Внебюджетные фонды и единый социальный налог icon

Внебюджетные фонды и единый социальный налог



НазваниеВнебюджетные фонды и единый социальный налог
Дата конвертации05.07.2012
Размер269.39 Kb.
ТипРеферат
Внебюджетные фонды и единый социальный налог


СОДЕРЖАНИЕСодержание 1Вопрос 1. «Внебюджетные фонды». 2 Государственные внебюджетные фонды 2 Появление внебюджетных фондов 3 Пенсионный фонд (ПФ) РФ 4 Основные задачи и функции ПФ 5 Страховые взносы и бюджет ПФ 6 Фонд социального страхования (ФСС) РФ 7 Использование средств и величина взносов в ФСС 8 Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) 9 Федеральный и Территориальный ФОМС 10 Государственный фонд занятости населения (ГФЗ) РФ 11 Источники образования, основные направления расходования средств ГФЗ. Пособия по безработице 12 Другие внебюджетные фонды 13 Фонды здравоохранения 13 Дорожные фонды 14 НИОКР 15 Гос. фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы 15 Фонд инвестирования жилищного строительства 15Вопрос 2. «Единый социальный налог». Единый социальный налог (ЕСН) 17 Налогоплательщики 17 Объект налогообложения и налоговая база 18 Налоговые льготы 19 Ставка налога 20 Налоговый период 22 Порядок уплаты и предоставления отчетов 22 Учет ЕСН 23 Отчетность 24 Заключение 24Используемая литература 25Приложение (НК часть вторая) Вопрос №1. Государственные внебюджетные фонды Государственные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использованияфинансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторыхобщественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативнойсамостоятельности. Они выступают одним из звеньев общегосударственныхфинансов. В нашей стране к таковым относятся: Фонд государственногосоциального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятостинаселения. Государственные внебюджетные фонды создаются на основе соответствующихактов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность,указываются источники формирования, определяются порядок и направленияиспользования денежных фондов.В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся наэкономические и социальные; в соответствии с уровнем управления — наобщегосударственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов возможно: V влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий; V обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды; V оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом; V предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведениигосударственных органов власти — центральных, республиканских и местных. Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды,обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями исодержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средствнаправляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценныебумаги.
Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участникамифинансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использованиеденежных средств не совпадает со временем их образования; и во-вторых,доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансированиязатрат соответствующего фонда. Появление внебюджетных фондов. Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондовили особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежногофонда государства — бюджета. Государственная власть с расширением своейдеятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств длясвоего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах,предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временныйхарактер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивалисвое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось:одни возникали, другие аннулировались. Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Первый путь — это выделение из бюджета определенных расходов, имеющихособо важное значение, а второй — формирование внебюджетного фонда ссобственными источниками доходов для определенных целей. К последним, вчастности, относятся созданные во многих странах фонды социальногострахования, которые предназначены для социальной поддержки определенныхгрупп населения.Создание других фондов обусловлено возникновением новых, ранее неизвестныхрасходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества.Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования.Обычно в названии фонда указана цель расходования средств. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход[1]. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов — специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Пенсионный фонд Российской Федерации Пенсионный фонд - внебюджетный государственный фонд, средства которогоскладываются из законодательно установленных отчислений от деятельностифизических и юридических лиц, целевым образом расходующий эти средства навыплату пенсий гражданам. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован ПостановлениемВерховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года и введен в действие с 1января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27 декабря1991 года.ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионногообеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитнымучреждением. Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне и в республиках,краях, областях, что позволяет охватить пенсионными выплатами всех гражданнезависимо от места их прежней работы и проживания, включая членов колхозови лиц, по разным причинам не имеющих права на трудовую пенсию. Одновременноданная структура Пенсионного фонда гарантирует как текущие, так ичрезвычайные платежи, вызванные изменениями в отдельных регионах или встране в целом. Важнейший принцип любого пенсионного фонда — солидарнаяответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанныйчеловеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времении в пространстве: где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлымисоциальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровеньв будущем. Средства Пенсионного фонда формируются, по Положению о Пенсионномфонде РФ, за счет трех источников: V страховых взносов работодателей; V страховых взносов работающих; V ассигнований[2] из федерального бюджета. Основные задачи и функции Пенсионного фонда Основные задачи Пенсионного фонда РФ: V целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР; V организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; V капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц; V контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств; V межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий. В качестве системьы управления финансами пенсионного обеспеченияПенсионный фонд осуществляет некоторые функции: V участвует в определении размера взносов на государственное страхование, обосновании их дифференциации по предприятиям и организациям в зависимости от условий труда; V обеспечивает контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов и правильным расходованием средств; V участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ; V осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда. Страховые взносы и бюджет Пенсионного фонда Страховые взносы являются преобладающими в доходной части ПФР.Средства Пенсионного фонда концентрируются в его бюджете, имеющем следующиеисточники формирования: V страховые взносы работодателей - предприятий, учреждений, организаций и кооперативов независимо от используемых форм собственности и хозяйствования; V страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; V обязательные страховые взносы граждан; V средства из республиканского бюджета, предназначенные для выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, повышения пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни[3] и ростом заработной платы, а также пособий, установленных действующим законодательством; V средства, возмещаемые Пенсионному фонду Государственным фондом занятости населения в связи с назначением досрочных пенсий безработным; V добровольные взносы граждан, предприятий и общественных организаций; V доходы от собственных коммерческих и финансово-кредитных операций. Срок уплаты страховых взносов для работодателей — один раз в месяц. Втаком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносы сработников, включая работающих пенсионеров и инвалидов.Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачиваютстраховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этойкатегории граждан; крестьянские хозяйства — один раз в год, не позднее 1апреля года, следующего за отчетным. Граждане, использующие труд наемныхработников, платят взносы ежемесячно до 5-го числа следующего месяца. Оплата страховых взносов работодателями осуществляется платежнымипоручениями, которые представляются в банк одновременно с платежнымипоручениями или чеком на получение средств для заработной платы. Платежи вПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке. Бюджет Пенсионного фонда России (в трлн. руб.):| |1993 г. |1994 г. ||Доходы (с учетом остатка на начало года) |10,06 |39,0 ||Расходы |10,39 |37,41 ||Сальдо[4] |-0,33 |+ 1,59 | На 1996 г. бюджет ПФР был утвержден в сумме 163,1 трлн. руб. Большое количество плательщиков задолжали ПФР. Общая сумма задолженности на конец декабря 1995 г. составила 19,5 трлн. руб., что равно 25% всего бюджета фонда. Фонд социального страхования РФ Фонд государственного социального страхования (ФСС) — централизованныйфонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый какв территориальном, так и в отраслевом разрезах. Создается он страховымметодом с обязательным участием средств предприятий и организаций разныхформ собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.ФСС создан в целях обеспечения государственными гарантиями в системесоциального страхования и повышения контроля за правильным и эффективнымрасходованием средств социального страхования (Указом Президента РоссийскойФедерации от 26 июля 1992 года № 722) и является самостоятельнымгосударственным финансово-кредитным учреждением. Основные задачи фонда: V обеспечение гарантированными государством пособиями; V участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; V подготовка мер по совершенствованию социального страхования. Фонд социального страхования образуется за счет: V страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности; V доходов от инвестирования части временно свободных у него средств; V добровольных взносов граждан и юридических лиц; V ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели. Использование средств и величина взносов в Фонд социального страхования. Средства фонда направляются на: V выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение; V санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством; V создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях; V обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда; V проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда; V осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда. Величина страховых взносов предприятий и организаций определяется какпроизведение установленного процента на фонд заработной платы рабочих ислужащих. Тарифы страховых взносов устанавливаются Правительством наопределенный период по каждому профессиональному союзу с учетом условийтруда и состава работающих.Взносы по социальному страхованию являются элементом расходов повоспроизводству трудовых ресурсов, используемых предприятиями иорганизациями и отражаемых в издержках. На предприятиях, функционирующих накоммерческих началах, взносы включаются в себестоимость[5] продукции, работи услуг и возмещаются из выручки. Фонд обязательного медицинского страхования Фонд медицинского страхования создан в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации от 28 июня 1991 года № 1499-1 и предназначен дляаккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильностигосударственной системы обязательного медицинского обслуживания.Обязательное медицинское страхование — составная часть государственногосоциального страхования, обеспечивает всем гражданам РФ равные возможностив получении медицинской и лекарственной помощи за счет средствобязательного медицинского страхования. Для реализации политики в области медицинского страхования создаютсяФедеральный и территориальные фонды медицинского страхования каксамостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фондыдействуют в соответствии с Положением о федеральном обязательноммедицинском страховании и Положением о территориальном обязательноммедицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФот 24 февраля 1993 года. Средства фондов находятся в государственнойсобственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию неподлежат. Тариф страховых взносов определяется федеральным законом РФ попредставлению Правительства РФ. В 1996 г. он составил 3,6% по отношению кначисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной формах(0,2% направляются в федеральный фонд, а 3,4% — в территориальные фонды).Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении,компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг,дивиденды[6], начисляемые на акции, и другие выплаты. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС),созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для: V выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; V финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; V осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования. Финансовые средства федерального фонда образуются за счет: V части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом; V взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; V ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования; V добровольных взносов юридических и физических лиц; V доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда; V нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений. Территориальные фонды медицинского страхования, создаваемыепредставительной властью субъектов федерации, осуществляют: V финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным по душевым нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда; V финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; V выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования; V предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств; V накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования; V контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан. Государственный фонд занятости населения РФ Государственный фонд занятости (ГФЗ) образован в соответствии сЗаконом РСФСР "О занятости населения в РСФСР" от 19 апреля 1991 года дляфинансирования мероприятий, связанных с реализацией государственнойполитики занятости населения. ГФЗ представляет собой совокупностьфедеральной части фонда занятости, фондов занятости, формируемых вреспубликах РФ, автономной области, автономных округах, краях, областях,городах и районах. Размер страховых взносов плательщиков в ГФЗ устанавливаетсязаконодательным органом по представлению Правительства РФ. Тариф взносов в Государственный фонд занятости для работодателей -предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов —установлен в размере 2% по отношению к начисленной оплате труда по всемоснованиям, а с 1 января 1996 года — 1,5%. Тариф взносов с заработкаработающих не установлен. От уплаты страховых взносов в ГФЗ освобождены: общественныеорганизации инвалидов и религиозные объединения, предприятия, объединения,учреждения, находящиеся в собственности указанных организаций и созданныедля осуществления их уставных целей. Средства ГФЗ направляются на: V активное проведение программ политики занятости, в том числе на профессиональное обучение и консультирование, создание и сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате, на организацию общественных работ, переезд безработных в другие места; V программы материальной поддержки безработных (пособия, материальная помощь, досрочная пенсия); V информационную поддержку программ занятости; V страховой резерв; V содержание служащих фонда. Источники образования, основные направления расходования средств ГФЗ. Пособия по безработице Источниками образования Государственного фонда занятости населения вРоссийской Федерации являются: V обязательные отчисления работодателей (предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и сфер деятельности); V обязательные страховые взносы с заработка работников в пределах общей суммы взимаемых налогов; V средства республиканских и местных бюджетов. Дополнительными источниками поступлений могут являться добровольныевзносы российских и иностранных предприятий, общественных организаций играждан.Основной удельный вес в источниках формирования фонда занятости Россиисоставляют обязательные отчисления предприятий и организаций. На 1991 г.они были определены в размере 1% средств на оплату труда и составляли около71% всего объема фонда. Основные направления расходования Государственного фонда занятостинаселения определяются в соответствии с задачами программ занятости,которые охватывают также и вопросы трудоустройства молодежи, женщин,инвалидов.Средства фонда в настоящее время могут использоваться на цели: V трудоустройство граждан, не имеющих работу; V профориентацию; V профессиональное обучение; V общественные работы; V временные пособия по безработице, стипендии обучающимся и др. Эффективность решения задач, стоящих перед фондом занятости, во многомзависит от выработки и соблюдения принципов использования его средств.Важнейшим принципом выплаты пособия по безработице является"заработанность" права на него. То есть человек должен иметь трудовой стаж.Размер пособия не должен зависеть от количества лет, в течение которыхчеловек трудился. На размер пособия влияет уровень заработной платыгражданина на последнем месте работы. Обычно в развитых странах уровеньпособия составляет 50—60% заработной платы, а в Швеции - 80%.Важным принципом предоставления пособия по безработице является ограничениедлительности его получения в период пребывания человека в статусебезработного. Пособие устанавливается на определенный срок. При этом чемдольше человек является безработным, тем сильнее уменьшается размерпособия, а при достижении соответствующего предела - полностьюпрекращается.По законодательству РФ пособие по безработице в течение первых трех месяцеввыплачивается в размере 75% среднемесячного заработка по последнему местуработы, в следующие четыре месяца — 60%, в дальнейшем — 45%. Срок выплатыпособий ограничен 12 месяцами, а для лиц предпенсионного возраста — 24месяцами. После этого человек теряет право на получение пособия, но можетподрабатывать путем первоочередного участия в общественных работах.Минимальное пособие не может быть ниже минимального заработка,установленного законодательством Российской Федерации, и выше среднегозаработка, сложившегося на данной территории. Другие внебюджетные фонды В Российской Федерации в настоящее время функционируют различныевнебюджетные фонды социального и экономического назначения. К наиболееважным из них относятся: фонды здравоохранения, дорожные фонды,региональные фонды развития. Фонды здравоохранения как разновидность внебюджетных фондовсоциального назначения создаются в России в соответствии с Законом РФ "Омедицинском страховании граждан в РСФСР", вступившем в действие с 1 января1993 года.Средства фонда здравоохранения предназначены для: V финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Правительством России и другими органами государственного управления; V обеспечения профессиональной подготовки кадров; V финансирования научных исследований; V развития материально-технической базы учреждений здравоохранения; V субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию; V оплаты дорогостоящих видов медицинской помощи; V финансирования медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях; V оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения. Фонды здравоохранения формируются в страховых медицинских организацияхза счет средств, получаемых от страховых взносов. Дорожные фонды создаются в качестве целевых во многих государствах. Натерритории России они образованы с 1 января 1992 года в соответствии сЗаконом РФ "О дорожных фондах в РСФСР". Их средства формируются главнымобразом за счет специальных налогов и сборов согласно указанному Закону.К ним относятся федеральный и территориальный налоги на реализацию горюче-смазочных материалов, уплачиваемые предприятиями всех форм собственности игражданами, реализующими указанные материалы. Налоги устанавливаются впроцентах от сумм реализации горюче-смазочных материалов. Взимается такженалог с владельцев автотранспорта по определенным тарифам, рассчитанным нарабочий объем двигателя транспортного средства. Основными направлениями использования средств, поступающих в дорожныефонды, являются ремонт и реконструкция автомобильных дорог, а такжестроительство новых автострад и дорог местного значения, других объектовдорожной инфраструктуры. Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетныефонды НИОКР[7] созданы в соответствии с Указом Президента РоссийскойФедерации "О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциалаРоссийской Федерации" от 27 апреля 1992 года № 1426. Внебюджетные фондыминистерств, ведомств и объединений создаются по согласованию сМинистерством науки и технической политики РФ.Внебюджетные фонды формируются за счет ежеквартальных добровольныхотчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности вразмере определенного процента от себестоимости реализуемой продукции(работ, услуг), а суммы отчисляемых средств включаются предприятиями иорганизациями в себестоимость продукции. Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевойбазы Российской Федерации действует в соответствии с положением о фонде,утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 25апреля 1993 года № 4546-1. Средства фонда формируются за счет отчислений навоспроизводство минерально-сырьевой базы, которые производят субъектыпредпринимательской деятельности независимо от форм собственности.Сумма отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определяетсяплательщиком самостоятельно, исходя из облагаемого оборота по реализациипродукции, полученной из полезных ископаемых, и предусмотренных ставок. Фонд инвестирования жилищного строительства. Согласно Указу ПрезидентаРоссийской Федерации "О разработке и внедрении внебюджетных форминвестирования жилищного строительства" от 24 декабря 1993 года формируютсявнебюджетные фонды развития жилищной сферы.Основными задачами региональных (местных) внебюджетных фондов развитияжилищного строительства являются: V создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы; V эффективное использование средств на формирование рынка жилья; V содействие развитию производственной базы домостроения. Средства фондов формируются за счет: V добровольных взносов юридических лиц и граждан; V целевых кредитов под гарантию органов местного самоуправления; дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда; V платы за инжиниринговые, информационные услуги, оказываемые службой фонда. Из фондов финансируются строительство жилья и объектов социальнойинфраструктуры, строительство и ремонт объектов ЖКХ, социальная поддержкамалоимущим группам населения для оплаты строительства и содержания жилья. Вопрос №2. Единый социальный налог Единый социальный налог. Единый социальный налог заменит с 01.01.2001 взносы в социальныевнебюджетные фонды - Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фондыобязательного медицинского страхования. Взносы в фонд занятости сработодателей отменяются, источником формирования этого фонда станутпоступления подоходного налога с физических лиц (на эти цели выделяется 1%из 13% подоходного налога). Взносы на социальное страхование от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний пока сохраняются внеизменном виде, и переход к единому социальному налогу никак незатрагивает этот вид платежей. Для работодателей изучение положений главы 24 НК представляетзначительный интерес уже сейчас по следующей причине. С 1 января 2001 годаработодатели при определенных условиях смогут применять регрессивную шкалуналога - от 36,5 до 5% от фонда оплаты труда в зависимости от среднейзаработной платы в организации. Однако, в соответствии со ст.245 НК"Переходные положения" применение работодателем этой шкалы в 2001 годувозможно лишь в случае, если начисленная во втором полугодии 2000 годазаработная плата на одного работающего превышает 25 000 руб., т.е. свыше 4000 руб. в месяц. Если же работодатель сейчас выплачивает более низкуюзарплату, то в 2001 году он не имеет права применять регрессивную шкалу, абудет уплачивать социальный налог по единой ставке 35,6 %, независимо оттого, какая средняя заработная плата сформируется в организации в следующемгоду. В этом смысле еще не вступившая в действие глава 24 НК имеетретроактивное действие - условия налогообложения 2001 года зависят от того,какие показатели организация имеет в 2000 году. Перейдем к рассмотрению основных положений главы 24 кодекса. Налогоплательщики Субъектный состав налогоплательщиков единого социального налога тот же,что и субъектный состав плательщиков страховых взносов во внебюджетныефонды - это работодатели и индивидуальные предприниматели. Как и прежде, неявляются плательщиками ЕСН лица, переведенные на уплату налога на вмененныйдоход для определенных видов деятельности в соответствии сзаконодательством субъектов РФ. Объект налогообложения и налоговая база Объектом налогообложения являются выплаты, вознаграждения и иныедоходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям,в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера,предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также поавторским и лицензионным договорам. Отметим, что вознаграждения по лицензионным договорам впервые попалипод обложение социальными взносами. Кроме того, объектом налогообложения признаются "выплаты в видематериальной помощи и иные безвозмездные выплаты... в пользу физическихлиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договоромгражданско-правового характера, предметом которого является выполнениеработ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Указанныевыплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся изприбыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальнойпомощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме,производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей,признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 рублей врасчете на календарный месяц". Вероятно, под этой формулировкой в том числе скрывается имевшееся уавторов Кодекса намерение не облагать единым социальным налогом дивиденды,проценты и выплаты по долевым паям, что подтверждает ответ на мойписьменный запрос, пришедший из ГНИ по Октябрьскому а.о. Впервые в налоговую базу включена дополнительная материальная выгода,получаемая работником и (или) членами его семьи за счет работодателя. Ранеетакая материальная выгода облагалась только подоходным налогом, а взносы вовнебюджетные фонды с нее не взимались. К такой дополнительной материальнойвыгоде относится, в частности: . дополнительная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника (расходы на обучение в интересах организации не облагаются ЕСН); . дополнительная выгода от приобретения работником и (или) членами его семьи у работодателя товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами); . материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая по тем же правилам, что применяются при определении налоговой базы по походному налогу; . материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем и соответствующие расходы относились работодателем на издержки производства и обращения. Налоговые льготы. Налоговые льготы, т.е. виды выплат, не подлежащие обложению ЕСН, вцелом повторяют существующие сегодня льготы по страховым взносам вовнебюджетные фонды. Отличия заключаются в следующем: . отменены льготы для военнослужащих, служащих органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы, налоговой полиции, прокурорских работников, судей, следователей и работников таможенных органов; . установлен верхний предел в размере 100 тыс. руб. в год, после которого выплаты инвалидам I - III групп перестают освобождаться от налогообложения; . освобождены от налогообложения суммы, уплачиваемые работодателями из прибыли, остающейся в их распоряжении, за лечение и медицинское обслуживание работников, их супругов, родителей или детей; . не облагаются ЕСН доходы, не превышающие 2 000 рублей по каждому из следующих оснований: a) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту; b) суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Ставки налога.|Налоговая база на |ПФ РФ |ФСС РФ |ФОМС |Итого ||каждого отдельного | | | | ||работника нарастающим| | | | ||итогом с начала года | | | | ||До 100 000 р. |28,0% |4,0% |3,6% |35,6% ||От 100 001 р. до |28 000 р. + |4 000 р. + |3 600 р. + |35 600 р. + ||300 000 р. |15,8% с суммы,|2,2% с |2% с суммы, |20,0% с || |превыш. |суммы, |превыш. |суммы, || |100 000 р. |превыш. |100 000 р. |превыш. || | |100 000 р. | |100 000 р. ||От 300 001 р. до |59 600 р. + |8 400 р. + |7 600 р. + |75 600 р. + ||600 000 р. |7,9% с суммы, |1,1% с |1% с суммы, |10,0% с || |превыш. |суммы, |превыш. |суммы, || |300 000 р. |превыш. |300 000 р. |превыш. || | |300 000 р. | |300 000 р. ||Свыше 600 000 р. |83 300 р. + |11 700 р. |10 600 р. |105 600 р. +|| |5,0%[8] с | | |5,0%* с || |суммы, превыш.| | |суммы, || |600 000 р. | | |превыш. || | | | |600 000 р. | При расчете налоговой базы в среднем на одного работника в организацияхс численностью работников свыше 30 человек не учитываются 10 процентовработников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а в организациях счисленностью работников до 30 человек (включительно) - 30 процентовработников, имеющих наибольшие по размеру доходы. Эта мера направленапротив применения схем, по которым высокая заработная плата "выписывается"всего на несколько человек, а за счет этого организация переходит вследующий налоговый интервал и уплачивает налог по более низкой ставке. Интересное решение предложено для вновь создаваемых организаций: втечение первого квартала своей деятельности они уплачивают ЕСН по самойвысокой ставке 35,6%, а затем накопленная за первый квартал величинаналоговой базы в среднем на одного работника умножается на четыре и уже порезультату этого произведения определяется, в какой налоговый интервалпопадет организация. Расчеты показывают, что при данной шкале единого социального налогасреднегодовая нагрузка на фонд оплаты труда для работодателя составитследующие величины: При средней заработной плате в размере 10 000 руб. в месяц - 33.0% При средней заработной плате в размере 25 000 руб. в месяц - 25.2% При средней заработной плате в размере 50 000 руб. в месяц - 17.6% При средней заработной плате в размере 100 000 руб. в месяц - 11.3% Однако весьма интересным представляется механизм уплаты налога, всоответствии с которым в начале года, пока накопленная средняя заработнаяплата на одного работающего не достигнет верхнего уровня соответствующегоналогового интервала, работодателю придется отвлекать значительные суммы науплату единого социального налога. Так, при весьма высокой средней месячнойзаработной плате в 100 000 руб. разбивка платежей по месяцам будет иметьследующий вид:|[pic] |Налоговая база на |Начисленная сумма |Сумма налога, || |одного работника |налога нарастающим |подлежащая внесению в|| |нарастающим итогом с |итогом с начала года |бюджет в текущем || |начала года | |месяце ||Январь |100 000 |35 600 (35.6%) |35 600 (35,6%) ||Февраль|200 000 |55 600 (27,8%) |20 000 (20%) ||Март |300 000 |75 600 (25,2%) |20 000 (20%) ||Апрель |400 000 |85 600 (21,4%) |10 000 (10%) ||Май |500 000 |95 600 (19,1%) |10 000 (10%) ||Июнь |600 000 |105 600 (17,6%) |10 000 (10%) ||Июль |700 000 |110 600 (15,8%) |5 000 (5%) ||Август |800 000 |115 600 (14,5%) |5 000 (5%) ||Сентябр|900 000 |120 600 (13,6%) |5 000 (5%) ||ь | | | ||Октябрь|1 000 000 |125 600 (12,6%) |5 000 (5%) ||Ноябрь |1 100 000 |130 600 (11,9%) |5 000 (5%) ||Декабрь|1 200 000 |135 600 (11,3%) |5 000 (5%) | Как видно из таблицы, текущие платежи налога в январе и декабреотличаются почти в 14 раз. При этом, подобные проблемы с оборотнымисредствами будут возникать у работодателя в начале каждого календарногогода, независимо от того, какая средняя заработная плата сложилась ворганизации на конец предыдущего года. Еще раз обратим внимание, что в 2001 году применять регрессивную шкалуединого социального налога смогут лишь те организации, которые во второмполугодии 2000 года покажут в отчетности накопленную налоговую базу (безучета 10% (30% для малого бизнеса) наиболее высокооплачиваемых работников)в размере 25 000 руб., или порядка 4 000 руб. в месяц. В заключение предположим, что отказ от "серых" зарплатных схем в связис введением регрессивной шкалы единого социального налога будет носитьвесьма ограниченный характер. Как видно из расчетов, реальную выгодуполучат лишь организации, выплачивающие очень высокую по российским меркамзарплату - свыше 100 000 руб. в месяц. Для них налоговая нагрузка на фондоплаты труда (без учета подоходного налога и взносов на страхование отнесчастных случаев и профессиональных заболеваний) сократится почти вчетыре раза - с 38,5% до 10-11%. Если же учесть подоходный налог по единойставке 13%, то общее налоговое бремя сократится примерно в три раза - с 65-68% до 23-24%. Для тех же организаций, в которых средняя заработная плата(без учета высокооплачиваемых руководителей и специалистов) составляет 10000 руб. в месяц, введение единого социального налога означает снижениеналогового бремени (без учета подоходного налога) всего на 5 пунктов - с38,5% до 33%. С учетом же подоходного налога налоговое бремя у такихорганизаций снизится с 55-58% до 46%, чего явно недостаточно для массовогоперехода на выплату зарплаты в полном объеме легальными способами. Налоговой период Налоговым периодом признается календарный год. Определение даты получения доходов (осуществления расходов). Дата получения доходов определяется как день начисления доходов впользу работника. Исключение - доходы полученные от предпри-нимательскойдеятельности (нововведение) – эти доходы облагаются на день фактическиполученных доходов. Порядок уплаты и предоставления отчетов. Уплата налога практически ничем не изменилась от уплаты по внебюджетнымфондам. Оплата происходит так же – раздельными платежными поручениямисогласно ставок в отношении каждого фонда с одной лишь разницей … оплатапроизводится на один расчетный счет, в г. Омске это на счет УФК по г.Омскуг.Омск ИНН 5506018001 (ИМНС РФ по ОАО г.Омск) Банк: ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Омскойобл. г.Омск. БИК 045209001. Р/счет 40101810000000010100Коды налогов указываемые в плат. поручении на территории г. Омска.1010510 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Пенсионный фонд РФ.1010520 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в фонд социального страхования РФ.1010530 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.1010540 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Учет ЕСН. Учет никак не изменился.Все тот же счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»разделен на три субсчета: 69-1 «Расчеты по социальному страхованию»; 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»; 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».При наличии у организаций расчетов по другим видам социального страхованияи обеспечения к счету 69 могут открываться дополнительные счета. Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечениеработников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащееперечислению в соответствующие фонды. Пример: Дт 20 Кт 69-2 (Начислен налог 28% с ФОТ работников основного производства в Пенсионный фонд) Дт 69-2 Кт 20 (Оплачен начисленный налог в части поПенсионному фонду) Отчетность. На момент написания контрольной работы образцов формы бланковотчетности опубликовано не было. Осталась старая отчетность поперсонефецированному учету в Пенсионном фонде и по травматизму всоц.страхе. Больше ничего добавить не могу… Заключение. Главная ошибка МНС РФ в этом налоге – это его поспешное ведение в«эксплуатацию» (чуть ли не задним числом). Так же думают и в ГНИ. Когда яписал запрос «о порядке обложения дивидендов ЕСН» они сами не дали сначалавразумительный ответ, ссылаясь на отсутствие разъяснений и наличиенекоторых противоречий, и только после запроса в Москву дали письменныйответ. Торопитесь с разъяснениями к налогу! Вспомните прошлое нашествие всуды по кассовым аппаратам, или вы, налоговики, хотите собрать побольшештрафов, так я, как работодатель, лучше не буду начислять большую зарплатудо уточнения моих льгот и регрессией меня не заманите! Оригинал НК статьи24 находятся в конце контрольной работы в приложение. Гораздо интереснейпросматриваются изменения в части пенсионного фонда. Отныне и далеевведение персонефицированного учета полагает постепенный перевод выплатыпенсий на «самоокупаемость». Пока это только в проектах … но жаждядостойной старости нам все-таки, как ни не хотелось, придется отчислять 28%с ФОТ в ПФ и показывать свою заработную плату полностью с целью накопления. Используемая литература.1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая. М.: ЭКМОС, - 2000.2. Налоговый кодекс РФ с комментариями. Часть вторая. М.: ТАНДЕМ, - 2001.3. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.4. План счетов бухгалтерского учета.5. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 2-е издание, переаб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2000.6. Internet-библиотеки: www.conseco.ru/rus/abc/tax/bdy_tax/html www.eko.ru/0003/art1/502003art1-2.htm7. Официальный сервер МНС РФ www.nalog.ru8. Бесплатная справочная информация, бланки отчетности, ПБУwww.buhgalteria.ru9. Официальный сервер Министерства финансов www.minfin.ru10. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Конспект лекций. М.: «Издательство ПРИОР», 2000.-----------------------[1] Национальный доход в марксистской политической экономии - это вновьсозданная стоимость в масштабах народного хозяйства страны.[2] Ассигнования — целевые денежные средства, выделенные из государственныхили других источников на определенные нужды или конкретным организациям,лицам.[3] Индекс уровня жизни - индексы, количественно выражающие относительноеизменение уровня материальной обеспеченности, социальных и культурныхусловий жизни различных групп населения. К ним относят: индексы "стоимостижизни" или прожиточного минимума; индексы, рассчитываемые на основаниистандартных бюджетных наборов семьи; бюджетный индекс и индекс реальныхдоходов. Они имеют нормативный или фактический характер и рассчитываются наоснове данных бюджетных обследований, набора товаров и потребительскихуслуг, на регулярно регистрируемых розничных ценах каждой единицы продуктав подобных наборах.[4] Сальдо -разность между поступлением и расходом предприятия,рассчитываемая за определенный период времени; разница между платежамигосударства за границу и поступлением в страну средств из-за рубежа (сальдоплатежного баланса страны); разница между стоимостью экспорта и стоимостьюимпорта (сальдо торгового баланса страны). Если поступление средствпревышает их расход, то имеет место положительное, или активное, сальдо, впротивном случае сальдо характеризуется как отрицательное, или пассивное.[5] Себестоимость - денежное выражение суммарных затрат предприятия напроизводство и реализацию продукции; текущие издержки, которые включаютзатраты на сырье, материалы и полуфабрикаты, топливо и электроэнергию,амортизацию, основную и дополнительную заработную плату, дополнительные(накладные) расходы.[6] Дивиденд ~ ежегодно выплачиваемая прибыль (доход) на каждую акцию,устанавливаемая по итогам хозяйственной деятельности акционерного общества.[7] НИОКР — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.[8] Применяется до 1 января 2002 года; после этого будет действовать ставка2%




Похожие:

Внебюджетные фонды и единый социальный налог iconГосударственные внебюджетные фонды
Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов
Внебюджетные фонды и единый социальный налог iconЕдиный Социальный Налог

Внебюджетные фонды и единый социальный налог iconЕдиный социальный налог правовой аспект

Внебюджетные фонды и единый социальный налог iconВнебюджетные фонды как составная часть финансовой системы рф…
Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные...
Внебюджетные фонды и единый социальный налог iconФонд обязательного медицинского страхования
Главенствующие положение среди них по размеру мобилизуемых средств занимали внебюджетные социальные фонды. Внебюджетным социальным...
Внебюджетные фонды и единый социальный налог iconСпециальные внебюджетные фонды в современной России
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении...
Внебюджетные фонды и единый социальный налог iconЕдиный социальный налог: сущность и перспективы развития

Внебюджетные фонды и единый социальный налог iconПереход к рынку ознаменован в России рядом кардинальных изменений в организационной структуре хозяйства
Главенствующие положение среди них по размеру мобилизуемых средств занимали внебюджетные социальные фонды. Внебюджетным социальным...
Внебюджетные фонды и единый социальный налог iconКурсовая работа на тему: Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
Налог – это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды. Порядок внесения...
Внебюджетные фонды и единый социальный налог iconСодержание введение внебюджетные фонды. Фонды социального назначения
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы