Федерализм и его проявления в принципах конституционного строя России icon

Федерализм и его проявления в принципах конституционного строя России



НазваниеФедерализм и его проявления в принципах конституционного строя России
Дата конвертации06.07.2012
Размер376.77 Kb.
ТипРеферат
Федерализм и его проявления в принципах конституционного строя России


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РУССКО-АЗИАТСКИЙ ИНСТИТУТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине : КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЕМА: «Федерализм и его проявления в принципах конституционного строя России» ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Захаров А.В. г. ИРКУТСК 2000 г. ПЛАН1. Введение - стр. 32.. Общие понятия федеративного устройства- стр. 63. Форма Государственного устройства РФ- стр. 74. Территориальная организация государственной власти в Р.Ф.- стр.8.5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти Р.Ф. и органами государственной власти субъектовР.Ф.- стр. 126. Общие проблемы федеративного устройства Р.Ф.- стр. 206.1. Политическое неравноправие субъектов Р.Ф.- стр.206.2. Экономическое неравноправие субъектов РФ.- стр.216.3. Обострение межнациональных отношений в России. - стр. 226.4. Проблема суверенитета республик входящих в состав Р.Ф.- стр. 246.5. «Трансформация» национального суверенитета в государственный- стр. 267. Заключение - стр. 30Список используемых источников стр. 32 ВВЕДЕНИЕ: В настоящее время мало кто сомневается в том, что федеративноеустройство России нуждается в радикальной реформе. И дело – по-моему не взаложенных в Конституции РФ принципах, а в их частом нарушении со сторонысубъектов РФ да и самими органами федеральной власти. Проблемы межнациональных отношений, суверенитета и федеративногоустройства России являются очень непростыми. Вопросы, как же добиться полного равноправия всех субъектов Федерации,как сохранить целостность и единство России, не ущемляя права гражданнезависимо от национальной принадлежности, думается, волнуют всех россиян. Каждая нация имеет право на сохранение самое себя, своих национальныхособенностей: языка, национальной культуры, традиций, быта и т. д. Без этого невозможно свободное развитие наций и трудно рассчитывать надостижение и укрепление межнационального согласия, доверия ивзаимопонимания, на межнациональный мир. Вместе с тем это право не может ине должно осуществляться за счет прав и интересов других наций. К сожалению, в Российской Федерации невооруженным глазом виднополитическое, экономическое, финансовое, социально-культурное неравноправиесубъектов Федерации и их граждан. Для понимания федеративных принципов действующей Конституции РФнеобходимо вспомнить в каких условиях она формировалась – главное, особоеместо среди конституционных проблем в 1990 –1993 годах, ставших театромвоенных действий между различными политическими силами, занималофедеративное устройство. Конституция 1978 г. лишь формально называла Россию федеративнымгосударством: в течение многих десятилетий специалисты спорили, каков жекруг субъектов этой Федерации, ибо края и области признаками такихсубъектов не обладали, а национально-автономные формирования занималисравнительно небольшую часть территории России.
В процессе конституционного переустройства прежние автономные республикиобъявили себя суверенными государствами в составе России. Так же поступили бывшие автономные области, кроме Еврейской. Однако подобные попытки отдельных автономных округов успеха не имели. Представители республик требовали для них преимущественного статуса всоздаваемой Федерации, претендуя в первую очередь на собственность наприродные ресурсы. Представители краев и областей сумели отразить попытки разработчиковконституционного проекта создать условия для последующей оптимизациитерриториального устройства, получив гарантии сохранения существующей егосистемы. В то же время они требовали для краев и областей равного статуса среспубликами. Результирующей этих противоречивых стремлений стали заключенные 31 марта1992 г. три Федеративных договора между Российской Федерацией, с однойстороны, и соответственно с республиками, краями, областями, городамифедерального значения (это Москва и Санкт-Петербург), автономными округамии единственной оставшейся автономной областью — с другой. Апрельскаяконституционная реформа 1992 г. включила текст этих договоров в качествеприложения в Конституцию. Хотя договоров три, но нередко о них говорится вединственном числе и приложение к Конституции называлось "Федеративныйдоговор". В известной мере (хотя и не во всем) содержание Федеративных договоров,получившее отражение и в основном тексте Конституции, также явилосьрезультатом наработок Конституционной комиссии. Следует оговориться, что первый Федеративный договор подписан не всеми,а только 18 республиками: под ним нет подписей Татарстана, Чечни иИнгушетии. Чечня объявила себя независимым государством, хотя разделениебывшей Чечено-Ингушской Республики еще не было оформлено. Татарстан не был согласен с некоторыми положениями Федеративногодоговора и заключил отдельный договор с Российской Федерацией лишь вфеврале 1994 г. Впрочем, в последующие годы такие договоры заключили с РоссийскойФедерацией многие другие входящие в ее состав республики, а также ряд краеви областей. При этом, если договоры с Татарстаном и еще некоторыми республикамипредусматривают несколько иное по сравнению с действующей Конституциейразграничение компетенции, увеличивая компетенцию республик за счетфедеральной, то в большинстве договоров разграничение компетенции касаетсялишь сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В таких условиях, в условиях фактического становления нашего государстваи родилась наша действующая Конституция, поэтому прогрессивная для своеговремени, сегодня на мой взгляд она нуждается в корректировке, и преждевсего в принципах федеративного устройства. При подписании Федеративного Договора и составлении проекта КонституцииРФ сработал стереотип старого мышления: их составители спроецировали ранеесправедливо раскритикованную модель СССР на Россию. Если в СССР субъектыделились на четыре «сорта», то субъекты Российской Федерации делятся на три«сорта»: 1) суверенные республики, обладающие всей полнотой государственнойвласти; 2) несуверенные и неравноправные политико-территориальные образования(края, области, города федерального значения); 3) несуверенные и неравноправные национально-территориальные образования(автономная область, автономные округа). Дает о себе знать правовой нигилизм и низкая правовая культура,в странесложилась ситуация, когда мало кто считается с Конституцией РФ и другимизаконами. В любой цивилизованной стране конституция - это святыня, у нас 19из 21 республики приняли конституции, не соответствующие Основному Законустраны. Это - нонсенс! В работе я попытаюсь раскрыть понятие Федерализма в принципахконституционного строя России, а также изложить мое мнение о необходимостиреформирования существующей системы федеративного устройства нашегогосударства. 2. Общие понятия федеративного устройства Федеративное устройство - это обусловленное coцuально - экономическойсущностью общества и его национальным составом населения делениегосударства на государства, национально-государственные и политико-территориальные образования, определяющие форму государственных связеймежду государством в целом и его частями, их правовой статус. Федеративное государство - это союзное государство, состоящее из рядагосударств, национально-государственных или политико-территориальныхобразований, каждое из которых пользуется самостоятельностью за исключениемтех прав, которые принадлежат всей федерации в целом. Федеративные государства отличаются следующими признаками: 1. В федеративном государстве кроме общефедеральной конституции, какправило, субъекты федерации имеют свои конституции или иные акты,определяющие их статус. 2. Субъекты федерации наделяются правом принятия законов, которыедействуют на его территории и должны соответствовать федеральномузаконодательству. 3. Субъекты федерации в ряде стран имеют свою правовую и судебнуюсистему. Например, в 50 штатах США действует своя судебная система. ВРоссии действует единая правовая и судебная система. 4. Территория федеративного государства не составляет единого целого вполитико-административном отношении. Она представляет собой совокупностьтерриторий субъектов федерации и иногда территорий центрального подчинения. 5. В федеративных государствах характерно наличие двойного гражданства,которое закрепляется в конституциях. В некоторых федерациях (Индия,Малайзия) признают только союзное гражданство, так же как и в России. 6. Для большинства федераций характерна двухпалатная структура союзногопарламента. 7. В зарубежных странах субъекты федерации не являются сувереннымигосударствами. По конституциям республик, входящих в РФ, онипровозглашаются суверенными и за некоторыми из них закреплено правосвободного выхода из федерации.3. Форма Государственного устройства РФ Форма государственного устройства- это территориальная организациягосударственной власти, соотношение государства как единого целого с егосоставными частями и их правовое положение. Согласно (Ст. 1 Конституции РФ) Российская Федерация - Россия естьдемократическое федеративное правовое государство с республиканской формойправления. Федеративное устройство (Ст. 5 Конституции РФ) Российской Федерацииосновано на ее государственной целостности, единстве системыгосударственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий междуорганами государственной власти Российской Федерации и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии исамоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти всесубъекты Российской Федерации между собой равноправны Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимномусогласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации всоответствии с федеральным конституционным законом. Государственным языком (Ст. 68 Конституции РФ) Российской Федерации навсей ее территории является русский язык. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранениеродного языка, создание условий для его изучения и развития. Российская Федерация (Ст. 69 Конституции РФ) гарантирует права коренныхмалочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормамимеждународного права и международными договорами Российской Федерации. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе новогосубъекта осуществляются в порядке, установленном федеральнымконституционным законом.4. Территориальная организация государственной власти в Р.Ф.: Российская Федерация (Ст. 5 Конституции РФ) состоит из республик,краев, областей, городов федерального значения, автономной области,автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. а) Республики: Республика (государство) в составе РФ имеет свою конституцию изаконодательство. Статус республики (ст 66 Конституции РФ) определяется КонституциейРоссийской Федерации и конституцией республики. Республики (ст 68 Конституции РФ) вправе устанавливать своигосударственные языки. В органах государственной власти, органах местногосамоуправления, государственных учреждениях республик они употребляютсянаряду с государственным языком Российской Федерации. В составе Р.Ф. находятся (21) республика (Ст. 65 Конституции РФ): Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан,Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-ЧеркесскаяРеспублика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл,Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия иАлания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тува, УдмуртскаяРеспублика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика- Чаваш республики Б) Края, области, города федерального значения, автономной области,автономного округа в составе Р.Ф.: Край, область, город федерального значения, автономная область,автономный округ имеет свой устав и законодательство Статус (Ст. 66 Конституции РФ) края, области, города федеральногозначения, автономной области, автономного округа определяется КонституциейРоссийской Федерации и уставом края, области, города федерального значения,автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным(представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. По представлению законодательных и исполнительных органов автономнойобласти, автономного округа может быть принят федеральный закон обавтономной области, автономном округе. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могутрегулироваться федеральным законом и договором между органамигосударственной власти автономного округа и, соответственно, органамигосударственной власти края или области. Вышеуказанные положения Конституции РФ на мой взгляд четко определеныКонституционным судом РФ на примере дела «О проверке конституционностиЗакона Российской Федерации от 17 июня 1992 года "О непосредственномвхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации" Суть дела заключается в том, что в Магаданская область не была согласна свыделением Чукотского автономного округа в самостоятельный субъект РФ, начто Конституционным судом РФ было в своем постановлении было вынесеныследующее: « 1. Развитие федеративных отношений в России в настоящее времяосуществляется на основе перераспределения полномочий федеральных органовгосударственной власти и органов государственной власти ее субъектов всоответствии с Федеративным договором и характеризуется повышениемконституционного статуса объектов федерации. Согласно статьям 71 и 84 Конституции РСФСР в редакции от 12 апреля 1978года автономный округ находился в составе края или области. Содержавшиеся вКонституции положения были развиты в Законе РСФСР от 20 ноября 1980 года"Об автономных округах РСФСР". Соответствующие нормы названного Закона устанавливали, что планэкономического и социального развития автономного округа является составнойчастью плана экономического и социального развития края, области, а бюджетавтономного округа является составной частью бюджета края, области. Законзакреплял право краевого, областного Совета народных депутатов отменятьрешение окружного Совета в случае несоответствия его законодательству, атакже предусматривал подотчетность исполнительного комитета окружногоСовета народных депутатов исполнительному комитету краевого, областногоСовета. Тем самым правовое положение автономного округа характеризовалосьадминистративно-территориальной подчиненностью по отношению к краю илиобласти. Согласно действующей редакции Конституции Российской Федерации,установленной Законом РСФСР от 15 декабря 1990 года "Об изменениях идополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР", автономный округнаходится в составе Российской Федерации и может входить в край или область(в отличие от прежде действовавшей нормы о безусловном вхожденииавтономного округа в край или область). Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения иполномочий между федеральными органами государственной власти РоссийскойФедерации и органами власти автономной области, автономных округов всоставе Российской Федерации) и соответствующие статьи КонституцииРоссийской Федерации в редакции от 21 апреля 1992 года закрепиликонституционно-правовой статус автономного округа в качестве субъектаРоссийской Федерации независимо от его нахождения в крае или области. Согласно части первой статьи III названного Договора полномочиягосударственной власти, не отнесенные к ведению федеральных органовгосударственной власти и к совместному ведению федеральных органовгосударственной власти и органов государственной власти автономных округов,осуществляются последними самостоятельно в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации. Частью второй статьи III этого Договора установлено,что автономные округа являются самостоятельными участниками соглашений скраями, областями, а также республиками, автономной областью, автономнымиокругами в составе Российской Федерации в соответствии с Конституцией изаконами Российской Федерации. Следовательно, если автономный округ входитв край или область, их взаимоотношения как субъектов Российской Федерациитакже строятся на основе Конституции и законов Российской Федерации,собственных нормативных актов и договоров между ними. Часть вторая статьи 70 Конституции Российской Федерации устанавливает,что территории субъектов федерации, в том числе автономных округов,образуют единую территорию Российской Федерации, а часть вторая статьи 71Конституции, содержащей перечень субъектов федерации, не указывает натерриториальную принадлежность автономных округов к краям и областям. Таким образом, нахождение автономного округа в крае или области, равнокак и выход не влияют на его конституционно-правовой статус, закрепленныйОсновным Законом и Федеративным договором, а также на национально-государственное устройство и состав Российской Федерации. Таким образом, понятия "вхождение" автономного округа в край или областьлибо "выход" его из края или области не совпадают с понятиями "разделение"и "объединение". Следовательно, указанное положение части третьей статьи 70Конституции Российской Федерации не распространяется на разрешениерассматриваемого конституционного спора. 6. Выход Чукотского автономного округа из состава Магаданской областиозначает не только принятие его органами власти полной ответственности зарешение в пределах своих полномочий всего круга вопросов жизнеобеспеченияна подведомственной территории, но и влечет за собой необходимостьструктурных изменений в областных органах государственной власти иуправления, а также требует их участия в решении проблем, затрагивающихинтересы области в разграничении государственной собственности и другихсферах.» В составе Р.Ф. находятся (6) краев (Ст. 65 Конституции РФ): Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край,Ставропольский край, Хабаровский край; В составе Р.Ф. находятся (49) областей (Ст. 65 Конституции РФ): Амурская область, Архангельская область, Астраханская область,Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградскаяобласть, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область,Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатскаяобласть, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область,Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкаяобласть, Магаданская область, Московская область, Мурманская область,Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омскаяобласть, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область,Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область,Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловскаяобласть, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томскаяобласть, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область,Челябинская область, Читинская область, Ярославская область; В составе Р.Ф. находятся (2) города федерального значения - Москва,Санкт-Петербург; Еврейская автономная область; В составе Р.Ф. находятся (10) (Ст. 65 Конституции РФ) автономныхокругов: Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономныйокруг, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский(Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономныйокруг, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ,Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. 5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти субъектов Р.Ф. Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов классифицируются натри группы: 1) предметы ведения, принадлежащие исключительно Российской Федерации (статья 71 Конституции РФ); 2) предметы ведения, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции РФ); 3) вне пределов ведения России и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции РФ), т.е. непоименованные в Конституции полномочия отнесены к исключительной компетенции субъектов. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерацииобеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерацииосуществление полномочий федеральной государственной власти на всейтерритории Российской Федерации. Предметами ведения (Статья 76 Конституции) Федеральных органовРоссийской Федерации являются федеральные конституционные законы ифедеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РоссийскойФедерации. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий РоссийскойФедерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации находятся федеральные органы исполнительной власти иорганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которыеобразуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В соответствии со Статьей 78 Конституции РФ Федеральные органыисполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создаватьсвои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать имосуществление части своих полномочий, если это не противоречит КонституцииРоссийской Федерации и федеральным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерациине могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии счастями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия междуфедеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации,действует федеральный закон. На территории Российской Федерации не допускается установлениетаможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий длясвободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствиис федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности,защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Статья 75 Конституции РФ определяет единство денежно-кредитной системына всей территории нашего государства - Денежной единицей в РоссийскойФедерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительноЦентральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег вРоссийской Федерации не допускаются. В ведении Федеральной власти Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральныхзаконов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; г) установление системы федеральных органов законодательной,исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы вобласти государственного, экономического, экологического, социального,культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное,кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовойполитики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фондырегионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиесяматериалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации,международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядкапродажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военногоимущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядоких использования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориальногоморя, воздушного пространства, исключительной экономической зоны иконтинентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное иуголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование;гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальноезаконодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система иисчисление времени; геодезия и картография; наименования географическихобъектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба. Предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации являются федеральные законы и принимаемые всоответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектовРоссийской Федерации. Система органов государственной власти республик, краев, областей,городов федерального значения, автономной области, автономных округовустанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно всоответствии с основами конституционного строя Российской Федерации иобщими принципами организации представительных и исполнительных органовгосударственной власти, установленными федеральным законом. Органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению сфедеральными органами исполнительной власти могут передавать имосуществление части своих полномочий. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерациинаходятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов,законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городовфедерального значения, автономной области, автономных округов КонституцииРоссийской Федерации и федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальныхменьшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественнойбезопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными идругими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологическойбезопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятниковистории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физическойкультуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства,отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями,эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в РоссийскойФедерации; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное,жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство онедрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизнималочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органовгосударственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектовРоссийской Федерации, выполнение международных договоров РоссийскойФедерации. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного веденияРоссийской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края,области, города федерального значения, автономная область и автономныеокруга осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятиезаконов и иных нормативных правовых актов. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РоссийскойФедерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотойгосударственной власти. Вышеуказанные положения Конституции РФ на мой взгляд четко определеныКонституционным судом РФ на примере дела от 30 сентября 1993 года По делуо проверке конституционности Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18мая 1993 года "О статусе судей в Кабардино-Балкарской Республике" ипостановления Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики от 22 июля1993 года "О порядке и сроках проведения выборов судей Кабардино-БалкарскойРеспублики" Суть дела заключается в том, что указанный субъект Р.Ф. не был согласен ссуществующим порядком назначения судей, на что Конституционным судом РФбыло в своем решении было указано следующее: «Правовой статус судей - один из важнейших вопросов отраслевогозаконодательства о судоустройстве. Согласно Федеративному договору(Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральнымиорганами государственной власти Российской Федерации и органами властисуверенных республик в составе Российской Федерации) правовое регулированиесудоустройства отнесено как к исключительной компетенции РоссийскойФедерации (пункт "о" части первой статьи I), так и к совместному ведениюорганов государственной власти Российской Федерации и органовгосударственной власти республик в составе Российской Федерации (пункт "к"части первой статьи II). На конституционном федеральном уровне провозглашен принцип разделениязаконодательной, исполнительной и судебной властей, определена судебнаясистема, закреплены независимость, неприкосновенность и несменяемостьсудей; установлено, что регулирование гарантий независимости инеприкосновенности судей, а также определение сроков их полномочийосуществляются только федеральным законом (статьи 163, 164, 165, 167Конституции Российской Федерации). Эти конституционные положения, устанавливая основы единого правовогостатуса судей в Российской Федерации определяют ту сферу в правовомрегулировании судоустройства, которая согласно Федеративному договоруотносится к исключительному ведению Российской Федерации. Кроме того, названные конституционные принципы обеспечивают действеннуюроль судебной власти как гаранта прав и свобод граждан. Регулирование жеправ и свобод граждан согласно пункту "в" части первой статьи 72Конституции Российской Федерации и пункту "в" части первой статьи IФедеративного договора также отнесено к ведению федеральных органовгосударственной власти. В области исключительной компетенции федеральных органов государственнойвласти принимаются только федеральные законы, которые согласно части первойстатьи V и части первой статьи VI Федеративного договора подлежатисполнению органами власти республики в составе Российской Федерации впорядке, установленном законодательством Российской Федерации. Республики в составе Российской Федерации не могут приниматьзаконодательные акты в сфере исключительных федеральных полномочий, а,регулируя в области судоустройства вопросы, отнесенные к совместномуведению федеральных органов государственной власти и органовгосударственной власти республик, должны обеспечивать соответствие своихнормативных актов Конституции Российской Федерации и тем федеральнымзаконам, которые реализуют исключительную компетенцию Российской Федерации.при этом не соответствует установленному на основе Федеративного договораразграничению предметов ведения и полномочий между Российской Федерации иреспубликами в ее составе положение, при котором республиканскийзаконодатель воспроизводит в республиканских законодательных актахфедеральные законы, принятые в сфере ведения Российской Федерации. Они действуют непосредственно и подлежат применению на всей территорииРоссийской Федерации, в том числе на территории республик в ее состав, чтовытекает из статьи 81 Конституции, части первой статьи V и части первойстатьи VI Федеративного договора подлежат исполнению органами властиреспублики в составе Российской Федерации не могут приниматьзаконодательные акты в сфере исключительных федеральных полномочий, а,регулируя в области судоустройства вопросы, отнесенные к совместномуведению федеральных органов государственной власти и органовгосударственной власти республик, должны обеспечивать соответствие своихнормативных актов Конституции Российской Федерации и тем федеральнымзаконам, которые реализуют исключительную компетенцию Российской Федерации. При этом не соответствует установленному на основе Федеративного договораразграничению предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией иреспубликами в ее составе положение, при котором республиканскийзаконодатель воспроизводит в республиканских законодательных актахфедеральные законы, принятые в сфере ведения Российской Федерации. Они действуют непосредственно и подлежат применению на всей территорииРоссийской Федерации, в том числе на территории республик в ее составе, чтовытекает из статьи 81 Конституции Российской Федерации, части первой статьиV и части первой статьи VI Федеративного договора. Распространение действияфедеральных законов на территории республик специальными законодательнымиактами республик противоречит понятию исключительного федерального веденияи, кроме того, излишне с точки зрения экономии законодательных усилий изаконодательной техники.»6. Общие проблемы федеративного устройства Российской Федерации6.1. Политическое неравноправие субъектов Российской Федерации Можно ли говорить о политическом равноправии субъектов Федерации, когдареспублики, например, наделены правом иметь свои конституции, а другиесубъекты -лишь уставы? О политическом неравноправии свидетельствуют и претензии республик наверховенство своих законов по отношению к федеральным. Например, в ст. 59Конституции Республики Татарстан зафиксировано: «Законы РеспубликиТатарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они непротиворечат международным обязательствам Республики Татарстан». Политическое неравноправие граждан проявилось в момент самоопределенияреспублик и при решении вопроса об их названии. Проблема названия республик (умышленно или неумышленно) была поглощенапроблемой провозглашения суверенитета. Существующее неравноправие субъектов Федерации Р.Абдулатипов пыталсяоправдать, теоретически и политически. В одном из телевизионных интервью онсказал, что республики самоопределяются на основе волеизъявления народа, ккоторому относятся только лица коренной национальности, а все другие люди,проживающие на территории республики, - это население, а не народ, и волянаселения не имеет никакого значения и не принимается в расчет. Хотя это - нонсенс, рекомендациями Р.Абдулатипова воспользовалисьруководители некоторых республик. Так, в ст. 69 Конституции РеспубликиБашкортостан говорится: «Республика Башкортостан образована в результатереализации права башкирской нации на самоопределение...». Здесь надо напомнить, что башкиры составляют менее 22% населенияреспублики. Статья 1 Конституции Тывы закрепляет за республикой право свободноговыхода из состава Российской Федерации, а п. 11 ст. 62 предоставляла этойреспублике право решать вопросы воины и мира. Невольно возникает вопрос: скем и зачем собиралась воевать Тыва?! Стоит процитировать ряд положений Конституции Республики Татарстан, скоторыми принципиально невозможно согласиться, так как они явнопротиворечат принципу равноправия субъектов Федерации и самому федерализму.Так, в ст. 61 записано: «Республика Татарстан -суверенное государство,субъект международного права, ассоциированное с Российский Федерацией -Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметовведения», а ст. 62 идет еще дальше: «Республика Татарстан вступает вотношения с другими государствами, заключает международные договоры,обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и инымипредставительствами, участвует в деятельности международных организаций,руководствуясь принципами международного права...». По КонституцииТатарстана все органы государственной власти этой республики не имеютникакого отношения к органам государственной власти России. 6.2. Экономическое неравноправие субъектов РФ. В соответствии с п. «в» ст. 72 Конституции РФ в совместном веденииРоссийской Федерации и ее субъектов находятся «вопросы владения,использования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природнымиресурсами», а по п. 6 ст. 11 Договора Российский Федерации с Татарстаном от15 февраля 1994 г. эти вопросы уже отнесены к исключительному ведениюТатарстана! Нельзя не заметить весьма опасных тенденций поэтапного наращиваниядоговорного неравноправия субъектов Федерации. Так, например, Республика САХА- Якутия в 1993 г. подписала с Россиейсоглашение, в соответствии с которым в ее исключительную собственностьпередается 11 % добываемого золота, 20% алмазов. Однако при этом было забыто о том, что именно Россия открыла богатыесибирские месторождения и вложила огромные людские н материально-финансовыесредства в их освоение. В 1993 г. Татарстан навязал России подписание трех межправительственныхсоглашений. Одно из них предоставляет Татарстану право экспортироватьпродукцию военных заводов, которые никогда ему не принадлежали; другое -дифференцирует собственность, расположенную в Татарстане, на три категории:- на принадлежащую Татарстану полностью;- на подлежащую совместному использованию;- на находящуюся в ведении России, как правило данные предприятия, являютсяубыточными. По Договору от 15 февраля 1994 г. Татарстану предоставлено правораспоряжаться добычей нефти и газа, определять перечисления в федеральныйбюджет, которые не превышают 1-2% от налога на прибыль, тогда как другиереспублики перечисляют в настоящее время 10%, а края и области - 50%. Неравноправие субъектов неизбежно будет сказываться и уже сказываетсяна неравноправии граждан. И это логично, так как если кому-то выделенобольше нефти, газа, Многие договоры, которые подписаны субъектами федерации с Россией, неотличаются принципиальностью и идентичностью. Так, например, в одних договорах акцент делается на то, - что республики являются государствами в составе Российской Федерацииили являются субъектами Федерации (см. договоры с Кабардино-БалкарскойРеспубликой от 1 июля 1994 г.; с Республикой Бурятия от 29 августа 1995г.30); - в других этот вопрос обходится молчанием (см. Договор с Республикой Коми от 22 марта 1996 г.); - в третьих виден недвусмысленный вывод о том, что республика не является субъектом Федерации (см. Договор с Республикой Татарстан). По-разному в договорах Федерации с республиками решаются вопросывладения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другимиприродными ресурсами. В ряде договоров все это отнесено безо всяких оговорок кисключительному ведению республик (см. Договор с Республикой Татарстан), вдругих - содержатся самые различные оговорки (см. Договор с РеспубликойБашкортостан). Привилегии и льготы, выторгованные некоторыми субъектами Федерации,позволяют им не участвовать в равной мере с другими субъектами в решенииобщероссийских дел. Независимо от желания или нежелания федеральных властей созданныйпрецедент неизбежно будет распространяться и на другие субъекты. 6.3. Обострение межнациональных отношений в России. Проблемы межнациональных отношений приобрели весьма острое политическоезначение. Это объясняется не только и даже не столько ростом национальногосамосознания, сколько проявлением национализма, искусственным раздуваниемнациональных особенностей и беспочвенным противопоставлением интересоводних наций интересам других. Наблюдается и явная растерянность некоторых лидеров России, ихнеспособность взять на себя ответственность за конструктивное,принципиальное и основанное на законе решение межнациональных коллизий. Вместо этого широкое распространение получила политика нескончаемыхнеоправданных уступок. Создавшейся ситуацией не преминули воспользоваться политическиеавантюристы н националисты -всех мастей, которые любой ценой под флагомдемократии и суверенитета уже добиваются желанной власти, правараспоряжаться огромными богатствами, и, прежде всего в личных интересах,ради которых творится произвол, гибнут люди, появляются сотни тысячбеженцев. Проблемы межнациональных отношений следует рассматривать на фонеглубокого общего кризиса, переживаемого страной, который стал мощным, оченьопасным катализатором обострения социальных отношений. В период культа личности и застоя межнациональные отношения строилисьпод вывеской федерации, а на самом деле Россия была унитарным государствомс автономными образованиями. Для развития национального самосознания не было свободы и должногопростора, а межнациональные коллизии не имели возможности открытоговыражения из-за страха жестокого пресечения. Территориальные споры являются серьезным источником обострениямежнациональных отношений. В свое время границы между национально-государственными образованиями устанавливались произвольно, одним росчеркомпера «вождя и друга всех народов СССР». Даже вошло в практику делатьтерриториальные подарки без согласия и вопреки воле народов, проживающих надаримых территориях. В ряде республик принимаются дискриминационные законы, открытозакрепляющие преимущества коренной национальности. Это - откровенный национализм, классический пример того, когда теория иполитика без учета реалий ведут к абсурду. На такую ситуацию в стране негативно влияет бездействие Уголовногокодекса РФ, предусматривающего уголовную ответственность за действия,направленные на возбуждение национальной вражды, унижение национальногодостоинства (ранее - ст. 74, с 1997 г. - ст. 282 УК РФ). Несомненно, вслучае эффективного применения УК РФ и соответствующих профилактических мерможно было упредить многие межнациональные конфликты, подобно тому, какпожар легче погасить в начале возгорания, чем тогда, когда огонь охватилвесь дом. 6.4. Проблема суверенитета республик входящих в состав Р.Ф. Каждая нация имеет право на сохранение самое себя, своих национальныхособенностей: языка, национальной культуры, традиций, быта и т. д. Без этого невозможно свободное развитие наций и трудно рассчитывать надостижение и укрепление межнационального согласия, доверия ивзаимопонимания, на межнациональный мир. Вместе с тем это право не может и не должно осуществляться за счет прави интересов других наций. В Российской Федерации понятие «суверенитет»стало настолько «модным», что о нем заговорили во всех национально-государственных образованиях, многие из которых не прочь «приобрести» его всвою «собственность». Проблемы суверенитета из теории перекочевали впрактику, что довело до предела их остроту и политическую значимость. Некоторые современные политические лидеры переооценивают проблемысуверенитета. Чего стоит один только часто повторяемый призыв: «Беритестолько суверенитета, сколько освоите!» С точки зрения теории суверенитета такой призыв являетсянесостоятельным, так как суверенитет -един и неделим, а с точки зренияполитики и практики - вреден и опасен. Неужели не ясно, что «парадсуверенитетов» в России осложнил и обострил межнациональные отношения,усилил опасность распада Российский Федерации. Для Российский Федерации острый характер приобрела проблема«трансформации» национального суверенитета в государственный, которая сталарешаться произвольно, вопреки науке, без учета многих объективных факторов,не терпящих национального эгоцентризма и волюнтаризма. Например, Татарстан в одностороннем порядке, игнорируя Конституцию РФ имнение федеральных властей, возвел свой суверенитет в абсолют и водностороннем порядке провозгласил себя государством, ассоциированным сРоссийской Федерацией. Заметим, что Конституция России не знает такихгосударств. Предметом «социологии суверенитета», являются не столько признакисуверенитета, сколько формы и направленность его взаимодействия в системеинтересов и потребностей различных социальных групп, их отношения ксоциальному равенству, справедливости, патриотизму, национальной гордости ит. д. Теории и практике известны три разновидности понятий суверенитета:народный, национальный и государственный. Что следует понимать под народнымсуверенитетом? Народный суверенитет - верховное, неотчуждаемое право народа определятьсвою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего не зависимымносителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе. Применительно к народному суверенитету верховенство означает, что вышенародной власти нет никакой иной власти, что это - власть, в последнейвысшей инстанции. Верховенство проявляется в полноте народной власти,регулирующей самый широкий круг общественных отношений, которые занимаютопределяющее положение ко всем иным властным отношениям. Все другие властные регуляторы общественных отношений в конечном итогеявляются производными от власти народа, подотчетными и подконтрольными ей.От практической реальности этого положения зависят стабильность,законность и правопорядок в государстве и обществе Под национальным суверенитетом мы понимаем верховное, неотчуждаемоеправо нации на самоопределение, т. е. право определять свою судьбу,самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственногоустройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективныхисторических условий, прав и интересов совместно проживающих наций инародностей, а также мнения других субъектов Федерации. Верховенство национального суверенитета означает, что никто, кромесамой нации, не может определять ее судьбу как внутри, так и вне себя.Наиболее четко и полно верховенство проявляется в праве наций насамоопределение, признаваемое и отстаиваемое в мировом сообществе и вРоссии. Но из этого не следует вывода о том, что нация может не считаться собъективными историческими, политическими, экономическими, военными и инымиреалиями. Государственный суверенитет - это главный атрибут государства,верховное, неотчуждаемое право государства самостоятельно решать своивопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая законность иобщепризнанные принципы и нормы международного права. Суть верховенства государственного суверенитета заключается в том, чтотолько государству принадлежит верховное право решать свои внутренние ивнешние дела; никакая иная государственная власть не может их решать, заисключением тех случаев, когда на это есть ее добровольное согласие. Вместес тем в цивилизованном мировом сообществе ни одно государство под флагомсуверенитета не может и не имеет права нарушать общепризнанные принципы инормы международного права и творить произвол Неотчуждаемость суверенитета — наиважнейший элемент его содержания.Суверенитет существует реально или потенциально до тех пор, пока естьнарод, нация, государство. Однако неотчуждаемость суверенитета не следует смешивать сполномочиями, которые могут передаваться для реализации соответствующимполитическим институтам, а полномочия не являются ограничениемсуверенитета. Таким образом, необходимо рассматривать провозглашение суверенитетовреспублик, с точки зрения единства суверенитета Р.Ф. Единство суверенитета означает, что его субъектом, носителем являютсянарод, нация, государство. Суверенитет един и неделим. Важным элементом содержания суверенитета является независимостьСуверенитет - категория недробная: либо он есть в полном объеме, либо его нет совсем. Дозировкасуверенитета исключена. Всякое дозирование суверенитета есть свидетельствоего отсутствия у дозируемой стороны. Именно поэтому трудно согласиться свыдвигаемой некоторыми политиками и учеными «теорией ограниченногосуверенитета». Единство суверенитета не сеть тождество народного, национального игосударственного суверенитетов, так как: во-первых, они отличаютсясубъектами; во-вторых, внутреннее их содержание и объем - не одинаковы; в-третьих, имеются различия в формах их реализации Таким образом, развитие « парада суверенитетов» в субъектах Р.Ф. ведетк выходу из страны, в связи с чем необходимо выяснить каким образом такойпереход может быть осуществлен, особенно с учетом событий на с. Кавказе. 6.5. «Трансформация» национального суверенитета в государственный При исследовании данной проблемы не стоит игнорировать принципиальныеположения прежде всего ст. 4 Конституции РФ: «I. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю еетерриторию. 2. Конституция Российской Федерации и федеративные законы имеютверховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенностьсвоей территории». Совершенно очевидно, что статья призвана предупредить, предотвратитьраспад Российской Федерации. Именно поэтому, по Конституции РФ, республики в ее составе непровозглашаются суверенными и им не предоставляется право свободного выходаиз состава РФ Бесспорно, «трансформация» национального суверенитета в государственныйдолжна зависеть от многих объективных исторических, политических,оборонных, социально-культурных факторов, от прав и интересов, совместнопроживающих нации и народностей, а также от мнения других субъектовфедерации. Назовем тот минимум условий, при соблюдении которых возможна«трансформация» национального суверенитета в государственный, т. е. когданационально-государственное образование может стать действительносуверенным государством: 1. Прежде всего, нация, претендующая на государственный суверенитет,должна составлять абсолютное большинство населения, проживающего на даннойтерритории. 2. Должен быть достигнут разумный консенсус с «Федерацией и еесубъектами, получено их согласие на такую «трансформацию» послеудовлетворения их взаимных претензий. Опыт развала Союза ССР - яркий пример«нецивилизованного развода», от которого в основном пострадалитерриториальные, материальные, финансовые и многие другие интересы России. 3. Максимально должны учитываться воля, права и интересы совместнопроживающих наций и народностей, права человека и гражданина независимо отнациональной принадлежности, иначе трудно рассчитывать на национальный мирв создаваемом суверенном государстве. 4. Образуемое суверенное государство должно быть политически иэкономически жизнеспособным. Политическая стабильность, отсутствиесерьезных национальных и социальных конфликтов, прочный национальный исоциальный мир - важные гарантии жизнеспособности республики. 5. Кроме того, образуемая суверенная республика не может бытьдестабилизирующим фактором как внутри, так и за ее пределами. Эта проблемаприобрела в России исключительно важное значение. Необходимый экономический потенциал республики призван обеспечить еесамостоятельное существование и создать достойные материальныеусловия жизни для своих граждан. Здесь нельзя не заметить, что даже бывшиесоюзные республики, став самостоятельными, оказались неспособными создатьнормальные условия для своих граждан. 6. Естественно, образуемое суверенное государство должно иметь внешниеграницы, а не быть анклавом Российской Федерации и не превращать Россию влоскутное государство. В настоящее время приведенному минимуму условий не соответствует ниодна республика в составе Российской Федерации, кроме в некотором родеЧечни, где варварскими способами добились однородности национальногосостава республики, однако у Чечня, в отличии от государств СНГ не смоглаопределиться с Р.Ф. по остальным вышеизложенным пунктам. Учитывая печальный опыт Чеченской республики, нельзя считатьправомерным и целесообразным провозглашение республик в составе Р.Ф.суверенными и, тем более, закреплять за ними право свободного выхода изФедерации. Что в свою очередь подтвердил Конституционный Суд РФ в ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 31.07.95 N 10-П «Конституция РоссийскойФедерации, как и ранее действовавшая Конституция 1978 года, непредусматривает возможности одностороннего решения вопроса об изменениистатуса субъекта Российской Федерации и о его выходе из состава РоссийскойФедерации. Согласно статье 66 (часть 5) Конституции Российской Федерациистатус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимномусогласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации всоответствии с федеральным конституционным законом. Государственная целостность - одна из основ конституционного строяРоссийской Федерации. Она закреплена в статьях 4 (часть 3), 5 (часть 3), 8,65, 67 (часть 1), 71 (пункт "б") Конституции Российской Федерации.Государственная целостность- важное условие равного правового статуса всехграждан независимо от места их проживания, одна из гарантий ихконституционных прав и свобод. Конституционная цель сохранения целостности Российского государствасогласуется с общепризнанными международными нормами о праве народа насамоопределение. Из принятой 24 октября 1970 года Декларации принциповмеждународного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничествамежду государствами в соответствии с Уставом Организации ОбъединенныхНаций, следует, что осуществление права на самоопределение "не должнотолковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые велибы к расчленению или полному нарушению территориальной целостности илиполитического единства суверенных и независимых государств, действующих ссоблюдением принципа равноправия и самоопределения народов"». 7. Заключение: Для того чтобы прекратить, конфликты и коллизии и отвести потенциальнуюугрозу распада Российской Федерации, улучшить благосостояние народа, на мойвзгляд необходимо, по крайней мере, решить две ключевые проблемы:. 1. Проблема суверенитета республик и право свободного выхода из составаФедерации приобрела особую остроту, недооценивать и игнорировать ее весьмаопасно. В соответствии с теорией конституционного права и международнойпрактикой федерация не может состоять из суверенных субъектов. Это будетуже не федерация, а конфедерация. Общеизвестно, что конфедерация не имеет атрибутов государства(конституции, высших органов государственной власти, гражданства, единойсистемы правоохранительных органов и т.д.), субъекты ее сохраняют в полномобъеме свой суверенитет. Конфедерация носит не государственно-правовой, амеждународно-правовой характер. Это - не государство, а союз государств,который образован для достижения определенных целей. Если федерация имеетсуверенитет, то ее субъекты не имеют оного, и наоборот. Думается, что республики упорно не желают отказаться от закрепления вконституциях суверенитета скорее из-за далеко идущей политическойперспективы, чем ради бессмысленных амбиций. Если дело дойдет допрактической реализации суверенитета, то Россию ожидает участь СССР; угрозаее распада только отступила, а не канула в Лету. Суверенитет республик—это мина замедленного действия, заложенная подздание Российской Федерации. Нет такого государства в мире, которое не беспокоилось бы о своемсуществовании. Предложенные меры снимут опасность выхода республик изсостава Федерации. Ведь ни одна федерация стран мира не предоставляет своимсубъектам право выхода из состава страны. 2. Поскольку политические и экономические проблемы в РоссийскойФедерации слиты воедино, то важнейшей для Экономического развития Россииявляется отказ от асимметричного устройства Российской Федерации: А) В настоящее время принципы федеративного устройства России неучитывает экономические взаимосвязи между предприятиями расположенными натерриториях различных субъектов РФ, что в свою очередь приносит ощутимыйвред предприятиям созданным и получившие свое развитие в СССР как единыетерриториальные промышленно-финансовые комплексы. Б) Основная система функционирования государства – это Экономическаясистема, в том числе налоговая система, система распределения природныхресурсов и т.д. Существующая экономическая система РФ, основанная напринципах заключения федеральным властям отдельных договоров с каждым изсубъектов РФ - это не только неравные условия для каждого из субъектов РФсо всеми вытекающими отсюда последствиями, но и прежде всего отсутствиеперспективы экономического становления слабых регионов. В) Экономическое и политическое равенство регионов сломает искусственносозданные многочисленные государства с малочисленными титульными нациями,реально уравняет в правах граждан независимо от национальнойпринадлежности, обеспечит им широкие права культурно-национальнойавтономии, будет способствовать экономической интеграции, объединениюматериально-финансовых ресурсов и рациональному их использованию, ускорениювыхода страны из глубокого общего кризиса. Г) Нельзя не учитывать и существенное сокращение количества президентов,глав правительств, министров, губернаторов, уполномоченных президента,депутатов и т. д., что позволит сэкономить стране ни один миллиард рублей. Д) Необходимо в полном объеме уравнять в правах все субъекты федерации,создать механизм оптимального сочетания, сбалансирования общефедеральных иреспубликанских интересов. Сейчас сделать это невозможно: субъекты Федерации по форме и своемустатусу формально и реально являются неравноправными; асимметричноефедеративное устройство России начисто исключает их равноправие.Список используемых источников:Данные источники взяты из ИСС «Кодекс»1. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года)Конституция РФ от 12.12.93 N б/н2. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.09.93 N б/н По делу опроверке конституционности Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18 мая1993 года "О статусе судей в Кабардино-Балкарской Республике" ипостановления Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики от 22 июля1993 года "О порядке ...3. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.03.92 N б/нПо делу о проверке конституционности Декларации о государственномсуверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, Закона Татарской ССР от18 апреля 1991 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (ОсновногоЗакона) Татарской ССР", Закона ...4. Указ Президента РФ от 12.03.96 N 370Об утверждении Положения о порядке работы по разграничению предметовведения и полномочий между федеральными органами госуд. власти и органамигосуд. власти субъектов РФ и о взаимной передаче осуществления части...(сизменениями от 25.11.96г.)5. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.05.93 N б/нПо делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня1992 года "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа всостав Российской Федерации"6. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.95 N 10-ППо делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 30.11.94 N 2137"О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядкана территории Чеченской Республики", Указа Президента РФ от 09.12.94 года N2166 "О мерах по ...7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и ПравительствомРеспублики Башкортостан об экономическом сотрудничествеСоглашения между государственными органами и (или) другими субъектами праваот 25.05.94 N б/н18. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.99 N 2-ППо делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1)Конституции Российской Федерации9. Решение Верховного Суда РФ от 17.02.98 N б/нНазначение субъектом Российской Федерации референдума по проекту закона,затрагивающего вопросы судоустройства и прокуратуры, противоречит ст. 71Конституции Российской Федерации и ...Решение Верховного Суда РФ от 17.02.98 N б/н10 . Постановление (определение) Президиума Верховного Суда России от29.04.98 N б/нПолномочия, отнесенные к исключительной компетенции Российской Федерации(ст.71 Конституции Российской Федерации), не могут быть переданы субъектуРоссийской Федерации на основании договора (Извлечение)11. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.96 N 16-ППо делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и пункта 4 статьи 3Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О дорожных фондах вРоссийской Федерации"12. Закон РФ от 21.02.92 N 2395-1О недрах (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ) (сизменениями на 2 января 2000 года), О порядке введения в действие ЗаконаРоссийской Федерации "О недрах"13. Закон РФ от 30.12.95 N 225-ФЗ О соглашениях о разделе продукции (с изменениями на 7 января 1999 года14. Зиновьев А.В. «Конституционное право России «проблемы теории ипрактики,М.С-П, Издательский Торговый дом «Герда» -2000.15.Б.А. Страшун «Историко-правовой комментарий» Конституция РоссийскойФедерации официальный текст, М, издательская группа Норма-ИНФРА-М




Похожие:

Федерализм и его проявления в принципах конституционного строя России iconБилет №30 Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России. Основы конституционного строя
Основы конституционного строя — это главные принципы государства, обеспечивающие под­чинение его праву и характеризующие его как...
Федерализм и его проявления в принципах конституционного строя России iconЛекция Основы конституционного строя Российской Федерации
Тема «Основы конституционного строя Российской Федерации» включает в себя 11 вопросов. На сегодняшней лекции мы с Вами остановимся...
Федерализм и его проявления в принципах конституционного строя России iconБельгийский федерализм
Работа выполнена на кафедре Конституционного права Московского государственного института международных отношений (Университета)...
Федерализм и его проявления в принципах конституционного строя России iconЛекция Основы конституционного строя Российской Федерации (Продолжение)
На предыдущей лекции мы приступили к изучению темы «Основы конституционного строя Российской Федерации» и рассмотрели первые четыре...
Федерализм и его проявления в принципах конституционного строя России iconЗакон об общих принципах организации
Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается...
Федерализм и его проявления в принципах конституционного строя России iconТема основы конституционного строя РФ (2 часов)
Народовластие в РФ и формы его осуществления. Референдум в рф: понятие, основные черты
Федерализм и его проявления в принципах конституционного строя России iconВ. Б. Кириллов 200 г
Целью курса является изучение нового конституционного права России после проведения в ней политических и социально-экономических...
Федерализм и его проявления в принципах конституционного строя России iconВ. Б. Кириллов 200 г
Целью курса является изучение нового конституционного права России после проведения в ней политических и социально-экономических...
Федерализм и его проявления в принципах конституционного строя России iconГарантии местного самоуправления
Конституции, а в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в статье 2 прямо...
Федерализм и его проявления в принципах конституционного строя России iconУчебно-методический комплекс по дисциплине конституционное правосудие РФ для специальности 030501 юриспруденция
Конституционного Суда, статус судьи Конституционного Суда, понятие конституционного судопроизводства, его принципы; стадии конституционного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы