Совет Федерации icon

Совет Федерации



НазваниеСовет Федерации
Дата конвертации05.07.2012
Размер302.87 Kb.
ТипРеферат
Совет Федерации


1. Историческая справка. Понимание роли и места органов народного представительства в политическойсистеме современной России невозможно без всестороннего осмыслениямноговековой истории законодательных учреждений - от веча и боярской думы,до дореволюционных Государственных Дум и Государственного Совета,советского народовластия, современных форм парламентской демократии. Вече было формой непосредственного участия народа в решениигосударственных дел. Это было собрание всех свободных жителей. Летописиупоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских княжествах. Предметомобсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни, чащевсего решались вопросы о призвании и изгнании князей, о военных походах и озаключении мирных договоров. В большинстве русских земель вечевые собранияисчезают после татаро-монгольского нашествия. В Северо-западных землях(Новгород, Псков, Смоленск) вече играло большую роль и просуществовалодольше, так как эти княжества не были разорены татаро-монгольскимивойсками. Однако после включения в состав Московского царства и в этихземлях вече отмирает. Во всех русских землях действовали княжеские думы. Княжеские думы -постоянный совет при князе, в который входили ближайшие его соратники. Какправило, князь не предпринимал никакого серьезного дела, не обсудив его сосвоими боярами. Нередко в княжеских думах участвовали и представителидуховенства, однако их участие не было постоянным. Боярская дума явилась продолжением княжеской думы в новых историческихусловиях Московского царства. Без думы не обходится ни один государь, неисключая и Ивана Грозного. Самостоятельной роли боярская дума не играет, она, всегда действуетвместе с царем, составляя совместно с государем единую верховную власть.Это единство особенно рельефно проявлялось в делах законодательства и вмеждународных сношениях. По всем делам вы носилось решение в следующейформе: "Государь указал и бояре приговорили" или "По государеву указу бояреприговорили". Боярская дума просуществовала до конца XVII века и позднее былапреобразована в сенат. Одним из крупных явлений политической жизниМосковского государства XVI-XVII веков были Земские соборы, игравшие важнуюроль в законотворческой деятельности. В XVII веке Земский собор включал двечасти: одна состояла из руководителей высшей администрации, церковногоруководства, членов боярской думы, начальников приказов, другаясоставлялась из выборных представителей всех сословий. Сфера деятельности Земских соборов была чрезвычайно широка и включалавыборы царя (в чрезвычайных обстоятельствах), внешние сношения,установление налогов и податей, поддержание порядка внутри государства идаже военные распоряжения в случае неприятельского вторжения. В царствование Алексея Михайловича Земские соборы играли существеннуюроль в разработке и систематизации законодательства. Не случайно сводзаконов этой эпохи получил название Соборного уложения (1649 год). В 1653 году был созван последний Земский собор.
После него в царствованиеАлексея Михайловича не созывались уже более представители всего народа,однако для обсуждения тех или иных вопросов правительство призываловыборных от того класса населения, которого эти вопросы непосредственнозатрагивали, создавая из выборных членов своего рода "комиссии экспертов". В царствование Петра I особое значение приобретает ПравительствующийСенат, утвержденный в 1711 году и ставший органом, решавшим все важнейшиедела управления, суда и текущего законодательства. Основанный Петром IСенат не был похож на сенат Швеции, Польши и других стран. Степеньпредоставленной Правительствующему Сенату власти определялась тем, что онбыл учрежден "вместо его царского величества собственной персоны" на времяпостоянных отлучек Петра I, мешавших ему заниматься текущими делами. Учреждением, в чем-либо ограничивающим власть Петра, Сенат не был: ондействовал только по поручению царя и перед ним за все отвечал. Припреемниках Петра роль Сената уменьшается, особенно в сферезаконодательства. Александр I в 1802 году окончательно лишает Сенат статусазаконосовещательного учреждения, передав эти функции ГосударственномуСовету. Учрежденный в 1801 году Государственный Совет стал в 1810 году высшимзаконосовещательным учреждением Российской империи. Все законы,законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательнообсуждаться в Государственном Совете. Члены Государственного Совета до 1906 года назначались царем из числавысших сановников. Министры являлись членами Государственного Совета подолжности. С 1812 по 1865 год Председатель Государственного Совета являлсяодновременно и Председателем Кабинета министров. Государственный Совет играл важную роль в подготовке и издании первогоПолного Собрания законов и Свода Законов Российской империи (к 1833 годубыло подготовлено 33 тома Полного Собрания и 15 томов Свода Законов). Вцарствование Александра II Государственный Совет принимал активное участиев разработке законодательной базы реформ 60-70-х годов. В 1906 году Николаем II была создана двухпалатная система высшихзаконодательных органов. Нижней палатой первого российского парламентастала Государственная Дума, верхней - Государственный Совет. С 1906 года Государственный Совет становится полупредставительныморганом. Председатель и вице-председатель Совета, а также половина егочленов назначались императором, половина членов Государственного советаизбиралась от духовенства, дворянства, земств, Академии наук и профессоровуниверситетов, крупнейших организаций промышленников и торговцев. Государственная Дума и Государственный Совет имели равные законодательныеправа. На рассмотрение императора представлялись только законопроекты,одобренные обеими палатами парламента. Николай II и царское правительство с 1913-1914 годов практическипрекратили взаимодействие с законодательными палатами. После Февральской революции ни Государственная Дума, ни ГосударственныйСовет не возобновляли свою работу. Февраль 1917 года стал завершениемкраткой истории развития российских парламентских традиций в начале XXвека. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новаясистема представительной власти. Ею стали Советы. Верховный Совет СССР являлся высшим органом государственной властиСоветского Союза, принимавшим решения по важнейшим вопросамгосударственного строительства, экономики, социально-культурной сферы,определявшим основные направления внешней политик и, осуществлявшим высшийконтроль за деятельностью государственного аппарата. На Верховный СоветСССР Конституция возлагала избрание Президиума Верховного Совета СССР,образование Правительства СССР, избрание Верховного Суда СССР, назначениеГенерального прокурора СССР. Верховный Совет СССР мог назначитьследственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. Верховный Совет СССР избирался населением сроком на 4 года путемвсеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог бытьизбран гражданин СССР не моложе 23 лет. Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат - Совета Союза иСовета Национальностей. Совет Союза избирался по норме: один депутат на 300тыс. человек населения. В Совет Национальностей избирались по 32 депутатаот каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономнойреспублики, по 5 депутатов от каждой национальной области и по 1 депутатуот каждого национального округа. Обе палаты обладали правом законодательной инициативы, их сессиипроходили одновременно, в случае разногласий между палатами вопросрассматривался согласительной комиссией, образуемой самими палатами напаритетных началах. Каждая палата образовывала постоянные комиссии: мандатную, комиссиюзаконодательных предположений, планово-бюджетную, комиссию по иностраннымделам, комиссию по делам молодежи, а также комиссии по отраслям или группамотраслей экономики и государственного управления. Законодательная деятельность Верховного Совета СССР осуществлялась в двухформах: непосредственно путем принятия законов и путем утверждения указовПрезидиума Верховного Совета СССР, изданных в период между сессиями. Президиум Верховного Совета СССР имел широкие полномочия вноситьизменения и дополнения в действующее законодательство, в том числе в законыСССР и Основы законодательства Союза ССР и союзных республик. Утверждениеуказов Президиума Верховного Совета СССР общенормативного характерапроводилось на собиравшихся 2 раза в год сессиях Верховного Совета СССР. Голосование законов производилось раздельно по палатам. Закон считалсяутвержденным, если за его принятие в каждой из палат подавалось простоебольшинство голосов (для внесения изменений в Конституцию требовалоськвалифицированное большинство, не менее 2/3 голосов, в каждой палате).Руководящим ядром всех государственных органов, в том числе и ВерховногоСовета СССР, являлась Коммунистическая партия, выдвигаемые КПСС задачиопределяли деятельность каждого Совета, лежали они и в основе деятельностиВерховного Совета СССР. Как свидетельствует практика работы Верховных Советов СССР, в ихдеятельности сочетались ростки демократии, позволявшие поддерживать теснуюсвязь депутатов с избирателями, накапливать элементы парламентскойкультуры, вносить определенный вклад в развитие и совершенствованиезаконодательной системы, и формально-бюрократический стиль решения многихключевых вопросов, вытекавший из доминирования партийно-политическогоподхода во всех областях жизни страны, в том числе и в сферезаконотворчества. Существенная активизация деятельности советов всех уровней начинаетсяпосле отмены статьи 6 Конституции СССР о руководящей и направляющей ролиКПСС. Особенно активно стали работать Съезды народных депутатов РСФСР иВерховный Совет РСФСР. Всего за 1990 год было принято свыше 150законодательных актов, формирующих основу рыночных реформ, законодательноезакрепление принципа частной собственности, расширение форм собственности ихозяйственной деятельности, утверждение их равенства, создание конкурентнойсреды. Были введены институт президентства и Конституционного Суда. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 годабыло утверждено Положение о Совете Федерации РСФСР в качествеконсультативно-координационного органа в составе Председателя ВерховногоСовета РСФСР (Председатель Совета Федерации), Председателей ВерховныхСоветов республик, автономных областей и округов, краев, областей,Московского и Ленинградского городских советов. Совет Федерации РСФСРдважды собирался на свои заседания (22 ноября 1990 года и 23 января 1991года) и внес определенный вклад в подготовку Федеративного договора. После осуществления конституционной реформы в конце 1993 г. органысоветской власти прекращают свою работу как на общегосударственном уровне(съезд, Верховный Совет), так и в большинстве субъектов Федерации. Указы Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 года (№1626)“О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” иот 6 ноября 1993 года (№1846) “Об уточнении Положения о выборах депутатовГосударственной Думы в 1993 году и Положения о выборах депутатов СоветаФедерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году”определяли формирование Совета Федерации путем выборов по мажоритарнойсистеме. Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепиластатус двухпалатного парламента России, в том числе его верхней палаты -Совета Федерации. В январе 2002 года закончилась предусмотренная новым Федеральным законом“ротация” членов Совета Федерации. 16 января 2002 года Совет Федерациитретьего созыва приступил к работе в новом составе. 30 января 2002 года Совет Федерации принял новый Регламент палаты, воснову организации которой, по словам Председателя Совета ФедерацииС.М.Миронова, были положены три основных принципа: точное отражение ееконституционных полномочий, сохранение преемственности в работе и созданиеструктуры палаты, наиболее приближенной к структуре комитетовГосударственной Думы. В соответствии с новым Регламентом в Совете Федерации были созданы 16комитетов: по конституционному законодательству; по судебно-правовымвопросам; по обороне и безопасности; по бюджету; по финансовым рынкам иденежному обращению; по международным делам; по делам СодружестваНезависимых Государств; по делам Федерации и региональной политике; повопросам местного самоуправления; по социальной политике; по экономическойполитике, предпринимательству и собственности; по промышленной политике; поприродным ресурсам и охране окружающей среды; по аграрно-продовольственнойполитике; по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; поделам Севера и малочисленных народов и 7 постоянных комиссий: по Регламентуи организации парламентской деятельности; по контролю за обеспечениемдеятельности Совета Федерации; по методологии реализации конституционныхполномочий Совета Федерации; по взаимодействию со Счетной палатойРоссийской Федерации; по делам молодежи и спорту; по информационнойполитике; по естественным монополиям. Основная цель деятельности Совета Федерации, по словам ПредседателяСовета Федерации С.М.Миронова, состоит в укреплении “федеративной моделигосударственно-правовой самоорганизации России, единства ее политического,социально-экономического и культурного пространства”. 2.Основные положения. Принцип формирования Совета Федерации. Представительство в нем отпредставительных и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации является паритетным. Каждый субъект Федерациинаправляет в Совет Федерации одного представителя от представительного иодного от исполнительного органа государственной власти. Конкретная процедура формирования Совета Федерации установленаФедеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации ФедеральногоСобрания Российской Федерации" от 5 декабря 1995 г. Из возможных вариантовформирования Совета Федерации законодатель - Федеральное СобраниеРоссийской Федерации - избрал наиболее простой с организационной точкизрения вариант формирования Совета Федерации. В его состав по должностивходят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: главазаконодательного (представительного) и глава исполнительного органагосударственной власти (ст. 1 Федерального закона). Как известно, в ряде субъектов Российской Федерации, в частности вСвердловской области, предусмотрено создание двухпалатных законодательныхорганов. В этом случае представитель законодательного органа в СоветФедерации определяется совместным решением обеих палат данного органа. На момент принятия Федерального закона большинство глав администрацийкраев и областей являлись должностными лицами, не избранными населением, аназначенными на свои должности Президентом Российской Федерации. Дляобеспечения представительного характера Совета Федерации важно, чтобы в егосостав по должности входили не назначенные, а избранные должностные лица. Всилу этого ст. 3 Федерального закона предусмотрено, что выборы главадминистраций должны быть завершены не позднее декабря 1996 г. В разделе втором Конституции "Заключительные и переходные положения"установлено, что Совет Федерации первого созыва избирается сроком на двагода. Депутаты Совета Федерации первого созыва должны были осуществлятьсвои полномочия на непостоянной основе. Согласно Положению о выборахдепутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в1993 г., утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11 октября1993 г. N 1626 , депутаты Совета Федерации первого созыва были избраныгражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании на основе мажоритарной системыпо двухмандатным (один округ - два депутата) избирательным округам,образуемым в рамках границ субъектов Российской Федерации (ст. 1Положения). Проведение заседаний. Согласно ст. 100 п.1 Конституции РФ «СоветФедерации и Государственная Дума заседают раздельно». Это связано сразличным содержанием компетенции палат Федерального Собрания. Данноеконституционное положение означает, что палаты самостоятельно решаютвопросы, отнесенные к их ведению Конституцией России. Порядок раздельных заседаний Совета Федерации и Государственной Думыустанавливается регламентами палат. Первостепенным при этом является вопросо кворуме, обеспечивающем легитимность заседаний палат, т.е. о количестведепутатов, присутствие которых делает Совет Федерации и ГосударственнуюДуму правомочными осуществлять свою деятельность (открывать заседания,определять повестку дня, обсуждать законопроекты, проводить парламентскиеслушания, принимать решения и т.д.). В парламентской практике зарубежных стран различают кворум, необходимыйдля открытия заседаний парламента, его палат, и кворум, необходимый дляпринятия решений. В большинстве стран кворум для открытия парламентскихзаседаний составляет относительное большинство депутатов. Для принятиярешений достаточно простого большинства голосов депутатов, присутствующих ипринимающих участие в голосовании, т.е. кворум равен половине общего числадепутатов плюс один человек. При этом некоторые регламенты (например,Регламент Палаты депутатов итальянского парламента) в число присутствующихвключают депутатов, выполняющих парламентские функции вне стен парламента,а также депутатов - членов правительства, занятых на соответствующейгосударственной службе. Количество голосов, составляющих большинство, всегда зависит от числаприсутствующих. Поэтому в регламенте обычно закрепляется требованиеприсутствия на парламентских заседаниях определенного числа депутатов(особенно во время голосования). В парламенте Индии, например, кворум дляведения заседаний палат (Народная палата - 525 депутатов, Сенат штатов -231 депутат) составляет 1/10 общего числа избранных депутатов. В ИрландииПалата представителей состоит из 144 депутатов, Сенат - из 60 депутатов,кворум для обеих палат составляет 20 человек. В Великобритании Палата общин(около 670 членов) для кворума требует присутствия всего лишь 40 членов, аПалата лордов (более 1200 членов) считает возможным проводить заседание,если на нем присутствуют хотя бы три члена палаты. Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на немприсутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации (ч. 1ст. 47 Регламента Совета Федерации ). Кроме очередных заседаний, палаты Федерального Собрания могут назначить ивнеочередные. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться попредложению Президента, Председателя Совета Федерации, ПравительстваРоссии, субъекта Федерации, комитетов палаты либо по предложению,поддержанному не менее чем 1/5 от общего числа членов Совета Федерации. В открытых заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы реализуетсяпринцип гласности, характерный для представительных учреждений вдемократическом государстве. В соответствии с регламентами Совета Федерациии Государственной Думы на заседания палат по их решению приглашаютсяпредставители государственных органов, общественных объединений, научныхучреждений, независимые эксперты. На открытых заседаниях палат могутприсутствовать также представители средств массовой информации. По предложению Президента, Председателя Правительства РоссийскойФедерации, а также по требованию не менее чем 1/5 числа депутатов,принявших участие в голосовании, Государственная Дума вправе проводитьзакрытые заседания по специальному решению палаты. Такие заседаниястенографируются. Согласно Регламенту Совета Федерации Совет Федерации может принятьрешение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесеноПрезидентом Российской Федерации, Председателем Правительства России,председательствующим на заседании Совета Федерации, комитетом, комиссиейпалаты или не менее чем 30 членами палаты. В парламентской практике зарубежных стран при организации совместныхзаседаний палат парламента (если они предусмотрены Конституцией)применяется либо специально для этих случаев выработанный регламент,принимаемый совместным решением палат, либо регламент одной из палат (какправило, той, которая избрана прямым голосованием). В Конституции России дан перечень оснований для проведения совместныхзаседаний Совета Федерации и Государственной Думы. На совместных заседанияхзаслушиваются послания Президента Российской Федерации о положении встране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.Особое значение имеет обсуждение на совместных заседаниях палат посланийПрезидента, содержащих законодательную программу или законодательныепредложения и являющихся определенным ориентиром для органовгосударственной власти. Так, в президентском Послании Федеральному Собранию1995 г. рекомендованы: а) внесение элементов системности взаконотворчество; б) усиление юридической проработанности и согласованностизаконопроектов; в) применение пакетного принципа формирования нормативныхактов; г) координация и взаимодействие органов власти в законопроектнойработе; д) предварительная общественная экспертиза важнейшихзаконопроектов; е) согласование законопроектов с субъектами РоссийскойФедерации. Основанием для проведения совместных заседаний являются также посланияКонституционного Суда Российской Федерации и выступления руководителейиностранных государств. Важность посланий Конституционного Судаопределяется его ролью в обеспечении законности, толковании Конституции,предупреждении нарушений Конституции в правотворческой иправоприменительной деятельности. Полномочия Совета Федерации. Перечень вопросов, относящихся к ведениюСовета Федерации, изложен в ст.102 п.1 Конституции РФ. Вместе с тем ихперечень, содержащийся в этой статье, не является исчерпывающим. ВКонституции предусмотрены и иные полномочия Совета Федерации. К ним, вчастности, относятся такие полномочия, как: принимать свой регламент ирешать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности (ст. 101),одобрять федеральные законы, принятые Государственной Думой (ст. 105), инекоторые другие. Следует отметить, что иные полномочия Совета Федерациимогут устанавливаться и федеральными законами. Так, Федеральным законом "Обосновных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6декабря 1994 г. предусмотрено, что пять членов Центральной избирательнойкомиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации. Характер полномочий, закрепленных за Советом Федерации, вытекает изспецифики заложенного в этом органе принципа представительства. Именно влице Совета Федерации наиболее отчетливо проявляется влияние федеративногоустройства России на организацию государственной власти и деятельностьорганов государственной власти на федеральном уровне. Равноепредставительство от субъектов Российской Федерации в данной палатепарламента создает возможности максимального учета позиции всех субъектовРоссийской Федерации при принятии важнейших конституционно - правовыхрешений. Все вопросы ведения Совета Федерации, перечисленные в ч. 1 ст. 102Конституции, составляют предмет исключительного ведения Совета Федерации.Никакой другой орган, кроме Совета Федерации, не вправе принять по нимрешение. Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой дляосуществления контроля за исполнением федерального бюджета (ст. 101Конституции). Формирование состава Счетной палаты осуществляется палатамипарламента на паритетных началах. Совет Федерации назначает на должностьзаместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.Согласно Федеральному закону "О Счетной палате Российской Федерации" от 11января 1995 г. Счетная палата является постоянно действующим органомгосударственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием иподотчетным ему (ст. 1). Заместитель Председателя Счетной палатыназначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет (ст. 5Федерального закона). При формировании Счетной палаты Совет Федерации иГосударственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет (ст.6 Федерального закона). Согласно ст. 64 Регламента Совета Федерации Совет Федерации принимаетпостановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РоссийскойФедерации, а также по вопросам организации внутренней деятельности СоветаФедерации (назначение руководителей комитетов палаты, обеспечениедеятельности членов Совета Федерации и т.п.). Совет Федерации может принятьпостановление в целом, принять проект постановления за основу, рассмотретьего в двух чтениях, отклонить или отложить обсуждение. Под общим числом членов Совета Федерации, необходимым для принятияпостановления Совета Федерации, следует понимать общее количество лиц, подолжности входящих в Совет Федерации в соответствии с Федеральным законом"О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации" от 5 декабря 1995 г. В настоящий момент оно равно удвоенномучислу субъектов Российской Федерации, т.е. 178. 3. Принятие закона. После предварительного рассмотрения законопроекта комитетыГосударственной Думы выносят его на рассмотрение Думы. Процедура принятияфедерального закона Государственной Думой в соответствии с ее Регламентомосуществляется в трех чтениях. Во время первого чтения обсуждаются основные положения законопроекта.Обсуждение начинается с доклада инициатора проекта, затем заслушиваютсясодоклады и проводятся прения. По завершении прений Государственная Думаприступает к принятию решения по законопроекту с учетом всех высказанныхзамечаний и предложений. В случае решения о принципиальном одобрениизаконопроекта и продолжении работы над ним законопроект передается наобсуждение комитета, ответственного за его подготовку. После того как комитет вновь представит в палату доработанный проектзакона с учетом замечаний и предложений, высказанных депутатами при первомчтении, проводится его второе чтение на пленарном заседании. На этом этапепроходит постатейное детальное обсуждение законопроекта, каждой его статьии внесенных депутатами поправок (изменений и дополнений, предложенных кпервоначальному тексту). Во втором чтении законопроект может быть отклонен,принят окончательно или вынесен после редакционной правки на третье чтение,во время которого уже не допускается внесение в него никаких поправок.Третье чтение состоит лишь в голосовании законопроекта в целом. Для принятия федерального закона необходимо большинство голосов от общегочисла депутатов Государственной Думы. Конституционный Суд РоссийскойФедерации в Постановлении от 12 апреля 1995 г. по делу о толковании статей103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации дал разъяснение понятия"общее число депутатов". В соответствии с этим разъяснением общим числомдепутатов, от которого следует считать большинство голосов, необходимых дляпринятия Государственной Думой решения, является число депутатов,установленное для палаты ч. 3 ст. 95 Конституции Российской Федерации, -450 депутатов. Принятый Государственной Думой федеральный закон передается в течениепяти дней в Совет Федерации для его дальнейшего рассмотрения. Установивпоследовательное принятие закона обеими палатами, Конституция тем самымзакрепляет их равный правовой статус в осуществлении законодательныхфункций и обеспечивает единство парламента, а также сочетание общихинтересов всего российского народа и специфических интересов субъектовФедерации при принятии федеральных законов. Конституция Российской Федерации предусматривает, что Совет Федерацииможет в течение 14 дней рассмотреть принятый Государственной Думойфедеральный закон и одобрить его либо отклонить или же воздержаться от егорассмотрения. Это зависит от важности и актуальности регулируемых закономотношений, от степени учета в нем интересов субъектов Федерации.Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется вСовете Федерации и в срок, не превышающий 48 часов, вместе ссопровождающими его документами и материалами направляется всем членамСовета Федерации (ч. 1 ст. 103 Регламента Совета Федерации). Председатель Совета Федерации или по его поручению заместительПредседателя Совета Федерации определяет комитет, ответственный зарассмотрение федерального закона. Рассматривая закон, комитет большинством голосов от числа присутствующихна заседании членов комитета принимает решение одобрить и не вносить его нарассмотрение палаты или рекомендовать палате рассмотреть закон на своемзаседании. Если федеральный закон обсуждается на заседании СоветаФедерации, то принимается решение либо одобрить принятый ГосударственнойДумой закон, либо его отклонить. Конституцией предусмотрен порядок дальнейшей работы, если принятыйГосударственной Думой федеральный закон будет отклонен Советом Федерации. Вэтом случае палатами на паритетных началах может быть созданасогласительная комиссия для преодоления возникших разногласий. Комиссиярассматривает возражения по принятому закону и вырабатывает предложения,оформляемые протоколом. Если протокол согласительной комиссии содержит предложения по преодолениювозникших разногласий, он вносится в Государственную Думу. При этом наобсуждение палаты ставятся только предложения согласительной комиссии.Никакие другие поправки и предложения, выходящие за пределы разногласий, неподлежат обсуждению. Закон считается принятым повторно с учетом предложенийсогласительной комиссии, если за него проголосовало более половины отобщего числа депутатов Государственной Думы. Если комиссия не пришла к согласованному решению или ее решение неудовлетворяет Государственную Думу, отклоненный закон ставится наголосование в ранее принятой редакции. В этом случае закон считаетсяпринятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатовГосударственной Думы. Судьбу принятого федерального закона решает Президент. В практике законодательной деятельности многих зарубежных государствактивно применяется промульгация закона, т.е. официальное провозглашение,объявление в установленные Конституцией сроки принятого парламентом закона,его опубликование в официальных источниках, после чего закон приобретаетобязательную силу. Обычно промульгация осуществляется главой государства. Правило подписания и обнародования принятого федерального законаПрезидентом Российской Федерации, основанное на мировом опытевзаимоотношений парламента и главы государства в процессе создания законов,является одной из форм участия Президента в законодательной деятельности изавершающей стадией законодательного процесса. В случае одобрения Советом Федерации федерального закона, принятогоГосударственной Думой, он в течение пяти дней направляется СоветомФедерации Президенту для подписания и обнародования. Если же принятый Думойфедеральный закон не был рассмотрен Советом Федерации, то по истечении 14дней с момента его направления в Совет Федерации Государственная Думанаправляет закон Президенту для подписания и обнародования. Четырнадцатидневный срок подписания принятого федерального законанеобходим для того, чтобы Президент мог внимательно ознакомиться с егосодержанием, привлекая при необходимости ученых и специалистов,проанализировать необходимость и своевременность его издания и принятьрешение о подписании, придав закону тем самым обязательную силу, либоотклонить, с тем чтобы Государственная Дума и Совет Федерации еще развнимательно рассмотрели принятый закон и учли замечания и предложенияПрезидента. После подписания Президентом Российской Федерации закон должен быть втечение семи дней опубликован в установленном порядке. Официальнымсчитается опубликование закона в "Собрании законодательства РоссийскойФедерации" и в "Российской газете". При публикации закона в этих изданияхуказываются его полное наименование, дата подписания, дается полный текстзакона, являющийся точной копией оригинала и подписанный Президентом.Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях,обнародованы по телевидению, радио, переданы по каналам связи, разосланыгосударственным органам и общественным объединениям (см. комментарий к ст.15). Отклоняя федеральный закон, Президент Российской Федерации предлагаетсвою редакцию закона в целом или его отдельных разделов, глав, статей и ихчастей и пунктов либо сообщает в своем послании о нецелесообразностипринятия данного закона. Несколько примеров принятия федеральных законов.|ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ ОТ 31.12.2002 N 200-ФЗ ||"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ||СЛУЖБЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ||Начало формы ||[pic] ||[pic] ||Конец формы ||Официальные публикации: || "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", 2002, N 246 || "ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА", 2003, N 001 || "ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА", 2003, N 002 ||Дата первой публикации полного текста: 31/12/2002 ||Дата вступления в силу: 31/12/2002 ||Внесен депутатами Государственной Думы А.И.Гуровым, ||В.И.Илюхиным, ||А.С.Куликовым, А.Д.Куликовым, Г.В.Гудковым, В.И.Волковским, ||С.М.Шоршоровым. ||Профильный комитет - Комитет по безопасности. ||Рассмотрен Советом Государственной Думы ||и направлен в комитеты || || ||Принят Государственной Думой в первом чтении ||(Постановление N 3138-III ГД) ||16 октября 2002 года. || ||Принят Государственной Думой во втором и ||третьем чтениях ||11 декабря 2002 года. || ||Одобрен Советом Федерации ||18 декабря 2002 года. || ||Подписан Президентом Российской Федерации ||31 декабря 2002 года. || ||(Документ касается вопроса социальных гарантий сотрудникам ||указанных органов.) ||ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ ОТ 31.12.2002 N 199-ФЗ ||"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ||ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ" ||Начало формы ||[pic] ||[pic] ||Конец формы ||Официальные публикации: || "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", 2002, N 246 || "ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА", 2003, N 001 || "ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА", 2003, N 002 ||Дата первой публикации полного текста: 31/12/2002 ||Дата вступления в силу: 31/12/2002 ||Внесен депутатами Государственной Думы А.И.Гуровым, ||В.И.Илюхиным, ||А.С.Куликовым, А.Д.Куликовым, П.Т.Бурдуковым, Г.В.Гудковым, ||С.М.Шоршоровым. ||Профильный комитет - Комитет по безопасности. ||Рассмотрен Советом Государственной Думы ||и направлен в комитеты || || ||Принят Государственной Думой в первом чтении ||(Постановление N 3139-III ГД) ||16 октября 2002 года. || ||Принят Государственной Думой во втором ||и третьем чтениях ||11 декабря 2002 года. || ||Одобрен Советом Федерации ||18 декабря 2002 года. || ||Подписан Президентом Российской Федерации ||31 декабря 2002 года. || ||(Документ касается вопроса социальных гарантий сотрудникам ||органов налоговой полиции.) | 4. 101-ое заседание Совета федерации. В повестку последнего заседания осенней сессии верхней палатыФедерального Собрания было вынесено более сорока вопросов. В их числе, вчастности, поправки к Налоговому кодексу, социально-экономическому блокузаконов, пакет законодательных актов по реформированию железнодорожноготранспорта, закон о выборах Президента РФ. Совет Федерации поддержал отмену налога на «операции по покупкеиностранных денежных знаков и платежных документов». Он признаннизкоэффективным и требующим больших затрат на его реализацию. Принятые напоследнем заседании поправки позволят продолжить реформирование налоговойсистемы, направленное на повышение эффективности налоговогоадминистрирования при одновременном снижении налогового бремени. Верхняя палата Федерального Собрания одобрила Шанхайскую конвенцию оборьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Документ регламентируетобмен информацией, оперативно-розыскные мероприятия и совместные меры попресечению поставок вооружения террористическим организациям и ихфинансирования. Ратификация Конвенции приблизит созданиеантитеррористической структуры в Центрально-Азиатском регионе и будетспособствовать повышению эффективности борьбы с этой формой экстремизма. На заседании внесены изменения в ряд статей Налогового кодекса РФ,которые направлены на улучшение положения налогоплательщиков иадминистрирования в сфере налогообложения. Поправки, в частности, уточняютпорядок проведения сверки правильности применения налогового вычета поединому социальному налогу для налогоплательщиков-работодателей в связи суплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Уточнены также нормы упрощенной системы налогообложения и единогоналога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Единогласно Советом Федерации было принято решение о продлении доянваря 2005 года действия нормы о льготном налогообложении печатных изданийи книжной продукции. Речь - о 10-процентной ставке НДС с оборотов пореализации отдельных товаров, работ и услуг, связанных с производством ираспространением периодических печатных изданий, а также производствомкнижной продукции в сфере образования, науки и культуры. Совет Федерации поддержал увеличение на 10 процентов минимальныхпособий по безработице. Предусматривающие это изменения в закон «Озанятости населения РФ» предполагают изменить источники их финансирования.По мнению членов верхней палаты Федерального Собрания, внесенные поправкибудут способствовать активизации обеспечения занятости населения, оказаниюсоциальной поддержки безработным и предоставят более широкие полномочияорганам государственной власти в регионах по снижению напряженности нарынках труда. Инвестирование пенсионных накоплений негосударственные пенсионныефонды будет осуществляться под контролем государства. Это устанавливаютодобренные дополнения в закон «О негосударственных пенсионных фондах».Закон уравнивает государственный и негосударственные пенсионные фонды вправах и ответственности, регулирует правовые, экономические и социальныеотношения, определяет принципы государственного регулирования. Законподтверждает также свободу выбора гражданина между государственным инегосударственными пенсионными фондами. Правда, было замечено Комитетом СФ по финансовым рынкам и денежномуобращению, «вопрос получения доходов от инвестирования пенсионныхнакоплений и их ликвидность закон только декларирует, реального механизмасохранности этих средств нет». Согласно решению Совета Федерации, продлен срок действия закона «Опотребительской корзине в целом по Российской Федерации». По словампредседателя Комитета СФ по социальной политике Валентины Петренко,предложенное продление срока действия закона вписывается в рамкипятилетнего срока, установленного действующим законодательством. С вопросами к В.Петренко обратились председатель Комитета СФ по науке,культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов, первыйзаместитель председателя Комитета по делам Федерации и региональнойполитике Валерий Кадохов, первый заместитель председателя Комитета поприродным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов, первыйзаместитель председателя Комитета по делам Севера и малочисленных народовГеннадий Олейник. Сенаторы высказались за необходимость пересмотреть сучетом инфляции принятую сумму потребительского минимума. В.Петренкопояснила коллегам, что федеральный Кабинет министров в июне-июле 2003 годадолжен представить на рассмотрение Федерального Собрания новый законопроекто потребительской корзине. Широкую дискуссию на заседании вызвал представленный сессии закон «Овнесении изменений и дополнений в статью 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».Он предполагал решение вопроса о включении в общий трудовой стаж«нестраховых» и льготных периодов для назначения государственных пенсий иопределение порядка финансирования дополнительных расходов. В стаж имелосьв виду включение, в частности, таких «нестраховых» периодов, как учеба,уход за ребенком до 3 лет, льготное исчисление северного стажа. Согласнофинансово-экономическому обоснованию, дополнительные расходы дляперерасчета трудовых пенсий должны были составить в 2003 году примерно 12млрд рублей средств федерального бюджета. Докладчик – председатель Комитета по социальной политике ВалентинаПетренко сообщила, что закон принят ГосДумой после одобрения федеральногобюджета и источники его финансирования не предусмотрены. В связи с этим, поее словам, профильный Комитет СФ принял решение о отклонениирассматриваемого акта. «Мы не должны принимать необеспеченных финансамизаконов, которые будут столь же неисполнимы, как многие льготы ветеранов»,- пояснила она. Недопустимо на первый план ставить финансовые соображения, а несоциальную справедливость - это мнение высказывали многие выступавшие членыСовета Федерации – Николай Кондратенко, Лев Бойцов, Юрий Сивков, ЛюдмилаНарусова, Александр Суворов, Леонид Рокецкий. В ходе обсуждения былозаявлено, в частности, что Генпрокуратура уже обращала внимание нанарушение Конституции РФ в вопросах пенсионного обеспечения. Государство«заманивало» людей на Север, оно поощряло обучение и повышение рождаемости,а теперь люди оказались обманутыми. Таков был общий тон выступлений. При голосовании мнения разделились следующим образом: 82 сенаторапроголосовали за одобрение закона, 30 – против, 13 – воздержались. Законотклонен. Решением палаты создана согласительная комиссия. На заседании одобрены законы о бюджетах Фонда социальногострахования и Пенсионного фонда РФ на 2003 год, а также закон об исполнениибюджета Пенсионного фонда за 2001 год. В пленарном заседании верхней палаты Федерального Собрания одобреныпоправки к закону о Центробанке РФ. Этот акт предлагает введение дополнительных оснований для проведенияповторных проверок коммерческих банков страны. Закон предоставляет такоеправо Банку России по мотивированному решению Совета директоров. Решениеможет приниматься в порядке контроля за деятельностью территориальныхучреждений ЦБ, которые проводили проверки, либо на основании ходатайстваподразделений Центробанка для оценки финансового состояния кредитныхорганизаций. «Это существенно расширяет возможности оперативногореагирования Банка России на изменение ситуации и поддержания стабильности,а также позволяет защитить интересы кредиторов». Совет Федерации отклонил поправки к закону о валютном регулированиии контроле. Для доработки акта предложено создать согласительную комиссию. Вынесенные на утверждение сессии Совета Федерации изменения идополнения предполагали либерализацию порядка обращения наличной валюты.Принятые ГосДумой поправки предоставляли физическим лицам право на вывоз изРоссийской Федерации сумм размером до 10 тысяч долларов без предоставлениятаможенным органам документов, подтверждающих происхождение этой валюты.Первоначальный вариант закона, который был представлен в парламентКабинетом министров, предполагал установление порога свободного вывозавалюты в размере 1500 долларов США. Нововведения в вопросах вывоза валюты необходимы, отмечалось назаседании палаты. Они неоднократно поднимались представителями иностранногобизнес-сообщества и дипломатического корпуса. Эта норма соответствуетмеждународной практике и будет способствовать дальнейшей интеграции нашейстраны в мировую экономику. Однако, было заявлено в ходе обсуждения,«сумма, эквивалентная полутора тысячам долларов, позволяет основной масселиц осуществить налично-денежные операции во время краткосрочного выезда заграницу и не связанные с предпринимательской деятельностью». Для иныхслучаев, отмечалось на заседании, существует система безналичного оборотавалюты, «хорошо развитая во всем мире». Кроме того, подобное ограничениесоответствует требованиям и озабоченности международных контролирующихорганизаций, занятых борьбой с «отмыванием грязных денег» и финансированиемтеррористических организаций. С точки зрения Комитета СФ по бюджету представляется методологическиошибочным разрешить вывоз таких сумм без соответствующих документов,которые позволяют отечественным налоговым органам обеспечить контроль задекларируемыми доходами граждан. И это в то время как продолжаетдействовать норма Налогового кодекса, позволяющая осуществлять налоговыйконтроль за гораздо менее значительными суммами расходов физических лиц. Эффективно реагировать на попытки проникновения на территориюРоссийской Федерации потенциальных незаконных иммигрантов позволят поправкик закону, регламентирующему въезд в и выезд из Российской Федерации.Одобренный палатой закон устанавливает дополнительные основания дляавтоматического отказа в выдаче иностранцам виз на въезд в Россию. Срединих - необходимость обеспечения безопасности, порядка или здоровьянаселения. Сенаторы одобрили упрощение выезда из РФ несовершеннолетнихроссиян на срок свыше трех месяцев. Теперь для этого не нужно согласиеродителей. Образовательный процесс с использованием компьютерных ителекоммуникационных технологий получил в России законодательную основу.Совет Федерации одобрил поправки к закону об образовании. Они позволяютобразовательным учреждениям использовать технологии дистанционного обучениякак в полном объеме, так и частично. Закон сделал образование доступным впервую очередь для инвалидов и людей, проживающих в отдаленных регионах. Одобрен федеральный закон «О Государственной автоматизированнойсистеме РФ «Выборы». За это решение на заседании верхней палаты парламентапроголосовали 110 членов Совета Федерации. Как заявил председатель Комитета по конституционному законодательствуЮрий Шарандин, использование ГАС «Выборы» при подсчете голосов избирателей«не подменяет человека»: в случае «нестыковок» и противоречий в результатах«ручной пересчет не исключается». Однако, по его словам, подобных ситуацийпока не возникало. Он сообщил коллегам, что сам принимал участие втестировании сканера и «добросовестно испортил» бюллетень для голосованияпо самым разным позициям. «Машина все добросовестно считала», - отметилпредседатель Комитета. На заседании одобрен закон «О выборах Президента РФ»,устанавливающий порядок их проведения. Этот акт венчает создание единогоблока избирательного законодательства. Закон содержит ряд законодательных новаций, о которых рассказалдокладчик – председатель Комитета по конституционному законодательству ЮрийШарандин. Так, в частности, с 70 тысяч до 50 тысяч (на один субъект РФ)сокращается количество подписей для выдвижения кандидата; приводитсяперечень оснований для отказа в регистрации кандидатов. Все «новеллы»,пояснил Ю.Шарандин, направлены на регулирование выборов этого уровня властив русле принятого в этом году базового закона «Об основных гарантияхизбирательных прав граждан…». Дискуссия в ходе обсуждения развернулась вокруг одной из норм закона –о назначении и проведении выборов Президента РФ Центральной избирательнойкомиссией в случае непринятия Советом Федерации решения о назначении датыголосования. Ю.Шарандин и глава ЦИК Александр Вешняков дали пояснение потакой норме, которая, по их мнению, является «страховочной» и непротиворечит Конституции РФ. Совет Федерации одобрил три из четырех законов по реформированиюМПС. Палата поддержала представленные сессии федеральный закон «Ожелезнодорожном транспорте в РФ», а также поправки к закону «О естественныхмонополиях» и изменения в «Устав железнодорожного транспорта РФ». На заседании был отклонен закон «Об особенностях управления ираспоряжения имуществом железнодорожного транспорта». В ходе его обсуждениясенаторы обращали внимание на ряд содержащихся в нем недоработок ипротиворечий. Как отметил в своем выступлении глава Комитета по экономическойполитике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян, в законе неопределен правовой механизм перехода имущества от одного субъектаимущественных отношений в лице МПС в собственность другого - создаваемогоОАО «Российские железные дороги». «Не ясно, как будет осуществляться этотпроцесс на практике - путем ликвидации или реорганизации, так какприменение каждого из способов имеет определенные правовые последствия», -заметил он. Председатель Комитета обратил внимание также на имеющиеся вакте спорные моменты. [1] Использованная литература: 1. Конституция Российской Федерации. М. , «Юридическая литература», 1993. 2. Комментарий к Конституции Российской Федерации, подготовлен Институтом законодательства и сравнительного правоведения, изд. БЕК, М., 1994. 3. Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 3336 4. Федеральный закон от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4869 5. Государственное право Российской Федерации./ Под ред. Кутафина О.Е. М.: - 1996 г. Электронные источники: 1. http://www.akdi.ru/sf/prb85/zased.htm 2. http://www.akdi.ru/gd/proekt/fz02.HTM 3. http://council.gov.ru/common.htm-----------------------[1] http://www.akdi.ru/sf/prb85/zased.htm




Похожие:

Совет Федерации iconПоложение о попечительском совете
Попечительский совет школы (далее — Попечительский совет) является орга­ном самоуправления образовательного учреждения и создается...
Совет Федерации iconКонституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», иными федеральными закон
Управляющий совет (далее – «Совет») общеобразовательного учреждения является коллегиальным органом управления общеобразовательного...
Совет Федерации iconСовет министров правительство российской федерации постановление от 23 октября 1993 г. N 1090 о правилах дорожного движения
В целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения, повышения эффективности использования автомобильного транспорта Совет...
Совет Федерации iconПринятие россии в совет европы: кто “ЗА” и “против”?
Се срочно отбывают в первопрестольную, чтобы уже от новых креатур услышать ожидаемое: нет, планы остаются в силе. Совет министров...
Совет Федерации iconПремия Президента Российской Федерации присуждается гражданам Российской Федерации
Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию начинает прием документов на соискание премии Президента...
Совет Федерации iconПротокол №1 Директор мбоу «Лицей №83»
Управление Лицеем строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются...
Совет Федерации iconНаучное сообщение М. Ниязматова История создания Совета безопасности Российской Федерации
Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской...
Совет Федерации icon«совет федерации федерального собрания российской федерации во внешнеполитическом процессе» По
...
Совет Федерации iconСтатья Законодательство Российской Федерации о культуре Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из настоящих Основ, законов Российской Федерации и законов республик в составе Российской Федерации о культуре
Верховный Совет Российской Федерации принимает настоящие Основы законодательства о культуре (далее Основы) в качестве правовой базы...
Совет Федерации iconГбоу впо “Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Совет студенческого научного общества Уважаемые коллеги!
Совет студенческого научного общества Ставропольской государственной медицинской академии приглашает Вас принять участие в работе...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы