Финансовый контроль: формы, методы, органы icon

Финансовый контроль: формы, методы, органы



НазваниеФинансовый контроль: формы, методы, органы
Дата конвертации05.07.2012
Размер375,87 Kb.
ТипРеферат
Финансовый контроль: формы, методы, органы


Министерство образования Российской Федерации Петрозаводский Государственный университет Экономический факультет Кафедра экономической теории и финансов Курсовая работа по финансам «Финансовый контроль: формы, методы, органы» Выполнила: студентка 2-го курса гр. 83202 Непомнящая Т.Н. Проверила: К.э.н., доцент, Рабогошвили П.С. Петрозаводск, 2002.1. Введение 32. Необходимость и содержание финансового контроля 42.1 Сфера финансового контроля 72.2 Задачи финансового контроля 83. Организация финансового контроля, пути повышения его действенности93.1 Государственный финансовый контроль 93.2 Внутрихозяйственный финансовый контроль 93.3 Общественный финансовый контроль 103.4 Банковский надзор 103.5 Аудиторский контроль 123.6 Предварительный финансовый контроль 163.7 Текущий финансовый контроль 173.8 Последующий финансовый контроль 174. Методы финансового контроля 184.1 Сущность и методы экономического анализа на микроуровне 18 4.1.1 Сущность анализа экономики на микроуровне 18 4.1.2 Задачи и методы экономического анализа деятельности фирмы 194.2 Сущность, задачи и виды ревизии 235. Органы, осуществляющие финансовый контроль. Задачи и функции органовгосударственного финансового контроля в Российской Федерации. 285.1 Финансовый контроль со стороны представительной власти 295.2 Оперативный контроль 335.3 Финансовый контроль со стороны специализированных органов 356. Список используемой литературы 38 1. Введение Современный этап развития Российской Федерации характеризуетсятенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государствав системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией иправонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастаетзначение и роль финансового контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансамкак экономической категории присущи не только распределительная, но иконтрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальнымиобразованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагаетпроведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовыйконтроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всейсистемой органов государственной власти и органов местного самоуправления,в том числе специальными контрольными органами при участии общественныхорганизаций, трудовых коллективов и граждан. Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведениипроверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессефинансовой деятельности органами государственной власти и местногосамоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и,во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемыхдействий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований.Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности ицелесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в деятельности по образованию,распределению и использованию денежных фондов государства и субъектовместного самоуправления имеет конституционную основу: органыгосударственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица,граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РоссийскойФедерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Необходимость и содержание финансового контроля Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономическихпроцессов в обществе является важной сферой деятельности по управлениюнародным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовыйконтроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализациифинансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективногоиспользования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народногохозяйства. Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократновозрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольнойфункции финансов, которая и определяет назначение и состояние финансовогоконтроля. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положениягосударства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлениифинансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовыхформ предпринимательства содержание финансового контроля существеннообогащается. Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверкефинансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектовхозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений,организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Оносуществляется законодательными и исполнительными органами власти всехуровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль засоблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессеформирования и использования фондов денежных средств, оценку экономическойэффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразностипроизведённых расходов. Финансовый контроль в отличие от других видов контроля(экологического, санитарного, административного и др.) связан сиспользованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такиефинансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность,себестоимость, издержки, обращения, налог на добавленную стоимость,отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетическийхарактер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциямиохватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческойдеятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитныхвзаимосвязей. Объектом финансового контроля являются денежные,распределительные процессы при формировании и использовании финансовыхресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровняхнародного хозяйства. Конкретные формы и методы организации финансового контроля - этопрактическое воплощение объективно присущего финансам, как экономическойкатегории свойства контроля. Поскольку финансовая система государстваохватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональномуровне, так и на уровне отдельно хозяйствующих субъектов), финансовыйконтроль является многоуровневым и разносторонним. Финансовый контроль призван обеспечивать как интересы и правагосударства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов;финансовые нарушения влекут санкции и штрафы. Государственный финансовый контроль предназначен для реализациифинансовой политики государства, создания условий для финансовойстабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнениебюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроля за финансовойдеятельностью государственных предприятий и учреждений, государственныхбанков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государстванегосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполненияденежных обязательств перед государством, включая налоги и другиеобязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности прирасходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а такжеустановленных правительством правил организации денежных расчётов, веденияучёта и отчётности. Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает такжеконтроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов –собственных, заёмных и привлечённых; анализ и сопоставление фактическихрезультатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционныхпроектов; правильность и достоверность финансовой отчётности; контроль зафинансовым состоянием и ликвидностью. Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролируетвесь процесс инвестирования капитала. Это так называемый, постаудит,который включает сравнение фактических финансовых результатов на каждойстадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми вфинансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин ихнесоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методовфинансового прогнозирования. Следовательно, финансовый контроль – важный элемент системы управленияфинансами. Экономические и политические преобразования в Российской Федерации вначале 90-х годов привели к существенной перестройке системы контрольныхорганов. В частности, в 1990 году были упразднены органы народногоконтроля; в связи с новой политической властью во главе с Президентомвозник президентский контроль. Появились новые органы финансового контроля: Федеральное Казначейство,Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Счётная Палата,Федеральная служба налоговой полиции и другие. Перестроена структураМинистерства финансов России, изменились его функции. Возник аудиторскийконтроль. Новые формы приобрёл общественный финансовый контроль. Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банкови других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансовогоконтроля, как со стороны коммерческих банков за финансовым состояниемпредприятий-клиентов, так и за деятельностью самих коммерческих банков состороны Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ), так и задеятельностью самого ЦБ РФ со стороны законодательных органов. В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпеваютзначительные уточнения, вызванные изменением роли государства в экономике,в частности, сужается, центрируется на сфере макроэкономических процессов,включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежныхсредств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяетсясфера действия негосударственного финансового контроля со стороныаудиторских и страховых фирм; кредитных организаций и т.д. и меняется егосодержание; происходит определённый сдвиг от последующего контроля всторону предварительного. Развитие демократии и парламентаризма в России, повышениепрофессионального уровня депутатов обеих палат приводят к болеетщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти иуглублённому анализу целесообразности и экономической эффективностирасходования средств при утверждении проектов федерального бюджета ивнебюджетных фондов. Этому способствует и создание специальныхконтролирующих органов представительной власти. На уровне отдельныххозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовомуобследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированныхконсультационных фирм, инвестиционных банков. Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровеньорганизации учёта в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового.Отчётная документация – главный объект финансового контроля. Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность во многомзависят от создания новой концептуальной и законодательной базы,обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне, с учётомпредусмотренных постановлением Правительства РФ от 20 декабря 1998 года №1529 по данной проблеме мер, связанных со стабилизацией социальногоположения в стране в связи с последствиями финансово-кредитного кризиса1998 года.1 Сфера финансового контроля Сферой финансового контроля являются практически все операции,совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них(бартерные сделки и др.). При финансовом контроле проверяют: соблюдение требований закона ицелевого характера использования средств; пропорции распределения иперераспределения стоимости валового общественного продукта, национальногодохода и доходов хозяйствующих субъектов; разработку и исполнение бюджетов(бюджетный контроль); финансовое состояние, в том числе платёжеспособность;эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсовхозяйствующих субъектов и учреждений; правильность исчисления и уплатыналогов и другое.2 Задачи финансового контроля Задачами финансового контроля могут быть названы: 1. обеспечение соблюдения законности финансовой деятельности; 2. предупреждение неплатёжеспособности и банкротства; 3. обеспечение правильности и своевременности выполнения обязательств перед государством; 4. выявление внутренних резервов и повышение эффективности работы предприятий, посредством более рационального расходования ресурсов; 5. проверка правильности ведения бухгалтерского учёта; 6. определение размеров ущерба; 7. выявление и объективное исследование возможной ответственности менеджеров и др. Организация финансового контроля, пути повышения его действенности Финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различныхсферах экономической жизни общества и на разных уровнях хозяйственногоуправления, что предъявляет определенные требования к его организации. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контрольразличают государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый(аудиторский) финансовый контроль.1 Государственный финансовый контроль Государственный финансовый контроль реализуется черезобщегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовыйконтроль осуществляют органы государственной власти и управления. Оннаправлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственнойподчинённости. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств, концернов, управления исполкомовместных органов власти и др. Его объектом являются производственная ифинансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.2 Внутрихозяйственный финансовый контроль Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическимислужбами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовыеотделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансоваядеятельность самого предприятий, а также его структурных подразделений(цехов, участков, отделов, филиалов). Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий)и стратегический. Оперативный производиться главным бухгалтером в процессеповседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью чёткойорганизации бухгалтерского учёта и контроля за движением денежных средств.Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах.Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовойдисциплины и финансового законодательства. Стратегический финансовыйконтроль предполагает разработку оптимальных решений по использованиюфинансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическуюэффективность и максимизацию прибыли.3 Общественный финансовый контроль Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельныефизические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности.Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной передпроверяющими. Независимый финансовый контроль осуществляют специализированныеаудиторские фирмы и службы.4 Банковский надзор Банковская система выполняет важнейшую роль в рыночной экономике.Существует двусторонняя взаимосвязь между хорошо функционирующей экономикойи банковской системой. Поскольку банки являются элементами инфраструктурысовременного общества, то и надзор за банками приобретает особое значение. К основным целям надзора за коммерческими банками являются: . защита мелких вкладчиков от плохого управления банком и мошенничества; . защита клиентов от системного риска (при банкротстве одного банка могут потерпеть банкротство несколько банков и тем самым будет подорвано доверие ко всей системе); . обеспечение доверия тем банкам, которые выступают в качестве кредиторов на международном банковском рынке; . защита экономики от отрицательных явлений в банковской системе. Органы денежно-кредитного регулирования призваны обеспечитьстабильность денежного обращения и национальной валюты, что невозможно безограничения кредитной экспансии банков, которые теоретически могут«создать» любое количество платёжных средств. Надзор построен на принципе принятия мер предосторожности для снижениявозможного риска при инвестировании коммерческими банками средств вбанковские и в небанковские структуры. Защита акционеров и пайщиков обычно не входит в функции надзорныхорганов. Удовлетворительная система надзора включает сложное сплетениефинансовых, юридических, экономических и административных связей. Наиболееважными являются следующие: . кодифицированный свод законов, касающихся экономических субъектов и собственности, включая банковское законодательство; . разработка адекватных и чётко установленных стандартов учёта и отчётности; . система надзорных органов, их функций, полномочий; . сущность практики надзора, её последовательность; . система коррективных мер и экономических санкций; . обнародование для широкой общественности банковской отчётности. Важнейшей предпосылкой эффективного надзора является наличиетребований, предъявляемых к системе бухгалтерского учета. Они представляютсобой правила, которым должны следовать при подготовке своих балансовыхотчётов коммерческие банки и предприятия. Балансы, декларации о доходах ит.д. играют важную роль для кредиторов, инвесторов и коммерческихпартнёров. Они содержат информацию о предприятии. Банкам необходимадостоверная отчётность заёмщиков, чтобы осуществлять кредитный анализ.Стандарт отчётности должен быть единым, с тем, чтобы банк мог сравнитьпреимущества одного заёмщика перед другим. Для органов банковского надзорастандартная банковская отчётность необходима не только для финансовойоценки отдельных банковских клиентов, но также для проведения сравненияразличных банков, включая зарубежные. Обычно надзор за коммерческими банками осуществляется либо внутреннимаудитом (аудиторские службы коммерческого банка), либо внешним аудитом(аудиторскими организациями, осуществляющими независимый аудит). В качестве способов банковского надзора могут быть документарныйконтроль, инспекция, ревизия, экономический анализ, регистрация (выдачалицензий) и т.д.5 Аудиторский контроль Аудиторский контроль является новым видом финансового контроля,возникшим в РФ в конце 80-х годов, когда было принято постановлениеПравительства (1987 год) о создании совместных предприятий. С переходом крыночной системе управления экономикой и появления различных коммерческихструктур (коммерческие банки, страховые фирмы, корпорации) резко повысилисьтребования к их финансовой надёжности и объективности при оценкефинансового состояния. Аудиторский контроль – независимый финансовый контроль. Его могутпроводить как отдельные физические лица, прошедшие государственнуюаттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, таки аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любуюорганизационно-правовую форму, предусмотренную российскимзаконодательством, кроме акционерного общества открытого типа. Послеполучения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности онивключаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью. Основные задачи аудиторского контроля – установление достоверностибухгалтерской и финансовой отчётности и соответствия произведённыхфинансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим вРоссийской Федерации; проверка платёжно-расчётной документации, налоговыхдеклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемыхэкономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другиеуслуги: постановку и ведение бухгалтерского учёта; составлениебухгалтерской отчётности и деклараций о доходах; анализ и прогнозированиефинансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерскихслужб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственногозаконодательства; проработку рекомендаций, полученных в результатеаудиторских проверок. Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношенияаудитора (аудиторской фирмы) с клиентом оформляются договором с оплатойуслуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основепоручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого кпроизводству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплатааудиторских услуг производится за счёт проверяемой организации по тарифам,утверждённым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности –за счёт средств бюджета, с последующим возмещением из имущества проверяемойорганизации, признанной судом банкротом. Аудиторская проверка может быт обязательной и инициативной. Еслиинициативная проверка осуществляется по решению самого экономическогосубъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всехслучаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994года. Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховыеорганизации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счёт обязательныхотчислений; благотворительные фонды; предприятия, созданные в формеоткрытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размерауставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю,принадлежащую иностранным инвесторам. Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (заисключением муниципальных и государственных) отдельные финансовыепоказатели которых превышают критерии, установленные Правительством.Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственныхорганов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции.Уклонение экономического субъекта от проведения проверки либопрепятствование её проведению влечёт за собой взыскание штрафа по решениюсуда. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора(аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всехюридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различаютчетыре варианта заключения: . Заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчётности и бухгалтерского баланса; . Заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчётности, но им установлены отельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения; . Отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учёт не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчётность не даёт достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия; . Заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить своё мнение о качестве учёта и отчётности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств. Выделяются два вида аудита – внешний и внутрифирменный. Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторскойслужбой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, таки на уровне филиалов, дочерних компаний и т.д. Внутрифирменный аудит направлен на повышение эффективностиуправленческих решений по совершенствованию финансовой и хозяйственнойдеятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. Вего задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерскогоучёта при подготовке ежегодной отчётности; проработка рекомендаций внешнихаудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовойстратегии предприятия; проверка своевременности, надёжности и точностифинансовой информации, подготовленной для руководства филиалами центральныхорганов; анализ адекватности и эффективности мероприятий по обеспечениюсохранности активов; выявление резервов экономии ликвидных средств;определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы ифилиалов и т.п. Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору сгосударственными налоговыми и другими органами, предприятиями, другимипользователями – банками, иностранными партнёрами, акционерами, страховымиобществами и т.п. Основной их задачей является установление достоверностифинансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендацийпо устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению ихфинансово-хозяйственной деятельности. Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмыосуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий и организаций;контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению;предотвращение их занижения и возможности избежания взыскания штрафныхсанкций; консультирование по вопросам организации учёта и управления,составления отчётности, проблемам налогообложения; проверку правильности иэффективности внутрифирменного финансового контроля и аудита. В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можноотнести также: постановку и организацию бухгалтерского учёта; подготовкудокументов, необходимых при создании совместных предприятий и акционерныхобществ; посредничество при заключении торговых сделок; предварительный ипоследующий контроль за заключенными договорами и контрактами; содействиеотечественным и иностранным партнёрам при переговорах о сотрудничестве,учредительстве, разъяснение вопросов финансово-банковского, налогового,страхового и других видов законодательства и т.д. Из перечня услуг чётко прослеживается превентивный характерконтрольной деятельности аудиторских фирм, состоящий в предотвращении каких-либо финансово-хозяйственных нарушений и неудач. Можно выделить несколько этапов аудиторской проверки. Начальный илиподготовительный этап включает действия аудитора, обеспечивающиедостоверность и эффективность анализа: подбор и систематизацию необходимыхматериалов, проверку сопоставимости и взаимной связи различных показателейотчётности. На втором этапе выполняется большое количество различныханалитических расчетов. Третий этап сводится к обобщению результатов иформулированию экспертно-аудиторской оценки. Выполняя предусмотренные программой аудиторские процедуры,профессионалы проверяют полноту отражения важнейших хозяйственных операцийв бухгалтерском учёте и отчётности; своевременность и правильностьфиксирования результатов инвентаризации основных средств (фондов),материальных ценностей, денежных средств и расчётов, сохранность в течениеустановленного срока первичных учётных и другого рода оправдательныхдокументов, подтверждающих совершение хозяйственных операций и их отражениев бухгалтерских записях. Проверка данных, содержащихся в отчётности,выполняется, как правило, на базе специальных тестов. Чаще всего они имеютформу вопросника по сбору данных и исчислению показателей. На основе проверки и анализа финансового состояния аудиторы должны вофициальной форме засвидетельствовать обоснованное мнение о конечныхрезультатах деятельности контролируемых экономических объектов заопределенный период. Аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Егосфера деятельности будет расширяться по мере укрепления цивилизованныхрыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций сцелью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции. По формам проведения финансовый контроль делиться на: . Предварительный; . Текущий; . Последующий.6 Предварительный финансовый контроль Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадиисоставления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет доходов ирасходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорныхсоглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствуетпредотвращению неправильного, нерационального расходования материальных,трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовыхрезультатов деятельности хозорганов в целом. Ещё на стадии составленияфинансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с его помощью могутбыть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условияхусиления ответственности предприятий за своё финансовое состояние. Этаформа финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов инормативных актов. Осуществляется он и при проверке обоснованности расчётовприбыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений ит.п.7 Текущий финансовый контроль Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполненияфинансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций,когда проверяется соблюдение норм расходования товарно-материальныхценностей и денежных средств, соответствия отпуска средств, выполнениюпланов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Эта формафинансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельностипредприятий и организаций в целях выявления полноты и своевременностирасчётов с бюджетом. Важное значение текущий финансовый контроль имеет визыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производитсяповседневно финансовыми службами, для исключения нарушений финансовойдисциплины в процессе исполнения финансовых планов предприятий, организацийи учреждений, при открытии кредитов финорганами, проверке документации посовершаемым операциям бухгалтерами предприятий, организаций и т.п.8 Последующий финансовый контроль Последующий финансовый контроль осуществляется после завершенияотчётного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразностьрасходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов,выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетныхучреждений. Оценка проведённых мероприятий производиться в результатеанализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов,законности совершённых хозяйственно-финансовых операций на основепроверенных отчётных бухгалтерских и расходных документов, конечныхфинансовых результатов. Последующий финансовый контроль с предварительнымфинансовым контролем, базирующимся на нём. Методы финансового контроля По методам проведения финансового контроля, т.е. приёмам и способамего осуществления различают: проверки, обследования, анализ, ревизии. Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственнойдеятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов.Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия поустранению их негативных последствий. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий,организаций, учреждений, но в отличие от проверок – по более широкому кругупоказателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы ихразвития, необходимость реорганизации или переориентации производства.Производятся опросы, анкетирование. Анализ, как метод финансового контроля должен быть системным ипофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчётности.Выявляется уровень выполнения плана, соблюдения норм расходования средств,финансовая дисциплина и т.д.1 Сущность и методы экономического анализа на микроуровне1 Сущность анализа экономики на микроуровне Он заключается в изучении поведения отдельных экономических единиц, ихвзаимодействия на рынках, в результате которого формируются цены напроизводимые товары и услуги, а также факторы производства. Основная цель субъектов хозяйствования – совершать экономическийвыбор. Отдельно взятые предприниматели и предприятия осуществляют вусловиях рынка четыре фундаментальных экономических выбора: . Что и в каком количестве следует производить; . Как следует производить; . Кто должен выполнять определённую работу, используя преимущества общественного разделения труда; . Для кого должны быть предназначены результаты производства. Без экономического анализа на микроуровне невозможно правильно сделатьвыбор.2 Задачи и методы экономического анализа деятельности фирмы Содержание и значение экономического анализа на микроуровне определяюти стоящие перед ним задачи. К числу важнейших из них следует отнести: 1. повышение обоснованности бизнес-планов, индикаторов и нормативов деятельности; 2. объективное и всестороннее изучение хода выполнения бизнес- планов соблюдение нормативов; 3. определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов; 4. контроль за осуществлением требований коммерческого расчёта; 5. выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях хозяйственной деятельности; 6. проверка оптимальности управленческих решений. Первая задача: повышение обоснованности бизнес-планов, индикаторов инормативов деятельности достигается прежде всего с помощью еёобстоятельного ретроспективного анализа. Построение временных рядов назначительный период позволяет установить определённые экономическиезакономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы,которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенноевлияние на хозяйственную деятельность предпринимателя, данного предприятия(ассоциаций, товариществ, концернов, промышленно-торговых фирм и т.д.).Особое внимание должно быть обращено на изучение и оценку хозяйственнойдеятельности за текущий период, и период, предшествующий предплановому.Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и вобобщенном виде используются в бизнес-плановых расчетах. Ретроспективный и текущий анализ завершаются перспективным анализ-прогнозом, который даёт прямой выход на планово-предположительныепоказатели. Во всех случаях используются методы сравнительного анализа конечныххозяйственных, производственно-финансовых результатов, показателейэффективности деятельности передовых предприятий и организаций(отечественных и зарубежных). Таким образом, бизнес-планы обстоятельнообосновываются необходимыми экономическими расчётами. Переход от административно-командной системы к рыночным принципамхозяйствования в России обусловил перемещение плановых разработок с макро -на микроуровень. Вторая задача: последовательное и всестороннее изучение по даннымучёта и отчётности выполнения бизнес-планов фирмы и соблюдения проектировоки нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции,выполненных работ и услуг. На промышленных предприятиях, например, в процессе анализа тщательноисследуются выполнение производственной программы по количеству иассортименту важнейших изделий, сортности, комплектности и качествупродукции, ритмичности производства, реализации продукции, выполнениюдоговоров поставки; на транспорте – по грузообороту, исполнению договоровперевозки с клиентами; в организациях связи – по числу оказанных услуг,качеству связи и срокам доставки и т.д. Предприятия и фирмы коммерческойсферы особое внимание должны уделять объемам продаж, их ассортиментнойструктуре, соотношению элементов товарного баланса, качеству торговогообслуживания покупателей. Третья задача: определение экономической эффективности использованиятрудовых, материальных и финансовых ресурсов. На промышленных предприятиях,например в этом плане отдельно исследуется эффективность использованиясредств и предметов труда (зданий и сооружений, технологическогооборудования, инструментов, сырья и материалов); рабочей силы (почисленности и профессиональному составу работников; основному,вспомогательному, обслуживающему и управленческому персоналу,производительности труда и т.д.); финансовых ресурсов, взятых в ихсовокупности (т.е. собственных и заёмных, основных и оборотных). В сельском хозяйстве и в некоторых отраслях промышленности (лесной,горнодобывающей и т.д.) анализ использования материальных, трудовых ифинансовых ресурсов непосредственно увязывается с анализом использованияприродных богатств, со строгим соблюдением определённых экологическихтребований. Четвёртая задача: контроль за осуществлением и оценка соблюденияправил коммерческого расчёта, конечных финансовых результатов. При оценке финансовых результатов деятельности предприятияиспользуются количественные и качественные показатели (в их необходимойувязке). Так, например, размер прибыли промышленного предприятияопределяется не только количеством и ассортиментом выпускаемых изделий, нои их себестоимостью. Прибыль торгового предприятия зависит как отвыполнения плана товарооборота (по объему и структуре), так и от фактическисложившегося уровня издержек обращения. Обоснованная и полная оценка осуществления требований коммерческогорасчёта, достигнутых финансовых результатов требует подразделения факторов,повлиявших на исследуемые показатели, на зависящие и независящие отпредприятий. Устранение влияния сторонних факторов (путём соответствующихрасчётов) позволяет более правильно проанализировать результаты усилийколлектива того или иного предприятия или частного собственника.Подразделение факторов на зависящие и независящие от предприятий особеннонеобходимо в условиях рыночных отношений. При анализе деятельности внутренних подразделений фирмы задачи и объеманалитических разработок несколько сужаются. В частности, сокращаютсяпозиции, связанные с заключением договоров поставки, с банковскими ибюджетными расчётами, ограничиваются возможности анализа финансовыхрезультатов. Пятая задача: выявление и измерение внутренних резервов на всехстадиях хозяйственной деятельности. В процессе анализа выявление резервов осуществляется с помощьюсравнительного изучения выполнения плановых намёток внутреннимиподразделениями предприятия, однородными предприятиями, а также изучения инаиболее полного использования отечественного и зарубежного передовогоопыта. Критическая оценка самих плановых разработок также может указать навозможности их перевыполнения. Такой анализ должен производитьсясистематически. Важной задачей анализа является оценка обоснованности управленческихрешений. Принять правильное управленческое решение можно лишь на основепредварительного экономического анализа. Задачи экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий,конечно, не исчерпываются этим перечнем. Многогранность и многовариантностьхозяйственных ситуаций, особенно в условиях рыночных отношений ставят передним большое число задач автономного характера. Для решения задач экономического анализа на микроуровне используютсяразнообразные методы. Здесь, прежде всего, следует выделить использование определённойсистемы показателей при изучении хозяйственных явлений и процессов. Этасистема обычно формируется на стадии планирования и предполагает разработкуи привлечение необходимой экономической информации, что не исключаетвозможности и целесообразности применения в ходе самого анализа новыхпоказателей. Экономический анализ предусматривает изучение причин, вызвавшихизменение тех или иных показателей хозяйственной деятельности предприятия.Задача состоит в том, чтобы установить наиболее существенные причины,ощутимо повлиявшие на тот или иной показатель. Поэтому важнымпредварительным условием достоверности и действенности анализа являетсяэкономически обоснованная классификация причин, влияющих на хозяйственнуюдеятельность и её результаты. Особая составляющая экономического анализа – выявление и измерениевзаимосвязи между отдельными показателями хозяйственной деятельности. Кпримеру, обьем выпуска промышленной продукции зависит от трёх группфакторов, связанных с использованием рабочей силы, средств труда, предметовтруда. Каждая группа подразделяется на составные элементы. Так факторы,связанные с использованием рабочей силы подразделяются на количественные икачественные. К количественным относится численность рабочих, ккачественным – производительность их труда (выработка на одного рабочего).Средняя выработка на одного рабочего в год зависит, в свою очередь, отсреднего числа дней, отработанных одним рабочим в год, средней выработки наодин отработанный человеко-час. Каждый из перечисленных показателей такжезависит от целого ряда причин. Среднее число дней, отработанных однимрабочим в год, зависит, например, от предоставления дополнительныхотпусков, неявок по болезни, командировок, целодневных простоев по винепредприятия, прогулов и т.д. Получается, следовательно, определённая цепьзависимости одного показателя от другого, где каждый фактор имеет свойзначение. Исключение того или иного фактора из орбиты внимания экономиста,а иногда нарушение последовательности рассмотрения факторов делают анализэкономически несостоятельным. Даже на этом примере видно, что хозяйственные показатели нельзярассматривать изолированно; все они связаны между собой, что не исключаетвозможности и необходимости их логического обособления в ходе анализа и приэкономических расчётах. Весьма распространённым методически приёмомявляется определение степени влияния данного фактора при прочих равныхусловиях, то есть, когда от остальных факторов аналитик отвлекается.2 Сущность, задачи и виды ревизии Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля ипредставляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий иорганизаций за отчётный период. Слово «ревизия» от латинского revision, т.е. «пересмотр».Документальная ревизия представляет собой контрольное изучение ранеепроизведённых хозяйственных операций с точки зрения их законности,достоверности и экономической целесообразности. Ревизия по времени осуществления относится к последующему контролю ипроведению путём сплошной или выборочной проверки совершённых хозяйственныхопераций по данным первичных документов, записей в учётных регистрах иотчётности. Она объединяет в себе фактический и документальный контроль,что позволяет наиболее полно и глубоко проверить результатыпроизводственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятий(объединений), организаций и учреждений, эффективность использованиянаходящихся в их распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов. В ходе ревизии изучаются все стороны хозяйственно-финансовойдеятельности проверяемых предприятий, организаций и учреждений, что неявляется обязательным, при осуществлении других способов хозяйственногоконтроля. В отличие от других способов хозяйственного контроля – ревизия имеетчёткий правовой статус, определяющий границы её распространения, срокипроведения, права и обязанности лиц, проводящих ревизию и должностных лиц,деятельность которых проверяется, порядок оформления и рассмотрениярезультатов ревизии. Следовательно, ревизия – это способ последующего контроля запроизводственной и хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий(объединений), организаций и учреждений, в процессе которогоустанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразностьсовершённых хозяйственных операций, ведения бухгалтерского учёта всоответствии с действующими положениями и нормативно-законодательнымиактами, а также достоверность учётных и отчётных показателей. Основными задачами ревизии являются: выявление хозяйственных ифинансовых нарушений, хищений, бесхозяйственности; установление причин иусловий, способствующих хозяйственным нарушениям, злоупотреблениям ихищениям, виновных в этом должностных лиц; принятие мер по возмещениюпричинённого ущерба, как в процессе ревизии, так и после неё; выявлениенеиспользованных резервов, повышения эффективности производства. В процессе ревизии фиксируются только документально подтверждённыефакты злоупотреблений, бесхозяйственности, халатного отношения к исполнениюслужебных обязанностей, нарушений финансовой дисциплины, требованийдействующего законодательства, нормативных положений и инструктивныхуказаний, причин, условий возникновения и последствий нарушений; выявляютсянеиспользованные резервы эффективности производства; проверяется системаобеспечения сохранности хозяйственных средств, а также соблюдениядействующих стандартов по учёту и отчётности и т.д. В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют наведомственные, вневедомственные и внутрихозяйственные. Ведомственные ревизии производятся контрольно-ревизионным аппаратомвышестоящих органов (министерств, государственных комитетов и ведомств) вподведомственных им предприятиях, организациях, учреждениях. Вневедомственные ревизии производятся контрольно-ревизионным аппаратоморганов государственного контроля, наделённых контрольными правами поотношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслейэкономики, независимо от их ведомственной подчинённости. Внутрихозяйственными являются ревизии, проводимые внутри предприятия(объединения). Они, как правило, контролируют деятельность входящих всостав предприятия (объединения) структурных подразделений, не имеющихюридической самостоятельности. По организационному признаку ревизии могут быть плановыми ивнеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с планомревизионной работы. Вышестоящие органы планируют ежегодное проведениеревизий в подведомственных предприятиях и организациях, а в бюджетныхорганизациях и учреждениях, не осуществляющих непосредственно хозяйственныхопераций – не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии планом не предусматриваются, а проводятся принеобходимости. Такие ревизии могут быть вызваны неблагополучным положениемдел на отдельном предприятии, при обнаружении фактов хищений излоупотреблений, по просьбе судебно-следственных органов и т.д. Прирасследовании некоторых преступлений, особенно хищений денежных средств иимущества ревизия проводится в обязательном порядке. Материалы такойревизии дают возможность следственным органам установить лиц, виновных взлоупотреблениях, способы совершения хищений и суммы материального ущерба. В зависимости от полноты проверки деятельности предприятия ревизииподразделяются на комплексные, некомплексные и тематические. Комплексными считаются ревизии, при которых проверяются все стороныдеятельности предприятия, его производственная и финансово-хозяйственнаядеятельность. Комплексная ревизия осуществляется бригадой, в состав которой кромебухгалтера – ревизора входят специалисты, знающие экономику и технологиюпроизводства, организацию труда и другие вопросы производственной ифинансово-хозяйственной деятельности. Участие в комплексной ревизииспециалистов по различным областям знаний позволяет выявить резервыулучшения производственной и финансовой деятельности предприятия,способствует дальнейшему повышению эффективности производства. Некомплексной называется ревизия, проводимая одним ревизором (обычноспециалистом по бухгалтерскому учёту и финансам), при которой проверяетсяхозяйственно-финансовая деятельность. Некомплексные ревизии не позволяют вполной мере выявить состояние ведения производства, уровень внедрениядостижений научно-технического прогресса и передовых технологий, поэтомуони менее эффективны по сравнению с комплексными ревизиями. Тематическими считаются ревизии, проводимые в целях проверки состоянияотдельных разделов (частей, участков экономической и социальнойдеятельности предприятий или организаций. Такие ревизии назначаются длядетального изучения соответствующих тем (вопросов), разработок и конкретныхмероприятий по устранению выявленных недостатков. Темами таких ревизий,например, могут быть: «Ревизия обеспечения сохранности и рациональногоиспользования материальных ресурсов (всех или конкретных видов)», «Ревизияправильности образования и использования фондов специального назначения» идр. В зависимости от полноты проверки хозяйственных операций ревизииклассифицируются на сплошные, выборочные, комбинированные. При сплошных ревизиях проверяются за весь ревизионный период все безисключения хозяйственные операции, записи в учётных регистрах и отчётныепоказатели. Это наиболее эффективный вид ревизии, однако, как правило, из-за большой трудоёмкости он используется только в тех случаях, когда напредприятии допущены серьезные нарушения и злоупотребления. Выборочные ревизии предусматривают проверку хозяйственных операций ибухгалтерских документов не за весь ревизионный период, а только за время,заранее намеченное ревизором, т.е. за определённые промежутки временивнутри ревизионного периода. Комбинированные ревизии сочетают выборочное и сплошное исследованиехозяйственных операций. Одни участки деятельности предприятий проверяютсявыборочно, другие – сплошным способом. Сплошным способом проверяютсякассовые операции и расчёты с подотчётными лицами, все другие хозяйственныеоперации – выборочно. Однако, если в процессе выборочной проверки будутвыявлены хищения, злоупотребления и другие серьёзные нарушения финансовойили расчётно-платёжной дисциплины, то по данному кругу хозяйственныхопераций следует провести сплошную проверку документов и записей в учётныхрегистрах. По результатам проведённой ревизии составляется акт, на основекоторого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленныхнедостатков производственно-хозяйственной деятельности предприятий имобилизации внутрипроизводственных резервов. Органы, осуществляющие финансовый контроль. Задачи и функции органов государственного финансового контроля в Российской Федерации. Я, как было уже сказано выше, отметила, что финансовый контрольподразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости отвремени проведения, сферы финансовой деятельности, формы проведения и т.д.Существует также классификация финансового контроля в зависимости оторганов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяетсяфинансовый контроль: 1. президентский; 2. представительных органов государственной власти и местного самоуправления; 3. исполнительных органов власти; 4. финансово-кредитных органов; 5. ведомственный и внутрихозяйственный; 6. общественный; 7. аудиторский. Принцип разделения власти, закреплённый в Конституции РФ иконституциях (уставах) субъектов Федерации предусматривает контрольфинансовой деятельности органов представительной власти. Такой контрольосуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектовфедерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетныхфондов, а также при утверждении отчётов об их исполнении.1 Финансовый контроль со стороны представительной власти С этой целью созданы соответствующие структуры: комитеты и комиссииСовета Федерации и Государственной Думы, Счётная палата РФ, контрольно-счётные палаты субъектов РФ. Начало такому контролю было положено в 1992 году созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого всвоих действиях ни от Правительства РФ, ни от администрации Президента РФ.В настоящее время основная часть его функций передана КомитетуГосударственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам,соответствующие подкомитеты которого проводят экспертно-аналитическиеработы по всем финансовым вопросам. Так, подкомитет по бюджету даётзаключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаютсяоценкой законодательных предложений соответственно по вопросамналогообложения, банковской и финансовой деятельности. Особое место в системе финансового контроля со стороны органовпредставительной власти принадлежит Счётной палате РФ, деятельность которойопределяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 года. Это независимыйот Правительства РФ постоянно действующий орган государственногофинансового контроля, наделённый широкими полномочиями и подотчётныйФедеральному Собранию РФ. Сфера полномочий Счётной палаты – контрольфедеральной собственности и расходования федеральных денежных средств.Контролю подлежат все юридические лица – государственные органы иучреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБР, органыместного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а такжедругие коммерческие фирмы и негосударственные коммерческие организации – вчасти, связанной с получением, перечислением или использованием ими средствфедеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных ииных льгот, предоставленных федеральными органами. Перед должностнымилицами Счётной палаты РФ поставлены следующие задачи: . Организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов; . Подготовка положений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса; . Оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; . Определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов; . Финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков; . Регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль поступления денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею. Счётная палата обязана также контролировать состояние государственноговнутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банкаРоссии по обслуживанию государственного долга, эффективность использованияиностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а такжепредоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов ина безвозмездной основе иностранным государствам и международныморганизациям. Основные методы контроля, проводимого Счётной палатой, - тематическиепроверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений,возмещению причинённого государству ущерба и привлечению к ответственности,в том числе к уголовной, должностных лиц, виновных в нарушениизаконодательства и бесхозяйственности, Счётная палата направляетпредставление руководителю проверяемого предприятия, учреждения илиорганизации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нём срок. Привыявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины,наносящих государству прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроковрассмотрения представлений Счётной палаты она имеет право даватьпредписания, обязательные для исполнения. В случае если предписания неисполняются, Коллегия Счётной палаты по согласованию с ГосударственнойДумой может принять решение о приостановлении финансовых, платёжных ирасчётных операций по счетам юридического лица. Предписание может бытьобжаловано в судебном порядке. По закону деятельность Счётной палаты является гласной: результатыдолжны освещаться в средствах массовой информации. Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется всоответствии с Конституцией РФ путём издания указов по финансовым вопросам,подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должностиминистра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры дляназначения на должность председателя Центрального банка. Определённые функции финансового контроля выполняет Главноеконтрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая1994 года. Как структурное подразделение Администрации Президента оноподчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всемиорганами исполнительной власти. Среди его функций: контроль задеятельностью органов контроля и надзора при федеральных органахисполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органовисполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращенийграждан и юридических лиц. Главное контрольное управление наделено правом требовать отруководителей государственных органов, организаций и предприятий(независимо от формы собственности) предоставления документов, материалов илюбой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать кпроверкам специалистов и представителей правоохранительных органов ивносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений,которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет правасамостоятельно применять какие-либо санкции. Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовыйконтроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют иконтролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, втом числе финансовых. Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О СоветеМинистров – Правительстве РФ» наделено широкими полномочиями. Оноконтролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета,осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита.Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельностьподведомственных ему органов финансового контроля. Правительством РФутверждены положения «О Министерстве Финансов» (на основании Постановленияот 6 марта 1998 года), «О Казначействе» (на основании Постановления от 27августа 1993 года). При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в областифинансов. Важнейшее место в системе финансового контроля со стороныПравительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое нетолько разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственноконтролирует её осуществление. Все структурные подразделения Минфина в тойили иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфиносуществляет финансовый контроль в процессе разработки федеральногобюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств исредств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютногоконтроля; контролирует направление и использование государственныхинвестиций, выделяемых на основании решения Правительства РФ. По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленныхнарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федеральногобюджета предприятий и организации при наличии у них фактов незаконногорасходования средств, а также непредставления ими соответствующейотчётности; взыскивать государственные средства, используемые не поназначению, с наложением предусмотренных штрафов. Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемоеМинфином методическое руководство организацией бухгалтерского учёта встране, а также проведение аттестаций по аудиту и лицензированиюаудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков). Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина РФраспространяются на финансовые средства только федерального уровня.Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельностьсубъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несутответственность за формирование и использование своих бюджетов ивнебюджетных фондов.2 Оперативный контроль Оперативный контроль использования государственных средствосуществляет действующий в рамках Минфина Департамент финансового контроляи аудита, а также органы Федерального казначейства. Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ,созданный Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года являетсяприемником Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ. Департамент и еготерриториальные подразделения обязаны проводить комплексные ревизии итематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использованиясредств федерального бюджета и внебюджетных фондов; документальные проверкифинансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительныхорганов, а также органов государственной власти субъектов РФ и местногосамоуправления.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Финансовый контроль: формы, методы, органы iconОрганы, осуществляющие финансовый контроль

Финансовый контроль: формы, методы, органы iconОрганы государства, осуществляющие финансовый контроль

Финансовый контроль: формы, методы, органы iconФинансовый контроль в условиях перехода к рынку
Субъекты финансового контроля: организации и органы власти, их характеристики 7
Финансовый контроль: формы, методы, органы iconФинансовый контроль
Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности го­сударства и муниципальных образований является финансовый контроль
Финансовый контроль: формы, методы, органы iconКурсовая работа по дисциплине "Финансы" на тему "Финансовый контроль в условиях перехода к рынку"
Субъекты финансового контроля: организации и органы власти, их характеристики 7
Финансовый контроль: формы, методы, органы iconКонтрольная работа по дисциплине «основы аудита» Вариант 1 Преподаватель: Иванов А. А. Барнаул 2008
Общегосударственный контроль охватывает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности....
Финансовый контроль: формы, методы, органы iconТема Аудит в системе финансового контроля в Российской Федерации
Система финансового контроля подразделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независимый контроль)....
Финансовый контроль: формы, методы, органы iconПрограмма дисциплины Государственный финансовый контроль для направления 080500. 68-Менеджмент
Афанасьев М. П. Государственный финансовый контроль (материалы к лекциям), М., Вшэ, 2001
Финансовый контроль: формы, методы, органы iconПрограмма дисциплины Государственный финансовый контроль для направления 080100. 68-Экономика подготовки магистра
Афанасьев М. П. Государственный финансовый контроль (материалы к лекциям), М., Вшэ, 2001
Финансовый контроль: формы, методы, органы iconКонтрольная работа по дисциплине «Контроль и ревизия» на тему: «Формы и методы финансово-экономического контроля»
В зависимости от времени осуществления в качестве форм финансово-экономического контроля выделяют: предварительный, текущий и последующий...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы