Налоговая система icon

Налоговая система



НазваниеНалоговая система
Дата конвертации06.07.2012
Размер276.51 Kb.
ТипРеферат
Налоговая система


Содержание.|Название |стр. ||Содержание. |2 ||Введение. |3 ||I. Теория налогов. |5 ||II. Платежи предприятий в бюджет и внебюджетные фонды. | ||1. Налог на прибыль предприятий и организаций. |9 ||2. Налог на добавленную стоимость. |— ||3. Акцизы. |11 ||4. Налог на имущество предприятий и организаций. |12 ||5. Налоги на ресурсы. |13 ||III. Некоторые аспекты налогообложения. |20 ||1. Налоги и совместные предприятия. |— ||2. Поэтапное снижение налогов в различных сферах бизнеса. | ||Заключение. |21 ||Список используемой литературы |23 || |24 || | | I. Введение. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых вгосударстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов иналоговый контроль. В зависимости от разных признаков налоги делятся наследующие группы: по объекту обложения - на прямые и косвенные; по органу,осуществляющему взимание и распоряжение налогом, - на государственные иместные; по порядку использования - на общие и специальные. Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество юридических (ифизических) лиц, производящих уплату налогов. К косвенным относятся налогина товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф.Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы, которыеперечисляет государству. Прямые налоги подразделяются на налоги на доходы и налоги насобственность. В России к ним относятся (для юридических лиц): налог наприбыль (доход) предприятий; налог на доходы банков; земельный налог;лесной налог и др. Косвенные налоги включают: налог на добавленную стоимость; таможенныепошлины; акцизы и др. Виды налогов[1]. По субъекту их установления: 1. федеральные налоги - вносятся в федеральный государственный бюджет ивводятся законами, принимаемыми федеральным парламентом, 2. региональные налоги - вносятся в государственный бюджет субъектафедерации. Вводятся законами представительных органов субъекта федерации, 3. местные налоги - вносятся в бюджет города (района). Вводятся порешению представительного органа местного самоуправления. Виды федеральных налогов[2]: - налог на добавленную стоимость, - акцизы на отдельные товары (спиртное), - налоги на прибыль (доходы) предприятий, - платежи за пользование природными ресурсами (земля, вода), - лицензионные и регистрационные сборы ( при получении права на торговлю нефтью, газом, цветными металлами и т. д.), - платежи в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения. Виды региональных налогов2: - на имущество предприятий, - на фонд заработной платы предприятий на нужды образовательных учереждений, организации работы транспорта, - лицензионные и регистрационные сборы, - на прибыль предприятий.
Виды местных налогов2: - на стоимость реализованной продукции предприятиями города для содержания жилья и объектов социально-культурной сферы, - на фонд оплаты труда для содержания милиции, образовательных учереждений, благоустройство территории, - на рекламу, - лицензионные и регистрационные сборы, - на прибыль предприятий. II. Теория налогов. Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работахДавида Рикардо. “Налоги, - писал он, - составляют ту долю продукта и трудастраны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегдауплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны.”[3] Определенный вклад в теорию налогов сделали ученые-экономисты вРоссии. Так, по мнению Н. Тургенева, “налоги суть средства к достижениюцели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себепредполагают при соединении своем в общество, или при составлениигосударств. На сем основывается и право правительства требовать податей отнарода”[4]. А. Тривус считал, что “налог представляет собой принудительноеизъятие от плательщика некоторого количества материальных благ безсоответствующего эквивалента. Конечно, в некотором отношении, эквивалентомявляются те услуги, которые оказывает плательщику государственнаявласть”[5]. А. Соколов утверждал, что “под налогом нужно разуметьпринудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельныххозяйственных лиц или хозяйств для покрытия ею расходов или для достижениякаких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикамего специального эквивалента”[6]. Приведенные положения говорят о том, что высказавшие их авторыпрактически единодушны в своем понимании сущности налогов. Однако, полнотаизложений несколько различна. А. Тривус включает в свое определение помимопринудительности понятие безэквивалентности налога, с оговоркой, что внекотором отношении эквивалентом являются те услуги, которые оказываетналогоплательщику государственная власть. Определение А. Соколова, как нампредставляется, наиболее полно выражает самую суть налогов, так как оноуказывает еще и на то, что налоги, наряду с выполнением ими фискальнойфункции, могут служить достижению каких-либо задач экономической политики,что является очень важным моментом. Какие же еще функции выполняют налоги? По мнению А. Соколова, налоги, как финансовый инструмент государстваобеспечивают: собирание денежных сумм с населения, регулирование денежныхдоходов и частно-хозяйственного накопления, перераспределение полученныхдоходов или прибыли, принудительное накопление средств, равновесие междуспросом и предложением. Рассматривая перечисленные функции, нетрудно заметить, что первая изних нуждается в уточнении, поскольку налоги взимаются не только сфизических, но и с юридических лиц. Что же касается последней из названныхфункций, то скорее всего, ее лучше выполняет цена, нежели налог. Рассмотрим, что представляют собой фискальная и экономическая функцииналогов. Фискальная функция является основной, вытекающей из основной природыналогов; она характерна для всех государств во все периоды их существованияи развития. С ее помощью образуются государственные денежные фонды исоздаются материальные условия для существования и функционированиягосударства. По мере совершенствования производства значение фискальнойфункции возрастает. Это наглядно показывает вся история существованияразвитых стран, а в настоящее время и развитие нашего государства. Наличие экономической функции означает, что налоги. как активныйинструмент перераспределительных процессов, оказывает существенное влияниена воспроизводство, стимулируя или сдерживая ее темпы, усиливая илиослабляя накопление капитала, сужая или расширяя платежеспособный спроснаселения. Важным вопросом теории налогов являются принципы налогообложения. Ихклассическую формулировку дал в свое время А. Смит: 1. “Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения. 2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть известны и ясны как самому налогоплательщику, так и всякому другому. 3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика. 4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства”[7]. Заслуживает внимания позиция В. Твердохлебова по вопросу основныхпринципов построения налоговой системы и критический анализ этой позиции,изложенный А. Соколовым в его труде “Теория налогов”. “Развитие производительных сил, - пишет Твердохлебов, - вот тот высшийпринцип обложения, который должен лечь в основу всякой податной системы и сточки зрения которого наука имеет право оценивать эти системы, н вторгаясьв область этики и сохраняя свой политический нейтралитет”[8]. Развитие производительных сил выражается прежде всего в росте чистогонационального продукта и его увеличении на душу населения. В связи с этим,по мнению А. Соколова, принцип налоговой политики, выдвигаемыйТвердохлебовым, можно сформулировать так: “налоги должны содействовать или,по крайней мере, не противодействовать абсолютному или относительному ростучистого национального продукта”[9]. Думается, прежде всего необходимо отметить, что налоговая системапредставляет собой весьма сложное, эволюционирующее социальное образование,тесно связанное с развитием государства и экономики. Это показала трансформация налоговых систем западных стран в XX веке.Она отразила: развитие корпоративных форм организации хозяйства с публичнойотчетностью банков, акционерных обществ и др. ; рост благосостоянияобщества и расширение круга собственников; расширение сферы влиянияфинансового капитала; укрепление правовых демократических основ целого рядагосударств. Это помогало превращению налоговых систем этих стран в частьсложного и эффективного механизма регулирования хозяйственной конъюнктуры,в гибкий инструмент, воздействующий на уровень доходности различных видовсобственности, на соотношение между накоплением и потреблением впроизводственной и непроизводственной сферах. Схожести процессов, происходящих в экономике развитых стран,соответствовала идентичность основных тенденций развития исовершенствования их налоговых систем. Результатом многочисленных налоговыхреформ, проведенных во всех крупных странах мира, явилось значительноеуменьшение ставки налога на прибыль промышленных компаний при одновременномсокращении применяемых льгот(см. табл.). Ставка налога на прибыль промышленных компаний развитых стран[10].|Страна |1985 |1986 |1987 |1991 ||США |46.0 |46.0 |40.0 |34.0 ||Япония |43.3 |43.3 |42.0 |37.5 ||Германия |56.0 |56.0 |56.0 |57.5* ||Франция |50.0 |45.0 |44.0 |42.0 ||Италия |43.37 |43.37 |43.37 |43.37 ||Великобритания |45.0 |35.0 |35.0 |35.0 ||Канада |36.0 |36.0 |36.0 |28.0 | * В связи с объединением западных и восточных земель правительствоГермании увеличило ставку корпорационного налога на 7,5% Законодательная регламентация налогообложения в развитых странахпозволяет централизованно управлять налоговой системой, превращая ее в одиниз основных инструментов налоговой политики государства. III. Платежи предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.1. Налог на прибыль[11]. Объектом налогообложения при исчислении налога на прибыль являетсяваловая прибыль предприятия. Она состоит из прибыли от реализации продукции(работ, услуг), прибыли от реализации основных фондов и иного имуществапредприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на суммурасходов по этим операциям. Вместе с тем по ряду предприятий, имеющихдоходы, которые облагаются налогом по иным ставкам по сравнению с налогомна прибыль, при исчислении налога на прибыль от таких видов деятельностиисключается из валовой прибыли. Это относится к доходам, полученнымпредприятиями от акций, облигаций и других ценных бумаг, а также отдолевого участия. Кроме того, предприятия, имеющие доходы от видеопоказа,игорных домов при исчислении налогооблагаемой прибыли валовую прибыльдолжны уменьшать на прибыль от таких операций. Предприятия (в том числе получившие убыток), имеющие превышениефактических расходов на оплату труда работников, занятых в основнойдеятельности, в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнениюс их нормируемой величиной, уплачивают налог с сумм их превышения этихрасходов без увеличения на эти суммы валовой прибыли. В 1995 г. от уплаты налога на это превышение освобождаются толькокрестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы и другиесельскохозяйственные предприятия при условии, что выручка от реализациисельскохозяйственной продукции собственного производства превышает 70процентов общей выручки от реализации продукции (работ, услуг). Между федеральным бюджетом РФ и бюджетами национально-государственныхи административно-территориальных образований налог распределяется исходяиз пропорции, вытекающей из зачисления налога на прибыль. Этот порядокисчисления и уплаты налога в бюджет не распространяется на предприятия,полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также на предприятия иорганизации, являющиеся плательщиками в бюджет налога с получаемого имидохода (банки, страховые организации, предприятия игорного бизнеса); неплатят этот налог также предприятия, полностью освобожденные от уплатыналога на прибыль. При осуществлении совместной деятельности нескольких предприятия иобразовании нового юридического лица прибыль, полученная образовавшимсяпредприятием - новым юридическим лицом, до ее распределения по участникамоблагается налогом по установленной ставке, а оставшаяся прибыль, послеуплаты налога, подлежащая распределению между участниками, облагаласьналогом у источника по ставке 15%, а по банкам - 18%, но у предприятий,являющихся участниками совместной деятельности, полученная ими доля прибылине включалась состав налогооблагаемой прибыли. Аналогичный порядок дляобложения налогом доходов, полученных по акциям, облигациям и иным ценнымбумагам, выпущенным в РФ, принадлежащим предприятиям, за исключениедоходов, полученным по государственным облигациям и иным государственнымценным бумагам. В 1995 году ставка налога на прибыл бала определена в размере 13? вфедеральный бюджет , а в бюджета субъектов РФ налог на прибыль зачислялсяпредприятиями (в том числе и иностранными юридическими лицами) по ставкам,установленными законодательными (представительными) органами субъектов РФ,в размере не выше 22%, а для предприяти по прибыли, полученной отпосреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, другихкредитных учереждений и страховщиков - по ставкам в размере не свыше 30%. Изменен с 1995 г. и порядок зачисления налога с доходов, получаемых поакциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в РФ, принадлежащимпредприятиям, а также с доходов от долевого участия. Налог с указанныхдоходов зачисляется теперь полностью в федеральный бюджет, а налог сдоходов (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, иныхигорных домов (мест) и другого игорного бизнеса, видеосалонов (отвидеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записи на них - в доходыбюджетов субъектов РФ. В1993 г. расширен перечень льгот по налогу на прибыль. Установлено,что по всем предприятиям, независимо от их видов деятельности и формысобственности, облагаемая прибыль уменьшается на суммы затрат,произведенных за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, еслиони фактически направлены на капитальные вложения производственного инепроизводственного характера. Эта льгота предоставляется предприятиям,осуществляющим развитие собственной производственной и непроизводственнойбазы, при условии полного использования ими сумм начисленного износа(амортизации) на последнюю отчетную дату. В 1993 г. увеличился размер льготы до 3% налогооблагаемой прибыли,направленной на благотворительные цели, причем благотворительная сферанесколько расширена. Не подлежат налогообложению доходы, направленныегосударственными и муниципальными образовательными учреждениями, а такженегосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии вустановленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития исовершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данномобразовательном учреждении. Освобождаются от уплаты налога доходы музеев,библиотек, филармонических коллективов, государственных театров и т. д.2. Налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия вбюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадияхпроизводства и определяемой как разница между стоимостью реализованныхтоваров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных наиздержки производства и обращения. В соответствии с законом “О налоге на добавленную стоимость”плательщиками этого налога являются: - предприятия и организации независимо от форм собственности иведомственной принадлежности, имеющие статус юридических лиц, включаяпредприятия с иностранными инвестициями, - полные товарищества, реализующие товары от своего имени, - индивидуальные (семейные) частные предприятия, включая крестьянские(фермерские) хозяйства, - филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий,находящиеся на территории России, имеющие расчетные счета в учережденияхбанков и самостоятельно реализующие за плату товары, работы и услуги, - международные объединения и иностранные юридические лица,осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность натерритории России. Объектами налогообложения являются: - обороты по реализации на территории России товаров, выполненных работи оказанных услуг, - товары, ввозимые на территорию России, - обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия длясобственного потребления, затраты по которым не относятся на издержкипроизводства и потребления, а также своим работникам, - обороты по реализации товаров без оплаты стоимости в обмен на другиетовары, - обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаровдругим предприятиями или физическим лицам, включая работников предприятия, - обороты по реализации предметов залога, включая их передачузалогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства. При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты пореализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенныхна стороне. Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разницамежду суммами налога, полученными от покупателей за реализованные имтовары, и суммами налога по материальным ресурсам, топливу, работам,услугам, стоимость которых фактически отнесена в отчетном периоде наиздержки обращения и производства. Налог на добавленную стоимость уплачивается: - ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров заистекший календарный месяц в срок не позднее 20 числа следующего месяца, - ежеквартально исходя из фактических оборотов по реализации товаров заистекший квартал.3. Акцизы. Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемыепокупателем. Установлен порядок обложения акцизами реализуемых винно-водочных изделий, этилового спирта из пищевого сырья (кроме отпускаемогодля выработки ликеро-водочных изделий и винодельческой продукции), пива,табачных изделий, шин, легковых автомобилей, грузовых автомобилейгрузоподъемностью до 1,25 тонны, ювелирных изделий, бриллиантов, изделий изхрусталя, ковров и ковровых изделий, меховых изделий, одежды из натуральнойкожи, а также отдельных видов минерального сырья. Плательщиками акцизов являются: - по товарам отечественного производства - предприятия и организации,включая предприятия с иностранными инвестициями, а также филиалы, отделенияи другие обособленные подразделения предприятий, реализующие производимыеими товары, кроме товаров, выработанных ими из давальческого сырья.Плательщиками акцизов по товарам, выработанным из этого сырья, являютсяпредприятия и организации, оплатившие стоимость работы по изготовлению этихтоваров и реализующие их, - по ввозимым на территорию России товарам - предприятия и другие лица,определяемые в соответствии с таможенным законодательством России. Объектом обложения является стоимость подакцизных товаров, реализуемыхпо отпускным ценам, включающим акциз. Объектом обложения по товарам,ввозимым на территорию России, является таможенная стоимость, определяемаяв соответствии с таможенным законодательством России. Акцизами не облагаются подакцизные в России товары, ввозимые из иливывозимые за пределы стран, являющихся членами СНГ, за исключением вывозаподакцизных видов минерального сырья, а также товаров в страны бывшего СССР(кроме стран СНГ), если оплата происходит не в свободно конвертируемойвалюте. Ставки акцизов по товарам утверждаются правительством России иодинаковы на всей ее территории. На отдельные виды сырья ставкидифференцируются по горногеологическим и экономико-географическим условиямместорождений.4. Налогообложение имущества предприятий и организаций. Согласно ст. 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ” налог наимущество предприятий относится к налогам субъектов РФ и полностьюзачисляется в их бюджеты. Этот налог является относительно новым дляроссийского законодательства, однако, он широко распространен в мировойпрактике налогообложения. Налогообложение имущества, недвижимого имуществаобщепринято в развитых странах, хотя имеет свою специфику. Введенный в практику российского налогового законодательства с 1января 1992 г., он преследовал несколько целей: - создание у предприятий заинтересованности в реализации излишнего, неиспользуемого имущества, - стимулирование эффективного использования имущества, находящегося на балансе предприятий, - способствовать фондоотдаче и эффективности использования имущества, находящегося на балансе предприятия. В целом его главными целями, с точки зрения финансов, являютсястимулирующая и контрольная функции. Особенностью данного налога является то, что его обязаны уплачиватьвсе предприятия, учреждения и организации, филиалы и другие аналогичныеподразделения, компании, фирмы, международные организации и объединениянезависимо от размеров и форм собственности, сферы деятельности. Размерналога не зависит от степени доходности и от результатов хозяйственнойдеятельности предприятия. Налог является весьма ощутимым и серьезным для крупных фондоемкихпредприятий. Многие из них в настоящее время испытывают финансовыетрудности, имеют небольшую прибыль или вовсе не имеют ее, а сумма налога наимущество не зависит от балансовой прибыли. Поэтому бухгалтерские службыособенно таких предприятий должны в максимальной степени правильноиспользовать налоговые льготы, предоставленные законом, при проведениирасчетов налога на имущество предприятий. Согласно Закону объектом налогообложения являются основные средства,нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансеплательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные ибыстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости. Также необходимо отметить, что стоимость основных средств организациивключается в налогооблагаемую базу с учетом результатов переоценок,проводимых в соответствии с постановлениями Правительства РФ. Приопределении налогооблагаемой базы налога на имущество предприятийпринимаются определенные статьи балансов предприятий, банков, страховыхорганизаций и территориальных фондов медицинского страхования. Стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения иобъединенного несколькими предприятиями в целях осуществления совместнойдеятельности без образования юридического лица, для целей налогообложенияпринимается в расчет участниками договора о совместной деятельности,внесшими это имущество, независимо от счетов бухгалтерского учета, накоторых оно учитывается, а созданного (приобретенного) в результате этойдеятельности - участниками договоров о совместной деятельности всоответствии с установленной долей собственности по договору. ! января 1995 г. были произведены существенные поправки к Закону оналоге на имущество предприятий. Многие из них можно разделить на дваважных раздела. Первый: это сокращение налоговых льгот. На федеральном уровне сокращены те льготы, которые предоставлялисьпредприятиям и учреждениям жилищно-коммунального хозяйства, а такжепредприятиям и учреждениям другого городского (сельского, поселкового и т.д.) хозяйства. Что касается предприятий жилищно-коммунального хозяйства, тодля них вступает в силу льгота, установленная нормой закона, согласнокоторой стоимость имущества предприятия для целей налогообложенияуменьшается на балансовую стоимость объектов жилищно-коммунальногохозяйства и социально-культурной сферы, находящихся полностью или частичнона балансе предприятия. Предприятия жилищно-коммунального хозяйстваявляются плательщиками налога , но сумма налога для них будет сравнительнонебольшой, так как основная часть имущества указанных структур представляетсобой имущество объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферу, исключаемых из налогообложения. Льгота для вновь созданных предприятий также считаетсянецелесообразной и предоставлять ее на федеральном уровне нетнеобходимости, так как ее можно представить на местах в каждом конкретномслучае. Кроме того, этот налог не зависит от финансовой деятельностипредприятий, исчисленная сумма налога относится на финансовые результатыдеятельности предприятия, поэтому или уменьшает сумму прибыли, илиувеличивает сумму убытка. Не предоставяются льготы со второго квартала 1995 г. инвестиционнымфондам и фондам имущества в части средств, поступающих от приватизациигосударственного и муниципального имущества. Так как в расчете уже неучаствуют денежные средства, посчитали целесообразным сделать указанныефонды плательщиками за собственное имущество на общих основаниях. Точнотакой же логикой руководствовались при решении вопроса о сокращении льготдля нотариальных контор. Второй раздел поправок касается предоставления дополнительных льгот.Во избежание двойного налогообложения предоставляется льготажилищностроительным, дачно-строителдьным и гаражным кооперативам,садоводческим товариществам. Льготы по налогообложению предоставляются предприятиям учереждений,исполняющих наказания в виде лишения свободы. Предприятия народныххудожественных промыслов также не являются плательщиками налога наимущество. В целом не может быть универсальной схемы определения и уплаты ирасчета как данного налога, так и многих других, поэтому основныминаправлениями совершенствования налогового законодательства в этой областипрежде всего являются: - учреждение единого налога на имущество как физических, так и юридических лиц, вместо действующих в настоящее время налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц и земельного налога, - установление единого перечня объектов налогообложения, предусмотрев при этом, что к ним относятся любые земельные участки вместе с находящимися на них зданиями, сооружениями, коммуникациями и другими неподвижными приспособлениями или неподвижными объектами на (в) этой земле, - определение рыночной цены недвижимости для целей налогообложения (в противном случае данный налог не имеет экономического смысла), - установление единой ставки налога для юридических и физических лиц, -= введение необлагаемого налогом минимума стоимости недвижимости, взамен сложившейся практике льготирования.5. Налоги на ресурсы. 1. Налог на землю. Использование земли в России является платным. Формами платы являются:земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственникиземли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаютсяежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду взымаетсяарендная плата. Для покупки и выкупа земли, а также для получения под залогземли банковского кредита, устанавливается арендная цена земли. Все земли подразделяются на две группы: - земли сельскохозяйственного назначения - земли несельскохозяйственного назначения. 1.1 Плата за земли сельскохозяйственного назначения. С колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств,межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и другихсельскохозяйственных организаций взымается только земельный налог, всеостальные виды налогов по отношению к ним не применяются. На предприятия,имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, превышающей двадцатьпять процентов, это положение не распространяется. Сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики,тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие насамостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной(представительной) власти, кроме налога на землю, уплачивают и другиеналоги в установленном порядке. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается сучетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Органамизаконодательной власти субъектов РФ исходя из средних размеров налога содного гектара пашни кадастровой оценки угодий устанавливаются иутверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а такжемноголетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Минимальные ставки земельногоналога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодийустанавливаются органами законодательной власти регионов РФ. При исчислениисумм для плательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельныхучастков. 1.2. Налог на земли городов, рабочих, курортных и дачных поселковвзымается со всех предприятий, организаций, учереждений, имеющих всобственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам,установленным для городских земель. Налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основесредних ставок. Они дифференцируются по местоположению и зонам различнойградостроительной ценности территории органами местного самоуправлениягородов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкойтерритории и генеральными планами городов. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятыестроениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а такжесанитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они непредоставлены в пользование другим юридическими лицам и гражданам. Налог начасть площади земельных участков сверх установленных норм их отводавзымается в двукратном размере. 2. Плата за загрязнение окружающей среды. От предприятий экологические фонды поступают средства в виде платы занормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ вокружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений;сумм по искам и возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения. Плата производится за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ отстационарных и передвижных источников, сбросы загрязняющих веществ вподземные и поверхностные воды, за размещение отходов. Данная плата перечисляется плательщиками на счета экологических фондови в доход республиканского бюджета в бесспорном порядке. Перечисление в экологические фонды средств, вносимых в виде платы зазагрязнение природной окружающей Среды и размещение отходов предприятиямиосуществляется ежеквартально. 3. Плата за недра (полезные ископаемые). Отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы производятсубъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности,в том числе и юридические лица других государств, осуществляющие добычуполезных ископаемых на территории России. Объектом обложения при определении отчислений на воспроизводствоматериально-сырьевой базы является стоимость реализованного илиреализованной продукции, полученных из полезных ископаемых, добытыхпредприятием, за вычетом налога на добавленную стоимость, спецналога иакциза. Ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базыустанавливаются законодательным путем (таб. 1). Для предприятий, проводящихза свой счет геологоразведочные работы отчисления на воспроизводствоматериально-сырьевой базы могут быть снижены. Существуют некоторые категории пользователей недр, которыеосвобождаются от уплаты налога. К ним относятся: - пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизические работы,геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общееизучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений иисследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания,палеонтологические. геоэкологические исследования, контроль за режимомподземных вод, а также другие виды работ, проводимые без разрушенияцелостности недр.; - пользователи недр, получившие их для образования особо охраняемыхгеологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое,санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны,геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другиеподземные полости). Сумма отчислений на воспроизводство материально-сырьевой базыопределяется плательщиком самостоятельно исходя из облагаемого оборота пореализованной продукции, полученной из полезных ископаемых, ипредусмотренных ставок. В случаях, когда реализуется не минеральное сырье,а продукты его переработки (концентраты, окатыши, металлы, бетон, асфальт ит. д.), размер отчислений корректируется понижающим коэффициентов,определяемым отношением себестоимости добытых полезных ископаемых ксебестоимости реализованных продуктов их передела. Платежи предприятиями отчислений на воспроизводство материально-сырьевой базы производятся ежемесячно или ежеквартально в зависимости отобъемов платежей. Некоторые предприятия, про согласованию с местныминалоговыми органами, могут производить отчисления один раз в год. Ставки отчислений на воспроизводство материально-сырьевой базы (утверждены Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. N 4546-1 “Об утверждении Положения о Государственном внебюджетном фонде воспроизводства материально-сырьевой базы Российской Федерации”)|Виды и группы полезных ископаемых |Ставки отчислений в || |процентах от стоимости || |реализованной товарной || |продукции ||нефть, газ и конденсат |10,0 ||твердое топливо |5,0 ||железные и хромовые руды |3,7 ||цветные и редкие металлы |8,2 ||благородные металлы |3,5 ||алмазы |3,5 ||апатиты и фосфориты |3,1 ||калийные соли |1,7 ||радиоактивное, пьезо-оптическое и | ||камнесамоцветное сырье |17,0 ||другие полезные ископаемые | ||(за исключением подземных вод) |5,0 | Примечание: Ставки отчислений на воспроизводство материально-сырьевойбазы по подземным водам устанавливается в порядке, определяемомПравительством Российской Федерации. IV. Некоторые аспекты налогообложения.1. Налоги и совместные предприятия. Совместное предпринимательство, начало которому в нашей стране былоположено в 1987 г., уже заняло определенное место в народохозяйственномкомплексе. К настоящему времени на территории РФ зарегистрировано более4500 предприятий с участием зарубежных фирм из более чем 60 стран мира. Поданным Гсоскомстата России, в середине 1991 г. они выпускали 10% телефонныхаппаратов, 7% средств вычислительной техники, 4% технологическогооборудования для швейной промышленности, 2,3% обуви. Изменения налогового режима иностранных инвестиций, как одного изнаиболее важных факторов привлечения зарубежных капиталовложений, можнопроиллюстрировать следующим образом: 1987 г. - ставка налога - 30% с части прибыли, остающейся после отчислений в резервный и другие фонды СП, предназначенные на развитие производства, науки и техники; освобождение от уплаты налога на прибыль в течение первых двух лет с момента получения объявленой прибыли. 1990 г. - с 1 июля на совместные предприятия распространяются обязательства по уплате налога с оборота. при этом для них были установлены более льготные усредненные потоварные ставки. С 1 июля введен налог на экспорт и импорт. 1991 г. “налоговые каникулы” предоставляются только СП в сфере материального производства и в течение первых двух лет с момента получения ими балансовой прибыли. Ранее действующая формулировка фактически продлевала этот срок до трех лет. Кроме того, данное положение не распространяется на предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых и рыболовством. Налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли, направленной на развитие производства. Прибыль, полученная сверх предельного уровня рентабельности, подлежит налогообложению по повышенной ставке. Налоговые льготы распространяются только на СП с долей иностранного участия свыше 30%. Освобождается от налогообложения в части прибыли, полученной в течение 5 лет после выявления убытков и направленной на их покрытие. 1992 г. - В соответствие с Законом РФ “О налоге на прибыль организаций и предприятий” ставка налога на прибыль составляет 32%. Предприятиям с иностранными инвестициями не предоставляются какие-либо дополнительные льготы, лишаются они и двухгодичных “налоговых каникул”. Общая сумма налоговых льгот, предоставляемых предприятию, не должна уменьшать сумму налога на прибыль более чем на 50%. С 1 января введен налог на добавленную стоимость. Он заменил ранеесуществовавшие налог с оборота и налог с продаж. В настоящее время НДСшироко применяется во многих странах мира. По мнению западных экономистов,очень высокие ставки НДС не способствуют экономическому росту и в настоящеевремя наблюдается тенденция их снижения. Кроме высокого уровня НДС Россияотличается от принятого в других странах использование практически единойставки для всех товаров. Особенно влияет НДС на предприятия, занимающиесяимпортом товаров, среди которых доля СП особенно высока. Предприятия иорганизации, импортирующие товары и продающие их на территории России зарубли, должны вносить налог на добавленную стоимость в бюджет в проценте сразницы между отпускной ценой на данную продукцию и фактическими затратамина ее приобретение. Еще большее негативное влияние НДС оказывает на предприятия иорганизации, реализующие на территории РФ товары, изготовленные изимпортных комплектующих, сырья и материалов. Уплата ими налога производитсяв процентном отношении к свободной отпускной цене на производимуюпродукцию. Такой порядок оказывает сильное негативное влияние на СП,созданные в сфере материального производства, и, в первую очередь, вбазовых отраслях.2. Поэтапное снижение налогов в различных сферах бизнеса.Можно избежать многих негативных последствий, если проводить поэтапное ивместе с тем дифференцированное снижение налогов[12]. Оно заключается втом, чтобы уже с 1995 . резко уменьшить налоги на прибыль, но только вограниченном масштабе - для сферы малого бизнеса. В дальнейшем, примерночерез 3 года, следовало бы резко снизить налоги на средний, а затем и накрупный бизнес, финансово-промышленные группы. Можно ожидать, что уже на первом этапе резко возрастут возможностинакопления в сфере малого бизнеса, произойдет перелив капитала в эту сферуиз других отраслей и сфер, оживление производственной и инвестиционнойдеятельности. Финансовые ресурсы государства будут ущемлены в наименьшейстепени, поскольку оно оставляет за собой основные источники поступлений вбюджет. Резкое сокращение налогов на мелкий бизнес вызовет в ближайшейперспективе увеличение налоговых поступлений по причине быстрогоразвертывания производства в данной сфере. Ничто так не стимулируетразвитие производства, как возможность роста реальных доходовпредпринимателей. Последние укрепят свою финансовую самостоятельность инезависимость, повысится активность в инвестиционной сфере на основесамофинансирования. Следует учитывать, что существует прямая зависимость между размерамипредприятий и начальным сроком реальной отдачи от вложенных в нихинвестиций. Чем крупнее и сложнее предприятие, тем позднее наступает отдачаот вложенных инвестиций, и наоборот. Следовательно, положительныйэкономический эффект может быть получен достаточно быстро благодарясокращенному периоду отдачи от инвестиций в малый бизнес. На втором этапе государство может пойти на сокращение налогов всреднем бизнесе. При этом там следует ожидать резкого увеличенияприбыльности, а вместе с тем и возможностей накопления. Объемы инвестицийрезко возрастут по сравнению с первым этапом, что обусловит и ростпроизводства. Если производственная база мелкого бизнеса функционирует нормально, тоуменьшение налогов в среднем бизнесе тоже окажется не слишкомобременительным для государственного бюджета. Первоначальные расходы могутпокрываться за счет возросших доли, значения и эффективности малогобизнеса, включая и его участие в налоговых платежах. Есть все основания полагать, что многие предприятия малого бизнеса приблагоприятных условиях быстро станут средними. Государственная казна вабсолютном выражении ничего не потеряет, если сохранит для данных, выросшихв новых условиях предприятий прежнюю налоговую политику. На третьем этапе, когда произойдет уменьшение налогов на крупный бизнеси финансово-промышленные группы, возникнут оптимальные условия длянакопления, развития инвестиционной и инновационной деятельности во всехсферах и отраслях рыночной экономики. Это позволит говорить о возрождении вРоссии крупного бизнеса. При этом уровень накопления будет обеспечен втаких масштабах, которые позволят переходить к осуществлению крупныхструктурных изменений на основе реализации научно-технических,инновационных проектов. Государство получит сокращенный процент налоговой ставки, но весомый,обеспеченный ростом товарной продукции на базе увеличенияпроизводительности труда и эффективности производства. Заключение. Налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от неево многом зависит успех экономических преобразований в стране.Естественно, что адекватную предъявляемым требованиям налоговую системуможно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающейспецифику экономических отношений в обществе, созданный производственный инаучный потенциал. В обществе усилиями и органов власти, и экономическойнауки, и практикой за долгие годы создано негативное отношение к налогам.Поэтому любое решение в этой области сейчас приходится принимать с учетомвозможных социальных и политических последствий. В известной степени “отпугивает” от вкладывания средств в производствосложность действующей налоговой системы, огромное количество какпотенциальных, так и реально уплачиваемых налогов товаропроизводителяминалогов. Практика бюджетного планирования, когда Минфином в расчетах кпроектам бюджетов регионов учитываются практически все виды предусмотренныхзаконодательством местных и региональных налогов, побуждает местные органывласти вводить повсеместно эти налоги, вне зависимости от их экономическойэффективности и целесообразности. Между тем, как показывает анализ, системаместных налогов, несмотря на их множественность, зачастую не отражаетспецифики регионов, слабо воздействует на стимулирование увеличенияпроизводства. Среди этих более чем 25 налогов много просто случайных, недающих сколько-нибудь значительного, даже фискального, эффекта, но зато этасистема совершенно не понятна налогоплательщикам, усложняет их работу, атакже местных налоговых органов. Пришла пора пересмотреть систему местных ирегиональных налогов, ликвидировать ее множественность, установив не более4-5 видов налогов, в первую очередь имущественного характера. Думается,например, было бы более экономически оправданным несколько изменитьсущность налога на имущество предприятий, облагая только недвижимостьпредприятия, а не все его имущество. При этом ставки налога можно былоустанавливать дифференцированно, снижая их по основным фондам,непосредственно участвующим в процессе производства, и повышая по темфондам, которые во-первых, не используются вообще, и, во-вторых, по тем,которые не связаны с процессом производства. И по остальным налогам можносделать подобные преобразования. Список литературы.1. Васильева М.В. Местные бюджеты в современных условиях. //Москва. -Финансы и статистика. - 1987.2. НДС и спецналог: исчисление и уплата. //Москва. - 1994.3. Салина А.И. О законодательной базе налогообложения имуществапредприятий. //Финансы. - 1995. - N4.4. Черник Д.Г. Местные налоги. //Финансы. - 1994. - N10.5. Салина А.И. Налогообложение имущества предприятий. //Финансы. - 1995. -N11.6. Полторак А.Ф. Изменение Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий иорганизаций”. //Финансы. - 1995. - N7.7. Ялбулганов А.А. Новое в законодательстве о плате за пользование недрами.//Финансы. - 1995. - N7.8. Полторак А.Ф. Новое в налогообложении прибыли. //Финансы. - 1994. - N4.9. Полторак А.Ф. Исчисление и взимание налога на прибыль. //Финансы. -1993. - N6.10. Гулаев В.И. Налоги - состояние, проблемы, решение. //Финансы. - 1995. -N6.11. Пансков В.Г. Налоговые аспекты стимулирования товаропроизводителей.//Финансы. - 1995. - N12.12. Нехамкин А.И. О поэтапном снижении налогов в различных сферах бизнеса.//Финансы. - 1994. - N11.13. Рюмин С.М. Налоги и развитие совместного предпринимательства в России.//Финансы. - 1992. - N7.-----------------------[1] будем рассматривать только налоги для юридических лиц;[2] ст. 19; 21; ч.4 21 Основ;[3] Рикардо Д. Начало политической экономии и податного обложения. - М.,1935. - С.100.[4] Тургенев Н. Опыт теории налогов. - М., 1937. - С.11.[5] Тривус А. Налоги как орудие экономической политики. - Баку, 1925. -С.32.[6] Соколов А. Теория налогов. М., 1928. - С.11.[7] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.,1962. - Кн.5, - С.588-589.[8] В. Твердохлебов Финансовые очерки. - М., 1916. - С.49.[9] Соколов А. Теория налогов. - М., 1928. - С.65.[10] Bulletin for International Fiscal Documentation, 1989, February. -p.57.[11] данные на 1993 г.[12] вариант, предложенный к. э. н. А. Н. Нехамкиным




Похожие:

Налоговая система iconИталия. Налоговая система
Современная налоговая система Италии сформировалась в конце 1980-х годов. Она создала финансовые условия для включения итальянской...
Налоговая система iconКонтрольная работа по дисциплине: «Налоги и налогообложение» на тему: «Налоговая система Российской Федерации»
Налоговая система – совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы...
Налоговая система iconНалоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка
Российской Федерации. На его основе строится налоговая система Российской Федерации. Он установил перечень идущих в бюджетную систему...
Налоговая система iconНалоговая система
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства
Налоговая система iconПрограмма дисциплины «Налоговая система Российской Федерации» для направления 080100. 65 "Экономика"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 65 "Экономика",...
Налоговая система iconСистема ценообразования и налоговая система

Налоговая система iconНалоговая система РФ

Налоговая система iconНалоговая Система РФ

Налоговая система iconНалоговая система РФ

Налоговая система iconНалоговая система Дании

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы