Понятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве Альбера Камю icon

Понятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве Альбера Камю



НазваниеПонятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве Альбера Камю
Дата конвертации06.07.2012
Размер133,67 Kb.
ТипРеферат
Понятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве Альбера Камю


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ РЕФЕРАТ Тема: Понятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве Альбера Камю Выполнил: _______________ _______________ Проверил: к.ф.н., доцент каф.001 Павлова Т.П. Москва, 1999г. СодержаниеВведение………………………………………………………….….3Часть 1. Понятие абсурда, его философское осмысление…….….4 1.1 Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы…..4 1.2 Влияние “абсурда” на человеческое бытие……………..10Часть 2. Бунт и образ бунтующего человека……………………..15 2.1 Понятие бунта, ценность и значение бунта в судьбе человека и человечества………………………….……....15 2.2 Оценка различных категорий бунта………………………19Заключение…………………………………………………………23Список литературы…………………………………………………24 Введение Альбер Камю – один из крупнейших представителей западной философии ХХвека. Среди всего многообразия философских вопросов, затронутых втворчестве А.Камю, для данного реферата были выбраны проблемы абсурда ибунта. Противоречивость мира и бытия, смысл жизни, отношениек свободе, неоднозначная оценка места и роли человека в миреи в обществе, - эти вопросы всегда были открытыми и привлекали мыслителейво все времена. Но особенно актуальными они стали именно в ХХ веке, которыйвойдет в историю как эпоха бурного развития техники и появления техногеннойсреды обитания, эпоха драматичных политических преобразований и глобальныхвойн, эпоха становления и краха невиданных до этого тоталитарных режимов. Рассматривая понятия абсурда и бунта, Камю анализировал идеисовременных ему философских школ, и некоторыми своими мыслями и выводамиполемизировал с ними. Камю выдвинул собственную точку зрения на этипроблемы, и тем интереснее для современного читателя его творчество. Часть 1. Понятие абсурда, его философское осмысление В самом начале своего эссе об абсурде А.Камю подчеркивает, что,пожалуй, основным философским вопросом является вопросо смысле жизни. Это, в общем-то, и определяет основные проблемы,рассмотренные автором в его работе: абсурдность бытия, чувство абсурда иего влияние на отношение к жизни и вопрос самоубийства, надежда и свобода. 1. Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы Начиная эссе с попытки понять причины, способные заставить человекадобровольно уйти из жизни, Камю подходит к понятию чувства абсурда. Эточувство, по мнению автора, возникает прежде всего на основе противоречиямежду человеком и окружающим его миром, или, словами Камю, “между актером идекорациями”. Если мир поддается объяснению, даже и не слишком убедительному, онпонятен и приемлем для человека. Но как только человек осознает всюиллюзорность этого объяснения, он начинает ощущать себя чужим во вселенной.Перед человеком встает вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой? Из этого противоречия и возникает чувство абсурда. Камю краткоописывает факторы, присущие этому чувству. Абсурд проникает в сознание человека неожиданно, когда онв какой-то момент вдруг чувствует опустошенность, усталостьот повседневного бытия. Вдруг он перестает понимать смысл и цель этойповседневности. Цепочка привычных поступков разрывается,и именно в этот момент, по мнению автора, сознание человека, застывшее доэтого в машинальной жизни, начинает приходитьв движение. Еще один фактор абсурда – время. Человек, живущий будущим, вдругосознает, что как раз время – его враг. Как говорит Камю, возникает своегорода бунт плоти, направленный против воздействия времени. Следующей ступенью является ощущение человеком своей чужеродности вокружающем мире. Мир, по всей сути, имеет бесчеловечное начало. Плотность ичуждость мира выражают абсурдность бытия. Кроме того, и в самом человеке скрыто нечто бесчеловечное – поведение,жесты, действия других людей вызывают растерянность, показывая чем человеккак физическое существо является на самом деле. В этом тоже проявляетсяабсурд. Смертность человека и неизбежность смерти придают чувству абсурдадополнительное содержание. Камю особо останавливается на проблеме интеллекта, разума и познаниямира. Познаваемость мира для человека заключается в сведении его кчеловеческим понятиям. Однако существует неизменное противоречие между тем,что человек, как ему кажется, знает и тем, что он знает на самом деле. Познание мира с помощью образов (литература, живопись и т.п.)предполагает отсутствие точного знания. В то же время освоение мира и спомощью науки невозможно, поскольку она способна лишь опознать иперечислить отдельные явления.При этом Камю отмечает, что мир как таковой не абсурден, он неразумен.Абсурдность же заключается в столкновении этой непознанности мира сотчаянной жаждой ясности, зов которой раздается в душе человека. Абсурдрождается из столкновения человеческого запроса быть счастливым ипостигнуть разумность мира, с одной стороны, и безмолвного неразумия мира,с другой. Этим выводом Камю противопоставляет себя многим современным емуфилософским школам, утверждавшим, что все сущее разумно, и все познаваемо спомощью разума. Углубляясь в анализ понятия абсурда, Камю отмечает,что чувство абсурда возникает при рассмотрении не единичных фактов ивпечатлений, а при сравнении наличного положения вещей с определенного родадействительностью, действия –с превосходящим его миром. Камю говорит, что абсурд не коренится ни вчеловеке, ни в мире, а в их совместном присутствии. Абсурд – единственнаясвязующая нить между ними. Развивая свою мысль, автор определяет своегорода триединство: абсурд, человеческое сознание и мир. Исключение одного изэтих слагаемых приведетк разрушению всей общности. Столкновение и борьба этих составляющих предполагает отсутствиенадежды (но, как подчеркивает Камю, это не отчаяние), постоянное отрицание(но не отречение) и осознанную неудовлетворенность. Нарушение этих условийустраняет абсурд, поскольку разлад уничтожается согласием. Абсурд, помнению Камю, имеет смысл только в той мере, в какой с ним не соглашаются.Он добавляет также, что человек, осознавший абсурд, навсегда к немупривязан. Возвращаясь к проблеме смысла бытия, Камю отмечает, что пережить ииспытать все, что положено судьбой, значит всецело ее принять. Однако, есличеловек осознал, что судьба абсурдна, онне сможет пережить ее испытаний, если не сделает все возможное дляподдержания этого выявленного сознанием абсурда.“Жить означает поддерживать жизнь абсурда”, - говорит Камю. Поэтому автор и делает очень важный вывод о том, что опыт абсурда исамоубийство – категории несовместимые. Человек осознавший абсурдностьбытия, находит смысл жизни как разв постоянной схватке разума с превосходящей его действительностью. Соответственно, и обеднение, облегчение действительности, котораясвоим бесчеловечием питает величие человека, - означает обеднение самогочеловека. Поэтому основным следствием абсурда Камю считает то, что человексвоим сознанием изо дня в день свидетельствует об истине, которой являетсявызов превосходящему миру. Переходя к понятию свободы, Камю отмечает, что абсурд сводит к нулювсе шансы человека на призрачную вечную свободу, исповедуемую в религии, новозвращает свободу поступков и воодушевляет на нее. После осознания абсурдачеловек понимает: нет более высшей свободы, чем свобода быть, единственнойсвободы, которая служит основанием для истины. Причина внутренней свободы человека абсурда заключается в том, что оносознает, что завтрашнего дня в его прежнем понимании ожидания чего-либо отбудущего, нет. Возврат к отчетливому сознанию, бегство от повседневного снаявляются первоначальными посылками абсурдной свободы. По мнению автора, осознание абсурда предполагает замену качества опытабытия его количеством. Иными словами, важно не прожить как можно лучше, апережить как можно больше. А это,в свою очередь, заключается в том, чтобы прочувствовать свою жизнь, свойбунт, свою свободу как можно сильнее. 2. Влияние “абсурда” на человеческое бытие Как отмечалось выше, абсурд проявляет себя в человеческом бытии тем,что вызывает к действию сознание и разум и предоставляет человекувнутреннюю свободу. Кроме того, Камю задается вопросом: какое влияние оказывает абсурд нанравственные аспекты поведения человека, как соотносятся абсурд и мораль.По мнению Камю, человек абсурда мог бы принять только одну мораль – ту, чтонеотделима от Бога, ту, что продиктована свыше. Но человек абсурда живетбез Бога. Все остальные виды морали представляют собой для человека абсурдалишь способы самооправдания, а ему не в чем оправдываться. Однако было бы ошибочно полагать, что абсурд позволяет совершать любыепоступки. Как говорит Камю, абсурд только делает равнозначными последствияпоступков. Мораль основывается на положении, что поступок имеет свои последствия,которые его либо оправдывают, либо перечеркивают. Напротив, абсурдограничивается мнением, что об этих последствиях следует судить спокойно.По словам автора, абсурдне выделяет виновных, для него существуют лишь несущие ответственность. Всевиды опыта бытия равнозначны, считает Камю. Поэтому если человек обладаетясным сознанием, то его поступки служат ему. В ином случае они причиняютему ущерб,и ответственность за это несет сам человек, но никак не обстоятельства. Сознание и отсутствие надежды – вот черты, которыми Камю наделяетчеловека абсурда. Чувство печали, возникающее либо из неведения, либо из-занесбывшихся надежд, ему не знакомо. Таков, например, Дон Жуан, герой-любовник, приводимый авторомв качестве иллюстрации к своим рассуждениям. Дон Жуан ясно сознает, что онвсего лишь обыкновенный соблазнитель,и не надеется найти идеал совершенной любви. Камю определяет его жизненныйпринцип: неважно, что будет после смерти, зато какая длинная вереница днейвпереди у того, кто умеет бытьв живых. Другое явление, где, по мнению автора, ярко представлен абсурд, - этотеатр. Спектакль, разыгрываемый на сцене, - не что иное, как иллюстрацияабсурдности бытия: за несколько часовв замкнутом пространстве актеры воплощают неповторимыеи целые судьбы. Аналогия, подразумеваемая автором, очевидна: точно так же ижизнь человека ограничена своим сроком и проходит в рамках превосходящегомира. Еще один пример, приводимый автором, это герой-завоеватель, илиавантюрист. Подобный человек и есть главная самоцель для самого себя.Только он хозяин своей судьбы; все, чего он хочет добиться, он стремитсядостичь в свой жизненный срок,не возлагая надежд на “память в сердцах потомков”. Всем видам славы онпредпочитает славу среди современников. Завоеватель полностью сознает своевеличие и способность именно в настоящем добиваться большего, чемокружающие его. Итак, по мнению автора, люди, осознавшие абсурд, - это люди ясномыслящие, осознающие свои возможности и не возлагающие ни на что надежд. Исследуя проявления абсурда в творчестве, Камю замечает, чтотворческое произведение, будь то картина, музыкальное сочинение, роман,скульптура, всегда предполагает, что в нем высказывается меньше, чемпредполагается. Поскольку, как отмечал ранее Камю, мир неразумен инепознаваем разумом, то абсурдное произведение свидетельствует об отказемысли от ее преимуществи согласие быть лишь интеллектуальной силой, которая приводитв действие внешний вид вещей и претворяет в образы то, в чем нет смысла. Абсурдный творец преследует сразу две цели: с одной стороны, онотвергает, а с другой, прославляет. Как говорит Камю, творец “долженпридать окраску пустоте”. При этом умение жить не менее важно для творца,чем умение творить. Если окончательный смысл всем произведениям творцапридает его смерть, то самый яркий свет проливает на них его жизнь. Творить– значит придавать форму своей судьбе. Подводя итог рассуждению об абсурде, Камю приводит миф о Сизифе. Напримере этого образа Камю ярко раскрывает влияние абсурда на бытиечеловека. С одной стороны муки, испытываемые Сизифом под тяжестью обломкаскалы, - это тот самый превосходящий мир, о котором Камю говорил ранее. Сдругой, ясность ума позволяет Сизифу противостоять этому миру:он возвышается над судьбой, осознавая, что это его собственный путь, итолько он его хозяин. Камю представляет себе Сизифа счастливым, потому чтовсе гнетущие его обстоятельства он признает и осознает, и таким образомстановится выше их. Итак, рассмотрев и проанализировав понятие абсурда, Камю определяеттри основных следствия из абсурда: четкое сознание,с помощью которого человек противостоит миру, внутренняя свобода имногообразие опыта бытия. С помощью работы умаи сознания человек абсурда обращает в правило жизни то, что былоприглашением к смерти, обретая тем самым смысл бытия и отвергаясамоубийство. Чувство абсурда, возникающее в результате работы сознания, позволяетчеловеку переоценить свою судьбу. Это можно считать одной из предпосылокдругому понятию, рассмотренному Камю в своем творчестве, - понятию бунта. Часть 2. Бунт и образ бунтующего человека Пробужденное сознание показывает человеку абсурдность бытия,непонятность и несправедливость человеческого удела.Это порождает бунт, цель которого – преображение. Основной мотив бунта,словами Камю, “Человек – единственное существо, которое отказывается бытьтем, что оно есть”. 2.1 Понятие бунта, ценность и значение бунта в судьбе человека и человечества Человек бунтующий, по мнению Камю, это прежде всего человек, говорящий“нет”. Но первым же своим действием он говорит “да”. Протестуя противпрежнего порядка вещей, человекв то же время признает существование некой границы, до которой он допускалвмешательство в свою жизнь негативных обстоятельств. Бунт безусловно предполагает в себе определенную ценность. Во-первых,бунтующий человек противопоставляет все то, что для него ценно, тому, чтотаковым не является. Развиваясь, бунт одного человека начинает определятьнекое благо, которое имеет значение уже больше, чем собственная судьбаиндивида. Приводя пример бунта раба против своего господина, Камю приходит квыводу, что раб восстает против прежнего порядка,в котором отрицается нечто, присущее сообществу всех угнетенных людей. Сампо себе индивид не является той ценностью, которую он намерен защищать. Этуценность составляют все люди вообще. При этом Камю дистанциирует понятия бунт и озлобленность.Озлобленность вызвана завистью и всегда направлена против объекта зависти.Бунт же, напротив, стремится к защите личности. Восставший защищает себя,каков он есть, целостность своей личности, стремится заставить уважатьсебя. Таким образом, делает вывод Камю, озлобленность несет в себенегативное начало, бунт – позитивное. Автор этим тезисом полемизирует снекоторыми философами, отождествлявшими бунтарский дух и озлобленность. Подходя к понятию бунта с позиций социальных, Камю отмечает, что бунтневозможен в обществах, где неравенство слишком велико (например кастовыеобщества) или равенство абсолютно (некоторые первобытные общества). Камюподчеркивает, что бунт возможен в тех обществах, гдеза теоретическим равенством скрывается огромное фактическое неравенство. Кроме того, бунт – дело человека осведомленного. Он должен четкоосознавать свои права. Из этого следует, что бунтующий человек не можетприсутствовать в сакрализованном обществе,где царят мифы и традиции, и где ответы на все спорные вопросы даны впонятии священного. Причем первоисточником бунта является не только индивид. В ходеисторического развития человечество в целом все глубже и полнее осознаетсебя. Камю утверждает, что сегодняшняя история с ее распрями вынуждает людейпризнать, что бунт – одно из существенных измерений человека. Он являетсяисторической реальностью человечества. И не следует бежать от этойреальности, а найти в ней ценности для человечества. Одна из главных ценностей бунта – то, что он предполагает человеческуюобщность, причем свободную от какой бы то ни было святости. Для того, чтобыжить, человек должен бунтовать, ноне нарушая границы, открытые им в самом себе, границы,за которыми люди, объединившись, начинают свое подлинное бытие. Осознание абсурдности бытия и неразумности мира является первопричинойбунта. Однако, если в опыте абсурда страдание индивидуально, то вбунтарском порыве оно сознает себя как коллективное. Оно оказывается общейучастью, пишет Камю. Выводя индивида из одиночества, бунт является основой ценности длявсех людей. Если первоначально значение бунта для индивида можно выразитьфразой “я бунтую – значитя существую”, то дальнейшее созидательное развитие бунта позволит сказать:“я бунтую, следовательно, мы существуем”. Исследуя понятие бунта, Камю выделяет несколько его категорий иопределяет характерные особенности каждой из них. 2.2 Оценка различных категорий бунта Метафизический бунт. Как его определяет Камю, это восстание человекапротив своего удела и против всего мироздания. Если раб бунтует против своего рабского положения, то метафизическийбунтарь – против удела, уготованного ему как представителю родачеловеческого. Он заявляет, что обманути обделен самим мирозданием. Камю указывает на одну интересную особенность. Раб, протестуя противгосподина, тем самым одновременно и признает существование господина и еговласти. Так же и метафизический бунтарь, выступая против силы, определяющейего смертную природу, вместе с тем и утверждает реальность этой силы. Из этого утверждения можно сделать вывод, что метафизический бунт неподразумевает в себе атеизм. Бунт не отрицает высшую силу, а, признавая ее,бросает ей вызов. Исторический бунт. Основная цель исторического бунта,по мнению Камю, это свобода и справедливость. Исторический бунт стремитсяпредоставить человеку царствование во времени,в истории. Камю сразу разделяет понятия бунт и революция. Он считает, чтореволюция начинается с идеи, в то время как бунт представляет собойдвижение от индивидуального опыта к идее. Камю высказывает интереснуюмысль: революции в ее подлинном значении человечество еще не знало. Подлинная революция ставит целью всеобщее единство и окончательноезавершение истории. Происходившие же до сих пор революции приводили лишь кзамене одного политического строя другим. Даже начинавшаяся какэкономическая, любая революция в итоге становилась политической. И в этомтакже заключается отличие революции от бунта. Кроме того, цели революции и бунта совершенно различны. Революцияпредполагает низведение человека до уровня истории, точнее, материала дляистории. Бунт же утверждает человекаи человеческую природу, не подвластную миру силы. Бунт исходит из отрицанияво имя утверждения. Революция исходит из абсолютного отрицания и обрекаетсебя на всевозможные виды рабства и террора ради цели, достижимой лишь вконце времен. Таким образом, делает очень важный вывод Камю, бунт созидателен,революция нигилистична. Бунт предполагает,что вместо того, чтобы убивать и умирать во имя созидания такого бытия,каковым человечество не является, человечество должно жить ради созиданиятого, чем оно является. Бунт в искусстве. Искусство, творчество заключают в себе бунт,проявляющийся в одновременном отрицании и утверждении. Творчество отрицаетмир за то, чего ему недостает, но отрицает во имя того, чем мир хотя быиногда является. Бунт в искусстве, по мнению Камю, это созидатель вселенной. Творецсчитает, что мир несовершенен, и стремится переписать, переделать его,придать ему недостающий стиль. Искусство спорит с действительностью,говорит Камю, но не избегает ее. Искусство приобщает человека к истокам бунта в той мере,в какой оно наделяет формой ценности, неуловимые во всем многообразиибытия, но зримые для творца, который, улавливая их, отделяет их от истории. Заканчивая исследование понятия бунта, Камю сопоставил бунт и понятиеубийства – аналогично ранее сделанному им сопоставлению абсурда исамоубийства. Ценность бунта заключается в том, что он, положив пределугнетению, создает общее для всех людей достоинство. Бунт несет в себесозидательное начало. Его значение – в общности людей, единстве их природы,общении, всем, что способствует их схожести и содружеству. Таким образом,бунт и убийство логически противоречат друг другу. Совершив убийство,бунтовщик раскалывает мир, разрушаяте самые общность и единство людей. Таким образом, появляется новаяформула, вмещающая в себя ценность и значение бунта:“я бунтую, следовательно мы будем существовать”. Заключение В данном реферате были рассмотрены проблемы и понятия абсурда и бунта– одни из основных в творчестве А.Камю. Подводя итог исследованию этих двух понятий, можно прийти к выводу,что Камю придал им позитивный, созидательный, жизнеутверждающий смысл.Действительно, чувство абсурда пробуждает сознание человека, и онвозвышается над своей судьбой, обретает в определенной степени смысл бытия.Сознание, в свою очередь, является первоисточником бунта – стремленияк преображению. Бунт индивида, развиваясь, переходит в ценность длямножества людей, определяя их общность и объединяя их как созидательнуюсилу. “Я бунтую, следовательно, мы существуем и будем существовать”, -таков принцип бунтующего человека. Рассмотренная в творчестве Камю проблематика остается актуальной и посей день. В современном противоречивом мире с его катаклизмами, на порогетретьего тысячелетия, эти вопросы являются одним из центральных предметовисследования философской мысли. Список литературы 1. А.Ф.Зотов, Ю.К.Мельвиль. Западная философия ХХ века. – М.:“Проспект”, 1998. 2. А.Камю. “Избранное”. – М.:Правда, 1990. 3. А.Камю. Изнанка и лицо: Сочинения. – М.:ЭКСМО-Пресс, 1998. 4. Краткая философская энциклопедия. – М.:Прогресс, 1994. 5. Современная философия: словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996. Замечания




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Понятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве Альбера Камю iconПонятия абсурда и бунта в творчестве Альбера Камю
Рассматривая понятия абсурда и бунта, Камю анализировал идеи современных ему философских школ, полемизируя с ними некоторыми своими...
Понятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве Альбера Камю iconСвоєрідність творів Альбера Камю
Світова література багата на талановитих письменників-філософів. До них сміло можна віднести письменника-сучасника Альбера Камю....
Понятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве Альбера Камю iconКонцепция отчуждения личности и общества в философии Альбера Камю (на примере повести Посторонний)

Понятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве Альбера Камю iconФілософія абсурду Альбера Камю” зміс т вступ
Вступ
Понятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве Альбера Камю iconВ. А. Доманский Дендронимы в творчестве С. Есенина «Русь моя, деревянная Русь!»
Дендронимы в творчестве С. Есенина// Есенинское энциклопедия: Концепция. Проблемы. Перспективы. Материалы Международной научной конференции,...
Понятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве Альбера Камю iconРодины в творчестве А. Ахматовой тема родины в творчестве а. Ахматовой к теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получиларазвитие в таком масштабе, как в творчестве А.

Понятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве Альбера Камю iconЭкзистенциальные проблемы в творчестве Ф. М. Достоевского (Дневник писателя, Сон смешного человека, Идиот)

Понятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве Альбера Камю iconОсновы прикладного технического творчества о понятиях и заблуждениях
Большинство людей заблуждаются в понятиях и определениях. Цель этой главы расширить понятия и скорректировать мировоззрение о техническом...
Понятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве Альбера Камю iconВопросы для контрольной работы по разделу «Научные подходы и методы в комплексном регионоведении» Понятия «метод», «методология»
Понятия «метод», «методология», «научный подход». Значение проблемы метода для комплексного регионоведения (КР)
Понятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве Альбера Камю icon«Символика и фантастика в творчестве А. С. Пушкина («Каменный гость», «Пиковая дама», «Медный всадник»)
Символ предмет или действие, служащее условным знаком какого – нибудь понятия, чего – нибудь отвлечённого (1)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы