Архитектура Древнего Рима icon

Архитектура Древнего Рима



НазваниеАрхитектура Древнего Рима
Дата конвертации06.07.2012
Размер323.78 Kb.
ТипРеферат
Архитектура Древнего Рима


Детская художественная школа РЕФЕРАТ «АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА» Ученицы 5 курса Преподаватель 1999 г. Содержание.|Введение |3 ||Республиканский период |6 ||Имперский период |16 ||Заключение |34 ||Список литературы |35 | Введение. Архитектура, или зодчество,— искусство строить здания и их комплексы,предназначенные для повседневных запросов частной, общественной жизни идеятельности людей. Любое здание заключает в себе жизненно необходимоепространственное ядро — интерьер. Его характер, выраженный во внешнейформе, предопределен назначением, условиями жизни, потребностью в удобстве,в просторе и свободе движения. Связанная в своем развитии с постоянноменяющимися материальными потребностями человека, с развитием науки итехники, архитектура является одной из форм материальной культуры. Вместе с тем архитектура — один из видов искусства. В художественныхобразах архитектуры отражаются и строй общественной жизни, и уровеньдуховного развития общества, и его эстетические идеалы. Архитектурныйзамысел, его целесообразность раскрываются в организации пространствинтерьера, в группировке архитектурных масс, в пропорциональных отношенияхчастей и целого, в ритмическом строе. Соотношение интерьера и объема зданияхарактеризует своеобразие художественного языка архитектуры. Большое значение имеет художественное оформление наружного видазданий. Как ни один другой вид искусства, архитектура постоянновоздействует своими художественными и монументальными формами на сознаниемассы людей. Она открывает своеобразие окружающей природы. Города, подобнолюдям, имеют неповторимое лицо, характер, жизнь, историю. Они повествуют осовременной жизни, об истории ушедших поколений. Многообразие общественных потребностей человека рождает разнообразиетипов архитектуры: жилой, общественно-гражданской, промышленной.Градостроительство учитывает характер местности, экономики, условиятранспорта, размещения населения. В периоды художественного подъемаархитектура гармонически развивается в содружестве с другими видамиискусства. Скульптура, живопись, декоративные искусства воплощают вконкретных образах идеи, заложенные в сооружении. И архитектура иизобразительное искусство обогащают друг друга в этом синтезе. Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохино и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальнойРимской державы — от Британских островов до Египта. Римское искусство —высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали нетолько римляне (или италики), но и древние египтяне, греки, шины, жителиПиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы,покоренные Римом, иногда стоявших на более высокой ступени культурногоразвития. Римское искусство сложилось на основе сложноговзаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен инародов, в первую очередь могущественных этрусков, обладателей древнейвысокоразвитой самобытной художестной культуры.
Они познакомили римлян сискусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский ордер,инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальнойживописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острымвосприятием натуры и характера. В художественном мастерстве, безусловно, господствоваладревнегреческая школа, зато на формы искусства в каждой провинции Римскогогосударства влияли местные традиции. Особенно большой вклад в созданиеримской культуры внесли греческие колонисты в Южной Италии и Сицилии, ихбогатые города были центрами научной жизни и художественной культурыантичности. Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но ипровинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и грековрационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовалиее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечалиусловиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровойдисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах визвестной мере учитывались потребности свободного населения, санитарныенужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадам, арками, монументами. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасноспланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами,зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов,вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью — всё то, чтохарактерно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которыхявились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы —кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городскаяпланировка подчинялась строго продуманной схеме. Практический склад римской культуры сказывался во всем — в трезвостимышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, вскрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, втяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературнойпрозы, в примитивной конкретности религии. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура,памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью.Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основноеместо принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могуществагосударства и рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной повысоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатствукомпозиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерныесооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурныеобъекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумнойцелесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точнонайденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не впышной декоративности. Огромным завоеваниемримлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностейне только господствующего класса, но и масс городского населения.История Рима делится на два этапа. Первый — эпоха республики, — наступившийв конце VI в. до н. э., когда из Рима были изгнаны этрусские цари, идлившийся до середины I в. до н. э. Второй этап — императорский — началсяправлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, и длился до IV в.н. э. Республиканский период. Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конецVI — середина I в. до н. э.). Оно достигло расцвета в период образованиямировой рабовладельческой державы, разнородной по этническому и социальномусоставу, сложной по хозяйственной и общественной организации. Потребности римского общества породили много типов сооружений:амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. На римской почвеполучили новое архитектурное решение дворцы, особняки, виллы, театры,храмы, мосты, надгробные памятники. Рационализм, лежащий в основе римскойархитектуры, проявлялся в пространственном размахе, конструктивной логике ицелостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии ичеткости. С распространением римского владычества на Грецию и эллинистическиегосударства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов.Приток богатств из завоеванных стран в течение III—I вв. до н. э. изменилинравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство.Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи н картиныгреческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в своего рода музеиискусства. Увлечение греческим искусством проявилось прежде всего в обращении кордерной системе. В то время как в греческой архитектуре ордер игралконструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративныхцелях. Опорные функции в римской архитектуре выполняла обычно стена. Римлянеизобрели бетон — важнейший строительный материал, с помощью которогозакрепляли сооружаемые постройки. Они открыли новый способ возведениязданий— монолитно-оболочечный взамен стоечно-балочной системы. При стоечно-балочной системе, как ясно из названия, основу конструкции составляют двестойки, на которых лежит горизонтальная балка. Основу монолитно-оболочечнойсистемы составляют две узкие кирпичные стены, между которыми залит битыйщебень с бетоном, снаружи они облицовывались мрамором или другими породамикамней. Преимущества новой системы строительства видны и сейчас: от многихгреческих храмов с их колоннами, на которых лежат перекрытия и фронтоны,осталось по 2-3 колонны, многие же римские здания дожили до наших дней. Большое место принадлежало арке, опиравшейся на массивные столбы.Колонны не могли нести на себе нагрузку многоэтажных сооружений сосводчатыми и купольными перекрытиями и лишь в аркадах сохраняликонструктивную роль, причем чаще применялись заимствованный у греков пышныйкоринфский ордер и строгий тосканский, унаследованный от этрусков. Главное завоевание римлян в строительстельстве общественных сооружений— создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор.Необходимость их перекрытий вызвала развитие мощных сводчатых и купольныхконструкций, лишь ограниченно применявшихся на Востоке и в Греции. Римскаятехника стала широко использоваться в гражданской и культовой архитектуре.Она послужила образцом для развития византийской и европейской архитектуры. Основной формой перекрытий был цилиндрический свод из бетона и камня.Его боковое давление воспринимала опорная стена, игравшая важную роль вримской архитектуре. Из пересечения двух цилиндрических сводов одинаковойвысоты в подножиях свода (пятах) и вершине (где заложен замковый камень)получился крестовый свод. При равенстве пролетов он дает в плане квадрат.Внутренняя поверхность сводов образует в пересечении острые края — ребра, восновании которых сосредоточивается давление свода. Это дало возможностьпрорезать опорные стены полуциркульными арками, заменить стену отдельнымистолбами, принимавшими на себя давление арки. Вытянутые в длину помещения залов-галерей обычно делились на квадратыи перекрывались цепью крестовых сводов, что порождало эффектное расчленениевнутреннего пространства. Из равномерно поднимавшегося вверх перекрытия,круглого в плане здания возник купольный свод, образовавший полушарие,покоившееся на цилиндрическом основании. Многоугольные в плане помещенияперекрывались сомкнутыми сводами (монастырский свод) или сферическимкуполом. В последнем случае купол опирался своим кольцом только на серединубоковых стен, а переход от формы окружности к многоугольнику заполнялсявогнутыми сферическими стенами — «парусами». В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры.Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных ожесточенных войннашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерныхсооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства.Представим себе Рим в эпоху республики.Иллюстрация План Рима. I-IV века до н. э. Обращают внимание грандиозные сооружения — древние оборонительныестены Рима, возникшего еще в VIII в. до н. э. на трех холмах: Капитолии,Палатине и Квирипале, выложенные из камня (ранняя — VI в. до н. э. и такназываемая Сервиева стена — 378—352 гг. до н. э.). Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединялиразличные части страны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (VI—III вв. до н. э.)для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всюИталию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня,плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене (197 мдлиной, 11 м высотой), расчлененной в нижней части тремя сквозными арочнымипролетами для горных вод. Постепенно в следующие века Рим становится наиболее богатым водойгородом мира. Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н.э., акведук Марция, 144 г. до н. э.), пробегающие десятки километров,заняли видное место в архитектуре города, в облике его живописныхокрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж Римской Кампаньи. К древнейшим сводчатым конструкциям относится сточный канал (клоакаМаксима) в Риме, сохранившийся до наших дней.Иллюстрация Форум Романум. Реконструкция 1. Храм Сатурна. 2. Священная дорога. 3. Храм Веспасиана. 4. Ростры. 5. Арка Септимия Севера. 6. Курия. 7. Базилика Эмилия. 8. Базилика Максенция. 9. Храм Антонина и Фаустины. 10. Колизей. 11. Круглый храм Ромула. 12. Колонна Фокаса. 13. Храм Юлия Цезаря. 14. Храм Венеры и Ромы. 15. Арка Тита. 16. Храм Весты. 17. Дом весталок. 18. Храм Кастора и Поллукса. 19. Санта Мария Антиква. 20. Палатин. 21. Храм Августа. 22. Базилика Джулия. Общественная жизнь протекала на рыночной площади. Например, у грековона называлась агорой и обычно, как в Афинах, находилась у подножияакрополя. У римлян это был форум. Здесь происходили все главные городскиесобытия: собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей,торговали, она служила ареной политической деятельности, народных собраний,военных триумфов. В архитектурный ансамбль входили храмы, базилики, лавкиторговцев, рынки. Площади украшались статуями знаменитых граждан,политических деятелей и были окружены колоннами, портиками. Древнейший форум в Риме — республиканский форум Романум (VI век дон.э.), к которому сходились все дороги. С его трибун раздавались речикрупнейших римских ораторов, военноначальников. В дальнейшем к этому форумупримкнули форум Цезаря, императоров Августа, Весисиана, Нервы и Траяна.Сейчас от Форума Романум остались лишь фундаменты построек; первоначальныйего вид представляет реконструкция.Иллюстрация Форум Романум. Современный вид В последние века республики форум приобрёл законченный архитектурныйоблик. С одной стороны к нему примыкало внушительное зданиегосударственного архива — Табуларий (от “Табула” – медная табличка снадписью), который стоял на сводчатых подземных этажах. Это был совсемновый тип общественного здания, и тот факт, что он появился впервые уримлян, говорит об их исключительном уважении к истории. Снаружи Табуларий был декорирован греческим ордером, внутри же онсостоял из системы сводчатых помещений. С форума на Капитолий вела длиннаялестница Табулария из 67 ступений. Такие коридоры и лестницы частовстречаются в республиканских зданиях. Они создают впечатление огромностиохваченного архитектурой пространства. Но при этом все формы ясно обозримыв их перспективном сокращении: самая маленькая арочка или ступенька отличновидны, самая дальняя цель достижима.Иллюстрация Табуларий. 79-78 гг. до н. э. На площади высились храмы, среди них храм Весты, богини-девы, вкотором горел неугасимый огонь, символизировавший жизнь римского народа.Здесь же возвышались колонны, к которым прикрепляли ростры — носыпобеждённых вражеских кораблей (отсюда и название — ростральная колонна), ипроходила «священная дорога», вдоль которой стояли таберны — лавки ювелирови золотых дел мастеров. Прежде здесь стояли и лавки торговцев, но они быливыведены за пределы площади, образуя отдельные небольшие форумы: форумБоариум – мясной рынок и форум Олиториум – овощной рынок. Форум постепеннообрастал не только зданиями, но и почетными статуями римских граждан. Вэпоху империи к нему будут пристроены храмы, посвященные богам иорбожествленным людям. В эпоху республики, особенно в V—II вв. до н. э., храм — основной типобщественного здания. Он сложился постепенно в результате скрещиванияпреобладающих местных италийско-этрусских традиций с греческими,приспособленными к местным условиям. Строились круглые и четырехугольныепсевдопериптеры с входом лишь с главного фасада. Круглый храм —моноптерсостоял из цилиндрической основы, окружённой колоннадой. Вход был поэтрусскому обычаю с одной, торцевой, стороны.Иллюстрация Храм Сивиллы в Тиволи. Начало I века до н.э. Круглый храм Сивиллы (или Весты) в Тиволи (I в. до н. э.), под Римом,окружён коринфскими колоннами. Фриз украшен рельефами с изображениемтрадиционного римского мотива —бычьих черепов, «букраниев», с которыхсвисают тяжёлые гирлянды. Это был символ жертвоприношения и памяти. Ордер втаких храмах отличался жёсткостью рисунка и суховатостью: колонны утратилиприсущую им в Греции пластичность. Греческий круглый периптер обычно имелступенчатое основание и был рассчитан на круговое обозрение. Храм Сибиллы вТиволи, как и этрусские храмы, сочетает фронтальную строго симметричнуюпродольную осевую композицию и круглую. Ось храма подчеркнута параднымвходом с расположенными перед ним ступеньками, дверью и окнами. Массивное,со сводчатыми пролетами основание храма в Тиволи создает переход откаменного обрыва скалы, которую он живописно завершает, к изящной круглойротонде коринфского ордера с легким фризом из гирлянд. Поднятый на высокоеоснование, гармоничный по пропорциям, со стройной и строгой колоннадой,наполненной светом, храм доминирует в пейзаже. Его спокойные гармоничныеформы контрастируют с бурным каскадом водопада. Прямоугольные римские храмы также отличались от ордерных греческих,как показывает хорошо сохранившийся храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме вРиме(I в. до н. э)— уникальный образец раннего завершенного римского храма типапсевдопериптера с замкнутой фронтальной осевой композицией. Греческийпериптер в ней расчленен на открытый со всех сторон глубокий переднийпортик и целлу, окруженную полуколоннами, сливающимися со стеной.Акцентируя главный фасад портиком со свободно стоящими колоннами и параднойлестницей входа, архитектор объединил его с замкнутой целлой ионическимордером. У него тоже вход лишь с одной стороны, ионические колоннызавершаются капителями скромного рисунка. Фронтон совершенно «негреческий»,без скульптур внутри его тимпана и с богатыми, строго вычерченнымипрофилями. Великолепны римские мосты I вв. до н. э. Так, мост Мульвия помимоего практических достоинств (он простоял более двух тысяч лет отличаетсявыразительностью образа. Мост зрительно как бы опирается на водуполукружиями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезанывысокими и узкими проёмами. На арках сверху лежит карниз, придающий мостуособую законченность. Мост словно шагает от берега к берегу непрерывноидущими арками: он динамичен и одновременно устойчив. Своеобразие римской архитектуры сказалось в создании нового типачастного жилого дома богатых землевладельцев, торговцев, ремесленников.Римские особняки — это большей частью одноэтажные дома, в которых уютностьсемейного быта сочеталась с приспособленностью к деловой жизни. Частично внешний вид римского города можно представить на примереПомпеи — италийского города, который вместе с городами Геркуланум и Стабиипогиб в 79 г. н. э. в результате извержения вулкана Везувий. Погребённыйпод пеплом город случайно обнаружили при строительстве водопровода в XVIIв. С 1748 г. до наших дней продолжаются его раскопки. Город имел регулярнуюпланировку. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, внизу которых былиустроены лавки-таберны. Обширный форум был обнесён прекрасной двухэтажнойколоннадой. Там находились святилище Исиды, храм Аполлона, храм Юпитера,большой амфитеатр, построенный, как и у греков, в природном углублении.Рассчитанный на двадцать тысяч зрителей, он значительно превосходилпотребности жителей города и предназначался также для приезжих (населениеПомпеи сооставляло не более десяти тысяч человек). В городе было дватеатра. Замечательны помпейские дома — «домусы». Это были прямоугольныесооружения, которые тянулись вдоль двора, а на улицу выходили глухимиторцевыми стенами. Главным помещением был атриум (от лат. atrium —«закопчённый», «чёрный», т. е. помещение, почерневшее от копоти), которыйвыполнял священную функцию. Рим при основании имел в самом центре культовуюяму — «мундус», куда все жители бросали плоды и горсть земли со своейстарой родины. Открывалась она лишь один раз в году — в день Подземнойбогини или не открывалась совсем. Каждый дом повторял эту модель: в атриумечасто было отверстие в центре крыши — комплювий. Под ним находился бассейндля сбора воды, родственный мундусу, — имплювий. В целом атриум выполнялфункцию «мирового столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами иподземным миром. Не случайно в атриуме стояли все самые важные вещи:тяжелый сундук с семейными ценностями, стол типаИллюстрация Дом Альбуция Цельса. Атрий. Первая половина I века до н. э.жертвенника и шкаф для хранения восковых масок предков и изображений добрыхдухов-покровителей — ларов и пенатов. В глазах римлян, подобно этрускам, дом обладал своим сакральнымпространством, родственным космосу. Хорошим примером этрусского жилищаявляется дом Альбуция Цельса, у которого отверстие в крыше поддерживаютчетыре коринфские колонны. Но по происхождению Помпеи были городом греческим. Тот же помпейскийдом был одновременно проникнут и эллинским духом.. Ни в чем так ярко он непроявляется, как в чудных перестильных двориках – небольших кусочкахприроды, заключенных внутри самих домов и представляющих как бы небольшиесадики или цветники с фонтанами и нимфеями, мраморными рельефами ибронзовыми статуэтками богов, свежим, чистым воздухом и прохладной тенью отцветущих деревьев и кустов.Иллюстрация Дом Фавна в Помпеях. Атрий. II век до н. э. Внутри дома были расписаны. Прекрасно сохранившиеся фрескипоказывают, какой была обычная жизненная среда римлянина. Ранние дома (II —конец I в. до н. э.) расписывали в так называемом первом помпейском стиле.Стены домов были расчерчены геометрическим орнаментом, который напоминалобкладку стен полудрагоценными камнями. Затем этот «инкрустационный» стильсменился «архитектурным», или вторым помпейским. Он был в моде в течение Iв. до н. э. Мастера второго помпейского стиля превращали интерьер в подобиегородского пейзажа. Во всю высоту стен шли изображения колоннад,всевозможных портиков, фасадов зданий. Контрастом одноэтажным домам патрициата с их роскошью и комфортом былимногоэтажные доходные дома, сдававшиеся в наем,— в них обитал римскийнарод, плебеи. При всех достижениях римской архитектуре свойственны чертыограниченности. Тенденция возвеличивать власть императоров, устремленностьк масштабным преувеличениям, внешним эффектам лишь свидетельствует окризисе Римской республики. После разгрома многочисленных восстаний изавершения гражданских войн начался период стабилизации, но уже в условияхжесткой диктатуры империи. Имперский период. В конце I в. до н. э. Римское государство из аристократическойреспублики превратилось в империю. Первым правителем, открывшим путь кединовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан, прозванный Августом(Блаженным). Цезарь усыновил его незадолго до своей гибели. Когда жеОктавиана провозгласили императором (27 г. до н. э.), это означало, что емувручают высшую военную власть. Официально он всё ещё считался одним изсенаторов, хотя и «первым среди равных» — принцепсом. Время правленияОктавиана называется принципатом Августа. С тех пор римское искусствоначало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. До конца Iв. н. э. царят две династии: Юлиев —Клавдиев и Флавиев. Так называемый «римский мир» — время затишья в классовой борьбе,наступившее в начале правления Августа,— стимулировал высокий расцветискусства, рост строительства. Античные историки характеризуют периодправления Августа (27 г. до н. э.— 14 г. н. э.) как «золотой век» Римскогогосударства. С ним связаны прославленные имена архитектора Вептрувпя,историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия и Горация. Официальным направлением в искусстве стал «августовский классицизм»,оказавший огромное влияние на последующее развитие западно-европейскогоискусства. Римские художники ориентировались на великих мастеров Грециивремен Фидия, но естественность греческой классики сменилосьрассудочностью, сдержанностью. Рим приобрел совершенно новый облик, соответствующий престижу мировойстолицы. Выросло количество общественных зданий, строились форумы, мосты,акведуки,обогатилось архитектурное убранство. По словам историка Светония, Августтак Рим «украсил, что по справедливости мог хвастаться, что принял егокирпичным, оставляет его мраморным». Город поражал современниковнеобозримостью площади — ни с одной стороны он не имел четких границ. Егопредместья терялись в роскошных виллах Кампаньи. Великолепные здания,колошше портики, сводчатые и украшенные фронтонами крыши, богатодекорированные бассейны и фонтаны чередовались с зеленью рощ и аллей. При Августе был создан Алтарь Мира — памятник воссоединениясторонников нового режима и потерпевших поражение республиканцев. Алтарьпредставлял собой самостоятельное здание без крыши, ограждавшее жертвенник.Украшавшие ограду рельефы были разделены на два яруса фризом с меандровыморнаментом (ленточный орнамент, как правило, изломанная под прямым угломлиния). Нижний изображал застилающие всё поле стебли, листья и завиткиДрева Жизни с птичками и разной живностью на нём; верхний представлялторжественное шествие, включавшее членов императорского дома. Царитгреческая изокефалия (головы изображённых находятся на одном уровне),однако вИллюстрация Мавзолей Августа в Риме. 28 г. до н.э.группу вторгаются оживляющие ритм фигуры детей разных возрастов. Отдельныеперсонажи изображены оборачивающимися, они как бы обращаются к зрителю (чтобыло неприемлемо для классического греческого памятника). Золотой век Августа не мог просто так уйти в небытие – ведь вокругнего создавался ореол бессмертия. И Рим начинает строить себе памятники.Себе и своему семейству Август соорудил на марсовом поле величественныймавзолей, около 90 метров в диаметре, состоявший из двух мощныхконцентрических стен и насыпного холма с вечнозелеными деревьями. Возможнохолм венчался статуей правителя. Представление о стиле культовой августовской архитектуры дает храм вНиме (нач. I в.н. э. Южная Франция), принадлежащий к типу псевдопериптера,в котором акцентировалось внутреннее пространство. Классические формыкоринфского ордера строго соблюдены, пропорции стройны, по сравнению среспубликанскими храмами появилось тяготение к изяществу, нарядности. Храмвыстроен из розового известняка, имеет шестиколонный портик. В композициицелого проступают волевое напряжение и рассудочная ясность, придающиезданию оттенок официальности. Торжественность усиливается и тем, что храмподнят на высокий подиум (основание).Иллюстрация Римский храм в Ниме. I в. до н.э. Наряду с господствующим классическим течением продолжала развиватьсяархитектура, имевшая чисто практическое значение, например, инженерныепостройки. Мудрая простота замысла, умение достигнуть художественногорезультата немногими, но выразительными средствами отличают грандиозный повысоте Гардский мост в Ниме (Южная Франция), являющийся частью акведука,снабжающего водой город Немуз. Мост представляет собой многояруснуюкрупнопролетную аркаду над долиной реки Гар. Почти равные по высоте крупныепролеты арок двух нижних ярусов завершаются низкой аркадой.Горизонтальность и масштабность сооружения и вместе с тем его легкостьподчеркнуты динамикой ритма нарастающих различного размера арочных пролетовсредней аркады, которая получила значение композиционного центра. Гардскиймост — символ инженерного искуссва Рима.Иллюстрация Гардский мост в Ниме. I в. до н. э – I в. н. э. Уже при первых приемниках Августа начинает исчезать мнимая идеальностьзолотого века. Новой вехой в искусстве стало правление Нерона, одного изсамых безумных деспотов на римском троне. Император Нерон решил придать Риму новый облик. Он смотрел на Рим, какна свое личное владение, в котором центром должен был стать его дом. Поуказу императора были тайно сожжены несколько городских кварталов, на местекоторых император воздвиг его - знаменитый Золотой дом. Он был и дворцом, ивиллой одновременно. Древние авторы, сильно преувеличивая, писали, чтоздесь расстилались безбрежные сады и поля и всё было необыкновенное иогромное. Сохранилось несколько залов. Некоторые из них имеют необычнуюформу (например, восьмиугольную). Стены, арочные ниши, сводчатые перекрытиявозведены настолько смело и красиво, что дом, лишённый всяких украшений,поражает своей оригинальной конструкцией. Украшали здание фрески третьегопомпейского стиля, ешё более изящные и тонкие, чем прежде. На светлом фонезолотисто-жёлтым, голубоватым, изумрудным были разграничены тонкие рамки,между которыми на хрупких гирляндах свисали золотые сосуды. На стенах врамках помешались отдельные картинки, сверху шли небольшие фризы сфантастическими изображениями морских кентавров, птичек, масок. Высокий расцвет переживали провинции. Римская империя превратилась вимперию рабовладельцев Средиземноморья. Сам Рим приобрел облик мировойдержавы. Конец I и нач. II в. н. э. (период правления Флавиев и Траяна)—время создания грандиозных архитектурных комплексов, сооружений большогопространственного размаха. Рядом с древним республиканским форумом были возведены предназначенныедля торжественных церемоний форумы императоров (Форум Траяна и др.),стремившихся увековечить себя пышными сооружениями. Строились многоэтажныедома — они определили облик Рима и других городов империи. До сих порпоражают своим суровым величием развалины гигантских дворцов цезарей наПалатине (I в. н. э.). Воплощением мощи и исторической значительности императорского Римабыли триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима.Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и впровинциях во славу Рима. Римские сооружения были там активнымипроводниками римской культуры, идеологии. Арки сооружали по разным поводам — и в честь побед, и как знакосвящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом —торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку,император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка былаграницей своего и чужого мира. У входа на римский Форум в память победы римлян в Иудейской войне былавоздвигнута мраморная Триумфальная арка Тита (81 г. н. э. ), подавлявшеговосстание в Иудее. Тит, считавшийся здравомыслящим и исполненнымблагородства императором,правил сравнительно недолго (79—81 гг.). Аркувоздвигли в честь правителя в 81 г., уже после его смерти. Совершенная поформе, сверкающая белизной однопролетная арка (15,4 м высоты, 5,33 мширины) служила основанием скульптурной группы императора на колеснице.Расчленение каменного массива классическим ордером придало соразмерность иясность формам. По сторонам проёма арки Тита стоят по две коринфскиеколонны. Украшает арку высокая надстройка - аттик, с посвящением Титу «Отсената и народа римского». Выступающий антаблемент и аттик над ним, контрасты света и тениусиливают пластическую и живописную выразительность форм. Среднюю частьарки над архивольтом замыкают две летящие фигуры богини победы — Виктории,исполненные в невысоком рельефе. Они как бы венчают победителя.Пространство арочного пролета расширяется кассетами свода (небольшиеуглубления на поверхности потолка или свода, имеющие чаще всего квадратнуюформу) и настенными живописно трактованными рельефными композициями,изображающими торжественное шествие триумфатора и легионеров с трофеями,захваченными в храмах Иерусалима. Построение высокого рельефа, егосветотеневые эффекты усиливают ощущение глубины пролета арки. Бурныедвижения легионеров точно вырываются из плоскости рельефа в реальноепространство. Пафос их жестов как бы вторит триумфальной теме архитектуры.Раскраска и позолота усиливают живописность и жизненность сцены.Изображённые внутри арки сцены соответствуют моменту прохождения черезнеё, таким образом зритель невольно приобщается к действию, как быстановится участником сцены. Наверху статуя императора на колеснице,запряжённой четвёркой лошадей. В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурнымсооружением, постаментом для статуи и одновременно мемориальным памятником.Так хоронили лишь людей с особой харизмой (в переводе с греческого —«милость»,божественный дар»), т. е. наделённых исключительными личнымикачествами — мудростью, героизмом, смелостью: Цезаря на Римском Форуме,Тита в его арке, Траяна в цоколе его колонны. Другие граждане покоилисьвдоль дорог за городскими воротами Рима. Позднее были воздвигнуты сложные трехпролетные триумфальные арки:Септимия Севера (конец II в. н. э.), Константина (VI в. н. э.).Иллюстрация Триумфальная арка Тита 81 г. н. э. Большое место в жизни римлян занимали зрелища. Театры и амфитеатрыхарактерны для античных городов. Еще в период поздней республики в Римесложился своеобразный тип амфитеатра. Последний был всецело римскимизобретением. Если греческие театры устраивались под открытым небом, местадля зрителей располагались в выемке холма, то римские театры представлялисобой самостоятельные замкнутые многоярусные здания в центре города сместами на концентрически возведенных стенах. Амфитеатры предназначалисьдля толпы жадных до зрелищ низов столичного населения, перед которой в днипразднеств разыгрывались сражения гладиаторов, морские бои и т. п. В 70—80 гг. н. э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев,получивший название Колизей (от латинского colosseus — «громадный»). Онвыстроен на месте разрушенного 3олотого дома Нерона и принадлежал к новомуархитектурному типу зданий. В Греции прежде были только театры, которыеустраивали на естественных склонах холмов и полей. Римский Колизейпредставлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, (замкнутуюснаружи кольцевой элипсовидной стеной. В амфитеатрах давали разныепредставления: морские бои (навмахии), сражения людей с экзотическимизверями, бои гладиаторов. В солнечные дни над Колизеем натягивали огромныйпарусиновый навес — велум, или веларий.Иллюстрация Колизей в Риме. 70-80 гг. н. э. Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал околопятидесяти тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделенына четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа ивыхода. В плане Колизей представляет эллипс (156Х198 м); центр егокомпозиции — ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями длязрителей. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамикиразвертывающихся зрелищ — гладиаторских боев. Он давал возможностьмаксимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированнойпублики к арене; спускающиеся воронкой места разделялись согласнообщественному рангу зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которымснаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая икоринфская. Четвёртый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами — плоскимивыступами на стене. Членящие стену пилястры коринфского ордера не нарушаютмонолит здания, выложенного из серого травертина. Внешний вид Колизея с его могучим упругим овалом исполнен суровойэнергии. Это ощущение создается не только огромными масштабами здания, но иобобщением основных форм, торжественной мощью простых ритмов. ВнутриКолизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нёмс искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которыесформировались у римлян к I в. н. э. Правлением двух императоров испанцев открывался II век. Они былипровинциалами, но из патрицианской среды. Это Траян (98—117 гг.) иусыновлённый им Адриан (117—138 гг.). При Траяне Римская империя достиглапика своего могущества. В дальнейшем она будет пытаться лишь сохранить то,что было завоёвано Траяном. Этот император почитался лучшим из всех вримской истории. На портретах он выглядит человеком мужественным, суровым,но не простым воякой, а умным и смелым политиком. Траян много сделал для своей родной Испании. В ней до сих пор можноувидеть два созданных при нём моста — Мост в Алькантаре через реку Тахо(ныне Тежу) и акведук в Сеговии. Оба принадлежат к шедеврам мировойархитектуры. Мост в Алькантаре одноярусный, но с очень высокими проёмами.Он завершается простым карнизом, в центрекоторого, над проезжей частью, переброшена арка. Акведук в Сеговии —двухъярусный, с узкими высокими пролётами — может показаться однообразнымиз-за повторяющегося ритма его равновеликих арок. Он сплошь рустован (отлат. rusticus — «деревенский», «грубый», «неотёсанный»), т. е. сложен изгрубообработанного камня. Это делает акведук естественным, близким кприроде, с которой он гармонично сочетается. Самым знаменитым памятником Траяна в Риме считается его форум Траяна,возведенный Аполлодором Дамасским (109—113 гг. н. э.). Среди всех императорских форумов (Цезаря, Августа, Веспасиана,Нервы,Траяна), обраставших вокруг старого Форума Романум, это наиболеекрасивый и внушительный. Он состоял из прямоугольной площади, окруженнойсквозной колоннадой с входом — Триумфальной аркой, а также с двумя мощнымиполукружиями по боковым сторонам. В центре площади возвышалась коннаястатуя Траяна из бронзы, покрытой позолотой. Не было ни кусочка голойземли, покрытой травой – весь Форум Траяна был вымощен красивыми мозаикамииз драгоценных пород мрамора.Иллюстрация Форум Траяна в Риме. 2 в. н. э. На площади так же стояла посвященная Траяну колонна. Она увековечилапокорение Дакии (страны на территории современной Румынии). На высоту 38метров по ней вился свиток с рассказом о двух походах в Дакию. Раскрашенныерельефы колонны изображали сцены жизни даков и пленения их римлянами.Император Траян фигурирует на их рельефах более восьмидесяти раз. Статуюимператора наверху колонны со временем заменили фигурой апостола Петра. На площади стояли так же статуи побеждённых противников, был устроенхрам (пятинефная базилика) в честь божества — покровителя Марса Ультора,были две библиотеки — греческая и латинская. К правому от входа полукружиюплощади присоединялось пятиэтажное здание рынка. Композицию завершал двор ихрам Траяна. Правивший вслед за Траяном Адриан был приверженцем всего греческого.Построенные при Адриане памятники свидетельствуют, что он жил не в реальноммире, а в мире мечты. Император воспылал любовью к юноше из Вифинии(область в Малой Азии) Антиною, в котором видел воплощение греческойкрасоты. Антиной погиб во время путешествия по Нилу и был обожествлён.Адриан сам создавал проекты храмов (храм Венеры и Ромы в Риме), писалстихи. Неудивительно, что именно при Адриане (около 125 г.) был создан одиниз самых духовных памятников мировой архитектуры. Правда, Адриан считал,что он лишь переделал сооружение, которое начал строить Агриппа, зятьАвгуста. Пантеон — «храм всех богов» — стоит и ныне в центре Рима. Этоединственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. Внём заключается нечто близкое не только римлянам, людям античной эпохи, нои вообще человечеству. Храм всех богов — это храм самой божественной идее.Иллюстрация Пантеон в Риме. 125 г. н э. Выстроенный Аполлодором Дамасским, он представляет классическийобразец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного вантичности. Ротонда Пантеона снаружи производит впечатление торжественногокаменного массива. Глади стен противопоставлен с севера мощный портиккоринфского ордера с лестницей. Главное, поражающее зрителя в Пантеоне,—интерьер с огромным цельным подкупольным пространством, торжественновеличавым и гармоничным. Пропорции Пантеона совершенны — диаметр купола(43,5 м) почти равен высоте храма (42,7 м), а поскольку высота стен равнарадиусу его, в подкупольное пространство вписывается шар. Бетонный куполвесом 46 тонн имеет форму полусферы, покоящейся на цилиндрической опоре.Круглое девятиметровое отверстие («Глаз Пантеона») в вершинекупола—источник света, льющегося потоком и озаряющего нерасчлененноепространство интерьера. Сосредоточенность освещения в высшей центральнойточке заставляет зрителя остро воспринимать высоту купола. Уже в древностибыло отмечено, что покрытие гигантской ротонды куполом заключало в себесимволическое воспроизведение небосвода. Это решение было продиктованозадачей создания «храма всем богам», не только жилища божества, как этобыло у греков, но и священного пространства, в котором пребывали молящиеся.Простоте четких геометрических форм внутреннего пространства соответствуетстрогость убранства. Стены облицованы цветным мрамором, а их пластическийдекор рассчитан на постепенное облегчение архитектурных форм кверху.Интерьер имеет три яруса. Нижний расчленен колоннами коринфского ордера ивысокими нишами со статуями. Расположенный над ним аттиковый этаж с ложнымиокнами и пилястрами завершается антаблементом. Купол разделен пятьюкольцевыми рядами кассет, уменьшающимися кверху. Своими отвеснымичленениями кассеты перекликаются с пилястрами и колоннами и поднимаютсякверху, по меридианам, замыкая купол, а горизонтали кассет как бы вторятлиниям карниза. Выявляя глубиной рельефа толщу купольного перекрытия,кассеты усиливают впечатление его материальности. Ордер Пантеона создаеткак бы переход от величественного масштаба здания к человеку. Покой,внутреннюю гармонию. уход от земной суеты в мир духовности — вот что давалПантеон посетителям. Образная сила Пантеона — в простоте и цельности архитектурногозамысла. В дальнейшем крупнейшие зодчие стремились превзойти Пантеон вмасштабах и совершенстве воплощения. Античное чувство меры осталосьнедосягаемым. Такой же нематериальный смысл был заключён и в вилле Адриана в Тибуре(ныне Тиволи).Иллюстрация Вилла Андриана в Тиволи. 125-135 гг. н. э. Здесь были Золотая площадь с главным зданием причудливой формы, воснове которого лежал крест с выпукло-вогнутыми формами, морской театр ибиблиотеки. Любимые Адрианом колонны эффектно отражались в водах бассейна.Вилла представляла собой своеобразный музей: здесь были возведеныархитектурные сооружения, воссоздающие образы прекрасных оригиналов,которые встречались императору во время его путешествий. Была Темпейскаядолина, увиденная в греческой Фессалии. Был афинский Пёстрый портик,некогда украшенный фресками знаменитых мастеров. Было и «подземноецарство». Вилла Адриана -идеальный музей, собрание художественныхредкостей. Не случайно там нашли копии известных произведений прославленныхгреческих скульпторов. В Риме по указу Адриана был выстроен мавзолей, частично перестроенныйв Средневековье и названный замком Святого Ангела. Сооруженный на правомберегу Тибра, он был доступен через специально наведенный мост, на которомстояли золоченые статуи, они были заменены в XVII в. работами известногоитальянского скульптора Лоренцо Бернини. С другого конца моста в открытомвестибюле была видна статуя иимператора, захоронение же находилось высоко –на 10-метровой высоте. В отличие от мавзолея Августа, линию которогопродолжал мавзолей Андриана, он еще в большей степени был усыпальницей,предвосхищая знаменитые мавзолеи В Риме ранних христиан.Иллюстрация Мавзолей Андриана в Риме. 135-140- гг. н. э. Совершенно особый облик имеет арка императора Адриана в Афинах. Онаотделяла старый город —«город Тезея» от нового — «города Адриана». Аркаотнюдь не поражает внушительной монументальностью: она ажурная,просвечивающая, пространство в ней доминирует над массой. Три небольшихпролёта прямоугольной формы опираются на плоский постамент с широкойоднопролётной аркой. Адриан любил сочетание прямых и кривых линий и форм,благодаря чему архитектурная конструкция превращалась в лёгкое обрамлениедля прекрасного пейзажа. После Андриана в Риме постепенно прекращается большое строительство.На римском троне оказывается философ Марк Аврелий – человек, исповедующийпринципы, чуждые античному оптимизму и близкие христианству. Из почетныхпамятников Марка Аврелия сохранилась триумфальная колонна в честьгерманских походов и конная статуя. Внешне колонна похожа на колоннуТраяна, ее рельефы тоже повествуют о конкретных фактах истории. Стремление к возрождению величия и мощи Римской империи внешнепроявилось в тяготении к грандиозности, присущей архитектуре иизобразительному искусству III — первой половины VI в. н. э. Потребностиримской городской жизни вызвали появление уже в I в. н. э. нового типазданий: гигантских терм — общественных бань, рассчитанных на две-три тысячичеловек. Это был целый комплекс разнохарактерных по своему назначениюсооружений, предназначенных для всестороннего гармоничного развитиячеловека. К залам холодных и теплых бань, образующих центральное ядрокомпозиции, примыкали многочисленные помещения для гимнастическихупражнений и умственных занятий. Огромные сводчатые и купольные залыпоражали роскошью отделки из мрамора и мозаик, равно как и дворы-сады сэкседрами (полукруглые ниши больших размеров, завершенные полукупольнымсводом) и площадками для игр. Наиболее знаменитые термы императораКаракаллы (нач. III в. н. э.), вторые по размеру в Риме, дошли до нас лишьв руинах. Они представляли собой своеобразную энциклопедию архитектурно-художественных и конструктивных приемов, применявшихся в римскомстроительстве. Термы Каракаллы занимали колоссальную площадь с газонами,имели залы горячей, тёплой и холодной воды (калдарий, тепидарий,фригидарий). Они представляли собой сложные архитектурные сооружения,перекрытые сводами разных конструкций — высшее достижение инженерногогения. Их руины до сих пор поражают величием. А современники Каракаллымогли любоваться и блеском полудрагоценных камней, и позолотой, и мозайкой,и богатым декором, покрывавшим стены и своды терм. У стен в нишах стоялистатуи и статуэтки.Термы Диоклетиана в Риме превосходят колоссальными размерами термыКаракаллы. Художественные идеалы римского искусства III и VI вв. н. э. отражалипереломный, сложный характер эпохи: распад древнеантичного уклада жизни имиропонимания сопровождался новыми исканиями в искусстве. В развитиипоследних сильнее проявилась роль провинций и варварских влияний.Грандиозные масштабы некоторых памятников в Риме и в его провинцияхнапоминают архитектуру Древнего Востока. В то же время проявляласьтенденция максимально облегчить архитектуру, усилить в ней рольпространства, одухотворить его. В римских провинциях продолжался расцвет градостроительства, там былибогатые заказы, туда устремлялись лучшие мастера из Рима. Средипроцветавших римских провинций особое место принадлежит северной Африке.Здесь до сих пор сохранилось много прекрасных построек – храмов, вилл,портиков, жилых домов, часто с изумительными мозаиками пола, сохранившимицелые картины в рамах, виртуозные по технике исполнения. Общий уровень цивилизации во всей Римской империи в то время был высоккак никогда — вплоть до далёкой Британии, куда доходил тот же Адриан и гдеокончил свои дни Септимий Север, глава новой римской династии. В егоправление в Риме возникла иллюзия возможного возрождения былого величия. Пластичный стиль становится предельно живописным. Рельефы триумфальнойарки Септимия Севера, поставленной в честь десятилетия правления и побед вМесопотамии, еще более , чем в колонне Марка Аврелия, теряют определенностьконтуров и форм. Камень стены превращается в сплошную ажурную ткань,трепещущую в неровных бликах светотени. Знаменит Север и возведенной принем базиликой. О базилике как сооружении, весьма распространённом у римлян, следуетсказать особо. Тип базилики (от греч. «базилике» — «царский дом») —прямоугольного вытянутого здания для общественных собраний и советов —возник уже в Греции в III в. до н. э. Здание разделялось продольными рядамиопор(колонн, столбов) на несколько проходов — нефов. Средний неф был обычновыше и шире боковых и освещался через окна над боковыми частями. Чаще всегоон завершался выступом — апсидой. Впоследствии архитектурная форма базиликииспользовалась как образец для строительства христианских храмов. На родине Септимия Севера, в Лептис Магне (Северная Африка), былапостроена базилика, которая отличалась от всех прежних особым замыслом ироскошью отделки. На узких сторонах, восточной и западной, у неё были двеполукруглые ниши — апсиды. Образуюшие их резные пилоны (столбы) посвящалисьДионису и Гераклу и были украшены сценами их подвигов. К концу III века в Риме наступила временная ремиссия. Императорскаявласть отчасти окрепла, обстановка немного наладилась. Со всех сторонстолицу империи теснили варвары, и наиболее важными архитектурнымисооружениями стали крепкие оборонительные стены, среди которых особое местозанимала стена Аврелиана. Император Диоклетиан, правивший на рубеже III –IV веков, уже редкобывал в Риме. Его резиденцией была Салона, город в восточной Адриатике.Диолектиан сделал важный шаг к укреплению империи, проведя ряд реформ,усилив государственную бюрократию и систему взимания налогов. О характереего времени красноречиво говорит построенный в Салоне дворец. Обнесенныймощной крепостной стеной с башнями, с выходами к морю, четкораспланированный, он был похож скорее на военный лагерь. Однако в нем былии жилые постройки, и хозяйственные службы, и мавзолей, и храм, и парк. Онбыл удобен для жизни: Диоклетиан, добровольно сложивший с себя власть после20-ти лет правления, даже разводил там овощи. Но все же в этом дворце нечувствуется прежней свободы. Есть в нем особая строгость ипредопределенность в соподчинении всех частей, близкая дворцам будущихвизантийских императоров. Великая империя идет к концу, когда на трон садится Константин, первыйимператор, официально принявший христианство. Античная религия окончательноизжила себя. Завершающим памятником этого времени была базилика Максенция, победунад которым увековечил Константин на Римском форуме (306—312 гг. н. э.).Базилика была задумана настолько грандиозной, с такими колоссальнымипролетами сводов, что даже мудрость римских инженеров не спасла ее отразрушения – вскоре после возведения она обрушилась. Сквозной каркаснойконструкцией она предвосхищала средневековые христианские базилики ЗападнойЕвропы. Базилика Максенция - одно из самых грандиозных сводчатых зданийРима (площадь 6 тыс. кв. м). Прямоугольная в основании, она имела свосточной стороны крытый портик на столбах. Внутреннее пространство,разделенное на три нефа, завершилось в среднем нефе полукруглой апсидой.Средний неф был перекрыт крестовидными сводами, которые опирались на восемьмощных столбов и поддерживались снаружи контрфорсами и вертикальнымивыступами стены. Только короткая сторона базилики апсидой была решенасплошной стеной. В остальных частях здания своды опирались на столбы,служившие основанием всей конструкции. Тонкие наружные стены были прорезаныдвумя ярусами широких арочных пролетов. После признания в 313 г. христианства господствующей религиейначалось строительство христианских храмов, формы которых в основномзаимствовались из античных базилик. Победы Константина возвеличивает и сооруженная в это же время нафоруме Триумфальная арка Константина. Она была украшена рельефами,безжалостно выломанными из сооружений императоров II века – Траяна,Андриана и Марка Аврелия. Они были включены в новый художественныйансамбль, и только головы цезарей везде были заменены головами Константина.Этот факт символичен: Константин как бы поглощает прежнюю римскую историю.Все строго, регламентировано: в центре император с клевретами,подобострастно заглядывающими ему в лицо, по сторонам безликая толпа.Иллюстрация Арка Константина в Риме. 312-315 гг. н. э. Константин перенес столицу империи на восток, в бывший греческий город Византий. Назван он был «новым Римом», или Константинополем. Отсюда начнет свою историю новое государство – Византия. Рим же оставался еще на протяжении двух веков ценром западной части империи. Та же картина наблюдается и за пределами Рима, как в Италии, так и в провинциях. Античное искусство еще долго будет сохранять свою силу, однако оно, перерастая в средневековое, становится только традицией. Заключение Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие,значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создательсовременных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразилкультурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящейславы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставиломножество замечательных памятников в самых разных областях, начиная отпроизведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждыйдревнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую дологического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смыслежизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какоезанимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно.Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества исотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусстваНового времени. Список литературы1. Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998г.2. История зарубежного искусства. Учебник. М., 1984г.3. История искусства зарубежных стран. Том I. М., 1962г.4. Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М., 1961г.5. Н.А. Дмитриева, Л.И. Акинова. Античное искусство: очерки. М.,1988 г.




Похожие:

Архитектура Древнего Рима iconАрхитектура Древнего Рима
Связанная в своем развитии с постоянно меняющимися материальными потребностями человека, с развитием науки и техники, архитектура...
Архитектура Древнего Рима iconРеферат «архитектура древнего рима» Ученицы 5 курса Преподаватель
Связанная в своем развитии с постоянно меняющимися материальными потребностями человека, с развитием науки и техники, архитектура...
Архитектура Древнего Рима iconИстория Древнего Рима Начало Рима

Архитектура Древнего Рима iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему «Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
«Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
Архитектура Древнего Рима iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему «Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
«Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
Архитектура Древнего Рима iconАрхитектура древнего Рима Римский форум
Комициумом, где собирался народ для выбора судей, Курией, в которой заседал Сенат, а также арками, трофеями и колоннами в память...
Архитектура Древнего Рима iconАрхитектура Древнего Рима VIII в до н э. – V в н. э
Места нижнего яруса были предназначены для императора и его окружения. Следующий ярус предназначался для всадников, затем для римских...
Архитектура Древнего Рима iconАмпир, или "стиль империи"
Древнего Рима. Это существенное различие часто опускают, когда говорят о преемственности стилей и об Ампире как о высшей стадии развития...
Архитектура Древнего Рима iconСамостоятельная работа по теме : «История государства Древнего Рима» Студента 1 курса 102 б группы
Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный...
Архитектура Древнего Рима iconИскусство древнего Рима

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы