Восточные славяне в древности icon

Восточные славяне в древности



НазваниеВосточные славяне в древности
Дата конвертации05.07.2012
Размер245,4 Kb.
ТипРеферат
Восточные славяне в древности


План: Введение………………………………………………………………………………….………...3 1. Историки о великом переселении народов………………………………………….……….4 2. Особенности славянской колонизации. Соседи славян…………………………….………7 3. Феномен славянского этнического единства………………………………………………11 4. Языческая Русь……………………………………………………………………………….13 5. Общественный строй………………………………………………………………………...15 Заключение………………………………………………………………………………………18 Список литературы……………………………………………………………………………..19 Введение Темой данной контрольной работы является: ”Восточные славяне вдревности ”. Ее актуальность можно обосновать следующим образом: во-первых, не существует одной и наиболее полной теории, которая могла бы объяснить этнические и политические процессы на рассматриваемой территории, во-вторых, особенной актуальностью и необъяснимостью в науке обладает вопрос о причинах, последовательности и окончательных результатов великого переселения народов. Относительно структуры данного исследования хотелось бы сказать, чтоона будет полностью соответствовать плану, приведенному в методическихуказаниях. 1. Историки о великом переселении народов. Этническая и политическая панорама Восточно-Европейской равнины иСибири никогда не была статичной. Ей всегда была присуща динамика. Вособенной степени она проявилась в начале первого тысячелетия нашей эры.Первые века новой эры стали временем массовых миграций в Евразии,получивших в историографической традиции название великого переселениянародов. Ряд историков для обозначения этого явления пользуется понятием"этническая революция". Этот термин призван подчеркнуть масштаб эмиграционных процессов впервом тысячелетии и их роль в изменении этнической карты Европы и Азии.Перемены были колоссальные. С исторической арены было "сведено" немалоечисло "старых" прежде влиятельных этносов, были вызваны к жизни "молодые"народы, закладывавшие своими передвижениями основы этнической иполитической географии Западной и Восточной Европы, значительной части Азиии Северной Африки. В ходе масштабных перемещений стирались и изменялисьграницы прежних племенных ареалов, шло резкое увеличение межплеменныхконтактов, смешивались разные этнические компоненты, что приводило кобразованию новых народов. История многих современных народов берет начало в этой эпохе. Миграцияпослужила фоном и главным условием начала этногенеза большинстваевропейских наций. Современные историки не слишком расходятся в определениисостава участников великого переселения народов (гуннские, германские,славянские, аланские и другие племена), в оценке роли их в этом процессе. А вот в 20-30-х годах задававший тон в советской историографии школеМ.Н. Покровского было свойственно главную роль отводить германскимплеменам. Действительно, первая волна великого переселения была связана сгерманцами. Во втором - третьем веках через Русскую равнину с севера на юг- из районов Прибалтики и Дании в Крым, на Балканы и оттуда в Южную Азию -двинулись германские племена готов. У готского историка Иордана естьупоминание о мордве, веси, мери, эстах и об онежской чуди, которые вошли всостав готского царства, созданного вождем готов Германарихом ипростиравшегося на всю Русскую равнину. Под напором гуннов и славян готыбыли вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в движение и другиегерманские племена граничившие с Римской империей. Германцы в 4-5 веках н. э. основали королевства в бывших римскихпровинциях: в Южной Галлии и Испании - вестготы; на юго-западе Германии, вЭльзасе, большей части Швейцарии - алеманны; на юго-западе Галлии -бургунды; в Северной Галлии - франки; в Италии - остготы и лангобарды; наБританских островах - англы, саксы, юты. В результате германского нашествиярухнула Западная римская империя, и установились государства, на полторытысячи лет вперед определившие политическую географию Западной Европы -Франция, Италия, Испания, Великобритания, Германия. Путем смешения германцев с кельтами и романизированным населениемсформировались современные европейские этносы - французы, англичане,испанцы, итальянцы, голландцы и др. В советской исторической литературе 20-30-х годов великое переселение народов фактически приравнивалось к движениюгерманских племен и ничего не говорилось о роли славян, тюркских племен,арабов. Это заведомо ограничивало вскрытие масштабов исторического действияи не давало ответа на вопрос о значении великого переселения народов дляистории нашей страны. В дальнейшем эта тема была серьезно углублена советскимиисследователями. Стало очевидным, что в начале первого тысячелетия н.э.размах славянской цивилизации был не менее значительным, чем у германскихплемен. Согласно теории А.А. Шахматова, Л.Н. Гумилева и др., первоначальныйареал обитания славян находился на довольно ограниченной территории в ЮжнойПрибалтике, откуда и пошли первые импульсы славянской миграции в 1-2 вв.нашей эры. По мнению академика Б.А. Рыбакова, прародиной славян была область отЭльбы до Днепра. Интенсивное движение позволило славянским племенам заисторически короткие сроки заселить гигантские пространства от Вислы доВерхней Волги, от Балтики до Черного и Адриатического морей. Причем, еслимногие кочевые и часть германских племен отрывались от своих тылов, чтовело к их гибели в военных столкновениях или быстрому растворению в иныхэтнических массах, то славяне - в отличие от них - не оставлялиокончательно своих территорий, а только постоянно расширяли их. Славянскаяколонизация носила комбинированный характер: наряду с организованнымивоенными походами шло мирное заселение новых территорий земледельческимиобщинами, ищущими новых пахотных земель. Великое переселение положилоначало истории современных славянских народов, в том числе и русского.После начальных импульсов переселения славянская единая общностьразделилась на отдельные племена и народы. При этом единство славянской материальной и духовной культуры наоснове традиций земледельческих общин и свойственных им ведических культовсохранялось еще довольно долго - вплоть до христианизации славян,разделившей их по религиозному признаку. Длительное время сохранялся иединый славянский язык, позволявший, несмотря на диалекты, примерно до 14века вполне свободно понимать друг друга поляку и болгарину, новгородцу ижителю Черногории. В "Повести временных лет" 12 века летописец оставил весьмапоказательное замечание: "Словенский язык и русский одно есть". Тем неменее, после расселения славян на новых местах их языки и культуры сталипостепенно расходится. Причинами тому являлись огромная территориярасселения, естественно-географические барьеры между славянскими племенами,иноземные вторжения. Не последнюю роль сыграли и контакты с местныминеславянскими племенами, влиявшими на язык и культуру славян. К примеру, наБалканах в состав славянских общин вливались фракийцы, частично греки,иллирийцы, пришедшие с Волги Булгары. Между Днепром и Ильменем славянеактивно вступали в контакт с финно-уграми, балтами, тюрками. Территория Восточной Европы стала плацдармом для перемещений не толькоготов, монголоязычных гуннов и славян. В середине первого тысячелетия состремлением к политической гегемонии в регионе выступили тюрксие племена -авры, хазары,булгары. Их движение с востока на запад диктовалось логикой ихкочевого хозяйства и межэтнических столкновений. Тюрки выделялись и вазиатских миграциях - особенно при заселении Сибири: кыргызы, уйгуры и др.В результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами некоторыхпалеоазиатских и тунгусских племен стал формироваться якутский этнос. Кпоследним миграционным волнам великого переселения ученые относят арабскиезавоевания, начавшиеся в 7 веке и охватившие Аравию, Западную и СреднююАзию, Северную Африку. С эпохой великого переселения совпало несколько этапов еврейскоймиграции с Ближнего Востока. Рассеивание евреев началось еще до новой эры ссвязи с вавилонскими, македонскими, римскими завоеваниями. Походы арабоввызвали еще несколько волн исхода евреев с их прародины. К концу 8 в.относятся первые экспедиции норманов как в Западную, так и в ВосточнуюЕвропу. В конце 9 века в южнорусские степи ворвались печенеги. В это жевремя далекий переход мадьяр с Южного Урала в Европу завершился заселениемими Панонии, где они ассимилировали местных славян. В трудах разных историков наблюдается несовпадение при определениихронологии великого переселения. Марксистская историография начало событийсвязывала с движением германцев и относила к 4 веку. Такой специалист по данной тематике, как Л.Н. Гумилев, первые толчкимассовых миграций уверенно относил к 1 - 2 векам н. э. Налицо и расхождениев объяснении побудительных причин великого переселения народов. Школа М.Н. Покровского главным двигателем племенных перемещенийназывала потребность в больших пространствах земли, необходимом притогдашнем примитивном ведении хозяйства Кроме того выдвигались такиепричины, как разложение у варварских племен первобытнообщинного строя,формирование крупных племенных союзов, возглавляемых военной аристократией,стремившейся к обогащению и упрочению власти По логике христианскихбогословов в смене этнической картины в Европе после великого переселения снаглядностью проявилось Божье Провидение: «старые» народы сошли систорической арены вместе с завершением ветхозаветных времен. Новаяхристианская эра стала временем торжества евангелической проповеди ижизнеутверждения народов, обратившихся к христианству. Эта позиция нелишена доли практического смысла. Христианская религия и деятельностьцеркви стали факторами определенной стабилизации положения в Европе послемощной этнической и политической quot;перетряски". 2. Особенности славянской колонизации. Соседи славян. Нашествием гуннов открывается ряд последовательных азиатских вторженийв Россию и Европу. Монгольская орда гуннов, постепенно придвигаясь свостока к Дону, в 375 г. обрушилась на остготов, разгромила готскоекоролевство и увлекла с собою готские племена в движении на запад. Гонимыегуннами готы вступили в пределы Римской империи, а гунны, овладевЧерноморьем и, кочуя между Волгой и Дунаем, образовали пространноегосударство, в котором соединилось много покоренных ими племен. Позднее, вV в., гунны продвинулись еще более на запад и основались в нынешнейВенгрии, откуда доходили в своих набегах до Константинополя и до теперешнейФранции. После их знаменитого вождя Аттилы во второй половине V в. силагуннов была сломлена междоусобиями в их среде и восстаниями подчиненных имевропейских племен. Гунны были отброшены на восток за Днепр, и самое ихгосударство исчезло. Но вместо гуннов из Азии в VI в. появилось новоемонгольское племя аваров. Оно заняло те же места, на которых сидели ранеегунны, и до конца VIII в. держалось в Черноморье и на Венгерской равнине,угнетая покоренные европейские племена, пока, в свою очередь, его неистребили германцы и славяне. Падение аварского могущества совершилось такбыстро и решительно, что у славян послужило предметом особой поговорки:русский летописец, называвший аваров обрами, говорит, что из них в живых неосталось ни одного, «и есть притча в Руси и до сего дня: погибоша акиобри». Но обры погибли, а на их месте появились востока еще новые орды всетого же монгольского корня, именно — угров (или венгров) и хазар. Угрыпосле некоторых передвижений в южной России, заняли нынешнюю Венгрию, ахазары основали обширное государство от Кавказских гор до Волги и досреднего Днепра. Однако движение народов с востока не остановилось и послеобразования хазарской державы: за хазарами в южно-русских степях появилисьновые азиатские народы тюрко-татарского племени; это были печенеги, торки(тюрки), половцы и позднее всех, татары (в XIII в.). Так последовательно в продолжение почти целого тысячелетия южные степинынешней России были предметом спора прошлых племен: готы сменялисьгуннами, гунны — аварами, авары — уграми и хазарами, хазары — печенегами,печенеги — половцами, половцы —татарами. Начиная с гуннов, Азия посылала наЕвропу одно кочевое племя за другим. Проникая через Урал или Кавказ вЧерноморье, кочевники держались вблизи от Черноморских берегов, в степнойполосе, удобной для кочевья, и не заходили далеко на север, в лесныепространства нынешней средней России. Леса спасали здесь от окончательногоразгрома пришлых орд постоянное местное население, состоявшее главнымобразом из славян и финнов. Что касается до славян, то древнейшим местом их жительства в Европебыли, по-видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именемвенедов, антов и склавен были известны еще в римские, готские и гуннскиевремена. Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканскиеславяне), на запад (чехи, моравы, поляки) и на восток (русские славяне).Восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно еще в VII в. и, постепеннорасселяясь, дошла до озера Ильменя и до верхней Оки. Из русских славянвблизи Карпат остались хорваты и волыняне (дулебы, бужане). Поляне,древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на его правыхпритоках. Северяне, радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на еголевых притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тожевышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Зап. Двины, а ихотрасль словене заняли речную систему озера Ильменя. В своем движении вверхпо Днепру, на северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений,славяне приходили в непосредственную близость с финскими племенами ипостепенно оттесняли их все далее на север и северо-восток. В то же времяна северо-западе соседями славян оказывались литовские племена, понемногуотступавшие к Балтийскому морю перед напором славянской колонизации. Навосточных же окраинах, со стороны степей, славяне, в свою очередь, многотерпели от кочевых азиатских пришельцев. Как мы уже знаем, славяне особенно«примучили» обры (авары). Позднее же поляне, северяне, радимичи и вятичи,жившие восточнее прочих родичей, в большей близости к степям, были покореныхазарами, можно сказать, вошли в состав хазарской державы. Так определилосьпервоначальное соседство русских славян. Самым диким из всех соседивших со славянами племен было финское племя,составляющее одну из отраслей монгольской расы. В пределах нынешней Россиифинны жили с незапамятной поры, подчиняясь воздействию как скифов ссарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян. Делясь на многомаленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемисы, вотяки,зыряне и многие другие), финны занимали своими редкими поселениямигромадные лесные пространства всего русского севера. Разрозненные и неимевшие никакого внутреннего устройства слабые финские народцы оставались впервобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому вторжению в ихземли. Они быстро подчинялись более культурным пришельцам иассимилировались с ними, или же без заметной борьбы уступали им свои землии уходили от них на север или восток. Таким образом с постепеннымрасселением славян в средней и северной России масса финских земельпереходила к славянам, и в славянское население мирным путем вливалсяобруселый финский элемент. Лишь изредка там, где финские жрецы-шаманы (постарому русскому названию «волхвы» и «кудесники») поднимали свой народ наборьбу, финны становились против русских. Но эта борьба кончаласьнеизменной победой славянства, и начавшееся в VIII—Х вв. обрусение финновпродолжалось неуклонно и продолжается еще до наших дней. Одновременно сославянским воздействием на финнов началось сильное воздействие на них состороны тюркского народа болгар волжских (названных так в отличие от болгардунайских). Пришедшие с низовьев Волги к устьям Камы кочевые болгары основались здесь и, не ограничиваясь кочевьями,построили города, в которых началась оживленная торговля. Арабские ихазарские купцы привозили сюда с юга по Волге свои товары (между прочим,серебряную утварь, блюда, чаши и проч.); здесь они выменивали их на ценныемеха, доставляемые с севера Камою и верхнею Волгою. Сношения с арабами ихазарами распространили между болгарами магометанство и некоторуюобразованность. Болгарские города (в особенности Болгар или Булгар на самойВолге) стали очень влиятельными центрами для всей области верхней Волги иКамы, населенной финскими племенами. Влияние болгарских городов сказывалосьи на русских славянах, торговавших с болгарами, а впоследствии враждовавшихс ними. В политическом отношении волжские болгары не были сильным народом.Завися первоначально от хазар, они имели, однако, особого хана и многихподчиненных ему царьков или князей. С падением хазарского царства, болгарысуществовали самостоятельно, но много терпели от русских набегов и былиокончательно разорены в XIII в. татарами. Их потомки чуваши представляюттеперь слабое и мало развитое племя. Литовские племена (литва, жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и др.),составляющие особую ветвь арийского племени, уже в глубокой древности (воII в. по Р. Хр.) заселяли те места, на которых их позднее застали славяне.Поселения литовцев занимали бассейны рек Неман и Зап. Двины и отБалтийского моря доходили до р. Припяти и истоков Днепра и Волги. Отступаяпостепенно перед славянами, литовцы сосредоточились по Неману и Зап. Двинев дремучих лесах ближайшей к морю полосы и там надолго сохранили свойпервоначальный быт. Племена их не были объединены, они делились наотдельные роды и взаимно враждовали. Религия литовцев заключалась вобожествлении сил природы (Перкунь — бог грома), в почитании умершихпредков и вообще находилась на низком уровне развития. Вопреки старымрассказам о литовских жрецах и различных святилищах, теперь доказано, что улитовцев не было ни влиятельного жреческого сословия, ни торжественныхрелигиозных церемоний. Каждая семья приносила жертвы богам и божкам,почитала животных и священные дубы, угощала души умерших и занималасьгаданиями. Грубый и суровый быт литовцев, их бедность и дикость ставили ихниже славян и заставляли литву уступать славянам те свои земли, на которыенаправлялась русская колонизация. Там же, где литовцы непосредственнососедили с русскими, они заметно поддавались культурному их влиянию. По отношению к финским и литовским своим соседям русские славянечувствовали свое превосходство и держались наступательно. Иначе было дело схазарами. Кочевое тюркское племя хазар прочно осело на Кавказе и вюжнорусских степях и стало заниматься земледелием, разведением винограда,рыболовством и торговлей. Зиму хазары проводили в городах, а на летовыселялись в степь к своим лугам, садам и полевым работам. Так как черезземли хазар пролегали торговые пути из Европы в Азию, то хазарские города,стоявшие на этих путях, получили большое торговое значение и влияние.Особенно стали известны столичный город Итиль на нижней Волге и крепостьСаркел (по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги. Они были громаднымирынками, на которых торговали азиатские купцы с европейскими и одновременносходились магометане, евреи, язычники и христиане. Влияние ислама иеврейства было особенно сильно среди хазар; хазарский хан («каган» или«хакан») со своим двором исповедовал иудейскую веру; в народе же всегоболее было распространено магометанство, но держались и христианская вера иязычество. Такое разноверие вело к веротерпимости и привлекло к хазарампоселенцев из многих стран. Когда в VIII столетии некоторые русские племена(поляне, северяне, радимичи, вятичи) были покорены хазарами, это хазарскоеиго не было тяжелым для славян. Оно открыло для славян легкий доступ нахазарские рынки и втянуло русских в торговлю с Востоком. Многочисленныеклады арабских монет (диргемов), находимые в разных местностях России,свидетельствуют о развитии восточной торговли именно в VIII и IX вв., когдаРусь находилась под прямой хазарской властью, а затем под значительнымхазарским влиянием. Позднее, в Х в., когда хазары ослабели от упорнойборьбы с новым кочевым племенем — печенегами, русские сами стали нападатьна хазар и много способствовали падению Хазарского государства. Перечень соседей русских славян необходимо дополнить указанием наварягов, которые не были прямыми соседями славян, но жили «за морем» иприходили к славянам «из-за моря». Именем «варягов» («варангов»,«вэрингов») не только славяне, но и другие народы (греки, арабы,скандинавы) называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны.Такие выходцы стали появляться с IX в. среди славянских племен на Волхове иДнепре, на Черном море и в Греции в виде военных или торговых дружин. Ониторговали или нанимались нарусскую и византийскую военную службу или жепросто искали добычи и грабили, где могли. Трудно сказать, что именнозаставляло варягов так часто покидать свою родину и бродить по чужбине; вту эпоху вообще было очень велико выселение норманнов из Скандинавскихстран в среднюю и даже южную Европу: они нападали на Англию, Францию,Испанию, даже Италию. Среди же русских славян с середины IX столетияварягов было так много и к ним славяне так привыкли, что варягов можноназвать прямыми сожителями русских славян. Они вместе торговали с греками иарабами, вместе воевали против общих врагов, иногда ссорились и враждовали,причем то варяги подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов «заморе» на их родину. При тесном общении славяне варягами можно было быожидать большого влияния варягов на славянский быт. Но такого влияниявообще незаметно — знак, что в культурном отношении варяги не были вышеславянского населения той эпохи. 3. Феномен славянского этнического единства. Наличие цельной мировоззренческой системы послужило формированиюзападноевропейского (западнохристианского) суперэтноса. В Восточной Европесильнейшего динамического напора тогдашних процессов не выдержали гунны,авары, хазары, печенеги и другие, исчезнув с этнической карты. Славянствудинамика его тогдашнего существования не принесла катаклизмов благодарядействию такого относительно устойчивого фактора, как славянское этническоеединство. Кроме того, проводником стабилизирующих тенденций в ВосточнойЕвропе была Византия, переживавшая культурный и военно-политический расцвети являвшаяся ядром православной культуры. Византия втягивала в орбитусвоего влияния - несмотря на неизбежные трения - южных и восточных славян,внося заряд своеобразия в их дальнейшую историю. После того как в 795-796гг. аварский каганат пал под ударами франков, во главе которых стоял корольКарл (буквально через несколько лет после этого он получил прозвищеВеликого), славяне стали самостоятельным этносом, осознавшим свое положениев мире. Важным показателем самосознания славян как этнического целогоявилось формирование классического общеславянского языка. На его основесложился литературный старославянский язык, единый для всех славянскихнародов. Это непосредственно связано с созданием в 60-х годах IX в.Кириллом и Мефодием славянской письменности. Вскоре вслед за переводамиСвященного Писания и богослужебных текстов появились первые собственнославянские литературные произведения. До сих пор в исторической илингвистической литературе широко распространено мнение об исходномединстве всего восточноевропейского славянства, о распространении всехвосточных славян из единого центра, каковым признается Поднепровье. Всоответствии с указанным представлением находится и господствующая вславянском языковедении концепция, согласно которой в древнейший период (доXIII в.) язык восточных славян был единым, без разделения на диалекты.Последние якобы возникли в эпоху раздробленности русских земель, когдаразные княжества и области оказались разделены политическими,экономическими и культурными барьерами. Между тем, еще в начале векавысказывалась и иная точка зрения. Так, основываясь на изучении этнографиии диалектологии восточных славян, Д.К. Зеленин утверждал: “южнорусскоенаселение (т.е. русское население Рязанской, Тамбовской, Воронежской,Тульской, Орловской и Калужской губернии)... отличается от северорусского(в Новгородской, Владимирской, Вятской, Вологодской и др. губерниях)значительно больше, чем от белорусов”. Из этого он сделал вывод осуществовании двух “русских народностей” и, следовательно, четырехвосточнославянских народов: “украинцы, белорусы, севернорусские (окающийдиалект) и южноруссие (акающий диалект)”. Исторические корни такогоэтнического деления ученый видел в том, что восточные славяне в VII-VIIIвв. распались на три “племени”: “Восточная группа русских, фигурирующая вдревнейших рукописях под названием вятичи, проникла на восток и заселилаобласти по северному течению Дона; ей впоследствии принадлежалаТьмутаракань -третий после Киева и Новгорода значительный культурный центрДревней Руси. Северные русские распространились к северу; летописецназывает их словенами (на оз. Ильмень возле Новгорода), кривичами иполочанами. Южные русские остались на древней территории, т.е., согласнотерминологии летописи, поляне - на Днепре, около Киева, древляне - вПолесье, дулебы - на Буге, уличи и тиверцы - на Днестре, северяне - наДесне, Сейме и Суле, дреговичи - между Припятью и Двиной”. Выводы онеоднородности восточных славян, основанные на этнографических наблюденияхи данных диалектологии, хорошо согласуются с результатами исследованияязыка берестяных грамот древнейшего периода, предпринятого в последние годыА.А. Зализняком. Он установил существование древнейшего новгородско-псковского диалекта, который в XI-XII вв. отличался от южнорусского неменее чем двумя десятками существенных признаков. В то же время этотдиалект был сходен многими элементами с языками балтийских славян, а такжесербско-словенской группы южных славян. Таким образом, становится ясно, чтоначальная история расселения славян в Восточной Европе была более сложной,нежели представлялось ранее. Северо-Западная Русь, сохранившая древниевечевые порядки на многие столетия, вобрала в себя не днепровский, аглавным образом западнославянский контингент населения. Северу и Югу былиприсущи различавшиеся между собой традиции, а Древнерусское государствовозникло в результате объединения в IX-X вв. двух систем славянства. Ксожалению, письменные источники далеко не всегда дают достаточный материал,чтобы можно было уточнить, о каком именно из указанных групп идет речь вкаждом конкретном случае. В частности, это было, вероятно, связано с тем,что цивилизованные соседи не всегда могли отличить их друг от друга, асамих восточных славян гораздо больше занимало не то, что объединяло вэтническом плане формировавшийся союзы племен, а локальные различия междусобой. 4. Языческая Русь Как и все арийцы, русские славяне поклонялись силам видимой природы ипочитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Первоеместо среди них занимало божество солнца — Дажьбог или Даждьбог, Хорс,Велес или Волос. Трудно сказать, почему ему давались различные имена:Дажьбога почитали, как источник тепла и света, как подателя всех благ;Велеса — как покровителя стад или "скотьяго бога"; "великим Хорсом" по-видимому называли самое солнечное светило, свершающее путь по небу. Другимбожеством был Перун, в котором олицетворялась гроза с страшным громом исмертоносною молниею. Ветер имел свое божество — Стрибога. Небо, в которомпребывал Дажьбог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца, почемуДажьбогу было усвоено отчество Сварожича. Божество земли носило имя Мать-Земля сырая; почитая землю, как свою мать, славяне чтили Дажьбога и Велеса,как дедов человеческих. Но все эти образы богов не получили у славян тойясности и определенности, как, например, в более развитой греческоймифологии. Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов,ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубыеизображения богов, "идолы". Им приносились жертвы, иногда дажечеловеческие; этим и ограничивалось идолослужение. Замечательно, чтоваряжская (германская) мифология не оказала никакого влияния на славянскую,несмотря на политическое господство варягов; так было по той причине, чтоязыческие верования варягов не были ни яснее, ни крепче славянских: варягиочень легко меняли свое язычество на славянский культ, если не принималигреческого христианства. Князь Игорь, варяг по происхождению, и еговаряжская дружина уже клялись славянским Перуном и поклонялись его идолу. Более культа видимой природы у русских славян был развит культпредков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший,обоготворялся и считался как бы живым покровителем своего потомства. Егозвали родом, щуром (отсюда наше слово пращур) и приносили ему жертвы.Прародительницы рода назывались рожаницами и так же почитались, как и род.С падением родовых связей, когда семьи обособлялись в отдельных дворах,место рода заступил семейный предок — дедушка домовой, покровитель своегодвора, невидимо управляющий ходом его хозяйства. Вера в загробную жизнь,проникавшая весь этот культ предков, сказывалась и в том веровании, чтодуши умерших будто бы бродили по земле и населяли поля, леса и воды(русалки). Веря в существование таинственных хозяев человеческих жилищ,славянин искал таких же хозяев жилищ, в лесу (лешие), в воде (водяные). Всяприрода казалась ему одухотворенной и живой. Он вступал с ней в общение,хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в природе, исопровождал эти перемены различными обрядами. Так создался круг языческихпраздников, связанных с почитанием природы и с культом предков.Наблюдая правильную смену лета зимою, а зимы летом, видя как бы уход солнцаи тепла к зиме и их возвращение к лету, славяне приветствовали "поворотсолнца на лето" особым праздником — колядою (от латинского calendae; другоеназвание этого праздника "овсень" — от "о весень"). За этим праздникомследовали другие в честь того же солнца — проводы зимы, встреча весны("красная горка"), проводы лета (праздник "купалы"). Одновременно шлипраздники и в воспоминание об умерших, носившие общее название тризн. Былавесенняя тризна по предкам — "радуница", был летний праздник "русалий",такого же поминального характера. Обряды, сопровождавшие языческиепраздники, пережили самое язычество. Они удержались в народе даже до нашеговремени и были приурочены к праздникам христианского календаря: коляда — кСвяткам, проводы зимы — к масленице, красная горка и радуница — к Святой иФоминой неделям, "купала" и русалий — к Иванову дню. 5. Общественный строй Все феодальные общества были строго стратифицированы, т.е. поделенына сословия, права и обязанности которых четко определялись законом какнеравные по отношению друг к другу и к государству. Каждое сословие имелосвой юридический статус. Рассматривать феодальное общество как поделенноена исключительно эксплуататоров и эксплуатируемых - упрощение.Представитель феодального класса при всем своем материальном благополучиимог потерять жизнь вероятнее, чем бедный крестьянин. Монашество жепроживало в таком аскетизме и лишениях, что его положение вряд ли могловызвать зависть простых сословий. Рабы и холопы. Не став преобладающимспособом производства, рабство на Руси получило распространение только какобщественный уклад. На то были свои причины. Содержание раба обходилосьслишком дорого, долгой русской зимой занять его было нечем. Неблагоприятныедля использования рабского труда климатические условия дополнял упадокрабства в сопредельных странах: не было наглядного примера длязаимствования и распространения этого института в славянских землях. Егораспространению препятствовали также развитые общинные связи, возможностьполучения урожая силами свободных общинников. Рабство на Руси носилопатриархальный характер. Для обозначения рабского состояния использовалисьтермины "раб", "челядин", "холоп". Впрочем, некоторые историки полагают,что эти термины разного происхождения: челядь и холопы были изсоплеменников, рабы - из военнопленных. Кроме плена, источником рабствабыло рождение от рабыни. В рабство попадали также преступники и банкроты.Зависимый человек (закуп) мог стать рабом в случае неудачного бегства отсвоего хозяина или кражи. Были случаи самопродажи в рабство. Правовойстатус раба со временем менялся. Начиная с XI в. в русском праве сталдействовать принцип, согласно которому раб не мог быть субъектомправоотношений. Он был собственником господина, своей собственности он неимел. За уголовные преступления, совершенные холопом, нанесенный имматериальный ущерб ответственность нес хозяин. За убийство холопа онполучал возмещение в 5-6 гривен. Под влиянием христианства происходилооблегчение участи холопов. Применительно к XI в. можно уже говорить озащите личности холопа по прагматическим причинам. Появилась прослойкахолопов, выдвинувшихся на административной службе у господина и имевшихправо повелевать от его имени другими категориями зависимого населения.Церковь усиливает преследования за убийство холопов. Рабство перерождаетсяв одну из форм тяжелой личной зависимости с признанием за холопаминекоторых прав, прежде всего права на жизнь и имущество. Феодалы. Классфеодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружинники,местная знать, посадники, тиуны и т.д. Феодалы осуществляли гражданскоеуправление и отвечали за военную организацию. Они были взаимно связанысистемой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения,находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массойнаселения. Русская Правда, например, устанавливает двойную виру в 80 гривенза убийство княжеских слуг, тиунов, конюхов, огнищан. Но о самих боярах идружинниках она молчит, из чего можно заключить, что вероятнее всего запосягательство на их жизнь полагалась смертная казнь. Господствующий классдревнерусского общества носил название "бояре". Наряду с этим, наиболеераспространенным наименованием, в источниках встречаются и другие: лучшиелюди, нарочитые мужи, княжьи мужи, огнищане. Было два пути формированиякласса бояр. Во-первых, боярами становилась родоплеменная знать,выделявшаяся в процессе разложения родового строя. Это и были нарочитыемужи, градские старцы, земские бояре, выступавшие от имени своего племени.Вместе с князем они участвовали в военных походах, обогащаясь за счетзахваченных трофеев. Вторую категорию составляли бояре княжеские - бояре-огнищане, княжьи мужи. По мере укрепления власти киевских князей земскиебояре получали из рук князя иммунитетные грамоты, закреплявшие за ними вкачестве наследственной собственности (вотчин) находившиеся у них земли. Вдальнейшем слой земских бояр полностью сливается с боярами княжескими,различия между ними исчезают. Княжеские бояре, входившие во вторуюкатегорию бояр, были в прошлом дружинниками князя, а во время военныхпоходов становились ядром русского войска. Постоянно находясь при князе,дружинники выполняли различные его задания по управлению государством, былисоветниками князя по вопросам внутренней и внешней политики. За эту службукнязю дружинники наделялись землей и становились боярами. Духовенство. Егоправовое положение как привилегированной социальной группы оформилось спринятием христианства, которое стало важным фактором укрепленияотечественной государственности на начальном этапе ее развития.Христианское вероисповедание, сменившее язычество, принесло с собой учениео божественном происхождении верховной государственной власти, смиренном кней отношении. После принятия христианства в 988 г. князья стали широкопрактиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии имонастырям. В руках у митрополитов и епископов было сосредоточено большоеколичество сел и городов, у них имелись свои слуги, холопы и даже войско.Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Со временем онабыла изъята из княжеской юрисдикции и стала сама судить своих иерархов, атакже вершить суд над всеми, кто проживал на ее землях. Во главе церковнойорганизации стоял митрополит, назначавшийся константинопольским патриархом.При митрополите действовал собор епископов. Территория страны была разбитана епархии во главе с епископами, которых назначал митрополит. В своихепархиях епископы управляли церковными делами совместно с коллегией изместных священников - клиросом. Городское население. Киевская Русь быластраной не только деревень, но и городов, которых насчитывалось до трехсот.Города были военными опорными пунктами, очагами борьбы против иноземноговторжения, центрами ремесла и торговли. Здесь существовала организация,подобная гильдиям и цехам западноевропейских городов. Все городскоенаселение платило налоги. Церковный устав князя Владимира говорит об уплатепошлин с мер и весов; существовал также и особый общегородской налог -погородие. Древнерусские города не имели своих органов самоуправления,находились под княжеской юрисдикцией. Поэтому городского ("магдебургскогоправа") на Руси не возникло. Свободные городские жители пользовалисьправовой защитой Русской Правды, на них распространялись все ее статьи озащите чести, достоинства и жизни. Особую роль в жизни городов игралокупечество, которое рано начало объединяться в корпорации (гильдии),называвшиеся сотнями. Обычно "купеческое сто" действовало при какой-либоцеркви. "Ивановское сто" в Новгороде было одной из первых купеческихорганизаций в Европе. Крестьянство. Основную массу населения составлялисмерды. Некоторые исследователи полагают, что смердами именовались всесельские жители. Другие считают, что смерды - это лишь часть крестьянства,уже закабаленная феодалами. Русская Правда нигде конкретно не указывает наограничение правоспособности смердов, есть указания на то, что онивыплачивают штрафы, характерные для свободных граждан. Но в свидетельствахо смердах проскальзывает их неравноправное положение постоянная зависимостьот князей, которые "жалуют" села со смердами. Смерды жили общинами-вервями.Община в Древнерусского государстве носила уже не кровнородственный, атерриториальный, соседский характер. В ней действовал принцип круговойпоруки, взаимопомощи Обязанности крестьянского населения по отношению кгосударству выражались в уплате налогов (в форме дани) и оброков, участии ввооруженной защите в случае военных действий. В основе формированиякатегорий зависимого крестьянства лежало "закупничество" - договор сгосподином, обеспеченный личностью самого должника. Закуп - обедневший илиразорившийся крестьянин, попавший в зависимое положение; он брал угосподина инвентарь, лошадь, другое имущество и отрабатывал проценты сдолга. Закуп сохранял частичную правоспособность: мог выступать свидетелемпо некоторым видам тяжб, его жизнь охранялась вирой в 40 гривен (как ижизнь свободного человека). Oн имел право уходить от хозяина на заработки,его нельзя было бить без "вины" закон охранял его имущество. Однако запобег от господина закуп превращался в холопа. При князе Владимире Мономахеположение закупов было облегчено (ограничение процентов с суммы долга,пресечение необоснованной продажа закупа в холопы и т.п.). Заключение Условия русского юга, благоприятные для развития человеческойдеятельности, очень рано привлекали туда разноплеменное население. На всем пространстве южной России находится громадное количество«древностей», т. е. памятников, оставшихся от древнейшего населения, в видеотдельных погребальных насыпей (курганов), целых кладбищ (могильников),развалин городов и укрепленных мест (городищ), различных предметов быта(посуды, монет, драгоценных украшений) и т. п. Наука об этих древностях (археология) успела определить, каким именнонародностям принадлежат те или другие предметы древности. Список литературы: 1. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Вселенная степь. -М., 1989. 2. Гринин Л. Е. История России с древнейших времен. В 3-х частях. Ч. 1. –Волгоград, 1995. 3. Ключевской В. О. Сочинения в 9 томах, том 1. Курс русской истории. -М., 1987. 4. Платонов С. Ф., Полный курс лекций по русской истории. –С.-П., 1997. 5. Рыбаков В. А. Мир истории. Начальные века Русской истории. -М., 1987. 6. Седов В. В. Восточные славяне в YI-YIII в. -М., 1982.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Восточные славяне в древности iconЗаказ №2966 Вопросы по истории
Восточные славяне в древности. Образование государства Киевская Русь. Принятие христианства и его последствия
Восточные славяне в древности iconВопросы к экзамену кандидатского минимума для специальности 07. 00. 02 «Отечественная история»
Восточные славяне в древности. Племенные особенности, быт, верования расселения
Восточные славяне в древности iconВосточные славяне в древности Материалы к уроку в 10 классе
Поклонение упырям, загробным злым демонам, а так же доброму началу, каким являлись берегинии
Восточные славяне в древности iconВосточные славяне и их соседи в 6-9 вв
Предки славян принадлежали к древнему индоевропейскому един­ству. Постепенно среди индоевропейцев выделились родственные племена,...
Восточные славяне в древности iconВосточные славяне в древности
Нач. I тыс н э. – первые письменные свидетельства: греческие, римские (Плиний Старший, Тацит, Птолемей Клавдий) арабские, византийские...
Восточные славяне в древности iconВопросы к экзамену по истории России Восточные славяне в древности. Становление государственности
Собирание русских земель вокруг Москвы в ХIV в. Деятельность Ивана Калиты и Дмитрия Донского
Восточные славяне в древности iconВосточные славяне в древности
Москва окончательно закрепила свою роль как организационного и духовного центра формирующегося Российского государства. Через 250...
Восточные славяне в древности iconВосточные славяне в древности. Возникновение государственности у восточных славян
Таковы особенно иноземные известия патриарха Фотия IX в., императора Константина Багрянородного X в и Льва Диакона X в., сказания...
Восточные славяне в древности iconПрограмма курса «отечественная история» для абитуриентов, поступающих на программы среднего специального образования на базе 9 классов
Восточные славяне в древности. Формирование и развитие Древнерусского государства. Политическая раздробленность русских земель. Борьба...
Восточные славяне в древности iconВосточные славяне в древности Материалы к уроку в 10 классе
Момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы