Сословия в России до 16 века icon

Сословия в России до 16 века



НазваниеСословия в России до 16 века
Дата конвертации06.07.2012
Размер321.15 Kb.
ТипРеферат
Сословия в России до 16 века


МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ Факультет Экономики и управления Кафедра Истории КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Сословия в России до 16 века: их образование, функционирование, привилегии, влияние на государственную жизнь. Студентка группы МЭ-101 Факультет Экономики и управления Специальность Мировая экономика Немер Ю.Д. Научный руководитель к.и.н. доцент Алексеев С.В. Москва 2002 год ПЛАН.|Введение |3 ||I.Предпосылки становления сословий |4 ||II.Формирование государственности у славян |6 || 1) Занятия и общественный строй | ||III. Русь в 10-12 веке |9 ||Государственное управление | ||Феодальная вотчина | ||IV. Россия 13-15 век |21 ||V. Сословия в 16 начале 17 века |24 ||1) Посадские люди | ||2) Уездные люди или крестьяне | ||3) Несвободное население – холопы | ||4) Кабальные люди | ||5) Гулящие люди | ||6) Половники в России | || Заключение |29 ||Список литературы |30 | ВВЕДЕНИЕ. Данная курсовая работа посвящена вопросу формированию сословий вРоссии, их функциям и быту. Предметом моего исследования являются высшиесословия, крестьянство, казачество, духовенство. В течение долгоговременного периода с древнейших времен координально менялись и дополнялиськак привилегии, права так и социальный статус этих сословий. Задача нашего исследования проследить эту эволюцию, начиная от временизарождения сословия до шестнадцатого века. Безусловно, на XVII в историясословий не заканчивается, но именно XVII в стал для сословий своего родаапогеем развития. Цель данной работы заключается в изучении сословий на разном этапестановления Российского государства. Литература по данному вопросу достаточно многообразна, но я решилавыбрать В.О. Ключевского, А.Н.Сахарова, А. Гордеева, В.И Буганова, Н.П.Павлова - Сильванского, т.к. эта учебная литература наиболее доступнымобразом описывает историю сословий на разных этапах. Н. П. Павлов-Сильванский увидел в эпохе Грозного переходный момент от феодализма ксословной монархии, Ключевский же наиболее полно описывает в 14 лекциипревращение племен в сословия, в 20 состав общества в удельном княжестве, в23 органы управления и т.д. Буганов описывает историю феодализма. Данная курсовая работа разделена на шесть глав: . Первая глава посвящена предпосылкам становлений сословий на раннем этапе истории. Описывается расселение славян, их форма быта, появляется политическая власть во главе с дружиной и князем. . Вторая глава посвящена формированию государственности у славян, появлению такого общественного устройства как «военная демократия» . Третья глава описывает сословия в 10-12 веке, которые пока отличались малорасчлененностью и грубостью очертаний. . Четвертая глава «Россия в 13-15 веке» описывает сословия в условиях раздробленности, после освобождения от ордынского ига и создание Судебника 1497г. . Пятая глава «Сословия в 16 веке» посвящена реформам Ивана Грозного в центральном и местном управлении.
Таким образом, курсовая работа охватывает временной промежуток сДревнейших времен до начала XVII вв. I. Предпосылки становления сословий. По-видимому, в эпоху расселения родовой союз оставался господствующейформой быта у восточных славян. Родственники жили особыми посёлками, невперемежку с чужеродцами. Но это едва ли были цельные первобытные родовыесоюзы: ход расселения должен был разбивать такое общежитие. Родовой союздержится крепко, пока родичи живут вместе плотными кучами; но колонизация исвойства края, куда она направлялась, разрушали совместную жизнь родичей.Расселяясь по равнине, восточные славяне заняли преимущественно лесную еёполосу. Такой ход расселения неизбежно должен был колебать крепкие дотолеродовые союзы восточных славян. Родовой союз держался на двух опорах: навласти родового старшины и на нераздельности родового имущества. Родовойкульт, почитание предков освящали и скрепляли обе эти опоры. Но властьстаршины не могла с одинаковой силой простираться на все родственные дворы,разбросанные на обширном пространстве среди лесов и болот. Местородовладыки в каждом дворе должен был заступить домовладыка, хозяин двора,глава семейства. В то же время характер лесного и земледельческогохозяйства, завязавшегося в Поднепровье, разрушал мысль о нераздельностиродового имущества. Родичи могли помнить своё кровное родство, могли чтитьобщего родового деда, хранить родовые обычаи и предания; но в областиправа, в практических житейских отношениях обязательная юридическая связьмежду родичами расстраивалась всё более. В строе частного гражданскогообщежития старинный русский двор, сложная семья домохозяина с женой, детьмии неотделёнными родственниками, братьями, племянниками, служил переходнойступенью от древнего рода к новейшей простой семье и соответствовал древнейримской фамилии. Это разрушение родового союза, распадение его на дворы илисложные семьи оставило по себе некоторые следы в народных поверьях иобычаях. Государство становится, возможно, когда среди населения, разбитого набессвязные части с разобщёнными или даже враждебными стремлениями, являетсялибо вооружённая сила, способная принудительно сплотить эти бессвязныечасти, либо общий интерес, достаточно сильный, чтобы добровольно подчинитьсебе эти разобщённые или враждебные стремления. В образовании Русскогогосударства принимали участие оба укачанных фактора, общий интерес ивооружённая сила. Общий интерес состоял в том, что все торговые города Русис появлением наводнивших степь печенегов почувствовали потребность ввооружённой силе, способной оградить пределы страны и её степные торговыедороги от внешних нападений. Главным исходным пунктом, из которого выходилирусские торговые караваны к черноморским и каспийским рынкам по степнымрекам, был Киев. Как скоро здесь явилась вооружённая сила, доказавшая своюспособность удовлетворять указанным потребностям страны, этой силедобровольно подчинились все торговые города Руси с их областями. Этой силойбыл варяжский князь со своей дружиной. Став носителем и охранителем общегоинтереса, подчинившего ему торговые города страны, этот князь с дружиной извооружённой силы превращается в политическую власть. Так, в образованииРусского государства участвовали и общий интерес, и вооружённаязавоевательная сила, потому что общий интерес соединился с завоевательнойсилой: нужды и опасности русской торговли вызвали к действию на её защиту,вооружённую дружину с князем во главе, а эта дружина, опираясь на одниплемена, завоевала другие. I Формирование государственности у славян В древнейшем Киевском периоде нашей истории высший класс распадался надва разряда лиц, различных по своему положению и происхождению:дружинников, бояр княживших и так называемым бояр земских. Земское боярство образовалось в среде днепропетровских и ильменскихславянских племен ещё до пришествия варягов. Боярами в древнейшее времяназывались все сильнейшие люди страны, богатые землевладельцы,рабовладельцы и мужественные воители. Если производить слово боярин отприлагательного «болий» - больший, то значение этого слова: больший человекбудет вполне соответствовать тому смыслу, в каком оно употреблялось вдревности. Из среды боярства в свою очередь выделялись лучшие люди: нарочитые мужи,становившиеся впереди других вследствие большого богатства, выдающихсяличных качеств и заслуг. Из этой высшей знати первоначально города выбиралисебе правителей. Древнейшие славянские князья правили землями вместе случшими мужами, старейшинами града. Позднее при варяжских князьях, этистарейшины призываются в совет князей в качестве представителей народа. От земского боярства в первый век правления варяжских князей резкоотличались бояре – дружинники. Земские бояре были славянскогопроисхождения; Княжеская дружина до XI века была преимущественно варяжской.В дружинах XI – XII веков встречались также и люди из южных кочевников,половцев, хазар, турков, а также финов, угров. Немногочисленные дружинники варварского и славянского происхождения неизменяли варяжского характера дружин первых князей. Варяги занимали первыеместа. С течением времени в дружины начали поступать все в большем числеславяне и с XI века преобладающим элементом их становится туземный,славянский. Бояре – дружинники первоначально отличались от бояр земских не толькопроисхождением в среде общества. Городские «нарочитые мужи» имели прочнуюоседлость, имели тесную связь с населением. Пришельцы варяги былиподвижными воинами; не имея первоначально земельных владений, они жиливоенной добычей и содержанием, получаемым от князей, они были не земскими,но княжими мужами, были связаны только товариществом военной дружины.Дружина составляла личную рать князя, называлась по его имени Ярославля,Мстиславля и т.д., тогда как земские бояре назывались по именам городов -Ростовские, Новгородские бояре. Дружина делила с князем его счастье беды; вместе с князем уходила изстольного, когда он терял над ним власть вследствие возмущения народа илипобеды соперника. Князь, как старший товарищ, делился с дружиной всем, чтоимел. Кроме дружины, постоянного отряда приближенных к князю людей, длякоторых война была привычным занятием, войско князей составлялось также изжителей городов и сел, набиравшихся по случаю похода. Дружина жила одной жизнью с князем не только в военное время, с ней онсоветовался и в мирное время обо всех делах управления, князь совещался совсей дружиной, но относительно внутреннего управления князья совещалисьтолько с избранными советниками, со старейшей или большей дружиной. Этистарейшие дружинники носили название мужей или бояр, последнее мало- помалувытесняло первое. Младшая дружина называлась в древнейшее время гридь, гридьба;наименование гридь заменялось другими: отроки, детские. Эта дружинасоставляла главную, постоянную военную силу князя. Старшие дружинники, будучи думцами князя, занимали высшие места вдворцовом и областном управлении; служили княжескими конюшими, посадниками-наместниками в главных городах, они же назначались на важные должноститысяцких- воевод земских полков. Эта видная должность передавалась иногдапо наследству. Значение старших дружинников поддерживалось тем, что они имели своисобственные дружины отроков, преданных им и подчиненных им, независимо откнязя. Боярские отроки составляли особые отряды, не сливавшиеся с отроками,непосредственно подчиненных князю. Младшие дружинники, отроки, занимали при княжеском дворе низшиедолжности, ключников, конюхов, им же поручалось управление менее важными ибогатыми волостями. Военная и гражданская служба была для младшей дружинысредством возвышения в старшею; отроки становились мужами, болярцы –боярами. Дружинники не составляли замкнутого класса; доступ в дружину был открыткак витязям – иностранцам так и доблестным воинам русским. Лица другихклассов, поступая сначала в низший разряд дружинников, достигали затем засвои заслуги звания «княжа мужа» или боярина. В среде боярства, даже в Галиции, где боярство отличалось наиболееаристократичным характером, были люди низшего происхождения. Высший класс дружинников не был замкнутым, но он пользовался некоторымипривилегиями. Личность боярина – «княжа мужа» строже охранялась законом.Боярам принадлежала также привилегия передавать имущество по наследству,дочерям при неимении наследников мужского пола; имущество смерда принеимении сыновей не переходило к дочери, но отбиралось в пользу князя. Итак, в VIII – первой половине IX века у славян стало складыватьсяобщественное устройство, которое исторически называется “военнойдемократией”. Это уже не первобытность с её равенством, племеннымисобраниями, вождями, но ещё и не государство с его сильной централизованнойвластью, объединяющей всю территорию страны. У вождей племён собиралосьмного богатств. Раньше их власть основывалась на мудрости, справедливости,авторитете. Теперь они превратились в племенных князей, чья властьосновывается на силе. Дружина – профессионалы, не связанные ни с землёй, нисо скотоводством, ни с торговлей. Их добыча намного превышала результатработы простолюдина. Военный дух пронизывает весь строй жизни. Носохраняются и старые традиции – народное вече, по-прежнему, выбирает князейи воевод, но выборы теперь больше напоминают спектакль. Основная часть населения – смерд, люди, “людины” свободный человек среди которых стали выделяться “вои”, обязанные участвовать в войне.Основная роль в хозяйстве принадлежит мужчинам. Они находились и среди“людей” на высшей ступени общества. Женщины и дети – “челядь” – подчинялись“мужам”. На низшей ступени – “холопы” и “сироты”, на самой низкой – “рабы”,которых, со временем, отпускали на волю. Таким образом, весь строй племенной жизни периода “военной демократии”был сложным, разветвленным. В нем четко наметились социальные различия. Кконцу VIII — началу IX в. экономические и социальные процессы ввосточнославянских землях привели к объединению различных племенных союзовв сильные межплеменные группировки. Этому способствовало и дальнейшееразвитие торговых связей, как бы стягивающих земли воедино, и религиознаяобщность. III Русь в 10- 12 веке. Политический и социальный строй древнейшей России X - XIII вековотличался грубостью и примитивностью. В основании политического строя лежалдуализм княжеской и вечевой власти; но ни взаимное отношение этих двухвластей, ни внутренняя организация самого веча не опирались на твердоустановленные начала. Несмотря на отсутствие правильной периодичностисобраний, вече, несомненно, являлось правомерно действующим учреждением.Оно существовало повсеместно; его компетенция обнимала собою избрание ипризывание князей, вопросы внешней политики - заключение мира и объявлениевойны, внутреннее законодательство - заключение ряда с князем, контроль заадминистрацией и судопроизводством, решение отдельных государственныхвопросов. Однако при всей полноте своего политического значения вече неустраняло настоятельной потребности в князе, ввиду отсутствия правильнойорганизации. Состав веча, порядок созыва его и ход совещаний, способвыработки вечевых постановлений - все было предоставлено случаю. Фактическивече могло получать значение лишь в чрезвычайные моменты народной жизни,при наличии сильных и определенных массовых настроений, которые моглиобъединить значительную часть местного населения. В обычное время вечезаступалось князем, полнота власти которого совпадала с полнотой властивеча. Помимо управления, суда, военного дела, князь, наряду с вечем инезависимо от него, обладал законодательными функциями (законы Ярослава иего сыновей о кровной мести, законы Владимира Мономаха о резе и т. п.).Отсутствие определенного порядка отношений между вечем и князем открывалоширокий простор для насильственных столкновений и лишало государственнуюжизнь устойчивых оснований. Третий правительственный орган древнерусскихкняжеств - дружинная дума - не занимала самостоятельного положения в строегосударственных учреждений и представляла собой совет при князе,политическое значение которого всецело определялось социальным положениемдружинного класса. Управление отдельными округами, входившими в составкняжеств, было организовано на началах кормления. Сословная группировкадревнерусского общества отличалась такой же малорасчлененностью и грубостьюочертаний, как и строй государственных учреждений. Главным основаниемобщественного деления служил наиболее элементарный признак - факт личнойсвободы. Общество делилось на свободных, полусвободных и рабов. В средесамых свободных древний закон отметил лишь одно дальнейшее деление - надружинников и свободных, не принадлежащих к дружине, причем принадлежностьк дружине обусловливалось исключительно личной близостью к князю.Юридически однородная масса свободных людей подверглась, однако, заметномуфактическому расчленению, экономическими факторами которого являлисьземлевладение и торговый капитал. Понятие земельной собственности ужезарождается, особенно в среде князей и дружинников, которые, благодарячастым переходам из области в область, раньше других классов обществачувствуют потребность фиксировать свое право на занятые ими земли. Так всреде дружинников формируется особый класс землевладельцев - бояр. Торговыйкапитал служит еще более сильным фактором общественной дифференциации.Слабо развитая государственная организация представляла, однако, ещеслишком ненадежную охрану для свободы лица, в результате чего в древнейРоссии слагается - обычная принадлежность примитивных обществ - классполусвободных.. Междукняжеские счеты, междуобластная рознь, социально-экономические антагонизмы внутри каждой области, наконец, культурный расколмежду христианским меньшинством и массой, фактически косневшей в старомязыческом мировоззрении, - все это держало киевскую Россию в состояниихаотического брожения неустановившихся элементов, а примитивнаягосударственная организация, скудное юридическое сознание не моглипротивопоставить этому брожению сколько-нибудь надежных сдерживающих рамок. Государственное управление. В XI в. во главе Руси, как и прежде, стояливеликие киевские князья, которые были уже не первыми среди других князей, аполноправными правителями страны. Потомки князей периода “военнойдемократии” теперь стали вассалами великого киевского князя. Прежние мужиплеменных княжений превратились в бояр, старшую великокняжескую дружину.Рядом была и младшая дружина, где состояли люди менее знатные, болеемолодые. Но и те, и другие являлись слугами великого князя. Они исполнялиего различные поручения — в военном деле, в управлении страной, в суде ирасправе, сборе даней и податей, в области дипломатических отношений сдругими государствами. В услужении князя были и личные слуги, личнаядружина, где служили так называемые “отроки” и “детские”. Дружина старшая имладшая, которая прежде выполняла чисто военные функции, с конца Х в. и втечение всего XI в. все более превращалась в рычаг государственной власти.В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии — на воевод, тысяцких,которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов.Сам великий князь руководил войском, организовывал оборону страны инаправлял все завоевательные походы, нередко участвуя в них в качествеверховного военачальника, который шел впереди своего войска. Такими были иВладимир, и Ярослав Мудрый, и его сыновья и внуки. Великий князь руководилвсей системой управления страной и судопроизводством. Его власть была -разнообразной и комплексной. В чьих интересах действовал князь? Конечно,прежде всего, он выражал интересы верхушки общества — бояр, младшихдружинников, богатого купечества, духовенства. Эти люди, эти слои былинаиболее близки к княжеской власти, были, прежде всего, заинтересованы вней для защиты своих привилегий и доходов. Но эти люди были одновременнонаиболее жизнеспособной, динамичной частью общества. Его прогрессосуществлялся в основном их организаторскими усилиями, их личнымиспособностями. В то же время княжеская власть выражала интересы всего общества в целом,так как осуществляла оборону страны от иноземных вторжений, поддерживалапорядок внутри страны, карала за уголовные преступления, насилия противличности, защищала права собственности, на которых держалось ипрогрессировало общество. К тому же, несмотря на развитие в обществесоциальной розни, появление богатых и бедных, в нем еще четко необозначились отдельные социальные слои. Основная часть общества состояла излично свободных людей, и княжеская власть выражала их интересы в целом. НаРуси XI — XII вв. сохранялось еще немало остатков старых отношений. Так, вгородах при решении важнейших вопросов собиралось вече, куда приходили всесвободные жители. Их волеизъявление имело большое значение при формированииполитики великого князя или его вассалов, стоящих во главе отдельныхкняжеств. Хотя в XI — XII вв. на вече заправляли в основном наиболеевлиятельные, богатые горожане, оно сохранило свои народные черты. Судебныеразбирательства в сельской местности производились непременно в присутствиипредставителей крестьянских общин. В самой великокняжеской власти, впорядке ее передачи от одного властелина к другому не было еще стройности ичеткого порядка: несмотря на завещание Ярослава, власть в период XI — XIIвв. передавалась и по старшинству, и по завещанию, и по наследованию ототца к сыну, и благодаря призванию князя жителями того или иного города —центра княжества. Порой княжескую власть захватывали и надолго удерживалисилой. Все это свидетельствовало об отсутствии прочного и строгого еерегламентирования, говорило о переходном, неустойчивом характере всегообщества. Все большую ценность в эту эпоху приобретала в глазах обществаземля с работающим на ней населением. Обладание такими землями, сулилополучение больших доходов, усиление личного богатства, мощи, процветания,политической власти, к чему постоянно стремились люди, обладавшие не толькообъективными возможностями для этого (княжеская, боярско-дружинная среда,богатые верхи городов), но и люди, наделенные от природы определеннымисвойствами характера — энергией, напористостью, умением быстроориентироваться в обстановке, способностями к получению знаний,честолюбием, хитростью, жестокостью. Первым этапом подчинения князем,боярами, дружинниками населения, работающего на земле, было полюдье, апозднее регулярный и упорядоченный сбор дани с подвластного населения.Лично люди были свободны, но они уже попадали в определенную зависимость отгосударственной власти. Дань являлась первой известной на Руси формойзависимости населения от государства. Причем облагались ею и вновьзавоеванные и присоединенные княжества, и собственное население — свободныежители сельских общин. Государство тем самым утверждало свою верховнуюсобственность на все подвластные земли. Таким образом, политические правана территорию выражались в притязаниях чисто хозяйственных. К середине XI в. на огромных пространствах Руси, но особенно ощутимо вСреднем Поднепровье и вокруг Новгорода, земли все чаще попадают в частныеруки. Первыми здесь, конечно, были князья. Пользуясь силой, влиянием, они водних случаях откровенно присваивали себе общинные земли, в других —“сажали” на свободные земли пленных и превращали их в своих работников,строили в личных владениях хозяйственные дворы, собственные хоромы,охотничьи дома, поселяли в этих местах своих управителей, начиналиорганизовывать здесь собственное хозяйство. Владения рядовых свободныхобщинников, связанных ранее с князем и государством лишь узкой ниточкойежегодной дани, все плотнее окружаются княжескими землями, в княжескоехозяйство переходят лучшие пахотные участки, луга, леса, озера, рыбныеловли. Многие общинники оказываются под покровительством князя ипревращаются в зависимых от него работников. Создается, как и в другихстранах Европы, княжеский домен, т. е. комплекс земель, населенных людьми,принадлежащими непосредственно главе государства, главе династии. Такие жевладения появляются у братьев великого князя, у его жены, у другихкняжеских родственников. В XI в. таких владений было еще не много, но ониуже появились, знаменуя на Руси наступление новых порядков. К этому же времени относится появление собственных земельных владений,больших личных хозяйств княжеских бояр и дружинников. В ранний периодгосударственности великие князья предоставляли местным князьям, а такжебоярам права на сбор дани с тех или иных земель. Свою дань с древлянсобирал, -например, воевода Свенельд. Эти земли с правом сбора с них данидавались князьям и боярам как бы в кормление. Это было средством ихсодержания. Позднее в разряд таких “кормлений” перешли и города. А далеевассалы великого князя передавали часть этих “кормлений” уже своимвассалам, из числа собственных дружинников. Так складывалась системафеодальной иерархии. Такая система как раз и зарождалась на Руси в XI — XIIвв. В это же время появляются первые вотчины бояр, воевод, посадниковстарших дружинников. Вотчиной (или “отчиной”) называлось земельноевладение, хозяйственный комплекс, принадлежащий владельцу на правах полнойнаследственной собственности. Однако верховная собственность на этовладение принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, номог и отнять ее у владельца за преступления против власти и передать еедругому лицу. С XI в. отмечено и появление церковных земельных владений.Великие князья предоставляли эти владения высшим иерархам церкви —митрополиту, епископам, монастырям, церквам. С течением времени правителистали жаловать своим вассалам не только право владения землей, но и правосуда на подвластной территории. По существу, населенные земли попадали подполное влияние своих господ—вассалов великого князя. А те затем жаловаличасть этих земель и часть прав на них уже своим вассалам. Выстраиваласьэдакая пирамида власти, в основе которой лежал труд работающих на землекрестьян, а также живущего в городах ремесленного люда. Но по-прежнему наРуси многие земли оставались еще вне притязаний феодальных владельцев. В XIв. эта система лишь появлялась. Огромные пространства были заселенысвободными людьми, которые жили в так называемых “волостях”, над которымибыл лишь один хозяин — сам великий князь как глава государства. И такихсвободных крестьян — смердов, ремесленников, торговцев было в то время встране большинство. Феодальная вотчина. Что представляло собой феодальное хозяйство какого-нибудь крупного боярина, который сам жил на своем богатом дворе в Киеве,находился на службе близ великого князя и лишь изредка наезжал в своисельские владения? Деревни, населенные крестьянами, пахотные земли, луга,огороды крестьян и хозяйственные земли, принадлежащие владельцу всей этойокруги, в состав которых также входили поля, луга, рыбные ловли, бортныелеса, сады, огороды, охотничьи угодья, и составляли хозяйственный комплексвотчины. В центре владений находился господский двор с жилыми ихозяйственными постройками. Здесь были хоромы боярина, где он жил во времяприезда в свою вотчину. Княжеские и боярские хоромы, как в городах, так и всельской местности, состояли из терема (высокого деревянного здания—башни),где находились отапливаемое помещение— изба, “истобка”, а также холодныегорницы-повалуши, летние спальни-клети. Сени соединяли избу и летниенеотапливаемые помещения, примыкающие к терему. В богатых хоромах, в томчисле в княжеских дворцах, на городских боярских дворах была еще гридница —большая парадная горница, где хозяин собирался со своей дружиной. Иногдадля гридницы строилось отдельное помещение. Хоромы не всегда представлялисобой один дом, нередко это был целый комплекс отдельных зданий,соединенных переходами, сенями. Дворы богатых людей в городах и в сельскойместности были окружены каменными или деревянными оградами с могучимиворотами. На дворе же находились жилища господского управителя — огнищанина(от слова “огнище” — очаг), тиуна (ключника, кладовщика), конюхов, сельскихи ратайных (от слова “ратай” — пахарь) старост и других людей, входящих всостав управления вотчины. Неподалеку располагались кладовые, зерновые ямы,амбары, ледники, погреба, медуши. В них хранились зерно, мясо, мед, вино,овощи, другие продукты, а таже “тяжкий товар” — железо, медь, изделия изметалла. В хозяйственный сельский комплекс вотчины входили поварня, скотныйдвор, конюшня, кузница, склады, двор, гумно, ток. Феодальное владение былонеотделимо от труда зависимого населения, которое за право пользоватьсясобственными участками пахотной земли, лугами, лесами, реками, которые былиотданы великим князем своему вассалу со всеми правами на эти территории,должно было платить владельцу земли определенные платежи натурой. Оно такжеисполняло подводную повинность, т. е. предоставляло по требованию господинателеги летом и сани зимой, запряженные лошадьми, исполняло различныеработы, связанные с починкой дорог, мостов и т. д. Все обязанности, которыеранее население выполняло на великого князя, на государство, теперьвыполнялись на нового господина — боярина, дружинника, церковь, монастырь.Оставались и общегосударственные поборы и повинности. Постепенно в сельской местности появлялся слой людей, которые поразличным причинам (неурожай, засуха, военные разорения) теряли собственноехозяйство и либо за взятые у господина в долг деньги, либо за помощь вподдержании своего пошатнувшегося хозяйства (ссуда семенами, предоставлениетяглого или молочного скота) обязывались выполнять сельские работы насвоего господина. Такие люди назывались рядовичами, так как заключали схозяином “ряд” — договор, или закупами, так как брали у хозяина “купу” —долг. Они не могли уйти от господина ранее, чем выполнят условия договора.На господской земле трудились и пленники, отрабатывавшие свой выкуп,“наймиты”, нанимавшиеся за плату; на церковных землях трудились “прощеники”— те, кому были прощены их долги или преступления, или те, кого церковныеорганизации выкупали у государства, скажем, воры, заплатив за нихнеобходимые штрафы. Наиболее неполноправными людьми, как в городе, так и в сельскойместности, были холопы. В XI — XII вв. их стали привлекать к сельскимработам, “сажать” на землю и заставлять работать на своего господина. Всебольше и больше людей попадало в холопство: свободный человек мог продатьсебя в холопы от великой нужды; он становился холопом, если женился нахолопке, заранее не обговорив свою свободу; если поступал на службу кгосподину без специального договора. Холопами становились также детихолопов; проворовавшиеся и нарушившие договор “рядовичи” и “закупы”; всостав холопов попадали и пленники. Сельские усадьбы и городские дворысветской и духовной знати были полны такими людьми, которые исполнялимногие работы по дому и в поле. И все же русские холопы отличались от рабовв античном мире. Они имели кое-какие права. Их убийство каралось законом.Иногда, в случае отсутствия иных свидетелей, холопы могли давать показанияв суде. Церковь стремилась смягчить бесправное положение холопов, что ей иудалось сделать к концу XI —началу XII в. Значительную часть жителейгородов составляло купечество — от богатых купцов, ведущих иноземнуюторговлю, так называемых “гостей”, до мелких торговцев-разносчиков. Вгородах зарождались купеческие объединения, имевшие свои уставы, свои общиеденежные фонды, из которых оказывалась помощь купцам, попавшим в беду. ВКиеве, Новгороде, Чернигове, других крупных городах Руси находились дворыиноземных купцов. Существовали целые районы, где жили торговцы из Хазарии,Польши, Скандинавских стран. Большую общину составляли купцы и ростовщикиевреи и армяне, в руках которых был значительный торговый и ростовщическийкапитал. Нередко купцы гнали на продажу и челядь — захваченных дружинами вовремя военных походов пленников, которые высоко ценились на невольничьихрынках. В каждом городе стояли свои главные городские соборы. Монастырскаяжизнь тесно вплеталась в общий городской уклад.. Помимо главных,кафедральных соборов, где церковную службу вели главы местных церковныхприходов — архиепископы и епископы, в каждом крупном городе стояли десяткидругих церквей, которые строились князьями, боярами, богатыми купцами, а тои ремесленниками на собственные деньги. У богатых людей близ собственныххором или внутри этих хором нередко были свои домовые церкви, где молилисьлишь члены семьи и слуги. Прошли те времена, когда против врага поднималосьвсе племенное население или когда князья вели с собой в далекие походыдесятки тысяч своих соплеменников, ставя под свои боевые стяги значительнуючасть мужского населения различных племенных княжений. На долю этихвременных боевых формирований приходилась часть военной добычи и ежегоднойдани, уплачиваемой побежденным врагом. На их долю приходились и тяжкиепоражения и тысячи смертей, обескровливающие развивающуюся страну. Ссозданием сильного и относительно единого государства военное делооказалось в руках профессиональных воинов, для которых война стала смысломжизни. Эти профессиональные воины служили князю и находились на егосодержании. Для старшей дружины это была раздача “кормлений”, позднееземель, для младшей — содержание на довольстве, выплата денег, части добычии т.д. Дружина отныне становилась ядром армии, наиболее сильной и хорошовооруженной частью княжеского войска. У киевского великого князя дружинанасчитывала от 500 до 800 человек. Эти воины передвигались либо на конях посуше, либо в быстрых и легких ладьях по рекам и морям. Вооружены они былимечами, копьями, саблями. Щиты, брони, кольчуги защищали их тела, а“шишаки” — изящные остроконечные шлемы — закрывали голову. Каждая дружинадралась рядом со своим князем, и князь или боярин сам руководил во времябоя своей дружиной. Но дружина была лишь частью русского войска. Другой егочастью был “полк”, простые “вой” — смерды и ремесленники. Великий князь идругие князья привлекали их к военной деятельности либо тогда, когдагосударству, всему населению грозила смертельная опасность, как это бывалово время страшных набегов печенегов, а позднее половцев, либо тогда, когдався Русь поднималась на большой поход, как это было во время войн сВизантией, Польшей, Хазарией. В этом случае горожане приходили в “полк”,где они делились на десятки и сотни во главе со своими десятскими исотскими. Сельские жители являлись в “полк” во главе со своими старостами итоже затем делились на десятки и сотни. Всем “полком” командовал тысяцкий.“Вой” были вооружены попроще. За их спинами висели луки, а на боку— колчанысо стрелами, в руках были копья либо тяжелые боевые топоры, у каждого напоясе был нож на случай тесных рукопашных схваток. Броней “вой” не носили.Они были слишком дороги. Кольчуги здесь были тоже в редкость. Зато щитыимелись в руках у каждого. Войско выступало в поход под княжескимизнаменами. Трубачи трубили поход. Впереди ехал князь, за ним гарцеваладружина, далее шли пешие “вой”. Следом тянулся обоз, в котором находилосьвооружение воинов и съестные припасы. Незадолго до битвы воины разбиралиоружие, готовили его к бою. Сражения нередко начинались с поединка богатырей, которых выставлялакаждая сторона. Успех своего богатыря исторгал из уст войска восторженныйкрик, и воодушевленные воины бросались в атаку. Во время боя все русскоевойско, как правило, разделялось на “чело” — центр, где находились самыенадежные воины, могущие выдержать удары вражеской конницы. Сюда ставилисьпешие воины, вооруженные щитами, копьями и топорами. На правом и левом“крыльях” располагались конные воины, княжеская дружина. Задача “крыльев”заключалась в окружении противника и нанесении ему фланговых ударов послетого, как “чело” выдержит удар врага. Нередко поодаль от основного войскавместе с русскими в поход выступали наемные или союзные иноплеменныевойска. Здесь шли либо наемные варяги, либо отряды дружественных кочевников— торков, берендеев. Привлекали киевские князья на службу также печенегов,а позднее половцев. Если русское войско отправлялось на штурм вражескойкрепости, то в обозе находились специальные осадные приспособления: тараны(огромные бревна, обитые железом), камнестрелы, приступные лестницы, вежи(передвижные деревянные башни). Человеческая природа, человеческая жизнь ичеловеческое общество устроены так, что противоречия между отдельнымилюдьми, между спаянными одними интересами социальными группами и сословияминеизбежны. Первые крупные общественные схватки на Руси возникли тогда, когда Киевподминал под себя другие племенные княжения. Древлян, вятичей, членовдругих племен сплачивало желание отстоять свою независимость, и здесьсходились интересы, скажем, древлянского князя Мала и безвестногодревлянского смерда. Несколько раз поднимали в Х в. восстание против Киевадревляне, вятичи, самостоятельный путь исторического развития искалиполочане. IV Россия 13-15 век. К началу XIII в. Русь более столетия жила в условиях раздробленности.Сложилось до полутора десятков княжеств. Большинство их представляли собоймонархии во главе с великим князем, ему подчинялись, в пределах его земли-княжества, владетели более мелких уделов — князья удельные. Все онипередавали свою власть по наследству— сыновьям, братьям и т. д. Лишь вНовгороде Великом, затем в Пскове установились своеобразные республиканскиепорядки: высшим органом управления было вече — общие народные сходки; онивыбирали посадников и их помощников (господа) — органы исполнительнойвласти, приглашали для защиты рубежей князей-военачальников. И тех, идругих смещали по своей воле, ставили новых. Разумеется, главную роль врешении всех дел, и чем дальше, тем больше, играли бояре и богатые купцы;посему Новгородскую и Псковскую республики по праву называютаристократическими, олигархическими или боярскими. Но все же простой народвлиял, и нередко очень заметно, а подчас и решающим образом, наполитическую жизнь в этих двух землях. Большое влияние поначалу имеливечевые сходки и в других княжествах. После Батыева нашествия в положении сословий появилось немало нового. Всебольше общинных, черных земель переходили к князьям, боярам, иерархамцеркви — путем захватов, дарений, купли-продажи. Преимущественная формаземлевладения феодалов — вотчина. Наряду с ней появляется условноеземлевладение — поместье, т. е. земля, которую князь дает своим дворцовымили военным слугам в награду и под условием выполнения определенныхобязанностей, повинностей. Так появляются помещики (известные под именем“милостников” с XII в.). Крестьян по старой памяти называли “люди”,“сироты”, “изорники”, “смерды”. Все чаще сельских жителей зовут“христиане”, но не только их, но и горожан. Но уже к XV в. этонаименование, в форме “крестьяне”, стали применять только к сельскомунаселению. Крестьянин, сидевший на земле с трехпольным севооборотом, имелее в среднем 5 десятин в одном поле, 15 десятин в трех полях. Богатыекрестьяне “брали в наем” дополнительные участки — у вотчинников, в черныхволостях; бедные крестьяне нередко не имели ни земли, ни двора (последниежили на чужих дворах и назывались подворниками, захребетниками). Крестьяне,жившие на землях вотчинников и помещиков, несли барщинные повинности навладельцев — распахивали и засевали их землю, снимали урожай, косили сено,ловили рыбу и добывали зверей. В счет оброка вносили продукты — мясо исало, овощи и фрукты, многое другое. С XV в. владельцы начали стеснятькрестьян в их старинном праве перехода к другому владельцу. В разных местахвводятся определенные дни для такого перехода, приуроченные ко времениокончания уборочных работ на полях. Холопов звали “полными людьми” илипросто “людьми”. Они составляли собственность своих господ, которые моглиих продать и купить, подарить и передать в приданое, по наследству.Убийство холопа господином закон расценивал как грех, а не преступление.Часть холопов исполняли обязанности прислуги в домах, на дворах владельцев(их дворовые, дворня), другие работали на барской пашне (“страдники”),третьи управляли отдельными отраслями хозяйства (“приказные люди” — тиуны,ключники, посельские). Наконец, имелись военные холопы, ходившие с бариномв походы. Последние две категории холопов — самые привилегированные. Частьхолопов служили господам до их кончины, другие — определенный срок “поряду” (договору), третьих передавали по наследству. Некоторых владельцысажали на землю, и они сближались по положению с крестьянами — им давалиучастки пашни, сенокоса, подчас и скотину. В XV в. усиливаются побегикрестьян и холопов от господ. Власти и феодалы смотрят на переходы крестьянво время полевых работ как на побеги, наказуемое деяние, борются с ними.Крестьяне же протестуют против захватов их земель, передачи боярам,монастырям, дворянам, против увеличения норм барщинных работ и оброчныхвзносов. Неодинаковым было положение ремесленников в городах — одни из нихбогатели, занимались ростовщичеством; другие беднели, закабалялись вхолопы. Среди купцов наиболее богатые — “гости-сурожане” (торговали сСурожем (Судаком) в Крыму, другими южными странами), “суконники” (велиторговлю, в частности сукном, с западными странами) — имели богатые хоромыв городах, покупая земли, становились вотчинниками, строили на свои деньгицеркви. Ремесленники собирались в артели или дружины — иконописцев,плотников, каменщиков и т. д.; держали учеников. Жили они нередко впределах одной “улицы” или “конца”, “ряда” или “сотни”, имели свои церкви,обладали судебными правами (“братчины”, “обчины” ремесленников прицерквах). Купцы тоже имели свои объединения, или корпорации. Они строилисвои храмы Звание гостя купцы передавали по наследству. Торговцы иремесленники жили на посаде, близ крепости, кремля, где их “сажали”, т. е.селили, князья и бояре; отсюда идет их именование—посадские люди. Онисоставляли незначительную долю населения Руси, но играли существенную рольв хозяйственной и политической жизни. Посадские люди давали деньги настроительство, на всякие чрезвычайные расходы властей, нередко ссужалиденьгами, и немалыми, правителей. Заинтересованные в мире и спокойствии,они, как и крестьяне, поддерживали тех князей, которые добивалисьобъединения русских земель, прекращения бесконечных усобиц, выступалипротив Орды. Во время волнений посадские люди громили дворы богатых бояр икупцов в городах, поскольку те захватывали в них земли, дворовые места,слободы, кабалили городских жителей. Города стали центрами движения “за дешевую церковь”. Егоучастники—еретики—отрицали церковные догматы (например, о непорочностизачатия Иисуса Христа), обряды (причастие, исповедь, заупокойные молитвы),иконы. Москва шла по пути централизации во всех делах. Иван III и его сынзаставили платить налоги в казну частновладельческих крестьян, наравне счерносошными (государственными) и дворцовыми, ограничивали привилегии бояр,иерархов, монастырей в судебных и податных делах. Судебник 1497 г.— первыйкодекс законов единой России — закрепил единое устройство и управление вгосударстве. Высшим учреждением была Боярская дума — совет при великомкнязе; ее члены управляли отдельными отраслями государственного хозяйства,исполняли обязанности воевод в полках, наместников в городах. Волостели, из“вольных людей”, осуществляли власть в сельских местностях — волостях.Появляются первые приказы — органы центрального управления, их возглавлялибояре или дьяки, которым великий князь “приказывал” ведать те или иныедела. Судебник впервые в общегосударственном масштабе ввел правило,ограничивающее выход крестьян; их переход от одного владельца к другомутеперь разрешали только один раз в году, в течение недели до и недели послеЮрьева дня осеннего (26 ноября), после окончания полевых работ. Кроме того,выходцев обязали платить владельцу пожилое — деньги за “двор” —хозяйственные постройки. Судебник ставит под контроль центра местноеуправление в лице кормленщиков. Вместо дружин создается единая военнаяорганизация — московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию великого князя должны являться на службу свооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости отвеличины поместья (“конно, людно и оружно”). Число помещиков при Иване IIIсильно выросло за счет холопов, послужильцев и иных; им раздавали земли,конфискованные у новгородских и прочих бояр, у князей из новоприсоединенныхобластей. Наряду с объединением земель Руси, правительство Ивана III решилои другую задачу общенационального значения — освобождения от ордынскогоига. V. Сословия в 16 веке. К концу 40-х гг. при молодом царе складывается кружок придворныхдеятелей, которым он доверяет ведение государственных дел. Это новоеправительство позднее князь Андрей Курбский назвал “Избранной радой” (рада— совет при монархе). По сути дела, это была так называемая Ближняя дума,составленная из особо приближенных к царю членов “большой” Боярской думы.По Судебнику 1550 г., заменившему старый кодекс Ивана III, ликвидировалипривилегию монастырей не уплачивать подати в казну, запретили превращать вхолопов детей боярских, из дворянского сословия. Затруднялся переходкрестьян от одного владельца к другому в Юрьев день путем увеличенияразмера взимаемого с них пожилого. Новый кодекс законов усиливал контрольнад судебной деятельностью наместников и волостелей в городах, уездах иволостях: наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума;на местах же за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники(выборные люди из местных посадских людей и черносошных (свободныхкрестьян). В середине 50-х гг. завершили так называемую губную реформу, начатую ещев 1539 г.: наместников и волостелей лишили права суда по важнейшимуголовным преступлениям и передали его губным старостам из числа местныхвыборных дворян. Подчинялись они Разбойному приказу. Затем властьнаместников и волостелей (кормленщиков) вообще ликвидировали. Теперь ихфункции переходили к органам земского самоуправления — в лице “излюбленныхголов” и их помощников — целовальников. И тех, и других выбирали из своейсреды местные посадские люди и черносошные крестьяне. Уложение о службе(1556 г.) установило единый порядок военной службы с поместий и вотчин: со150 десятин земли каждый дворянин должен выставить воина на коне и в полномвооружении (“конно, людно и оружно”); за лишних воинов полагалосьдополнительное денежное возмещение, за недодачу — штраф. Во время походовслужилым людям платили строго определенное жалованье — денежное и хлебное.Вводились периодические военные смотры, десятни — списки дворян по уездам. Реформы укрепили государственное управление, военную систему государства,заметно способствовали его централизации. Проводилась политика своего родакомпромисса — сочетание интересов всех слоев феодалов от мелкихпровинциальных дворян до вельмож-бояр. Государственно-политический строй России — монархия, единоецентрализованное государство. Но в нем еще сохранялись остатки удельныхвремен. Высшей властью, законодательной и распорядительной, обладал великийкнязь, потом царь. Он стоял во главе вооруженных сил, назначал на должностидумцев, воевод и начальников приказов, вершил внешние и судебные дела. Емупомогал во всех делах высший совет из бояр и иных чинов — Боярская дума.Она была сословным органом русской аристократии, имела, по поручению царя,законодательные функции. Но ее решения окончательно утверждал сам монарх. Ссередины XVI в. появился Земский собор — орган сословно-представительноймонархии: в нем, помимо думских чинов, были представлены другие сословия —церковные, дворянские, торгово-ремесленные верхи. В определенной, хотя,конечно, в небольшой, степени эти учреждения и порядки ограничивалиединодержавие, самовластие монарха. Уже с 50-х гг. появляются первыепризнаки разорения центра страны, его запустения. Позднее, в 60—80-е гг.,они приняли размеры катастрофические. Недовольство простолюдинов, да идругих сословий вырывается наружу. Еретиков осуждали на церковном соборе(1553 г.), ссылали в дальние монастыри. Некоторые из них (Косой, игуменТроице-Сергиева монастыря Артемий и др.) бежали в Литву. Там они продолжалисвои проповеди, и не без успеха На остальной части государства сохраняются старые порядки—с прежнейБоярской думой, приказами; это—земщина во главе с боярами. К городским обывателям с начала XVI столетия относились: а) старейшие,вящие передние люди - бояре, дети боярские, дворяне, тысяцкие; б)огнищане (огнищанин (от слова огнище - очаг, двор) - первоначально младшийдружинник древнерусского князя, стоявший во главе княжеского хозяйства;житьи люди или житейские люди - феодальные землевладельцы в Новгородскойземле; гости и купцы; в) черные городские люди, меньшие или молодшиелюди, называвшиеся смердами. Это были свободные городские обыватели. После 1682 г. с уничтожением местничества образовался новый класслюдей - тяглые люди, свободное от службы население, платящее подати,натуральные налоги. По степени различия тягла население разделялось напосадских и уездных людей или крестьян. Посадские люди - торгово-промышленное население, проживающее впосадах, возникающих большей частью вокруг городов. Существовали и посадыбез городов и города без посадов. Тяглые люди прикреплялись к посадам. Резкого различия между посадскими и уездными людьми не существовало. Они сблизились, когда для посадов и уездов былавведена общая окладная единица - тяглый двор. Посадскоенаселение не представляло единой массы. Помимо разделения на лучших,средних и молодших, из его среды выделялись гости и торговые люди гостинойи суконной сотен. Эти звания торговые люди получали как вознаграждение затрудную службу в сфере финансового управления. Уездные люди или крестьяне составляли вторую группу тяглого населения.В зависимости от того, на какой земле селился крестьянин, различалисьвладельческие (вотчинниковые, помещичьи, монастырские), дворцовые и черныхтяглых волостей. Несвободное население - холопы. В XVII в. полное холопство заменяетсяновым видом - кабальным. Упоминаемые с конца XV в. Кабальные люди - сначала только должники, работающие во дворе кредитора до оплаты долга. Указы 1586 и 1597 гг. превратили кабальныхлюдей в пожизненных холопов их кредиторов. От холопов было запрещенопринимать уплату долга и предписывалось им служить до смерти господ. Послереформы 1679-80 гг. значительное количество кабальных людей слилось скрестьянством. Кабальное холопство просуществовало до 1718 г. Междукрестьянином и кабальным холопом существовало различие: первый платилтягло, а второй нет. Гулящие люди - в Русском государстве в XVI-XVIII вв. Категориянетяглого населения. Гулящие люди были отпущенные на свободу холопы;слуги, кабальная зависимость которых по закону прекращалась со смертью ихгоспод. К гулящим людям относились также крестьяне, посадские ислужилые люди, занимавшиеся отхожими промыслами. В XVII в. отход населенияна заработки назывался "гулять", "ходить в гуляках", "быть гулящим".Гулящими людьми часто называли себя беглые крестьяне и посадские люди. Половники в России - категория феодально-зависимого населения XIV -1-й половины XIX вв. Половники формировались главным образом измалоземельных крестьян общинников, а также из отпущенных на волю холопов иобедневших горожан. Они получали земельный участок и ссуду для веденияхозяйства, заключив договор с землевладельцем о "половье". В порядныхграмотах половников фиксировался срок половья, размер полученной имиссуды, размер повинностей, обязательства повиноваться землевладельцу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, мы видим эволюцию становления сословий с древнейших времен,где еще была первобытность с ее равенством, племенными собраниями и вождямичерез девятый век, где зарождается общественное устройство, котороеназывается «военной демократией»- это уже государство с его сильнойцентрализованной властью, объединяющей всю территорию; через 12 век, гдесословная группировка древнерусского общества отличаласьмалорасчлененностью и грубостью очертаний и где главным основаниемобщественного деления служил факт личной свободы (общество делилось насвободных, полусвободных и рабов) как раз в это время зарождается системафеодальной иерархии, которая просуществовала аж до 19 века. К началу 13века до 15, когда Русь более столетия жила в условиях феодальнойраздробленности, где во главе великий князь, а ему подчиняются удельныекнязья. К этому времени относится и появление первого свода законов,Судебник 1947 года, который закрепил единое устройство и управление вгосударстве. В 16 веке реформы Ивана Грозного укрепили государственноеуправление, военную систему государства, что заметно способствовало егоцентрализации. В это время завершается постепенное прикрепление всехобщественных классов к разным видам государственной службы и тягла. В заключение всего вышесказанного я бы хотела сказать, что намудалось проследить эволюцию сословий, мы увидели, как формируетсягосударственность, появляются первые еще без четких прав и обязанностейсословия, затем сословия в полном смысле этого слова и в начале 17 века мывидим, что каждый общественный класс, наконец, приобрел определенныеобязанности в той или деятельности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. В. О.Ключевский Русская история. В 5 т. Т. 1,2. Полный курс лекций. Ч. 1,2,3,4, Серия "Великая Россия" Рипол-классик 2001г. 2. Н.П. Павлов-Сильванский «Государевы - служилые люди; люди кабальные» Крафт+, 2001г. 3. А.Н.Сахаров «История России с древнейших времен до конца 17 века» учебник для 10 класса. 4. А.Гордеев «Истории казаков» 1,2 часть МГП «Страстной бульвар» 1991г. 5. В.И. Буганов «Эволюция феодализма в России: социально-экономические проблемы» 1980г. «Мысль» 6. А.А. Зимин «Холопы на Руси» (с древнейших времен до конца XVb.) Наука 1973г.




Похожие:

Сословия в России до 16 века iconСословия в России до 16 века: их образование, функционирование, привилегии, влияние на государственную жизнь

Сословия в России до 16 века iconСословия в России

Сословия в России до 16 века iconТема урока Кол часов
Предмет, цели и задачи курса «Кубановедение». Население Кубани в начале XX в. Сословия, «иногородние», кубанские казаки. Белые пятна...
Сословия в России до 16 века iconРубеж 20 века : индустриализация в России
Целью данной работы является исследования и анализ деятельностиреформаторов периода промышленного переворота в России конца XIX началаxx...
Сословия в России до 16 века iconИсследование социокультурных трансформаций в России выполнялось (1996-1998) на материалах отечественной истории с IX века до конца ХХ века, в Германии и Франции на материалах всемирной истории с VIII века до конца ХХ века,
Возможно ли взаимопонимание и взаимопомощь между Россией, сша, Францией и Германией?
Сословия в России до 16 века iconИсследование социокультурных трансформаций в России выполнялось (1996-1998) на материалах отечественной истории с IX века до конца ХХ века, в Германии и Франции на материалах всемирной истории с VIII века до конца ХХ века,
Возможно ли взаимопонимание и взаимопомощь между Россией, сша, Францией и Германией?
Сословия в России до 16 века iconЧерносотенное движение и черносотенные организации в России в начале ХХ века
России начала XX века. Особое значение представляет изучение истории партий и движений, которые были против коренного перелома существовавшего...
Сословия в России до 16 века iconЧерносотенное движение и черносотенные организации в России в начале ХХ века
России начала XX века. Особое значение представляет изучение истории партий и движений, которые были против коренного перелома существовавшего...
Сословия в России до 16 века iconИстория России конец XVIII века начало XIX века

Сословия в России до 16 века iconСословия в России
Сословие, социальная группа докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы