Эволюция менеджмента icon

Эволюция менеджмента



НазваниеЭволюция менеджмента
Дата конвертации05.07.2012
Размер193.46 Kb.
ТипРеферат
Эволюция менеджмента


Оглавление:Введение. 2Школа научного менеджмента. 5Административная или функциональная школа управления (классическая школа).9Школа человеческих отношений и поведенческих наук. 12Школа науки управления или количественный подход. 15Процессный подход. 17Системный подход. 20Ситуационный подход. 22Список литературы. 24 Введение. История менеджмента насчитывает несколько тысячелетий. За эти долгиегоды развитие теории и практики менеджмента происходило в основномэволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения,которые происходили в обществе, экономике и всей системе социально-экономических отношений. Вместе с тем на этом долгом пути выделяют ряд этапов и революционныхпреобразований в подходах к проблемам менеджмента. Началом историименеджмента принято считать зарождение письменности в древнем Шумере. Этореволюционное достижение в истории человечества привело к образованиюособого слоя «жрецов-бизнесменов», занятых торговыми операциями. Перваяуправленческая революция получила название религиозно-коммерческой. За нейпоследовали другие. Вторая относится к 1760 г. До н. э. и связана с деятельностью царяХаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулированиямногообразных общественных отношений между различными социальными группаминаселения. Третья произошла во времена правления Навуходоносора II (682-605 гг. дон. э.) и была направлена на соединение государственных методов управления сконтролем за деятельностью в сферах производства и строительства. Четвёртая относиться к XVII-XVIII векам н. э. и вызвана зарождениемкапитализма и началом индустриального прогресса в Европе. В это времяобострился интерес к управлению, зародилась идея, что управление само можетвнести значительный вклад в развитие и эффективность производства.Выделение проблем управления в самостоятельную область знаний было ответомна потребности предпринимательства в связи с обострением конкуренции иформированием крупных предприятий. Главным революционным преобразованиемэтого периода в области менеджмента было его отделение от собственности изарождение профессионального менеджмента. Пятая управленческая революция, часто называемой бюрократической,относится к концу XIX – началу ХХ в. Теоретической основой преобразований вобласти управления была концепция бюрократии, позволившая сформулироватькрупные иерархические структуры управления, осуществить разделение труда,ввести нормы и стандарты, установить должные обязанности и ответственность. К концу XIX – началу ХХ в. Появились первые работ по научному обобщениюнакопленного опыта и формирование основ науки управления. Это было вызванопотребностями промышленности, которая всё больше приобретала такиеспецифические черты как массовое производство и массовый сбыт,крупномасштабная организация в форме крупных корпораций и акционерныхобществ, ориентация на рынки большой ёмкости.
Промышленные предприятия испытывали потребность в рациональнойорганизации производства и труда, чёткой и взаимосвязанной работе всехподразделений и служб, руководителей и исполнителей. Для этогопотребовались научно обоснованные принципы, нормы и стандарты. Теория и практика управления производством в ХХ в. Формировалась подвоздействием успеха в других областях знаний, связанных с менеджментом,таких как математика, инженерные науки, социология, психология и т.д.Достижения в этих областях выявляли новые факторы, влияющие на управление.Это позволяло находить новые подходы к управлению и отказаться от старыхтеорий, которые не выдержали проверку практикой. Школа научного менеджмента. Школа научного менеджмента (1885-1920) наиболее тесно связана с именамиФ. У. Тейлора, Ф. и Л. Гилберт и Г. Гантта. Основателем её по праву считают Ф. У. Тейлора, который начал свои научные эксперименты поуправлению производственными процессами в 1880 году в «Мидвейл стилкомпании» в американском городе Филадельфия. Основные черты научногоподхода Тейлора опубликованы в 1903 году в докладе «Управление циклом». Ихотя в теории Тейлора много противоречий, его учение стало главнымтеоретико-историческим источником современных концепций менеджмента. Главная цель научного менеджмента – обеспечить эффективностьпроизводства по формуле «вход - выход». Отсюда суть её состоит в том, чтоуправляющая система в целом и каждый менеджер в отдельности несутответственность за рациональное размещение и расходование ресурсов, а такжеза совершенствование всей производственной системы. Тейлор такжеподчёркивал, что менеджеры несут ответственность за главные функции:определение задач каждому работнику; выбор работника, способного выполнитьданную работу; мотивирование работника выполнять свои функции с высокойпроизводительностью. Если менеджеры выполняют эти функции, то задачаповышения эффективности и производительности труда считалась выполненной. Научный подход по управлению исходил из того, что на основаниинаблюдений, замеров и анализа трудовых операций можно усовершенствоватьпроцессы ручного труда и выполнять их с большей эффективностью. Основнойупор делается на принцип отделения управленческих функций от выполненияработ, т.е. на разделение труда по управлению от труда рабочих. При такомподходе управление рассматривалось как самостоятельная сфера деятельности,а рабочий сосредотачивался на том, что он способен сделать успешнее всего. Ф. Тейлор на практике в ряде случаев определил объём работ, которыйможет выполнить рабочий, наиболее рационально отдавая свою рабочую силу втечении длительного времени. Теоретические разработки Ф. Тейлора были обоснованы немецким социологомМ. Вебером. Ему принадлежит мысль, что если каждый служащий в аппаратеуправления будет чётко знать, что он должен делать, как он должен этоделать, и будет исполнять всё точно по инструкции, то весь аппарат станетработать как хорошо заведённый часовой механизм. Теория Макса Вебера, по сути, является идеологией бюрократии. Однако,это не означает, что бюрократия как форма организации возникла лишь впериод, когда появилась эта теория. Бюрократия была свойственна практическивсем формам автократического управления в древние, средние века исохранилась до нашего времени. Бюрократия, в непредвзятом понимании еёсущности, является довольно жизненной и мощной формой организации и имеетсвои положительные и отрицательные стороны. Положительное главным образомсвязано с чёткой регламентацией основных функций, задач, обязанностей иполномочий не только каждого подразделения в структуре управления, но икаждого исполнителя, что, безусловно, придаёт процессу управления в целомбольшую согласованность и организованность. Отрицательные стороныбюрократии связаны с тем, что практически не оставляет пространства длятворчества и свободы выбора в случае изменения ситуации. А ведь любойрегламент, инструкция, положение ограничены, не отображают всегомногообразия жизненных ситуаций. Документ устаревает, по существу, вмомент, когда в его тексте ставится последняя точка. Это делаетбюрократическую организацию менее гибкой и потому менее жизненной. Как этони парадоксально, бюрократическая организация не только не повышаетответственность отдельно взятого чиновника, хотя расписывает все егообязанности, а, напротив, снижает его ответственность в конкретныхситуациях, позволяя «прятаться» за букву инструкции. Важный вклад в научное управление внесли супруги Френк и ЛилианГилберт, которые с помощью изобретённых ими специальных часов –микрохронометров в сочетании с кинокамерой выявили и описали 17 основныхэлементарных движений кисти руки. Это позволяет определить сколько, какиеименно движения выполняются при определённых трудовых операциях и скольковремени занимает выполнение каждого движения и всей операции. Суть подходасостояла в том, чтобы свести трудовые операции к меньшему числу основныхдвижений и исключить ненужные или бесполезные действия. Утверждению научного менеджмента способствовал Г. Гантт. Низкуюпроизводительность труда рабочих он объяснял тем, что задачи и методыработы формулируются на основании старого опыта без необходимого научногообоснования того, что нужно делать. Различие между старым и новым подходамисостояло в способах планирования и распределения задач, а также способахпоощрения рабочих (работников) за их выполнение. Г. Гантт обновил системупостановки задач перед работниками и распределения поощрений за ихвыполнение. Если система Тейлора позволяла платить всем работникам сдельноодинаково, то по системе Г. Гантта работники могли заслужить премию вдополнение к сдельной оплате. Если им удавалось перевыполнить дневнуюнорму. Этим подчеркивалась роль человеческого фактора в производстве. Сталоясно, что оплату работников необходимо привести в соответствие с еёрезультатами не только с помощью дневной оплаты, но и сверхнормативнымирезультатами с помощью премий. По мнению Д. Гвишиани учение Ф. Тейлора, или, как его называют,«тейлоризм» - это: . Создание научного фундамента, заменившего старые, традиционные, практически сложившиеся методы работы, научные исследования каждого её элемента; . Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение; . Сотрудничество между администрацией и рабочими для практического внедрения разработанной системы организации труда; . Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими. Административная или функциональная школа управления (классическая школа). Работы Ф. Тейлора и его последователей посвящены вопросам управления наего нижнем уровне, где происходит непосредственное соединение рабочей силысо средствами и предметами труда. Вопросами же управления на более высокомуровне уделялось мало внимания. Бурное развитие промышленности в первойчетверти ХХ века дало толчок эволюции взглядов на проблемы управления иформированию нового подхода. Дальнейшее развитие теория управления получилав работе французского промышленника А. Файола и его последователей: Д.Муни, А. С. Рейли, Л. Гулик, Л. Урвик, Р. Дейвис, Г. Кунтц, С. О.Доннел, создавших так называемую функциональную, или административную школууправления. В американской литературе её называют ещё классической школой. Если сторонники научного менеджмента концентрировали основное вниманиена вопросах управления процессом производства, то приверженцыадминистративной школы старались определить общие характеристики изакономерности управления и создать на их основе универсальные принципыуправления, которые могут повысить эффективность производства. Управлениеими рассматривалось как единый процесс, состоящий из ряда функций, апроцесс управления как сумма всех функций. В качестве основных функций А.Файол обосновал планирование, организацию, руководство, координацию иконтроль, посредством которых осуществляется процесс управления. В дальнейшем Л. Гулик и Л. Урвик более чётко разграничили исистематизировали эти функции. Они сформулировали принципыадминистративного управления, которые практически не изменились донастоящего времени: . Планирование – постановка подлежащих выполнению задач и указание способов их решения для достижения целей предприятия; . Организация – создание формальной структуры для разделения управленческих работ между подразделениями, определения функций и координации их деятельности по достижению конкретной цели; . Комплектование штата – подбор и подготовка кадров, создание необходимых условий для трудовой деятельности; . Руководство – постоянная функция принятия решения и их оформление; . Координация – обеспечение согласованности в работе всех подразделений предприятия, образующих единое целое; . Отчётность – обеспечение информацией вышестоящих инстанций и собственной администрации о ходе работы посредством докладов и проверок; . Составление бюджета – составление финансовых планов и контроль финансовой деятельности. Наиболее важной частью управления А. Файол считал администрирование,которое основывается на 14 общих принципах: разделение труда, полномочия иответственность, дисциплина, единоначалие, единство направлений (целей),подчинённость личных интересов общим, вознаграждение персонала (оплата),оптимальная централизация, иерархия, порядок, справедливость, стабильностькадров, инициатива, корпоративный дух. Эти принципы наряду спроизводственно-техническими учитывают и некоторые человеческие факторы. Главная заслуга А. Файола , наряду с прочими, состоит в том, что онвпервые высказал мысль о необходимости выделения вопросов организации иуправления в самостоятельную теорию, носящую универсальный характер, посути, положив начало профессиональному менеджменту. Его исследования нетолько совершенствовали систему Ф. Тейлора, но и привели к разделениюпроблем управления на два направления: 1. Организация и управление непосредственно технологическими и трудовыми процессами (организация производства, организация и нормирование труда); 2. управление производственными системами (теория управления производством). Интересен взгляд А. Файола на организационное планирование.Рассматривая его как общую функцию управления, он отмечал трудностипланирования в постоянно меняющихся условиях рынка. План должен вытекать неиз возможного повторения прошлого периода, а из представления о неизбежныхизменениях в будущем. Появляется понятие «неопределённости», причём не всмысле незнания, а как постоянная изменчивость условий, поведения (вчастности возникновение новых связей), быстрая и гибкая переориентацияпроизводства и сбыта. И с 70-80х годов полный учёт и просчёт заранее, домелочей становится малореальным, поэтому задача руководителя состоит всоздании адаптивных, быстрореагирующих управленческих механизмов, аменеджера – в реализации ограниченных системных подходов. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Школы научного менеджмента и административного управления(функционального) управления формировались без должного учёта влияниячеловеческих отношений на эффективность деятельности в сфере производства иуправления. Значение человеческого фактора в управлении ограничивалосьтакими аспектами как справедливая оплата труда, экономическоестимулирование и установление формальных функциональных отношений междуработниками управления. Опыт показал, что расчленение процесса управленияна ряд функций, которые в совокупности ориентировались на достижение целиуправления, закрепление функций за соответствующими подразделениями иотдельными работниками само по себе ещё не вело к повышениюпроизводительности труда и не гарантировало достижения целей предприятия. Роль человека в организации, его способность к самоорганизации,повышению эффективности труда за счёт внесения в него творческого началаили в результате улучшения психологического климата в организации привлекливнимание социологов и менеджеров. Серьёзные исследования этой проблемыведутся с начала 1930-х годов. Объектом исследования и организационныхпрактических изысканий, экспериментов стало поведение человека ворганизации, «человеческие отношения». С этим направлением связаны именаамериканских учёных социологов М. П. Фоллет и Э. Мэйо. Было установлено, что отношения между людьми в трудовых коллективахнередко больше способствовали росту эффективности труда, чем чёткаяорганизация труда и материальные стимулы. Мотивами к высокоэффективномутруду являются не столько экономические интересы, как считали представителипредыдущих управленческих школ, а удовлетворённость работников своимтрудом, в основе которой лежит социально-психологический климат вколлективе. В работах М. Фоллет впервые рассматривались такие вопросы как власть иавторитет, их разграничение и неформальное восприятие, ответственность иделегирование ответственности, участие рабочих в управлении. Она изучалапроблему конфликтов в коллективе, классифицируя их на доминирование,компромисс и интеграцию, с выработкой соответствующих рекомендаций.Оригинально М. Фоллет определила управление как обеспечение выполненияработы с помощью других лиц. С 50-х годов переросла в школу поведенческих наук, развивающуюся и внастоящее время. С этим направлением связаны имена А. Маслоу, предложившегопирамиду мотивов поведения человека в организации, Р. Лайкерта, Д.Макгрегора, Ф. Грецберга, К. Арджирис. Свой подход к определению мотивов исоответствующего комплекса стимулов предложили сторонники так называемогобихевиористского (поведенческого) направления, в числе которых былиназванные авторы и др. Развитие социологии и психологии позволило подвестинаучную базу в изучение поведения людей в трудовых коллективах. Как показал К. Арджирис, усиление давления и контроля со стороныруководителей для повышения производительности труда подчинённых порождаетконфликт в системе управления и работниками и не способствуетпредотвращению низкой производительности труда, прогулов, текучести кадров,потери интереса к работе. Наоборот, по мнению Р. Лайкерта, разрешениюконфликтов способствуют конструктивные взаимоотношения между членамиколлектива, опыт и навыки регулирования отношений в коллективе и высокаястепень взаимного доверия в коллективе. Взаимное доверие, уважение,благоприятные отношения в коллективе создают хороший морально-психологический климат, оказывающий существенное влияние на мотивациюработников к высокоэффективному труду. Школа поведенческих наук сосредоточилась в основном на методахналаживания межличностных отношений в трудовых коллективах. Основной еёцелью было повышение эффективности организаций за счёт повышенияэффективности использования их человеческих ресурсов. Главный постулатсостоял в том, что применение науки о поведении всегда будет способствоватьповышению производительности труда как отдельного работника, так иорганизации в целом. Как школа научного менеджмента и школаадминистративного управления, так и поведенческая школа отстаивала свойпуть как единственный и наилучший. Однако, как впоследствии доказала наукаи практика управления, изменение содержания работы и участие работников вуправлении предприятием оказывают положительное влияние лишь в некоторыхпроизводственных ситуациях и не на всех работников. Школа науки управления или количественный подход. Развитие математики и вычислительной техники заложило основу новогонаправления в теории управления, получившего название «наука управления». Веё основе лежит количественный подход, который предполагает использованиенаучных методов анализа функционирования производственных систем и решенияпроблем управления с применением математического аппарата решения задач,компьютерной техники и информационных систем. Сторонники данногонаправления, которое зародилось в период второй мировой войны, ставилиперед собой задачу: с помощью количественных методов изучать операционныепроблемы организации. Такой подход иногда называют операционным илиисследованием операций. Исследование операций, по сути своей, этоприменение методов научного исследования к операционным проблемаморганизации. Существенный вклад в развитие этого подхода внесли К. Черчмен,Р. Акоф, Л. Берталанфи. Применение данного подхода, по мнению его приверженцев, возможно приналичии четырёх условий: . проблемы управления настолько сложны, что менеджеры нуждаются в помощи при анализе большого количества переменных величин; . большое число факторов производства легче поддаются количественному анализу по средствам науки управления, причём экономические показатели используются в качестве ориентиров при принятии решений; . наука управления характеризуется применением математических моделей для получения представления о реальном положении вещей и путях улучшения ситуации; . сложность проблем управления и математического аппарата требует применение компьютеров для переработки и анализа больших объёмов информации. После изучения ситуации и постановки той или иной проблемы управлениягруппа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации(ситуационную модель). Модель – это форма представления реальности. Обычномодель упрощает реальность и представляет её абстрактно. Использованиеколичественных методов и математических моделей нашло применение в связи споявлением и широким использованием компьютеров в сфере управления иразвития информационных систем. Эффективность применения моделей зависит в первую очередь отдостоверности исходных данных, ограничении в получении информации, слабогоприменения на практике, чрезмерно высокой стоимости. Вклад этой школы в теорию управления состоит в следующем: 1. Углубление понимания сложных проблем управления путём разработки и применения моделей. 2. Развитие количественных методов при решении руководителями задач управления в сложных хозяйственных ситуациях. Указанные школы заложили научный фундамент в теорию управления, наоснове которого сформировались новые подходы, такие как процессный подход,системный подход и ситуационный подход. Современная идеология и теорияуправления производственными системами вобрала в себя важнейшие элементыосновных управленческих школ и подходов к изучению проблем управления. Процессный подход. Концепция процессного подхода, рассматривающая управление какнепрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций, обозначилакрупный поворот в развитии управленческой мысли. Она широко применяется и внастоящее время. Впервые процессный подход был предложен сторонниками административной(функциональной) школы управления, которые разработали функции управления.Однако они рассматривали эти функции как не зависимые друг от друга. Впротивоположность этому взгляду процессный подход рассматривает функцииуправления как взаимосвязанные. Управление рассматривается не какединовременное действие, а как процесс, состоящий из серии непрерывных,взаимосвязанных действий. Каждое из этих действий само по себе являетсяпроцессом. Их называют управленческими функциями. Степень дробления процесса управления на функции у разных авторовзависит от принятого подхода к исследованию управления и существа решаемойзадачи. Чаще всего указывают на следующие функции: планирование,организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство,координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятиерешений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров илизаключение сделок. Общая характеристика процессного подхода основана на объединенииважнейших видов управленческой деятельности в небольшое число функций,которые применимы ко всем организациям. Американский менеджмент делитпроцесс управления на четыре первичные функции: планирование, организация,мотивация и контроль. Эти функции управления объединены между собойсвязующими процессами коммуникации и принятия решений. Функция руководства(лидерства) рассматривается как самостоятельная сфера деятельности вуправлении. Посредством планирования устанавливаются единые цели и координируютсяусилия всех членов организации по достижению этих целей. При этом должнабыть обеспечена непрерывность процесса планирования по двум причинам. Во-первых, по достижению определённых целей организация ставит перед собойновые цели и, во-вторых, из-за постоянной неопределённости будущего в силуизменений окружающей среды и возможных ошибок, допущенных припервоначальном определении целей. Функция организации состоит в создании некой структуры для эффективногораспределения задач между работниками, которая должна обеспечить реализациюстратегии предприятия по достижению поставленных целей и выполнение плановво взаимодействии с окружающей средой. Функция мотивации заключается в определении потребностей работника ообеспечении условий для удовлетворения этих потребностей через хорошуюработу. При этом задача функции мотивации состоит в том, чтобы работающиевыполняли работу в соответствии с планом и делегированными имобязанностями. Функция контроля рассматривается как процесс обеспечения условий длядостижения целей организации. Суть в том, что в процессе производства могутвозникать отклонения от заданного плана выполнения работ. Найти и устранитьотклонения в работе по выполнению плана, прежде чем организации будетнанесён серьёзный ущерб, - основная задача функции контроля. Принятие решений – это выбор руководителем одного из альтернативныхвариантов возможных действий, указывающих, что и как планировать,организовывать, мотивировать и контролировать. Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми. Посколькуорганизация представляет собой структурированный тип отношений междулюдьми, функционирование зависит от качества коммуникаций. Процесс управления основан на реализации взаимозависимых функцийуправления посредством принятия решений и коммуникаций. Системный подход. При всех различиях в подходах и выборе объектов организации в них естьнечто общее, и это общее использование – использование универсальногоинструментария менеджмента. Известно, что различия обычно выявляются помере детализации анализа явлений, а общее уже проявляется на более высокомуровне абстрагирования. Достигнуть этого уровня позволяет системный подходк организации и управлению. Системная методология в менеджменте получила своё признание и широкоераспространение уже во второй половине ХХ века. Научно-техническийпрогресс, давший мощный толчок широкой автоматизации производственныхпроцессов, стал оказывать своё революционизирующее воздействие и напроцессы управления. Востребованной оказалась кибернетика – теория,объяснявшая многие закономерности авторегулирования в биологии, физике,технике. Открылись возможности применения этих закономерностей в теории ипрактике управления социально-экономическими организациями. В России этонашло применение вначале в проектировании автоматизированных системуправления (АСУ), а затем и в формировании системного подхода ко всемпроцессам организации и управления в социально-экономических структурах. Изтрудов зарубежных авторов, признававших системный подход как один изуниверсальных инструментов менеджмента, в России получили известностьработы Р. Джонсона, Ф. Каста, Д. Розенцвейла, С. Оптнера, С. Янга, Дж.Риггса, М. Х. Мескона и др. Системный подход вошёл в современную теорию организации и управлениякак особая методология научного анализа и мышления. Способность ксистемному мышлению стала одним из требований к современному руководителю.Суть системного подхода в менеджменте заключается в представлении оборганизации как о системе. Система, по определению многих авторов, - этосовокупность взаимосвязанных элементов. Характерной особенностью такойсовокупности является то, что её свойства как системы не сводится простой ксумме свойств, входящих в неё элементов. Качество организации системы обычно выражается в эффекте синергии. Онпроявляется в том, что результат функционирования системы в целомполучается выше (ниже), чем сумма одноимённых результатов отдельныхэлементов, составляющих совокупность. На практике это означает, что изодних и тех же элементов мы можем получить системы разного или одинаковогосвойства, но различной эффективности в зависимости от того, как этиэлементы будут взаимосвязаны между собой, т.е. как будет организована самасистема. Говоря, допустим, о производстве как социально-экономической системе,мы в качестве элементов этой системы рассматриваем людей и средствапроизводства (орудия труда, станки, инструмент, предметы труда и пр.). Содной стороны нетрудно представить, что все эти элементы могут бытьсоединены между собой таким образом, что на выходе системы мы вообще неполучим ожидаемого продукта или получим его не в нужном количестве и нетребуемого качестве. С другой стороны, при рациональном размещении всё техже элементов в пространстве, организации чёткого взаимодействия во времени,правильном использовании профессиональной классификации людей, ихиндивидуальных способностей и возможности кооперации труда мы можемполучить на выходе системы ожидаемый результат. Особенность системного подхода состоит в том, что он не содержит наборакаких-либо руководящих принципов. Системный подход говорит лишь о том, чтоорганизация состоит из большого числа взаимосвязанных подсистем и являетсяоткрытой системой, которая взаимодействует с окружающей средой. Ситуационный подход. Традиционные школы управления заложили научный фундамент менеджмента.Применение теоретических знаний на практике рассматривалось как искусствоуправления, которое постигается опытом работы. Ситуационный подход внёсзначительный вклад в теорию управления, раскрыв возможности прямогоприложения теоретических положений к конкретным условиям и ситуациям. Он неявляется набором правил, это скорее способ мышления о проблемах организациии путях их решения. Ситуационный подход не отвергает достижения других подходов и школуправления. В нём сохранены основные концепции и подходы, которыеприменимы ко всем организациям. Но признавая, что общий процесс управленияодинаков, ситуационный подход утверждает, что специфические приёмы, которыеиспользуются на практике для достижения целей предприятия. Ситуационный подход стал логическим продолжением системного подхода куправлению. Системный подход позволил определить, что организация являетсяоткрытой системой, активно взаимодействующей с внешней средой. Производственные системы, как системы открытого типа, имеют входные ивыходные каналы, которые позволяют взаимодействовать с внешней средой.Согласно ситуационному подходу вся организация внутри предприятия естьответ на различные по природе воздействия факторов внешней среды. Ситуация–центральный момент этого подхода. Она означает конкретный наборобстоятельств, которые оказывают в данный период времени существенноевлияние на работу предприятия. Число факторов внешней среды, воздействующихна производственную систему, столь велико, что из этого многообразиявыделяют только главные. Разные авторы указывают на разное число факторов,влияющих на управление. Но большинство из них считают, что существует неболее десятка факторов внутренних и внешних переменных, существеннозначимых для успешного управления предприятием. Ситуационный подход, вобрав в себя все достоинства предыдущих школ иподходов, расширил практическое применение теории систем, определивосновные внутренние и внешние переменные, которые влияют напроизводственные системы. Согласно этому подходу все известные концепции иметодики должны быть применимы к конкретным ситуациям. Ситуационный подход,или, как его часто называют, ситуационное мышление, считают в настоящеевремя лучшим способом сделать управление эффективным. Список литературы. 1. Иванов Л. Б. «Основы менеджмента: эволюция управленческой мысли», учебное пособие, СПб, ЛТА, 1996 год. 2. Русинов Ф. М., Петросян Д. С. «Основы теории современного менеджмента», учебное пособие, М, 1993 год. 3. Смолкин А. М. «Менеджмент. Основы организации», учебник, Издательский Дом «ИНФРА-М», М, 1999 год.




Похожие:

Эволюция менеджмента iconПотребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента
Лидерство и стиль управления. Власть и партнерство. Групповая динамика и разрешение конфликтов. Формальное и неформальное управление....
Эволюция менеджмента iconРабочая программа учебной
Виды менеджмента. Предмет менеджмента. Четыре периода развития теории и практики менеджмента. Методы, законы и принципы менеджмента....
Эволюция менеджмента iconТеория и история менеджмента
Основные понятия современного менеджмента. Закономерности формирования менеджмента. Содержание деятельности менеджера в контексте...
Эволюция менеджмента iconТеория и история менеджмента
Основные понятия современного менеджмента. Закономерности формирования менеджмента. Содержание деятельности менеджера в контексте...
Эволюция менеджмента iconПрограмма вступительных испытаний по менеджменту (3,5 года обучения на базе высшего и среднего специального профильного образования)
Теоретические и исторические аспекты менеджмента. Сущность и содержание менеджмента. Менеджмент и управление. Этапы и школы в истории...
Эволюция менеджмента iconРеферат по дисциплине «Психология менеджмента» на тему: эволюция теории лидерства в XX веке. Ситуационные теории лидерства. Поведенческие теории лидерства
Эволюция теории лидерства в XX веке. Ситуационные теории лидерства. Поведенческие теории лидерства
Эволюция менеджмента icon1. Этапы развития менеджмента. 5 Эволюция управленческой мысли. 5
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся...
Эволюция менеджмента iconЭволюция органического мира Эволюция-это необратимое историческое развитие живой природы
Движущие силы эволюции пород и сортов -наследственная изменчивость и производимый человеком отбор
Эволюция менеджмента iconА. Ю. Редькина Эволюция антимонопольного закон
Эволюция антимонопольного законодательства в области контроля экономической концентрации на товарных рынках
Эволюция менеджмента iconНазвание темы Всего часов по дисциплине
Основные понятия современного менеджмента. Закономерности формирования менеджмента. Содержание деятельности менеджера в контексте...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы