Предмет, методология и периодизация истории политических учений icon

Предмет, методология и периодизация истории политических учений



НазваниеПредмет, методология и периодизация истории политических учений
Дата конвертации06.07.2012
Размер185.25 Kb.
ТипРеферат
Предмет, методология и периодизация истории политических учений


Предмет, методология и периодизация истории политических и правовых учений Оглавление 1. Понятие и структура политико-правовых учений. 3 2. Методы и методология истории политических и правовых учений. 8 3. Периодизация истории политических и правовых учений. 10 4. Библиографический список 19 1. Понятие и структура политико-правовых учений. Предметом истории политических и правовых учений являются теоретическиоформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику. За время многовековой истории государства и права возникло очень многополитико-правовых доктрин. Созданные различными мыслителями концепции иформы их изложения (теоретический трактат, философское сочинение,политический памфлет, проект конституции и т. п.) столь же разнообразны,сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества. Вместе стем всем этим концепциям присуще нечто общее: они выражают отношениеопределенных социальных групп к государству и праву (программная, оценочнаячасть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретическойоснове (методологический стержень учения), содержат решения основныхпроблем теории государства и права (теоретическое содержание учения).Поэтому политико-правовая доктрина включает три компонента: 1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную)основу; 2)выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательныерешения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях ихразвития, о форме, социальном назначении и принципах устройствагосударства, об основных принципах права, его соотношении с государством,личностью, обществом и др.; 3) программные положения — оценки существующего государства и права,политические цели и задачи. Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины связана сдругими формами общественного сознания, с мировоззрением эпохи.Политические учения раннего классового и рабовладельческого обществопирались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока)и на философские (Древняя Греция и Древний |Рим) обоснования. Мировоззрениесредних веков было (теологическим. Методом мышления Нового времени стал рационализм. Неспособностьчистого рационализма познать и объяснить ряд явлений общественного иполитического (развития, с одной стороны, исследование социальной и|политической структуры общества — с другой, подготовили почву длявозникновения и развития социологии, политологии и других общественныхнаук, изучающих государство и право. Содержанием политико-правовой доктрины являются ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства иправа, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях,имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине. Со временем сложился традиционный круг вопросов, решение которыхобразует содержание политического и правового учения.
К ним относятсявопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом, сличностью, с отношениями собственности, проблемы форм государства, егозадач, методов политической деятельности, связи государства и права,основных принципов и форм (источников) права, проблема прав личности и др. В предмет истории политических и правовых учений включаются толькоучения, содержащие решения общих проблем теории государства и права. Почтикаждая из отраслевых юридических наук имеет свою историю (история основныхшкол и направлений в теории уголовного права, история понятия юридическоголица и других гражданско-правовых концепций, история науки международногоправа и др.). К взглядам мыслителей прошлого на решения проблем отраслевыхюридических наук история политических и правовых учений обращается толькотогда, когда эти решения неразрывно связаны с общетеоретической концепцией,являются формой ее выражения. Закономерностью развития политико-правовой идеологии на еетеоретическом уровне является то, что любое учение о государстве, праве,политике строится с учетом современной ему политико-правовойдействительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы,абстрактном теоретическом построении. Так же, как философия, по словамГегеля, — это эпоха, схваченная в мысли, политико-правовая доктрина — этовыраженная в системе понятий и категорий государственно-правовая реальностьэпохи. Каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свои,свойственные ей политико-правовые учреждения, понятия и способы ихтеоретического объяснения. Поэтому в центре внимания теоретиков государстваи права разных исторических эпох были различные политико-правовые проблемы,связанные с особенностями государственных учреждений и принципов правасоответствующего исторического типа и вида. Так, в рабовладельческихгосударствах Древней Греции главное внимание уделялось устройствугосударства, проблеме круга лиц, допущенных к участию в политическойдеятельности, государственно-правовым способам укрепления господствасвободных над рабами. Этим и были обусловлены повышенное внимание ктеоретическому определению и классификации форм государства, поиск причинперехода одной формы правления в другую, стремление определить наилучшую,идеальную форму правления. В средние века основным предметом теоретико-политических дискуссий стал вопрос о соотношении государства и церкви. Вцентре внимания идеологов буржуазии XVII—XVIII вв. стояла уже проблема нестолько формы правления, сколько формы политического режима, проблемазаконности, гарантий равенства перед законом, свободы и прав личности. XIX— XX вв. выдвинули на первый план вопрос о социальных гарантиях прав исвобод человека, а с конца XIX в. проблема форм правления и политическогорежима государства была существенно дополнена исследованием связей сполитическими партиями и другими политическими организациями. Особенности разных исторических эпох предопределяли различноесоотношение права и государства в общественной жизни, а тем самым — разнуюстепень внимания, которое в содержании политико-правовых доктрин уделялосьтеоретическим вопросам государства, политики, права. Понятие "политико-правовое учение" основано на тесной связи проблем государства и права, ноне означает сведения права на уровень надстройки над государством, придаткак нему, "формы политики". В содержании ряда политико-правовых учений напервом месте стояли именно проблемы права, по отношению к которымустройство государства и другие политические проблемы рассматривались каквторостепенные. Право занимает ведущее по отношению к государству положениев некоторых религиях (брахманизм, ислам), и потому правовые проблемыявляются главными в содержании политико-правовых учений, построенных наидейной основе соответствующей религии. В истории политико-правовых ученийбыло также немало не связанных с религией проектов детальной регламентациинеизменными законами жизни общества, проектов, отводящих государствувторостепенную роль хранителя этих законов ("Законы" Платона, "Кодексприроды" Морелли, "Путешествие в землю Офирскую..." Щербатова и др.).Проблемы права по-новому вышли на первый план в эпоху, становлениягражданского общества в тех политико-правовых учениях, которые обосновывалиюридическое равенство людей, их права и свободы, отводя государству рольгаранта прав человека (Локк, Кант и др.). Вместе с тем в истории былонемало политико-правовых учений, уделявших большее внимание проблемамполитики и государства (Макиавелли, Боден и др.). Программные положения (оценки государства и права, цели и задачиполитической деятельности и борьбы), присущие каждой политико-правовойдоктрине, придают ей социально значимый характер, налагают отпечаток насодержание ее теоретической части и предопределяют выбор методологическойосновы самой доктрины. В программных положениях наиболее четко и ясновыражен идеологический характер доктрины; через них политико-правовоеучение связано с практикой политической и идеологической борьбы.Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалыопределенных классов, сословий, иных социальных групп, их отношение кгосударству и праву. Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно программаявляется цементирующим, связывающим воедино ее элементы началом, придающимполитико-правовой доктрине монолитность, поскольку оформление политическихи правовых взглядов, суждений, оценок в целостную систему происходит наидеологической основе. Наиболее обширной частью политико-правовых доктрин является ихтеоретическое содержание. Оно всегда связано со способом обоснованияполитико-правовой программы, логически построенным в духе мировоззренияэпохи. Связь содержания политико-правовой доктрины с логико-теоретическойосновой и с программными положениями зачастую сложна и опосредованна.Решение ряда проблем теории государства и права допускает разные варианты впределах единого мировоззрения и идеологической направленности. Теоретическое содержание политико-правовых доктрин разнообразно, и эторазнообразие зависит от ряда индивидуальных факторов: от объема познаниймыслителя, идейных влияний, особенностей его мышления, жизненных условий ит. п. Однако в общем и целом взаимосвязь содержания, логико-теоретическогооснования и программной направленности доктрин все же существует. Так, идеяобщественного договора (договорного происхождения государства) вбольшинстве теорий XVII—XVIII вв. была органически связана со стремлениемрационалистически объяснить государство и право при помощи логическихконструкций, основанных на элементарных понятиях частного права; впрограммном отношении эта идея направлялась против теологических идей о"богоустановленности" власти феодальных монархов. Сама идея общественногодоговора допускала самые разные варианты и толкования, которые, какправило, были связаны с- историческими условиями теоретической деятельностиидеологов. Различные варианты идеи общественного договора (кто, с кем ипочему заключал договор о создании общества и государства?) Всели своиправа, участники договора передали государству? Каков объем прав суверена?Возможно ли и при каких условиях расторжение общественного договора?)отражали социальные симпатии и антипатии теоретиков, их отношение кобщественно-политическим противоречиям страны и эпохи, в конечном счетеопределялись ориентацией на соответствующий общественный идеал. 2. Методы и методология истории политических и правовых учений. Метод в переводе с греческого означает «путь (к чему-либо)» или способдостижения цели. Изучение экономических явлений предполагает наличие особыхметодов научного познания. Сами методы как средства познаниясовершенствовались по мере развития экономической науки. Первым способом изучения политических явлений стал эмпирический метод,который заключается в сборе и описании фактов и событий. Эмпирический методопирается на данные наблюдений и эксперименты. Выявленные новые факты, всвою очередь, подготавливают основу для научного обобщения. Причинно-следственный метод, или каузальный (от латинского causa —причина), метод. Суть этого метода заключается в выявлении причинно-следственных связей между отдельными явлениями. Важную роль в его использовании играет создание четкого понятийногоили, как еще говорят, категориального аппарата науки. Причинно-следственный метод, анализируя сущность явлений скачественной точки зрения, помогает создать логическую иерарархическуюмодель политичеких категорий, по принципу: из явления А вытекает следствиеБ, оно порождает событие В и т.д. Это создает предпосылки для объяснения ипредвидения политических событий в том случае, когда они связаны междусобой не прямо, а через длинную цепь последствий. Развитие причинно-следственного метода во многом опиралось на достижения философии и такихобщих методов научного познания, как индукция и дедукция, анализ и синтез,аналогия, сравнение и др. Метод позитивного и нормативного анализа. Позитивный анализ направленна выявление объективных закономерностей и явлений в том виде, как онисуществуют, т.е. имеет целью констатацию факта. Нормативный анализпредполагает оценочные суждения. Это подход с точки зрения долженствования,выяснения того, благоприятно или нет данное экономическое явление. Нормативный анализ очень важен при формировании экономическойполитики. Вместе с тем при нормативном подходе особенно сильнозатрагиваются интересы людей и, следовательно, резко возрастаетсубъективизм оценок. метод научной абстракции, который заключается в выделении наиболееважных, существенных явлений и мысленном отвлечении от второстепенныхдеталей. Этот метод позволяет расчленять объект исследования ианализировать основные взаимосвязи в «чистом» виде. Метод научныхабстракций лежит в основе любого (в том числе математического)моделирования экономических процессов. методы диалектического и исторического материализма. Главный тезисматериалистического подхода к истории состоит в том, что сознаниеопределяется общественным бытием. Вопрос о том, всегда ли бытие действительно первично по отношению ксознанию, продолжает дискутироваться в политической науке. Высказываютсямнения об ограниченных возможностях материалистической диалектики. Функциональный метод. Для него характерен анализ всех категорий не в«вертикальной» причинно-следственной связи, как в каузальном методе, а в ихвзаимодействии друг с другом в качестве равнозначных. 3. Периодизация истории политических и правовых учений. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока; Политические и правовые учения в Древней Греции; Политические и правовые учения в Древнем Риме; Политические и правовые учения в западной Европе в период среднихвеков (Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский,политические и правовые идеи средневековых ересей, учение о законах игосударстве Марсилия Падуанского) Политические и правовые учения в странах арабского востока в периодсредних веков политические и правовые учения в России в периодвозникновения и развития феодализма и образования единого русскогогосударства Политические и правовые учения в западной Европе в XVI в. ( Учение Н.Макиавелли о государстве и политике,. политико-правовые идеи Реформации,политические идеи тираноборцев, Этьен де Ла Боэси, теория государственногосуверенитета. Политическое учение Ж. Бодена, политико-правовые идеи раннегосоциализма. "Утопия" Томаса Мора. "Город Солнца" Томмазо Кампанеллы) Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период раннихбуржуазных революций (возникновение теории естественного права, учение Г.Греция о праве и государстве, теоретическое обоснование демократии. Б.Спиноза, обоснование "Славной революции" 1688 г. в учении Дж. Локка о правеи государстве) Политические и правовые учения немецкого и итальянского просвещенияXVII-XVIII вв. (Естественно-правовые теории в Германии, правовая теория Ч.Беккариа) Политические и правовые учения в России в период укрепленияабсолютизма (Политико-правовая идеология купечества. И.Т. Посошков)политические и правовые учения во Франции XVIII в. (политико-правоваяпрограмма Вольтера, учение Ш. Монтескье о государстве и праве, политическийрадикализм Ж.-Ж. Руссо, политико-правовые учения социализма и коммунизма впредреволюционной Франции, проблемы государства и права в документах"Заговора во имя равенства") Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость(Пейн о государстве и праве, политико-правовые взгляды Т. Джефферсона,взгляды А. Гамильтона на государство и право) Политические и правовые учения в России в период дальнейшегоукрепления дворянской монархии (вторая половина XVIII в.) (идеология"просвещенного абсолютизма", политико-правовая идеология феодальнойаристократии, политико-правовые идеи зарождающегося просветительства илиберализма, политико-правовая идеология крестьянских движений, А.Н.Радищев о праве и государстве). Политические и правовые учения классиков немецкой философии концаXVIII- начала XIX в. (учение И. Канта о праве и государстве, учение Гегеляо государстве и праве). Реакционные и консервативные политические и правовые учения в ЗападнойЕвропе в конце XVIII -начале XIX в. (традиционализм Э. Бёрка, историческаяшкола права); Буржуазная политическая и правовая идеология в Западной Европе первойполовины XIX в. (либерализм во Франции. Б. Констан, либерализм в Англии.Взгляды И. Бентама на право и государство, возникновение юридическогопозитивизма. Дж. Остин, теория "надклассовой монархии" Л. Штейна, политико-правовое учение Огюста Конта); Социалистическая политико-правовая идеология в Западной Европе впервой половине XIX в. Политические и правовые учения в России в период кризиса самодержавно-крепостнического строя (либерализм в России, проекты государственныхпреобразований М.М. Сперанского, охранительная идеология, политико-правовыеидеи Н.М. Карамзина, революционная идеология, политические и правовые идеидекабристов Буржуазные политические и правовые учения в Европе во второй половинеXIX в. (юридический позитивизм, социологические концепции государства иправа, политико-правовая идеология либерализма в России); Социалистическая политико-правовая идеология во второй половине XIXВ. (Политико-правовое учение марксизма, политико-правовое учение ипрограмма социальной демократии, политико-правовая идеология анархизма,политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества) Политические и правовые учения в европе в начале XX В.(Социалистические политико-правовые учения, политико-правовая доктринасолидаризма, неокантианские концепции права. Р. Штаммлер, психологическаятеория права, школа "свободного права"); Современные политические и правовые учения в Западной Европе и США(неолиберализм и консерватизм, концепции плюралистической демократии,концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия,теория "демократического социализма", современная западная политическаянаука, социологическая юриспруденция, нормативизм Г. Кельзена, теорииестественного права). История политических и правовых учений представляет собой процессразвития соответствующей формы общественного сознания, подчиненныйопределенным закономерностям. Связь политических и правовых учений разных эпох обусловлена ужевлиянием созданного идеологами предшествующих эпох запаса теоретическихпредставлений на последующее развитие политико-правовой идеологии. Такаясвязь (преемственность) особенно заметна в те эпохи и периоды истории, вкоторые воспроизводятся философия и иные формы сознания предыдущих эпох ирешаются политико-правовые проблемы, в чем-то аналогичные тем, которыерешались в предшествующие времена. Так, в Западной Европе разложениефеодализма, борьба с католической церковью и феодальными монархиями вызвалиширокое воспроизведение в политико-правовых трактатах идеологов буржуазииXVI—XVII вв. идей и методологии античных авторов, не знавших христианства иобосновывавших республиканский строй. В борьбе против католической церкви ифеодального неравенства использовались идеи первоначального христианства сего демократической организацией; в периоды революционных событийвспоминались демократические идеи античных авторов, республиканскиедоблести политических деятелей Древней Греции и Древнего Рима. Ряд историков придавал таким влияниям решающее значение, пыталсяпредставить всю или почти всю историю политической мысли как чередование,круговорот одних и тех же идей и их различных сочетаний ("филиация идей").Такой подход преувеличивает возможность чисто идеологических влияний,которые сами по себе неспособны породить новую идеологию, если нетсоциальных интересов, создающих почву для восприятия идей и ихраспространения. Важно и то, что сходные исторические условия могутпорождать и порождают аналогичные и даже одинаковые идеи и теории безобязательных идейных связей и влияний. Не случаен и выбор каким-либоидеологом политико-правового учения, если оно берется за образец, посколькукаждая страна и каждая эпоха имеют несколько значительных политико-правовыхтеорий, и выбор одной из них (или идей нескольких теорий) опять жеобусловлен в конечном счете социально-классовыми причинами. Наконец,влияние и воспроизведение далеко не одно и то же: доктрина, сложившаяся под влиянием других доктрин, чем-то отличаетсяот них (иначе это та же самая доктрина, которая просто воспроизводится);новая теория соглашается с одними идеями, отвергает другие, вноситизменения в наличный запас представлений. В новых исторических условияхпрежние идеи и термины могут приобретать совершенно другое содержание итолкование. Так, термин "естественное право" возник еще в Древнем мире;этим термином, например, пользовались софисты в рабовладельческой Греции Vв. до н.э. В XVII в. возникла теория естественного права, выражавшаяинтересы буржуазии и народа, боровшихся против феодального строя. Присходстве терминологии суть доктрин противоположна по той причине, что еслитеоретики естественного права XVII— XVIII вв. требовали соответствияположительного права (т.е. законов государства) праву естественному (людиравны от природы и т.д.), то именно этого требования у большинства софистовне было. История политических и правовых учений — это не чередование идей,воспроизведение их в различных сочетаниях и комбинациях, а отражение втерминах и понятиях развивающейся теории права и государства меняющихсяисторических условий, интересов и идеалов различных классов и социальныхгрупп. Однако и попытки представить содержание истории политических иправовых учений как отражение классовых противоречий и борьбы не привели ксозданию связной картины развития соответствующих доктрин от древности донаших дней уже по той причине, что интересы различных классов,существовавших в истории, крайне разнообразны, несопоставимы. Неудачнойоказалась и попытка разделить историю политических и правовых учений на двечасти, на домарксистский и марксистский периоды, из которых первый —рассматривался лишь как преддверие второго, содержал только отдельные"догадки" о государстве и праве, второй же — считался периодом развитияединственно научного учения о государстве и праве. Помимо идеологическихдеформаций курса такой взгляд породил спорное представление об историиполитических и правовых учений как о процессе накопления, развития,кумуляции знаний о политике, государстве и праве. На всех своих этапах развития история политических и правовых ученийдействительно связана с прогрессом теории государства и права и учения ополитике. Прогрессом в развитии политико-правовой теории вообще являетсяпостановка какой-либо важной социальной проблемы, хотя бы сопряженная сневерным ее решением, либо преодоление старого, мертвящего теоретическийпоиск мировоззрения, даже если оно заменяется мировоззрением, основанным наошибочной методологии. Если попытаться представить историю политических и правовых учений как"кумулятивный процесс накопления и трансляции знаний", то нельзя понять,какое место в такой истории принадлежит иллюзорным, утопическим доктринам итеориям, владевшим умами миллионов людей целые эпохи. Например,господствовавшая в XVII—XVIII вв. идея общественного договора о созданииобщества и государства в комплексе современных теоретических знанийзаслуживает упоминания разве только в связи с критическим обзором различныхустаревших идей о происхождении государства. Но в период борьбы противфеодализма идея общественного договора как способ выражения сопричастностичеловека и народа к власти противостояла идее богоустановленности властифеодальных монархов. Обе эти идеи далеки от науки, но на основе каждой изних, толкуемой как основной методологический принцип, строились обширныетеоретические концепции, притязающие на объяснение прошлого, истолкованиенастоящего и предвидение будущих судеб государства и права. Объяснениеоказалось надуманным, истолкование — ошибочным, предвидение — ложным. Ноэто не значит, что в истории политико-правовой мысли смена теологическогомировоззрения рационалистическим вообще не была прогрессивной. История политических и правовых учений — не процесс постепенногопознания государства и права, накопления и суммирования знаний, а борьбамировоззрений, каждое из которых стремится найти опору в общественноммнении, оказать влияние на политическую практику и развитие права,опровергнуть аналогичные попытки противостоящей идеологии. Политико-правовая идеология, как всякая идеология, определяется впонятиях не гносеологии (истинное — неистинное), а социологии (самосознаниесоциальных групп и классов). Поэтому к политико-правовым доктринамприменяется критерий не истинности, а способности выражать интересы той илииной социальной группы. Представление об истории политических и правовыхучений как об истории знаний, основанное на аналогии с историейестественных наук, не подтверждается в реальной истории политико-правовойидеологии. Развитие этой идеологии ведет к приросту знаний о государстве и праве,но политико-правовая теория была и остается эмпирической,классификационной, описательной наукой, прогностическая функция которойочень сомнительна. Большую давность имеет спор о политике — наука это илиискусство? Значительное влияние на практику имеют те политико-правовые доктрины иидеи, которые основаны на обобщении, теоретическом осмыслении опытаразвития государственных и правовых учреждений передовых стран. Теорияразделения властей, выразившая практику государственного развития Англии вXVII в., оказала громадное влияние на конституции США, Франции и другихстран. Доктрина прав человека и гражданина, обобщившая практикуреволюционного перехода от сословного строя к гражданскому обществу, нашлавоплощение в международных пактах и законодательстве почти всех государствXX в. С помощью политико-правовых доктрин политический опыт передовых странстановится достоянием других стран, воспринимающих этот опыт в теоретическиобобщенном виде. Однако многие политико-правовые доктрины остались только достояниемумов порой многочисленных их приверженцев, но не были внедрены в практику(анархизм, анархо-коммунизм, синдикализм и пр.), некоторые же в процессеосуществления претерпели значительные деформации (например, теориянародного суверенитета Руссо) либо дали побочные результаты, которых никтоне предвидел и не желал (например, теории государственного социализма). Изпривлекательных идеалов, теоретически сконструированных в отрыве отисторической действительности, проистекали бедственные последствия длястран и народов, если общество, государство и право пытались перестроить спомощью власти и принуждения. Еще в начале XVI в. великий гуманист ЭразмРоттердамский, ссылаясь на опыт истории, справедливо заметил: "Ничего небывало для государства пагубнее, нежели правители, которые баловалисьфилософией или науками". При современном уровне развития общественных наукни одна политико-правовая доктрина не может притязать на научноепредвидение долговременных результатов преобразования государственных иправовых учреждений какой-либо страны на основе этой доктрины. При разработке политико-правовых доктрин главным стимуломтеоретической деятельности были не только любознательность, стремлениепостигнуть причины существования и перспективы развития государства иправа, но и страстное, эмоционально окрашенное стремление опровергнутьпротивостоящую политико-правовую идеологию, представить государство и правотакими, какими их хочет видеть или изобразить идеолог, стремлениепреобразовать или защитить подвергающиеся нападкам государство и право,повлиять на массовое и государственное политико-правовое сознание общества.Основная причина многочисленности, разнообразия и сложности политических иправовых учений — желание каждого из идеологов отстоять идеалы своегокласса или своей группы и опровергнуть идеологию противоположных класса илигруппы. Реальная связь времен в истории политических и правовых учений болеевсего основана на возрастании значения в политико-правовых доктринахгуманистических начал. В идеологической борьбе, обусловливающей развитиеполитико-правовой мысли, во все исторические эпохи существовали исуществуют два противоположных направления: одно стремится преодолетьполитическое отчуждение, другое пытается его увековечить. Политико-правовой идеологии преимущественно передовых, прогрессивныхклассов и социальных групп присущи идеи подчинения государства народу,требования обеспечения прав человека, защиты личности и общества отпроизвола и беззакония, подчинения государственной власти закону. Идеями и теориями, оправдывающими политическое отчуждение, были иостаются те, которые стремятся обосновать ничтожность личности и народаперед государством, неограниченность государственной власти,необязательность для нее элементарных норм нравственности, пытаютсяидеализировать авторитарное, деспотическое, тоталитарное государство. Соправданием политического отчуждения связаны не только те доктрины, которыеотрицают права человека, но и те, которые видят в праве только приказвласти". Библиографический список4. Алюшин А. Л., Порус В. Н. Власть и политический реализм. Власть. Очерки современной философии Запада. М., Наука 19895. Байтин. М. И. Государство и Политическая Власть. Саратов, 1972.6. Белов. Г. А. Политология. М., Наука 19947. Гончаров Д. В., Гоптарева И. Б. Введение в политическую науку. Юрист М., 19968. Исаев. И. А. История государства и права Росси. М., 19949. Панарин. А. С. Политические системы современности. Политология. М., 199710. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995.11. Радугин. А. А. Политология. М., Центр 1996 12. Шаран. П. Сравнительная Политология; Ч.1., М.,1992. Общая и прикладная политология. МГСУ, М., 1997. Стр. 210-237. 13. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1986. 14. История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1988.




Похожие:

Предмет, методология и периодизация истории политических учений iconПредмет, методология и периодизация истории политических и правовых учений
Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (уче­ние) взгляды на государство, право,...
Предмет, методология и периодизация истории политических учений iconПолитико-правовая доктрина как основа предмета истории политических и правовых учений. Методология истории политических и правовых учений
Истории политических и правовых учений для студентов 4 курса очной формы обучения специальности «юриспруденция»
Предмет, методология и периодизация истории политических учений iconПолитико-правовая доктрина как основа предмета истории политических и правовых учений. Методология истории политических и правовых учений
Истории политических и правовых учений для студентов 4 кура очной формы обучения специальности «юриспруденция»
Предмет, методология и периодизация истории политических учений iconСодержание: Введение 3 Предмет истории экономических учений 4 Методология исследования 6 Историческая схема эволюции экономических учений 12 Заключение 17 Список использованной литературы 18 Введение
История экономических учений — это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика»
Предмет, методология и периодизация истории политических учений iconПланы семинарских занятий по курсу: «История права и государства зарубежных стран» Автор: доктор юридических наук, доцент М. А. Исаев рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений игп ран: 27. 02. 2009 г. Москва 2011 год
Рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений игп ран: 27. 02. 2009 г
Предмет, методология и периодизация истории политических учений icon«утверждаю» Проректор по умр к ф. н., проф. Утешева Е. А. (подпись) 2010 г. Рабочая учебная программа
Рабочая учебная программа дисциплины «История политических и правовых учений» составлена на основе госо по специальности юриспруденция,...
Предмет, методология и периодизация истории политических учений iconШпаргалки по истории политических учений

Предмет, методология и периодизация истории политических учений iconЛекция: Лекции по истории экономических учений предмет истории экономических учений

Предмет, методология и периодизация истории политических учений iconШпора по истории политических и правовых учений

Предмет, методология и периодизация истории политических учений iconКраткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы