Теория государства и права icon

Теория государства и права



НазваниеТеория государства и права
Дата конвертации06.07.2012
Размер163.38 Kb.
ТипРеферат
Теория государства и права


План. 1. Форма государства 2. Формы правления 2.1 Монархия 2.2 Республика 3. Формы государственного устройства 3.1 Унитарное 3.2 Федеративное 3.3 Конфедеративное 4. Формы государственного режима 4.1 Антидемократический 4.2 Демократический 5. Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима 1. Форма государства Типология государств тесно связана с понятием формы государства.Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основеанализа его организационного устройства, методов осуществлениягосударственной власти. Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С однойстороны в пределах государства одного и того же типа могут встречатьсяразличные формы организации и деятельности госу-дарственной власти, а сдругой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периодаопределяется прежде всего степенью зрелости общества и государственнойжизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другимисловами, категория формы государства непосредственно зависит от егосодержания и определяется им. Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровеньнарода, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений,национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы.Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношенийгосударства и его органов с негосударственными организациями (партиями,профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями). ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: формуправления, форму госу- дарственногоустройства и форму госу- дарственного режима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности,характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняютсяновым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с темформа существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки,что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. 2. Форма правления Форма правления представляет собой структуру высших органовгосударственной власти, порядок их образование и распределение компетенциимежду ними. Форма государственного правления дает возможность уяснить: - как создаются высшие органы государства и какого их строение; - как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; - как строятся взаимоотношения между верховной государ- ственной властью и населением страны; - в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. По указанным признакам формы государственного правления подразделяютсяна : - монархические ( единоличные, наследственные) - республиканские ( коллегиальные, выборные) 2.1 Монархия Монархия - это такая форма правления, при которой верховная властьосуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы управленияявляются : - существование единоличного главы государства, пользую- щегося своей властью пожизненно (царь, король, импера- тор, шах); - наследственный порядок преемственности верховной власти; - представительство государства монарха по своему усмо- трению; - юридическая безответственность монарха. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. Прифеодализме она стала основной формой государственного правления. Вбуржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основномформальные черты монархического управления. В свою очередь монархия делится на : - абсолютную - ограниченную(парламентарную) - дуалистическую - теократическую - парламентарную Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховнаягосударственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. По формуле Петровского Воинского устава — “ самовластный монарх,который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”. Основнымпризнаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либогосударственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения бур-жуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старыхфеодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархииотносятся ликвидация или полный упадок сословных представительныхучреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в егонепосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции иразвитого бюрократического аппарата. Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, ачиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолю-тизмаприобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление,хотя попрежнему имеет принудительную направленность. В истории такимистранами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года. Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, прикоторой власть монарха значительно ограничена представительным органом.Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом.Монарх же не в праве изменить конституцию. Как форма правления, конституционная монархия возникает в периодстановления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значенияв ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания,Норвегия, Швеция и др.). Конституционная монархия бывает парлапментарной и дуалисти-ческой. Парламентская монархия характеризуется следующими основнымипризнаками : - правительство формируется из предствителейопреде- ленной партии (или партий) получившихбольшинство голосов на выборах в парламент; - лидер партии, обладающий наибольшим числом депу- татских мест, становится главой государства; - в законодательной, исполнительной и судебнойсферах власть монарха фактически отсутствует, онаявляется символической; - законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; - правительство согласно конституции несетответствен- ность не перед монархом, а перед парламентом. Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию,Данию и др. При дуалистической монархии государственная власть носит двой-ственный характер. Юридически и фактически власть разделена междуправительством, формируемым монархом, и парламентом.Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо отпартийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх приэтом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляетбуржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала вкайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Морокко. В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но ирелигиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические(Саудовская Аравия). Такова краткая характеристика основных разновидностей монархи-ческойформы государственного правления. 2.2 Республика Республика - это такая форма правления, при которой верховнаявласть осуществляется выборными органами, избираемыми населением наопределенный срок. Общими признаками республиканской формы правления являются: - существование единоличного и коллегиального главы государства; - выборность на определенный срок главы государстваи других верховных органов государственной власти; - осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа; - юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; - обязательность решений верховной государственной власти. Республиканская форма правления в окончательном виде сформи-роваласьв Афинском государстве. По мере развития общественной жизни онавидоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполняласьдемократическим содержанием. Насчитывается несколько основных разновидностей республи-канскогоправления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройствана : -парламентарные - президентские Парламентская республика - разновидность современной формыгосударственного правления, при которой верховная роль в организациигосударственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем изчисла депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагаютбольшинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективнуюответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до техпор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утратыдоверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку,либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначениядосрочных парламентских выборов. Как правило, глава государства в подобных республиках избира-етсяпарламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначениепарламентом главы государства является главным видом парламентскогоконтроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства всовременных парламентарных республиках неодинакова. В Италии напримерпрезидент республики избирается членами обеих палат на их совместномзаседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждойобласти, избранных областным советом. В федеративных государствах участиепарламента в избрании главы государства, также разделяется спредставителями членов федерации. Так в Германии президент избираетсяфедеральным собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числалиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорциональногопредставительства. Выборы главы государства в парламентарной республикемогут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, чтохарактерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет. Глава государства в парламентарной республике обладает полно-мочиями : обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства,является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Глава правительства (премьер-министр, председатель совета мини-стра,канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемоеим правительство, которое осуществляет верховнуюисполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, чтолюбое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управлениегосударством, когда оно пользуется доверием парламента. Главной функцией парламента является законодательная деятель-ность иконтроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовымиполномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственныйбюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развитиястраны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такуюструктуру высших органов государственной власти, которая реальнообеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создаетсправедливые условия человеческого общежития, основанное на началахправовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию(по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индиюи др.Президентская республика - одна из разновидностей современной формыгосударственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет вруках президента полномочия главы государства и главы правительства. Наиболее характерные черты президентской республики : - внепарламентский метод избрания президента ифор- мирования правительства; - ответственность правительства передпрезидентом, а не перед парламентом; - более широкие, чем в парламентарнойреспублике, полномочия главы государства. Классической президентской республикой являются Соединенные ШтатыАмерики. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принципразделения властей, четко определено, что законодательная властьпринадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховномусуду. Президент США избираетсянаселением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегиювыборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числупредставителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительствоформируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к егопартии. Президентская форма правления в различных странах имеет своиособенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием.Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов.Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году. Характерным для всех президентских республик, несмотря на ихразнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главыгосударства и главы правительства и участвует в формировании кабинета илисовета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важнымиполномочиями : как правило, он имеет право роспуска парламента, являетсяверховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждаетзаконы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве,назначает членов Верховного суда. В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильнаяисполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властейнормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективнодействующий механизм издержек и противовесов, существующих в современныхпрезидентских республиках, способствует возможности гармоничного функци-онирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительнойвласти. В странах Латинской Америки часто встречаются “суперпрезиде-нтскиереспублики”. Эта форма правления - практически независимая, слабоконтролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломераттрадиционной формы с полудиктаторским управлением. В современном цивилизованном обществе принципиальных разли-чий междуформами не существует. Их сближают общие задачи и цели. 3. Форма государственного устройства Форма государственного устройства - это национальное иадминистративно-территориальное строение государства, котороераскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, междуцентральными и местными органами государственного управления, власти. В отличии от форм правления организация государства рассма-триваетсяс точки зрения распределения государтсвенной власти и государственногосуверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частямигосударства. Форма государственного устройства показывает : - из каких частей состоит внутренняя структурагосударс- тва; - какого правовое положение этих частей и каковывза- имоотношения этих органов; - как строятся отношения между центральными и мест- ными государственными органами; - в какой государственной форме выражаютсяинтересы каждой нации, проживающей на этой территории. По форме государственного устройства все государства можноподразделить на три основные группы : - унитарное; - федеративное; - конфедеративное. 3.1 Унитарное государство Унитарное государство - это единое цельное государственноеобразование, состоящее из административно-территориальных единиц, которыеподчиняются центральным органам власти и признаками государственнойнезависимости не обладают. Унитарное государство характеризуется следующими признаками : - унитарное устройство предполагаетединые, общие для всей страны высшие исполнительные,предста- вительные и судебные органы, которыеосуществ- ляют верховное руководствосоответствующими органами; - на территории унитарного государствадействует одна конституция, единая системазаконодательства, одно гражданство; - составные части унитарного государства(области, департаменты, округа, провинции,графства) госу- дарственным суверенитетом не обладают; - унитарное государство, на территориикоторого проживают небольшие по численностинациональ- ности, широко допускает национальную изаконо- дательную автономию; - все внешние межгосударственные сношенияосуще- ствляют центральные органы, которыеофициально представляют страну на международнойарене; - имеет единые вооруженные силы,руководство ко- торыми осуществляется центральнымиорганами государственной власти. Различия в степени и формах контроля центральной власти над местнымиогранами управления позволяют говорить о централизованных идецентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаютсяотносительно узкой сферы управления. К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция,Турция, Япония, Финляндия. 3.2 Федерация Федерация - представляет собой добровольное объединение ранеесамостоятельных государственных образований водно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В разли-чныхстранах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяютсяисторическими условиями образования конкретной федерации и прежде всегонациональным составом населения страны, своеобразием быта и культурынародов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые ха-рактерныдля большинства федеративных государств. 1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов :штатов, кантов, земель, республик и т.д. 2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодатель-ная исудебная власть принадлежит федеральным государственным органам. 3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной кон-ституции,имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы 4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданствофедеральных единиц. 5. При федеральном государственном устройстве в парламенте име-етсяпалата, представляющая интересы членов федерации. 6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятель-ность вфедерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официальнопредставляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США, Бразилия,Индия, ФРГ и др.). Федерации строятся по территориальному и национальному приз-наку,который в значительной мере определяет характер, содержание, структуругосударственного устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным огра-ничениемгосударственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерациихарактеризуются более сложным государственным устройством. Основноеразличие между территориальной и национальной федерацией состоит вразличной степени суверенности их субъектов. Центральная власть втерриториальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшимгосударственным органам членов федерации. Национальное государствоограничивается суверенитетом национальных государственных образований. 3.3 Конфедерация Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств,созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфеде-рации -сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличии от федеративного устройства конфедерация характе-ризуетсяследующими чертами : - конфедерация не имеет своих общихзаконодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии отфе- дерации; - конфедеративное устройство не имеет единойармии, единой системы налогов, единогогосударственного бюджета; - сохраняет гражданство тех государств, которыенахо- дятся во временном союзе; - государства могут договориться о единойденежной системе, о единых таможенных правилах, омежгосу- дарственной кредитной политике на времясущество- вания союза. Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо онираспадаются, либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867),Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательноутверждена конфедерация. 1. Формы государственного режима Формы государственного режима - представляют собой сово-купностьспособов и методов осуществления власти государством. Государственный режим - важнейшая составная часть политическо-горежима, существующего в обществе. Политический режим - понятие болееширокое, поскольку оно включает в себя не только методы государственноговластвования, но и характерные способы деятельности негосударственныхполитических организаций (партии, движения, клубы, союзы). Государственные режимы могут быть демократическими и антиде-мократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основнымкритерием классификации государств по данному признаку является демократизмформ и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческихгосударств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и неограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современногогосударства - и тоталитаризм, и правовая демократия. Идеальных демократических форм государственного режима в реальнойдействительности не существует. В том или ином конкретном государствеприсутствуют различные по своему содержанию методы официальноговластвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущиетой или другой разновидности государственного режима. 4.1 Антидемократические режимы Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками: - определяет характер государственной власти -это соотношение государства и личности; - антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всемисферами общественной жизни : экономикой, политикой,идеоло- гией, социальным, культурным и национальнымстрое- нием; - ему свойственно огосударвстление всехобщественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.); - личность в антидемократическом государстве факти- чески лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже вконсти- туциях; - реально действует примат государства над правом,что является следствием произвола, нарушениемзаконно- сти, ликвидации правовых начал в общественной жизни; - всеохватывающая милитаризация общественнойжизни; - игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств; - не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической,так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицаниемпринципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией иреспубликой. Приводя к сильной централизации государственной власти,авторитарный режим несоглашается с буржуазным федерализмом. 4.2 Демократический режим Демократический режим складывается в правовых государствах. Онихарактеризуются методами существования власти, которые реально обеспечиваютсвободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов. Конкретно режим демократической власти выражается в следую-щем : - режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благо- получия общества; - реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных,научных и других общественных организациях; - создает эффективную систему прямого воздействия насе- ления страны на характер государственной власти; - в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия; - власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства; - основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм; - государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества. История знает различные формы демократических режимов. Наибольшеераспространение в настоящее время получил режим парламентрской демократии,основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим. 5. Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима Политические формы современных государств складывались в течениинескольких столетий. Эти формы определялись в конечном счете экономическимстроем общества, его базисом. Большое влияние на форму государстваоказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании,Швеции, Японии и других странах), условия образования государства(федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенностисовременного внутриполитического развития данной страны и ее международногоположения. Разнообразие форм государства еще больше возросло в результатераспада колониальной системы, когда на политической карте мира появился рядмолодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят вомногих освободившихся странах к частой модификации государственных форм. Понятие исторического типа связывается с установлением законо-мерной зависимости классовой сущности государства и права от экономическихотношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапеего развития. 6. Список используемой литературы1) Хропанюк. В.Н. “Теория государства и права” Москва 1993г.2) “Общая теория права” Учебник Москва 1993г.3) “Государственное право буржуазных и освободившихся стран” Учебник Москва 1988г.4) “Общая теория права и государства” Учебник Москва 1994г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Теория государства и права iconСписок основных дисциплин аттестационных испытаний Факультет Социологии, экономики и права Бакалавриат по направлению «Юриспруденция» (очное и заочное отделения)
Теория государства и права как наука. Происхождение государства и права. Теория права. Теория государства
Теория государства и права iconПеречень вопросов к экзамену по дисциплине «Теория государства и права»
Теория государства и права в системе юридических наук. Предмет теории государства и права. Функции теории государства и права
Теория государства и права iconПрограмма вступительных экзаменов в магистратуру по направлению «Юриспруденция» магистерская специализация «Конституционное и муниципальное право» Часть I. Теория государства и права
Тема Теория права и государства как наука и учебная дисциплина. Методология теории права и государства
Теория государства и права iconСеминарских занятий по курсу «теория государства и права»
Понятие методологии государства и права. Классификация и виды методов познания государства и права
Теория государства и права iconПрограмма аттестационных испытаний Факультет Социологии, экономики и права Бакалавриат по направлению «Юриспруденция» 2 курс Дисциплина «Теория государства и права»
Теория государства и права как отрасль и учебная дисциплина. Предмет и объект научного исследования
Теория государства и права iconСеминарских занятий по курсу «теория государства и права»
Теория права – важнейшая часть общего курса теории государства и права. Категории теории права составляют фундамент отраслевых юридических...
Теория государства и права iconСеминарских занятий по курсу «теория государства и права»
Теория права – важнейшая часть общего курса теории государства и права. Категории теории права составляют фундамент отраслевых юридических...
Теория государства и права iconОбласть применения и нормативные ссылки
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров,...
Теория государства и права iconТематика курсовых работ Антонов С. К. 1 курс по курсу «Теория государства и права»
Место и роль науки «Теория государства и права» в системе социально-гуманитарного и юридического знания
Теория государства и права iconТема 1 : Методологические основы понимания государства и права. Предмет теории государства и права Предмет и объект науки. Предмет теории государства и права, соотношение предмета и объекта теории государства и права
Теория государства и права в системе науки и практики. Виды гуманитарных наук, соотношение теории государства с другими гуманитарными...
Теория государства и права iconВопросы для государственного экзамена по теории государства и права
Предмет и методология теории государства и права. Теория государства и права в системе юридической науки и практики
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы