Организация делопроизводства в XV-XVII века icon

Организация делопроизводства в XV-XVII века



НазваниеОрганизация делопроизводства в XV-XVII века
Дата конвертации06.07.2012
Размер160.77 Kb.
ТипРеферат





Организация делопроизводства в XV-XVII века


Организация делопроизводства в XV-XVII века


СОДЕРЖАНИЕ.
Введение . 3
1. Государственное управление периода укрепления русского централизованного государства . 8
2. Документирование 19
3. Порядок работы с документами в приказах 22
Заключение 28
Список источников и литературы 32
Введение.

Целью моей работы является рассмотрение организации делопроизводства в XV-XVII веках.
Из предложенных материалов для меня оказалась интересной данная тема, так как она наиболее полно раскрывает процесс зарождения делопроизводства в нашей стране.
Мною были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение государственного управления в XV-XVII веках;
- анализ документирования в государственных учреждениях упомянутого периода;
- выдача краткого обзора ведения делопроизводства в Приказах, как основных органов системы государственного управления;
- анализ актуальности делопроизводства в данный период, быстроты его развития и выработка заключения по рассматриваемому вопросу.
При работе мною были использованы источники, в основном написанные в «советское время», что наложило свой отпечаток на изложенные темы.
Следует отметить работу Ильюшенко М.П. «История делопроизводства в дореволюционной России» /Учебное пособие РГГУ/ М., 1993 г. Автор провел большую работу по сбору информации и анализу первоисточников.
Нельзя не отметить учебник Митяева К.Г. 1959 г. издания – «История и организация делопроизводства в СССР», который является наиболее объемной работой по данному периоду.
Также следует отметить три книги Ерошкина Н.П., которые помогли мне представить картину государственных учреждений того времени. Остальные источники использованы частично. Думаю, работы по данной теме актуальны и на сегодняшний день. Подробный анализ источников может выявить ошибки, которые нужно избегать и сегодня. В тоже время стоит учитывать положительные стороны, которые можно использовать в современном делопроизводстве.

Государственное управление периода укрепления русского централизованного государства
Образование национальных централизованных государств в эпоху феодализма явилось закономерным процессом, вызванным определенными социально-экономическими и политическими условиями.
В основе объединения русских земель в единое национальное государство лежали те же социально-экономические и политические причины, но были здесь и свои особенности. Создание русского централизованного государство опередило процесс складывания единого всероссийского рынка и образование нации. Объединение русских земель вокруг Москвы и формирование централизованного государства было ускорено борьбой русского народа с внешней опасностью. Ф.
Энгельс отмечал, что на востоке Европы «в России покорение удельных князей шло рука об руку с освобождением от татарского ига, что было окончательно закреплено Иваном III».1
Образование Русского централизованного государства завершилось к концу XV в. На XVI век падает дальнейшее его укрепление, выразившееся в возрастании значения носителя верховной власти, изменившего в января 1547 г. титул великого князя на царя и установившего самодержавную форму правления.
Великий князь московский и цари «всея Руси» Разделяли свою власть с боярской аристократией в высшем органе централизованного государства – Боярской думе.2
Поскольку князь (царь) разделял власть с крупнейшими феодалами страны, постольку функции Боярской думы были неотделимы от его прерогатив. Боярская дума разрешала важнейшие государственные дела. Она была законодательным органом. Ею были утверждены судебники 1497 и 1550 гг.
С появлением новых слоев в среде господствующего класса, и прежде всего поместного дворянства (дворян и детей боярских), тесно связано возникновение земских соборов – эпизодически созываемых царями всероссийских совещаний для обсуждения, а часто и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства («освященный собор») земские соборы включали представителей поместного дворянства и посадских верхов.
В 1649 г. Земским собором был утвержден выдающийся памятник русского права «Соборное уложение», явившееся результатом большой кодификационной работы. Уложение, отличаясь богатством содержания, свидетельствует и о высоком уровне документирования. Новые законодательные акты после издания Уложения получили название «Новоуказанных статей».
Уложение 1649 г. вводит ряд норм о порядке письменного оформления различных договоров, в том числе о применении крепостной формы письменного составления актов и об участии в этом площадных подъячих.
В связи с осуществлением внутренней функции государства усиливается законодательная деятельность и ее документирование. Судебник Ивана III (1497 г.) представлял уже акт кодификации правовых отношений. Имеются предположения существования Судебника Василия III (письменный памятник, не дошедший до нас), послужившего основой Судебника 1550 г. Этот последний дает уже определенную систему русского права. Помимо судебников, законодательный материал содержали указы царя и приговоры Боярской думы. Из указов царя, применительно к деятельности отдельных приказов, в последних составлялись указные книги, служившие дополнением к судебникам.
Указные грамоты XIV-XV вв. характеризуют великокняжеское правительство как главную судебную инстанцию. Уставными грамотами вводится строгая регламентация, а затем и сокращение привилегий кормленщиков. В первой половине XVI в. в Москве учреждается специальный институт «кормленных дьяков», т.е. чиновников контролировавших деятельность кормленщиков. В кодексе русского права – Судебнике 1497 сформулированы принципы управления, характерные для развивающегося централизованного государства. Установлены различия между судебной деятельностью великого князя и бояр, определены порядок деятельности боярского суда, обязанности наместников в области местного управления и судопроизводства. Согласно Судебнику 1550 г. процесс управления должен основываться на законодательных установлениях. Должностные лица в управлении государством руководствовались единым законом, включавшим в себя нормы уголовного, гражданского и административного права: «Вперед всякие дела судити по сему судебнику» (ст. 97)3
В первой половине XVII в. создание приказов оформляется законодательным актом, который определял его функции, штат и бюджет. Во второй половине XVII в. устанавливается «указное число»подьячих для каждого приказа.4 Однако ни в организации, ни в компетенции приказов не было единообразия.
Формируется группа людей, единственным занятием которых становится государственная служба. Судебники закрепили и уточнили должностной состав управленческого аппарата. Первыми названы думные чины: боярин – высший сановник, близкий князю; окольничий – второй после боярина высший чин, думные дворяне. За ними следовали дети боярские – низший разряд свободных служилых людей, целовальники – посадские люди или черносотные крестьяне, избиравшиеся (целовавшие крест) на различные должности в органах местного управления. Некоторые из бояр – «думцев» уже в XIV в. являлись одновременно управителями («судьями») приказов и главными администраторами на местах.5 Думные чины давались лицам, родственным с царской фамилией.
Судебник 1550 г. возлагает на высших должностных лиц центральной администрации (боярина, казначея, дворецкого) обязанность рассматривать все дела «жалобщиков своего приказу», докладывая о наиболее важных челобитных царю.6
Служилыми чинами, выполнявшими управленческие и делопроизводственные функции, были дьяки и подьячие. Уже в штате князя появился специальный чин – дьяк, который оформлял духовные грамоты.
С XV в. дьяк (по С.М. Соловьеву – высшее звание «человек пера»7) включается в состав судей: бояре и окольничий осуществляли суд в присутствии государственного чиновника – дьяка. С XVI в. появляется деление дьяков на думных и приказных. Думные дьяки участвовали в заседаниях Боярской думы и исполняли обязанности судей в главных приказах государства – Разрядном, Посольском, Поместном и Казанского дворца.
Приказные дьяки были помощниками («товарищами») судей в приказах и воевод (на местах), возглавляли небольшие приказы, руководили деятельностью структурных подразделений приказов – столов. Младшим чином приказной администрации были подьячие, которые делились на три разряда: «старые» (старшие), заведовавшие в некоторых приказах повытьями – заведовавшие в некоторых приказах повытьями – структурными подразделениями столов, «средние» и «молодые» (младшие). Среди «старых» была особая должность подьячего «с приписью».
Установившимся обычаем, а затем и законом были определены функции служимых людей. Присяги (крестоприводные записи), которые давались должностными лицами при вступлении в должность, наказные памяти выводам и особые грамы являлись своего рода прототипом должностных инструкций, в которых перечислялись обязанности служилого человека, в том числе в области делопроизводства. И хотя они были разными в различных учреждениях, по ним можно установить круг обязанностей служилых людей, которые вследствие нечеткого разделения функций управления были многообразны. Служилый человек решал судебные, административные и финансовые вопросы.
Думные дьяки докладывали в Боярской думе о делах приказов, формулировали и записывали царские указы и приговоры Думы, скрепляли своей подписью их и другие законодательные акты (например, Уложение 1649 г.), делали объявления о повышении в чинах, оглашали приговоры. В приказах думные дьяки выполняли распорядительные функции: санкционировали пересылку денег, выдачу жалованья.
Приказные дьяки готовили решения по судебным и административным вопросам, осуществляли контроль за деятельностью подьячих (проверяли находившиеся у них денежные суммы), скрепляли своими подписями приходно-расходную документацию, проверяли исходящие документы, «приписывали» грамоты, памяти и отписки, ставили на документы пометы, фиксировавшие решения по ним судейских коллегий.
Высшую группу служилых людей составляли «старые» подьячие. Основная часть их называлась подьячими «с приписью», которые наделялись значительной административной самостоятельностью – правом подписи исходящих документов. «Старые» подьячие распределяли работу между подьячими своего структурного подразделения, проверяли ее исполнение, составляли черновики в соответствии с пометой дьяка, коллегиям или Боярской думе, вели приходно-расходные книги, были ответственными за архив.
«Средние» подьячие (подьячие «со справой») «справляли», т.е. заверяли своею подписью, правильность написания документа, вели книги приказов (записные и др.). В местных учреждениях функции подьячих «с приписью» и «со справой» определялись более широко. Они должны были составлять финансовые отчеты (сметные списки), вести следственные и судебные дела.
Основным видом работы «молодых» подьячих («пищиков») было переписывание («беление») документов: многочисленных копий, выписей, записей в книгах.
На посадах, в селах и деревнях писцами грамот были земские и церковные дьячки. Хозяйственная отчетность в имениях велась приказчиками или специальными «дьячками у письменных дел»8 . С середины XVI в. частно-правовые акты и челобитные писались специальными подьячими – писцами-профессионалами, которые «кормились пером». По месту работы – городской площади – они назывались площадными.9 Это был своего рода нотариат.
Итак, эволюция государственного аппарата от учреждений, обслуживавших великокняжеское хозяйство, привела к иерархии учреждений централизованного государства: Боярская дума, приказы, воеводские избы. Сформировался особый слой служилых людей – чиновников, подчиненных верховной власти и зависимых от нее. Дьяки и подьячие, являясь фактическими исполнителями правительственных решений, нередко располагали большой властью в разрешении конкретных вопросов, что приводило к служебным злоупотреблениям, порождало взяточничество и волокиту, о чем неоднократно упоминает законодательство, устанавливая наказания за взятки судей центральных и местных государственных органов. Крестоприводные записи губных и земских старост и целовальников содержали специальное обязательство не брать «посулы»10 .
Однако законы ловко обходились, и так называемое производство дел стало ареной многочисленных злоупотреблений.
Образование специального штата лиц, занимавшихся делопроизводством, распределение обязанностей в работе с документами свидетельствовали о развитой канцелярской службе. В правительственных учреждениях вырабатывались приемы делопроизводства, основанные на традиции, закрепленные и развитые в правовых актах: Судебниках 1947, 1550, 1589 гг., Соборном Уложении 1649 г., актах местного управления, на основании которых, а также путем анализа делопроизводственных документов можно воссоздать картину постановки делопроизводства.
Документирование
Область применения документирования и состав документов в приказах определялся характером деятельности последних. Но наряду с особенностями документирования деятельности отдельных приказов, в них создаются общие нормы делопроизводства, применяются единые приемы и техника документирования.
Основополагающими документами для работы аппарата управления были общегосударственные правовые акты (судебники, уложения), указы царя и приговоры Боярской думы, решения земских соборов, царские жалованные и указные грамоты. Органы местного управления руководствовались уставными наместническими и губными грамотами и наказами, земскими уставными грамотами, крестоприводными записями.
Документы учреждений по характеру работы с ними условно классифицировались на внутренние, входящие («присыльные») и исходящие («посыльные»).
К внутренним документам относились решения (приговоры), выписки, списки (боярские, членов государева двора), росписи. Функция хозяйственного учета оформлялась книгами по учету (хлебных запасов, денег, пошлин и т.д.), сметными списками. Книгами статистического учета, составляемыми для описания податных сил, были писцовые (описание города с относящимся к нему уездом), дозорные (записи результатов проверки жалоб населения после войны, эпидемии), переписные (подворные переписи населения), приправочные (списки с писцовых и дозорных книг, составленные для справок) и др.
Кроме того, каждая отрасль управления дала свои категории документов. Например, с деятельностью Поместного приказа получили дальнейшее развитие акты феодального землевладения и хозяйства (вкладные, купчие, дельные, раздельные, меновые, духовные и другие грамоты). В Разрядном приказе создавались документы по организации вооруженных сил (боярские книги и списки, десятни со сведениями о всех боярах и других чинах, в том числе думных дьяков и дьяков в приказах с их денежными окладами, переменами в служебной деятельности, готовности и пригодности к ней; полковые и сотенные списки и др.). Документирование судебной деятельности выразилось в создании правых и судных грамот, судебных приговоров, журналов заседаний (судных списков), записей показаний свидетелей (сыскных и распросных, пыточных речей и сказок). Порядок вызова на суд оформлялся зазывной или приставной грамотой. Специфическая деятельность Посольского приказа оформлялась договорами, грамотами на проезд по территории государства, грамотами главам государств, наказами, статейными списками (отчетами по статьям наказа) и др.
Виды входящих и исходящих документов определялись сложившейся иерархией учреждений. Приказы и приказные избы получали указы царя и приговоры Боярской думы, наказные памяти. В центр приказные избы посылали отписки. Землевладельцы-вотчинники и помещики получали из правительственных учреждений ввозные и послушные грамоты, устанавливавшие их право на владение крестьянами и взимание с них повинностей. От служилых посадских людей и крестьян поступали челобитные. Переписка разных учреждений оформлялась памятями.
К XVI в. возросло значение письменного делопроизводства. Так, губная Белозерская грамота 1539 г. обязывала губные головы при проведении розыскных действий руководствоваться специальным документом – губной грамотой, списки которой должны были находиться в каждой волости, и требовала от всех лиц губного управления представлять в письменном виде отчетность о своей деятельности («…вы б то все велели себе писати на список подлинно; …да о том бы естя отписывали на Москву, боярам, которым розбойные дела приказаны»13.
Необходимость документирования, в частности, судебного процесса подчеркивалась в Судебнике, актах местного управления: «…дьяку исцовы и ответчиковы речи велети записати перед собою», «…те речи велети писати на список подлинно земскому дьячку»14 .
Составлению документов, правилам их оформления уделялось особое внимание в законах. Так, устанавливалась процедура изготовления в боярском суде рассмотрения дела судный список переписывался подьячим «с черна начисто» в присутствии судей-бояр, чтобы воспрепятствовать искажению смысла записи в пользу той или иной стороны, сверялся дьяком («дьяку же дела справити самому») и удостоверялся («к тем дедам дьяку рука своя приложити»). Окончательный текст протокола читался судьями.15
В местных учреждениях делопроизводство велось параллельно двумя писцами – земским и наместническим дьяками: при рассмотрении дел наместниками судный список должен был писать земский дьяк – представитель интересов местных землевладельцев, а копию («слово в слово») – дьяк наместника. Документ, составленный земским дьяком, подписывался старостой и целовальниками16, присутствовавшими на суде. Контроль за деятельностью наместников выражался и в том, что запрещалось рассмотрение дел «без дворского и без старости и без целовальников»17.
Приставную грамоту (на право взимания дохода за исполнение своих обязанностей) согласно Судебнику должен был составлять неделыцик или дьяк, подписывать же грамоту мог только дьяк. Статья 191 Судебника 1589 г. определяла порядок составления духовной грамоты (завещания), текст которой писался со слов умиравшего («что больной говорит, то писати») при обязательном присутствии попа.18
В изучаемый период развитие документирования уже достигло уровня, когда можно говорить об определенных требованиях, предъявляемых как к отдельным документам, так и к их организации. Так, например, упоминавшееся Уложение 1649 г. отличается известной систематичностью своего изложения. Это нашло отражение в разделении документа на 25 глав и 967 статей.
Определенность формы присуща многим учетным документам, в частности, все чаще применяется графление в целях более четкой систематизации записей.
Уложением 1649 г. был введен ряд норм о порядке письменного оформления различных договоров, установлена форма договора – крепости, особого юридического документа, которым обычно оформлялись сделки на земельных: влечение, крепостных крестьян, кабальных холопов, составленного, удостоверенного и зарегистрированного площадными подьячими.
Существовали специальные «образцовые» книги, где помещались образцы документов; типы отдельных документов приводились в азбуках и «письмовниках», которыми пользовались при составлении документов не только правительственных, но и частных.19
На основании норм закона и делопроизводственной практики складывались формуляры каждого вида документа, тексты которых имели определенную схему построения и унифицированное оформление. Основная особенность типового формуляра документа XV – XVII вв. заключалась в том, что документ представлял собой единый текст. Такие его реквизиты, как наименование вида, автор, дата, а иногда и адресат, не выделялись из текста.
Своеобразной была форма документа. В канцеляриях Русского государства получила развитие узаконенная Судебником 1550 г. столбцовая форма делопроизводства. Документы писали на бумажных полосах особой формы и размера. Бумажный лист резался или пополам в длину (полосы 17х45см), или на три части в ширину (полосы 15х34см). Текст располагается на узкой стороне бумажных полос, которые склеивались, и получался свиток, называемый «столбец», «столпик». Место склейки полос и отдельный узкий лист называли «сстав».20 На целых листах бумаги (или пергамента) писались лишь жалованные грамоты от имени царя дворянам, церковным учреждениям и грамоты иностранным государствам.
Говоря о столбцовой форме делопроизводства, не следует упускать из виду, что в этот период достаточно умело и с полным успехом пользовались тетрадями и книгами, в которых применялись те же приемы засвидетельствования, что и в столбцах (скрепы и т.п). Больше того, книжные формы являются древними приемами документационной техники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Совокупность документов, в которых зафиксированы этапы трудовой деятельности сотрудников, называется документацией по личному составу (кадрам, персоналу).
Эти документы являются наиболее важными документами и требуют особой тщательности и аккуратности при оформлении, ведении и хранении на протяжении длительного срока.
Обязательное ведение кадровой документации на любом предприятии предусмотрено соответствующими общегосударственными законодательными и нормативными актами: Кодексом законов о труде Российской Федерации[5], Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях[6], Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения[7], Типовыми нормами времени на работы по комплектованию и учету кадров[8] и другими.
Следовательно, одной из наиболее важных функций кадровой службы предприятия (или сотрудника, ответственного за работу с кадрами) является правильное документирование трудовых правоотношений.
В частности большое внимание нужно уделять документам, возникающим в процессе приема, перевода, увольнения работников, для того, чтобы они соответствовали правилам, формулировкам действующего законодательства.
Таким образом, процедуры, выполняемые кадровой службой при оформлении движения кадров, документируются посредством работы с определенными документами, важнейшими среди которых являются трудовой договор (контракт), приказы по личному составу, трудовая книжка.
«Одним из основных правовых институтов законодательства о труде является трудовой договор. С его помощью граждане реализуют свою способность к труду, определяют основные и дополнительные условия труда, а также прекращают трудовые отношения».[9] Он составляется в двух подлинных экземплярах, один из которых остается на предприятии, а другой хранится у работника.
Каждый пункт приказа по личному составу – правового акта, издаваемого по вопросам регулирования трудовых правоотношений граждан с администрацией предприятий, учреждений и организаций[10] - должен быть сформулирован в строгом соответствии с требованиями Кодекса законов о труде Российской Федерации.
Важнейшим документом по личному составу является трудовая книжка, которая также должна оформляться и в дальнейшем вестись в точном соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации, в частности с КЗоТ РФ и Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек.
Согласно статье 2 КЗоТ РФ каждый работник имеет право на судебное разбирательство, защиту.[11] Следовательно, любой работодатель может оказаться в положении ответчика, а работодатель, не соблюдающий трудовое законодательство, скорее всего, проиграет дело.
В результате этого, ясно, что и в интересах работника и в интересах работодателя – правильное, соответствующее всем требованиям законов и нормативов оформление, ведение и хранение документации по личному составу. При этом работодатель имеет
возможность осуществлять наиболее рациональное распределение работ, обеспечивающее эффективную организацию труда, а также определять степень загрузки работника и совершенство технологического процесса, а работник более определенно представляет свои трудовые обязанности и резервы повышения производительности своего труда.
Список источников и литературы.
I. Источники.
1. Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях//Бюллетень Госкомтруда СССР. – 1986. - № 1.
2. Типовые нормы времени на работы по комплектованию и учету кадров (Утверждены Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 14.04.1985г. № 95/9 – 18). – ЦБНТ Госкомтруда СССР. – М., 1988.
3. Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения: Главное Архивное Управление при Совете Министров, ВНИИДАД – М., 1989.
4. Распоряжение мэра Москвы от 19.10.93 № 595-рм «Об утверждении размеров штрафных санкций, налагаемых объединением «Мосгорархив» за нарушение действующего законодательства по архивному делу».
5. Кодекс законов о труде (с изм. и доп. на 01.12.94) – М.: изд-во Брандес, 1994.
6. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 № 24 – ФЗ//Собрание законодательства РФ, 1995 № 8.

II. Литература
1. Андреева В.И. Делопроизводство: требования к документообороту фирмы (На основе Гостов РФ).- М.: Бизн.-шк. Интел Синтез, 1994.
2. Иритикова В.С. Приказ по личному составу//Секретарское дело. – 1997. - № 1 – с. 20-27
3. Комментарий законодательства о трудовом договоре. – М.: Юрид. Лит-ра, 1994.
4. Кузнецова Т.В. и др. Секретарское дело /Т.В. Кузнецова, Г.А.Серова, В.И. Андреева, Н.А. Литвинцева. – М.: журн. «Секретарское дело», 1996. – 490 с.: им. – (Спец. вып. Журн. «Секретарское дело»).
5. Пустозерова В.М., Соловьев А.А. Прием и увольнение работников. – М.: Приор, 1996.
6. Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство: Прктич. Пособие по документационному обеспечению деятельности предприятия. М.: Приор, 1996.
[5] Кодекс законов о труде РФ (с изм. и допл. На 01.12.94). – М.: изд-во Брандес, 1994. – 94 с.
[6] Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях//Бюллетень Госкомтруда СССР. – 1986. № 1
[7] Перечень типовых документов, образующихся в деятельности Госкомитетов, министерств… с указанием сроков хранания. М.-:Главное Архивное упр-е при Совете Министров, ВНИИДАД, 1989. – 268 с.
[8] Типовые нормы времени на работы по комплектованию и учету кадров//Утверждены Постановлением Госкомтруда СССР. И Президиума ВЦСПС от 11.04.85. № 95/9-18- ЦБНТ Госкомтруда СССР. – М., 1988. – 45 с.
[9] Комментарий законодательства о трудовом договоре. – М. Юрид. Литер., 1994. – с.3.
[10] Иритикова В.С. Приказ по личному составу//Секретарское дело. – 1997. № 1. – с. 20
[11] Кодекс законов о труде РФ (с изм. и доп. на 01.12.94) – М.: Изд-во Брандес, 1994. – 94 с.




Похожие:

Организация делопроизводства в XV-XVII века iconКурсовая работа Тема: Мужские неканонические имена XVII века
I. изучение природы антропонимики и семантическиХ типов антропонимов на базе тобольских памятников XVII века
Организация делопроизводства в XV-XVII века iconСодержание курса литература XVII века I. XVII
Европы в XVII веке. Формирование науки в XVII веке как формы общественного сознания. Философская мысль (учения Ф. Бэкона, Б. Паскаля,...
Организация делопроизводства в XV-XVII века icon1. Краткая история развития делопроизводства. Определение делопроизводства по госту 16487-83 (название госта). Взаимосвязь вопросов усовершенствования делопроизводства с вопросами развития и усовершенствования управления
Определение делопроизводства по госту 16487-83 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»
Организация делопроизводства в XV-XVII века iconОрганизация делопроизводства

Организация делопроизводства в XV-XVII века iconТенденции развития капиталистических отношений в России XVII века
В научной литературе, при всех расхождениях при определенного исходного и форм этого процесса, его хронологических рамок, XVII xviii...
Организация делопроизводства в XV-XVII века iconТенденции развития капиталистических отношений в России XVII века
В научной литературе, при всех расхождениях при определенного исходного и форм этого процесса, его хронологических рамок, XVII xviii...
Организация делопроизводства в XV-XVII века iconАкты органов военного управления и организация делопроизводства в воинских частях и учреждениях

Организация делопроизводства в XV-XVII века iconРеферат Причины Смуты в России в представлении европейца XVII в
Анализ причин Смутного времени в России в представлении иностранца XVII века
Организация делопроизводства в XV-XVII века iconСистема государственного управления России в XV-XVII веках и её документационное обеспечение
Система государственного делопроизводства начинает складываться в период формирования русского централизованного государства, с середины...
Организация делопроизводства в XV-XVII века iconИcтория: закрытые страницы
Русь. По воле первых царей из новой династии, пришедшей к власти после многолетней и кровопролитной гражданской войны на рубеже XVI...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы