассической «онтологииума». Дело заключается в объективной невозможности зафиксировать наличиежестких, самозамкнутых систем, будь то в сфере экономики, или политики, илиискусства. В процессе интеллектуального освоения этой трансформации возникаетмышление вне традиционных понятийных оппозиций (субъект — объект, целое —часть, внутреннее — внешнее, реальное - воображаемое), мышление, неоперирующее какими-либо устойчивыми целостностями (Восток—Запад,капитализм — социализм, мужское — женское). Возникновение постмодернизма вызвано также и изменениемэпистемологической ситуации, связанной с критикой классической философскойпарадигмы неклассической философией (марксизм, психоанализ, структурализм).Результатом этой критики был распад субъекта как центра системыпредставлений (репрезентаций), постмодернизм не только фиксирует, но имаксимально заостряет эту ситуацию, создавая «скандальный», с точки зренияклассических мыслительных навыков, тип философствования — философствованиебез субъекта. Место категорий «субъективности», «интенциональности»,«рефлексивности» занимают безличные «потоки Желания», имперсональные«скорости», неконцептуализируемые «интенсивности». Непосредственным источником постмодернистского сдвига вгносеологической плоскости была «деконструкция», в которой классическаяфилософия дезавуируется как «метафизика присутствия». Основной интуициейпоследней является абсолютная полнота смысла, его тотального, не знающегопустот и разрывов присутствия (presence). Классический дискурс неизбежно выступает поэтому как дискурсрепрезентации (representation) — представления некоего изначального,первичного смыслового содержания в производных, вторичных, деривативныхформах. Всякое отдельное событие получает здесь смысл лишь благодаряпричастности абсолютной полноте изначального смысла; оно истинно лишьпостольку, поскольку может быть возведено к первосмыслу как своему истоку. В классической парадигме все содержания мысли суть лишь репрезентациисмысла как первоосновы — субстанции и истока. Все знаки культуры значимыздесь лишь за счет проступающего сквозь них первосмысла —«трансцендентального означаемого». Отказать этой интуиции в праве науниверсальность и сосредоточить внимание на проблематике дисконтинуума иотсутствия — значит перестать смотреть на события как на отблеск истиныбытия, обратиться к ним в их самодостаточности. Тем самым осуществляется выход из лингвистической плоскости вплоскость «событийности» и «телесности». Это происходит в форме «философиисингулярностей» (Вир Илио) и «мышления соблазна» (Бодрийар), «мышленияинтенсивностей» (Лиотар) и «философии Желания» (Делез и Ф. Гваттари). Противостояние постсовременности и постмодернизма (как жизни и смертикультуры) особенно заметно в философии, где оно возникло в самое последнеевремя. Первыми «э» сказали французы. Франсуа Льотар выступил с концепциейпостмодернистского знания. В двух словах ее суть — «война целому» (именнотак заканчивается его статья «Ответ на вопрос, что такоепостмодернизм»)[1]. Гегель когда-то провозгласил: истина - это целое. Для постмодернистовдело обстоит наоборот: целое - опасное заблуждение мысли, идея тотальностиведет к тоталитаризму, а там и до террора рукой подать. Истинаплюралистична. Французы дали только имя тому, что немцам в ФРГ давно было известно.Одо Марквард назвал одну из своих книг «Апология случайного». Здесь опять-таки эскапада против Гегеля: великий диалектик считал, что философия должнаустранить все случайное. Это значит,— восклицает Марквард,- философия безфилософов, без живых людей! Он считает себя «гожуалистом» (от английскогослова usual - обычный), философом обыденной жизни, которая полнаслучайностей. Человек - чаще случай, чем выбор. Тут уже выпад против техразновидностей индивидуализма, которые делают ставку на свободную личность,сознательно избирающую свою судьбу. В постмодернизме исчезает понятиесубъекта, наделенного сознательными целеполаганием и волей. На первый планвыходят бессознательные компоненты духовной жизни. Отсюда живой интерес кмифу как панацее от рационалистических бед нашего времени. Но миф опять-таки рассматривается как форма утверждения неповторимого, не как способобъединить людей: мономифологизм, по Маркварду, столь же вреден, как имонотеизм. «Хвала политеизму» - провозглашает Марквард (так озаглавлена егостатья в сборнике под выразительным названием «Прощание с принципиальным»). Пример современного мономифологизма - «миф французской революции» какединственно возможного варианта истории Франции; история многовариантна, иопасен взгляд, утверждающий противоположное. Марквард ратует за плюрализмповсюду, в первую очередь в философии. Он — противник «правомыслящегомонологоса», ориентированного на единственность разума и запрет всегоиного: «Мне кажется, хорошо бы вернуть терпимое отношение к правомыслию,которое Марк Твен рекомендовал по отношению к правописанию, когда говорил:я жалею того, у кого не хватает фантазии писать слово то так, то этак.Печальна участь философии, если она не позволяет думать о вещах то так, тоэтак; думать и передумывать одним одно, другим другое. В этом смысле дажевнезапное озарение подозрительно, да здравствует то, что приходит в головумного раз»[2]. Когда-то Лютер сказал: я здесь стою и не могу иначе. Марквард: яздесь стою, а могу, как угодно. Конечно, все это утверждается «со щепоткойсоли». Но нет шутки, за которой не скрывалась бы позиция. В постмодернистской философии остается без внимания важнейшаякатегория нового мышления — время. Именно поэтому неудачной выглядитпопытка постмодернистов опереться на Хайдеггера - «последнего из могикан»великой немецкой философии. Он велик как философ культуры,предчувствовавший тот рубеж, которого культура ныне достигла. Стрелка нациферблате истории подошла к цифре 12, как бы отодвинуть ее назад! Этотобраз владеет ныне умами ученых и политиков. А философ давно говорил овремени как об исполненном, как о некой целостности, в которой будущее,настоящее и прошлое сливаются воедино, Вот знаменитое место из книги «Бытие и время» Хайдеггера, шокирующеерационалистически-механическое мышление: «Времяпроявление не означает«смены» экстатических состояний. Будущее не позднее бывшего, а последнее неранее настоящего. Времяположенность обнаруживает себя как будущее,пребывающее в прошлом и настоящем»[3]. Интересно, что к такому же пониманию времени как исполненного,завершенного целого пришел Павел Флоренский. Для него это была очевидность,овладевшая им еще в детские годы: «Четвертая координата — времени - сталанастолько живой, что время утратило свой характер дурной бесконечности,сделалось уютным и замкнутым, приблизилось к вечности. Я привык видетькорни вещей. Эта привычка зрения проросла потом все мышление и определилаосновной характер его — стремление двигаться по вертикали и малуюзаинтересованность в горизонтали» "[4]. Речь, разумеется, идет не о физическом, а о социально-культурномвремени, о том времени. Это время, подобно пространству, можно охватитьединым взором, в нем можно «передвигаться», используя тот или инойнакопленный человечеством опыт. Здесь возможно осуществить мечту Фауста —остановить мгновение и мечту Н. Федорова - вернуть исчезнувшее. Разумеется, все это метафора, но столь плодотворная, что даже строгаяфилософия не игнорирует ее. Вот ссылка на работу на работу безвременноскончавшегося нашего философа Н. Н. Трубникова, который ставит вопрос овозможном рассмотрении времени человеческого бытия в его завершенности.«Понятие осуществления выводит нас за пределы простой длительностисуществования... Структуры осуществления задают структурам существованияиное временное определение и раскрывают возможность не одного толькопретерпевания времени, по и созидания времени, возможность исполнениявремени... Человеческое осуществление жизни, т. е. нечто сугубоисторическое в своей основе, сугубо социальное по своей сущности, сугуболичное по форме обнаруживает сверхисторический, сверхиндивидуальный,сверхличный характер» [5]. Трубников завершает этими рассуждениями своюкнигу; они остаются, к сожалению, неразвернутыми и сами по себе неясны. Нопоставленные в контекст нынешних споров они обретают четкий смысл. Споры идут вокруг нового отношения к прошлому, к истории. Постмодернизм, выступая против идеи целого, разрывая «связь времен»,не в состоянии проникнуть в суть проблемы, он просто игнорирует ее. Решитьпроблему призвана концепция постсовременности как высшего типасовременности. Современность означает противостояние несовременному,устаревшему. Прошлое при этом рассматривается как предпосылка настоящего,как низшая ступень, «снятая» последующим развитием. Постсовременностьотличается от современности тем, что видит в прошлом не просто предпосылку,а свою неотъемлемую составную часть; это слияние того, что есть, и того,что было. И другой важный момент - поиск в прошлом того, что утеряно внастоящем. Речь, разумеется, идет о культурных достижениях. Постсовременностьсводит их воедино. Понятие современности - завоевание Нового времени какэпохи, противопоставившей себя предшествующим периодам развития общества.Именно тогда возник историзм - требование рассматривать явления вконкретных условиях его возникновения и в свете общего движения вперед.Осознание настоящего как постсовременности возникло в наши дни, онопредполагает не отмену, а углубление принципа историзма. Причинноеобъяснение остается, но оно дополняется непосредственным соотнесениемдостигнутого в прошлом результата с нынешней ситуацией, признаниемэталонного, образцового характера этого результата. Идея постсовременности как сверхсовременности особенно важна длянового политического мышления. Человечество подошло к опасному рубежу, закоторым ничего нет, «конец истории» — ядерная вспышка и самоистребление.Единственно возможный разумный путь - назад, к «нулевому варианту», куничтожению и запрещению атомного оружия. Идеальное состояние — в прошлом,когда мир не знал средств самоубийства, будущее возможно только какпрошлое. Конечно же, это не будет простое его повторение, будут своимодификации, прежде всего новое понимание опасности бесконтрольногодвижения вперед, новый уровень науки и техники, целиком обращенных на благолюдей.3. Постмодернизм и массовая культура В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как освоениеопыта художественного авангарда («модернизма» как эстетического феномена).Однако в отличие от авангарда, ряд течений которого не порывал схарактерным для классики дидактически-профетическим пониманием искусства,постмодернизм полностью стирает грань между прежде самостоятельными сферамидуховной культуры и уровнями сознания — между «научным» и «обыденным»сознанием, «высоким искусством» и «китчем». Постмодернизм окончательно зацепляет переход от «произведения» к«конструкции», от искусства как деятельности по созданию произведений кдеятельности по поводу этой деятельности. Постмодернизм в этой связи естьреакция на изменение места культуры в обществе. Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает какрезультат нарушения «чистоты» такого феномена, как искусство. Условием еговозможности выступает изначальное смыслопорождение, восходящее ксозидающему началу (субъекту), оригинальному творческому деянию. Если же эти условия нарушены — а именно это и происходит впостиндустриальном обществе с его бесконечными возможностями техническоговоспроизведения — то существование искусства в его прежних (классическихили модернистских) формах оказывается под вопросом. Другой стороной изменения статуса культуры является то, чтосегодняшний художник никогда не имеет дело с «чистым» материалом –последний всегда тем или иным образом культурно освоен. Его «произведение»никогда не является первичным, существуя лишь как сеть аллюзий на другиепроизведения, а значит, как совокупность цитат. Постмодернизм сознательно переориентирует эстетическую активность с«творчества» на компиляцию и цитирование, с создания «оригинальныхпроизведений» на коллаж. При этом стратегия постмодернизма состоит не в утверждении деструкциив противовес творчеству, манипуляции и игры с цитатами — серьезномусозиданию, а в дистанцировании от самих оппозиций «разрушение — созидание», «серьезность — игра». Приметой выражаемой культурной ситуации становятся кавычки, то и делорасставляемые как указание на небезусловность любых сигнификаций. Постмодернизм обязан своей популярностью не столько авторам,действительно инспирировавшим соответствующий сдвиг в культуре, скольколавинообразной критической литературе, сформировавшей нечто вроде идеологиипостмодернизма.4. Постмодернизм в искусстве В семидесятые годы появились новые веяния в архитектуре. Называют дажеточную дату – 15 июля 1973 г. В этот день в американском городе Сент-Луисебыл взорван квартал новых благоустроенных домов, отмеченный в пятидесятыегоды премией как образец воплощения самых прогрессивных строительныхидеалов, в котором теперь никто не хотел жить: слишком стерильно имонотонно выглядело все. В опустевших домах стал гнездиться преступныйэлемент, и от «образцового» квартала решили избавиться. Образец новейшей архитектуры - здание художественной галереи вШтуттгарте, выстроенное по проекту английского архитектора Дж. Стерлинга.Здесь сочетаются элементы самых различных архитектурных стилей и эпох.Фасад украшен разноцветными светильниками в виде длинных труб, идущих повсему контуру здания,— возникает ассоциация с промышленным строительством,где раскраска труб преследует сугубо утилитарные цели. Внутри зданиясветлые залы, стекло и сталь, и вдруг наталкиваешься на колонны, как бызаимствованные из египетского храма. Внутренний дворик выполнен под«античные руины», увитые плющом; здесь древние статуи, а несколько плитнавалены Друг на друга — как бы «археологические раскопки». Подобную архитектуру, в которой отразились недовольство безликойрациональностью и тяга к прошлому, к традиции, у нас принято называтьпостмодернизмом. В данном случае перевод термина неточен, ибо под стилем«модерн» мы привыкли понимать архитектурные принципы конца прошлого —начала нынешнего века, когда господствовала избыточная вычурность форм. Эти принципы преодолела «современная», функционалистская архитектура,обнажившая конструкции, устранившая «излишества», подчинившая формуфункции. Поэтому новейшую архитектуру, пришедшую ей на смену, призваннуюудовлетворить тягу человека к зрелищности, уместнее именовать«постсовременной». В книге английского архитектора Чарлза Дженкса «Язык архитектурыпостмодернизма», содержится программа нового зодчества: «Времена радикальной перестройки городских структур канули в прошлое,жилищные потребности населения полностью удовлетворены, отвечающий нуждамавтотранспорта город давно перестал быть главной целью градостроителей.Начался период переоценки ценностей: новая городская архитектура перестаетчерпать творческие силы в футуристических видениях. Напротив, в своихпомыслах она обращается к непреходящему - к истории» [6]. А. В. Гулыга по этому поводу пишет: "Оставив на совести Дженкса утверждение, что «жилищные потребностинаселения полностью удовлетворены» (эта проблема не столько архитектурная,сколько социальная), мы должны вместе с тем признать, что архитектурадействительно обращается к истории. Хорошо или плохо — это другое дело.Иногда — удачно, иногда — эклектично, порой — безвкусно. Всегда лисерьезно? На первых порах, как бы смеясь над собой, архитекторы позволялисебе пародировать формы прошлого. Но утверждает себя серьезное отношение ктрадиции. При том, что все достижения функционализма - новые строительныематериалы, обилие света и воздуха в постсовременной архитектуре остаютсянезыблемыми"[7]. В новейшей западной живописи и скульптуре также возникло ощущениетупика (из которого путь один — назад), но в отличие от архитектурыситуация здесь безрадостная. «Впервые понятие авангарда стало бесполезным»,- констатировалбюллетень «Dokvmenta-Press», выходивший на международной выставкеизобразительного искусства в Касселе (август 1987 г.). "Мне довелось повидать эту выставку, – пишет А. В. Гулыга, – ивпечатление от нее осталось удручающее — как будто побывал на кладбище:искусство умерло. Здесь тоже говорили о «постмодерне», но демонстрировалисьлишь различные вариации модернизма, который привел искусство ксамоистреблению"[8]. Философия постмодернизма призвана обосновать постмодернистские новациив искусстве, оправдать его самоистребление, но неспособна истолковать болеесерьезные позитивные явления нынешней духовной жизни, хотя бы ту жеархитектуру. Постмодернизм ведет борьбу с целым, а для зодчего его творениевсегда выступает как целое. Плюрализм, за который ратует постмодернизм,хорош, но в меру. Вот комплексная характеристика постмодернизма, данная И. Хассаном: 1. Неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков. 2. Фрагментарность и принцип монтажа. 3. "Деканонизация", борьба с традиционными ценностными центрами: сакральное в культуре, человек, этнос, логос, авторский приоритет. 4. "Все происходит на поверхности" – без психологических и символических глубин, "мы остаемся с игрой языка, без Эго". 5. Молчание, отказ от мимесиса и от изобразительного начала. 6. Ирония, причем положительная, утверждающая плюралистическую вселенную. 7. Смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм. 8. Театральность современной культуры, работа на публику, обязательный учет аудитории. 9. Имманентность – срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать над ними[9]. Несмотря на эклектизм и схематичность данного перечня, он как-топередает напряженный, противоречивый дух культуры постмодернизма, ееапокалиптические настроения, пафос веселого разрушения, эпатажный характер,ироничность. Впрочем, понятие постмодернизма в последнее время толкуется стольшироко, что границы его стали крайне расплывчаты. Достаточно вспомнитьмузыку Шенберга, абстрактные картины Джексона Поллока, романы Клода Симона,чтобы ощутить, что в культуре нашего века теряют силу традиционныепредставления о гармонии, художественной иллюзии, целостности, органичностии понятности произведения. Дело не сводится к тотальному отрицанию – наше время утверждаетнеобходимость более сложных форм гармонии и мышления, учитывающихнарастание энтропии. И художники, и критики озабочены провалами вкоммуникации, размышляют о хрупкости и ненадежности ее средств. Классический случай: картина Рене Магрита с изображением курительнойтрубки и подписью "Это не трубка" иллюстрирует расхождение зрительного исловесного ряда и призывает не верить или изображению, или подписи. Темсамым задается иронический настрой, воспитывается чувство дистанции узрителя. Мы живем в эпоху сосуществования различных политических,экономических, культурных систем, образов мысли и жизни, но ощущаем себяединым целым — человечеством, решающим общую для всех задачу выживания.Литература 1. Вайнштейн О. Леопарды в храме // Вопросы литературы. – 1989. – №12. 2. Гулыга А. В. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. –1988. – № 12. 3. Дженкс Ч. А. Язык архитектуры постмодернизма. – М. 1985. 4. Постмодернизм // Современная западная философия: Словарь. – М.,1991.-----------------------[1] "Tumult", 1982. Heft 4.[2] Marguard O. Abschied vom Prinzipiellen. Stuttgart, 1987.[3] Heidegger M. Sein und Zeit. Tubingen, 1977.[4] Флоренский П. Природа.– Литературная Грузия, 1985. № 10.[5] Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М.: 1987.[6] Дженкс Ч. А. Язык архитектуры постмодернизма. – М. 1985.[7] Гулыга А. В. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. – 1988.– № 12.[8] Гулыга А. В. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. – 1988.– № 12.[9] I. Hassan. Making sense: the trials of postmodern discourse.– "Newliterary history", vol. 18, # 2, 1987.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Постмодернизм в культуре и искусстве iconЦель реферата: Понять происхождение современности по книге "Знакомитесь: постмодернизм" Поставленная цель потребовала выполнения следующих задач
Это эпоха первых экспериментов в литературе, музыке, изобразительном искусстве и литературе. Однако что имеется в виду под термином...
Постмодернизм в культуре и искусстве iconМинистерство образования РФ
А ведь именно с их именами связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К сожалению, школьная программа...
Постмодернизм в культуре и искусстве iconРомантизм в искусстве Автор – учитель русского языка и литературы моу сош №81, к п. н, Фролова Л. С
Романтизм идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века первой половины 19...
Постмодернизм в культуре и искусстве iconБиблия: два тысячелетия в искусстве
Спецкурс разработан на основе анализа истории западноевропейского искусства, отдельный раздел посвящен воплощению библейских образов...
Постмодернизм в культуре и искусстве iconБиблия: два тысячелетия в искусстве
Спецкурс разработан на основе анализа истории западноевропейского искусства, отдельный раздел посвящен воплощению библейских образов...
Постмодернизм в культуре и искусстве iconМоу гимназия имени Андрея Платонова
А ведь именно с их именами связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К сожалению, школьная программа...
Постмодернизм в культуре и искусстве iconМоу гимназия имени Андрея Платонова
А ведь именно с этими людьми связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К сожалению, школьная...
Постмодернизм в культуре и искусстве iconПравила поведения в обществе; Интеллектуальные достижения человечества; Создание искусственной природы? Назовите имена трех фараонов построивших три величайшие пирамиды в Гизе
...
Постмодернизм в культуре и искусстве iconПрограмма модульного курса для 6-ых классов с углубленным изучением истории
А ведь именно с их именами связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К сожалению, школьная программа...
Постмодернизм в культуре и искусстве iconРабочая программа учебной дисциплины «архитектурно-строительные конструкции и материалы» III курс, VI семестр для специальности 070602 дизайн спо по отраслям / в культуре и искусстве
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры средового и графического дизайна 30 августа 2011 г., протокол №1
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы