Бузмакова Ольга Леонидовна, учитель географии высшей квалификационной категории Образовательное учреждение: моу «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А. В.» Тема урок icon

Бузмакова Ольга Леонидовна, учитель географии высшей квалификационной категории Образовательное учреждение: моу «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А. В.» Тема урок



НазваниеБузмакова Ольга Леонидовна, учитель географии высшей квалификационной категории Образовательное учреждение: моу «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А. В.» Тема урок
Тюнина А.В
Дата конвертации06.07.2012
Размер64,71 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Автор разработки: Бузмакова Ольга Леонидовна, учитель географии высшей квалификационной категории

Образовательное учреждение: МОУ «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.»

Тема урока: «Географические координаты»

Класс: 6 (возраст 11-12 лет)

Цели урока:

Дидактические:

Способствовать формированию знаний о географических координатах и закреплению понятий “географическая широта” и “географическая долгота”; способствовать формированию умений определять географические координаты объектов и находить объекты по уже известным географическим координатам

Развивающие:

Способствовать развитию мышления, расширению кругозора обучающихся, созданию условий для дальнейшего развития общеучебных и предметных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы); развития логико-смыслового мышления учащихся и умения осуществлять самостоятельную аналитическую и практическую деятельность на уроке;

Воспитательные:

Воспитывать культуру умственного труда; творческую активность, умеющую видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы; культуру общения друг с другом в ходе выполнения совместных практических заданий.

Задачи:

  1. Закрепить понятия “географическая широта” и “географическая долгота”

  2. Выяснить, что такое географические координаты.

  3. Развивать навыки определения географических координат по географической карте.

  4. Выяснить, зачем нужны географические координаты.

  5. Продолжить формирование умения работать с картой. Развивать логические навыки.

  6. Продолжать развитие географическое мышление, развитие познавательных интересов.

Тип урока: Комбинированный урок

Формы работы:

  1. Индивидуальная (работа по карточкам и с контурной картой)

  2. Парная (определение географических координат)

  3. Групповая (выполнение творческих заданий)

Методы:

  1. Объяснительно-иллюстративный (в ходе объяснения нового материала)

  2. Репродуктивный (в ходе определения географических координат)

  3. Частично-поисковый (в ходе выполнения творческих заданий)

  4. Интерактивные методы обучения (практическая задача с последующим анализом результатов, использование и анализ интерактивных материалов и материалов презентации)

Оборудование к уроку: презентация для урока, глобус, физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы «Физическая география. Начальный курс» 6-й класс, рабочие листы для обучающихся с текстами и заданиями к практической работе, рабочие тетради на печатной основе [7], контурные карты

Прилагаемые медиаматериалы:

  1. Повторение и контроль знаний. География. 6-7 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. И.А. Кугут. – М.: Планета, 2011. – 128 с. – (Качество обучения).

  2. Презентация к уроку, выполненная в программе Microsoft Office Power Point.

Обоснование использования медиаматериалов: использование интерактивной мультимедийной системы на данном уроке по изучению, повторению и обобщению материала дает возможность максимально сократить время на проверку выполнения заданий без ущерба для ее качества, позволяет продемонстрировать обучающимся актуальность тематики текста, сделать материал личностно и практически значимым для них.


Ход урока:

Организационный момент (1 мин)сосредоточить внимание учащихся на предстоящей работе (Слайд 1,2)

Сегодня мы отправимся в путешествие. И путешествие необыкновенное потому, что путешествовать мы будем по географической карте…

По окончании нашего путешествия мы должны будем с вами ответить на вопрос: “Почему героям книги “ Дети капитана Гранта” пришлось совершить кругосветное путешествие?” Кстати, а вы помните, как герои этой книги получили послание от капитана Гранта? (ответ: письмо в бутылке) (Слайд 3).

Но до того как мы отправимся путешествовать, давайте проверим ваши географические знания.


I. Проверка знаний Беседа (5 мин): Что такое глобус? Долготу каких двух точек Земли нельзя определить? Почему? Есть ли такое место на Земле, откуда можно идти только на юг? Что такое параллель и меридиан? Что такое широта и долгота? (Слайд 4-7)

Работа по физической карте (во время беседы один ученик работает у доски): 1) В каких полушариях находится Евразия? Северная Америка? Южная Америка? Африка? Через какие материки проходят экватор и Гринвичский меридиан? 2) Покажите на карте северный и южный полюса, экватор, 0-ой и 180-й меридианы.

Индивидуальная работа по карточкам (два варианта) (5 мин) Приложение 1

II. Изучение нового материала

На карте огромная планета Земля:
Реки и горы, равнины, моря.
Точка на карте зовется «объект»-
Такое понятие ввел человек.
Недавно мы с вами узнаем о том,
Что каждая точка имеет свой дом,
Чтобы ее отыскать в целом мире,
Ей указали этаж и квартиру.
Сложно найти этот адрес ребятам,
Если не следовать координатам.
Этаж называется широтой,
Номер квартиры – ее долготой.
Как отыскать в дом заветный ключик?
Карта и глобус нас этому учат.
Нам остается припомнить немного,
Какие ведут к каждой точке дороги.
Как только дороги пересекутся,
Искомые точки сразу найдутся. [8]

(10 мин)

1. В целях предупреждения путаницы с применением терминов «широта» и «долгота» можно познакомить учащихся с историей их возникновения. Названия эти возникли в глубокой древности. На одной из самых древних карт Гекатея Милетского Земля была изображена в виде овала: длина овала с запада на восток (долгота) в два раза превосходила его ширину с севера на юг (широта). [1] (В этот момент важно показать на карте Средиземное море)

При описании размеров Средиземного моря также использовались понятия «широта» и «долгота». Его протяженность с запада на восток в 2 раза больше, чем с севера на юг. Поэтому расстояние с запада на восток, соответствующее длине моря, стали называть долготой, а расстояние с севера на юг, соответствующее ширине, - широтой. [5]

Географические координаты ввел древнегреческий ученый астроном Гиппарх (около 190-125 гг. до н. э.). Он жил и работал в Александрии.

2. Дать определение понятия «Географические координаты» (запись в тетради) (Слайд 8).

Географические координаты – это широта и долгота какой-либо точки.

Географические координаты – это числа, с помощью которых указывают местоположение объекта на Земле.

3. Определение географических координат по карте (объяснение учителя). (Слайд 9,10).

Необходимо раскрыть последовательность приемов учебной работы по нахождению цифрового обозначения параллелей и меридианов, дать несколько образцов приема определения географических координат (объяснение необходимо проводить с использованием рабочей тетради по географии: осуществляется запись на стр. 15 и 16 – 1 и 2 задания 17 темы) [7].

Физкультминутка:

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили

4. Работа по карточкам (7 мин) (в группах по два человека) с использованием атласа. Определить географические координаты объектов и объекты по географическим координатам. Заполнить таблицы. Проверка правильности - (Слайд 11). Приложение 2

5. Работа с контурной картой (7 мин)

Учащиеся выполняют ряд упражнений по нанесению объектов на контурную карту (по имеющимся географическим координатам) [4] Проверка правильности - (Слайд 12). Приложение 3


III. Закрепление знаний (7 мин)

И в качестве закрепления можно предложить выполнить творческие задания [3] (учитель читает задания, а учащиеся, работая в группах, ищут ответ по физической карте полушарий). Проверка правильности - (Слайд 13). Приложение 4

А теперь давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: Почему героям книги “Дети капитана Гранта “ пришлось совершить кругосветное путешествие? (ответ: они знали только одну координату, поэтому не могли установить местоположение острова) [8] (Слайд 14).

IV. Вывод (2 мин) Будет лучше, если вывод сделают сами учащиеся - географические координаты необходимы для ориентирования на местности, на глобусе, на карте (Слайд 15).


V. Задание на дом (1 мин) § 13 (стр. 37 – задание № 5, 6 выполнить письменно), рабочая тетрадь по географии – стр. 16, тема 18 [7].


Завершая знакомство учащихся с градусной сеткой карты, полезно сделать в тетради запись: Что я должен уметь, работая с географической картой: (Слайд 16)

  1. Определять направления по сторонам горизонта.

  2. Определять взаиморасположение объектов (севернее, южнее, восточнее, западнее…).

  3. Определять протяженность объектов в градусах и в километрах.

  4. Определять географические координаты точки.

  5. Определять точку по ее географическим координатам.

(Слайд 17)


Использованная литература и ресурсы сети Интернет (адреса сайтов):

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений /Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2011. – 174 с.

  2. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии: 6 кл. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.

  3. Земля и люди. Учебник по естествознанию для 5-го класса общеобразовательной школы. Авт. коллектив: К.Ю. Еськов, О.В. Бурский, Т.Л. Смоктунович / Под. редакцией А.А. Вахрушева. М.: «Баласс», 2006. – 240 с., ил.)

  4. Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.: ил.

  5. Крылова О.В. Физическая география: Нач. курс: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1999. – 192 с.: ил., карт.

  6. Повторение и контроль знаний. География. 6-7 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. И.А. Кугут. – М.: Планета, 2011. – 128 с. – (Качество обучения).

  7. Шатных А.В., Белецкая Н.П. Рабочая тетрадь по географии. Учебное пособие для учащихся. 2-е изд., дораб. – Курган, 2009. – 48 с.: ил, карт.

  8. http://festival.1september.ru/articles/subjects/6




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Бузмакова Ольга Леонидовна, учитель географии высшей квалификационной категории Образовательное учреждение: моу «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А. В.» Тема урок iconКоленникова Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Образовательное учреждение: моу «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А. В.» Тема урок
Автор разработки: Коленникова Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Бузмакова Ольга Леонидовна, учитель географии высшей квалификационной категории Образовательное учреждение: моу «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А. В.» Тема урок iconРослякова Т. М., социальный педагог, моу «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А. В.» Стратегия выбора профессии
...
Бузмакова Ольга Леонидовна, учитель географии высшей квалификационной категории Образовательное учреждение: моу «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А. В.» Тема урок iconМкоу лесниковский лицей им. Героя России Тюнина А. В
Проект направлен на знакомство учащихся с археологическими памятниками Курганской области
Бузмакова Ольга Леонидовна, учитель географии высшей квалификационной категории Образовательное учреждение: моу «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А. В.» Тема урок iconМ п учитель биологии высшей квалификационной категории моу «сош №53» Ивушкина Т. В. учитель информатики и икт высшей квалификационной категории моу «сош №53» Урок
Доказать необходимость ухода за зубами, как одну из важнейших составляющих здоровья; создать условия для исследования чистоты зубов,...
Бузмакова Ольга Леонидовна, учитель географии высшей квалификационной категории Образовательное учреждение: моу «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А. В.» Тема урок iconУрок Чистой Воды 25 ноября 2010 года в моу сош №8 г. Лениногорска Р. Т. Провела в 8 а классе учитель биологии и географии 1 квалификационной категории Кутасова Н. К
Провела в 8 а классе учитель биологии и географии 1 квалификационной категории Кутасова Н. К
Бузмакова Ольга Леонидовна, учитель географии высшей квалификационной категории Образовательное учреждение: моу «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А. В.» Тема урок iconИнструкция по созданию презентации
Воробьёва Любовь Леонидовна, учитель начальных классов высшей категории, моу г. Кургана «Лицей №12»
Бузмакова Ольга Леонидовна, учитель географии высшей квалификационной категории Образовательное учреждение: моу «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А. В.» Тема урок iconТезисы Класс: 2 Внеурочное интегрированное занятие по математике и окружающему миру с выходом в Интеренет Тема: Жизнь пчёл Цели занятия
Воробьёва Любовь Леонидовна, учитель начальных классов высшей категории моу города Кургана «Лицей №12»
Бузмакова Ольга Леонидовна, учитель географии высшей квалификационной категории Образовательное учреждение: моу «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А. В.» Тема урок iconРекомендации по использованию мультимедийных презентаций на уроке Презентация
Воробьёва Любовь Леонидовна, учитель начальных классов высшей категории, моу г. Кургана «Лицей №12»
Бузмакова Ольга Леонидовна, учитель географии высшей квалификационной категории Образовательное учреждение: моу «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А. В.» Тема урок iconТематическое планирование клуба «Мы и окружающий мир»
Воробьёва Любовь Леонидовна, учитель начальных классов высшей категории, моу города Кургана «Лицей №12»
Бузмакова Ольга Леонидовна, учитель географии высшей квалификационной категории Образовательное учреждение: моу «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А. В.» Тема урок iconОтчёт о проведении практического занятия «Организация проведения конкурсов педагогических инициатив»
Практические занятия проводили: Кибешев А. Н., учитель высшей квалификационной категории моу №94, Таран Т. В., методист ркц, учитель...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы