Политический портрет Александра II icon

Политический портрет Александра II



НазваниеПолитический портрет Александра II
Дата конвертации05.07.2012
Размер296.2 Kb.
ТипРеферат
Политический портрет Александра II


Политический портрет Александра II.Содержание: 1. Введение…………………………………………………………………. 2. Александр II до коронации и в первые годы царствования……… 3. «Великие реформы». 1. Необходимость реформ…………………………………………………. 2. Крестьянская реформа 1861 года……………………………………………. 3. Земская реформа…………………………………………………………………. 4. Городская реформа…………………………………………………………….. 5. Судебная реформа……………………………………………………………….. 6. Военная реформа…………………………………………………………………. 7. Реформы в области просвещения……………………………………………. 8. Реформы в области печати…………………………………………………… 4. Польское восстание……………………………………………………… 5. Русско-турецкая война…………………………………………………… 6. Убийство императора…………………………………………………….. 7. Заключение………………………………………………………………… 1. Введение. В своем реферате я попытался проследить линию жизни одной из важных исторических личностей, императора Александра II. Как мне кажется, этот человек оставил большой след в истории России. У него, как и у любого другого правителя, были свои минусы и плюсы в ведении политики. Но, например внутренние реформы Александра II по своему масштабу сравнимы разве что с реформами Петра I. Особое внимание в данной работе уделено политической карьере Александра II. 2.Александр II до коронации и в первые годы царствования. Александр II – император всероссийский, старший сын императора НиколаяПавловича и императрицы Александры Федоровны, родился в Москве 17 апреля1818 г. Естественно, что огромное значение уделялось воспитанию и образованиюбудущего монарха. Воспитателями его были генерал Мердер (командир роты вшколе гвардейских прапорщиков, обладавший замечательными педагогическимиспособностями, «кротким нравом и редким умом»), М. М. Сперанский, Е. Ф.Канкрин. Не менее значимым было влияние и другого наставника - знаменитогопоэта Василия Андреевича Жуковского, руководителя его классных занятий.Хотелось бы поподробнее остановиться на системе воспитания Жуковского,которая давала не только общие знания принятого тогда обширного наборапредметов и четырех иностранных языков, но и знания сугубо специальные: огосударстве, его законах, финансах, внешней политике и формировала системумировоззрения. Получаемые знания подкреплялись многочисленными путешествиями. Первыйиз царского рода он посетил (в 1837 году) Сибирь, и результатом этогопосещения оказалось смягчение участи политических ссыльных. Позднее, будучина Кавказе, цесаревич отличился при нападении горцев, за что был награжденорденом св. Георгия 4-ой степени. В 1837 году по желанию Николая I онпредпринял путешествие по Европе с образовательной целью. Он объехалШвейцарию, Австрию, Италию и подолгу задерживался в Берлине, Веймаре,Мюнхене, Вене, Турине, Флоренции, Риме и Неаполе. Большую роль в жизни Александра II сыграло посещение Дармштадта, гдеон познакомился с принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией (родившейся 27 июля 1824г.
), приемной дочерью герцога ГессенскогоЛюдовика II, ставшей вскоре женой цесаревича, великой княжной МариейАлександровной. С 16 лет Александр успешно принимал участие в делах управления,сначала эпизодически, а затем и систематически. В 26 лет стал «полнымгенералом» и имел достаточно профессиональную военную подготовку. Впоследние годы царствования Императора Николая и во время его путешествийнеоднократно заменял своего отца. На престол Александр II взошел 19 февраля 1855 г. в возрасте 36 лет.Ему предстояло войти в историю под именем Освободителя. Уже в денькоронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядоммилостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены всеказенные недоимки, начеты и т. д.; освобождались, или, по крайней мере,смягчалось наказание разным преступникам, в том числе объявлена амнистияполитическим заключенным – оставшимся в живых декабристам, петрашевцам,участникам польского восстания 1831 года; отменен прием в рекрутымалолетних евреев, и набор между последними приказано производить на общихоснованиях; был разрешен свободный выезд за границу и т. п. Но все эти мерыбыли лишь преддверием тех глобальных реформ, которыми ознаменовалосьцарствование Александра II. В этот период была в разгаре и принимала неблагоприятный оборотКрымская война, где России приходилось иметь дело с соединенными силамипочти всех главных европейских держав. Несмотря на свое миролюбие, котороебыло известно и в Европе, Александр выразил твердую решимость продолжатьборьбу и добиться мира, что вскоре и было достигнуто. В Париже собралисьпредставители семи государств (Россия, Франция, Австрия, Англия, Пруссия,Сардиния и Турция), и 18 марта 1856 г. был заключен мирный трактат.Парижский мир, хотя и не выгодный для России, был все-таки почетным для нееввиду таких многочисленных и сильных противников. Впрочем, невыгоднаясторона его - ограничение морских сил России на Черном море - былаустранена еще при жизни Александра II. 3.«Великие реформы». 3.1 Необходимость реформ. По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостаткиРоссийского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпениеможидала их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое времялозунгом России: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннееблагоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; даразвивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякойполезной деятельности..." На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. Всвоей речи перед представителями московского дворянства Александр IIсказал: «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будетотменено снизу». Другого выхода не было, так как крестьяне с каждым годомвсе сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширяласьбарщинская форма эксплуатации крестьянина, что и вызывало кризисныеситуации. В первую очередь начала снижаться производительность трудакрепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этимподрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидные помещикиосознавали, что подневольный труд намного уступает по производительностинаемному (Например, об этом писал крупный помещик А.И.Кошелев в своейстатье «Охота пуще неволи» в 1847 году). Но наем работников требовалнемалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был даровым.Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применятьновейшую технику, закупать улучшенные сорта породистый скот и т.д. Ксожалению, такие меры приводили их к разорению и, соответственно, кусилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений передкредитными учреждениями. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостнойсистеме было невозможным. К тому же оно, просуществовав в Россиизначительно дольше, чем в европейских странах приняло очень жесткие формы. Однако, существует и другая точка зрения относительно этой реформы,согласно которой к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко неисчерпало своих возможностей и выступления против правительства были оченьслабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но,сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав. Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторонгосударственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер поперестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее,армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве что толькос реформами Петра I. 3.2 Крестьянская реформа 1861 года. Крестьянской реформой 1861 года в России было отменено крепостное право. 5марта 1861 года были опубликованы "Положения 19 февраля 1861 года", наоснове которых проводилась главная из буржуазных реформ императораАлександра I . Крестьяне становились лично свободными: помещики уже немогли продавать покупать, закладывать и переселять их. Однако помещичьясобственность на землю была сохранена, а полученные от помещиков наделыкрестьяне были обязаны выкупать. Правительство выплатило помещикам суммувыкупа, которую крестьяне должны были погасить за 49 лет по 6% ежегодно. Довыкупа надела крестьяне назывались временнообязанными и несли в пользупомещика оброк или барщину. Юридически барщина и оброк были отменены тольков 1882-1883 гг., после принятия закона от 28 декабря 1881 года опрекращении временнообязанных отношений крестьян к бывшим помещикам.Взимание выкупных платежей прекратилось только в результате революции 1905-1907 гг.Еще в 1856 году император, принимая у себя представителей дворянства,сказал им о своем намерении проведения крестьянской реформы. По егомнению "лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождатьсятого времени, когда оно начнет само по себе уничтожаться снизу. "Вэкономической сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства,основанном на принудительном, крайне неэффективном, труде крепостныхкрестьян. В социальной сфере - усиление крестьянского протеста противкрепостничества, которое выражалось в увеличении волнений. Для сравнения приведем данные: - 1831-1840 гг. - 328 крестьянских волнений; - 1841-1850 гг. - 545 крестьянских волнений; - 1851-1860 гг. - 1010 крестьянских волнения.Как мы видим, крестьянское недовольство существующим порядком нарастало скаждым днем. Правящие круги опасались того, что разрозненные крестьянскиеволнения перерастут во "вторую пугачевщину" Кроме того, поражение в Крымской войне показало, что крепостное право- главная причина военно-технической отсталости страны. Опасаясь того, чтоРоссия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительствовстало на путь социальных, экономических и политических реформ. 3 января 1857 года был образован секретный комитет "для обсуждениямер по устройству быта помещичьих крестьян", но так как он состоял изярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некотороевремя, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив,нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. Сэтого момента существование комитета перестало быть "секретом" и в феврале1858 года он был переименован в Главный комитет "о помещичьих крестьянах,выходящих из крепостной зависимости". Необходимо сказать об отношении самих помещиков к реформе. А онокоординально различалось. Большинство помещиков выступало вообще противреформы. Некоторые соглашались, но на различных условиях: одни отстаиваливариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободыкрестьянина, другие, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночныеотношения, или намеревавшиеся перестроить его на предпринимательскихначалах, выступали за более либеральный ее вариант - освобождениекрестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом. Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке об-Щественно-политического подъема в стране. В 50-х годах ХIХ в. сложилисьдва идейных центра, возглавлявшие революционно-демократическое направлениерусской мысли: А.И. Герцена и Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского и Н.А.Добролюбова в Лондоне. Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменитькрепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления,учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования всфере просвещения и т.д.К концу августа 1859 года проект "Положений о крестьянах" былпрактически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил нарассмотрение последней инстанции - Государственного совета. Здесь былосделано новое "дополнение" к проекту в пользу помещиков: по предложениюодного из крупнейших землевладельцев П.П. Гагарина был внесен пункт о праве помещика предоставлять крестьянам (но по соглашению с ними)немедленно в собственность и бесплатно ("в дар") четверть надела. Такойнадел получил название "четвертного" или "дарственного" (крестьяненазывали его "сиротским"). 19 февраля "Положения" (они включали в себя 17 законодательных актов)были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал иМанифест об освобождении крестьян. По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенноважный момент в крестьянской реформе, и я хотел бы обратить на неговнимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещикмог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать,разлучить с семьей и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянинполучал возможность решать где и как ему жить, он мог жениться, неспрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки,открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все этопредоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства,способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давалосильный толчок развитию капитализма в пореформенной России. По "Положениям" было введено крестьянское самоуправление, т.е.сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостнымистаршинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять землю,раскладывать повинности, определять очередность отбывания рекрутскойповинности, принимать в общину и увольнять из нее. Также вводился волостнойкрестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам. Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьянбыл невозможен, поэтому правительство пришло на помощь крестьянствуустройством "выкупной системы ".В "Положениях" указано, что помещикисмогут получить земельную ссуду, как только будут устроены их земельныеотношения с крестьянами и установлен земельный надел. Ссуда выдаваласьпомещику доходными процентными бу магами и засчитывалась за крестьянами,как казенный долг, который они должны были погасить в течении 49 лет"Выкупными платежами". Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения междупомещиком и крестьянином по поводу размера надела, а также по поводуобязательств крестьянина по отношению к помещику. Это следовало изложить в"уставной грамоте" в течение одного года с момента освобождения. Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидацияфеодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянуласьна многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбыватьтакие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшиласьбарщина и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян навыкуп, они находились во временнообязанном положении, т.е. обязаны были запредоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормамбарщину или платить оброк. Так как определенного срока по истечениикоторого временнообязанные крестьяне должны были быть переведены наобязательный выкуп не было, то их освобождение растянулось на 20 лет(правда к 1881 году их оставалось не более 15%). Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, еезначение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформаявилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм.Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, апредоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитиюпредпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переходот феодальных форм хозяйства к капиталистическим. Отмена крепостного правав России вызвала необходимость проведения и других буржуазных реформ - вобласти местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле. 1 января 1864 года было издано "Положение о губернских и уездныхземских учреждениях", вводившее бессословные выборные органы местногосамоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетнийсрок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земскихсобраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Земства несли ответственность за народное образование, за народноездоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, застрахование, за ветеринарную помощь и другое. Все это требует больших средств, поэтому земствам было позволеновводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земскиекапиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна былаохватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления нетолько сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий.Самоуправление получили столь широкое распространение, что многими былопонято, как переход к представительному образу правления, поэтому состороны правительства вскоре стало заметно стремление удержатьдеятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться междусобой земским корпорациям. 16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые начетыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующийисполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головыи нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем игородской думы и городской управы. Право избирать и быть избранным вгородскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков - одним словом торгово-промышленная буржуазия). Таким образом, основнаямасса городского населения была устранена от участия в городскомсамоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограниченарешением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройствобазаров и т.п.). Одновременно с земской реформой, была подготовлена и судебная. Извсех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самыхзначительных. Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный,гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой исостязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебномпроцессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, мере наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участиемприсяжных заседателей считались окончательными, в противном случае моглибыть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов,в которыхпринимали участия присяжные заседатели могли быть обжалованы лишь в томслучае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства.Апелляции на эти решения рассматривал Сенат. Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500рублей в уездах и городах вводился мировой суд с упрощеннымсудопроизводством. Состав мировых судей избирался на уездных земскихсобраниях. Судебные уставы 1864 года вводили институт "присяжных поверенных" -адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и членыокружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники исудебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование.Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждалисьимператором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли бытьуволены или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случаесовершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об изотстранении от должности выносил суд. Таким образом закон вводил важныйпринцип несменяемости судей. В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ. В 1874 году былиздан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменилпорядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались квоенной службе. По законам ХVIII века дворянство постепенно былоосвобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не простонизших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогачемогли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинностилегла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срокслужбы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись совсеми вытекающими отсюда последствиями. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года,но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службупризывалось не более 20-25% призывников).Призыву не подлежали единственныйсын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший братпризывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней :всухопутных войсках 15 лет:6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальноеобразование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончившихгородскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшееобразование - до полугода. Таким образом, мы можем сделать вывод, что новаясистема предполагала не только военное обучение солдат, но в то же времяпроводился ряд мероприятий с целью просвещения (особенно это заметно вовремя управления военным министерством графом Д.А. Милютиным). Военные расходы, вызванные Восточной войной, а также выкупнаяоперация, затеянная в это время заставило правительство выйти из рамокбюджета. Правительство брало кредиты за границей, прибегало к внутреннимзаймам, выпускало кредитные билеты. Все это привело к тому, что всталареальная проблема упорядочивания государственного хозяйства. Для увеличения государственных доходов был принят ряд мер, однаиз которых - отмена винных откупов. При Екатерине II частные лица "откупали" право продажи вина вопределенном округе за некоторую сумму. По новому порядку вино моглопродавать любое лицо, но все вино, поступавшее в продажу облагалось"акцизом" (налогом в пользу государства).Таким же акцизом были обложенысоль, сахар, табак. Были увеличены некоторые таможенные пошлины. Главным жесредством поднять экономическую мощь страны считалось постройка сетижелезных дорог. В связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почтитакже увеличился ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленныхпредприятий заметно увеличилось, а также число фабрик и заводов. Появилиськредитные учреждения - банки, во главе которых стоял Государственныйбанк (1860 год). Россия начала терять характер патриархального землевладельческогогосударства. Освобожденный от крепостной зависимости и других стеснений народный труд находил себе применение в разных отраслях промышленности,созданных новыми условиями общественной жизни. Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторыестеснительные меры в отношении учебных заведений, принятых императоромНиколаем I. Преподавание в университетах получил больше свободы, онистали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однаконовизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чегосвободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году былиздан устав, согласно которому профессорская корпорация получиласамоуправление. Студенты жене получили права влиять каким-либо образом напорядок в университете, что являлось поводом для частых "студенческихбеспорядков" .Под влиянием таких настроений граф Д.А. Толстой решилосуществить реформу средней школы. В начале царствования императора (приминистре А.В. Головине) доступ в гимназии был открыт для детей всехсословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древнихязыков и реальные, соответственно без них ,но с преобладаниеместествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М.Н .Катковым в 1871 годусоставил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназиябыла сделана единственным типом общеобразовательной и всесословнойсредней школы, выпускники которой имели право поступления в университет.Реальные гимназии заменили" реальными училищами" ;цель их была в том, чтобыдавать образование людям всех сословий, но приспособленное к практическимпотребностям и к приобретению практических познаний. Этой реформой былосоздано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустилиз вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточногоколичества преподавателей латыни и греческого языка, пришлосьвыписывать специалистов из-за границы .Естественно, их преподавание ненравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, нирусской литературы. Таким образом, несмотря на то, что реформа графа Толстого имела воснове правильную идею о значении классицизма, она не вошла в нравы нашегообщества. Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась иженская. До правления Александра II существовали только институты ичастные пансионы, в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-хпоявляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно сталиоткрываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешноразрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаныбольшие успехи в плане начального или народного образования. Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформстояла еще на низком уровне. Итак, я рассмотрел основные преобразования и реформы, прове денныеАлександром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян- в корне изменила порядок, существовавший до этого и повлекла за собойвсе остальные реформы. С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленнаядеятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферыдля предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былыесвязи и создались новые. Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом,создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободеличности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавалисьмечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни. Мне хотелось бы закончить словами А.А. Кизеветтера о правленииАлександра II: "Если искусство править состоит в умении верно определятьназревшие потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществежизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастияумиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, - тонельзя не признать, что император Александр Николаевич верно понялсущность своего призвания в достопамятные 1855-1861 годы своегоцарствования”. 3.3 Земская реформа. После крестьянского «Положения» в ряду административных реформодно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение огубернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января1864 года. Согласно положению вводились бессословные выборные органы местногосамоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетнийсрок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земскихсобраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы вземские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) –проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия(землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин илинедвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская)объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений сгодовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менеечем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянскихобществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительныеорганы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов. Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельностьограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они неслиответственность за народное образование, за народное здоровье, засвоевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование,за ветеринарную помощь и многое другое. Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволеновводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земскиекапиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна былаохватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления нетолько сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий.Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими былопонято, как переход к представительному образу правления, поэтому состороны правительства вскоре стало заметно стремление удержатьдеятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться междусобой земским корпорациям. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российскихгуберний. 3.4Городская реформа. 16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509из 1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы,избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган)избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскуюуправу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четырегода) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателеми городской думы и городской управы. Городские думы находились подконтролем правительственных чиновников. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право толькожители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцыдомов, торгово-промышленных заведений, банков). В первое избирательноесобрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городскихналогов, во вторую – более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, втретью – все остальные. В наиболее крупных городах число гласных(избранных) составляло в среднем 5,6% жителей. Таким образом, основнаямасса городского населения была устранена от участия в городскомсамоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чистохозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ,попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городскоеналогообложение). 3.5Судебная реформа. Старый дореформенный суд в России справедливо почитался не правосудием,а “кривосудием”. В закрытых заседаниях, без участия сторон или ихпредставителей, на основании бумажных полицейских «дознаний», без всякогообщественного контроля, выносили николаевские суды свои приговоры, которыеза частую обуславливались не требованиями закона, а пристрастием,произволом или взятками. Новые судебные уставы, опубликованные 20-го ноября 1864 г., совершеннопреобразили это «темное царство». Они провозгласили своей цельюгарантировать «суд скорый, правый и милостивый, равный для всех», идействительно стремились осуществить эту цель. Одновременно с «учреждениемсудебных установлений» были опубликованы новые уставы уголовного игражданского судопроизводства, а также «устав о наказаниях, налагаемыхмировыми судьями». Новый суд был прежде всего открытый и гласный, с активным участиемсторон; как по гражданским, так и по уголовным делам был введен такназываемый состязательный процесс: по гражданским делам перед судьямивыступали стороны или их представители, по уголовным выступал, с однойстороны, государственный обвинитель- прокурор или «товарищ прокурора» сдругой – защитник подсудимого, адвокат- из состава вновь образованногоавтономного «сословия присяжных поверенных» (в которое входили лишь лица сюридическим образованием); если подсудимый был не в состоянии оплатитьадвоката, суд ему назначал бесплатного защитника. Вопрос о виновностиподсудимого решался коллегией из 12 присяжных заседателей, избиравшихся пожребию «из местных обывателей всех сословий», записанных в соответственныесписки. Судебная власть по новым уставам принадлежала следующим учреждениям:менее важные дела разбирались «мировыми судьями», которые избиралисьуездными земскими собраниями; их первый обязанностью было склонять спорящиестороны к применению и пытаться закончить дело полюбовным соглашением;следующей инстанцией для мирового суда были съезды мировых судей,избиравшие из своей среды председатели. Для более важных дел учрежденыокружные суды, разделявшиеся на гражданские и уголовные отделения. Онисостояли из коронных судей. Для производства предварительных следствий поуголовным делам была учреждена должность судебных следователей. Высшейсудебной инстанцией для всей империи был Правительствующий Сенат; однако ондействовал лишь в качестве «верховного кассационного суда», т.е. он моготменять приговоры низших судебных инстанций, лишь в тех случаях, если этиприговоры были постановлены с нарушением установленных законом правилсудопроизводства. Сенаторы назначались «по непосредственному усмотрению ИмператорскогоВеличества», а члены окружных судов и судебных палат назначались изкандидатов, представленных этими учреждениями. Все назначаемыеправительством члены судебных мест пользовались независимостью, они «немогут быть увольняемы без прошения», как гласил закон. Руководителям судебной реформы удалось подобрать хороший персонал длязамещения судебных должностей, а участие в суде красноречивых и популярныхадвокатов за частую привлекало в судебные заседания массу постороннейпублики. Новые суды скоро приобрели большую популярность в либеральныхобщественных кругах и, наоборот, вызвали большое недовольство консерваторови реакционеров, которые усматривали в многочисленных оправдательныхприговорах выносимых присяжными заседателями, «потрясение основ» общежитияи даже политическую опасность. Правительство также было смущенолиберализмом новых судов, и уже при Александре II дела о «государственныхпреступлениях» были изъяты из ведения суда присяжных и передавались длясуждения в «особые присутствия» Сената или судебных палат, а висключительных случаях- в военные суды. 3.6 Военная реформа Генное управление подверглось также преобразованиям. Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Былиотменены унизительные телесные наказания. Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образованияофицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданывоенные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В нихпринимались лица всех сословий. В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинскаяповинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защитапрестола и Отечества есть священная обязанность каждого русскогоподданного….». По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие21 года, но правительство каждый год определяет необходимое числоновобранцев, и по жребию берет из призывников только это число(обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву неподлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, атакже, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые наслужбу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Дляполучивших начальное образование срок действительной службы сокращается до4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода. Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армиимирного времени со значительным обученным резервом на случай войны. Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобыусилить управление по местам расположения войск. Результатом этогопересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных управлениях». На основании этого «Положения» устроенопервоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) ещечетыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственномувысочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующеговойсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местногогенерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощниккомандующего войсками. К концу XIX века численность русской армии составляла (на 130миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников – 47 тысяч, нижнихчинов – 1 миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000человек, причем военный потенциал сохранялся. В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железныедороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появилисьжелезнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилосьтехническое перевооружение армии. Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах.Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различияправой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогдадумать, какой сапог надевать, на какую ногу. Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и небывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государстважалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицомпострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. ОрденаРоссии ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что дажеменяли положение человека в обществе. 3.7Реформы в области просвещения. Га родное образование также обратило на себя внимание царя.Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общегоустава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, поинициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовалаособая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественноиз профессоров Петербургского университета. Устав предоставлялуниверситетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора,деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельнорешать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связис развитием университетов, соответственно быстрыми темпами началаразвиваться наука. Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народныхучилищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство,церковь и общество (земства и города). 19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, которыйпровозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокойоплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей. Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годахвместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, сдопущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились введомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждатьи Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено былоновое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народногопросвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела кучреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге,Москве, Киеве, Казани и Одессе. 3.8Реформы в области печати. Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознанияоказала также и реформа печати. В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотрецензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемыобщественной жизни и деятельность правительства резко возросло количествопериодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2058). Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть егообязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая -непосредственно на министра народного просвещения. 6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которыеосвобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом неменее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторыепериодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Дляпериодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупногоденежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания. <Временные правила о печати» действовали практически без изменений втечение 40 лет.> 4. Польское восстание. В 1863г. главное внимание правительства и общества было поглощено польским восстанием. Суровый николаевский режим в Польше был значительно смягчен Александром II. В 1861г. государь решил предоставить Польше некоторую автономию; был учрежден государственный совет для царства Польского, состоящий из поляков; для местного управления были устроены по губерниям светы из выборных от населения; во главе всей польской администрации был поставлен польский патриот маркиз Велепольский, а наместником царства Польского был назначен брат царя вел. князь Константин Николаевич, сторонник либеральных преобразований в Польше. Однако польские патриоты не пошли за Велепольским в его политике сотрудничества с русским правительством. Они требовали восстановления государственной независимости Польши в прежних границах. Требования эти выставлялись сначала в политических демонстрациях, а в 1863 г. в Польше и в Литве вспыхнуло открытое восстание. В самый разгар восстания правительства Англии, Франции и Австрии обратились к русскому правительству с предложением созыва международной конференции для урегулирования польского вопроса. Это предложение, в котором русское правительство и общество усмотрели недопустимое вмешательство во внутренние дела России, вызвало взрыв патриотизма и национализма в русском обществе; правительство было засыпано адресами, выражавшими готовность защищать интересы и достоинство России, и ответило твердым отказом на предложение западных держав. Наиболее ярким выразителем национально- патриотических чувств в это время явился московский публицист М.Н. Катков. С другой стороны, Герцен стал на сторону польского восстания и в своем «Колоколе» призывал русских офицеров соединиться с поляками и вместе с ними бороться под лозунгом «за нашу и вашу свободу». Позиция, занятая «Колоколом» Герцена в польском вопросе, значительно подорвала его престиж и влияние в России. В 1864 г. генералы Берг и Муравьев суровыми мерами подавили восстание в Польше и Литве. Название «царства Польского» было уничтожено и заменено названием «Привислинского края»; край был разделен на 10 губерний, в которых была введена общерусская администрация, с делопроизводством на русском языке. В то же время в польских губерниях была произведена крестьянская реформа на основаниях «положения» 19 февраля крестьяне были освобождены от власти помещиков и получили на выгодных условиях земельные наделы. 5.Русско-турецкая война 1877-78гг. В 1875г. в Боснии и Герцеговине вспыхнуло восстание, которое турки не могли подавить, несмотря на самые жестокие карательные меры. Жестокость усмирителей и сочувствие восставшим побудили соседние славянские страны, Сербию и Черногорию объявить Турции войну (1876г.). В русском обществе ярко проявились симпатии к борющимся славянам, «славянские комитеты» собирали пожертвования в их пользу, на помощь сербам отправлялось на Балканы много добровольцев, между ними покровитель Ташкента ген. Черняев; последний был назначен командующим сербской армии, которая несколько месяцев вела неравную борьбу с турками но затем вынуждена была начать отступление, и Сербии угрожало вторжение турок. По требованию имп. Александра султан прекратил военные действия; начались дипломатические переговоры о реформах в Турции и для улучшения положения христианского населения, но они не дали никаких результатов, так как Англия, игравшая в «европейском концерте» первую скрипку, постоянно поддерживала Турцию. Тем временем восстание против турок началось и в Болгарии, а за ним следовала «обычная» резня восставших усмирительными и карательными экспедициями. Имп. Александр не хотел войны, но под давлением русского общественного мнения он в апреле 1877г. объявил Турции войну. Королевство Румыния (образованное в 1859г. соединением Молдавии и Валахии) стало на сторону России, русские войска перешли Дунай и вступили в Болгарию, а передовые отряды быстро дошли до Балканских гор. Однако успехи русских были надолго задержаны неудачами под Плевной, где турецкая армия Османа-паши долго оказывала русским войскам отчаянное сопротивление и причиняла нападающим большие потери. Лишь в конце ноября армия Османа-паши была вынуждена к капитуляции, и русское наступление возобновилось; отряды Скобелева, Гурко и Радецкого перешли Балканы, взяли Филиппополь и Адрианополь и приблизились к Константинополю. Султан вынужден был просить мира, который был заключен в феврале 1878г. в местечке Сан- Стефано, вблизи Константинополя. По этому договору Турция признавала независимость Сербии, Черногории и Румынии, уступала Сербии и Черногории некоторые пограничные области, признавала образование автономного княжества Болгарии, простиравшегося от нижнего Дуная до Эгейского моря (т.е. с включением в него Македонии), обязывалась ввести необходимые реформы в Боснии и Герцеговине, уступала России в Закавказье взятые русскими войсками Карс и Батум с окружающей территорий. Условия Сан- Стефанского мира вызвали энергичные протесты Англии и Австрии, которые заняли в отношении России угрожающую позицию. Имп. Александр согласился принять посредничество германского канцлера Бисмарка и пересмотреть условия Сан- Стефанского мира на конгрессе в Берлине ( в 1878г.) который существенно изменил условия Сан- Стефанского договора: территориальные преобретения Сербии и Черногории были сокращены; территория предполагавшегося Болгарского княжества была разделена на три части: вассальное княжество Болгария было ограничено областью между Дунаем и Балканами; область к югу от Балканского хребта образовала автономную провинцию Восточную Румелию (она соединялась с Болгарией «явочным порядком» в 1885г.); Македония была возращена Турции; Австро- Венгрии было представлено «временно» оккупировать Боснию и Герцеговину для устройства в них нормального управления; Англия получила остров Кипр. Уступки, сделанные русской дипломатией на Берлинском конгрессе, вызвали большое недовольство и разочарование и в русском обществе и среди балканских народов и ослабили авторитет русского правительства дома и заграницей.6. Убийство императора. Император Александр II, вызвавший восторг и удивление просвещенныхлюдей целого мира, встретил и недоброжелателей. Преследовавшие никому непонятные цели, организаторы создали целый ряд покушений на жизнь государя,составлявшего гордость и славу России. 1 марта 1881 года государь, закоторого многочисленное население готово было положить жизнь, скончалсямученической смертью от злодейской руки, бросившей разрывной снаряд. В этот роковой день государь император Александр II решилсделать развод (порядок рассылки ежедневных караулов на смену). Путь лежалпо узкой улице, составляемой садом великой княгини, огороженным каменнымзабором в рост человека и решеткой Екатеринского канала. Местность весьманепроезжая, и если справедливо, что государь избрал ее ввиду полученныханонимных угроз, то трудно себе представить, почему именно на этом путиждала его засада, - разве потому, что заметили на нем большое, противобыкновенного, число полиции. Как бы то ни было, но когда государева каретадоехала до Театрального моста, раздался взрыв, взломавший задок кареты,которая тут же остановилась. Государь вышел из нее невредим, но кинутойбомбой был смертельно ранен один из конвойных, скакавший сзади, и саперныйофицер, шедший по тротуару вдоль каменной стены Михайловского сада. Кучергосударя, чуя беду, обернулся к нему с козел: “Поедемте, государь!”.Полицмейстер, скакавший сзади, выскочил из саней с той же просьбой ехатьскорее. Но император, не слушал и сделал несколько шагов назад: “Хочувидеть своих раненых”. В это время толпа успела остановить здоровогодетину, кинувшего бомбу. Государь обернулся к нему: “Так это ты хотел меняубить?”. Но не успех он договорить, как вторая бомба разорвалась перед ним,и он опустился со словами: “Помогите”. К нему кинулись, приподняли,посадили в сани полицмейстера (который сам получил 45 ран мелкими осколкамибомбы, но ни одной смертельной) и повезли. Через час с небольшим, в 3 часа35 минут пополудни, Государь Александр II скончался в Зимнем дворце. Убийство императора выдающийся русский философ В.В.Розанов назвал«помесью Безумия и Подлости». Политическое завещание Александра II было уничтожено. АлександрIII, в сознании своих былых заблуждений и в стремлении вернуться к идеалуцарей Московских, обратился к народу с манифестом, в котором утверждалисьнезыблемость самодержавной власти и исключительная ответственностьсамодержца перед богом. Русская империя вернулась, таким образом, на старые традиционные пути,на которых она когда-то нашла славу и благоденствие. Список использованной литературы. 1. Зуева М.Н., История России с древности до наших дней. – М.: Высшая школа, 1998г. – 510 с. 2. Каргалов В.В., Савельев Ю.С., Федоров В.А., История России с древнейших времен до 1917г. 3. Орлова В.В., Полунова А.Ю., Щетинова Ю.А., Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы. – М.: Простор, 1994г. – 371 с. 4. Платонов С.Ф., Лекции по русской истории. – М.: Высшая школа, 1993г. – 733 с. 5. Пушкарев С. Г., Обзор русской истории. – М.: Наука. 1991г. – 390 с.




Похожие:

Политический портрет Александра II iconПолитический портрет Александра II
В своем реферате я попытался проследить линию жизни одной из важных исторических личностей, императора Александра II
Политический портрет Александра II iconПолитический портрет Н. С. Хрущева Политический портрет Н. С. Хрущева Вступление
Я сам много раз задавал себе этот вопрос. Для себя я определил несколько причин, заставивших меня обратиться к этой теме. Одна из...
Политический портрет Александра II iconПолитический портрет как жанр. Типологическая характеристика
«портрет» (фр. «portrait») принадлежит изначально. Слово «портрет» происходит от франц. «portrait», что значит изображение оригинала...
Политический портрет Александра II iconПолитический портрет Сталина

Политический портрет Александра II iconПолитический портрет И. В. Сталина

Политический портрет Александра II iconПолитический портрет Столыпина

Политический портрет Александра II iconПолитический портрет Витте

Политический портрет Александра II iconПолитический портрет Сталина

Политический портрет Александра II iconПолитический портрет Кагановича

Политический портрет Александра II iconС. Ю. Витте политический портрет

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы