Сущность государственного управленческого воздействия icon

Сущность государственного управленческого воздействия



НазваниеСущность государственного управленческого воздействия
Дата конвертации06.07.2012
Размер268.83 Kb.
ТипРеферат
Сущность государственного управленческого воздействия


Дальневосточная Академия Государственной Службы Заочное отделение Курсовая работапо курсу: "Система государственного управления".на тему: "Государственное управленческое воздействие:сущность, содержание, виды". Выполнил: студент 2-го курса, 132-СПЗ группы, Руднев Константин Леонтьевич Хабаровск 2000 Содержание.Введение………………………………………………………………….31. Управление, как социальное явление……………………………..42. Специфика государственного управления……………………….93. Цели, функции и принципы государственного управления…..124. Особенности государственного управления в Российской Федерации…………………………………………………………..21Заключение……………………………………………………………..29Список использованной литературы………………………………..30 Введение. Необходимость существования государственной службы и ее правовогорегулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами ифункциями. Весь мировой опыт и состояние общественных отношений, даже встранах с высокой культурой демократии, показывают, что современноеобщество не может нормально функционировать и развиваться вне государства,государственного аппарата и определяемых ими рамок поведения. Для того,чтобы Российская Федерация стала демократическим, социальным, правовымгосударством, вне всякого сомнения необходим достаточно мощный,квалифицированный и нравственный государственный аппарат, аппарат иныхкачеств и свойств, чем существовавший до проведения радикальныхполитических, экономических и социальных реформ. Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисныепроцессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик,ставят небывалые по сложности и остроте политические, экономические,правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую рольприобретает государственная служба как социально организующий институт, какспециальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадроваяполитика государства, направленная на формирование высокопрофессиональногои стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решениесложнейших задач переходного периода. Итак, целью данной работы является анализ государственногоуправленческого воздействия, его сущности, содержания, целей, функций ипринципов. 1. Управление, как социальное явление. Приступая к изучению содержания и особенностей государственногоуправления, необходимо прежде всего определить, что же такое управление?.Этот термин стал универсальным средством характеристики определенного видадеятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижениясоответствующих общественно значимых целей. В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (иликем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однакоограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребностьраскрытия содержания этого руководства, его функционального значения.Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточныеоснования для следующих выводов:1.
Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.3. Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления. Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Ониполностью приемлемы, и для понимания управления в социальной(общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступаютлюди и их различные объединения (например, государство, общество,территориальное образование, общественные объединения, производственные инепроизводственные объекты, семья и т.п.) Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшейиз которых является то, что управленческие связи реализуются черезотношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложнойструктурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и сфункциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи иединства социальных процессов, каковая находит свое проявление восуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условийнормального функционирования и развития общества.Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается впризнаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению какнаучной категории, а также особенностями организации общественной жизни.(1с.41) Наиболее существенное значение имеют следующие из них: 1. Социальное управление есть только там, где проявляетсясовместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность(производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимоевзаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнениестоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управлениеорганизует людей именно для совместной деятельности и определенныеколлективы и организационно их оформляет. 2. Социальное управление своим главным назначением имеетупорядочивающее действие на участников совместной деятельности, придающеевзаимодействию людей организованность. При этом обеспечиваетсясогласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности,а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такойдеятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование,координация, контроль и т.п.). 3. Социальное управление имеет в качестве главного объектавоздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, ихвзаимоотношения. Это – критерии сознательно-волевого характера, в которыхопосредствуется руководство поведением людей. 4. Социальное управление, выступая в роли регулятора поведениялюдей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сутиуправленческими отношениями. Возникают они, прежде всего, между субъектоми объектом в связи с практической реализацией функций социальногоуправления. 5. Социальное управление базируется на определеннойсоподчиненности воль людей – участников управленческих отношений, т.к. ихотношения имеют сознательно-волевое опосредствование. Воля управляющихприоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда – властностьсоциального управления, означающая, что субъект управления формирует иреализует «господствующую волю», а объект подчиняется ей. Так выражаетсявластно-волевой момент социального управления. Следовательно власть естьспецифическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых волеуправляющих. Так происходит волевое регулирование поведения людей, а вусловиях государственной организации общественной жизни обеспечиваетсянеобходимое «вмешательство» государственной власти в социальные отношения.7. Социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяет субъекты управления. В роли таковых выступает определенная группа людей, организационно оформленная в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельные, уполномоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой. Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самомшироком смысле оно может пониматься в качестве механизма организацииобщественных связей. В подобном смысле можно говорить о том, что его задачии функции практически выполняют все государственные органы, независимо отих конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементомсистемы социального управления является также и местное самоуправление. Вкачестве объекта управления здесь выступает все общество в целом, всеварианты развивающихся в нем общественных связей. Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте егообычно характеризуют как государственное управление, под которым понимаетсяспецифический вид государственной деятельности, отличающий от ее иныхпроявлений (например, законодательная, судебная, прокурорскаядеятельность), а также от управленческой деятельности общественныхобъединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы,коммерческие структуры и т.п.). 2. Специфика государственного управления. Многие авторы основанием видов управления признают природу исубстанциональную специфику субьектов управления, исходя из чегоразграничивают государственное управление (субъект управляющих воздействий- государство), общественное управление (субъект управляющих воздействий -общество и его структуры) менеджмент (субъект управляющих воздействий -предприниматель, собственник) (8,с.34). Среди всех видов управлениягосударственное управление занимает особенное место, так какхарактеризуется только ему присущими свойствами. Рассмотрим важнейшие изних: 1. Государство, выступая в качестве субъекта управления, придаетгосударственному управлению важное свойство, без которого оно не могло бысостояться. Это свойство системности. Как иначе, могло бы бытьосуществленно управление огромными массами как человеческих, так иматериальных ресурсов. Данное свойство принципиально ведь только при егоналичии может осуществляться согласованность, координация,целеустремленность и эффективность. 2. Опредеделяющее влияние на характер воздействий, осу-ществляемых данным видом управления, оказывает его субьект, то естьгоударство, и заложенная в нем властная сила. Так, обратясь к современной"Краткой философской энциклопедии" государство понимается как " структурагосподства, которая постоянно возобновляется в результате совместныхдействий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, икоторая, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той илииной области". Государство, тем и отличается от общественных структур, чтоим реализуется по отношению к людям государственная власть, которая имеет висточнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации силугосударственного аппарата, обладающего средствами принуждения. Это силовоедавление, которое ведет к тому, что поставленные в управлении цели,содержащиеся в нем организационные моменты, и установленные им нормы должныбыть исполнены. Следовательно, все проблемы, связанные с государственнымуправлением, носят исторический характер: каково государство, что и как оноделает, какие ставит перед собой цели. 3. Это, безусловно, границы распространения государст-венногоуправления. Такие границы могут быть определены, как проходящие не врамках всего общества, а выходщие за его рамки и проявляющиеся во внешнейполитике данного государства. Нормальный вариант взаимосвязи государства иобщества характеризуется тем, что общественная жизнь людей обладает большимобъемом свободы и самоуправления, границы же данной автономии определяютсякак общественными институтами, так и государством. То есть, государствопосредством законодательства устанавливает основные типы и нормы поведениялюдей во всех сферах жизни и обеспечивает их соблюдение своей властнойсилой. В данном контексте проблемой является " распространенностьгосударственного управления на общество", так как здесь уже пойдет речь нео технологических изменениях, а об анализе состояния самого общества, отспособности его к саморегуляции и адаптации к чему-то новому. Даннаясентенция приводит нас к выводу, что государственное управление будетсохранять свое влияние на общество , но является вопросом глубина этоговлияния. Важно отметить то, что это влияние будет призвано отражать ивоспроизводить в себе состояние общества. Тем самым управление должнонаходиться в коррелятивной связи с тем процессом и явлениями на которые ононаправляет свои целеполагающие, организующие и регулирующие воздействия. Итак, Государственное управление - это практическое, организующее ирегулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельностьлюдей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающеесяна его властную силу. Термин «государственное управление» широко используется вотечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательствемногих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самымконституционные основания для выделения данного вида государственнойдеятельности. 3. Цель, функции и принципы государственного управления. Оценка и анализ состояния государственного управления РФ и поискирешений по повышению производительности государственного управления всложившейся в Российской Федерации ситуации затруднены непроясненностьюряда общественно-политических и особенно обострившихся экономическихпроблем, которые выступают обьективными основаниями для самогогосударственного управления. В данный момент мы должны ответить напринципиальные вопросы, без ясного понимания ответов на которыегосударственное управление как технология их реализации не имеет большогозначения. Нужно определиться в следующих моментах: 1. В каком направление мы движемся? В данном контексте следует ответить на вопросы, являющиесяконцептуальными, системообразующими: Определиться, какое общество мы желаемпостроить и действительно можем. Определить адекватность ресурсов, которымимы располагаем и охарактеризовать ту политическую волю, которой мыобладаем. Да, безусловно, на данном этапе идет реструктуризацияобщественно-экономической формации, произошел переход к частнойсобственности, мы находимся в плоскости рыночных отношений и живем вдемократической стране со всеми недостатками этой модели в рамках нашего,специфического общества. Но данные ценности и завоевания являются общимвыбором и весьма неопределенным. На основе выбора в пользу данных ценностейнельзя построить и сформулировать новую концепцию государственногоуправления. Надо определиться в специфике нашего общества и выделить общееи частное в рамках мирового опыта. Здесь следует принять во вниманиеогромный спектр факторов: от исторической специфики до особенностейменталитета. 2. В чем истоки преобразуемого нами общества? Как мы видим, этот вопрос органически перекликается с предыдущим,так как выбор пути включает в себя отбор и сохранение элементовнакопленных знаний и их целевое исполь-зование.. Ведь нельзя полностьюотторгать идеи социализма и считать, что они не востребованы. Немало отидей и принципов социализма взято и практически реализовано во многихстранах. Как пример можно взять идеи "нового" курса Ф.Д Рузвельта. Значитнам нужен более глубокий и критический анализ, необходимо вычленить то, чтоявляется функциональным для развития будущего общества, а что выявило своюнесостоятельность. Нам необходимо ранжировать общественные элементы,произвести селекцию элементов, которые могут быть адаптированы. Уже более10 лет мы живем в переходном обществе и систему государственного управлениянеобходимо адаптировать к интересам всего социального состава общества и нив коем случае не допускать соци-ального антаганизма.3. Какие действия нужно совершать в переходный период? Этот вопрос является вполне логичным, так как достижение лю- быхцелей всегда связано с использованием соответствующих средств, ресурсов,форм и методов и в определенной мере они накладывают свой отпечаток наконечный результат. Можно говорить о большом количестве подобного родаопыта в современном обществе и рассматривать историю совершения действий повыходу из кризисного, переходного общества через призму аналогий, но данноерассмотрение теряет свою проблематику, так как потеряна специфика нашейстраны, на материале которой происходит рассмотрение. Итак, целесообразно остановиться на основополагающем и оченьсложном этапе формирования целей государственного управления. Как известно,цели выполняют обширные побудительные, стимулирующие и регулирующиефункции. Цели государственного управления возникают на основе целейлежащих в основе жизнедеятельности данного общества. Они являютсяпроизводными от целей общества. (6, с.5 ) Цели государственного управления в современной России. 1. Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны. 2. Развитие и укрепление общественных институтов, обеспе-чивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны. 3. Конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая административно-правовая регуляция. 4. Формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей. 5. Поддержание позитивной экологической обстановки. 6. Поддержание рыночных механизмов. 7. Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и цен-тра. Это лишь весьма общий обзор тех целей, которым призванослужить государственное управление. Но архиважным является создание "древацелей", в котором были бы оперативные и стратегические, конечные ипромежуточные, общие и частные цели. Цели должны представлять собойсимбиоз, синтез, то есть некую целостность. Но, данную целостность нужносоединить с адекватными средствами, методами и формами их реализации, ибо впротивном случае даже правильно поставленные цели в процессе их реализациибудут искажены. Функции государственного управления - объективно обусловленые видывластных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействийгосударства на общественные процессы. Это специфическое воздействиегосударства причем важно отметить, что оно является целостным.(7 с.18 ) Нанабор функций государстве-ного управления влияют по крайней мере 2 фактора:состояние, структура, самоуправляемость общественных процессов, то естьсовокупности управляемых объектов и ,безусловно, место и роль государства вобществе. Таким образом, можно сделать умозаключение, что государство, агосударственное управление как его производная, является с одной сторонытем элементом, который осуществляет насилие, т.е так называемым "легитимным насилием", а с другой стороны оно играет подчиненную обществуроль и определяется потребностями, желаниями и интересами общественногоразвития. Говоря о таком противоречии, хочется сделать шаг в сторонуограничения и замещении, а точнее, в первый момент вообще о ликвидацииданной функции ( я имею ввиду " на-силие " ). Но, ликвидировав даннуюфункцию, нужно заполнить чем-то вакантное место, и здесь на ум приходитлишь механизм самоуправления, в противном случае мы будем поставлены передфактом, когда организующие и регулирующие механизмы будут девальвированы инастанет так называемый вакуум управляющего воздействия, то есть хаос,произвол.Таким образом, речь должна идти о проработке, выборе и оценке техобщественных институтов, которые способны взять на себя фун-кциигосударственного управления и обеспечить их должную реали-зацию.Оптимальнымвариантом было бы нахождение некоего балан-са, так как в современномобществе мы являемся свидетелями уме-ньшения государственного сектора (приватизация в данный момент рассматривается одним из основных способовповышения эффективности в государственном секторе), но с другой стороны,повышения роли государственного регулирования в организации и разработкеполитики в сфере организации рыночных отношений. Функции государственного управления.1. Функция планирования. (При этом нужно ответить на вопрос чем, как, где, когда достигается цель. Стратегически важная функция.)2. Функция организации. (Создание условий по взаимодействию людей, приносящих желаемый результат.)3. Функция регулирования. ( Функция направленная на то, чтобы человек в рамках организации выполнил соответствующий обьем деятельности.)4. Функция работы с персоналом. (В мировой практике данной функции уделяется все большее и большее внимание.)5. Функция контроля. (Так называемая обратная связь для всех перечисленных функций.) К сожалению, постулат неоконсерваторов о всеобщем, про-низывающемвсе сферы общественной жизни рыночном регу-лировании в рамках нашей страныне может найти подтверждение. Здесь важно определить специфические функциигосударства, чтобы данные функции не ушли на откуп рыночным механизмам, асделать так, чтобы государство определило обьем данных функций на феде-ральном уровне и на уровне рыночных механизмов. Результатив-ность в данномслучае должена осуществляться на уровне налогов,льгот, инвестиций - это и есть контроль в сфере рыночной эко-номики. Кспецифическим функциям я отношу: научно-техническое развитие, контроль ирегулирование за сферой трудовых отношений и,естественно, финансоваясистема. Данные функции стоят особня-ком и требуют строжайшего контроля состороны государства, так как в противном случае можно говорить об угрозебезопасности страны.То есть при их рализации необходимо учитывать всеособен-ности развития страны, ее специфику. Не секрет, что многие трансформации и преобразования в госу-дарственном управлении проходят хаотично и весьма субьективно.Методологически целостного подхода к государственному управле-нию нет и этоследует признать. Мы поставлены в ситуацию, когда нет комплексногомеханизма в создании, трансформации структур как на федеральном, так и наместном уровне. В данном контексте необходимо поговорить о принципахгосударственного управления. Итак, принцип (от лат. "principium" -первоначало, основа ) как понятие теории отражает в системегосударственного управления закономерности, отношения, взаимосвязи между ееэлементами.(8 с.186). То есть, те закономерности и отношения общественно-политической жизни, содержания, организационной структуры ижизнедеятельности компонентов государственного управления, выраженные ввиде определенных научных положений, закрепленных в большинстве своемправом и применяемых в теоретической и практической управленческойдеятельности людей. Прежде всего, в проблеме принципов государственногоуправления можно выделить 3 взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта: • Онтологический ( этот аспект включает в себя генезис прин-ципов, их взаимосвязи с природой, сущностью, местом и ролью техзакономерностей, отношений и взаимосвязей, которые они отражают.) • Гнесеологический ( анализ характера принципов, языка, логикии структуры их адекватной научной интерпретации ) • Методологический ( указывает на механизмы теоретичес-когои практического применения принципов ) Очевиден тот факт, что на данный момент нельзя говорить ополном познании всех закономерностей, отношений и взаимосвязей и описанииих посредством принципов. Практическое же осуществ-ление принциповгосударственного управления не зависит от них самих, а определяетсяотношением к ним людей. Не столь важно знать принципы, а уметь имипользоваться в практической деятель-ности, в практическом управлении.Поскольку принцип государ-ственного управления призван вначале в научной, а потом в правовой формевыражать закономерности, отношения, взаимосвязи, обьективно существующие вгосударственном управлении и имеющие особое значение для его организации ифункционировании. Говоря о технологии выявления и обоснования принциповгосударственного управления, можно предложить следующие индикаторы,требования: - Отражать существенные закономерности, отношения и взаимосвязи. - Закономерности, отношения и взаимосвязи должны быть устойчивыми - Закономерности, отношения и взаимосвязи должны быть присущигосударственному управлению, как целостному социальному явлению. - Отражать специфику государственного управления. Рассматривая систематизацию принципов государственногоуправления, можно наблюдать некую неоднородность, что свиде-тельствует обольших трудностях в данной области. В данной работе использованасистематизация, позаимствованную из труда Г.В Атаманчука " Теориягосударственного управления ": Принципы государственного управления.1. Общественно-политические (сформулированные в результате познания социальной природы государственного управления, общих закономерностей и основных особенностей его развития)2. Функционально-структурные (раскрывающие закономерности структуры государственно-управляющих воздействий)3. Организционно-структурные (отражающие характер, законо-мерности и специфику организационной структуры государственного управления и служащие отправными момента-ми при ее формировании и совершенствовании, а также при организации государственно-управляющих воздействий) 4. Государственно-управленческой деятельности ( раскры-вающие закономерности,отношения и взаимосвязи методов форм и стадийуправленческой деятельности государственных органов при формировании иреализации управленческих функций.) Вопрос о распределении управленческих полномочий между органамигосударственной власти является для России на всех этапах ее развитияконцептуальным, центральным, так как он акку-мулирует в себе несколькоособенно актуальных проблем: - Обеспечение демократизма и рациональности государственного управления в масштабах всей страны. - Федеративное построение государственного управления. - Целостность, рациональность, эффективность государствен-ного управления. - Единство законодательного регулирования и дифференца-ции применения правовых норм в зависимости от конкрет-ных условий, факторов и обстоятельств. - Прочность государственно-правовых устоев. Важно сформулировать стратегическую и оперативную концепциюсистемного государственного управления, так как, к сожалению, сейчас мынаблюдаем картину, когда властные полномочия являются элементом торга и ихперераспределение в масштабе государства носит конъюнктурный характер,характер носящий политический оттенок, когда предоставление тех или иныхполномочий является моментом некоего политического шантажа. В данномконтексте можно выделить два актора этой, так называемой, игры: этофедеральный центр и региональные власти. Как мы видим, в поставленнойпроблеме четко прослеживаются исторические аналогии, что подтверждает тезисо плохой исторической памяти тех, кто еще недавно видел панацеей от всехбед ликвидацию союзного центра.Поскольку проблемы построения работоспособной по большей части системы,способной к саморегуляции и адаптации, не решают-ся на федеральном уровне,тем самым это проецируется на регио-нальный, а дальше на местный уровень. Таким образом, вопрос о целях, функциях и принципах государ-ственногоуправления является важнейшим при попытке создать систему эффективногогосударственного управления. 4. Особенности государственного управления в современной России. Ранее в работе был выдвинут и доказан тезис о историческойсоставляющей государственного управления и ее несомненном влиянии на всюдействительность. Тем самым, перед нами встает новая проблема исследования- это вопрос о специфике государственного управления в России и еевыражении. Концепция государственного управления не может бытьсформирована без учета того особенного и уникального, что объективноприсуще ему в силу своеобразия исторических, географических,производственных, этнических и других оснований. Но уделяя такое большоевнимание специфике, нельзя оставлять без внимания то типичное,универсальное, что должно быть присуще Российскому государству, каксоставной части мирового сообщества и стране, развивающейся в руслеобщечеловеческой культуры. Очень важным является то, что только слияниеэтих свойств в Российской государственности открывает путь к широкомуиспользованию мирового опыта, к идентификации определенных государственно-управленческих институтов, и одновременно, к сохранению, воспроизводству иразвитию сугубо национального, самобытного, свойственного лишь России.Разумный синтез и его эффективное использование - вот решение проблемы.(22с.64). Но данные намерения легко декларируются и далеко не легкодостигаются. Исходя из этого, попробуем вычленить эти особенности, так какбез определения оных анализ проблематики эффективного государственногоуправления является вряд ли возможным. Итак, попытаемся выделить несколько плоскостей, врамках которых возможен анализ специфики, особенностей государственногоуправления в России 1. Безусловно, данный вопрос нужно рассматривать через призму вековыхтрадиций. Это, конечно же, политическая культура населения и правящей элитыв большей, или меньшей мере определяющая особенности рассматриваемойпроблемы. Не обязательно, чтобы эти традиции определяли процессгосударственного управления. Несомненно, однако, что неучет их, возможныйна относительно коротком историческом отрезке времени, в конечном счетесоздает ситуацию, не дающую право для научного анализа. Государственноеуправление России имеет многовековую историю, в которой просматриваетсянабор определенных констант, постоянно действующих тенденций. Россияпрактически всегда (за исключением коротких периодов смут, гражданскойвойны) имела жестко централизованное государственное управление.Соотношение властно-управленческих функций (принятие, выработка решений)было смещено в пользу центра, где в свою очередь все или почти всесосредоточивалось вокруг одного лица и непосредственно работавшего на этолицо аппарата. В таком контексте практически не вставал вопрос об ином,более рациональном перераспределении власти между центром и местами(провинциями, административными единицами). Последним отводилась рольнепосредственного исполнителя решений центра; исполнение этих решений былоглавным критерием оценки эффективности действий местных управленческихфигур (наместников, воевод, губернаторов, первых секретарей). Возникает резонный вопрос: “ Не является ли эта традициянепреодолимой и оправданной? “Правомерен вопрос и о том, не есть лицентрализация необходимое и естественное состояние для страны. • Такой же, очевидной чертой российской традиции государственногоуправления является встроенная в общество традиция авторитаризма,единоначалия. Концентрация политических властных рычагов вокруг одного лицав центре, доминирование, преобладание этого лица при принятии политическихрешений, создали, в частности, обстановку отсутствия системы сдержек ипротивовесов, компромиссов и сделок как нормы политического процесса,тенденцию ликвидации самостоятельных, автономных, авторитетных,соперничающих на политической сцене с первыми лицами структур,личностей. Необходимость отказа от авторитарности в политической практикеРоссии очевидна. • Государственное управление России действует в среде,отличающейся своей политической культурой, влияющей на действия лиц,определяющих политический процесс, поведение, действия народных масс,характер государственных институтов. В этом плане следует прежде всегоучитывать, что генетически население России - это люди, историческивышедшие из сельской среды, сохраняющие в известной мере отпечаткисельской культуры, преобразованной нынешним индустриальным веком исоциалистическим образом жизни. • Это отсутствие развитого гражданского общества в России, тоесть самоуправляющихся социальных единиц, которые находятся внегосударства, как особого аппарата управления. Формирование такого обществавызывает стремление у властей интегрировать нарождающиеся социальныеструктуры в государственные механизмы, что дезавуирует полностьюизначальный смысл этих социальных образований. • Историческое наследие России породило также определенный типмассового отношения к загранице, связанный с постоянным противоборствомРоссии с окружением, борьбой за выживание, распространением российскихвладений по территории Евразии, стремлением лидеров страны приобщатьроссийское государство (в меньшей мере - общество) к формам и нормампередовых цивилизаций. • Российская государственная традиция носит многонациональныйхарактер, отражая вековые контакты этнических русских с соседнимиславянскими и другими народами, с несколькими мировыми цивилизациями.Многонациональный характер российской государственности содержит какпривычку взаимодействовать, так и конфликтовать. Государственная практикауправления страной постоянно имеет дело с национальным фактором, требуетвнимательно учитывать его, вырабатывать политику и решения с его учетом;видеть постоянно альтернативу дестабилизации в условиях, чреватыхухудшением общей социально-экономической обстановки в стране; учитывать впринятии решений, в управленческой практике факторы различий в культурномнаследии, в религиозных конфессиях населения, в цивилиэационных критериях. 2. Что тоже не подлежит сомнению - это учет реалий жизни нанынешнем этапе развития. Анализ этого фактора необходим постольку,поскольку он позволяет, с одной стороны, выстраивать разработку решенийпоставленной проблемы на реальном фундаменте, с другой, дает возможностьучесть преходящее, характерное лишь для сегодняшнего момента,сосредоточиться на действительно ключевых проблемах оптимизации механизмови структур государственного управления. Рассматривая проблему в этой плоскости, с точки зрения реалийсегодняшнего дня хотелось бы отметить следующие черты сложившейся ситуации • Как мы знаем, в недавнем прошлом перед Россией стояла важнаязадача демонтажа предшествующего строя и замены его новым, болеежизнеспособным механизмом, но на данном этапе можно наблюдать некоторыетрудности. Здесь как бы наблюдается двойной стандарт: С одной стороны,большинство людей хотели изменений в сторону увеличения прав, а с другой,перераспределение обязанностей государства никто не хотел возлагать на своиплечи. Здесь хотелось бы привести банальный пример. Ратуя за свободу иравенство, люди не увидели того, что имея оные, им придется отказаться отсущественной доли социальной защищенности, что весьма естественно. Следуетотметить, что наша страна накопила значительный ресурс образованности,интеллектуальный потенциал. По ряду показателей, например грамотности,охвате обучению точными науками, этот потенциал выше среднемирового.Однако и этот фактор стал стимулом кризиса, воспринимаясь образованнымикругами, носителями достижений научно-технического прогресса как аномалия,в связи с тем, что прогресс в области образования, в интеллектуальнойсфере не вел к соответствующей оценке качества труда, не подкреплялсясоответствующими организационно-управленческими условиями . • Оптимизация структур и механизмов федерального и региональногоуправления должна особенно касаться регионального звена государственногоуправления Российской Федерации. Необходимость отхода от предельнойконцентрации власти и ресурсов вокруг центра, механизмы передачи ресурсов иполномочий сверху вниз освоены лишь "в первом приближении". Трудно идетстановление новых управленческих связей по вертикали и горизонтали. Вместоуправления процессами децент-рализации идет стихийная борьба за захватвласти у центра в пользу регионов, субъектов Федерации. • Российская Федерация в настоящее время испытывает на себевоздействие наследия СССР. Практически от советского унаследован аппаратгосударственного управления как в плане личном (симптоматично сохранениепоявившегося в 30-х годах термина "кадры" для описания персоналагосударственного аппарата) , так и в значительной мере управленческихструктур и их качеств. Сохранены менталитет и привычки прежнего аппарата,вместе с тенденциями к коррумпированности, бюрократизации, стремленииподминать под себя и граждан, и нарождающиеся институты гражданскогообщества. Аппарат управления действует в обстановке слабойрегламентированности, бесконтрольности со стороны общества; он не защищеннормативами, обеспечивающими ему "иммунитет" при политических измененияхво властных структурах. Государственная служба как социально-правовойинститут не создана. • Сейчас мы особо отчетливо видим, после кризиса 17августа, чтоглавной задачей государственного управления становится задача эффективногоуправления производством. Эта дата как бы стала "рубиконом" понимания. • Массовые настроения отмечены значительной долей апатии,отстраненности от политических институтов и элит. Связи правящих групп, политических партий с населением развиты слабо. Выражены попыткинавязывать обществу умозрительные схемы, манипулировать общественныммнением, что усиливает нигилизм общественности в отношении цинизма структурвласти. Доверие населения к политике, к политическим лидерам после опытапоследнего года придется зарабатывать в течение длительного времени. В тоже время несомненны ожидания в массе, построенные вокруг возможностипоявления харизматического лидера, способного разом решить проблемыобщества. • Ломка общественного устройства=ломке целеполагания данногообщества. Возникает исконно русский вопрос: "Что делать?"Когда социалистически-коммунистические ориентиры утрачены, сколько-нибудьзначимого консенсуса в общественном мнении от-носительно того, что следуетвыдвинуть в качестве их замены, нет. То же самое касается и жизненныхценностей индивида. Распространившееся увлечение коммерцией, бизнесом, авернее сказать просто легкой наживы едва ли может претендовать в моральномаспекте на универсальность целей в российском обществе. К тому же медленныйи трудный переход к рынку девальвирует его ценности, вместе с идеаламидемократии. И уже все чаще и чаще слышны разговоры о "сильной руке". Это далеко не весь перечень тех недугов, которые поразили нашеобщество, а точнее, перманентно присутствующих в нашей жизни уже в течениивторого десятилетия. 3. Учет решения задач государственного управления в кон-тексте общемирового аспекта. Мировой опыт дает не только и не столькознание возможных решений конкретных управленческих задач. Глобальныйконтекст позволяет выстраивать предлагаемые решения так, чтобы "угадать"прокладывающие себе путь во всем мире тенденции, сохранить российскуюсамобытность и использовать действительно оптимальные варианты решенияпроблем государственного управления. Исторически и геополитически Россия - это решающий факторпроцессов на евразийском континенте. Ее влияние на населяющие этот ареалнароды велико и неизбежно. В российском обществе достаточно остродебатируется вопрос о применимости к России известных в мире моделейразвития и устройства. Обвинения в слепом копировании той или иной моделивесьма распространены и достаточно обоснованы. Методологически неверносчитать возможным применение какой-либо конкретной макромоделигосударственного или социально-экономического устройства к иной стране,кроме той, на почве которой сложилась рассматриваемая модель: каждая изних несет на себе неповторим-ый отпечаток страны, ее породившей. Очевидно, что и российская модель будущего устройства будет конкретной иоригинальной. В то же время методологически ценно использовать зарубежныйопыт для поиска выхода из кризисной ситуации, решения задач, сто-явшихперед страной. В этой связи мы опять возвращаемся к вопросу, поставленному вначале работы - "К чему мы движемся?". Ответ на данный вопрос даетвозможность сконцентрировать усилия на пути ре-формирования. В русле этогоконцепцию государственного управ-ления России следовало бы базировать нарешении стратегически ключевой задачи развития общества - на рациональномисполь-зовании созданного в стране интеллектуального, технологического,хозяйственного потенциала для выхода на мировой рынок высоких технологий,завоевания там конкурентоспособных позиций, рынков сбыта. Такая стратегияпредполагает подведение под современный интеллектуальный и технологическийпотенциал страны соответствующей информационной базы, новых технологий, безкоторых неизбежны отставание и проигрыш конкурентам. В свою очередь,стратегически важным представляется сохранение тех позиций, на которыхстроится интеллектуальный и технологический потенциал меняющейся России:инфраструктура, традиционные институты, потенциал образования, науки,техники. Здесь необходимы опережающее государственное мышление, помощь иуправленческие решения в смысле политики протекционизма. Заключение. Подводя итоги по данной курсовой работе можно сделать основныевыводы. Государственное управление - это практическое, организующее ирегулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельностьлюдей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающеесяна его властную силу. Термин «государственное управление» широко используется вотечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательствемногих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самымконституционные основания для выделения данного вида государственнойдеятельности. Государственное управленческое воздействие это сложная специфическая,особенно в России на современном этапе, система которая имеет свои цели,принципы и функции, которые были рассмотрены в данной работе. Список использованной литературы 1. Атаманчук Г.В. Управление - социальная ценность и эффективность.- М., 1995 2. Государственное и муниципальное управление./ под ред. А.Я Понамарева С-П., 1997 3. Государственное управление и государственная служба за рубежом. /под ред. В.В Чубинского, С-П., 1998 4. Атаманчук Г.В Общая теория управления. - М., 19949. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М. 1997. 5. Игнатов В. Становление системы государственного и местного управления и самоуправления в современной России. - Р-на-Дону. 1997. 6. Коржухина Т., Сенин А. История российской государственности. М. 1995 7. Кочетков А. Эффективность системы государственной власти // Власть. 1997 номер 5 8. Скидмор М. Дж., Трапп М.К. Американская система госу-дарственного управления. - М., 1993 ( пер. с англ.) 9. Российская газета, 1993. 11 марта.10. Российская газета, 1997. 25 сентября.11. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987.12. Россиийская газета, 3 августа 1995.13. Теоретические проблемы государственного управления и госу-дарственной службы. Ред. Бессонов Б.Н М.,199714. Токтыбеков А.А Теоретические основы механизма государственного управления. М., 1996.




Похожие:

Сущность государственного управленческого воздействия icon1 Сущность, предмет и метод управленческого учета
Введение Глава Назначение и основные принципы управленческого учета
Сущность государственного управленческого воздействия iconОглавление 2 Стратегия: понятие, определение, сущность 3
Назовите типовые операции и процедуры принятия управленческого решения при стратегическом планировании 6
Сущность государственного управленческого воздействия iconВопросы для междисциплинарного экзамена специальности 140309 Безопасность и нераспространение ядерных материалов
Основные эффекты воздействия облучения на людей. Механизмы воздействия излучения на людей (пути воздействия)
Сущность государственного управленческого воздействия iconСодержание Введение Государственный кредит, его сущность, необходимость и формы организации
Понятие, социально-экономическая сущность и особенности государственного кредита
Сущность государственного управленческого воздействия iconПаспорт специальности 22. 00. 08 Социология управления
Содержанием специальности 22. 00. 08 – "Социология управления" является исследование социальных механизмов и способов управленческого...
Сущность государственного управленческого воздействия iconСодержание введение 3 глава I. Сущность управленческого учета
Результаты деятельности менеджера во многом зависят от информации, которая использована им для планирования, контроля и регулирования...
Сущность государственного управленческого воздействия iconПонятие управления и управленческого процесса в таможенных органах. Понятие и сущность терминов «управление»
Таможенный менеджмент как теория управления таможенным делом. Основные понятия и определения
Сущность государственного управленческого воздействия iconВведение 3 сущность, значение природоохранных мероприятий 5
Платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия (в пределах норм и сверх норм) 11
Сущность государственного управленческого воздействия iconЭкономическая сущность финансово-сбытовой деятельности
Проблемы внедрения управленческого учета финансово-сбытовой деятельности в организациях
Сущность государственного управленческого воздействия iconАттестационное тестирование в сфере профессионального образования
Цели и концепции управленческого учета, организация управленческого учета в зависимости от технологии и организации производства,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы