Экономическая безопасность России icon

Экономическая безопасность России



НазваниеЭкономическая безопасность России
Дата конвертации06.07.2012
Размер384.04 Kb.
ТипРеферат
Экономическая безопасность России


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Специальный экономический факультет по переподготовке кадров КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: Экономическая безопасность РоссииВыполнил студент МЭ-13Рыжков С.Е.Научный руководитель:Шеров В.Г.Оценка отлично Санкт-Петербург 2001 г. Содержание.Введение.1. Общее понятие экономической безопасности.2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности. 1. Военно-экономическая безопасность. 2. Внутриэкономическая безопасность. 3. Внешнеэкономическая безопасность.3. Необходимые меры для повышения экономической безопасности России.Заключение.Список литературы. Введение.Центральное направление мирового развития в 21 веке – глобализация, Триосновных вектора, под воздействием которых проходило развитие мира, этогеополитика, геоэкономика и геостратегия.[1] До второй половины 20 века напервом месте находилась геополитика. Геополитика влияла на изменениегеографических границ государств, для достижения своих целей государстваприменяли военные методы воздействия, силой захватывая необходимые имтерритории. Главными игроками в геополитике являются различные государства,военные блоки союзных государств, преследующие схожие цели. Некоторые ещёпробуют решать свои проблемы с помощью военной силы (вторжение Ирака вКувейт), но на первый план выходит геоэкономика, дающая возможность длямировой перестройки, лишённой открытой конфронтации, геоэкономическими(невоенными) методами. Это вызвано прежде всего возросшей рольютранснациональных корпораций. Сегодня они, а не отдельные государства,ведут борьбу за мировые ресурсы.Интернационализация коренным образом изменяет характер международногоразделения труда. Сегодня процессы обмена идут не только междугосударствами, но и прежде всего между транснациональными структурами,мировыми воспроизводственными центрами (или ядрами), крупнымитехнологическими мегаполисами. Звеньями этих центров становятсяэкономические структуры и системы управления, относящиеся к различнымнациональным экономикам.«Стыки» взаимодействия центров есть не что иное, как экономические границы,которые могут не совпадать с национальными. По своей конфигурации мировыепроизводственные центры подвижны, соответствующие экономические границыносят изменяющийся характер, именно по этим границам идёт непрерывныйпередел мира.В рамках мировых интернациональных структур формируется иперераспределяется мировой доход. Реализация экономических интересовпроисходит не только на мировом рынке, но и на так называемом экономическоматласе мира, в том числе на национальном геоэкономическом атласе.Оперирование на геоэкономическом атласе требует не выжидательной (иликоньюнктурной) торговой тактики, а наступательной, активной позиции исоответствующих механизмов реализации своих интересов.
Соответственно,векторная стратегия задаёт стратегическую модель внешнеэкономическихсвязей, целенаправленно воздействуя на формирование геоэкономическойситуации.Национальная экономика способна к воспроизводству геоэкономическиэффективно с преобразованием своего внешнеэкономического сектора из торгово-посреднической в производственно-инвестиционную модель внешнеэкономическихсвязей. Для этого государству надо чётко определить свои стратегическиеинтересы, и в зависимости от них строить взаимоотношения с крупнымитранснациональными структурами.Если государство берёт на вооружение геоэкономический вектор развития, топоявляются новые (невоенные) виды воздействия на конкурентов, такие какэкономические, экологические, демографические и т.д.Президент РФ Путин Владимир Владимирович, в своём ежегодном обращении кнации прямо сказал, что у России есть два возможных пути развития – либоРоссия будет сильным государством, либо данное государство исчезнет сатласа мира, по крайней мере в том виде, в каком оно существует сегодня.Многим иностранцам Россия нужна в виде сырьевого придатка их экономики,живущая за счёт продажи своих ресурсов. Это гибельный путь для России. Длятого, чтобы выжить, государству необходимо строить свою экономическуюполитику с учётом требований техногенного развития мирового сообщества в21 веке, необходимо найти свои точки роста в виде новых технологий, вкоторых мы должны не догонять, а опережать зарубежных конкурентов.Понятие экономической безопасности страны включает в себя не толькоподдержание на достаточном уровне социально-политической и военнойстабильности государства, но и прежде всего развитие экономики с включениемеё в процессы глобализации, проходящие сегодня в мировом сообществе. Вданной работе рассмотрены некоторые вопросы экономической безопасностистраны, а также мнение автора о направлении развития российской экономики сцелью отражения угроз экономической безопасности России. 1.Общее понятие экономической безопасности страны.Понятие национальной безопасности шире понятия экономической безопасностистраны, оно включает оборонную, экологическую, энергетическую безопасностьи т.д.Ряд общих условий и факторов выдвигает понятие экономической безопасности вряд понятий, формирующих системный взгляд на современную жизнь общества игосударства:[2]1. Различия в национальных интересах, стремление к более полному вычленению их из общих интересов, несмотря на развитие интеграционных процессов – требуется разработка соответствующей стратегии.2. Ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспеченности ими отдельных стран содержит потенциальную возможность для обострения экономической и политической борьбы за пользование этими ресурсами.3. Возрастает значение фактора конкуренции в производстве и сбыте товаров, особенно в сфере финансово-банковских услуг. Умение создавать условия для развития финансово-банковского сектора и отладить его чёткую работу ставятся в один ряд с умением создавать новые промышленные и сельскохозяйственные технологии.Вот почему возрастание конкурентоспособности одних стран другимирассматривается как предмет реальной опасности, угрозы их национальныминтересам.Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, вкоторой можно выделить три её важнейших элемента:1. Экономическая независимость. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля за национальными ресурсами. Необходимо выйти на такой уровень производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентноспособность и позволяет на равных учавствовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).3. Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.[3]Необходимо подробнее рассмотреть связь между понятиями развитие иустойчивость экономики.Развитие – один из компонентов экономической безопасности. Если экономикане развивается, то резко сокращается возможность её выживания, а такжесопротивляемость и способность к адаптации к внешним и внутренним угрозам.Устойчивость и безопасность, – важнейшие характеристики экономики какединой системы. Их не следует противопоставлять, из них каждая по своемухарактеризует состояние экономики.Устойчивость экономики характеризует прочность и надёжность её элементов,вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способностьвыдержать внутренние и внешние «нагрузки».Безопасность – это состояние объекта в системе его связей с точки зренияспособности к самовыживанию и развитию в условиях внутренних и внешнихугроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.Чем более устойчива экономическая система (например, межотраслеваяструктура) соотношения производственного и финансово-банковского капитала ит.д., тем жизнеспособней экономика, а значит, и оценка её безопасностибудет достаточно высокой.Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояниеэкономики и институтов власти, при которых обеспечиваются гарантированнаязащита национальных интересов, социально направленное развитие страны вцелом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятномусловии развития внутренних и внешних процессов. Таким образом,экономическая безопасность – это не только защищённость национальныхинтересов, но и готовность, и способность институтов власти создаватьмеханизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественнойэкономики, поддержания социально-политической стабильности общества.Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев ипоказателей. Критерий экономической безопасности – оценка состоянияэкономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущностьэкономической безопасности. Критериальная оценка включает в себя:[4] . Ресурсный потенциал и возможности его развития. . Уровень эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствие уровню использования в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму. . Конкурентоспособность экономики. . Целостность территориального и экономического пространства. . Сувериниртет, независимость и возможность противостоять внешним угрозам. . Социальная стабильность и условия предотвращения и разрешения социальных конфликтов.В системе показателей-индикаторов необходимо выделять:1. Уровень и качество жизни.2. Темпы инфляции.3. Норму безработицы.4. Экономический рост ВВП.5. Дефицит бюджета.6. Государственный долг, встроенность в мировую экономику.7. Золотовалютные резервы.8. Деятельность теневой экономики.Важны пороговые значения – предельные величины, несоблюдение значенийкоторых препятствует нормальному ходу развития различных элементоввоспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительныхтенденций в области экономической безопасности.Однако нет однозначного ответа на вопрос – какими должны быть эти пороговыезначения. Мировая практика показывает, что даже при существенномнесоблюдении пороговых значений экономика некоторых стран стабильноразвивается, причём темпами, превосходящими те страны, где эти пороговыезначения соблюдаются гораздо жёстче. Все эти критерии и показатели должныкоррелировать друг с другом, и прежде чем браться засоблюдение данных пороговых значений хорошо бы выяснить, как именно онивзаимодействуют между собой. Экономическая безопасность – это эффективное удовлетворение общественныхпотребностей с условием соблюдения частичной экономической независимости,стабильности и устойчивости национальной экономики и способности ксаморазвитию и прогрессу. 2.Экономика России с точки зрения экономической безопасности.Структура проблем экономической безопасности приведена на схеме 1.Схема 1. Структура проблем экономической безопасности.[5] 2.1. Военно-экономическая безопасность.Проблемы ВПК.В течение долгого времени военно-промышленный комплекс Советского Союзапроизводил до трёх четвертей валового внутреннего продукта страны. Это былмощный комплекс, успешно конкурировавший с единственным существовавшим натот момент противником – ВПК США. В то время основная задача, поставленнаягосударством перед данным комплексом, была в обеспечении этого государствасредствами защиты и нападения для парирования тех угроз, которые онотаковыми считало.После развала Советского Союза развалилось и ВПК. На гребне приватизациимощные объединения рассыпались на отдельные заводы. Ранее жёстко связанныемежду собой серийные заводы и конструкторские бюро тоже стали абсолютносамостоятельными единицами. Россия строила свою линию поведения вэкономике, добиваясь максимальной конкуренции и либерализации рынка, хотятенденция развития мирового сообщества шла радикально противоположнымкурсом слияния и поглощения компаний, т.е. перехода от конкурентного колигополистическому рынку.Проблемами реструктуризации оборонки занимались в разное время помощникпрезидента Ельцина по военно-техническому сотрудничеству Борис Кузык и вице-премьер правительства РФ Яков Уринсон. Основными идеями их программреструктуризации были создание крупных вертикально-интегрированных компанийи формирование на их основе так называемого ядра оборонного комплекса. Ксожалению, ни одна из задуманных вертикально-интегрированных структур неоказалась эффективной.Формально в составе ОПК (ВПК в какой-то момент переименовали в оборонно-промышленный комплекс) сегодня числятся около 1700 предприятий. Несколькодесятков из них являются головными, замыкающими кооперационные цепочки.Доля государственных унитарных предприятий (ГУП) и АО со стопроцентнымгосучастием составляет около 40%, совсем без госучастия – 30%, остальныеимеют смешанную форму собственности. Объём производства в 1999 году всреднем составил 22% от уровня 1990 года. По производству военнойпродукции они загружены на 14-14,5%, по гражданской – на 20-21%.[6]Тяжелее всего приходится государственным унитарным предприятиям. Программывооружений на ближайшие 10 – 15 лет правительство до сих пор неразработало. Более того, в бюджетных расходах до 2010 года расходов намодернизацию вооружений российской армии не предвидится. А без госзаказапредприятия остаются на голодном пайке. Предприятие, которому прекращаютдавать заказы национальные вооружённые силы, обречено на смерть встратегической перспективе.В российском ОПК есть несколько активных центров, собравших и собирающихвокруг себя изрядную часть всероссийского оборонного комплекса.В процессе самостийной реструктуризации ОПК в 1998 году стали заметны двакрупных экономических субъекта – холдинговая компания «Новые программы иконцепции» (НПК), возглавляемая Борисом Кузыком и группа компаний «Каскол»,во главе которой стоит Сергей Недорослев. НПК владеет контрольным пакетом «Северной верфи» (строительство и ремонтвоенных и гражданских судов), крупными пакетами ЛОМО, Ковровскогомеханического завода (КМЗ) и ковровского Завода им. Дегтярева (ЗИД). Крометого, холдинг очень активно сотрудничает с ГУП «Конструкторское бюромашиностроения» (КБМ) из Коломны. Разработанный КБМ переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла-2», инфракрасную головку самонаведения для которогоделает ЛОМО, производят совместно и КБМ, и ЗИД, и КМЗ. НПК такжесотрудничает с разработчиками и производителями самолётов «Су» – ОКБ«Сухой», ГУП «Комсомольское – на – Амуре АПО» и ОАО «Иркутское АПО». Крометого, в собственности НПК находятся пакеты предприятий , участвующих вкооперации по производству зенитно-ракетного комплекса «С-300П» имодернизации ЗРК «Печора», - ОАО «Московский радиотехнический завод» и ОАО«КБ «Кунцево»».«Каскол», выросший из группы профессиональных управленцев, владеет крупнымипакетами акций ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»»(производство и модернизация самолётов «МиГ», а также гражданскойавиатехники), ОАО «Росвертол» (производство и модернизация вертолётов«Ми»), ОАО «Гидромаш» (монопольный производитель гидравлики и шасси длявсей авиакосмической промышленности России). Помимо этого группа участвуетв управлении ОАО «Центральное конструкторское бюро «Айсберг»» (ледовое иатомное надводное судостроение) и ОАО «Центральное конструкторское бюро«Лазурит»» (подводное кораблестроение, производство перископов).Рядом с группой «Каскол» недавно появилась группа компаний «Ист» (президент– Александр Несис), ставшая владельцем контрольного пакета акцийБалтийского завода (единственное в России предприятие, способноепроизводить крупные корабли).За ними следуют те, кто поменьше (в военно-промышленной части).Объединённые машиностроительные заводы (группа «Уралмаш – Ижора»),возглавляемые Кахой Бендукидзе, имеют два заметных актива в оборонке –контрольный пакет ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз»» (малые ракетныекорабли, сторожевые катера и десантные корабли на воздушной подушке) икрупный пакет акций завода «Красное Сормово» (дизельные подводные лодки).Возрастающий интерес к оборонной промышленности демонстрирует АКБ«Межрегиональный инвестиционный банк» (МИБ), председателем советадиректоров которого является Сергей Кугушев. В активах МИБ крупный пакетакций «Балтийского завода», а также права требования на значительную частьголосующих долгов Московского вертолётного завода им. Миля, выпускающеговертолёты «Ми».Впрочем, у Московского завода проблемы с выпуском боевой техники. Пороссийскому законодательству, если иностранной компании принадлежит более25% акций предприятия, то данное предприятие не может выпускать боевыевертолёты, и самостоятельно их продавать на мировом рынке, если государствуне принадлежит контрольный пакет. Этим в начале 90х. после приватизациивоспользовался основной американский конкурент в производстве боевыхвертолётов – компания United Technologies (владеет вертолётной фирмойSikorski), купив блокирующий пакет акций вертолётного завода им. Миля.Таким образом американцы смогли прямо влиять на конструкторскую ипроизводственную деятельность предприятия. До настоящего временизлоключения московского завода не закончились.[7]Вокруг активных располагаются все остальные живые. Их объединяет важнейшийквалифицирующий признак – они в существенно большей степени зависят отгосударства. И если НПК или «Каскол» смогут выжить без заказов государства,за счёт своей диверсифицированности и соотношения «военное-гражданское», тодля всех остальных поддержка государства критически необходима. Кроме того,над ними висит дамоклов меч государственного самодурства, хотя формасобственности не так уж и важна – мир знает и убыточные частные, ичрезвычайно прибыльные государственные компании. Например, в Италии с 30-хгодов успешно работает государственный холдинг, объединяющий около 200высокотехнологичных компаний. А в США практически весь бизнес частный. Уангличан было несколько волн национализации-денационализации. В самойРоссии есть успешные частные и вполне прибыльные государственные компании.Основная проблема в качестве собственника. Менеджмент в России на многихгосударственных унитарных предприятиях часто неподконтролен государством.Государство самоустранилось от процесса управления, а если и пытаетсяуправлять своей собственностью, то часто это делает крайне неэффективно.Ощущается острый дефицит высококвалифицированных менеджеров, и даже когдаони есть их вряд ли допустят до управления на государственном предприятии,т.к. при существующей системе управления государственными предприятияминеобходимо потратить несколько лет для того, чтобы менеджера оценилидолжным образом.Проблемы экспорта продукции ОПК заключаются в отсутствии внутреннего спросаи стремительного старения экспортного потенциала ОПК. «То, что не принятона вооружение в стране, крайне неохотно покупают за её пределами.Считается, что только национальные вооружённые силы могут обкатать техникуи при необходимости заставить её работать»,- утверждает Сергей Недорослев.Другой аспект этой проблемы – стремительное старение экспортного потенциалаОПК. Россия торгует в основном «платформами» военной техники, а этот рынокпросто исчезает на глазах. В рамках многочисленных офсетных и лицензионныхсоглашений технологии производства платформ постепенно широкораспространяются. Стремительно растёт другой рынок – электронных,оптических и других подсистем.Именно поэтому от государства требуется чёткая программа вооружений,которая должна быть техническим отражением чёткой военной доктрины.Ещё одной актуальнейшей проблемой ОПК, связанной с государственнойстратегией, является проблема сохранения научной школы.Длительное отсутствие господдержки российских военных учёных иконструкторов уже сильно проредило их ряды. Если в 1990 году среднийвозраст персонала в оборонке составлял 39 лет, - то сегодня – 58. Числоработающих докторов наук сократилось в 1,7 раза, кандидатов – в 1,6.Госразработок осталось на 3 – 5 лет. Работающим сейчас оборонщикам простонекому передавать свой опыт.Всё последнее десятилетие структура военных расходов была такой: 75 – 80%на содержание войск, 10 – 15% на НИОКР, остальные 5 – 10% приходились нагособоронзаказ.[8] Мировому опыту соответствует другое соотношение –40/40/20. То есть необходимо увеличить расходы на НИОКР в полтора – двараза и в четыре раза – на гособоронзаказ.В бюджете 2001 года расходы на НИОКР были пересмотрены в сторону увеличенияна 40%, но этого явно недостаточно.По планам правительства из 1700 предприятий ВПК останется 400 – 500холдингов, финансируемых государством. На заседании кабинета министров 11мая было принято решение о реструктуризации авиационной промышленностипутём формирования двух крупных универсальных самолёто-вертолётостроительных комплексов (СВСК) холдингового типа и несколькихспециализированных (по двигателям, вооружению и т.д.) комплексовпоменьше.[9] По утверждениям чиновников состав СВСК – 1 и СВСК – 2 былисформированы по принципу сложившихся связей. И если у СВСК – 1 естественнымядром является РСК «МиГ», то в отношении СВСК – 2 с потенциальным ядромкомплекса – АВПК «Сухой» ещё не всё ясно. Формально входящие в него АПО вИркутске и Комсомольске – на – Амуре проводят совершенно самостоятельнуюполитику. Неясно как будет позиционирована к СВСК – 1 и СВСК – 2 группакомпаний «Каскол», т.к. контролируемые ей предприятия оказались по решениючиновников в разных комплексах. Впрочем, особого вреда от этогопостановления ожидать не стоит. Как заявил Илья Клебанов «не ожидаетсяникакого силового давления и никаких директивных решений, да они иневозможны в самом деле».Ещё одной серьёзной проблемой является взаимодействие транснациональныхкорпораций с российской наукой и наукоёмкими отраслями отечественнойпромышленности, «оно приобретает явно односторонний … характер. Например,транснациональные корпорации запатентовали сотни российских изобретений,применяемых на самых современных образцах военной техники … масштабы«патентной агрессии» против России достигают огромных размеров. Врезультате этого Россия может столкнуться с весьма серьёзными правовымипроблемами при продвижении своего новеёшего наукоёмкого оружия на мировойрынок».[10]Проблемы вооружённых сил.В начале ноября 2000 года Совет безопасности России подвёл черту поддискуссиями о военной реформе, продолжавшиеся с большей или меньшейстепенью интенсивности все последние десять лет. Плачевное состояниевооружённых сил признают и сами военные, сделавшие горький вывод о том, чтов ближайшей перспективе Россия будет не способна «вести крупномасштабнуювойну обычными средствами». Как признал секретарь Совета безопасностиСергей Иванов, «людей в погонах в России сейчас около трёх миллионов – этонепосильная ноша для нашей экономики».[11] Из общего состава силовыхструктур, где сегодня числятся 2 млн. 360 тысяч военных и 960 тысячгражданского персонала, должны быть уволены около 600 тысяч. В том числеармия и флот, где под ружьём находятся около 1 млн. 200 тысяч, потеряют 365тысяч штыков, а другие войска – чуть больше 100 тысяч. В России на одногосолдата два командира и три гражданских.Согласно принятой Концепции безопасности страны, необходимо довести уровеньрасходов на оборону и безопасность до 5,1% от ВВП, и эта цифра в бюджетепревышена: на оборону направляется 3,41%, на безопасность – 1,85%. Болеетрети расходной части бюджета 2001 года направлено на оборону ибезопасность. Больший упор делается именно на безопасность.Антитеррористическая операция вЧечне стоит очень дорого для российскогобюджета. Плохо то, что эта статья расходов будет ещё долго тормозитьэкономику России. Как ни парадоксально, она выгодна обеим воюющим сторонам.Это своего рода высокооплачиваемая работа, где российский контрактникполучает большие деньги за наведение конституционного порядка на территорииЧеченской республики – федерального субъекта РФ, а террористу хорошооплачивается убийство российских солдат и офицеров. В безусловном проигрышеоказывается Россия, кроме экономических несущая людские и духовные потери.С теми контрактниками и срочниками, кто благополучно выполняют свою работуи возвращаются живыми в Россию необходимо проводить долгую психологическуюреабилитацию, иначе они могут не приспособиться к мирной жизни и рано илипоздно неадекватно среагируют на стрессовую ситуацию.Но вывод войск из республики нанёс бы серьёзный удар по единству итерриториальной целостности РФ. Ещё Макиавелли писал, что для удержаниязахваченной территории необходимо либо организовывать на её территориикрупные военные поселения, либо переносить туда столицу государства. Таккак депутаты скорей всего не захотят жить и работать в разрушеннойреспублике, то остаётся первый вариант развития событий. В настоящее времясуществуют и другие, прежде всего экономические рычаги воздействия наданную проблему. Чем быстрее будут созданы рабочие места на территорииЧечни, задействованы законы РФ, и обезврежены источники, вызывающиеоткрытую конфронтацию, тем больше шансов на стабилизацию ситуации.В настоящий момент чтобы иметь боеспособную армию России необходимо выйтина уровень 800 тысяч человек, если её кормить, учить и вооружать по мировымстандартам. Очень раздуты инфраструктуры тылового, технического,медицинского обеспечения, сеть вузов. Ни для кого не секрет, что наличиевоенной кафедры в институте – это способ уклонения от армии.В СССР был один генеральный штаб ВС, который координировал всех, включаявнутренние и пограничные войска. Генеральный штаб ВС ситуацией в другихвойсках не владеет. При передаче несколько лет назад внутренних войск введение МВД (для обхода подписанного договора об обычных вооружениях вЕвропе) были сохранены прежние формирования МВД. Получилась чрезвычайноразбухшая структура. По количеству милиционеров на 100 тысяч населения мыперегнали многие промышленно развитые страны. Это связано с чрезвычайнонизкой эффективностью работы данных служб.40% всего личного состава армии расположены в Московском военном округе, врадиусе 70 километров от столицы. В армии 12 тысяч котельных, половина изних никакого отношения к отоплению воинских частей не имеет, но в каждойработают солдаты или гражданский персонал.В большинстве воинских частей одна и та же картина – пьяные прапорщики, всёразворовано, полный развал. Вызвано это тем, что государство последниедесятилетие просто старалось не замечать армию и её проблемы, считая чтоесли не замечаешь, то и денег платить не нужно. Принцип призывавосемнадцатилетних мальчишек со школьной скамьи привёл к тому, что те ктоможет, – уклоняются от службы поступая в институт, или просто откупаясь. Врезультате в армию попадают деревенские дети и правонарушители, которымпредлагают на выбор – либо сесть, либо отслужить. И порядки в армии, анекоторых частях, мало отличаются от порядков на зоне. Это вызывает стойкоенежелание служить у молодежи, не желающей погибнуть, стать инвалидом, илипросто потерять впустую два года жизни. Если же человек по своим убеждениямидёт в армию или в воинское училище с намерением связать свою жизнь своенной службой, то он должен быть готов к бедной, одинокой жизни (девушкиредко выходят замуж за малообеспеченных).Некоторые предлагают перейти на профессиональную армию, но это было быдостаточно рискованным шагом. Единственная гарантия, что армия не пойдётпротив своего народа, это его дети, которые в ней служат. Профессиональнаяармия – очень опасное оружие, и в демократическом государстве вооружённыесилы должны быть поистине народными. Профессионал (наёмник), по определениюслужит за деньги, и если ему предложат больший контракт, – он может неустоять. Иностранцы явно превосходят нас по финансовым возможностям.Израиль, Германия, Швейцария не имеют профессиональных армий и несобираются их заводить. В США и Англии ВС давно формируются по контракту,но у этих стран особое географическое положение – им этого достаточно. ВоФранции существует промежуточный вариант: есть части постоянной боевойготовности, в которых служат профессионалы – это контрактники, и естьсистема подготовки населения, - призыв на четыре-шесть месяцев. Людей учат,с какой стороны держать за автомат, куда нажимать. Вопрос спрофессиональной армией остаётся открытым.Из-за серьёзности положения президент назначил Сергея Иванова министром ВСРоссии. Перед правительством поставлена задача поднять уровень оплатывоеннослужащих до уровня заработной платы гражданских государственныхработников в 2002 – 2003 годах. Как уже упоминалось, более трети расходовбюджета 2001 года предназначены на оборону и безопасность страны. 2.2.Внутриэкономическая безопасность.Региональный уровень экономической безопасности.Классификация и ранжировка регионов. Система региональных социально-экономических показателей.К наиболее вероятным угрозам развития экономической безопасности Россииотносятся угрозы возрастания неравномерности социально-экономическогоразвития регионов России. Важнейшими факторами угроз являются: . Объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве. . Нарушение производственно-технических связей между предприятиями отдельных городов России. . Увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами РФ. . Усиление национального сепаратизма, которому способствует этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных образований.Разница в отношениях с федеральным бюджетом некоторых субъектов Федерации,появившаяся в середине 90-х годов, ведёт к невозможности реализациифундаментального конституционного принципа равноправия для всех субъектовФедерации.Сегодня ведётся работа по приведению в соответствие с конституцией Россиизаконов субъектов Федерации, но многие субъекты идут на это крайненеохотно.Происходит дальнейшее падение уровня социально-экономического развития вотсталых и слабоосвоенных районах с экстремальными природно-климатическимиусловиями в силу острой неконкурентоспособности местных производств ипрактически стихийного оттока населения из районов Севера.Наблюдается чрезмерная территориальная концентрация производственных сил врезультате преимущественного размещения торгово-промышленного и банковскогокапитала в немногих высокоурбанизированных зонах и крупнейших городахРоссии, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.Так в 1997 году 11 регионов (гг. Москва, Санкт-Петербург, Московская,Самарская, Свердловская, Нижегородская, Пермская области, республикиТатарстан и Башкортостан, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономныеокруга) обеспечили 66% доходов в федеральный бюджет.[12]И если на данный момент положение в связи с ростом российской экономикинемного изменилось, диспропорции в развитии регионов сохраняются. Об этомможно судить по уровню покупательной способности населения 20 первыхрегионов России, приведённому в таблице 1, и по уровню концентрации доходовнаселения приведённому в таблице 2.[13]|Рейтинг |Регион |Соотношение ||инвестиционного | |доходов населения ||потенциала в | |и прожиточного ||1999-2000 г | |минимума ||1 |Москва |7,76 ||5 |Ханты-Мансийский АО |5,26 ||19 |Ямало–Ненецкий АО |5,01 ||32 |Тюменская область |4,39 ||33 |Республика Коми |3,77 ||26 |Мурманская область |3,24 ||7 |Самарская область |3,10 ||63 |Республика Северная |3,03 || |Осетия – Алания | ||6 |Красноярский край |2,99 ||8 |Республика Татарстан |2,81 ||62 |Новгородская область |2,71 ||12 |Челябинская область |2,66 ||17 |Республика Саха |2,63 || |(Якутия) | ||55 |Тамбовская область |2,61 ||48 |Томская область |2,60 ||13 |Кемеровская область |2,58 ||9 |Пермская область |2,54 ||11 |Республика |2,54 || |Башкортостан | ||16 |Иркутская область |2,51 ||10 |Краснодарский край |2,50 | Таблица 1. 20 лучших регионов по уровню покупательной способностинаселения.|Рейтинг |Регион |Доля в ||инвестиционного | |общероссийских ||потенциала 1999-2000 | |доходах (%) ||г | | ||1 |Москва |25,15 ||2 |Санкт-Петербург |3,85 ||3 |Московская область |3,39 ||7 |Самарская область |2,61 ||4 |Свердловская область |2,48 ||5 |Ханты-Мансийский АО |2,45 ||10 |Краснодарский край |2,36 ||15 |Ростовская область |2,25 ||6 |Красноярский край |2,11 ||11 |Республика |2,10 || |Башкортостан | ||12 |Челябинская область |2,06 ||8 |Республика Татарстан |2,02 ||13 |Кемеровская область |2,02 ||16 |Иркутская область |1,87 ||9 |Пермская область |1,83 ||14 |Нижегородская область|1,50 ||17 |Республика Саха |1,49 || |(Якутия) | ||18 |Новосибирская область|1,40 ||21 |Саратовская область |1,26 ||20 |Приморский край |1,24 |Таблица 2. 20 первых регионов с наибольшей концентрацией доходов населения.Из приведённой выше таблицы видно, что на долю 20-ти первых регионов снаибольшей концентрацией доходов населения приходится 65% всех доходовнаселения, причём 25% всех доходов приходится на одну Москву. Подобныйдисбаланс естественно вызывает социально-экономическую напряжённостьнаселения. В России к москвичам нередко относятся как к представителямдругого государства, чьи представления и образ жизни сильно оторваны отпредставлений и образа жизни всей остальной России. И это естественно, таккак Москва является наиболее привлекательным инвестиционным регионом,предоставляющим максимальные возможности при минимальном риске. Еёпотенциал составляет 17 процентов от всего инвестиционного потенциалаРоссии, несмотря на то, что физический объём промышленного производства вМоскве в 1999 году составил 35% от объёма 1991 года.Структуру современного социального пространства российского общества можноохарактеризовать следующими стратами: 0,1:2:15:66:10:7.[14]Первый уровень, включающий самую малочисленную часть богатого населения,владеющего половиной российского богатства, представляют руководители семифинансово-промышленных групп. Сюда же включаются руководители 50корпораций, в руках которых сосредоточено почти всё богатство страны.Вторая группа – это правящая государственная бюрократия, сконцентрированнаяпреимущественно в Москве и Санкт-Петербурге.Третья группа включает средний слой, социально разнородный,сконцентрированный в небольшом числе крупных городов (преимущественнокрупная и средняя буржуазия, местная бюрократия, частично верхушечнаяпрослойка интеллигенции).Четвёртую группу образует базовый слой населения, отчуждённого не только отсобственности, но и от рабочих мест и оплаты за труд (большинство рабочих ислужащих государственных и муниципальных предприятий, массоваяинтеллигенция, врачи, учителя, инженеры, учёные, низшая и средняя частьчиновничества).Пятую группу составляют бедняки, нуждающиеся в социальной защите.Шестая группа формируется из криминальных, и полукриминальных группнаселения, рассредоточенных также преимущественно в крупных городах.[15]После дефолта 1998 года часть третьей группы перешла в четвёртую, а частьчетвёртой – в пятую и шестую группы. По оценкам экспертов, региональныйсрез четвёртой и пятой групп населения (более трёх четвертей общейчисленности) распределяется по регионам страны примерно в следующихпропорциях: Северный и Северо–Западный регионы – 10%, Центральный – 18%,Волго-Вятский – 7%, Центрально-Чернозёмный – 5%, Поволжский – 11%, Северо-Кавказский – 12%, Уральский – 13%, Западно-Сибирский – 11%, Восточно-Сибирский – 7%, Дальневосточный – 6%.Различия в экономическом положении и интересах этих слоёв населения,обусловленные имущественной поляризацией, всё более приобретаютантагонистический характер, что находит своё выражение в борьбе заудовлетворение своих насущных требований, и приводит чаще всего квозникновению социальных конфликтов.В России децильный коэффициент – больше 13. Это означает, что разрыв вдоходах между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными гражданамиразличается в 13 раз, хотя по международным меркам он не должен превышать 7– 8, исключением является США, где он составляет 11 – 12 раз, но и жизнь вАмерике значительно более напряжённая по сравнению с Западной Европой.Среди малообеспеченных наибольшую долю составляют многодетные семьи. Вполитике доходов и заработной платы первостепенное внимание должно бытьуделено социальной защите именно этого слоя населения. Рост бедности взначительной степени связан с тем, что в современной России инфляционноебремя распределяется неравномерно. Удорожание потребительских товаров иуслуг в первую очередь и в большей мере распространяется на те из них,которые удовлетворяют первичные жизненные потребности и составляют основупотребления малообеспеченных слоёв населения.Коэффициент Джини в России составляет 38%[16], что ниже чем в ЮАР (58%),Чили (56%) и Мексике (54%), но выше, чем в Дании (24%), Швеции (25%), Чехии(26%). Данный коэффициент необходимо снижать.Как уже упоминалось, существуют опасности сепаратизма, связанные не свыходом тех или иных субъектов РФ из её состава, а со своеобразной«внутренней эмиграцией» регионов, формированием на их территории закрытыхполитико-экономических систем.В этих условиях законотворчество субъектов РФ, в частности принятиереспубликанских конституций, уставов краёв и областей, становится нестолько юридической, сколько политической проблемой. Конституции изаконодательные акты некоторых субъектов Федерации по многим важнымположениям не соответствуют Конституции РФ и федеральным законам. Внарушение положений Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» ккомпетенции многих субъектов отнесено назначение судей федеральных судов, ав отдельных случаях и прокуроров. Указанные противоречия объективно создаютправовые предпосылки для сепаратистских устремлений отдельных субъектовФедерации и политической дезинтеграции России.При этом следует учитывать, что «национализация» региональной политикиносит формальный и искусственный характер, являясь для местных элит формойлегитимизации власти и способом реализации собственных экономическихинтересов.В целом, при рассмотрении данной проблемы можно выделить три основныхнаправления, формирующих её содержание:1. Концепция территориальной, «губернской» федерации, что предполагает отказ от национально-территориального деления РФ.2. Концепция «укрупнения регионов», что ведёт к сокращению числа субъектов РФ, в первую очередь, не располагающих достаточным экономическим потенциалом.3. Концепция развития и укрепления горизонтальных связей в РФ на основе консолидирующих процессов формирования межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.Третий путь значительно проще, но менее эффективен. Недавнее разделениеРоссии на семь федеральных округов, переподчинение судебной власти даннымфедеральным структурам, изменение правил назначения прокуроров означает,что властные структуры избрали гибрид 1 и 2 концепции. В пользу даннойверсии говорят и «утечки» информации о разделении Курганской области междутремя соседними регионами, и недавнее обращение жителей Ивановской областио присоединении их к более благополучным соседям. Реализация 1 и 2концепции будет значительно затруднена целым рядом политическихобстоятельств, нежеланием руководства депрессивных регионов отказаться отвласти.Экономическая интеграция регионов выступает обязательным условиемфункционирования общероссийского рынка. Однако отдельные районы, особеннобогатые природно-сырьевыми ресурсами, стремятся к одностороннемуиспользованию своих преимуществ. Отсюда вытекает необходимостьтерриториально – дифференцированной политики государства, с тем, чтобысоздать для регионов примерно равные рыночные условия (с использованием мерпрямого и косвенного регулирования, включая различные формыгосударственного программирования и прогнозирования).В связи с этим тезис, что государство постепенно должно «уйти» из сферыэкономики, является явно необоснованным. Для нашей страны с её обширнойтерриторией и большими межрегиональными различиями необходимо, наоборот,сохранение координирующей роли государства. Оно обеспечивает согласованноеэкономическое поведение хозяйствующих субъектов, функционирующих в резкоразличных природных и экономических условиях конкретных территорий.В общих чертах структура формирования региональной экономическойбезопасности России – это прежде всего комплекс экономических,геополитических, экологических правовых и иных условий, которые призваныобеспечивать:1. Предпосылки для её выживания и сохранения её региональных структур в условиях кризиса и будущего развития.2. Защиту жизненно важных интересов страны и её территорий в отношении ресурсного потенциала.3. Создание внутреннего иммунитета и внешней защищённости от дестабилизирующих воздействий.4. Конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках и устойчивость финансового положения страны.5. Условия и образ жизни, достойные цивилизованного человека и возможности устойчивого и нормального воспроизводства общественных процессов.Экономическая безопасность региона – это совокупность условий и факторов,характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость ипоступательность её развития.[17]В этом году правительство приняло проект «Основных направлений социально-экономической политики правительства РФ на долгосрочную перспективу»,разработанный центром стратегических разработок Германа Грефа. В нёмпризнаётся , «в новом веке возрастёт интерес мирового сообщества кмалозаселённым территориям России как к стратегическому резервуобщепланетарного значения… Различные контактные зоны будут испытыватьразные внешние притяжения».[18]Авторы «Направлений» обоснованно считают, что «активное включение России впроцесс экономической глобализации… должно использоваться для усилениявнутренней экономической интеграции». И предлагают для этого развиватьтрансконтинентальные коммуникации, сдерживая рост тарифов на перевозкугрузов на дальние расстояния.Системообразующие отрасли и структуры.Макроэкономические показатели.Первая группа индикаторов экономической безопасности касаетсяпроизводственной сферы, её способности функционировать при минимальнойзависимости от внешнего мира. Крайне важными здесь считаются пороговыезначения по общему объёму производства. Принята следующая величинапороговых значений: объём ВВП в целом – в размере 75% от среднегопоказателя по странам «большой семёрки», на душу населения – 50% отсреднего по «семёрке», и 100% – от среднемирового показателя ВВП.По размерам ВВП Россия занимала в 1999 году 14 место после США, Китая,Японии, Германии, Индии, Франции, Великобритании, Италии, Бразилии,Мексики, Канады, Испании и Южной Кореи. По паритету покупательнойспособности ВВП составлял порядка 700 млн. долларов, что составляет 27% отсреднего по «семёрке», на душу населения – примерно 18% от среднего по«семёрке», и 24% - от среднемирового. В 2001 году ожидается рост ВВП на4,3%, тогда как в 2000 году он составил 8,9%.[19]По мнению некоторых экономистов росту ВВП необоснованно придаётся слишкомбольшое значение, особенно в экономике, ориентированной на экспорт сырья иматериалов. Ведь от увеличения объёма экспорта товаров с низкой добавленнойстоимостью ВВП растёт, но положение производственной сферы от этого неулучшается.Пороговые значения для индикаторов, характеризующих структуру производстваи долю импорта во внутреннем производстве: доля в промышленном производствеобрабатывающей промышленности – 70%, машиностроения – 20%, доля импорта вовнутреннем потреблении населения – 30%, в том числе продовольственного –25%.После кризиса 1998 года доля обрабатывающей промышленности возросла до 53 –54%, а машиностроения – до 17 – 18%, доля импорта упала, но в данный моментнаблюдается тенденция к увеличению импорта в связи с укреплением рубля. Вцелом за год импорт оценивается в 49 – 50 млрд. долларов (на 10 – 11%больше прошлого года).Инвестиции в производство росли до июня 2000 года, и за 1999 год составили26% ВВП при пороговом показателе 25%, однако впоследствии произошлозамедление роста инвестиций, и начиная с сентября 2000 года началсяспад.[20]Второй важной группой являются пороговые значения индикаторов уровня жизнинаселения. О коэффициентах Джини и разницы в доходах упоминалось выше, авот пороговые индикаторы продолжительности жизни – 70 лет, показателябезработицы – 7%.По данным Госкомстата за 1999 год средняя продолжительность жизни – 64года, а показатель безработицы находится на уровне 10% (по методике МОТ).Третьей, наиболее обширной группой являются пороговые значения индикаторовфинансового состояния: . Пороговый объём внутреннего долга в процентах к ВВП – 30% (сейчас примерно 17% ВВП); . Пороговый объём внешнего долга в процентах к ВВП – 25% (сейчас примерно 54% ВВП); . Дефицит бюджета в процентах к ВВП – до 5% (на данный момент наблюдается устойчивый профицит примерно в 2% от ВВП); . Пороговое значение объёма иностранной валюты в наличной форме к объёму наличных рублей – 25% (более 100% на сегодняшний день); . Пороговое значение денежной массы (М2) в процентах к ВВП – 50% (порядка 20 – 21% на данный момент).Наибольшую угрозу экономической безопасности России в настоящий моментпредставляют показатели денежной массы и внешнего долга.В России сохраняется крайне низкая монетизация экономики, в то время, как впромышленно развитых странах этот показатель нередко превышает 100%.Рыночной экономике для развития требуется гораздо больше живых денег, этоявляется одной из причин значительной долларизации денежного обращения.На 2003 – 2004 годы приходятся пиковые выплаты по внешней задолженностигосударства, составляющие 14 и 17 млрд. долларов соответственно, чтосоставляет порядка 33% и 41% федерального бюджета. Это очень тяжёлаянагрузка на Россию, особенно в свете предстоящего падения цен на нефть иметаллы на мировом рынке.Правительство решило использовать часть профицита бюджета на созданиенакопительного фонда для выплаты внешней задолженности, однако правильнеебыло бы не замораживать эти средства на счёте а вложить их в видеинвестиций в российскую экономику.Системообразующие отрасли.По размеру и протяжённости территории Россия занимает первое место в мире.Три оставшихся монополиста связывают воедино всю страну. Три естественныемонополии – МПС России, «Газпром» и РАО «ЕЭС» присутствуют практически вовсех регионах РФ и существенно влияют на экономическую ситуацию в стране.Генри Кессинджер когда-то сказал, что Россию не победить, не разорвав еёэнергетическую и транспортную сеть. Так как РАО «ЕЭС» существенно зависитот «Газпрома», то его также можно включить в этот список. Правительствонамерено реформировать все три отрасли, и от результата реформированиябудет напрямую зависеть вопрос жизнеспособности России как единогогосударства.МПС России.Железнодорожный транспорт представляет собой единый производственно-технологический комплекс, с входящими в него предприятиями и учреждениямипроизводственного и социального назначения, государственное управлениекоторым осуществляет Министерство путей сообщения РФ.Единство и целостность сети железнодорожных дорог создаёт условия длягибкого маневрирования финансовыми ресурсами, позволяет сосредотачивать ихна устранении узких мест, обеспечивать реализацию выбираемых приоритетов поразвитию и обновлению материально-технической базы отрасли исоответствующей социальной сферы.В 1991 году съём продукции с одного километра пути был в 4 раза выше, асебестоимость перевозок – вдвое ниже, чем на железных дорогах США. [21]Правительственным проектом «Концепций реформирования железнодорожноготранспорта РФ» (существовавшим в 1998 году), предусматривается расчленениеединой производственно-технологической структуры железных дорог, путёмсоздания самостоятельных компаний по перевозкам грузов и пассажиров,выделения из состава отрасли заводов по ремонту подвижного состава ипроизводству запасных частей и других изделий для железнодорожноготранспорта, общестроительных подрядных организаций, закрытие или распродажамалодеятельных линий и предприятий подсобно-вспомогательного профиля,передача в муниципальную собственность жилищно-коммунального комплекса,отраслевых организаций культуры, просвещения и значительной частиучреждений здравоохранения.Реформа нацелена на выполнение требования МВФ и ЕБРР. В общем, предлагаетсясделать всё то, что было сделано с автомобильным, морским и воздушнымтранспортом.С учётом финансовых результатов подсобно-вспомогательной деятельностижелезные дороги страны можно считать достаточно рентабельными. Ихфинансовое положение значительно лучше, чем на железных дорогахзападноевропейских государств. Например, на железных дорогах ФРГ дефицит поосновной деятельности относительно общих расходов примерно 56%, во Франции– 50%. Удельная величина тарифа на грузовые перевозки на отечественныхжелезных дорогах на порядок ниже, чем за рубежом. Показателиэксплуатационной работы наших железных дорог также лучше, чем зарубежных.При реформировании железных дорог выдвигаются ложные предпосылки, что онине испытывают конкуренции со стороны других видов транспорта. Это не так.При перевозке малогабаритных грузов на небольшие расстояния с железнойдорогой конкурирует автомобильный транспорт, перевозке пассажиров нанебольшие и средние расстояния – междугородние автобусы, на большиерасстояния – авиация.Дробление вагонного парка приведёт к ухудшению его использования,увеличением затрат на его содержание и обновление.Что касается широкого доступа пользователей транспорта к инфраструктурежелезных дорог, то уже сегодня тысячи грузоперевозчиков (отечественных изарубежных) через сотни транспортно-экспедиторских предприятий разных формсобственности работают с клиентурой на договорных условиях.Взглянув на состояние других видов транспорта видно, что будет послереорганизации с железнодорожным транспортом.«Газпром».Европа, не способная в течение трёх последних десятилетий обеспечить своиэнергопотребности, чувствует себя весьма уязвимой в этом плане. Еслиучесть, что сейчас идёт процесс консолидации энергетических европейскихкомпаний, становится ясным интерес Европы к дешёвым и стабильным поставкамгаза из России. В начале октября 2000 года глава Еврокомиссии Романо Продипредложил увеличить экспорт российского газа в Европу с 80 до 150 – 160млрд.[22] кубометров. Европа готова взамен помогать строить трубопроводы изРоссии в Европу и вкладывать деньги в освоение новых нефтегазовыхместорождений. О том, что российское руководство согласилось с предложеннымпланом свидетельствует ускорение строительства газопровода в обход Украины,завершение строительства трубопровода «голубой поток» и ряд другихпоказателей.Западные аналитики нередко в сердцах называют «Газпром» министерством, а некомпанией. Это по сути дела и есть Министерство газовой промышленностиСССР, в конце 80-х годов переименованное в акционерное общество министромВиктором Черномырдиным. Так оно и дожило до наших дней – почти что спрежним руководством, структурой и количеством занятых работников. Этоединственная компании России, в случае либерализации которой на мировомрынке мы бы получили выигрыш в 40 млрд. долларов. Многое говорит о том, что«Газпром» за прошедшие годы смог существенно упрочить свои позиции.Компания, основной специализацией которой является добыча и реализациягаза, двинулась сначала в «сопредельные» сферы - металлургию, нефтехимию,машиностроение, производство удобрений, а позднее заняласьтелекоммуникациями и СМИ. Сегодня «Газпром» контролирует гигантскийнефтехимический холдинг «Сибур», крупнейший в России холдинг по выпускуазотных удобрений «Агрохимпромхолдинг», в сферу его интересов входятЛебединский ГОК, Оскольский электрометаллургический комбинат и компания«Пермские моторы».[23] Кроме того, монополия все эти годы выстраивалатранснациональные производственные цепочки. Ямальский газ поступает вГерманию по газпромовским трубам и частично продаётся там через совместноепредприятие. В Венгрии «Сибур» приобрёл один из крупнейших в Европенефтехимических комбинатов Borsodchem. Хотя в последнее время нередкоподнимается вопрос о том, что из этого принадлежит непосредственно«Газпрому».Судя по регулярно появляющимся сообщениям, из «Газпрома» постоянновыводятся активы. Чего стоит одна печально известная компания «Итера».Однако вопрос об активах – это лишь аспект гораздо более широкой проблемы.В 90-е годы существовало негласное соглашение между государством и«Газпромом». «Газпром» субсидировал российскую экономику, а государство невмешивалось в дела компании. Сейчас государство хочет усилить свою роль вкомпании. С целью перестройки «Газпрома» Рэм Иванович Вяхирев был отправленна заслуженный отдых «в связи с окончанием срока действия трудовогоконтракта». Новым руководителем «Газпрома» был назначен заместительминистра энергетики Алексей Миллер, год до этого проработавший вМинистерстве атомной промышленности, малозаметный госчиновник второгоэшелона, экономист по образованию.Есть две причины данной рокировки в руководстве крупнейшего газовогоконцерна в мире:1. Необходимость реорганизации «Газпрома», создания конкурентного газового рынка в России (как это перекликается с повышением конкурентоспособности МПС и РАО «ЕЭС России»).2. Вторая причина не так очевидна, но вполне вероятна. Давление со стороны европейских партнёров, начавших с конца 1998 года требовать понижения цен по заключённым долгосрочным контрактам на поставки газа, заставили Рэма Ивановича Вяхирева обратиться к идее «газового ОПЕКа» с тем, чтобы хоть как-то противостоять напору европейцев. Благо возможности для этого существовали – газ в Европу поставляют всего четыре страны: Норвегия, Россия, Саудовская Аравия и Алжир. Возможно, что страны ЕС, в лице Германии проллобировали отстранение «неудобного» Вяхирева.Как бы то ни было, существует серьёзная угроза, что довольно скорокрупнейший мировой концерн будет принадлежать иностранцам, ведь недавнобыло снято ограничение на продажу акций «Газпрома» нерезидентам. И судя побурной реакции фондового рынка России на отставку Вяхирева, - акциикомпании подорожали на 5% за час торгов после официального подтвержденияотставки, скупка компании началась.РАО «ЕЭС России».Руководство РАО «ЕЭС России» давно громогласно заявляло о необходимостиреструктуризации отрасли, о необходимости огромных инвестиций впереоборудование отрасли в ближайшие несколько лет. При отсутствии таковых,40% оборудования должно выйти из строя к 2005 году. И тогда Россия, сосвоей растущей экономикой, превратится из энергоизбыточной страны вэнергодефицитную. По версии менеджмента РАО России необходимо 30-60 млрд.долларов капитальных вложений в течение 10 следующих лет, по версии другихисточников – 7–15 млрд.[24] Точных данных, основанных на проверке итестировании оборудования нет ни у кого, поскольку серьёзной инвентаризациисостояния основных фондов в энергетике не проводилось уже много лет.Жалобы РАО «ЕЭС России» о недостатке средств выглядят несколько странно.Официально на балансе РАО в 1999 году были зафиксированы долгосрочныефинансовые вложения в размере 4 млрд. долларов, тогда как вложения восновной капитал составили 1,2 млрд. долларов (для сравнения в 1997 годувложения в основной капитал составляли 5 млрд. долларов, а долгосрочныефинансовые вложения – 2,1 млрд. долларов).Первый заместитель экономического прогнозирования и планирования РАО «ЕЭСРоссии» Станислав Бржезянский считает, что «западные компании не захотятговорить об инвестициях, пока уровень тарифов не поднимется досреднеевропейского – три-четыре цента за киловатт-час … мы имеем оченьсильный износ фондов, большие расстояния, при которых транспортировкаэлектроэнергии требует существенно больших затрат, плюс суровый климат.Поэтому в среднем нам нужно выходить на европейский уровень цен наэлектроэнергию».[25]Но подобный уровень цен на электроэнергию способен просто уничтожитьроссийскую промышленность. Её энергоёмкость значительно выше, чем впромышленно развитых странах, поэтому необходимо государственноерегулирование тарифов на электроэнергию для поддержки российской экономики.В конце концов, для оплаты электричества по европейским ценам надо иметьевропейские доходы.Правительство приняло недавно «Основные направления государственнойполитики реформирования электроэнергетики РФ».При реформировании создаются два холдинга. В состав первого войдётфедеральная сетевая компания с примкнувшим к ней системным оператором(пульт с рубильниками, обеспечивающий баланс производства и потребленияэнергии в масштабах страны) и администратором торговой системы. Это и будетРАО «ЕЭС России». Второй холдинг будет объединять «генерирующие компании»,создающиеся на базе крупных федеральных электростанций, находящихся подуправлением РАО, включая наиболее эффективные гидро- и гидроаккумулирующиестанции, и региональные АО-энерго, из состава которых выделят сети передач.В результате на рынке передачи электроэнергии будет один монополист РАО«ЕЭС». Цена на передачу энергии и диспетчеризацию будут регулироватьсягосударством. Ясно, что о конкуренции здесь речи не идёт, особенно если РАОбудет работать по принципу – «захочу – передам, не захочу – строй своисети».Крупные генерирующие компании будут со временем проданы желающим, которыесмогут заплатить за них настоящие деньги. У кого найдутся такие деньгизаранее известно по опыту стран Восточной Европы. Так министерство финансовЧехии в конце 2000 года решило выставить на продажу 64% акций крупнейшейгосударственной энергетической компании CEZ. Данный пакет оцениваетсяэкспертами в 3 млрд. долларов, для утяжеления компании правительствонамерено продать этому госмонополисту 6 из 8 региональных энергетическихкомпаний. Ряд европейских и американских энергетических компаний, таких какиспанская Endesa и бельгийская Tractebel, уже объявили о своём намеренииобъединиться и купить акции CEZ. Это делается для того, чтобы иностранцы не«растащили» госэнергетику на части, к тому же по бросовым ценам, чтопроисходит сейчас в других государствах Восточной Европы.[26]Это масштабное реформирование очень похоже на вывод наиболее доходныхактивов из госсобственности. Государству останутся одни сети, которые небез участия менеджмента РАО «ЕЭС», находятся в плачевном состоянии. Вполневозможно, государству придётся дотировать ФСК и дочерние сетевые обществаАО-энерго, так как стоимость за передачу вряд ли покроет требуемую сумму.Государственный уровень экономической безопасности.Самые большие потери за последние пятнадцать лет Россия понесла в областинаучно-технических, социально-культурных и людских ресурсов.Научно-технические ресурсы.К началу 1992 года в России в сфере науки было занято 3,5 миллиона человек(2,1 – научные работники), на начало 1995 года в сфере науки работало 1миллион 124 тысячи человек (из них научных работников – 643 тысячи). С 1988 года по 1996 год из России навсегда уехало около 95 тысяч научныхработников.[27]Гораздо больше учёных выехало на работу по контракту, 10 – 15% этого потокаостаётся за рубежом, и становятся постоянными эмигрантами.Изощрённой формой «утечки» является найм на работу российских учёных испециалистов иностранными компаниями и СП с иностранным участием натерритории России. Они «эмигрируют», не выезжая за границу.Например, «Проктер энд Гэмбл» на 5 лет арендовало Институт биомедицинскойхимии АМН России. Американская корпорация Boeing размещает заказы нароссийских фирмах и оплачивает их после выполнения работ. Сейчас по такойсхеме с ними работают более 30 российских компаний (ЦАГИ, IBS, «Хруничев» идругие). Недавно было объявлено о том, что создаётся венчурный фонд, и онвложится в частности в уже упоминавшееся ОАО «Гидромаш» – российскиймонополист по производству гидравлики для аэрокосмической техники.Корпорация Intel создала центр по разработке ПО в Нижнем Новгороде, гдетрудится более 120 человек, и ещё около 90 – по контракту.Стоимость подготовки одного высококвалифицированного специалиста научно-технического профиля составляет 800 тысяч долларов (по расчётамамериканских специалистов). Если к категории научных работников прибавитьвысококвалифицированных инженерно-технических специалистов, медиков,учителей и деятелей культуры то Россия ежегодно теряет 50 – 60 млрд.долларов.Помимо «внешней», существует «внутренняя утечка». А именно, исход учёных испециалистов из научно-технической сферы в другие области национальнойэкономики – административные, коммерческие и криминальные структуры.Этот процесс превышает в 10 раз «утечку умов» за рубеж.ОЭСР, озаботившись проблемами роста научного потенциала России,рекомендовало ещё сократить кадровый потенциал в НИОКР до 500 – 600 тысяччеловек при численности научных работников около 300 тысяч (то есть,сократить вдвое против прежнего).По экспертным оценкам разрушение научно-технического потенциала наступает,если доля расходов на НИОКР в ВВП страны не превышает за 5 – 7 лет 1% вгод, и доля занятых в науке падает до 2 – 4%. Расширенное воспроизводствопроисходит при прохождении верхнего предела в 1,5 – 2% ВВП, после чегоколичество лиц с высшим техническим и и естественно-научным образованиемвозрастает до 4 – 6%.В этом плане весьма интересно сравнение финансирования на НИОКР в России иСША, % от ВВП (таблица 3).| |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 ||Россия |1,03 |0,57 |0,52 |0,47 |0,41 ||США |2,6 |2,6 |2,6 |2,6 |2,7 |Таблица 3. Объём финансирования НИОКР в России и США (% от ВВП).По данным миннауки число научных работников в общем числе занятых внародном хозяйстве России упало с 4% в 1991 году до менее 2% в 1996 году.Совокупная иностранная помощь, оказанная России Западом, составляет 1,7млрд. долларов в год. Это сопоставимо с объёмом российских годовыхассигнований на НИОКР в 1996 году – 11,565 трлн. неденоминированных рублей.Это механизм давления и выкачки научных продуктов.Речь идёт о глобальном процессе современности – интелектуальном переделемира. Происходит жёсткая конкурентная борьба отдельных государств и ихгруппировок за преимущественное преобладание практически последнимнеподелённым ресурсом – интеллектом.Социально-культурные и человеческие ресурсы.Под социально-культурными ресурсами понимается культура и образованностьнации, наличие общенациональных позитивных идеалов.Все эти годы происходит чудовищное насилие над российской культурой. Ломкапрежних идеалов и внесение надуманных убогих западных идеалов – типа«деньги – это всё» произвела сильные разрушения в человеческой психике.Наиболее пострадало молодое поколение, незащи




Похожие:

Экономическая безопасность России iconПолитика реформ и экономическая безопасность России

Экономическая безопасность России iconПолитика реформ экономическая безопасность России

Экономическая безопасность России iconПрограмма экономическая безопасность
Специальность (направление подготовки) 080100. 68 Экономи программа экономическая безопасность
Экономическая безопасность России iconПрограмма экономическая безопасность
Специальность (направление подготовки) 080100. 68 Экономика программа экономическая безопасность
Экономическая безопасность России iconЭкономическая безопасность России в условиях перехода к рынку

Экономическая безопасность России iconНациональная финансовая политика в обеспечении экономической безопасности россии
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность)
Экономическая безопасность России iconРост национальной конкурентоспособности как фактор обеспечения экономической безопасности россии
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность)
Экономическая безопасность России iconФормирование здорового образа жизни населения как фактор обеспечения экономической безопасности России
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность)
Экономическая безопасность России iconПрограмма курса " Национальная экономическая безопасность России"
Программу курса разработала Завьялова Елена Борисовна, кандидат экономических наук, доцент
Экономическая безопасность России iconАбрамова С. В. к п. н., доцент каф безопасности жизнедеятельности, Багапова Е. Д., студентка 5 курса специальности «Безопасность жизнедеятельности»
К вопросу об актуальности введения в подготовку студентов спецкурса «Экономическая безопасность»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы