Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России icon

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России



НазваниеПроблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Дата конвертации06.07.2012
Размер333,78 Kb.
ТипРеферат
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России


Содержание:Введение. 31. СОСТОЯНИЕ ИНОСТРАННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ. 41.1. Основные виды инвестиций. 41.2 Основные страны-инвесторы. 91.3. Динамика изменений в отраслевой структуре иностранных инвестиций в1995-2002 гг. 111.4. Региональная структура иностранных инвестиций. 142. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ИНОСТРАННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 162.1. Инвесторы. 162.2. Права и обязанности инвесторов. 192.3. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. 203.ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РОССИИ. 233.1 Проблемы и факторы влияющие на приток инвестиций. 233.2. Инвестиционный рейтинг России. 26Заключение. 33Приложение 1. 36Список использованной литературы: 37 Введение. Восстановление экономического роста в России требует большого объемагигантских инвестиционных ресурсов. Как свидетельствует исторический опыт,развитые и развивающие страны активно привлекали иностранные инвестиции,особенно последние сорок лет. В настоящее время страх перед высоким риском капиталовложений в Россиисдерживает значительную часть потенциальных инвесторов, что не мешаетдругим вкладывать свои капиталы. При этом характерно, что число последнихувеличивается. Расширяется и сфера приложения иностранного капитала. Прошло время,когда иностранных инвесторов интересовали только сырьевые отрасли с высокимэкспортным потенциалом или гиганты российской промышленности, инвестиции вкоторые могут быть застрахованы правительственными гарантиями. Сейчас реальный интерес для инвесторов представляют и «рядовыероссийские предприятия»: крупные и средние, выпускающие самый широкий кругтоваров для российского рынка или имеющие хорошие перспективы освоенияэтого рынка в ближайшем будущем. Вместе с тем, рост привлекательности необъятного российского рынка ирасширение возможности привлечения инвестиций еще не означают, чтоиностранный капитал стал легкодоступным. Привлечение его – дело непростоедаже для предприятий, действующих в странах с более благоприятныминвестиционным климатом и с меньшими рисками. При этом существует множестворазличных проблем. Одна из основных проблем, мешающих инвестированию в российскуюэкономику - различие российской и западной систем бухучета. Система GAAPдает представление о реальном положении дел на предприятии, в то время какотечественная система бухучета подобного представления не дает (особенноэто касается такого понятия, как чистая прибыль). Другая проблема заключается в том, что многие руководители нашихкомпаний не понимают принципов инвестирования и этики общения синостранными инвесторами. Это привело к появлению термина "красныйдиректор", обозначающего руководителя, уровень мышления и методы управлениякоторого соответствуют эпохе социализма. Не менее важной остается проблемакоррумпированности российских чиновников, из-за которой многие проектыостаются нереализованными, особенно проекты среднего уровня. К мотивам, по которым иностранные инвесторы предпочитают размещатьсвои инвестиции именно в России, прежде всего необходимо отнестизначительный объем отечественного рынка, а также наличие дешевой рабочейсилы, квалифицированных специалистов и, что немаловажно, - появившуюся впоследнее время у нас в стране тенденцию к снижению торговых барьеров (в2001-2002 годах, в преддверии вступления в ВТО, Россия частичнолиберализовала свои рынки). 1. СОСТОЯНИЕ ИНОСТРАННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ. 4 Основные виды инвестиций. По данным Госкомстата, иностранные инвестиции в российскую экономику в2002 г. составили 19,8 млрд. долларов, что на 38,7% больше, чем в 2001году. Наша страна привлекает капитал, в основном, форме прямых и портфельныхинвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещенияоблигационных займов на международном рынке капиталов. Табл.1 Иностранные инвестиции в Россию в 2002 г.| |Общи| |Прям| | |Портф| | |Проч| | || |й | |ые | | |ельны| | |ие | | || |объе| | | | |е | | | | | || |м | | | | | | | | | | || |$ |в % |$ |в % |Доля |$ |в % |Доля |$ |в % к|Доля в|| |млрд|к |млрд|к |в |млрд.|к |в |млрд|2001 |общем || | |2001| |2001|общем| |2001|общем| |г. |объеме|| | |г. | |г. |объем| |г. |объем| | |, % || | | | | |е, % | | |е, % | | | ||Иностранны|19,7|38,7|4,00|0,60|20,23|0,472|4,6%|2,39%|15,3|55,80|77,38%||е |8 |0% |2 |% |% | | | |06 |% | ||инвестиции| | | | | | | | | | | ||в 2002 г. | | | | | | | | | | | | К прямым инвестициям, по методологии Госкомстата, относят инвестицииюридических или физических лиц, полностью владеющих предприятием иликонтролирующих не менее 10% уставного капитала предприятия. Прямыеиностранные инвестиции (ПИИ) считаются наиболее устойчивыми к колебаниям нафинансовых рынках, наиболее привлекательными для обеспечения экономическогороста. Прямые инвестиции - капиталовложения в производство или активы,предоставляющие инвестору полный контроль над деятельностью предприятия. Прямые инвестиции делятся на две группы:1) капитальные трансконтинентальные вложения, обусловленные возможнымилучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможностьпоставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно нарынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль,главное - нахождение на рынке. Разница в издержках производства посравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния наразмещение производства на данном континенте. Издержки производстваявляются решающими и для определения страны данного континента, в которойнеобходимо создать новые производственные мощности;2) транснациональные вложения- прямые вложения, часто в соседней стране.Цель - минимизация издержек по сравнению с материнской компанией. Черты, характерные для прямых инвестиций: - при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаютсявозможности быстрого ухода с рынка;- большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;- стран-импортеров иностранного капитала. Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумяпутями:- организация новых предприятий;- скупка или поглощение уже существующих компаний. К портфельным инвестициям относят приобретение акций, паев, облигаций,векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% вуставном капитале. Портфельные инвестиции, особенно на развивающихсярынках, это, как правило, краткосрочные, «горячие деньги» институциональныхинвесторов, которые быстро приходят при улучшении инвестиционнойпривлекательности в стране, и также быстро «уходят» при ухудшенииконъюнктуры на финансовых рынках, вызванной, например, ухудшением состоянияплатежного баланса. Портфельные инвестиции — вложения в ценные бумаги с целью последующейигры на изменение курса и (или) получение дивиденда, а также участия вуправлении хозяйствующим субъектом. Портфельные инвестиции не позволяютинвестору установить эффективный контроль над предприятием и несвидетельствуют о наличии у инвестора долговременной заинтересованности вразвитии предприятия. В ряде случаев международные корпорации реально контролируютиностранные предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двухпричин:- значительная распыленность акций среди инвесторов;- наличие дополнительных договорных обязательств, ограничивающихоперативную самостоятельность иностранной фирмы. Имеются в видулицензионные договоры и соглашения, контракты на маркетинговые услуги итехническое обслуживание. К прочим инвестициям относят торговые кредиты, кредиты правительствиностранных государств под гарантии Правительства РФ, прочие кредитынерезидентов (в том числе международных финансовых организаций). В общем объеме иностранных инвестиций в России в 2002 г. доля прямыхинвестиций составила 20,23%, портфельных – 2,4%, прочих - 77,4%. За 1999-2002 годы доля прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестицийсократилась с 44,6% до 20,2%, что свидетельствует об ухудшении структурыиностранных инвестиций. Прочие инвестиции включают в себя, прежде всего,кредиты нерезидентов российским заемщикам. Основная доля прироста «прочихинвестиций» приходится на кредиты сроком свыше 180 дней (их объем вырос в2,4 раза). Несмотря на сокращение ПИИ по итогам 2001 года и 9 мес. 2002 г., вцелом за год удалось переломить ситуацию – прямые инвестиции увеличились на0,6%, что, тем не менее, не внушает особого оптимизма. По состоянию на конец 2002г. накопленный иностранный капитал вэкономике России составил 42,9 млрд.долларов США, что на 20,5% больше посравнению с 2001 г. При этом произошел качественный сдвиг в структуренакопленного капитала – если по состоянию на конец 2001 г. преобладающаядоля приходилась на прямые инвестиции (51%), то сейчас на первое местовышли «прочие инвестиции», осуществляемые на возвратной основе (49,2%). Напрямые инвестиции приходится 47,4%, на портфельные – 3,4%. Таким образом,иностранные инвесторы предпочитают предоставлять средства в долг, интересже к собственно участию в капитале российских предприятий не стольочевиден. Прямые иностранные инвестиции - капитал менее мобильный, чемпортфельные инвестиции, которые весьма быстро реагируют на измененияконъюнктуры, могут в короткие сроки заполнить фондовый рынок страны с цельюскупки акций перспективных компаний, а при ухудшении положения - такжебыстро его покинуть. Попадая в страну, такой капитал увеличиваетликвидность вложений, являясь своеобразным индикатором состоянияпредприятия или отрасли. Так, портфельные инвестиции быстрее прямых отреагировали на банковскийкризис в России в 1998 году и на экономический рост в 2000-2001 годах. В1995 году портфельные инвестиции составляли 1,3% в общем объеме иностранныхинвестиций, в 1997 году достигли своего пика (5,5%), резко снизились в 1999году - 0,3% (реакция на кризис 1998 года) и довольно стремительно выросли в2001 году, составив 3,2% от всех иностранных инвестиций (рост ВВП в 2000году составил 9%, а в 2001 году - 5%) (см. приложение 1). Рост портфельных инвестиций в России в 2001 году эксперты считали однимиз показателей выхода страны из кризиса. К тому же увеличение данного видаинвестиций, как правило, влечет за собой рост прямых инвестиций, которыесегодня очень важны для России. Однако в первом полугодии 2002 годаудельный вес портфельных инвестиций снова начал сокращаться и составилвсего 2,4% (199 млн. долл. США) от общего объема иностранных инвестиций вРоссию. Причиной такого сокращения стали не только "проблемы" в США, но именее удачный, чем предыдущий, в экономическом отношении год для России. Врезультате в первом полугодии текущего года сложилась ситуация, когдаиностранцы, с одной стороны, не могли, а с другой - не хотели вкладыватьсредства в ценные бумаги российских компаний. Объем поступившего в экономику России иностранного капитала по итогам2002 года практически сравнялся с объемом инвестиций российских предприятийи организаций за границу ($19,9 млрд). В предыдущие годы отток инвестицийиз России стабильно превышал их поступление. В то же время на практике эти2 противоположных процесса – отток капитала из России и иностранныеинвестиции в Россию - достаточно сложно разделить, т.к. масса формальноиностранных инвестиций – те же средства российских компаний, выведенныхранее из страны с целью уменьшения налогообложения. Поэтому за рубежомроссийский капитал не оседает, а за короткий срок возвращается обратно вРоссию. По этой причине накопленный за рубежом российский капитал составилна конец 2002 г. лишь $4 млрд. 097 млн., то есть в почти в 5 раз меньше,чем было инвестировано непосредственно за прошлый год. 1.2 Основные страны-инвесторы. По данным Госкомстата России, накопленный объем иностранных инвестицийв экономику России к концу 2002 года составил 42 928 млн долл. США, что на20,5% больше, чем в 2001 году. При этом произошел качественный сдвиг вструктуре накопленного капитала – если по состоянию на конец 2001 г.преобладающая доля приходилась на прямые инвестиции, то сейчас на первоеместо вышли «прочие инвестиции», осуществляемые на возвратной основе (18307 млн. долл.). На прямые инвестиции приходится 16 121 млн. долл., напортфельные – 1 473 млн. долл.США. Таким образом, иностранные инвесторыпредпочитают предоставлять средства в долг, интерес же к собственно участиюв капитале российских предприятий не столь очевиден. На конец июня 2002 года на промышленность приходилось 14 830 млн. долл.США, или 38,9% всего накопленного иностранного капитала в экономике России,а на торговлю и общественное питание - 11 873 млн. долл. США, или 31,1%. По итогам 2002 года 82,3% общего объема накопленного в российскойэкономике иностранного капитала приходился на десять крупнейших стран-инвесторов (см. табл. 2). Первое место по данному показателю в настоящеевремя занимает Германия, которая к концу 2002 года инвестировала вроссийскую экономику 8 146 млн долл. США. Второе место - Кипр (5 627 млндолл. США), третье - США (5 522 млн долл. США). Удельный вес инвестиций из США, поступивших в Россию в 2002 годусократился, что обусловлено снижением общей инвестиционной активности вСоединенных Штатах, связанным с экономическим кризисом в этой стране имассовыми корпоративными скандалами, значительно подорвавшими довериеинвесторов. Табл. 2Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основнымстранам-инвесторам на конец 2002 года| |Накоплен| |В том | | |Справочн|| |о | |числе | | |о || | | | | | |поступил|| | | | | | |о в || | | | | | |2002г. || |всего |в % к |прямые |портфель|прочие | || | |итогу | |ные | | ||Всего инвестиций |42928 |100 |20351 |1473 |21104 |19780 ||в том числе по |35343 |82,3 |16121 |915 |18307 |15415 ||основным | | | | | | ||странам-инвестора| | | | | | ||м | | | | | | ||Германия |8146 |19,0 |1714 |384 |6048 |4001 ||Кипр |5627 |13,1 |3927 |305 |1395 |2327 ||США |5522 |12,9 |4220 |68 |1234 |1133 ||Великобритания |5054 |11,8 |2190 |128 |2736 |2271 ||Франция |3033 |7,1 |303 |0,1 |2730 |1184 ||Нидерланды |2850 |6,6 |2398 |21 |431 |1168 ||Италия |1526 |3,5 |194 |1 |1331 |283 ||Люксембург |1466 |3,4 |242 |1 |1223 |1258 ||Швейцария |1131 |2,6 |360 |6 |765 |1349 ||Япония |988 |2,3 |573 |1 |414 |441 | Доля инвестиций, поступивших из Кипра, по сравнению с 2001 годом,возросла до 13,1% в 2002 году. Давно известен тот факт, что декларируемые вРоссии иностранные инвестиции из Кипра в действительности имеют не кипрскоепроисхождение. Их источник - российский капитал, владельцы которого сначалавывозят его из России, а затем в виде иностранных инвестиций ввозятобратно. Однако в свете изменений в налоговом законодательстве Кипра объемподобных инвестиций из этой страны в дальнейшем может сокращаться. Значительно возрос удельный вес инвестиций, поступивших из Германии, -с 8,7% в 2001 году до 19,4% в первом полугодии 2002 года, и сократился до19% к концу года. Причина этого - наводнение в Германии в августе 2002года. Учитывая ситуацию в Германии, можно было с легкостью предположить, чтово второй половине 2002 года инвестиции из Кипра по объему могут выйти навторое место. При этом общий объем иностранных инвестиций в российскуюэкономику к концу 2002 года, оказался ниже уровня, прогнозируемогоМинэкономразвития России. 1.3. Динамика изменений в отраслевой структуре иностранных инвестиций в 1995-2002 гг. Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций в России за 1993-1996 гг. позволяет сделать вывод, что приток зарубежных капиталовложенийограничивается не только наличием высоких политических и экономическихрисков, но и противодействием сил, стремящихся избежать конкуренции навнутреннем рынке. По данным Госкомстата, из общего объема инвестиций в 1993 году вразмере 2,9 млрд. долл. 23,2% было вложено в машиностроение иметаллообработку; 16,3% – в торговлю и общепит; 5,3 % – в строительство;4,5% – в целлюлозно-бумажную промышленность; 3,8% – в промышленностьстройматериалов. Приведенные данные свидетельствовали о том, что отрасли, увеличивающиесвое значение в экономике России, имеют силы для того, чтобы не пускать ксебе иностранные компании, чтобы не делиться с ними контролем надпредприятием и, соответственно, прибылью. Те же отрасли, в которыхскладывается критическое положение и стоит вопрос о выживании, уступаютконтроль ради самосохранения. Это имеет положительную сторону, так какиностранные капиталы подпитывают тех, кто нуждается в них в наибольшейстепени. В 1994 г. произошло радикальное изменение структуры иностранныхинвестиций. В экономику России было вложено около 2 млрд. долл. , из которыхбольшая часть приходилась на прямые инвестиции. Основной сферой приложенияиностранного капитала в 1994 г. был топливно-энергетический комплекс – 49,5% (521,7 млн. долл.). Остальная часть вложений распределялась следующимобразом: 9,8 % (103 млн. долл.) инвестиций было направлено в торговлю иобщественное питание; 5,6% (59,0 млн. долл.) –в строительство; 4,7 % (49,5млн. долл.) - в целлюлозно-бумажную промышленность; 3,4 % (43,4 млн.долл.)– в машиностроение и металлообработку; 26,8 % (276,7 млн. долл.)приходилось на прочие отрасли. На топливно-энергетический комплекс России приходится и большая частьвсех ссудных инвестиций, накопленный объем которых превышает 8 млн.долларов. В эту отрасль российской экономики привлечено кредитов«Эксимбанка» США на сумму 4.5 млрд. долл., мирового банка - 2,6 млрд. и«Эксимбанка» Японии – 1 млрд.долл. В 1995 г. продолжались изменения в отраслевом распределении иностранныхвложений. Из-за роста издержек производства наметилась тенденция к снижениюинвестиционной привлекательности добывающей промышленности. На первыепозиции вышли торговля и общественное питание. А также финансовая,банковская, страховая сфера и пищевая промышленность. Резко сократиласьдоля топливно-энергетического комплекса, машиностроительных отраслей,деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В первой половине 1996 г. на первое место в отраслевом распределениииностранных инвестиций вышли кредитно-финансовая сфера и страхование(27,3%), на долю пищевой промышленности приходилось 7,9%, топливно-энергетического комплекса - 7,8%, торговли и общественного питания – 6,8%,машиностроения и металлообработки - 5%, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 4,6%, науки и научного обслуживания - 1,0%,строительства - 0,5%. В последние годы (1997-2002 гг.) иностранные инвесторы проявляютинтерес к вложению капитала в развитие средств транспорта, связи ителекоммуникаций, а также торговлю и общественное питание. С другойстороны, в 2002 г. сильно понизилась доля промышленности в объеме общихиностранных, хотя в период с 1997 по 1999 гг. наблюдался ее постепенныйподъем (прирост доли промышленности в объеме иностранных инвестиций в 1999по сравнению с 1997 составил 21.7%). По-прежнему слабый интерес у иностранных инвесторов вызывают отрасли:легкая, химическая и нефтехимическая, промышленность стройматериалов,металлургия. Практически не идет иностранный капитал в электроэнергетику.Прямые инвестиции в машиностроение, несмотря на их расширение, оченьскромны по размерам. Наиболее привлекательными отраслями для иностранных инвесторов в РФ в2002 г. были торговля и общественное питание (44,5%) и промышленность(37,1%). В 2002 г. заметно увеличилась доля инвестиций в топливнуюпромышленность и цветную металлургию, электроэнергетику (хотя инвестиции вэлектроэнергетику по абсолютному объему остаются ничтожными). В то же времяснизилась доля инвестиций в пищевую промышленность, черную металлургию,машиностроение и металлообработку и связь. Табл. 3Динамика изменений в отраслевой структуре иностранных инвестиций в 1995-2002 гг (%).|Отрасль |1995 |1997 |1999 |2000 |2001 |2002 ||Всего |100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0||В том числе: | | | | | | ||Промышленность: |43.3 |29.3 |51.0 |43.1 |39.8 |37.4 || - топливная |8.8 |13.6 |17.8 |5.7 |7.2 |9.8 || - черная и цветная |... |4.0 |9.7 |9.9 |10.8 |11.5 ||металлургия | | | | | | || - машиностроение и |6.6 |2.2 |4.1 |4.3 |4.9 |2.5 ||металлообработка | | | | | | || - пищевая |9.9 |5.7 |14.8 |16.3 |10.9 |6.1 ||Транспорт и связь |3.3 |1.6 |9.5 |17.8 |8.8 |3.1 ||Торговля и общественное питание |17.0 |6.0 |17.0 |17.8 |37.1 |44.5 ||Прочие отрасли |31.8 |62.2 |22.5 |21.3 |22.1 |17.0 | 1.4. Региональная структура иностранных инвестиций. Лидером по объему иностранных инвестиций остается Москва, на долюкоторой по итогам первого полугодия 2002 года пришлось 44,4% общего объемаиностранных инвестиций, поступивших в Россию. Объясняется это тем, чтороссийская столица по-прежнему является крупнейшим промышленным ифинансовым центром с развитой инфраструктурой и наиболее высокимплатежеспособным спросом населения. Общая сумма поступивших в Москву инвестиций по итогам января - июня2002 года составила 3 718 673 тыс. долл. США, увеличившись по сравнению саналогичным периодом 2001 года на 26,4%. Из них на долю прямых инвестицийпришлось 779 924 тыс. долл. США; на долю портфельных инвестиций - 92 613тыс. долл. США; на долю прочих инвестиций - 2 846 136 тыс. долл. США (см.рисунок 5). Кроме того, возрос объем иностранных инвестиций в Омскую область - с314 млн долл. США в первом полугодии 2001 года до 735,8 млн долл. США впервом полугодии 2002 года (в 2,3 раза); в Сахалинскую область - с 153 млндолл. США до 264,9 млн долл. США (в 1,7 раза). Между тем, в январе - июне 2002 года сократился объем инвестиций впредприятия Санкт-Петербурга с 509 млн долл. США до 498,8 млн долл. США (на2%) и Челябинской области - с 380 млн долл. США до 312,5 млн долл. США (на17,8%). Неравномерность распределения иностранных инвестиций по регионамсвязана со слабой региональной политикой в области их привлечения, а такжес плохой осведомленностью иностранных инвесторов о существующихинвестиционных проектах. 2. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ИНОСТРАННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 2.1. Инвесторы. Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций вотечественную экономику началась в 1987 году - были приняты первыенормативные документы о создании и функционировании совместных предприятийроссийских организаций с зарубежными партнерами, которые положили началорегулированию прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Реформасоветской внешней торговли, начатая в 1987 г., разрешила созданиесовместных предприятий между советскими предприятиями и иностраннымипартнерами. Современную правовую базу для иностранных инвестиций составляют более30 законов и указов Президента. Действует также ряд постановленийПравительства, конкретных ведомственных инструкций. Главный из них – этоЗакон об иностранных инвестициях №160-ФЗ в РФ от 9 июля 1999г. Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранныхинвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условияпредпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономикеРоссийской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов,передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечениестабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдениесоответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международногоправа и международной практике инвестиционного сотрудничества. В соответствии с этим законом иностранными инвесторами в России могутбыть:иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которогоопределяется в соответствии с законодательством государства, в котором оноучреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанногогосударства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданскаяправоспособность которой определяется в соответствии с законодательствомгосударства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии сзаконодательством указанного государства осуществлять инвестиции натерритории Российской Федерации;иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособностькоторого определяются в соответствии с законодательством государства егогражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанногогосударства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РоссийскойФедерации, гражданская правоспособность и дееспособность которогоопределяются в соответствии с законодательством государства его постоянногоместа жительства и которое вправе в соответствии с законодательствомуказанного государства осуществлять инвестиции на территории РоссийскойФедерации;международная организация, которая вправе в соответствии с международнымдоговором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территорииРоссийской Федерации;иностранные государства в соответствии с порядком, определяемымфедеральными законами; Иностранные инвестиции определяются как вложение иностранногокапитала в объект предпринимательской деятельности на территории РоссийскойФедерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранномуинвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или неограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральнымизаконами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валютеРФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценкуисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности(интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. Выделяют так же прямые иностранные инвестиции. К ним относятся -приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей(вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации,созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственноготоварищества или общества в соответствии с законодательством; вложениекапитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица,создаваемого на российской территории; осуществление на территорииРоссийской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовойаренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарнойноменклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества НезависимыхГосударств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей; Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использованияполученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чемправовой режим деятельности и использования полученной от инвестицийприбыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями,устанавливаемыми федеральными законами. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могутбыть установлены федеральными законами только в той мере, в какой этонеобходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страныи безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранныхинвесторов могут быть установлены в интересах социально - экономическогоразвития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставленияустанавливаются законодательством Российской Федерации. 2.2. Права и обязанности инвесторов. В соответствии с статьями 6 и 7 ФЗ “об инвестиционной деятельности”инвесторы имеют равные права на:-осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, заизъятиями, устанавливаемыми федеральными законами; - самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; - владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений; - передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; - осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; - объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации; - осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Субъекты инвестиционной деятельности обязаны: - осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами); - исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации; - использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению. 2.3. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Государство в соответствии с настоящим Федеральным законом, другимифедеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативнымиправовыми актами субъектов Российской Федерации гарантирует всем субъектаминвестиционной деятельности независимо от форм собственности: - обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; - гласность в обсуждении инвестиционных проектов; - право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц; - защиту капитальных вложений. В случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иныенормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры ввозныхтаможенных пошлин (за исключением особых видов пошлин, вызванныхприменением мер по защите экономических интересов Российской Федерации приосуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации), федеральных налогов (за исключением акцизов, налогана добавленную стоимость на товары, производимые на территории РоссийскойФедерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключениемвзносов в Пенсионный фонд Российской Федерации), либо вносятся вдействующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РоссийскойФедерации изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупнойналоговой нагрузки на деятельность инвестора по реализации приоритетногоинвестиционного проекта на территории Российской Федерации илиустанавливают режим запретов и ограничений в отношении осуществлениякапитальных вложений на территории Российской Федерации по сравнению ссовокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии сфедеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционногопроекта, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые актыРоссийской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые вдействующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РоссийскойФедерации, не применяются в течение сроков, установленных ПравительствомРФ, в отношении инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционныйпроект, при условии, что товары, ввозимые на таможенную территориюРоссийской Федерации инвестором, используются целевым назначением дляреализации приоритетного инвестиционного проекта. Стабильность для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект,условий и режима, указанных в настоящей статье, гарантируется в течениесрока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дняначала финансирования указанного проекта. Дифференциация сроков окупаемостиинвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке,установленном Правительством Российской Федерации. В исключительных случаях при реализации инвестором приоритетногоинвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либоиной инфраструктуры, срок окупаемости которого превышает семь лет,Правительство Российской Федерации принимает решение о продлении дляуказанного инвестора срока действия условий и режима. Правительство Российской Федерации: - устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект на территории Российской Федерации, отношении условий взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации; - утверждает порядок, определяющий день начала финансирования инвестиционного проекта, в том числе с участием иностранных инвесторов; - утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов; - осуществляет контроль за исполнением инвестором взятых им обязательств по реализации приоритетного инвестиционного проекта в сроки установленные Правительством РФ; В случае неисполнения инвестором обязательств он лишается льгот,предоставленных ему в соответствии с настоящей статьей. Сумма денежныхсредств, не уплаченных в результате предоставления указанных льгот,подлежит возврату в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации. 3.ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РОССИИ. 3.1 Проблемы и факторы влияющие на приток инвестиций. Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических,юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые в конечномсчете определяют степень риска капиталовложений и возможность ихэффективного использования. Приток иностранного капитала в любую страну, а также эффективностькапиталовложений определяются преимуществами инвестиционного климата вданной стране. Основными препятствиями для притока иностранного капитала в Россиюявляются: неотработанность законодательства, чрезмерные налоги, отсутствиемеханизма защиты иностранных инвестиций, криминогенность обстановки,распространение коррупции. Многие иностранные предприниматели называютпоследние причины в качестве основных, а также подчёркивают нестабильность''правил игры''. Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов в Россиюявляется борьба с криминальными элементами. В международной экономике всёбольше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являютсяосновными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостаткакапиталовложений является именно криминальность нашего общества. За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальныхиностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российскиепредприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали:- высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства вРоссии;- сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российскиепредприятия;неуступчивость российских партнёров, а также их неадекватная оценка вкладароссийской стороны;резкое расхождение между словами и делами российских руководителей ичиновников (почти все компании жалуются на то, что на встречах сроссийскими руководителями высокого уровня – членами правительства,министрами, руководителями субъектов Российской Федерации – их заверяют втом, что им предоставят помощь в решении возникших проблем, но когда делодоходит до непосредственных исполнителей, движение полностьюостанавливается);неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям исотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента. Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима вРоссии. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующихимпортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующиеставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие и готовую продукцию делаютпроизводство в России нецелесообразным. Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающейинвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальныепотери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкойэффективности «работающих» капиталовложений. Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуациирешающую роль играет политика государства в отношении иностранныхинвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участиестраны в системах международных договоров по различным вопросам, прочностьгосударственных институтов, преемственность политической власти, степеньгосударственного вмешательства в экономику и т.д. На инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямыеограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве,но и нечёткость и особенно нестабильность законодательства принимающейстороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможностипрогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений. Одним из проявлений кризисного состояния российской экономики являетсяинвестиционный кризис, означающий долговременную тенденцию снижения объёмакапиталовложений, а, следовательно, быстрое устаревание основных фондов итем самым угрозу утраты не только конкурентоспособности, но и самойвозможности существования многих предприятий и целых отраслей. Выход изкризиса зависит от решения проблемы инвестиций. Среди экономических параметров основное внимание при оценкеинвестиционного климата уделяется общему состоянию экономики, положению ввалютной, финансовой и кредитной системах, таможенному режиму, возможностямиспользования рабочей силы (стоимость рабочей силы и её соотношение сосредним уровнем квалификации работников и производительности труда). Большую роль в оценке социальной среды для инвестиций играютпоказатели отношения к иностранным инвестициям в обществе, степень егорасслоения, наличие или отсутствие согласия по основным вопросамэкономического и социального развития страны, уровень безработицы,возможность забастовок. 3.2. Инвестиционный рейтинг России. В настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточноблагоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций, в первуюочередь прямых. Можно спорить с теми или иными оценками хозяйственной ситуации вРоссии, которые встречаются в западной печати, но эти оценки во многомопределяют поведение потенциальных инвесторов. Американский президент водном из своих первых выступлений заявил, имея в виду Россию, что “нам нестоит вкладывать или способствовать вложению денег в систему, в которой ониникогда не тратятся по назначению”, добавив, что “от самой России зависит,создавать ли благоприятные условия для наших капиталов”. Как считают западные аналитики, Россия по-прежнему остается на одном изпервых мест в мире (она занимает третье место после Нигерии и Индонезии всписке из 90 государств) по степени распространения коррупции. В 2000 г.она, кроме того, вошла в список стран, которые не ведут должным образомборьбу с отмыванием так называемых “грязных денег”. По степени экономической свободы (index of economic freedom),составляемый газетой “The Wall Street Journal” и американской организацией“The Heritage Foundation” Россия опустилась в 2000 г. на 127-е место среди155 стран, уступив даже некоторым своим партнерам по СНГ (например, Грузиии Молдове), но опередив Украину, занявшую 133-е место. В 2001 г. в рейтинге стран с развивающимися экономиками (93 страны безпрочих стран СНГ), оценивающем степень рискованности осуществленияинвестиций и ведения бизнеса, Россия поделила третье место с Пакистаном,отстав лишь от Мьянмы и Зимбабве, хотя ее индекс несколько улучшился посравнению с предыдущим годом. После президентских выборов (1996 г.) в России в сентябре того же годаМеждународная финансовая корпорация (МФК) официально включила Россию вчисло развивающихся рынков. Тем самым отечественный рынок акций получилмеждународное признание и стал важной частью мирового экономическогопространства. Через год МФК включила Россию в сводный инвестиционный индексразвивающихся стран. Индекс МФК рассчитывается в процентах и сумма индексоввсех стран принимается равной 100 %. Индекс составляется на базе ценныхбумаг страны, доступных для любых инвесторов. Всего в составлении индексаучаствуют акции 31 российской компании (в том числе Башкирэнерго, ГАЗ,КамАЗ, Лукойл, МГТС, Мосэнерго, Норильский никель и др.). Фактическииндексы МФК рекомендуют инвесторам, куда им вкладывать капиталы. ДоляРоссии в индексе составила 5.1%, и она заняла 6-е место после ЮАР (12.3 %),Бразилии (11.6 %), Малайзии (9%), Тайваня (7,8%). Таким образом,максимально Россия может рассчитывать на 5% мировых инвестиций. Несмотря на заметные сдвиги в признании значимости России как объектаприложения зарубежных инвестиций, не следует сбрасывать со счетов и то, чтокрупные внешние вливания в экономику России все еще невыгодны Западу,причем как в экономическом, так и в политическом аспекте. В инвестиционнойполитике ряда промышленно развитых стран по отношению к России все ещесохраняются отголоски “холодной войны”, которые вряд ли исчезнутавтоматически. В октябре 2003 года рейтинг России изменился в лучшую сторону.Международное рейтинговое агентство “Moody’s Investors Service”пересмотрело страновой кредитный рейтинг России. Сам по себе пересмотррейтинга в начале октябре неожиданностью не был, поскольку агентствопоставило российский рейтинг на пересмотр с июля и в соответствии сформальной процедурой, собиралось объявить итоги пересмотра через 3 месяца.Сюрпризом стало повышение рейтинга сразу на 2 ступени так, что Россиявпервые в своей истории получила кредитный рейтинг инвестиционного уровня(Ваа3). Ни одно из общепризнанных рейтинговых агентств не обещалоприсваивать России инвестиционный рейтинг, по крайней мере, до завершенияпрезидентских выборов – 2004. Присвоение инвестиционного рейтинга означает признание одним из ведущихрейтиновых агентств достаточной способности своевременно и полностьювыполнять свои долговые обязательства, причем не только в краткосрочной, нои в долгосрочной перспективе. При этом рейтинг уровня Ваа по классификации“Moody’s” является низшим из инвестиционных рейтинговых разрядов иоблигации такого эмитента обладают чертами бумаг спекулятивного уровня. Какими могут стать основные последствия получения инвестиционногорейтинга для российской экономики и финансовых рынков?1. Появляется теоретическая возможность притока в Россию средств портфельных институциональных инвесторов – инвестфондов, страховых компаний, пенсионных фондов, ограниченных требованием инвестировать только в инструменты с инвестиционным рейтингом. Потенциал этих фондов оценивается участниками рынка в 1 трлн долл. Вероятность фактического притока этих средств достаточно высока – темпы роста российской экономики (5-6% в год) представляются иностранным инвесторам достаточно привлекательными, а риск резкого обвала мировых цен на нефть – невысоким.2. Значительно улучшаются условия доступа России как заемщика на международные рынки капитала, что может снизить остроту проблемы выплат по внешнему долгу в «пиковые» годы. Соответственно, правительство может сместить акцент бюджетной политики с накапливания профицита бюджета (на «черный день») на снижение налогов и более активное вовлечение бюджетных средств в стратегические инвестиционые проекты, где требуется участие государства.3. При повышении рейтингов российских корпораций вслед за страновым рейтингом заметно улучшаются их возможности по привлечению финансирования на международных рынках заимствований, что очень выгодно при текущих сверхнизких процентных ставках. Несмотря на то, что потенциал снижения доходностей российских еврооблигаций уже не так высок – рынок еще до рейтинговых агентств высоко оценил их, новые уровни процентных ставок могут активизировать уже происходящий бум размещений еврооблигаций относительно качественных российских корпоративных эмитентов. Это позволит им рефинансиовать более дорогие и «короткие» долги на более выгодных условиях, и привлечь инвестиционные ресурсы.4. Ожидаемый приток иностранных инвестиций объективно будут поддерживать тенденцию к укреплению курса рубля. Однако, более важным фактором курсообразования будут все же мировые цены на основные товары российского экспорта (нефть, газ, металлы) и политическая стабильность в стране. Наиболее сильное влияние изменения рейтинга можно ожидать на рынкеакций. После волны спекулятивного роста, связанного с пересмотром страновыхрисков и ставок дисконирования, что приведет к повышению справедливойстоимости большинства акций, через некоторое время российский рынок акцийможет перейти в новое качество. Во-первых, blue chips (- ценные бумагишироко известных компаний, являющихся лидерами в своих отраслях ивыплачивающих высокие дивиденды.) могут получить новый потенциал роста,поскольку для консервативных институциональных инвесторов, которые смогутприйти в Россию после получения инвестиционного рейтинга, одним из ключевыхограничений является капитализация компаний, а у акций «первого эшелона»она максимальна. Во-вторых, недостаточная капитализация наиболее ликвидныхакций «второго эшелона» может стать стимулом для процессов консолидации впока менее интегрированных, чем нефть и газ, отраслях – металлургия,телекоммуникации. Таким образом, пока еще узкий и спекулятивный рынок акцийможет существенно «расшириться» за счет новых привлекательных эмитентов,менее зависимых от товарного экспорта, что качественно изменит егокапитализацию, устойчивость и взаимосвязь с реальной экономикой. Вместе с тем, существуют и реальные риски от ожидаемого притокаинвестиций: 1. Хотя формально Россия и получила инвестиционный рейтинг, средиинвесторов преобладают сомнения в устойчивости экономического роста прирезком снижении мировых цен на нефть, а в последнее время – и вполитической стабильности. Поэтому, по крайней мере в ближайшее время,средства будут приходить в основном краткосрочные и спекулятивные.Консервативные инвесторы предпочтут дождаться завершения выборов иприсвоения инвестиционного рейтинга еще хотя бы одним признанныммеждународным агентством. Кроме того, для них в России пока просто нетдостаточного объема качественных активов и проектов. 2. Риски притока «горячих», краткосрочных денег на слабыхразвивающихся рынках общеизвестны – это показал азиатский кризис 1997 г. иего продолжение в России в 1998 г. При ухудшении ситуации на мировыхфинансовых рынках может немедленно последовать отток спекулятивногокапитала с национальных финансовых рынков, что провоцирует их обвал вместес крахом уже достаточно «привязанных» к ним компаний реального сектора. 3. Валютные риски. При крайне благоприятных сейчас условияхзаимствований на международных финансовых рынках на них могут выйтикомпании, не имеющие соответствующего покрытия в виде валютной выручки(получающие основные доходы в рублях). Последствия могут окзатьсяпечальными, особенно при нестабильности курсов основных мировых валют и приснижении притока валюты в Россию. Характеризуя ситуацию с привлечением иностранных инвестиций в экономикуРоссии, приходится констатировать, что пока Россия является местом борьбымеждународных компаний за сбыт своих товаров, а не ареной приложениякапитала. Произошло это в результате “распахнутости” российского товарногорынка и неадекватного инвестиционного климата. Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климататребуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование встране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так испецифических, относящихся непосредственно к решению задачи привлеченияинвестиций. Можно выделить следующие предпосылки увеличения притока иностранногофинансового капитала в Россию:1) Меры по репатриации “убежавшего” из России капитала.2) Приведение российского законодательства ,определяющего вывоз капиталакак незаконный, в соответствие с международным правом. В рамках этогопроцесса необходимо амнистировать владельцев незаконно вывезенного капиталаза границу с целью его возврата в Россию. Правительство г. Москвы,разрабатывая новую концепцию экономического развития столицы, намереносоздать условия для привлечения в экономику города “русских” денег,находящихся на счетах в заграничных банках, которые составляют, понекоторым оценкам, более 300 млрд.долл. В этой связи полезным можетоказаться использование китайского опыта привлечения зарубежных капиталов,принадлежащих хуацяо (китайцам, проживающим за границей). Ведь именно надрожжах иностранных инвестиций (до 70% которых принадлежит хуацяо) вырослокитайское “экономическое чудо”.3) Создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую иконкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков истраховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических икоммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров,занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поискомзаинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок"под ключ".4) Высокий банковский процент.5) Низкая инфляция.6) Либерализация финансового рынка.7) Государственные обязательства по выплате задолженности по займам икредитам. Заключение. Глубокий кризис конца лета 1998 года привел к изменению положения синостранными инвестициями в России. После отказа от долговых обязательствперед иностранными кредиторами страна может надолго остаться без серьезныхвнешних поступлений капитала в какой-либо форме. Между тем, по имеющимсяоценкам, в настоящее время собственные средства российских предприятийсоставляют не более одной четверти от того объема инвестиционныхпотребностей, которые, как предполагается предстоит удовлетворить по мереперехода российской экономики к росту. Основными составляющими инвестиционной политики преуспевающих странявляются: во-первых, последовательная либерализация ограничений и запретовпри сохранении внутренней стабильности, исходя из политических иэкономических интересов; во- вторых, отраслевое регулирование размещенияпрямых инвестиций с целью не допустить усиления влияния иностранногокапитала на стратегически значимые направления, что создает предпосылки дляоптимизации экономической структуры. Инвестиционный режим современной России все еще сильно отличается отобщепринятых международных норм и правил регулирования капитальныхвложений. Кроме того, серьезными ограничителями развития инвестиционнойдеятельности в России являются широко распространенные негативные фактыкриминализации экономики, бюрократического произвола и др. Правовая основа РФ нуждается в серьезном улучшении. В настоящее время вРоссии эффективность специального национального законодательства обиностранных инвестициях, которое должно направить деятельность иностранныхинвесторов в желаемое для государство русло, как показывает отечественнаяпрактика, оказалась незначительной. Если же проанализировать содержание многих нормативных документов,регулирующих деятельность иностранного инвестора в РФ, то можно убедиться,что по ряду аспектов, они нередко не выдерживают сравнения с аналогичнымиправовыми актами, действующими в зарубежных странах, в том числе иоднотипных с Россией государствах с переходной экономикой. К тому же в РФмеханизмы их применения, как правило, недостаточно отработаны.Зафиксированные в них нормы слабо подкрепляются подзаконными актами,водимыми в действие после принятия соответствующих законов, а временамидаже ослабляются или неправильно интерпретируются в таких актах, чтопорождает путаницу и снижает эффективность создаваемой правовой базы. Немаловажное значение имеют неформальные ограничения в отношениииностранных инвесторов. Среди них можно отметить многоступенчатостьпроцедуры получения разрешения и многочисленность и подробность пунктовзаявки на получение разрешения. К неформальным ограничениям следует отнестии бюрократизацию регулирования последующей деятельности иностраннойкомпании в стране, предоставления кредитов и др. Все это усугубляетположение, создаваемое для иностранных предпринимателей сравнительнонезначительными официальными ограничениями. Взятые в целом ограничения для иностранных инвесторов ухудшаютинвестиционный климат России. Сложившийся в настоящее время режимрегулирования капитальных вложений не соответствует общемировым правилам ине поощряет иностранных инвесторов к освоению российского рынка. Для выправления создавшегося положения прежде всего требуетсяупорядочить законодательство в данной сфере. Общий порядок регулированияиностранных инвестиций, исходя из мировой практики, должен предусматриватьлиберализацию инвестиционного режима и переход к единообразным правилам инормам. Для решения задачи масштабного направления капитала, в том числе ииностранного, в реальный сектор производства наряду с укреплениембанковской системы РФ следует приступить к созданию других инструментов,чтобы сформировать в России полноценную инфраструктуру инвестиций. В заключение хотелось бы добавить, что было бы рационально, недожидаясь принятия к реализации предложенных мер, начать активнуюпропагандистскую компанию в российских и зарубежных средствах массовыхкоммуникаций. Это станет хорошим сигналом для тех инвесторов, которыезаняли сейчас выжидательную позицию. Особо хотелось бы отметить, что рассмотренные предложения носятконцептуальный характер. Только в аналитических целях эти проблемы могутбыть представлены разрозненно- на практике необходимо действоватьодновременно, по всем пунктам, комплексно. И сразу появляются большиесоблазны приступить к разработке глобальной комплексной программы по образуи подобию тех, которыми так привычно прикрывают любую действительно сложнуюзадачу. В целом нет причин подвергать сомнению целесообразность разработкитакой программы. Но она должна стать неотъемлемой частью более общегодокумента, представляющего и фиксирующего принципы и задачи государственнойинвестиционной политики.Приложение 1. Список использованной литературы:1. А.С.Зелтынь ”Иностранные инвестиции в Россию”, ”Эко” № 8. 2001.2. Миклашевская Н.А., Холпов А.В. “Международная экономика” Учебник 2003.3. Кравченко П.П. “Как не проиграть на финансовых ранках” 20034. Альтовский Е.В. “Тенденции мировых инвестиций в 1997 году и 1998 году” (обзор) / Внешняя торговля. 1999. №1.5. Карманова Н.Ю. “Инвестиционный климат России” / Иностранный капитал в России. 1999. №46. “Внешнеэкономические связи” / Под ред. Балабанова И.Т. М.: Финансы и статистика, 1998.7. Авдюшкин Е.Ф. “Международные экономические отношения”. Третье изд. М.: Маркетинг, 1998.8. “Иностранные инвестиции” / МЭ и МО, 1999. №1.9. “Международные инвестиции и международные закупки и”. / Под ред. Есипова В.Е. С-Пб. : ГУ экономики и финансов, 1998.10. Фанштейн А. “Привлечение инвестиций в национальную экономику”/ Эко, 1999.№7.11. “Иностранные инвестиции в Россию”/“Финансовый директор”, №4 2002. (http://fd.ru/article/1326.html)12. Университетская информационная система РОССИЯ - http://www.cir.ru.13. http://www.finam.ru/analysis/forecasts0012B/default.asp.14. ИФ “ОЛМА” - http://info.olmagroup.ru.15. Федеральный закон “Об иностранных инвестициях” № 160 от 09.07.99.16. ГОСКОМСТАТ РФ http://www.gks.ru.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconРеферат по Мировой экономике Тема: Проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных...
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconВведение 1 Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура 2
Современная проблематика привлечения иностранных инвестиций в экономику России и Краснодарского края 4
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблема привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Стал более насыщен потребительский рынок, несколько повысились реальные доходы населения, возросла склонность к сбережениям. Существенной...
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблема привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ
В данной реферативной работе автором представлены мнения нескольких экономистов, которые отражают ту ситуацию, которая сложилась...
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблема привлечения инвестиций в экономику России

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconПроблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России iconВесельская Н. Р.    
Н. Р.             Правовое регулирование привлечения иностранных инвестиций в экономику Казахстана /Н. Р. Весельская, А. А. Нукушева//...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы