Академик Н. И. Вавилов Ученицы 11б класса 411 школы Досаевой Екатерины Болонкина Е. В. Петродворец 1999 год. Содержание: Введение Глава I: Становление Глава II: Лысенковщина Глава III: Арест Глава IV: Путешествия Заключение Список литературы Ссылки Приложение Введение: Очень трудно определить границ icon

Академик Н. И. Вавилов Ученицы 11б класса 411 школы Досаевой Екатерины Болонкина Е. В. Петродворец 1999 год. Содержание: Введение Глава I: Становление Глава II: Лысенковщина Глава III: Арест Глава IV: Путешествия Заключение Список литературы Ссылки Приложение Введение: Очень трудно определить границ



НазваниеАкадемик Н. И. Вавилов Ученицы 11б класса 411 школы Досаевой Екатерины Болонкина Е. В. Петродворец 1999 год. Содержание: Введение Глава I: Становление Глава II: Лысенковщина Глава III: Арест Глава IV: Путешествия Заключение Список литературы Ссылки Приложение Введение: Очень трудно определить границ
Дата конвертации06.07.2012
Размер216.24 Kb.
ТипРеферат
Академик Н.И. Вавилов


ОЛИМПИАДНАЯ РАБОТА по истории Отечества Направление: Страницы русской истории (люди, события, факты) Тема: Академик Н. И. Вавилов Ученицы 11б класса 411 школы Досаевой Екатерины Руководитель: Болонкина Е. В. Петродворец 1999 год. СОДЕРЖАНИЕ: . Введение…………………………………………………………….3 . Глава I: Становление…………………………………………….....5 . Глава II: Лысенковщина………………………………………….13 . Глава III: Арест……………………………………………………16 . Глава IV: Путешествия……………………………………………21 . Заключение………………………………………………………...26 . Список литературы………………………………………………..28 . Ссылки……………………………………………………………..29 . Приложение………………………………………………………..30 Введение: Очень трудно определить границы широчайшего круга интересов, забот итворческой деятельности Николая Ивановича Вавилова. Пожалуй, наиболее точноэти границы задавались основной целью - работой Вавилова - переустройствоземледелия страны на современной научной основе. Чтобы решать эту задачупосле победы Великого Октября, в условиях ломки старых укладов ипреодоление разрухи, Вавилову пришлось быть одновременно ученым-агрономом иорганизатором сельскохозяйственной науки, генетиком и селекционером,ботаником и географом, путешественником и представителем Страны Советов поимпорту семян, машин, оборудования, директором основных научных центовгенетики и прикладной ботаники, организатором и первым президентом ВАСХНИЛ,членом ВЦИК, руководителем сети опытных станций и опорных пунктов. К томуже это лишь беглое перечисление только основных направлений еготитанического труда. При всей разноплановости его деятельности она на редкость цельная:всю свою жизнь в науке, начиная со студенческой скамьи, Н. И. Вавиловпосвятил изучению культурных растений, преследуя благородную цель -повысить их урожайность, устранить тем самым угрозу нехватки продуктовпитания для жителей нашей страны и всего человечества. Стремясь к этой цели, Н. И. Вавилов решал две взаимосвязанные задачи,которые в то далекое время были еще не поняты большинством ученых и темболее широкой общественностью. Первое: мобилизация для нужд селекциигенетических ресурсов всех культурных растений и их диких сородичей, т. е.их выявления, изучение и сбор в местах естественного произрастания. Второе:сохранение на полях и в хранилищах семян всего разнообразия форм культурныхи родственных им диких растений, разнообразия, которое теперь быстроутрачивается по мере ликвидации природных ландшафтов и примитивных системземледелия, но привлечение которого в селекцию необходимо для постоянногоповышения урожайности сельскохозяйственных культур. Ученые всего мира отдают дань уважения проделанной работе академикуН. И. Вавилову. В нашей стране на протяжении многих лет его труды былизабыты. Может в этом кроется секрет отставания современного отечественногосельского хозяйства от мирового? Этот вопрос я задавала себе на протяжениивсей работы над рефератом.
Почему в годы коллективизации и судорожныхпопыток власти преодолеть ущерб, нанесенный сельскохозяйственномупроизводству уничтожением крепких крестьянских хозяйств, был востребованнародный академик Трофим Лысенко, а не академический ученый Н. И. Вавилов. СТАНОВЛЕНИЕ: Н. И. Вавилов родился в Москве 26-го ноября 1887года. Отец его былспособным коммерческим деятелем, прошедшим через трудное детство. Онискренне любил своих сыновей, Николая и Сергея (впоследствии ставшихгениальными русскими учеными), дочь Лидию - микробиолога, скончавшуюся вгоды своей молодости, и Александру, ставшую позже врачом. Николай былпомещен отцом в Московское коммерческое училище. Его же влекло к себеестествознание 1. Как многие выдающиеся ученые Н. И. Вавилов рано стал заниматьсясамостоятельной работой. По окончании училища Вавилов поступил вМосковский Сельскохозяйственный Институт, где и началась его активнаянаучная деятельность (ныне Сельскохозяйственная Академия имени К. А.Тимирязева), который он окончил в 1911 году. Его дипломная работа “Голыеслизни (улитки), повреждающие поля и огороды в Московской губернии”,опубликованная в 1910 году, сразу же была оценена по достоинству и дажеудостоена премии Московского политехнического музея. В 1909 году, будучиеще студентом 2-го курса, он выступает на торжественном заседаниистуденческого кружка - кружка любителей естествознания, - посвященном 100-летию со дня рождения Дарвина, с докладом “Дарвинизм и экспериментальнаяморфология”. Таким образом, еще на студенческой скамье определился кругнаучных интересов Вавилова - от прикладных вопросов сельского хозяйства досамых широких теоретических вопросов эволюционной биологии. Уже тогдамногим из его окружения было ясно, что его как ученого ждет большоебудущее. Позднее, один из его учителей, выдающийся агрохимик Д. Н. Прянишников скажет о Вавилове: “Мы не говорим, что он гений толькопотому, что он наш современник”.2 Работая у Д. Н. Прянишникова, по окончанию института, Вавиловодновременно стал учеником и сотрудником основоположника отечественнойселекции сельскохозяйственных растений профессора Д. Л. Рудзинского,основавшего Селекционную станцию при Московском сельскохозяйственноминституте. Николаю Ивановичу везло на корифеев! Это всегда было проявлениевзаимного тяготения. Помимо Д. Н. Прянишникова и Д. Л. Рудзинского,Николай Иванович в первые годы своего научного развития сблизился с такимивысокоталантливыми деятелями селекции и микологии, как С. И. Жегалов и А. А. Ячевский. Николай Иванович попал в плеяду крупнейшихисследователей начала века.3 Уже с 1911 года Вавилов стремится в Бюро по прикладной ботанике вПетербурге, которое в то время возглавлял Р. Э. Регель. Здесь он начал сизучения пшеницы, а затем ячменя и других культур. Его уже начинаютинтересовать более широкие вопросы происхождения культурных растений. Болеетого, в 1911 и в 1912 годах он, вероятно, под впечатлением работ И. И.Мечникова начинает свои исследования по иммунитету растений и грибковыхзаболеваний, которые он проводит в сверхурочное время, в руководимойпрофессором А. А. Ячевским лаборатории в бюро микологии и фитопатологии.Поражала работоспособность Вавилова. По свидетельству очевидцев, он могработать по 18 часов в сутки. Он обладал удивительным умениемконцентрировать волю и энергию, работать с азартной неистовостью. Егобешеный ритм невольно увлекал всех, кто с ним работать. “Жизнь коротка -надо спешить”, - говорил он, словно предчувствую, что судьба отпустила емуне много времени. Уже в том же 1911 году Вавилову поручают вести занятия со студентамиВысших Голицинских сельскохозяйственных курсов. Он впервые вводит элементы генетики и делает занятия стольинтересными, что увлекает за собой молодежь, будит в ней любознательностьи подлинный интерес к науке. В 1912 году директор Голицинских курсов, Д. Н.Прянишников, предлагает Вавилову выступить с актовой речью. Не без волненияВавилов произносит речь под названием “Генетика и ее отношение кагрохимии”, которая была издана отдельной брошюрой. В этой речи онубедительно показывает практическое значение генетики. Без генетикиселекция была еще несовершенна, гибридизация и искусственный отбор ещеприменялись в значительной степени в слепую, без обоснования законаминаследственности и изменчивости. Но он говорит не только о селекции. Егоинтересуют вопросы происхождения и эволюции культурных растений - тема,которая станет одной из главных в его дальнейших исследованиях.4 Большое значение для научной биографии Вавилова имела командировка“для завершения образования” в Англию в 1913 году, к самому Уильяму Бэтсону- одному из создателей генетики. “Основные камни огромного значения,размеры которого мы еще не в состоянии охватить, заложены Бэтсоном”, -напишет Вавилов в 1926 году. Вавилов считает Бэтсона крупнейшим биологом,личность которого “поражала своей универсальностью, энциклопедичностью”. Но таков был и сам Вавилов, ученый - энциклопедист, одинаковоинтересовавшийся как сугубо прикладными вопросами сельскохозяйственнойнауки, так и величайшими проблемами эволюционной биологии. Это были вомногом родственные души. Их объединяла универсальная широта интересов, какв науке, так и искусстве, умение сочетать науку с жизнью, терпимость вкритике. Оба они были апостолами свободы науки и верили в то, что онаделает мир лучше.5 В 1914 году Вавилов переезжает из Англии во Францию, где егозаинтересовала крупнейшая семеноводческая фирма Вильморенов. Будучи скореекоммерческим предприятием, она также вела большую селекционную исеменоводческую работу и, в частности, исследовала хлебопекарные качествапшеницы. Из Франции Вавилов отправляется в Германию, работать у знаменитогобиолога - эволюциониста Эрнста Геккеля. Здесь его застает начавшаясямировая война, и он не без труда добирается до России, лишившись частибагажа с ценными книгами.6 По возвращении из заграничной командировки, Вавилов в 1914 году былизбран преподавателем Голицинских курсов и одновременно вел летние курсы почастному земледелию в Петроградской сельскохозяйственной академии. Нопреподавательская деятельность в Москве не дает ему полного удовлетворенияи почти не оставляет времени для научной работы. Поэтому в1917 году Вавиловрешает переехать в Саратов - центр изучения сельского хозяйства юго-востокаРоссии, где работает на Высших сельскохозяйственных курсах Саратовскогообщества сельского хозяйства. Здесь он читает курс частного земледелия иселекции. В июле 1918 года Вавилов назначается на должность профессора,заведующего кафедрой частного земледелия, вновь организованногоСаратовского сельскохозяйственного института.7 В саратовский период, хотя он и был коротким, взошла звезда Н. И.Вавилова - ученого. Там он отобрал коллектив молодых последователей егоидей, студентов университета, и вместе с ними произвел экспедиционноеобследование полевых культур Юго - Востока европейской части России.Результатом экспедиции явилось опубликование первой советской региональноймонографии по видовому и сортовому составу полевых возделываемых растений.Книга называлась “Полевые культуры Юго - Востока”. Издать ее удалось лишь в1922 году. В 1918 году Вавилов наступает с инициативой организации в Саратовефилиала отдела прикладной ботаники. Несмотря на понятные для тех летисключительные трудности, Вавилов не только продолжает начатыеисследования, но и непрерывно расширяет масштабы работ по прикладнойботанике. Прежде всего, он продолжает опыты, начатые в Петровскойсельскохозяйственной академии. Это, по его собственным словам, “иммунитет,гибриды и некоторые ботанико-географические работы”. Вавилова, конечно же,особенно интересует проблемы иммунитета, особенно иммунитета пшеницы. Втечение многих веков болезни пшеницы были одной из самых важных помеххорошего урожая.8 Осенью 1918 года Вавилов закончил свою работу по иммунитету растений кинфекционным заболеваниям, и в начале 1919 года по инициативе Д. Н.Прянишникова она публикуется в “Известиях Петровской сельскохозяйственнойакадемии”. Статья выходит с надписью: “посвящаю памяти великогоисследователя иммунитета И. И. Мечникова”. Проблема иммунитета волнуетВавилова в течение всей жизни. Крупным событием в жизни Н. И. Вавилова и историческим событием внауке был III Всероссийский селекционный съезд в Саратове. Здесь 4-го июля1920 года Вавилов выступил с докладом “Закон гомологических рядов внаследственной изменчивости”. Это был один из звездных часов ученого. В марте 1921 года Вавилов вместе с группой сотрудников переезжает вПетроград. Начинается новый этап в научной, организационной и общественнойдеятельности Вавилова. Вскоре из США приходит письмо с приглашением двухсоветских ученых на международный съезд по болезням хлебных злаков. Былоясно, что должны ехать Н. И. Вавилов и А. А. Ячевский. Но вопрос о поездкерешался не учеными, Вавилову пришлось ехать в Москву, где он обходит разныеучреждения, пишет письма, уговаривает и доказывает бюрократам истолоначальникам необходимость этой поездки. Но благодаря энергии инастойчивости Вавилова, ему удается «пробить» эту столь нужную для страныпоездку. В США Вавилова интересуют исследования культурных растений и успехи вобласти селекции. Его, прежде всего, интересуют работы Бюро растениеводствав Вашингтоне. Не меньший интерес вызывали и успехи американских генетиков,особенно знаменитого Т. Г. Моргана и его сотрудников, генетическиеисследования которых привлекали внимание всего мира. По возвращении, Вавилов снова с головой окунается в научную иорганизационную работу. Постепенно он собирает вокруг себя группу способныхи талантливых ученых. В 1922 году произошло важное событие. Отделы бывшегоСельскохозяйственного ученого комитета были объединены в Государственныйинститут опытной агрономии, директором которого согласился стать Вавилов. 1-го декабря 1923 года Вавилов избирается членом – корреспондентом Академиинаук СССР. А в 1924 году Отдел прикладной ботаники и селекции превращаетсяво Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур. И передВавиловым открываются новые более широкие возможности. Теперь он можетначать организацию экспедиций в очаги происхождения культурных растений.9 В 1924 году ему, наконец, удается поехать в Афганистан – он былвключен в качестве курьера в советскую дипломатическую группу. Поездка даетбогатейший материал для развития вавиловской теории географических центровпроисхождения культурных растений. За эти исследования Вавиловуприсуждается золотая медаль имени Н. М. Пржевальского. Но еще до афганскойпоездки, Вавилов побывал в Иране, Канаде, США и Западной Европе, не говоряо поездках по Советскому Союзу. Эти поездки плюс феноменальное знаниемировой литературы дают Вавилову достаточно материала для написаниязнаменитой монографии «Центры происхождения культурных растений»,опубликованной в 1926 году и удостоенной в том же году премии имени В. И.Ленина. В 1924 году он назначается директором, созданного им Всесоюзногоинститута прикладной ботаники и новых культур, а с 1926 по 1935 онизбирается членом ЦИК СССР. В 1929 году Вавилов избран академиком Академиинаук СССР и УССР и с 1929 по 1935 год – президентом ВАСХНИЛ. В 1930 годуВавилов избирается директором лаборатории генетики Академии наук СССР, а в1931 году - президентом Всесоюзного географического общества. По инициативеВавилова организуется ряд новых научно-исследовательских учреждений.Вавилов был талантливым организатором науки.10 ЛЫСЕНКОВЩИНА: На творческом пути Вавилова возникает все больше помех, а затем иоткрытой вражды, которая скоро переходит в организованную травлю. Нотрагедия Вавилова не была только личной, она была частью трагедии эпохи.Уже во второй половине 20-х годов начинается полное подавление гласности ипереход к командно-административным методам управления. Начинаютсярепрессии, например по вымышленному делу, так называемой «трудовойкрестьянской партии». В 1929 году подвергается гонениям и аресту создательэволюционной генетики, один из выдающихся биологов мира С. С. Четвериков.Начинаются нападки и на других биологов, в том числе на Н. К. Кольцова.Тучи начинают сгущаться и над Вавиловым. Но, вероятно, судьба Вавилова небыла бы столь трагической, если бы не появление зловещей фигуры ТрофимаЛысенко. Лысенковщина – явление социальное, одно из порождений сталинщины. Нокак это ни парадоксально, возвышению этого лжеученого и авантюриста внекоторой степени способствовал сам Вавилов. Травля Вавилова началась уже внутри Всесоюзного институтарастениеводства. В 1930 году при ВАСХНИЛ создается институт аспирантуры,который вскоре передается ВИРу. Однако аспирантура пополняется людьми сочень слабой подготовкой. Это группа аспирантов, а вместе с нимималоподготовленные и морально малоустойчивые молодые сотрудники, образовалив институте малую колонну лысенковцев. Они обвиняли Вавилова в отрыве отпрактики, в антидарвинизме и даже в реакционности. Когда Вавилов вернулсяиз экспедиции в США, Мексику и Центральную Америку, он застал в институтетакой разгул клеветнических выступлений, что был вынужден обратиться впрезидиум ВАСХНИЛ и к народному комиссару земледелия Я. А.Яковлеву.11 Но клеветники были не только в институте. Вавилову навязывают такназываемые «дискуссии», на которых лысенковцы и «философы», задают емупровокационные вопросы и обвиняют его в реакционности. Пишутсяклеветнические статьи и даже брошюры. Более того, начинаются прямыеполитические доносы. В результате всего этого уже в 1931 году на Вавиловабыло заведено агентурное дело. Число доносов особенно возросло к концу 30-хгодов. Такие, как Е. К. Эмме, писали доносы со страха или по принуждению,но другие, а их большинство, писали по соображениям карьеры или просто изагрессивной зависти. Один из наиболее гнусных доносов, датировался мартом1939 года, принадлежал старшему научному сотруднику ВИРа Г. Н. Шлыкову.«Просто трудно представить, чтобы реставраторы капитализма пошли мимо такойфигуры, как Вавилов, авторитетный в широких кругах агрономии, особеннойстарой», – пишет он. Но самой страшной и, вероятно, решающей судьбеВавилова была жалоба Лысенко на него во время одного из приемов в Кремле.По некоторым данным, это было в марте 1939 года. На этом приеме Лысенко далясно понять, что Вавилов является помехой в его деятельности на пользусоциалистическому хозяйству. Ему удалось вызвать недовольство Сталина, априсутствовавший при этом Берия сделал соответствующие «оргвыводы». СудьбаВавилова была решена. Почему же его не арестовали тогда же? Есть всеоснования полагать, что арест затянулся из-за предстоящего Международногогенетического конгресса.12 АРЕСТ: Летом 1939 года в Эдинбурге должен был состояться VII Международныйгенетический конгресс, президентом которого еще 1938 году был избранВавилов. Но Вавилову, несмотря на его обращение в Академию наук и вправительство, было отказано в поездке. Президентом конгресса пришлосьизбрать другого ученого – английского генетика, профессора Ф. Крю. Наоткрытие конгресса, обращаясь к его участникам, он сказал: «Вы пригласилименя играть роль, которую так украсил бы Вавилов. Вы надеваете его мантиюна мои, не желающие этого плечи. И если я буду выглядеть неуклюже, то вы недолжны забывать: эта мантия сшита для более крупного человека». Что моглобыть большим свидетельством международного авторитета Вавилова, чем этислова? Неудивительно, что даже такой человек, как Берия, не решилсяарестовать его в год проведения конгресса. Вавилов уже чувствовал надвигающийся арест. Но человек он былмужественный, держался бодро, говорил горячо о науке. И вот 6-го августа 1940 года, во время экспедиции в Западную Украину,Вавилова арестовали. Во время этой поездки, которую он совершал вместе сосвоим учеником Ф. Х. Бахтеевым, Вавилов получил интересные результаты, носвои новые находки ему уже не удалось опубликовать. История гибели Вавилова– одна из самых трагических историй нашего века.13 Допрос Вавилова начался утром 12 августа 1940 года в Москве вовнутренней тюрьме НКВД. В первые дни допроса Вавилов держался очень твердо и решительноотрицал, выдвинутые против него абсурдные обвинения. Но следователь –инквизитор бериевской выучки – умел «раскалывать» и таких мужественных,твердых и волевых людей как Вавилов, и 24-го августа добивается«признания». Более того, старшему лейтенанту А. Г. Хвату удается заставитьВавилова написать на двенадцати страницах совершенно фантастическоезаявление, озаглавленное «вредительство в системе растениеводства, мноюруководимого с 1920 года до ареста (6.VIII. 1940 года)». Написать такоеВавилова заставили, конечно же, пытки, унижения и бессонные ночи. Былоясно, что упорствовать и опровергать клевету совершенно бесполезно,сопротивляться бессмысленно. Полностью опровергал Вавилов только обвинениев шпионаже. Но шпионаж, как, впрочем, и во многое другое не верили егопалачи.14 После того как Вавилов «признал» себя «вредителем и врагом народа», домарта 1941 года его больше не вызывают на допросы, и, сидя в одиночнойкамере он мог отдаться своим мыслям. Но Вавилов все еще оставалсяВавиловым. Он не мог бездействовать: пишет давно задуманную книгу обистории мирового земледелия. Под рукой он не имел ничего, кроме карандаша ибумаги, но зато обладал поистине безграничными знаниями. Это был последнийподвиг великого ученого. В марте 1941 года снова начинаются допросы. К этому времени он былпереведен в 27-ю камеру Бутырской тюрьмы, в которой уже сидели около 200человек. Каждую ночь Вавилова уводили на допрос, а на рассвете,обессиленного, волокли назад и бросали прямо у порога камеры. После этихновых допросов, во время которых А. Г. Хват всячески унижал и оскорблялВавилова, он сильно изменился, почти не разговаривал, замкнулся в себе.Вскоре Вавилова перевели во внутреннюю тюрьму НКВД, а 9-го июля 1941 годасостоялась комедия суда над «троцкистом и монархистом».15 Перед судом следователь организовал экспертизу научной деятельностиВавилова. Организованная Хватом «экспертная комиссия» состояла из явныхпротивников и личных врагов Вавилова. Хват умело подобрал экспертов, икогда он послал список президенту ВАСХНИЛ, чтобы тот мог «познакомиться сосписком комиссии и высказаться по его составу», то президент написал наполях: «Согласен, Лысенко». Состав экспертной комиссии его вполнеустраивал. На закрытом заседании военной коллегии Верховного суда СССР,которое происходило 9-го июля 1941 года и продолжалось лишь несколькоминут, Вавилову выносят приговор – высшая мера наказания, расстрел. Впомиловании Вавилову было отказано, и он был переведен в бутырскую тюрьмудля приведения приговора в исполнение.16 Но Вавилова не расстреляли в Бутырской тюрьме. Расстрел был отсроченна полтора года. Фактически мгновенная смерть была заменена медленноймучительной смертью. 2-го октября 1941 года Вавилов был переведен из Бутырской тюрьмы вовнутреннюю тюрьму НКВД, а 15-го октября ему было заявлено, что он получитполную возможность научной работы как академик и что это будет выясненоокончательно в течение двух-трех дней. Очевидно, речь шла о его работе водном из тюремных институтов. 8-го августа 1941 года Вавилов обращается кБерии с просьбой дать ему возможность закончить в течение полугодасоставление «Практического руководства для выведения сортов культурныхрастений, устойчивых к главнейшим заболеваниям», а в течение 6 – 8 месяцевзакончить при напряженной работе составление «Практического руководства поселекции хлебных злаков» применительно к различным условиям СССР. Но он таки не получает ответа из НКВД. 29-го октября 1941 года Вавилова на поездепривозят в Саратов. Вавилов попадает в корпус, где содержали наиболеекрупных общественных и политических деятелей. Здесь с ним вместе оказалисьредактор «Известий» Ю. М. Стеклов, философ, историк илитературовед, директор Института мировой литературы Академии наук СССРакадемик И. К. Луппол и другие крупные деятели. Сначала Вавилов сиделв одиночке, а затем он попал в камеру, где его соседями оказались И. К.Луппол и инженер И. Ф. Филатов. Несмотря на ухудшающееся здоровье, Вавиловне падает духом и ободряет товарищей. Вавилов держался очень стойко, былбодр и прочитал в камере 101 час лекций по биологии, генетике,растениеводству. Он был настроен оптимистически, много рассказывал опутешествиях. Виновником своего ареста он называл Лысенко.17 В камере смертников Вавилов пробыл в общей сложности около года. Заэто время арестантов ни разу не вывели на прогулку. Им было запрещенопереписываться с родными, получать передачи. Их не выпускали в баню и дажене давали мыло для умывания в камере. К весне 1942 года состояние Вавиловаухудшилось, и он тяжело заболел цингой. 25-го апреля 1942 года Вавиловпишет душераздирающее письмо Берии, в котором мольба о возвращении к труду. «Прошу и умоляю Вас о смягчении моей участи, о выяснении моей дальнейшейсудьбы, о предоставлении работы по моей специальности, хотя бы вскромнейшем виде…». Вавилов просит также разрешения повидаться с семьей илихотя бы что-нибудь узнать о ней. Но весной 1942 года в тюрьме разыграласьэпидемия дизентерии. Заболел и Вавилов. Но и это испытание не было для негопоследним. К двум академикам Вавилову и Лупполу, посадили какого-тоумалишенного, который, пуская в ход кулаки и зубы, отнимал у них утреннююпайку хлеба. В это время в Саратове жила, поселившаяся у своей сестры –учительницы, жена Вавилова, доктор биологических наук Е. И. Барулина. Но отом, что муж ее в Саратове, она не знала. Вавилов тоже ничего не знал ожене. Как не знал и о том, что в мае 1942 года, был избран членомЛондонского королевского общества.18 Между тем 13-го июня 1942 года заместитель народного комиссаравнутренних дел В. Н. Меркулов пишет председателю военной коллегииВерховного суда СССР Ульриху о Вавилове и Лупполе: «Ввиду того, чтоуказанные осужденные могут быть использованы на работах, имеющих оборонноезначение, НКВД СССР ходатайствует о замене им высшей меры наказаниязаключением в исправительно-трудовом лагере НКВД сроком на 20 лет каждому».Президиум Верховного Совета СССР быстро принял постановление. Легко себепредставить, с какой радостью Вавилов писал: «Настоящее постановление мнеобъявлено 4-го июля 1942 года». Казалось, все будет хорошо. Вавилова иЛуппола из подвала перевели в общую камеру на 1-ом этаже. Вскоре отправилив лагерь Луппола. Но Вавилов так и не дождался этого желанного для неготеперь лагеря. Он заболел дизентерией и 24-го января 1943 года попадает втюремную больницу, а через 2 дня его не стало. Перестало биться сердцеодного из величайших ученых мира.19 ПУТЕШЕСТВИЯ: В свое первое путешествие, на Кавказ, Н. И. Вавилов отправился летом1908 года, еще будучи студентом «Петровки». Вместе с группой товарищей –членов кружка любителей естествознания прошел караванным путем по СеверномуКавказу и Закавказью. Из этой экспедиции он привез свои первые коллекции. В 1916 году Вавилов командируется военным ведомством в Иран длявыяснения причин массового отравления хлебом в русских войсках. Это далоему возможность начать изучение очагов происхождения и разнообразияважнейших хлебных знаков и других культурных растений, составившее основувсей его последующей деятельности. В том же году он проделал сложнейшиймаршрут из Ферганы на Памир. Уже в этом путешествии были обнаруженыоригинальные формы безлигульных хлебных злаков, способствовавшие открытиюзакона гомологических рядов, и получены ценные данные о происхождениикультурной ржи. В годы преподавания в Саратове Н. И. Вавилов организовал изучение юго-восточных губерний Европейской России (Астраханской, Царицынской, Самарскойи Саратовской), послужившее основой для опубликования в 1922 году книги«Полевые культуры Юго – Востока». В 1921-1922 гг. во время поездки в Америку Вавиловым были обследованыобширные зерновые районы США и Канады. В 1924 г. – экспедиция в Афганистан по основным земледельческимрайонам. Результаты ее позволили дать не только детальную характеристикуразнообразия культурных растений и особенностей хозяйства страны, но и еегеографо-экономическое и этнографическое описание. Читая сейчас этотобъемистый, более 500 страниц, труд с массой фотографий и рисунков, собширными приложениями-картами, схемами и описаниями маршрутов общейпротяженностью около 5 тыс. км., сотнями измерений высот, указаниями очисленности населения, числе домов, лавок и т. п., можно только удивитьсягигантской работе, проделанной всего лишь двумя исследователями – Н. И.Вавиловым и Д. Д. Букиничем (часть вместе с В. Н. Лебедевым). Было собраносвыше 7 тыс. образцов семян и колосьев культурных растений, около 1 тыс.листов гербария. В 1925 г. экспедиции в Хивинский оазис и другие сельскохозяйственныерайоны Узбекистана. В 1926 – 1927 гг. Н. И. Вавилов совершил путешествие по странамСредиземноморья – Алжиру, Тунису, Марокко, Ливану, Сирии, Палестине,Трансиорданиии, Греции, Италии, островам Сицилия, Сардиния, Крит, Кипр,Южной Франции, Испании, Португалии. По Суэцкому каналу и Красному морю, онприплыл во Французское Сомали, а оттуда – в Эфиопию (Абиссинию) и Эритрею.И в этой экспедиции караванные и пешие маршруты составили около 2 тыс. км.Семенной материал, собранный Николаем Ивановичем, исчислялся многимисотнями посылок, тысячами образцов. На обратном пути на Родину (1927 г.)Вавилов ознакомился с земледелием в горных районах Вюртемберга (Германия),принял участие в Международном генетическом конгрессе в Берлине, выступив сдокладом «О мировых географических центрах генов культурных растений». В 1929 г. он вместе с ботаником М. Г. Поповым совершил путешествие всеверо-западную часть Китая – Синьцзян, а потом уже в одиночку, в Японию,на остров Тайвань и в Корею. Цель его – изучение особенностей сельскогохозяйства. В 1930 г. Н. И. Вавилов совершает экспедицию в Мексику и ряд странЦентральной Америки. Он объезжает все южные штаты США от Калифорнии доФлориды, пересекает двумя маршрутами горные и равнинные районы Мексики,Гватемалу. В 1931 г. Н. И. Вавилов побывал в Дании и Швеции. В 1932 – 1933 гг., после VI Международного генетического конгресса вИтаке (США), на котором Н. И. Вавилов был избран вице-президентом, онобъехал ряд провинций Канады и затем совершил обследование земледельческихрайонов большинства стран Центральной и Южной Америки: Сальвадора, Коста-Рики, Никарагуа, Панамы, Перу, Боливии, Чили, Аргентины, Уругвая, Бразилии,Тринидада, Кубы, Пуэрто-Рико. И в этом путешествии удивляет интенсивностьработы Николая Ивановича – знакомство с научными учреждениями,ботаническими садами, рынками, фермами, сбор семян и плодов,сельскохозяйственных культур и других полезных растений, лекции и доклады,интервью журналистам, поиск, приобретение и пересылка научной литераруры. В 1934 – 1939 гг. ежегодными экспедициями были охвачены всеземледельческие районы Кавказа и Закавказья, а в 1940г. Н. И.Вавилов возглавил большую комплексную экспедицию по западным областямБелоруссии и Украины. В итоге с 1923 по 1940 г. Вавиловым и другими сотрудниками ВИРа былосовершено 180 экспедиций, из них 40 – в 65 зарубежных стран. Мироваяколлекция института к 1940 г. состояла из 250 тыс. образцов, из них 36 тыс.образцов пшеницы, 10 тыс. – кукурузы, 23 тыс. – кормовых и т.д. Что характерно для экспедиций Н. И. Вавилова и его сотрудников? Во-первых, четкая целенаправленность. Главная задача всех экспедиций Отделаприкладной ботаники и селекции, а впоследствии ВИРа – поиск и сбор семянкультурных растений и их диких сородичей, выяснение границ и особенностейземледелия в различных районах Земли, и все это – с целью использованиярастительных ресурсов и опыта мирового земледелия для совершенствованиясельского хозяйства нашей страны. Важно подчеркнуть, что эти поиски шли нев слепую, как в большинстве стран, в том числе и в США, а опирались настройную строгую теорию центров происхождения культурных растений,разработанную Н. И. Вавиловым. Во-вторых, экспедиции Н. И. Вавилова характеризовались высокойэффективностью. Она объяснялась как огромной работоспособностью НиколаяИвановича, так и высокой ответственностью за результаты работы. Его кредо –труд с максимальной отдачей, без скидок на трудности и болезни. С минимальными средствами, с одним-двумя спутниками, часто используятолько личные знакомства с учеными, покоряя чиновников и полицейскихприродным обаянием, Н. И. Вавилов собрал в своих поездках сам и с помощьюдобровольных помощников огромный сортовой семенной материал, обогатившийколлекции ВИРа. И, наконец, характерно бесстрашие, с каким Н. И. Вавилов отправлялся втруднодоступные и малоисследованные страны мира, такие, как Афганистан иЭфиопия, преодолевая тяготы походной жизни, опасности пути. Еще в 1923 г.он писал: «…мне не жалко отдать жизнь ради самого малого в науке…Бродя поПамиру и Бухаре, приходилось не раз бывать на краю гибели, было жутко нераз… И как-то было даже, в общем, приятно рисковать».21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Труды по географии растений, за исследования происхождения культурныхрастений и иммунитета растений, ему в числе первых ученых в 1926 году былаприсуждена Ленинская премия. За географический подвиг его экспедиции поАфганистану, он был награжден Географическим обществом СССР золотой медальюимени Н. М. Пржевальского. Долго перечислять обязанности и признание заслуг Н. И.Вавилова. Он состоял директором Государственного института опытнойагрономии (1923-1929 гг.), основателем и директором Института генетикиАкадемии наук СССР (1930-1940 гг.), первым президентомВсесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (1929-1935гг.), президентом Географического общества СССР. Он был членом многихзарубежных академий. Не раз отмечалось, что Николай Иванович был избран членом Королевскогообщества в Лондоне (Английская академия наук), членом Королевского обществав Эдинбурге (Шотландская академия наук), членом-корреспондентом Академиинаук в Галле, почетным членом Всеиндийской академии наук, членом-корреспондентом Чехословатской академии сельскохозяйственных наук, почетнымчленом Американского ботанического общества, Садоводческого общества вЛондоне, членом Нью-Йоркского географического общества, почетным членомБританской ассоциации биологов, членом многих других научных обществ. Емубыло присвоено звание профессора Университета в Брно и Софийскогоуниверситета. Имя Вавилова помещено на первой странице крупнейшегомеждународного журнала «Heredity» («Наследственность») наряду с именамиДарвина, Линнея, Менделя. Эти имена обрамлены рамкой почета. Н. И. Вавиловизбирался президентом и вице-президентом международных научныхконгрессов.20 В 1949 году в США вышла в печать обширная сводка работ Н. И.Вавилова. На протяжении 10 лет (1926-1935 гг.) он состоял членом ЦИК СССР, атакже членом ВЦИК. Его удостаивали также избранием в депутатыЛенинградского областного совета. Вавилов отдал всю свою энергию для поднятия сельского хозяйства нановый уровень, получив от страны «по заслугам» – умирая в ГУЛАГе от голода,он думал о своей Родине, обо всем человечестве. Стремясь доказатьнеобходимость генетики – науки, способной создать новые сорта растений,которые спасут человечество от голода и удовлетворят растущие потребностинаселения в продуктах питания. Забвение трудов Вавилова отбросило сельское хозяйство страны нанесколько десятков лет назад. Псевдоучение Лысенко нанесло непоправимыйущерб Российскому сельскому хозяйству. В сталинских застенках ГУЛАГапогибали в самое нужное и тяжелое для страны время ученые с мировымиименами - цвет нашей нации. Среди них был и Н. И. Вавилов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Пять континентов / Вавилов Н. И.. М. 1987г. 2. Возвращенные имена. Книга I. М. 1989г. 3. Николай Вавилов в Петербурге – Петрограде – Ленинграде. Л. 1987г. 4. Посевы и всходы. М. 1983г. 5. Н. И. Вавилов (К столетию со дня рождения.) М. 1987г. ССЫЛКИ: 1 - Н. И. Вавилов (К столетию со дня рождения.) М. 1987г.; стр. 5. 2 - Возвращенные имена. Книга I. М. 1989г.; стр. 81. 3 - Н. И. Вавилов (К столетию со дня рождения.) М. 1987г.; стр. 6. 4 - Возвращенные имена. Книга I. М. 1989г.; стр. 82-84. 5 - Возвращенные имена. Книга I. М. 1989г.; стр. 84. 6 - Возвращенные имена. Книга I. М. 1989г.; стр. 84. 7 - Возвращенные имена. Книга I. М. 1989г.; стр. 84. 8 - Возвращенные имена. Книга I. М. 1989г.; стр. 84. 9 - Возвращенные имена. Книга I. М. 1989г.; стр. 93. 10 - Возвращенные имена. Книга I. М. 1989г.; стр. 95-96. 11 - Возвращенные имена. Книга I. М. 1989г.; стр. 99. 12 - Возвращенные имена. Книга I. М. 1989г.; стр. 99-101. 13 - Возвращенные имена. Книга I. М. 1989г.; стр. 101. 14 - Возвращенные имена. Книга I. М. 1989г.; стр. 101-102. 15 - Возвращенные имена. Книга I. М. 1989г.; стр. 102-103. 16 - Возвращенные имена. Книга I. М. 1989г.; стр. 103. 17 - Возвращенные имена. Книга I. М. 1989г.; стр. 104. 18 - Возвращенные имена. Книга I. М. 1989г.; стр. 105. 19 - Возвращенные имена. Книга I. М. 1989г.; стр. 105-106. 20 - Н. И. Вавилов (К столетию со дня рождения.) М. 1987г.; стр. 19. 21 - Пять континентов / Вавилов Н. И.. М. 1987г.; стр. 13-16.




Похожие:

Академик Н. И. Вавилов Ученицы 11б класса 411 школы Досаевой Екатерины Болонкина Е. В. Петродворец 1999 год. Содержание: Введение Глава I: Становление Глава II: Лысенковщина Глава III: Арест Глава IV: Путешествия Заключение Список литературы Ссылки Приложение Введение: Очень трудно определить границ iconСодержание. Введение. 2 Глава Что такое недвижимость? 3 Глава Оценка недвижимости. 4 Глава Расчет видов износа. 7 Глава Факторы, негативно влияющие на рынок недвижимости 17 и пути их устранения. Заключение. 19 Список использованной литературы. 20 Введение
Появился слой новых владельцев недвижимости как в сфере личного потребления, так и во многих сферах предпринимательской деятельности....
Академик Н. И. Вавилов Ученицы 11б класса 411 школы Досаевой Екатерины Болонкина Е. В. Петродворец 1999 год. Содержание: Введение Глава I: Становление Глава II: Лысенковщина Глава III: Арест Глава IV: Путешествия Заключение Список литературы Ссылки Приложение Введение: Очень трудно определить границ iconВведение 2 Глава Историческая справка 5 Глава Российские кредитные операции 10 Глава Современный механизм кредитования 21 Глава Новейшая история 25 Заключение 28 Приложения 31 Список литературы 35
От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств...
Академик Н. И. Вавилов Ученицы 11б класса 411 школы Досаевой Екатерины Болонкина Е. В. Петродворец 1999 год. Содержание: Введение Глава I: Становление Глава II: Лысенковщина Глава III: Арест Глава IV: Путешествия Заключение Список литературы Ссылки Приложение Введение: Очень трудно определить границ iconСодержание Введение 3 Глава Сущность и содержание маркетинга в туризме 5 Глава Процесс планирования маркетинга в сфере туризма 17 Глава Особенности рекламы в сфере туризма 22 Заключение 27 Список литературы 28 Введение
С развитием межгосударственных контактов сфера услуг вышла за рамки отдельных стран и превратилась в один из важнейших видов мирового...
Академик Н. И. Вавилов Ученицы 11б класса 411 школы Досаевой Екатерины Болонкина Е. В. Петродворец 1999 год. Содержание: Введение Глава I: Становление Глава II: Лысенковщина Глава III: Арест Глава IV: Путешествия Заключение Список литературы Ссылки Приложение Введение: Очень трудно определить границ iconСодержание. Введение 2 стр. Глава Строение вирусов. 4 стр. Глава Разнообразие вирусов. 8 стр. Глава Биологическая роль вирусов. 11 стр. Заключение. 14 стр. Список литературы. 15 стр. Приложение. 16 стр. Введение
Вирус это, по существу, часть клетки. Мы считаем вирусами те компоненты клетки, которые достаточно независимы для того, чтобы передаваться...
Академик Н. И. Вавилов Ученицы 11б класса 411 школы Досаевой Екатерины Болонкина Е. В. Петродворец 1999 год. Содержание: Введение Глава I: Становление Глава II: Лысенковщина Глава III: Арест Глава IV: Путешествия Заключение Список литературы Ссылки Приложение Введение: Очень трудно определить границ iconОглавление введение 3 Глава I история вопроса 4 Глава II организация исследований аудитории 7 Глава III исследования рекламы в сми 10 Заключение 13 Список использованной литературы: 14
На самом деле разница в рейтингах сми может зависеть от метода их составления. Существует множество способов изучения аудитории....
Академик Н. И. Вавилов Ученицы 11б класса 411 школы Досаевой Екатерины Болонкина Е. В. Петродворец 1999 год. Содержание: Введение Глава I: Становление Глава II: Лысенковщина Глава III: Арест Глава IV: Путешествия Заключение Список литературы Ссылки Приложение Введение: Очень трудно определить границ iconСодержание. Введение с. 2 Глава Сущность маркетинга. Его элементы с. 3-13 Глава Основные принципы маркетинга с. 13-20 Глава Особенности развития маркетинга в РФ с. 21-27 Заключение с. 27-28 Список использованной литературы с. 29 Введение
«Максвелл-хаус» с двумя чайными ложками сахарного песка «Домино», одновременно жуя сдобную булочку «Сара Ли». Мы покупаем апельсины,...
Академик Н. И. Вавилов Ученицы 11б класса 411 школы Досаевой Екатерины Болонкина Е. В. Петродворец 1999 год. Содержание: Введение Глава I: Становление Глава II: Лысенковщина Глава III: Арест Глава IV: Путешествия Заключение Список литературы Ссылки Приложение Введение: Очень трудно определить границ iconСодержание Введение Глава 1 Глава 2 Заключение Список литературы Введение
Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника....
Академик Н. И. Вавилов Ученицы 11б класса 411 школы Досаевой Екатерины Болонкина Е. В. Петродворец 1999 год. Содержание: Введение Глава I: Становление Глава II: Лысенковщина Глава III: Арест Глава IV: Путешествия Заключение Список литературы Ссылки Приложение Введение: Очень трудно определить границ iconСодержание Введение Глава 1 Глава 2 Заключение Список литературы Приложение Введение
Риск. Вероятность, что неблагоприятный эффект будет иметь место у индивидуума, группы или в экологической системе при воздействии...
Академик Н. И. Вавилов Ученицы 11б класса 411 школы Досаевой Екатерины Болонкина Е. В. Петродворец 1999 год. Содержание: Введение Глава I: Становление Глава II: Лысенковщина Глава III: Арест Глава IV: Путешествия Заключение Список литературы Ссылки Приложение Введение: Очень трудно определить границ iconСодержание: Введение. Глава Многообразие видов и форм любви. Их классификации. Глава Становление понимания любви от античности через средневековье к эпохе Возрождения. Глава Философия любви в Новом времени. Заключение. Введение
Необычайно по своему количеству многообразие вариаций проявления любви, однако наиболее часто мы говорим об эротической любви, под...
Академик Н. И. Вавилов Ученицы 11б класса 411 школы Досаевой Екатерины Болонкина Е. В. Петродворец 1999 год. Содержание: Введение Глава I: Становление Глава II: Лысенковщина Глава III: Арест Глава IV: Путешествия Заключение Список литературы Ссылки Приложение Введение: Очень трудно определить границ iconСодержание Введение 3 Глава Генезис туристско–экскурсионной деятельности в Российской империи 5 Глава Туристско-экскурсионное дело в СССР 13 Глава Туризм на современном этапе и его перспективы 21 Заключение 24 Список литературы 26 Введение
Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы