Эволюция английского парламентаризма в 19-м начале 20-го века icon

Эволюция английского парламентаризма в 19-м начале 20-го века



НазваниеЭволюция английского парламентаризма в 19-м начале 20-го века
Дата конвертации06.07.2012
Размер286,01 Kb.
ТипРеферат
Эволюция английского парламентаризма в 19-м - начале 20-го века


тема работы: «Эволюция английского парламентаризма в 19-м — начале 20-говека»1 Введение По вопросу о политической истории Великобритании нового временинаписано немало. Приступая к изучению данного периода английской истории,можно найти и серьёзные научные труды, и сборники статей, и отдельныестатьи. Конечно, источником информации могут быть и учебники, учебныепособия. Наряду с материальными текстовыми источниками мною при написанииработы были использованы и виртуальные. В основном это были англоязычныевеб-сайты, преимущественно британские. Основную информацию я почерпнул из «Очерков политической историиВеликобритании», «Политика и власть в Западной Европе 20 века», «ЗападнаяЕвропа и США». Остальные издания, приведённые в списке использованнойлитературы, были восприняты мною как великолепные источники информации длянаписания работы и цитирования. В книге «Викторианцы» ведётся речь ополитических деятелях Великобритании нового времени. «Очерки политическойистории…» включают в себя подробное описание деятельности либеральной иконсервативной партий в 19 – начале 20-го веков. Учебники и пособия дляВУЗов освещают весь спектр тематики по данному вопросу. В Хрестоматииприведены семь актов, использованных мною в этой работе. Данной темой занимались К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, А. Моруа,И.М. Узнародов, К.Б. Виноградов, Р.И. Чикалов, М.Ц. Арзананяни множестводругих авторов. Приступая к рассмотрению вопроса об эволюции парламентаризма вВеликобритании, необходимо прежде всего сказать несколько слов огосударственном строе. Соединённое королевство Великобритании и СевернойИрландии является конституционной монархией. Власть монарха номинальна,исполнительная власть находится в руках Кабинета министров. Подлиннымстержнем государственной жизни, средоточием реальной власти вВеликобритании является двухпалатный парламент. Британский парламент -один из старейших парламентов мира. Он возник в конце XIII века и с тех порпродолжает функционировать без перерывов на протяжении всей политическойистории страны. Длительный эволюционный путь обусловил характерную для высшегопредставительного органа страны преемственность. Британский парламент -удивительный пример сочетания старых и новых форм, их напластований,сосуществования. Эта особенность находит отражение во многих сторонах егоорганизации и деятельности. Свою восьми вековую историю парламент ведёт с момента подписанияИоанном Безземельным 15 июня 1215 года Великой Хартии Вольностей. Пожалуй,ни один документ в истории не вызывал таких противоречивых оценокспециалистов и столько дифирамбов либералов, как она. Бароны учредили длясебя особый суд «пэров» — равных, отменили судебную реформу Генриха II исоздали собственный комитет для контроля за действиями монарха. Одним изважнейших последствий войн и противостояния короля и его подданных сталорождение английского парламента — старейшего в Европе, «колыбели»парламентаризма. Англичане законно гордятся тем, что «экспортировали» нормыпарламентской демократии и в Новый Свет, и в Индию, и в Австралию и НовуюЗеландию. Их «дар» стал в наши дни неотъемлемой частью политическойкультуры. Тем любопытнее взглянуть на обстоятельства и новый раскладполитических сил, при которых возник английский парламент.[1] Это произошло в эпоху гражданских войн и баронских свар, когдаобщество было нацелено на ограничение произвола монархов. И, чточрезвычайно важно, английский парламент возник по инициативе оппозиции.Впервые собрание представителей всех сословий королевства созвал лидербаронов Симон де Монфор. Поэтому в отличие от подобных учреждений другихстран — французских Генеральных Штатов или Испанских кортесов, английскийпарламент не был покорным и не ограничивался только вотированием налогов.Он достаточно смело вторгался в сферы экономического регулирования, в делацеркви, престолонаследия и другие столь же важные стороны жизни, требуя отмонархов «добрых законов» в обмен на деньги налогоплательщиков. К тому времени как дальновидные короли, подобные Эдуарду I, началиперехватывать инициативу оппозиции и сами созывать парламент, в обществеуже сложилось представление о том, что парламент — это особый совет,представляющий интересы всех общин королевства и доносящий их чаяния докороля, без которого нельзя решать ни серьезных финансовых, ни политическихвопросов. Довольно рано в парламентской практике утвердился принцип: «то,что касается всех, должно быть одобрено всеми». Шотландский католик Джеймс Стюарт верил в божественную власть короля исчитал себя никем и ничем в своих действиях не ограничиваемым. Проваленныйзаговор католиков поджечь парламент в 1605 году привёл к антикатолическимвыступлениям. Нежелание Джеймса Стюарта и его сына Чарльза Первогопринимать во внимание либерализм английского парламента вылилось вгражданскую войну.[2] Окончательное закрепление места парламента в сфере государственнойвласти Великобритании произошло в 1646 году, после окончания войны междубаронами и королём, в которой верх одержали республиканцы во главе сКромвелем. Они сместили и обезглавили короля. В 1653 году генерал Кромвельустановил в стране военную диктатуру. В 1659 году остаток разогнанногоКромвелем Долгого парламента объявил себя учредительной властью, а в 1660провозгласил Карла Второго Стюарта королём – была произведена реставрациямонархии, которая стала ограниченной[3]. В настоящее время структура английского парламента такова. Палата лордов формируется по наследственному принципу: её членамистановятся старшие сыновья английских лордов. В неё входят также пэры,избиравшиеся на 7-летний срок шотландскими и пожизненно – ирландскимилордами, а также пожизненные пэры из числа духовных лиц. Кроме того, местов верхней палате и титул пэра может пожаловать монарх. Палата лордовутверждает принятые нижней палатой законы и являлась высшей судебнойинстанцией. В результате парламентских реформ 19 – начала 20 веков значительновозросло значение нижней палаты, или Палаты общин. Законотворчество,утверждение бюджета, контроль за исполнительной властью, решение вопросовоб отставке и утверждении правительства составляет прерогативу палатыобщин. Спектр её компетенции отличается чрезвычайной широтой – от проблемчастных лиц до государственного устройства страны. В Великобритании небыло, как нет и сейчас, такого государственного института, который мог быизменить или отменить парламентские акты. Лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром,возглавляющим правительство – кабинет министров. В него входят не всеминистры, а только занимающие ключевые посты. Министры второго рангаруководят соответствующими департаментами и не играют существеннойполитической роли. Выделившийся из тайного совета, кабинет министровформально не был предусмотрен английским конституционным правом. Сам этоттермин впервые появился на страницах парламентских отчётов только в 1900году. Юридически кабинет являлся сугубо неофициальным учреждением, егодеятельность не облекалась в правовые формы, заседания проходили негласно,протоколы не велись. Лишь в последние годы 19 века постоянной резиденциейпремьер-министра и местом проведения заседаний кабинета стал дом номер 10на Даунинг-стрит. Тем не менее кабинет располагал широкими полномочиями вобласти государственного управления, подготовки законопроектов и проведенияих через парламент. Он мог издавать нормативные акты и без участияпоследнего. Правительство ответственно перед Палатой общин, но само можетинициировать указ короля о роспуске парламента и назначении новых выборов.Эта возможность взаимного воздействия представляет собой важный элементанглийской системы сдержек и противовесов.[4]2. Двухпартийная система: становление и развитие Положение парламента в конституционной системе определяется двумяфундаментальными принципами - парламентского верховенства и парламентарного(ответственного) правления. Реальное же функционирование всегопарламентского механизма основано на существовании в стране двухпартийнойсистемы. Под ее влиянием находится вся организация избирательного процесса- начиная от выдвижения кандидатов, деления страны на избирательные округаи кончая способом подсчета голосов избирателей. Она оказывает определяющеевоздействие на внутреннюю организацию и деятельность парламента. Под еевлиянием сложились наиболее существенные конституционные соглашения,обусловливающие весь комплекс отношений между парламентом и правительством. При двухпартийной системе обе партии попеременно сменяются у власти. Втаких условиях правительство, как правило, располагает поддержкойбольшинства в палате общин, и это дает ему весьма сильные позиции впарламенте. В 70-х года 17 века во вновь ставшем центром политической борьбыпарламенте постепенно оформились 2 политические партии – тори и виги[5].Тори являлись сторонниками усиления королевской власти и англиканскойцеркви. Социальную базу партии составила землевладельческая аристократия –старое феодальное дворянство. Виги, опиравшиеся на новое дворянство ибуржуазию, выступали за сохранение конституционной монархии при сильнойвласти парламента. Сдвиги в социально-экономической сфере, произошедшие в 19 веке вАнглии, привели к изменениям в политической жизни. На политическую аренувышли новые классы, активно вступившие в борьбу за свои права. С 30-х годов 19 века вплоть до окончания Первой мировой войны шёлпроцесс трансформации вигов и тори в либералов и консерваторов, обретенияими облика партий в подлинном смысле этого слова. Это был заключительныйэтап функционирования двухпартийной системы «либералы – консерваторы». Окончательное организационное оформление либеральная партия получила в1877 году, когда была создана Национальная либеральная ассоциация. Своейцелью она провозгласила завоевание мест в парламенте и других выборныхорганах представительной власти, претворение в жизнь концепции либерализма.Английский либерализм выступал как идейно-политическое течение, принципыкоторого разделяли представители различных слоёв: аристократии, буржуазии,бюрократии, интеллигенции, рабочих. Лидерами либеральной партии,оставившими заметный след в истории Великобритании, были У. Гладстон, Г.Кемпбелл-Баннерман, Г. Асквит, Д. Ллойд Джордж. Имевший длительную историю и традиции английский консерватизм завершилорганизационную перестройку в консервативную партию созданием в 1883 годуНационального союза консервативных ассоциаций. В английском консерватизмепри наличии различных тенденций утвердилась сформулированная БенджаминомДизраэли (1804-1881) программа «демократического торизма», основу которойсоставляли идеи сохранения и укрепления роли монарха, палаты лордов ицеркви, консолидации и расширения колониальной империи, утверждения«величия Англии». В то же время консерваторы признавали необходимостьрешения социальных проблем путём создания для буржуазии благоприятнойрыночной коньюктуры и дополнительных источников сверхприбыли, которые моглибы обеспечить высокий уровень занятости, повышение заработной платы идругие формы улучшение жизненного стандарта масс.[6] Я опишу этот важный период более подробно. Акт о народном представительстве 1867 года, внёсший изменения визбирательное право Соединённого Королевства, создал новую ситуацию вполитической сфере: электорат увеличился почти на один миллион человек,примерно в два раза, а основную часть новых избирателей составилипредставители трудящихся слоёв населения[7]. Именно их голоса должна былапринимать теперь во внимание любая политическая партия, претендовавшая науспех во всеобщих выборах. Закон содержал в себе поправку, внесённуюлибералами и принятую правительством консерваторов, фактически отменявшуюдесятифунтовый порог[8]. В новую эпоху массового избирателя ведущие политические партии Англиивступили с разным багажом. У консерваторов опыт политических отношений струдящимися практически отсутствовал, поэтому положение их соперников –либералов – представлялось более предпочтительным[9]. В то время в обществесуществовало довольно распространённое мнение о том, что либералы вправерассчитывать на голоса рабочих, но, как выясняется, всё обстояло далеко нетак просто. В новых условиях либеральная партия могла рассчитывать не только наобщие симпатии трудящихся, но и на вполне реальную поддержку тех рабочих,которых уже удалось вовлечь в орбиту либерализма путём членства в рабочихклубах, демократических или радикальных ассоциациях. В отличие от своих коллег радикалы, занимавшие левые позиции в партии,в шестидесятые годы имели контакты с организованным рабочим движением,успешно сотрудничали с рабочими в рамках движения за реформу избирательногоправа. Радикально настроенные бизнесмены выступали за повышенияблагосостояния рабочих, видя главное средство для достижения подобной целив либеральной политике. Делались попытки для установления непосредственногосоюза между рабочими и либералами. В качестве примера можно привестиБирмингемскую ассоциацию, стремившуюся объединить под знаменем либерализмапредставителей самых разных классов. Особенно энергичные усилия,направленные на завоевание поддержки рабочих, предпринимал Дж. Брайт – одиниз наиболее авторитетных радикалов середины шестидесятых годов. В этомплане весьма показательна его кампания зимой 1866 – 1867 годов; когда онвыступил с речами в крупнейших городах Англии. В результате левое крылопартии пользовалось вполне определённой поддержкой рабочих. Хотя новые веяния в либеральной партии и не выглядят стольосновательно, как «новый торизм» Дизраэли или энергичные, целенаправленныеусилия консерваторов по реорганизации своей партии, всё же послепарламентской реформы либеральному руководству удалось определить своёотношение к рабочим, влиявшее на их политику на протяжении достаточнодлительного периода, вплоть до первой мировой войны. Речь идёт о такназываемом «либ-лейбизме» (данное выражение происходит от слов«либеральный» и «лейбористский»). В англоязычной литературе в это понятиевкладывается, прежде всего, понятие сотрудничества между либерализмом итрудом в политических вопросах, причём трудящиеся рассматриваются вкачестве младшего союзника. В осуществлении политики либ-лейбизма сначала участвовали лишьпредставители левого, радикального крыла партии либералов, но затем к нейприсоединились и более умеренные политики. Трудящихся в данном союзепредставляли рабочие лидеры нового поколения, вышедшие из профсоюзнойолигархии, отличавшиеся практическим складом ума. Большинство их стояло заклассовое сотрудничество, разделяло привязанность к либерализму, считало,что без финансовой поддержки либералов самостоятельные политическиедействия рабочих невозможны. В мае 1868 года Великобритания начала готовиться к всеобщим выборам,намеченным на ноябрь. На выборах либеральная партия одержала убедительнуюпобеду. Новое правительство, сформированное Гладстоном, за годы пребыванияу власти провело целый ряд законов, касавшихся образования,здравоохранения, местного самоуправления, замещения должностей награжданской службе, тред-юнионов. Сделано было немало, однако трудносогласиться с Дж. Коулом, считавшим, что в области социальногозаконодательства кабинет либералов добился «замечательных результатов».Ведь именно в конце 60-х – начале 70-х годов политика либ-лейбизма понеслаощутимые потери[10]. В 1874 году консервативная партия сумела впервые за четверть векавыиграть парламентские выборы и завоевать прочное большинство в палатеобщин. Правительство Дизраэли находилось у власти более шести лет – доследующих выборов 1880 года. Часто билли, которые они хотели провести черезпарламент, носили ярко выраженный политический характер: закон 1876 года онародном просвещении, 1875 о здравоохранении, ранние их разработкикасавшиеся жилищного и рабочего вопроса. Социальные мероприятияправительства Дизраэли в определённой степени были попытками доказать, чтопылкие заверения тори в годы их оппозиции об их горячем стремлении улучшитьположение народных масс и их резкая критика деятельности либеральногоправительства в этом направлении не были пустой риторикой. Партия обещалапровести давно назревшие преобразования в социальной сфере, и помощникиДизраэли в меру своих способностей, желания и возможностей пыталисьпродемонстрировать стране верность данному слову. Как и следовало ожидатьот частичных и постепенных реформ, проведённых в духе осторожного квази-либерализма, их эффективность была смешанной. Простое перечисление принятыхзаконов даёт преувеличенное впечатление об их практическом значении. Верно,что большинство из них содержало определённое позитивное зерно, но они былислишком слабы, половинчаты и нерешительны для того, чтобы адекватно решитьпородившие их проблемы. Показательно, что не прошло и года после принятиязакона о загрязнении рек (1874 года), как тори признали невозможность егопроведения в жизнь без нового законодательства. На рубеже 19-20 веков либеральная партия переживала острый идейный иорганизационный кризис. Многие полагали, что после отставки консерваторовлибералы будут неспособны сформировать жизнеспособное правительство. Но ужев конце 1905 года, после объединение соперничавших за влияние фракций,партия вернулась к управлению страной и оставалась у власти до 1915 года.Кризис партии в конце 19 века во многом был связан с её расколом в 1886году, когда группа либералов во главе с Чемберленом проголосовала впарламенте против билля правительства Гладстона (лидера либералов в 1868-1894 годах) о предоставлении Ирландии самоуправления. Возникшая такимобразом в палате общин фракция либералов-юнистов вскоре по своимпрактическим целям сблизилась с консерваторами. По ряду вопросов юнистывыступали в духе крайнего шовинизма (джингоизм). Поражение либералов на парламентских выборах и образованиеконсервативного правительства Солсбери (1895-1902), в котором Чемберленстал министром колоний, были восприняты как общая катастрофа партии ипривели к дальнейшему росту в ней дезинтеграционных процессов. Начавшаяся в 1899 году война с бурами привела к появлению средилибералов двух групп – империалистов и «пробуров» (радикалов), междукоторыми находилась основная часть партии, занимавшая умеренныепозиции.[11] После окончания бурской войны начался процесс консолидациилиберальных сил, который в основном протекал в русле критикиконсервативного правительства по вопросам образования, протекционизма,выдачи лицензий на торговлю спиртными напитками и эксплуатации китайскихрабочих в Южной Африке. На сессии парламента в 1902 году произошло «политическое чудо» - всегруппы либералов, а также часть либералов-юнионистов выступили противвнесённого правительством билля о школах. Чтобы понять причины этогоявления, необходимо обратиться к конфессиональной ситуации в Британии. Вначале 20 века принадлежность к той или иной партии в многом определяласьрелигиозным фактором. Консерваторы поддерживали государственнуюангликанскую церковь, либералы – нонконформистские организации. Последниестарались отдать своих детей в государственные школы, где вопросы религиипреподавались, в отличие от церковных, факультативно. Суть нового законасостояла в том, чтобы, передав часть средств из местного бюджета церковным(в основном англиканским) школам, повысить уровень народного образования встране. Закон, проведённый в парламенте консервативным большинством, вызвалбурю протеста среди налогоплательщиков-нонконформистов, которыеотказывались платить за содержание английских школ. Начавшийся в 1902 году процесс организационного объединения либераловв основном завершился к концу 1905 года формированием правительства сучастием всех партийных групп и был закреплён в начале 1906 года напарламентских выборах. Попытка правого крыл партии занять доминирующееположение в правительстве не удалась. В процессе консолидации либералы невыдвинули собственной конструктивной программы и использовали в тактическихцелях ссылки на непопулярные мероприятия консерваторов. Идейнаяразобщенность либералов в эти годы не была преодолена. Итак, можно сделать вывод, что сложившаяся в Великобритании на базеобщности стратегических целей система двухпартийного управления не тольконе исключала, но напротив, подразумевала преемственность политикилиберальных и консервативных кабинетов. Само пребывание в оппозицииявлялось своего рода сотрудничеством. Стабильность политической системыгарантировала поступательное развитие общества в направлении всё более ясновыраженного учёта интересов всех социальных слоёв.3. Парламентские реформы Для Великобритании 19 – начала 20 веков одним из наиболее значительныхсобытий стал переход к строю буржуазной демократии. Но в отличие от Францииили США, где буржуазно-демократические порядки установились в ходереволюций, британский путь к ним лежал через реформы, в том числепарламентские. Их необходимость обуславливалась архаичностью системыформирования нижней палаты. Основную массу её депутатов составлялипредставители мелких городов и местечек, в разное время получивших этоправо. Одни из таких поселений давно уже были оставлены жителями, другиенасчитывали лишь по несколько десятков человек, отчего все они числились«гнилыми». В среднем на одно местечко приходилось 12 избирателей и 2депутата. Вследствие такой практики Лондон с полумиллионным населениемизбирал четверых депутатов, а 165 тысяч населения графства Корнуэллспосылало 44 своих представителей. К тому же множество местечек являлисьсобственностью крупных землевладельцев, которые прямо указывали жителям, закого им следовало голосовать. В конце 18 века из 658 депутатов 424 былифактически назначены лендлордами. В то же время новые города, выросшие наволне промышленной революции, либо вообще не выбирали, либо имелипредставительство, не соответствующее численности населения. Поэтомугородская промышленная буржуазия настойчиво добивалась реформированияизбирательной системы. Началу этому положила реформа, проведённая вигами в ещё 1832 году. Акто народном представительстве[12] уничтожил 56 «гнилых» местечек (статья 1Акта о народном представительстве 1832), сократила представительство отоставшихся тридцати (статья 2), распределила освободившиеся в парламенте143 места в пропорции: 13 депутатских мандатов предоставили Шотландии,Уэллсу и Ирландии, по 65 получили сельские и городские округа (статья 3 и4). Кроме того, расширили круг избирателей. В городах ими стали всесобственники домов, приносивших не менее 10 фунтов стерлингов в год, иарендаторы квартир, платившие за них такую же годовую сумму. В графствах –владельцы участков (фригольдеры), а также наследственные и долгосрочныеарендаторы (копигольдеры), имевшие 10 фунтов годового дохода с земли.Краткосрочные арендаторы становились избирателями при годовом доходе более50 фунтов стерлингов. Право голоса, таким образом, получила сельская игородская буржуазия. Нововведения, отражённые в статьях с тринадцатой по двадцать седьмую,имели своей основой желание урегулировать порядок избрания депутатов.Однако статья двадцать шестая вводила серьёзные ограничения, основывающиесяна порядке регистрации и отсылающие к 27 статье. Статья 27 прямо указывала: «…Ставиться непременным условием, чтоникакое лицо не будет внесено в списки избирателей в каком-либо году, еслионо не владеет указанными помещениями в течение двенадцати календарныхмесяцев, предшествующих последнему дню июля в соответствующем году…». Широкое разочарование ограниченностью билля о реформе вызвало массовоедвижение в поддержку «Народной хартии», включавшей 6 основных пунктов:всеобщее избирательное право для взрослого мужского населения; равныеизбирательные округа; ежегодное переизбрание членов парламента; оплататруда парламентёров; тайное голосование; отмена имущественного ценза привыборах в парламент. В 1836 году в Лондоне была создана «Ассоциациярабочих», ставшая ядром «чартизма» - рабочего движения за всеобщееизбирательное право. Политическую платформу движения составила хартия[13].Неоднократно чартисты вносили в парламент петиции о «Народной хартии, нокаждый раз палата общин отвергала их. Чартистское движение подкреплялотребования к парламенту массовыми демонстрациями и рабочими митингами[14]. «Чартизм» сотрясал Англию до 1848, его отзвуки чувствовались вплоть досередины 50-х годов. Он потерпел поражение, но показал всеобщуюзаинтересованность в справедливом представительстве, с которым связывалисьнадежды на социальные преобразования. Буржуазия, стремившаяся к усилениюполитического влияния, использовала желание широких масс участвовать вформировании парламента, сделав ставку на расширение электората за счётнаиболее обеспеченной части рабочего класса, на голоса которых имелаоснование рассчитывать. Проведённая в 1867 году вторая парламентская реформа окончательноуничтожила «гнилые» местечки, передав графствам 30 и городам 23освободившиеся места. Новые избирательные правила существенно понизилиимущественный ценз. Право голоса в городах получили не только владельцыдомов и те, кто уплачивал 10 фунтов годовой арендной платы за жильё, но ивсе наниматели квартир, даже дешёвых, если они платили налог в пользубедных. В графствах избирателями стали собственники и наследственныеарендаторы земли с доходом не менее 5 фунтов в год, а также краткосрочныеарендаторы, получавшие 12 фунтов стерлингов годового дохода. Реформавключила в число избирателей мелкую буржуазию, квалифицированных рабочих,зажиточных фермеров. Регулируя, таким образом, распределение лиц, имеющих право участвоватьв выборах депутатов, Акт о народном представительстве 1867 года довольночётко выделял категории таковых, одновременно отменяя старые и вводя новыеограничения, менее жёсткие. Это, в конце концов, способствовало дальнейшейдемократизации избирательной системы Англии. В 1872 году либералы ввели на парламентских выборах тайноеголосование, что было давним требованием демократических сил. Затемлиберальная партия обеспечила проведение в 1884-1885 годах третьейпарламентской реформы. Для жителей графств вводились такие же условияполучения права голоса, как и для населения городов. Избирателямистановились все, кто имел дом или платил за аренду квартиры не менее 10фунтов стерлингов в год. К голосованию были допущены мелкие фермеры. Крометого, реформа предусмотрела новое распределение избирательных округовпримерно по 50 тысяч человек в каждом. Крупные города получили правопосылать по нескольку депутатов в соответствии с числом жителей (Лондонстал избирать 52 депутата). В результате проведения парламентских реформ смягчилась политическаянапряжённость в обществе. Ещё одним важнейшим следствием реформ явились изменения в составеизбирателей. Первая парламентская реформа довела их до 670 тысяч, втораяпозволила иметь 2 миллиона 500 тысяч, третья – 5,7 миллионов, что расширилосоциальную базу электората. Великобритания несколько приблизилась косуществлению одного из важнейших принципов демократического государства,которым является участие народа в управлении путём волеизъявления навыборах. Но и при этом избирательное право не стало всеобщим. Возможностьголосования связывалась не с личностью, а с владением домами. Ихсобственники могли быть избирателями во всех округах, где они удовлетворялиустановленным правилам. Допуск к избирательным урнам мелкой буржуазии, высокооплачиваемыхрабочих, фермеров изменил облик палаты общин. С 1832 по 1901 года числодепутатов парламента, имевших земельную собственность, уменьшилось с 464 до198, а количество депутатов-финансистов, владельцев промышленных,транспортных и торговых предприятий возросло с 86 до 655. Реформыобеспечили политическое преобладание в нижней палате представителейбуржуазии, тогда как лендлорды потеряли былое господство в ней. В то же время наследственная верхняя палата ограничивалазаконодательную деятельность Палаты общин, имея возможность отклонить любойеё законопроект. Это не соответствовало интересам буржуазии, которая нехотела больше мириться с привилегированным положением лендлордов. Укрепитьполитические позиции промышленной буржуазии и был призван проектперераспределения полномочий между палатами. Он вызвал ожесточённоесопротивление лордов. Только получив согласие Георга Пятого пополнитьверхнюю палату сторонниками реформы, премьер-министр Асквит заставил лордовутвердить билль, получивший название «Акт о парламенте для определенияотношений между палатой лордов и палатой общин и для ограничения срокаполномочий парламента 18 августа 1911 года»[15]. Поводом к реформированиюпарламента послужил конфликт правительства с палатой лордов, котораяотклонили предложенный правительством и утверждённый палатой общин бюджет.Встал вопрос о самом существовании палаты лордов. Выход был найден вреформе парламента, ограничившей права верхней палаты. Билль о парламентепредусматривал: 1. Финансовый билль, принятый палатой общин, но неутверждённый верхней палатой в течение месяца, представлялся королю и после его одобрения становился законом. 2. Нефинансовые билли, отвергнутые палатой лордов, но принятые нижней палатой в трёх чтениях, шли на утверждение короля, если между первым и последним чтением прошло не менее двух лет. 3. Введение жалованья депутатам и пятилетний срок деятельности нижней палаты. Получили объективную возможность претендовать на место в Палате общинлюди без личного состояния – мелкая буржуазия, интеллигенты, рабочие. Оттеснив на второй план палату лордов и контролируя большинство впалате общин, правительство превращалось в главный орган государственнойвласти, возвышавшийся над парламентом[16]. Кризис парламентаризма в начале 20 века и принятие акта о парламенте 1911 года В начале 20 века основная борьба между либералами и консерваторамиразвернулась по вопросу о тарифах. Консерваторы, тесно связанные с тяжёлойиндустрией, требовали установления покровительственных пошлин с цельюзащиты от конкуренции со стороны Германии[17]. Кроме того, введение тарифовповысило бы (к выгоде лендлордов) цены на сельскохозяйственную продукцию. Другие подразделения промышленности, особенно работавшие на экспорт(например, текстильная), были заинтересованы в сохранении свободнойторговли. Эта отрасль являлась ведущей в Англии. Особенностью британскойэкономики был недостаток отечественного промышленного сырья ипродовольствия для населения. Введение протекционистских пошлин вызвало быгибель большинства отраслей английской промышленности. Конфликт между либералами и консерваторами возник также на почвевопроса о пенсиях. Особенно острые разногласия имели место в 1910 году,после того, как палата общин приняла новый бюджет. Находившаяся подконтролем консерваторов верхняя палата отвергла его. Сопротивление консерваторов дало возможность либеральному кабинетуурезать полномочия верхней палаты. С этой целью правительство предоставилознаменитый парламентский билль, существенно ограничивший конституционныеправа лордов. Палата лордов, большинство членов которой было непосредственнозаинтересованно в проведении протекционистской реформы, решила бороться доконца. Однако некоторые вожди консервативной партии (в их числе лидерпартии Бальфур и лидер консерваторов в палате лордов Лэнсдаун) прекраснопонимали, что в создавшейся ситуации «борьба до конца» означает полнейшуюкомпрометацию не только палаты пэров, но и вообще консервативной партии вглазах избирателей. Король Георг Пятый безуспешно пытался решить эту проблему, обсуждая еёс лидерами Либеральной и Консервативной партии[18]. В конце концов корольсогласился произвести столько либеральных пэров, чтобы они смоглиподдержать билль в палате лордов, основываясь на убеждении, что егодействия – это те, которые ждёт от него народ. В декабре 1910 годапроизошли генеральные выборы. Неожиданно закон был принят 131 голосомпротив 114. Палата лордов предпочла потерять часть своих полномочий, но неполучать 250 новых пэров. Акт о парламенте 1911 года устанавливал, что если финансовый билль,принятый палатой общин и отосланный по крайней мере за месяц до окончаниясессии в верхнюю палату, не будет в течение месяца принят последней безпоправок, он становится законом после утверждения короной, хотя бы палатапэров и не дала на него своего согласия. На спикера палаты общинвозлагалась обязанность удостоверять, что указанный законопроект являетсяфинансовым. Члены палаты общин стали получат жалованье (400 фунтов стерлингов вгод). С тех пор депутаты трудились уже не общественных началах, а имелиосновной источник дохода в парламенте, то есть превратились вгосударственных служащих. В их прямую обязанность входило «надзирать засвоими слугами и за окопавшимися бюрократами»[19]. Продолжалась практика пожалования званий пэров. Ллойд Джордж путёмпродажи титулов получил 3000000 фунтов стерлингов для нужд своейлиберальной партии[20]. Титулы обрели десятки политических деятелей,банкиров, коммерсантов. Права палаты лордов были урезаны и в законодательстве по нефинансовымпубличным биллям. Если в течение трёх последовательных сессий парламента(не обязательно одной и той же легислатуры) принимаемый палатой общинзаконопроект будет отвергаться палатой пэров, он всё равно вносится в книгустатутов Великобритании. Но для этого необходимо, чтобы между вторымчтением билля во время первой сессии и третьим его чтением на третьейсессии прошло 2 года. Таким образом, верхняя палата теперь могла затянутьна два года принятие неугодного её закона, но не отвергнуть его. Лорды ещё пытались иногда использовать своё право на отклонениебиллей. В 1912 году они саботировали принятие закона о гомруле для всейИрландии, задержав его на 10 лет. В результате Ирландия оказаласьразделённой5. Возникновение партии лейбористов labour (англ.) – труд, работа Нарастающее недовольство политикой правящих кругов и бедность рабочегокласса приводило к тому, что полтора миллиона привилегированных рабочих ещёболее дорожили своим обеспеченным положением. Эволюция экономики Англииделала неизбежной обострение борьбы двух тенденций в рабочем движении –революционной и оппортунистической. В период кризиса 1885-1886 годов впервые за долгие десятилетия смассовых демонстраций безработных начинается активное движение самойнизкооплачиваемой прослойки общества – пролетариата. Толпы людей, которые втечение долгих месяцев не могли найти применения своим силам, что былосвязано с утратой Англией торгово-промышленной монополии, стали собиратьсяна окраинах Лондона, делиться своими горестями, слушать ораторов, в числокоторых входили социалистические агитаторы. Они пытались объяснить массампричины создавшегося положения, призвать их к активной борьбе. В 1881 году группа радикальных интеллигентов в Лондоне создалаДемократическую федерацию, которая в 1884 году была переименована в Социал-демократическую федерацию (СДФ). Основателем этой федерации был Гайндман –выходец из крупно буржуазной семьи, английский буржуазный интеллигент. Ондовольно поверхностно воспринял некоторые основные положения марксизма,истолковав их сугубо догматически. Основные труды Маркса и Энгельса наанглийский язык в то время переведены не были. Поэтому, когда Гайндманначал устно и в печати пропагандировать идеи Маркса, английсие рабочие ирадикальные интеллигенты восприняли марксизм именно в гайдмансовскомизложении. К массовым организациям рабочего класса Англии – тред-юнионам –Гайндман относился пренебрежительно, считая, что коль скоро они не стоят засвержение капитализма, то социал-демократам не стоит иметь с ними ничегообщего. Тем самым он обрекал свою организацию на превращение в секту,оторванную от масс. Однако внутри СДФ были и передовые рабочие, такие, какКвелч, Бернс, Манн, активно работавшие в тред-юнионах. Среди членовфедерации были также люди, которые расходились с Гандманом по многимвопросам. Наиболее крупным представителем этой группировки был известныйпоэт Моррис. Энгельс назвал Морриса «социалистом чувства», подчёркивая еготеоретическую слабость. Главное расхождение между Моррисом и Гайнманомзаключалось в том, что Моррис считал необходимым отказаться от чрезмерноговнимания к парламентской деятельности, полагая, что этот путь может лишьотвлечь лучших представителей рабочего движения от подлинно революционнойборьбы. Группа Морриса, в которую входили также Бакс, дочь Маркса – Э. Маркс,на рубеже 1884-1885 годов вышла из СДФ и создала свою организацию подназванием «Социалистическая лига». Но и это была всего лишь секта, далёкаяот действительного классового движения. С 1885 года стали возникать так называемые новые тред-юнионы. Это былиорганизации неквалифицированных либо малоквалифицированных рабочих –докеров, рабочих газовых заводов, спичечных фабрик и т. д. Оставаясь напочве тред-юнионизма, новые союзы превращались в активную силу левоготечения английского рабочего движения. Большинство новых тред-юнионовначинало свою деятельность с проведения стачки. Главной задачей английского рабочего класса в условиях подъёмамассового рабочего движения было создание своей политической партии. Задачаанглийских социалистов заключалась в том, чтобы, преодолев сектантство,создать массовую партию, а затем продолжать борьбу за повышениетеоретического уровня этой партии, за превращение её в марксистскуюсоциалистическую организацию. При этом Энгельс подчеркнул, что в английскихусловиях нельзя рассчитывать на то, что такая массовая партия с самогоначала будет стоять на марксистских позициях. Летом 1882 года происходили очередные парламентские выборы, и рядместных организаций выдвинул своих независимых кандидатов, причём трое изних набрали необходимое число голосов – Кейр Гарди, Вильсон, Бернс. Хотявскоре Вильсон и Бернс перешли к Либералам, сама победа независимыхкандидатов способствовала дальнейшему распространению идеи о созданиисамостоятельной рабочей партии. Ущерб соединению социализма с рабочим движением и созданиюполитической партии рабочего класса принесло Фабианское общество (по имениримского полководца Фабия Максима, знаменитого тактикой промедления),основанное в 1884 году. Среди его учредителей и видных деятелей было немалопредставителей интеллигенции, сыгравших видную роль в развитиидемократической культуры. Д. Б. Шоу тесно связал свою судьбу с раннимфабианством, хотя даже на этом этапе взгляды его часто выходили за пределыфабианской идеологии. Супруги Сидней и Беатриса Вебб в течение полувека были властителямидум довольно широкого слоя буржуазной молодёжи, примыкавшие к крайнеправому крылу социалистического движения[21]. Фабианцы утверждали, чтоАнглии свойственно эволюционное развитие, что английский рабочий классможет добиваться реформ исключительно давлением на парламент. Как писал ещёЭнгельс, главным принципом фабианцев был страх перед революцией. Отсюда иродилась их тактика «пропитывания» консервативной и либеральной партийидеями фабианского социализма. На деле же фабианское общество «пропитывало»рабочий класс либеральной идеологией. Когда в массах рабочих появилась идеясоздания самостоятельной партии, фабианцы всячески стремились так повлиятьна программу новой партии и её устав, чтобы лишить партию независимости икак можно быстрее привязать её к старым традиционным партиям. Новая партия была учреждена и приняла официальное название Независимойрабочей партии (НРП) в 1893 году. Факт образования в 90-х годах 19 векапартии с социалистическими задачами, с намерением проводить самостоятельнуюполитику означал заметный сдвиг в английском рабочем движении. Но НРП ссамого начала попала под влияние реформистских вождей. Лидером партии был Кейр Гарди – человек, типичный эклектик, в егостатьях и речах причудливо переплетались взгляды, почёрпнутые у социологови экономистов, религиозно-этические представления и воззрения, возникшие вмассах английских пролетариев, среди которых родился и жил он, углекоп попрофессии. Оставаясь целиком на почве реформизма, Гарди повёл руководимуюим партию по пути подчинения либералам и фактического отказа отсоциалистических взглядов. В конце 90-х годов предприниматели, создавшие «Парламентский советпредпринимателей», усилили давление на рабочий класс. В результате неудачупотерпели машиностроители, а затем углекопы Южного Уэльса и другие отрядырабочих[22]. В атмосфере травли тред-юнионов их противники решились посягнуть надавно завоёванное право стачек. В 1900 году одна железнодорожная компанияпредъявила тред-юниону иск, потребовав возмещения убытков, понесённых ею вовремя стачки железнодорожников в районе реку Тафф. Судебный процесс прошёлчерез все инстанции и завершился приговором высшей из них – палаты лордов,которая удовлетворила иск компании. Тред-юнион вынужден был заплатить 23тысячи фунтов стерлингов. Так возник судебный прецедент, на основе которогосуды стали приговаривать к выплате компенсаций и другие профсоюзы. Посуществу, это означало, что рабочие лишились права на стачку. Приспосабливаясь к новой обстановке, реформистские лидеры объявилисебя сторонниками политической независимости рабочего класса. Конгресс тред-юнионов постановил созвать конференцию кооперативных, социалистических итред-юнионистских организаций, «чтобы обсудить пути и средства дляпроведения в ближайший парламент большого числа рабочих представителей». Вфеврале 1900 года состоялась учредительная конференция новой партии,которая в соответствии со своей главной задачей первоначально получиланазвание Комитета рабочего представительства. Уже в то время её сталиназывать рабочей (лейбористской) партией, а в 1906 году это название былопринято официально. Так возникла Британская лейбористская партия (БЛП).Первоначально в новую партию вошли три социалистические организации – СДФ,НРП и Фабианское общество, а также ряд профсоюзов, причём индивидуальноечленство не допускалось. В момент формирования БЛП в её составе было 376тысяч членов, но её ряды быстро росли и в 1904 году в рядах партиинасчитывалось почти миллион членов. Впервые со времён чартизма рабочийкласс Англии создал политическую партию, состоящую исключительно израбочих. Предполагалось, что акт о парламенте 1911 года будет временным, докрупной реформы, которая разрешит непримиримые противоречия между обеимипалатами. Намечалось создать объединённые совещательные комитеты, проводитьсовместные сессии, передавать спорные вопросы на референдум. Но до сих порни одна из этих мер не выполнена.6. Заключение Ретроспективный взгляд на события, разворачивавшиеся в парламентскойсфере политики Великобритании в 19 – начале 20 веков показывает, какоеогромное значение они имели для современности. В описанный мною период развития парламентаризма произошликардинальные изменения, имевшие глубокие корни и далеко идущие последствия. Окончательное формирование двухпартийной системы либералов иконсерваторов, произошедшее незадолго до появления третьей – лейбористской– партии, несомненно, венчало долгий путь становления тори и вигов.Появление на исторической арене рабочей партии Великобритании явило собойудовлетворение назревшей потребности трудящихся в собственномпредставительстве в Палате Общин. В дальнейшем ставшая объективнойреальностью трехпартийность не раз докажет свою целесообразность идемократичность. Уверен, что многое из произошедшего в Англии за период 19 – начала 20века было бы трудноосуществимо без проведения парламентских реформ. Именнокачественно новые изменения в британском конституционализме (ведь Акты онародном представительстве 1832, 67 и 1911 годов составляют частьанглийской конституции) и парламентаризме, ставшие результатом реформ,ознаменовали становление истинно демократического, со временем стремящегосястать правовым, государства. Действительно, значение парламентских реформ, проведённых за период,затронутый мною в этой работе, трудно переоценить. Было сделано многое. Отмена народного представительства от деревень и поселений, которыенасчитывали несколько десятков жителей, если вообще не были давно покинуты,но в то же время имели возможность посылать в законодательный орган Империинесколько представителей, в то время, как Лондон – единицы, сыграланемаловажную роль в становлении крепкой законодательной власти. Увеличение числа участвовавших в выборах граждан путём сниженияимущественного ценза, а затем – и вовсе замена имущественного на налоговый,произошедшая в ходе реформы 1867, показывает стремление к уравниванию вправах граждан. Получив представительство в парламенте в лице лейбористской партии,рабочий класс Великобритании встал на путь цивилизованных преобразований,обходя стороной узкую дорожку социально – политических конфликтов. В общем и целом я хочу сказать, что парламентские реформы исоответствующие им изменения в государстве и обществе сыграли важную роль впроцессе становления и развития Соединённого Королевства Великобритании иСеверной Ирландии как демократического конституционного государства смонархической формой правления.Список использованной литературы: 1. Очерки политической истории Великобритании. Под редакцией Н.А. Акимкиной, РГУ, 1992. 2. Политика и власть в Западной Европе 20 века. М.Ц. Арзананян, М., 2000. 3. Общественные движения и политическая борьба в странах Европы и Америки в новое и новейшее время. Мордовия, 1992. 4. Западная Европа и США. Р.И. Чикалов, М., 1993. 5. Истоки первой мировой войны. Д. Джолл, Р., 1998. 6. Мир в начале 20 века. Сороко-Цюпа, М., 1992. 7. Викторианцы. Р., 1996. 8. Новая история стран Европы и Америки: 2 период. М., 1998. 9. Всеобщая история государства и права. Под редакцией К.И. Батыра, М., 2000. 10. Новая история. Под редакцией Юрковского. М., 1976. 11. Новая история: часть вторая. Под редакцией Овчаренко. М., 1976. 12. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под редакций Черниловского. М., 1984. 13. «Знание — Сила» #8/97, #11/97. 14. http://www.great-britain.co.uk/history. 15. http://www.explore.parliament.uk 16. http://www.unicum-coins.narod.ru/brit/history.html 17. История государства и права зарубежных стран. Фёдоров, Лисневский. Ростов, 1994.-----------------------[1] «Знание — Сила» - online, #8/97, #11/97.[2] http://www.great-britain.co.uk/history.[3] Всеобщая история государства и права.[4] Очерки политической истории Великобритании.[5] Всеобщая история государства и права: «тори» и «виги» первоначальнобранные клички (whig – на шотландском – простокваша, tory – уличный вор).[6] Очерки политической истории Великобритании.[7] Общественные движения и политическая борьба в странах Европы и Америкив новое и новейшее время.[8] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран.[9] Очерки политической истории Великобритании.[10] Очерки политической истории Великобритании.[11] Истоки первой мировой войны.[12] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран, Новаяистория стран Европы и Америки: 2 период.[13] Хартия по-английски – charter, поэтому движение названо чартистским.[14] Всеобщая история государства и права.[15] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран.[16] Всеобщая история государства и права.[17] История государства и права зарубежных стран. Фёдоров, Лисневский.Ростов, 1994.[18] http://www.explore.parliament.uk.[19] История государства и права зарубежных стран.[20] Викторианцы.[21] Политика и власть в Западной Европе 20 века[22] Всеобщая история государства и права.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Эволюция английского парламентаризма в 19-м начале 20-го века iconТема: Развитие парламентаризма в России (к 105-летию российского парламентаризма)
Организация деятельности учащихся по изучению особенностей становления российского парламентаризма, роли представительного органа...
Эволюция английского парламентаризма в 19-м начале 20-го века iconТема: Развитие парламентаризма в России (к 105-летию российского парламентаризма)
Организация деятельности учащихся по изучению особенностей становления российского парламентаризма, роли представительного органа...
Эволюция английского парламентаризма в 19-м начале 20-го века iconДокументи
1. /Становление английского парламентаризма(чужой).doc
Эволюция английского парламентаризма в 19-м начале 20-го века iconТема Эволюция целей школьного обществоведческого образования в XX – начале XXI в. Понятие «обществоведческое образование»
Тема Эволюция целей школьного обществоведческого образования в XX – начале XXI в
Эволюция английского парламентаризма в 19-м начале 20-го века iconРазвитие английского парламентаризма с XII до конца XVII в в
Решительный бой феодальным порядкам и средневековью был дан еще в ХVI веке в маленькой стране Нидерландах
Эволюция английского парламентаризма в 19-м начале 20-го века iconРеферат на тему: Общие черты развития России и Запада в начале хх-го века
Это позволило заметно сократить разрыв между Россией и Западом, войти в начале XX века в число среднеразвитых стран с динамично развивающейся...
Эволюция английского парламентаризма в 19-м начале 20-го века icon«парламентаризма»
Боярской думы и Земских соборов, до современных форм парламентской демократии. Осмыслить процесс становления российского парламентаризма...
Эволюция английского парламентаризма в 19-м начале 20-го века iconВойна в чечне
С конца 16 века из Дагестана начал распространяться ислам, который в первой половине 19 века стал государственной религией. В 16...
Эволюция английского парламентаризма в 19-м начале 20-го века iconРусская культура в начале XX века: Символизм. Религиозные течения в философии Константин Петраков. Группа 209. Русская культура в начале XX века символизм. Религиозные течения в философии
Русская культура в начале XX века: Символизм. Религиозные течения в философии
Эволюция английского парламентаризма в 19-м начале 20-го века iconМузыка в начале XX века
Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) период не менее богатый, но гораздо более сложный. Он не отделён от предыдущего каким-либо...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы