Реформирование налоговой системы России icon

Реформирование налоговой системы России



НазваниеРеформирование налоговой системы России
Дата конвертации06.07.2012
Размер180.61 Kb.
ТипРеферат
Реформирование налоговой системы России


Введение 21. Теоретические основы налогов 3 1. Для чего нужны налоги 3 2. Налогооблагаемая база. 4 3. Критерии выбора и оптимизации налогов 42. Анализ налоговой системы России и ее проблем 6 1. Налоговая система РФ 6 1. Основные налоги в РФ 6 2. Структура налогов (косвенное – прямое налогообложение) 7 3. Распределение налогов между отраслями и бюджетами различных уровней. 8 2. Основные проблемы налоговой системы России 11 1. Пределы налоговой нагрузки и наполняемость бюджета 11 2. Недостатки налоговой системы РФ 143. Методология и стратегия изменения системы налогообложения России 16 1. Подходы к повышению эффективности налоговой системы 16 1. Кривая Лаффера 17 2. Реформирование налоговой системы государством 18 3. Основные задачи налоговой реформы 20 4. Пример налоговой реформы в Аргентине 21 Заключение 22 Список литературы 23 Введение Вопрос об изменении и реформировании налоговой системы Россииактуален сейчас, как никогда. В данное время, когда в экономике наметилсяпотенциальный рост, нерешение этой проблемы приведет к тому, что вседействия предпринимателей и правительства по подъему экономики сведутся на«нет», потому что, наверное, каждый россиянин знает, что налоги в Россиибольшие и структура их неэффективна, но почему-то этот, вопрос из года вгод, не сходящий с уст политиков, упорно не разрешается. Объектом изучения данного курсового проекта будет:. налоговая система России и немного ФРГ, Аргентины и США. структура налоговой системы России, взаимосвязь между налогами, отраслевое и межбюджетное деление налоговой системы;. связь налогов и других экономических процессов в стране.. налоговая политика, проводимая правительством РФ в пост советское время. Главная цель работы попытаться определить: существует ли универсальныйспособ создания налоговой системы, а если нет, то какие действия необходимопредпринять, чтобы эмпирически нащупать оптимум эффективности налоговойсистемы, а также какова же все-таки должна быть налоговая система в России(виды налогов, отраслевая и межбюджетная структура налогов, ставкиналогообложения) Для этого необходимо рассмотреть следующие вопросы: . Как формируется налоговая система страны (на каких принципах) . Как сформирована она в России . В чем ее принципиальное отличие от налоговых систем западных стран. . Какая методика необходима для построения плана развития налоговой системы. . Каковы основные действия на пути реформирования налоговой системы в ближайшие 1-2 года.1. Теоретические основы налогов1.1. Для чего нужны налоги В конце XVIII века английский экономист А. Смит сформулировал основныетребования к налоговой системе, которые признаются и сегодня. Речь идет отом, что налоги не должны быть чрезмерно обременительными, должны бытьпонятны налогоплательщикам, каждый налогоплательщик должен знать, какуюсумму, в какой срок ему необходимо уплатить и почему, налоги должны бытьсправедливыми, при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должныплатить примерно одинаковые налоги, государство должно собирать налоги, нерасходуя на это слишком большие средства. Основных функций налогов всего три: перераспределения, социальная ифискальная. Функция перераспределения заключается в том, что налоговая системаслужит для изменения структуры экономики для их большего соответствиястратегическим целям развития государства. При этом налоговая система недолжна осуществлять чрезмерное давления на одни сектора экономики за счетослабления налогового пресса на другие. Это послужит появлению ложнойрентабельности отрасли, что отрицательно скажется на неразвитом потенциаледругих отраслей. Социальная функция состоит в том, что, во-первых, прогрессивные налогина доходы выравнивают их у разных слоев населения, во-вторых, полученныесредства от сбора налогов идут на социальные нужды (образование, культура,здоровье и т.д.). Здесь также нельзя увлекаться, так как чрезмернаясоциализированность бюджета создает избыточный платежеспособный спрос, чтосоздает угрозу инфляции. Фискальная функция налогов состоит в том, что налоги как основнаядоходная статья бюджета должны его наполнять в полном объеме, чтобыизбежать его дефицит. Становиться понятно, что гармоничное сочетание всех вышеперечисленнымфункций налогов и создает эффективную налоговую систему. А чрезмерноевыделение одной из них приводит к плачевным результатам. Многие видят в налогах лишь фискальный смысл, т.е. взиманиегосударством с физических и юридических лиц обязательных платежей (налогов)для финансирования государственных расходов на здравоохранение,образование, оборону, государственный аппарат и т.п. При этом упускается извиду, что налоги служат также мощным экономическим регулятором, способнымвлиять на все стороны хозяйственной и социальной жизни общества. Налоговые поступления составляют преобладающую часть доходов бюджетоввсех уровней. Налоговая нагрузка на российскую экономику, по официальнымданным, составляет около 23-24% ВВП, а вместе с внебюджетными фондамисоциального характера - более 30%. Это средняя цифра для стран,сопоставимых с Россией по уровню экономического развития. Однако еслиисключить из ВВП виртуальную составляющую, связанную с повсеместнымзавышением цен на товары, реализуемые по бартеру, то налоговая нагрузка нароссийскую экономику, по оценкам исследователей, составит 55-60% ВВП. На величину налоговых поступлений в бюджет влияют объем производства(реальный объем ВВП), индекс инфляции, дебиторская задолженность, недоимкипо платежам в бюджет, обменный курс национальной валюты и др. Важны такжетехника исчисления и методы сбора налогов. Кроме того, в российскойналоговой системе слишком велики налоговые льготы, предоставляемыеисполнительной и законодательной властями, а также масштабы уклонения отналогов. Каждый из этих факторов по-своему и нередко противоречиво сказываетсяна поступлении налогов. Так, рост производства ведет (при прочих равныхусловиях) к увеличению сбора налогов в результате расширенияналогооблагаемой базы. А инфляция как уменьшает, так и увеличиваетналоговые поступления. В условиях инфляции прибыль предприятий завышаетсяиз-за недооценки используемых в производстве материальных ресурсов иамортизационных отчислений. При отсутствии систематической их переоценкиуменьшается база налога на имущество физических лиц и предприятий. С ростомцен сокращается реальная величина необлагаемого минимума доходов физическихлиц. 1.2. Налогооблагаемая база Важную роль в собиремости налогов и наполнении бюджета играет видналога, будь то косвенный налог, или прямой, или налог с капитала. Основнойвопрос здесь заключается в том, как собрать данный налог, как учестьналогооблагаемую базу и как сделать ее прозрачной для федеральных органов.Налогооблагаемая база - стоимостная, физическая или иная характеристикаобъекта налогообложения. Эта база и порядок ее определения (исчисления)устанавливаются по каждому налогу (сбору). Например, налогооблагаемая базаможет рассчитываться на основе стоимостных характеристик (доход, прибыль,цена реализации, прирост стоимости акций) или на нестоимостных (объемавтомобильного двигателя, площадь земельного участка, превышение выбросоввредных веществ над предельно допустимыми нормами). Термин применяется и вобобщенном смысле - как суммарная в денежном выражении потенциальная основаналогообложения предприятия, региона или страны в целом. Например, в ФРГ укрывается от налогообложения до 25% доходов. Однакоэта страна имеет развитую правовую систему, мощную, с солидным опытомналоговую службу, стабильную социально-экономическую и политическуюситуацию. В России, где всего этого нет, масштаб уклонения от налоговоценить достоверно невозможно. Приблизительную оценку можно сделать,сравнивая теоретическое налоговое бремя (при добросовестной уплате всехналогов среднее предприятие обязано перечислять в бюджет 46% вновьсозданной стоимости) с фактическими поступлениями налогов в бюджет (вфедеральный - 9,1% официально учтенного ВВП, в консолидированный - 17-20%).Разница в несколько раз между этими величинами образуется из-за тяжелогоэкономического положения предприятий, использования льгот и повсеместногоуклонения от налогов. Такая ситуация свидетельствует с одной стороны очрезмерном налоговом прессе, а другой вскрывает методологическуюнеполноценность налоговой системы (есть ненужные налоги, нет методикивскрытия налогооблагаемой базы и т.д.). 1.3. Критерии выбора и оптимизации налогов[1] Выбор наиболее приемлемой структуры налогов предполагает, что, еслиодно из требований принимается в качества критерия оптимизации, то другиедолжны учитываться в форме ограничений. Реальная налоговая система, небудучи идеальной, с точки зрения какого-либо отдельного критерия,рассматриваемого изолировано, может приближаться к оптимуму с позициибаланса требований в рамках имеющихся возможностей. Существенным и вместе с тем удобным для представления в количественнойформе является требование экономической нейтрализации, иными словами,минимизация избыточного налогового бремени. Однако, проектируя любыеизменения в налоговой системе, имеет смыл ставить вопрос, какой изприемлемых и практически осуществимых вариантов является наиболеенейтральным, то есть порождает наименьшее избыточное бремя. Практическая осуществимость вариантов зависит от того, какие видыпрямых и косвенных налогов удается собрать с помощью тех средств, которыеимеются в распоряжении государства. Приемлемость вариантов определяется, с одной стороны, способностьюсобрать необходимую сумму налоговых поступлений, а с другой – соответствиемпринципам справедливости. Чем выше налоговые поступления, тем, при прочихравных условиях, значительнее избыточное бремя. Требования справедливости,если они предполагают достижение всеобшего равенства, также могут вступатьв конфликт со стремлением уменьшить избыточное бремя. Следовательно, задача состоит с минимизации избыточного бремениимеющихся в распоряжении государства налогов при заданной величиненалоговых поступлений и некоторых ограничениях на распределение доходов.2. Анализ налоговой системы России и ее проблем 2.1. Налоговая система РФ 2.1.1. Основные налоги в РФ Из всех налогов, действовавших последние годы в России (по разнымоценкам, их было от 30 до 150), наиболее серьезное значение имеют пять:НДС, налог на прибыль, акцизы, подоходный налог на физических лиц, платежиза недра и природные ресурсы, которые дают более 70% налоговых поступленийв бюджеты всех уровней. Остальные можно вводить или отменять - от этого нафедеральном уровне ничего принципиально не изменится. В России действуют примерно те же основные налоги, что и в западныхстранах, но их соотношение существенно отличается. Доля подоходного налогав первом полугодии 1998 г. в России составляла 13%, в европейских странах -от 20 до 30%, налога на прибыль - соответственно 19% и от 5 до 10%,таможенных пошлин - 6% и от 0,5 до 1,5%. Иными словами, там значительнобольше налогов платят физические лица, что свидетельствует о более высокихуровнях благосостояния населения и налоговой культуры. Так, уплатаподоходного налога для жителей этих стран является едва ли не первойгражданской обязанностью, ее выполнение строго контролируется, аневыполнение сурово наказывается и осуждается обществом. К тому жеподоходный налог, который строится обычно по прогрессивной шкале (богатыеплатят относительно больше, бедные - меньше), способствует выравниваниюдоходов. Налог на добавленную стоимость (самая большая доходная статьяфедерального бюджета) в России впервые был введен в 1992 г. со ставкой 28%,в последующие годы она снижалась, но оставалась выше, чем в других странах.Объектами налогообложения являются обороты по реализации на территорииРоссии товаров, выполненных работ и оказанных услуг. В облагаемый оборотвключаются любые денежные средства, если их получение связано с расчетамипо оплате товаров, работ, услуг. Поскольку НДС заменил действовавший прежде налог с оборота, удалосьувеличить общий уровень налоговых изъятий и повысить стабильностьпоступлений. Благодаря преемственности НДС по отношению к налогу с оборота(по функциям) и по отношению к использовавшемуся в 1991 г. налогу с продаж(по технике взимания) введение этого налога не потребовало значительныхизменений налоговой системы, вызвало минимально возможный в тех условияхскачок общего уровня цен, прошло психологически относительно безболезненно.Так как была установлена пониженная ставка на продукты питания, удалосьсоблюсти социальную справедливость, тем более, что не было возможности закороткий срок обеспечить адресную поддержку низкодоходных слоев населения.Использование небольшого числа ставок (основная, пониженная и нулевая)внесло лишь минимальные искажения в относительные цены. Положительно и то,что техника взимания НДС препятствует уклонениям от его уплаты, обеспечиваябюджетную отдачу и справедливость налоговой системы. Акцизами облагаются товары особенно высокой рентабельности (водка,ликероводочные изделия, пищевой спирт, табак, икра, автомобили, нефть,нефтепродукты и др.). Правительство устанавливает их список и определяетставки в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых изготовителями. 2.1.2. Структура налогов (косвенное – прямое налогообложение) Структура налогов на доходы, капитал и потребление, % к итогу[2]|Налоги ||1994 г. ||1995 г. ||1996 г. ||1997 г. ||1998 г., || ||Всего ||100,0 ||100,0 ||100,0 ||100,0 ||100,0 || ||Налоги на доходы ||47,4 ||41,3 ||30,2 ||29,9 ||31,9 || ||Налог на прибыль ||34,9 ||31,6 ||19,3 ||17,6 ||19,1 || ||Подоходный налог с физических лиц ||12,5 ||9,7 ||10,9 ||12,2 ||12,8 || ||Налоги на капитал ||8,2 ||9,6 ||13,4 ||16,9 ||15,6 || ||Налог на имущество предприятий ||3,4 ||4,2 ||7,0 ||7,5 ||8,0 || ||Платежи за пользование недрами и природными ресурсами ||2,4 ||3,2 ||3,9 ||6,6 ||4,3 || ||Прочие налоги на капитал ||2,4 ||2,2 ||2,5 ||2,1 ||2,1 || || ||земельный налог || || ||1,2 ||0,9 ||1,0 ||1,5 ||1,5 || || ||лицензионный сбор за право производства и торговли спиртными напитками ||и пивом || || ||0,1 ||0,3 ||0,3 ||0,1 ||0,2 || || ||местные налоги и сборы с физических лиц || || ||0,4 ||0,4 ||0,7 ||0,6 ||1,3 || || ||госпошлины || || ||0,3 ||0,3 ||0,3 ||0,3 ||0,3 || || ||налог на операции с ценными бумагами || || ||0,3 ||0,2 ||0,0 ||0,1 ||0,1 || || ||налог на имущество физических лиц, включая налог на наследство || || ||0,0 ||0,1 ||0,1 ||0,1 ||0,1 || ||Налоги на потребление ||44,5 ||49,1 ||56,4 ||53,3 ||52,5 || ||НДС ||23,8 ||24,2 ||25,9 ||27,8 ||26,5 || ||Акцизы ||4,8 ||7,1 ||10,1 ||10,6 ||11,2 || ||Таможенные пошлины ||4,1 ||6,4 ||8,8 ||4,1 ||5,7 || ||Федеральный дорожные фонды ||2,4 ||2,6 ||2,7 ||2,7 ||3,9 || ||Прочие налоги на потребление ||9,4 ||8,9 ||9,0 ||8,1 ||5,2 || || ||спецналог || || ||3,7 ||2,7 ||1,1 ||0,4 ||- || || ||транспортный налог || || ||0,7 ||0,6 ||0,7 ||0,7 ||0,2 || || ||местные налоги и сборы с юридических лиц || || ||3,7 ||3,8 ||4,2 ||0,6 ||1,3 || | Исходя из субъективной оценки тяжести налога, плательщики и политикимогут предпочитать невидимые косвенные налоги прямым. В пользу усиленияроли косвенных налогов говорит и то, что они оказывают меньшееотрицательное влияние на сбережения, чем, скажем, прямой подоходный налог,при этом их легче отслеживать и собирать. За 1994-1998 гг. доля прямых налогов уменьшилась с 48 до 34,5%, в томчисле налога на прибыль - с 34,9 до 15, подоходного налога на физическихлиц - с 12,5 до 11%, а доля косвенных налогов выросла, в том числе НДС - с23,8 до 23,9%, акцизов - с 4,8 до 10,5%. Однако, во-первых, переход ксистеме превалирования косвенных налогов усложняет процессперераспределения средств между отраслями экономики и не способствуетсправедливому обложению отраслей (делая отрасли с низкой нормойрентабельности убыточными), и, во-вторых, это не способствует реализациисоциальной функции налогов, то сеть выравниванию доходов населения. В тот же период уменьшалась доля налогов на доходы и росла доля налоговна капитал. Обычно это способствует повышению надежности налоговой системы,поскольку доходы учитывать трудно, но с другой стороны не способствуетосуществлению принципа справедливости (тут открываются большие возможностидля недобросовестных налогоплательщиков), а капитал поддается более точномуучету (насколько высокая точность вообще возможна в экономике). Обращает насебя внимание ничтожная доля налогов на имущество физических лиц, чтообъясняется, во-первых, ограниченностью имущества у основной массынаселения даже после того, как существенная часть жилого фонда былаприватизирована; во-вторых, низкими ставками имущественных налогов,действовавших до 1999 г. Итак, сложившаяся система налогов в России направлена только нанаполнение любыми средствами бюджета, не учитывая остальных функций налогов(социальная, перераспределительная). Например, в общей налоговой массе СШАкосвенные налоги составляют 75%, и, кстати, после войны в течении 20-30 СШАудерживала самый низкий процент по кредитам, плюс предоставила льготы поналогообложению капитала и инвестиций в него[3]. Все это говоритнеправильности целеполагания в области налогов, о не эффективной структуреналоговой системы и о неспособности выполнять свои функции налоговыхорганов. 2.1.3. Распределение налогов между отраслями и бюджетами различных уровней 1) Анализируя систему налогов, важно обратить внимание на ихраспределение по уровням бюджетов - федеральному и территориальным, наналоговый вклад отраслей и секторов экономики, на соотношение между разныминалогами - прямыми и косвенными, налогами на доходы, на капитал и напотребление. Общее представление о российской налоговой системе дает таблица оналоговых поступлениях. Налоговые поступления в консолидированный и федеральный бюджеты, % ВВП[4]|Налоговые поступления ||1994 г. ||1995 г. ||1996 г. ||1997 г. ||1998 г || ||В консолидированный бюджет, всего ||22,3 ||22,8 ||23,1 ||23,1 ||20,2 || || ||НДС || || ||5,31 ||5,50 ||5,96 ||6,43 ||5,35 || || ||Акцизы || || ||1,07 ||1,61 ||2,33 ||2,45 ||2,25 || || ||Налог на прибыль || || ||7,79 ||7,18 ||4,46 ||4,08 ||3,86 || || ||Подоходный налог с физических лиц || || ||2,79 ||2,21 ||2,51 ||2,82 ||2,57 || || ||Таможенные пошлины || || ||0,92 ||1,46 ||2,04 ||0,95 ||1,14 || || ||Федеральные дорожные фонды || || ||0,53 ||0,58 ||0,62 ||0,62 ||0,78 || || ||Налог на имущество предприятий и физических лиц || || ||0,77 ||0,97 ||1,63 ||1,77 ||1,64 || || ||Местные налоги и сборы || || ||0,92 ||0,95 ||1,13 ||0,93 ||1,16 || || ||Платежи за пользование недрами и природными ресурсами || || ||0,54 ||0,72 ||0,89 ||1,53 ||0,87 || || ||Спецналог || || ||0,83 ||0,61 ||0,24 ||0,08 ||- || || ||Прочие налоговые поступления || || ||0,86 ||0,96 ||1,25 ||1,43 ||0,53 || ||В федеральный бюджет, всего ||8,46 ||10,58 ||11,20 ||10,28 ||8,49 || || ||НДС || || ||3,15 ||3,91 ||4,08 ||4,43 ||3,57 || || ||Акцизы || || ||0,59 ||1,22 ||1,96 ||1,97 ||1,72 || || ||Налог на прибыль || || ||2,70 ||2,60 ||1,61 ||1,50 ||1,52 || || ||Подоходный налог с физических лиц || || ||* ||0,20 ||0,23 ||0,06 ||* || || ||Таможенные пошлины || || ||0,92 ||1,46 ||2,04 ||0,95 ||1,14 || || ||Федеральные дорожные фонды || || ||0,53 ||0,58 ||0,62 ||0,62 ||0,78 || || ||Платежи за пользование недрами и природными ресурсами || || ||0,18 ||0,29 ||0,29 ||0,40 ||0,14 || || ||Спецналог || || ||0,60 ||0,39 ||0,14 ||0,05 ||- || || || ||Примечание. * Весь налог был направлен в бюджеты территорий. | В российской налоговой системе отчисления в бюджеты территорий выше, чемв федеральный бюджет. Распределение налоговых платежей между бюджетами, % к итогу[5]|Платежи ||1994 г. ||1995 г. ||1996 г. ||1997 г. ||1998 г., первое полугодие || ||Федеральный бюджет ||37,9 ||46,5 ||48,6 ||44,4 ||42,1 || ||Бюджеты территорий ||62,1 ||53,5 ||51,4 ||55,6 ||57,9 || | Налог на имущество предприятий и физических лиц, а также местные налогии сборы неизменно полностью остаются в распоряжении территориальныхбюджетов. В местных бюджетах оседает большая часть подоходного налога (впервом полугодии 1998 г. - 98%), платежей за пользование недрами иприродными ресурсами (83,5), платежей в дорожные фонды (67,3) и налога наприбыль (63,2%). В федеральный бюджет направляются 100% таможенных пошлин,значительная часть акцизов (76,7%) и НДС (68,9%). Но с введением в действиеналогового кодекса федеральные органы будут получать около 56 % всехналоговых поступлений, возмещая потери регионам в виде трансфертов исубсидий[6], что доведет их соотношение до 51,5 (федеральный бюджет) и 48,5- региональный. Как мы видим, федеральный центр увеличивает свои налоговыепоступления, что приведет к росту местных налогов, пошлин и сборов, так какпадение доходов территориальных бюджетов на 20 % не будет ничем некомпенсировано. Налоговое бремя существенно различается по отраслям народного хозяйства.Так, доля промышленности и транспорта в общих налоговых поступлениях в 1998г. была в 1,4 раза выше ее доли в ВВП, а сельского хозяйства - в 7,2 разаменьше. Это несоответствие вызвано тем, что, во-первых, предприятия разныхотраслей имеют неодинаковые возможности для уплаты налогов, прежде всего из-за неравной рентабельности. Сельское хозяйство убыточно, поэтому низка егодоля в общих налоговых поступлениях в бюджет. Доля секторов народного хозяйства в налоговых поступлениях и производстве ВВП в 1998 г., % к итогу [7]|Секторы народного хозяйства ||В налоговых поступлениях ||В производстве ВВП || ||Промышленность ||39,7 ||28,1 || ||Транспорт ||15,1 ||10,8 || ||Торговля, общепит, сбыт ||8,6 ||16,1 || ||Строительство ||6,5 ||8,7 || ||Банковская деятельность ||2,4 ||0,3 || ||Сельское хозяйство ||1,0 ||7,2 || ||Прочие секторы ||26,8 ||28,9 || | Во-вторых, доля налоговых поступлений зависит от способности предприятийнекоторых отраслей уходить от уплаты налогов как легальными, так инелегальными путями. Традиционно лучше других это удавалось торговле,строительству, а также сферам общественного питания, материально-технического снабжения и сбыта. Не случайно при неплохой рентабельности неменее 10 %[8] их вклад в совокупные налоговые платежи в 1,9 раза ниже, чемпроизводство товаров и услуг. Существуют и объективные условия, определяющие более высокую налоговуюнагрузку на предприятия промышленности и транспорта, в частности высокаяоснащенность основными фондами (зданиями, сооружениями и др.). Эти объектыналогообложения трудно скрыть от взимания налога на имущество. А в торговлеоснащенность более низкая, с нее в этом смысле взять почти нечего. Отрасли разнятся также размерами недоимки по налогам. Наиболееаккуратные плательщики - банки (в 1997 г. их недоимка была равна 0,6%суммарной недоимки по всем секторам), у промышленности самая большаянедоимка (58,67%), причем она существенно превысила долю промышленности всовокупных налоговых поступлениях (39,7%), т.е. объективно получается, чтонедоимка облегчает налоговое бремя, приходящееся на этот сектор. Фактически легальным способом смягчения бремени стали отсрочки налоговыхплатежей. На промышленность в 1997 г. приходилось 84,2% всех отсрочек. За1998 г. задолженность бюджету всех предприятий превысила 279 млрд. рублей.При этом годовая прибыль рентабельных предприятий составляла 209 млрд., аубытки прочих - 187,5 млрд. Понятно, что в таких условиях выплатить стольогромную задолженность предприятия не в состоянии. Таким образом, устранение неравномерности налоговой нагрузки поотраслям, ее перераспределение с промышленности на торговлю, общественноепитание, снабжение, сбыт и строительство облегчило бы решение бюджетныхпроблем, хотя при таких масштабах ухода от налогов перевод налоговойнагрузки с промышленности на торговлю существенно снизит собираем остьналогов. Поэтому главная задача состоит в том, что одновременно суменьшением налогового пресса и реструктуризацией налоговой системы,необходимо повысить эффективность бюджетной политики и качество работыналоговых органов. 2.2. Основные проблемы налоговой системы России 2.2.1. Пределы налоговой нагрузки и наполняемость бюджета Если принять во внимание, что инфляция составляла в 1994 г. 203%, в 1995г. - 141, в 1996 г. - 25, в 1997 г. - около 11%, то виден рост налоговыхдоходов по 1997 г. включительно не только в номинальном, но и в реальномвыражении. В условиях экономического спада это свидетельствовало опостепенном повышении эффективности налоговой системы и чрезмерномувеличении налогового пресса. С 1998 г. тенденция изменилась -продолжающийся экономический спад, финансовый кризис и резкое увеличениеинфляции (около 184%) привели к падению сборов налогов, что явилосьследствием желанием федеральных органов решать свои тактические проблемы засчет угнетения реального сектора. Становится понятно, что в России ужедавно достигли предела налоговой нагрузки, когда повышение налогов неприводит к росту их сборов. У промышленности не хватает средств ни наинвестиции, ни на увеличение оборотных средств во многом вследствиенеправильной налоговой политики. Налоговые доходы консолидированного бюджета, млрд. рублей [9]|Налоговые поступления ||1994 г. ||1995 г. ||1996 г. ||1997 г. ||1998 г., первое полугодие || ||Всего ||140,7 ||377,4 ||520,5 ||619,0 ||239,1 || ||НДС ||33,5 ||91,3 ||134,5 ||172,1 ||63,4 || ||Акцизы ||6,7 ||26,8 ||52,5 ||65,6 ||26,7 || ||Налог на прибыль ||49,1 ||119,1 ||100,6 ||109,2 ||45,7 || ||Подоходный налог с физических лиц ||17,6 ||36,7 ||56,7 ||75,6 ||30,5 || ||Таможенные пошлины ||5,8 ||24,2 ||46,0 ||25,5 ||13,6 || ||Федеральные дорожные фонды ||3,3 ||9,7 ||14,1 ||16,8 ||9,3 || ||Налог на имущество предприятий и физических лиц ||4,9 ||16,1 ||36,7 ||47,4 ||19,4 || ||Местные налоги и сборы ||5,8 ||15,7 ||25,6 ||25,0 ||13,9 || ||Платежи за пользование недрами и природными ресурсами ||3,4 ||11,9 ||20,2 ||41,0 ||10,3 || ||Спецналог ||5,2 ||10,1 ||5,5 ||2,3 ||- || ||Прочие налоговые поступления ||5,4 ||15,9 ||28,3 ||38,5 ||6,3 || || ||в том числе: || || || || || || || || || ||Госпошлина || || ||0,5 ||1,1 ||1,6 ||1,7




Похожие:

Реформирование налоговой системы России iconРеформирование налоговой системы России
«нет», потому что, наверное, каждый россиянин знает, что налоги в России большие и структура их неэффективна, но почему-то этот,...
Реформирование налоговой системы России iconИсходные принципы построения налоговой системы; организация налоговой службы
Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям...
Реформирование налоговой системы России iconК настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой
Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями...
Реформирование налоговой системы России iconВопросы к экзамену по дисциплине «Налоги и налогообложение»
Понятие налоговой системы Российской Федерации. Принципы построения налоговой системы
Реформирование налоговой системы России iconРеформирование налоговой системы
В первом разделе данной работы была раскрыта экономическая сущность понятия «инвестиции» и рассмотрены их виды, которые позволяют...
Реформирование налоговой системы России iconСтановление налоговой системы в начале 90-х годов в России

Реформирование налоговой системы России icon14. Методы расчета уровня налоговой нагрузки организации
Налоговая нагрузка представляет собой обобщенную характеристику налоговой системы страны, указывающую
Реформирование налоговой системы России icon1. Понятие налога и налоговой системы. Налоговое законодательство. Структура закона о налоге
Не имеют». В законе РФ от 27 декабря 1991 г. «Об ос­новах налоговой системы в Российской Федерации» не проводится четкой грани между...
Реформирование налоговой системы России iconОсновные черты построения налоговой системы Франции
Франции в международном аспекте, можно отметить значительное количество международных налоговых соглашений. При всей самобытности...
Реформирование налоговой системы России iconНалоговая система Российской федерации и направление ее совершенствования
Противоречия действующей налоговой системы России стр. 22
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы