Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России icon

Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России



НазваниеПроблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Дата конвертации06.07.2012
Размер341,06 Kb.
ТипРеферат
Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России


ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра мировой экономики и международных валютно-кредитных отношений КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России Студента группы К-2-6 Данилова Е. Е. Научный руководитель доц. Романов С. М. Москва 1995 г. СодержаниеВведение 3I. Инвестиционный механизм 4 1. Сущность, формы, цели и задачи инвестирования 4 2. Основные структурные характеристики инвестиционного процесса 5II. Юридическая база, регулирующая инвестиционный процесс 8 1. Организационно-правовые условия инвестирования 8 2. Действия правительства по обновлению законодательства, направленные на расширение источников иностранных инвестиций 11III. Основные меры, принимаемые с целью привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации 13 1. Создание благоприятного инвестиционного климата 13 2. Снижение трансанкционных издержек инвесторов 15Заключение 17Приложения 19Список использованной литературы 24 Введение 1995 год стал годом продолжения экономических реформ в России, когдана общем кризисном фоне продолжающегося падения производства, роста цен,низкой инвестиционной активности начали проявляться признаки постепенногоослабления деструктивных процессов. Прежде всего это выразилось взначительном сокращении по сравнению с предыдущим периодом годового уровняинфляции и стабилизации во втором полугодии месячных объемов производства(см. приложения 3 и 4). Стал более насыщен потребительский рынок, несколькоповысились реальные доходы населения, возросла склонность к сбережениям.Существенной предпосылкой для повышения деловой активности в экономикеявляется дальнейшее развитие процесса приватизации государственнойсобственности. Эти и некоторые другие позитивные тенденции в хозяйственной динамикесвидетельствуют о движении экономике России к стабилизационной фазепереходного периода. Однако, устойчивость данного движения, обеспечиваемогопреимущественно средствами денежно-кредитной политики, остаетсянедостаточно прочной при отсутствии необходимых структурных сдвигов вреальном секторе экономики. Таким образом, в связи с продолжающейся нестабильностью вэкономического положения Российской Федерации многие ведущие экономистысвязывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах вроссийскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременныецели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высокимуровнем жизни населения. Иностранный капитал может внести в страну достижения научно-технического прогресса и передовой опыт управления. Кроме того, привлечениеиностранного капитала в материальное производство намного выгоднееполучения кредитов для закупок необходимых товаров, которые лишь умножаютобщий государственный долг. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижениясреднесрочных целей, таких, как выход из современного кризисного состояния,начальный подъем экономики. При этом, естественно, российские общественныеинтересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно,важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственныхмотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественныхцелей. Данная задача разрешима, что и подтверждается мировым опытом(например, образование новых индустриальных стран), но для нахождения каких-либо определенных действий по ее выполнению нужно в первую очередь изучитьконкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций внастоящих российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательнуюбазы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. При этом, в моейработе большое внимание уделено последней из указанных, так как сегодняименно неопределенность в данной сфере ограничивает инвестиционный процесс,то есть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент попривлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной,удерживающей инвесторов от крупных вложений. I. Инвестиционный механизм 1. Сущность, формы, цели и задачи инвестирования Рассмотрим инвестирование (экспорт капитала) как многостороннийпроцесс. По определению инвестициями являются долгосрочные вложениякапитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли. Однако,необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числеиностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приноситьприбыль как объекту, на которого последнее направлено, так и субъекту(инвестору). В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг — непосредственно в предприятия).2. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги).3. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям. Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либополное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать надней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10%акционерного капитала. Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, в первуюочередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямыхинвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран Западной Европы и Япониивозросли (соответственно с 37% до 44% и с 1% до 10%). Значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций: довторой мировой войны основная часть капиталовложений приходилась наотсталые страны, тогда как в последнее время вкладчиков притягивают страныс уже развитой экономической системой. Объясняется данное поведениесдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперьпреимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутринее — в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером капиталастановится и США, причем последние годы здесь приток прямых инвестиций даже превышает их отток. Портфельные инвестиции — основной источник средств для финансированияакций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками.В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует обувеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежныхпортфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки(посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиесяфинансированием долгосрочных вложений). На движение данного вида инвестиций оказывает влияние разница в нормепроцентных ставок, выплачиваемых по различным ценным бумагам. Так, высокаянорма процентных ставок в США привлекла множество иностранных инвесторов,особенно японских. В 70 — 80 гг. произошел взрыв роста международных кредитов, чтопривело к образованию мировой кредитно-финансовой сферы. Международныйрынок ссудных капиталов растет особенно высокими темпами: его валовый объемувеличился с 10 млрд. долларов в 1960 году до 2395 в конце 80 гг. Основнаядоля этих сумм приходится на межбанковские операции. В настоящее время международный рынок ссудных капиталов разделяетсяна денежный рынок и рынок собственно капиталов.1. Денежный рынок — рынок краткосрочных кредитов (до одного года). С их помощью корпорации и банки пополняют временную нехватку оборотных средств.2. Рынок капиталов — рынок среднесрочных (от 2 до 5 лет) банковских кредитов и долгосрочных (свыше 10 лет) займов, которые предоставляются в основном при выпуске и приобретении ценных бумаг. В последние годы на международном рынке используются нетрадиционныеформы долгосрочного финансирования, например проектное финансирование,заключающееся в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленныепроекты предприятий. Таким образом, указанная форма долгосрочногокредитования сближается с прямыми инвестициями. Выделим теперь главные причины привлекательности Российской Федерациии ее предприятий для иностранных кредиторов. Во-первых, до конца 80 гг. СССР все еще являлась достаточно развитойпромышленной державой, а Россия — преемник союза. Отсюда вытекает, что онаобладает в отдельных отраслях весьма развитым производством (ВПК, тяжелаяпромышленность, ТЭК). Также в Союзе за все годы его существования большоевнимание уделялось разработке новых технологий. Перспективные в планеприбыли, они в большинстве своем, однако, не были реализованы впромышленности. Наконец, самым важным фактором интереса инвесторов являлись иявляются природные ресурсы России, основная часть которых была слабоисследована из-за недостатка материальных средств и устаревшеготехнологического оборудования. И все-таки, несмотря на явную прибыльность проектов, иностранныеинвесторы на сегодняшний день пока воздерживаются от крупных инвестиционныхвложений. Для выяснения причины данных действий внимательно рассмотримдинамику и структурные характеристики инвестиционного процесса в России. 2. Основные структурные характеристики инвестиционного процесса Специального рассмотрения заслуживает развитие и современноесостояние инвестирования. Остановимся на некоторых его структурныххарактеристиках. 1. Инвестиции сокращаются быстрее производства. Динамика этихпоказателей отражена в следующей таблице (в % к предыдущему году)[1]:| |1991 год |1992 год |1993 год |1994 год ||Произведенный национальный |85,7 |78,0 |87,0 |89,3 ||доход | | | | ||Капитальные вложения |84,5 |60,3 |85,0 |86,7 | В 1986-1990 гг. темпы прироста капиталовложений, по официальнымданным, были значительно выше соответствующих показателей национальногодохода. В последующие годы ситуация качественно изменилась: темпысокращения капиталовложений оказались выше показателей национальногодохода. Вместе с тем за исключением 1992 года динамика НД близка к динамикеинвестиций. 2. Внутренние и внешние источники инвестиционных ресурсов также неимеют тенденцию к расширению, несмотря на предпринятые меры. Национальныйинвестиционный комплекс переживает сложные времена. Например, удельный весмашиностроения и металлообработки в структуре промышленного производствасоставлял 25% в 1991 году и 21,6 % в первом полугодии 1993 года.Соответствующие показатели по промышленности строительных материалов — 3,7и 2,6%. В январе-апреле 1994 года резко сократилась доля инвестиционныхотраслей. Доля строительства в валовом общественном продукте уменьшилась с10,8% в 1990 году до 4,6% в 1995[2]. Анализ динамики важнейших видов промышленной продукции в натуральномвыражении показывает следующее. В инвестиционном комплексе во многихслучаях объем производства в прошедшем году составлял около 1/3 от уровня1989 г. Аналогичные данные, касающиеся сопоставления показателей за 1993 и1990 годы: по инвестиционному комплексу примерно в 70% случаев объемпроизводства сократился более чем на треть, по всем остальным отраслямпромышленности — в 50% случаев. Экономический спад особенно сказывается на высокотехнологичныхотраслях, аккумулирующих научный потенциал страны. Более того, их удельныйвес, в том числе в структуре инвестиционного комплекса, сокращается, чтополучило название “примитивизация” экономики. Несмотря на многочисленность проектов по привлечению иностранныхинвестиций, приток иностранных инвестиций не растет. Например, закупкамашин и оборудования с 36,3 млрд. долларов в 1990 г. (44,3% всего импорта)снизилась до 13,7 млрд. долларов в 1992 году (39,2%). За 1993 импорт вцелом уменьшился на 27%, машин и оборудования — на 48%. В январе-апреле1994 доля машин и оборудования в импорте составила 33,2%[3]. 3. Падает удельный вес капиталовложений в АПК. Наряду с уменьшениемкапиталовложений в инвестиционный комплекс, это, пожалуй, наиболее крупныйструктурный сдвиг в производственной сфере. В 1991 г. доля сельскогохозяйства в инвестициях, направляемых в народнохозяйственный комплексРоссии, составляла 17,8%, а в 1992 г. — 10,8%. По АПК картина весьма схожа:31 и 20% соответственно. За 1992 год вложения в агропромышленный комплекссократились более, чем на 60% (в н/х комплекс — примерно на 40%). В 1993 г.объем инвестиций за счет всех источников финансирования уменьшился вотраслях АПК на 33% (в народнохозяйственный комплекс на — на 15%). В 1994:29 и 14% соответственно.[4] Итак, экономика страны в настоящее время находится в сложномположении. Сокращаются условия роста и, следовательно, будущегопотребления, одновременно наблюдаются затруднения с получениемпромежуточных результатов (неэффективность инвестирования в АПК). В итогесокращающийся инвестиционный ресурс концентрируется в основном впромежуточном (сырьевом) секторе экономики и из него в наиболее прибыльныхотраслях ТЭК (прежде всего в нефтяной промышленности), что грозитпревращением страны в сырьевой придаток развитых капиталистическихгосударств. Таким образом, сегодня Российской Федерации прежде всего необходимакомплексная программа инвестирования, направленная на привлечениеотечественных и иностранных инвестиционных ресурсов и гармоничное развитиеструктуры отраслей народного хозяйства. II. Юридическая база, регулирующая инвестиционный процесс 1. Организационно-правовые условия инвестирования В реализации комплексной программы стимулирования отечественных ииностранных инвестиций важное место занимает создание и совершенствованиезаконодательной базы инвестиционной деятельности в России (см. приложение1). проведение необходимых организационных мероприятий. Основными изкоторых являются:. стабильность законодательства о финансовом, валютном, налоговом, тарифном и нетарифном регулировании инвестиций;. заблаговременное информирование предпринимателей о намечаемых изменениях правовых норм;. отработка процедур и механизмов, защищающих инвесторов от неправомерных действий органов управления. В 1996 году намечается выход проекта федерального закона “О внесенииизменений и дополнений в закон РСФСР “Об инвестиционной деятельности вРСФСР”. Из числа отсутствующих законов, тормозящих рост инвестиций, в первуюочередь приходится назвать земельный кодекс, поскольку без гарантированногоправа пользования землей нельзя рассчитывать на приток иностранногокапитала. Ряд законопроектов находится на рассмотрении в ГосударственнойДуме и, можно надеяться, будет принят. До конца 1995 года следовало бырассмотреть законопроекты, направленные на защиту вкладов населения и напресечение незаконного вывоза капитала за границу. Защита вкладовнеобходима как обязательная предпосылка к аккумулированию сбереженийнаселения, объем которых оценивается примерно в 20 млрд. долларов США.Важность сокращения оттока отечественного капитала за границу являетсяочевидной. Предлагаемые к принятию в 1995-1997 годах законодательные инормативные акты рассматриваются в качестве инструмента создания в Россииблагоприятного инвестиционного климата по таким направлениям, как целевоеиспользование амортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли,развитие вторичного рынка ценных бумаг и перелив капитала, страховое дело игарантии, ипотека, предотвращение утечки и стимулирование возвратаотечественного капитала из-за рубежа, привлечение иностранных инвесторов.Организационно-правовое обеспечение программы стимулирования отечественныхи иностранных инвестиций формируется в рамках действующей системы принятиязаконодательных и нормативных актов. Необходимы ограничения на вывоз капитала за рубеж и возможностьоставлять в заграничных банках на счетах российских юридических ифизических лиц ценовой разницы экспортируемых по заниженным ценам иимпортируемых по завышенным ценам товаров и услуг, проекты которых долженподготовить Центральный банк Российской Федерации. Для действенностипринимаемых мер целесообразно ввести дополнительные статьи в Уголовныйкодекс Российской Федерации, предусматривающие, наряду со штрафнымисанкциями. уголовную ответственность должностных и частных лиц за нарушениезакона. В связи с предоставлением налоговых льгот инвесторам необходимовнести дополнения в налоговое законодательство и нормативные документы,регулирующие отношения налогоплательщика с налоговыми органами, установитьпорядок рассмотрения апелляций для защиты налогоплательщика. Будет принятналоговый кодекс, регламентирующий процессуальные отношения при налоговыхпроверках, поскольку современная практика регулирования приводит к спорамоб обоснованности и предметах санкций со стороны налоговых органов. В действующее законодательство для улучшения ситуации с регистрациейакционеров вероятно введут понятие — номинальный держатель ценных бумаг. ВРоссийской Федерации будет осуществляться программа гарантийной подписи,возлагающей на брокеров ответственность за проверку личности своихклиентов, будут утверждены стандарты ведения реестра акционеров. Среди основополагающих законопроектов в области международногоинвестиционного сотрудничества разработаны проекты федеральных законов “Овнесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об иностранных инвестициях вРСФСР”, “О свободных экономических зонах”, “О концессионных договорах,заключаемых с российскими и иностранными инвесторами” и “О соглашениях оразделе продукции”. При разработке указанных законопроектов предусматривались следующиепринципы:а) необходимость активизации инвестиционного процесса как главного факторастабильного развития экономики;б) содействие вхождению российской экономики в мировую хозяйственнуюсистему через производственно-инвестиционное сотрудничество;в) предоставление концессий отечественным и иностранным инвесторам поитогам конкурсов и аукционов;г) обеспечение национальной безопасности при допуске иностранного капиталав экономику России. Указанные проекты федеральных законов находятся на рассмотрении вГосударственной Думе, при этом проект федерального закона “О соглашениях оразделе продукции принят Государственной Думой и направлен на рассмотрениев Совет Федерации Федерального собрания. Неотложные вопросы создания экономических условий активизацииотечественных и иностранных инвестиций в 1995 — 1997 годах решаютсяподготавливаемых указах Президента Российской Федерации. В настоящее время подготавливается проект указа Президента РоссийскойФедерации “Об использовании амортизации для инвестиционного обеспеченияструктурной перестройки экономики”. Сохраняет актуальность проблема страховой защиты имущественныхинтересов отечественных и иностранных инвесторов в Российской Федерации.Необходимо определить общие принципы страхования инвестиций:. перечень страховых случаев невозврата целевых средств в зависимости от причин, повлекших за собой невозможность их возврата, при наступлении которых страховщик обязан возместить инвестору нанесенный его интересам ущерб;. размеры страхового взноса;. порядок заключения страховых договоров;. круг прав и обязанностей сторон в течение действия договора и при наступлении страхового случая.Должно быть также предусмотрено участие государства в деятельностистраховых учреждений. Определенный интерес представляют постановления ПравительстваРоссийской Федерации, в которых определены мероприятия по проведениюинвестиционной политики, подготавливаются именно для реализации Закона “Озалоге” в части регламентации процедур оценки реальной стоимостисобственности и передачи новому владельцу, в том числе иностранномуинвестору, в случае неисполнения заемщиком принятых на себя обязательств. В 1996 году для подготовки постановления Правительства РоссийскойФедерации намечается предоставить предложения по совершенствованию рынкаценных бумаг, регистрационной депозитарной деятельности. В настоящее времяФедеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при ПравительствеРоссийской Федерации совместно с некоторыми российскими банками иброкерскими фирмами осуществляет работу по созданию депозитарно-клиринговойкомпании. Эта организация будет отвечать за отработку операций с ценнымибумагами, контроль за осуществлением расчетов по сделкам купли-продажиценных бумаг , а также ответственное их хранение. Эффективная и надежнаядеятельность компании будет одним из факторов привлечения иностранныхинвесторов на российский рынок. Предусматривается утвердить также стандартыдепозитарной деятельности на рынке ценных бумаг. Если затронуть вопрос о мобилизации внутренних инвестиций, то впостановлении правительства Российской Федерации от 23 мая 1994 года “Опривлечении внебюджетных инвестиций” одобрено предложение МинэкономикиРоссии и Минфина России о создании инвестиционного финансового консорциума,участникам которого — коммерческим и инвестиционным банкам — разрешенвыпуск гарантированных государством ценных бумаг для финансированияинвестиционных проектов. Подготовлен проект постановления ПравительстваРоссийской Федерации об условиях предоставления государственных гарантийпод выпуск ценных бумаг частным инвесторам, что будет способствовать ростудоверия населения к этим ценным бумагам. В целях же более активного использования иностранного капиталанеобходимо выделение приоритетных направлений, вложения в которые должныпоощряться. Предусматривается утвердить постановлением ПравительстваРоссийской Федерации конкретный перечень приоритетных отраслей ипроизводств. Стимулы и мероприятия по привлечению капитала могут бытьдифференцированны исходя из специфики отраслей и видов деятельности, ихэкспортного потенциала. В соответствии с мировой практикой должны быть также установленыограничения при размещении иностранных инвестиций на территории РоссийскойФедерации как страны, принимающей иностранный капитал. Необходиморазработать перечни отраслей и регионов, закрытых для иностранныхинвестиций или таких, где их деятельность ограничивается, и утвердить их взаконодательном порядке. Создание инвестиционного поля на котором протекает процесс усиливаетактуальность принятия необходимого числа подзаконных актов, дающих болеедетальные разъяснения и толкования действующих законов. До конца 1995 года представляется необходимым подготовить и утвердитьшесть организационно-методических материалов. Важное значение имеетопределение до принятия налогового кодекса порядка подачи апелляцийналогоплательщиков и быстрого разрешения споров, на чем особенно настаиваютиностранные инвесторы. Обязательным для российской практики должно стать выполнение условий,предусмотренных в заключенных и намечаемых к подписанию международныхдоговоров в части, относящейся к привлечению иностранных инвестиций вРоссию (Договор к Европейской энергетической хартии, Генеральное соглашениео торговле и тарифах Всемирной торговой организации, связанные с нимидокументы, относящиеся к торговым аспектам инвестиционных мер, соглашения сЕвропейским сообществом о партнерстве и сотрудничестве, соглашения опоощрении и взаимной защите капиталовложений, соглашения об избежаниидвойного налогообложения и другие). Таким образом, в стране имеется правовая база для иностранныхкапиталовложений. Однако, сегодняшнее неблагополучие в области привлеченияиностранных инвестиций свидетельствует, что ряд юридических норм все ещенуждается в определенной коррекции, то есть необходимо частичное обновлениезаконодательной базы с тем, чтобы она отвечала современным экономическимтребованиям. 2. Действия правительства по обновлению законодательства, направленные на расширение источников иностранных инвестиций Современная ситуация в инвестиционной сфере создает условия дляпоиска путей обновления законодательства по иностранным инвестициям (и впервую очередь основной юридической нормы в данной сфере — Закона РСФСР от4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (с изменениями от 24декабря 1993 г., 19 июня 1995 г.)). Здесь существуют два различных вариантадальнейшего развития:1. Строительство национального режима, то есть равные — прежде всего налоговые — возможности для российских и иностранных предпринимателей.2. Создание привлекательных для инвесторов из-за рубежа условий. Сергей Глазьев, предложивший одну из версий новой редакции закона обиностранных инвестициях, оставляет иностранным инвесторам только тарифныельготы при ввозе товаров (кроме подакцизных) в счет вклада в уставныйкапитал на срок не более года и снятие каких-либо количественныхограничений при вывозе продукции собственного производства. Более того, вперечень отраслей, где могут применяться ограничения на деятельностьиностранных инвесторов Глазьев включил, например, нефтедобычу. Потому вслучае принятия его варианта закона инвестиционный рейтинг России явно неповысится, а важность притока иностранных инвестиционных ресурсов длястраны нельзя отрицать. Но если встать на противоположную позицию алгоритм привлеченияинвесторов сразу не проясняется. Ясно, что льготы под отдельные проекты —путь возможный, но приводящий не столько к притоку инвестиций, сколько квозможности коррупции в сфере распределения льгот. Поэтому необходимо найтивариант вполне адресный, но не индивидуальный. Кроме того, представлениеналоговых льгот требует внесения изменений в соответствующиезаконодательные акты, что отдаляет время введения закона в силу и усложняетпроцесс его принятия. В тарифном регулировании действует также антильготныйзакон. У этой непростой задачи вес же можно найти решение:1. Обеспечение общей для всех иностранных инвесторов стабильности законодательства за счет легализации временной оговорки — то есть срока, в течение которого иностранные инвесторы пользуются иммунитетом по отношению к могущим нанести им материальный ущерб актам российских властей.2. Создание системы привлечения инвестиций для крупных, прежде всего сборочных производств. Под этим подразумеваются преференциальные ввозные пошлины на готовую продукцию фирм, реализующих проекты общей стоимостью не менее $100 млн. при собственном вкладе в российское производство не менее $10 млн.3. Легализация разделения продукции, прежде всего для проектов в добывающих отраслях. Рассмотрим третий пункт. Он связан в первую очередь с законом “Осоглашениями о разделе продукции”. Отношение к данному закону во многомопределяет общую готовность к массированному привлечению иностранныхинвестиций, но при первом голосовании 10 октября в Государственной думеуказанный законопроект не прошел, хотя сохранилась возможность дляпроведения повторного голосования. Кроме того, в 1995 были ликвидированывсе тарифные льготы по вывозу нефти, а в 13 октября запрещен беспошлинныйвывоз нефти даже добывающим ее СП. Поэтому главный нефтяной компонентроссийской привлекательности для иностранных инвесторов пока невостребован. Таким образом, серьезные изменения в области законодательства,регулирующей взаимоотношения с иностранными инвесторами давно назрели. Исейчас предложены три варианта поправок к закону “Об иностранныхинвестициях в РСФСР”. Первый из них — версия Глазьева — зарубежныминвесторам не дает практически никаких новых привилегий, а следовательно, кповышению инвестиционной активности не приведет. Правительственный вариантявляется наиболее продуманным с юридической точки зрения. Его разработчикипараллельно предлагают и внесение необходимых изменений в законы “О налогена прибыль”, “О НДС”, “О таможенном тарифе”. Но только проект, подготовленный депутатами Мельниковым и Михайловымиз фракции “Яблоко” содержит четко прописанную временную оговорку. Междутем для иностранных инвесторов основной смысл обновления закона состоитименно в обеспечении гарантий стабильности экономического законодательстваРоссии. Теперь свое решение должна принять согласительная комиссияГосударственной думы (см. приложение 2). III. Основные меры, принимаемые с целью привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации 1. Создание благоприятного инвестиционного климата Обязательным условием роста капитальных вложений является наличие вроссийской экономике благоприятного инвестиционного климата. В 1994 — 1995 годах Правительтством Российской Федерации былипредприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климатадля отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темповинфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций синостранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимостьи спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные частик нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте,полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Отмененоограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий,учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решенвопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курсарубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемойприбыли. Принято решение об отмене с 1 января 1996 года налога насверхнормативное превышение расходов на оплату труда. В 1995 — 1997 годах решающее значение приобретает улучшениемакроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, какследствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита дляинвестиционных целей. Действующие законодательные акты в области налоговой политикипредоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий иорганизаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшиегоды необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот,сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентахРоссии на рынке инвестиционных капиталов. Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику вомногом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитиекоторого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов ви стабилизации производства. На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос наакции приватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнеехарактерен для акционерных обществ-монополистов, функционирующих в такихотраслях как нефтяная промышленность, энергетика, связь. Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когдазначительная часть российских предприятий приватизирована, неизбежно будетидти преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российскихакционерных обществ, владеющих предприятиями. В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенноезначение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ попривлечению отечественных и иностранных инвестиций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерацииформируют благоприятный инвестиционный климат регионов по средствоморганизации выставок и участия в федеральных и международных выставкахинвестиционных проектов, осуществления рекламно-информационной кампании впечатных изданиях. Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработалосовместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерациии заинтересованными органами государственной власти план мероприятий повопроса м привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ.Данный документ охватывает все направления региональной инвестиционнойполитики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечениеиностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации. Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнего зарубежьяслужит одним из основных средств стабилизации дальнейшего развитияэкономики каждой страны. Последнее не может осуществляться успешно безсогласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперациюи производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам. Привлечение капитала из государств-участников Содружества НезависимыхГосударств должно осуществляться путем совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международногофинансового лизинга, создания договорных совместных организаций типаконсорциумов для осуществления инвестиционной деятельности. Необходимотакже создать условия для привлечения частных российских инвесторов впроизводственные объекты государств-участников СНГ в продукции которыхзаинтересована Россия. В этой связи целесообразно разработать совместно состранами Содружества Независимых государств механизм инвестиционногосотрудничества и перехода на совместное финансовое обеспечение. В целях активизации работы по привлечению иностранных инвестиций вэкономику России, обеспечения проведения последовательной работы искоординированной государственной политики в этой области Правительство РФприняло постановление “Об активизации работы по привлечению иностранныхинвестиций в экономику Российской Федерации” от 29 сентября 1994 г. Обеспечению благоприятного инвестиционного климата служит применениенационального режима к иностранным инвесторам. До последнего времени основной формой участия иностранного капитала ввиде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря назначительное число зарегистрированных предприятий такого типа, размерыпривлеченных им зарубежных инвестиций невелики, а их роль в экономикенезначительна. Необходимо совершенствовать способы определения доли российскихинвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработатьметодики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых вкачестве российской части уставных фондов коммерческих организаций синостранными инвестициями. Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовыхресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливаютпрямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний. Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вкладыдля кредитования развития российских предприятий с условием возвратакредита поставками продукции (компенсационные соглашения). Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнерпоставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен навстречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленномоборудовании. Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику являетсястимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежныхбанках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечкикапиталов из России. Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретныхтерриториях следует использовать механизм создания свободных экономическихзон. 2. Снижение трансанкционных издержек инвесторов Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственнойподдержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранныхинвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, неотносящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этойсвязи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка,осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечиваетсязащита собственности и личности инвестора от криминальной сферы. Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовкезаконодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций поценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Длямелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за арендупроизводственных помещений. В отношении защиты собственности инвесторов желательно разработатьединый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности,растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией. Необходимо совершенствовать работу международного коммерческогоарбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палатеРоссийской Федерации. Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторовследует разработать специальные государственные программы предупрежденияпреступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России сповышенным уровнем правонарушений. Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое,информационное и организационное укрепление соответствующих оперативныхслужб, следственных органов и судов. В части информационного обеспечения инвестиционной деятельностипредставляется необходимым содействие государства действующим и создаваемымкоммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационногообеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка иактуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективахразвития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, продажеакций, конверсии производства. С целью обеспечения эффективногоинформационно- консультативного взаимодействия потенциальных иностранныхинвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образаРоссии на мировых рынках капитала принято постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 30 июня 1995 г. “О Российском центре содействияиностранным инвестициям при Министерстве экономике Российской Федерации”. По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественноновая структура — Консультативный совет по иностранным инвестициям вРоссии, в состав которого входят представители зарубежных фирм,осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах.Его основная задача — обеспечение постоянного диалог между ПравительствомРоссийской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработкиконкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата вРоссии, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации,созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции. Для развития экономики России и продвижения частных иностранныхпрямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущимимеждународными финансовыми организациями, прежде всего с Международнымвалютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейскимбанком реконструкции и развития и другими. При реализации широкой программы стимулирования отечественных ииностранных инвестиций необходима также организация мониторинга программы иоперативной корректировки состава мероприятий. Заключение Общий объем инвестиций в 1995 году оценивается в 210-230 трлн. рублейили соответственно темп 82-83% к 1994 году (см. приложение 6). В 1996 году,по прогнозам экспертов, объем инвестиций составит 310-380 трлн. рублей, тоесть процесс инвестиционной деятельности приближается к стабилизации ивозможному росту инвестиций. Темп роста инвестиций составит по первомуварианту 104, а по наименее благоприятному — 97% к уровню 1995 года. Вобъекты производственного назначения предполагается вложить 170-200 трлн.рублей (70% составляют инвестиции предприятий), по капитальным вложениям наразвитие непроизводственной сферы прогнозируется на 1996 год рост к уровню1995 года 105-101% (см. приложение 5). При этом сохранятся тенденции кповышению их доли до 45-47% общего объема капитальных вложений на развитиеэкономики[5]. Происходят существенные изменения в структуре источников финансовыхкапитальных вложений, повышается доля средств негосударственного сектораэкономики. Однако, в решении задач стабилизации экономического положенияглавная роль остается по-прежнему за государственными инвестициями. Так, по ряду важнейших направлений государство вынуждено выступать ввиде инициатора инвестиционного процесса:. поддерживать эффективные направления будущего развития в промышленном секторе, сохранять поддержку АПК, инвестировать в обеспечение безопасности функционирования технических систем;. поддерживать и развивать социальную сферу, обеспечивая выполнение принятых решений по обустройству военнослужащих, ликвидация последствий экологических бедствий и других направлений социального развития;. заканчивать строительство объектов, которые не удалось продать или приватизировать в связи с их незавершенностью. Учитывая ограниченность бюджетных ресурсов, определенное снижениединамики макроэкономических показателей на данном этапе формированиябюджета на Федеральную инвестиционную программу возможно будет выделено27,7 трлн. рублей, из которых около 60% приходится на социальную сферу. Значительное воздействие на развитие экономики могут оказатьиностранные инвестиции. При достижении макроэкономической стабильности,активизации международного инвестиционного сотрудничества возможно ожидатьувеличение притока иностранных инвестиций в развитие экономики. Так, если в1995 году иностранные инвестиции оцениваются в на уровне 1 млрд. долларов,то в 1996 году общий объем иностранных инвестиций при сниженииинвестиционных рисков может повысится до 3-4 млрд. долларов, хотя и этогопока недостаточно. Например, по оценке премьер министра России В. Черномырдина,потребность страны в зарубежных инвестиционных средствах составляет 10-12млрд. долларов в год. Сдерживающим фактором здесь является инвестиционный климат, которыйпродолжает оставаться неблагоприятным из-за политической и экономическойнестабильности, высокого уровня криминогенности в предпринимательскойдеятельности, наличия очагов военных конфликтов, что вынуждает западныхинвесторов проводить осторожную и выжидательную политику в областиинвестиционного сотрудничества с Российской Федерации. Значительно ухудшило российский авторитет как страны, принимающейиностранный капитал, принятие федерального Закона “О некоторых вопросахпредоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности, которыйотменил все ранее предоставленные иностранным инвесторам льготы, заисключением предусмотренных законами Российской Федерации “О таможенномтарифе”, “О налоге на добавленную стоимость”, “Об акцизах” и Таможеннымкодексом РФ. Названные проблемы перевешивают такие черты России, как богатыеприродные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший производственныйаппарат, наличие дешевой и квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал. Следовательно, необходимы дополнительные меры, по снижениювоздействия негативных факторов на состояние инвестиционного климата вРоссии. Среди которых в качестве первоочередных выделю:1. Достижение национального согласия между различными социальными группами, политическими партиями по поводу решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса.2. Выравнивание экономических показателей и борьба с инфляцией.3. Внимательная разработка правовой базы инвестирования.4. Радикализация борьбы с преступностью.5. Создание конкретного механизма предоставления налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с целью компенсации убытков по замедлению оборота капитала по сравнению с другими оборотам их деятельности.6. Формирование общего рынка республик Союза со свободным перемещением капитала, товаров и рабочей силы. Данные меры не абсолютны, но они, на мой взгляд, могут сыгратьположительную роль в становлении отечественной экономики. В заключение отмечу, что инвестиции внутренние и внешние представляютсобой сложный многоступенчатый механизм, способный в громадной степениувеличить экономический потенциал государства, поэтому успех, достигнутый вданной сфере, во моногом предопределит реализацию всей реформы в целом. ПриложенияПриложение 1. Преречень законодательных актов, регулирующих взаимоотношения в области иностранных инвестиций. Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г. (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 19 июня 1995 г.). Указ Президента РФ от 27 сентября 1993 г. N 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями". Указ Президента РФ от 25 января 1995 г. N 73 "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации". Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. N 1108 "Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации" (с изм. и доп. от 20 февраля 1995 г.). Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1199 "О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности, в том числе осуществляемой с привлечением иностранных кредитов". Указ Президента РФ от 24 ноября 1994 г. N 2108 "О дополнительных мерах по стимулированию развития производства, в том числе с привлечением иностранных кредитов". Постановление Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 173 "О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов" (с изм. и доп. от 27 декабря 1994 г.). Постановление СМ РФ от 16 октября 1993 г. N 1060 "Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов" (с изм. и доп. от 27 декабря 1994 г.). Указ Президента РФ от 26 февраля 1993 г. N 282 "О создании Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российской Федерации от некоммерческих рисков". Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г.. Указ Президента РФ от 26 октября 1992 г.N 1302 "О Российско-Американском инвестиционном банке". Условия открытия банков с участием иностранных инвестиций на территории Российской Федерации (утв. ЦБР 8 апреля 1993 г. N 14). Письмо ГТК РФ от 20 мая 1993 N 01-13/4730 "О государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями". Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. N 848 "Об использовании иностранных кредитов, предоставляемых Российской Федерации на основании межправительственных соглашений, и о порядке расчетов по ним". Постановление Президиума ВС РФ от 2 марта 1992 г. N 2426-1 "О Международном банке экономического сотрудничества и Международном инвестиционном банке"Приложение 2.|Три версии новой редакции закона об иностранных инвестициях ||Версия |Преференции |Оговорка по |Тарифные льготы || |иностранным |действию | || |инвесторам |нормы во | || | |времени | ||Версия |Законами России |В случае, |Имущество, ввозимое на ||депутатов|устанавливаются |если |территорию Российской ||Мельников|приоритетные |появляется |Федерации в качестве вклада ||а и |отрасли |закон, |иностранных инвесторов в ||Михайлова|экономики, |ухудшающий |уставной капитал предприятия ||(“Яблоко”|отдельные |условия |с иностранными инвестициями в||) |территории, а |инвестирован|пределах сроков. || |также проекты |ия |установленных его || |федерального |предприятия |учредительными документами, || |значения, в |в уставном |но не более одного года, || |отношении |капитале |освобождается от уплаты || |которых вводятся|которого |таможенной пошлины и налогов,|| |преференциальные|иностранные |взимаемых таможенными || |условия |инвестиции |органами (на подакцизные || |привлечения |составляют |товары данная льгота не || |иностранных |более 30% |распространяется). || |инвестиций. |суммы и не |Товары, ввозимые || |Запрещается |менее суммы,|предприятиями с иностранными || |введение |эквивалентно|инвестициями для обеспечения || |преференций и |й $250 тыс.,|собственного производства, || |ограничений на |то в течение|освобождаются от пошлин и || |осуществление |5 лет с |налогов, взимаемых || |иностранных |момента |таможенными органами сроком || |инвестиций по |вступления |на пять лет. если подобные || |признаку страны |его в силу |товары требуемого качества || |местонахождения |применяется |или технического уровня не || |иностранного |закон, |выпускаются в России; в || |инвестора. |действовавши|противном случае этот срок || | |й на момент |составляет 2 года . || | |регистрации |Продукция собственного || | |предприятия.|производства, вывозимая || | | |предприятием с иностранными || | | |инвестициями освобождается от|| | | |уплаты пошли и налогов, || | | |взимаемых таможенными || | | |органами. ||Правитель|Предусматриваютс|Нет |Тарифные и налоговые льготы, ||ственная |я преференции по|продления |зафиксированные в проектах ||версия |уплате налога на|действия |изменения соответствующих || |прибыль: в |закона. |законов. “О налоге на || |приоритетных | |добавленную стоимость”: от || |отраслях на | |НДС освобождается вклад в || |предприятия с | |уставный капитал (кроме || |иностранными | |подакцизных товаров) на срок,|| |инвестициями | |предусмотренный || |распространяется| |учредительными документами, || |режим | |оборудование и материалы для || |налогообложения | |производственных нужд (кроме || |прибыли малых | |подакцизных товаров) в || |предприятий; | |приоритетных отраслях и || |соответствующее | |проектах на срок не более 5 || |изменение | |лет. В случае отчуждения || |предлагается | |ввезенного на льготных || |внести в законе | |условиях оборудования и || |о налоге на | |материалов или ликвидации || |прибыль. Есть | |предприятия выплачивается вся|| |льготы и по | |сумма налога. || |уплате НДС. | |“О таможенном тарифе”: вклад || | | |в уставный капитал || | | |освобождается от ввозных || | | |пошлин на срок не более || | | |одного года, оборудование и || | | |материалы для || | | |производственных нужд в || | | |приоритетных отраслях или || | | |проектах освобождаются на || | | |срок не более 5 лет. || | | |Вводятся также || | | |преференциальные ввозные || | | |пошлины (аналогичные проекту || | | |Mars). ||Версия |Акцентируется |Нет |Вклад в уставный капитал ||депутата |национальный |продления |(кроме подакцизных товаров) ||Глазьева |режим |действия |освобождается на один год от || |иностранных |закона. |уплаты пошлин и НДС. В случае|| |инвестиций. | |отчуждения ввезенного на || |Проект содержит | |льготных условиях имущества в|| |перечень | |течение 3 лет платежи || |отраслей | |производятся в полном объеме || |производств, в | |с начислением процентов по || |отношении | |ставкам рефинансирования ЦБ. || |которых вводятся| |Экспорт продукции || |ограничения на | |собственного производства СП || |привлечение | |с не менее чем 30% || |иностранных | |иностранных инвестиций и не || |инвестиций, в | |менее суммы, эквивалентной || |том числе: | |$100 тыс., осуществляется без|| |добыча и | |каких-либо количественных || |транспортировка | |ограничений, кроме || |нефти, | |международных обязательств || |производство и | |Росси. || |торговля | | || |необработанной | | || |древесиной, | | || |добыча и | | || |переработка | | || |цветных и | | || |редкоземельных | | || |металлов, лов | | || |рыбы и торговля | | || |рыбой и | | || |морепродуктами. | | |Приложение 3. Динамика основных показателей, характеризующих экономическое положение России в 1993-1995 годах[6][pic]Приложение 4. Индекс инфляции в 1992-1994 годах[7] (на конец периода, в процентах к декабрю предыдущего года) [pic]Приложение 5. Анализ инвестиционной деятельности по источникам и назначению за 1994-1996 гг.[8]| | | | | ||Показатели |Единица |1994 |1995 |1996 год прогноз|| | |год |год | || |измерения |отчет |оценка |min |max || | | | |вариант|вариант||Объем инвестиций за счет |трлн. руб.|106,2 |210-230|310 |380 ||всех | | | | | ||источников финансирования|в % к |74 |82-83 |104 |97 || |преды-дуще| | | | || |му году | | | | ||Индекс-дефлятор |в % к |530 |240-260|140 |170 || |преды-дуще| | | | || |му году | | | | |Из общего объема инвестиций:| |трлн. руб.|59,6 |115-125|170 |200 ||производственного |в % к |65 |80-81 |106 |94 ||назначения |преды-дуще| | | | || |му году | | | | || |трлн. руб.|46,6 |95-105 |140 |180 ||непроизводственного |в % к |86 |85-87 |105 |101 ||назначения |преды-дуще| | | | || |му году | | | | ||Из общего объема |трлн. руб.|11,7 |18,8 |27,7 |36-42 ||инвестиций — | | | | | ||государственные из |в % к |39 |87 |113 |147-170||федерального бюджета |преды-дуще| | | | || |му году | | | | |Приложение 6. Иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации за 1994-1996 гг.[9]| ( в млн. долл. США) |(в % к предыдущему году) ||[pic] |[pic] | Список использованной литературы1. Депутат Государственной Думы Глазьев С. Ю. Проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, внесеный в ГД 3 октября 1995.2. Депутаты Государственной Думы: Мельников А. Ю., Михайлов А. Ю. Проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, внесеный в ГД 3 октября 1995.3. Правительство Российской Федерации. Проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, внесеный в ГД 3 октября 1995.4. Отчет о состоянии экономики, финансов и денежно-кредитной сферы Центрального Банка Российской Федерации за 1994 год, утвержденный Советом директоров Банка России 15 мая 1995 г.5. Прогноз социальноз-экономического развития Российской Федерации на 1996 год, подготовленный на базе Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию, среднесрочной программы Правительства Российской Федерации “Реформы и развитие российской экономики в 1995 — 1997 годах”, указов Президента, постановлений Правительства, других нормативных актов, определяющих политику государства в экономической и социальной сфере, а также поведение экономических агентов на российских рынках и во внешнеэкономической деятельности.6. Постановление Правительства Российской Федерации “О Российском финансово- банковском союзе” от 24 октября 1995 года.7. Социально-экономическое положение России в 1993 — 1994 гг. Материал подготовлен Государственным комитетом Российской Федерации по статистике с участием Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации. М. 1995. ( ( (. Вардуль Н. Предварительный диагноз — асфиксия // Коммерсантъ. 24 октября 1995.. Витин А. Мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций // Вопросы экономики. 1994. № 7.. Грабаров А. Центробанк прорубает для гособлигаций окно в Европу // Финансовые известия. 6 сентября 1995.. Еще один способ привлечения иностранных инвестиций // Коммерсантъ. 24 октября 1995.. Зубакин В. Инвестиции в приватизированные предприятия // Вопросы экономики. 1994. № 7.. Касаткин Г. Инвестиционный климат в России: лучше не стало // Рынок ценных бумаг. 1995. № 12.. Климович М. Акционирование московских предприятий // Российский экономический журнал. 1995. № 1.. Кошкин В. К эффективной приватизационно-инвестиционной модели // Российский экономический журнал. 1995. № 1.. Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М. 1994. Гл. 9.. Лавровский Б., Рыбакова Т. О пределах спада в российской экономике (хроника инвестиционного процесса) // Вопросы экономики. 1994. № 7.. Миловидов В. Иностранные инвестиционные фонды в России: первые итоги деятельности // Рынок ценных бумаг. 1995. № 13.. Москва наиболее привлекательна для инвесторов // Коммерсантъ-daily. 6 октября 1995.. Мухетдинова Н. Иностранные инвестиции в России // Российский экономический журнал. 1994. № 2.. Основы внешнеэкономических знаний. М. 1994. Гл. 24.. Пичугин Б. Иностранные частные инвестиции в России // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 11.. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. М. 1993. Гл. 16.. Сейфульмулюков И. Иностранные инвестиции в добывающих отраслях // Российский экономический журнал. 1992. № 11.. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. 1994. № 12.. Фадеев А., Рукин А. Инвестиционные портфели // Рынок ценных бумаг. 1995. № 14.. Филатов В. Проблемы инвестиционной политики в индустриальной экономике переходного типа // Вопросы экономики. 1994. № 7.. Цакунов С. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России: новые ориентиры // Рынок ценных бумаг. 1995. № 9.-----------------------[1] См. источник 4.[2] См. источник 5.[3] См. источник 7.[4] См. источник 4.[5] См. источник 5.[6] См. источник 5.[7] См. источник 7.[8] См. источник 5.[9] Там же.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconРеферат по Мировой экономике Тема: Проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных...
Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Стал более насыщен потребительский рынок, несколько повысились реальные доходы населения, возросла склонность к сбережениям. Существенной...
Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconВведение 1 Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура 2
Современная проблематика привлечения иностранных инвестиций в экономику России и Краснодарского края 4
Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблема привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ

Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблема привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ
В данной реферативной работе автором представлены мнения нескольких экономистов, которые отражают ту ситуацию, которая сложилась...
Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconРоль иностранных инвестиций в экономике России и Приморского края: проблемы и перспективы развития

Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблема привлечения инвестиций в экономику России

Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы