Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв icon

Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв



НазваниеБыт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв
Дата конвертации05.07.2012
Размер224,25 Kb.
ТипРеферат
Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв.


Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII веках. Рубеж XV - XVI вв. - перелом в историческом развитии русских земель.Явления характерные этому времени оказали прямое воздействие на духовнуюжизнь России, на развитие ее культуры, предопределили характер инаправление историко-культурного процесса. Преодоление феодальной раздробленности, создание единой государственнойвласти создавало благоприятные условия для хозяйственного и культурногоразвития страны, послужило могучим стимулом подъема национальногосамосознания. Самая большая в Европе страна насчитывала к середине XVI в. едва либольше 9-10 млн. населения, распределенного к тому же неравномерно потерритории. Сравнительно густо были заселены центр и Новгородско-Псковская земля, где плотность достигала, по-видимому,5 человек на 1 кв.км. ( Для сравнения: в странах Западной Европы плотность составляла от 10до 30 жителей на один кв. км.). При этом следует иметь в виду того, чтопервая поло вина XVI столетия была благоприятной для роста населенияРоссии, которое увеличилось приблизительно в полтора раза за этот период;следовательно, в начале века, когда возникло российское государство, онообъединило под своей властью около 6 млн. человек. Это значит, что средняяплотность населения составляла около 2 чел. На 1кв.км. Такая низкаяплотность населения, даже если в некоторых районах центра и северо-запада и на протяжении первой половины XVI века повышалась в 2-3 раза,оставалась крайне не достаточной для интенсивного развития хозяйства ирешения задач, связанных с обороной страны. Жилище. Жилище с давних пор было не только областью удовлетворенияпотребности человека в жилье, но и частью его экономической,хозяйственной жизни. Разумеется, что в особенностях жилища, его размерах,благоустроенности отражалась и социальная дифференциация общества. Длякаждой эпохи характерны свои особенные черты в жилых и хозяйственныхпостройках, в их комплексах. Изучение этих особенностей даёт намдополнительные знания о прошлой эпохе, сообщает подробности не только обытовой жизни ушедших поколений, но и о социальных, хозяйственных сторонахих бытия. Конец XV и XVI века - своеобразный рубеж в наших источниках по историиматериальной культуры русского народа археологические данные, как правило,не поднимаются хронологически выше XV века. Отдельные наблюденияархеологов по материальной культуре XVI - XVII вв. добываются попутно сизучением более ранних периодов и сравнительно фрагментарны. Специальныеработы по позднему русскому средневековью редки, хотя их данные по жилищувесьма ценны для нас. Но с уменьшением археологических данных нарастает иколичество сведений документального характера. Отрывочные и случайныеупоминания о жилище в летописях, которыми мы вынуждены довольствоваться попериодам до XVI в., теперь существенно дополняются всё нарастающимколичеством актовых записей и других официальных документов. Сухие,краткие, но очень ценные своей массовостью данные писцовых книгпозволяют делать уже первые обобщения, подсчёты, сравнения различныхвидов построек. Кое-где в этих источниках проскальзывают и описаниелюбопытных деталей в характеристике жилых и хозяйственных построек. К этимданным письменных русских источников нужно прибавить и записки иностранцев,посещавших Россию в это время. Далеко не всё в их наблюдениях и описанияхдостоверно и ясно для нас, но многие детали русского быта XVI в. имиподмечены и переданы точно, а многое понимается с учётом сравнительногоизучения других источников. Зарисовки русского быта, сделанные со стороны,донесли до нас и то, что совсем не нашло отражения в русских документах,так как для русских авторов многое было настолько привычным, что, по ихмнению, на это не стоило обращать особого внимания. Пожалуй, только с XVI века мы имеем право говорить о появлении ещёодного вида источников по материальной культуре, значение которого труднопереоценить, различных материалов графического характера. Как бы ни былиточны письменные сведения, они дают нам в лучшем случае перечень названийпостроек или их частей, но по ним почти невозможно представить себе, как жеони выглядели. Только с XVI века в наше распоряжение попадают рисунки, гдедостаточно полно отражена жизнь тогдашней Руси. Манера этих рисунков подчаснепривычно условна для нас, подчинена определённым канонам иконописи иликнижной миниатюры, но, внимательно приглядевшись к ним, усвоив в какой-тостепени язык условностей, можно достаточно точно представить себе реальныечерты тогдашнего быта. Среди памятников этого рода выдающееся местозанимает колоссальный иллюстрированный Летописный свод, созданный позамыслу и при участии Ивана IV в 1553-1570 гг. Тысячи миниатюр этогосвода дают в руки исследователя прекрасный изобразительный материал помногим сторонам русского быта, в том числе и по жилищу. Их удачнодополняют некоторые иконописные сюжеты и миниатюры других книг этой эпохи. Социальная структура русского общества отражалась и в системеподразделения поселений на определённые единицы, которые для крестьянствабыли одно временно и единицами обложения, податными единицами и реальносуществовавшими ячейками поселения крестьянской семьи. Такими единицамибыли дворы. Документы и летописи знают двор, дворовое место, дворище в этихдвух, на первый взгляд не равнозначных, смыслах. Конечно, там, где речьидёт о монастырских дворах, боярских, дворов дьяков, подьячих, дворахремесленников или ещё более специфических названиях коровий двор, конюшийдвор, валовой двор, мы имеем дело только с обозначением определённогопространства, занятого комплексом жилых и хозяйственных построек. Но дляосновного тяглого населения, для крестьянства, понятия двор как усадьба,комплекс построек и двор как податная единица в известной мере совпадали,так как исправно нести тягло, платить подати и исполнять повинности могтолько полноценный крестьянский двор, имевший полный набор построек,необходимых для ведения хозяйства и жительства крестьянской семьи. Состав типичных для средневекового русского крестьянского дворапостроек в последнее время вызывают оживлённые споры. Считается, что тотсостав построек и даже те типы построек, которые знает этнография из бытарусской деревни XIX в., являются исконными и почти неизменными наРуси с глубокой древности, ещё с периода до монгольской Руси. Однаконакопление археологических данных о древнерусском жилище, болеевнимательный анализ письменных источников и средневековой графикизаставляют усомниться в этом выводе. Археологические данные достаточно чётко говорят о более сложнойистории развития русского комплекса жилых и хозяйственных построек, эторисовалось ранее. Наиболее поразительным казалось минимальное количествопостроек для скота, хотя в том, что скота у населения было много, неприходится сомневаться. На сотни открытых жилых построек приходятсябуквально единицы фундаментальных построек для скота. Столь же необычнымоказался и вывод о преобладании жилых однокамерных построек. Былиизвестны и достаточно сложные типы много камерной и двухкамерной связижилых и хозяйственных помещений, но они составляют меньшинство. Из этихфактов неизбежно приходится делать вывод о постепенном и достаточносложном развитии жилых комплексах, при чём развитие это в разныхгеографических зонах пошло своими путями, привело к формированию особыхзональных типов. Насколько позволяют судить об этом наши источники, началоэтого процесса приходится на рубеж с XV по XVII в., хотя сложениеэтнографических типов и в XIX в. вряд ли можно считать полностьюзаконченным, так как по своему характеру жилые комплексы были тесно связаныс изменениями социально-экономической жизни населения и отражали этиизменения постоянно. Наиболее ранние документальные записи о составе крестьянских двороврисуют нам его весьма лаконично: изба да клеть. Приведённые выписки издокументов конца XV века могли бы показаться случайными и нетипичными,если бы некоторые источники не позволили подкрепить их типичность массовымматериалом. В одной из писцовых книг приводится более детальный, чемобычно, перечень построек на крестьянских дворах, покинутых во времятрагических событий последнего десятилетия XVI века. Анализ этих описей далвесьма показа тельные результаты. Подавляющее большинство крестьянскихдворов было очень бедно по составу построек: 49% состояло вообще только из двух построек ("изба да клеть", "изба да сенник"). Данные документовподтверждаются ещё одним, своеобразным источником - Лицевым летописнымсводом XVI века. Трудно сказать почему, но как раз архитектурный фонминиатюр этого свода даже последними исследователями считаетсязаимствованием из византийских источников. Исследования А.В. Арциховговсвоё время убедительно показали русскую основу той натуры, с которойписались эти миниатюры, русский характер вещей, бытовых деталей, сцен.И только жилище ставится в зависимость от иностранных источников иусловностей "фантастического палатного письма русской иконописи". На самомже деле и жилище, составляющее большей частью из миниатюрных сцен (хотяесть и весьма реалистичные изображения не только храмов, но и обычныхизб, клетей), в основе своей имеет ту же русскую реальность, ту жерусскую жизнь, прекрасно известную творцам миниатюр как по недошедшим донас более древним лицевым рукописям, так и по собственным наблюдениям. Исреди этих картинок есть немногие изображения деревень. Язык миниатюрЛицевого свода отличается известной условностью. Пиктограмма жилищрасшифровывается довольно просто. Изба всегда имеет на торцовой стене, триокошка и дверь, клеть два окошка и дверь. Стены не расчерчены на брёвна,не имеют столь типичных для срубного жилища остатков брёвен по углам, да иокна, двери ради красивости сглажены, закруглены, снабжены завитками, ихтрудно узнать, но они есть и обязательно на твёрдо установленном месте, втрадиционном количестве для каждого вида зданий. Деревни, а тем болееотдельные крестьянские дворы, изображены редко, так как основнымсодержанием летописи остаётся жизнь феодальных верхов, феодального города.Но там, где речь идёт о деревнях, они есть, и пиктографическая формула дляних строится из двух построек, которые по признакам легко определяются какизба да клеть. Такова была, по всей вероятности, и реальная основакрестьянского двора, его типичный состав до XVI века. Но для XVI века такие дворы уже становятся пережитком. Экономическийподъём после окончательного освобождения от татарского ига, ликвидациифеодальной раздробленности, общее упорядочение в жизни в централизованноми сильном государстве не могли не сказаться и на изменения в комплексекрестьянских дворов. Раньше этот процесс начинался в северных областях,где этому благоприятствовали и социальные отношения, где этого требовалаи более суровая природа, позже мы замечаем это в центральных областях, ноименно XVI век можно считать началом тех изменений и в составе, и впланировке крестьянского двора, которые к XIX веку дают намэтнографическую схему различных типов крестьянского двора русских. Всеосновные постройки крестьянского двора были срубные - избы, клети,сенники, мшаники, конюшни, хлева (хотя есть упоминания и о плетневыххлевах) Основным и обязательным элементом такого двора была изба,отапливаемая постройка, утеплённая в пазах мхом, где жила семьякрестьянина, где в зимнее время занимались и работали (ткали, пряли,изготовляли различную утварь, инструменты), здесь же в морозы находил приюти скот. Как правило, на двор приходилось по одной избе, но бываликрестьянские дворы с двумя и даже с тремя избами, где размещалисьбольшие неразделенные семьи. По-видимому, уже в XVI веке происходитвыделение двух основных вида крестьянского жилища в северных районахначинают господствовать избы на подклети, подъизбице, т.е. имеющиеподполье. В таких подклетях могли держать скот, хранить запасы. Вцентральных и южных районах всё ещё продолжают бытовать наземные избы, полкоторых настилался на уровне земли, а, возможно, был и земляным. Нотрадиция не была ещё устоявшейся. Наземные избы упоминаются документамивплоть до Архангельска, а избы на подклети у богатых крестьян ставились ив центральных районах. Нередко здесь их называли горницами. По документальным записям о жилище XVI века мы знаем редкие случаиупоминания сеней в составе крестьянских дворов. Но как раз в XVI векесени всё чаще начинают упоминаться как элемент вначале городского, а затеми крестьянского жилища, причём сени определённо служат соединительнымзвеном между двумя постройками - избой и клетью. Но изменениевнутренней планировки нельзя рассматривать только формально. Появлениесеней как защитного тамбура перед входом в избу, а также то, что теперьтопка избы была обращена внутрь избы - всё это намного улучшило жильё,сделало его более теплым, удобным. Общий подъём культуры отразился и вэтом усовершенствовании жилища, хотя XVI век был только началомдальнейших изменений, и появление сеней даже в конце XVI века сталотипичным для крестьянских дворов далеко не всех областей России. Как идругие элементы жилища, раньше всего они появились в северных районах.Второй обязательной постройкой крестьянского двора была клеть, т.е.срубное помещение, служившее для хранения зерна, одежды, другого имуществакрестьян. Но не все районы знали именно клеть как второе хозяйственноепомещение. Есть ещё одна постройка, которая, видимо, исполняла ту же функцию, чтои клеть. Это сенник. Из других построек крестьянского двора нужноназвать, прежде всего, овины, так как зерновое хозяйство в относительносыром климате Центральной России невозможно без подсушки снопов. Овинычаще упоминаются в документах, относящихся к северным областям. Очень частоупоминаются погреба, но они лучше известны нам по городским материалам.Столь же обязательным была и "байна", или "мылна", в северных и частицентральных районов, но не везде. Вряд ли тогдашние бани сильноотличались от тех, что и сейчас ещё можно встретить в глубоких деревнях- маленький сруб, иногда без предбанника, в углу - печь - каменка, рядомс ней - полки или полати, на которых парятся, в углу - бочка для воды,которую нагревают, бросая туда раскалённые камни, и всё это освещаетсямаленьким окошечком, свет из которого тонет в черноте закопчённых стен ипотолков. Сверху такое сооружение часто имеет почти плоскую односкатнуюкровлю, крытую берестой и дерном. Традиция мыться в банях среди русскихкрестьян была не повсеместной. В иных местах мылись в печах. XVI век - время распространения построек для скота. Они ставилисьотдельно, каждая под своей крышей. В северных районах уже в это времяможно заметить тенденцию к двух этажности таких построек (хлев, мшаник, ана них сенник, то есть сенной сарай), которая позднее привела кобразованию громадных хозяйственных двухэтажных дворов (внизу - хлева изагоны для скота, вверху - повить, сарай, где хранят сено, инвентарь,здесь же ставится клеть). Феодальная усадьба, по описям и археологическимизвестиям, значительно отличалась от крестьянской. Одним из главныхпризнаков любого феодального двора, в городе или в деревне, былиспециальные сторожевые, оборонительные башни - повалуши. Такиеоборонительные башни в XVI веке были не только выражением боярской спеси,но и необходимой постройкой на случай нападения соседей - помещиков,неспокойных вольных людей. Башни эти были срубные в подавляющембольшинстве, в несколько этажей. Жилой постройкой феодального двора былагорница. Не всегда эти горницы имели косящатые окна, да и не все они моглибыть с белыми печами, но уже само название этой постройки говорит о том,что она была на подклети высокой. Постройки были срубные, из отборного леса, имели хорошие двускатныекрыши, а на повалушах они были нескольких видов двускатные, четырёхскатныеи крытые фигурной кровлей - бочками и т.п. Близок по составу и названиямпостроек к боярским дворам и двор состоятельного горожанина, да и самигорода русские в те времена, как это неоднократно отмечалось иностранцами,были ещё очень похожи скорее на сумму сельских усадеб, чем на город всовременном смысле. Мы очень мало знаем о жилище рядовых ремесленников подокументам не так часто приходилось им описывать своё небогатое наследствов юридических актах. Нет достаточных сведений о них и у археологов. Былицелые слободы ремесленников. Но многие из жили по дворам монастырским,боярским, у богатых горожан на подворье. По материалам XVI века их трудновыделить в отдельную группу. Можно думать, что дворы ремесленниковгородских посадов по составу построек ближе стояли к крестьянским дворам,хором богатых у них не было. Каменные жилые постройки, известные на Русиещё с XIV века, и в XVI веке продолжали оставаться редкостью. Дошедшиедо нас немногие жилые каменные хоромы XVI века поражают массивностью стен,обязательными сводчатыми потолками и центральным столпом, поддерживающимсвод. Исследователи старинной архитектуры и фольклора рисуют намкрасочную картину старины как мир узорчатых, резных, изукрашенных изб,теремов, горниц с крылечками точёнными, с маковками золочёнными. Однаконаши данные не позволяют судить о том, насколько богато и какукрашались крестьянские избы и другие постройки. По-видимому, крестьянскиеизбы украшались очень скромно, но некоторые части изб украшалисьобязательно; коньки крыш, двери, ворота, печь. Сравнительные материалы этнографии XIX века показывают, что этиукрашения играли кроме эстетической роли роль оберегов, защищавших "входы"от злых духов, корни семантики таких украшений восходят ещё к языческимпредставлениям. Но жилище богатых горожан и феодалов руками и талантомкрестьян украшались пышно, затейливо, красочно. Мало мы знаем и овнутреннем убранстве жилищ, хотя вряд ли интерьер крестьянских изб и домовремесленников сильно отличался от того, что было и в XIX веке типично длякрестьянства. Но как ни фрагментарны наши сведения по некоторым элементамжилища XVI века, мы всё же можем констатировать значительный сдвиг и вэтой области культуры русского народа в XVI веке, связанной с общимипроцессами исторического развития страны. Одежда. Подлинную картину того, как одевались наши предки в XVI веке, мы можемвосстановить в общих чертах, лишь синтезируя сведения различных источников - письменных, графических, археологических, музейных, этнографических.Совсем невозможно проследить по этим источникам локальные различия водежде, а они, несомненно, были. Основной одеждой в XVI веке была рубаха. Рубахи шились из шерстянойткани (власяницы) и льняного и конопляного полотна. В XVI веке рубахиносились обязательно с определенными украшениями, которые у богатых изнатных делались из жемчуга, драгоценных камней, золотых и серебряныхнитей, а у простонародия, вероятно, красными нитками. Главнейший элементтакого набора украшений - ожерелье, закрывавшее разрез ворота. Ожерельемогло быть пришито к рубахе, могло быть и накладным, но ношение его нужносчитать обязательным вне дома. Украшениями покрывали концы рукавов и низподола рубах. Рубахи различались по длине. Следовательно, короткие рубахи,подол которых доходил примерно до колен, носили крестьяне и городскаябеднота. Богатые и знатные носили длинные рубахи, сорочки, доходившие допят. Штаны были обязательным элементом мужской одежды. Но единого терминадля обозначения этой одежды еще не было. Обувь XVI века была весьмаразнообразной и по материалам, и по покрою. Археологические раскопки дают явное преобладание кожаной обувиплетеной с лыка или бересты. Это значит, что лапти не были известнынаселению Руси с древности и были скорей дополни тельной, предназначеннойдля особых случаев обувью. Для XVI века можно наметить определенную социальную градацию: сапоги- обувь знатных, богатых; калиги, поршни - обувь крестьян и массы горожан.Впрочем, эта градация могла быть и не четкой, так как мягкие сапоги носилии ремесленники, и крестьяне. Но феодалы всегда в сапогах. Мужские головные уборы были достаточно разнообразны, особенно у знати.Наиболее распространенной среди населения, крестьян и горожан, былавойлочная шляпа конусообразной формы с округленной вершиной. Господствующиефеодальные слои населения, больше связанные с торговлей, стремившиесяподчеркнуть свою сословную обособленность, многое заимствовали из другихкультур. Широко распространился среди бояр и знати обычай ношениятафьи, маленькой шапочки. Такую шапочку не снимали и дома. А, выходя издому, на нее надевали высокую "горлатную" меховую шапку - знак боярскойспеси и достоинства. Знать носила и другие шапки. Если отличие в основном мужском одеяниимежду сословными группами сводились главным образом к качеству материалов иукрашений, то разница в верхней одежде была очень резкой, и, прежде всегопо количеству одежд. Чем богаче и знатнее человек, тем больше на нембыло платья. Сами названия этих одежд не всегда понятны нам, так какотражают часто такие их признаки, как материал, способ застегивания, чтосовпадает и с номенклатурой позднейшей крестьянской одежды, так жевесьма неопределенной по функциональному признаку. С господствующими слоямиодинаковы по названию были у простонародья только шубы, однорядки икафтаны. Но по материалу и украшениям не могло быть никакого сравнения.Среди мужской одежды упомянуты и сарафаны, покрой которых точно трудно себепредставить, но это было просторное длинное платье, так же украшенноевышивкой, обнизями. Конечно, так роскошно одевались лишь во время парадныхвыходов, приемов и в других торжественных случаях. Как в мужском костюме, рубаха была основной, а часто единственнойодеждой женщин в XVI веке. Но сами рубахи были длинные, до пят покройженской рубахи нам не известен. Материал, из которого шились женскиерубахи - полотно. Но могли быть и шерстяные рубахи. Женские рубахиобязательно украшались. Конечно, у крестьянок дорогих ожерелий не было, но их могли заменятьвышитые, украшенные простыми бусами, мелким жемчугом, латунными нашивками.Крестьянки и рядовые горожанки, наверное, носили поневы, плахты илиподобную одежду под другими названиями. Но кроме поясной одежды, а также рубахи, уже с XVI века выдавали какие-то горничные одежды. Ничего мы не знаем об обуви простых женщин, но, вероятней всего, онабыла идентична мужской. Весьма общие у нас представления о женскихголовных уборах XVI века. На миниатюрах головы женщин покрыты платами(убрусами) - кусками белой ткани, закрывающими голову и спадающими на плечиповерх одежды. Одежда знатных женщин сильно отличалась от одеждыпростонародья, прежде всего обилием платья и его богатством. Что касаетсясарафанов, то они ещё в XVII веке оставались по преимуществу мужскойодеждой, а не женской. Рассказывая об одежде, мы вынуждены отмечать иукрашения. Часть украшений стала элементом тех или иных одежд. Одним изобязательных элементов одежды и одновременно украшением служили пояса.Выйти на улицу без пояса было нельзя. XV-XVI вв. и позднейшее время можносчитать периодом, когда роль металлических наборов украшений постепенносходит на нет, хотя и не во всех видах. Если археологические данныедают нам десятки разных типов шейных, височных, налобных, ручныхукрашений, то к XVI веку их остается сравнительно немного: перстни,браслеты (запястье), серьги, бусы. Но это не значит, что прежние украшенияисчезли бесследно. Они продолжали бытовать в сильно измененной форме. Этиукрашения становятся частью одежды. Пища. Основной пищей в XVI веке оставался хлеб. Хлебопечение и приготовлениедругих изделий из зерна, и зерно продуктов в городах XVI века было занятиембольших групп ремесленников, специализировавшихся на производстве этихпродуктов питания для продажи. Хлеб пекли из мешанной ржаной и овсяноймуки, а также, должно быть, и только из овсяной. Из пшеничной мукивыпекали хлеба, калачи, просвиры. Из муки изготовляли лапшу, пекли оладьи и"перепечь" - ржаные жареные лепёшки из кислого теста. Из ржаной муки пекли блины, приготовляли сухари. Очень разнообразен ассортимент из сдобноготеста-пироги с маком, мёдом, кашей, репой, капустой, грибами, мясом и т.п.Перечисленные изделия далеко не исчерпывают разнообразия хлебныхпродуктов, употреблявшихся на Руси в XVI веке. Очень распространенным видом хлебной пищи были каши (овсяные,гречневые, ячменные, пшенные), и кисели - гороховый и овсяный. Зернослужило и сырьём для приготовления напитков: кваса, пива, водки.Разнообразие огородных и садовых культур, возделываемых в XVI веке,обусловливало разнообразие овощей и фруктов, употреблявшихся в пищу:капуста, огурцы, лук, чеснок, свекла, морковь, репа, редька, хрен, мак,стручковый зелёный горох, дыни, различные травы для солений (чеьра, мята,тмин), яблоки, вишни, сливы. Значительную роль в питании играли грибы - вареные, сушеные, печеные.Одним из основных видов питания, следующим по значению, за хлебной ирастительной пищей и продуктами животноводства в XVI веке рыбная пища. ДляXVI века известны разные способы обработки рыбы: соление, сушение, вяление.Очень выразительными источниками, рисующими разнообразие пищи на Руси в XVIвеке являются столовые обиходники монастырей. Ещё большее разнообразиеблюд представлено в Домострое, где имеется специальный раздел "Книги вовесь год, что в столы еству подают..." Таким образом, в XVI веке ассортимент хлебных изделий отличался ужеочень большим разнообразием. Успехи в развитии земледелия, в частностиогородничества и садоводства, привели к значительному обогащению ирасширению ассортимента растительной пищи вообще. Наряду с мясной имолочной пищей очень важную роль продолжала играть пища рыбная. Обряды. Фольклор XVI в., как и все искусство этого времени, жилтрадиционными формами и использовал выработанные ранее художественныесредства. Памятки письменности, дошедшие до нас от XVI в., свидетельствуют,что обряды, в которых сохранилось немало следов язычества, повсеместнобытовали на Руси, что былины, сказки, пословицы, песни были основнымиформами словесного искусства. Памятники письменности XVI в. упоминают скоморохов как людей,забавляющих народ, потешников. Они принимали участие в свадьбах, выполнялироль дружек, участвовали в похоронах, особенно в заключительных веселья,рассказывали сказки и пели песни, давали шуточные представления. Сказки. В XVI в. были популярны сказки. От XVI в. сохранилось маломатериалов, которые бы позволяли узнать сказочный репертуар того времени.Можно лишь сказать, что он включал в себя волшебные сказки. Немец ЭрихЛяссота, будучи в Киеве в 1594г., записал сказку о чудесном зеркале. В нейрассказывается о том, что в одну из плит Софийского собора было вделанозеркало, в котором можно было видеть то, что происходит далеко от этогоместа. Существовали сказки о животных и бытовые. Жанры традиционного фольклора в это время широко бытовали. XVI в. -время больших исторических событий, которое наложило свой от печаток нанародное творчество. Стала обновляться тематика произведений фольклора, вкачестве героев в них вошли в них вошли новые социальные типы иисторические лица. Вошел в сказки и образ Ивана Грозного. В одной сказкеГрозный обрисован как проницательный правитель, близкий к народу, носуровый по от ношению к боярам. За подаренные ему репу и лапти царь хорошозаплатил крестьянину, но когда дворянин царю хорошего коня, царь разгадалзлой умысел и отдарил его не большим поместьем, а репой, которую получил открестьянина. Другим жанром, широко бытовавшем в устной и письменной речи вXVI в., была пословица. Она была жанром, наиболее живо откликавшимся наисторические события и социальные процессы. Время Ивана Грозного и егоборьба с боярством получили в последствии часто сатирическое отражение,ирония их была направлена против бояр: "Времена шатки - береги шапки","Царские милости в боярское решето сеются", "Царь гладит, а бояре скребут". Пословицы. Дают пословицы оценку и бытовым явлениям, в частности положениюженщины в семье, власти родителей над детьми. Многие из такого родапословиц создавались в среде отсталых и темных людей и на них сказалосьвлияние морали церковников. "Баба да бес - один у них вес". Но создавалисьи пословицы, в которых воплощается жизненный народный опыт: "На жене домдержится". Поверья. В фольклоре XVI в. широко бытовали многие жанры, в том числе итакие, которые возникли в глубокой древности и содержат в себе следыдревних представлений, как вера в силу слова и действия в заговорах, вера всуществование в леших, водяных, домовых, колдунов, в поверьях, легендах,представляющих собой рассказы о чудесах, о встрече с нечистой силой, онайденных кладах, обманутых чертях. Для этих жанров в XVI в. свойственнауже значительная христианизация. Вера в силу слова и действия теперьподтверждается просьбой о помощи к богу, Иисусу Христу, богоматери исвятым. Сила христианских, религиозных представлений была велика, они сталигосподствовать над языческими. Персонажами легенд кроме лешего, русалок ичерта также святые (Никола, Илья). Былины. Важные изменения произошли и в былинах. Прошлое-предмет изображениябылин - получает в них новое освещение. Так, в период борьбы с Казанским иАстраханским царствами былины о битвах с татарами получает новое звучание всвязи с подъемом патриотических настроений. Иногда былины осовременивались.Калин-царь заменяется Мамаем, а вместо князя Владимира появляется ИванГрозный. Борьба с татарами живила былинный эпос. Он впитывает в себя новыеисторические события, включает новых героев. Кроме такого рода изменений исследователи эпоса к этому времени относяти возникновение новых былин. В этом столетии были сложены былины о Дюке иСухмане, о наезде литовцев, о Вавиле и скоморохах. Отличие всех этих былин- широкое развитие социальной темы и антибоярской сатиры. Дюк представленв былине трусливым "молодым боярином", который не решается сразиться созмеем, боится Ильи Муромца, но поражает всех своим богатством. Дюк - образсатирический. Былина о нем - сатира на московское боярство. Былина о Сухмане, старая по происхождению, характерна усилением в нейотрицательной трактовки образов бояр, князей и Владимира, который вступаетв конфликт с богатырем, не примиряющимся с князем. Былина о наезделитовцев содержит в себе яркие следы времени. Двое братьев Ливиков из землиЛитовской замышляют набег на Москву. В былине две сюжетные линии: похищениякнязя Романа и борьба его против литовцев. Былина о Вавиле и скоморохах иих борьбе с царем Собакой, царство которого они разоряют и сжигают,произведение особого рода. Оно иносказательно и утопично, так как выражаетвековую мечту народных масс о "справедливом царстве". Былина отличаетсясатирой и веселой шуткой, которые вошли в нее вместе с образами скоморохов. Предания. Новые особенности приобретают в XVI в. и предания - устныепрозаические рассказы о значительных событиях и исторических лицахпрошлого. Из преданий XVI в. выделяются, прежде всего, 2 группы преданий обИване Грозном и о Ермаке.1) Они полны большого общественного звучания, включают в себя рассказы, связанные с походом на Казань, с подчинением Новгорода: они носят патриотический характер, восхваляют Грозного, но отличаются явно демократическим характером.2) Сложена новгородцами и содержит в себе осуждение Грозного за жестокость. Приписывается ему и борьба с Марфой Посадницей, которую он якобы, сослал или убил. С именем Ивана Грозного связано не мало преданий о местностях, в которых он бывал, или о церквях, которые он строил, Новгородские предания изображают казни горожан, что, однако, осуждается не только народом, но и святыми. В одном из преданий святой, взяв в руки отрубленную голову казненного, преследует царя, и тот в страхе убегает. Предание о Ермаке носят местный характер: есть о нем предания донские, уральские, сибирские. Каждое из них дает его образу свою особую трактовку. 1) В донских преданиях Ермак изображается как основатель казацкоговойска, защищающий казаков: он освободил Дон от иноземцев: сам он явился наДон, бежав после убийства боярина. Так в донских преданиях Ермак, часто врасхождение с историей, представляется казацким вождем. Богата группапреданий, в которых Ермак выступает как покоритель Сибири. Его поход вСибирь мотивируется различно: то он послан туда царем, то сам направился вСибирь, чтобы заслужить прощение царя за совершенные им преступления.Гибель его тоже описывается по-разному: на его войско напали татары ипогубили спящих; Ермак утонул в Иртыше в тяжелом панцире; его предал есаулКольцо. Песни. Волнение посадских людей в Москве (1547), стремление казаков ксамоуправлению, царские указа о временном запрете перехода крестьян отодного помещика к другому (1581г.), о кабальных холопах (1597г.)- все этоспособствовало росту недовольства народных масс, одной из форм протестакоторых стало разбойничество. Оно нашло отражение в фольклоре в такназываемых разбойничьих или удалых песнях. Крестьяне бежали не только изпомещичьих усадьб, но и из царских войск. Жизнь на "воле" послужилаусловием, способствовавшим более яркому выражению вековых мечтанийнародных масс о социальном освобождении. Художественной формой, в какой этимечтания нашли поэтическое воплощение, и были разбойничьи песни. Они ещетолько возникали в конце XVI в. Герой этих песен смелый, удалой добрыймолодец, поэтому и сами песни получили в народе название "удалых песен".Они отличаются острым драматизмом, воспеванием "воли" и образа разбойника,который вешает бояр и воевод. Классическим примером служит песня "Не шуми,ты мати, зеленая дубравушка". Ее герой отвергает требование царских слугвыдать товарищей. В XVI в. формируется и жанр балладных песен - малая этическая сюжетнаястихотворная форма. Этот тип произведений, к которому применяется западное- европейский термин "баллада", весьма своеобразен. Он отличается тонкойхарактеристикой личных, семейных отношений людей. Но в него нередко входяти исторические мотивы и герои, однако они не трактуются в историческомплане. Баллады имеют явно антифеодальную направленность (например,осуждение самоуправства князя, боярина в балладе "Дмитрий и Домна", гдекнязь жестоко расправляется с девушкой, отвергнувшей его руку), в нихнередко разрабатывается суровая родительская власть, семейный деспотизм.Хотя преступник в балладах обычно не наказывается, но моральная победа всегда на стороне простых людей.Герои баллад нередко короли и королевы, князья и княгини, их судьба связанас судьбой простых людей-крестьян, слуг, образы которых трактуются какположительные. Характерная черта в балладах антиклерикальнаянаправленность (например, "Чурилья - игуменья", "Князь и старицы", вкоторых представители духовенства играют отрицательную роль). К числу баллад, возникших в XVI в., относят баллады "Дмитрий иДомна", "Князь Михайло", "Князь Роман жену терял". В первой девушка,протестуя против насильственного брака, лишает себя жизни. В другихвариантах жених-князь Дмитрий забивает ее до смерти. В балладе "КнязьМихайло" свекровь губит невестку. Глубоко драматична баллада о князе Романеи его жене. Погубив ее, он скрывает это от дочери. Произведения жанрабаллады эмоционально напряжены, а сюжеты носят трагический характер:положительный герой гибнет, зло в отличие от былины и сказки обычно ненаказывается. Идейно-моральное содержание в них раскрывается черезположительного героя, который хотя и гибнет, но одерживает моральнуюпобеду. Несмотря на популярность в XVI в. былин, сказок, пословиц,баллад, наиболее характерным для фольклора этого времени были историческиепесни. Зародившись ранее, они стали в это столетие важнейшим жанром, таккак их сюжеты отражали события времени, привлекавшие общее внимание, да ирасцвет этого жанра в XVI в. Был обусловлен рядом факторов: подъемомнационального создания народных масс и углублением их историческогомышления; завершением объединения русских земель; обострением социальныхконфликтов крестьянства с поместным дворянством в результате прикрепленияпервого к земле. Исторические песни делятся на 2 основных цикла,связанных с именами Ивана Грозного и Ермака. Песни об Иване Грозном включают сюжеты о взятии Казани, борьбе скрымскими татарами, обороне Пскова, о личной жизни царя: гневе Грозного насына, смерти самого царя. Песни о Ермаке - сюжеты о Ермаке и казаках,походе голытьбы под Казань, разбойном походе на Волгу и убийстве казакамицарского посла, взятии Ермаком Казани, встречах с Грозным и пребывание втурецком плену. В песнях нашли также отклик и набеги крымского хана Давлет- Гирея на Москву в 1571-72гг. и оборона Пскова от войск Батория в 1581-82гг. песня "Набег татар" и песня "Осада Пскова". Большие исторические события и важные социальные процессы XVI в.определяли глубокую связь песен с живой действительностью, уменьшилиэлементы условности в повествовании и способствовали широкому отражениюхарактерных для времени явлений и бытовых деталей.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв iconРеферат Быт и нравы русской семьи XVI-XVII веков
Быт и нравы русской семьи XVI – XVII веков в отечественной историографии
Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв iconБыт русского народа XVI -xvii веков
Чтобы понять истоки условий и причин, определяющих образ жизни, быт и культуру русского народа, необходимо рассмотреть общественно-политическую...
Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв iconБыт и нравы русских женщин в XVI-XVII веках

Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв iconНравы русского народа XIV xvii век

Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв iconБыт и нравы провинциальной России. H. В. Гоголь Быт и нравы провинциальной России ( по одному или нескольким произведениям Гоголя ) Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым

Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв iconБыт и нравы русских женщин в XVI-XVII веках
На протяжении многих веков русская женщина практически всегда находилась в тени мужчины. Возможно, именно по этой причине сегодня...
Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв iconБыт и нравы провинциальной России

Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв iconБыт и нравы темного царства

Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв iconБыт русских царей XVI-XVII вв
Вотчинный тип отражался во всех мелочах и порядках его домашней жизни и домашнего хозяйства. Это был простой деревенский, и следовательно...
Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв iconБыт и нравы провинциальной России (по одному или нескольким произведениям Гоголя)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы