Принятие христианства на Руси icon

Принятие христианства на Руси



НазваниеПринятие христианства на Руси
Дата конвертации05.07.2012
Размер322.08 Kb.
ТипРеферат
Принятие христианства на Руси


План.Вступление 2Религиозные реформы князя Владимира 2Сопротивление введению христианства 4Организационная структура церкви 9Укрепление позиций церкви 11Деятельность церковных судов 14Влияние церкви на жизньобщества Древней Руси 15Заключение 24Вступление.Христианство в Древней Руси существовало еще задолго допридания ему статуса официальной религии, но оно было слабораспространенным и, конечно, не могло конкурировать с язычеством, но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старымсуевериям суеверия диких финнов и подпадали под влияние финскихшаманов - «волхвов» и «кудесников»,- то тем более должна былавлиять христианская сфера на тех из славян, которые могли ее узнать.Торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомствос христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славянходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство иприносили на Русь новое учение, передаваяего славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианскаяцерковь святого Ильи, так как, по словам летописца, в Киев многобыло в Киеве варягов-христиан. В дружине самого князя Игоря былоочень много христиан. Жена князя св. Ольга также была христианкою.Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянамеще при первых варяжских князьях. Правда, «Святослав был холоденк христианской вере; а при сыне его Владимире в Киеве еще стоялиязыческие идолы и еще существовали жертвоприношения. Летописецрассказывает, как при Владимире языческая толпа киевлян однажды(983) убила двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отцадобровольно отдать своего сына на жертву богам»[1]. Но все же, на этомучение христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться.Религиозные реформы князя Владимира.Для раннефеодального государства язычество было непрогрессивной формойрелигии, поэтому князь Владимир принял ряд мер дляустановления соответствия между религией и политическим строем.Владимир провел две религиозные реформы: реформирование язычества иобращение к христианству. Первая сводилась к тому, что Владимир отобрал из огромного числа языческих богов несколько главных, средикоторых выделялись Перун, покровитель княжеской дружины, а также божестваюжных восточнославянских областей. Этареформа, однако оказалась недостаточной, поскольку для раннефеодальногогосударства, каким было тогда Киевское, требовалось ужеутверждение монотеистической религии, лучше всего освящавшейвласть великого князя. Таких религий в Киеве знали три: христианство,ислам, иудаизм. Владимиру, как и княгине Ольге, нужнобыло решить вопрос, какое христианство принять - западное иливосточное. Этот вопрос ему пришлось решать в условиях сильногодипломатического нажима, как со стороны Рима, тик и со стороныКонстантинополя.
Киеву выгоднее было иметь дело с Константинополем, в егоруках был водный путь «из варяг в греки», с Византиейсуществовали давнишние налаженные экономические и политическиеотношения, хотя и не всегда мирные. Столетиями Киев общался сКонстантинополем, связи с западом были слабее, поэтому предпочтение былоотдано восточному христианству.«Князь Владимир принял новую веру, имея возможность познакомиться съ нею иузнать ея превосходство и внутреннюю силу»[1].Князь и его дружина приняли христианство в 988 г. «За крещениемкнязя тотчас последовало принятие христианства всею Русью и торжественноеупразднение языческого культа на Руси»[1]. Новая религия отвечалаинтересам знати и дружинников, а также потребностям социального строя, который утверждался в качестве господствующего вДревней Руси.В связи с насильственным насаждением христианства в жизнинародов Руси практическое значение приобрел вопрос сочетанияразнородных, противоречивых вероисповеданий. Русь далеко не сразустали православной. Во многих регионах нашей страны формальнаяхристианизация местного населения началась значительно позднееначальной фазы «крещения Руси» и тянулась в течение несколькихвеков.Это значит, что на протяжении многих столетий язычество монолитной глыбойпродолжало существование как самостоятельной явление, с которым православиене могло совладать.Сопротивление введению христианства.Основная часть населения Руси оказывала активное или пассивноесопротивление новой религии. Именно всеобщее неприятие еев условиях пусть даже ограниченного народовластия сорвало планыкиевской знати и превратило введение христианства в многовековойпроцесс.В большинстве открыто восставших против насаждения христианства городоввыступила поместная светская и прежняя духовнаязнать. Так, известно о восстании князя Могуты, которое длилось с988 по 1008 г. Многолетняя борьба Могуты завершилась его пленением, азатем помилованием со ссылкой в монастырь.Восставшие повсеместно разрушали храмы, убивали священникови миссионеров. Восстания в разных регионах были сходны по своемухарактеру с восстаниями в Суздале, Киеве, Новгороде, в них слились воединоантихристианские и антифеодальные мотивы.Необходимо обратить внимание на два момента. Первый заключается в том,что восстания происходили в основном в неславянских землях, где к указанным мотивам присоединилась и борьба засамостоятельность. Именно с этого времени на Руси начали проявляться одновременно три процесса: христианизация, феодализация иколонизация соседних земель. Для второго момента характерно удивительноесовпадение дат восстаний со смертью князей или ихотсутствием, вызванным феодальными распрями, т.е. в периоды относительногобезвластия. Но причины восстаний в XI в. уже глубже.Их начало, как правило связано с ухудшением экономического положениянародных масс, периодическим недородом и многолетним голодом. Между тем,центральное киевское правительство, не обращаявнимание на трудности северо-восточных земель, продолжало поборыс населения. Положение усугублялось междоусобными войнами,сопровождавшимися грабежами. В это трудное время глашатаями народногогнева выступили волхвы. По мере укрепления христианства онитеряли свои права, а вместе с тем и источники существования, находили себеновые занятия, чаще всего врачевание. Чтобы уничтожить эту социальнуюгруппу - своих идейных врагов церковникиобвинили их в «колдовстве», в применении вредной «земли» и «пот-вора»,настраивали против них верующих и государство. Без суда иследствия были уничтожены и скоморохи, досаждавшие церкви лишьюмором, играми и песнями.Восстание 1024 г. в Суздале происходило во время войны между киевским итмутараканским князем, в результате которой в городе была ослабленакиевская власть. Во главе его также стояливолхвы. Не «смерды» а волхвы выбрали удачное время для восстания. Этасоциальная группа была и материально заинтересованнойстороной в сохранении прежней религии. Отстаивая старину, ониборолись и за свои экономические интересы. Но следует обратитьвнимание на то, что призыв служителей культа ранненациональнойрелигии был поддержан всем народом. Это говорит о крайне незначительномвлиянии православия на горожан. Летопись сообщает:»Услахав о волхвах, Ярослав пришел в Суздаль; захватив волхвов, однихотправил в изгнание, а других казнил»[4]. Кровавая расправанад восставшими была рядовым явлением , и летописец не считалнужным говорить о ней.Восстания 1071г. в Ростовской земле и Новгороде было вызвано теми жепричинами. Большинство народа шло за волхвами, а неза духовенством, которое защищало интересы знати.Оба восстания имели глубокие социальные причины, носилиантифеодальный характер и антицерковный характер. Безусловно, чтосоциальной основой этой борьбы явились классовые противоречия ,но они наносили удары по процессу христианизации, сдерживали ееход, заставляли церковь приспосабливаться.Борьба против православной идеологии неоднократно принималаформу ересей. Все исследователи, в том числе и церковные, видятпричину их появления в нравственном разложении духовенства. Особовыделяется среди них стригольничество. Стригольник (цирюльник) Карп и егосоратники предлагали ликвидировать монашество,церковную иерархию, отказаться от треб и таинств, отрицали догмыо воскрешении мертвых, о потустороннем мире. Поддержка движениянародными массами подтверждала их негативное отношение к Русскойправославной церкви даже через три века после введения христианства.Первые попытки насаждения христианства в Северо-западнойРуси натолкнулись на сопротивление народных масс и бояр, группировавшихсявокруг местных князей. Церковные историки считают,что первые христианские храмы здесь возникли уже в 988 г. Рогнеда, сначала насильственно завоеванная Владимиром, а потом отвергнутая имже после его брака с Анной, согласилась немедленнопринять христианство и была отправлена в специально построенныедля нее в г. Изяславле монастырь и церковь. После выбора Владимиром новойжены она воскликнула: «Прошу, уневести меня своемуХристу и да приму святой, ангельский, иноческий образ»[5].В Северо-западном крае не было ни той верховной знати, какая была в Киеве, ни таких развитых международных связей, которые создавали предпосылки кпроникновению Христианства. Местнаязнать еще не ощущала настоятельной потребности в классовой религиознойидеологии и справлялась с народными массами прежними методами. Вместе стем она, и не без оснований, предполагала, чтовведение христианства повлечет за собой потерю самостоятельности. Поэтомупопытки давления сверху неминуемо вызвали сопротивление не только низов,но и местной знати, чьи интересы не могне учитывать великокняжеский посланник, если он думал оставатьсяво главе княжества.Все старшие князья Владимира в 988-990 гг. уже находилисьво главе княжеств, поэтому во время крещения их не было в КиевеУдельные князья, представляя интересы своих земель, не могли ужебездумно и автоматически повторить шаг киевского князя, проигнорировавшегомнение дружинников и знати, настороженно воспринимавших любое мероприятиеКиева.Владея крупнейшим княжеством Киевской Руси, полоцкий князьИзяслав (988-1001) совершенно не считался с Киевом, вел самостоятельнуюторговлю с прибалтийскими народами и Германией. Послеего смерти, причины которой неизвестны, стал княжить Брячислав.Это произошло вопреки укоренившемуся правилу, по которому Владимир посылалв таких случаях младших сыновей. Брячислав не тольконе подчинился Киеву, но и начал борьбу с ним за Новгород и вконце концов захватил его и разрушил (1021г.). В пользу того,что процесс христианизации не начинался ни при Изяславе, ни приБрячеславе, свидетельствует как полное отсутствие союзническихсвязей с Киевом и отсутствие каких-либо сведений о строительствездесь церквей.Князь Туровский Святополк (988-1019) имел особые счеты кВладимиру и, видимо, давно мечтал, как и другие князья, отделиться отКиева. В этом уверял, излагая события тех лет, известный деятель церквиКирилл Туровский. Он специально подчеркивал,что Святополк «задумал восстать против отца», но имела местотакже и попытка Святополка избрать другую веру. Об этом свидетельствует ито, что он подружился с печенегами, находясь у нихзаложником (1008), и его брак с дочерью Болеслава (1013), и то,что с женой на Русь прибыл епископ Рейнберн, который хотел вместе соСвятополком ввести здесь католицизм.Владимир, возмущенный позицией Святополка по отношению кхристианству, вызвал его в Киев и вместе с женой и духовникомпосадил в тюрьму, но польский князь Болеслав двинулся на Киев,освободил зятя и оставил в Киеве Святополка и Владимира. Существует мнение, что Святополк был регентом престарелого князя Владимира. Это вполневозможно, иначе непонятны условия его пребывания в Киеве послеосвобождения. После смерти Владимира, каксообщает летопись, «Святополк сел в Киеве... и созвал киевлян истал давать им подарки. Они же брали, но сердце их не лежало кнему, потому что братья (дружинники) их были с Борисом»[4]. Вовремя правления Святополка - с 1015 по 1019 г. христианство совсемразвивалось на Руси слабо, в летописях так же нет упоминанийо строительстве христианских храмов. Это подтверждается такжелетописной характеристикой Святополка, где он назван коварнымзмеем, окаянным, законопреступником, не знающим бога.Рознь между наследниками за право владеть киевским трономначалась еще при жизни Владимира. Больше всех претендовал натрон Ярослав, но Святополк начинает расчищать дорогу к трону нес него, а с самых дальних и молодых претендентов - Бориса, Глебаи Святослава. Борьба за трон была исследована историками безучетов личных мотивов участников междоусобной борьбы, а в контекстеборьбы двух партий - прохристианской и языческой. В «Сагеоб Эймунде» излагается история о том, что какой-то князь Ярислейф нанял варяга Эймунда, который убил князя Бурислейфа. Историки считают,что в саге показан Ярослав, который, желая ослабить союз Святополка сБорисом, убивает при помощи варягов последнего. В основе событий 1015 г.лежат не личные притязания сыновей Святослава, а причины политического иидеологического характера. На Святополка, как на язычника-варвара, былисписанывсе преступления Ярослава. Такие возможности появились сразу жепосле поражения Святополка, не нашедшего поддержки у прохристианскойкиевской знати, и из-за почти полного отсутствия свидетелей убийства Борисаи Глеба. Святополк, не без участия Ярославапревратился в кровожадного убийцу, окаянного противника христианства, незнающего бога. События 1015 г. показали, что возвратак прежней вере в Киеве не могло быть. Но тем не менее и послесмерти Святополка Турово-Писская земля на приняла Христианства.Ее возглавил Ярополк, сын Изяслава Полоцкого, активного противникакиевской политики. Его сыновья и внуки продолжали заложенную в начале векаполитику сопротивления христианизации.Полоцкий князь Брячислав Изяславович не часто упоминается влетописях, но о Всеславе (1044-1101), сыне его, сложены легенды,но критического отношения к Святополку и Всеславу историки нескрывают. Всеслава всегда осуждают за взятие Новгорода (1067),где он разрушил, прежде ограбив, храм Софии, увез принадлежностикульта и даже колокола. Скорее всего, это был выпад против христианства.Сыновья Ярослава, которые, как и отец, были поборниками новой религии,организовали против Всеслава совместный поход,захватили многие города, перебили население Минска (1067). Вбитве на Немиге, как отмечается в «Повести временных лет», Всеслав держал «бой жестокий и много людей пало,.. одолели Изяслав,Святослав, Всеволод»[4]. Поверив в клятву Ярославовичей (крестоцелование),он пришел к ним на переговоры, где был схвачен иотправлен в киевскую тюрьму. Это можно рассматривать как клятво-нарушение, показывающее, что крестоцелование еще не обеспечивалонравственной ответственности. Дальнейшие события разворачивалисьстремительно: на Русь напали половцы. Ярославовичи не смогли организоватьоборону Киева. Видя беспомощность князей, народ потребовал всеобщеговооруженного отпора. Однако Изяслав отказалсявооружить народ и был свергнут. Восставшие городские низы, возмущенныебездеятельностью князей и христианскими порядками, находят себепредводителя в темнице. Всеслав был объявлен киевскимкнязем. Без сомнения, из темницы на престол был посажен противник правящейпартии.К мероприятиям Всеслава по защите Руси прохристианская организацияотносилась враждебно, тем не менее формальная христианизация Русипродолжалась и лишь к началу XX века почти все народности нашей страны,придерживавшиеся дохристианских (языческих) верований, были обращены - покрайней мере номинально - врусское православие»[3].Организационная структура церкви.После придания христианству статуса государственной религиицерковь предприняла меры по развитию и укреплению организационныхструктур.Церковь на Руси была организована так: во главе ее стоялкиевский митрополит, а в крупных городах находились епископы, ведавшиевсеми церковными делами большой округи - епархии (на первых парах их былопять, потом их число дошло до пятнадцати). Хотя принятие христианства изВизантии не привело к политическомуи даже в полное мере религиозному подчинению ей Руси, но епископы, а затеммитрополиты, как правило, до XIII в. были греками,однако они полностью зависели от киевского князя. С обособлениемотдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имеласвоего епископа.Первые годы церковь и ее епископские кафедры находилисьполностью на содержании князей. Однако, расширение церковногоаппарата заставило искать другие источники. Ими могли быть отчисления отгосударственных доходов, что создавало предпосылкидля слияния государственного и церковного аппаратов.Русская митрополия делилась на епископии, которые соответствовали структуресветской власти. В начале XI века образовалисьепископии в Новгороде, Чернигове, Переяславле. В церковных источниках,русских и польских, неоднократно появлялись намеки на наличие в Полоцке и вТурове епископий, созданных самим Владимиром. «Авторы сборника<<Белоруссия и Литва>> со ссылкой на польские источники относят образованиеполоцкой епархии во главе сепископом Миной к 1000 г. Если верить Киевско-Печерскому патерикуархимандрита Тризны <<Туровский епископии завет блаженногоВладимира>>, то она возникла в 1005 г. Первым ее епископом былФома, в духовном подчинении которого были города Пинск, Новгородок,Городен, Брестье, Волковск, Здитов, Небель, Степан, Дубро-вицы, Височко, Случеск, Копысь, Ляхов, Городок, Смердынь»[5]. Вовторой половине XI века была создана епископия во Владимире-Волынском.Позднее появились смоленская, рязанская, галичская, перемышльская, луцкая, суздальская и другие епископии. Они возникали по мереобразования новых княжеств. Епископам принадлежалався полнота церковной власти в их области - не только право суданад духовенством, но и суда по многим гражданским делам. Епископами моглибыть только лица, постриженные в монашество. Есликандидат в епископы происходил из «белого» духовенства и был женат, то егожена должна была уйти в отдаленный монастырь.Митрополит и епископы владели землями, селами и городами: уних были свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Князья насодержание церквей давали «десятину» - десятую долю своих данейи оброков.Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри,игравшие вообще очень важную роль в истории средневековых государств. Поидее монастырь - добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, отобычной жизни и целиком посвятивших себя служению богу. На деле жемонастыри были крупными землевладельцами-феодалами. Духовенство и монастыри вели хозяйства по-своему,руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливаятакие юридические отношения с земледельцами, какие были принятыв Греции. Монастыри также владели селами, вели оптовую торговлю,ссужали деньги под ростовщические проценты и всегда находились всамой гуще жизни, принимая непосредственное участие в повседневной «суетемирской», и в крупных политических событиях. Игуменымонастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи,посредники. В монастырях существовало резкое неравенство междубедняками без роду, без племени и выходцами из боярской или купеческойсреды.Высшие церковные власти - епископы и митрополит - моглибыть выбраны только из среды монахов, которых в отличии от обычных попов идьяконов называли черным духовенством. На Руси небыло проблемы кадров, потребности удовлетворялись за счет духовенства,мигрировавшего из Моравии, Болгарии, захваченного вКорсуне, и сыновей тех священников, которые начинали пропагандухристианства в середине X в. Кроме того, Древнерусское государство спервых дней введения христианства начало специально готовить священниковпри открывающихся церквах и монастырях, используя методы коллективного ииндивидуального обучения. «Обеспеченность Руси духовенством подтверждаетсяи летописью, где под 1051г. имеется запись, что у Ярослава в Берестове «попы многы»[5].Особую активность по подготовке кадров проявили позже монастыри.Некоторые центральные монастыри, вроде Киевско-Печерского(основанного в середине XI в.), стали своего рода духовными академиями,куда охотно поступали сыновья крупных вельмож, стремившихся сделатькарьеру. В таких монастырях были хорошие библиотеки; здесь велисьлетописи, сочинялись проповеди, записывалисьвнутренние монастырские события, прославлялись монахи - «подвижники»,«отшельники», «молчальники».Ко времени Ярослава относится окончательной оформлениецеркви как организации. При нем основывается митрополия в Киевеи при ней соборная церковь святой Софии, которая должна быластать центром новой церковной организации. Эта сторона деятельностиЯрослава не укрылась от глаз исследователей. Одни объясняют ее переходомиз-под власти болгарской архиепископов подвласть константинопольского патриарха и вызванным этим переустройствомцерковного управления; другие отрицают вообще наличиемитрополичьей кафедры в Киевской Руси до назначения Фоепеппаоколо 1037г. Как бы то ни было, окончательно как учреждение церковьсложилась только при Ярославе. Не случайно и то, что принем был созван первый церковный собор в Киеве и сделана попыткаустановить церковную автокефалию путем избрания собственногомитрополита из числа русского духовенства. Не случайно и то, чтоименно при Ярославе русская церковь получила своих первых святыхв лице братьев самого князя, Бориса и Глеба. При нем же быласделана попытка если не канонизации, то по крайней мере беатификации его отца.Укрепление позиций церкви.Могущество церкви основывалось прежде всего на ее быстроувеличивающихся материальных средствах. Еще князь Владимир Святославовичустановил «десятину» - отчисление десятой части княжеских доходов в пользуцеркви; этот же порядок поддерживался идругими князьями. Церквам принадлежали крупные недвижимые имущества,многочисленные села, слободы и даже целые города. Киевская Десятиннаяцерковь владела городом Полонным, владимирскийуспенский собор - городом Гороховцом и т.д.Опираясь на материальные богатства, церковь приобрела большое влияние наэкономическую и политическую жизнь, на быт населения. Она стремиласьвыступать в качестве гаранта меж княжеских соглашений, закреплявшихся «крестным целованием», вмешивалась в ведениепереговоров, причем ее представители нередко выполняли роль послов.Впрочем, князья зачастую не питали никакогоуважения к религиозным клятвам и к самим церковным деятелям.Церковь использовала различные способы для проповеди православноговероучения и утверждения своего авторитета. Не последнюю роль играло вэтом отношении возведение храмов, архитектурные формы и внутренняя росписькоторых должны были символизировать «земной» и «небесный» миры.С той же целью религиозного воздействия на сознание людейсовершались богослужения и обряды - в честь христианских праздников и«святых», по случаю крестин, бракосочетаний и похорон. Вцерквах служили молебны о выздоровлении, о спасении от стихийныхбедствий, о победе над врагами, произносили проповеди и поучения.Церковные службы были своего рода театрализованными представлениями и уже сXI века сопровождались стройным пением. Торжественная обстановка в храмерезко контрастировала с тяжестьюповседневной жизни и быта народных масс и этим привлекала верующих. Припомощи обязательной исповеди церковники проникали вовнутренний мир людей, воздействовали на их психику и поступки ив то же время выведывали сведения о всяких замыслах, направленных противцеркви, господствующего класса и существующего общественного строя.Несмотря на то, что христианство в период феодальной раздробленностиохватило уже значительную часть населения, даже среди феодальной знатипроявлялись открытое пренебрежение новой религией и неуважение к ееслужителям. Тем более сопротивлялисьхристианству в народе.Церковные руководители активно старались упрочнить позициицеркви. Киевский митрополит Иоанн II (1080-1089) в своих посланиях ипоучениях обрушивался на языческие верования. Не в меньшей степени егобеспокоили и отступления в сторону «латинства»,грозившее ослаблением византийского влияния на Русь. Митрополитосудил даже выдачу замуж русских княжон за «латинских» правителей.Сильной опорой византийского влияния стал киевский Печерский монастырь.Среди монахов этого монастыря бал знаменитый Нестор, автор «Повестивременных лет», живописец Алипий и другиевидные представители культуры своего времени. Летописи, составлявшиеся вПечерском монастыре, проводили идею о том, что христианство пришло наРусь из Византии благодаря греческим церковникам. Князь ВладимирСвятославович изображался теперь уже некак инициатор крещения Руси, равный по заслугам Константину, акак князь-язычник, крестившийся под воздействием греческих миссионеров.Церковь успешно использовала феодальную раздробленностьДревней Руси для укрепления своих позиций вширь и вглубь, сама превратиласьв источник распространения христианства средидругих народов. Одновременно шел процесс взаимопроникновения отдельныхэлементов религиозной идеологии и культа, что было результатом широкихмногосторонних взаимосвязей Киевской Руси. Будучи равноправным членоммировой феодальной системы, чувствуясвои силы, древнерусской государство не вмешивалось в религиозные распримежду христианскими центрами и даже после разделенияцерквей поддерживало контакты со странными распространения католицизма, чтотрактовалось православным духовенством, как попыткиперехода в другую веру.Исследования ученых в области средневековой истории Западаи Востока раскрывают самые разнообразные связи. Сдерживающимисилами в их развитии было папство и русский митрополит, готовыепредать проклятию всех, кто не обращал внимание на внутрихристианскую возню. Однако авторитет церкви на Руси был не настольковысок, чтобы ограничить или прервать экономические связи. Поэтому вНовгороде, Киеве, Полоцке, Смоленске, Ладоге, ПереяславлеСуществовали инословные храмы.Еще одним свидетельством наличия объективных условий длявзаимопроникновения религиозных идеологий являются династическиесоюзы и, как их следствие, приглашение русских князей «на стол»в другие государства. Члены княжеских семей, переезжая в другиестраны и въезжая на Русь везли с собой священников, принадлежностикульта, литературу, строили домашние церкви. Хорошо известен династическийбрак между Святополком Туровским и польскойкняжной, привезшей на Русь епископа Рейнберна, которого некоторые историкиподозревают в пропаганде католицизма.Деятельность церковных судов.При Владимире церковь на себя брала не только духовные обязанности, нотакже ведала и мирскими делами, тесно соприкасающимися с интересамигосударства. С одной стороны церкви была данаюрисдикция над всеми христианами, в состав которой входили деласемейные, дела о «нарушении святости и неприкасаемости христианских храмови символов», также церковь имела право судить за вероотступничество,«оскорбление нравственного чувства». Под попечение церкви было поставленоособое общество, выделившееся изхристианской паствы, получившее название богадельных людей. «Оносостояло: 1)из духовенства белого и черного с семействами первого, 2)измирян, служивших церкви и удовлетворявшим различным еенуждам, каковы были врачи, повивальные бабки, просвирни... 3) излюдей бесприютных и убогих,.. каковы были странники, нищие, слепые, вообщене способные к работе»[2]. В ведомстве церкви находились также монастыри,богадельни, больницы.В 1019 г. на престол вступает сын Владимира Ярослав Мудрый.К этому времени церковь уже окрепла в новой для нее стране, иЯрослав решает продолжить дело, начатое его отцом, и разрабатывает указ, вкотором он сохраняет подсудные церкви дела и, в отличии от его отца необщими чертами, а четко сформулированнымитезисами описывает порядок судопроизводства со сложной системойнаказаний. Эта система построена на четком различии между грехоми преступлением. «Грех ведает церковь, преступление - государство. Грех -не только нравственное преступление, нарушение божественного закона, но исама мысль о деянии, которым грешникможет причинить вред другому человеку или обществу. Преступление- деяние, которым одно лицо наносит материальный ущерб илинравственную обиду другому лицу»[2]. На этих понятиях и построенцерковно-судный порядок Ярослава. Все подсудные церкви дела онразделил на несколько категорий, предусматривавших различную мерунаказаний.Дела чисто духовные, не связанные с нарушением мирских законов разбиралисьепископским судом без участия княжьего судьи.Сюда относились дела о нарушении церковных заповедей, такие какволхование, чародейство, браки с близкими родственниками, разводы повзаимному согласию супругов и т.д. Эти дела не входили всостав компетенции княжеского суда и поэтому князь не считалдолжным вмешиваться, т.к. считал их внутренними делами церкви. Сделами «греховно-преступными» дело обстояло совсем иначе. Дела,в которых нарушение церковной заповеди сочеталось с причинениемнравственного или материального вреда другому лицу или с нарушениемобщественного порядка разбирались княжеским судом с участием церковного.Княжеский суд назначал приговор преступнику, амитрополит получал небольшую денежную сумму на развитие церкви.К такому разряду относились дела об «умычке девиц, об оскорблении словомили делом, о самопроизвольном разводе мужа с женой поволе первого вез вины последней, о нарушении супружеской верности ит.п.»[2]. Обыкновенные противозаконные действия, совершенныекак церковными людьми, так и мирянами рассматривались церковнымсудом, но по княжеским законам и обычаям. Князь оставлял за собойнекоторое участие в суде над людьми церковного ведомства.Это участие было выражено в том, что наиболее тяжкие преступления,совершенные церковными людьми разбирались церковным судомпри участии княжеского, с которым первый делился пенями.Влияние церкви на различные стороны жизни общества ДревнейРуси.Утверждение монотеистической религии способствовало укреплениювеликокняжеской власти, ликвидации «дофеодальной раздробленности»,присущей Руси вплоть до конца X в., когда в ряде восточнославянских земельсуществовали собственные князья под эгидой Киева.Христианство сыграло исключительно крупную роль в идеологическомобосновании власти киевских князей. На вчерашнего предводителя соборнойдружины духовенство перенесло те представления оверховной власти в государстве, которые существовали в самодержавнойВизантии. Оно упорно внушало главе новообразуемого государства идеюбожественного происхождения его власти. «С моментакрещения на князя «взирает... всемилостивое око благого бога».Князя сажает на престол сам бог»[5]. Это божественное происхождение власти князя, по учению церкви, дает в руки его большуювласть и вместе с тем ставит перед ним более широкие и ответственные задачи.Наконец, церковь присваивает киевскому князю все атрибутыхристианских императоров. «На монетах, чеканенных по греческимобразцам, князья изображаются в византийском императорском уборе, вдиадеме, увенчанной крестом, «в порфире, с крестом в руке ис нимбом вокруг головы»[5]. Так новая религия освящала и укреплялавласть, выраставшую на обломках старого патриархальногостроя.Христианство застало в Киевской Руси еще не закончившуюсяборьбу между различными укладами и являлось здесь энергичным поборником вто время прогрессивного феодального способа производства. Несомненно,что оно способствовало скорейшему изжитиюотмиравших пережитков родового строя. Это особенно показательнов отношении брачного права. Мнение, будто брак у восточных славян кмоменту принятия христианства был моногамным, требует значительныхоговорок. То, что нам известно о семье X века, не позволяет говорить обустановившейся моногамной форме брака, связанной с развитием частнойсобственности; как общее правило, мыимеем здесь дело еще с патриархальным браком.Христианство не только ускоряло процесс ликвидации остатковродового строя - оно способствовало ускорению развития феодального способапроизводства в Киевского Руси. В Византии церковьявлялась в XI веке крупнейшим феодальным учреждением и землевладельцем.Естественно, что она перенесла в Киевскую Русь те феодальные методыхозяйствования, которые выработались в условияхвысокоразвитого византийского феодализма и которые здесь, не берегахДнепра, нашли подготовленную и благоприятную почву. Община, находившаясяуже в состоянии распада, не могла оказать действенного сопротивленияпритязаниями феодальной церкви, а выраставший на ее развалинах классфеодалов в лице князей и бояр шелнавстречу этим притязаниям и спешил использовать новую социальную силу всвоих интересах.Прогрессивная сторона деятельности церкви заключается в еестремлении ликвидировать найденные ею в Приднестровье элементырабского труда, невыгодность которого было уже осознана в Византии.Осуждая рабство, церковь зато беспощадно закрепощала юридически свободныхлюдей, находя выгодным пользоваться более производительным трудом феодально-зависимых людей, чем рабов.Очевидны определенные положительные последствия христианизации в социально-экономической сфере. После возникновения церковной земельнойсобственности, сменившей первоначальную десятину, появилась и частная(боярская) земельная собственность.Распространение на Руси норм Византийского права также стимулировалоформирование феодальных отношений, поляризацию отдельныхсоциальных групп и слоев.Церковь не пыталась перестроить ни форм, ни оснований государственногопорядка, какой она застала на Руси, хотя пришлойцерковной иерархии, привыкшей к строгой монархической централизации,русский порядок, лишенный и того и другого не мог не внушать сочувствия.Церковная иерархия старалась только устранитьили ослабить некоторые тяжелые последствия туземного порядка,например княжеские усобицы, и внушить лучшие политическиепонятия, разъясняя князьям истинные задачи их деятельности и указываянаиболее пригодные и чистые средства действия. Церковное управление ипоучение, несомненно, вносило и княжескую правительственную изаконодательную практику, а может быть, и политическоесознание князей некоторые технические и нравственные усовершенствования,понятия о законе, о правительстве, начатки следственного и судебногопроцесса, письменное делопроизводство: недаромлетописец, делопроизводитель исстари усвоил у нас греческое названиедьяка. Но при низком уровне нравственного и гражданскогочувства у тогдашнего русского княжья церковь не могла внести какого-либосущественного улучшения в политический порядок. «Когдамежду князьями затевалась ссора и готовилась кровавая усобица,митрополит по поручению старейшего города Киева мог говорить соперникамвнушительные речи: «Молим вас, не губите Русской земли:если будете воевать между собою, поганые обрадуются и возьмутземлю вашу, которую отцы и деды Ваши стяжали трудом своим великим имужеством; поворая по Русской земле, они чужие земли приискивали, а вы исвою погубите хотите»[5]. Добрые князья, подобныеМономаху или Давиду Черниговскому, плакали от таких слов, но дела шли своимчередом, порядок добрых впечатлений и порядок добрых отношенийразвивались параллельно, не мешая один другому ивстречаясь только в исключительных личностях на короткое время,по истечении которого кляузы родственников быстро заметали следыплодотворной деятельности отдельных лиц.Следы воздействия церкви на законодательство так многочисленны в Русской Правде, что дали повод В. Ключевскому к неверному, по существу, выводу о церковном происхождении этого памятника. Мы присутствуем при рецепции в русском законодательстверимского права, переработанного в Византии в интересах феодального государства. Детальное сравнение статей Русской Правды ссоответствующими статьями Эклого, Прохирона, Закона судного идругих юридических памятников Византии показывает, с какой гибкостью применялось греческое законодательство к условиям Киевской Руси, заменяя, например, телесное наказание, необычное в условиях общинного быта, штрафами, смертную казнь - «вирой», идяна известные компромиссы, как мы это видим из законодательнойпрактики епископов при Владимире.Церковная иерархия действовала не столько силой лиц, сколько правилами и учреждениями, ею привнесенными, и действовала не столько на политическийпорядок, сколько на частные, гражданские и особенно на семейные отношения.Здесь, не ломая прямо закоренелых привычек и предрассудков, церковьпрививала туземному быту новые понятия и отношения, перевоспитывала умы инравы, подготавливая их к принятию новых норм, и таким путем глубокопроникала в юридический и нравственный склад общества. Состав этогообщества делился по правам и имущественной состоятельности на политическиеи экономические классы, высшие и низшие, лежавшие один над другим, т.е.делилось горизонтально. Церковь стала расчленять общество в другомнаправлении, сверху вниз, вертикально. Состав общества церковных людей небыл устойчивым классом с наследственным значением, не было новоесословие в составе русского общества: в число церковных людей попадалилица разных классов гражданского общества, и принадлежность к немуобуславливалась не происхождением, а волей или переменным положением лица,иногда случайными обстоятельствами (убогие и бесприютные, странники ит.п.). Даже князь мог попасть в число церковных людей. Церковный уставкнязя Всеволода, составленный на основе владимирского устава, и данныйновгородскому Софийскому собору во второй четверти XII в. причисляет кцерковным людям и изгоев, людей, по несчастью или другим причинампотерявших права своего состояния, сбившихся с житейского пути, по которомушли их отцы. Устав различает четыре вида изгоев: это - попов сын, необучившийся грамоте, обанкротившийся купец, холоп, выкупившийся наволю, икнязь, преждевременно осиротевший. Итак, рядом с общественнымделением по правам и имущественной состоятельности церковь вводила своеделение, основанное на иных началах. Она соединяла водно общество людей разных состояние или во имя цели, житейскогозначения, религиозно-нравственного служения, или во имя чувства,сострадания и милосердия. При таком составе церковное обществоявлялось не новым государственным сословием с духовенством воглаве, а особым обществом, параллельным государственному, в котором людиразных государственных сословий соединялись во имяравенства и религиозно-нравственных побуждений.Не менее глубоко было действие церкви на формы и дух частного гражданскогообщежития., именно на основной его союз - семейный. Здесь она заканчиваларазрушение языческого родового союза, до нее начавшееся. Христианствозастало на Руси только остатки этого союза, например кровомщение -цельного рода уже несуществовало. Один из признаков его цельности - отсутствие наследования позавещанию, но еще за три века до крещения Руси Владимиром - письменноеобряжение, завещание, было господствующейформой, было господствующей формой наследования, по крайней мерев тех классах русского общества, которые имели прямые отношенияс Византией. Построенный на языческих основаниях, родовой союзбыл противен церкви, и она с первой минуты своего водворения наРуси старалась разбивать его, строя на его обломках союз семейный, еюосвящаемый.Трудным делом в устройстве семьи было установить в ней новые юридическиеи нравственные начала. Здесь предстояло внестиправо и дисциплину в наименее поддающиеся нормировке отношения,бороться с многоженством, наложничеством, со своеволием разводов,посредством которых мужья освобождались от наскучивших имжен, заставляя их уходить в монастырь.Главным средством для этого служило церковное законодательство о браке инаследовании. Христианская семья, завязываясь как союз гражданский обоюднымсогласием жениха и невесты, держится на юридическом равенстве инравственном взаимодействии мужа и жены. Необходимое следствие гражданскойравноправности жены - усвоение ей права собственности. Еще в X в.дружинная и торговая Русь знакома была с раздельностью имущества супругов:по договору Олеги с греками на имущество жены не падала ответственностьза преступления мужа. Церкви предстояло поддерживать и укреплятьэто установление: церковный устав Владимира Святого ей предоставилразбирать спору между мужем и женой «о животе», об имуществе. Впрочем,влияние церкви на семейный быт не ограничивалосьсферой действия формального церковного суда, регламентируемогоуставами: оставались отношения, которые она предоставляла чистонравственному суду духовника. Устав Ярослава наказывает жену,которая бьет своего мужа, но обратный случай обходит молчанием.Духовника не следует забывать и при разборе статей церковных уставов оботношениях между родителями и детьми. Здесь закон ограничиваетсяпростейшими, наименее терпимыми неправильностями семейной жизни,сдерживая произвол родителей в деле женитьбы илизамужества детей, карая детей, которые бьют своих родителей нетолько церковной, но и гражданской властью, как тяжких уголовныхпреступников. Зато предоставлен полный простор мужу и отцу какзавещателю: древнейшие памятники русского права не налагают никакихограничений на его предсмертную волю, не следуя в этомсвоим византийским образцам. «Как кто, умирая, разделит свой домдетям, так тому и стаять»: такова основа наследственного права.Закон не предполагает, чтобы при детях возможны были вне семьикакие-либо другие наследники по завещанию. Близкие родственникивыступают только в случае опеке, когда мать-вдова при малолетнихдетях вторично выходит замуж, а в договоре Олега являются законныминаследниками, когда после умершего не оставалось ни детей,ни завещания.Законодательные инициативы церкви и великих князей создавали правовую базудля развития и упрочнения христианской семьи.Мнение, будто брак у восточных славян к моменту принятия христианства былмоногамным, требует значительных оговорок. То, чтонам известно о семье X века, не позволяет говорить об установившейсямоногамной форме брака, связанной с развитием частнойсобственности; как общее правило, мы имеем здесь дело еще с патриархальнымбраком. В течение длительного времени церкви приходилось мириться с инымиформами брачного союза.Так церковь отметила у полян еще в языческую пору привод невесты кжениху вечером, форму брачного союза, которую она даже решила признатьбраком. Но из поучения духовенству, приписываемому архиепископуновгородскому Иоанну, следует, что даже в еговремя , почти два века спустя по принятии христианства, в разныхклассах общества действовали различные формы языческого брака -и привод и умычка, заменявшие брак христианский. Поэтому «не венчанные» жены в простонародье были столь обычны, что церковь вынуждена была доизвестной меры мириться с этим, признавая их если не вполне законными, товполне терпимыми, и устав Ярославадаже налагает на мужа пеню за самовольный развод с такой женой,а архиепископ настойчиво требует от священников, чтобы они венчали такиечеты даже и с детьми. Гораздо строже, чем уклонениеот церковного венчания, карает тот же устав за браки в близкихстепенях родства. Митрополит Иоанн II во второй половине XI в.налагает епитимью за браки даже между четвероюродными; но потомдопускали брачный союз и между троюродными. Христианский брак недопускается между близкими родственниками; следовательно, стесняяпостепенно круг родства, в пределах которого запрещаетсябрак, церковь приучала более отдаленных родственников смотретьдруг на друга как на чужих. Так церковь укорачивала языческоеродство, обрубая слишком широко раскидывавшиеся его ветви.Утверждение христианства на Руси в качестве государственнойрелигии оказало большое влияние на разные сферы общественной идуховной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенныхразличий в отдельных областях Руси и формирование древнерусскойнародности с единым языком, культурой, этническим самосознанием.Ликвидация местных языческих культов также способствовала дальнейшейэтнической консолидации, хотя различия в этой сфере продолжали сохранятьсяи обнаружили себя позже, когда в период феодальной раздробленности,усугубленной татаро-монгольским нашествием, отдельные части Русиобособились друг от друга или попалипод власть иноземных завоевателей.Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многихотношениях древнерусская культура обрела принципиально новые черты иособенности. Подобно тому, как христианизация Руси явилась фактором,заметно ускорившим складывание единой древнерусской народности извосточнославянских племен с их различными культами, христианствоспособствовало и консолидации древнерусского сознания - как этнического,так и государственного. Заметим также, что христианство, принеся на Русьславянскую письменность, не могла не усилить и сознание единствапроисхождения славян и славянской общности. Чувство этой общности частопереплеталось с древнерусским этническим самосознанием. Это характеризуетмногие памятники древнерусской письменности. По этому поводу высказалсяНестор Летописец: «Бе один язык словенск... А словеньскый язык и рускый одно есть»[4].В то же время в области культуры с принятием христианствасвязаны и отдельные негативные моменты. Устная словесность, литератураДревней Руси дохристианского времени была богатой иразнообразной. И в том, что значительная ее часть утрачена, непопала на пергамент и бумагу, определенная вина церковных кругов,которые, естественно, отрицали языческую культуру и, какмогли, боролись с ее проявлениями.С принятием христианства на Руси возникла и литература.Славянская письменность появилась в Киеве и других русских центрах раньше,но вплоть до конца X в. широко распространения онане получила. И лишь в XI в., главным образом со времени правления Ярослава Мудрого, возникает древнерусская литература. Издесь роль христианской церкви была велика. Большинство раннихдревнерусских писателей происходило из христианской среды, тесносвязанной с Византией и Болгарией.Но самым важным последствием принятия христианства явилосьто, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси свизантийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русьактивнее начало проникать и влияние мировой цивилизации, в том численаследие античного мира и Ближнего Востока.Не менее крупные последствия имело крещение и в областипросвещения. Тут, конечно, большее значение имело то обстоятельство, чтоеще лет за сто до крещения Киевской Руси христианствобыло принято в Болгарии и что греческие миссионеры, боровшиесятам и в Чехии с католическим влияниями, способствовали выработкеславянского алфавита и переводу христианских культовых книг наславянский язык. Таким образом, Киевская Русь получила тотчас покрещении письменность на славянском языке. Уже при Владимире была сделанапопытка организации школы. Ученики были принудительноизбраны из детей «народной чади», т.е. из верхних слоев дворни.Вся светская литература шла под знаком церковной, поскольку феодальнаянаука Византии была клерикальной, но все-таки расширяла кругозор, будиламысль, толкала к самостоятельной работе. Идействительно, произведения, переведенные с греческого языка,становятся источниками собственной, киево-новгородской литературы. Этособственную, туземную литературу создают представителисамой образованной части населения - духовенства, воспитанногона византийских литературных образцах. Священник княжеского селаБерестова Илларион выступает со своим замечательным с точки зрениятребований византийской риторики словом «о благодати», заканчивающимсякрасноречивым и очень хорошо построенным панегириком в честь «блаженного»князя Владимира и его сына Ярослава.В период, определяемый концом X и XI веков, когда в Приднестровьескладывались феодальные отношения, христианство явилось большойсоциальной силой, способствовавшей ускорению и углублению этого процесса:оно было проводников в Киевской Русивысокой феодальной культуры Византии и содействовало установлениюкультурных связей с западноевропейскими государствами.Крещение оказало огромное влияние на культурную жизнь страны, в частностина развитие техники в Киевской Руси под влияниемгреческого христианства. В земледелии оно выразилось в значительномповышении техники огородничества. Этому, несомненно,способствовало повышение потребления овощей, которое стимулировалось имногочисленными постами, установленными христианскимиаскетическими учениями, и требованиями монастырского жития. То,что в значительной мере культура многих овощей занесена была изВизантии вместе со студийским уставом показывает происхождениеназваний многих из них.Еще очевиднее влияние византийского христианства в области строительнойтехники. С каменной стройкой в Киеве познакомились на примере церквей,которые строились по заказу князей греческими архитекторами. От них узналитехнические приемы кладки стен, выведения сводов и купольных покрытий,использования колонн или каменных столбов для их поддержания и т.д. Способкладки древнейших киевских и новгородских церквей - греческий. Неслучайно названия строительных материалов в древнерусском языке всезаимствованы от греков. И первые каменные постройки светского характера,вроде каменного терема, вероятно, построены теми же греческимиархитекторами, которые строили церкви, и что древнейшая постройка такоготипа приписывалась легендой первой христианской княгине - Ольге. Другимобразцом светской постройки могут служить «Золотые ворота», воздвигнутыеЯрославом, от которых сохранились только развалины, не дающие представленияоб их былом великолепии.Такое же влияние оказало принятие христианства на развитиеремесел. Техника резьбы по камню, как показывают орнаментациямраморных капителей Софийского собора с переплетающимися листьями икрестами и гробница Ярослава в стиле древнехристианскихсаркофоков, заимствована из Византии для церковных целей. Греческаямозаика стала употребляться для украшения церковных зданий и, может быть,дворцов. То же надо сказать и о фресковой живописи. Если в области мозаикии фрески Киевская Русь оставаласьдолгое время в зависимости от греческих мастеров, то «в некоторых видаххудожественной промышленности ученики-русские, - отмечает И.Грабарь, -сравнялись со своими учителями-греками, так чтотрудно отличить перегородчатые работы от византийских образцов».Таковы работы по финифти (эмаль) и скани (филигрань). Тем не менее русскиеработы показывают «хорошо усвоенный стиль византийских образцов, а ихтематика в большинстве случаев церковная»[4].Особенно ярко влияние византийского крещения выразилось вхудожественной области. До нас сохранились поразительные по своейхудожественной ценности образцы архитектурного искусства Киевской Русипервых времен христианства, навеянные лучшими образцами византийскогостроительства эпохи его расцвета. Источники,откуда черпались греческими архитекторами (а что именно греческиеархитекторы строили первые храмы, об этом мы имеем совершенно точныеуказания в современной литературе) творческие мотивыих построек в Киеве, Новгороде, Чернигове, служат такие шедеврымирового искусства, как собор св. Софии и, так называемая, Кахриэ-Джами с ее галереями, залитыми мозаикой, к Константинополе,собор св. Софии в Солуни, собор в Дафнии, близ Афин.Заключение.Крещение Руси ввело ее тесным образом не только в семью христианскихславянских государств, но и в целом в систему христианских стран Европы сих культурными достижениями. Обогатилась русская культура и имеющимиглубокие исторические традиции достижениями стран Ближнего Востока и,конечно культурными сокровищами Византии. Русь выиграла от союза сВизантией, но вместе с тем, Руси и в дальнейшем приходилось оказывать постоянное сопротивлениеполитическим и церковным притязаниям Византийской империи, стремившейсяподчинить Русь своему верховенству. Тем не менее, Владимир, крестительРуси, чувствовал свою державу полноправной среди других христианскихнародов мира, «яко же увидешастраны хрестьяньския»[4].Список литературы:1. Платонов С.Ф. «Лекции по русской истории»,С. Петербург, Сенатская типография, 1913г.2. Ключевский В.О. «курс русской истории» ч.1,Москва, «Мысль», 1987г.3. Гордиенко Н.С. «крещение Руси», Ленинград,1984г.4. «Христианство и Русь», Москва,1988г.5. Филист Г.М. «Введение христианства на Руси:предпосылки, обстоятельства, последствия»,Минск, «Беларусь», 1988г.




Похожие:

Принятие христианства на Руси iconЛекция Государство Киевская Русь (ix-xш века) Вопросы: Принятие христианства на Руси
Изначально слабая централизация Руси, договорной характер отношений центра и уделов
Принятие христианства на Руси iconПринятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси iconПринятие Христианства на Руси

Принятие христианства на Руси iconПринятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси iconПринятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси iconПринятие христианства на Руси (988г.)

Принятие христианства на Руси iconПринятие христианства на Руси и его историческое значение

Принятие христианства на Руси iconПринятие Христианства на Руси
Руси, приводя к покорности еще разрозненные славянские племена, с другой стороны перманентная внешняя угроза требовала большого напряжения...
Принятие христианства на Руси iconДокументы
1. /Принятие христианства на Руси и его историческое значение.doc
Принятие христианства на Руси iconПо истории древняя Русь IX xiii вв
Основные этапы становления государственности. Особенности социально-экономического и политического развития Киевской Руси. Внутренняя...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы