Сословия в России icon

Сословия в России



НазваниеСословия в России
Дата конвертации06.07.2012
Размер264.67 Kb.
ТипРеферат
Сословия в России


Оглавление Введение 2 1. Понятие о сословии. Периодизация сословий в России 3 2. Феодалы – господствующий класс общества 5 3. Феодально-зависимое население 7 4. Посадские люди и казаки 7 Заключение 7 Библиографический список 7 Введение Сословие, социальная группа докапиталистических обществ, обладающаязакрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами иобязанностями. Для сословной организации характерна иерархия несколькихсословий, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Сословное деление общества находится в связи с его классовым составом.Но число сословий, как правило, превышало число классов, что в значительноймере определялось разнообразием форм и методов внеэкономическогопринуждения. Формирование сословий - длительный процесс, протекавший по-разному в различных обществах и связанный с закреплением и оформлением вправе имущественного неравенства и определённых социальных функций(военных, религиозных, профессиональных и др.). Оформление сословий в России началось параллельно с объединениемрусских земель в единое государство, ослаблением удельной феодальнойаристократии, ростом влияния дворянства и посадской верхушки. Именно в этовремя начинают созываться земские соборы, в которых наряду с боярско-дворянским сословием и высшим духовенством участвуют представители верховпосада, а на соборе 1613 - даже несколько представителей черносошногокрестьянства. Сословное деление в этот период отличается большой пестротойи дробностью. Разрядные списки XVII в. и Бархатная книга (1687) послужилиосновой для постепенного превращения дворянства из служилой корпорации внаследственное сословие. Некоторое ослабление наследственною принципасословной организации произошло при Петре I, когда введение Табели о рангах(1722) способствовало определённому смягчению сословных границ и пополнениюпривилегированных сословий. за счёт продвижения по службе и царскихпожалований сословного статуса. Однако в целом утвердившееся сословноеделение на дворян, духовенство, крестьянство, купечество и мещанствопросуществовало вплоть до Февральской буржуазной революции 1917. При этомС. делились на неподатные (дворянство, духовенство) и податные (крестьяне,мещане). Целью данной работы является рассмотрение особенностей становления иразвития сословной системы в России в XV-XVII вв. Реализация поставленнойцели подразумевает решение следующих задач: ознакомление с правовыми источниками данного периода и современными комментариями к ним; изучение соответствующих разделов учебной исторической и правовой литературы, а также специализированных работ. Следует отметить, что рассматриваемой проблеме уделяется значительное внимание в учебной литературе. Здесь в первую очередь нужно отметить фундаментальный труд Черепнина Л.В. «Образование русского централизованного государства в XIV – XV веках.» ([4]).
Характерно, что в новейшее время подходы к изучению этой темы по сравнению с советским периодом у отечественных историков практически не изменились. 1. Понятие о сословии. Периодизация сословий в России На протяжении XV - XVII в. шел процесс формирования сословного строя,характерного для феодального общества. Процесс этот начался еще во временаКиевского государства и завершился во второй половине XVII в. Что же представляют собой сословный строй и, в частности сословия?Каково отличие понятия сословия от понятия класс? Без уяснения этихкатегорий трудно понять сущность формирования сословного строя. Сословия -это такие большие социальные группы (или слои населения), которыеотличаются от других социальных групп по своему передаваемому по наследствуправовому статусу (т.е. совокупности прав и обязанностей). Что же касаетсяобщественных классов, то это тоже большие социальные группы, но ониотличаются друг от друга по другим, не юридическим, а социально-экономическим критериям, а именно: по своему отношению к собственности,месту в общественном производстве и способам присвоения общественногоприбавочного продукта. Сословие и класс могут совмещаться (совпадать). Таккрестьянство выступает как сословие, но это одновременно и класс. А могут ине совпадать, к примеру, дворянство и духовенство по своим социально-экономическим характеристикам принадлежат к единому феодальному классу. Идворяне, и церковь владели землей и крепостными на феодальном праве. Но посвоему правовому статусу это два разные сословия. Что же касаетсягородского (посадского) сословия, то с течением времени уже в XIX веке изэтого единого сословия вырастают и формируются два разных общественныхкласса - буржуазия и рабочий класс, а также разночинная интеллигенция. По сравнению с кастами, где принцип наследования абсолютен, в сословиинаследственный принцип соблюдается не столь жестко. Членство в нем можетбыть куплено за деньги, даровано верховной властью и т.д. Вместе с темсословия отличаются от таких корпораций, принадлежность к которым являетсярезультатом личных достижений индивида (на экзаменах, военной службе ит.д.). Признаком сословия является также наличие у его членов определённыхвнешних символов их сословной принадлежности - особых украшений, знаковразличия, предметов одежды, причёсок. Складывается также специфическаясословная мораль. Формирование сословий, в конечном счете, было обусловлено разделениемобщественного труда. С течением времени каждое сословие "отгородилось" отдругих своими особыми правами, привилегиями повинностями и обязанностями. Применительно к периодизации сословий в России в указанный период (XV-XVII вв.) можно отметить следующее. Большинство авторов не выделяют здесьжестко каких-либо периодов, считая, что изменения проистекали достаточномедленно. Тем не менее, указы конца XVI в., приведшие к окончательномузакабалению крепостного крестьянства (царский указ от 24 ноября 1597 г.,повелевавший разыскивать и возвращать прежним владельцам всех беглых инасильственно вывезенных крестьян, указ от 1 февраля 1597 г., лишавшийкабальных холопов юридической возможности возвращать себе личную свободу досмерти господина и т.д.), позволяют условно выделять здесь ранний (XV – XVIвв.) и поздний (XVII в.) периоды. 2. Феодалы – господствующий класс общества Среди всех классов и сословий господствующее место безусловнопринадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила мерыпо укреплению собственности бояр и дворян на землю и крестьян, по сплочениюпрослоек класса феодалов, его «одворянению». В XVI - XVII вв. оно в документах именовалось служилыми людьми исостояло из целого ряда категорий (слоев). Верхний слой составляли бояре.Термин боярин стал обозначать звание (чин). Большинство среди нихсоставляли бывшие удельные князья. Но некоторая часть происходила изродовитого старомосковского боярства, не имевшего княжеских титулов. Общаячисленность бояр была невелика. В 1564 г. их было 33, после опричноготеррора в 1572г. из них осталось 17. К концу XVII в. насчитывалось 42боярина[1]. Следующими после бояр чинами были окольничие, думные дворяне.Они состояли в Боярской думе. Из их числа назначались воеводы во времявойны, начальники приказов и другие высшие должностные лица. Основную массусоставляло среднее и мелкое дворянство (дворяне московские, дети боярские,дворяне городовые и т.д.), служившее воинами в дворянском конном ополчении,а также в гарнизонах пограничных крепостей. Поскольку в условиях натурального хозяйства земля, населеннаякрепостными крестьянами, была единственным средством обеспечения службыдворян, то царская власть активно раздавала дворянству землю. Однако землидля испомещения дворян не хватало, и они поставили вопрос оперераспределении земель и рабочих рук внутри класса феодалов. Особенноостро разгорелась борьба между боярством и дворянством из-за земли икрестьян в 60-70-х годах XVI в., когда правительство Ивана Грозного ввелоопричнину и при ее помощи конфисковало у бояр и роздало дворянам огромныеземли. В годы опричнины Иван Грозный впервые “испоместил” вокруг Москвы“избранную тысячу” своих наиболее преданных слуг, наделив их землей икрестьянами на возникшем тогда же поместном праве, т.е. за службу и навремя службы без права распоряжения. В первой половине XVII в. ужепреобладало дворянское поместное землевладение. Дворянство, организованноев поместное ополчение, было наиболее мощной политической и военной силой. Дворяне претендовали также на участие в государственной власти.Боярство же, стремясь сохранить свои привилегии, защищало системуместничества, которая сложилась еще в XV в. При поддержке дворянства царизмпроводит ряд ограничений местничества. Однако, несмотря на то, что борьба между боярством и дворянством поройносила ожесточенный характер, все же это было столкновение внутри классафеодалов. Основным же было противоречие между классом феодалов и феодальнозависимым крестьянством. После опричнины, нанесшей сильнейший удар боярству, и отраженияиностранной интервенции начала XVII в., во время которой немало боярперешло на сторону врага, дворянство становится ведущей силой классафеодалов. Боярство теряет свои позиции и постепенно сливается с дворянствомв единое сословие, составляя его верхушку. В XVI- XVII вв. оформляется исключительное сословное право феодалов наземлю и феодально зависимых крестьян. Уже первый общерусскийзаконодательный акт-Судебник 1497 г. защищал границы феодальной поземельнойсобственности. Судебник 1550 г. и Соборное Уложение 1649 г. усиливаютнаказания за это. Кроме того, в Уложении прямо указано, что владеть землеймогут только “служилые люди”. Феодалы закрепляют свою привилегию занимать постыв государственномаппарате. По-прежнему они обладали правом вотчинной юстиции, то есть моглисудить своих крестьян, правда, за исключением тяжких политических иуголовных дел. Такие дела подлежали разбору в государственных судах. Этоеще больше ограничивало иммунитет феодальных владельцев. С 1550 г. выдачаиммунитетных грамот была прекращена. Сами феодалы имели право судиться в специальных судебных учреждениях.Указом Ивана IV от 28 февраля 1549 г. дворяне были освобождены отюрисдикции наместников и приравнены в этом отношении к боярам.Законодательство защищало жизнь, честь и имущество феодалов суровыминаказаниями. Служилые люди по отечеству оформились в XVII веке в сложную и четкуюиерархию чинов, обязанных государству службой по военному, гражданскому,придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами. Ониделились на чины думные (бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки),московские (стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы) и городовые(дворяне выборные, дворяне и дети боярские дворовые, дворяне и детибоярские городовые). По заслугам, по службе и знатности происхожденияфеодалы переходили из одного чина в другой. Не исключался доступ в служилыелюди по отечеству выходцев из тяглых слоев и, наоборот, уход феодала втяглецы. Постепенно эти переходы власти начинают ограничивать, например, изфеодалов в холопы (указ 1642 года, Уложение 1649 года), потом — в феодалыиз приборных служилых людей: стрельцов, пушкарей и прочих «мужиков»; изкрестьян, холопов, посадских людей (указ 1675 года). Дворянство, такимобразом, отмежевывалось от других слоев населения, превращалось в замкнутыйкласс — сословие. Столь же строго и последовательно власти стремились сохранить в рукахдворян их поместья и вотчины. Цель этих и других мер — придать классуфеодалов строгое «чиновное» средневековое деление, сохранить внеприкосновенности уездные (городовые) корпорации служилых людей.Правительство проводило последовательно продворянскую политику. Но этот курс в ряде моментов терпел неудачи. Прежде всего невозможнобыло «детей боярских испомещивать в одних городах, кто откуда служит»: наземли совершались сделки купли и продажи, и они непрерывно переходили изрук в руки. Этой перетасовке среди служилых людей способствовали внутренняяборьба между прослойками феодалов, замена поместного войска полками новогостроя — солдатскими, рейтарскими и др. Требования дворян и меры властей привели к тому, что к концу векасвели разницу между поместьем и вотчиной к минимуму. Если в первой егополовине в Замосковском крае, историческом центре государства, поместнаяформа землевладения сильно преобладала над вотчинной, то во второй половинеони поменялись местами. В течение всего столетия правительства, с одной стороны, раздавалифеодалам огромные массивы земель; с другой — часть владений, более илименее значительную, перевели из поместья в вотчину. Причин для подобныхпожалований находилось немало: то «за осадное сиденье» в Москве во времяСмуты и самозванцев, то за подавление восстаний «черни», то в связи сзаключением очередного мира или победами над неприятелем. Получали новыеземли, прежде всего из дворцового фонда и черных волостей, бояре и другиестоличные служилые люди, рядовые дворяне и казаки. Шли в раздачу землиЗамосковного края, уездов к югу от Оки и в других местах. Много досталось родственникам и фаворитам царствующих особ:Милославским и Морозовым, Нарышкиным и Лопухиным, Голицыным и Апраксиным,Салтыковым и Стрешневым; они и многие другие получили во второй половиневека десятки тысяч крестьянских дворов. Их натиск в южных уездах, вызывалнедовольство живших здесь служилых людей по прибору, осевших здесь жебеглых крестьян и холопов. Власти до поры до времени сдерживали аппетитыстоличных феодалов-крепостников, чтобы не нарушать оборону южногопограничья, которая держалась на приборных и беглых людях. Но с 70—80-хгодов крепостническое землевладение быстрыми темпами захватывает здесьгосподствующие позиции. Переписные книги 1678 года насчитали по стране 888 тысяч тяглыхдворов, из них около 90 процентов находилось в крепостной зависимости.Дворцу принадлежало 83 тысячи дворов, или 9,3 процента; церкви — 118 тысяч,13,3 процента; боярам—88 тысяч, 10 процентов; более же всего дворянам — 507тысяч дворов, или 57 процентов[2]. В XVII веке замкнутость верхних и низших групп феодалов постепенноуходит в прошлое. Господствующий класс заметно «одворянивается». Верхиуездного дворянства проникают в среду столичных чинов. Например,провинциальные выборные дворяне становятся дворянами московскими, астоличные жильцы и московские дворяне, даже стряпчие и стольники, наоборот,оседают в уездных городах. Реорганизация поместного войска, создание полковнового строя нанесли еще один удар старому «чиновному» делению, которое вовторой половине века становится анахронизмом. Дворянство, среднее и мелкое, сплоченно отстаивает свои интересы вземельных делах – в борьбе с «мочными и сильными людьми» из московскихвельмож, начальников. Добившись окончательного закрепощения крестьян, онотребует от властей помощи в сыске беглых. Столь же решительно ратует за«справедливый» (для себя, конечно) суд, за прекращение волокиты имздоимства московских приказных людей. Дворянство же сыграло решающую роль в провале «боярской попытки»(конец 1681 года) разделить государство на наместничества во главе с«вечными» (бессрочными) наместниками из «великородных людей». Не винтересах средних и мелких дворян было возвышение надменных столичныхаристократов. И потому последние потерпели поражение. А недолгое времяспустя — новый для них афронт: 12 января 1682 года Боярская дума поднажимом тех же дворян отменила местничество. В XVII веке немалое число худородных дворян проникли в столичные сферы— по родству с царем, фавору, заслугам на бюрократическом поприще. Кактогда стали говорить люди незнатные, но удачливые, «всяк велик и мал живетгосударевым жалованьем». Дворяне входили в среду думских чинов и приказныхсудей, военных и посольских руководителей. Иные из них стали богатейшимилюдьми. Б. И. Морозов, имевший в начале карьеры, в 20-е годы, всего 151крестьянский двор, к началу 60-х стал владельцем 9,1 тысячи дворов. Многиетысячи дворов получили в конце столетия Нарышкины. Бурный и неспокойный XVII век во многом потеснил старую аристократию.Один из ее представителей, князь И. М. Воротынский, с тоской вспоминал(дело было при первом царе из Романовых): «Бывали на нас опалы от прежних государей, но правительства с нас неснимали; во всем государстве справа всякая была на нас, а худыми людьми насне бесчестили». При том же Михаиле Федоровиче и сыне его Алексее около царского тронане было уже представителей многих старинных и знатных фамилий: князейКурбских и Холмских, Микулинских и Пенковых, а из некняжескихродов—Тучковых, Челядниных, Годуновых, Сабуровых и прочих. Вскоре сошли сосцены Мстиславские и Шуйские. А в XVI столетии они блистали на военномпоприще, в государственном управлении, имели политический вес и навыки. Имна смену пришли худородные: помимо названных выше, Боборыкины и Языковы,Толстые и Хитрые, Чаадаевы и Чириковы, из князей — Долгорукие и Мосальские,Прозоровские и Урусовы. Они пробились вверх по чиновной лестнице, вплоть доБоярской думы; иные входили даже в ближнюю, или тайную, думу при«превысочайшей особе». Уже тогда становятся влиятельными в государстве лица, которых в XVIIIвеке назовут фаворитами, людьми «в случае». Духовенство, точнее церковь, поскольку юридически земля принадлежалапатриархии, митрополичьим и архиерейским кафедрами монастырям, выступалакак класс феодалов. Церкви принадлежало до '/з всех обработанных земель ифеодально зависимых крестьян. Кроме того, монастыри вели обширную торговлю,занимались ростовщичеством. Их владения продолжали расти, что представлялоуже угрозу для дворянства. В первой половине XVII в. был созданМонастырский приказ для управления церковными землями, и они, такимобразом, были поставлены под контроль государства. Духовенство оформилось в самостоятельное сословие. Оно былоосвобождено от несения государственной службы и повинностей и от налогов, атакже имело свое сословное управление и суд. Духовенство делилось на белое(приходские попы - священнослужители и вспомогательный персонал: дьячки,пономари и т.д. - церковнослужители) и черное (монахи), жившее вмонастырях. Белому духовенству разрешалось жениться, но только один раз втечение жизни. Черное духовенство (монахи) давали обет безбрачия. И делоздесь не только в проповеди аскетизма и отречении от мирских забот, но и втом, чтобы не дробились между наследниками-детьми церковные и монастырскиеземли. Ведущие церковные должности могли занимать только монахи. Высшим органом церковного управления и суда является московскиймитрополит, который в 1589 г. был возведен в сан патриарха. Смысл этойакции состоял в том, что если митрополит, хотя бы формально подчинялсяконстантинопольскому патриарху, то с учреждением московской патриархии ееглава - патриарх по своему сану стал равен константинопольскому патриарху.Иными словами, Русская православная церковь становилась полностьюнезависимой (автокефальной) и ее центром и в формально-юридическом смыслестановилась Москва. Патриарх, хотя и избирался Поместным собором,состоявшим из высших церковных иерархов, но по традиции восточногоправославия, шедшей еще с византийских времен, утверждался в своейдолжности царем. Поэтому учреждение Московской патриархии являлось как бызавершающим актом, утверждавшим суверенитет Русского централизованногогосударства. Поместный собор и патриарх являлись не только высшими органамидуховного суда, но их акты были источниками церковного (канонического)законодательства. Церковному суду подлежало все духовенство и зависимое отцеркви население, кроме дел об измене, “душегубстве, татьбе и разбое споличным”. По ряду дел (например, преступления против нравственности,разводы и т.п.) церковному суду подлежали и все светские люди. Православная церковь фактически осуществляла идеологическую функциюгосударства, являлась носителем государственной идеологии, поэтомугосударство всячески поддерживало церковь и материально, и политически, изаконодательно. Не случайно во всех судебниках. Соборном Уложении 1649 г.преступления против церкви стояли на первом месте, а уклонения отофициальных церковных догм (“ереси” - своеобразное диссидентство техвремен), совращение в иную религию государство сурово наказывало. Но в тоже время цари ревниво оберегали свою власть от вмешательства церкви. В XVII веке власти продолжали курс своих предшественников наограничение церковного землевладения. Уложение 1649 года, например,запретило духовенству приобретать новые земли. «Посадское строение»середины столетия лишило его многих белых слобод и дворов в Москве и другихгородах, приносивших немалые доходы. Ограничивались привилегии церкви вделах суда и управления. Сохранил их только патриарх. По тому же Уложениюсуд и управление в церковных и монастырских владениях передали специальносозданному учреждению — Монастырскому приказу во главе с царскими (непатриаршими!) окольничими и дьяками. Но церковь не сдавала свои позиции — в 60-е и 70-е годы она добиласьлишения Монастырского приказа судебных функций, а затем его упразднения. 3. Феодально-зависимое население Крестьянство в XV-XVI вв. постепенно консолидировалось в единоесословие. Так как крестьяне составляли подавляющее большинство населения,то их чаще всего называли “христианами” (отсюда - крестьяне). Крестьяне,жившие на государственных землях, назывались “черными” или “черносошными”. Черные крестьяне жили общинами (“мир” или “волость”) и неслиповинности в пользу государства. Дела общины управлялись сходом и выборнымстаростой. С середины XVI в. в связи с развитием барщинного хозяйства итоварно-денежных отношений происходит общее увеличение повинностей. Именнов это время появляется денежная рента. Феодалы усиливают и внеэкономическоепринуждение, стремятся закабалить, закрепостить крестьян. Переходы крестьян являлись формой классового протеста. Онипревращались в массовые побеги. Феодалы требовали от правительства ихограничения. Тяготы многолетней Ливонской войны, ломка боярскогоземлевладения и насаждение дворянских поместий, набеги татар, эпидемиипривели к массовому разорению крестьян. В отличие от феодалов, особенно дворянства, положение крестьян ихолопов в XVII столетии существенно ухудшилось. В 1581 г. был издан указ о “заповедных летах”, который запрещалкрестьянские переходы и в “Юрьев день”. В 1592 г. проведена была переписьземли и живущих на ней крестьян. “Писцовые книги” стали считатьсяоснованием для прикрепления крестьян к земле. В 1597 году правительствоБориса Годунова издало указ о розыске беглых в течение пятилетнего срока ивозвращении их бывшим владельцам. Позже срок исковой давности для розыскабеглых, или “урочные годы”, правительством царя Василия Шуйского былувеличен до 15 лет. Наконец, Соборное Уложение 1649 года удовлетворилотребования дворянства и полностью оформило юридическое закрепощениекрестьян. Теперь их можно было разыскивать “без урочных лет”, то естьбессрочно и возвращать прежним владельцам вместе с женами, детьми иимуществом. Того, кто укроет беглого, помимо штрафа в 10 руб. ожидалострогое наказание вплоть до битья кнутом. Крепостной подлежал суду своеговладельца (вотчинной юстиции) по всем делам, кроме преступлений противцеркви, государственных, “душегубства, татьбы и разбоя с поличным”.Крестьянин отвечал своим имуществом за долги феодала. Из частновладельческих получше жилось крестьянам дворцовым, хуже всех— крестьянам светских феодалов, особенно мелких. Крестьяне работали в пользу феодалов на барщине («изделье»), вносилинатуральный и денежный оброки. Обычный размер «изделья» — от двух дочетырех дней в неделю, в зависимости от размеров барского хозяйства,состоятельности крепостных (богатые и «семьянистые» крестьяне работалибольше дней в неделю, «скудные» и «одинокие» — меньше), количества у нихземли. Крестьяне пахали пашню и косили сено для господ, обрабатывали ихогороды и сады, вывозили навоз на поля и строили мельницы и плотины,чистили пруды, делали «езы», «заколы» для ловли рыбы, многое другое. Самойгорячей порой были «згонные» (общие) работы во время сева и жатвы, сенокосаи починки плотин, когда «жили на работе сколько доведетца». «Столовые запасы» — хлеб и мясо, овощи и фрукты, сено и дрова, грибы иягоды — возили на дворы к владельцам те же крестьяне. Плотников икаменщиков, кирпичников и живописцев, других мастеров дворяне и бояре бралииз своих сел и деревень. Крестьяне работали на первых фабриках и заводах,принадлежавших феодалам или казне, изготовляли на дому сукна и холсты и т.д. и т. п. Все необходимое для повседневной жизни в городе бояре и дворяне бралив виде оброка с крестьян. Стольник А. И. Безобразов в 60 — 70-е годытребовал из белевских вотчин в год 18 ведер вина, 7 пудов мяса свинымиокороками и молодыми поросятами, 16 баранов, 16 аршин холста, 15 аршинсукна, 16 кур, 16 «обувей лаптей», по двое шлей, вожжей, гужей, тяжей и«ужищ»[3]. Везде владельцы получали «короваи» масла и сало, сыр, творог исметану; в иных местах — орехи и ягоды, хрен и грибы. Исполнялись и разныеприхоти: тот же Б. И. Морозов пожелал однажды «у ково есть у охотниковскворцы, собрать у всех», доставить к нему в Москву в большой клетке, «чтобих, до Москвы везучи, не поморить; и не тесно б им было». Владельцы сочетали все три вида эксплуатации крестьян. Но постепенно,особенно во второй половине века, в Замосковном крае увеличивается доляоброка, особенно денежного, а в южных уездах и под Москвой — барщинныхработ. Крепостные, помимо работ и платежей в пользу феодалов, неслиповинности в пользу казны. В целом их обложение, повинности были тяжелее,чем у дворцовых и черносошных. Положение зависимых от феодалов крестьянусугублялось и тем, что владельцы распоряжались не только их трудом. Суд ирасправа бояр и их приказчиков сопровождались неприкрытыми насилиями,издевательствами, унижением человеческого достоинства. Дело доходило, идовольно часто, до батогов и кнута, пытки огнем и дыбой, заковывания вкандалы и заключения в тюрьму. Жалобы крестьян на помещиков силы не имели.За их убийство владелец не отвечал. Дворяне вмешивались в семейные разделыкрестьян, заключение браков. После 1649 года широкие размеры принял сыск беглых крестьян. Тысячи иххватали и возвращали владельцам. В крепостную зависимость включалинезакрепощенные группы сельского населения: так называемых «вольных» или«гулящих людей», детей и родственников крестьян, не попавших в писцовыекниги, отпущенных на волю кабальных холопов, освободившихся из пленасельских жителей; покинувших тягло или службу и осевших в деревне посадскихи приборных людей и др. Немало среди них было беглых крестьян и холопов.Вольные и гулящие обычно приходили к помещику «душею да телом», о такихговорили: «гол, как сокол». Они брали ссуду у феодала и, согласно «ссуднойзаписи» или «порядной», обязывались жить «вечно», «безвыходно», «никуда вонне выйти и впредь жить неподвижно», «жить во крестьянстве вечно», платитьподати и оброки. Чтобы прожить, крестьяне шли в отход, в «батраки», на заработки.Нанимались на работу артелями. Обедневшие крестьяне переходили в категориюбобылей. Особенно много появилось их в годы Смуты: крестьяне, не в силахнести тягло, просили владельцев разрешить «на время пожить в бобылях». Однибобыли пахали свою землю, работали на боярской пашне, но не вносили податии платежи. Другие не могли и этого делать, не имели даже двора, «кормилисьмеж крестьян работою», как «захребетники», «соседи и подсоседники» у другихкрестьян. Постепенно, по мере улучшения положения бобылей, их сновазаставляли нести тягло в половинном или меньшем размере, а в конце концов ив полном объеме. По указу о подворной подати (1679 год) их приравняли ккрестьянам. Но и после этого бобыли, как социальная категория сельскогонаселения, продолжали существовать. На севере Европейской России существовала категория половников, обычноиз черносошных крестьян. За подмогу, ссуду они трудились в хозяйствахмонастырей и зажиточных крестьян, отдавая им половину, две пятых, третьурожая. Феодалы, особенно крупные, имели много холопов, иногда по несколькусот человек (например, у бояр Н. И. Романова, Б. И. Морозова было по300—400 человек). Это — приказчики и слуги для посылок, конюхи и портные,сторожа и сапожники, сокольники и «певчие ребята». Самостоятельногохозяйства они не вели, их полностью содержал владелец. Некоторые дворяненачали переводить своих холопов на землю, наделяли инвентарем, а те платилиим оброк, исполняли барщинные работы, но в отличие от крестьян не неслигосударственного тягла. Однако податная реформа 1678—1681 годов уравнялатех и других. К концу века, по существу, произошло слияние холопства скрестьянством. Средний уровень благосостояния русского крепостного крестьянства вXVII веке снизился. Сократилась, например, крестьянская запашка: вЗамосковном крае на 20—25 процентов. Одни крестьяне имели полдесятины,около десятины земли, у других и того не было. А у зажиточных случалось понескольку десятков десятин. Зажиточные крестьяне довольно часто арендовали землю. А в качествестарост, приказчиков добивались привилегированного положения, прижималиодносельчан, «подмеривали под себя» лучшие земли, перекладывали на бедняковтяжелые повинности. Они же брали на откуп господские винокурни, мельницы идр. Выходили в торговцы и промышленники, подчас весьма крупные. Изкрепостных Б. И. Морозова вышли, например, ставшие подрядчиками-судовладельцами, а затем крупными солеторговцами и рыбопромышленникамиАнтроповы. А Глотовы, крестьяне князя Ю. Я. Сулешева из села КарачароваМуромского уезда, стали богатейшими купцами первой половины столетия. Лучше жилось государственным, или черносошным, крестьянам. Над ними нетяготел дамоклов меч непосредственного подчинения частному владельцу. Ноони зависели от феодального государства: в его пользу вносили налоги, неслиразные повинности. Поскольку крепостническое землевладение охватило весьосновной массив земель в центре и на юге Европейской России, черные землиостались только на севере с его малоплодородными угодьями. Крестьяне в поисках денег на уплату податей, покупку промышленныхизделий продавали хлеб. Их хозяйство тем самым устанавливало связи срынком. Особенно это характерно для богатых сельских жителей. Например, вПоморье (север Европейской России) многие черносошные (незакрепощенные,государственные) крестьяне из русских, коми и др. продавали хлеб и другиепродукты в городах, на торжищах, вели торговлю с Сибирью и заграницей. Этисельские богатей арендовали землю, эксплуатировали половников — обедневших,разорившихся односельчан, использовали труд наемных работников. В уездах Нечерноземного Центра многие крестьяне, по отзываминостранных купцов, промышляли выращиванием и продажей льна. Другиенаживались на изделиях промыслов. Некоторые села становились, по существу,торгово-ремесленными центрами, городами. А богатые крестьяне выходили вкупцы, промышленники. Таковы, например, Федотовы-Гусельниковы — черносошныекрестьяне Устюжского уезда; Осколковы и Шангины из Коми-края. Все ониразбогатели на торговых операциях с Сибирью. И таких было немало. Феодалы иказна получали с них большие доходы. 4. Посадские люди и казаки Подавляющее большинство жителей городов составляли “черные люди” —ремесленники. Видное место среди городского населения занимали купцы. В городах наблюдалось резкое имущественное расслоение. Высшие слоимосковского купечества составляли две корпорации: гостей—“сурожан”, ведшихторговлю с Югом, и суконщиков, торговавших с Западом. Сурожане торговали, главным образом, шелками, а суконщики—сукнами. Ите, и другие объединялись в свои особые корпорации, или “сотни”. Сурожанамии суконщиками были крупнейшие купцы. Они нередко давали в долг деньги царю,боярам, сами покупали землю и даже роднились с боярством и становилисьбоярами. Купцы пользовались рядом привилегий, могли торговать беспошлинно впределах Московского государства. “Черные люди”, то есть мелкие торговцы и ремесленники, тоже имели своюорганизацию. Она проявляла нередко большую активность (особенно во времяобороны городов) и противопоставлялась боярам. Ремесленники одной специальности объединялись в цехи, или “братчины”,“сотни”, “ряды” со своими центрами. Отряды ремесленных сотен входили вгородское ополчение. Сотни были и податными единицами. Городское населениенесло повинности (“тягло”) в пользу царя, и потому называлось тяглым иличерным. Хозяйственный подъем в XV в., развитие ремесла и торговли укреплялиэкономическое положение городов, а следовательно, поднимали и значениепосадских людей. Процесс восстановления, возрождения затронул после Смуты и ремесло,промышленность, торговлю в городах. Здесь тоже начались сдвиги, не оченькрупные и решительные по масштабам, но весьма все же заметные. К середине столетия в стране числилось более двух с половиной сотенгородов, а дворов в них, по неполным, правда, данным,— более 40 тысяч. Изних в Москве 27 тысяч дворов[4]. Принадлежали они ремесленникам и торговцам(8,5 тысячи дворов), стрельцам (10 тысяч), боярам и дворянам, церковникам игостям (богатым купцам). Крупные города располагались на важных торговых путях по Волге(Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Астрахань), Двине и Сухоне(Архан-гельск, Холмогоры, Соль Вычегодская, Устюг Великий, Вологда,Тотьма), к югу от Москвы (Тула, Калуга), на северо-западе (НовгородВеликий, Псков), северо-востоке (Соль Камская). Многие средние и мелкие города были, по существу, крепостями (в южных,поволжских уездах), но и в них постепенно появились посады — предместья,населенные торгово-ремесленным людом. Население городов в первой половине столетия выросло более чем вполтора раза. Несмотря на скромную долю торговцев и ремесленников в общемколичестве жителей России, они играли весьма существенную роль в еехозяйственной жизни. Ведущий центр ремесленного, промышленного производства, торговыхопераций — Москва. Здесь в 40-е годы работали мастера металлообработки (в128 кузницах), мехового дела (примерно 100 мастеров), изготовленияразличной еды (около 600 человек), кож и кожаных изделий, одежды и головныхуборов, многого другого — всего, что нужно большому многолюдному городу.Центрами металлообработки, помимо Москвы, были Тула, Ярославль, Тихвин,Устюжна Железно-польская, Устюг Великий Холмогоры, Соль Вычегодская;кожевенного дела — Ярославль, Кострома, Вологда, Нижний Новгород, Казань. В меньшей, но достаточно заметной степени ремесло развивалось и вдругих городах России. Значительная часть ремесленников работала нагосударство, казну. Часть ремесленников обслуживала нужды дворца(дворцовые) и живших в Москве и других городах феодалов (вотчинныеремесленники). Остальные входили в посадские общины городов, несли (тянули,как тогда говорили) различные повинности и платили налоги, совокупностькоторых называлась тяглом. Ремесленники из посадских тяглецов от работы позаказу потребителя зачастую переходили к работе на рынок, и ремесло, такимобразом, перерастало в товарное производство. Появилась и простаякапиталистическая кооперация, применялся наемный труд. В наемники кразбогатевшим кузнецам, котельникам, хлебникам и другим шли бедныепосадские люди, крестьяне. То же происходило на транспорте, речном игужевом. Развитие ремесленного производства, его профессиональной,территориальной специализации вносит большое оживление в хозяйственнуюжизнь городов, торговые связи между ними и их округами. Именно к XVII векуотносится начало концентрации местных рынков, складывания на их основевсероссийского рынка. Гости и другие богатые купцы появлялись со своими товарами во всехконцах страны и за ее рубежами. В годы Смуты и после нее они не раз ссужаливласти деньгами. Правительство созывало совещания с участием купцов длярешения насущных хозяйственных, финансовых проблем. Они же становилисьдепутатами земских соборов. Им поручали сбор налогов и пошлин — таможенных,кабацких, соляной и прочих. Царь Михаил освободил гостей и торговых людей Гостиной и Суконнойсотен, числом более 325 человек, от посадского тягла, постоя, уплаты мыта имостовщины (проездных пошлин). А судить их с семьями могли в это времятолько царь и его казначей, а не приказы и воеводы. По поручению властейкупцы торговали указными казенными товарами, то есть реализовывалимонополию государства в этой области, возглавляли казенные предприятия,таможни, кабаки. Имели право торговать с зарубежными странами. Наконец, чтоочень характерно для феодального строя, могли владеть вотчинами. Купцыстремились приблизиться к дворянству, вступить в его ряды. Активизация торгово-ремесленной, промышленной жизни городов не моглане отразиться на посадских жителях. Их представители, прежде всего из числапосадской верхушки, выполняли важные поручения правительства, заседали вземских соборах. Все посадские люди отстаивали в челобитных, в ходесудебных разбирательств, городских восстаний свои общесословные права и впервую очередь — на занятие ремеслами и торговлей. Многие посадские тяглецы из черных слобод и сотен, чтобы «избытьтягло», а оно при царе Михаиле стало для них бедствием, «закладывались» ккрупным феодалам — владельцам «беломестных» слобод и дворов, становилисьфеодально-зависимыми от них людьми, работали на них: занимались ремеслом иторговлей как раньше, но тягла уже не несли. Феодалы таким путемувеличивали доходы. Казна не страдала, страдали оставшиеся в общинепосадские люди: они должны были, по принципу круговой поруки, вноситьпрежнюю сумму податей, теперь и за «закладчиков». Так что возрастали объемтягла, давившего на них, и конкуренция в ремесленных и торговых занятиях состороны «беломестцев». Посадские люди на земских соборах, в челобитных требовали вернутьзакладчиков, всех людей, занимающихся ремеслом и торговлей, в посадскиеобщины, к посадскому тяглу. Но власти, защищая интересы феодалов, невнимали подобным просьбам, тянули время, ограничивались полумерами.Например, заставляли беломестцев перенести свои дворы с посадской земли в«белые» слободы и дворы, организовали одно время Сыскной приказ и т.д. Накапливавшееся недовольство посада прорвалось в конце концов ипривело к решению проблемы «беломестцев»» Это произошло в ходе посадскойреформы 1649—1652 годов. А тридцать лет спустя, при проведении налоговойреформы 1678—1681 годов, посадские люди добились некоторого сниженияналоговых ставок. Все эти уступки посадскому миру отразили ту болееактивную роль, которую торгово-ремесленное население стало играть в XVIIвеке в экономической и политической жизни страны. Они же способствовалиизвестному успокоению в их среде к концу столетия. Отдельной своеобразной группой населения являлись казаки (речь идет овольных казаках, которых не следует смешивать со служилыми). В XV – XVI вв.казачьи поселения возникли на трех больших реках на окраинах России иПольши: на Дону, Яике (теперешний Урал) и Днепре (запорожские казаки).Причиной образования казачьих поселений был феодальный гнет (а на Украине инациональный гнет со стороны польской шляхты), от которого бежали смелыелюди, желавшие независимости и вольной жизни. В XVII в. яицкое казачество рассматривалось русским правительством какчасть населения России, пользующаяся особыми правами. Своимиантифеодальными выступлениями яицкие казаки успешно отражали попытки ихзакрепощения. Сложнее обстояло дело на Дону. Здесь была более напряженная военнаяобстановка. Донские казаки в XVII в., номинально признавая верховную властьцаря, фактически пользовались полной независимостью. Запорожская Сечь (так назывались территория и организация запорожскихказаков) постоянно боролась с Турцией и Польшей. После воссоединенияУкраины с Россией запорожцы воевали с турками в составе русской армии. В конце XVII в. в казачьей среде наблюдается уже далеко зашедшееимущественное и социальное расслоение. В это время бежать, например, на Донне значило сразу стать казаком. Богатая казацкая верхушка – старшина,заправлявшая делами во всех казацких войсках, эксплуатировала приходившуюголытьбу в течение нескольких лет, а затем решение о приеме в казакиоформлялось на общем собрании – казачьем круге. Голытьба активноучаствовала во всех антифеодальных выступлениях, являясь зачинщицейвосстаний С. Разина и К. Булавина. Казацкая старшина всегда поддерживалаправительство. XVII столетие внесло немало изменений в хозяйственную жизнь страны, еесословно-классовое деление, подготовило новый и бурный подъем во всехобластях жизни в эпоху петровских преобразований. Заключение Сословие - социальная группа многих докапиталистических обществ,обладающая закреплёнными в обычае или законе и передаваемыми по наследствуправами и обязанностями. Для сословной организации общества, обычновключающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная внеравенстве их положения и привилегий. В России формирование сословийпроистекало в течение XV – XVII и завершилось в VII в.В соответствии со структурой земельных отношений сложилась социальнаяорганизация общества. По официальной терминологии того времени, общество,не считая духовенства, делилось на служилых людей, тяглых людей и холопов. Сословие феодалов распадалось на следующие группы: служилых князей,бояр, слуг вольных и детей боярских и т.д. В рассматриваемый период заметноусилилось дворянское условное землевладение в общей структуре феодальнойземельной собственности. Военные слуги государства – дворяне испомещалисьна земле, за счет которой они главным образом и должны были обеспечиватьсебя всем необходимым для несения военной и другой государственной службы.Особым усилением феодальной земельной собственности знаменуется XVII век.Стародавнее деление крестьян на серебряников, старожильцев, новоприходчиковфактически отмирает. Все они постепенно превращаются в тяглых людей. Однакоэта крестьянская тяглая масса делилась на разные категории и группы,различавшиеся по размерам и формам уплаты феодальной ренты, государственнымповинностям и степени своего неправия. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему усилениюэксплуатации крестьян и, в конечном счете, их полному закрепощению.Крестьяне прикреплялись к земле (т.е. к конкретной вотчине или поместью),но продавать их можно было только с землей (как принадлежность земли). В связи с ростом экономического значения городов усиливалосьполитическое влияние городского населения — посадских людей. К середине XVIв. посадское население добилось права на самоуправление. Правительство вынуждено было идти на серьезные уступки посадам.Например, по Соборному Уложению 1649 года были ликвидированы так называемые“белые места” в городах. Тем не менее, основная масса посадского населения подвергалась всемтяготам феодальной эксплуатации со стороны царя, феодалов и городскойверхушки. Соборное Уложение оформило окончательное прикрепление “черных”людей к тяглу. В связи с усилением феодального гнета городские низы неоднократновыступали с оружием в руках против феодального гнета. Особенно крупнымибыли восстания в Москве в 1547, 1605, 1648 и 1662 гг. Библиографический списокТабель о рангах / Российское законодательство X-XX вв. В девяти томах. Т.6. – М.: Юрид. лит, 1985.1. Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 318 с. Скрынников Р.Г. Русь X – XVII века. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999. –352 с. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV– XV веках. – М.: изд-во социально-экономической литературы, 1960. – 900 с. Чистяков Н.О. История отечественного государства и права. – М.: Юрист,1996. – 442 с.2. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в.: Учебник. / Под ред. Б.А. Рыбакова. – М.: Высшая школа, 1983. – 415 с.----------------------- [1] См.: Скрынников Р.Г. Русь X – XVII века. – СПб., 1999. – 167 с. [2] Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. – Молодаягвардия, 1989. – С. 164. [3] Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. – М.: Молодаягвардия, 1989. – С. 191. [4] История СССР с древнейших времен до конца XVIII в.: / Под ред.Б.А. Рыбакова. – М., 1983. – 211 с.




Похожие:

Сословия в России iconСословия в России до 16 века

Сословия в России iconСословия в России до 16 века: их образование, функционирование, привилегии, влияние на государственную жизнь

Сословия в России iconСословия в России
Сословие, социальная группа докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству...
Сословия в России iconГосударственные реформы Петра I
Хvп в. Одним из существенных факторов образования абсолютизма в России является внешнеполитический фактор. Н. И. Павленко писал:...
Сословия в России iconГосударственные реформы Петра I
Хvп в. Одним из существенных факторов образования абсолютизма в России является внешнеполитический фактор. Н. И. Павленко писал:...
Сословия в России iconДокументы
1. /Сословия.doc
Сословия в России iconКурсовая работа "Конституционное право России" по теме "Приобретение гражданства Российской Федерации"
Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия лица податного состояния и лица неподатного...
Сословия в России iconТема урока Кол часов
Предмет, цели и задачи курса «Кубановедение». Население Кубани в начале XX в. Сословия, «иногородние», кубанские казаки. Белые пятна...
Сословия в России iconФормирование светской культуры
Одной из ее существенных черт являлось возникновение в ней светской культуры, отразившей культурное самосознание и духовные идеалы...
Сословия в России icon29 социальная стратификация
Социальная стратификация совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы