Детская психология в учениях Античности, Средневековья и эпохи Возрождения icon

Детская психология в учениях Античности, Средневековья и эпохи Возрождения



НазваниеДетская психология в учениях Античности, Средневековья и эпохи Возрождения
Дата конвертации05.07.2012
Размер196,36 Kb.
ТипРеферат
Детская психология в учениях Античности, Средневековья и эпохи Возрождения


Возрастная психология Древней Греции 2Подход к психическому развитию детей в период эллинизма. 4Психологические аспекты обучения и воспитания детей в период средневековья.6Вопросы психологического развития детей в эпоху Возрождения. 9Список использованной литературы. 11 Возрастная психология Древней Греции Исследования психического развития детей начались со времен античнойпсихологии. Первые же работы, связанные с поисками основ психики, основдуши (первоосновы души — архе), привели психологов к идее о развитии души инеобходимости изучить как факторы, определяющие (детерминирующие) эторазвитие, так и его этапы. Одним из первых ученых, исследовавших проблему развития (генезиса)психики, был известный философ Гераклит. Им была разработана идея мировогогода (по аналогии со временами года), которую он перенес и на развитиедуши. Он считал, что душа человека рождается, растет и совершенствуется,затем постепенно старится и, наконец, умирает. Проводя сравнение междудушой и огнем, который, по его мнению, является первоосновой мира, Гераклитизмерял степень совершенства и зрелости души по степени ее огненности. Так,душа ребенка еще сырая, влажная, постепенно она высыхает, становится всеболее огненной, зрелой, способной к четкому и ясному мышлению. В старостидуша опять постепенно пропитывается влагой, отсыревает и человек начинаетплохо и медленно соображать. Таким образом, Гераклит не только впервыесказал о развитии души, но и связал это развитие с мышлением, отождествляяпсихическое развитие с развитием интеллекта. Такой подход характерен длямногих теорий психического развития, в которых предполагается, чтоформирование личности, эмоциональной и волевой сферы детей является лишьследствием развития интеллекта Впервые вопрос о развитии личности детей и формировании у нихнравственного, социально одобряемого поведения был поставлен греческимученым Протагором, одним из основателей школы софистов. Именно емупринадлежит знаменитое изречение: «Человек есть мера всех вещей». Этоизречение предполагает относительность и субъективность человеческихзнаний, невозможность выработать общее для всех понятие, в том числе ипонятие добра и зла, так как то, что есть добро с точки зрения одногочеловека, то по мерке другого может быть злом. В то же время Протагорговорил о том, что, с точки зрения общества, существует понятие блага изла, понятие о хорошем и плохом поведении. Именно он впервые поставилвопрос о том, можно ли человека путем планомерного воздействия на него вличном общении сделать лучше в нравственном смысле, помочь ему преодолетьтрудности жизни. Целью такого воздействия он считал не толькосовершенствование человека с точки зрения объективных критериевнравственности, но и помощь в его адаптации к тем социальным условиям, вкоторых он живет. С точки зрения Протагора, естественное развитие душиребенка, без целенаправленного социального воздействия на него, не можетпомочь ему в такой социализации. Так, уже в Древней Греции был впервыепоставлен вопрос о том, какие условия являются оптимальными дляформирования социально активной и адаптированной личности ребенка. Протагорпришел к выводу, что, с точки зрения социальной адаптации, наиболее важноименно внешнее влияние, которое заключается в обучении детей приемамвоздействия на других. В условиях греческой демократии одним из способовтакого воздействия было ораторское искусство, способность словом увлекатьлюдей и убеждать их в своей правоте. Поэтому именно обучение приемамораторского искусства считал Протагор главным при воспитании детей. Этуточку зрения разделяли многие ученые Древней Греции и Рима, а потомуспособности, связанные с ораторским искусством, считались одними из самыхглавных критериев одаренности. Способность к красноречию давала возможностьболее активного участия в общественной жизни, помогала достичь болеевысокого статуса. Поэтому Протагор считал, что благодаря обучению иупражнению человек может нравственно усовершенствоваться и стать болеедостойным гражданином. Особое внимание на формирование психики детей обращали и такиевыдающиеся ученые Древней Греции, как Демокрит, Сократ, Платон иАристотель. Главная цель воспитания, по Сократу, — личное самосовершенствованиечеловека, в образовании которого он выделял две ступени — изучение этики иизучение жизненных специальных практических вопросов. Этот подход квоспитанию вытекал из основных положений психологической концепции Сократа. Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что существуетабсолютное знание, абсолютная истина, которую человек может познать в своемразмышлении о природе вещей и передать другим. Доказывая, что такоеабсолютное знание не только существует, но и может передаваться однимчеловеком другому, Сократ одним из первых в психологии обратился к речи,утверждая, что истина зафиксирована в общих понятиях, в словах и в такомвиде передается от поколения к поколению. Таким образом, он впервые связалмыслительный процесс со словом. Позднее это положение развил его ученикПлатон, отождествивший мышление и внутреннюю речь. Однако абсолютное знание невозможно вложить в душу ребенка в готовомвиде. Невозможна не только передача готового знания, но и передачаотношения к нему, этических норм и понятий о нравственности и добродетели.Эти чувства можно только развивать из тех зародышей, что имеются в душеребенка. Причем развивать их должен сам ребенок, а взрослый лишь помогаетему в этом процессе. Фактически речь идет о том, что бессознательноезнание, которое до определенной поры дремало в душе ребенка, необходимосделать осознанным, а потому активно и сознательно управляющим поведением. Актуализация врожденных знаний возможна под влиянием внутреннейпотребности в этом знании или внешнего побуждения. Таким внешнимпобуждением может стать восприятие какой-то вещи, а может и обучение.Поэтому Сократ одним из первых психологов поднял вопрос о необходимостиразработки метода, при помощи которого можно помочь актуализации знаний,заложенных в душе ребенка. Он считал, что такой метод основывается надиалоге учителя и ученика, при котором учитель направляет течение мыслиребенка, помогая ему осознать необходимые для решения конкретной проблемызнания. Это и был знаменитый метод сократической беседы. В ее основе лежалразработанный Сократом метод «наводящих размышлений", при помощи которыхдетей подводили к определенному знанию. Главное открытие, к которому подводил Сократ своих собеседников,заключалось в том, что всеобщее, абсолютное находится в уме и только изнего должно выводиться. Фактически это было первой попыткой разработатьтехнологию проблемного обучения, так как перед учеником ставилиопределенную проблему в виде вопроса-утверждения, а затем помогали доказатьданное утверждение (или опровергнуть его), наводя на правильный ответсистемой вопросов, помогающих выстроить алгоритм решения данной проблемы. Таким образом, уже первые исследования психического развития приводилимыслителей Древней Греции к идее о необходимости применения полученныхзнаний о законах психической жизни к процессу обучения и воспитания детей. На факторы, обеспечивающие гармоническое развитие детей, прежде всегоразвитие их интеллекта и нравственности, большое внимание обращали и такиевыдающиеся психологи, как Платон и Аристотель. Исследуя познавательные процессы, Платон говорил об ощущении, памяти имышлении, причем он стал первым ученым, заговорившим о памяти как осамостоятельном психическом процессе. Он дал ей определение — «отпечатокперстня на воске» — и считает ее одним из основных этапов в процессепознания окружающего. Говоря о психическом развитии детей, Платон подчеркивал, что обучениеучит их не только правильно мыслить, но и совершать правильные поступки,так как именно разум, мышление должны руководить поведением человека. Сэтой целью он считал необходимым уже в детском возрасте прививать привычкудействовать под влиянием разума, а не чувств. Платон писал о том, чтопрактическая деятельность человека, успех его поступков всецело зависит отсознания того, что это за поступок, каков его смысл, без этого невозможнони жить, ни действовать. Не менее важным для Платона был и вопрос об исследованиииндивидуальных склонностей и способностей детей, особенно с точки зрения ихпрофессиональной пригодности и будущего социального статуса. Требования кпрофессиональной идентификации, так же как и к формированию понятийногомышления и произвольной и сознательной регуляции поведения, являлись однимиз главных положений теории коллективного воспитания Платона, основыкоторой он подробно изложил в своем диалоге «О государстве». Он писал онеобходимости профессионального отбора и тестирования детей, поскольку ужев детстве можно оценить не только интеллектуальный уровень, но и склонностиребенка, и воспитывать его согласно его будущему предназначению. Для этогонеобходимо изучать особенности души каждого ребенка, выявляя качества,присущие мудрецу, воину или ремесленнику. Кроме наблюдения за поведением исклонностями детей в процессе обучения, при такой диагностике Платон считалнеобходимым основываться и на осознанных предпочтениях и самоотчетах самихдетей, которые должны осознавать свои склонности и способности. Таким образом, в работах ученых того времени впервые былисформулированы многие проблемы психического развития детей, прежде всеговопросы, связанные с развитием интеллекта, творческой деятельности, а такжес изучением роли индивидуальных качеств и способностей в становленииповедения, формировании активной, но социально адаптированной личностиребенка. Так, в этот период в возрастной психологии исследовались проблемыгенезиса понятий, условий, способствующих правильной социализации детей,факторов, влияющих на психическое развитие. Тогда же впервые появилась иидея о гармоническом развитии человека, которое понималось как развитиезнаний, творческих способностей, укрепление тела. Подход к психическому развитию детей в период эллинизма. Исследования закономерностей психического развития продолжались и вновый период развития греческого общества, так называемый период эллинизма. В римских школах сохранялись традиционные подходы к воспитанию иобучению детей. Особое внимание римские, как и греческие, педагоги ипсихологи обращали на развитие у детей памяти, которую со времен Платонасчитали одним из главных психических процессов, основу накопления знаний.Большое значение придавалось и исследованиям способностей детей. В это же время появились новые исследования индивидуальныхособенностей детей, причем учитывались не только их способности и интересы,но и их отношение к стилю общения с учителем. Тот же Квинтилиан писал отом, что одних детей надо держать в строгости, а другие лучше учатся, еслиих часто хвалить и поощрять. Проблема этического, нравственного развития и формированиянравственной, социально адаптированной личности ребенка в эллинистическийпериод выходит на первый план и становится одной из важнейших проблемпсихологической науки. И логика развития самой науки, и логика развитияобщества привели к тому, что этические вопросы стали занимать все болеезначимое место в общественном и научном сознании. Необходимо отметить, что в науке того времени не существовало единойточки зрения на проблему соотношения поведения и нравственности, и ведущиепсихологические школы эллинизма по-разному отвечали на вопрос о том, чтоявляется нравственным и безнравственным, какое поведение следуетрассматривать как социально желательное. Важное значение (особенно длядетской и педагогической психологии) имели и дискуссии о том, обязан личеловек подчиняться внешним правилам, законам общества или же он долженследовать только собственным представлениям о добре и зле, собственнымжеланиям и нормам. Соответственно по-разному строился и процесс воспитанияребенка, формирования у него разных мотивов и правил поведения, разныхэмоциональных и этических эталонов. Школа киников исходила из того, что истинная личность должна проявлятьнегативизм, демонстративное игнорирование общественного мнения. С их точкизрения каждый человек самодостаточен, т.е. имеет все необходимое длядуховной, этической жизни в себе самом. Однако, как подчеркивал один изведущих ученых этой школы Диоген Синопский, не каждый человек способенпонять себя, прийти к самому себе и довольствоваться тем, что он имеет всебе. Люди привыкли к помощи общества, других людей, к комфорту. Поэтому единственный путь к нравственному совершенству — это путь ксебе, путь, ограничивающий контакты и зависимость от внешнего мира. Лучшевсего таким самосовершенствованием заниматься с раннего детства, поэтомудолжны быть специальные школы киников для детей, хотя такое обучениевозможно и в зрелом возрасте. Более распространенным был подход известного греческого философа ипсихолога Эпикура, который доказывал, что не негативизм, но отчуждение,уход от общества есть наиболее этически верный путь духовного саморазвитияи самосовершенствования. Эпикур подчеркивал, что с раннего детства детей надо учить различатьсвои желания и строить свое поведение, опираясь на это знание. Онутверждал, что все, что вызывает приятные чувства, является нравственным,говоря о том, что «нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно исправедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, неживя приятно». Однако с точки зрения возрастной психологии, вопросов воспитания исоциализации детей в позиции Эпикура были и уязвимые места, так как в томслучае, если человек в себе и только в себе находит силы для своейдеятельности, сам себя и наказывает и поощряет, у него отсутствуетнеобходимая для многих опора, помогающая преодолеть трудности и искушения,дающая надежду на то, что кто-то оценит его поведение и наградит. Еслиребенка, как говорил Эпикур, учить опираться только на собственные силы, небояться неудач и осуждения, то такое воспитание, безусловно, поможетбыстрее найти свою дорогу сильным людям, но может быть болезненно и дажеопасно для слабых, которым нужна помощь и поддержка. Эпикур считал, чтострах перед учителями, так же как и перед богами, тормозит развитиечеловека. Однако наказание является не только острасткой и бичом длянепослушных, оно помогает слабым людям держать себя в узде и не преступатьзакон. Оно также помогает тревожным и медлительным детям ориентироваться вокружающем мире, показывает им границы собственных возможностей. Для многихдетей (и для некоторых взрослых) пропадает и прелесть поступка, за которыйникто не похвалит. Поэтому проповедуемый Эпикуром подход к воспитанию немог быть приемлем для всех и давал хороший эффект в основном длярешительных и уверенных в себе детей. Современные психологи и педагогитакже дискутируют о том, какой стиль общения наиболее благоприятен длядетей — авторитарный или демократический. Данные многих отечественных изарубежных ученых показывают, что демократический стиль (о которомфактически и говорил Эпикур) наиболее благоприятен для сильных,импульсивных, гибких детей, но не всегда пригоден для слабых, инертных итревожных. О внутренней независимости, автономии человека говорили и стоики.Однако, в отличие от Эпикура, они подчеркивали необходимость раннейсоциализации, подчинения законам, действующим в данном обществе, говоря отом, что каждый должен «честно выполнять возложенную на него роль». Эташкола разрабатывала более приемлемую для большинства людей этическуюконцепцию и постепенно получила широкое распространение. Необходимо отметить, что в концепции стоиков не было мыслей опассивности, беспомощности людей, наоборот, она была преисполнена веры вчеловека, в могущество его разума. Сенека писал о том, что деятельныйчеловек не станет отчаиваться, если у него что-либо не получается. Такойчеловек на минуту остановится, вздохнет, скажет: «Не судьба!», улыбнется иснова примется за дела. С ранних лет детям внушали, что они могут абсолютновсе понять и преодолеть. Марк Аврелий в своем наставлении юношам писал:«Если тебе недоступно что-то, не думай, что это недоступно всем, но еслиэто доступно кому-то, то и тебе также, ибо ты — человек». Таким образом,каждый ребенок должен был понять, что, несмотря на внешние ограничения(бедность, болезнь, рабство и т.п.), в нравственном и интеллектуальномплане он ничем не отличается от более удачливых сверстников и потому законыи требования для него те же, что и для них. С точки зрения стоиков, единственным ограничением для свободы инравственного самосовершенствования человека являются аффекты, которыенарушают разумный строй жизни и бодрость духа. Они представляются и главнойопасностью, мешающей процессу этического воспитания, а потому стихию чувствнеобходимо обуздать в детях для их же пользы. Человеку также необходимонаучиться соблюдать правила поведения, диктуемые его ролью, чтобы получатькак можно меньше замечаний от других людей, ущемляющих его достоинство. Ужев детстве важно обучать людей упражнениям, помогающим борьбе с аффектами. Стоиками была разработана теория аффектов, в том числе и способыборьбы с ними, которым необходимо было обучать детей уже с первых летжизни. Они открыли, что аффекты связаны с телесными изменениями, доказав,что первой стадией развития аффекта становятся соматические изменения,следствием которых являются психологические — человеку кажется, что то-тослучилось и надо реагировать. Соответственно и при борьбе с аффектомтелесные выражения, движения играют большую роль, усиливая аффект. Поэтомунельзя придавать аффекту внешнее выражение, так как тогда с ним будеттруднее бороться. Об этом же много позже писал Ч. Дарвин, которыйисследовал связь эмоций с выразительными движениями. Стоики такжеподчеркивали, что аффект нельзя усиливать воображением и нельзя одобрятьповедение, связанное с ним. Такие упражнения, особенно в детском возрасте,они считали основой формирования нравственной личности. Однако если закономерности формирования и преодоления аффектов нашлидостаточно широкое распространение в психолого-педагогической практике, тоидеи стоиков о развитии социально-адаптированной, послушной, но внутренненезависимой и самостоятельной личности не получили адекватного воплощения. Проблемы этического воспитания, поставленные еще в Древней Греции, непотеряли своей актуальности и сегодня, что делает особенно значимым анализвзглядов ученых того времени. Психологические аспекты обучения и воспитания детей в период средневековья. Вопросы психического развития и, особенно, формирования социальноадаптированной личности получили новое развитие в средние века, с III в. поXIV в. В этот период религия оказывала серьезное влияние на развитие науки,особенно такой социально ориентированной, как психология. Поскольку вопросыдуши, духовной жизни и самосовершенствования стали предметом религии,изменился и предмет психологии, которая из науки о душе постепенно сталапревращаться в науку о познавательных процессах. В детской психологии напервый план в это время вышли проблемы развития познания, исследованияосновных познавательных процессов как этапов развития познания у детей,динамики их становления и методов их формирования. Одним из первых новый подход к пониманию души и ее генезисасформулировал выдающийся греческий философ Плотин, который преподавал вРиме свое учение, включающее новые моменты в трактовке души и ееспособностей. Это учение в дальнейшем было названо неоплатонизмом,поскольку, отправляясь от учения Платона, Плотин внес в него собственнуютрактовку возможностей человеческой души. Одним из главных качеств душивыступало ее единство. Она сама создает единство и потому не может нипорождаться отдельными элементами, ни быть из них построенной. Такимобразом, Плотин ввел важное для современной возрастной психологии понятиеединства, или целостности, сознания и личности человека, котороеформируется в первые годы жизни и является основой тождественности(идентичности) человека самому себе. Не менее важным было и положение Плотина о самосознании как основедостижения этого единства. Он доказывал, что мир состоит из несколькихконцентрических кругов, в центре которых размещается всеобщий разум,излучающий знания так же, как солнце излучает тепло. Далее по кругам в егоучении размещались души, тела людей, животных, неодушевленные предметы. Приэтом в душе выделялось две стороны — обращенная к разуму и обращенная квнешнему миру. Та сторона души, которая обращена к разуму, большеосвещается его светом, более возвышенна по сравнению с телесной сторонойдуши, больше склонна к познанию. Говоря о развитии детей, Плотин выделяет три пути познания. Обращаяськ природе, душа познает окружающий мир посредством ощущений. Этот путьявляется основой формирования новых знаний об окружающем мире и становитсяглавным направлением воздействия на ребенка. Душа также может обратиться к себе самой, т.е. вводится понятие осамонаблюдении, посредством которого человек получает знания о себе.Вводится и третий путь познания — душа обращается к всеобщему разуму и,сливаясь с ним, извлекает те знания, которые хранятся в нем. В принципе обэтом пути говорил и Платон, однако у неоплатонистов впервые подчеркиваетсянепосредственный характер этого способа передачи знания. Плотин утверждал,что этой передаче предшествует особое состояние души, так называемыйэкстаз. В этом состоянии человек приходит к мысли о том, что он и разум —единое. Позже, уже в христианстве, идеи об этом способе познанияразвивались направлением, которое назвали мистикой. Мистики отрицалинеобходимость посредника (священника) между человеком и Богом и настаивалина том, что в момент наивысшей кульминации молитвенного состояния, котороеони также называли экстазом, божественное откровение снисходит на человека,и ему открываются истины. Таким образом, знание об общих закономерностях мира ребенок можетполучить без посредников, обращаясь непосредственно к всемирному разуму:знание об окружающем мире и его законах, в частности о правилах и нормахповедения, он получает от окружающих взрослых, а знание о себе самом онможет получить только на основе самонаблюдения, обращаясь к собственнойдуше. Выделив обращенность души на себя в качестве одного из направлений ееактивности, Плотин понимает психическое действие любого уровня как чистодуховное. Не только «чистое» мышление, но и все другие проявления жизнитрактуются как производные души. Уже в ощущениях душа действует, а нетолько испытывает. В процессах же памяти, где нет непосредственнойзависимости от внешнего, она получает полный простор. Память — это не запасвпечатлений, она есть не что иное, как знание души о своих прежнихдействиях, поэтому она является основой единства сознания, соединяя в немпрошлое и настоящее. Но душа обладает не только памятью на совершенныедействия. Ей свойственно знание и о тех актах, которые она производит вданный момент, будь то акты чувственного или интеллектуального характера. Вней возникает образ, отображение ее собственной работы. К ходу ее действийкак бы пристраивается отражательный аппарат, дублирующий этот ход в видепредставления о нем, именуемого фантазией. Таким образом, у человекасуществует сопровождающее все психические функции внутреннее представление,способность к осознанию которого необходимо развивать уже с первых летжизни ребенка. У Плотина психология впервые становится наукой о явленияхсознания, понятого как самосознание, а самосознание служит главным гарантоми основой единства сознания, личности человека, способного к интроспекции —наблюдению и анализу собственных состояний. Дальнейшее развитие учения о самосознании и познавательной активностидуши связано с именем известного римского ученого и богослова АвгустинаАврелия, который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного. Егоучение ознаменовало переход от античной традиции к средневековомухристианскому мировоззрению. Считая душу орудием, которое правит телом, онутверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он сталосновоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (отлатинского «волюнтас» — воля). Важным моментом для детской психологии было и резкое осуждениенасилия над ребенком, стремления взрослых жестко управлять его поведением инаправлять его интересы. Августин утверждал, что направляется волеваяактивность только Богом, причем это управление производится при помощисамосознания, т.е. осознания самим ребенком своих возможностей истремлений. Такой путь саморазвития был описан Августином в его «Исповеди»,полной глубоких размышлений об отношениях личности с другими людьми.Показав коллизии становления личности, Августин в этой работе создал вевропейской культуре традицию «исповедей» как сочинений, воссоздающихпроцесс осмысления индивидом своей жизни и стремления ксамосовершенствованию. Большое значение в этот период придавалась разработке способовпреодоления отклонений в психическом развитии детей, формированиюконформной, но активной в границах социальной роли личности. В этот период широкое распространение находили работы стоиков,связанные с формированием у детей таких качеств, как терпение, умениестойко переносить трудности, посылаемые судьбой, хотя вторая часть ихучения о необходимости формирования внутренней свободы и чувствасобственного достоинства не находила отклика в науке того времени. Разрабатывались в то время и способы снижения внутреннейнапряженности, стресса, технологии преодоления невротических состояний. Кэтим способам относились прежде всего элементы карнавальной культуры, таккак возможность на время изменить свой статус, забыть о жестких,регламентированных обязанностях и нормах поведения открывала простор длякатарсического очищения в карнавальной деятельности. Нарушения всехзапретов, которые так регламентировали жизнь, давали возможность снизитьуровень эмоциональной напряженности, избавиться от страха и чувстватревоги. С VIII в. по XI в. исследования психического развития и способоввлияния на этот процесс велись главным образом на Востоке, кудапереместились основные психологические и философские школы из Греции иРима. Большое значение имел и тот факт, что арабские ученые настаивали натом, что исследования психического развития детей должны основываться нетолько на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук,прежде всего медицины. Известный арабский мыслитель Ибн Рушд (латинизированное имя Аверроэс)жил в Испании, Марокко, где занимал должность судьи и придворного врача.Основные его труды представляли собой оригинальный комментарий к сочинениямАристотеля. Этот комментарий приобрел значение самостоятельного учения,которое оказало большое влияние на западноевропейскую мысль эпохисредневековья. Ибн Рушд доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимо изучатьнеразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами,мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих егодуше. Как врач, Ибн Рушд, тщательно изучая устройство человеческого тела иего органы чувств, показал зависимость восприятия окружающего мира отсвойств нервной системы. Таким образом, развитие знаний о психике детей путей воздействия нанее обогатились в средние века многими важными данными, в частностиметодами экспериментального исследования и регуляции эмоциональныхсостояний, в том числе и аффективных реакций. В то же время способыобучения и воспитания детей, общий стиль общения взрослых с детьми серьезноотставали от тех данных, которые были получены наукой и нуждались впереосмыслении. Именно эти вопросы, связанные с практикой воздействия напсихическое развитие и формирование личности ребенка, и встали прежде всегоперед учеными в эпоху Возрождения. Вопросы психологического развития детей в эпоху Возрождения. Против схоластических и авторитарных, не учитывающих интересы ииндивидуальные стремления детей, подходов к их воспитанию, выступили ученые-гуманисты в эпоху Возрождения, стремясь восстановить основы классическогообразования, развить у воспитателей интерес к личности ребенка. Большоевнимание уделялось и разработке новых принципов обучения, ведущими изкоторых стали наглядность и природосообразность, о которых впервыезаговорил еще Аристотель. Эразм Роттердамский считал, что честолюбивые притязания, которыеиспользовались как средства стимулирования обучения, вредны длянравственного развития. Английский психолог Роджер Бэкон одним из первых выступил противсхоластических методов обучения, основывающихся на заучивании определенныхдогматов. Он ратовал за развитие объективного знания, доказывая, что опыт,эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук.Основываясь на взглядах Аристотеля, Бэкон доказывал, что ощущения являютсяведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание, апотому чисто вербальные методы обучения детей не отвечают задаче развитияих интеллекта. Ему же принадлежит известный тезис: «Знание — сила»,доказывавший безграничность способностей и возможностей человеческого ума. О необходимости формирования у детей способности наблюдать и делатьправильные выводы из полученных данных писал и известный испанский ученыйХуан Уарте. Уарте считал, что особенно важно установить внешние признаки, покоторым можно было бы различать качества мозга, определяющие характердарования. И хотя его собственные наблюдения о соответствиях междутелесными признаками и способностями очень наивны (он, например, выделял вкачестве таких признаков жесткость волос, особенности смеха и т.п.), самаидея о корреляции между внутренним и внешним являлась, как показалпоследующий путь дифференциальной психологии, вполне рациональной. Однако, как справедливо отмечала известный немецкий психолог ШарлоттаБюлер, все, что в это время предпринималось для улучшения процессапреподавания, делалось в интересах преподавания в узком смысле слова, таккак психическое развитие ребенка изучали лишь постольку, поскольку этослужило целям оптимизации обучения. Такой подход характерен не только дляЭ. Роттердамского, но и для X. Вивеса, Р. Бэкона, Я. Коменского.Справедливо выступая против схоластики и зубрежки, которые не толькоотупляли детей, тормозили развитие их творческой и познавательнойактивности, но и снижали мотивацию к учебе, эти ученые стремились ксоответствию с естественными методами, к учету психических возможностейдетей. Недостатком такого подхода было то, что призывая подражать природе,Вивес и Коменский понимали под природой прежде всего не внутреннюю природудетей, их мир и психические особенности, но окружающий мир, в которомсуществуют примеры перехода от простой, низкоорганизованной материи ксложным, высокоорганизованным существам. Этим переходам от простого ксложному и стремились подражать преподаватели, разрабатывая свои методыобучения. Однако и в таком механическом подходе была та ценность, что,анализируя этапы развития природы, ученые приходили к выводу о наличиисоответствующих периодов в психическом развитии детей. Таким образом, былизаложены основы периодизации, хотя первая детальная научная периодизациябыла разработана только Ж.-Ж. Руссо. Список использованной литературы. 1. Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985. 2. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. - М., 1990. 3. Марцинковская Т. Д. История детской психологии. М., Владос, 1998. 4. Немов Р. С. Психология (учебник). Кн. 1. М., 1994. 5. Психология. Словарь. - М., 1990. 6. ЯрошевскиЙ М.Г. История психологии. - М., 1996




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Детская психология в учениях Античности, Средневековья и эпохи Возрождения iconКонтрольная работа по дисциплине: «Философия» тема: «Философия Возрождения»
И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не...
Детская психология в учениях Античности, Средневековья и эпохи Возрождения iconВведение 2 Общая характеристика эпохи 3 Гуманистическая мысль эпохи Возрождения 5 Эпоха Возрождения и Реформация 8
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся раз­ных...
Детская психология в учениях Античности, Средневековья и эпохи Возрождения icon1. Общая характеристика культуры Средневековья. Периодизация литературы Средних веков и эпохи Возрождения
Общая характеристика культуры Средневековья. Периодизация литературы Средних веков и эпохи Возрождения
Детская психология в учениях Античности, Средневековья и эпохи Возрождения iconВосток и Запад: общее и особенное
После изучения Древнего Востока, Античного мира, Европейского средневековья, эпохи Возрождения и Реформации студентам предлагается...
Детская психология в учениях Античности, Средневековья и эпохи Возрождения iconЭпоха возрождения Введение
Это не возрождение прошлого в чистом виде – это создание нового с использованием многих духовных и материальных ценностей античности....
Детская психология в учениях Античности, Средневековья и эпохи Возрождения icon1. Каковы особенности др/рус лит-ры как лит-ры эпохи Средневековья?
Др/рус лит-ра – лит-ра средневекового типа. Возрождения не было. Лихачев – Предвозрождение (14-15 вв)
Детская психология в учениях Античности, Средневековья и эпохи Возрождения iconРеферат по предмету "История психологии" на тему: «Психология: от эпохи Возрождения до середины XIX в.»
Они качественно отличаются от физиологических процессов (совокупность жизненных процессов, промсходящих в организме и его органах)...
Детская психология в учениях Античности, Средневековья и эпохи Возрождения iconКонтрольная работа Назвать страну, где появилось искусство Возрождения
Какие характерные особенности эпохи Возрождения отразились в творчестве Микеланджело
Детская психология в учениях Античности, Средневековья и эпохи Возрождения icon«Анализ и интерпретация произведений искусства» для направления 540700 – художественное образование специализация 540708– «Дизайн и компьютерная графика»
Анализ произведений древних цивилизаций (Египет, Крит, Шумер), средневековья (древнерусская иконопись, романская, готическая скульптура),...
Детская психология в учениях Античности, Средневековья и эпохи Возрождения iconКонтрольная работа по философии на тему: «Философия эпохи Возрождения» содержание введение
Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии возрождения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы