Этапы развития и становления менеджмента icon

Этапы развития и становления менеджмента



НазваниеЭтапы развития и становления менеджмента
Дата конвертации06.07.2012
Размер260,6 Kb.
ТипРеферат
Этапы развития и становления менеджмента


Содержание: Введение 2 1. Этапы развития менеджмента. 5 1.1.Эволюция управленческой мысли. 5 1.2. Этапы развития менеджмента в мире. 8 2. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления 14 2.1. Школа научного управления 14 2.2. Классическая (административная) школа в управлении 16 2.3 Школа психологии и человеческих отношений 17 2.3. Школа науки управления (колическтвенная школа) 18 3. Разнообразие моделей менеджмента 22 3.1. Особенности американской модели 22 3.2. Характеристика японской модели 23 3.3 Западноевропейская модель менеджмента 25 Заключение 28 Список литературы 29Введение Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучениеуроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся наранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как илюбая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлогопозволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам: • всегда интересно и нужно; • позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своихзнаний; • дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развитиянауки и систематизировать их; • позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы неповторять ошибок в будущем. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современногосостояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитиенауки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, аоставались только самые ценные, проверенные практикой и временем. Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращениек истории часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизниобщества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации.Так было, например, в период реформирования системы управления в СССР в 60-е гг., когда взоры многих отечественных ученых устремились в прошлое,осмысление которого должно было помочь в поиске путей выхода изсоздавшегося положения. Аналогичный всплеск интереса к прошлому, связанный с реформированиемсистемы управления в СССР в 1979 г., произошел в СССР в 80-е гг., когдатакже появился целый рад работ по изучению эволюции зарубежного опытауправления. Перестройка системы управления, начатая в СССР М.С. Горбачевым,также сопровождалась возрастанием интереса к изучению развитияуправленческой мысли. Создание принципиально новой системы управления в Беларуси адекватнойрыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей построения новогообщества. Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительныеособенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы наудовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективностипроизводства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами),на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей ипрограмм и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка. Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд,интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банкисоставляют стержень экономической и политической силы великих наций. От нихзависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер,простирая свои производственные, распределительные, сервисные,информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобнорешениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей,государств и целых регионов. Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромныхмногоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же вгосударственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен ималый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению этонаибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то жевремя полигон технического прогресса в сфере нововведений. Для большинстванаселения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий впроизводстве и сфере обслуживания приватизированы и, наряду с вновьсозданными, относятся к малому бизнесу. Умело управлять ими - значитвыжить, устоять, вырасти. Как это сделать – тоже вопрос эффективногоменеджмента. Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речьидет о государственных органах любого уровня, то более правильноиспользовать термин – «государственное управление», а для обозначенияобезличенной системы управления употребляется термин «администрирование». ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можноопределить целевую ориентацию работы. Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития истановления теории и практики менеджмента. В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующиезадачи: 1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попыткиклассификации подходов и школ менеджмента. 2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школуправления. 3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.1. Этапы развития менеджмента.1.1.Эволюция управленческой мысли. Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха безуправления. Однако управление как вид деятельности и как наука в такомвиде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, уних появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всехсферах осуществлялось одним человеком – вождем этой группы. В дальнейшем,по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появиласьнеобходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на этопотребовались века. Египетские пирамиды, построенные в 3000 – 2000 гг. до н. э., являютсяярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и ихуправленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, преждевсего, четкого планирования. Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управленияпроизводственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческойдеятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставитьнужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных передним задач. Линейная структура управления государством получила выражение в системеуправления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всехее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Римаосуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволилоукрепить могущество Римской империи. В практике управления существуют примеры организаций, возникших вглубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодарясозданию рациональной структуры управления. К их числу относится римскаякатолическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа,кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник. Переворот в производственных отношениях связан с промышленнойреволюцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления:верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, которыйвскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция переходаот принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научныхосновах. Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований ипрактики управления. Большой вклад в формирование науки управления внеслианглийские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утопистаРоберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранеедругих он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, кнеобходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большоевлияние оказали труды К.Маркса и Ф.Энгельса. Не занимаясь исследованиямиприроды и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этойнауки с помощью созданных ими методов исследования. К.Маркс выводитнеобходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто нев состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нетнеобходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный отсобственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалосьнеобязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Такимобразом, результатом разделения труда явилось обособление управления,которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместноготруда. В этот же период времени Ф.Энгельс указал на то, что следует различатьуправление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будутотталкиваться многие ученые в своих исследованиях. Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самимкапиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специальноподготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развитиямонополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивойвнешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучшеиспользовать ресурсы. Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента какуправления особого рода являются: . индустриальный способ организации производства; . развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена. Для систематизации этапов развития науки управления первоначальноиспользовался исторический подход с применением хронологического принципа. Американские ученые Г.Кунц и С.0'Доннел разработали более подробнуюклассификацию подходов. Однако эта работа не дала желаемых результатов. На протяжении всей истории развития менеджмента ученые и исследователиуправленческих проблем предпринимали попытки разработать универсальнуюклассификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, визвестной мере, условный характер. Это объясняется тем, что практическиневозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найтиодин универсальный принцип, который следует положить в основуклассификации.1.2. Этапы развития менеджмента в мире. Наша задача состоит в том, чтобы показать этапы развития менеджмента вдвадцатом столетии в целом как в мировом сообществе, так и в России. Снекоторой условностью автор выделил 8 этапов в развитии менеджмента. Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия исвязан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научногоуправления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципыпостроения системы управления. Используя систему управления, разработаннуюФ.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом нагляднопродемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитиеэкономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором моделиуправления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченноеприменение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами иих руководителями. Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научныеработы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита. Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитииучения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новымиподходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая(адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль,П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новуютеорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимостьтеоретического изучения. Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим",нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитиекоторой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. Наэтом этапе апрбируется социологическая концепция групповых решений. Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг.В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена наразвитие теории организации менеджмента на основе достиженийпсихологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие начеловека в системе управления. Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущихтем, что происходит становление современных количественных методовобоснования управленческих решений под воздействием широкого использованияв практике экономико-математических методов и электронно-вычислительнойтехники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так,Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношениеменеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и нарабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритетаконтролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределенияобъективности. (Годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.) Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг.Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теорииуправления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытаясистема, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искатьво внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установлениявзаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этомупериоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теориявластных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии,конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов"Портера и т.д. Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлениемновых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием"организационной структуры" как мощного механизма управления, особенноуспешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силевоздействия управленческими методами. Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапепросматриваются три основные тенденции:. возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;. создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;. усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности. По мнению М.Мескона и других, за всю историю эволюции систем управлениячеловечество выработало всего три принципиально различных инструментауправления, т.е. воздействия на людей. Иерархия – это организация, где основное средство воздействия отношениявласть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения,контроля над распределением материальных благ. Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации,групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения,ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе. Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали,основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности,на равновесии интересов продавца и покупателя. На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школыуправления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методыи принципы их формирования.|I. Школа научного управления. ||1. Использование научного анализа для определения лучших способов ||выполнения задачи. ||2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и их ||обучение. ||3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного ||выполнения их задач. ||4. Систематическое и правильное использование материального ||стимулирования для повышения производительности. ||5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы. ||II. Классическая школа управления. ||1. Развитие принципов управления. ||2. Описание функций управления. ||3. Систематизированный подход к управлению всей организации. ||III. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. ||1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения||степени удовлетворенности и производительности. ||2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию ||организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью ||использован в соответствии с его потенциалом. ||IV. Школа науки управления. ||1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря ||разработке и применению моделей. ||2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим ||решения в сложных ситуациях. | В число основных направлений развития научных школ управления можноотнести: такие подходы: . научного направления; . административный; . с точки зрения человеческих отношений; . с точки зрения науки о поведении; . с точки зрения количественных методов; . к управлению как к процессу; . системный, . ситуационный. Адекватно соответствующим этапам происходит процесс формирования научныхшкол, но менялась организация управления от простых методов управления ксложным. Сравнительный анализ старой и современной организации управленияприведен в таблице.|Старая организация |Современная организация ||Малое количество крупных |Большое количество чрезвы-чайно ||организаций, отсутствие гигант-ских|мощных, крупных органи-заций, как ||организаций. |коммерческих, так и некоммерческих.||Относительно небольшое количество |Большое количество руково-дителей ||руководителей высшего звена, |высшего звена, небольшое количество||практическое отсутствие |руководителей сред-него звена. ||руководителей среднего звена. | ||Управленческая работа зачастую не |Четко очерчены управленческие ||выделялась и не отделялась от |группы, управленческая работа ||неуправленческой деятельности. |воспринимается и отделяется от || |неуправленческой деятельности. ||Занятие руководящих постов в |Занятие руководящих постов в ||организации чаще всего по праву |организации чаще всего по праву ||рождения или путем захвата силой. |компетентности с соблюдением || |законности и порядка. ||Малое количество людей, способных |Большое количество людей, способных||принимать важные для организации |принимать важные для организации ||решения. |решения. ||Упор на приказ и интуицию. |Упор на коллективную работу и || |рациональность. |2. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления2.1. Школа научного управления Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. исвязано с именами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта.Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно«научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент,а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и ихобобщение. Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятомупредприятию американским инженером Ф.У.Тейлором, которого следует считатьосновоположником научного управления производством. Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г.Л.Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признаниеприменительно к его концепции. Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физическоготруда и его организации на составные части (труд исполнительский и трудраспорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора былосоздание системы научной организации труда, базирующейся на основеэкспериментальных данных и анализе процессов физического труда и егоорганизации. Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросамирационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшемуиспользованию производственных фондов предприятия. Требованиерационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов. Функции осуществления взаимодействия элементов производства быливозложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому всистеме Тейлора отводилось центральное место. Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению –это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системыТейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия. Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемогоэкономического человека, получившая в тот период широкое распространение. Воснове этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущимстимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощьюсоответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальнойпроизводительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключалсяв провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров.Цели не были достигнуты. Идеи Ф.Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первуюочередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Ганттвнес значительный вклад в разработку теории лидерства. Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросамирационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличениявыпуска продукции за счет роста производительности труда. Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г.Эмерсон. Эмерсонисследовал принципы трудовой деятельности применительно к любомупроизводству независимо от рода его деятельности. Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. Всистеме Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручнойтруд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.2.2. Классическая (административная) школа в управлении Классическая или административная школа в управлении занимает отрезоквремени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается АнриФайоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один изосновоположников теории управления. В отличие от школы научного управления, которая занималась в основномвопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышениемэффективности производства, представители классической школы занялисьразработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Целью классической школы было создание универсальных принциповуправления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтомучасто классическую школу называют административной. Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управленияна общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические,относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения егодоктрины, являются Линдал Урвик, Л.Гьюлик, М. Вебер, Д.Муни, АлфредП.Слоун, Г.Черч. На основе разработок Файоля и его последователей сформироваласьклассическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:. четкое функциональное разделение труда;. передача команд и распоряжений сверху вниз;. единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);. соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных). Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и длянастоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на нихопределенный отпечаток. Так, широкое использование в практическойдеятельности электронно-вычислительной техники упростило связи междуорганами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработкиинформации. В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорированиечеловека и его потребностей. За это представители школы подвергаютсясправедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.2.3 Школа психологии и человеческих отношений Одним из недостатков школы научного управления и классической школы былото, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора,который в конечном счете является основным элементом эффективностиорганизации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, котораяустранила недостатки классической школы, часто называют неоклассическойшколой. Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачампроизводства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г.Мюнстербергом. В 20–30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений,в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины«человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученыхЭ.Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в областисоциологии производственных отношений. Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношенийявляется внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения. Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений являетсяпрофессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо. Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделятьсерьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройкеформальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться ктому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей».Это – не простая задача, а «социальное искусство». К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнестиигнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих впроизводстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих спомощью социально-психологических методов. Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии ичеловеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражениев новых, более сложных и современных концепциях менеджмента. Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии ичеловеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. Кчислу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание,следует отнести: А.Маслоу, Ф.Герцбергера, Д.Макклеланда, К.Альдерфера. Наиболее последовательно концепция мотивации развита виднымпредставителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школыменеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внесзначительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов,сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства,поведения людей в организациях.2.3. Школа науки управления (колическтвенная школа) Становление школы науки управления связано с развитием математики,статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний.Наиболее известными представителями этой школы являются Р.Акофф,Л.Берталанфи, С.Бир, А.Гольдбергер, Д.Фосрестер, Р.Люс, Л.Клейн,Н.Джорджеску-Реган. Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешнофункционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают дваглавных направления: Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованиемсистемного, процессного и ситуационного подходов. Исследование проблем управления на основе системного анализа ииспользования кибернетического подхода, включая применение математическихметодов и ЭВМ. Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющихсистему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели. Процессный подход основывается на положении о том, что все функцииуправления зависят друг от друга. Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процесснымподходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается вопределении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный наборобстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию вопределенное время. Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумелаопределить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие наорганизацию. Второе направление школы науки управления связано с развитием точныхнаук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученыеназывают это направление новой школой. Начало применения математических методов в экономических исследованиях вXIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801–1877). Возможность использования математики для решения экономических проблемвызвала большой интерес в России. Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман,Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ). Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами потеории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовалстатью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказалабольшое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 летэта статья получила мировое признание. Первая в стране Лаборатория экономико-математических методов быласоздана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым. В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международноеобщество для развития экономической теории в связи со статистикой иматематикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И.Шумпетер,И.Фишер, Р.Фриш, М.Калецкий, Я.Тинберген и др. Ассоциация стала выпускатьжурнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправныммоментом создания математической школы экономистов. Отличительной особенностью науки управления является использованиемоделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимопринимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки несколькихальтернатив. Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапав развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых впредшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимостикомплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея отом, что управление – это не только наука, но и искусство.3. Разнообразие моделей менеджмента3.1. Особенности американской модели Изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес.Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы,основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и ЛиндалУрвик сделали много для популяризации основных положений классическойшколы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всехдругих направлений в американской теории управления. Переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20–30-егг. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно сложилось пониманиетого, что для выживания производства необходимо изменить отношение кположению рабочего на предприятии, выработать новые методы мотивации исотрудничества между рабочими и предпринимателями. Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился внастоящее время, базируется на трех исторических предпосылках: 1. Наличие рынка. 2. Индустриальный способ организации производства. 3. Корпорация как основная форма предпринимательства. Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основныхисторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это –традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределениеэкономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одногопоколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсовчерез приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов спомощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход являетсянаиболее эффективным. Современная американская модель менеджмента ориентирована на такуюорганизационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация(акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв. Американские корпорации широко используют в своей деятельностистратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60–70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации. Основой стратегического управления является системный и ситуационныйанализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научныеисследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационнаякультура и пр.) среды. Важнейшей составной частью плановой работы корпорации являетсястратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка изамедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базудля принятия эффективных управленческих решений. Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям,происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качестватрудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются кразработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализациипроизводства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем. Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемыменеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делаетглавный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знанияспециалиста.3.2. Характеристика японской модели За последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение намировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех странмира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населенияземного шара. Одной из главных причин стремительного успеха Японии являетсяприменяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор.При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), какамериканцы, а группу людей. Японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность ксоциальной группе, место работника в группе, внимание и уважениеокружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимаютчерез призму социальных потребностей. В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловномувыполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поведениеменеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное вуправленческом процессе – это изучение нюансов обстановки, которыепозволяют менеджеру принять правильное решение. До развития в Японии капиталистического способа производства ей былоприсуще уравнительное вознаграждение за труд. Становление машинногопроизводства потребовало разработки системы мотивации труда с учетомсложившегося стремления работников к уравниловке и личного вклада каждогоиз них. Выход был найден в разработке системы оплаты труда работников повыслуге лет. Сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративный дух»фирмы. В основе его лежит психология группы, ставящей интересы группы вышеличных интересов отдельных работников. Центральное место в оперативном управлении японского менеджментазанимает управление качеством. Во всех сферах японской экономики внастоящее время действуют группы (кружки) качества, в которые помиморабочих включаются мастера и инженеры. Японская система управлениякачеством не дает сбоев. Это является результатом ее продуманности ипростоты. В начале 70-х гг. вице-президент автомобильной компании «Тоёта» Т. Онопредложил систему организации труда «Канбан». Суть ее заключается в том,что на всех фазах производственного процесса отказались от производствапродукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство. В последнее время американские корпорации начали внедрять у себянововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху. Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются наамериканской земле. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономикудругой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего,психологических и социально-культурных факторов.3.3 Западноевропейская модель менеджмента Заметное влияние на формирование менеджмента оказали английскиеисследователи. Так, англичане Р. Фэлк и Л. Урвик занимались разработкойпринципов управления. Английские ученые внесли существенный вклад в разработку метода«исследования операций», который впервые зародился в Англии в 40-х гг., всвязи с необходимостью решения некоторых военных стратегических итактических задач. В дальнейшем центр работ переместился в Америку. Во Франции вопросами научного управления занимались Анри Луи Ле ШательеШарль Фремен-виль братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад впонимание менеджмента как науки внес Анри Файоль. Проблемами научного управления производством в Германии занималсяВальтер Ратенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внесизвестный немецкий социолог Макс Вебер, разработавший «идеальный тип»административной организации, названный им термином «бюрократия». Особоговнимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнилКароль Адамецкцй. Западногерманские теоретики школы «человеческихотношений» выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чемих коллеги в США и Японии. В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широкопрорабатывались также вопросы привлечения работников к «участию вуправлении». Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формированиеподхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволялизучать поведение людей с точки зрения воздействия на них групповогоповедения. В 1929–1933 гг. передовые капиталистические страны охватил мировойкризис. В этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом быласформулирована концепция государственного регулирования экономики. Кейнсобосновал необходимость государственного вмешательства в экономику. Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказалнемецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Подруководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда.Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себядва основных положения: Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивногопланирования. Индикативное планирование предполагает установление планов ипоказателей, достижение которых является наиболее желательным. Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученыхи практиков, занимающихся вопросами управления. Определенный интерес представляет шведская модель социализма. УспехиШвеции в 50–60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде всего правильнымвыбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым,лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализмаМюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляетсобой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечениянаселения. Большинство исследователей считают, что теория и практика управления вСША достигли значительно более высокого уровня развития, чем в другихстранах мира. По их мнению, высокая производительность труда в СШАобеспечивается за счет лучшей организации производства. Работая наевропейском рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умелоприспосабливаясь к разным условиям на рынках. Именно отставанием ворганизации производства и подбора кадров западноевропейские ученыеобъясняют так называемый технологический разрыв между США и Европой. Однойиз причин создавшегося положения следует считать то, что американцыпроводят в Западной Европе политику подчинения европейских стран своимстратегическим планам.Заключение В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделатьследующие выводы: 1.Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знанияистории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков,прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку.Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научногоуправления, классическая (административная) школа, школа психологии ичеловеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), атакже выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль,Э. Мэйо и др. 2.Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, котораядолжна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. Вусловиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успехастановится непрерывное совершенствование теории и практики управления. 3.Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивногоопыта управления зарубежных стран и использование его при анализесобственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развитиятеории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально. В современных условиях перестройки экономики на основе рыночныхотношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основныхтеоретических и методологических позиций по использованию менеджмента впрактической деятельности организаций. Основной особенностью управленческоймысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствованиясистемы управления, выработка позиции по различным проблемам управленияприменительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысленияпередового зарубежного опыта.Список литературы1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.2. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.3. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 1991. – С.12.4. Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Прогресс, 1981. Т. 1. – С.92.5. http://dt.udm.ru/balagaev/cmnt-ochstup.htm




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Этапы развития и становления менеджмента iconСписок тем курсовых работ для студентов 2 курса факультета менеджмента. Бабенко Екатерина Игоревна
Основные этапы эволюционного развития менеджмента, как основа анализа деятельности организации
Этапы развития и становления менеджмента iconСписок тем курсовых работ для студентов 2 курса факультета менеджмента. Бабенко Екатерина Игоревна
Основные этапы эволюционного развития менеджмента, как основа анализа деятельности организации
Этапы развития и становления менеджмента iconМетодические рекомендации по снкм к практическому занятию №2: Важнейшие этапы развития естествознания. Основные этапы становления современной естественно-научной картины мира
Первые представления о единой естественно-научной картине мира возникли в античный период
Этапы развития и становления менеджмента iconCодержание
Предмет исследования работы – футбол в Республике Коми: его этапы становления и развития
Этапы развития и становления менеджмента iconПрограмма вступительных испытаний по менеджменту (3,5 года обучения на базе высшего и среднего специального профильного образования)
Теоретические и исторические аспекты менеджмента. Сущность и содержание менеджмента. Менеджмент и управление. Этапы и школы в истории...
Этапы развития и становления менеджмента icon1. Этапы развития менеджмента. 5 Эволюция управленческой мысли. 5
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся...
Этапы развития и становления менеджмента iconПроект «Система мер длины в истории математики» Цель проекта
Исследовать причины становления русской системы мер длины, определить основные этапы её становления
Этапы развития и становления менеджмента iconВопросы к зачету по дисциплине «Психология» для студентов фия (Лингвистика/озо)
Краткая история становления психологической науки. Этапы развития психологии как науки
Этапы развития и становления менеджмента iconТемы лекций по «Гигиене детей и подростков» для студентов IV курса
Гигиена детей и подростков: предмет, цели, задачи, этапы ее становления и развития, роль отечественных ученых. Возрастная периодизация....
Этапы развития и становления менеджмента iconТеория и история менеджмента
Основные понятия современного менеджмента. Закономерности формирования менеджмента. Содержание деятельности менеджера в контексте...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы