Русский классицизм icon

Русский классицизм



НазваниеРусский классицизм
Дата конвертации06.07.2012
Размер139,59 Kb.
ТипРеферат
Русский классицизм


Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств Факультет музееведения и экскурсоведения Заочное отделение Контрольное задание По предмету: История Санкт-Петербурга На тему: Русский классицизм, его становление и эволюция Выполнила: Студентка группы № 203 А/з Шабанова Н.В. Проверила: Алексеева Н.А. Санкт-Петербург 2003Содержание. I. Введение………………………………………………………………3 II. Классицизм, как система международной художественной культуры. Предпосылки появления и развития классицизма. Эволюция стиля………………………………………………………4 1. Классицизм, как система международной художественной культуры…………………………………………………………...4 2. Предпосылки появления и развития классицизма………………7 3. Эволюция стиля…………………………………………………...8 Классицизм в Петербурге в таблице…………………………………11 III. Заключение…………………………………………………………….12 IV. Список использованной литературы…………………………………13I. Введение. Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главуистории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественноенаследство. Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности,но и как существенный элемент современного города. К зданиям и ансамблям,созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложитьнаименование памятников архитектуры—настолько прочно сохраняют онитворческую свежесть, свободную от признаков старости. Строительство новой столицы явилось для XVIII столетия не толькогромадным политическим, военным и народно-хозяйственным предприятием, но ивеликим общенародным делом, в том же смысле, в каком в XVI столетиинациональным делом русского народа было созидание и укрепление Москвы.II. Классицизм, как система международной художественной культуры.Предпосылки появления и развития классицизма. Эволюция стиля.1. Классицизм, как система международной художественной культуры.Без видимой борьбы и полемики в России изменились общественные вкусы. Запять - семь лет русское барокко как господствующий стиль было смененоклассицизмом; конец 1750-х - еще время расцвета первого, середина 1760-х -уже начало широкого распространения второго. Барокко уходило, не дожив достадии упадка, не растратив своего художественного потенциала. Классицизм был принят как система международной художественнойкультуры, в рамках которой развивался национальный вариант стиля.Растянувшаяся на столетия эпоха культурного одиночества русской архитектурызакончилась. Среди причин, ускоривших утверждение классицизма в России, кромеувлечения образованного слоя российского дворянства рассудочнымипросветительскими утопиями были и причины практические, связанные срасширением круга задач зодчества. Развитие промышленности и рост городоввновь, как и в петровское время, вывели на первый план проблемыградостроительства и множившихся типов зданий, нужных для усложнявшейсягородской жизни. Но для торговых рядов или присутственных мест неуместенжанр мажорно-праздничной архитектуры, за пределы которого барокко выйти неумело; великолепие дворца нельзя распространить на весь город.Художественный язык классицизма был, в отличие от барокко, универсален. Егоможно было использовать и при сооружении импозантнейших дворцовых построеки для “обывательских” жилищ, вплоть до скромных деревянных домиков наокраинах. Перемены в круге архитектурных форм затронули, прежде всего, декор. По-новому было осмыслено отношение здания к городскому пространству. Однакокаких-то принципиально новых схем классицизм не предложил. Различнымфункциям по-прежнему служили немногие варианты простых планов, ужеиспользовавшиеся русским барокко. Важно было то, что вместе с новым стилем окончательно утверждалисьновые методы творчества. Гармонизация произведения архитектуры, его частейи целого осуществлялась уже не при “размере-1 и основания” и не настроительных лесах (где сотрудники Растрелли по месту лепили или резали издерева элементы декора), на работе над проектным чертежом. Тем самымокончательно залеплялось разделение труда, сменившее былую “артельность”.Замысел и разработка формы, несущей образ, стали делом одного архитектора,выступающего в роли автора (хотя к этому не скоро привыкли за пределамипрофессии, из-за чего и осталось так много вопросов, связанных с авторствомпроизведений раннего классицизма, включая крупнейшие, как Пашков дом идворец Разумовского в Москве или Инженерный замок в Петербурге). Для архитектурной формы, во всех деталях предопределенной проектом,образцами служили уже не столько здания, сколько их изображения, аналогипроектного чертежа. Нормы классицизма были сведены в строгую систему. Всеэто вместе позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и текстамтеоретических трактатов, что было почти невозможно для барокко с егокапризной индивидуальностью. Классицизм поэтому легко распространился напровинцию. Он стал стилем не только монументальных сооружений, но и всейгородской ткани. Последнее оказалось возможным потому, что классицизмсоздал иерархию форм, позволившую подчинить его нормам любые сооружения,выражая при этом место каждого в социальной структуре. Талантливых и умелых архитекторов было немного, они не смогли быпроектировать все постройки во множестве городов. Общий характер и уровеньархитектурных решений поддерживался благодаря использованию образцовыхпроектов, выполнявшихся крупнейшими мастерами. Их гравировали и рассылаливо все города России. Проектирование обособилось от строительства; это расширило влияние наархитектуру профессиональной литературы и книжности вообще. Возросла рольслова в формировании архитектурного образа. Связь его с образамиисторическими и литературными обеспечивала общепонятность для людейначитанных (просвещенный слой дворянства объединялся общим кругом чтения икнижных знаний). Это сделало стиль равно отвечающим намерениям абсолютистской власти иидеям ее просвещенной оппозиции, вкусам богатейших, могущественных вельможи ограниченных в средствах небогатых дворян Петербургский классицизм был, прежде всего, стилем официальной“государственной” культуры. Его нормы основывались на укладе жизниимператорского двора и крупного дворянства, они были предписаныгосударственным институтам. Здесь влияние народной “вне стилевой” культурына профессиональную деятельность архитекторов не ощутимо. Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиляв 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) былиего типичными мастерами. Их постройки отличала ясность композиционногоприема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределахклассицистического канона, тонкая прорисовка деталей. Образы построенныхими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства. Сурово торжествен созданный Старовым Таврический дворец (1783-1789).Отвергнув анфиладные системы барокко, мастер, в соответствии срационалистической логикой классицизма, объединил помещения вфункциональные группы. Прием пространственной организации целого, гдеразвитые боковые крылья, связанные переходами с мощным центральным объемом,образуют глубокий парадный двор, исходит от палладианских вилл.Расположением парадных зал выделена глубинная ось композиции, однако,гигантская Большая галерея вытянута параллельно фасаду, что снялоэлементарную простоту контраста. Фасады освобождены от мелкого рельефа, членящего стену на филенки илопатки, - зодчий уже не следует примерам французской архитектуры серединывека, как-то делали петербургские мастера времени, переходного от барокко кклассицизму (и как делал сам Старов в ранних произведениях). Гладкие белыеколонны решительно выступающих строгих дорических портиков впервые врусской архитектуре действительно несут антаблементы. Они выделяются нафоне интенсивно окрашенных гладких стен, прорезанных проемами безналичников. Контраст подчеркивает тектонику стены из оштукатуренногокирпича. “Четырежды восемнадцать” колонн в двойных колоннадах Большойгалереи имели греко-ионические капители (замененные потом Л. Русска напривычные римские) - один из первых для русского классицизма примеровобращения к эллинскому наследию. Державин написал о здании Таврическогодворца: “древний изящный вкус - его достоинство; оно просто, новеличественно”. Дворец стал для современников идеальным эталоном крупногоздания - петербургского, русского и вместе с тем европейского. Его чертеживосторженно оценил Наполеон, особо отметивший Большую галерею и зимний сад,о чем сообщили Персье и Фонтен в тексте изданного ими увража “Лучшиекоролевские дворцы мира”. 2. Предпосылки появления и развития классицизма. В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественногостиля. Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчествевеличайшего представителя этого направления – зодчего Ф.Б.Растрелли,уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, азатем распространившемуся по всей стране. Классицизм (от лат.- образцовый)– художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм,композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянскоговозрождения. Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы,логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармонияпропорций и широкое использование ордерной тектонической системы.Декоративный стиль барокко перестал соответствовать экономическимвозможностям круга заказчиков, все расширяющегося засчет мелкопоместныхдворян и купечества. Перестал он отвечать также изменившимся эстетическимвоззрениям. Развитие архитектуры обусловлено экономическими и социальнымифакторами. Экономика страны привела к образованию обширного внутреннегорынка и активизации внешней торговли, что способствовало продуктивностипомещичьих хозяйств, ремесленного и промышленного производства. Врезультате чего возникла необходимость возведения казенных ичастновладельческих сооружений, зачастую государственного значения. К нимотносились торговые постройки: гостиные дворы, рынки, ярмарочные комплексы,контрактовые дома, лавки, разнообразные складские сооружения. А такжеуникальные здания общественного характера – биржи и банки. В городах стали строить много казенных административных зданий:губернаторские дома, больницы, тюремные замки, казармы для военныхгарнизонов. Интенсивно развивались культура и просвещение, что вызвалонеобходимость в строительстве многих зданий, учебных заведений, различныхакадемий, институтов – пансионатов для дворянских и мещанских детей,театров и библиотек. Быстро росли города, прежде всего засчет жилойзастройки усадебного типа. В условиях огромного строительства,разворачивавшегося в городах и помещичьих усадьбах, возросших строительныхнужд, архитектурные приемы и многодельные формы барокко, изысканно-сложныеи пышные, оказались неприемлемыми, так как декоративность этого стилятребовала значительных материальных затрат и большого количестваквалифицированных мастеров различных специальностей. Исходя из сказанного,возникла настоятельная необходимость в пересмотре основ зодчества. Такимобразом, глубокие внутригосударственные предпосылки материального иидеологического характера обусловили кризис стиля барокко, его отмирание ипривели в России к поискам экономической и реалистичной архитектуре.Поэтому именно классическая архитектура античности, целесообразная, простаяи ясная и вместе с тем выразительная, послужила эталоном красоты, сталасвоего рода идеалом, основой формирующегося в России классицизма. 3. Эволюция стиля. Эволюция стиля классицизма в петербуржском зодчестве разделяется на трипериода: 1760—1780 годы — ранний классицизм, 1780—1800 годы — зрелый илистрогий классицизм, 1800—1830 годы — высокий классицизм или ампир. Наиболее яркие произведения раннего петербуржского классицизма, вкоторых еще сохранялись отзвуки барокко, были созданы Вален-Деламотом илипри его направляющем участии (здание Академии художеств, Гостиный двор,Малый Эрмитаж, арка Новой Голландии), Антонис Ринальди (Мраморный дворец),Фельтеном (южный павильон Малого Эрмитажа, Старый Эрмитаж). В большей частиэто грандиозные по масштабу сооружения, отмеченные четкостью объемов,горизонтальных и вертикальных членений, сдержанным скульптурным декором. Зрелый или строгий классицизм в архитектуре Петербурга представлентворениями Ивана Старова и Джакомо Кваренги. Ансамбль Таврического Дворца,созданный И.Е. Старовым — одна из вершин в развитии классицизма. Архитекторопередил свое время, внес в зодчество русского классицизма особую чистоту,лаконичность форм и поэтическую одухотворенность. Крупнейшим мастеромвысокого классицизма, глубоким выразителем идей Палладио, является Д.Кваренги, создания которого доминируют в художественном и композиционномстрое центральных районов города. Между 1782 и 1814 годами, за тридцать двагода, по проектам Д. Кваренги были возведены такие строения, как зданиеАкадемии наук, ставшее одним из основных архитектонических акцентов СтрелкиВасильевского острова и всего правобережья Невы; серебряные ряды, корпусаКабинета и Екатерининский институт, усилившие выразительность панорамыНевского проспекта. Классическая гармония ансамбля набережных на левомберегу Невы также во многом определилась аккордом Кваренгиевских строений -домом Салтыкова, Эрмитажным театром, зданиями Иностранной коллегии,Английской церкви. Ассигнационный банк, дворец Юсуповых на Фонтанке,Конногвардейский манеж, Главная аптека, Мариинская больница, наконец,Смольный институт и Нарвские триумфальные ворота - каждое из этихпроизведений знаменует образцовое решение определенной функциональной,градостроительной и художественной задачи, отмечая новый этап развитиягородского организма, как единого целого. Конец XVIII столетия означен сооружением по проекту Василия Баженова иВинченцо Бренна грандиозного Михайловского (Инженерного) замка,примечательного, романтической сложностью замысла и неординарной ролью вобъемно- пространственной композиции гигантского архитектурного комплекса,развитого на берегах Невы. В ряду мастеров зрелого классицизма необходимоназвать архитекторов Николая Львова, Егора Соколова, Федора Демерцова,строения которых и в наше время определяют масштаб и характер окружающейзастройки. Период высокого классицизма, или ампира, отмечен появлением зданий,предопределивших застройку примыкающих к ним пространств, формированиеплощадей и более значительных градостроительных образований. Безусловноеприоритетное место в этом направлении занимают трое зодчих: АндрейВоронихин, Андрей Захаров и Тома де Томон. Решая локальную задачуперестройки здания Главного Адмиралтейства, при условии сохраненияпостроенной Иваном Коробовым башни со шпилем, Андрей Захаров создалгениальное произведение, которое вошло в ряд основных архитектурных образовПетербурга и стало одной из основных опорных градостроительных доминантгорода. Вдохновляясь идеей античного храма периптера, архитектор Тома деТомон на стрелке Васильевского острова создал ансамбль Биржи с ростральнымиколоннами. Биржа Тома де Томона образно начинала правобережные ансамблиБольшой Невы. Горный институт, возводившийся Андреем Воронихиным в те жегоды, завершал их вблизи впадения реки в залив. Двенадцатиколонный портикГорного института с парными скульптурными труппами, стали своеобразнымипропилеями "классического" Петербурга. Наиболее полно черты строгогоклассицизма воплощены А.Н. Воронихиным в Казанском соборе. Колоссальнаячетырехрядная колоннада коринфского ордера формирует своим строем площадь,входящую в ансамбль Невского проспекта. Победоносное отражение нашествия наполеоновских армий в 1812 году иосвободительный поход в Европу, закончившийся спустя три года, нашли своевоплощение в новом подъеме градостроительных работ в столице могущественнойРоссии. Для руководства намеченным и нарастающим строительством в 1816 годубыл учрежден "Комитет строений и гидравлических работ", который действовалоколо двадцати лет. В Комитет входили архитекторы Карл Росси и ВасилийСтасов. Руководил Комитетом выдающийся инженер Августин Бетанкур.Деятельность Комитета имела исключительное значение для формирования вцентральных районах комплексов, состоящих из системы взаимосвязанныхансамблей. Первенствующая роль в этой грандиозной работе, несомненно,принадлежит Карлу Росси, непревзойденному мастеру петербуржского ампира. С1816 по 1836 годы он создал, заложил основу или определил стилистическуюхарактерность тринадцати площадей и двенадцати крупных улиц. По проектамРосси созданы дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове, Михайловскийдворец (ныне Государственный Русский музей), связанная с ним Михайловскаяплощадь (площадь Искусств) и Михайловская улица, которая подключила дворецк Невскому проспекту. Продолженная Росси до Марсова поля Садовая улицаотделила ансамбль Михайловского дворца от Инженерного замка и сталасвязующей трассой между главной городской магистралью - Невским и Невой.Принцип формирования площадей, сопряженных с гигантским зданиемобщественного назначения, Росси применил при постройке Александрийскоготеатра, перед которым он устроил Театральную площадь (пл. Островского). Оттеатра он проложил знаменитую улицу, которую впоследствии назвали именемзодчего, и завершил ее предмостной Чернышевой площадью (пл. Ломоносова) нанабережной Фонтанки. Росси завершил Сенатскую площадь (пл. Декабристов),торжественным строем двуединого фасада зданий высших государственныхучреждений России - Сената и Синода, связанных триумфальной аркой. Лучшиекачества Росси - градостроителя и создателя уникальных построек,исполненных глубокого идейного значения, отмеченных оригинальностьюзамысла, подлинно монументальных, синтезирующих архитектуру и скульптуруявляется здание Главного штаба с триумфальной аркой и министерств,придавшее Дворцовой площади царственное величие, отвечающее её назначениюцентра столицы великой империи. Эстетические и градостроительные принципы высокого классицизма развивалв своем творчестве Василий Стасов. Ему принадлежат проекты Павловскихказарм, завершивших ансамбли Марсова поля, Троицкого (Измайловского) иСпасо-Преображенского соборов, включенных в цепь общегородских и силуэтныхдоминант города, Московских триумфальных ворот. Последним крупным мастеромпетербуржского ампира и предвестником эклектики был Опост Монферран - авторгранитного Александровского столпа на Дворцовой площади, импозантного домаЛобанова-Ростовского и самого крупного в России собора во имя ИсаакияДолматского, который выделил в структуре города Исаакиевскую площадь.III. Классицизм в Петербурге в таблице.|Архитектор |Его деятельность ||Антонио |Большой театр на Театральной площади, ||Ринальди |садово-парковые и дворцовые ансамбли Царского ||1710-1794 |Села, Ориенбаума (Китайский дворец, Катальная || |горка, Дворец Петра III), Екатерининский собор в || |Ямбурге, Мраморный дворец (Дворцовая набережная, || |6), Князь Владимирский собор, Исаакиевский собор, || |ряд зданий на Большом проспекте П.С. ||Жан-Батист |Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 - ||Валлен-Деламот|костел Святой Екатерины, Академия художеств на || |Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских||1729-1800 |на Мойке, 48. ||Ю.М. Фельтен |Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской. ||1730-1801 |Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр. || |Церкви: Иоанна Предтечи (Каменный о-в) Ограда || |Летнего сада. Участвовал в сооружении гранитных || |набережных Невы. Одно из зданий Воспитательного || |дома близь Смольного. ||В.И. Баженов |Дом Теплова (Свердловская набережная, 40), ||1737-1799 |Инженерный (Михайловский) замок, Второй дворец || |Павла I ||А.В. Квасов |Создал генплан Санкт-Петербурга, его идеи ||1718-1772 |определили облик предмостных площадей на Фонтанке.|| |Создавал застройку Адмиралтейской части, определил|| |дугу Дворцовой площади. ||И.Е. Старов |Завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, ||1745-1808 |предмостная площадь (Александра Невского) с домами|| |на ней, Надвратную церковь, Троицкий собор, || |Таврический дворец, Имения Демидовых в Тайцах и || |Сиверцах, Фасады Аничкова дворца ||Н.А. Львов |Невские ворота Петропавловской крепости, ||1751-1803 |Главпочтамт, церковь-ротонда (проспект Обуховской || |обороны), церковь Святой Екатерины в Мурино, || |перестроил дом Г.Р. Державина на Фонтанке 118, || |Приоратский дворец (в Гатчинском парке) ||Джакомо |Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии||Кваренги |Наук, Иностранная коллегия и Английская церковь, ||1744-1817 |дом №4 на Дворцовой набережной и усадьба || |Безбородко (на Свердловской набережной, 40), || |Конногвардейский манеж, Смольный институт, Малый || |Гостиный двор и “Серебряные ряды” (Невский пр. || |31-33), Ассигнационный банк с оградой на Садовой || |улице, 21. Мальтийская капелла, церковь во дворе || |Воронцовского дворца, Колокольня Владимирской || |церкви (на Колокольной улице), Екатерининский || |институт, дворец Юсуповых на Фонтанке 115, здание || |Кабинета Аничкого дворца на Невском проспекте 39. || |Александровский дворец (село Кваренги). Деревянные|| |Триумфальные Нарвские ворота и др. ||А.Н. Вороникин|Казанский собор, создал ажурную ограду со стороны || |Казанской улицы. Памятники Кутузову и ||1759-1814 |Дарклан-де-Толии. || |Работал в Павловске, колоннады в нижнем Парке || |Петергофа, интерьеры Строгановского дворца, здание|| |Горного института. ||А.Д. Захаров |Капитально перестроил здание Адмиралтейства. ||1761-1811 | ||Жан Тома де |Создатель ансамбля стрелки Васильевского острова ||Томон |(Биржевая площадь) с храмоподобной биржей, ||1760-1813 |спусками к Неве и Ростральными колоннами. Мавзолей|| |Павла I в Павловском парке, фонтаны в Пулково, || |Московском парке Победы и у Казанского собора; || |особняк Лаваль на Английской набережной, 4. |IV. Заключение. Наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, имеющимиогромное значение для практики поздней архитектуры, являются ансамблевостьи градостроительное искусство. Если стремление к формированию архитектурныхансамблей первоначально носило интуитивный характер, то в дальнейшемвремени оно стало осознанным. Архитектура преобразовывалась во времени, но тем не менее некоторыеособенности русского зодчества бытовали и развивались на протяжениистолетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века, когдакосмополитическая сущность империализма не стала их постепенно истирать.V. Список использованной литературы.Ресурсы сети Internet 1. www. paralleli.nm.ru/acitect 2. www. scit.boom.ru/iskustvo




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Русский классицизм iconРусский классицизм Содержание
Классицизм, как система международной художественной культуры. Предпосылки появления и развития классицизма. Эволюция стиля
Русский классицизм iconКлассицизм

Русский классицизм iconМосковский Ранний Классицизм

Русский классицизм iconРусская литература XVIII в. Классицизм

Русский классицизм iconКлассицизм как направление развития духовной культуры Западной Европы

Русский классицизм iconРусский язык Игра «Счастливый случай»
Ведущий: А. Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий...
Русский классицизм iconДокументи
1. /Русский язык 4 класс/Алфавит.doc
2. /Русский...

Русский классицизм iconКлассицизм в литературе и искусстве России XVIII века Цель урока
На уроке используются наглядные пособия и икт (презентации творческих групп учащихся)
Русский классицизм iconКонтрольная работа по культурологии на тему «Культура России XVIII века»
Литература 18 века. Оформление жанров и стилей. Классицизм и сентиментализм
Русский классицизм iconРабочая программа курса «Русский язык»
«Русский язык» разработана на основе авторской программы для 4 класса Т. Г. Рамзаева – М.:»Дрофа», 2001г. Программа соответствует...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы