Правовое регулирование деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации icon

Правовое регулирование деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации



НазваниеПравовое регулирование деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации
страница1/3
Дата конвертации06.07.2012
Размер400,75 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3
Правовое регулирование деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации


Правовое регулирование деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации


ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ . 3
ГЛАВА 1 . 6
Первые Совместные Предприятия. История 6
СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ИЛИ КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ С ДОЛЕВЫМ УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . 9
ГЛАВА 2 . 12
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 12
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ . 19
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ . 25
УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ . 30
Ликвидация совместного предприятия . 31
Арбитраж . 32
ГЛАВА 3 . 35
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 35
Порядок государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями на территории Новосибирской области 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ . 46


ВВЕДЕНИЕ
Современная инвестиционная ситуация, сложившаяся в России, характеризуется комплексным воздействием на нее совокупности следующих негативных факторов.
Во-первых, сохраняется тенденция сокращения государственных инвестиций из федерального бюджета в основные производственные фонды, что объективно неизбежно в переходный период в процессе смены режимов воспроизводства основного капитала, когда планово-распределительная система государственного материально-технического снабжения уже разрушена, а рыночные саморегулирующиеся механизмы еще не заработали в полную меру.
Во-вторых, анализ капитальных операций Российской Федерации показывает, что Россия продолжает оставаться крупнейшим иностранным нетто-инвестором, причем в роли донора выступают как государство, так и частный сектор. Иными словами, при огромных инвестиционных потребностях российской экономики национальный частный капитал предпочитает инвестироваться в зарубежные, преимущественно краткосрочные активы. При этом вывоз российского капитала, включая осуществляемый в противоправных формах, сопоставим с размерами западной финансовой помощи, оказываемой нашей стране, или даже превышает их.
В-третьих, отсутствует стимул для трансформирования в инвестиции огромных сбережений российского населения. Большая их часть вкладывается в иностранную валюту, не создавая ресурсов для инвестирования в национальную экономику, что означает предоставление беспроцентного кредита стране происхождения валюты, т.е. инвестирование американской а не отечественной экономики.
В-четвертых, несмотря на прилагаемые усилия, государственной власти не удалось добиться перераспределения мировых инвестиционных потоков в пользу нашей страны, объем прямых иностранных капиталовложений в российскую экономику незначителен, в силу чего Россия продолжает оставаться на периферии интересов стратегических иностранных инвесторов. Таким образом, страна переживает тяжелейший инвестиционный кризис, являющийся важнейшей составляющей национального общеэкономического кризиса.
Объектом исследования в данной работе являются совместные предприятия и их деятельность на территории Российской Федерации.
Значение иностранных инвестиций как одного из непременных условий экономического возрождения страны состоит в том, что в период низкой национальной инвестиционной активности, когда ни федеральный и местный бюджеты, ни сами экономические агенты не располагают достаточным инвестиционным потенциалом, зарубежные капиталовложения могут сыграть важную роль в модернизации российской промышленности. По этому увеличение притока иностранных инвестиций будет способствовать оживлению экономики Российской Федерации и выводу ее из кризиса.
Целью данной работы является исследование правового регулирования деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации, как одного из основных способов привлечения иностранных инвестиций в экономику.
В России совместные предприятия (СП) стали развиваться раньше всех форм привлечения иностранного капитала. Однако процесс создания и функционирования СП на территории нашей страны явно не отвечает тем задачам, которые они призваны решать. Слишком большая их часть действует сейчас не в сфере производства высококачественной продукции, а в торговле, посредничестве, сфере услуг и т.п. Создается много мелких совместных предприятий с незначительной долей иностранного капитала. К сожалению, на сегодняшний день, климат, в котором вынуждены работать такие компании нельзя назвать благоприятным. Существует множество проблем, связанных с несовершенством законодательной базы, налогообложением, высокой степенью риска для тех, кто решил работать на российском рынке (многие крупные иностранные инвесторы вынуждены даже страховать себя от политических и иных рисков, вызванных нестабильной обстановкой в нашей политической и экономической системах).
"В свою очередь участие иностранного капитала в России обнаруживает ряд отрицательных последствий долгосрочного характера. В их числе приоритетное внимание западных инвесторов к добыче и экспорту топливно-энергетических ресурсов, что способствует исчерпанию невозобновляемой продукции и гипертрофированному развитию экономики страны и отдельных регионов. Слабость государственного регулирования иностранного капитала в РФ создает условия для развития в стране малоэффективного производства, сильно загрязняющего окружающую среду."1
Этим определяется актуальность темы дипломного исследования и его предмета - правового регулирования деятельности СП в России.
В данной работе были использованы материалы, собранные в ходе прохождения практики в одном из крупных СП, а также законодательные акты, применимые в этой _
1 Басс Л.А. Поощрение иностранных инвестиций и политика протекционизма в России.// Внешняя торговля. -1999 №6. с.12.
области, материалы, предоставленные комитетом по внешнеэкономическим и межрегиональным связям администрации Новосибирской области, а также публикации по этому вопросу. Методом данной работы будет служить обобщение и анализ этих иатериалов, а также собственного опыта автора, который работает в одном из крупных новосибирских СП.


ГЛАВА 1
Первые Совместные Предприятия. История
Нормативное регулирование совместного предпринимательства национальных и иностранных хозяйствующих субъектов в нашей стране осуществляется с начала 20-х гг. Возможность создания смешанных хозяйственных организаций была законодательно закреплена в РСФСР декретом "Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых ее судами" от 22 мая 1922 г., согласно которому иностранные компании могли создавать в России собственные юридические лица и заниматься на ее территории определенными видами хозяйственной деятельности.
Совместное предпринимательство в нашей стране прошло несколько этапов.
Первый этап - как форма международного экономического сотрудничества совместное предпринимательство использовалось уже в первые годы советской власти. Собственно, концессионные предприятия и создавались как смешанные хозяйственные общества с присутствием иностранного капитала.
Вторым этапом совместного предпринимательства в нашей стране стали 70-80-е гг. В это время в СССР началось освоение лицензионной торговли с иностранными государствами. Начался этап инвестиционного сотрудничества, когда в качестве объектов инвестирования стала выступать интеллектуальная собственность.
"Лицензионное сотрудничество и производственная кооперация позволили накопить определенный опыт решения сложных коммерческих вопросов, возникающих в практике советских внешнеторговых организаций, и подготовили базу для перехода к более высокой форме международного экономического сотрудничества - совместному предпринимательству."1
Третий этап совместного предпринимательства ведет свой отсчет с 1986 г., когда постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. №991 наряду с дальнейшим использованием научно-технической и производственной кооперации предусмотрело создание на территории СССР СП с участием фирм капиталистических и развивающихся стран. Однако для данного этапа совместного предпринимательства в Советском Союзе были характерны два следующих момента. Во-первых, все СП _
2 Бублик В.А. СП в России: Организационно-правовые аспекты: Метод. пособие. М., 1993. С 24.
создавались не на территории страны, как предписывалось в вышеназванном постановлении, а исключительно за рубежом. Во-вторых, ограничивалась предметная сфера организации СП: они действовали только в торговле и рыболовстве.
Современный этап начался в 1987 г.
Ветераны совместного предпринимательства утверждают, что появление СП в СССР стало результатом оговорки генерального секретаря М.С. Горбачева. Еще в первой половине 1986 года в одном из своих интервью на Западе Горбачев сказал о готовности Союза развивать совместное предпринимательство.
Это сенсационное заявление Горбачева было зафиксировано и подхвачено иностранными средствами массовой информации. В Министерство внешней торговли вызвали всех, кто имел хоть какие-то кооперационные соглашения с иностранными компаниями. Им объяснили, что такое совместные предприятия и предложили что-либо придумать. Отдельно проводились собеседования на ту же тему с иностранными партнерами советских организаций и учреждений. Государственный аппарат тоже не бездействовал, и 13 января 1987 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР и постановление Совмина "О совместном предпринимательстве и совместных хозяйственных объединениях". Этот документ предполагал широкие льготы по налогообложению и таможенным сборам для СП, что немало поспособствовало совместному предпринимательству по обе стороны государственной границы СССР.
С точки зрения привлечения иностранных инвестиций в страну решение Президиума Верховного Совета и Совмина было очень сильным.
Первое СП было зарегистрировано в июле 1987 года , оно было прибалтийским и занималось картонной упаковкой.
Средний цикл согласования учредительных и иных документов СП в первые годы их существования составлял 9-10 месяцев. Требовались визы Минфина, Госкомтруда, Госплана, КГБ. Причем соискатель разрешения внутри каждого ведомства должен был пройти еще множество "подынстанций". В Госплане, например, требовали согласования в четырех разных отделах. Но известен случай, когда СП было создано и зарегистрировано за один день. Раджив Ганди приезжал с официальным визитом в Москву, и к его приезду решено было сделать сюрприз - советско-индийское СП. Так на Красной Пресне появился ресторан "Дели", который жив и до сих пор.
''23 февраля 1988 года собрались генеральные директора 23 СП, всех, которые были
к тому времени зарегистрированы в СССР. Они образовали совет директоров СП, который потом преобразовался в Ассоциацию совместных предприятий и международных объединений.''1 Некоторые госпредприятия специально учреждали при себе СП, чтобы
пользоваться облегченным режимом оформления виз. Все это по большей части шло на пользу.
В октябре 1990г. Президент СССР издал Указ " Об иностранных инвестициях в СССР", а в декабре того же года Верховный Совет СССР принял "Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР", которые послужили правовой базой для принятия законов об иностранных инвестициях в целом ряде союзных республик, в том числе закона " Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г., являющегося в настоящее время одним из главных документов в этой области.
Сегодня СП как юридическая форма предприятия не существует. Большинство СП перерегистрировались в акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.
1 Бергер М. Первые СП, или происхождение иностранного капитала. //Известия. - 1995. - 18 апреля - с.14.
СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ИЛИ КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ С ДОЛЕВЫМ УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Анализ мирового опыта показывает, что учреждение на территории принимающего государства (страны-реципиента) коммерческих организаций с участием инвестиций, происходящих из зарубежных государств (стран-доноров или инвесторов), является наиболее распространенной и эффективной формой современной практики международного инвестиционного сотрудничества.
Создание фирм с участием иностранного и местного капиталов (в нашем понимании - совместных предприятий, СП) обычно используется для реализации консолидированными усилиями проектов, которые не под силу национальным компаниям.
"Понятие "совместное предприятие" (англ.- joint venture) в законодательстве и хозяйственной практике зарубежных стран наполняется различным содержанием. В современной международной практике экономического сотрудничества и в деловых кругах совместным предприятием называют почти все формы международного экономического сотрудничества, фактически отождествляя инвестиционную и внешнеэкономическую деятельность. "1
Создание коммерческих организаций совместного ведения осуществляется путем: совместного учреждения местной и иностранной фирмами нового предприятия, приобретения иностранной фирмой пая (доли) в предприятии местной компании, покупки местной фирмой пая в предприятии, полностью принадлежащем иностранному субъекту.
"Закон об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г., имея в виду хозяйствующих субъектов, в создании которых принимают участие иностранные инвесторы, употреблял в качестве синонимов два термина - "предприятие с долевым участием иностранных инвестиций" и "совместное предприятие". Специалисты считают, что ''правильнее было бы ограничиться только первым, поскольку второй не указывает на иностранное происхождение инвестиций, на базе которых учреждено предприятие, а говорит лишь о том, что в качестве учредителей предприятия выступают несколько (более одного) лиц, не делая при этом акцента на иностранном происхождении одного или нескольких соучредителей''.1
1. А. Горбунов Совместный бизнес: схемы и методы делового партнерства. //Консультант директора. -1996 № 6. с.30.
Введение в действие новейшего Гражданского кодекса Российской Федерации, по мнению В.А. Бублика, автора книг "Гражданско-правовое регулирование импорта производственного капитала" и "СП в России: организационно-правовые аспекты", потребовало пересмотра терминологической базы, содержащейся в законодательстве об иностранных инвестициях.
Действовавший до принятия нового ГК РФ закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" распространял понятие предприятия на коммерческие организации всех организационно-правовых форм. Предприятием тогда именовались хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, индивидуальные частные предприятия, государственные и муниципальные производственно-коммерческие структуры. Однако в связи с отменой этого закона и введении в действие Части первой ГК РФ, термином "предприятие" стали обозначать не любые хозяйствующие субъекты, а только те коммерческие организации, в основе которых лежит государственная и муниципальная собственность (унитарные предприятия). ''По этому в специальном законодательстве об иностранных инвестициях следует говорить не о предприятиях с долевым участием иностранных инвестиций или совместных предприятиях, а о коммерческих организациях с долевым участием иностранных инвестиций."2
'' Коммерческая организация с долевым участием иностранных инвестиций - это объединение инвестиций в форме юридического лица, принадлежащих двум и более лицам (физическим или юридическим), одно из которых является иностранным, а также иностранному государству или какой-либо международной организации, произведенное на территории принимающего государства (страны-реципиента) для осуществления коммерческой (предпринимательской) деятельности.''3
Определяющим фактором здесь служит наличие в числе собственников предприятия хотя бы одного иностранного инвестора, поэтому предприятием с долевым участием иностранных инвестиций признается учрежденная на территории России в соответствии с национальным законодательством коммерческая организация, имеющая не менее двух учредителей, хотя бы один из которых является иностранным либо приравненным к иностранному инвестору. Коммерческие организации, учрежденные за рубежом с _
1 Бублик В.А. Гражданско-правовое регулирование импорта производственного капитала. Екатеринбург, 1996. С. 48.
2 Там же.
3 Подольская И.А. Организационные документы совместного предприятия //Управление персоналом. - 1996. - №9 - с.56.
участием российского капитала, именуются не совместными, а зарубежными предприятиями. Коммерческие организации с долевым участием иностранного капитала - российские юридические лица.
"Государственный суверенитет позволяет каждому государству самостоятельно устанавливать юридический режим иностранных инвестиций на своей территории, поэтому важнейшей особенностью, определяющей правовой режим СП, следует признать приоритет национального законодательства перед законодательством государств, подданными которых являются иностранные учредители СП. Поэтому СП пользуются национальным правовым режимом Российской Федерации несмотря на то, что инвестиционные правоотношения, в качестве которых следует рассматривать коммерческую организацию с долевым участием иностранных инвестиций, осложнены присутствием иностранного элемента. Изъятия из национального режима осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации могут быть установлены только федеральным законодательством.''1


_
1. Басс Л.А. Поощрение иностранных инвестиций и политика протекционизма в России.// Внешняя торговля. -1999 №6. с.12.
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Сведения об организационно-правовой форме любой коммерческой организации - важнейшая часть ее учредительных документов, без которой невозможна государственная регистрация хозяйствующего субъекта и оформление его как юридического лица. Примером того, как та или иная организационно-правовая форма экономического субъекта учитывается в законодательстве, может служить постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1355, согласно которому организационно-правовая форма коммерческой организации является критерием повышенных требований и контроля со стороны государства к ее носителю. В соответствии с п. 3 постановления экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества открытого типа, подлежат ежегодной аудиторской проверке.
Думается, ''под организационно-правовой формой коммерческой организации как экономического субъекта следует понимать комплекс экономических, юридических и организационных феноменов: установленную в гражданском законодательстве Российской Федерации и отражаемую в учредительных документах коммерческой организации совокупность признаков статуса учредителей коммерческой организации и правового режима имущества, на базе которого осуществляется уставная деятельность юридического лица, а также порядок управления его деятельностью учредителями''.1
До принятия Закона об иностранных инвестициях большинство советских СП образовалось в форме близкой, либо эквивалентной, современной организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью.
В настоящее время перечень организационно-правовых форм, в которых могут учреждаться коммерческие организации с долевым участием иностранных инвестиций, а также содержание и требования, предъявляемые в той или иной организационно-правовой форме, устанавливаются гражданским законодательством Российской федерации. Согласно новейшему ГК, коммерческие организации (в том числе с долевым участием иностранных инвестиций) могут создаваться как хозяйственные товарищества (полные товарищества или товарищества на вере), либо как хозяйственные общества (акционерные _
1 Андрианова Ю.В. СП как форма привлечения иностранных инвестиций: Автореферат. дис. к.э.н. Гос. Акад. Управления. М., 1999. С.14.
общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью), либо как производственные кооперативы. Именно этим перечнем, а не тем, который содержится в Законе об иностранных инвестициях и ориентирован на ныне отмененное законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности, должны руководствоваться учредители коммерческих организаций с участием иностранных инвестиций, решая вопрос об организационно-правовой форме создаваемого ими юридического лица.
Таким образом, действуя в соответствии с новейшим гражданским законодательством (ст.66 ГК РФ), учредители СП могут создавать их в одной из следующих форм:
-если принято решение учредить СП как хозяйственное товарищество, то это может быть либо полное товарищество, либо товарищество на вере (коммандитное товарищество);
-если СП учреждается как хозяйственное общество, то это может быть акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или общество с дополнительной ответственностью;
-если принято решение об использовании кооперативной формы СП, тогда оно должно учреждаться как производственный кооператив.
Следует подчеркнуть, что перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, содержащийся в ГК РФ является исчерпывающим.
Теоретически возможно учреждение СП в любой из перечисленных организационно-правовых форм, однако в реальной хозяйственной практике не все они используются бизнесменами с одинаковой степенью интенсивности.
Совместным предприятием в форме полного товарищества в соответствии с п.1 ст. 69 ГК РФ признается хозяйственное товарищество, участники которого (полные товарищи), в том числе иностранный инвестор, согласно заключенному между ними договору занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом.
СП, учрежденное как полное товарищество, не имеет устава, а все вопросы его деятельности решаются учредителями в рамках соответствующего договора (ст. 70 ГК РФ). На практике данная организационно-правовая форма применяется для СП, создаваемых на относительно короткий срок, для решения локальной производственной проблемы, например, промышленного освоения отдельного перспективного с точки зрения получения прибыли изобретения.
  1   2   3




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Правовое регулирование деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации iconПравовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации и за рубежом Правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации и за рубежом
«туристских норм» в смежных с законодательством о туристской деятельности отраслях законодательства; развитием регионального правотворчества...
Правовое регулирование деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации iconДокументи
1. /Нормативы для 1 курса Правовое регулирование туристской деятельности/ГОСТ Р 50764-2009.doc
Правовое регулирование деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет права Программа дисциплины «Правовое регулирование рынка ценных бумаг»
«Правовое регулирование рынка ценных бумаг» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста (гражданско-правовая...
Правовое регулирование деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации iconПрограмма дисциплины: «Правовое регулирование публичной службы» для специальности 030900. 62 Юриспруденция подготовки бакалавра
Российской Федерации, конституционного права зарубежных стран, административного права о системе государственных органов в Российской...
Правовое регулирование деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации iconПрограмма дисциплины: «Правовое регулирование государственной и муниципальной службы» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста
Российской Федерации, конституционного права зарубежных стран, административного права о системе государственных органов в Российской...
Правовое регулирование деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет права Программа дисциплины
Гринев В. П. Правовое регулирование градостроительной деятельности – – М.: ГроссМедиа, 2006 – 448с
Правовое регулирование деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет права Программа дисциплины
Гринев В. П. Правовое регулирование градостроительной деятельности – – М.: ГроссМедиа, 2006 – 448с
Правовое регулирование деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет права Программа дисциплины
Гринев В. П. Правовое регулирование градостроительной деятельности – – М.: ГроссМедиа, 2006 – 448с
Правовое регулирование деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации icon5 курс Правовое регулирование банкротства предприятий

Правовое регулирование деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации iconЗакон от 25 июля 2002 г. N 115-фз "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы