Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана icon

Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана



НазваниеЭтногенез и этнические процессы на территории Казахстана
Дата конвертации06.07.2012
Размер393,79 Kb.
ТипРеферат
Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана


Глава 5. ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА§ 1. Антропологические аспекты происхождения казахского народа Поиск истоков этнообразования казахского народа чрезвычайно сложен, итеснейшим образом связан с изучением седой древности Казахстана, а такжесопредельных территорий, насельники которых участвовали в обширныхэтногенетических процессах Евразии. Среди множества аспектов происхождения казахского народа можно выделитьдва стержневых: лингвистический и антропологический. Есть все основанияполагать, что оба процесса на рассматриваемой территории развивалисьпараллельно, главным образом по исторической вертикали. Такой подходпозволяет проследить преемственность и сохранившиеся «предковые» черты.Правда, в отдельные исторические эпохи определенную роль сыграло и развитиепо горизонтальной линии. Примечательно, что в древности коренные насельникирегиона имели общую лингвистическую и антропологическую основу, и усовременных потомков генетическая кластеризация в основном соответствуетлингвистической. Древнюю историю Казахстана можно разделить на два большихпериода: индоевропейский и тюркский. * Первый период, несмотря на свою значительную временную отдаленность,пред стает перед нами как реально сформировавшаяся фаза не только свыраженными хозяйственно-культурными традициями, но и рядом известныхэтнических объединений и расовых образований. В лингвистическом отношениина этом этапе насельники не только Казахстана, но и обширного регионаЕвразии входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи'.Хронологически рассматриваемый период в Казахстане охватывает III—Iтысячелетия до н. э. Имеющиеся археологические артефакты Казахстана, связанные с этимпериодом, свидетельствуют, что на его большей части была распространена такназываемая андроновская культура эпохи бронзы. В его западной частинаибольшее распространение получила срубная культура. В целом эти культурыобладали выраженными региональными чертами, которые, в свою очередь,послужили основой для нового уклада жизни потомков в виде номадизма впоследующую эпоху раннего железного века. На этом этапе преемственностькультурно-исторической общности местных насельников раннего железного векас периодом эпохи бронзы Казахстана, о чем свидетельствуют многочисленныеархеологические источники, не вызывает сомнения2.В рассматриваемый период территория Казахстана по существу становитсяцентром распространения так называемой «кочевнической триады», характернойдля всех евразийских степей, т. е. ареалом повсеместного бытованияклассических предметов вооружения, конского снаряжения и «звериного стиля»в оформлении изделий. Истоки этой триады, как полагают некоторыеисследователи, восходят к древним казахстанским племенам андроновскойкультуры середины П тыс. до н. э.3 Однако с открытием аржанской фазыразвития номадических культур в последнее время региональные особенностиевразийских племен от Хуанхэ до Дуная стали рассматриваться на фоне общеговзаимодействия всего кочевого мира в целом4. Однако этот обширный кочевоймир имел своебразные локальные хозяй- Жтвенно культурные варианты. Одним изних являлись кочевые пле-Кена Казахстана эпохи раннего железного века.Вэтот период в евразийских степях в виде отдельных этнических Общностейзафиксированы индоевропейские племена под названием «скифы» («саки»). Этитермины в сущности отражают одну и ту же Общность кочевых племен.Современниками сако-скифского племенного союза были савроматы, обитавшие вЗападном Казахстане и за его пределами. Вместе с тем в древних источникахупоминаются их многочисленные подразделения с довольно туманнойлокализацией в европейских степях. Да и современная литература пестритпротиворечиями об их местонахождении. Наиболее широкую освещенность влитературе получили племена массагетов, исседонов, аримаспеев и др.Некоторые исследователи последнихлет настойчиво подчеркивают, что эти идругие этнонимы евразийских племен отражают не целостное этническоеобразование, а скорее обобщенное наименование нескольких определенныххозяйственно-культурных общнос-тей5. Поэтому этническое определение вдревних письменных источниках и современных археологических исследованияхотносительно локализации различных кочевых объединений в евразийских степяхэпохи раннего железа и античности становится слишком гипотетичным инуждается в серьезном критическом изучении, возможно, и в пересмотре.Несмотря на это, сако-скифский племенной союз в Казахстане сохранилиндоевропейскую общность в своем этнокультурном развитии до рубежа новойэры. Такова в общих чертах этнокультурная ситуация, которая лежала в основеэтнообразовательного процесса местных насельников в эпоху бронзы и раннегожелеза. На этом этапе вся совокупность важнейших компонентов хозяйственно-культурных традиций, этнического развития и лингвистической близости, вконечном счете, образовала предковую основу последующего процессаформирования культурно-исторической общности союзов племен Казахстана,включая и казахскую народность в целом. В пользу этого говорят основныерезультаты исследований по этнической археологии, этнологии, историческойэтнографии и топонимике Казахстана. Это концептуальное положение находитнаиболее важное обоснование в палеантропологических материалах Казахстана. Как известно, объективным носителем, творцом и проводником ценностныхориентации всего этнокультурного наследия в различные исторические эпохибыл сам человек. Но существует и биологическая сторона его природы, когдаодновременно он составляет часть естественноисторической общности людей,генетически связанных между собой разной степенью родства. В геномечеловека заложены его внутренние и внешние особенности, а родственнаягруппа людей обладает своим определенным комплексом этих особенностей. Замечено, что в силу географических и исторических причин в отдельныхэтнических группахчастота проявления наследуемых признаков варьирует по-разному. Именно характер распределения тех или иных генов средипредставителей определенной общности людей может многое рассказать обэтнической истории народа, его миграциях, контактах, смешениях илиобособлениях в разные периоды. В основе данного антропологическогоисследования лежат принципы этноисторического развития и географическогораспределения генетических особенностей насельников Казахстана напротяжении ряда тысячелетий. Обратимся к палеоантропологическим данным Казахстана эпохи бронзы, таккак находки останков человека более ранних периодов очень фрагментарны.Согласно палеоантропологическим и археологическим данным, древнее населениеКазахстана в этот период сосрс-|| доточивалось в центре большой этнокультурной области — Евразии ?; — ибыло одним из представителей обширного антропологического i пласта;степного типа протоевропейского расового ствола. Основная ;. часть этогобольшого региона, включая Казахстан и Среднюю Азию, была самой раннейобластью обитания и расселения племен индоиранской культурно-исторической илингвистической общности. На протяжении ряда тысячелетий носителиэтойдревнейшей цивилизации оставались важнейшим ядром в формировании болеепоздних региональных антропологических образований. Палеоантропологические исследования позволили охарактеризовать внешнийоблик древних популяций Казахстана эпохи бронзы. В этот период на всей егообширной территории были распростране-, ны различные варианты древнихевропеоидов, но преобладающим .; антропологическим типом был степной,называемый также андро-новским по названию археологической культуры; Онимел мезокран-ный череп, низкое, широкое и хорошо профилированное вгоризонтальной плоскости лицо, сильно выступающие носовые кости и низкиеглазницы. Вместе с тем в некоторых частях Юго-Восточного (Семиречье) иЗападного Казахстана обитали племена, сходные по фенооблику с локальнымвариантом восточносредиземноморской расы. В целом эти и другие местныеевропеоидные расовые типы являлись тем мощным антропологическим пластом, набазе которого происходила дальнейшая трансформация генома древнегонаселения Казахстана'. Таким образом, у истоков древнего антропологическогопласта Казахстана находились хорошо отличимые, ярко выраженные вариантыевропеоидной расы без следов притока генов восточного (азиатского) расовогоствола. Следовательно, европеоидный облик древних популяций Казахстана былизначально явлением исключительно автохтонным, и важнейшие фены-признакиоблика передавались из поколения в поколение.Изучение палеоантропологии Казахстана эпохи раннего железного векапоказало, что население всего региона по-прежнему характеризовалосьвыраженными чертами европеоидной расы, известными и в эпоху бронзы. Другимисловами, прослеживается четкая генетическая преемственность междунаселением двух рассматриваемых периодов Казахстана. Однако прискрупулезном анализе краниологических серий раннего железного века все женельзя не отметить тенденцию, которая, несомненно, развивалась подвоздействием фенов-признаков, привнесенных популяциями восточногопроисхождения (Центральная Азия). Но удельный вес монголоидных элементовбыл еще незначительным в фенооблике древних популяций Казахстана. В целом уместных племен скифо-сакского времени 1/6 часть физических черт ужепринадлежала «восточному» комплексу, представители которого впервые сданного периода фиксируются на данной территории. На этом основании можноговорить, что середина I тыс. до н. э. стала началом инфильтрации восточныхпопуляций и метисационного процесса у древних насельников Казахстана, когда^элементы «восточного» расового ствола на рассматриваемой территории сталипостепенно нарастать по мере приближения к позднему "I; Этапусредневековья. "" В раннежелезном веке несколько иная этнокультурнаякартина наблюдается в западной части Казахстана, где обитало кочевоеобъединение скифо-савроматских племен. Культурные очаги этой общностинайдены в современных Актюбинской, Западно-Казахстанской, Атырауской иМангистауской областях. Однако большая часть памятников скифо-савроматскоговремени обнаружена за пределами Западного Казахстана, а именно, в Среднем иНижнем Поволжье и Южном Урале. Историю развития этой культурной общностинекоторые исследователи связывают с указанными регионами. Вместе с темсавроматы Западного Казахстана обнаруживают ощутимую антропологическуюсвязь с андроновцами степной зоны. Таким образом, в эпоху раннего железа натерритории Казахстана мы сталкиваемся сдвумя культурными центрами: скифо-сакским и скифо-сармат-ским. Творцами первого были потомки местныхпопуляций андро-новской культуры, второго — потомки древних популяцийсрубной культуры. В общем по археологическим данным между казахстанскимисаками и савроматами прослеживается историческая близость в материальнойкультуре и укладе жизни6. В антропологическом отношении черепа савромато-сарматского времени изЗападного Казахстана характеризуются выраженным фенообликом южной ветвиевропеоидной расы. В масштабе этой расы по ряду морфологических признаковони сближаются с локальным вариантом восточносредиземноморскогоантропологического типа7. В целом скифо-сарматские племена рассматриваемого региона по основнымкраниометрическим признакам все же оказываются близкими по фенооблику ксако-усуньскому миру Юго-Восточного Казахстана, представляя собой огромныйсармато-усуньский континуум. Палеоантропологические материалы собственноусуньского времени представляются довольно информативными. Как известно, вконце I тысячелетия до н. э. в юго-восточной части Казахстана на сменуэтническому объединению племен сакского времени приходит новый племеннойсоюз с этнонимом «усуни», который, как полагают исследователи, в сущностиявляется последней фазой развития сак-ской культуры. Поэтому подразделениеплемен на саков и усуней является условным, отражающим лишь разные этапыэволюции единой этнической общности8. В пользу этого говорят и данныепалеоантропологии. Рассмотрение краниологических серий усуньского времени демонстрируетнепрерывную генетическую преемственность с предшествующим периодом, т. е.антропологическая основа местных популяций античйого времени по-прежнемуостается древнеевро-пеоидной. Что касается генетической примеси восточныхплемен, то ее удельный вес несколько возрастает по сравнению спредшествующей скифо-сакской эпохой. В целом доля этого компонента средиместных популяций уже составляла 1/4 часть от общей массы. Основная причина обнаруженной тенденции в расовой морфологии местныхнасельников несомненно связана с проникновением и оседанием хуннских племениз Центральной Азии. Однако на данном этапе наших исследований конкретныйвклад в генофонд местных популяций пока остается не раскрытым из-зафрагментарности па-леоантропологических материалов по сармато-гуннскимплеменам,|хотя их этнокультурное развитие оставило глубокий след в древней | историиКазахстана. К тому же проблемы тохарской (юэчжийской) ? цивилизации,оказавшей огромное влияние на этнокультурное развитие местных племен, ещеслабо разработаны. ,1 ^а остове приведенных и других данных можнозаключить, что на | протяжении более двух тысячелетий до н. э. насельникиКазахстана ? в антропологическом отношении обладали единой основой морфо-?физиологических особенностей. Она оказалась довольно устойчивой и, несмотряна многие эпохальные исторические события, происходившие в евразийскихстепях в I и II тысячелетиях н. э., в дальнейшем сохранилась в генетическомпортрете современных казахов в виде предковых компонентов, характерных длянаселения бронзового и раннего железного веков Казахстана. Основанием длятакого суждения служит весь обширный антропологический материал посовременным казахам. Начало I тысячелетия н. э. для большей части Евразии, включая Казахстан иСреднюю Азию, ознаменовалось новым этапом взаимодействия внутренних ивнешних факторов в этно-и расогенетичес-ком развитии, вследствие чегонаступила кардинальная трансформация древнего культурно-историческогоуклада жизни местных племен и совершился переход к прототюркской этно-культурной и языковой общности. Как известно, во втором периоде происходили многочисленные локальныемиграции кочевых племен на Запад и образование разных кочевых объединений стюркоязычными наречиями на территории Казахстана. Огромная площадьпоследнего с относительно стабильными хозяйственно-культурными традициями всилу своего исторического развития и географического положения надолгиетысячелетия стала естественным мостом между Востоком и Западом, а еекоренные насельники были в самом центре миграционных путей Евразии. Чтокасается генофонда местных популяций этих периодов, то посредством рядамиграций и последующего смешения населения его состав, несомненно,подвергался неоднократным генетическим[pic]«добавкам» со стороны кочевых племен восточного происхождения.Палеоантропология Казахстана этого времени свидетельствует об этом (рис.1.). Масштаб притока этих генов был разным и, естественно, оказалопределенный эффект на фенооблик местных популяций. Это особенно заметнопри сопоставлении краниологических серий усуньского и тюркского периодов.Тем не менее основная масса местных этнических образований тюркскоговремени оставалась европеоидной, сохраняя генетические особенностипредшествующих им древних племен. Если обратиться к общему соотношению двухведущих расовых компонентов в физическом облике местных насельниковрассматриваемого времени, то условная доля монголоидных элементов в целомсоставила 1/3 часть генофонда популяций. В ряде локальных групп уровеньпримеси достигал 1/2 части от общего генофонда. В некоторыхкраниологических сериях, в частности в притобольской серии VIII—Х вв. н. э.из Северного Казахстана, условная доля монголоидности достигла 2/3 части отобщей массы9. Аналогичное явление наблюдается в пограничных зонах (Поволжьеи Приуралье), близких к западной части Казахстана, где у локальнойпопуляции XI и XII—XIV вв. монголоидная примесь составляла столько же,сколько у нынешних представителей казахстанского варианта тураноидной(южносибирской) расы10. Все это указывает на то, что степень смешенияфизических черт на древней европеоидной основе с пришлыми монголоидами,характерная для современных казахов, имела место в отдельных частяхКазахстана уже в тюркское время. Для большинства популяций казахстанско-среднеазиатского региона конец I иначало II тысячелетия н. э. ознаменовались успешным социально-экономическими культурным развитием. В ряде оседлых и полуоседлых районов Казахстанаусилился процесс консолидации между близкими и далекими племеннымиобъединениями. Для населения Казахстана этой эпохи в целом характернавыраженная тенденция к сложению определенной единой общеэтнической основы,обусловленной как географическими, так и культурно-историческими факторами.Таковыми являются расселенность в основном на территории с однообразнымландшафтом и схожим климатом, однотипность хозяйственно-культурныхтрадиций, единство языка и общность происхождения. Однако нашествиемонголов в начале XIII в. и создание на территории Казахстана монгольскихулусов приостановили на долгие годы процесс завершения этнокультурногообразования единой казахской народности. При сопоставлении краниологических серий казахов с сериями черепов«монгольского» и тюркского времени обнаруживается, с одной стороны,непрерывная генетическая преемственность между населением указанныхпериодов, с другой — дальнейшее усиление притоков генов «восточной»ориентации (см. рис. 1). В целом, за время монгольского господства условнаядоля восточного компонента у местных насельников увеличилась примерно настолько же, насколько и в тюркское время (около 20%). На этом основанииможно утверждать, что монгольская экспансия не сопровождалась массовымпереселением центральноазиатских племен или полным вытеснением местныхплемен в другой регион и в целом не моглавызвать резкой смены генетической структуры местных популяций.Антропологически ее основная роль свелась к очередному усилениюметисационного процесса среди древних потомков края. Вместе с тем следуетуказать, что этот не столь уж большой приток генов в «монгольское» время вмасштабе всего Казахстана оказался достаточно эффективным, чтобы вфенооблике популяций формально стал превалировать восточный компонент надзападным, т. е. за все время истории контактов доля привнесенногокомпонента достигла 2/3 части от общего генофонда. Такое соотношениеглавных составных компонентов в антропологическом составе населенияКазахстана остается относительно устойчивым от позднего средневековья досегодняшнего дня (рис. 2). Рис. 2 Условная доля монголоидных элементов у населения Казахстана вразличные культурно-исторические эпохи по данным краниологии. Таким образом, палеоантропологические материалы Казахстана позволяютзаключить, что свойственный современным казахам фенооблик окончательносформировался не позднее XIV—XV вв. на основе сложного взаимодействия двухбольших рас — автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все этотеперь составляет единый монолитный сплав антропологического составаказахского народа.В рассматриваемом аспекте не менее важная информация содержится в обширныхи уникальных материалах по антропологии современных казахов. Среди нихособое место занимают краниологические серии казахов, которые'по существуявляются самым надежным, и, зачастую, единственным источником длясравнительного анализа расогенеза казахов, а также в определениипреемственности генетических связей между современными и древниминасельниками Казахстана. Так, детальное изучение локального разнообразияказахских краниологических серий в определенной мере высвечиваетособенности внугрипопуляционного полиморфизма, постепенно накопленного наразличных этапах становления тотальной совокупности казахов, как единойэтнической общности. Имеется ряд краниологических серий из различныхрайонов республики, обладающих характерными чертами тураноидной расы иотносящихся к единому локальному ее варианту. Однако среди нихпрослеживается определенная вариабельность в соотношении европеоидности имонголоид-ности, несмотря на длительность и многократность метисационныхпроцессов у местных популяций Казахстана, начиная с древности. Определение условной доли монголоидных элементов по краниологическимсериям показало, что у современных казахов она составила около 70%.Следовательно, в антропо-морфологической характеристике краниологическихсерий казахов в ощутимой мере проявляется древний местный субстрат, накоторый накладывался в течение ряда тысячелетий субстратный компонентмонголоидного происхождения, ставший постепенно преобладающим (см. рис. 2).В целом такое проявление относительно равномерных коррелятивных связеймежду различными биологическими показателями подтверждает некоторуюсамостоятельность расогенетического процесса, в котором ведущая рольдревнего предкового европеоидного компонента была исторически обусловлена.Этот компонент реально представлен в физическом облике современных казахов.Такая же антропологическая картина в целом прослеживается и по другимсистемам фенов-маркеров, в частности по данным антропометрии, изосерологии,дерматоглифики и одонтологии. Основные полученные результаты по расовойсоматологии свидетельствуют, . что на всей территории расселения казахихарактеризуются выраженной гомогенностью и имеют единый антропологическийфенооб-лик. В соответствии с четкой региональной локализацией в пределахсовременной территории Казахстана их антропологический тип можно назватьказахстанским вариантом смешанной тураноидной расы''. В составе этой расы,кроме указанного выше варианта, специалистами выделяются еще два локальных:притяныианьский и алтае-[pic] Рис. 3. Взаиморасположение казахов среди некоторых народов Евразии посумме измерительных (а) и описательных (б) признаков головы и лицевогоотдела.126хаянский, типичными представителями которых признаны киргизы [и хакасы.Согласно морфологическим показателям межгрупповых сопоставлений оба этиварианта тураноидной расы отличаются от казахстанского усилением элементоввосточного расового ствола (рис. 3).В антропологии Казахстана также нашло отражение и изучение этническогообразования казахов в серологическом аспекте. Поданным системы АВО дляказахов, в целом можно считать установленным преобладанием аллеля 0.Процентное содержание аллелей А и В равномерно, а концентрация генныхчастот р (А) и q (В) достаточно близки между собой (А >В). Этот фактговорит о том, что в генети-i ческой структуре казахов почти равномерносочетаются исходные составные компоненты на основе серологических факторов— европеоидных и монголоидных. Основным вариантом в этой системе группкрови для казахской популяции в целом является следующий:О > А > В > АВ. Антропологическое значение такого распределенияраскрывается при сопоставлении с общим распространением генных частот полокусу АВО у народов Евразии. Так, казахская популяция тяготеет котносительно средней величине колебаний частот фенотипов системы АВОнаселения Центральной и Средней Азии, а в ряде случаев совпадает с таковымивариантами у народов Восточной Европы и Передней Азии. По распределениюфенотипа А казахи, находясь в пределах интервала частот, присущих населениюЦентральной Азии, приближаются к его верхней границе, а по отношению кнародам Восточной Европы — к нижней границе свойственных им частот. ФенотипВ у казахов имеет частоты, соответствующие средним цифрам частот у жителейЦентральной Азии, несколько превышающие показатели, характерные дляпопуляций Восточной Европы и близко подходящие к верхней границе интервалачастот, свойственных населению Передней и Средней Азии. Соответственноэтому частоты генов р (А) и q (В) у казахов в основном лежат в областипограничных значений, характерных для популяций Центральной Азии иВосточной Европы. Рассмотрение распределения системы групп крови MN среди казахскихпопуляций показало, что для них характерно преобладание аллеля М над N.Процент лиц с наличием обоих аллелей MN среди местных популяций значительнобольше, чем с одним. По степени концентрации генных частот по данномулокусу казахи обнаруживают относительно высокий процент m (M) и умереннонизкий п (Ы). Установление по локусу MN частоты фенотипов и генотипов указахов наиболее близко подходят к этим показателям у народов Средней Азии.По отношению к европеоидным группам выявленные частоты у казахов находятсяна границе таковых у народов Восточной Европы. В целом казахи вполнеопределенно являются носителями смешанных особенностей по локусу MN12.Поданным системы резус-фактора среди казахов исключительно преобладают лицас резус-положительной реакцией над резус-отрицательной. Для них характерноотносительно высокое содержание аллеля D. На всей изученной территориипоказателя встречаемости резус отрицательности стабильны, так какизменчивость генных частот по данному локусу у казахов невелика, и онипредставляют собой однородную естественноисторическую общность. В масштабеобщей казахской популяции уровень концентрации гена d не достигаетраспространенности этого аллеля у населения Восточной Европы, но онанесколько больше, чем у жителей Центральной Азии. В общем по данномугенетическому маркеру результаты определенно свидетельствуют о смешанномпроисхождении казахов между европеоидами и монголоидами. Здесь в качествекраткой иллюстрации можно привести процентное содержание резус-отрицательного фактора у народов Евразии. Правда, при этом процентыпредварительно переводятся в баллы. С учетом полярности генетическойструктуры сравнительных популяций казахи стоят на четыре балла дальше отсовременных монголов, на пять баллов — от коренных народов Средней Азии ина десять баллов от восточных славян. Обобщенные генетические величины поизученным локусам позволяют заключить, что на попу-ляционном уровне указахов вполне реально существует свой генофонд. Его специфическаяособенность наиболее ярко проявляется при межэтнических сопоставлениях, гдев серологическом отношении наиболее типичные представители какевропеоидного, так и монголоидного расовых типов существенно отличаются отобобщенного генетического показателя у казахов (рис. 4). Таким обоазом-[pic] Рис. 4. Суммарные генетические расстояния казахов от некоторых народовЕвразии.проведенный серологический анализ отражает один из путей микроэволюционногоразвития современных казахов и одновременно демонстрирует, в какомсоотношении у них сохранились исходные генетические особенности, а такжепоказывает их условное расстояние в этноантропологическом развитии отпопуляций сопредельных территорий. Как известно, специфическое сочетание полиморфных признаков кожногорельефа пальцев и ладони обладают высокой таксономической ценностью. Этидерматоглифические данные по современным этническим группам сейчас широкоиспользуются в антропологической науке. В полученных материалах веськомплекс признаков дерматоглифики свидетельствует об однородности локальныхгрупп казахов и ее гомогенности как популяций в целом. По основнымсвойствам кожных узоров казахи находятся на стыке монголоидно-европеоидныхгрупп", т. е. относятся к популяциям метисного происхождения (рис.5).[pic]Рис. 5. Обобщенные дерматоглифические расстояния казахов (К) от некоторыхнародов Евразии.В современной антропологии наряду с данными по расовой соматологии,серологии, дерматоглифике также изучаются особенности зубной морфологиичеловека в этногенетических аспектах. Как из-вестно, морфологическоестроение зубной системы является одним из важнейших источниковбиологической и исторической информа-v ции, так как ряд важных черт зубногорельефа указывает на присут-, ствие древних особенностей. Одонтологическийанализ позволяет• заключить, что по основным фенам-маркерам зубного рельефа казах-", екаяпопуляция обнаруживает реальное внутриэтническое единство и укладывается впределы вариации переходных расовых типов Евразии.14В целом, одонтологические особенности у казахов выявляют в• основном те же закономерности, что и по другим системам антропо-,'логических признаков, т. е. по расовой соматологии, серологии, , особеннодерматоглифике (рис. 6). Об этом свидетельствует, прежде ' всего то, что взубной морфологии казахов черты «восточной» ориентации превалируют надособенностями «западной». Вместе с тем показатели некоторых фенов зубногорельефа «западного» ствола в известной мере убывают по мере продвижения сзападной в восточную часть республики. Выявленный «западный» стабильныйкомпонент у современных казахов генетически уходит своими корнями кдревнему местному субстрату.Таким образом, масштабные комплексные антропологические исследованиясовременных казахов содержат достаточно познавательную информацию, котораяв полной мере соотносится сданными междисциплинарных изысканий приразработке проблем этногенеза, и, все это, вместе взятое, неопровержимодемонстрирует общность генетического процесса и пути формированияэтнокультурной основы у древнего и современного населения Казахстана. Имеядревние истоки становления, казахский народ обретает свое реальноесуществование как самостоятельное этническое образование с середины II тыс.н. э., что признается большинством исследователей. Именно с этого времени,о чем свидетельствует весь комплекс источников,[pic] местные популяции образовали единый этнический массив со всемиспецифическими особенностями генетического фонда и фенотипи-ческого облика,с самобытными культурными чертами и основами современного языка на всейтерритории Казахстана. В этом антропологическом, этническом и лингвистическом качестве казахскийнарод предстает перед новым историческим развитием в кругу современногоразнообразия культурных контактов в единой системе человеческихцивилизаций.§ 2. Этнические процессы на территории Казахстана Этническая история Казахстана, как и всего региона Центральной Азии,крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещивались судьбы множестваплемен и народов. Сведения о них разбросаны130Itв большом количестве источников на многих языках, восточных и ||.европейских. Исследователями нескольких поколений востоковедов |?осуществлена большая работа по их изучению.г| В научной литературе утвердилось понимание этноса (т. е. народа Ц —племени, народности, нации), как исторически сложившейся, Г устойчивойсовокупности людей, обладающей не только общими у внешними физическимичертами, но и относительно стабильными •;, особенностями культуры (включаяязык) и психики, а также сознани-1 ем своего единства и 'обособленности отдругих этнических групп (т. е. самосознанием), закрепленным в самоназвании(этнониме). Для формирования этноса и дальнейшего сохранения его целостнос-ти важнейшее значение имеет единство территории его расселения. v Чтобы улюдей появились общие черты, выделяющие их из числа•других этносов, они должны непрерывно, длительно общаться друг с другом, аэто возможно лишь при условии их расселения, по крайней мере в периодформирования, консолидации этноса, в пределах единой, постояннойтерритории15. В XV—XVI вв. в основном завершился многовековой процесс формированияказахской народности и ее этнической территории, фактически в тех жепределах, в которых размещались казахи и в последующие, века.Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюр-•кских народностей региона Центральной Азии, также сложившихся к XV—XVIвв., составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, отсаков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюрге-шей, карлуков, огузов,кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров,дулатов и многих других, обитавших в разное время на территорииКазахстана'6. Некоторые из них в разные . эпохи имели свои государства.Многие древние тюркские родовые и племенные названия сохраняются у казахови в позднее время. Истоки этногенетических процессов, обусловивших образование казахскойнародности, восходят к глубокой древности — эпохе разложенияпервобытнообщинного строя. В начальной стадии эти процессы были связаны савтохтонным населением. Но в последующем развитии они все более зависели отэтнических процессов на обширных пространствах Центральной Азии. Движениеэтнической истории на территории Казахстана, сложение в разные периодыкрупных этнических и этнополитических общностей и в конечном итоге —казахской народности органически обусловлены эволюцией и взаимосвязьюхозяйственных форм кочевого скотоводства и оседлого земледелия, а такжегородской культуры, прогрессивными изменениями в общественных отношениях.Во многом этнические процессы определялись важнейшими политическимисобытиями древности и средневековья, происходившими в целом в казахстанско-среднеази-атском регионе и за его пределами.В развитии этногенетических процессов на территории Казахстана выделяютсянесколько этапов. По антропологическим данным, в процессе этническогоразвития устойчиво сохранялся на протяжении длительного времениевропеоидный тип населения, подвергшийся со временем более или менеесильному (в разных зонах) изменению в сторону монголоидности. Не оставаласьнеизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенноуступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории.Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимсяскотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннегожелеза родственные скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных ивосточных областях, савро-матов — в северных и западных17. Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионестепныхтерриторий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западномнаправлении с середины I тыс. н. э. Все более определенной, моноэтничной, аименно — тюркской, становилась этнодсмографи ческая обстановка в степнойчасти территории Казахстана и сопредельных стран. На огромной территории вюжном, юго-западном направлении, от Северной Монголии до Амударьи, включаяСемиречье, также постепенно расселяются тюркские племена. На земляхКазахстана тюрки, среди которых источники называют племена бугу, байырку,бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древнихего обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев. Формирование новых социальных (раннсфеодальных) отношений и образованиедревнетюркской государственности в VI в.—Тюркского каганата, затем Западно-Тюркского каганата— содействовали интенсивномупритокутюркоязычныхплеменназаладные земли, тюркизации местного населения Казахстана, постепенноймонголи-зации антропологического типа, закреплению тюркских племен наопределенных территориях"'. В эпоху возникновения целого ряда тюркских государств интеграционныетенденции в этнических процессах на территории Казахстана усилились. Этигосударства обеспечили возможность политической консолидации местного ипришлого населения, его этнокультурного обособления в отдельных регионах,стабилизацию условий для хозяйственного освоения территорий. На юго-востоке Казахстана Тюргешский каганат (VII—VIiI вв.) объединилплемена большой территории Чу-Илийского междуречья, с центрами на Таласе ив Суябе. Тюрки приобщались к оседлоземле-дельческой и городской жизни (дотого носителями этой культуры были в основном согдийцы). В Карлукскую федерацию племен (VIII—Х вв.), переместившихся на территориюСемиречья из области между Западным Алтаем и Тарбагатаем, кроме собственнокарлуков, входили кочевые и полукочевые тюркоязычные племена,объединявшиеся единым термином «карлук»: тухси, чигили, азкиши,дулу,халаджи, чаруки, аргу, барсха-ны и другие (часть из них ранее входили вТюргешский племенной союз). В нее вошли также группы огузов, уйгуров,ссмиреченских согдийцев. Основная часть огузов ушла в Приаралье. Вкарлукской этнополитической общности преобладал европеоидный расовый тип снезначительной примесью монголоидности19. Значительная масса карлуковмигрировала в Мавераннахр, составив существенную часть формировавшейсяузбекской народности. На территории Южного Казахстана государство огузов (IX—XI вв.) объединилокангюйские (канглы) и кангаро-печенежские племена и этнические группыдолиныСырдарьи, асов и аланов из арало-каспий-ских областей, а также тюркскиекочевые племена, продвинувшиеся на запад из Семиречья, в их числе —этнические группы карлуков, халаджей, чагра, чаруков. В антропологическомоблике огузов преобладали монголоидные черты20. Впоследствии большая частьогузов передвинулась в Среднюю Азию, другая вошла в состав нового этно-политического объединения на территории Казахстана в государство кыпчаков. В северных, восточных и центральных районах Казахстана в VIII—XI вв.обитали кимакские и кыпчакские племена, также создавшие своюраннефеодальную государственность. В состав кимакского политическогообъединения входили кочевые и полукочевые тюркские племена кыпчак, эймур,имак, татар, байандур и др.21 Преемниками кимакской государственности сталикыпчаки, одно из наиболее крупных племен кимакского объединения. Становление и укрепление раннефеодальных общественных отношений, общиеформы хозяйственной жизни, материальной культуры, утверждение тюркскогоязыка как основного среди обитателей обширных пространств Казахстана,хозяйственные и политические взаимосвязи населения упомянутых вышегосударственных образований содействовали объединительным тенденциям вэтнических процессах. Однако удревнихи раннесредневековых племен Казахстанав силу естественногеографических, хозяйственных условий их обитания,исторически складывавшихся обстоятельств их политической обособленности, аименно вхождения их в разные племенные союзы и раннефеодальные государства,все отчетливее выявлялись тенденции формирования их в несколькоэтнокультурных групп с территориальными центрами: в Семиречье и Туркестане(район Ка-ратау и долина Сырдарьи), в Центральном, Северном и ВосточномКазахстане, а также в Западном, конкретнее в Прикаспии и При-аралье, вмеждуречье Урала и Волги. Дальнейшие исторические судьбы населениясредневекового Казахстана постепенно закрепляли такое разделение, хотя вцелом общение отдельных его частей не прекращалось. Все более сильноевоздействие на этнические процессы оказывал политический фактор. Усилились хозяйственное и культурное взаимодействие и этнопо-литическаяконсолидация племен и народов юга и юго-востока Казахстана между собой, атакже политическая ориентация тех и других на взаимосвязи с населениемСредней Азии, чему во многом способствовало длительное вхождение их всостав Караханидского феодального государства (X—XII вв.), занимавшегоогромную территорию Средней Азии, Восточного Туркестана, часть Южного и Юго-Восточного Казахстана22. В образовании государства Караханидов,объединившего оседлых земледельцев и кочевых скотоводов, большую рольиграли обитавшие в Семиречье племена карлуков, чигилей и ягма. Консолидацияэтих племен вместе с местным населением в Средней Азии явилась существеннымэтапом на пути формирования узбекской народности, в Восточном Туркестане —уйгурской. Формированию их в условиях сравнительно развитых общественныхотношений в этом государстве в более прочный этносоциальный ооганилм —К народность мешали политические судьбы Караханидов, постспсн-"I ный распадего на Восточный и Западный каганаты. ; Государственное объединениекыпчакских племен (XI—XII вв.) ) содействовало этнополитическим ихозяйственно-культурным кон-. тактам массы тюркских племен обширныхтерриторий"от Иртыша до Урала и Волги и далее на запад. В составе племенкыпчакской конфедерации были кимаки (йемаки), байандуры, баяуты, канглы,уран, югуры, токсоба, олбурлик (ильбари), йета, буржоглы, анджоглы. дурут имногие другие. Восточно-кыпчакские племена взаимодействовали на территорииВосточного Дешт- и Кыпчака («Кыпчакская 'степь»), т. е. степной территорииКазахстана с другими тюркоязыч-ными племенами соседних государственныхобразований, они вобрали в себя часть огузских родов и племен. Многиеплемена и этничес-' кие группы региона (включая и Южный Казахстан),объединенные : хозяйственно-территориальными и политическими связями,принимали этноним «кыпчак» и именовали себя кыпчаками23. В XII— начале XIIIвв. кыпчаки, как и карлуки, также были на пути сложения народностираннефеодального типа. Но события последующих столетий раздробили и этукрупную этнополитическую общность, сделали восточных кыпчаков участникамисложения казахской, а также киргизской, узбекской, каракалпакской,ногайской и целого ряда других народностей. В начале XIII в. в Восточный и Юго-Восточный Казахстан переместились изМонголии и Алтая под давлением монголов Чингисхана тюркоязычные (по другимсведениям монголоязычные) найманы и киреиты, имевшие свои государственно-политические объединения и достигшие уровня раннеклассовых этническихобщностей. Вовлеченные в орбиту монгольских завоеваний, они расселились вразных областях Монгольской империи и приняли участие в формировании многихтюркских народов. К началу XIII в. в условиях тесного экономического взаимодействиянаселения обширных зон многоукладного хозяйства, кочевого и полукочевогоскотоводства и оседлого земледелия и городской культуры, в ходе упрочениясамостоятельных общественно-политических структур, упомянутых вышегосударственных образований с большей или меньшей степенью стабильности, впроцессе сложения языковой и культурно-бытовой общности определилисьосновные узлы этногенеза, этнической консолидации населения. Складывалисьусловия для формирования по меньшей мере двух народностей: на кыпчакс-ко-огузской этнической основе — на обширной территории Восточного Дешт- иКыпчака и карлукской основе — в Семиречье. Дальнейшее общение между ними,продвижение кыпчаков (и входивших в их политический союз родов и племен) наюг и юго-восток, а семиречен-ских племен (карлуков, киреитов и др.) назапад формировало исторические предпосылки для сложения более крупнойтюркоязычной народности. Однако дальнейшее поступательное развитиеэтнической консолидации населения было задержано монгольским нашествием.Отрицательных воздействий на этническую ситуацию в регионе было слишкоммного. Была истреблена, уведена в рабство, втянута в завоевательные походыЧингизидов и перемещена за пределы Казах стана значительная частьнаселения. Оставшаяся часть тюркских племен Казахстана оказаласьразъединенной между новыми политическими образованиями — улусами Джучи,Чагатая, Угэдэя, хотя при разграничении территорий между ними вопределенной степени учитывались сложившиеся в прошлом этнические границы.Улус Джучи (затем Золотая Орда) занимал кыпчакские земли от Иртыша и Алтаядо Дуная. В Казахстане он охватывал обширные территории центральных,северных и северо-восточных, западных его земель. Улус Чагатая занималЮжный и Юго-Восточный Казахстан, т. е. земли кыпчаков, караханидскихтюрков, карлуков. В улус Угэдэя из территорий Казахстана отошла северо-восточная часть Семиречья, куда перед тем передвинулись с востока разбитыемонголами найма-ны и киреиты (киреи). Добавился новый этнический компонент— монгольские роды и племена,передвинувшиеся на территорию Казахстана — жалаиры, конграты, мангыты,барласы, байрины и др. Захват монгольскими феодалами пастбищ вел квытеснению, перемещению местного населения. Феодальные войны имеждоусобицы, политическое дробление улусов усилили процесс измельчания,разъединения, перемещения тюркских родов и племен. Монгольское завоеваниетерритории Казахстана привело к усилению монголоидных черт вантропологическом типе местного тюркского населения, но сами монгольскиеэтнические группы в виду их относительной немногочисленности ираспыленности на огромных территориях были постепенно поглощены,ассимилированы преобладающей тюркской средой.§ 3. Завершение формирования казахской народности Монгольское завоевание оказало в целом большое влияние на ход этническихпроцессов на территории Казахстана. Оно явилось важнейшим политическимфактором, качественно изменившим ход развития этносов в регионе, открылопути к сложению новых этносоци-альных общностей. Прежний эволюционный путьсложения упомянутых выше крупных раннефеодальных народностей на территорииКазахстана был прерван. Изменились в этническом плане многие стороныжизнедеятельности местного населения, в частности, претерпели измененияэтнический состав населения, формы его этносо-циальной организации,социально-экономические условия его жизни и т. д. Выше были упомянуты новые этнические группы, тюркские и монгольскиеплемена, появившиеся на территории Казахстана в эпоху монгольскихзавоеваний. Численность монголов была относительно невелика по сравнению спокоренными народами, но они составляли правящий слой и ядро военных сил вкаждом из образованных ими улусов — государств. В Золотой Орде монголысоставляли лишь четверть войска, от 40 тыс. в первые годы до 100 тыс. крубежу XIV в. Войско Бату-хана названо в источниках кыпчакским, так как на3/4 оно состояло из кыпчаков и других тюркских племен. На территориистепной зоны Казахстана, где получил улус Орда-Ичен, было примерно столькоже монгольского войска: «Из войск Джучи-хана,— сообщил Рашид ад-Дин,—половиной ведал он, а другой поло-136виной — Бату»24. До 200 тыс. кочевников из монголов и тюркских племен сАлтая и Южной Сибири (кунгратов, барласов, бааринов. джалаиров и др.)переселилось в Семиречье и Притяньшанье до середины ХШ в.2' Но постепенно монголы растворились среди подавляющего числа тюркскогонаселения, приняли их язык и обычаи. На огромной территории Золотой Ордыкроме кылчаков, составлявших подавляющую часть населения, проживали канглы,найманы, ксрситы, уйсу-ны,кенсгесы,аргыныимногиедругие. Арабский географ ипутешественник Ал-Омари весьма образно отразил в XIV веке процессассимиляции в Золотой Орде: «В древности это государство было странойкыпчаков, но, когда им завладели татары, то кыпчаки сделались ихподданными. Потом они смешались и породнились с ними и земля одержала верхнад природными и расовыми качествами их, и все они стали точно кыпчаки, какбудто они одного |с ними] рода, от того, что монголы поселились на землекыпчаков, вступили в брак с ними и остались жить на земле их(кыпчаков)»211. Это наблюдение относится и к восточной части Золотой Орды —территории Казахстана. Вовлеченные в завоевательные походы, кочевники из восточной части Дешт-иКыпчака не всегда возвращались на прежние места обитания, они оставались вновых завоеванных краях (Поволжье, Булгария, Южная Русь). Часть кыпчаковпод давлением монголов переместилась в другие районы, в пределы СеверногоКазахстана, Западной Сибири. Туда же ушли найманы, ксреиты. Это вело куменьшению численности населения в их коренных.землях, ослаблениюхозяйственного потенциала. Особенно сильно монгольское завоевание нарушилосложившуюся этнополитичсскую структуру в Семиречье. Бывшее городское исельское население частью рассеялось, ушло в другие места, частью изменилотип хозяйства. Захват монголами лучших пастбищ, особенно в ВосточномКазахстане и Семиречье, неизбежно вел к вытеснению с них коренногонаселения, а раздел монгольской знатью захваченной ими территории на улусыразобщал этнически родственные группы. Выше были отмечены аналогичныеизменения в Южном Казахстане. С образованием Монгольской империи и формированием улусов ускорилсяпроцесс интеграции племен и народов, как ранее обитавших на этойтерритории, так и мигрировавших с востока. Новые общественные структуры,феодальныедержания, улусы также сушест-венно изменили этническую картурегиона. Распределив местное население по «тысячам» и «туменам», раздробивкочевые племена между уделами и улусами, монголы смешали население,переместили крупные его массивы на новые места обитания. Заменаблизкородственных связей территориальными содействовала ускорению процессаконсолидации кочевого населения в народность. В западной части Золотой Ордыэтот процесс протекал быстрее, чем в восточной, на территории Казахстана, всвязи с более благоприятными экономическими условиями — в части соотношенияоседлых и кочевых зон, сохранения старых и строительства новых городов — иболее интенсивным социальным развитием золотоордынского общества27.С установлением монгольского господства на территории Казахстана сложилисьособо трудные условия для этнополитического развития местного населения, из-за исключительно неблагоприятных социально-экономических его последствий.Сокращение ареала городской и земледельческой культуры в монгольскую эпохув силу сложившихся экономичсскихусловии, неспособствовавшихсе выживанию,усиление удельного веса кочевого скотоводческого сектора хозяйства,замедление социального развития, одним из основных проявлений которого былозакрепление пережиточныхформ общественной организации,— все это сильноповлияло на ход этнических процессов. Разрушение экономики привело кразрыву хозяйственных связей, что тормозило этническое сплочение. Но постепенно восстанавливалась хозяйственная жизнь. Стали возрождатьсягорода на юге Казахстана, очаги земледелия в былых зонах оседлой культуры,расширялся товарообмен, восстанавливались хозяйственные контакты населенияразличных областей, что обеспечивало взаимообщение племен, племенныхобъединений, других этнополитических групп. Эти процессы связаны с историейобразования и укрепления государств Ак-Орды, ханства Абулхайр-хана,Ногайской Орды и Могулистана. В рамках этих государств появились болееблагоприятные, чем то было в монгольских улусах, условия для политического,хозяйственного и социального развития населения Восточного Дешт- и Кыпчакаи Семиречья, взаимообщения и взаимодействия его во всех формах общественнойжизни. Политически объединив этнические территории племен, небольшие улусыи владения, возникавшие в результате усобиц и войн в Золотой Орде иЧагатаидском государстве, упомянутые государства явили собой более прочную,этнически обособленную государственную организацию, обеспечившую входившимв него племенам и племенным объединениям территориальное и политическоеединство, возможность развития экономики, культуры, мирных контактовнаселения различных районов Казахстана. Известно, что важным условием слияния племен в народность является саморазвитие хозяйства, хозяйственных связей. Именно при кочевом и полукочевомскотоводстве с особой необходимостью устанавливались хозяйственные связи сосмежными территориями оседло-земледельческой и городской культуры в силусамой природы разноотраслевой экономики этих территорий. Создавался единыйэкономический регион с устойчивыми связями населения как в хозяйственномплане, так и в этнокультурном, этнополитическом, устанавливались бытовыеконтакты не только между представителями близкородственных этносов, но идругих этнических групп. В XIV— первой половине XV вв., в период Ак-Орды, государства кочевыхузбеков, стабилизируется этнический состав племен на территории Казахстана,сглаживаются различия множества местных и Переместившихся тюркских,монгольских племен, устанавливается общность этнических черт разныхплеменных объединений. Эти государства были по существу полиэтничными посоставу населения. Этнический состав населения Ак-Орды, Ханства Абулхайра(Государства кочевых узбеков^, Ногайской Орды был в основном идентичным. Ихнаселяли тюркоязычные племена, известные в письменных источниках тоговремени под собирательным этнополитическим термином (этнополитонимом)«узбек»: кыпчаки, уйсуны, конграты,киреиты, мангыты, аргыны, карлуки, канглы, найманы. Кроме них источникиназывают племена и роды буркутов, кыятов, утарчи, джа-тов, чимбасв,кенегссов, дурманов, карлаутов, таймасов,. шадбаклы, маджаров, уйратов идр." Многие из этих племен известны в составе казахских Среднего и Младшегожузов. Другая часть на рубеже XV—XVI вв. ушла в Среднюю Азию и унесла тудаимя «узбек». В Ногайской Орде племена кыпчаков, канглы, найманов, уйшун икунгратов вошли в состав ногайской народности, наряду с мангытами,алшинами, ктай, тама, ас и другими-1'. Все это были тюркские итюркизированные племена и роды, общие для целого ряда тюркских народовСредней Азии и Казахстана, разбросанные и перемешанные на огромнойтерритории региона бурными событиями XIII—XIV столетий. Эти народыформировались в эпоху развитого средневековья практически одновременно.Формирование это происходило не изолировано, а в тесных контактахэтнических групп, в политических связях государственных объединений,хозяйственном и культурном взаимообщении населения. В рамках упомянутыхгосударств процессы этнополитического развития были в определенной степениобщими для узбеков, ногайцев, каракалпаков, сибирских татар, казахов. Семиречье, входившее в состав Могулистана, населяли племена, известные всредневековых источниках под собирательным этнополитическим термином«могулы»: дуглаты (дулаты), киреиты (киреи), канглы (бекчики), карлуки,курлауты, барласы, чорасы, джалаиры, уйсуни, кушчи, кончи, калучи, булгачии другие, числом более 30 наименований. Основная часть этих родов и племенвошла в состав другой ветви казахов — Старшего жуза. Другая часть могуловушла в Восточный Туркестан, где стала составной частью уйгуров, а третьячасть — в Прйтяньшанье, войдя в состав киргизов30. Возникнув на территории древних историк о-этнографических областей — врайоне расселения племен Кыпчакского и Усуньского союзов, и Ак-Орда, иМогулистан в XIV—XV вв. сохраняли преемственность основного этническогоядра местных племен древнего Казахстана. Этнической основой этих государстви казахских Среднего и Старшего жузов были соответственно одни и те жеместные тюркские племена — ядра, занимавшие определенную этническуютерриторию, вокруг которых в течение многовекового хода этническогостановления народности сгруппировались местные и пришлые, родственные инеродственные, целые и осколочные, тюркские и тюркизированные(ассимилированные) племена, роды и их подразделения. Это подчеркиваетнеслучайность возникновения Ак-Орды и Могулистана имен но на отмеченн ыхвыше территори ях Казахстана, подчеркивает, что этнической основой этихгосударств было местное население.Пребывание названных племен в государствах Ак-Орда, Ногайский Улус (Орда),Ханство Абулхайра, Могулистан, их общие исторические судьбы, как, например,общая борьба против власти золотоор-дынских ханов, необходимость сплочениядля отпора завоевательной политики правителей соседних феодальныхгосударств (в частности, Тимуридов Мавераннахра, ойратов), способствовалиэтнической консолидации населения. Сплачивающим фактором является такжеобщность культуры в самом широком смысле, включая духовную и материальнуюкультуру. Входя в разные государственные образования, население Казахстанав XIV- XV вв. пользовалось одним языком; в то же время исследователямиотмечается преемственность языка у большинства племенных групп и племен вдо- и послемон-гольских государствах на этой территории. Характерныеособенности языка закрепились на протяжении этого времени и вполнесоотносятся исследователями с языком памятников кыпчакскои литературыXIV—XV вв. Историческая память народа концентрировалась в фольклоре —эпосе, песнях, легендах. Продолжали развиваться особенности хозяйственногои общественного быта, материальной и духовной культуры складывавшейсянародности. Антропологический материал, относящийся к этому времени,говорит о единстве в основном антропологического типа населения,идентичного казахам последующего времени" Длительное вхождение населения в систему отдельных государств в XIV—XVвв., как и прежде в монгольские улусы, усилило воздействие отмеченных вышефакторов, в силу которых на территории Казахстана возникло несколько узловэтнической консолидации в форме трех жузов. Племена каждого из казахскихжузов были связаны общими маршрутами кочевания, имели общую этническуютерриторию, совпадавшую с основной частью территорий упомянутых государств.Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно; в егосостав входили уйсуны, канглы, дулаты (дуглаты), албаны, суаны, сргели,ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры и др. Средний жуз занимал районыЦентрального и часть Северо-Восточного Казахстана; в его составе — кыпчаки,аргыны, найманы, конграты, киреиты, карлукские роды и др. Младший жуззанимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную частьПрикаспийской низменности. В его составе племенное объединение алшын итакие племена, как адай, алаш, байбакты, жаппас, тазлар, кара-сакал,каракесек и др.''2 Время н механизм образования жузов остаютсянеисследованными. Отведения источников относятся к позднему времени, однакопоявление составных частей жузов, т. е. наиболее крупных из упомянутыхплемен, на территории Казахстана было зафиксировано выше при изложениимногих исторических событий в древности и средневековье. Основное содержание этнической истории Казахстана того временизаключается в завершении формирования народности, вычленении состава племенказахских жузов, продвижении племен и родов, дополнивших древниеавтохтонные этнические ядра, на их поздней-шиетерритории, зафиксированныеисточниками XVII—Х1Хвв. Можно сказать, что к рубежу XV—XVI вв. жузы пришлиуже сложившимися, но их формирование и перераспределение, поляризацияплемен происходили в предшествующие столетия вместе с длительным процессомсложения народности, через этнополитические общности кыпчаков, узбеков,ногайцев, могулов и одновременно с вхождением отдельных родов и племен вдругие формировавшиеся тюркские народности. Окончательное завершениепроцесса этнической консолидации казахской народности замедлялосьразобщенностью отдельных, исторически складывавшихся ее частей, входивших всоставнескольких государственных образований. Следует отметить, что в XIV—XV вв.продолжались многочисленные миграции. Так, во время войн Тимурапереместились могульские группы из Семиречья в Среднюю Азию' При Абулхайр-ханс откочевали к нему из Могули-стана племена калучи ибулгачи, на каком-тоэтапе переместились из Семиречья киреи в Средний жуз, мангыты-ногайцыпереместились с запада на Сырдарью; на исходе XV в. ушли в Среднюю Азию сМухаммедом Шайбани-ханом многие роды и племена из восточного Дешт-иКыпчака. Все это дестабилизировало политическое положение и затруднялоэтническую консолидацию .населения обширной территории Казахстана. Государственное объединение во второй половине XV—XVI вв. основныхэтнических групп казахской народности и ее этнической территории ускорилопроцесс завершения формирования народности. В отличие от ханства Абулхайраи Ак-Орды, а также Могулистана, Казахское ханство имело более широкую ипрочную этническую основу — уже сложившуюся казахскую народность. Впервыепосле монгольского завоевания были объединены в одно государство почти всетюркские роды и племена восточного Дешт-и Кыпчака, Туркестана и Семиречья.Следует особо остановиться на проблеме этнической общности населения югаКазахстана и остальной территории расселения казахского этноса. Письменныеи археологические материалы подтверждают связь населения этого района собитателями восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья не только традициямихозяйственно-политического и культурного развития, но и этногенетическимродством, общими этнополитическими судьбами. На территории ЮжногоКазахстана и Юго-Западного Семиречья издавна был стык двух главныхэтнических узлов формирования казахской народности, двух крупныхэтнополитичсских общностей древнего Казахстана — Кипчакского союза племен вЦентральном, Северном и Южном Казах-' стане и Усуньского союза племен в Юго-Восточном Казахстане, ставших основой Среднего и Старшего жузов казахов. Ихэтнические территории простирались к северу и северо-востоку от бассейнасредней Сырдарьи и Каратау. От низовий Сырдарьи на северо-запад и на северпростирались земли казахского Младшего жуза. Фактически все три жузавыходили на территорию средневекового Туркестана, т. е. на значительнуючасть современной Шымкентской области33. В Туркестане (областиприсырдарьинских городов и ареала Каратау) в XIV—XV вв. жили кыпчаки,канглы, конграты, аргыны, дуглаты, мангыты, джалаиры, представители другихказахских и узбекских родов и племен. Одни из них (кыпчаки, канглы) жили наэтой территории с древних времен; другие (конграты, джалаиры) переселилисьпри монгольском завоевании, хотя и включили в себя массу местных родов иосколков племен, передав им свое имя; третьи (дуглаты, аргыны, мангыты идр.) попали сюда в период войн и миграций при Тимуре и Бараке, Абулхайрс иДжаныбске, могульском хане Юнусе и Мухаммаде Шайбани. Источники фиксируют исовместное проживание казахов, узбеков, каракалпаков на территорииТуркестана в это время. В вакфной грамоте конца XVI в. в составе жителейСыгнака и его округи названы казахи, тюрки (узбеки), арабы (потомки древнихзавоевателей), каракалпаки34. Длительное пребывание на территорииТуркестана различных родов и племен, входивших в состав казахов и узбеков,мангытов и могулов, приводили к этнической пестроте местного населения,появлению особого этнического компонента в составе казахской народности,характерного только для Южного Казахстана. Вместе с укреплением Казахскогоханства и ускорением процесса консолидации народности в ее состав вошликазахские роды и племена, находившиеся в подчинении правителей Могулистана,Сибирского ханства, Ногайской Орды. Распад Ногайской Орды, территориальнаяи этническая близость ногайцев к казахам послужили предпосылкамиприсоединения восточной груп-пы ногайских улусов к Казахскому ханству ивхождения этой части ногайцев в казахский этнос в составе Младшего жуза. Сложившаяся народность со второй половины XV в. известна среди соседей ив письменных источниках, отражавших современные события, под именем«казахи» (казак). Происхождение этнонима казах долгое время являлосьпредметом дискуссий исследователей, отражено в многочисленных легендахнарода, сложенных им относительно своего происхождения". В источниках этоттермин употреблялся сначала асоциальном смысле и означал «человека,отделившегося от своего госудаства, племени, рода и вынужденного вестижизнь искателя приключений» (В. В. Бартольд). По «Та' рих- и Рашиди» идругим источникам термин «казахи» применялся для обозначения политическойгруппировки во главе с Джаныбеком и Гиреем, откочевавшей в Семиречье,сначала в форме «узбек-казахи» (узбек-казак), затем «казахи» (казак). В XVв. термины «узбеки» и «казахи» не имели четкого этнического значения. Так,Ибн Рузбихан в начале XVI в. писал: «Три племени относят к узбекам, коисуть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] — шибаниты иего ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второеплемя — казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью; итретье племя — мангыты, а [из] них цари астраханские»16. С укреплениемханства Джаныбека и Гирея казахами стало называться все подвластное имнаселение. Постепенно термин «казахи» приобрел этнический смысл и сталупотребляться как этноним для обозначения уже сложившейся тюркскойнародности Восточного Дешт- и Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана. Однаиз последних и наиболее полных сводок сведений из письменных восточныхисточников о термине казах и его социальной и этнической интерпретациипредставлена в книге С. Г. Кляштор-ного и Т. И. Султанова37. Реальным историческим следствием жизнедеятельности Казахского ханства,длительного развития казахской государственности в его политических рамкахявилась единая казахская народность. Сознание своего этнического единстванарод отразил в эпических произведениях; в упорной борьбе с Шайбанидами иАштарханидами Мавераннахра, сибирскими и русскими властями в Прииртышье ина Алтае, джунгарскими тайшами в Семиречье и на землях ВосточногоКазахстана отстаивал казахский народ свои коренные этнические территории,еще в XVI в. названные в письменных источниках термином «Казахстан»38.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана iconЭтногенез и этнические процессы на территории Казахстана
Поиск истоков этнообразования казахского народа чрезвычайно сложен, и теснейшим образом связан с изучением седой древности Казахстана,...
Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана iconСоюзы племен и ранние государства на территории Казахстана
Средней Азии. В состав Ахеменидского государства (в промежутке между 530 и 522 гг до н э.) входили Парфия, Хорезм, Бактрия, Согдиана,...
Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана iconВведение общая характеристика западного казахстана
Крупные реки и озера Западного Казахстана Природно-рекреационные ресурсы Западного Казахстана Рекреационные зоны Западного Казахстана...
Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана iconБронзовый век на территории Казахстана
Малой Азии. В vi—V тыс до н э земледелие распространилось в Средней Азии, вначале на, юге Туркменистана, в предгорьях Копет-Дага....
Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана iconБронзовый век на территории Казахстана

Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана iconВеликий шелковый путь на территории Казахстана

Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана iconКаменный век на территории Казахстана Палеолит

Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана iconСоюзы племен и ранние государства на территории Казахстана

Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана iconМонгольское нашествие на территории казахстана и его последствия

Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана icon«Этногенез и биосфера земли»
Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» и её значение в развитии философии истории
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы