Средневековая европейская цивилизация и место в ней Католической Церкви icon

Средневековая европейская цивилизация и место в ней Католической Церкви



НазваниеСредневековая европейская цивилизация и место в ней Католической Церкви
Дата конвертации06.07.2012
Размер289,05 Kb.
ТипРеферат
Средневековая европейская цивилизация и место в ней Католической Церкви


Средневековая европейская цивилизация и место в ней католической церкви. 1 Пространственные и временные рамки Средневековья.Средневековьем считается период от распада Римской империи (конец V века)до возникновения протестантизма (начало XVI века). За это время западнаяцивилизация менялась настолько сильно что нужно выбрать какой-то период вкачестве характерного. Для нас эту роль будет играть «высокое»средневековье (XI -XIII века). О том, как менялась цивилизация до и послеэтого времени, сказано в главе 2. В пространственном отношении центром средневекового запада являетсятерритория Италии, Франции, Германии и Англии. Но даже на этой территориине все процессы проходили одновременно и равномерно. Например, Италия вкультурном и социальном развитии опережала остальные территории примерно надва века. Зато в плане государственного объединения Италия и Германияотстали настолько, что стали едиными государствами только в XIX веке. Вокруг этого ядра средневековой Европы находится периферия: БалканскийПолуостров, Польша, Скандинавия, Ирландия и др. Здесь характерные длясредневековья процессы шли с запозданием и часто совсем по другому.Например, Балканы все это время находились под действием иной, Византийскойцивилизации, а Скандинавия стала христианской только в XII - XIII веке. Наконец, часть географической Европы вообще не может быть отнесена ктой же цивилизации, что и вышеуказанное ядро. На Востоке это самобытнаяВизантийская цивилизация и Киевская, а затем Московская Русь. На западе этоюжная Испания, которая большую часть этого периода принадлежала к арабскойцивилизации. 2 Динамика Средневековой цивилизации.По сравнению с античностью, Средневековье - гораздо более динамичныйпериод. В нем все время что-то меняется то к лучшему, то к худшему. Грубаясхема этой динамики: резкий упадок после крушения римской империи -короткий подъем при Каролингах - новый, но не столь глубокий упадок вэпоху варварских нашествий (IX-X века) - крутой взлет после 1000 г. - пик вXIII веке - быстрое развитие, но и внутреннее перерождение вплоть до XVвека.1 «Темные века»: VI - VIII век.Средневековье рождалось внутри самой Римской империи. Его признаки:огрубление культуры после III века, смешивание римлян с варварами, растущаясамостоятельность территорий и упадок централизации. Варварские нашествия,сломавшие Римскую империю в V веке и длившиеся весь следующий век, предалиэтому начавшемуся упадку характер катастрофы: культурной, экономической иполитической. Показатель ее глубины - количество обезлюдевших территорий,заросших лесом, которые после 1000 г. пришлось распахивать заново. Самыйяркий признак римского присутствия - масштабное каменное строительство -прекратилось полностью. Строили из дерева или растаскивали на свои нуждыкамни римских зданий. Сухопутная торговля прекратилась из-за опасностей ииз-за того, что некому и нечем было торговать. Римские дороги заросли,торговые поселения исчезли. Нравы также стали варварскими. Хозяевами новых территорий были бандызавоевателей. Главари самых больших банд называли себя королями, а поменьше- баронами. Они не управляли своей территорией, а только собирали с неедань. Они не умели читать и писать, как и почти никто, кроме монахов. Правобыло правом меча. Когда возникал правовой спор, в который не вмешивалсямеч, он мог решаться десятком различных несогласованных правовых систем. В эти темные века остатки культуры и единства европейской цивилизациисохранила церковь. Она сохранила централизацию, хотя донесения или приказмежду, скажем, Римом и Ирландией могли двигаться по полгода.Немногочисленные хроники, из которых мы знаем об этом времени, все написаныв монастырях. Церковь потихоньку собирала под себя земли, и на нихвосстанавливалось хотя бы слабое подобие римского порядка под посохомепископа. Христианство как религия не потерпело тяжелых потерь, но кое-гдеотступало - население возвращалось к язычеству. Но в других местахмиссионеры завоевывали новые души. И, в конце концов, церковь в большоймере подготовила почву для Каролингского возрождения.2 Каролингское возрождение и романская эпоха: IX - X век.Период примерно с 750 по 850 год - кратковременное объединение западнойЕвропы под франкской династией Каролингов. Пик его - коронование папойКарла Великого в 800 году. Карл впервые создал государственнуюадминистрацию и систему образования для чиновников. Это положило началовыходу учености из монастырей. Для укрепления государства Карл сталпередавать земли наиболее верным соратникам, делая из них графов игерцогов. Те создавали собственных вассалов, и это положило началофеодализации Европы. Современники воспринимали деятельность Карла как восстановление Римскойимперии, которая для многих оставалась желанным идеалом на фоне окружающеговарварства. Держава Карла быстро распалась при его наследниках: возниклиФранция, Германия, Лотарингия, Бургундия. Но германская и итальянская частьсохранила название Священной Римской империи. Закат Каролингов в IX веке совпал с возобновлением варварских набеговсразу с нескольких сторон. Скандинавы - викинги, норманны - своими морскимипоходами терроризировали все европейское побережье и доходили даже доИталии. Они оседали на завоеванных приморских землях, например в Нормандии,откуда они потом завоевали Англию. В X веке с Востока появились венгры,которых по опасности сравнивали с новыми гуннами. С юга Сицилию, Италию,Испанию и Прованс атаковали мусульманские пираты. Все это создало назначительной части Европы обстановку террора и страха, которые усугублялисьтем, что, по апокалиптическим пророчествам, к 1000г. ждали конца света. Ноцивилизация мало-помалу развивалась. Очень важным было введение болеепитательных культур: бобов и др. Это способствовало росту населения. В этуэпоху по всей Европе достигла расцвета романская архитектура и живопись.3 «Высокое Средневековье»: XI - XIII век.Экономический и социальный взлет после 1000 г. начался со строительства.Как говорили современники: «Европа покрылась новым белым платьем церквей».Это был и симптом роста населения. Затем последовало расширение пахоты ирост городов, которые с римского времени прозябали в уголке своих старыхстен. Возобновилась экспансия христианства: в славянские земли, вСкандинавию, на юг Испании (Реконкиста). А в XII - XIII веках на востокпериодически выплескивались крестовые походы, что говорит, может быть, и оперенаселении. В это время активно развивались оба будущих конкурента - феодальноепоместье и город. Развитие торговли и импорт предметов роскоши с Востокастимулировали отказ феодалов от хозяйственной изоляции. Торговляподпитывала и город, хотя в эту эпоху он был в первую очередь центромремесла. Впрочем, приморские города (Венеция, Ганзейский союз, Генуя)распространяли свое торговое и политическое влияние на огромные территориии основали настоящие колонии. В это время могущество крупных феодалов достигло пика, а значит,королевская власть была слаба. Залогом будущих изменений стало началочеканки денег королями. Этого требовала экономика, но потом монета сталамощным политическим рычагом централизации. Культурная жизнь потихоньку перемещается из монастырей в город.Характерно, что именно в городах впервые появляются готические соборы вконце XII века. С конца одиннадцатого века стали появляться городскиеуниверситеты. Даже монастыри часто строились в городах. Церковь участвовала в общественной динамике самым активным образом. Онаподдержала инициативу крестовых походов. Часто поддерживала города противфеодалов. Напоминала о том, что по Библии труд - это положительнаяценность, в противоположность надменности аристократов. Даже начальныйкапитал для большинства средневековых начинаний в эту пору исходил, вконечном счете, от церкви, потому что крупных финансистов еще не было.Однако вовлеченность церкви в светскую жизнь создала и проблемы. Папыоказались вовлечены во многовековой конфликт с германским императором, азатем и с французским королем. В этой борьбе у церкви были победы иунижения, но в целом она теряла лицо. Однако все равно вся жизнь городапротекала в церковном ритме, вокруг собора и в подчинении илипротивостоянии церковным нормам. Епископ был как минимум столь же важнымлицом в городе, что и глава городского совета.4 «Осень Средневековья».Этот термин, Й. Хейзинга относит к периоду XIV -XV вв. Уже о БожественнойКомедии Данте (1321г.), говорили, что она завершает Средневековье вкультурном смысле. Тогда же был построен последний большой готическийсобор. Социально и экономически же закат Средневековья связан с тем, чтогородам и торговле стало тесно в его структуре. Они требовалиобщегосударственного пространства, международных связей, стандартных монет,налогов и т.д. С другой стороны, развитие техники отодвигало феодальныевойны в прошлое. Последней такой войной можно считать вялотекущую Столетнюювойну в XIV-XV вв. Она ярко показала, что эпоха походов феодала с дружинойкончается и наступает время общенациональных ополчений. Все этостимулировало сосредоточение власти в руках государей, окончательно решив вих пользу спор за власть с церковью. И горожанам, избалованнымразнообразием городской жизни, тоже стало тесно в стенах церковных норм. Но выход из Средневековья не происходил безболезненно. В XIV векеразвернулся сельскохозяйственный и финансовый кризис. За ним последовалазнаменитая «Черная Смерть», которая уничтожила, по некоторым данным, третьнаселения Европы. В напуганных и лишенных религиозной базы народных массахстали появляться симптомы «психологических эпидемий»: преследованияевреев, охота на ведьм и т.п. Это затронуло и церковь: в ней появиласьинквизиция. 3 Материальная цивилизация Средневековья.В техническом отношении средневековье мало отличалось от античности, этосвязано с неохотным восприятием новшеств, что казалось неблагочестивым.Однако потихоньку изобретения проникали в средневековую практику, в первуюочередь через строительство и военную технику. Из сельскохозяйственныхизобретений главную роль играли плуг, ветряная и водяная мельница.1 Сельское хозяйство.Даже с учетом городов сельское хозяйство было основой жизни любой страныили княжества. Любой регион мог обеспечить себя всем необходимым, и это неизменилось даже к концу средних веков с развитием торговли: разделениетруда не заходило слишком далеко. При несовершенстве техники единственнымспособом увеличить урожай было расширение запашки. Территории для этогобыло сколько угодно, но не хватало людских ресурсов. Таким образом, ростнаселения и рост запашки должны были идти параллельно. Низкая урожайность (сам-три, сам-пять ) делала крестьян очень зависимымиот погоды. Два неурожая подряд означали голод и смерть. Это сдерживалоразвитие сельского хозяйства. Кроме того, недоедавшие не могли эффективноработать. Исключения составляли только крестьяне-монахи, у которых былдополнительный доход в виде подношений монастырю. Впрочем, в голодмонастырские запасы часто распределялись между населением округи.2 Ремесло.Ремесло развивалось еще в эпоху упадка городов, в основном текстильное.Города сильно развили его, образовались специальные цехи чесальщиков,красильщиков, валяльщиков и т.д. Долго оно оставалось основным в городе, атекстиль - основным предметом торговли. С началом высокого Средневековьяпроизошел взрыв разнообразных специальностей: сначала металлургических икаменных дел, стекольных, а затем и всяких других, вплоть до цехааптекарей. Ремесло определяло и социальный статус человека: город делилсяна цеха. Это сильно сдерживало развитие ремесла, потому что специальностьдолжна была наследоваться и потому что объем продукции и ее техническиехарактеристики жестко регламентировались. Важным стимулятором развития ремесла была церковь. От нее исходилизаказы на наиболее сложные и совершенные изделия. Они и оплачивались лучшедругих.3 Торговля и финансы.Финансовый капитал существовал с глубокой древности у ростовщиков и менял.Церковь сурово критиковала эти занятия, а иногда и конкурировала с ними,предоставляя ссуды. Однако, несмотря на осуждение, услугами ростовщиковпользовались почти все, включая королей, которые брали займы на своипоходы, чтобы расплатиться из добычи. Настоящий финансовый капитал долго непоявлялся из-за ограниченности прибавочного продукта и дефицита звонкоймонеты. Первые банкирские дома появились в XIII веке в Италии. Они сразустали мощным стимулятором экономического и социального развития: все, кудавкладывался капитал, - ремесло, торговля, земледелие - получало как быновый импульс. Но и религиозные нападки на банкиров усилились: онипредставляли собой как бы воплощенный грех алчности. Финансовый капитал был главным двигателем международной торговли и вообщемеждународных связей: банкиры разных стран по простой записке передавалидруг другу огромные деньги. Была создана система кредита. На средствабанкиров снаряжалась большая часть морских экспедиций, включая и знаменитыеэкспедиции эпохи Великих географических открытий (конец XV - XVI век).Можно сказать, что финансовый капитал был главным тараном, взломавшимизнутри прочный панцирь Средневековья.4 Строительство.Строительство велось даже в самые нищие века. Но «бытовое строительство»вплоть до самого высокого Средневековья было исключительно деревянным. Дажезамки иногда строились из дерева. Но мы будем говорить только о каменномзодчестве. Во все эпохи строили каменные соборы, каменные монастыри,каменные замки. А с развитием городов все вообще в них стало каменным, такчто город позднего Средневековья - это «каменные джунгли». Строительство, а особенно архитектура всегда были элитной профессией.Знаменитые архитекторы были почти аристократами. Строительные рабочие были«аристократами среди народа», по крайней мере по оплате. За счет этогостроительство всегда выступало как двигатель прогресса. Другая его важнаяроль - оно стимулировало накопление капитала. На обновление деревяннойцеркви в камне настоятель мог копить десятилетиями. На новый собор городили монастырь мог копить веками. А пока деньги копились, они могли«работать», стимулируя экономику. 4 Политическая цивилизация Средневековья.В Средневековье на политическом и социальном поле было столько «игроков»т.е. действующих сил, как ни в какую другую эпоху. Причем в целом ни одиниз игроков не доминировал над другими, так что средневековый человек любогосословия жил в сложном переплетении сил, исходящих из разных полюсов, скоторыми он был обязан считаться. Мы рассмотрим основные противоборствующиепары этих полюсов.1 Вассалы и сюзерены.Феодализм - это, по определению, общество сюзеренов, которые наделяютвассалов землей - феодом- на условиях службы, и вассалов, которые правят всвоем феоде от имени сюзерена. На этой лестнице сюзеренов и вассалов многоступеней, и сам король - вассал Бога. Но при этом ни на одной ступени наделне является собственностью: сюзерен всегда мог переместить вассала в другойнадел или вообще лишить его феода. В такой идеальной форме эта система почти никогда не работала (заисключением короткого периода в X - XI веках). Сначала - в Каролингскуюэпоху и до нее - надел, как правило, получали непосредственно от короля,так что на лестнице было всего две ступеньки. Раз полученный надел всемиправдами и неправдами старались унаследовать, но даже когда это удавалось,владение было основано не на праве, а на традиции. В высоком жеСредневековье вассалы одержали решительную победу над сюзеренами: добилисьофициального наследования феода и юридического «оформления» правсобственника, а не только правителя по отношению к нему. С объединениемгосударства сюзерен остался один - король, и его роль снова возросла. Противостояние вассал - сюзерен ощущалось в любой точке феодальнойаристократии. При этом любой аристократ был одновременно и сюзереном, ивассалом, причем вассалом зачастую у нескольких сеньоров, так что могиграть на противоречии их интересов. Таким образом, это не противостояниеконкретных людей, а противостояние ролей. Но оба полюса были нужны другдругу. Без сюзерена у вассала не было юридической основы для власти вфеоде, не было бы защиты от жадных соседей. Без вассалов откуда бы сюзеренбрал налоги и войско? Да и прямое управление большими территориями былоневозможно в эту эпоху слабых коммуникаций.2 Государство и удел.Другая линия противостояния, прошедшая через все средние века, - междуобщенациональным государством, которое представлял, как правило, король икняжеством, провинцией, территорией, которые представлял местный сеньор. Вте времена нации в современном смысле этого слова не существовало:провансальцы отнюдь не считали себя такими же французами, как парижане, афлорентийцы с негодованием отвергли бы всякое сравнение с миланцами. Чем жебыло понятие «Франция» или «Италия», и зачем вообще оно нужно было людям,живущим в замкнутом мирке, который сам себя всем обеспечивал? Ответ достаточно неожиданный: почти во все Средневековье государство -это общность не социальная и экономическая, и даже не столько политическая,как культурно - историческая. В нем жила память о Римской империи как обидеальном общественном устройстве. Церковь также всемерно поддерживалапонятие «христианского государства»: государи были для нее светскимотображением божественной власти (хотя, конечно и менее совершенным, чемотображение церковное). Лояльность к государству и лояльность к местному сеньору могли буквальнотянуть человека в противоположные стороны. Так было перед Столетней войнойна западе Франции, где люди были исторически и культурно французами, нонесли вассальные обязательства по отношению к английскому королю. Это былоодной из причин войны.3 Власть светская и власть духовная.В «темные века» светская власть церкви была суровой необходимостью. Сукреплением феодальных сеньоров они стали оспаривать эту власть: сначала уместных епископов, а затем - короли у папы. Н этой почве произошли самыеострые конфликты Средних веков. Например, трехдневное стояние германскогоимператора Генриха на коленях перед папским замком в Каноссе, и наоборот,семидесятилетнее «пленение пап» в Авиньоне под властью французского короля.Стандартная проблема выбора средневекового человека - кому подчиняться - вэтих случаях стояла особенно остро. Короли иногда просто убивали своихвидных подданных, сделавших выбор в пользу Рима. Папы отвечали анафемой,что в те времена серьезно подрывало акции отлученного (даже не столько вглазах собственных подданных, лишенных привычных треб, сколько перед всегдаготовыми к нападению соперниками). Претензии пап на первенство над государем базировались на так называемом«даре Константина» - документе, которым этот знаменитый римский императордаровал церкви эту власть. Документ оказался поддельным, но в те временаэтого никто не знал. Несмотря на постоянную борьбу, духовная и светская власть, как и всеостальные пары полюсов в Средневековье, были нужны друг другу. Германскиеимператоры своими войсками некоторое время поддерживали папский домен вИталии. Светская власть обеспечивала авторитет и безопасность церкви наместах, князья вносили богатые вклады в монастыри. Со своей стороны церковьдавала королям духовную санкцию «богопомазанности», так необходимую им вборьбе со своими могучими вассалами. В целом, взаимодействие этих силдавало эффективную систему управления - аналог современного разделениявластей. Это поддерживало и политическую целостность Европы.4 Город, замок и деревня.Город, замок и деревня - три полюса, к которым тяготели три основныхсветских сословия Средневековья (светских, потому что церковь была на всехтрех полюсах). Замок - место обитания феодалов, деревни вокруг него - местообитания крестьян (как свободных, так и крепостных - сервов), город -гнездо нарождавшегося нового сословия купцов и ремесленников. Эти триполюса были в напряженных отношениях между собой. Замок родился еще в темные века, как средство держать под контролемдеревенскую округу. Для нее он - кровосос, постоянно требующий барщинныхработ и поставок продуктов (к концу средневековья все это было замененоденьгами). Но и защитник от постоянной угрозы разорения воинственнымисоседями, и судья в имущественных спорах, и единственный источникнедостающих орудий производства. Для замка деревня - источникэкономической, а значит и политической силы, но и смутная угроза бунтов,которые совершались с характерной для тех времен жестокостью. Впрочем,крестьяне покушались на «данный от Бога порядок» только в самых отчаянныхслучаях. Замок и деревня - две половинки единой экономической системы, накоторой стояло все средневековье. Для города на раннем этапе замок - нянька, хоть и суровая. Город могвозникнуть только там, где местный сеньор мог обеспечить ему защиту.Конечно за это приходилось платить, и немало. Но замок отвечал первымизаказами на предмет ремесла. Первые купеческие экспедиции с дарами местнойземли тоже загружались в замках. Со временем город стал для замка и соперником, и соблазном. Соперникомпотому что выманивал своей свободой крестьян и больше не возвращал ихфеодалам. Например, крепостной, проживший в городе год и один день считалсясвободным. Кроме того, город быстро стал опасной военной силой. С другойстороны, в городе сосредотачивались для феодала все источники предметовроскоши и средств на ее приобретение, а со временем и источники кредита нажизнь. Все это привело к тому, что крупные феодалы стали переселяться вгород и строить в нем дворцы - «городские замки». Постепенно города стали для деревенской округи такими центрами, какимираньше были замки. Крестьяне стали везти продукцию не в замок, а на рынок вгород. Противостояние центра с периферией стало не социальным, акультурным: горожане черпали гордость в противопоставлении себя неотесаннойдеревенщине.5 Война и мир.До примерно XI века междоусобная война - естественный «обмен веществ»Средневековья, способ перераспределения материальных благ. Для варварскихкоролей темных веков постоянные военные походы - естественное дело еще сродоплеменных времен. Так же естественно сражаться и для любого рыцаря вболее поздние времена: война - его профессия, источник если не средств, тосоциального возвышения. Если никакой большой сеньор в данный момент невоюет с другим, устраиваются рыцарские турниры, чтобы мечи не ржавели.Конечно, взаимные набеги вредили пашне, но пашни было немного, да и вообщес этим, как и с другими экономическими факторами, не очень считались. Все это изменилось с развитием экономики. Рыцарская этика, где на первомместе стояла рыцарская честь и военные успехи, стала увядать. Аристократиястала, не стесняясь, гнаться за деньгами, тем более что изменения вэкономике привели к тому, что крестьянской продукции стало не хватать навсе. Мелкие рыцари стали разоряться, даже продавать имения. Таким образом,повышение роли экономики и торговли принесло мир (конечно относительный).Важность экономики стала пониматься настолько хорошо, что еще в XI векепринимаются «мирные постановления», ограничивающие военные действияфеодалов и защищающие крестьян, купцов и даже рабочий скот. 5 Культура Средневековья. Мы будем говорить о культуре в современном понимании этого слова. Всредние века значительная часть культурного багажа общества заключалась втом, что сейчас называется ритуалами и нравами. Эту часть культурыСредневековья мы затрагивать не будем.1 Центры письменности: монастыри, университеты.В темные века ниточка культурной традиции пролегала через скрипториимонастырей. Но там переписывали в основном Священные Писания, реже - трудыотцов церкви, еще реже - труды античных литераторов и философов, к которымотносились как к язычникам. Последним авторским произведением античностиможно считать «утешение философией» Боэция (VI век). После этого появлялисьтолько хроники, и то редко, раз в полвека: Григорий Турский во Франции,Беда Достопочтенный в Англии и др. Пожалуй, в большем в эту эпоху и неиспытывали нужды. Начиная с Каролингской эпохи, проявляется тяга к освоению наследияантичности. Оно доходило в редких латинских трактатах (по-гречески нечитали). Огромную роль сыграла передача античной культуры через арабскиепереводы. За учением в маврскую Испанию отправлялись через пол-Европы. Также далеко ходили за редкой книгой в дальние монастыри. Так велик был голодк знанию. К XI веку из монастырей выходит все больше, говоря современным языком,«ученых» (разумеется, они были одновременно клириками). Один из них -Герберт из Аврильяка - даже стал на рубеже тысячелетий папой римскимСильвестром II. Эта накопившаяся критическая масса «образованных людей», всочетании с общественным прогрессом после 1000г., привела к распространениюшкол и университетов. В них книга превратилась из предмета религиозного впредмет культурный. Появились новые типы книг: учебники, философскиетрактаты и т.д. Их авторы - это уже не передатчики, а творцы культуры. Нопроцесс передачи наследства античности не только не затухал, но ираскручивался все больше. Множество рукописей было найдено по монастырям вXIV -XV веках. Этим занимались видные люди, например поэт Петрарка. Ксожалению, к тому времени более половины названий античных произведений ужебезвозвратно исчезло.2 Архитектура.Для Средних веков архитектура - это искусство по преимуществу. Всеостальные зрительные искусства ниже ее, потому что она напрямую возвещаетславу Божью. Поэтому архитектура - это в первую очередь соборы. Их былипостроены многие тысячи. Часто постройка длилась веками. Средневековьесоздало два новых типа архитектуры: романскую - наследницу древнеримскихзданий, кряжистую, но по-своему изящную, и готическую, которая есть один изкультурных шедевров всех времен вообще. Готический собор поражает нестолько своей устремленностью вверх, как космический корабль, сколькомаксимализмом, бескомпромиссностью. Создается впечатление, что зодчиестремились убрать камень откуда только возможно, превратить стенку вкружево. Естественно, чтобы собор не развалился (а так иногда бывало),потребовались невероятно хитрые механические решения: аркбутаны, контрфорсыи т.д. Средневековые мастера были неистощимы в этих выдумках, потому чтоощущали свою деятельность как прославление Бога. И действительно,готическая архитектура имеет нечто общее с «архитектурой мысли»средневековых мистиков, таких, как Мейстер Экхарт или Иоахим Флорский.3 Литература.Литература раннего Средневековья - это героический эпос: Песнь оНибелунгах, немного спустя - песня о Роланде, Сид и др. В Скандинавии,которая долго была языческой, были записаны и своды мифов, например Эдда.После 1000 г. стала появляться более «приземленная» литература: Роман оЛисе, цикл Тристана и Изольды, полуисторические легенды об Артуре. Они былизаписаны почти одновременно с существовавшими много столетий до нихэпическими поэмами, которые до этого передавались изустно. Это сталовозможным лишь с появлением светской культуры: церковь считала что такиетворения - вне сферы ее компетенции. Вся эта литература еще безымянная. Первыми «литературными авторами»,имена которых мы знаем, были странствующие поэты, которые назывались вразных странах по-разному: труверы, менестрели, ваганты, миннезингеры.Раньше всего они появились в Италии и Провансе. Это было к тому же иначалом литературы на «новых» языках: испанском, французском, итальянском ит.д. Они долго считались неполноценными по сравнению с языком учености -латынью. Первыми литературными строчками на итальянском языке считаетсяпеснь «О брате Солнце» великого святого Франциска Ассизского (начало XIIIвека). Средневековая литература синтетична, как и вся средневековаяцивилизация. В ней переплетены разные жанры. Например, высшее достижениесредневековой литературы - «Божественная Комедия» Данте - это и гениальнаяпоэма, и теологический трактат, и философия, и даже острый политическийконфликт.4 Скульптура и живопись.Скульптура и живопись в Средние века - в первую очередь атрибут церкви,Евангелие для неграмотных. Богослужение шло на латыни, которая почтиникому, кроме клериков, была непонятна. Поэтому для большинства верующиххристианство - это была проповедь священника плюс иконы и витражи сбиблейскими сюжетами. Начиная с XIII века, стала появляться и живопись, носначала исключительно на религиозную тему. Первопроходцами здесь былиитальянцы, в первую очередь Джотто. К концу Средневековья в живопись пришлиантичные сюжеты, портрет, сцены современной городской жизни. Пожалуй, высшее живописное достижение Средних веков, которое потом ужене повторилось, - книжная иллюстрация и миниатюра. Ею украшались почтиисключительно книги религиозного содержания - Евангелие, жития святых,часословы, - но сюжеты иллюстраций были очень разнообразными, необязательно библейскими. Так, знаменитый Великолепный часослов герцогаБеррийского показывает сельскохозяйственные работы на каждый месяц.Замечательными миниатюрами украшались и хроники, причем очень рано - с VIIIвека. Живопись и скульптура, так же как и архитектура, прошли две эпохи:романскую и готическую. Но если во время готики архитектура подавляет собойвсе остальные искусства, то в романское время, пожалуй, доминирующимискусством является скульптура. Фантазия скульпторов не знает удержу визобретении новых форм: узоров, растений, животных. Яркий пример -знаменитые химеры на соборе Нотр-Дам. При этом все фигуры покорно изогнутыпод очертания колонн, капителей и сводов, подобно тому, как самсредневековый человек изгибался, подчиняясь разнообразным требованиямобщества. И это придает фигурам особую выразительность. Кроме того,вытянутые и несколько условные романские фигуры имели ту дозубестелесности, которая так необходима церковной скульптуре.5 Культура народная и «ученая».В наше время есть две культуры: «высокая» и «поп-культура». А вСредневековье их было три: культура «ученая», она же церковная, культурааристократии и культура простого народа. Аристократическая культураотличается от ученой в основном неписаными нравами и обычаями, поэтому, каксказано выше, о ней мы говорить не будем. В народной культуре доля обычаяеще больше, но получилось так, что весь этот фольклор был зафиксирован вписьменности, так что видны его резкие отличия от культуры «ученой». Главное отличие в том, что народная культура - полуязыческая, так что, вотличие от русского «крестьянин = христианин», в средневековой латыни«селянин=язычник». Это и поклонение древним священным рощам и идолам, скоторым церковь активно боролась, а народ столь же активно его маскировалпод внешне христианские формы. В итоге возникали забавные ситуации, как содним нормандским святым, который на поверку оказался борзым псом. Это исугубо народное развлечение в виде представлений жонглеров (клоунов,скоморохов), которые церковь, не в силах искоренить, пыталась использовать,переделывая в христианские мистерии. В этих развлечениях с удовольствиемпринимала участие и знать.К народной культуре принадлежал и целый пласт «лубочной» литературы. В нейвперемешку излагались жития святых, назидательные примеры из жизни,удивительные природные явления и т.д. Не споря открыто с церковныминормами, эта литература несла мировоззрение, которое было не болеехристианским, чем «Декамерон» Бокаччо. И тем не менее, именно через этулитературу христианская этика, пусть в упрощенном и даже искаженном виде,наиболее эффективно доходила до народных масс. 6 Церковь как интегрирующий фактор средневековой цивилизации.В предыдущих главах много говорилось о месте церкви в различных частяхсредневековой жизни. Здесь мы посмотрим на эти аспекты с единой, собственноцерковной точки зрения.1 Положение церкви к началу Средневековья.В первые века нашей эры христиане противопоставляли себя римскойцивилизации. За это их мучили и убивали. После Константина христианствостало официальной религией Рима. Между ним и империей начался взаимныйобмен, в результате которого государство стало христианским, но и церковьпревратилась в государственный институт. Христианство потеряло былуюцельность: одна половина его осталась религией личного спасения, другаястала вполне земной организацией, одной из многих. Но поскольку втораяполовина подпитывалась от первой, то к моменту крушения Империи церковьоказалась единственным жизнеспособным государственным институтом. Неудивительно, что ей пришлось нести наследие Рима сквозь средневековьевплоть до Возрождения. К VI веку церковь осталась наедине со всеми проблемами, которые раньшеза нее решало государство. Епископы часто были единственными защитникаминаселения и носителями порядка перед лицом вторгшихся варварских орд.Поневоле церкви пришлось заняться политикой в масштабе всей ойкумены, чтораньше делала империя. Жизненную силу церкви доказывает то, как быстро ейудалось «переварить» варваров и сделать их христианами если не по сути, тохотя бы по названию. Конечно, варварские вожди зачастую принималихристианство по политическим причинам, чтобы облегчить управление новымиподданными. Но это как раз и доказывает политическую силу церкви и ееглубокие корни. Церкви пришлось укреплять и свои европейские коммуникации: других к томувремени в Европе не оставалось. Это было сделано эффективно: и в самыхдальних странах епископы не теряли связи с Римом. Более того, было наподъеме миссионерство, и христианство «завоевывало» новые территории. Какраз в это время святым Патриком была просвещена Ирландия, которая самабыстро стала мощным очагом миссионерства. В это время церковь обрела новую «несущую структуру», как минимум стольже мощную как и городские епископаты. Это монастыри, которые быстрораспространились по всей Европе. Первые монахи в III -IV веках спасали своюсобственную душу в пустыне, и любое общение казалось им помехой. Но врассматриваемую эпоху святой Бенедикт сделал гениальное «изобретение» -общежительный монастырь, коллектив ищущих спасение. Он же дал первыймонастырский устав. Конечно, многие монахи искали не столько спасения души,сколько прибежища от войн и варварства того времени, а то и просто кускахлеба. Но это не мешало, а скорее помогало монастырю стать, в отличие отпервых монахов, прочной социально-экономической структурой, на которуюмогла опереться церковь. А необходимость самообеспечения привела к тому,что, в отличие от классического античного сознания, труд для монахов сталположительной религиозной ценностью, и это имело огромное влияние на всеСредневековье. Наконец, в эту эпоху, говоря о римской церкви имеют в виду не толькоРим. но и Константинополь. Раскол между римским первосвященником иконстантинопольским патриархом далеко впереди (1054г.). А пока между ними -своего рода негласное разделение функций: патриарх занимается церковнойдогмой, собирает соборы для ее обсуждения; епископ римский занимаетсяадминистративной структурой церкви, укреплением ее экономической базы - вобщем, делами земными. Это отпечаток сохранится на римско-католическойцеркви и после раскола.2 Церковь - очаг культуры и наследница римских традиций.По идее, церковь могла бы взять с собой в дорогу сквозь темные века толькоЕвангелие. Это даже было бы более в духе первоначального христианства. Нополучилось так, что вместе с Библией в дорожную суму церкви попала, пусть вупакованном виде, вся античная культура: философия, история, юриспруденция,риторика. Сожалеть нам об этом не приходится: без этого не было бысовременной европейской культуры. Конечно, все эти науки и искусства нужны были церкви для собственнойцели: эффективней нести людям слово Божие. Но в результате среди монахов,которым поручалось послушание переписчика, на сотню переписанных Евангелийвсе же приходился хоть один Цицерон, Квинтилиан или Дигесты. В результатекое-кому это становилось интересно (может быть более, чем подобалослужителю Божию и чем одобрял настоятель). Так ниточка ученостипередавалась дальше. Кроме того, церковь несла Рим в самой себе: это была не простохристианская, а Римская церковь. Впрочем, смутные воспоминания об Империикак о золотом веке тогда витали во всех головах. И когда Каролинги решиливоплотить эти воспоминания в жизнь в виде того, что они называли«восстановлением Римской Империи», у церкви оказалось все необходимое,чтобы снабдить их идеологией, правовой базой и просто учителями. И после Каролингов церковь поддерживала довольно искусственноеобразование под названием «Священной римской империи». Делала она это, вобщем-то, не ради выгоды: на протяжении веков императоры были главнымипротивниками пап, хотя бы уже потому, что их итальянские владения вводилиих в конфликт с папской территорией. Но магия слова «Рим», стремление квселенскости (это и означает слово католический) и, короче говоря, функцияцеркви как всеевропейского интегратора были у нее «в крови» и оказывалисьсильней сиюминутных интересов. А где по окончании средневековья сохранились все античные рукописи,которые так нужны были свободомыслящим городским интеллигентам? У церкви, вмонастырях.3 «Церковная цивилизация».В результате всего сказанного, к эпохе высокого средневековья церковьоказалась главной держательницей культурных ценностей и властительницейдуш. В городах, которые, казалось бы, должны быть более свободными, этовыражалось еще сильнее. Даже зрительно собор доминировал над городом, былего центром. А в деревне крестьяне, которые собирались на мессу раз внеделю, в воскресенье, чувствовали тяжесть епископского посоха не таксильно. Но все равно, они жили по церковному календарю, рождались, женилисьи умирали под церковные обряды, даже если украдкой справляли языческиеритуалы вроде Ивана Купалы. Подсознание этой эпохи могло быть языческим, носознание ее было полностью церковным. Церковное руководство жизнью не было бы столь эффективно, если быцерковь не отслеживала изменения, которые происходили в жизни и неприспосабливалась бы к ним. Конечно, церковь «по долгу службы» осуждалазаведомо неискоренимые пороки, такие, как алчность чревоугодие, блуд. Онадаже реально боролась с ними в собственных рядах, хотя и с переменнымуспехом. Но там, где это было совместимо с догматами, церковь делала все,чтобы не отрываться от народа и от времени. Это ярко проявилось в одобренииордена Франциска Ассизского с его принципом бедности, хотя для многихутопавших в роскоши прелатов это казалось прямым вызовом.4 Религиозные поиски.Итак, церковь искала свою дорогу в меняющейся жизни. Эти поиски шли по двумнаправлениям: богословие, т.е. поиск новых, более правильных слов оГосподе, и поиск истинно христианской жизни в новых исторических условиях.Первое больше интересовало ученых людей, второе - простой народ. Но бывалотак, что в диспутах о Троице простые люди шли друг на друга с кольями. Делов том, что многочисленные диспуты о божественной или человеческой природеХриста и о Троице, которые проходили на церковных соборах в V - VIII веках,были для современников отнюдь не абстрактным спором. Оказаться в них нанеправой стороне означало стать еретиком: монофизитом, несторианином,пелагианцем или одним из бесчисленного множества других. А это означалопотерять спасение души, т.е. главную ценность верующего человека.В позднем средневековье эти поиски приняли более философский, чемсобственно религиозный характер. Начиная с Абеляра, несколько веков шелспор о соотношении разума и веры в познании мира. Это было важно для любогомыслящего человека: как сочетать опору на собственный здравый смысл сопорой на церковный авторитет. Церковь участвовала в этих спорах, но недиктовала свою волю, хотя иногда и осуждала особо зарвавшихся новаторов какеретиков и заставляла их каяться. Гораздо острее церковь воспринимала народные поиски христианской правдыв жизни. Разлитое повсюду зло толкало многих к одному из теченийманихейства, которое считало дьявола равным Богу и хозяином этого мира.Церковь огнем и мечом искоренила эти ереси на западе (катары) и на востоке(богомилы). Так же резко реагировала церковь на религиозных реформаторов,которые искали большей социальной справедливости, например вальденсов - воФранции и последователей Арнольда из Брешии - в Италии. Иногда порывы к более правильной христианской жизни принимали формурелигиозных орденов. Так в начале XIII века родились два важнейших ордена:Францисканский и Доминиканский. Церковь взяла их под свое крыло ииспользовало как первопроходцев. Францисканцы тянулись к миссионерскойпроповеди среди язычников: славян, скандинавов и даже мусульман.Доминиканцы специализировались на очищении самой христианской церкви и неслучайно они стали у истоков инквизиции.5 Протест и церковь.Оборотная сторона «сплошной церковности» средневековой цивилизации - то,что церковь была вынуждена внедрять единомыслие более, чем полезно было длянее самой. В результате внутри самой церкви постоянно накапливалсяпотенциал протеста. Пока он прорывался в виде отдельных всплесков, подобныхописанным выше, церковь его успешно нейтрализовала. С отдельными еретикамибез труда разбиралась инквизиция. Но с освобождением умов, действительнымили мнимым, с приходом Возрождения пришлось иметь дело не с отдельнойересью, а с порывом на волю всей цивилизации. В 1519 году Мартин Лютерположил начало новой ветви христианской религии - протестантизму. Этотечение решительно отстранило церковную иерархию, в особенности папу, какпосредника между человеком и Богом. Соответственно, все претензии церквиустанавливать нормы жизни были отметены. Человек стал считать, что онзвучит достаточно гордо, чтобы стоять с Богом лицом к лицу. За полвека пол-Европы стало протестантской. Наконец-то избавились от раздражавшей роскошипрелатов: церковная обстановка стала суровой, спартанской. Заодно можнобыло поделить церковные богатства. Впрочем, слова о том, что удары, которыми Лютер прибивал листки сосвоими тезисами к воротам церкви, - это удары по крышке гроба католичества- слова поспешные. Католичество пережило Реформацию. Более того, оносохранило в себе подход к человеческой жизни как к единому, религиознозначимому целому. Протестантизм этого, к сожалению, не унаследовал. 7 Конец Средневековья.Про Средневековье можно с большим правом, чем Маркс про буржуазию, сказать,что оно породило своего могильщика - городскую культуру и национальноегосударство. И то, и другое выросло в недрах самого Средневековья ивзломало его изнутри. Понятно, кто выиграл: новые люди, больше не скованныесословными и духовными рамками. Понятно, кто проиграл: столпы, на которыхдержалось средневековое общество, первые два сословия - аристократия иклир. Но что удивительно - Возрождение как освобождение было одновременноВозрождением как возвращением - к всегда желанной античности.1 Поражение аристократии.Аристократия потерпела поражение от обоих своих старых противников. Городстал решительно сильнее любого сеньора, причем и в военном, и в денежномплане. В каком-то смысле город поглотил сеньора: перекупил его удел,превратив его в собственное так называемое контадо, а самого сеньоразаманил и заставил поселиться в себе. Другой противник - король - мало-помалу стал сильнейшим из сеньоров, наладил прямую систему управлениягосударством - не в последнюю очередь при помощи городов - и перестал такуж нуждаться в аристократии. Аристократия потерпела поражение и изнутри. Ей нечего былопротивопоставить новой морали, по которой труд - это благо. Что касаетсяморали «денежного мешка», то сама аристократия с легкостью ее усваивала,забывая понятие рыцарской чести. И к XVII веку эти понятия были уже смешнойстариной, что хорошо описано в «Дон Кихоте». Начиналась капиталистическаяэпоха, и аристократы хорошо чувствовали, что уже не они - первое сословиеиз трех. Может быть, еще более тяжелый психологический удар нанесло аристократиито, что первый из них - король - в каком-то смысле предал свой класс,построив управление нарождавшимся национальным государством не на них, а начиновниках. Эта общая закономерность сильно выражена во Франции и Англии,слабее - в Германии и Испании, но прослеживается везде. Аристократияоказалась лишним, хотя и красивым украшением на теле нации. Впрочем, этоукрашение сбросили только гораздо позже - в эпоху великих буржуазныхреволюций в Голландии, Англии, Франции. Было одно направление, в котором аристократия могла взять утешительныйприз - это географическая экспансия в Америку, а затем в Африку и Азию.Здесь военные таланты аристократии были при деле, и первые морскиеэкспедиции и первые колонисты состояли в основном из дворян.2 Поражение Рима.К эпохе Возрождения спор между папами и национальными государями былокончательно решен в пользу вторых. Церковная система управления занялапочетное, но подчиненное место в государственной системе управления.Общеевропейские функции церкви тоже пошли на убыль: торговый и политическийобмен между государствами заменил их. Как и аристократия, римская церковь потерпела поражение и изнутри. Во-первых, как сказано выше, она перестала определять смысл и нормы жизни.Побочным результатом этого было то, что вместо мировых проблем типапревосходства духовной власти над светской папы стали заниматься деламиземными: накоплением личных богатств и т.д. Не зря папы этой эпохи, такиекак Александр Борджиа, дали образцы морального падения на все века. Во-вторых, хоть и менее заметно, над церковью потускнел ореол былойславы Рима. Не то, чтобы интерес к античности упал - наоборот, он являетсяодной из главных характеристик Возрождения. Но это была уже не талегендарная античность, где идеалы римской гражданственности былинеотличимы от идеалов христианских, и от имени которой выступала церковь.Отстранив папский Рим, возрожденческая Европа стала вглядываться в Римреальный, каким он был на самом деле в эпоху Республики и при первыхцезарях.3 Воспоминание об античности.Что же было поставлено на место отброшенных духовных основ - рыцарскогокодекса чести и церковного авторитета? Некий сплав христианских ценностей сгражданскими и эстетическими ценностями, заимствованными из античности. Онполучил название гуманизма от латинского слова «человек». И это неслучайно: главной ценностью гуманизма является свободная человеческаяличность во всем ее индивидуальном своеобразии. Для первых гуманистов,таких как Боккаччо и Петрарка, а затем - Эразм Роттердамский, Томас Мор идр. это не исключало, а наоборот, способствовало прямому обращению человекак Богу. Гуманистам же последующих веков религия стала мешать, и наследникигуманизма - деятели французского просвещения XVIII века - ее отбросили, иполучилось то, что называется рационализмом - разум без веры. То, чтосегодня называется «общечеловеческими ценностями» - это тоже дальнеенаследие гуманизма, но потерявшее религиозную основу, а с ней и былуючеткость и жизненность. Деятелям Возрождения было радостно вспоминать античность. Не стесненныецерковными упреками в язычестве, они вводили в свои книги и картины римскихи греческих богов наравне со святыми и библейскими персонажами. Античныйвзгляд на мир соответствовал также их пристальному вниманию к земной жизни,как она есть, во всей ее красоте и нищете. Поэтому, когда мы говорим«Возрождение», мы имеем в виду в первую очередь гениев изобразительногоискусства, таких как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Но если они - крона дерева Возрождения, а античность - его корни, тосуровая дисциплина чувства и мысли, выработанная в церковных стенах в эпохуСредневековья, - прочный ствол, который держит все это дерево. Литература1. Блок М. Апология истории М. «Наука», 1986. 256с.2. Бродель Ф. Время Мира. М. «Прогресс», 1992. 680с.3. Виппер Р. Ю. Краткий учебник Средних веков. 2т. М., «Школа-Пресс», 1993. 96+112с.4. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., «Искусство», 1989. 368с.5. Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., «Искусство» 1990. 400с.6. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, «Полиграмма», 1994. 320с.7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М. «Прогресс- Академия»,1992. 376с.8. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М. «Наука», 1988. 544с.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Средневековая европейская цивилизация и место в ней Католической Церкви iconСредневековая европейская цивилизация и место в ней католической церкви
За это время западная цивилизация менялась настолько сильно что нужно выбрать какой-то период в качестве характерного. Для нас эту...
Средневековая европейская цивилизация и место в ней Католической Церкви iconВозможна ли единая европейская или мировая цивилизация
Для того чтобы выяснить возможна ли единая мировая или европейская цивилизация нужно, для начала, сравнить три важнейших понятия...
Средневековая европейская цивилизация и место в ней Католической Церкви iconРеферат по теме: «Возможна ли единая европейская или мировая цивилизация?» Коляда Алексей
Для того чтобы выяснить возможна ли единая мировая или европейская цивилизация нужно, для начала, сравнить три важнейших понятия...
Средневековая европейская цивилизация и место в ней Католической Церкви iconЕвропейская цивилизация в средние века 476 – крушение Римской империи
Сословные представительства, корпоративные свободы. Свободные города Противостояние церкви и государства способствует развитию и...
Средневековая европейская цивилизация и место в ней Католической Церкви iconРеформация
Поскольку ближайшими целями этого движения являлись “исправление” официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование...
Средневековая европейская цивилизация и место в ней Католической Церкви iconРоль католической церкви в средневековой Европе

Средневековая европейская цивилизация и место в ней Католической Церкви iconТ. Б. Коваль Католицизм в современной Испании: «количество» и «качество» веры
«количестве» и «качестве» религиозной веры в условиях секуляризации последних десятилетий? И какова позиция испанской католической...
Средневековая европейская цивилизация и место в ней Католической Церкви iconТ. Б. Коваль Католицизм в современной Испании: «количество» и «качество» веры
«количестве» и «качестве» религиозной веры в условиях секуляризации последних десятилетий? И какова позиция испанской католической...
Средневековая европейская цивилизация и место в ней Католической Церкви iconПолитические и правовые идеи Реформации
Поскольку ближайшими целями этого движения являлись “исправление” официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование...
Средневековая европейская цивилизация и место в ней Католической Церкви iconИтоговый тест по культурологии
Общее наименование ряда западнохристианских конфессий, образовавшихся в результате реформации римско-католической церкви
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы